Высокий уровень политической культуры является условием создания правового государства

Обновлено: 24.04.2024

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

«Начало учебного года современного учителя»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Тема урока: Правовое государство

«Законодательство стремится поставить

свободу личности в те границы, в которых

она, подчиняясь общим законам, совместима

со свободой каждой другой личности»

Образовательная: сформировать представление учащихся о том, что право выше власти, охарактеризовать основные признаки правового государства.

Развивающая: продолжить развивать мыслительные навыки, формировать понятия, развивать умения выделять признаки, умение работы с текстами.

Воспитательная: показать преимущества правового государства.

Тип урока: изучение нового материала

Вид урока: комбинированный

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация «Правовое государство».

Основные понятия: Общество, сферы деятельности общества, Государство, правовое государство ,Верховенство права ,Верховенство конституции, гласность права,приоритет прав и свобод, разделение властей ,независимость суда, приоритет международного права, гражданское общество.

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.

2.Проверка домашнего задания.

Учащиеся письменно в тетрадях выполняют тест по теме «Государство и политический режим» в формате ЕГЭ.

3.Актуализация темы, постановка проблемы.

Учитель начинает с вопроса учащимся «Каким, на их взгляд, должно быть правовое государство?»

Учащиеся отвечают ,а учитель записывает на доске признаки правового государства со слов учащихся.

Задаю вопрос классу: Сформировано ли в России правовое государство? Ответ обоснуйте.

Учащиеся работают с учебником и дополнительной литературой в группах.

Изучение нового материала.

Учитель. Понятие о правовом государстве было выдвинуто впервые в работах великих мыслителей эпохи Просвещения, которые ввели в политическую практику понятия: общественный договор, естественные права человека.

Правовое государство, по мнению философа И. Канта, можно построить лишь тогда, когда в обществе будет сформировано гражданское правосознание.

Это означает, что члены общества будут высоко ценить свою нравственную и политическую свободу и осознавать свою ответственность перед обществом.

Власть и право тесно связаны между собой, значит, неправовых государств нет, так как в каждом государстве свои законы, своя система права.

Под правовым государством понимается такое государство, в котором все подчиняется закону, даже правители исполняют предписанные нормы.

Каковы же основные признаки правового государства?

1. Важным признаком для правового государства является верховенство права.

Оно выражается в России главным образом в верховенстве Конституции РФ по отношению ко всем нормативным актам (основной Закон государства).

Законы и другие правовые акты не должны противоречить Конституции.

В статье 15 устанавливается, что Конституция имеет высшую правовую силу.

Задание классу - прочитать статью 15 Кон­ституции РФ (она состоит из 4 пунктов) и подумать над вопросом: в каких пунктах этой статьи непосредственно за­креплено верховенство права в нашей стране? (Это пунк­ты 2 и 4.)

Верховенство основного закона заключается и в том, что органы государственной власти, местного самоуправления, должностные лица, граждане и объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и все другие законы. Эти законы обязательны для всех - от главы государства до рядового гражданина.

Превышение власти чиновниками, выход за пределы своей компетенции нарушает принцип правового государства.

2. Немаловажным признаком правового государства является открытость основного Закона каждому члену государства, при соблюдении принципа гласности права.

В Конституции РФ содержится требование обязательного опубликования законов для всеобщего сведения.

Для правового государства характерно не только верховенство права и закона, но и справедливость законов.

3. Признак правового государства справедливость закона. При этом

высшим приоритетом являются права и свободы человека и гражданина.

В правовом государстве эти права и свободы, основаны на естественном праве и закреплены в Конституции, гарантируются государством.

Далее (исходя из возможностей урока, класса) делается краткий обзор содер­жания гл. 2. Следует заранее продумать, что именно выделить в статьях, закрепляющих права чело­века и гражданина. Нужно отметить, что каждое из рассмотренных прав — это «кусочек» нашей свободы и, чем шире круг прав, тем шире наша свобода. Важно подчерк­нуть мысль: что этот круг не может быть беспредельным, что и закреплено в статье 55 (п. 2). Обратить внимание, что в нашей Конституции прямо указано на три обя­занности граждан: платить налоги, охранять окружающую сре­ду, защищать Отечество (статьи 57, 58, 59).

Как видим Конституция РФ пронизана таким подходом к правам человека. В этом правовое государство тождественно конституционному демократическому государству.

За личностью признаются неотъемлемые права;

неприкосновенность человека обеспечивается законом.

4. Правовое государство, в отличие от деспотического или тоталитарного, ограничивает себя комплексом норм.

Следующий признак правового государства заключается в принципе разделение властей.

Он включает три ветви - законодательную, исполнительную и судебную.

Каждая из них имеет строго очерченные полномочия.Учащиеся по группам составляют Кластер №1

Государственная власть РФ

Однако они уравновешивают и сдерживают друг друга.

Необходимо, чтобы при этом они взаимодействовали и сотрудничали.

При наличии времени можно более подробно ознакомиться с устройством государственной власти: глава 4, статья 80 (п. 1); глава 5, статьи 95, 96 (п. 1), 105 (п. 1); глава 5, статьи 110 (п, 1), 111 (п. 1).

5.Важным признаком правового государства является принцип взаимного контроля.

Он подразумевает, что граждане, участвуя в избирательном процессе, имеют возможность контролировать власть и путем волеизъявления корректировать, подправлять их действия.

Правовое государство подразумевает обязательное существование гражданского общества, в котором граждане, имея собственные, часто различающиеся интересы, выражают их индивидуально или объединяясь в общественные организации.

Гражданское общество является социальной основой правового государства, которое в свою очередь должно примирять различные интересы граждан. То есть гражданское общество – это совокупность неполитических отношений в обществе: экономических, социальных, духовных и т.д.; сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся организаций, огражденных соответствующими законами от прямого вмешательства и произвольной регламентации деятельности граждан и организаций со стороны государственной власти.

Важным условием существования гражданского общества является свобода (мысли, слова, деятельности).

Свободу можно определить как всегда открытую перед человеком возможность активной деятельности для реализации заложенных в нем природных способностей.

5. Следующим важным признаком правового государства является принцип независимости суда.

Только независимость суда может гарантировать права и свободы человека и гражданина, эффективно защищать от возможного произвола властей.

Принцип независимости суда закреплен в статье 120 Конституции РФ; о нем говорится и он обеспечивается и в ряде других статей - о несменяемости и неприкосновенности судей, установлении демократических принципов судопроизводства.

Но положения Конституции нуждаются в детализации и дополнении рядом законодательных и нормативных актов.

6. Еще одним признаком правового государства является приоритет международного права.

Он означает, что законы государства не должны противоречить международному праву. В Конституции РФ (статья 15, часть 4) закреплены два положения.

Во-первых, указывается, что общепризнанные нормы международного права и международные договоры России являются составной частью ее правовой системы.

Во-вторых, в спорных случаях противоречий между международным договором России и каким-либо внутренним законом предпочтение отдается международному договору.

Включение данного принципа в Конституцию РФ означает, что Россия стремится вписаться в мировое сообщество, являясь его членом, уважающим международные законы, в выработке которых она сама участвует.

Для правового государства очень важно развитое правосознание граждан.

Жители страны должны знать о ее законах, о своих правах и обязанностях, соблюдать законы. Это способствует развитию конституционной демократии.

Учитель. Как вы думаете?

Является ли правовым государство, в котором существует верховенство права, если законы в этом государстве ущемляют права граждан?

Как граждане могут способствовать развитию правового государства?

Высказывание учащихся(Правовое государство – главное условие функционирования

гражданского общества. Дают определение правовое гогударство и верховенство закона) и составление Кластера № 2

Гражданское общество и Правовое государство

Обеспечивает

Защищает

через верховенство ЗАКОНА

Верховенство закона — несущая конструкция правового государ­ства.

Правовое государство — это политическая организация обще­ства, создающая с помощью права условия для существования и жиз­недеятельности гражданского общества, представляющего собой сис­тему социальных институтов и общественных связей, для свободной реализации каждым гражданином и объединениями граждан их твор­ческих, трудовых потенций.

Правовое государство должно обеспечи­вать своим гражданам возможность самим осуществлять выбор обще­ства, которое хочет иметь большинство народа, сохранять и обеспечи­вать плюрализм мнений, политических институтов и действий. Един­ственное ограничение — эти действия не могут быть направлены на насильственное разрушение правового государства, свержение госу­дарственного строя.

Верховенство закона — . несущая конструкция правового госу­дарства, являющаяся антиподом той системы устрашения, произвола, насилия, включая государственный террор, которая была присуща ад­министративно-бюрократическому государству.

Как отражены принципы правового государства в положениях Конституции Российской Федерации (по возможности рассмотреть материал с использованием текста Конституции РФ Приложение 1)

Правовое государство. Самостоятельная работа учащихся

Задание.3 Работа в группах. Прочитайте изречения мыслителей различных стран и эпох о правовом государстве. Прокомментируйте их. С какими высказываниями вы согласились бы, а какие оспорили? Почему? Работая с учебникоми со слов учителя составьте кластер «Признаки правового государства»

На столах, находится информация дополнительная (Приложение №2) и учебник

Признаки правового государства

На экране мультимедийного проектора рассматриваем:

1.Предпосылки создания и функционирования правового государства:

1. Производственные отношения, основанные на многообразии форм собственности, свободе предпринимательства (необходимы экономическая независимость и самостоятельность индивида).

2. Режим демократии, парламентаризма и конституционализма, суверенитет народа, предотвращение попыток злоупотребления власти.

3. Высокий уровень политического и правового сознания людей, политической культуры личности и общества, понимание необходимости сознательного участия в управлении государственными и общественными делами.

4. Создание внутренне единой и непротиворечивой системы законодательства.

5. Гражданское общество, то есть система отношений между людьми, обеспечивающая удовлетворение их неотъемлемых прав и интересов на основе самоуправления и свободы.

2.Условия формирования правового государства в современной России:

1. Длительное время сохраняется правовой нигилизм народа и властей, неуважение к закону, традиции авторитаризма и деспотии, низкий уровень общей политической и правовой культуры.

2. Сложности нынешнего исторического этапа в жизни страны (расслоение общества, недовольство зарплатой, рост отрешенности народа от политической активности, участия во власти).

3. Несоответствие западных представлений о правовом государстве устоям России.

4. Необходимость создания своей модели правового государства.

Закрепление учебного материала.

Ответ: Теория правового государства возникла как антипод произволу, абсолютизму, деспотии.

Закрепление:

Вопросы по теме урока:

Что такое государство?

Что значит правовое государство?

Каковы признаки правового государства?

Что дает разделение властей, почему этот принцип считается выдающимся достижением человечества в организации государ­ственной власти?

Ответы учащиеся дают с опорой на текст по­собия (текста учебника).

Какие государства в мире, по вашему мнению, являются правовыми? Какие государства в мире не являются правовыми?

Является ли Россия правовым государством?

Что нужно для развития правового государства в России?

Вывод . Ответ: Теория правового государства возникла как антипод произволу, абсолютизму, деспотии.

Домашнее задание :

Параграф 4, конспект, написать эссе по теме «Роль граждан в государстве»,

В самой первой статье Конституции указывается, что Россия - это правовое государство, т.е. государство, в жизни которого соблюдается верховенство конституционности и законности во всех сферах общественной жизни (ст. 4, часть 2; ст. 15, часть 1).

В таком государстве признаются и гарантируются Конституцией и законами основные, неотчуждаемые, принадлежащие каждому человеку от рождения права и свободы (ст. 2,17,18), сами же граждане несут перед государством определенные в Конституции обязанности (ст. 57; 58; 59).

Граждане государства равны перед законом (ст. 19; 46 часть 1), в государстве уважаются права меньшинств (ст. 5, часть 3; 26), допускается идеологическое, политическое многообразие (ст. 13).

Носителем суверенитета и единственным источником власти является народ (ст. 3), который осуществляет ее как непосредственно (референдум, выборы), так и через органы государственной власти и местное самоуправление (ст. 3, часть 2).

Органы государственной власти, должностные лица в отправлении своих функций действуют в пределах своих полномочий, определенных Конституцией и законами (ст. 3, часть 4; 15, часть 2; 18). Необходимость в открытости деятельности органов государственной власти приводит к возрастанию роли прессы и электронных средств массовой информации в правовом государстве.

Состав органов власти периодически сменяется (ст. 81, часть 1; 96, часть 1; 116), за исключением судебной власти (ст. 120, часть 1; 121; 122). В правовом государстве реализуется принцип разделения властей (ст. 10), разграничение предметов ведения и полномочий между центральными органами власти и местными органами (ст. 5, части 2,3,4; 11;12).

Таким образом, в Основном законе нашей страны содержится целый ряд положений, определяющих характер Российской Федерации как правового государства.

Означает ли это, что Россия - правовое государство?

Принятие Конституции и ряда шагов по созданию такого государства не означает еще, что в стране существует верховенство закона, что соблюдаются все права человека. Многие положения Конституции нуждаются в том, чтобы раскрыть механизм их действия в тех или иных законах. Иными словами, наш парламент - Федеральное Собрание - должен еще принять и проработать законы, регулирующие экономику, предпринимательство, сбор налогов, другие сферы. И законы эти должны быть справедливыми и эффективными.

Для создания правового государства важно соблюдение этих законов абсолютно всеми гражданами - от президента до рабочего, артиста, ученого. Важно наличие справедливого суда, а также высокий уровень морали и правовой культуры всех нас.

Фома Аквинский, философ – теолог

П.И. Новгородцев, русский юрист

Роберт фон Моль, немецкий правовед

4.« Суть правового государства в том, чтобы государственная власть признавала издаваемые ею нормы обязательными и для самой себя».

Роберт Иеринг, немецкий правовед

5.« Правовое государство предполагает господство права во всех сферах государственной жизни; оно отрицает всякий абсолютизм и произвол власти и бесправие подвластных, притом не только в области частных отношений, но и в области политической, в отношении граждан к государственной власти».

Н.И. Павленко, русский юрист

6.« Правовое государство – это мираж, но мираж весьма удобный для буржуазии, потому что он заменяет выветрившуюся религиозную идеологию, он заслоняет от масс господство буржуазии».

Правовая культура — это составная часть общей культуры народа и отдельной личности. При этом надо иметь в виду, что под культурой понимают не только духовные достижения, но и материальные ценности, созданные человеком в процессе своей творческой деятельности.

В этом плане правовая культура включает в себя все достижения юридической теории и практики. Все позитивное, положительное, накопленное человечеством в области права, — это и есть правовая культура. Можно выделить объективную и субъективную стороны правовой культуры.

Правовая культура зависит от нравственности, от уровня экономического развития общества, от материального благосостояния народа.

Но это — особая ценность общества. Если в обществе есть определенный уровень правовой культуры, то можно говорить о формировании правового государства. Если нет этой правовой культуры, то формирование правового государства крайне затруднено и связано лишь с ростом правовой культуры. Правовое государство и правовая культура органически связаны между собой, а наличие демократического гражданского общества является необходимым условием формирования правовой культуры и правового государства.

Очень часто под правовой культурой понимают уровень правосознания, т.е. знание людьми права, их отношение к закону, суду. Но на самом деле правовая культура — нечто большее, чем правосознание. Она предполагает достаточно высокий уровень правового сознания.

Правовая культура опирается на правосознание, однако не сводится к нему, а также к идейно-теоретическим и психологическим элементам правосознания. Она включает в себя юридически значимое поведение субъектов правоотношений. Правовая культура — это не просто то или иное отношение к правовой действительности (правосознание), но прежде всего уважительное отношение к праву.

Понятие правовой культуры значительно шире, чем понятие правосознания, хотя часто правовую культуру понимают как правовое сознание. В общем-то, конечно, между ними существует тесная связь. Но правосознание является только одним из необходимых элементов правовой культуры.

Правосознание — определенная разновидность общественного и индивидуального сознания людей. Высокий уровень правосознания включает в себя и знание права, и понимание значения права в жизни общества. А этого у нас, к сожалению, не хватает даже законодателям, политическим лидерам, руководителям общественных организаций. Дело не в том, что они не знают закона, а в том, что они не считаются с ним. А это уже пренебрежение правом.

Низкий уровень правовой культуры, неразвитость у населения юридических традиций, зачастую переходящая в откровенный правовой нигилизм, отрицание необходимости и ценности права имеют глубокие корни в нашем обществе еще с дореволюционного прошлого. Из поколения в поколение в России проявляется неуважение к закону и суду, терпимость к произволу и насилию. До революции большинство деятелей литературы, искусства, науки, даже выдающиеся, нигилистически относились к праву. Для них имел огромное значение нравственный аспект.

В условиях крепостного права в общественных отношениях царил произвол, усугубленный низкой культурой населения. После реформ 60-х годов XIX века правовая действительность изменилась, но эти изменения глубоко не проникли в общество. Уровень правовой культуры оставался достаточно низким.

Во время революции 1917 года старая феодально-буржуазная правовая система была сломана, а новая не могла быть создана за короткое время. Нужен был длительный период становления новой правовой системы. Переворот происходил в сложнейших условиях обострения классовой борьбы, при сильном влиянии мелкобуржуазной стихии, с креном в сторону анархии, непризнания законности.

К тому же было ясно, что в условиях гражданской войны (период военного коммунизма) систематизация права и установление законности осуществлялись чрезвычайно трудно. В обстановке царившего произвола с одной стороны белого террора, с другой — красного, ни о каких общечеловеческих ценностях, ни о значении наследия старой правовой системы не могло быть и речи. Диктатура пролетариата понималась как не ограниченное никакими законами господство этого класса.

В период новой экономической политики (НЭП) стало ясно, что следует изменить представление о социализме и пересмотреть взгляды на революционную законность. Деформация социализма, сложившийся диктаторский режим и массовые репрессии были той реальностью, которая погубила ростки правовой культуры, возникшие в дореволюционной России. В этот период наиболее широко был распространен правовой нигилизм.

Существовали и обстоятельства идеологического характера, действовавшие не только во времена культа, но и позже: с точки зрения марксизма-ленинизма право, как и государство, представлялось как отрицательное явление общественной жизни, которое должно отмереть в самом ближайшем будущем.

Идеологи марксизма-ленинизма в 20-е годы отвергали необходимость права, считали, что «право — это такой же опиум для народа, как и религия», верили, что после свержения капитализма и самодержавия страна войдет в новое общество. Все это было основано на правовом нигилизме народа.

О социальной ценности права заговорили только в 60 — 70-е годы XX века. Однако правовой нигилизм встречается и сегодня. Другая сторона вопроса — волюнтаристское отношение к законодательству. Все это находится в области правосознания — правовой идеологии и правовой психологии.

Отрицательное влияние на правильную оценку права оказывает и то, что в отечественной науке, начиная с 30 — 40 годов XX века, сложилось нормативистское понимание права. Оно рассматривается как орудие государства, как средство управления, как нечто, находящееся в руках государства и направленное против населения. И когда определенная часть наших теоретиков права стала обращать внимание на иное понимание права, официальная идеология отнеслась к этому отрицательно.

А ведь главное назначение права в том, что оно должно служить человеку, который обладает неотъемлемыми правами и свободами. Право ограничивает власть, которая должна считаться с основами права и нравственности. Но об этом говорилось очень мало. Данное обстоятельство усиливало правовой нигилизм, неуважение к суду и закону. Если в сознании людей существует нигилистическое отношение к праву, то о высокой правовой культуре не может быть и речи.

Помимо высокого уровня правосознания, правовая культура включает в себя и все реальные достижения в области правовой жизни общества (законодательство, его уровень, его технику, степень цивилизованности его содержания). У нас не было цивилизованного законодательства. Качество законов и способы их реализации по-прежнему остаются на низком уровне.

Можно задумать хороший закон, но если с точки зрения юридической техники он будет неудовлетворительным, реализовать его невозможно. Например, принятый в 1991 г. Закон «О предприятиях» был шагом вперед, но в нем имелись юридические недостатки. Термин «коллектив — хозяин предприятия» не раскрывал содержания правового статуса юридического лица. Неясно было, что подразумевает законодатель под термином «хозяин».

Этот термин был перенесен в законодательный акт из общественно-политической литературы и резко снизил его значение, так как не является юридическим. Коллектив — собственник или нет? Законодатель не решил этого главного вопроса. Если у нас в стране будут издаваться законодательные акты низкого технического уровня, то о правовой культуре говорить не имеет смысла.

Правовая культура — это еще и высокий уровень культуры правосудия. Уровень правовой культуры зависит от многих факторов. Имеет значение и состояние помещений для судебных заседаний, и облик судей, и само проведение судебного процесса. Дворцов правосудия у нас еще нет. Это и неудивительно.

До последнего времени правосудие у нас было только в законе. Судейская профессия не престижна. В реальной жизни культура правосудия находится на очень низком уровне. А это в свою очередь влияет на общий уровень правовой культуры населения. Правовая культура — это высокий уровень культуры законодательства и правосудия, их реальное состояние.

Следующий элемент правовой культуры — фактическое состояние законности и правопорядка в стране. Состояние преступности — это определенная характеристика правопорядка, но главным тем не менее является состояние правонарушаемости. В США преступность выше, но механически это не отражает состояния законности и правопорядка в стране.

Когда совершено преступление и преступник справедливо наказан, законность торжествует и правопорядок восстанавливается. Но если кто-нибудь наказан несправедливо — законности уже нет. Необходимо, чтобы каждый виновник был наказан и не был наказан невиновный. Необходима система, которая бы это обеспечивала, а у нас ее нет. То, что записано в качестве права, должно быть реализовано. А мы вначале разрешаем, а затем ограничиваем. Так правовое государство построить невозможно.

Можно говорить о правовой культуре личности, группы, общества в целом в тот или иной исторический период. Существуют различные модели правовой культуры (например, западная модель правовой культуры, конфуцианская правовая культура, мусульманская правовая культура и т.д.).

Западная модель правовой культуры характеризуется тем, что главной ценностью здесь признаются основные права и свободы человека и гражданина. Она начала формироваться еще с античных времен.

Специфической чертой этой модели является, во-первых, осознание социальной ценности права как меры свободы и равенства и приоритет права во всех сферах общественной жизни. Во-вторых, осознание ценности индивидуальных прав личности.

В сокровищницу мировой правовой культуры входят теория естественных прав и свобод человека, теория разделения властей Дж. Локка и Ш.-Л. Монтескье, а также законодательные акты, закрепляющие права и свободы личности.

Правовая культура так же, как и политическая культура, является непременным элементом демократии. Без них демократия может превратиться в анархию. А это чревато пагубными последствиями для общества и государства, в том числе и для всего мирового правопорядка. Произвол и бесправие приводят к массовым нарушениям прав и свобод личности, к отрицанию самой необходимости и ценности права.

Высокий уровень правовой культуры является необходимым условием (фактором) формирования правового государства. Особенно актуальной эта проблема является для отечественного права и государства. Поэтому воспитание правовой культуры граждан — важнейшее условие стабильности и правопорядка в обществе.

Правовая культура общества в современном интегрированном мире часто уже не определяется территориальными границами одного государства. Идет процесс интернационализации и взаимообогащения различных культурных ценностей. В таком взаимном сближении национальных культур состоит процесс формирования единой субкультуры с позиций общечеловеческих ценностей.

Кроме того, мировое сообщество уже осознало необходимость выработки общецивилизационных, общечеловеческих начал и принципов деятельности в межгосударственных отношениях, которые закрепляются в важнейших нормативно-правовых актах международного характера.

Особенно заметно этот процесс идет в рамках Европейского сообщества, где выработаны единые принципы согласования национальных правовых институтов, создано единое правовое поле, в рамках которого обеспечиваются основные права и свободы личности (Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод).


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.



© cyberpedia.su 2017-2020 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!


Несмотря на изученность проблемы правовой культуры в государстве, остаются до конца не исследованными вопросы взаимосвязи правовой культуры и правового государства, воздействия правовой культуры на процесс становления и функционирования правового государства, что указывает на актуальность представленного исследования. Рассмотрены и проанализированы дефиниции понятия, признаков, типологии, уровней и значения правовой культуры, как одного из факторов, влияющих на динамику становления правового государства. Акцент в исследовании делается на принципах формирования правового государства, его взаимодействия с институтами гражданского общества, выступающих в качестве индикаторов правосознания как отдельных личностей и их коллективов, так и общества в целом. Приводятся выводы о взаимосвязи уровня правовой культуры личности и общества, напрямую зависящих от уровня правосознания граждан. Обозначены ключевые проблемы формирования высокого уровня правовой культуры личности и общества, внесены предложения, направленные на повышение значимости правовой культуры как одного из факторов, воздействующих на формирование правового государства.

Ключевые слова: правовая культура, типы правовой культуры, правовое государство, правосознание, уровни правой культуры, принципы правового государства, гражданское общество.

На протяжении всей истории человечества люди искали самый действенный способ регулирования общественных отношений, ведь социум представляет собой совокупность объединения людей в те группы, которые в дальнейшем образуют население целого государства. Первым методом воздействия на общественные отношения было насилие, но этот метод не является универсальным, так как работает только в руках грамотного правителя. Второй метод — религия, но он также не продемонстрировал свою эффективность, так как не каждый человек (как показала история) обладает глубокой верой в сверхъестественные силы.

С постепенным развитием мышления общества, люди стали придумывать и применять законы. Стоит отметить, что на сегодняшний день они являются главным методом регулирования и используются во всем мире. Однако развитие и эффективность законов может быть разной в каждом государстве. Данный показатель и является уровнем правовой культуры.

Целью проводимого исследования выступает комплексное изучение правовой культуры, как одного из факторов, влияющих на процесс формирования правового государства.

Цель раскрывается через поставленные задачи: дать определение правовой культуры, проанализировать её отличительные признаки, уровни и типологию; рассмотреть и охарактеризовать принципы правового государства, его взаимодействие с институтами гражданского общества; исследовать взаимосвязь уровней правовой культуры с видами правосознания личности, различных социальных групп и общества в целом.

Правовая культура — это особое социальное явление, характеризующее определенный уровень правового состояния как отдельной личности, так и общества в целом [5¸ с. 27].

К отличительным признакам правовой культуры, оказывающим воздействие на её значении в обществе и государстве, принято относить следующие:

– правовая культура является элементом общей культуры;

– она отражает развитие общества в совокупности правовых норм;

– представляет состояние законности, правопорядка, правосознания и законодательства;

– способствует созданию правовых ценностей, которые выражаются в правовом порядке, справедливости, равенстве, ответственности;

– позволяет сочетать и саморегулировать отечественные и зарубежные источники правового процесса с помощью накопленных знаний и опыта человечества.

Правовая культура состоит из взаимосвязанных элементов, каждый из которых выполняет определенную функцию. В качестве основных выделяют:

– право, выступающее универсальным регулятором общественных отношений, с помощью общеобязательных, формально определенных правил, оно развивает в людях чувство справедливости, гуманности и добра;

– правосознание, которое отражает связь между правовыми, моральными, религиозными и другими ценностями, воспитывает потребность в правомерном поведении;

– законность и правопорядок, выступающие как средство защиты прав и свобод личности от произвола государства и его органов, а также от противоправных деяний других лиц;

– правовое воспитание, служащее средством формирования и изменения правового сознания, правовой культуры, отношения граждан к праву.

К типам правовой культуры принято относить:

  1. Правовая культура личности — уровень понимания и совокупность знаний о праве каждого человека, выраженная в умении пользоваться нормативно — правовыми источниками;
  2. Правовая культура социальных групп — это уровень знаний, уважения к праву и законодательству определенного состава людей по их социально — значимым признакам;
  3. Правовая культура общества — это уровень правосознания граждан, а также правовая активность населения в деятельности государства [4, с. 8–14]

В общей теории права принято выделять несколько уровней правовой культуры. В зависимости от показателя правового познания и использования полученных знаний на практике, правовая культура подразделяется на:

  1. Обыденный — уровень, ограниченный повседневной жизнью людей, который используется при реализации субъективных прав и обязанностей;
  2. Профессиональный — уровень, относящийся к лицам, практикующим юридическую деятельность на профессиональном уровне: адвокаты, юристы, работники правоохранительных органов, судьи;
  3. Доктринальный — уровень, характеризующийся не только знаниями о праве, но и знаниями всего механизма правового регулирования.

Роль правовой культуры в государстве подтверждается закрепленными в Основном законе положениями, характеризующими конституционно-правовой статус государства. Так, в соответствии с ч. 1. ст. 1 Конституции РФ: «Россия есть демократическое федеративное правовое государство…» [1].

Идеей правового государства является верховенство закона по отношению ко всему обществу, к государству, к личности. Другими словами, это государство, в котором господствует право [5].

Правовая культура может быть реализована только при соблюдении определенных принципов, таких как:

  1. Верховенство права и закона над всем обществом, в том числе над органами власти: «Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы» [1].
  2. Гарантия прав и свобод: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства» [1].
  3. Стабильность законности и правопорядка.
  4. Разделение государственной власти: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную» [1].

Цивилизованный образ жизни, структура и система духовных, интеллектуальных, нравственных и психологических ценностей индивида, а также всего общества, является основой любой культуры. Если мы говорим о правовой культуре, то подразумевает под этим развитое массовое правосознание, правовую активность граждан, составляющих главенство права и основу правового государства.

Благодаря правовой грамотности, граждане знают о малоизвестных, но важных для гражданина правах, к примеру:

  1. Налоговый вычет — сумма, которая при наличии оснований, уменьшает размер дохода, с которого уплачивается налог. К примеру:

– социальный — средства, потраченные на обучение, лечение, лекарства, можно вернуть;

– имущественный — средства, потраченные на покупку и продажу недвижимости, на ипотеку, возвращаются;

– стандартный — вычет из налога ежемесячно для инвалидов ВОВ, инвалидов, с увечьями, полученными на военной службе, ликвидаторов аварии ЧАЭС.

  1. Участие в выборах и референдумах. Хоть это и является всем известным политическим правом, его важность от этого не становится меньше. Право голоса, право выбора предоставляется гражданам Конституцией РФ, которое, в свою очередь, дает возможность участвовать в деятельности государства, влиять на власть [6].
  2. Квалифицированная юридическая помощь — деятельность, направленная на обеспечение и защиту прав и свобод граждан. Юридическая помощь должна быть доступной каждому, так как одна из сторон из-за нехватки средств может быть неспособна защитить свои права, что нарушает принцип равенства. Именно поэтому статьей 46 Конституции РФ предусмотрено оказание квалифицированной бесплатной юридической помощи.

В правовом государстве тесно взаимосвязаны друг с другом государство и право, а центром данного взаимодействия является человек. С помощью законодательства государство влияет на развитие гражданского общества, а общество дает направление для демократизации государства [2].

Гражданское общество обладает рядом идей и принципов:

– многообразие форм собственности, право на экономическую деятельность;

– защита естественных прав и свобод каждого человека и гражданина;

– равенство всех перед законом и судом;

– надежная социальная политика, обеспечивающая достойный уровень жизни [3].

Поскольку правовая культура находится на стадии становления, у нее есть проблемы, препятствующие ее развитию:

  1. Низкий уровень правовой культуры среди работников юридических профессий, входящих в состав государственных органов. Эта проблема приводит к созданию некачественных правовых актов, несправедливым судебным решениям и т. д.
  2. Массивность правового материала, в результате чего граждане не могут изучить его в полном объеме.
  3. Распространение беззакония и несправедливости, в результате чего общество перестает реагировать на правонарушения.
  4. Еще одна проблема — это доступ к достоверной информации. Сегодня люди получают основную информацию из интернета, но не всегда удается найти действующие нормативные акты, а тем более внесенные в них поправки.
  5. Деструктивное воздействие средств массовой информации с целью искажения существующих представлений о праве и правовых явлениях.
  6. Еще одна существенная проблема — правовой нигилизм, который стоит рассмотреть более подробно.

Правовой нигилизм — это полное отрицание, неуважение к праву и действующим законам, которое приводит к противозаконным деяниям, препятствует развитию правовой культуры.

Факторы развития правового нигилизма:

  1. Нарушение в юридических предписаниях и решениях суда.
  2. Создание правовых актов, обладающих противоречивым характером.
  3. Игнорирование гражданами нормативно-правовых актов.
  4. Нарушение основных прав и свобод человека и гражданина.

Для борьбы с этим явлением требуется доверие и уверенность граждан в защите своих прав и свобод, для этого необходимо укрепление законности в государстве, совершенствование законодательства.

В государстве с высоким уровнем правовой культуры граждане свободно владеют знаниями норм Конституции, положениями законов и иных нормативно-правовых актов, в правовую деятельность вовлечены широкие слои населения. В государстве с высоким уровнем качества законотворчества, правосудие отличается своей близостью к обществу, а в правоприменительной деятельности соблюдается строгость и равенство. На сегодняшний день правовую культуру в нашем государстве тяжело охарактеризовать как высокую. Но так как правовая культура ещё проходит стадии становления и формирования, каждый из нас может оказать на данный процесс положительное воздействие.

Ознакомившись с понятием, смыслом и признаками правовой культуры, становится понятным ее значение для государства, общества и личности. Для формирования устойчивой правовой культуры гражданам необходимо получение знаний правового характера, развитое массовое правосознание, правовая активность каждого гражданина. Правовая культура имеет много проблем, но только с помощью совместных усилий общества и государства можно сформировать устойчивую правовую культуру и высокий уровень правосознания. Гражданское общество должно занимать активную гражданскую позицию, а государство должно способствовать развитию правовой культуры.

  1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 года (ред. от 14.03.2020 N 1-ФКЗ), ч. 1, ст. 1 // Российская газета, 04.07.2020, N 144.
  2. Алексеев Р. А. Эволюция концепции правового государства в истории политико-правовой мысли // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки. № 2. 2013. — С. 83–88.
  3. Алексеев Р. А. Гражданское общество. Проблемы становления и развития в России (правовой аспект): монография / Р. А. Алексеев. — М.: ИИУ МГОУ, 2013. — 96 с.
  4. Бондарёв А. С. Правовая культура и продукты правовой культуры в их соотношении // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2010. № 2 (8). С. 8–14.
  5. Карташов В. Н. Правовая культура: понятие, структура, функции: монография / В. Н. Карташов, М. Г. Баумова; Ярославль: ЯрГУ, 2018. — 200 с.
  6. Марченко М. Н. Теория государства и права в вопросах и ответах: учебное пособие. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Проспект, 2016. — 240 с.

Основные термины (генерируются автоматически): правовая культура, правовое государство, гражданское общество, государство, общество, Государственная власть, гражданин, правовая культура личности, правовой нигилизм, уровень.

Ключевые слова

правовая культура, гражданское общество, правосознание, правовое государство, типы правовой культуры, уровни правой культуры, принципы правового государства

правовая культура, типы правовой культуры, правовое государство, правосознание, уровни правой культуры, принципы правового государства, гражданское общество

Похожие статьи

Правовая культура современной России | Статья в журнале.

Правовая культура — один из аспектов общечеловеческой культуры, воплотившийся в праве, один из обязательных элементов гражданского общества, правого государства [2]. Она включает в себя не только правовую культуру населения, но и органов власти, государства.

гражданское общество, правовое государство, свобода.

Гражданское общество и правовое государство появятся у нас тогда, когда каждый из нас

При этом, предполагается, что государство и его органы относятся к личности как к равному

правовая культура, правовой нигилизм, правовое сознание, культура, российская.

Правовой нигилизм в идее правового государства

правовая культура, правовой нигилизм, правовое сознание, культура, российская правовая культура, правовое поведение, массовая информация, качественное состояние, гражданское общество, смысловой мир. Проблемы построения правового государства в России.

Влияние правового нигилизма на развитие гражданского.

Ключевые слова: правовой нигилизм; гражданское общество; правовая культура

Правовой нигилизм — следствие как исторического прошлого нашего государства, так и

- низкий уровень правовой культуры как населения, так и субъектов публичной власти

Немного о правовой грамотности | Статья в сборнике.

правовая культура, правовое образование, правовая безграмотность, российское общество, правовая культура общества, Российская Федерация, правовой нигилизм, массовая информация, правовая грамотность, юридическая.

Взаимное влияние гражданского общества и судебной власти

Гражданское общество — правовое демократическое общество, где

Идеям гражданского общества о разумности и справедливости власти, о свободе и благополучии личности

Правовое государство можно считать результатом развития гражданского общества и.

Проблемы правового воспитания на современном этапе

Ключевые слова: правовая культура, правовое воспитание, правовой нигилизм, развитие

Не будет преувеличением сказать, что правовая культура личности и общества в целом

Правовой нигилизм — самая распространённая деформация правосознания, сложное и.

Формирование правовой культуры в Российской Федерации

правовая культура, правовой нигилизм, правовое сознание, культура, российская правовая культура, правовое поведение, массовая информация, качественное состояние, гражданское общество, смысловой мир. Проблемы построения правового государства в.

Правовой нигилизм как социальная проблема современного.

Существует мнение, что правовой нигилизм появился и развивается в России из-за правовой некомпетентности, правового незнания ее граждан. Часто субъекты правоотношение даже не знают о своих правах и обязанностях, не говоря уже о мониторинге изменений законодательства.


Феномен гражданского общества интересовал мыслителей и исследователей начиная с античности. Причем логично предположить, что в разные эпохи представления о гражданине и гражданском обществе очень отличались от современных, и гражданин в древнегреческом полисе отнюдь не похож на гражданина в современном демократическом государстве. Какие же факторы влияют на формирование и развитие гражданского общества? В данной статье будет уделено место политическим и культурным факторам. При этом автор не умоляет важность экономического фактора, который является одним из решающих в развитии гражданского общества, но считает необходимым попытаться определить соотношение, если не сказать сравнение, политического и культурного факторов.

Политический фактор тесно связан с государством и его влиянием на общество. Так, согласно концепции Антонио Грамши, государство понимается не как политическая общность (диктатура или аппарат принуждения), а как равновесие политической общности и общности гражданской [1].

Что же такое политическая культура и каковы ее основные характеристики? Для начала следует определить место политической культуры в системе культуры в общем. Так понятие культура можно представить как систему порождения, хранения и трансляции социального опыта. Соответственно, политическая культура является системой порождения, хранения и трансляции политического опыта. В данном случае политическая культура выступает как совокупность ценностей и норм, обеспечивающих формирование, сохранение и развитие общества. Она, как и другие виды культур, выражается в своем практическом применении, т. е. в политическом сознании и поведении социальных групп и отдельных личностей, она выступает как структура образа жизни конкретного социума, соответствующего ему социального опыта [2].

При этом можно привести три типа политических ориентаций индивидов и групп:

  1. «когнитивные ориентации» — знание и вера относительно политической системы и ее ролей, «на выходе» и на «входе» политической системы.
  2. «аффективные ориентации» или чувства относительно политической системы, ее ролей, работы и вовлечения в нее людей.
  3. «оценочные ориентации» — суждения и мнения о политических объектах [3].

К политической культуре можно отнести следующие понятия: ценности, нормы, политические институты, способы политического действия индивидуумов и групп. Т. е. политическая культура — это реализация политических знаний, ценностных ориентаций, образцов поведения социального субъекта в исторически определенной системе политических отношений. Важное место в политической культуре занимает политическое сознанию и политическое поведение. Таким образом, систему политической культуры можно разделить на познавательные, эмоционально-оценочные и поведенческие элементы. [4]

Кроме того, можно выделить два разные типа политико-правовой культуры — системоцентристского и человекоцентристского. При этом в чистом виде они существовать не могут, поэтому принадлежность к какому-либо цивилизационному типу может определяться доминирующей парадигмой политико-правового развития. [5]

При этом, как указывает В. В. Лапаева, человекоцентристский, характерный для Западной Европы, сформировался на основе греческой философии и римского права и предопределяет общую гуманистическую направленность упорядочения общественной жизни на базе индивидуальной свободы. Русская же правовая мысль развивалась, как указывает автор, на основе византийской духовной традиции, в результате чего под правом понимается некая стоящая над человеком и подчиняющая форма единения людей на базе правды-справедливости. [5, с. 9] Однако, автор забывает, что справедливость и есть одна из характеристик гуманизма, а закон, который и определяет в Западной Европе индивидуальную свободу, тоже является по своей сути стоящей над всеми людьми формой единения. Основным отличием российской политико-правовой традиции от западной можно назвать истоки справедливости: на Западе это Закон, в России, увы, правитель и/или церковь, в чем с автором легко согласиться. Все это в итоге, на практике способствует укреплению режима личной власти, не ограниченной правовыми рамками. Таким образом, справедливость автор предлагает видеть в правовой природе нравственности.

Политическая культура, несомненно, формируется в процессе роста образованности граждан, их активного участия в политике, правотворчестве. Но важным моментом формирования политической культуры, на наш взгляд, является осознание населением страны своего гражданства, общности и солидарности, которые невозможно без национальной идеи, без общего мировоззрения нации.

Однако здесь не стоит забывать о наличии в любом обществе различных субкультур, неоднородности политической культуры. И это вовсе не признак кризиса общества, противоречий его развития. На наш взгляд, это как раз свидетельствует о его высокой культуре, о развитом гражданском обществе. При этом в данном обществе могут сосуществовать как критические, так и умеренные или даже реакционные субкультуры, которые только своим существованием способствуют стабильности общества. Вместе с тем, в любом государстве существует доминирующая политическая культура, которая и определяет вектор развития гражданского общества. Данное общество, в зависимости от состояния политики, экономики или геополитических интересов государства, может выбирать также и доминирующую субкультуру. Именно выбор, по словам К. Маркса, и является реализацией свободы.

На практике, как отмечает М. М. Смирнов, в большинстве современных демократических стран встречается смешанная культура — культура участия. В гражданской культуре политические ориентации участия сочетаются с патриархальными и подданническими политическими ориентациями, но не отрицают их. Т. е. непомерная активность индивидов в политике несет в себе скорее деструктивные элементы (революционные настроения). [6] На наш взгляд, деструктивные элементы несет как раз неучастие граждан в политике, что свидетельствует не только о слабости гражданского общества, но и невозможности такого участия. Кроме того, культура участия настолько размытый термин, что активностью может считаться выбор кандидата в депутаты или беседы о политике в общественном транспорте. Также автору можно возразить тем, что непомерное участие элиты в политике несет в себе черты меритократии (в случае политически грамотной элиты) либо олигархии (в случае если ее элитарность определяется материальными характеристиками).

М. М. Смирнов относит Российскую культуру к смешанному типу политической культуры, что обусловлено ее советским прошлым и демократическими реформами. Подданнические ориентации советского времени, сохранившиеся и в постсоветский период, сформировали, по словам автора «социальный заказ» на возрастание роли государства в последнее десятилетие. Таким образом, автор оправдывает использование положения у власти политически неграмотной элиты. Усиливается не роль государства, а влияние некомпетентной в политике элиты и бюрократии.

Отдельного внимания заслуживает проблема культурного фактора в развитии гражданского общества. Так Антонио Грамши в «Тюремных тетрадях» задает вопрос: что такое мировоззрение — это слова или поступки индивидов? Нам данный вопрос интересен в плане формирования политической культуры в программах и законах государства и на практике.

Грамши подходит к этой проблеме следующим образом: сосуществование двух мировоззрений в мыслях и поступках, он называет противоречием слов и действий. Так в обществе одна группа может «позаимствовать мировоззрение у другой», но только на словах, при этом, не следуя ему на деле. Данный факт Грамши определяет не в качестве недобросовестности, а как выражение глубоких противоречий общественно-исторического порядка [7]. К сожалению, этот пример можно экстраполировать, с некоторыми оговорками, на современный уровень политической культуры народа и элиты в России: причем именно мировоззрение политической элиты в российском обществе носит характер несоответствия в теории и на практике.

На наш взгляд, для анализа роли культуры в формировании гражданского общества, стоит рассмотреть следующие подходы: «культурный эссенциализм» и «культурный редукционизм».

Так культурный редукционизм — это метод политического анализа, в рамках которого среди всего многообразия факторов, влияющих на политические процессы, ключевым считаются ценностные ориентации, ментальные установки и политическая культура населения [8]. Так некоторые исследователи и многие обыватели утверждают, что демократия не приживается в России в силу крайне низкой политической культуры населения.

Культурный эссенциализм, в свою очередь, понимается как восприятие политической культуры и системы ценностей того или иного общества как неизменной навсегда данной сущности, как наиболее консервативного элемента социальной системы, практически не поддающегося трансформации. Здесь конкретным примером заблуждения исследователей можно назвать их мнение о возвращении России и ее культуры к почти авторитарному стилю правления, восприятиюэтатизма как архетипа русской культуры [8, с. 103–104].

Таким образом, оба подхода являются культур-центристским и применение любого из них может повлечь за собой необъективные оценки политической культуры общества. Так оба подхода не учитывают, что политическая культура может трансформироваться во времени и влиять на нее могут не только нравственные и мировоззренческие тенденции.

Относительно менталитета любого народа и его политических установок, Д. Э. Летняков замечает, что «доминирующие политические установки и ценности могут расширять или сужать «окно возможностей», которое открывается в этом смысле перед тем или иным народом в конкретные момент времени, но они не предопределяют полностью характер политической системы. [8, с. 108]

Рассмотрев два фактора развития гражданского общества — культурный и политический, мы пришли к выводу о невозможности выделения наиболее важного из них. И дело вовсе не в современной тенденции к интегративным подходам. Также мы не стремились перечеркнуть труды тех исследователей, которые рассматривали влияние политического и культурного факторов на формирование гражданского общества в отрыве друг от друга. Тем самым они абстрагировались от других факторов и находили наибольшее число аргументов в защиту своей точки зрения.

Обосновывая их взгляды, нам представляется, что синтез различных подходов является наиболее предпочтительным, ибо позволяет учитывать роли всех сфер жизни в формировании гражданского общества, его политической культуры.

Так если неформальные институты задают культурно-этническую идентичность, то формальные — гражданскую, которая и обеспечивает сплочение нации в ее гражданственном понимании. Причем культура обеспечивает идентичность эмоциональную, а политическая власть — рациональную [9].

Так культурологическая направленность в различных исследованияхна византизм, традиционализм и соборность в России доказывает лишь изначальную обреченность всякой модернизаторской активности. Вместе с тем, упор только на правовую основу политики без ее идеологического обоснования, приводит к низкой правовой культуре граждан. Точно так же, как отсутствие культурной политики свидетельствует о низкой политической культуре элиты и интеллигенции. Ведь именно интеллигенция, согласно Грамши, больше всего действует через гражданское общество. Поэтому если власть не создаст свою интеллигенцию, то она эту власть просто не удержит [10].

Таким образом, мы видим соотношение политики и культуры в формировании гражданского общества практически равным. В свою очередь положение гражданского общества определяется доминирующим положением закона в правовом государстве, однако при условии, что в обсуждении/ создании закона граждане участвуют как активные субъекты, в результате чего закон будет учитывать интересы подавляющего числа граждан (трудно представить, что даже идеальный в платоническом смысле закон удовлетворит все население). Именно такой закон, как правовой акт, будет базироваться на справедливости в широком ее смысле.

Основные термины (генерируются автоматически): политическая культура, гражданское общество, политическая система, Россия, политический, Западная Европа, индивидуальная свобода, политическая культура населения, политическая общность, социальный опыт.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: