Легальность государственной власти это подчиненность нормам права монополия на принуждение

Обновлено: 19.04.2024

Отличие государства от всех других общественных органи­заций и институтов состоит в том, что оно является главным и единственным носителем политической власти. Ранее уже ука­зывалось, что власть самым тесным образом связана с насили­ем. Это вытекает из самой сущности государства и власти, которые призваны внести рациональную организацию в соци­ально-политический процесс, обуздать стихию человеческих страстей. В этом контексте главное предназначение государ­ства состоит в том, чтобы ограничивать страсти, преобразовы­вать их в упорядоченные интересы и тем самым обеспечивать свободу общества и индивида перед лицом злоупотребления силой, бездной социального хаоса.

Принцип обязательности законов, принимаемых в госу­дарстве, для всех без исключения граждан обеспечивается тем, что государство вправе использовать всю силу закона, права и аппарата насилия для регулирования общественных отношений. Обосновывая этот принцип, М. Вебер утверж­дал, что государство невозможно определить исходя только из преследуемых им целей. Для этого, говорил он, необходи­мо учитывать прежде всего используемые им средства. К примеру, как уже указывалось, всякое государство создается для реализации общего блага или общего интереса всех его граждан.

Но ведь в принципе такая же цель, правда в иных формах и масштабах, ставится и перед любой общественной органи­зацией или институтом. Скажем, профсоюз защищает эко­номические интересы лиц наемного труда, семья стремится к поддержанию и увеличению благосостояния каждого из домочадцев, церковь призвана уберечь духовное здоровье своей паствы и т.д. И конечно, мысль Вебера о том, что от­личительный признак государства — это в первую очередь средства, которые оно использует, вполне справедлива. Та-

ким средством, присущим исключительно государству, он считал «монополию на легитимное (или законное) наси­лие».

Ни одно государство не в состоянии обеспечить выпол­нение своей главной функции — реализации общей воли — одними уговорами, полагаясь на сознательность и добрую волю своих подданных. Мировая история по большому сче­ту еще не знала государства без механизмов и средств пре­дотвращения и наказания уголовных правонарушений, без системы исправительных учреждений. Насилие или угроза применения насилия являются мощным фактором, сдержи­вающим людей от всякого рода поползновений на жизнь, свободу, собственность других членов общества.

Непременным атрибутом государства являются человек с ружьем, армия, полиция, призванные гарантировать внут­реннюю и внешнюю безопасность как самого государства, так и всех без исключения его подданных. Они составляют инструмент силового обеспечения политики государства. В этом контексте прав французский мыслитель конца XVIII — начала XIX в. Ж. де Мэстр, который говорил: «бог, сотворив­ший власть, сотворил и наказание. палач сотворен вместе с миром».

Хотя сущность государства и власти, политического в це­лом и нельзя свести всецело к отношениям господства и подчинения, все же с точки зрения власти и властных струк­тур эти отношения отличают политическое от других сфер общественной жизни. Это вполне естественно, ибо государ­ство, особенно если речь идет о современном государстве, в котором как бы в едином организме сочетается множество разнообразных конфликтующих, зачастую несовместимых друг с другом интересов, устремлений, установок и т.д., не в состоянии обеспечить выполнение своей главной функции по реализации общей воли своих подданных одними только Уговорами или же полагаясь на их сознательность и добрую волю. В данном контексте власть является как бы данью, от­даваемой греховной природе человека, средством, призван­ным бороться с несовершенством человека и социального мира в целом.

Таким образом, государство отличается от других форм организации сообществ людей тем, что оно располагает воен­ной силой и судебно-репрессивным аппаратом. Более того, государство вправе в случае необходимости не только при- м енить к своим подданным насилие, но и потребовать от

них служения государству с оружием в руках, быть готовыми идти на смерть в войне с врагами.

Необходимо учесть, что в принципе насилие может быть применено — и нередко применяется — родителями в отноше­нии своих детей, руководителем предприятия — в отношении своих подчиненных и т.д. Однако все дело в том, что в любом из этих случаев действия применяющих насилие противоречат за­кону. Более того, закон запрещает такие действия под угрозой применения к ним самим насилия. Что касается государства, то формы, средства, условия и т.д. использования им насилия или угрозы применения насилия строго определены и регла­ментированы законом. Поэтому и говорят о легитимном или узаконенном насилии со стороны государства.

Важно учесть также не только легитимность насилия, применяемого государством, но и то, что ему — и только ему — принадлежит это исключительное право. Коль скоро все граждане независимо от социального положения, нацио­нальной, религиозной, профессиональной или иной при­надлежности равны перед законом, то ни один из них не вправе (кроме тех случаев, которые предусмотрены законом) применить насилие в отношении другого человека. Это ка­сается и разного рода организаций, объединений, союзов, заинтересованных групп и т.д.

Другими словами, право применения или угрозы приме­нения насилия отнято у всех индивидов и коллективов, со­ставляющих общество, и сосредоточено в одном месте — у государства. Государство не просто наделено правом на при­менение насилия, а пользуется исключительным правом, т.е. монополией, на применение насилия. Таким образом, госу­дарство обладает публичной властью, т.е. прерогативами от­давать приказы и принуждать повиноваться им, что обеспе­чивается его монополией на легитимное насилие.

При этом следует отметить, что в современном государ­стве сила, насилие и принуждение облекаются в форму писаных или неписаных законов, разного рода запретов и предписаний, которые в существенной своей части строго определены и при необходимости исполняются с исполь­зованием силы. При всем том власть отнюдь не сводится всецело к функции насилия. Во властных отношениях под­чиненный — будучи одной из сторон — тоже является участ­ником этих отношений.

Формы : индивидуальная работа, фронтально-коллективная.

Методы: словесный, частично поисковый, рассказ, метод примера .

1.1 Проверка наличия студентов на уроке.

1.2 Проверка готовности студентов к уроку.

1.3 Повторение пройденного материала.

1.3.1 Дать определение «патриархальной теории происхождения государства» ( Государство — это результат исторического развития семьи (разросшаяся семья). Глава государства (монарх) является отцом (патриархом) по отношению к своим подданным, которые должны относиться к нему с почтением и слушаться неукоснительно );

1.3.2 Дать определение «марксисткой теории происхождения государства» ( государство возникло преимущественно в целях сохранения и поддержки господства одного класса над другим, а также в целях обеспечения существования и функционирования общества как целостного организма );

1.3.3 Дать определение «теории насилия» ( государство — «естественно» (т. е. путем насилия) возникшая организация властвования одного племени над другим. Насилие и подчинение властвующим подвластных является основой возникновения экономического господства. В результате войн племена перерождались в касты, сословия и классы. Завоеватели превращали покоренных в рабов )

2.1Проверка домашнего задания (заполнение таблицы)

2.2 Работ в микро группах

Государство – это особенная организация политической власти, управляющая обществом через правовые нормы и специально сформированный аппарат.

Государство имеет признаки, которые отличают его от иных организаций и учреждений общества, это :

1) наличие публичной власти, которая реализуется органами, занимающимися управлением;

2) наличие сложного механизма управления, сформированного в виде системы государственных органов, которые находятся в иерархической зависимости. Так как эти органы занимаются только управлением и ничего не производят, то государство обладает правом сбора денежных средств на их содержание. Это различные налоги, сборы, займы, которые направляются на содержание аппарата государства и обеспечение его экономической политики;

3) объединение на территории государства людей независимо от их принадлежности: расовой, национальной, религиозной и т. д.;

4) ограничение своей территории государственными границами, обозначающими пределы реализации государственной власти;

5) наличие суверенитета. Суверенитет – категория, которая выражается в верховенстве власти внутри страны, а также независимости в международных отношениях. Суверенная власть является властью верховной, независимой, неотчуждаемой, всеобщей. Суверенитет государства предполагает ее самостоятельность в принятии решений как в области внутренней, так и внешней политики, общеобязательность решений органов государственной власти для всех, кого они касаются. В юридической сфере суверенитет государства выражается в его исключительном праве издавать законы и другие нормативные акты;

6) возможность издавать законы и другие нормативные акты, которые имеют силу на территории всего государства, содержат нормы права, обязательные для исполнения;

7) наличие государственных символов: флага, гимна, герба;

8) обеспечение соблюдения законов и порядка с помощью специальных карательных и правоохранительных органов – суда, прокуратуры, милиции и др.;

9) распоряжение национальными ресурсами;

10) наличие собственной финансовой и налоговой системы;

11) наличие связи с правом, так как только государство обладает правом и одновременно обязанностью издавать в пределах своей территории законы и подзаконные нормативные акты;

12) в распоряжении государства имеются вооруженные силы и органы безопасности, которые обеспечивают оборону, суверенитет и территориальную целостность.

Понятие государства включает в себя свойство, которое выражает главные, устанавливающие, постоянные и закономерные признаки государства.

В соответствии с научными положениями марксизма государство по сущности является организацией политической власти в обществе в лице господствующего экономически класса. Данные положения обедняли и искажали представление о государстве, так как являлись односторонними и заключали в себе понимание сущности государства и его социального назначения лишь с классовых позиций.

Общечеловеческое предназначение государства – отыскивать социальный компромисс между разными слоями населения и обеспечивать тем самым общесоциальную направленность при реализации государственных функций. Государство, таким образом, должно учитывать одновременно общечеловеческое и классовое начала.

Задача 1

В княжестве Лихтенштейн ликвидирован институт армии. Внешнеполитическая доктрина данного государства провозглашает отказ от ведения войны и подготовки к ней. Сохраняет ли после этого княжество Лихтенштейн признаки современного государства?

Задача 2

Между студентами Ивановым и Петровым возник спор: что такое государство? Иванов утверждал: «Это географическое образование!» Петров доказывал: «Это организация политической власти!» Кто из них прав?

Задача 3

При определении признаков государства студент Сидоров указал публичную власть, правящую партию, территорию. Студент Комаров к ним отнес налоги, население, право. Кто из них прав? Назовите признаки государства.

1. Род характеризуют следующие признаки:

а) кровное родство;

б) члены рода ведут совместное хозяйство;

в) все вышеперечисленное, плюс наличие общей собственности;

г) общность людей, проживающих на определенной территории.

2. «Неолитическая революция» — это:

а) переход от классового общества к бесклассовой структуре;

б) переход от вождизма к государству;

в) переход от присваивающего хозяйства к производящему;

г) одно из общественных разделений труда.

3. В государствах древности (раннеклассовых) формируются три центра управления:

а) законодательная, исполнительная и судебная власти;

б) городская община, дворец, храм;

в) государство — гражданское общество — население;

г) народное собрание — сенат — магистратуры.

4. Первичные государства были:

а) рабовладельческими;

г) чаще всего городами-государствами.

5. Мононормы регулируют общественные отношения в:

а) буржуазном обществе;

б) рабовладельческом обществе;

в) первобытном обществе;

г) феодальном обществе.

6. В первобытном обществе отношения регулировались с помощью:

а) обычаев, норм права, политических норм, норм морали;

б) обычаев, религиозных норм, мифов, табу;

в) эстетических норм, технических норм;

г) с помощью всего вышеперечисленного.

7. Легальность государственной власти — это:

а) подчиненность нормам права;

б) монополия на принуждение;

в) общеобязательный характер ее велений;

г) все ответы правильные.

8. Одним из создателей договорной теории происхождения государства был:

9. Какая из концепций происхождения государства полагает, что государство возникло как результат обдуманного, рационального выбора людей?

в) общественного договора;

10. Укажите один из признаков власти в условиях первобытного общества:

а) выражение интересов всего общества, всех классов и иных социальных групп;

б) административно-территориальная организация населения;

в) наличие бюрократии;

г) добровольность выполнения решений власти.

11. Укажите, представителем какой теории происхождения

государства является автор приведенного ниже отрывка: «Государства потому вначале и управлялись царями, что они образовывались из элементов, признававших над собой царскую власть: ведь во всякой семье старший облечен полномочиями царя. »?

б) теории насилия;

г) патриархальной.

12. Укажите, какая из нижеперечисленных форм была основной организацией первобытного общества:

в) соседская община;

г) верный ответ отсутствует.

3. Домашнее задание

1. Составить схему «Признаки государства, отличающие его от негосударственных организаций»

2. Понятие методологии науки. Методы теории государства и права. Принципы познания государственно-правовых явлений.

3. Место теории государства и права в системе общественных и юридических наук. Соотношение теории государства и права как науки и учебной дисциплины.

4. Функции теории государства и права. Роль теории государства и права в подготовке юристов.

Тема 2. Происхождение государства. Взаимосвязь общества и государства.

Вопросы для обсуждения

1. Догосударственное общество. Власть и социальные нормы в первобытном обществе.

2. Причины возникновения государства.

3. Пути возникновения государства. Западный и восточный путь возникновения государства и права.

4. Причины возникновения права.

5. Пути возникновения права.

6. Теории происхождения государства: теологическая, патриархальная, договорная, психологическая, органическая, насилия, ирригационная, классовая, расовая и др.

1. Род характеризуют следующие признаки:

а) кровное родство;

б) члены рода ведут совместное хозяйство;

в) все вышеперечисленное, плюс наличие общей собственности;

г) общность людей, проживающих на определенной терри­тории.

2. «Неолитическая революция» — это:

а) переход от классового общества к бесклассовой структуре;

б) переход от вождизма к государству;

в) переход от присваивающего хозяйства к производящему;

г) одно из общественных разделений труда.

3. В государствах древности (раннеклассовых) формируют­ся три центра управления:

а) законодательная, исполнительная и судебная власти;

б) городская община, дворец, храм;

в) государство — гражданское общество — население;

г) народное собрание — сенат — магистратуры.

4. Первичные государства были:

г) чаще всего городами-государствами.

5. Мононормы регулируют общественные отношения в:

а) буржуазном обществе;

б) рабовладельческом обществе;

в) первобытном обществе;

г) феодальном обществе.

6. В первобытном обществе отношения регулировались с помощью:

а) обычаев, норм права, политических норм, норм морали;

б) обычаев, религиозных норм, мифов, табу;

в) эстетических норм, технических норм;

г) с помощью всего вышеперечисленного.

7. Легальность государственной власти — это:

а) подчиненность нормам права;

б) монополия на принуждение;

в) общеобязательный характер ее велений;

г) все ответы правильные.

8. Одним из создателей договорной теории происхождения государства был:

9. Какая из концепций происхождения государства полага­ет, что государство возникло как результат обдуманного, рацио­нального выбора людей?

в) общественного договора;

10. Укажите один из признаков власти в условиях перво­бытного общества:

а) выражение интересов всего общества, всех классов и иных социальных групп;

б) административно-территориальная организация населения;

в) наличие бюрократии;

г) добровольность выполнения решений власти.

11. Укажите, представителем какой теории происхождения государства является автор приведенного ниже отрывка: «Госу­дарства потому вначале и управлялись царями, что они образо­вывались из элементов, признававших над собой царскую власть: ведь во всякой семье старший облечен полномочиями царя. »?

б) теории насилия;

12. Укажите, какая из нижеперечисленных форм была ос­новной организацией первобытного общества:

в) соседская община;

г) верный ответ отсутствует.

а) организационная сила, обеспечивающая устойчивый по­рядок в обществе;

б) надстройка общества;

в) общность людей, характеризующаяся экономическим и духовным единством;

г) политическая, структурная и территориальная организа­ция общества.

2. В понятие «публичная власть» входят:

б) региональные организации;

в) органы принуждения;

г) политические партии.

3. Укажите один из признаков первобытного общества:

а) наличие аппарата управления;

б) слитность прав и обязанностей членов общества;

в) наличие аппарата принуждения;

4. Укажите, какая из нижеперечисленных форм была основ­ной организацией первобытного общества:

в) соседская община;

г) верный ответ отсутствует.

5. Укажите один из признаков власти в условиях первобыт­ного общества:

а) выражение интересов всего общества, всех классов и иных социальных групп;

б) административно-территориальная организация населения;

в) наличие бюрократии;

г) добровольность выполнения решений власти.

6. Укажите, какой из признаков не является отличительным признаком первобытного обычая:

а) выражение интересов всего рода;

б) принудительность исполнения;

в) отсутствие различий между правом и обязанностью;

г) устная форма передачи из поколения в поколение.

7. Власть в первобытном обществе опиралась:

а) на систему органов власти;

б) на обычай и авторитет;

в) на вооруженную силу;

г) на политические организации.

8. Мононорма — это:

в) правило поведения, содержащее признаки многих соци­альных регуляторов;

Правовым нигилизмом называют форму правового сознания, выражающуюся в отрицательном или равнодушном отношении к правовым нормам. Причинами возникновенияправового нигилизма считают: 1) деспотичный характер государственной власти;2) особенность исторического развития государства;3) использование репрессивного законодательства;4) пробелы в законодательстве, в правовой системе;5) наличие административно-командных методов в политической и экономической сферах общества;6) отсутствие в государстве демократических и правовых традиций;7) переходный период, который вызвал трудности в правовой системе;8) несовершенное развитие судебной и правоохранительной деятельности. Можно выделить следующие признаки правового нигилизма:1) широкое распространение и повсеместность;2) неподконтрольность;3) наличие в государстве разнообразных форм его проявления;4) дополнение другими видами нигилизма (в частности, религиозным, нравственным и др.);5) соединение нигилизма с разными формами протеста;6) распространение нигилизма в средствах массовой информации, литературе, кинофильмах.Правовой нигилизм выражается в следующих формах:1) сознательное и прямое нарушение законов, а также подзаконных актов (преступление);2) массовое неисполнение и нарушение правовых норм;3) распространение в обществе антиправовой психологии, настроений, а именно: появление норм, которые оправдывают антиправовое поведение человека; прямая пропаганда жестокости и насилия 4) так называемая «война законов»: создание системы правовых актов, которая является параллельной по отношению к системе законодательства; противостояние между законодательством федерального центра и законодательством субъектов; разработка и издание органами государственного управления различных ветвей власти нормативных актов, которые являются по содержанию взаимоисключающими;5) массовые нарушения прав и свобод человека и гражданина;6) понижение авторитета судебных и правоохранительных органов. Существуют следующие основные направления по борьбе с правовым нигилизмом в государстве:1) гарантирование государством прав и свобод человека и гражданина; 2) укрепление режима законности на территории государства; 3) осуществление верховенства основного и других законов государства; 4) совершенствование правовой системы государства;5) осуществление правового порядка в государстве;6) повышение авторитета судебных и правоохранительных органов; 7) проведение в государстве правового воспитания.

32. Понятие и признаки государственной власти. Легитимность и легальность государственной власти. Государственная власть - разновидность социальной власти, которая обеспечивает единство общества в условиях его социальной дифференциации посредством специально созданной организации - государства

Государственная власть отличается от иных видов социальной власти наличием двух отличительных черт (которые и предопределяют ее признаки):1. Монополия на издание общеобязательных велений;2. Монополия на применения государственного принуждения.

Признаки государственной власти:

· Всеобъемлющий характер (универсальность). Означает, что государственная власть распространяется на всю территорию и на все население государства, на всех лиц, находящихся на этой территории.

· Государственная власть имеет возможность законно применять принуждение.

· Прерогатива государственной власти. Означает, что государственная власть может разрешить, приостановить, запретить, признать ничтожным проявление любой иной власти на своей территории.

· Структурированность государственной власти. Государственная власть проявляется вовне в виде особого аппарата, в котором все органы связаны между собой иерархической соподчиненностью. Это внешняя сторона структурированности. Кроме этого, каждый орган имеет определенную жесткую структуру: состоит из органов и должностных лиц, связанных между собой иерархической соподчиненностью. Это внутренняя структура органов государства означает внутреннюю сторону структурированности государственной власти.

· Государственная власть имеет особые каналы для передачи своих велений, которых нет у иных властей (право, законодательство) и особые средства воздействия на население, которых нет и иных властей (систему исправительных учреждений, милицию, внутренние войска и т. д.).

· Государственная власть - всегда авторитет. Авторитет определяется различными факторами, чаще всего - это насилие, принуждение, но может быть и подлинный авторитет (подробнее об этом - при характеристике легитимности государственной власти).

· Государственная власть связана с правом, она обладает монополией на правотворческую деятельность, а право - самый эффективный регулятор общественных отношений.

В основе государственной власти современных государств лежит принцип разделения властей (его более подробная характеристика будет дана в последующих главах).

Структуру государственной власти составляют:

1. Субъект (государство в лице его органов);

2. Объект (подвластные, население государства);

Легитимность государственной власти - это степень доверия и поддержки ее широкими массами населения данной страны за присущие ей качества и достоинства, признание способности управлять страной, готовность ей подчиняться. Легитимная власть - это власть, отвечающая представлениям, ожиданиям и надеждам населения страны, достаточно полно выражающая его коренные интересы. Легитимность повышает авторитет и эффективность государственной власти, упрочивает ее социальную основу. Легитимность власти наглядно проявляется в ее поддержки населением (результаты голосования на выборах, референдумов; опросы население, анкетирование и др.).

Существует несколько оснований и форм легитимации государственной власти. Крупнейший немецкий ученый М.Вебер называл три из них: традиционную, харизматическую и рациональную (легальную). Традиционная легитимация опирается на священность издревле сложившегося порядка, на силу вековых, нередко духовно-религиозных традиций и обычаев мусульманские страны).

Харизматическая легитимность (харизма - божественный дар) обеспечивается богато одаренными качествами выдающихся личностей - вождей, лидеров, стоящих во главе того или иного государства (культ личности Сталина в СССР).

Рациональная (легальная) легитимация основана на подчинении общим разумным правилам, содержащимся в законах, перед которым все без исключения равны.

В узком смысле легитимность признается законная власть, образованная в соответствии с процедурой, предусмотренной правовыми нормами. В данном смысле легитимность во многом совпадает с легальностью власти.

Легальная государственная власть - понятие юридическое: она официально провозглашается, правомерно устанавливается, функционирует в режиме законности.

1. Легитимность и легальность властвующего субъекта. Конституция РФ ст. 3 провозглашает и определяет многонациональный народ России первоносителем и первоисточником государственной власти, тем самым подчеркивая ее легитимность и легальность.

2. Легальность государственных органов. Государственные органы приобретают свойство легитимности и легальности по-разному. Представительные и другие выборные органы становятся легитимными и легальными на основе предусмотренных и регламентированных законом выборов. Эти органы получают властные полномочия от первоисточника власти. Нелегитимная нелегальная власть (незаконная) власть признается узурпаторской. В узком смысле слова узурпация - противозаконный захват власти каким-либо лицом или группой лиц, а также присвоение себе чужих властных полномочий. Узурпировать можно и легально образованную власть, если ею злоупотреблять, т.е. использовать в противозаконных целях во зло обществу и государству, превышать властные полномочия

33.Подзаконные нормативные правовые акты: понятие, виды.

Подзаконные акты - это изданные на основе и во исполнение законов акты, содержащие юридические нормы.

Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, базируются на них. Несмотря на то что в нормативном правовом регулировании общественных отношений главное и определяющее место занимает закон, подзаконные акты имеют тоже важнейшее значение в жизни любого общества, играя вспомогательную и детализирующую роль.Виды подзаконных актов:1.указы Президента РФ;2.постановления Правительства РФ;3.приказы, инструкции, уставы, положения министерств, ведомств, государственных комитетов;4.решения и постановления местных органов государственной власти (например, областных представительных, законодательных структур);5.решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления (например, областных глав администраций, губернаторов и пр.);6.нормативные акты муниципальных (негосударственных) органов;7.локальные нормативные акты.

В современный период сфера правового регулирования, охватываемая указами, весьма широка. Нормативные указы издаются обычно в случае пробелов в праве. Отдельные, очень малочисленные указы (например, о введении военного, чрезвычайного положения) подлежат утверждению Советом Федерации Федерального Собрания РФ. Акты Президента публикуются в официальных изданиях. Конституционность актов главы государства может быть проверена Конституционным Судом РФ.

Ежегодные послания Президента РФ Федеральному Собранию представляют собой официальный документ большой политической значимости, но не содержат норм права и поэтому не носят нормативного характера.

Постановления Правительства РФ обязательны к исполнению в Российской Федерации. Особенностью актов Правительства является то, что они могут быть приняты на основании и часто во исполнение законов РФ, а также указов Президента РФ. Постановления Правительства РФ подписываются Председателем Правительства РФ и подлежат официальному опубликованию.

Приказы, инструкции, уставы, положения министерств, ведомств, государственных комитетов - акты, принимаемые на основе и в соответствии с законами РФ, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, регулируют общественные отношения, находящиеся, как правило, в пределах компетенции данной исполнительной структуры. Однако есть среди них и такие, которые имеют общее значение, выходят за рамки конкретного министерства и ведомства, распространяются на широкий круг субъектов. Например, акты Министерства финансов, Министерства внутренних дел, Центрального банка, Министерства РФ по налогам и сборам, Государственного таможенного комитета, Федерального горного и промышленного надзора, Федеральной службы безопасности и т.п.

Нормативные акты муниципальных (негосударственных) органов принимаются в пределах компетенции названных структур и действуют на территории соответствующих городов, районов, сел, поселков, микрорайонов и т.п.

Локальные нормативные акты - нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации и регулирующие их внутреннюю жизнь (например, правила внутреннего трудового распорядка).

34.Правовое воздействие и правовое регулирование.

Правовое воздействие - это результативное влияние на общественные отношения как правовых средств (норм права, правоотношений), так и иных правовых явлений (правосознание, правовой культуры). Виды правового воздействия: 1.Информационно-психологический (мотивационный, импульсивный), характеризуется воздействием управленческой правовой информации на мотивы субъектов. Здесь можно выделить два основных юр. средства: правовые стимулы и ограничения.
2.Воспитательный (педагогический), характеризуется общеидеологическим влиянием на субъекта, на формирование ценностных представлений, на правовое воспитание личности.
3.Социальный, характеризуется взаимосвязью правовых и иных социальных (эконом, полит, нравствен) факторов, принимающих участие в жизни права на всех этапах его функционирования.
Правовое регулирование - это воздействие на общественные отношения всей системой юридических средств, с целью их (общ.отн) упорядочения.
Соотношение правового воздействия и правового регулирования:
1.ПР как специально-юридическое воздейсвтие всегда связано с установлением конкретных прав и обязанностей субъектов, то ПВ не обязательно
2.ПР всегда означает и ПВ, однако ПВ не всегда означает сознательное нормирование общественных отношений.
3.Предмет ПР несколько уже нежели предмет ПВ (в ПВ входят эконом, полит,соц.отношения, которые не регулируются правом)
Типы правового регулирования:
- Общедозволительный, основывается на общем дозволении, из которого путем запрещения делается исключение. Его формула "Дозволено все, кроме того, что запрещено". Данный вид правового регулирования способствует проявлениям инициативности, активности, самостоятельности в решении тех или иных задач. Однако данный вид не применим к деятельности государственных органов, т.к. это создало бы возможности для различного рода злоупотреблений.
- Разрешительный, основывается на общем запрещении какого-либо вида действий, однако в индивидуальном порядке запрещенное поведение разрешается. Его формулировка звучит так: "Запрещено все, кроме прямо разрешенного". Это означает что участник правовых отношений подобного типа может совершать только действия, которые прямо разрешены законом, а все остальные действия запрещены. Здесь в законе указывается точный, строго ограниченный объем правомочий: все что выходит за пределы компетенции властвующего субъекта, категорически запрещено.
Способы правового регулирования:
1.Дозволение, предоставление субъектам возможности совершать действия в своих интеерсах. Дозволения могут выражаться в субъективном праве, свободе, законном интересе. Каждая из названных форм имеет собственную природу и обладает соответствующей степенью гарантированности.
2.Обязывание, возложение на лиц необходимости совершить активные указанные в законе либо договоре действия (должник-кредитор). Обязывание как способ правового регулирования ориетируется на интересы управомоченного субъекта и представляет собой специфический приказ, долг совершать определенные действия.
3.Запрещение, необходимость воздержания от конкретных действий, с пассивным поведением. Запрещение есть разновидность обязывания, представляющая собой определенное долженствование.


Единственный в мире Музей Смайликов

Самая яркая достопримечательность Крыма

Контрольные тесты

  1. Род характеризуют следующие признаки: а) кровное родство;

в) все вышеперечисленное, плюс наличие общей собственности; г) общность людей, проживающих на определенной терри-

в) переход от присваивающего хозяйства к производящему; г) одно из общественных разделений труда.


  1. В государствах древности (раннеклассовых) формируют- ся три центра управления:

  1. Первичные государства были: а) рабовладельческими;

г) чаще всего городами-государствами.


  1. Мононормы регулируют общественные отношения в: а) буржуазном обществе;

г) феодальном обществе.


  1. В первобытном обществе отношения регулировались с помощью:

в) эстетических норм, технических норм; г) с помощью всего вышеперечисленного.


  1. Легальность государственной власти — это: а) подчиненность нормам права;

в) общеобязательный характер ее велений; г) все ответы правильные.


  1. Одним из создателей договорной теории происхождения государства был:

в) Аристотель; г) Ф. Аквинский.


  1. Какая из концепций происхождения государства полага- ет, что государство возникло как результат обдуманного, рацио- нального выбора людей?

в) общественного договора; г) ирригационная.


  1. Укажите один из признаков власти в условиях перво- бытного общества:

б) административно-территориальная организация населения; в) наличие бюрократии;

г) добровольность выполнения решений власти.


  1. Укажите, представителем какой теории происхождения государства является автор приведенного ниже отрывка: «Госу- дарства потому вначале и управлялись царями, что они образо- вывались из элементов, признававших над собой царскую власть: ведь во всякой семье старший облечен полномочиями царя. »?

в) естественно-правовой; г) патриархальной.


  1. Укажите, какая из нижеперечисленных форм была ос- новной организацией первобытного общества:

в) соседская община;

г) верный ответ отсутствует.

б) надстройка общества;

в) общность людей, характеризующаяся экономическим и духовным единством;

г) политическая, структурная и территориальная организа- ция общества.


  1. В понятие «публичная власть» входят: а) профсоюзы;

г) политические партии.


  1. Укажите один из признаков первобытного общества: а) наличие аппарата управления;

  1. Укажите, какая из нижеперечисленных форм была основ- ной организацией первобытного общества:

в) соседская община;

г) верный ответ отсутствует.


  1. Укажите один из признаков власти в условиях первобыт- ного общества:

б) административно-территориальная организация населения; в) наличие бюрократии;

г) добровольность выполнения решений власти.


  1. Укажите, какой из признаков не является отличительным признаком первобытного обычая:

в) отсутствие различий между правом и обязанностью; г) устная форма передачи из поколения в поколение.


  1. Власть в первобытном обществе опиралась: а) на систему органов власти;

г) на политические организации.

г) религиозная норма.

в) отделение скотоводства от земледелия;

г) переход от присваивающего хозяйства к производящему.


  1. Первые государства возникли: а) на ближнем Востоке и в Египте; б) в Северной Америке;

в) в IV — III тыс. до н. э.; г) в I тыс. до н. э.


  1. Укажите одну из причин возникновения государства на Древнем Востоке:

б) потребность в строительстве масштабных ирригацион- ных систем;


  1. Соотнесите фамилии ученых, философов, политиков и созданные ими теории происхождения государства:

б) А. Августин, Ф. Аквинский;

в) К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ульянов-Ленин; г) Л. Петражицкий;

д) Г. Спенсер; е) Аристотель;

ж) Т. Гоббс, Д. Локк, Ш.-Л. Монтескье.


  1. Укажите, какая из теорий объясняет происхождение го- сударства как результат добровольного соглашения людей:

в) общественного договора; г) классовая.


  1. Укажите, какими причинами объясняет возникновение государства теория «неолитической революции»:

г) проявлением свойств человеческой психики.


  1. Что, с точки зрения Аристотеля, явилось причиной воз- никновения и развития государства?

б) организация общества для самосохранения и развития; в) естественный процесс развития человеческой семьи;

г) трансплантация государственных органов и институтов от одного государства другому.


  1. Что, с точки зрения Ф. Аквинского, послужило причиной возникновения и развития государства?

б) появление частной собственности на орудия и средства производства;

в) завоевание одного народа другим, одной части общества другой;


  1. Определите, какие теории происхождения государства кратко изложены ниже:

б) государства появились в результате коренных изменений в экономике и в социальном строе первобытного общества. Произошло разделение труда, появились богатые и бедные, об- разовались классы. Потребовалась сила, чтобы управлять в этих условиях, которая подавляла бы эксплуатируемых и защищала интересы богатых. Такой силой и стало государство;

в) человеческие расы физически и психологически неравно- ценны. Есть расы низшие и высшие. Высшие расы призваны гос- подствовать над остальными с помощью государства и законов;

д) государство происходит из семьи в результате ее разрас- тания. Оно — высшая форма человеческого общения. Государ- ственная власть — это продолжение отцовской власти, власти главы семьи;

е) государство появляется вследствие того, что у одних людей сильная потребность властвовать, а у других — подчиняться. На- род — пассивная масса, предназначенная для подчинения. Власт- вуют люди, одаренные качествами лидеров, правителей, хозяев.


  1. Укажите, кому из теоретиков возникновения государства могли принадлежать слова: «Война, грубая сила — вот пови- вальная бабка государства. Государство создается завоевателя- ми и поддерживает их власть, господство над побежденными»:

б) Ф. Аквинскому; в) Л. Гумпловичу;

г) Л. Петражицкому.


  1. Материалистическая теория объясняет возникновение го- сударства:

б) коренными изменениями в экономической сфере; в) завоеванием одного народа другим;

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: