Входит ли выплата процентов в текущие расходы государства

Обновлено: 01.05.2024

Расходы, в том числе в виде процентов по кредиту, должны быть экономически оправданными. Но не обязательно, чтобы хозяйственные операции, оплаченные за счет кредитных средств, были прибыльными. Достаточно, чтобы они были исполнены в рамках хозяйственной деятельности организации.

Как отразить в бухгалтерском учете

Для обобщения информации о состоянии кредитов и займов, которые были получены организацией, предусмотрено два счета. На счете 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» отражаются заемные средства, полученные на срок не более 12 месяцев.

Если долг нужно вернуть в более длительный срок, то он отражается на счете 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам».

Такое деление обусловлено тем, что в бухгалтерской отчетности обязательства должны представляться подразделением в зависимости от срока погашения на краткосрочные и долгосрочные (п. 19 ПБУ 4/99). Таким образом, если до конца срока займа (в том числе и ранее учитываемого как долгосрочный) остается меньше года, он должен отражаться как краткосрочный.

Расходы по займам отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в том отчетном периоде, к которому они относятся (п. 6 ПБУ 15/2008). Причитающиеся к уплате проценты отражаются в составе прочих расходов.

Исключение составляют проценты, включаемые в стоимость инвестиционного актива. Об этом сказано в пункте 11 ПБУ 10/99 и пункте 7 ПБУ 15/2008.

При этом проценты, причитающиеся к оплате кредитору, включаются в стоимость инвестиционного актива или в состав прочих расходов равномерно, как правило, независимо от условий предоставления займа (кредита). В бухгалтерском учете проценты признаются в расходах в сумме, уплачиваемой в соответствии с условиями договора.

Как учесть расходы при налогообложении

Затраты по долговым обязательствам любого вида учитываются в составе внереализационных расходов и не включаются в первоначальную стоимость амортизируемого имущества (письмо Минфина России от 28 июня 2013 г. № 03-03-06/1/24671).

Прежде всего расходы должны соответствовать статье 252 Налогового кодекса РФ, то есть быть экономически оправданными. Но не обязательно, чтобы хозяйственные операции, проведенные за счет кредитных средств, были прибыльными. Достаточно, чтобы они были исполнены в рамках хозяйственной деятельности организации (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 12 декабря 2013 г. № А53-32736/2012).

Если условиями договора предусмотрено, что проценты в отдельные отчетные (налоговые) периоды выплачиваются, то они учитываются в расходах в тех периодах, в которых у заемщика возникает обязательство по их уплате. На это указывает арбитражная практика (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 18 марта 2013 г. № А53-9654/2012 (определением от 5 июня 2013 г. № ВАС-6608/13 ВАС РФ отказал в передаче данного дела в Президиум для пересмотра)). Это относится и к случаям, когда проценты уплачиваются вместе с основной суммой долга.

Нужно отметить, что финансисты не согласны с таким подходом. Они настаивают на том, что проценты по всем видам заимствований признаются равномерно в течение всего срока действия договора на конец каждого месяца. При этом фактический срок уплаты процентов во внимание не принимается (письмо Минфина России от 24 июля 2013 г. № 03-03-06/1/29175).

Налоговым кодексом РФ предусмотрено два варианта учета процентов по кредиту (п. 1 ст. 269):

  • в размере не выше ставки рефинансирования ЦБ РФ, умноженной на соответствующие коэффициенты;
  • в полном объеме, но при условии, что их величина существенно не отличается от процентов по кредиту, выданных на сопоставимых условиях.

Организация может выбрать способ учета процентов по установленным нормам. Они следующие:

  • при оформлении долгового обязательства в рублях - не превышает ставку рефинансирования ЦБ РФ, увеличенную в 1,1 раза;
  • по долговым обязательствам в иностранной валюте - равна 15 процентам (п. 1 ст. 269 Налогового кодекса РФ).

Организация может включить в состав расходов всю сумму процентов, начисленных по долговому обязательству любого вида. Для этого их размер не должен отклоняться более чем на 20 процентов в сторону повышения или в сторону понижения от среднего уровня процентов, начисленных по аналогичным долговым обязательствам, выданным в том же квартале (месяце - для налогоплательщиков, перешедших на исчисление ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли), на сопоставимых условиях.

Долговые обязательства признаются сопоставимыми, если они выданы:

  • в одной валюте;
  • на те же сроки;
  • в сопоставимых объемах;
  • под аналогичные обеспечения.

Сопоставлять нужно выданные обязательства

При определении сопоставимости обязательств Налоговый кодекс РФ предписывает рассматривать выданные долговые обязательства (п. 1 ст. 269 Налогового кодекса РФ).

Суды, в том числе и Президиум ВАС РФ, рассматривают как сопоставимые обязательства, которые заимодавец организации выдал другим российским организациям в отчетном периоде (постановления Президиума ВАС РФ от 17 января 2012 г. № 9898/11, ФАС Уральского округа от 26 мая 2011 г. № Ф09-1692/11-С2).

При этом позиция, сформированная в постановлении Президиума ВАС РФ № 9898/11, является общеобязательной для нижестоящих арбитражных судов при рассмотрении аналогичных споров. В его заключительных положениях указано на то, что вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов со схожими фактическими обстоятельствами подлежат пересмотру, если они приняты на основании норм права в ином толковании.

Вместе с тем не всегда можно получить данные о среднем уровне процентов, которые взимает кредитор с других организаций. Поэтому чиновники указывают: для расчета уровня предельных процентов организация должна сопоставить как привлеченные ею самой кредиты, так и зайВ­мы, выданные кредиторами другим российским организациям в том же отчетном периоде, при наличии такой информации (письмо Минфина России от 19 декабря 2012 г. № 03-03-06/1/665). При этом для подтверждения среднего уровня процентов по кредитам (займам), выданным (полученным) на сопоставимых условиях, может быть использована справка российского банка.

Ну а если кредит был получен от иностранного банка, то справка от него чиновниками как доказательство сопоставимости учитываться не будет (письмо Минфина России от 21 ноября 2011 г. № 03-03-06/1/770).

Критерии сопоставимости

Налоговый кодекс РФ не содержит указаний, на какие сроки, объемы и способы обеспечения считаются сопоставимыми в целях определения предельной величины процентов. Кроме того, не сказано, нужно или нет учитывать какие-либо дополнительные условия.

Соотношение сроков по продолжительности

Требований об идентичности сроков выдачи долговых обязательств (с точностью до дня) статья 269 Налогового кодекса РФ не содержит.

А под долговыми обязательствами, выданными на те же сроки, следует понимать обязательства, которые выданы на сроки, сопоставимые по продолжительности. Такое разъяснение дал Минфин России в письме от 29 июля 2009 г. № 03-03-05/141.

Кроме того, есть решение арбитражного суда о том, что считаются сопоставимыми долговые обязательства, выданные на 4 и на 9 месяцев (постановление ФАС Поволжского округа от 8 декабря 2005 г. № А72-5338/05-7/410).

Соотношение обязательств по объему

По официальной позиции Минфина России порядок определения долговых обязательств сопоставимыми по объему должен быть установлен в учетной политике исходя из принципа существенности и обычаев делового оборота (письмо от 19 июня 2009 г. № 03-03-06/1/414).

Соответствие способов обеспечения

К сожалению, в открытых источниках отсутствует официальная позиция чиновников по вопросу, какие меры обеспечения можно признать аналогичными в целях применения пункта 1 статьи 269 Налогового кодекса РФ.

Отсутствует и судебная практика. Можно предположить, что сопоставимыми можно считать кредиты, которые обеспечиваются одним из следующих способов, указанных в главе 23 Гражданского кодекса РФ: неустойка, залог, удержание, поручительство, банковская гарантия и задаток.

Дополнительные условия

Несмотря на то что другие дополнительные условия для признания обязательств сопоставимыми в Налоговом кодексе РФ не указаны, чиновники в своих разъяснениях на них ссылаются.

Например, в письме Минфина России от 2 июня 2010 г. № 03-03-06/2/104 высшее финансовое ведомство отмечает, что не признаются выданными на сопоставимых условиях долговые обязательства, полученные от физических и юридических лиц.

А вот полученные от одного и того же кредитора обязательства являются сопоставимыми. Об этом специалисты главного финансового ведомства напомнили в письме от 25 февраля 2010 г. № 03-03-06/1/88.

Если был выдан только один кредит

В соответствии с пунктом 1 статьи 269 Налогового кодекса РФ при отсутствии долговых обязательств перед российскими организациями, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, предельная величина процентов, признаваемых расходом, принимается в пределах установленной нормы.

Данная формулировка вызывает разночтения. Из нее непонятно, у кого должны отсутствовать долговые обязательства перед российскими организациями. У заимодавца организации, выдающего ей кредит в данном квартале, или в принципе на рынке банковских услуг?

В основной массе предприятия понимают эту формулировку как предписывающую принимать в состав расходов проценты по норме исходя из ставки ЦБ РФ.

Хотя из постановления Президиума ВАС РФ № 9898/11 следует, что, если у организации за квартал имеется только одно кредитное обязательство, нужно применять метод определения предельной величины процентов, основанный на сравнении обязательства с сопоставимыми долговыми обязательствами, выданными банками и другими кредитными организациями российским предприятиям.

Актуальной официальной позиции чиновников по этому вопросу в открытых источниках не представлено. В ранних письмах они предписывали учитывать проценты по таким обязательствам в пределах нормируемой величины (письмо Минфина России от 6 марта 2006 г. № 03-03-04/1/183).

Затраты, осуществленные за счет средств субсидии, отнесены на расходы по обычным видам деятельности. При проверке Счетной палатой РФ указано, что отражение доходов в составе прочих доходов и расходов в составе себестоимости продаж не соответствует требованиям ПБУ 10/99. Как предприятию обосновать правильность своих действий?

Унитарному предприятию была выделена субсидия на проведение мероприятий по подготовке объектов коммунального хозяйства к работе в осенне-зимний период. Затраты, осуществляемые за счет средств субсидии, были отнесены на расходы по обычным видам деятельности. Унитарное предприятие действовало в соответствии с утвержденной учетной политикой, согласно которой использование государственной помощи на финансирование текущих расходов (например, на приобретение материалов, выплату зарплаты) отражается в дебет счета 20 (23, 25, 44…). При проверке Счетной палатой РФ было указано, что отражение доходов в составе прочих доходов и расходов в составе себестоимости продаж не соответствует требованиям п. 19 ПБУ 10/99 (по причине отсутствия связи между доходами и расходами). Унитарное предприятие не согласно с выводом Счетной палаты РФ и интересуется, как ему обосновать правильность своих действий.

Для решения поставленной задачи требуется определить, каким образом учитывать текущие расходы, финансируемые за счет субсидий:

- или в составе себестоимости исходя из характера расходов (позиция унитарного предприятия);

- или в составе прочих расходов, чтобы соблюсти требование соответствия доходов и расходов, с учетом того, что в силу п. 8 и 9 ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи» и Инструкции по применению Плана счетов (описание счетов 86 и 98) средства субсидии подлежат отражению в составе прочих доходов (позиция Счетной палаты РФ).

Автор поддерживает точку зрения унитарного предприятия, основываясь при этом на следующем.

Отражение государственной помощи по международным стандартам.

Согласно п. 29 – 31 МСФО (IAS) 20 «Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи» субсидии, относящиеся к доходу, представляются как часть прибыли или убытка либо отдельно, либо в составе общей статьи, например «Прочие доходы»; альтернативно субсидии вычитаются из соответствующих расходов при их отражении в отчетности.

Сторонники первого метода утверждают, что сворачивать статьи доходов и расходов некорректно и что предоставление субсидии отдельно от расходов облегчает сопоставление с другими расходами, на которые субсидия не повлияла.

В защиту второго метода приводятся аргументы, что организация могла бы и не понести расходов, если бы субсидия не была доступна, и, следовательно, представление расходов без взаимозачета их с субсидией может вводить пользователей в заблуждение.

Оба метода считаются допустимыми для предоставления субсидий, относящихся к доходу.

Как видим, при учете государственной помощи ПБУ 13/2000 предполагает первый метод: средства со счета 86 «Целевое финансирование» списываются на финансовые результаты предприятия как прочие доходы.

Второй метод в большей степени отвечает принципу соответствия доходов и расходов, поскольку они просто сворачиваются, но он не предусмотрен ПБУ 13/2000. Однако именно в таком (свернутом) порядке некоммерческие организации отражают направление средств целевого финансирования на их содержание.

Таким образом, в российском учете представлены оба метода учета государственной помощи, при этом, к сожалению, только в отношении финансирования некоммерческих организаций есть прямое указание на учет расходов по дебету счетов 20, 26.

Дискуссия в отношении альтернативных методов отражения государственной помощи интересна тем, кто поднимает проблему достоверного формирования себестоимости. «Свернутое» представление или отнесение расходов на финансовый результат занижает себестоимость. Выбранный унитарным предприятием путь способствует тому, чтобы показатель себестоимости был достоверным и не зависящим от того, за счет каких источников финансируются входящие в себестоимость затраты.

Случаи несоответствия доходов расходам в российском бухучете.

Счетная палата РФ видит принцип соответствия доходов и расходов преобладающим; вместе с тем есть исключения.

В силу п. 11 ПБУ 10/99 «Расходы организации» проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование денежных средств (кредитов, займов), относятся к прочим расходам. При этом не принимаются во внимание цели, на которые получены заемные средства. Единственным исключением является та часть процентов, которая подлежит включению в стоимость инвестиционного актива, на что есть прямое указание в ПБУ 15/2008. Как резюмировано в Письме Минфина России от 20.02.2017 № 07-01-07/9681, нормативные правовые акты Минфина по бухгалтерскому учету не предусматривают признание расходов по займам в качестве каких-либо иных активов. Однако не разумнее ли было бы отнести проценты по кредиту, взятому на закупку сырья и материалов, на удорожание этих материалов или хотя бы списать проценты на прочие затраты в составе себестоимости? Но в отношении учета процентов по заемным средствам (за исключением процентов, уплачиваемых в рамках финансирования инвестиций) принцип соответствия доходов и расходов не соблюдается. По всей видимости, отдельное отражение процентов важно с точки зрения анализа финансовой отчетности предприятия.

Как прочие отражаются расходы социального характера, хотя, следуя принципу соответствия доходов и расходов, логичнее их списывать за счет нераспределенной прибыли, так как этим расходам никакие доходы не соответствуют. Однако, как указано в Письме Минфина России от 19.12.2008 № 07-05-06/260, Инструкцией по применению Плана счетов не предусмотрено отражение расходов организации на счете 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)». В соответствии с ПБУ 10/99 к прочим расходам организации относятся перечисления средств (взносов, выплат и т. д.), связанных с благотворительной деятельностью, расходы на осуществление спортивных мероприятий, отдыха, развлечений, мероприятий культурно-просветительского характера и иных аналогичных мероприятий.

ПБУ 10/99 содержит прямое указание на то, что амортизационные отчисления относятся к расходам по обычным видам деятельности. При этом признаем, что есть практика списания начисленной амортизации по непроизводственным объектам в дебет счета 91-2 «Прочие расходы», в результате чего полностью соблюдается соответствие доходов и расходов. Однако в Письме Минфина России от 26.12.2016 № 07-01-07/77882 специально рассмотрен вопрос учета амортизации по основным средствам, приобретаемым за счет бюджетных средств. Чиновники указали, что бюджетные средства списываются со счета учета целевого финансирования как увеличение финансовых результатов организации, а амортизационные отчисления считаются расходами по обычным видам деятельности. При этом финансистов не смутил тот факт, что в результате одновременного применения п. 8 ПБУ 10/99 и ПБУ 13/2000 нарушается п. 19 ПБУ 10/99 (соответствие доходов и расходов).

Резюмируя вышеприведенные факты, можно предположить, что отражение госпомощи в составе прочих доходов не означает автоматического отнесения покрываемых ей затрат на прочие расходы, и потому связи между доходами и расходами – в том смысле, какой ей придает Счетная палата РФ, – при учете субсидий наблюдаться не будет.

Предоставление бюджетных средств на компенсацию понесенных расходов.

Выделение субсидий на финансирование уже произведенных затрат не редкость, порядок учета госпомощи для таких случаев установлен п. 10 ПБУ 13/2000. Пусть организация уже произвела затраты и отнесла их на себестоимость, исходя из характера этих затрат. В следующем отчетном периоде получена субсидия на покрытие произведенных расходов и зачислена в состав прочих доходов в силу п. 10 ПБУ 13/2000. Никаких изменений в учет внесено не будет, поскольку расходы признаются в том отчетном периоде, когда они имели место, и ПБУ 10/99 не ставит признание расходов в зависимость от наличия (отсутствия) источника их финансового обеспечения. Вновь мы имеем перед собой так называемое отсутствие связи между доходами и расходами.

Свобода организации в разработке способов учета.

Напомним: согласно п. 7.1 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» в случае, если по конкретному вопросу ведения бухгалтерского учета в федеральных стандартах бухгалтерского учета не установлены способы ведения бухгалтерского учета, предприятие разрабатывает соответствующий способ, исходя из требований, установленных законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральных и (или) отраслевых стандартов. Причем предприятие использует последовательно следующие документы:

международные стандарты финансовой отчетности;

положения федеральных и (или) отраслевых стандартов бухгалтерского учета по аналогичным и (или) связанным вопросам;

рекомендации в области бухгалтерского учета.

Из-за неопределенности в учете расходов, финансируемых за счет субсидий, предприятия вправе воспользоваться правом самостоятельной разработки этого учета и закрепить принятый порядок учетной политикой.

Позиция унитарного предприятия правомерна по следующим причинам:

предприятие отдало приоритет достоверному формированию себестоимости независимо от источников ее покрытия (выручка или госпомощь);

закрепив в учетной политике порядок учета расходов, покрытых за счет субсидий, предприятие воспользовалось правами, установленными ПБУ 1/2008;

предприятие не допустило противоречий с правилами российского бухучета и практикой ведения учета и составления отчетности.

Расходы, в том числе в виде процентов по кредиту, должны быть экономически оправданными. Но не обязательно, чтобы хозяйственные операции, оплаченные за счет кредитных средств, были прибыльными. Достаточно, чтобы они были исполнены в рамках хозяйственной деятельности организации.

Как отразить в бухгалтерском учете

Для обобщения информации о состоянии кредитов и займов, которые были получены организацией, предусмотрено два счета. На счете 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» отражаются заемные средства, полученные на срок не более 12 месяцев.

Если долг нужно вернуть в более длительный срок, то он отражается на счете 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам».

Такое деление обусловлено тем, что в бухгалтерской отчетности обязательства должны представляться подразделением в зависимости от срока погашения на краткосрочные и долгосрочные (п. 19 ПБУ 4/99). Таким образом, если до конца срока займа (в том числе и ранее учитываемого как долгосрочный) остается меньше года, он должен отражаться как краткосрочный.

Расходы по займам отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в том отчетном периоде, к которому они относятся (п. 6 ПБУ 15/2008). Причитающиеся к уплате проценты отражаются в составе прочих расходов.

Исключение составляют проценты, включаемые в стоимость инвестиционного актива. Об этом сказано в пункте 11 ПБУ 10/99 и пункте 7 ПБУ 15/2008.

При этом проценты, причитающиеся к оплате кредитору, включаются в стоимость инвестиционного актива или в состав прочих расходов равномерно, как правило, независимо от условий предоставления займа (кредита). В бухгалтерском учете проценты признаются в расходах в сумме, уплачиваемой в соответствии с условиями договора.

Как учесть расходы при налогообложении

Затраты по долговым обязательствам любого вида учитываются в составе внереализационных расходов и не включаются в первоначальную стоимость амортизируемого имущества (письмо Минфина России от 28 июня 2013 г. № 03-03-06/1/24671).

Прежде всего расходы должны соответствовать статье 252 Налогового кодекса РФ, то есть быть экономически оправданными. Но не обязательно, чтобы хозяйственные операции, проведенные за счет кредитных средств, были прибыльными. Достаточно, чтобы они были исполнены в рамках хозяйственной деятельности организации (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 12 декабря 2013 г. № А53-32736/2012).

Если условиями договора предусмотрено, что проценты в отдельные отчетные (налоговые) периоды выплачиваются, то они учитываются в расходах в тех периодах, в которых у заемщика возникает обязательство по их уплате. На это указывает арбитражная практика (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 18 марта 2013 г. № А53-9654/2012 (определением от 5 июня 2013 г. № ВАС-6608/13 ВАС РФ отказал в передаче данного дела в Президиум для пересмотра)). Это относится и к случаям, когда проценты уплачиваются вместе с основной суммой долга.

Нужно отметить, что финансисты не согласны с таким подходом. Они настаивают на том, что проценты по всем видам заимствований признаются равномерно в течение всего срока действия договора на конец каждого месяца. При этом фактический срок уплаты процентов во внимание не принимается (письмо Минфина России от 24 июля 2013 г. № 03-03-06/1/29175).

Налоговым кодексом РФ предусмотрено два варианта учета процентов по кредиту (п. 1 ст. 269):

  • в размере не выше ставки рефинансирования ЦБ РФ, умноженной на соответствующие коэффициенты;
  • в полном объеме, но при условии, что их величина существенно не отличается от процентов по кредиту, выданных на сопоставимых условиях.

Организация может выбрать способ учета процентов по установленным нормам. Они следующие:

  • при оформлении долгового обязательства в рублях - не превышает ставку рефинансирования ЦБ РФ, увеличенную в 1,1 раза;
  • по долговым обязательствам в иностранной валюте - равна 15 процентам (п. 1 ст. 269 Налогового кодекса РФ).

Организация может включить в состав расходов всю сумму процентов, начисленных по долговому обязательству любого вида. Для этого их размер не должен отклоняться более чем на 20 процентов в сторону повышения или в сторону понижения от среднего уровня процентов, начисленных по аналогичным долговым обязательствам, выданным в том же квартале (месяце - для налогоплательщиков, перешедших на исчисление ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли), на сопоставимых условиях.

Долговые обязательства признаются сопоставимыми, если они выданы:

  • в одной валюте;
  • на те же сроки;
  • в сопоставимых объемах;
  • под аналогичные обеспечения.

Сопоставлять нужно выданные обязательства

При определении сопоставимости обязательств Налоговый кодекс РФ предписывает рассматривать выданные долговые обязательства (п. 1 ст. 269 Налогового кодекса РФ).

Суды, в том числе и Президиум ВАС РФ, рассматривают как сопоставимые обязательства, которые заимодавец организации выдал другим российским организациям в отчетном периоде (постановления Президиума ВАС РФ от 17 января 2012 г. № 9898/11, ФАС Уральского округа от 26 мая 2011 г. № Ф09-1692/11-С2).

При этом позиция, сформированная в постановлении Президиума ВАС РФ № 9898/11, является общеобязательной для нижестоящих арбитражных судов при рассмотрении аналогичных споров. В его заключительных положениях указано на то, что вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов со схожими фактическими обстоятельствами подлежат пересмотру, если они приняты на основании норм права в ином толковании.

Вместе с тем не всегда можно получить данные о среднем уровне процентов, которые взимает кредитор с других организаций. Поэтому чиновники указывают: для расчета уровня предельных процентов организация должна сопоставить как привлеченные ею самой кредиты, так и зайВ­мы, выданные кредиторами другим российским организациям в том же отчетном периоде, при наличии такой информации (письмо Минфина России от 19 декабря 2012 г. № 03-03-06/1/665). При этом для подтверждения среднего уровня процентов по кредитам (займам), выданным (полученным) на сопоставимых условиях, может быть использована справка российского банка.

Ну а если кредит был получен от иностранного банка, то справка от него чиновниками как доказательство сопоставимости учитываться не будет (письмо Минфина России от 21 ноября 2011 г. № 03-03-06/1/770).

Критерии сопоставимости

Налоговый кодекс РФ не содержит указаний, на какие сроки, объемы и способы обеспечения считаются сопоставимыми в целях определения предельной величины процентов. Кроме того, не сказано, нужно или нет учитывать какие-либо дополнительные условия.

Соотношение сроков по продолжительности

Требований об идентичности сроков выдачи долговых обязательств (с точностью до дня) статья 269 Налогового кодекса РФ не содержит.

А под долговыми обязательствами, выданными на те же сроки, следует понимать обязательства, которые выданы на сроки, сопоставимые по продолжительности. Такое разъяснение дал Минфин России в письме от 29 июля 2009 г. № 03-03-05/141.

Кроме того, есть решение арбитражного суда о том, что считаются сопоставимыми долговые обязательства, выданные на 4 и на 9 месяцев (постановление ФАС Поволжского округа от 8 декабря 2005 г. № А72-5338/05-7/410).

Соотношение обязательств по объему

По официальной позиции Минфина России порядок определения долговых обязательств сопоставимыми по объему должен быть установлен в учетной политике исходя из принципа существенности и обычаев делового оборота (письмо от 19 июня 2009 г. № 03-03-06/1/414).

Соответствие способов обеспечения

К сожалению, в открытых источниках отсутствует официальная позиция чиновников по вопросу, какие меры обеспечения можно признать аналогичными в целях применения пункта 1 статьи 269 Налогового кодекса РФ.

Отсутствует и судебная практика. Можно предположить, что сопоставимыми можно считать кредиты, которые обеспечиваются одним из следующих способов, указанных в главе 23 Гражданского кодекса РФ: неустойка, залог, удержание, поручительство, банковская гарантия и задаток.

Дополнительные условия

Несмотря на то что другие дополнительные условия для признания обязательств сопоставимыми в Налоговом кодексе РФ не указаны, чиновники в своих разъяснениях на них ссылаются.

Например, в письме Минфина России от 2 июня 2010 г. № 03-03-06/2/104 высшее финансовое ведомство отмечает, что не признаются выданными на сопоставимых условиях долговые обязательства, полученные от физических и юридических лиц.

А вот полученные от одного и того же кредитора обязательства являются сопоставимыми. Об этом специалисты главного финансового ведомства напомнили в письме от 25 февраля 2010 г. № 03-03-06/1/88.

Если был выдан только один кредит

В соответствии с пунктом 1 статьи 269 Налогового кодекса РФ при отсутствии долговых обязательств перед российскими организациями, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, предельная величина процентов, признаваемых расходом, принимается в пределах установленной нормы.

Данная формулировка вызывает разночтения. Из нее непонятно, у кого должны отсутствовать долговые обязательства перед российскими организациями. У заимодавца организации, выдающего ей кредит в данном квартале, или в принципе на рынке банковских услуг?

В основной массе предприятия понимают эту формулировку как предписывающую принимать в состав расходов проценты по норме исходя из ставки ЦБ РФ.

Хотя из постановления Президиума ВАС РФ № 9898/11 следует, что, если у организации за квартал имеется только одно кредитное обязательство, нужно применять метод определения предельной величины процентов, основанный на сравнении обязательства с сопоставимыми долговыми обязательствами, выданными банками и другими кредитными организациями российским предприятиям.

Актуальной официальной позиции чиновников по этому вопросу в открытых источниках не представлено. В ранних письмах они предписывали учитывать проценты по таким обязательствам в пределах нормируемой величины (письмо Минфина России от 6 марта 2006 г. № 03-03-04/1/183).

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

ООО на ОСНО получило льготный кредит по постановлению 696 (господдержка в период коронавируса), планирует сохранить все необходимые условия до 01.04.2021.
1. Какими проводками должно быть отражено поступление кредита: Дебет 51 Кредит 91.01 или Кредит 66.01?
2. Облагается ли налогом на прибыль полученная сумма в налоговом учете в текущем (периоде получения) или последующем (в случае списания государством) периоде?
3. Начисляются ли проценты (2% и 3,5%) в текущем периоде? Принимаются ли они к расходам в налоговом учете? Что будет, если условия не будут выдержаны и необходимо будет пересчитать по ставке банка (12%)?


По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
1. Зачисление кредитных денежных средств на расчетный счет организации в бухгалтерском учете отражается записью Дебет 51 Кредит 66.
Дальнейший порядок учета зависит от степени уверенности организации в том, будет ли принято решение о списании полученного кредита (смотрите по тексту ответа).
2. В налоговом учете полученные средства доходами не признаются.
3. Оснований для признания расходов в виде процентов в базовом периоде (и периоде наблюдения), на наш взгляд, не имеется. Проценты будут учтены в составе расходов для целей налогового учета в случае, если кредит перейдет в период погашения (решение о списании не будет принято).

Обоснование позиции:
Постановлением Правительства РФ от 16.05.2020 N 696 утверждены Правила предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возобновление деятельности (далее - Правила).
В случае соблюдения всех условий, установленных Правилами, кредит вместе с процентами может быть списан. При этом действие кредитного договора предусматривает три периода, в каждом из которых заемщик должен соблюсти установленные Правилами условия: базовый период, период наблюдения и период погашения.
В базовый период (с даты заключения договора до 01.12.2020) и период наблюдения (с 01.12.2020 по 01.04.2021) конечная ставка для заемщика составляет не более 2% годовых. Данная льготная ставка не пересчитывается по их окончании. Стандартная (рыночная) процентная ставка применяется только в периоде погашения, срок которого составляет 3 месяца (п.п. 5, 8, пп. "в" п. 9 Правил).
Как определено в пп. "д" п. 9 Правил, начисляемые проценты по кредитному договору (соглашению) переносятся в основной долг по кредитному договору (соглашению) на дату окончания базового периода кредитного договора (соглашения), а также на дату окончания периода наблюдения по кредитному договору (соглашению), за исключением процентов, начисляемых в период погашения по кредитному договору (соглашению).
Оплата заемщиком основного долга, включая перенесенные платежи процентов по кредитному договору (соглашению), осуществляется ежемесячно равными долями в течение периода погашения по кредитному договору (соглашению) (пп. "е" п. 9 Правил).
При этом кредитный договор переводится на период погашения по окончании базового периода (без периода наблюдения) в любом из случаев, поименованных в п. 11 Правил.
Таким образом, в силу пп.пп. "в", "д" п. 9 Правил в базовом периоде и периоде наблюдения проценты начисляются, но уплата их не производится (проценты прибавляются к основному долгу по окончании каждого периода).

Налоговый учет

Прежде всего напомним, что сама сумма кредита не признается доходом при ее получении заемщиком и расходом при возврате банку (пп. 10 п. 1 ст. 251, п. 12 ст. 270 НК РФ).
Заметим, что официальные разъяснения по вопросу о порядке учета процентов по кредиту, предоставленному на возобновление деятельности, в настоящее время отсутствуют.
На наш взгляд, в периодах, когда кредитором (в данном случае банком) еще не принято решение о списании суммы долга по льготному кредиту, в целях налогообложения прибыли начисляемые банком проценты в расходах учитывать не следует, поскольку существует неопределенность в том, возникнет ли у заемщика обязанность уплатить данные проценты (т.е. будут ли такие расходы произведены (п. 1 ст. 252 НК РФ)), или же будет принято решение о списании.
Кроме того, из норм п. 4 ст. 328 НК РФ следует, что при методе начисления налогоплательщик определяет сумму расхода в виде процентов по долговому обязательству только в отношении выплаченных либо подлежащих выплате в отчетном периоде сумм процентов исходя из установленных условиями договора доходности и срока действия такого долгового обязательства в отчетном периоде. В силу наличия неопределенности в отношении судьбы кредита в базовом периоде и в периоде наблюдения проценты, на наш взгляд, не следует в этих периодах признавать "подлежащими выплате".
При выполнении всех необходимых условий кредитная организация осуществляет списание задолженности заемщика по кредитному договору (включая проценты) (п.п. 12, 28 Правил), в результате чего у заемщика возникает доход (п. 1 ст. 41 НК РФ).
На основании п. 18 ст. 250 НК РФ доходы в виде сумм кредиторской задолженности (обязательства перед кредиторами), списанной в связи с истечением срока исковой давности или по другим основаниям, признаются внереализационными доходами налогоплательщика, но за исключением ряда случаев, в частности, случая, предусмотренного пп. 21.4 п. 1 ст. 251 НК РФ.
В свою очередь, согласно пп. 21.4 п. 1 ст. 251 НК РФ (введенному с 8 июня 2020 года*(1)) не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль доходы в виде сумм прекращенных обязательств по уплате задолженности по кредиту и (или) начисленным процентам по заключенному налогоплательщиком кредитному договору при выполнении следующих условий:
- кредит предоставлен налогоплательщику в период с 1 января по 31 декабря 2020 года на возобновление деятельности или на неотложные нужды для поддержки и сохранения занятости;
- в отношении кредитного договора кредитной организации предоставляется (предоставлялась) субсидия по процентной ставке в порядке, установленном Правительством РФ.
Кредитная организация представляет налогоплательщику информацию о предоставлении в отношении кредита субсидии по процентной ставке в порядке, согласованном между кредитной организацией и налогоплательщиком.
Таким образом, при списании задолженности по кредиту, выданному на возобновление деятельности, налогооблагаемого дохода у заемщика не возникает.
В противном случае заемщик обязан будет вернуть банку сумму основного долга, а также начисленные по ставке 2% проценты за базовый период и период наблюдения. Полагаем, что данные проценты следует отразить в составе расходов по налогу на прибыль на дату окончания базового периода или периода наблюдения, так как именно на эту дату организации будет доподлинно известно о необходимости их уплаты. Далее с даты наступления периода погашения проценты, исчисленные с применением стандартной (рыночной) ставки, организация вправе учесть в расходах по налогу на прибыль в общеустановленном порядке (пп. 2 п. 1 ст. 265, п. 8 ст. 272 НК РФ).

Бухгалтерский учет

Для целей бухгалтерского учета в общем случае сумма кредита не признается доходом организации-заемщика при ее получении и расходом при ее возврате заимодавцу (п. 2 ПБУ 9/99 "Доходы организации" (далее - ПБУ 9/99), п. 3 ПБУ 10/99 "Расходы организации" (далее - ПБУ 10/99)).
Обязательство по полученному кредиту отражается в бухгалтерском учете заемщика как кредиторская задолженность в соответствии с условиями договора займа в сумме, указанной в договоре (п. 2 ПБУ 15/2008 "Учет расходов по займам и кредитам", далее - ПБУ 15/2008).
Проценты, причитающиеся к оплате кредитору (банку), в общем случае признаются прочими расходами того отчетного периода, в котором они произведены, независимо от времени фактической выплаты денежных средств (п.п. 3, 6, 7 ПБУ 15/2008, п.п. 11, 17 ПБУ 10/99)
При этом расходы признаются в бухгалтерском учете только при выполнении условий, перечисленных в п. 16 ПБУ 10/99, а именно:
- расход производится в соответствии с конкретным договором, требованием законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота;
- сумма расхода может быть определена;
- имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации.
В связи с получением кредита на возобновление деятельности, на наш взгляд, возможны, в частности, две ситуации.

Ситуация 1. Превалирует вероятность возврата кредита

Если у организации отсутствует уверенность в том, что по истечении базового периода и периода наблюдения будет принято решение о списании данного кредита и организация предполагает, что кредит придется вернуть, то, руководствуясь принципом осмотрительности (п. 6 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации", п. 6.3.4 Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России), считаем, что обязательство по кредиту в бухгалтерском учете следует отражать в общеустановленном порядке:
Дебет 51 Кредит 66, субсчет "Расчеты по кредиту"
- поступили на расчетный счет кредитные средства;
Дебет 91, субсчет "Прочие расходы" Кредит 66, субсчет "Расчеты по процентам"
- начислены проценты за пользование кредитом.
На дату окончания базового периода и периода наблюдения проценты переносятся в основной долг по кредитному договору (пп. "д" п. 9 Правил), что следует отразить бухгалтерской проводкой:
Дебет 66, субсчет "Расчеты по процентам" Кредит 66, субсчет "Расчеты по кредиту"
- сумма процентов причислена к сумме кредита.
Если условия так и не будут выполнены, сам кредит и суммы процентов подлежат перечислению банку (кредит переходит в период погашения):
Дебет 66, субсчет Расчеты по кредиту Кредит 51
- возвращен кредит (включая причисленные к нему проценты по льготной ставке).
В случае же выполнения установленных Правилами условий (предположим, условия удалось выполнить и кредит не переходит в период погашения, а подлежит списанию) заемщик признает прочий доход в сумме прощенного долга (п.п. 8, 10.6 и 16 ПБУ 9/99):
Дебет 66, субсчет "Расчеты по кредиту" Кредит 91, субсчет "Прочие доходы"
- списан долг по кредитному договору.

Ситуация 2. Превалирует вероятность списания кредита

Если на момент получения кредитных средств (и далее) у организации в большей степени существует уверенность в том, что долг будет списан (п. 1 ст. 415 ГК РФ), полагаем, что обязательство по кредиту следует отразить в общем порядке:
Дебет 51 Кредит 66, субсчет "Расчеты по кредиту"
- поступили на расчетный счет кредитные средства.
При этом поскольку неопределенность в списании кредита на этапе его поступления в организацию все же сохраняется, мы полагаем, что использовать счет 91 для отражения доходов не следует. Тем не менее, на наш взгляд, такое отражение возможно, если организация оценивает вероятность списания как близкую к стопроцентной.
При этом в отношении бухгалтерского учета процентов по кредиту отметим, что если существует неопределенность в том, придется ли организации все же уплатить проценты (будут ли выполнены (или нарушены) установленные Правилами условия для списания кредитных обязательств), суммы начисляемых банком процентов признавать в расходах не нужно, т.к. не выполняется одно из условий п. 16 ПБУ 10/99 (нет уверенности в уменьшении экономических выгод организации).
В дальнейшем, если, как и ожидает организация, решение о списании кредита все-таки будет принято, задолженность по кредиту на дату такого решения списывается на прочие доходы:
Дебет 66, субсчет "Расчеты по кредиту" Кредит 91, субсчет "Прочие доходы"
- кредитные средства учтены в составе доходов.
Но если все же оказалось, что установленные Правилами условия для списания кредита организация не выполнила, на дату окончания базового периода или периода наблюдения в бухгалтерском учете следует отразить следующие проводки:
Дебет 91, субсчет "Прочие расходы" Кредит Дебет 66, субсчет "Расчеты по процентам"
- начислены проценты за базовый период и период наблюдения кредитного договора;
Дебет 66, субсчет "Расчеты по процентам" Кредит 66, субсчет "Расчеты по кредиту"
- сумма данных процентов причислена к сумме кредита.
Дальнейшее погашение задолженности по кредиту, а также начисление процентов производятся в общем порядке:
Дебет 91, субсчет "Прочие расходы" Кредит 66, субсчет "Расчеты по процентам"
- начислены проценты за пользование кредитом в периоде погашения (по стандартной ставке);
Дебет 66, субсчет "Расчеты по кредиту" Кредит 51
- возвращен кредит (включая причисленные к нему проценты по льготной ставке);
Дебет 66, субсчет "Расчеты по процентам" Кредит 51
- уплачены проценты, начисленные в период погашения.
Обращаем внимание, что данный ответ выражает наше экспертное мнение и не препятствует руководствоваться нормами законодательства РФ в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в приведенном ответе.

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
- Энциклопедия решений. Беспроцентные кредиты и субсидии на выплату зарплаты: налоговые последствия и бухгалтерский учет;
- Энциклопедия решений. Налоговый учет процентов по договорам займа и иным аналогичным договорам (иным долговым обязательствам, включая ценные бумаги);
- Вопрос: Как отразить в бухгалтерском и налоговом учете расходы, произведенные за счет кредита, полученного на возобновление деятельности? Можно ли потратить кредитные средства на уплату налога на прибыль и НДС? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июнь 2020 г.)
- Вопрос: Налоговый и бухгалтерский учет кредита на возобновление деятельности под 2% годовых согласно постановлению N 696 (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июнь 2020 г.);
- Как получить кредит на возобновление деятельности? Поддержка бизнеса в период пандемии (подготовлено экспертами компании ГАРАНТ, май 2020 г.);
- Жизнь после займа. Условия, учет и налоговые последствия кредитов пострадавшему бизнесу (Л. Фомина, газета "Финансовая газета", N 20, июнь 2020 г.);
- Примерная форма регистра учета расходов, осуществленных за счет кредита, полученного на возобновление деятельности (подготовлено экспертами компании ГАРАНТ).

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член ассоциации "Содружество" Мельникова Елена

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Организация получила субсидию согласно постановлению Правительства РФ от 16.05.2020 N 696 на возобновление деятельности в банке по программе "Кредит с господдержкой 2%". По окончании срока 13 месяцев сумма основного долга и проценты будут списаны, если организация выполнит условия предоставления кредита.
Не нарушит ли условия предоставления субсидии предприятие, если потратит эти средства на уплату налога на прибыль и НДС за 1 квартал 2020 года? Как отразить расходы на счетах бухгалтерского и налогового учета за счет полученного кредита в период до одобрения Минэкономразвития заявки кредитора на получение субсидии по списанию задолженности (2020 год) и после одобрения (2021 год)?


По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
При уплате Организацией за счет кредитных средств налога на прибыль и НДС за 1 квартал 2020 года, установленные Правилами условия организация не нарушит.
Расходы, произведенные организацией за счет средств кредита, отражаются в бухгалтерском учете и учитываются для целей налогообложения прибыли в общеустановленном порядке.
Подробнее смотрите ниже.

Налоговый учет

Прежде всего напомним, что сама сумма кредита не признается доходом при ее получении заемщиком и расходом при возврате банку (пп. 10 п. 1 ст. 251, п. 12 ст. 270 НК РФ).
При выполнении всех необходимых условий кредитная организация осуществляет списание задолженности заемщика по кредитному договору (включая проценты) (п.п. 12, 28 Правил), в результате чего у заемщика возникает доход (п. 1 ст. 41 НК РФ).
На основании п. 18 ст. 250 НК РФ доходы в виде сумм кредиторской задолженности (обязательства перед кредиторами), списанной в связи с истечением срока исковой давности или по другим основаниям признаются внереализационными доходами налогоплательщика, но за исключением ряда случаев, в частности, случая, предусмотренного пп. 21.4 п. 1 ст. 251 НК РФ.
В свою очередь, согласно пп. 21.4 п. 1 ст. 251 НК РФ (введенному с 8 июня 2020 года*(1)) не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль доходы в виде сумм прекращенных обязательств по уплате задолженности по кредиту и (или) начисленным процентам по заключенному налогоплательщиком кредитному договору при выполнении следующих условий:
- кредит предоставлен налогоплательщику в период с 1 января по 31 декабря 2020 года на возобновление деятельности или на неотложные нужды для поддержки и сохранения занятости;
- в отношении кредитного договора кредитной организации предоставляется (предоставлялась) субсидия по процентной ставке в порядке, установленном Правительством РФ.
Кредитная организация представляет налогоплательщику информацию о предоставлении в отношении кредита субсидии по процентной ставке в порядке, согласованном между кредитной организацией и налогоплательщиком.
Таким образом, при списании задолженности по кредиту, выданному на возобновление деятельности, налогооблагаемого дохода у заемщика не возникает.
При этом полагаем, что расходы, произведенные организацией за счет средств кредита, учитываются для целей налогообложения прибыли в общеустановленном порядке. В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ в целях налогообложения прибыли налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).
Нормы ст. 270 НК РФ не запрещают учитывать при определении налоговой базы по налогу на прибыль расходы (соответствующие критериям ст. 252 НК РФ), понесенные за счет средств кредита, предоставленного на возобновление деятельности. Однако если какой-либо вид расходов, понесенный за счет кредитных средств, отдельно поименован в ст. 270 НК РФ, он, соответственно, не учитывается в целях налогообложения.
Заметим, что если бы, например, организации была предоставлена субсидия из федерального бюджета в связи с неблагоприятной ситуацией, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции, то картина была бы иная.
Так, в силу пп. 60 п. 1 ст. 251 НК РФ при налогообложении прибыли не учитываются доходы в виде субсидий, полученных определенными налогоплательщиками из федерального бюджета в связи с неблагоприятной ситуацией, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции.
При этом п. 48.26 ст. 270 НК РФ установлено, что расходы, осуществленные за счет таких субсидий, не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
В рассматриваемом случае субсидия предоставляется банку, а не Организации. Соответственно, мы полагаем, что нормы пп. 60 п. 1 ст. 251 НК РФ и п. 48.26 ст. 270 НК РФ в данной ситуации не применяются.
Официальных разъяснений по вопросу налогового учета расходов, произведенных за счет кредита, выданного на возобновление деятельности, нами не найдено.
Вместе с тем напомним, что Организации вправе обратиться за письменными разъяснениями по заданному вопросу в налоговый орган по месту учета или Минфин России (пп.пп. 1, 2 п. 1 ст. 21, пп. 4 п. 1 ст. 32, п. 3 ст. 34.2 НК РФ).

Бухгалтерский учет

Для целей бухгалтерского учета сумма кредита не признается доходом организации-заемщика при ее получении и расходом при ее возврате заимодавцу (п. 2 ПБУ 9/99 "Доходы организации" (далее - ПБУ 9/99), п. 3 ПБУ 10/99 "Расходы организации" (далее - ПБУ 10/99)).
Обязательство по полученному кредиту отражается заемщиком как кредиторская задолженность в соответствии с условиями кредитного договора в сумме, указанной в договоре (п. 2 ПБУ 15/2008 "Учет расходов по займам и кредитам").
При списании задолженности по кредиту заемщик признает прочий доход в сумме прощенного долга (п.п. 8, 10.6 и 16 ПБУ 9/99).
Что касается расходов, произведенных за счет кредитных средств, каких-либо особенностей для их учета ПБУ 10/99 не устанавливает. Поэтому считаем, что отражать такие расходы в бухгалтерском учете следует в общем порядке:
Дебет 20 (23, 25, 26, 44) Кредит 60 (76, 70, 69, 10)
- учтены расходы по обычным видам деятельности;
Дебет 91, субсчет "Прочие расходы" Кредит 60 (76, 51, 70, 69)
- учтены прочие расходы.

К сведению:
В настоящее время отсутствуют официальные разъяснения также и по вопросу о порядке учета процентов по кредиту, предоставленному на возобновление деятельности.
В Правилах (пп.пп. "в", "д" п. 9) говорится о том, что в базовом периоде и периоде наблюдения проценты начисляются, но уплата их не производится (проценты прибавляются к основному долгу).
На наш взгляд, в периодах, когда кредитором (в данном случае банком) еще не принято решение о списании суммы долга по льготному кредиту, в целях налогообложения прибыли начисляемые банком проценты в расходах учитывать не следует, поскольку существует неопределенность в том, возникнет ли у заемщика обязанность уплатить данные проценты (т.е. будут ли такие расходы произведены (п. 1 ст. 252 НК РФ)), или же будет принято решение о списании.
Кроме того, из норм п. 4 ст. 328 НК РФ следует, что при методе начисления налогоплательщик определяет сумму расхода в виде процентов по долговому обязательству только в отношении выплаченных либо подлежащих выплате в отчетном периоде сумм процентов исходя из установленных условиями договора доходности и срока действия такого долгового обязательства в отчетном периоде. В силу наличия неопределенности в отношении судьбы кредита в базовом периоде и в периоде наблюдения, проценты, на наш взгляд, не следует в этих периодах признавать "подлежащими выплате".
В отношении бухгалтерского учета отметим, что если существует неопределенность в том, придется ли Организации все же уплатить проценты (будут ли выполнены (или нарушены) установленные Правилами условия для списания кредитных обязательств), суммы начисляемых банком процентов признавать в расходах не нужно, т.к. не выполняется одно из условий п. 16 ПБУ 10/99.
Обращаем внимание, что данный ответ выражает мнение экспертов и не препятствует руководствоваться нормами законодательства РФ в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в приведенном выше ответе.

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
- Жизнь после займа. Условия, учет и налоговые последствия кредитов пострадавшему бизнесу (Л. Фомина, газета "Финансовая газета", N 20, июнь 2020 г.);
- Примерная форма регистра учета расходов, осуществленных за счет кредита, полученного на возобновление деятельности (подготовлено экспертами компании ГАРАНТ);
- Как получить кредит на возобновление деятельности? Поддержка бизнеса в период пандемии (подготовлено экспертами компании ГАРАНТ, май 2020 г.).

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член ассоциации "Содружество" Мельникова Елена

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: