Верно ли что международное гуманитарное право регулирует отношения между государством и гражданами

Обновлено: 25.04.2024

Международное гуманитарное право – это совокупность обязательных для субъектов международного права (государств, народов и наций, межправительственных организаций и др.) норм поведения, определяющих их права, обязанности и ответственность в сфере защиты человека как личности в экстремальных и обычных ситуациях. Данная дефиниция Международного гуманитарного права по своему содержанию близка к толкованию термина «гражданская защита» в той части, в которой она выражает обязанности указанных субъектов права и их деятельность по защите человека и гражданина в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях.

В настоящее время Международное гуманитарное право квалифицируется как новейшая отрасль общего международного права, как категория международно-правовой науки, признающей три характерных подхода.

В соответствии с первым подходом к Международному гуманитарному право относятся принципы, положения и нормы, направленные на регулирование международного сотрудничества субъектов права в области культуры, науки, образования, обмена информацией, контактов между людьми, но главное – на обеспечение гражданских, социально-экономических, политических, культурных прав человека, на защиту человека, его прав и имущества в условиях вооруженных конфликтов.

Второй, традиционный, подход ограничивает Международное гуманитарное право функциями регулирования защиты жертв войны, вооруженных конфликтов, гуманизации средств и методов ведения войны (Женевское право).

Наконец, третий (системный) подход объединяет все юридические нормы и положения в единый правовой комплекс, направленный на обеспечение прав человека как в экстремальных (в условиях вооруженных конфликтов, стихийных бедствий, техногенных катастроф, террористических актов и др.), так и в обычных ситуациях. Этот правовой комплекс и считается Международным гуманитарным правом.

С позиций Международного гуманитарного права, права человека – это права, существенные для характеристики статуса лица (положения по отношению к государству, его возможности и притязания в экономической, социальной, политической, культурной сферах, сфере безопасности). Термин «права человека» появился в международной политической лексике после американской войны за независимость и Великой французской революции (конец XVIII века). В то время в документах говорилось о правах человека и гражданина. В Уставе ООН (1945 год) о правах гражданина уже не говорится. Однако некоторые права человека, например, право на участие в управлении государством, неотъемлемы от гражданства. В Конституции РФ (гл. 2) фигурирует термин «права человека и гражданина», говорящий о преемственности в толковании этих прав в России по истечении почти двухсотлетнего временного периода. Существует универсальная концепция межгосударственного сотрудничества в области прав человека на основе общепризнанных принципов международного права.

Наибольшее признание получили следующие принципы этой концепции:

  • все права человека неделимы, взаимозависимы и взаимосвязаны, тем не менее, приоритет отдается праву на жизнь, без которого бессмысленно соблюдение остальных прав и свобод;
  • принцип уважения прав человека как один из основных современного международного права не только не противопоставляется др. принципам, но гармонично с ними взаимодействует (этот принцип исключает использование прав и свобод человека в качестве повода для посягательства на безопасность и мир, на независимость и равноправие государств – на те основы, на которых базируется идея международного сотрудничества);
  • вся сфера взаимоотношений государства с его населением, как следует из толкования суверенитета государства, представляет собой сферу внутренних отношений, регулируемых на национальном уровне (но это не означает право государства совершать произвол, оно должно учитывать международные обязательства и прежде всего принцип уважения прав человека);
  • область межгосударственного сотрудничества по гуманитарным вопросам, прежде всего по вопросам прав человека, должна быть деидеологизирована и деполитизирована, что означает исключение политизации межгосударственного гуманитарного сотрудничества;
  • индивиды и их группы непосредственно от международного сообщества никаких прав не получают;
  • государства–участники сообщества должны предоставлять лицам, находящимся под их юрисдикцией, не только определенные права и свободы, но и не посягать на такие права и свободы (например, не допускать расовой, национальной и др. дискриминации, применения пыток и т.п.);
  • допускаются определенные ограничения прав и свобод, установленных национальными законами, которые необходимы для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения (это реализуется обычно в условиях чрезвычайного положения, но даже в условиях этого режима управления не допускается дискриминация личности на основе расы, цвета кожи, пола, языка, религии или социального происхождения, а также права на жизнь и др.

Перечисленные принципы изложены в декларациях, пактах и конвенциях, разработанных и принятых на международных конференциях государств, впоследствии на конференциях, проводимых под эгидой ООН и ее специализированных учреждений, прежде всего Международной организации труда (МОТ) , Организации ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) и др.

Современное Международное гуманитарное право составляют:

  • многосторонние договоры 1868, 1888, 1925, 1972, 1980 годов, ограничивающие или запрещающие некоторые антигуманные средства и методы ведения военных действий; ; ;
  • Всеобщая декларация прав человека (1948 год), принятая Генеральной Ассамблеей ООН;
  • Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него (1948 год);
  • Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1965 год);
  • Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 год);
  • Конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него (1973 год);
  • Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1979 год);
  • Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений (1981 год);
  • Конвенция против пыток и других жестоких бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1984 год);
  • Венская декларация и Программа действий, принятые Всемирной конференцией по правам человека (1993 год).

К указанной группе документов следует отнести акты, разработанные в рассматриваемой нормативно-правовой сфере МОТ, Международной организацией здравоохранения (МОЗ), и др.

Некоторые из приведенных выше документов имеют обязывающий характер (Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах, Конвенция против пыток и др. жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания и др.), остальные – рекомендательный характер (Всеобщая декларация прав человека, Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений и др.).

Документы Совета по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ, ныне – ОБСЕ) носят политический характер и поэтому в соответствии с вышеупомянутым принципом деидеологизированности и деполитизированности межгосударственного сотрудничества по гуманитарным вопросам не относятся к источникам Международного гуманитарного права. Положения этих документов называются обычно договоренностями, рассматриваемыми как односторонние обязательства международно-правового характера государств, или региональными стандартами в области прав человека.

Международное гуманитарное право использовано российским законодателем в качестве основы при разработке национальной нормативной правовой базы, регулирующей отношения российских граждан и государства, отношения Российской Федерации с другими государствами и негосударственными организациями. Конституция Российской Федерации 1993 года (Гл. 1, ст. 2) декларирует, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства. Глава 2 Конституции Российской Федерации во всем своем объеме определяет права и свободы человека и гражданина. В части осуществления и регулирования прав и свобод человека и гражданина Конституция Российской Федерации не противоречит Международному гуманитарному праву Согласно п. 4 ст. 15 Конституции гласит, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры являются составной частью правовой системы Российской Федерации. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Таким образом, принципам и положениям Международного гуманитарного права в Российской Федерации придана высшая юридическая сила.

В развитие данных конституционных установлений в Российской Федерации приняты и действуют федеральные законы:

  • «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
  • «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей»;
  • «О гражданской обороне»;
  • «О международных договорах»;
  • «О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации»;
  • а также подзаконные акты – указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации, ведомственные нормативные правовые акты.

Их нормы и положения направлены на осуществление международной гуманитарной деятельности Российской Федерации. Большую практическую роль в этой деятельности играет МЧС России, другие федеральные органы исполнительной власти, а также общественные организации. Следует признать, что расширяющаяся сфера международного гуманитарного сотрудничества в области гражданской защиты обусловливает необходимость развития общего Международного гуманитарного права и его ветвей – национальных и региональных гуманитарных правовых институтов.

Источник: Международное право в документах. –М., 1982; Международное право // Международные отношения / Ответственный редактор Ю.М. Колосов, В.И. Кузнецов. –М., 1998; Гуманитарные операции МЧС России / Под общей редакцией Ю.Л. Воробьева. –М., 2002.

А. Международное гуманитарное право - совокупность международно-правовых норм и принципов, регулирующих защиту жертв войны.

Б. Международное гуманитарное право регулирует вопросы, связанные с оказанием гуманитарной помощи гражданскому населению.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верно и А и Б 4) оба суждения неверны.

2. К нормам международного гуманитарного права относится

1) запрет вторгаться в частную жизнь граждан

2) положение о свободе массовой информации

3) запрещение применения смертной казни

4) запрет убийства противника, сложившего оружие

3. Верны ли следующие суждения:

А) Международные преступления – это преступления против мира и человечества

Б) Международные преступления - это преступления против граждан другой страны

1) верно только А 2) верно только Б 3) верно и А и Б 4) оба суждения неверны.

4. Укажите неверный вариант утверждения:

Международное гуманитарное право преследует лиц, ответственных

1) за геноцид 3) преступления против человечности

2) военные преступления 4 ) преступления против гражданского населения

5. Какие вопросы регулирует Женевское право?

1) защищает объекты, которые не служат военным целям

2) защищает лиц, прекративших участие в военных действиях

3) определяет запрещенные средства и методы ведения войны

4) защищает лиц, не принимающих участие в военных действиях

6. Как называются данные категории лиц?

А) Лица из состава вооруженных сил стороны, находящейся в международном вооруженном конфликте?

Б) Лица, переставшие принимать участие в военных действиях (военнопленные, раненые, больные, парламентеры …).

1) Лица, находящиеся под защитой МГП 2) Комбатанты

3) Не комбатанты 3) Наемники

7. К запрещенным способам (методам) ведения боевых действий относятся:

1) Вероломное убийство или ранение гражданских лиц

2) Зажигательное оружие против гражданского населения и объектов, природной среды

3) Пули, разворачивающиеся или сплющивающиеся в теле человека

4) Взятие заложников, убийство сложивших оружие солдат противника

8. Какие объекты обозначаются данными международными знаками?


________________________________ _______________________________________

9. В компетенцию какого международного судебного органа входит преследование лиц, ответственных за геноцид, военные преступления и преступления против человечности?

А. Международный суд ООН в Гааге

Б. Международный уголовный суд в Гааге

В. Европейский суд по правам человека в Страсбурге

Г. Международный арбитражный суд в Гааге

Право 10___ клас ІІ вариант

Контрольное задание по теме : «Международное гуманитарное право»

1. Верны ли следующие суждения:

А. Международное гуманитарное право регулирует отношения между государствами в гуманитарной сфере.

Б.Международное гуманитарное право - совокупность международно-правовых норм ограничивающих методы и средства ведения войны.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верно и А и Б 4) оба суждения неверны

2. К нормам международного гуманитарного права относится

1) запрет вторгаться в частную жизнь граждан

2) положение о свободе массовой информации

3) запрещение применения смертной казни

4) запрет убийства противника, сложившего оружие

3. Верны ли следующие суждения:

А) Международные преступления - это преступления против сотрудников международных организаций

Б) Международные преступления – это преступления против мира и человечества

1) верно только А 2) верно только Б 3) верно и А и Б 4) оба суждения неверны.

4. 4. Укажите неверный вариант утверждения:

Международное гуманитарное право преследует лиц, ответственных

1) за геноцид 3) за нарушение прав человека

2) военные преступления 4) преступления против человечности

5. Какие вопросы регулирует Гаагское право?

1) защищает объекты, которые не служат военным целям

2) защищает лиц, прекративших участие в военных действиях

3) определяет запрещенные средства и методы ведения войны

4) защищает лиц, не принимающих участие в военных действиях

6. Как называются данные категории лиц?

А) Лица, не принимающие участия в военных действиях (гражданские, интернированные, медицинский, духовный персонал, персонал сил ГО…)

Б) Л ица участвующее в военных действиях с целью личной выгоды и не являющееся гражданином воюющего государства

1) Лица, находящиеся под защитой МГП 2) Комбатанты

3) Не комбатанты 3) Наемники

7. К запрещенным средствам ведения боевых действий относятся:

1) Разрушение памятников, культурных ценностей, религиозных объектов

2) Яды или отравленные боевые средства; химическое оружие, снаряды для их применения

3) Принуждение граждан противника участвовать в боевых действиях против их страны

4) Мины, срабатывающие от излучения миноискателя или не обнаруживающиеся при его помощи

8. Какие объекты обозначаются данными международными знаками?

______________________________ ____________________________________

9. В компетенцию какого международного судебного органа входит преследование лиц, ответственных за геноцид, военные преступления и преступления против человечности?

А. Международный уголовный суд в Гааге

Б. Международный арбитражный суд в Гааге

В. Европейский суд по правам человека в Страсбурге

Г. Международный суд ООН в Гааге


Курс профессиональной переподготовки

История и обществознание: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы педагогики и методологии общего образования


«Домашнее обучение. Лайфхаки для родителей»

Краткое описание документа:

С 1 января 2015г. школы ЛНР перешли на работу по Российским учебным программам, которые в значительной мере отличаются от Украинских, в особенности гуманитарные дисциплины, в том числе и правоведение. При этом изучение некоторых тем, в частности "Международное право", предполагает более углубленный подход в связи с их актуальностью для нашего региона.

В то же время, учителя и учащиеся еще не располагают необходимой учебно литературой. В связи с этим я попытался представить данный материал в виде учебных презентаций и тестовых заданий для учащихся по данным темам.

Посколько презентации имеют своей основной целью временно заменить ученикам учебник, мне пришлось перенасытить их текстовым материалам, качественное прочтение которого возможно только после предварительного скачивания.

Представляю 3 группы презентаций и тестовых заданий по темам:

- Основы международного права.

- Международное право. Права человека.

- Международное гуманитарное право.

Надеюсь, что предложенные материалы окажуться полезными моим коллегам и их ученикам.

Вооруженные конфликты сопровождали всю историю человечества. Во время военных действий издавна руководствовались так называемым обычным правом, но только в течение последних 150 лет, исходя из соображений гуманности, государства установили международные нормы, ограничивающие способы ведения войны и защищающие ее жертвы. Основными такими нормами являются Женевские конвенции и Гаагские конвенции. Совокупность их норм обычно называют международным гуманитарным правом (МГП), или правом войны, или правом вооруженных конфликтов.

Международное гуманитарное право является частью международного права, которое регулирует отношения между государствами. МГП призвано ограничить последствия вооруженных конфликтов.. Его целью является защита лиц, не принимающих или больше не принимающих участия в военных действиях, больных и раненых, пленных и гражданских лиц, а также установление прав и обязанностей сторон конфликта при ведении военных действий.

Являясь законом, МГП налагает обязательства на лиц, принимающих участие в вооруженном конфликте. Эти лица должны не только сами соблюдать закон, но и обязаны обеспечивать соблюдение его другими. Не совершать нарушений закона и не допускать того, чтобы их совершал кто-то другой – вот один из основных принципов МГП.

Краеугольным камнем МГП являются Женевские конвенции. Первую из них приняли в 1864 году шестнадцать государств. В течение многих веков до этого существовали правила ведения войн, но они основывались на обычаях и традициях, носили местный характер или были только временными. Все изменилось в 1864 году: начался процесс создания совокупности норм права, которые продолжают эволюционировать и сегодня.

Инициаторами первой конвенции явились пять граждан Женевы. Один из них, Анри Дюнан, случайно оказался на поле только что закончившейся битвы близ Сольферино в 1859 году. Он был потрясен тем, что раненые были брошены без всякой помощи, и привлек местных жителей для ухода за ними. Этот акт милосердия положил начало одному из ключевых элементов первой конвенции – гуманному обращению с теми, кто больше не участвует в сражении, независимо от того, к какой стороне конфликта они принадлежат.

Именно в те годы была принята защитная эмблема, символизирующая нейтральность лиц, оказывающих помощь жертвам конфликта: красный крест на белом фоне (что является обратным расположением цветов швейцарского флага).

За прошедшие полтора века нормативная база международного гуманитарного права неуклонно увеличивалась в объеме. Женевская конвенция была расширена в 1906 и 1929 годах с целью улучшения участи больных и раненых солдат в действующих армиях и для установления новых норм, касающихся защиты военнопленных. В 1899 и 1907 годах были также приняты Гаагские конвенции, предназначенные, главным образом, для регулирования военных действий. В августе 1949 года были приняты известные нам сегодня четыре Женевские конвенции. На этот раз, учитывая ужасный опыт Второй мировой войны, в них включили положения о защите гражданского населения.

Женевские конвенции были дополнены Протоколами в 1977 и 2005 годах. Кроме этого, целая гамма других международных конвенций и протоколов, охватывающих такие конкретные области, как обычные виды оружия, химическое оружие, мины, лазерное оружие, кассетные боеприпасы, а также защита детей в ситуациях вооруженных конфликтов, расширила действие МГП. Кодификация обычного права также способствует этому.

Тем не менее сердцевиной МГП остаются четыре Женевские конвенции 1949 года и Дополнительные протоколы к ним 1977 и 2005 годов. Они включают в себя четкие правовые обязанности и закрепляют основополагающие гуманитарные принципы.

• Воюющие, которые сложили оружие или перестали принимать участие в военных действиях, имеют право на уважение их жизни и на духовную и физическую неприкосновенность. Запрещается убивать или ранить их.

• Раненые и больные должны быть подобраны и воюющая сторона, во власти которой они находятся, должна оказать им помощь. Защите также подлежит медицинский персонал, медицинские формирования, транспорт и оборудование. Эмблема красного креста, красного полумесяца или красного кристалла является знаком такой защиты и ее следует уважать.

• Взятые в плен имеют право на уважение их жизни, достоинства, прав личности и убеждений. Их необходимо защитить от любых актов насилия и репрессалий. Им должно быть предоставлено право переписки с семьями и получения гуманитарной помощи.

• Гражданские лица, находящиеся во власти воюющей стороны или оккупационной державы, гражданами которой они не являются, имеют право на уважение их жизни, достоинства, прав личности и убеждений.

• Каждый имеет право пользоваться основными судебными гарантиями. Никто не может быть осужден без предварительного судебного решения, вынесенного надлежащим образом учрежденным судом. Никто не может быть признан ответственным за действие, которое он не совершал. Никого нельзя подвергать физическим или моральным пыткам, телесным наказаниям или жестокому и унижающему обращению.

• Стороны конфликта и лица из состава их вооруженных сил не могут пользоваться любыми методами и средствами ведения войны. Запрещается применять оружие или методы, ведущие к излишним потерям или причиняющие чрезмерные страдания.

• Стороны конфликта должны всегда проводить различие между гражданским населением и комбатантами с тем, чтобы щадить гражданское население и имущество. Для этого, прежде чем начать атаку, необходимо принять соответствующие меры предосторожности.

Международный Комитет Красного Креста считается хранителем Женевских конвенций и всех других договоров, составляющих международное гуманитарное право. Он, однако, не может выступать в качестве полицейского или судьи. Эти функции принадлежат правительствам тех стран, которые являются участниками международных договоров. Их обязанность – предупреждать нарушения МГП и не допускать продолжения таких нарушений. Они также взяли на себя обязательства наказывать лиц, ответственных за то, что мы называем «серьезными нарушениями» МГП, или военными преступлениями.

Приведенные ниже правила представляют собой основу международного гуманитарного права. Они не имеют силы юридического документа и ни в коей мере не заменяют собой действующие договоры. Эти положения были отобраны МККК для того, чтобы содействовать информированию о международном гуманитарном праве

• Стороны, участвующие в конфликте, должны при всех обстоятельства проводить различие между гражданским населением и непосредственными участниками военных действий (комбатантами) с целью обеспечения защиты гражданского населения и гражданских объектов. Запрещены нападения как на гражданское население в целом, так и на отдельных мирных граждан.

• Нападения должны быть направлены только против военных объектов. Лица, которые не принимают или прекратили принимать участие в боевых действиях, имеют право на уважение их жизни, а также физической и психической неприкосновенности. Таким людям должна быть обеспечена защита и гуманное обращение при всех обстоятельствах без какой бы то ни было дискриминации.

• Запрещено убивать или наносить ранения противнику, который сдался в плен или не может более принимать участия в боевых действиях.

• Стороны, участвующие в конфликте, и лица из состава вооруженных сил ограничены в своем праве выбора методов и средств ведения боевых действий. Запрещается применять оружие или методы ведения боевых действий, способные вызвать ненужные потери или излишние страдания.

• Раненых и больных необходимо подобрать. Им должна быть оказана медицинская помощь той стороной в конфликте, во власти которой они оказались. Необходимо обеспечить защиту медицинского персонала и медицинских учреждений, а также их транспорта и оборудования.

• Эмблема красного креста или красного полумесяца на белом фоне является знаком этой защиты. Лица и объекты, использующие эмблемы красного креста и красного полумесяца, не могут подвергаться нападению.

• Взятые в плен участники военных действий и гражданские лица, находящиеся во власти про тивника, имеют право на сохранение жизни, уважение их достоинства, личных прав и убеждений (политических, религиозных и иных). Они должны быть защищены от любых насильственных действий и репрессалий. Они имеют право на переписку со своими семьями и на получение помощи. Каждому человеку должны быть предоставлены основные судебные гарантии.

Тест по обществознанию по теме Право для учащихся 9 класса с ответами. Тест включает в себя 2 варианта, каждый вариант состоит из 2 частей (Часть А и Часть В). В части А — 10 заданий, в части В — 3 задания.

1 вариант

A1. Отличие права от других социальных норм:

1) всеобщее уважение и исполнение
2) обеспечение силой государственного принуждения
3) регулирование общественным мнением
4) неизменность и постоянство правовых норм

А2. Принцип, согласно которому обвиняемый считается невиновным, пока его вина не будет доказана судом:

1) категорический императив
2) уголовная ответственность
3) юридическая ответственность
4) презумпция невиновности

А3. По Конституции РФ, единственным источником вла­сти утверждается:

1) народ
2) Президент РФ
3) Государственная Дума
4) Федеральное Собрание РФ

А4. Что подлежит регулированию гражданским правом?

1) нарушения в сфере управления
2) нарушение авторского права
3) вымогательство чужого имущества
4) кража предметов антиквариата

A5. Самое строгое административное наказание:

1) административный арест
2) конфискация имущества
3) обязательные работы
4) условное осуждение

А6. Верно ли, что:

а) светский характер государства означает контроль государства за деятельностью церк­ви;
б) светский характер государства отделяет церковь от школы?

1) верно только а
2) верно только б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

А7. Верно ли, что:

а) правонарушение-это любое деяние, нарушающее закон;
б) видами правонарушений являются преступление и проступок?

1) верно только а
2) верно только б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

А8. Верно ли, что:

а) ЕГЭ совмещает в себе выпускные экзамены для оканчивающих 11 классов и вступительные экзамены в техникумы, колледжи, институты;
б) конкурс в высшие учебные заведения проводится по результатам ЕГЭ по общеобразовательным предметам, соответству­ющим выбранной специальности?

1) верно только а
2) верно только б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

А9. Верно ли, что:

а) наиболее массовая форма социаль­ного обеспечения — пенсия по возрасту;
б) право на со­циальное обеспечение в виде пенсии по возрасту имеют все граждане, достигшие 55 лет?

1) верно только а
2) верно только б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

A10. Верно ли, что:

а) международное гуманитарное право регулирует отношения между государством и гражданами государства противника;
б) цель международного гума­нитарного права состоит в защите жизни и достоинства человека в условиях войны?

1) верно только а
2) верно только б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

В1. Все термины, приведенные ниже, за исключением одного, характеризуют понятие суд. Укажите термин, относящийся к другому понятию.

1) адвокат
2) свидетель
3) фирма
4) прокурор
5) присяжный
6) народный заседатель

В2. Какие дела будут рассматриваться в рамках граждан­ского права?

1) фирма не успела выполнить ремонт квартиры в срок
2) гражданин А. отказался вернуть долг
3) соседи делали ремонт в своей квартире после 23 часов
4) газета напечатала непроверенный материал о кан­дидате в депутаты
5) старшеклассник отбирал деньги у младших школь­ников
6) рабочий завода опоздал на работу

В3. Установите соответствие между элементами.

1) банди­тизм
2) грабеж
3) кража

А) тайное похищение чужого имущества
Б) открытое (в присутствии потерпевше­го или других людей) хищение чужого имущества
В) создание устойчивой вооруженной группы в целях нападения на граждан и организации

2 вариант

A1. Применение мер государственного принуждения за совершенное правонарушение:

1) моральная ответственность
2) юридическая ответственность
3) конституционное право
4) санкция

А2. Кто может не иметь специального юридического об­разования?

1) народный заседатель
2) судья
3) адвокат
4) нотариус

А3. Право народов на самоопределение означает:

1) право на выход из состава государства
2) право на сепаратизм
3) право на проведение самостоятельной внешней по­литики
4) право на самостоятельное решение об устройстве управления, о языке, религии.

А4. Совокупность взаимосвязанных правовых норм, регу­лирующих отдельную сферу близких по своему характеру общественных отношений:

1) институт права
2) закон
3) отрасль права
4) норма права

А5. Одним из условий заключения брака является:

1) отсутствие близкого родства
2) отсутствие большой разницы в возрасте
3) финансовое равенство
4) равное социальное положение

А6. Верно ли, что:

а) юридические лица всегда создаются в коммерческих целях;
б) правоспособность и дееспо­собность у физических и юридических лиц возникают по-разному?

1) верно только а
2) верно только б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

А7. Верно ли, что:

а) семейное право регулирует имуще­ственные и личные неимущественные отношения между членами семьи;
б) семейное право регулирует условия вступления в брак, его прекращение и признание недей­ствительным?

1) верно только а
2) верно только б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

А8. Верно ли, что:

а) среди смягчающих вину обстоя­тельств — состояние аффекта;
б) смягчающим вину об­стоятельством является рецидив преступлений?

1) верно только а
2) верно только б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

А9. Верно ли. что:

а) дисциплина труда — это обязательное для всех работников подчинение правилам поведения, определенным в соответствии с ТК РФ;
б) соблюдение дисциплины труда — обязанность работодателя?

1) верно только а
2) верно только б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

A10. Верно ли, что:

а) сделки бывают односторонними, двух- или многосторонними;
б) сделки, в которых выра­жается согласованная воля двух и более сторон, называ­ются договорами?

1) верно только а
2) верно только б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

В1. Все термины, приведенные ниже, за исключением од­ного, характеризуют понятие правонарушение. Укажите термин, относящийся к другому понятию.

1) проступок
2) вина
3) деяние
4) мораль
5) преступление
6) ответственность

В2. Что является льготой для тех, кто совмещает работу с учебой?

1) повышение заработной платы
2) сокращение продолжительности рабочего дня для несовершеннолетних
3) дополнительный отпуск для сдачи экзаменов
4) дополнительное материальное поощрение
5) перевод на другую работу
6) повышение по служебной лестнице

В3. Установите соответствие между элементами.

1) адвокатура
2) нота­риат
3) проку­ратура

А) система органов, на которые возложе­ны удостоверение сделок, оформление наследственных прав
Б) государственная система органов, осу­ществляющих надзор за исполнением действующих в стране законов
В) объединение юристов-профессиона­лов, главной функцией которого яв­ляется оказание квалифицированной помощи всем, кто в ней нуждается

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: