Вайший защищаясь убил брахмана какое наказание должен ему вынести суд

Обновлено: 10.05.2024

1.В древнем Вавилоне человек обвинил в суде другого человека в убийстве, но доказательств своего обвинения не представил. Подлежит ли наказанию обвинитель?

Ответ: Если человек клятвенно обвинил человека, бросив на него обвинение в убийстве, но не доказал его, то обвинитель его должен быть убит(§ 1).

2.В древнем Вавилоне человек был пойман в момент совершения преступления, на месте ограбления. Какое наказание ему грозит?

Ответ: Если человек совершил ограбление и был пойман, то этот человек должен быть убит(§ 22).

3.В древнем Вавилоне в момент тушения пожара Даган, тушивший пожар, ограбил домохозяина. Каким образом Даган будет наказан?

Ответ: Если в доме человека разгорелся огонь, а другой человек, который пришел для тушения пожара, поднял свой взор на добро домохозяина и взял добро домохозяина, то этот человек должен быть брошен в этот огонь(§ 25).

4.В древнем Вавилоне бариум Элиль попал в плен, а дома у него остался малолетний сын. Какие права на имущество отца будут иметь жена воина и его сын?

Ответ: Если сын его мал и он не в состоянии нести службу своего отца, то третья часть поля и сада должны быть отданы его матери, и пусть его мать растит его(§ 29).

5.В древнем Вавилоне редум Син попал в плен. Дома остался его взрослый сын. Какие права на имущество отца сын будет иметь?

Ответ: Если сын редума или баирума, который был взят в плен в крепости царя, в состоянии нести службу, то поле и сад должны быть отданы ему, пусть несет службу своего отца(§ 28).

6.В древнем Вавилоне человек срубил дерево в чужом саду без ведома хозяина. Будет ли человек подвергнут наказанию? Если да, то какому?

Ответ: Если человек срубил дерево в саду человека без ведома хозяина сада, то он должен отвесить 1/2 мины серебра(§ 59).

7.В древнем Вавилоне чужую жену застали в момент совершения прелюбодеяния с чужим мужчиной. Какому наказанию будут подвергнуты эти женщина и мужчина?

Ответ: Если жена человека была схвачена лежащей с другим мужчиной, то их должно связать и бросить в воду. Если хозяин женыпощадит свою жену, то и царь пощадит своего раба(§ 129).

8.В древнем Вавилоне Шульга изнасиловал непорочную девушку, жившую в доме отца. Какое наказание последует Шульге?

Ответ: Если человек насильно овладел женою другого человека, которая еще не познала мужчину и которая еще проживала в доме своего отца, и возлежал на ее лоне, и его схватили, то этот человек должен быть убит, а женщина должна быть оправдана(§ 130).

9.В древнем Вавилоне в 1765 г. до н.э. умер Эмиль. Какие права на имущество будут иметь дети от рабыни, которых он не признал своими?

Ответ: А если отец при своей жизни не сказал сыновьям, которых ему родила рабыня: «Мои сыновья», то после того, как отец умрет, сыновья рабыни не должны делить имущество, что в доме их отца вместе е сыновьями супруги, но рабыне и ее сыновьям должна быть предоставлена свобода, и сыновья супруги не могут предъявлять иска к сыновьям рабыни относительно рабства(§ 171) .

10.В древнем Вавилоне лекарь сделал человеку операцию бронзовым ножом и убил больного. Какому наказанию лекарь будет подвергнут?

Ответ: Если лекарь сделал человеку тяжелую операцию бронзовым ножом и убил этого человека или же он вскрыл бельмо (?)у человека бронзовым ножом и выколол глаз человеку, то ему должны отрубить кисть руки(§ 218).

11.В древнем Вавилоне обвиняемый причинил побои беременной дочери человека, после чего у нее произошел выкидыш. Какое наказание грозит обвиняемому?

Ответ: Если человек побил дочь человека и причинил ей выкидыш, то он должен отвесить 10 сиклей серебра за ее плод(§ 209).

12.В 1766 г. до н.э. вавилонянин Шульга обвинил вавилонянина Сумулаэля в колдовстве, но доказать этого не смог. Как суд разрешит данное дело?

Ответ: Если человек бросил на человека обвинение в колдовстве и не доказал этого, то тот, на которого было брошено обвинение в колдовстве, должен пойти к Божеству Реки и в Реку погрузиться; если Река схватит его, его обвинитель сможет забрать его дом. Если же Река очистит этого человека и он останется невредим, тогда тот, кто бросил на него обвинение в колдовстве, должен быть убит, а тот, кто погружался в Реку, может забрать дом его обвинителя(§ 2).

13.В 1760 г. до н.э. вавилонянин Ниназу, выступая в суде в качестве свидетеля, бездоказательно обвинил Шульгу в совершении преступления, за которое ему грозила смертная казнить. В ходе судебного разбирательства выяснилось, что Шульга невиновен. Будет ли наказан Ниназу? Если да, то каким образом?

Ответ: Если человек выступил в суде для свидетельства о преступлении и слово, которое он сказал, не доказал, а это дело — дело о жизни, то человек этот должен быть убит(§ 3) .

14.В 1759 г. до н.э. в древнем Вавилоне судья Синмубаллит после судебного разбирательства вынес решение и изготовил соответствующий документ с печатью, но затем судебное решение изменил. Об этом стало известно. Будет ли он наказан? Если да, то каким образом?

Ответ: Если судья разобрал дело, вынес решение и изготовил документ с печатью, а затем решение свое изменил, то этого судью следует изобличить в изменении решения, которое он постановил, и исковую сумму, имевшуюся в этом деле, он должен уплатить в двенадцатикратном размере; кроме того, в собрании его должны согнать с его судейского кресла, и он не должен возвращаться и заседать вместе с судьями в суде(§ 5).

15.В 1755 г. до н.э. вавилонянин Сумулаэль купил у сына вавилонянина Мардука раба. Но свидетелей этой покупки не было, и соответствующий договор заключен не был. Как разрешится данная ситуация?

Ответ: Если человек купил из рук сына человека или раба человека либо серебро, либо золото, либо раба, либо рабыню, либо вола, либо овцу, либо осла, либо же что бы то ни было без свидетелей или договора или же принял на хранение, то этот человек — вор, он должен быть убит(§ 7).

16.В 1764 г. до н.э. в древнем Вавилоне Арум украл пятилетнего сына у Элиля. Арума разыскали. Каким образом он будет наказан?

Ответ: Если человек украл малолетнего сына другого человека, то он должен быть убит(§ 14) .

17.В 1770 г. до н.э. вавилонянин Шульга помог скрыться рабу мушкенума Синмубаллита, выведя его за городские ворота. Шульга был задержан. Будет ли он наказан? Если да, то каким образом?

Ответ: Если человек вывел за городские ворота либо дворцового раба, либо дворцовую рабыню, либо раба мушкенума, либо рабыню мушкенума, то он должен быть убит(§ 15).

18.В древнем Вавилоне человек скрыл в своем доме беглых раба и рабыню, принадлежащих мушкенуму, и не вывел их на клич глашатая, разыскивавшего рабов. Будет ли этот человек наказан? Если да, то каким образом?

Ответ: Если человек скрыл в своем доме беглых раба или рабыню, принадлежащих дворцу или же мушкенуму, и не вывел их на клич глашатая, то хозяин дома должен быть казнен(§ 16).

19.В 1763 г. до н.э. царь Хаммурапи приказал редуму Аруму выступить в царский поход. Но Арум сам не пошел, а нанял вместо себя Шульгу. Будет ли наказан Арум? Если да, то каким образом?

Ответ: Если редум или же баирум, которому было приказано идти в царский поход, не пошел или нанял наемника и послал его взамен себя, то этот редум или баирум должен быть казнен, а его наемник может забрать его дом(§ 26).

20.В 1761 г. до н.э. в древнем Вавилоне тамкар Наммур выкупил баирума, взятого в плен во время царского похода, и доставил его в поселение, где баирум проживал. Но в доме баирума не оказалось средств для возвращения выкупа тамкару. Как разрешится данная ситуация?

Ответ: Если тамкар выкупил редума или баирума, угнанного в плен при походе царя, и доставил его в его поселение, то если в его доме имеются средства для выкупа, он сам должен себя выкупить; если в его доме нет средств для выкупа, он должен быть выкуплен храмом своего поселения; если в храме его поселения нет средств для выкупа, его должен выкупить дворец; его поле, его сад и его дом не могут быть отданы за выкуп(§ 32).

21.В древнем Вавилоне сотник Сумулаэль обманом завладел подарком, который царь дал редуму Шульге. Шульга обратился в суд. Как разрешится данное дело?

Ответ: Если сотник или десятник забрал добро редума, притеснил редума, отдал редума в наем, предал редума сильному в суде или забрал подарок, который царь дал редуму, то этот сотник или десятник должен быть убит(§ 34).

22.В древнем Вавилоне Элиль арендовал поле для обработки, но ничего на поле не посадил и не вырастил. Хозяин поля обратился в суд. Как разрешится данное дело?

Ответ: Если человек арендовал поле для обработки и не вырастил на поле зерна, то его следует уличить в невыполнении необходимой работы на поле, а затем он должен будет отдать хозяину поля зерно в соответствии с урожаем его соседей(§ 42).

23.В древнем Вавилоне Алум арендовал поле, но никаких работ на нем не производил, а потом вовсе забросил его. Хозяин поля обратился в суд. Как разрешится данное дело?

Ответ: Если он вовсе не обработал поле, а забросил его, то он должен отдать владельцу поля зерно в соответствии с урожаем у его соседей, а поле, которое он забросил, он должен разбить, вспахать, взборонить и затем вернуть хозяину поля (§ 43).

24.В 1765 году до н.э. вавилонянин Син открыл свой арык для орошения поля. Но Син был нерадив, и плохо следил за арыком, в результате чего вода затопила землю соседей. Каким образом Син должен возместить ущерб соседям?

Ответ: Если человек открыл свой арык для орошения, но был нерадив, и вода затопила поле соседей его, то он должен отмерить зерно в соответствии с урожаем его соседей(§ 55).

25.В 1761 г. до н.э. в древнем Вавилоне Алум хранил зерно в амбаре Элиля. Но как-то ночью зерно из амбара было украдено ворами. Как разрешится данная ситуация?

Ответ: Если человек имел за другим человеком зерно или серебро и он взял зерно из амбара или с гумна без согласия хозяина зерна, то этого человека должно уличить во взятии зерна из амбара или с гумна без согласия хозяина зерна, и сколько он взял зерна, он обязан вернуть, а все, что он дал в долг, пропадет(§ 113).

26.В 1751 г. до н.э. вавилонянин Мардук, собираясь в дальнюю поездку, решил отдать на хранение своему соседу золото и дорогие украшения. Какие «формальности» ему необходимо для этого соблюсти?

Ответ: Если человек захочет отдать на хранение другому человеку серебро, золото или что бы то ни было, то все, сколько он хочет отдать, он должен показать свидетелям и заключить договор, затем только он может отдать на хранение(§ 122).

27.В 1768 г. до н.э. вавилонянин Ниназу был взят в плен. Его жена Иштар, живя в роскоши и богатстве, вышла замуж за другого. Будет ли она наказана за второе замужество? Если да, то каким образом?

Ответ: Если человек был взят в плен, а в его доме имеетсяпропитание, то его жена должна до освобождения мужа беречь свое тело, в дом другого она не должна вступить. Если эта женщина не берегла свое тело и вошла в дом другого, то эту женщину должны уличить и бросить ее в воду(§ 133).

28.В 1773 г. до н.э. вавилонянине Ниназу и Айя усыновили малолетнего мальчика. Через год мальчик отыскал своих родных родителей. Может ли ребенок вернуться в дом своих настоящих родителей?

Ответ: Если человек взял в усыновление малолетнего, а когда он его уже взял, тот узнает своего отца и свою мать, то этот воспитанник может вернуться в дом своего родного отца(§ 186).

29.В 1770 г. до н.э. в древнем Вавилоне Элиль ударил рукой своего отца. Каким образом Элиль будет наказан?

Ответ:Если сын ударил своего отца, то ему должны отрубить руку(§ 195).

30.В древнем Вавилоне Шульга выколол глаз мушкенуму Сину. Какое наказание понесет Шульга?

Ответ: Если он выколол глаз мушкенуму или переломил кость мушкенуму, то он должен отвесить 1 мину серебра(§ 198) .

31.В 1765 г. до н.э. вавилонянин Алум купил в другой стране раба. Раб был привезен в Вавилон. Через некоторое время его узнал его бывший хозяин и заявил Алуму, что этот раб является вавилонянином. Как разрешится данная ситуация?

Ответ: Если человек купил в чужой стране раба или рабыню другого человека, а когда он явился в свою страну, хозяин раба или рабыни опознал своего раба или свою рабыню, то, если это раб и рабыня — дети страны, им должна быть предоставлена свобода безвозмездно(§ 280).

С 32 ВОПРОСА ПО 61 ВОПРОС ИСПОЛЬЗОВАЛСЯ ОДИН ИСТОЧНИК: ЗАКОНЫ МАНУ

32.В древней Индии вор украл дорогие вазы. После судебного разбирательства царь решил украденные дорогие вещи присвоить себе. Законно ли это?

Ответ: Имущество, похищенное ворами, должно быть возвращаемо царем всем варнам; царь, присваивающий его, принимает [на себя] вину вора (гл. 8. § 40) .

33.Какими средствами кредитор в древней Индии мог получить от должника имущество, данное взаймы?

Ответ: Дхармой, судебным преследованием, хитростью, принуждением и — у пятым — силой можно добиваться получения данного [взаймы] имущества. (гл. 8. §49).

34.В каких случаях в древней Индии привлекали в качестве свидетелей детей в судебном разбирательстве?

1.В древнем Вавилоне человек обвинил в суде другого человека в убийстве, но доказательств своего обвинения не представил. Подлежит ли наказанию обвинитель?

Ответ: Если человек клятвенно обвинил человека, бросив на него обвинение в убийстве, но не доказал его, то обвинитель его должен быть убит(§ 1).

2.В древнем Вавилоне человек был пойман в момент совершения преступления, на месте ограбления. Какое наказание ему грозит?

Ответ: Если человек совершил ограбление и был пойман, то этот человек должен быть убит(§ 22).

3.В древнем Вавилоне в момент тушения пожара Даган, тушивший пожар, ограбил домохозяина. Каким образом Даган будет наказан?

Ответ: Если в доме человека разгорелся огонь, а другой человек, который пришел для тушения пожара, поднял свой взор на добро домохозяина и взял добро домохозяина, то этот человек должен быть брошен в этот огонь(§ 25).

4.В древнем Вавилоне бариум Элиль попал в плен, а дома у него остался малолетний сын. Какие права на имущество отца будут иметь жена воина и его сын?

Ответ: Если сын его мал и он не в состоянии нести службу своего отца, то третья часть поля и сада должны быть отданы его матери, и пусть его мать растит его(§ 29).

5.В древнем Вавилоне редум Син попал в плен. Дома остался его взрослый сын. Какие права на имущество отца сын будет иметь?

Ответ: Если сын редума или баирума, который был взят в плен в крепости царя, в состоянии нести службу, то поле и сад должны быть отданы ему, пусть несет службу своего отца(§ 28).

6.В древнем Вавилоне человек срубил дерево в чужом саду без ведома хозяина. Будет ли человек подвергнут наказанию? Если да, то какому?

Ответ: Если человек срубил дерево в саду человека без ведома хозяина сада, то он должен отвесить 1/2 мины серебра(§ 59).

7.В древнем Вавилоне чужую жену застали в момент совершения прелюбодеяния с чужим мужчиной. Какому наказанию будут подвергнуты эти женщина и мужчина?

Ответ: Если жена человека была схвачена лежащей с другим мужчиной, то их должно связать и бросить в воду. Если хозяин женыпощадит свою жену, то и царь пощадит своего раба(§ 129).

8.В древнем Вавилоне Шульга изнасиловал непорочную девушку, жившую в доме отца. Какое наказание последует Шульге?

Ответ: Если человек насильно овладел женою другого человека, которая еще не познала мужчину и которая еще проживала в доме своего отца, и возлежал на ее лоне, и его схватили, то этот человек должен быть убит, а женщина должна быть оправдана(§ 130).

9.В древнем Вавилоне в 1765 г. до н.э. умер Эмиль. Какие права на имущество будут иметь дети от рабыни, которых он не признал своими?

Ответ: А если отец при своей жизни не сказал сыновьям, которых ему родила рабыня: «Мои сыновья», то после того, как отец умрет, сыновья рабыни не должны делить имущество, что в доме их отца вместе е сыновьями супруги, но рабыне и ее сыновьям должна быть предоставлена свобода, и сыновья супруги не могут предъявлять иска к сыновьям рабыни относительно рабства(§ 171) .

10.В древнем Вавилоне лекарь сделал человеку операцию бронзовым ножом и убил больного. Какому наказанию лекарь будет подвергнут?

Ответ: Если лекарь сделал человеку тяжелую операцию бронзовым ножом и убил этого человека или же он вскрыл бельмо (?)у человека бронзовым ножом и выколол глаз человеку, то ему должны отрубить кисть руки(§ 218).

11.В древнем Вавилоне обвиняемый причинил побои беременной дочери человека, после чего у нее произошел выкидыш. Какое наказание грозит обвиняемому?

Ответ: Если человек побил дочь человека и причинил ей выкидыш, то он должен отвесить 10 сиклей серебра за ее плод(§ 209).

12.В 1766 г. до н.э. вавилонянин Шульга обвинил вавилонянина Сумулаэля в колдовстве, но доказать этого не смог. Как суд разрешит данное дело?

Ответ: Если человек бросил на человека обвинение в колдовстве и не доказал этого, то тот, на которого было брошено обвинение в колдовстве, должен пойти к Божеству Реки и в Реку погрузиться; если Река схватит его, его обвинитель сможет забрать его дом. Если же Река очистит этого человека и он останется невредим, тогда тот, кто бросил на него обвинение в колдовстве, должен быть убит, а тот, кто погружался в Реку, может забрать дом его обвинителя(§ 2).

13.В 1760 г. до н.э. вавилонянин Ниназу, выступая в суде в качестве свидетеля, бездоказательно обвинил Шульгу в совершении преступления, за которое ему грозила смертная казнить. В ходе судебного разбирательства выяснилось, что Шульга невиновен. Будет ли наказан Ниназу? Если да, то каким образом?

Ответ: Если человек выступил в суде для свидетельства о преступлении и слово, которое он сказал, не доказал, а это дело — дело о жизни, то человек этот должен быть убит(§ 3) .

14.В 1759 г. до н.э. в древнем Вавилоне судья Синмубаллит после судебного разбирательства вынес решение и изготовил соответствующий документ с печатью, но затем судебное решение изменил. Об этом стало известно. Будет ли он наказан? Если да, то каким образом?

Ответ: Если судья разобрал дело, вынес решение и изготовил документ с печатью, а затем решение свое изменил, то этого судью следует изобличить в изменении решения, которое он постановил, и исковую сумму, имевшуюся в этом деле, он должен уплатить в двенадцатикратном размере; кроме того, в собрании его должны согнать с его судейского кресла, и он не должен возвращаться и заседать вместе с судьями в суде(§ 5).

15.В 1755 г. до н.э. вавилонянин Сумулаэль купил у сына вавилонянина Мардука раба. Но свидетелей этой покупки не было, и соответствующий договор заключен не был. Как разрешится данная ситуация?

Ответ: Если человек купил из рук сына человека или раба человека либо серебро, либо золото, либо раба, либо рабыню, либо вола, либо овцу, либо осла, либо же что бы то ни было без свидетелей или договора или же принял на хранение, то этот человек — вор, он должен быть убит(§ 7).

16.В 1764 г. до н.э. в древнем Вавилоне Арум украл пятилетнего сына у Элиля. Арума разыскали. Каким образом он будет наказан?

Ответ: Если человек украл малолетнего сына другого человека, то он должен быть убит(§ 14) .

17.В 1770 г. до н.э. вавилонянин Шульга помог скрыться рабу мушкенума Синмубаллита, выведя его за городские ворота. Шульга был задержан. Будет ли он наказан? Если да, то каким образом?

Ответ: Если человек вывел за городские ворота либо дворцового раба, либо дворцовую рабыню, либо раба мушкенума, либо рабыню мушкенума, то он должен быть убит(§ 15).

18.В древнем Вавилоне человек скрыл в своем доме беглых раба и рабыню, принадлежащих мушкенуму, и не вывел их на клич глашатая, разыскивавшего рабов. Будет ли этот человек наказан? Если да, то каким образом?

Ответ: Если человек скрыл в своем доме беглых раба или рабыню, принадлежащих дворцу или же мушкенуму, и не вывел их на клич глашатая, то хозяин дома должен быть казнен(§ 16).

19.В 1763 г. до н.э. царь Хаммурапи приказал редуму Аруму выступить в царский поход. Но Арум сам не пошел, а нанял вместо себя Шульгу. Будет ли наказан Арум? Если да, то каким образом?

Ответ: Если редум или же баирум, которому было приказано идти в царский поход, не пошел или нанял наемника и послал его взамен себя, то этот редум или баирум должен быть казнен, а его наемник может забрать его дом(§ 26).

20.В 1761 г. до н.э. в древнем Вавилоне тамкар Наммур выкупил баирума, взятого в плен во время царского похода, и доставил его в поселение, где баирум проживал. Но в доме баирума не оказалось средств для возвращения выкупа тамкару. Как разрешится данная ситуация?

Ответ: Если тамкар выкупил редума или баирума, угнанного в плен при походе царя, и доставил его в его поселение, то если в его доме имеются средства для выкупа, он сам должен себя выкупить; если в его доме нет средств для выкупа, он должен быть выкуплен храмом своего поселения; если в храме его поселения нет средств для выкупа, его должен выкупить дворец; его поле, его сад и его дом не могут быть отданы за выкуп(§ 32).

21.В древнем Вавилоне сотник Сумулаэль обманом завладел подарком, который царь дал редуму Шульге. Шульга обратился в суд. Как разрешится данное дело?

Ответ: Если сотник или десятник забрал добро редума, притеснил редума, отдал редума в наем, предал редума сильному в суде или забрал подарок, который царь дал редуму, то этот сотник или десятник должен быть убит(§ 34).

22.В древнем Вавилоне Элиль арендовал поле для обработки, но ничего на поле не посадил и не вырастил. Хозяин поля обратился в суд. Как разрешится данное дело?

Ответ: Если человек арендовал поле для обработки и не вырастил на поле зерна, то его следует уличить в невыполнении необходимой работы на поле, а затем он должен будет отдать хозяину поля зерно в соответствии с урожаем его соседей(§ 42).

23.В древнем Вавилоне Алум арендовал поле, но никаких работ на нем не производил, а потом вовсе забросил его. Хозяин поля обратился в суд. Как разрешится данное дело?

Ответ: Если он вовсе не обработал поле, а забросил его, то он должен отдать владельцу поля зерно в соответствии с урожаем у его соседей, а поле, которое он забросил, он должен разбить, вспахать, взборонить и затем вернуть хозяину поля (§ 43).

24.В 1765 году до н.э. вавилонянин Син открыл свой арык для орошения поля. Но Син был нерадив, и плохо следил за арыком, в результате чего вода затопила землю соседей. Каким образом Син должен возместить ущерб соседям?

Ответ: Если человек открыл свой арык для орошения, но был нерадив, и вода затопила поле соседей его, то он должен отмерить зерно в соответствии с урожаем его соседей(§ 55).

25.В 1761 г. до н.э. в древнем Вавилоне Алум хранил зерно в амбаре Элиля. Но как-то ночью зерно из амбара было украдено ворами. Как разрешится данная ситуация?

Ответ: Если человек имел за другим человеком зерно или серебро и он взял зерно из амбара или с гумна без согласия хозяина зерна, то этого человека должно уличить во взятии зерна из амбара или с гумна без согласия хозяина зерна, и сколько он взял зерна, он обязан вернуть, а все, что он дал в долг, пропадет(§ 113).

26.В 1751 г. до н.э. вавилонянин Мардук, собираясь в дальнюю поездку, решил отдать на хранение своему соседу золото и дорогие украшения. Какие «формальности» ему необходимо для этого соблюсти?

Ответ: Если человек захочет отдать на хранение другому человеку серебро, золото или что бы то ни было, то все, сколько он хочет отдать, он должен показать свидетелям и заключить договор, затем только он может отдать на хранение(§ 122).

27.В 1768 г. до н.э. вавилонянин Ниназу был взят в плен. Его жена Иштар, живя в роскоши и богатстве, вышла замуж за другого. Будет ли она наказана за второе замужество? Если да, то каким образом?

Ответ: Если человек был взят в плен, а в его доме имеетсяпропитание, то его жена должна до освобождения мужа беречь свое тело, в дом другого она не должна вступить. Если эта женщина не берегла свое тело и вошла в дом другого, то эту женщину должны уличить и бросить ее в воду(§ 133).

28.В 1773 г. до н.э. вавилонянине Ниназу и Айя усыновили малолетнего мальчика. Через год мальчик отыскал своих родных родителей. Может ли ребенок вернуться в дом своих настоящих родителей?

Ответ: Если человек взял в усыновление малолетнего, а когда он его уже взял, тот узнает своего отца и свою мать, то этот воспитанник может вернуться в дом своего родного отца(§ 186).

29.В 1770 г. до н.э. в древнем Вавилоне Элиль ударил рукой своего отца. Каким образом Элиль будет наказан?

Ответ:Если сын ударил своего отца, то ему должны отрубить руку(§ 195).

30.В древнем Вавилоне Шульга выколол глаз мушкенуму Сину. Какое наказание понесет Шульга?

Ответ: Если он выколол глаз мушкенуму или переломил кость мушкенуму, то он должен отвесить 1 мину серебра(§ 198) .

31.В 1765 г. до н.э. вавилонянин Алум купил в другой стране раба. Раб был привезен в Вавилон. Через некоторое время его узнал его бывший хозяин и заявил Алуму, что этот раб является вавилонянином. Как разрешится данная ситуация?

Ответ: Если человек купил в чужой стране раба или рабыню другого человека, а когда он явился в свою страну, хозяин раба или рабыни опознал своего раба или свою рабыню, то, если это раб и рабыня — дети страны, им должна быть предоставлена свобода безвозмездно(§ 280).

С 32 ВОПРОСА ПО 61 ВОПРОС ИСПОЛЬЗОВАЛСЯ ОДИН ИСТОЧНИК: ЗАКОНЫ МАНУ

32.В древней Индии вор украл дорогие вазы. После судебного разбирательства царь решил украденные дорогие вещи присвоить себе. Законно ли это?

Ответ: Имущество, похищенное ворами, должно быть возвращаемо царем всем варнам; царь, присваивающий его, принимает [на себя] вину вора (гл. 8. § 40) .

33.Какими средствами кредитор в древней Индии мог получить от должника имущество, данное взаймы?

Ответ: Дхармой, судебным преследованием, хитростью, принуждением и — у пятым — силой можно добиваться получения данного [взаймы] имущества. (гл. 8. §49).

34.В каких случаях в древней Индии привлекали в качестве свидетелей детей в судебном разбирательстве?

1. Решите задачу на основе текста Законов Хаммурапи.
Условия: Вор проник во дворец царя и украл золотую чашу. Стремясь выгодно ее продать, он предложил ее знатному человеку. Последний, не устояв перед соблазном, приобрел чашу. Каковы последствия совершенных деяний?
Решение:
Ввиду того, что золотая чаша, украденная из дворца, была ещё и перепродана, в соответствии с § 6 Законов Хаммурапи и совершивший кражу вор, и приобретший украденную вещь человек должны быть убиты. В самом же пункте Законов сказано непосредственно так: "Если человек украл имущество бога или дворца, то этот человек должен быть убит; а также тот, который принял из его рук краденое, должен быть убит".
2. Решите задачу на основе текста Законов Ману.
Условия: Десятилетний сын вайшьи Медхун и его мать

Файлы: 1 файл

моя ИГПЗС решенная.doc

КАФЕДРА ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

по дисциплине: "История Государства и

Права Зарубежных Стран"

г. Краснодар, 2011

1. Решите задачу на основе текста Законов Хаммурапи.

Условия: Вор проник во дворец царя и украл золотую чашу. Стремясь выгодно ее продать, он предложил ее знатному человеку. Последний, не устояв перед соблазном, приобрел чашу. Каковы последствия совершенных деяний?

Ввиду того, что золотая чаша, украденная из дворца, была ещё и перепродана, в соответствии с § 6 Законов Хаммурапи и совершивший кражу вор, и приобретший украденную вещь человек должны быть убиты. В самом же пункте Законов сказано непосредственно так: "Если человек украл имущество бога или дворца, то этот человек должен быть убит; а также тот, который принял из его рук краденое, должен быть убит".

2. Решите задачу на основе текста Законо в Ману.

Условия: Десятилетний сын вайшьи Медхун и его мать Гита оказались в крайне стесненных обстоятельствах из-за длительного отсутствия главы семьи. Поэтому они решили продать трех из десяти принадлежащих семье коз своему соседу. Сделка состоялась в присутствии трех свидетелей. Дайте правовую оценку данной сделки на основе Законов Ману.

Согласно пункту 115 главы X Законов Ману существуют семь законных способов приобретения имущества, одним из которых является покупка. Исходя из общих положений о браке и семье, содержащихся в Законах, животные принадлежат семье, а жена во время длительного отсутствия супруга управомочена распоряжаться общим имуществом. При этои правом преимущественной покупки пользуются родственники, проживающие совместно с ними, или же соседи.

Таким образом, в настоящей задаче вещь получена по закону, а присутствующие на сделке свидетели подтверждают её чистоту, что вытекает из статьи 201 главы VIII Законов Ману: "Кто получает какую-либо вещь при продаже ее в присутствии свидетелей, тот получает вещь честно и по закону покупкой".

3. Дайте общую характеристику источника древнеримского права - Законов ХII Таблиц (гражданского, уголовного и уголовно-процессуального права). За какие преступления полагались наказания в виде смертной казни и телесные наказания? Знают ли Законы ХII Таблиц смягчающие и отягчающие вину обстоятельства?

Законы Двенадцати таблиц (Leges duodecim tabularum), один из древнейших сводов римского обычного права (5 в. до н. э.) на 12 досках-таблицах (отсюда название).

Подлинные XII таблиц до нас не сохранились; по преданию, они погибли во время Галльского нашествия. Текст Законов двенадцати таблиц реконструируется на основе упоминаний и ссылок, содержавшихся в сочинениях римских писателей и юристов (Цицерона, Гая и др.).

Законы двенадцати таблиц содержали постановления, относившиеся к судопроизводству, уголовному и гражданскому праву, некоторым полицейским правилам. Судебный процесс по имущественным спорам отличался формализмом, разнообразием форм, разделением компетенции между магистратом-претором и судьей - частным лицом, назначенным для окончательного решения спорного случая. Для имущественных отношений характерно широкое распространение частной собственности, включая земельную, а также разнообразие видов сделок, заключавшихся на основе свободного договора между сторонами (купли-продажи, мены, займа и пр.). Нормы семейного права основывались на безусловном господстве главы семьи.

В середине V в. до н. э. под давлением плебеев патриции были вынуждены создать комиссию из 10 человек (decem viri - десять мужей) для записи судебных постановлений. До сих пор должностные лица в Риме проводили суд, руководствуясь обычаями, восходящими еще к родовому прошлому и уже устаревшими. К тому же магистраты-патриции злоупотребляли в судах, опираясь на свое толкование обычного права, которое не было опубликовано и не могло быть проверено. Комиссия децемвиров приступила к выработке письменных законов. Однако в процессе работы ее члены стали злоупотреблять полученной ими неограниченной властью, что вызвало возмущение плебеев и повторное удаление их на Священную гору (449 г. до н. э. - так называемая вторая сецессия). Патриции снова пошли на уступки: был установлен закон, по которому каждый осужденный на смерть римский гражданин мог обращаться за защитой к народному собранию. Одновременно были опубликованы письменные законы. Они были записаны на XII медных досках и выставлены для обозрения на центральной площади Рима - форуме. "Законы XII таблиц" оказали огромное влияние на последующее развитие римского общества и права. Старый, связанный с родовым устройством обычай был заменен писаным правом, закрепляющим и освящающим частную собственность, рабство и неравноправие. Всякое посягательство на частную собственность каралось, виновных подвергали суровому наказанию и даже казнили.

В «Законах XII таблиц» было зафиксировано правовое различие патрициев и плебеев, патронов и клиентов, свободных и рабов. Важным завоеванием плебеев явилось ограничение ссудного процента до 1 унции на 1 фунт или 8 и 1/3 процента в год. Однако патриции добились включения в текст законов ряда пунктов, ущемляющих права плебеев: их браки с патрициями запрещались, закреплялся институт клиентелы, выгодный прежде всего патрицианским родам.

«Законы XII таблиц» определили дальнейшее развитие римского права и способствовали консолидации римского общества, его экономическому и военному укреплению. Все последующие законы являлись отражением борьбы патрициев и плебеев и результатом компромисса между интересами тех и других.

Согласно Законам XII таблиц уголовно-правовые постановления отличались крайней суровостью. Смертной казнью наказывался:

23. (Авл Геллий, Аттические ночи, XX. 1. 53: По XII таблицам уличенный в лжесвидетельстве сбрасывался с Тарпейской скалы.)

14. (Авл Геллий, Аттические ночи, XI. 18. 8: Децемвиры предписывали свободных людей, пойманных в краже с поличным, подвергать телесному наказанию и выдавать [головой] тому, у кого совершена кража, рабов же наказывать кнутом и сбрасывать со скалы; но [в отношении несовершеннолетних] было постановлено: или подвергать их по усмотрению претора телесному наказанию, или взыскивать с них возмещение убытков.)

10. (Гай, I. 9. D. XLVII. 9: [Законы XII таблиц ] повелевали заключить в оковы и после бичевания предать смерти того, кто поджигал строения или сложенные около дома скирды хлеба, если [виновный] совершил это преднамеренно. [Если пожар произошел] случайно, т.е. по неосторожности, то закон предписывал, [чтобы виновный] возместил ущерб, а при его несостоятельности был подвергнут более легкому наказанию.)

9. (Плиний, Естественная история, 18. 3. 12: По XII таблицам смертным грехом для взрослого было потравить или сжать в ночное время урожай с обработанного плугом поля. [XII таблиц] предписывали [такого] обреченного [богине] Церере человека предать смерти. Несовершеннолетнего, [виновного в подобном преступлении], по усмотрению претора или подвергали бичеванию, или присуждали к возмещению причиненного вреда в двойном размере.) 2. Если причинит членовредительство и не помирится с [потерпевшим], то пусть и ему самому будет причинено то же самое 1 .

Однако, что касается теории, то римские юристы хорошо различали умышленное и неосторожное преступление, подстрекательство, соучастие и другое неосторожное убийство, которые влекли, по общему правилу, меньшее наказание, меньшую ответственность по сравнению с теми же действиями, совершенными по злому умыслу.

4. Дайте характеристику памятника раннефеодального права — Салической Правды (гражданского, уголовного и уголовно-процессуального права). Как в системе наказаний проявляется социальное неравенство (докажите на примере конкретных статей первоисточника).

5. Решите задачу на основе текста Саллической Правды.

Условия: Фрид (свободный франк) решил проникнуть в дом своего соседа, чтобы украсть давно замеченную шкатулку с драгоценностями. С этой целью он подобрал ключ и ночью попытался проникнуть в дом, но был задержан. Каковы последствия данного деяния?

В связи с тем, что Фрид фактически не смог ни совершить кражу, ни проникнуть в дом, что следует из условий задачи, квалифицировать данное деяние по главе XI "О кражах или взломах, произведенных свободными" Саллической Правды не корректно, так как совершенные действия не подпадают под категорию приведенных там преступлений. Следовательно, необходимо обратиться к § 6 главы XIV "О нападениях и грабежах" Саллической правды, из которого следует, что каждый напавший на чужую виллу и уличённый в этом присуждается к уплате 63 сол.

6. Дайте анализ труда известного английского юриста ХIII в. Генриха Брактона “О законах и обычаях Англии”.

К началу правления Генриха II в Англии насчитывалось, по крайней мере, четыре разных вида юрисдикции. Низшую ступень занимали традиционные суды местных деревенских общин, которые разбирали большинство споров между соседями. На следующей ступени стояли феодальные баронские суды, служившие инструментом осуществления власти сеньора. В-третьих, действовали суды административных округов – сотен и графств, возглавляемые шерифами. И, наконец, высший уровень юрисдикции принадлежал королевскому суду. Генрих стремился распространить королевскую юрисдикцию на всю страну, главным образом, для того, чтобы привлечь как можно больше дел в королевские суды и получить как можно больше судебных штрафов, которые шли в казну.

Наиболее древние формы юрисдикции, суды сотен и графств, были, по сути, судами мелких дворян-помещиков, и не имели достаточно власти и престижа, чтобы конкурировать с феодальными баронскими или церковными судами, и поэтому они не могли послужить источником единого на всю страну права. Кроме того, рыцари и свободные ленники, бывшие судьями в графских судах, следовали разнообразным местным обычаям и традициям в судебных делах, и о каком-то единообразии этих местных законов говорить не приходилось. Поэтому источником общего закона стал королевский суд, довлевший над всеми остальными видами суда.

Английское общее право стало не четко прописанным кодексом законов, а настоящим лабиринтом прецедентов, расследованных дел и решений различных коронных судов. В этом основное отличие английского общего права от римского права, принятого за основу в большинстве стран – оно опирается на не четко прописанную статью закона, а на прецедент.

В правление Генриха II и его сыновей Королевская Курия начала разграничивать сферу ответственности различных ее составляющих, специализируя каждую группу королевских чиновников в отдельных системах управления со своими функциями и процедурой. Выделяется группа королевских судей, которая во времена Иоанна для удобства постоянно заседает в Вестминстере, чтобы стороны, участвовавшие в тяжбе, не гонялись за королем по всем его владениям. Этот "суд королевской скамьи" и выездные сессии королевского суда по графствам собираются регулярно, создавая базу прецедентов, на которые будет опираться общее право. Процедуры рассматривания дел закладывались королевскими предписаниями, что дало возможность подданным короля добиваться юрисдикции в королевском суде, а не только в местных или частных судах.

Частично посредством королевских предписаний, частично "ассизами" (королевские указы, изданные "ассизом" или собранием важных лиц) Генрих II и его потомки создавали новые законные средства, новые формы рассмотрения тяжб, новые формы юридических действий, ослабляя феодальные и церковные суды. Предлагая подданным новые, альтернативные формы рассмотрения дел в королевских судах, Генрих II практически подрывал юрисдикцию феодальных судов на решение дел, связанных с титулами и владением землей, и останавливал феодальный произвол. Поэтому особая заслуга Генриха заключается в планомерном проведении законов, которые защищали права мелких землевладельцев перед крупными – каждый свободный землевладелец мог оспорить решение своего лорда в королевском суде, суммы выплат при переходе собственности из рук в руки устанавливались твердо и служили чем-то вроде налога на смерть или смену владельца.

Другой заслугой Генриха было введение практики представления истцом двенадцати свидетелей, названных присяжными, готовых подтвердить его претензии.

Англосаксонская практика судебного разбирательства состояла в том, что человек доказывал свою правоту тем, что приводил в суд достаточное количество друзей и родственников, готовых поклясться в том, что они верят его словам – естественно, такая практика не гарантировала верности приговора и часто приводила к изувечиванию или смерти невиновного. Христианский суд-ордалия каленым железом или норманнский суд "поединком", в котором две стороны устраивали поединок безвредным деревянным оружием, пока один из них не сдавался, тоже не гарантировали честности суда, и также часто заставляли суд ошибаться. По сравнению с этим, практика, принятая Генрихом, была гигантским шагом вперед. С 1179 г. Большой Суд позволил землевладельцу, чьи права на собственность оспаривались, требовать суд присяжных, вместо того, чтобы защищать свою собственность в суде поединком, на который крупные феодалы могли нанять профессионального наемного воина. Если же землевладелец выбирал суд присяжных, двенадцать соседей, которые знали факты, должны были дать свидетельские показания королевским судьям о том, кто больше имел прав на эту собственность.

Древняя Индия, как и другие раннеклассовые цивилизации, характеризуется более ранним появлением обычаев, религиозных табу, чем права. Важнейшими источниками права древней Индии были сборники обычного права - дхармашастры, самые древние из них называют еще дхармасутрами или ведангами. Характерной особенностью ранних шастр является то, что в них значительное место занимают нравственные и религиозные правила поведения, а правовые четко не выделены, вот почему исследователи нередко относят их не к источникам права, а к литературным памятника.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….2
Глава 1. Законы Ману как источник права Древней Индии………………..5
1.1 Общая характеристика и структура Законов Ману……………………..5
1.2 Особенности основных отраслей древнеиндийского права согласно Законам Ману………………………………………………………………………………..9
Глава 2. Преступления и наказания по законам Ману……………………..14
2.1 Понятие преступления и виды преступлений по Законам Ману……. 14
2.2 Наказание, его виды и особенности согласно Законам Ману…………19
Глава 3. Судебный процесс по Законам Ману……………………………. 23
3.1 Судебные органы В Древней Индии…………………………………….23
3.2 Характеристика судебного процесса по Законам Ману………………..24
Заключение…………………………….………………………………………30
Библиографический список…………………………………………………..32

Работа содержит 1 файл

Законы Ману.doc

Из этого, как и из других примеров, можно проследить, что в дхармашастрах, главной целью составителей было не строгое применение предписаний о наказаниях, а предупреждение, предостережение преступника о тех тяжких последствиях, которые его ждут. Угрозы излагались в ЗМ даже в самой общей, декларативной форме, не сопряженной с конкретной санкцией.

Таким образом, можно сделать следующий вывод: в развитии уголовного права, представленного в законах Ману, можно выделить как положительные, так и отрицательные черты. Несомненными плюсами является то, что прво отличается довольно высоким для своего времени уровнем развития, что проявляется в указании на формы вины (умысел и неосторожность), на рецидив, на соучастие, на тяжесть преступления в зависимости от варновой принадлежности потерпевшего. С другой же стороны, законы отражают пережитки старины, о чем свидетельствует сохранение принципа талиона, ордалии, ответственности общины за преступление, совершенное на ее территории, если преступник неизвестен

В основном выделяются 3 вида преступлений: государственные, преступления против личности, преступления против собственности. На первом месте стоят государственные - служба врагам царя, поломка городской стены, городских ворот. Законы Ману подробно описывают преступления против собственности и против личности.

"Среди имущественных преступлений Законы выделяют кражу, давая ей подробную характеристику, начиная от грабежа, совершаемого в присутствии потерпевшего и с насилием к нему, был ли застигнут вор на месте преступления или нет, совершена кража днем или ночью. Наказывались также укрывательство вора и недонесение о виденной краже.

К насилию, совершенному над личностью, Законы Ману относили и убийство, и телесные повреждения. Насильника считали худшим злодеем, чем ругателя, вора и ударившего палкой". 13

Законы Ману знают также понятие необходимой обороны, убийство, совершенное при защите себя, охране жертвенных даров, защите женщин и брахманов, не наказывалось.

2.2 Наказание, его виды и особенности согласно Законам Ману

В законах Ману раскрывается понятие наказания, указываются его цели, виды и принципы применения, подчеркивается, что главной целью наказания является защита богатств, а также чести, достоинства и жизни владельцев богатств. Полагалось, что порядок в обществе поддерживается благодаря страху перед наказанием." Только охваченный страхом перед наказанием этот мир считается с законами" – подчеркивается в законах Ману(ЗМ, VIII,10,15,34) и далее говориться:" там, где гуляет ликующее Черное наказание с красными глазами, и поданные не ошибаются и вождь хорошо видит"(ЗМ, VIII, 11,13). Древние индийцы понимали, что без наказания никто бы не имл собственности, произошло бы смешение Варн, низшие заняли бы место высших, а сильные погубили бы слабых(ЗМ,VII,11,14).

Древние индийцы превозносили наказание, называя его царем, вождем, Сыном владыки, карателем, господином людей(ЗМ, VII,14,17). Наказание рассматривалось как возмездие за нарушение установленной богами дхармы, считали, что его применение должно сопровождаться причинением виновному страданий, носить устрашающий и предупредительный хаарктер по отношению к возможным потенциальным преступникам. Именно поэтому в Древней Индии тюрьмы располагались на главных улицах для того, чтобы всех устрашал вид страдающих, обезображенных преступников(ЗМ,IX,268)

Определяя уголовное наказание, шастрины предусматривали также соответствующие им религиозные кары и нравтственное осуждение. Оставить виновных безнаказанными считалось тяжким грехом и аморальным поступком(ЗМ,VIII,302-312).

Превознося наказание, индийцы все же понимали вред несправедливого наказания, поэтому они предписывали монарху и судьям поступать осторожно, тщательно выясняя место, причины, время совершения преступления, состояние виновного и обстоятельство, при котором совершено преступление. Несправедливое наказание имело ряд последствий, в том числе духовного, морального значения."Несправедливое наказание губит честь и разрушает славу среди людей, а в другом мире лишает неба"(ЗМ,VIII,127). Предусматривалось более мягкое наказание для женщин, престарелых лиц, калек, слепых, слабоумных. Их, по указанию монарха, могли наказать розгами, веревкой.(ЗМ,IX,230)

Наказание усугублялось за рецидив. Так, за первую кражу обычного имущества у вора отрубали два пальца, за вторую- руку и ногу, за третью -казнили. При совершении неумышленных преступлений, за которые полагались позорящиеся наказания, виновные лишались еще и собственности, а если они совершали это преступление умышленно, то подвергались еще изгнанию ,т.е. становились вратьями (ЗМ,IX, 242).

Как указывалось выше, наказание зависело от тяжести содеянного, а также от того, к какой варне принадлежал преступник и потерпевший.

За тяжкие преступления и преступления против представителей высших варн, предусматривались более строгие наказания, чаще всего применялась смертная казнь в особо устрашающих формах. Виновные в совершении менее тяжких преступлений отделывались штрафами, религиозным покаянием. Брахман за убийство шудры платил штраф, равный стоимости лягушки, вороны, собаки (XI, 132). Допускалось также прощение проступка в отношении лиц слабоумных, больных и детей.

К легким, щадящим наказаниям можно отнести замечание, покаяние, выговор. Затем идут штраф, телесные наказания, смертная казнь. В ЗМ (VI—II, 310) царю предписывалось обуздывать беззаконие тремя мерами: заточением, заковыванием в цепи и различными видами телесных наказаний. В другом месте в перечень наказаний (ЗМ, VIII, 129) вошли:

  • замечания;
  • выговор;
  • штраф;
  • членовредительские наказания;
  • смертная казнь.

Некоторые наказания носили позорящий характер. Пьянице налагалось клеймо продавца спиртного, вору - знак собаки, убийце брахмана – знак трупа без головы, оскорбителю ложа гуру (учителя Вед) – знак женского органа (ЗМ,IX,237). Женщин, растлевающих девушек, возили с остриженной головой верхом на осле в людных местах. Человеку низшего происхождения, севшему рядом с человеком благородного происхождения, ставили на бедре клеймо и с позором прогоняли (ЗМ,VIII, 281). Все заклейменные , как правило, становились вратьями (ЗМ,IX,239). Вратьями становились брахманы, совершившие убийство коровы, принесшие жертвы для недостойных людей, продавшие себя в рабство, уличенные в прелюбодеянии или ростовщичестве (ЗМ,IX,60-71) 14 .

В ЗМ различается простая (отрубание головы) и квалифицированная (сажание на кол, утопление и пр.) смертная казнь (IX, 279), которая в ряде случаев могла быть заменена уплатой высшего штрафа, т.е. 1000 пан (средний штраф — 500 пан, низший — 250 пан), что ставило в неравное положение бедного и богатого преступника. К брахманам смертная казнь не применялась, к ней приравнивалась своеобразная гражданская смерть, связанная с публичным оглашением, клеймением, изгнанием из касты и страны.

Членовредительские наказания распространялись на "половые органы, чрево, язык, две руки, две ноги, глаз, нос, два уха, все тело (VIII, 124).

Наиболее распространенным видом наказания в Древней Индии были штрафы. Штраф мог взиматься в 50-кратной стоимости украденной или похищенной вещи (VIII, 322). При неуплате штрафа виновный превращался в раба и выплачивал назначенную сумму. Штрафы часто применялись в качестве дополнительного наказания. Так, при повреждении имущества следовало возместить ущерб и заплатить штраф, равный причиненному ущербу. Разрешалось заменить штраф работой. Так, если кшатрий, вайший и шудра участвовали в порочных играх, то они были обязаны отработать положенный штраф(ЗМ,IX,119). Государство рассматривало штраф как источник дохода, его разновидностью являлась конфискация имущества. В одной из статей зафиксирован пережиток талиона: “Пусть царь для предупреждения преступлений отнимет у вора ту часть тела, которой он действует против людей" (VIII, 344).

В случае преступлений среди чиновников, в сборнике законов Ману зафиксированы также определенные виды наказаний. Законы Ману крайне отрицательно упоминают взяточников, вымогателей, мошенников, “недостойно поступающих высокопоставленных служащих” (IX, 258, 259). Царю рекомендовано с помощью шпионов, осведомителей собирать информацию о преступной деятельности таких должностных лиц и вынести наказание. Ответственность они понесут наравне с хиромантами, гадателями, лжелекарями и проститутками высшего разряда (IX, 258, 259).

Древнеиндийским шастринам было известно наказание без вины. Так, грабителей надлежало убить вместе с друзьями, родственниками с отцовской и материнской стороны (ЗМ,VIII,352; IX,269).

Таким образом, можно подытожить следующие: в Законах Ману уже дается определение понятия наказания, указываются некоторые характерные черты. При определении наказания довольно ярко проявляется классовая сущность древнеиндийского права, поскольку наказание зависело от принадлежности виновного и потерпевшего к определенной варне. В основном защищались богатые, родовитые, которые, как правило, могли откупиться. Бедные же , не имевшие возможности возместить ущерб и уплатить штраф, всегда приговаривались к смертной казни. Иногда предписываемые наказания носили характер предостережения и, скорее всего, не применялись на практике. Это так называемые наказания по принципу символического талиона (поднявшему руку на человека следует отрубить руку и т.д.). Среди видов наказания следует назвать смертную казнь (для брахмана она заменялась бритьем головы) в различных вариантах: посажение на кол, сожжение на костре, утопление, затравливание собаками и др.; штрафы, изгнание, тюремное заключение. Это далеко не полный перечень наказаний.

Глава 3.Судебный процесс по Законам Ману

3.1 Судебные органы в Древней Индии

Переходя к суду в Древней Индии, следует прежде всего отметить то несомненное предпочтение, которое отдается коллегиальному решению дел.

"Царь, желая рассмотреть судебные дела, пусть является подготовленным в суд с брахманами и опытными советниками. Но если царь не делает разбора дела лично, тогда следует назначить ученого брахмана для их разбора. Тот, придя в высокий суд, окруженный тремя судьями, пусть разбирает дела царя, сидя или стоя" (ЗМ, VIII, 10).

В Древней Индии существовали две системы судов - царские и внутриобщинные, причем суд не был полностью отделен от администрации. Высшей судебной инстанцией был суд, в котором участвовал сам царь "вместе с брахманами и опытными советниками". Стоит отметить, что царь ежедневно посещал судебные органы, что впоследствии стало его официальной и обязательной функцией . Если по каким-то причинам царь не мог отправлять правосудие, существовала специальная замещающая его судебная коллегия (сабха), состоящая из назначенного царем брахмана, "окруженного тремя судьями" (специалистов по Ригведе (логике), Агорведе (этимологии) и Самоведе (ритуалу)). Толковать в суде нормы права, дхармы мог брахман, в крайнем случае кшатрий или вайший (ЗМ,VIII, 21). Как высшему судье царю принадлежало право ежегодно объявлять амнистии. 15

В компетенцию царского суда входило в первую очередь рассмотрение дел о недоимках, о продаже и закладе чужого имущества, соучастии в запрещенных торговых объединениях. Затем разбирались дела о невыплате жалования, нарушения обязательств, об отмене купли-продажи, споры между хозяином и пастухом, иски о возвращении долга. Кредитор, возвративший свое имущество силой, хитростью, судебному преследованию не подвергался(ЗМ,VIII,50). Царский суд рассматривал семейные правонарушения, решая вопросы брака, наследования, опеки.

Судя по Артхашастре (III, 1), во всех административных единицах, начиная с деревень (в каждой из 10), создавались судебные коллегии из трех человек для суда и надзора за ворами. "Особенно большая ответственность в борьбе с преступлениями лежала на городских властях, которые с помощью своих агентов проводили обыски, задерживали неизвестных, устраивали облавы в мастерских, кабаках, игорных домах". 16 Общинные кастовые суды просуществовали неофициально вплоть до XX столетия.

В шастрах раскрывается понятие судебной тяжбы (судебное дело), раскрываются ее причины, указываются необходимые элементы. В Законах Нарады регламентируются 132 вида судебных дел.

Судебную тяжбу персонифицировали, изображая ее в образе человека: монарх- голова, главный судья- рот, казначей и писарь - ноги, огонь, вода и золото- глаза и сердце, пристав- ступни, судьи- руки. Монарх садился к востоку, судьи – к северу, казначей- к западу, писарь - к югу. Золото, огонь и вода размещались между ними.

Преступления в храмах разбирались священнослужителями. Противоправные деяния разбирали органы самоуправления. В особых случаях расследование и рассмотрение судебных дел проводилось высшим судом, такие дела подразделялись на 18 категорий (ЗМ,VIII,3). Приговоры, решения судей должны основываться на дхарме (ЗМ,VIII, 174), законах и обычаях страны. Законодатель считал, что только таким путем достигалась справедливость. До рассмотрения дела в суде участникам процесса не разрешалось иметь частные аудиенции у судей. В данном случае запрет очевиден - избежать подкупа, дачи взятки тем, от кого зависело судебное решение, приговор. Честность, неподкупность судей проверялась агентами-провокаторами.

Судьями могли выступать только выходцы из благородных семей, разбирающиеся в шастрах, честные и благопристойные. Наказание может быть наложено только честным, умным, правдивым, тем, кто имеет таких же помощников (ЗМ,VIII, 31). Судьи, вершившие несправедливый суд, подвергались крупному штрафу. Нес ответственность и монарх, пренебрегающий мнением брахманов и нарушающий шастры. Имущество корыстолюбивых судей конфисковывалось (ЗМ,IX,234). Судьи должны были принимать активное участие в разбирательстве дела, но побуждать других подавать иск в суд не имели права. В процессе, где ложь губит правду, гибнут судьи (VIII, 14). В имущественных спорах отсутствие свидетелей лишает сторону права на иск (VIII, 57). Решение суда, вынесенное по закону и дхарме, не может отменяться даже царем (IX, 233) и наоборот: незаконное решение суда царь должен отменить, оштрафовать судью или советника и дело принять к своему рассмотрению. Вероятно, таким путем осуществлялось право на апелляцию.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: