Форма самоуправления полиса это народное собрание судя присяжных совет аристократии совет старейшин

Обновлено: 28.03.2024

Первичной единицей ощества была семья. Семьи объединялись в рода. Во главе рода стоял басилевс. Помимо басилевса определенную власть имели старейшины, которые образовывали совет старейшин (у римлян — сенат, у греков — герусий) и народной собрание (у римлян — форум, у тюрок — майдан, у греков — агора).

У басилевса было три фукнции:

- сакральная власть (исполнял обязанности главного жреца)

- судебная власть (выполнял функцию верховного судьи либо в особых, очень серьезных случаях, либо когда было неэффективно решение суда)

Атрибуты басилевса — одежда, крашенная пурпуром. Власть басилевса могла передаваться по наследству, но это было не обязательно. Если наследник не соответствовал по каким-либо параметрам, народное собрание выбирало басилевса из другой семьи. В этом было отличие греческого басилевса от соседнего востока, где существует диспотичная власть царя — абсолютная власть, где подданные рассматриваются как рабы. Важнейшая из трех функций у басилевса была сакральная функция. Когда установилась полисная система, при демократии избирали опр.количество должностных лиц. Одно из них называлось басилевсом. Оно было ответственно за религиозную жизнь государства.

Полисы. С момента начала формирования системы государства на территории Греции, постепенно формируются города-государства — полисы. Полис возникает из того, что существовало определенное количество обрабатываемой земледельцами земли. Было укрепленное место, на котором стоял царский дом, религиозные святыни. Это место использовалось земледельцами для защиты. Затем в этом месте начинают селиться люди, по каким-то причинам выбывающие из земледельческой среды. Возникает класс ремесленников, торговцев. Вокруг царского дома формируется ядро, являющееся городом. Туда входят все земельные наделы. Во главе городов стояли землевладельцы. Они формировали управление городом. Сельское население было более влиятельным, чем городское население.

Прогрессивное античное рабство — это рабство позволяет грекам сделать скачок в духовном и культурном развитии. Постепенно с развитием рабства освобождаются какие-то силы. Это рабство позволяет им иметь схоле — досуг. Изначально рабы были членами семьи — они питались и спали вместе со всеми. Те рабы, которые использовались в сельском хозяйстве, всегда были такими — они работали вместе с хозяевами. На гос.уровне возникает система гос.рабов. Государство использует их на общественных работах, напр.на рудниках. Рабы — военнопленные, свои сородичи (особенно в родовом обществе, когда были древние законы).

Когда возникает система полиса, каждый город со своими законами, обычаями, культами. Когда греки заимствуют у финикийцев алфавит, каждый город делает это практически одновременно, но сами по себе.

Возникает институт гражданства. В первую очередь гражданами становятся люди, входящие в родовые объединения, которые формировали полис. Институт гражданства был очень закрытым. Чужеземец, переселяющийся даже из соседнего полиса, подчиняется законам, платит налоги, но при этом не получает гражданства. Его дети, рождающиеся в этом городе, тоже не получают гражданства. Как правило, гражданство давали за заслуги перед городом. Тогда решением на народном собрании этому человеку и его потомкам (если это оговаривалось) присваивалось гражданство. Любой человек, который был гражданином, принимал участие в управлении государством.

Формирование полисной системы — начиная с 1 тыс.до н.э.

До VII в до н.э. во главе стоит аристократия. Со временем имущественный ценз начинает преобладать. После из них остается некая группа в полисе, которая имеет деньги, власть, влияние. Это называлось олигархия - «власть немногих». Власть сосредотачивается в руках небольшого количества людей. В Спарте было два царя, деливших между собой функции.

Два типа полисов. Аграрный, в основном занимающийся сельским хозяйством, где слабо развито ремесло и торговля. Слабо выраженные денежные отношения. Слабое внедрение рабского труда. Эти полисы более отсталые во всех отношениях — экономически, политически, в культурном развитии. В них позже всего устанавливается демократия. Таким полисом была Спарта, хотя она не была аграрным полисом, скорее военным, но они ничего не производили. Фивы были аграрным полисом с сильными пережитками патриархальной старины.

Неаграрные полисы. В них большой удельный вес занимала торговля и ремесло. Развита денежная система, применение рабского труда. Население принимало активнейшее участие в управлении своим городом. И это приводило к развитию демократического строя. Это Афины, Коринф, Милет. Когда начинается рост сословия неземледельцев, эта масса не может оставаться в стороне от управления своей жизнью. Возникает некое недовольство, напряженная политическая борьба. Отсюда возникает движение за перемену власти, когда на плечах недовольных — не слишком имущих масс - к власти приходят личности, которые изначально имеют благие намерения.

Этих людей греки называли тиранами - «правителями». VII – VI вв. до н.э. - время тираний. Тираны сразу же меняли законодательство. Резкий переворот в законодательной системе. До этого было родовое право. При тираниях первым делом отменялись долги, наказания за долги. Возникают некие цивилизованные законы. Тираны стараются, чтобы их город становился богаче и привлекательнее для других. Резкий скачок роста культуры и искусства особенно. В Сиракузах Дионисий и его потомки несколько поколений были тиранами. Платон ездил на Сицилию к Дионисию.

Тираны приходили к неограниченной власти, поэтому было достаточно одного поколения, которое понимали, что изменения возможны. Поэтому одного поколения тиранов достаточно для перехода к демократии.

В VI в. до н.э. - переход к демократии, когда граждане берут власть в свои руки. У греков не приживается система парламентаризма. Они лично участвуют в управлении государства. В Афинах в эпоху расцвета демократии было около 200 тысяч жителей. Демократия – это власть народа, противоположность олигархии (власть немногих), власть бедных и свободных, тех, кому за 30. Демократия давала поголовное равенство граждан в управлении государством, равенство перед законом, равенство высказывания своего времени. Право участия в гос.управлении, право и обязанность в защите своего полиса. Кроме Спарты, ни у одного полиса не было своей армии. Существует народное ополчение

Высшая власть – народное собрание – общая сходка, где обсуждались государственные дела и вообще любые дела, а затем решения утверждались голосованием – поднятием рук. В Афинах народное собрание сходилось раз в полторы недели на горе Пникс.

Было народное собрание. В собраниях были люди, руководившие общим процессом. Любой гражданин старше 20 лет мог вставать и вносить предложения в нар.собрания. Глашатай произносил фразу «Кто из граждан старше сорока лет имеет что-нибудь полезное сказать для народа?» Отсюда резкий рост публичного красноречия. Формируются группы людей, достаточно часто выступающих, проявляющих полит.активность. Возникает их роль в этой общей массой — их называли демагоги - «человек, который ведет народ». Из среды демагогов вырастают политики, чьи имена остались в истории. Например, Перикл, в эпоху которого Афины становятся ведущим государством, достигает пика расцвета искусств. Аристид, Фемистокл внесли огромный вклад в судьбу Греции. Выступая в нар.собрании, такой оратор показывал, что он исполняет некую общественную обязанность, поэтому на голову во время выступления надевали венок. Гражданин мог свободно говорить обо всем, кроме вещей, которые не касаются предмета, не мог повторяться, не могу позволять себе брань или неприличные действия в адрес собрания. За такие действия могли оштрафовать. Все должности были коллегиальными. От каждой общины был представитель, занимающий данную должность. Большинство должностей были выборными. Могло быть открытое голосование - «рукопротягивание». Было такое голосование, когда голос подается. Могло проводиться по-разному в зависимости от того, какое решение принималось. Если ответ Да или Нет, то голосование производилось черными и белыми бобами. Когда существовало несколько вариантов ответа, писалось имя на осколках старых горшков — на остроках.

В течение года занимающий должность человек мог сложить свои полномочия. Когда срок заканчивался, чиновники давали отчет о проделанной работе перед нар.собранием. В первую очередь это были люди, занимающиеся деньгами. Когда избирали на должности, был разный подход. На некоторые должности могли избрать кого угодно. В некоторых случаях нужно было иметь определенные задатки, умения, природные данные и т.п. (напр.глашатай).

Нар.собрание вносило предложение. Далее был совет пятисот, который разбирал их и решал, что с ними делать. Во главе стояли девять архантов - «начальников», которые делились по функциям.

Архант эпоним — по его имени назывался год.

Архант василевс — отвечал за религиозную жизнь в гос.

Архант полемарх — отвечал за военную сторону жизни гос.

Шесть архантов-законодателей. Они работали над законами. Принимали замечания нар.собрания, пересматривали законы. Затем свои решения, предложения выносили на обсуждение нар.собрания.

Особую роль в политическом устройстве играло народное собрание. За пять дней до начала собрания в городе объявляли повестку этого собрания. В Афинах существовала полиция, состоявшая не из граждан Афин (роль полицейский выполняли скифские стрелки), которая загоняла народ на народное собрание. Скифы также следили за порядком. Процедура профилактического изгнания - остракизма (от острака - "черепки) - была направлена на то, чтобы людей, поднимающихся в общественном мнении, изгоняли из города. Если человека изгоняли за преступление, его лишали прав, гражданства, могли отобрать имущество. Когда человека подвергали остракизму, его просто удаляли из города, у него ничего не отбирали. Государство призывало их обратно. Со временем остракизм превращается в борьбу партий. В античности это были политические группировки, которые по определенным полит.убеждениям объединялась в группу людей. Партии были двух видов: те, кто выражал интересы большинства, и те, кто ратовал за повышение налогов, ужесточение правил и т.д. В обеих партиях есть лидеры. Задача противоборствующих группировок - удалить лидера противника. На процедуру нельзя было выставить одну личность. Народу предлагалось несколько кандидатов, из которых нужно было выбрать одного, которого нужно удалить. Однажды народ подверг остракизму человека, не принадлежащего ни к одной партии, которого в качестве статиста привлекли в процедуру голосования. После этого афиняне отказались от процедуры остракизма.

Была область, в которой все греки любили участвовать - судебная область. С одной стороны существовал суд присяжных, состоявший из огромного количества людей. Были суды разного уровня. Суды присяжных рассматривали дела, относящиеся к гос., частным делам. Процесс тяжб был стихийным. Любой человек мог возбудить дело: государственное дело - любой гражданин, частное дело - могло возбуждаться человеком, которого оно касается. Если чел.возбуждает гос.дело, он в случае выигрыша ничего не получает. Если чел.выигрывал частное дело, он получал определенное материальное вознаграждение.

Позже были введены некоторые ограничения. Если человек возбудил иск три раза и проиграл его, то он не имеет права возбуждать никаких исков. После суд становится способом зарабатывания на жизнь благодаря мат.помощи выигравшим дело. В тяжелое время гос.запрещало экспорт оливок из Афин и то же самое могло быть с другими продуктами - например, с инжиром. В такие времена существовали люди, пытающиеся экспортировать продукты во время запрета. Люди, видевшие это, доносили об этом власти и получали за это денежное вознаграждение. Они назывались сикофантами - "докладывающие об инжире".

Другой способ зарабатывания денег - судебный шантаж. Шантажируют богатых граждан тем, что собираются подать на них в суд. Человек может судиться либо откупиться от них.

Поэтому количество судов было огромным. Каждый год избиралось 6000 присяжных - 5000 присяжных и 1000 запасных. Закон требовал, что защищающийся или обвиняемый человек делал это само, но не запрещалось, чтобы речь была написана кем-то. Возникает класс людей, пишущих судебные речи.

Получается, что судебная система кормит всех.

Постепенно доходят до того, что разрешают приглашать адвокатов.

Два решения: виновен или не виновен. Второй этап решения - какое наказания. Не было четко разработанной системы наказаний. Оно могло быть каким угодно.

Смертная казнь: яд, веревка, меч. Существовала должность палача. Как правило, граждане не занимали эту должность. Обычно это был раб. Палач жил за чертой города. Старались переложить эту обязанность на осужденного. Давали возможность осужденному принять яд. Ему давали на это три дня.

Помимо смертной казни и изгнания, были разные виды наказания. Продажа в рабство (для граждан было страшнее смертной казни) крайне редко применялась к согражданам. Так наказывали человека, неправомочно присвоившего себе гражданство. Так могли наказать за неуплату налогов.

У богатых граждан были особые обязанности. Если у них было очень много денег по сравнению с согражданами, он должен был произвести затратные работы на благо государства. Это называлось литургией. К таким проектам относилась постройка кораблей, хоррегия - на великих дионисиях, когда проводились испытания трагиков, к которым готовились год, богатый человек содержал хор, тратил деньги на костюмы, декорации, машины. Он мог спонсировать спортивные атлетические состязания.

Государство заботилось о своих гражданах. Идеологически. Деньги выдавались каждому гражданину на театр. Государство платило пенсии людям, раненным на полях сражения, инвалидам. Если человек погибал на войне, а у него оставались дети, государство содержало этих детей.

Вдова оставалась без кормильца. Поэтому государство пыталось выдать вдову замуж. Если это не удавалось, тогда, когда дочери подрастали, их пытались также быстро выдать замуж, а сыновей содержали до наступления определенного возраста.

Спартанское государство было другим. Все было направлено на жесткую дисциплину. Там оставалось два царя. Власть держали в руках пять чиновников эфоров - "надзирателей". В том числе они надзирали за властью царей. Эфоры были самой действенной властью, которой все боялись. Народное собрание выбирало из кандидатов пятерых кандидатов по реакции собрания (они не видели кандидатов, слышали только реакцию собрания).

Ребенка с шести лет забирали из дома и до тридцати лет воспитывали в военизированных школах-общинах. Почиталась Артемида. На ее алтаре раз в году мальчиков секли до первой крови. В старшем возрасте им разрешалось охотиться на жителей области, которые изначально не были дорийцами. (местное население было поделено дорийцами на две части: рабы и сельскохозяйственные рабы). В Спарте было более свободное положение женщины, т.к.они были достаточно физически подготовленными, потому что участвовали наравне с юношами на состязаниях. Женщины иногда принимали участие в политической жизни Спарты. Спартанцы не развивались в плане материальной культуры.

Греки дают практически всю политическую терминологию. У них были десятки видов политического устройства городов.

Вообще слово «демократия» произошло от древнегреческого и означает в буквальном смысле «власть народа» . Из этого вытекает равенство всех перед законом, а также полная свобода слова. «Наш государственный строй— не подражает чужим учреждениям: мы сами скорее служим образцом для подражания некоторым, чем подражаем другим. Называется наш строй демократическим, потому что он зиждется не на меньшинстве, а на большинстве граждан».Так характеризовал демократию один из прославленных вождей афинской демократии Перикл.

Файлы: 1 файл

Политическая структура Афинского полиса в 5 в.docx

Политическая структура Афинского полиса в 5 в. до н.э .

Народное собрание, совет пятисот, суд присяжных.

Афины 5 в. до н.э. прежде всего ассоциируются с продолжительными греко-персидскими войнами , морским величием, мощным расцветом культуры и демократии. В этой веренице событий и явлений, меня прежде всего интересует последнее, то, что определяет и характеризует политическую жизнь Афинского полиса. Но прежде чем приступать к описанию политической жизни Афин 5 в.до н.э необходимо понять что такое демократия в понимании древних греков. Вообще слово «демократия» произошло от древнегреческого и означает в буквальном смысле «власть народа» . Из этого вытекает равенство всех перед законом, а также полная свобода слова. «Наш государственный строй— не подражает чужим учреждениям: мы сами скорее служим образцом для подражания некоторым, чем подражаем другим. Называется наш строй демократическим, потому что он зиждется не на меньшинстве, а на большинстве граждан».Так характеризовал демократию один из прославленных вождей афинской демократии Перикл. И ведь действительно, все решения пусть то важные государственные или менее важные повседневные, решало большинство. Важнейшими органами государственной власти в демократии являлись: Совет и народное собрание. Члены совета избирались народом из числа граждан, прошедших определённый ценз, свойственно умеренной демократии, либо жребием из числа всех, как при крайней форме демократии.

Примечательно, что на путь демократического развития вставали полисы с высоким уровнем экономики, интенсивным сельским хозяйством, развитым ремеслом и активной торговлей. Демократический строй как бы увенчивал интенсивную экономику, динамичную социальную структуру торгово-ремесленных полисов. К числу таких полисов относились и Афины, «колыбель демократии». И это звание древнегреческий полис получил не зря. А для того, что бы убедиться в этом необходимо вспомнить историю развития демократии в Афинах.

Итак, ростки демократии в Афинском полисе зарождаются ещё во времена Тезея. Позднейшая традиция приписывает учреждение демократического строя в Афинах царю Тезею, жившему еще до Троянской войны. Как и другие аналогичные легенды, и эта легенда имеет историческое основание: раскопки показали, что в Афинах находилось одно из поселений микенской эпохи. Тезею приписывается учреждение в Афинах демократии, разделение населения на три почти равноправные группы — евпатридов (аристократов), геоморов (крестьян) и демиургов (ремесленников)—и, наконец, синойкизм (т. е. соединение всей Аттики в одно государственное образование).По словам Фукидида Тезей упразднил советы и власти в отдельных городах и учредил для всей Аттики один совет (булевтерий) и один Пританей — в Афинах Однако, ни о какой демократии в Афинах ещё не может быть речи. К тому же , синойкизм Афин очень постепенный процесс, внешне закончившийся присоединением Элевсина только к концу VII в. и по существу продолжавшийся еще до времени Писистрата, которому пришлось бороться с сепаратизмом отдельных локальных групп, возглавляемых аристократами. Но предание о Тезее, как основателе афинской демократии, интересно в другом отношении: оно показывает, как последующие поколения представляли себе первоначальную демократию в Афинах и в какую отдаленную глубь веков готовы были они относить ее начало.

Но вернёмся к процессу становления демократии в Афинах. Политическая жизнь в Афинах в этот период характеризовалась борьбой двух течений: демократического и олигархического. Последнее не встречало сопротивления и оставалось не зыблемым вплоть до второй половины 7 века. Демократические тенденции представляли зажиточный демос, ремесленники и крестьяне. Их идеалом был государственный строй, при котором верховная власть принадлежала бы подавляющему большинству граждан, организованным в народное собрание. Представители олигархического течения (земельная аристократия, крупные землевладельцы) стремились к такому государственному устройству, при котором вся полнота гражданских прав, выраженная, прежде всего в возможности управлять государством, была бы предоставлена лишь наиболее богатой части граждан. «Государственный строй Афин был тогда во всех отношениях олигархический», говорит Аристотель в своей «Афинской Политии» (гл. 2). «Бедные были в кабале у богатых сами и дети их, и жены. Назывались они пелатами и гектеморами» (т. е. шестидольниками), «ибо за эту долю они обрабатывали поля богатых — вся же земля была в руках немногих — и в случае неисправных взносов обращались в рабство, и сами, и дети их. Займы заключались тогда под залог тела» (т. е. личности), «и так было вплоть до Солона, который первый явился предстателем демоса. Тяжелее всего для большинства было находиться в кабале, но оно и всем остальным было недовольно, ибо ни в чем не имело доли». Выходит, что причины тяжелого положения массы и ее недовольства, по Аристотелю, были двоякие: политические — олигархический строй и обусловленное этим полное бесправие демоса — и социально-экономические. Итак, тяжёлое положение простых людей, крайняя нужда и беспощадное рабство способствовали разделению общества на два враждующих лагеря- демоса и евпатридов. Тогда впервые раздалось требование: «земля массе, народу» 17 Противоборство двух течений в конечном итоге закончилось победой демократии.

В этот критический для страны период на политическую сцену выходит целеустремлённый и вечно стремящийся к знаниям Солон. В 594 г. до н. э. Солон был избран архонтом с чрезвычайными полномочиями. Он должен был принять меры для преодоления затяжного экономического и политического кризиса Афинского государства. Он уничтожил долговую кабалу. Солон внес важные изменения и в порядок наследования имущества. Если ранее при отсутствии прямых наследников имущество умершего переходило в его род или фратрию, то теперь же человек мог сделать своим наследником любого, даже не принадлежавшего к его родовой организации. Солон, будучи архонтом, предложил также делить афинское общество на классы в зависимости от ежегодного дохода его членов, а не по происхождению. При Солоне Народное собрание стало главным органом государственного управления Афин, важные функции получил и вновь созданный Совет четырехсот. Этот Совет наблюдал за всеми областями администрации, в ведении его были доходы и расходы государства. Ему принадлежало и внешнее политическое представительство в международных отношениях. Солон учредил народный суд или суд присяжных, гелиэю. Остается однако неясным, была ли гелиэя тогда только апелляционным судилищем или же решала какие-либо дела и в первой инстанции. 1 Солона, он дал «законы, равные для простого и благородного, установив суд правый по отношению к каждому». Солон запретил продавать людей в рабство

Проводимые в интересах всего общества, а не его отдельных групп, они укрепили положение афинского демоса, однако сохранили также и ведущую роль афинской аристократии. Вообще, афиняне 5-4 веков видели в Солоне великого творца демократии, от которого начали своё существование все главные демократические органы. Именно поэтому нельзя не упомянуть имя этого человека говоря о демократии.

Теперь перейдём непосредственно к описанию политической жизни Афин в 5 веке до н.э. Дальнейшая демократизация политической системы афинского государства в V веке до н.э. была связана с именами Эфиальта и Перикла. Именно с их именами связан расцвет демократии в Афинах. Сущность реформ Эфиальта заключалась в том, что он, организовав судебный процесс над коррумпированными ареопагитами, отнял у ареопага право налагать вето на постановления Народного собрания и передал его народному суду (гелиэе) (462 г. до н.э.). Принадлежавшее ареопагу право контроля за должностными лицами и надзора за исполнением законов перешло к Совету пятисот и Народному собранию, но главным образом – к гелиэе.

После убийства Эфиальта афинскую демократию возглавил Перикл – выходец из знатного афинского рода, прекрасно образованный и одаренный политик. С его именем связывают не только проведение реформ, но и разработку новых принципов управления обществом, в основе которых – требование политического профессионализма и формирование новой социальной философии. Перикл, бессменно избиравшийся стратегом в 444/443-429 гг. до н.э., сплотил вокруг себя союз единомышленников, своеобразную политическую и интеллектуальную элиту афинского общества, при поддержке которой он осуществлял все свои внешнеполитические и внутриполитические мероприятия. Аристотель связывает с именем Перикла два важнейших законодательства: о гражданских правах и об оплате должностных лиц. Прежде всего, была введена плата судьям. Народный суд, учрежденный еще при Солоне, составлял основу всей демократической системы афинского государства. К середине V века до н.э. гелиэя объединяла 6 тысяч афинских граждан, которые должны были заседать в различных судебных комиссиях, отрываясь от своих повседневных дел. Роль суда была многогранна: он решал множество вопросов, как между самими афинскими гражданами, так и между союзниками Афин по морскому союзу, превращаясь одновременно в важнейший инструмент контроля над ними. Следовательно, вводя такое новшество, как оплата труда чиновников, Перикл открывал дорогу для участия в государственных делах самого широкого круга афинских граждан, в том числе – малообеспеченных. Аристотель в сочинении “Афинская полития” описывал это следующим образом: “Жалованье получает, во-первых, народ за рядовые народные собрания – по драхме, а за главные – по 9 оболов. Затем в судах получают по 2 обола; члены Совета – по 5 оболов, пританы – по 6, архонты – по 4.”

В тесной взаимосвязи с началом выплат жалованья чиновникам находилась и другая проведенная Периклом реформа – гражданская. В соответствии с ее требованиями, гражданином Афин мог считаться лишь тот, чьи мать и отец были афинянами. Значение этого нововведения исследователи оценивают по-разному. Согласно Аристотелю, оно было следствием слишком сильно разросшейся гражданской общины, а между тем гражданство древние всегда рассматривали как важнейшее условие успешного функционирования государственного организма. Следовательно, гражданская реформа Перикла преследовала цель формирования наиболее оптимального по численности гражданского коллектива, в чем в тот период был особенно заинтересован афинский демос. Кроме того, как сообщает Аристотель, Перикл отнял некоторые права у ареопагов и “особенно решительно настаивал на развитии у государства морской силы. ”, что по большому счету также было, прежде всего, в интересах средних слоев афинского общества.

Таким образом, в период правления Перикла происходит более четкое разделение властей: законодательная принадлежала Народному собранию, исполнительная – Совету 500 и магистратам, судебная – гелиэе. Одновременно принцип жеребьевки распространяется на большинство выборных должностей, что также свидетельствует об укреплении демократических начал в управлении.

В целом же можно сказать, что реформы Эфиальта и Перикла завершили процесс формирования системы афинской рабовладельческой демократии, обеспечили механизм ее успешного функционирования. Широкие круги граждан полиса получили возможность принимать участие в государственной деятельности – как через избираемые должности, так и через участие в работе Народного собрания. Право быть избранным распространялось на всех граждан без ограничения. Введение платы за выполнение общественных функций создавало реальную возможность для политической деятельности малообеспеченных граждан. Был признан и стал реальностью для любого афинского гражданина принцип свободы слова.

Сущность полиса - полития - форма общественного управления, в которой правит большинство в интересах общей пользы; является общественной политической единицей любого уровня.

Гражданская община существовала на ограниченной территории с особыми законами, гражданскими правами и обязанностями.

Полис - город-государство, особая форма экономической и политической организации общества. Территория полиса состояла из городских территорий и из окружавших их земледельческих поселений (хоры), имел сложный комплекс культуры, ячейка общества; развивались из родовых общин или создавались заново при основании колонии. Население полисов небольшое до 10 тыс. человек. Афины были самым большим полисом людей до 120-150 тыс.

Полис – это безгосударственное общество, соблюдалось «свой-чужой».

Раб – чужой, кровь чужая и т.д. Раб не отличался от хозяина, только потом их стали клеймить, когда их стало много. Раб использовался в сфере услуг. Если раб хорошо одет, был обходителен, то это был престиж хозяина. Рабами управляли коллективно.

Полис состоял из:

1. Города (центра), окружён из оборонительных стен.

2. Сельская округа.

В городе жило основное население. На Агоре собиралось Народное собрание и шла торговля, а на Акрополе (цитадели) находились храмы почитаемых богов.

Аристотель (384 - 322 гг. до н. э.), философ, учёный, ученик Платона считал, что Полис:

1. Это общение, партнёрство, искусство жить вместе.

Полисный строй характеризуется (аномалия):

1. Нехваткой земель.

2. Сохранение небольших размеров.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

3. Гражданское общество защищено законом, обязанность военной службы, принятие участие в общественной жизни.


4. Особая полисная мораль: гуманизм, идеология состязательности, культ личности

5. Дуальная собственность: общественная и частная (охранялась). Общество стало демократичным и самоуправляемым.

Богатые должны были тратить свои финансы на полис и его нужды, т.е. делали литургию - являлась повинностью. За счёт их содержались: хоры на праздниках, боевые корабли (триеры), театры, флот, строительство храмов, конницы, состязание игр.

В горах выращивались оливки и виноград. Торговля шла по всему Средиземному морю. Семья закреплялась за землёй, стала священной, а собственник имеет свою волю.

Личностное общение в полисе – самое главное, это самоуправление. Коллектив отвечает сам за себя, античное самоуправление.

Если гражданин потерял землю, то терял и гражданские права.

Облегчало получение гражданства богатым семьям.

В маломасштабных обществах возможно демократия, люди знают д.д. в лицо, жизнь открытая и публичная.

Полисы просуществовали вплоть до Римской империи.


Конституция - самоуправление, в 510 г. была принята демократия, что означало правление демоса (народа), но была ограниченной: женщины и рабы не имели права голоса.


Спарта, ещё один тип полиса, она же Лаконика (Лакеденон) (отсюда лаконичная речь). Являлась образцом аристократического гос-ва, подавляла большую массу подневольного населения - илотов, сдерживало развитие частной собственности, пыталось сохранить равенство среди спартиатов. В 8 - 7 веках - разложение первобытнообщинного строя, был совет старейшин, народное собрание. В 6 веке - сложился «ликургов строй» - превращение общины в военный лагерь, объединение общины Спарты в экономическом и политическом отношении.

Ликург - запретил роскошь, деньги, золото; все должны жить в нищете; главное богатство - это доблесть.

Семьи были своеобразные, дети воспитывались коллективно. Были коллективные трапезы. Обучали женщин войне, т.к. считали, что крепкие женщины могут родить крепкого воина. Искусство считалось роскошью. Говорили лаконично.

Криптии – карательные мероприятия против илотов.

Ликургов строй – в 6 в. установление илотии, консолидация общины Спарты, путём управления их в экономическом отношении.

Эгалитарное общество – равенство.

Апелла – народное собрание, голосовали криком, кому было за 30 лет.

Сисситии – кто ничего внести не мог, выбывал из общины.

Геруссия – 28 герантов и 2 выборных царя определяли жизнь общины, совет старейшин, входили мужчины в возрасте более 60 лет.

Эфоры – в Спарте (позже в Афинах) – выборочные должностные лица (всего 5), обладали широким кругом полномочий и не всегда чётко зафиксированным.

Периэки – занимались ремеслом ровно столько, сколько нужно.

Клер – земельный участок, который получал каждый спартиат в Спарте от государства с несколькими хозяйствами илотов (земледельцами, в положении между крепостными и рабами).


В Спарте появляются люди не удел.

Кризис полиса в 4 в. до н. э.

Кризис полиса – процесс превращения безгосударственного общества в государственное.

Началось банкротство полисного государства, чьи возможности были весьма ограниченны, между тем, как граждане предъявляли всё больше и больше требований, настаивая:

1. Бедные - на дальнейшем расширении системы гос-го воспомоществования. Обнищание масс.

2. Богатые - на обеспечении своей собственности и жизни от посягательств со стороны этой бедноты, на наведении в стране твёрдого порядка.

Эти требования не в состоянии были разрешить граждане полиса, а также обеспечить единство и согласие и поэтому полисное гос-во утрачивало исторический смысл.

Причины кризиса:

1. Имущественное расслоение гражданского населения. Обогащение одних, обнищание других.

2. Появление вместо ополчения наёмной армии, появляются люди, которые всё чаще домогаются единоличной власти.

3. Много граждан. Разрастается аппарат управления. Людей много, нечего есть.

4. Пелопонесская война (431 – 404 гг.), военный конфликт между Афинами и Спартой с Пелопонесским союзом (с другими полисами). Между ними были противоречия т.к. были разные политические устройства: Афины – демократия, Спарта – олигархия. Спарта победила.

Способ снять кризис – восточный поход А. Македонского (356 – 323 гг. до н. э.), полководец, создатель мировой державы, которая распалась после его смерти.

Сократ (469 – 399 гг.), философ, призывал к восточному походу. Восток живёт лучше, роскошно.

После смерти А. Македонского наступает эпоха эллинизма.

Вопрос № 4. Реформы Солона

Были времена, когда происходило становление греческого полиса и борьбы аристократии за власть. При нём пошли первые глобальные изменения - реформы.

Реформы Солона

Солон был избран архонтом (избираемое высшее должностное лицо) и айсимнетом (посредник, избиравшийся народным собранием для разрешения социальных споров и конфликтов. А. наделялись неограниченными полномочиями, издавали законы) и провёл ряд реформ.

1. Отменил жестокие законы Драконта (политический деятель и законодатель Афин, составил законы в 621 году; законы были суровы, отсюда выражение «Драконовские меры»), кроме тех, которые касались убийств.

2. Ликвидировал долговое рабство и убрал долговые камни с земель (полей) должников – сейсахтея, «сбрасывание бремени». Остатки долга без процентов нужно было выплатить в течение 3-х лет.

3. Крестьян, проданных за долги в рабство за границу, велел разыскать и за счёт гос-й казны выкупить их и привезти домой.

4. В экономическом отношении:

- регулирование водоснабжения на сельские территории

- развитие оливководства, разрешён вывоз за границу (зерно запрещалось вывозить)

5. В ремесленном отношении:

- освобождала сына содержать престарелого отца, который не научил сына ремесленному делу

6. В финансовом отношении:

- ввёл более удобную и распространённую в Эгейском бассейне весовую и монетные системы

7. Вёл борьбу против излишеств и необдуманных расходов, против дорогих похоронных обрядов, бесцельного принесения в жертву животных

8. Разделил свободное население Афин на 4 разряда по величине земли:


- 1 разряд – пятисотники, у них более 500 медимнов

(доход зерном, вином, маслом)

- 2 разряд – всадники, у них 300 мер дохода у каждых были свои права

- 3 разряд – зевгиты, у них 200 мер дохода («упряжка волов»)

- 4 разряд – феты, у них меньше 200 мер дохода, самые низшие

9. Ввёл свободу завещания при отсутствии наследника прямого

10. Ввёл земельный максимум, ограничил концентрацию земельной собственности

11. В военно-политическом отношении:

- ввёл тяжёлую пехоту – гоплитов, комплектовалась из зевгитов.

12. Учредил новый Совет из 400 человек - буле (по 100 чел. от каждой филы (родовое объединение, община)

13. При Солоне активизировались Народное собрание для решения разных дел, принятия законов, которые были направлены против знати, роль собраний увеличилась, стал государственным органом - экклесия. Ограничились функции ареопага (орган власти на холме Ареса возле Акрополя; назначались пожизненно из бывших архонтов (высшее должностное лицо в полисах, правили 9 архонтов, старейшины, самые богатые)

14. Ввёл новый гос-й орган – гелиэя (6 тысяч человек из граждан после 30 лет), коллегия судей (суд присяжных), избранная из всего народа, включая фетов. Проверяла отчёты должностных лиц, вело разбирательство в конфликтах между гражданами. Стало самым демократичным органом из всех органов в гос-ве. Подразделялось на: 1. декастерии (10 палат), 2. демы (по 60 человек). Декастерий рассматривал 0,3 процента дел.

15. В 594 – 593 Аттика поделена на 3 филы (племена), произошла замена родового деления н администртивное, затем территориальное, таким образом, стало 4 филы. Каждая фила делилась на фратрии, а фратрии на роды.

Сущность реформ

Организация гос-го управления широкими слоями афинского народа – демоса – отсюда и название – демократия.

Реформа получила название – сисахфия (сейсахтея, опсахия), т.е. «стряхивание бремени».

Что дали реформы:

1. Заложены основы полисной демократии.

2. Расцвет Афин в классический период греческой истории.

3. Была настоящее революцией в истории Афин.

4. Значительно укрепило положение демоса.

5. Оздоровление социально-экономического положения разных слоёв населения (основная задача).

Что не смогла реформа:

1. Не могла убрать все остатки родового строя.

2. Полностью сломить господствующее положение знати.

Эвпатриады – аттическая аристократия, лишённая реформами Солона преимуществ перед остальными гражданами.

Разница между Солоном и Писистратом

Захватив власть, Писистрат стал принимать меры к её укреплению. Его основной задачей было не проведение реформ, направленных на оздоровление социально-экономического положения разных слоёв населения, как это сделал Солон, а обеспечение прочности своей власти, тех социальных групп и знатных родов, которые его поддерживали.

Народное собрание выбирало должностных лиц, решало вопросы о войне и мире и договорах с другими государствами, обсуждало и утверждало законы и рассматривало другие важнейшие вопросы государственной жизни.

Какая была демократия в Афинах?

в Афинском полисе существовала демократическая форма правления. Её называют первой в мире демократической системой. . Как отмечают, в эпоху расцвета афинской демократии около трети граждан одновременно занимали ту или иную государственную должность. Разделения властей в современном понимании не было.

Какую роль играло народное собрание в Афинах?

Главным и решающим органом власти в Афинах было Народное собрание. Народное собрание обладало широкими полномочиями. . Здесь принимались государственные законы, утверждалось объявление войны и заключение мира, результаты переговоров с другими государствами, ратифицировались договоры с ними.

Чем занимались народное собрание в Афинах?

На Народном собрании избирались должностные лица, магистраты Афинского государства, обсуждались отчеты после их годичного управления, решались дела по продовольственному снабжению города, контролировались сдача в аренду государственных имуществ, земель и рудников, утверждались наиболее крупные завещания.

Что такое Народное собрание в Древней Греции?

ἐκκλησία) — в Древней Греции высший орган государственной власти, народное собрание. В Афинах в V веке до н. э. экклесией назывался верховный орган государства, осуществлявший законодательную, исполнительную и судебную власть.

Что такое народное собрание в Древнем Риме?

Наро́дное собра́ние — орган государственной власти в ряде государств (преимущественно в древности и средневековье), состоящий из всех совершеннолетних граждан данного государства.

Где собиралось народное собрание в Афинах?

Главным и решающим органом власти в Афинах было Народное собрание. На Народное собрание собирались все граждане независимо от их имущественного положения, проживавшие в городе Афинах, Пирее, в Аттике, на других территориях, входивших в состав Афинского государства (например, жители островов).

Что такое народное собрание в Спарте?

Апелла (греч. Apella), народное собрание в Спарте, формально А. была высшим органом власти, собиралась ежемесячно, ведала важнейшими государственными делами (вопросами суда, внешней политики и выборами должностных лиц); фактически она могла утверждать или отклонять предлагавшиеся ей решения герусии и эфоров.

Что означает детский способ голосования в Спарте?

Действительно, способ голосования в Спарте можно назвать «детским», потому что спартанцы голосовали криком. За кого громче прокричат, тот и считался избранным.

Как голосовали в Спарте?

Народное собрание (апелла) в Спарте отличались пассивностью. . Апелла не обсуждала выдвинутые вопросы, а лишь принимала или отвергала предложенное решение. Голосование проводилось примитивно — криком или участники расходились по разные стороны и «на глаз» определялось большинство.

Почему в Спарте народные собрания были короче по времени?

Высшим органом в Спарте являлось Народное собрание – апелла. . В Афинах работа Народного собрания была регулярной ,решались многие вопросы государства и общества, поэтому в Спарте собрания и были короче, потому что их деятельность выражала мнение местной олигархии, выражало мнение правящей верхушки граждан.

Сколько царей было в Спарте?

Спартанские цари — один из высших и древнейших органов спартанского государства. Начиная с XI века до н. э. одновременно правили два царя (диархия) из двух разных царских домов (Агиады и Еврипонтиды), в то же время являвшихся двумя ветвями династии Гераклидов.

Какая политическая система была в Спарте?

Чем нельзя было заниматься в Спарте?

Как пишет Плутарх, спартанцы, в сущности, воспитывались всю свою оставшуюся жизнь. В свободное от военных походов время им было запрещено заниматься торговлей или ремеслом — это было уделом неполноценных граждан, илотов.

Что сейчас на территории Спарты?

Σπάρτη) — город в Греции. Расположен на высоте 210 метров над уровнем моря на правом берегу реки Эвротаса ниже впадения Инуса. Находится в южной части полуострова Пелопоннеса, в 153 километрах к юго-западу от Афин, в 28 километрах к востоку от Каламаты и в 49 километрах к югу от Триполиса.

Чем занимались в Спарте?

Главным в воспитании мальчиков являлись военная подготовка, физические упражнения, а также хоровое пение, укреплявшее чувство общности, как считали спартанцы. Девочек тоже готовили к суровой жизни. Они занимались бегом, метанием диска и копья. Спартанки славились своим здоровьем, выносливостью и скромностью.

Чем в основном занимались спартанцы?

Спартиаты (спартанцы) – высшее сословие. Только спартиаты были полноправными гражданами. . Периэки были свободны, но не считались гражданами Спарты. Занимались в основном ремёслами.

Кого скидывали в Спарте?

Спартанцы, случалось, скидывали со скалы пленных или преступников, но детей – никогда. Младенцы в Спарте росли в жестких деревянных колыбелях. Теплой одежды на мальчиков не надевали. С самых ранних лет их заставляли заниматься физическими упражнениями – бегом, прыжками.

Что такое Спарте?

Спарта (Лакедемон) — первоначально древнегреческий полис, затем в 6—1 вв. до н. э. государство в южной части Пелопоннеса.

Откуда взялись спартанцы?

Названия «Спарта» и «спартанцы» появились благодаря римлянам и прижились. Самоназвание же их – лакедемоняне, то есть граждане полиса Лакедемон. . Оно досталось нам также благодаря спартанцам, поскольку Лакедемон располагался в области Лакония (Греция, юг полуострова Пелопоннес).

Кто составлял систему управления в Спарте?

Система управления в Спарте была основана на своеобразном сочетании институтов эпохи протогосударства и принципом нового народовластия. Основным органом в Спарте была" герусия"-совет старейшин,возглавляющий все государственное управление. o2z1qpv и 45 других пользователей посчитали ответ полезным!

Как называли рабов в Спарте?

Чем илоты отличались от рабов?

Илоты – это греки-ахейцы, которых спартанцы-дорийцы превратили в рабов. От обычных рабов они отличались тем, что не принадлежали одному хозяину- спартанцу. . По численности их было гораздо больше, чем спартанцев, и поэтому удерживать их в повиновении можно было только силой.

Кого называли Илотами каково было их?

Илоты- 1) в древней Спарты земледельцы, находящиеся на промежуточном положении между крепостными и рабами. 2) рабы в Спарте 3) государственные рабы. Управлялась Спарта при помощи гоплитов, которые происходили от аристократии.

Что такое спартанское воспитание?

Агогэ (ἀγωγή, что значит «увод», «унесение») — система гражданского воспитания спартанских мальчиков в VIII—IV вв. до н. Для прочих же мальчиков из других сословий прохождение через эту систему являлось особой привилегией, дающей шанс на получение полного гражданства. .

Какой смысл мы вкладываем в выражение спартанское воспитание?

1) «Спартанское воспитание» – воспитание с предельной строгостью, когда малейшее непослушание будет караться. 2) «Со щитом и на щите» - в переносном значении «стать победителем или побежденным». 3) «Жить по-спартански» – значит жить без всяких излишеств и роскоши, довольствуясь самым необходимым.

У истоков древнегреческой цивилизации. Античность (от лат. antiquus — древний) — ​история и культура древнегреческой и древнеримской цивилизации, которая стала основой развития цивилизации Европы. Период Античности начался в VIII в. до н. э. с формирования греческих полисов, а закончился в V в. н. э. падением Западной Римской империи.


Первые государственные образования возникли на острове Крит и на юге материковой части Греции. По своей политической и социальной структуре они были похожи на деспотии цивилизаций Востока.

На острове Крит на рубеже III–II тысячелетий до н. э. начала развиваться самостоятельная цивилизация. Ее центром стал город Кносс. Согласно греческим мифам Кноссом правил могущественный царь Минос, сумевший установить контроль над Эгейским морем и его архипелагом. Критяне наладили торговые связи с Египтом, Финикией, Сицилией. Критские поселения появились на островах Эгейского моря и в Малой Азии.

В середине XV в. до н. э. произошла катастрофа — ​мощное извержение вулкана на о. Фера (Санторин) вызвало землетрясение, цунами и выброс пепла, обрушившиеся на Крит. Поселения пришли в упадок или были вовсе разрушены. Около 1450 г. до н. э. остров захватили и разграбили вторгшиеся с материка греки-­ахейцы. Развитая цивилизация погибла, Крит превратился в окраину греческого мира.

Центрами государств ахейцев также были дворцы, но с мощными укреплениями. Одним из сильнейших у греков-ахейцев был город Микены на полуострове Пелопоннес. Отсюда и название цивилизации — микенская.

Политическое управление Микен также походило на восточную деспотию. В центре Микен находился хорошо укрепленный дворец-­акрополь, возвышавшийся над поселением. Он был центром управления и власти, одновременно там шла хозяйственная деятельность, которую организовывал правитель. О богатстве правителей Микен свидетельствуют их захоронения: на лицо усопшего укладывали золотую маску, повторявшую его черты, в могилу клали большое количество предметов роскоши, в том числе из золота.


В конце XIII — ​начале XII в. до н. э. с севера Балкан пришли новые завоеватели — ​греки-­дорийцы, микенская цивилизация погибла. У дорийцев в то время еще не было государственности. Они не имели письменности, поэтому период с XI по IX в. до н. э. называют «темным» в истории Греции, так как не существует письменных источников для его изучения.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: