Вахтенная служба на судах является особым видом выполнения служебных обязанностей требующим

Обновлено: 01.05.2024

Вахта должна быть организована таким образом, чтобы усталость экипажа не повлияла на эффективность несения вахты. Предстоящий рейс судна должен планироваться с учетом всей имеющейся информации с предварительной проработкой возможных путей следования. Во время ходовой вахты следует через достаточно частые промежутки времени проверять курс и местонахождение судна, используя для этой цели любые имеющиеся навигационные и радионавигационные средства. Вахтенный помощник капитана считается старшим по всей вахтенной службе и непосредственно подчиняется капитану, а в его отсутствие на судне — старшему помощнику капитана. Вахтенный помощник не должен на себя брать и ему нельзя поручать выполнение никаких обязанностей, мешающих обеспечению безопасности плавания судна. Вахтенный помощник обязан хорошо знать маневренные возможности судна, расположение всех судовых навигационных и радионавигационных средств и обеспечить их эффективное использование. Вахтенный помощник при необходимости должен решительно пользоваться рулем, судовой машиной, УКВ и звуковой сигнальной аппаратурой. Вахтенный помощник обязан нести вахту на ходовом мостике и не оставлять его ни при каких обстоятельствах без разрешения капитана. Он несет ответственность за обеспечение безопасности плавания судна даже в том случае, если на мостике капитан, пока капитан не сообщит ему о принятии управления судном на себя. Вахтенный помощник капитана не должен сдавать вахту сменяющему помощнику капитана, если имеются основания полагать, что он находится в состоянии, при котором явно не способен выполнять свои обязанности. В этом случае он должен уведомить капитана. При заступлении на вахту вахтенный помощник должен ознакомиться с составом вахты и провести инструктаж по несению вахтенной службы. Он обязан получить от сдающего вахту все необходимые сведения о месте судна, об окружающей обстановке, условиях плавания или стоянке, ходе грузовых операций, ремонтных и иных работах, наличии на борту капитана, экипажа, пассажиров и посторонних лиц, а также сведения, связанные с обеспечением безопасности судна. При несении вахты вахтенный помощник должен обеспечивать эффективность наблюдения, контроль места судна и его движение, включение сигнально-отличительных огней, выставление знаков и сигналов согласно МППСС-72 и местных правил, производство замеров воды в льялах и сточных колодцах. Уровень воды в льялах и сточных колодцах замеряют на ходу каждую вахту, на стоянке — не реже 2 раз в сутки. В отдельных случаях: при приеме воды, топлива, при плавании во льдах, в штормовых условиях замер воды в льялах производится каждый час, а при ударах о лед, причал, столкновениях с судном или плавающим предметом, посадке на мель — немедленно. В штормовых условиях, когда замер воды в льялах произвести нерозможно, периодически производится контрольная откачка льял. В особых случаях эксплуатации судна на ходу и на стоянке обязанности вахтенного помощника устанавливаются капитаном.

Вахтенный матрос непосредственно подчиняется вахтенному помощнику капитана. Прием и сдачу вахты он производит только с его разрешения. Вахтенному матросу не разрешается покидать свой пост и отвлекаться на выполнение какихлибо поручений без ведома вахтенного помощника. В случае возникновения пожара на судне или вблизи него, а также в других аварийных случаях вахтенный матрос самостоятельно должен объявить тревогу и далее действовать по указанию вахтенного помощника. Принимая вахту на руле, вахтенный матрос должен получить на это разрешение вахтенного помощника, доложить о принятом курсе по магнитному компасу и гирокомпасу. Он обязан точно удерживать судно на заданном курсе, следить за работой курсоуказателей, аксиометра, рулевого устройства и докладывать о неисправностях. Заступая на вахту к трапу, вахтенный матрос обязан убедиться в исправном состоянии трапа, наличии предохранительной сетки под ним и спасательного круга с линем и буйком. При несении вахты у трапа он неотлучно осуществляет контроль за посещением судна, не допуская на судно посторонних лиц без ведома вахтенного помощника. Вахтенный механик является начальником всей вахтенной службы механической установки и подчиняется вахтенному помощнику капитана. Он отвечает за надлежащее несение вахты в машинном отделении, надежную работу всех технических средств механической установки, которые обеспечивают безопасность судна и его нормальную эксплуатацию, безопасную организацию работ с выполнением правил техники безопасности и пожаробезопасное в помещениях машинного отделения.
При возникновении неисправности или аварии он принимает меры по их устранению и немедленно докладывает вахтенному помощнику и старшему механику. Вахтенный моторист (машинист) непосредственно подчиняется вахтенному механику. Вахтенный моторист обязан находиться на своем посту и вести контроль за работой порученных ему механизмов, соблюдать инструкции по обслуживанию технических средств механической установки, выполнять указания вахтенного механика по обеспечению бесперебойной работы механизмов, соблюдать противопожарную и технику безопасности.

Вахтенная служба (вахта) на судах — это особый вид выполнения служебных обязанностей, требующий повышенного внимания и постоянного присутствия на рабочем месте (посту). Лица судового экипажа, которые находятся на вахте, называются вахтенными. На судах, находящихся в эксплуатации, устанавливается круглосуточная вахта. Вахтенная служба обеспечивает управление судном, его безопасность, производственную деятельность, предотвращение загрязнения окружающей среды, дисциплину и порядок, а также контроль за посещением судна посторонними лицами.

Вахта в Российском императорском флоте

Для несения вахты офицеры расписывались на 3 и не более чем на 5 вахт, а команда на 4 отделения. Обыкновенное распределение вахт в сутках: с 24:00 до 4:00, с 4:00 до 8:00, с 8:00 до полудня, с полудня до 18:00 и с 18:00 до полуночи; часы смен были наиболее удобны для жизни команды, и так как вахту несли посменно 4 отделения, то каждые сутки для одних и тех же людей часы вахт менялись. При 5 офицерах промежуток времени от полудня до полуночи разбивался на 3 вахты, поэтому ежедневно офицер стоял на вахте разные часы. Стоящий на вахте (правящий вахту) офицер назывался вахтенным начальником, он отвечал за порядок и безопасность корабля и не имел права сходить с верхней палубы, а во время хода корабля — с мостика. Вахтенный начальник должен был посылать вниз (в подпалубные помещения) подчинённого ему вахтенного офицера или же начальника вахтенного отделения. На корабле ничто существенное не могло происходить без разрешения или ведома вахтенного начальника, который подчинён только командиру и старшему офицеру; распоряжаясь лично, он докладывал о происходящем на корабле и вне корабля своим начальникам. В русском флоте вахтенными начальниками назначались лейтенанты, а вахтенными офицерами обычно мичманы. Быть отставленным от вахты для офицера являлось тяжёлым наказанием.

Вахтенное отделение команды разводилось для несения службы по всему кораблю и находилось в распоряжении офицеров, стоящих на вахте. Отделение команды, отстоявшее предыдущую вахту, называется «подвахтенным» и в случае нужды его вызывали в помощь вахтенному. Машинная команда разводилась на вахту отдельно от строевой: она находилось в подчинении вахтенного механика. Все приказания вахтенного начальника передавались вахтенным унтер-офицером, сопровождаясь особым свистком (дудкой), значащим, что приказание идёт с вахты; на обязанности вахтенных лежала проверка исполнения переданных приказаний.

В другом значении слова вахта означало в русском флоте половину команды, то есть 1-я вахта есть 1-е и 3-е отделения, 2-я же — 2-е и 4-е. Соответственно этому разделению нечётные отделения размещались на правой стороне корабля, а чётные на левой; все судовые расписания команды составлялись, придерживаясь того же деления. В крайних случаях, обусловленных работой или опасностью, вахта неслась командой повахтенно, то есть наверху находилась половина всех начальников. При авральных работах, когда вызывается наверх вся команда, вахтенный начальник сменялся старшим офицером. Термин «боевая вахта» относился к машинной команде, находящейся в машине и кочегарных отделениях во время боя; она комплектовалась лучшими людьми по своим специальностям; остальная же машинная команда шла согласно боевому расписанию на пополнение строевых нижних чинов у opyдий, торпедных (минных) аппаратов и подачу боеприпасов.

Распорядок дня на кораблях, начиная с петровских времен, был такой: подъем в 6,00, с 12,00 до 13,00 обед и адмиральский час. Отбой в 23,00. Поэтому стоя "собаку" выспаться вахтенным в течение суток не получалось, а выполнять все корабельные работы и присутствовать на молебнах подвахтенные должны были наравне со всем экипажем, т.е. с 6,00 до 23,00 напряженные работы с часовым перерывом. Борьба со сном не с 00,00 до 04,00, а в течение всех суток из-за того, что выпало нести "собаку" - "собачью вахту". Потому и вахта "собачья". Но это только при стоянке корабля в порту. В море распорядок дня несколько иной и вахте все-таки предоставлялось время для сна. Присутствие на молебнах не отменялось.

Организация вахтенной службы

Организация вахтенной службы на судне является неотъемлемой задачей обеспечения его безопасности. Необходимые процедуры устанавливаются в соответствии с международными и национальными требованиями к организации вахты. Правильные, четкие, слаженные действия судоводителей - вахтенных помощников капитана являются результатом всей подготовки моряков. С введением Международного кодекса по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращению загрязнения (МКУБ) на каждом судне должна действовать Система управления безопасностью (СУБ), в которой предусмотрены основные действия и процедуры по организации вахты.
Общая организация штурманской службы включает в себя распределение должностных обязанностей навигационных помощников, формы и порядок заполнения навигационных и судовых журналов, расписание несения ходовых и стояночных вахт, подробные процедуры основных ключевых операций, системы связи и порядок их использования, системы проведения проверок и докладов об обнаруженных нарушениях. Вахтенная служба на судах является особым видом выполнения служебных обязанностей, требующим повышенного внимания и непрерывного присутствия на посту или рабочем месте. На всех судах должна быть установлена круглосуточная вахтенная служба. Ответственность за организацию вахтенной службы возлагается на капитана судна, а непосредственное руководство организацией вахтенной службы — на старшего помощника капитана. Ответственными за надлежащее несение вахты являются лица, несущие вахту. Судовые вахты разделяются на ходовые и стояночные.
На ходу вахтенная служба должна обеспечивать безопасное судовождение во время своей вахты, когда она ответственна особенно за предотвращение столкновений и посадки на мель.
На стоянке вахтенная служба должна обеспечивать: охрану человеческой жизни, безопасность судна и портовых сооружений, предотвращение загрязнения окружающей среды, безопасную эксплуатацию всех механизмов, связанных с грузовыми операциями; соблюдение международных, национальных и местных правил; поддержание порядка и нормальной деятельности судна.
Продолжительность одной ходовой вахты, как правило, не должна превышать четырех часов. Вахтенная смена должна явиться к месту несения вахты заблаговременно и до вступления на вахту ознакомиться с условиями плавания и режимом работы технических средств. Сменившаяся вахта является подвахтенной и используется в случае необходимости для временного усиления вахты или подмены отдельных вахтенных.

Организация вахтенной службы на судне является неотъемлемой задачей обеспечения его безопасности. Необходимые процедуры устанавливаются в соот­ветствии с международными и национальными требованиями к организации вахты.

С введением Международного кодекса по управлению безопасной эксплуа­тацией судов и предотвращению загрязнения (МКУБ) на каждом судне должна действовать Система управления безопасностью (СУБ), в которой предусмотрены основные действия и процедуры по организации вахты.

Вахтенная служба на судах является особым видом выполнения служебных обязанностей, требующим повышенного внимания и непрерывного присутствия на посту или рабочем месте. На всех судах должна быть установлена круглосуточная вахтенная служба. Ответственность за организацию вахтенной службы возлагается на капитана судна, а непосредственное руководство организацией вахтенной служ­бы — на старшего помощника капитана. Ответственными за надлежащее несение вахты являются лица, несущие вахту. Судовые вахты разделяются на ходовые и стояночные.

На ходу вахтенная служба должна обеспечивать безопасное судовождение, особое внимание должно быть уделено предотвращению столкновений и посадки на мель. Состав вахты должен быть достаточным и соответствующим условиям плавания.

На стоянке вахтенная служба должна обеспечивать: охрану человеческой жизни, безопасность судна и портовых сооружений, предотвращение загрязнения окружающей среды, безопасную эксплуатацию всех механизмов, связанных с гру­зовыми операциями; соблюдение международных, национальных и местных пра­вил; поддержание порядка и нормальной деятельности судна.

Продолжительность одной ходовой вахты, как правило, не должна превы­шать четырех часов. Вахтенная смена должна явиться к месту несения вахты за 10 минут и до вступления на вахту ознакомиться с условиями плавания и режимом работы технических средств. Сменившаяся вахта является подвахтенной и исполь­зуется в случае необходимости для временного усиления вахты или подмены от­дельных вахтенных.

Обязательные минимальные стандарты компетентности для лиц рядового состава, входящих в состав ходовой навигационной вахты определены в главе II, раздел A-II/4.

1. Управление рулем и выполнение команд, подаваемых на руль, включая команды, подаваемые на английском языке:

- использование гиро- и магнитных компасов;

- команды, подаваемые на руль;

- переход с автоматического управления рулем на ручное и наоборот.

2. Ведение надлежащего визуального и слухового наблюдения:

3. Содействие наблюдению и управлению безопасной вахтой:

- термины и определения, употребляемые на судне;

- пользование соответствующими системами внутрисудовой связи и аварийной сиг­нализации;

- умение понимать команды и общаться с лицом командного состава, несущим вах­ту, по вопросам, связанным с выполнением обязанностей по несению вахты;

- процедуры ухода с вахты, несения и передачи вахты;

- информация, требуемая для несения безопасной вахты;

- основные действия, связанные с защитой окружающей среды.

4. Использование аварийного оборудования и действия в аварийной ситуации:

- знание обязанностей в аварийной ситуации и аварийной сигнализации;

- знание сигналов бедствия, подаваемых пиротехническими средствами;

- спутнико­вые АРБ и транспондеры, используемые при поиске и спасании;

- избежание подачи ложных сигналов бедствия и действия, которые должны пред­приниматься при случайной подаче сигнала бедствия.

Вахтенный матрос непосредственно подчиняется вахтенному помощнику капитана и выполняет две главные функции:

- стоит на руле, или

- ведет визуально-слуховое наблюдение за окружающей обстановкой.

Прием и сдача вахты как рулевым матросом, так и впередсмотрящим произ­водится только с разрешения вахтенного помощника. Заступающий вахтенный матрос должен получить у сменяемого все необходимые сведения об окружающей судно обстановке, условиях и дальности видимости, распоряжениях по вахте, а также другие сведения, связанные с обеспечением безопасности судна.

Вахта не может быть передана, если имеются сомнения в том, что заступа­ющий матрос способен выполнять свои обязанности в должной мере. В этом слу­чае сдающий вахту должен доложить вахтенному помощнику и выполнить его распоряжение относительно передачи вахты.

Во время несения вахты впередсмотрящему и рулевому матросу категориче­ски запрещается уходить с поста, а также отвлекаться от выполнения прямых обя­занностей. Выполнение каких-либо поручений и других работ, не связанных с функциями рулевого или впередсмотрящего, допускается лишь с разрешения вах­тенного помощника. Вахтенному матросу запрещается сидеть, заниматься посто­ронними разговорами, слушать музыку и т.п.

1. Судовая вахтенная служба является основным видом выполнения судовым экипажем служебных обязанностей, требующих повышенного внимания и непрерывного присутствия на посту или обусловленном рабочем месте.

2. Судовая вахтенная служба является круглосуточной. Расписание по вахтам по представлению старшего помощника и старшего (главного) механика утверждает капитан. В нем определяется структура и состав вахтенной службы с указанием вахтенных постов.

3. Структура и состав вахтенной службы зависит от назначения, технико-эксплуатационных характеристик, районов и условий плавания судна (на ходу, стоянке в порту или на якоре, при плавании в сложной обстановке и т.д.), международных и национальных стандартов (правил и норм) по безопасности и национального трудового законодательства (эти положения должны учитываться компанией при утверждении судовых штатных расписаний).

4. Судовая вахтенная служба в любой момент времени должна быть достаточной и соответствовать условиям и обстановке. Капитан вправе усилить вахтенную службу, если по его мнению близость опасностей, ограничения судовых технических средств, гидрометеорологическая обстановка, состояние видимости или иные обстоятельства, не позволяют обычным составом вахтенного персонала обеспечить безопасную эксплуатацию и нормальную жизнедеятельность судна. При этом капитан должен учитывать предстоящие судовые критические (ключевые) операции, нарушения порядка и технологии исполнения которых порождают аварии или создают угрозу судну, судовому персоналу или загрязнения.

5. Распределение судового экипажа по вахтам осуществляют старший помощник капитана и старший (главный) механик с учетом квалификации, компетентности и профессиональной подготовленности судового персонала. К несению вахты могут привлекаться лица, надлежаще подготовленные, проинструктированные и получившие соответствующий отдых.

6. Судовая вахтенная служба включает общесудовую (навигационную) и машинную вахтенные службы. Общесудовая (навигационная) служба возглавляется вахтенным помощником капитана, а машинная вахтенным механиком. Главным судовым вахтенным начальником является вахтенный помощник капитана. Он подчиняется только капитану и несет ответственность за безопасную эксплуатацию судна и предотвращение загрязнения. Присутствие капитана на мостике и старшего механика в машинном отделении не снимают ответственности с вахтенного помощника капитана и механика за принятие решений до тех пор пока они примут командование на себя и это будет правильно понято.

7. Вахтенная смена должна явиться к месту несения вахты заблаговременно и до вступления на вахту ознакомиться с условиями плавания, режимом работы судна и основных судовых технических средств, замечаниями сдающего вахту и распоряжениями вышестоящего начальника. Вахтенный не имеет права оставить свой пост или передать кому-либо исполнение своих обязанностей, кроме как по приказанию или разрешению вышестоящего начальника (вахтенный помощник капитана по приказанию или разрешению капитана, а вахтенный механик по приказанию или разрешению старшего (главного) механика).

8. Вахтенные не должны передавать вахту сменяющим их лицам, если имеются основания полагать, что они не способны должным образом выполнять свои обязанности (о чем немедленно уведомляется вышестоящий начальник — капитан или старший (главный) механик. Вахтенный помощник капитана и вахтенный механик производят записи соответственно в судовом и машинном журналах согласно инструкциям по их ведению

9. Судовая вахтенная служба подразделяется на стояночную (вахту в порту) и ходовую (вахту в море). Капитан судна исходя из конкретных обстоятельств назначает вид вахты на предстоящий период времени. При стоянке в порту в зависимости от условий стоянки и действующих правил порта устанавливаются две степени готовности судна — постоянная и к определенному сроку. Степень готовности судна устанавливает капитан. По предписанию администрации порта капитан обязан повысить степень готовности судна до требуемой. Продолжительность вахты не должна превышать четырех часов. При длительной стоянке в порту может назначаться суточная стояночная вахта. Список персонального состава стояночной вахты вывешивается у трапа судна.

В состав экипажа судна входят лица командного состава судна, судовая команда, а в состав экипажа пассажирского судна – также работники, обслуживающие пассажиров судна.

К командному составу судна относятся капитан судна, командир дноуглубительного или дноочистительного снаряда, их помощники, механики и электромеханики, помощники механиков и электромехаников, радиоспециалисты и врачи.

Судовая команда состоит из работающих на судне лиц, которые не относятся к командному составу судна и обслуживающим пассажиров судна работникам.

Минимальный состав экипажа самоходного транспортного судна в соответствии с требованиями эксплуатации судна определённого типа устанавливается Положением р минимальном составе экипажей самоходных транспортных судов.

Лица, входящие в состав экипажа судна, должны быть включены в список членов экипажа судна (судовая роль), ведение которого является обязанностью капитана судна.

К назначению на должности, относящиеся к командному составу судна и судовой команде, допускаются лица, имеющие дипломы и квалификационные свидетельства, установленные Положением о дипломировании членов экипажей судового внутреннего плавания.

К работе на судне допускаются лица, годные к такой работе по состоянию здоровья.

Иностранные граждане и лица без гражданства, входящие в состав экипажа судна, не могут назначаться на должности капитана судна, старшего помощника капитана судна, старшего механика и радиоспециалистов.

ОСОБЕННОСТИ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ НА СУДНЕ

Назначение членов экипажа судна осуществляется судовладельцем только с согласия капитана судна.

Трудовые отношения членов экипажа судна и судовладельца регулируются:

- Трудовым кодексом РФ;

- Кодексом внутреннего водного транспорта РФ;

- Уставом службы на судах внутреннего водного транспорта (на текущий момент Устав службы на судах МРФ);

- Уставом о дисциплине работников речного транспорта;

- Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников плавающего состава судов внутреннего водного транспорта;

- Отраслевыми тарифными соглашениями;

- Коллективными договорами (соглашениями) и трудовыми договорами (контрактами).

Права и обязанности членов экипажа судна регулируются Уставом службы на судах внутреннего водного транспорта (на текущий момент Устав службы на судах МРФ).

Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников плавающего состава судов внутреннего водного транспорта регулирует рабочее время и время отдыха работников плавсостава в период нахождения судов в эксплуатации, включая время подготовки к ней и вывода из нее.

Положение распространяется на судовладельцев (арендаторов, в соответствии с условиями договора аренды), независимо от их организационно-правовой формы, формы собственности и осуществляющих:

- перевозки грузов и пассажиров;

- вспомогательные работы, связанные с транспортным процессом и хозяйственным обслуживанием потребностей судовладельцев;

- другие работы нетранспортного характера, в том числе учебный процесс.

Судовладелец обязан обеспечить членам экипажа судна безопасные условия труда, охрану их здоровья, наличие спасательных средств, бесперебойное снабжение продовольствием и водой, наличие надлежащих помещений (кают, столовый, санитарных узлов, медицинских пунктов, помещений для отдыха), культурно-бытовое обслуживание в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Судовладелец или иное осуществляющее приём на работу членов экипажа судна лицо обязаны за свой счёт застраховать принимаемых на работу членов экипажа судна на случай возможного причинения вреда их жизни и здоровью при исполнении ими служебных обязанностей. Порядок и условия такого страхования устанавливаются законодательством Российской Федерации.

В случае гибели или причинения вреда жизни и здоровью члена экипажа судна при исполнении им служебных обязанностей судовладелец обязан возместить причинённый такому члену экипажа судна вред в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Любой член экипажа судна вправе провозить на судне имущества, предназначенное для личного пользования. В случае гибели или повреждения такого имущества вследствие происшествия с судном судовладелец должен возместить члену экипажа судна причинённый ущерб.

ТРЕБОВАНИЯ УСТАВА СЛУЖБЫ НА СУДАХ

К ОРГАНИЗАЦИИ СЛУЖБЫ

Вахтенная служба на судах является особым видом выполнения служебных обязанностей, требующих повышенного внимания и непрерывного присутствия на посту или рабочем месте. Члены судового экипажа, находящиеся на вахте, именуются вахтенными.

Вахтенная служба должна обеспечивать управление судном, его безопасность, производственную деятельность, а также контроль за посещением судна посторонними лицами.

Ответственность за организацию вахтенной службы возлагается на капитана, а непосредственное руководство организацией вахтенной службы – на старшего помощника капитана и механика.

Ответственность за надлежащее несение вахтенной службы возлагается на лиц несущих вахту.

В ходовой рубке и машинном отделении должны быть инструкции по несению ходовых и стояночных вахт судоводителями и механиками, а в радиорубке, кроме того, и радиоспециалистами.

Судовые вахты разделяют на ходовые и стояночные. При стоянке на якоре экипаж несёт вахты по ходовому расписанию. При стоянке на швартовых периодичность и продолжительность стояночных вахт устанавливает капитан, исходя из конкретных обстоятельств.

При стоянке судна на швартовых капитан, механик и электромеханик вахты не несут при наличии в штате судна 3 помощника капитана, 3 помощника механика и 3 электромеханика, а также при соблюдении в период стоянки нормальной продолжительности рабочего времени для остальных лиц ком. состава.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: