Что такое пристав история казахстана

Обновлено: 19.04.2024

Народная молва приписывает выходцам каждого из трех казахских жузов разные качества. Но для этих стереотипов есть вполне логичное историческое объяснение 14.02.2022, Sputnik Казахстан

НУР-СУЛТАН, 14 фев — Sputnik. За несколько веков на территории современного Казахстана сложились три родоплеменных объединения – Старший, Средний и Младший жузы. Каждый из них занимал обширные земли и в свою очередь состоял из родов.Была ли между жузами какая-то иерархия? Влияет ли жузовая система на современную политику Казахстана? Какие стереотипы существуют сегодня о выходцах из разных жузов? Sputnik Казахстан побеседовал с историком Жаксылыком Сабитовым и узнал ответы на самые интересные вопросы по этой теме.Почему Старший, Средний, Младший жузы так называлисьНа первый взгляд может показаться, что это было связано с размерами жузов. Однако это не так - Средний жуз был самым крупным, занимая территорию Центрального, Северного, Восточного и частично Южного Казахстана.По словам Сабитова, жузы получили свои названия по расположению к течению реки Сырдарья. Старший жуз кочевал в верховьях реки, Средний жуз – в среднем течении, Младший жуз – в низовьях."Каких-то глубинных иерархических смыслов искать не надо. Иерархии между жузами не было и нет, а то сейчас у нас принято выдумывать… Вообще, в глазах аристократического рода торе представители всех трех жузов были простолюдинами или "қара сүйек", "черной костью", - заявил Сабитов.Стереотипы о выходцах Старшего, Среднего и Младшего жузаУ казахского народа есть пословица, которая гласит: "Представителю Старшего жуза дай посох и отправь пасти скот. Выходцу Среднего жуза дай перо и отправь на судебный спор. Младшему жузу дай копье и отправь на битву".Старший жуз – роды, история происхождения и известные выходцыДо сих пор среди казахов распространено мнение, что уроженцы Западного Казахстана (там в основном проживают представители родов Младшего жуза) обладают воинственным и непокорным нравом. Насколько эти стереотипы соотносятся с историей Казахстана?"Думаю, эта пословица про скот, про копье была отражением реальной действительности. На юге Казахстана много плодородных пастбищ, где можно было разбогатеть, разводя скот. А на западе - экстремальные климатические условия, там земли не такие плодородные. Поэтому местным жителям приходилось выживать, и сложился такой более суровый типаж", - считает Сабитов.Младший жуз – какие роды входили, известные выходцыВ качестве подтверждения своих слов он вспоминает историю: на территории жуза произошло значительное количество восстаний против Российской империи."А вот Средний жуз (в силу своего географического положения) подвергся большей русификации. Там строилось больше школ, большее количество людей смогли получать образование. Вспомните того же педагога-просветителя Ибрая Алтынсарина или поэта Абая, они оба из Среднего жуза. Если посмотреть на деятелей партии "Алаш орда" – она по большей части состояла из выходцев Среднего жуза", - продолжает Сабитов.Средний жуз – где находился, какие роды входили, известные выходцыДругой стереотип связан со среднежузовским родом найман, которому народная молва приписывает такое качество, как хитрость. Сабитов считает, что это не более чем городской миф."Мне кажется, это такой городской алматинский фольклор, связанный с "экспансией" найманов в Алматинской области. Придя в этот регион, они "потеснили" там представителей других родов, поэтому возник такой стереотип", - сказал историк.Влияет ли жузовая принадлежность на современную политику КазахстанаНынешний президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев является выходцем рода жалайыр из Старшего жуза. Первый президент Нурсултан Назарбаев тоже является выходцем Старшего жуза, только из рода шапырашты. Ранее в зарубежном экспертном сообществе прозвучало мнение, что в системе казахских кланов род жалайыр считается "бедным родственником". Этим якобы и объясняются произошедшие в Казахстане январские события.Сабитов назвал такую интерпретацию трагедии "абсолютной чепухой"."Это вообще не относится к тому, что произошло в январе. Все эти фантазии и рассуждения о том, что у нас все до сих пор действует по жузовому принципу, по старшинству родов – это все мифы. Просто людям, которые не живут в Казахстане, нравится такая романтизация, ориентализация борьбы за власть. Некоторым интересно иметь такие экстравагантные точки зрения, якобы у них под боком до сих пор живут люди, которые строят политическую карьеру по родам", - считает историк.По словам Сабитова, в Казахстане внутриэлитные группировки создаются не по жузовому или трайбалистскому принципу, а на принципе лояльности."Мы здесь мало чем отличаемся от других стран нашей категории", - резюмировал эксперт.Продолжают ли современные казахи делиться на жузыСабитов считает, что для современного казаха принадлежность к тому или иному роду – всего лишь "этнографическая ностальгия"."Когда люди вспоминают свой род, смотрят шежире – это ностальгия, не более. Иногда бывает, что эти группы на региональном уровне начинают "двигать" своих героев, представителей своего рода, ставят им памятники. Но на общеказахстанском уровне такого нет", - сказал историк.Аристократы казахских степей: что известно о родах, не входивших ни в один жузВместе с тем родолог Алия Сагимбаева считает, что после обретения независимости у казахстанцев вырос интерес к своему происхождению."По моей статистике, только 20% казахов знают свое происхождение до седьмого колена. Причина в исторических событиях XX века – гражданской войне, раскулачивании, голоде, репрессиях. Дети рано становились сиротами, ребенок знал только свое имя", - говорит Сагимбаева.Какие роды не входили ни в один из жузовЕсть роды, которые не входили ни в один из жузов. Например, аристократический род торе вел свое происхождение от Чингисхана, а кожа – от потомков исламских проповедников."На самом деле хватает родов, которые не входили в жузы. Они присоединились после того, как в степи сложилась классическая система казахских родов. Например, есть род шала-казахов – он сложился в XIX веке и не имеет ничего общего с казахами, которые не владеют казахским языком. Это потомки татаров, выходцев из Средней Азии, которые за одно-два поколения смешались с казахами. Есть представители рода шала-казах, которые вообще на русском не говорят, только на чистейшем казахском", - рассказал Сабитов.Другой род, не входивший ни в один из жузов, – толенгит (толенгут). Они являлись основой ханской власти и зависели от хана."В казахском обществе власть хана во многом определялась его харизмой, у него ресурсов как таковых не было. У хана не было личной армии, поэтому он просил: "Давайте пойдем в поход на тех", и рода могли ему отказать. А толенгуты были лично зависимы от хана и должны были всегда следовать за ним", - отмечает историк.Почему казахи соблюдали принцип "жетi ата"Принцип "жетi ата" (букв. "семь дедов") подразумевал, что казахи должны были знать своих предков по мужской линии до седьмого колена. Во избежание кровосмешения браки до седьмого колена запрещались.Между тем на представителей торе и кожа запрет на близкородственные браки не распространялся.Что известно о происхождении Димаша КудайбергенаВ прошлом году в соцсетях возникла бурная дискуссия вокруг происхождения известного казахстанского певца Димаша Кудайбергена.В Сети появилось видео, снятое в 2013 году - до того, как Кудайберген обрел всемирную известность. На кадрах юноша рассказывает, что впервые приехал в Кыргызстан и является выходцем казахского рода кыргыз. Кыргызские журналисты пришли к выводу, что музыкант является потомком кыргызов, которые несколько веков назад осели в Казахстане и ассимилировались с казахами. Пользователи задались вопросом: Димаш является кыргызом или казахом?Отцу знаменитого певца Канату Айтбаеву даже пришлось давать разъяснение по этому поводу. Он отметил, что их семья не имеет отношения к кыргызской нации: род кыргыз когда-то влился в род алим, относящийся к Младшему жузу.По словам Жаксылыка Сабитова, казахский род кыргыз уже давно проживает на территории Казахстана - в основном на территории Актюбинской и Кызылординской областей (Димаш является уроженцем Актобе)."Считать, что представители этого рода являются кыргызами по нации, немножко неправильно. Даже по генетическим аутосомным маркерам они типичные казахи, потому что давно уже живут с нами, давно перемешались", - сказал Сабитов."Мы, казахи, не напрягаемся" - Димаш дал интервью Арману Давлетярову

Верный (ныне — Алма-Ата) — город, военное укрепление, основанное русскими 4 февраля 1854 года . Вскоре разрослось и превратилось в крупную казачью станицу, куда активно прибывали поселенцы из центральных регионов России (Воронежской, Орловской, Курской губерний). В 1867 году Верный стал центром Семиреченской губернии. При советской власти, вначале входил в КазаКстан, затем сделан столицей кочевников-скотоводов кайсаков, из которых на скору руку сделали - казахов.

В 1986 году казахи в Алма-Ате выступили не против Кремля, а против русских. Кому это было выгодно и "кто заказывал музыку" до сих пор не выяснено.

Давайте по порядку.
Город Верный (ныне — Алма-Ата) — город, военное укрепление, основанное русским правительством 4 февраля 1854 года

Основанию города Верного предшествовало движение русских экспедиций в Среднюю Азию, начавшиеся еще при царствовании императора Петра I и длительный период вхождения трех киргиз-кайсацких жузов в Российское подданство (слово "казах" нигде не фигурировало. )

Краткая История Кайсакстана

В начале 18 века на киргизов-кайсаков обрушились с разных сторон: с запада — Волжские калмыки, с севера — башкиры, а с востока — джунгары, руководимые Галдан Цыреном, наводившие страх и трепет на своих соседей. Тогда через своих посланцев кайсакский хан Абулхаир стал просить покровительства России для Малой орды.
3 августа 1738 года, когда в г. Оренбурге состоялась встреча действительного Статского Советника Татищева и хана Абулхаира, на которой Абулхаиром была (правда, не первый уже раз. ) принесена присяга на верность его и всех родов Малой орды - России, Державнейшей Императрице и Самодержице Всероссийской Анне Иоанновне
(Примечание: не Орды, а трех киргиз-кайсакских Жузов)

В 1822 году был утвержден и обнародован «Устав о сибирских киргизах» (т. е. теперь как бы "казахах"). По этому Уставу территории к югу от Сибири, населенные кайсак-киргизами Средней и части Большой орды состоявших в русском подданстве, разделялись на волости и округа, управление которыми осуществлялось начальством Омской области, входившей в состав Западно-сибирского генерал-губернаторства.

Не буду пересказывать историю воссоединения "Казахстана" с Россией, речь не об этом. Желающие подробно прочтут [ здесь ] - http://rusk.ru/st.php?idar=112419

В 1959 году русские составляли 73,1% населения Алма-Аты, а казахи только 8,6%.
К 1986 году казахи составляли уже более 22%.
Вот аргумент "восстания" казахов в Алма-Ате в 1986 году: " Когда на государственные должности встают те, кто происходит из чуждого народа, из тех, кто не создавал это государство, оно идет к вымиранию. То есть народ теряет свою независимость. "

Не буду рассказывать о настроении неказахов после принятия закона о языках.
В принятом 22 сентября 1989 года Законе о языках в Казахской ССР было введено понятие «государственный язык», а казахскому языку был придан статус государственного, за русским языком был закреплён де-юре статус как «языка межнационального общения».
Помню, как руководителей предприятий и организаций меняли на лиц "коренной" национальности. Как заставляли вести документацию на казахском языке. Я работал тогда в Северном Казахстане на руководящей должности и сдавал экзамены на знание казахского языка.
Практически все немцы уехали в Германию и другие страны. Русские, украинцы и беларусы стали массово уезжать из Казахстана.

ИСТОРИЯ КазаКстана

4 февраля 1854 года российское правительство приняло решение возвести военное укрепление. Весной 1854 года началось строительство Заилийского укрепления, позднее названного Верное. Строительством руководил майор Перемышельский и инженер-поручик Александровский. К осени того же года строительные работы были завершены. В бревенчатых деревянных домах и казармах разместились 470 солдат и офицеров Заилийского отряда.

С середины 1855 года в укрепление начали прибывать русские переселенцы. С их прибытием Верный стал быстро развиваться. В 1865 году в окрестности Верного первые саженцы апорта привёз переселенец из Воронежской губернии Е. Редько. Планомерная видовая селекция, в том числе скрещивание с дикорастущей яблоней Сиверса сделали этот сорт знаменитым уже в советское время.

Рядом с укреплением возникли Большая и Малая станицы, Татарская слободка. В 1856 году был заложен «Казённый сад» (ныне Центральный парк культуры и отдыха), а в 1857 году в районе Татарской слободки была построена первая водяная мельница. Вошедший в строй в 1858 году первый пивоваренный завод положил начало местной обрабатывающей промышленности. В 1859 году командированный из Петербурга геодезист Голубев отметил Верное точкой, и это место впервые появилось на картах мира. К маю 1859 года в укреплении уже насчитывалось 5 тысяч жителей, а в 1860 году открываются первое почтовое отделение и госпиталь.

О про­ис­хожде­нии то­пони­ма Вер­ный до сих пор хо­дит мно­го вер­сий и ле­генд. Ис­то­рия го­рода на­чалась с ук­репле­ния, наз­ванно­го ка­зака­ми Вер­ное. Мно­гие ко­рен­ные жи­тели счи­та­ют, что ка­заки этим наз­ва­ни­ем хо­тели под­черк­нуть ли­бо свою вер­ность ца­рю, ли­бо свою при­вер­женность пра­вос­лавной ве­ре. Су­щест­ву­ет так­же вер­сия, что ук­репле­ние бы­ло наз­ва­но в честь од­ной из до­черей Кол­па­ковс­ко­го. Од­на­ко, как от­ме­ча­ет Ало­ис На­заров, в Се­миречье Кол­па­ковс­кий на­чал слу­жить толь­ко с 1858 г., ког­да ук­репле­ние Вер­ный уже су­щест­во­вало, да и до­чери по име­ни Ве­ра у гра­дона­чаль­ни­ка не бы­ло.
Ско­рее все­го, кре­пость бы­ла наз­ва­на в честь свя­той му­чени­цы Ве­ры, так как свя­тые му­чени­цы Ве­ра, На­деж­да, Лю­бовь и мать их Со­фия – пок­ро­витель­ни­цы се­мире­ченс­ких ка­заков. Эту вер­сию кос­венно подт­вер­жда­ет и тот факт, что в бли­жай­шем со­седс­тве с го­родом Вер­ный вы­рос­ли ста­ницы На­деж­динс­кая (сей­час го­род Ис­сык), Лю­бавинс­кая (Кас­ке­лен), Со­фий­ская (Тал­гар). В 1921 г. Вер­ный был пе­ре­име­нован в Ал­ма-Ату.

В свя­зи с об­ра­зова­ни­ем Се­мире­ченс­кой об­ласти и при­дани­ем кре­пос­ти ста­туса го­рода рас­по­ряже­ни­ем во­ен­но­го гу­бер­на­тора Г. Кол­па­ковс­ко­го от 19 фев­ра­ля 1870 г. на об­щест­вен­ных на­чалах был об­ра­зован ко­митет по уст­рой­ству Вер­но­го. В сос­тав ко­мите­та вош­ли ар­хи­тек­то­ры, стро­ите­ли, во­ен­ные ин­же­неры и глав­ный ле­карь, по од­но­му де­пута­ту от каж­до­го сос­ло­вия, мест­ная знать в ли­це сул­та­на Те­зека и ак­са­кала Сей­да­лино­ва. Но зап­равля­ли, кро­ме са­мого Кол­па­ковс­ко­го, во­ен­ный ин­же­нер Н.И. Криш­та­новс­кий и стро­итель П.М. Зен­ков (отец зна­мени­того вер­нинс­ко­го ин­же­нера-стро­ите­ля Анд­рея Зен­ко­ва, по­ложив­ше­го на­чало эре сей­смос­той­ко­го стро­итель­ства в Ал­ма­ты). Участ­ни­ками соб­ра­ния был сос­тавлен «Свод пра­вил по уст­рой­ству Вер­но­го», за­ложе­ны ос­но­вы куль­ту­ры гра­дост­ро­итель­ства, тра­диции.

Гос­тей юж­ной сто­лицы час­то вос­хи­ща­ет удоб­ное рас­по­ложе­ние улиц от­но­ситель­но гор: па­рал­лель­но и пер­пенди­куляр­но. По прин­ци­пу нью-йорк­ских стрит и аве­ню. Ши­рина квар­та­лов 120 на 60 мет­ров, рас­по­ложе­ние до­мов по нап­равле­нию «се­вер–юг» – все эти пра­вила спо­собс­тво­вали не толь­ко удоб­ной на­вига­ции, но и так важ­ной для го­рода, на­ходя­щего­ся в пред­горной яме, хо­рошей про­дува­емос­ти.
«О том, нас­коль­ко вер­ны­ми бы­ли при­нятые ре­шения, мож­но су­дить по то­му, что до сих пор ста­рый центр го­рода бо­лее бла­го­уст­ро­ен и вы­год­но от­ли­ча­ет­ся от но­вых ок­ра­ин.


Как кайсаков прекратили в казахов

"Народ, не помнящий своих корней, станет рассадником для паразитов, которые будут произрастать на его тлеющем теле, как черви на туше убитого животного"


Огромная территория Евразии, входившая ранее в Российскую империю и СССР, с 1991г России больше не принадлежит… Казахстан. Интересное название, правда? Еще более интереснее оно звучит в раннем переложении- КазаКстан (см. рисунок выше). Выходит, Казачий Стан?
Вообще, если в кратце посмотреть на историю этого края за последние 800 лет, то мы проследим трагичную историю этой русской, казакской земли.

То есть, летопись сообщает нам, что с территории Средней Азии шли татары (арабо-тюрки) и спасаясь от них, бежали с этих земель САКСИНИ и ПОЛОВЦЫ, к волжским болгарам (волгарям). Интересно то, что впоследствии нам известна земля САКСОНИЯ в Европе, БОЛГАРИЯ на Дунае, а ПОЛОВЦЫ якобы сгинули. Однако на деле получается, что в Великой степи до прихода туда арабо-тюрок в 13в. жили… славяне. Саксини бежали сначала в Булгар, а оттуда в Европу, где были ассимилированы немцами.

Половцы, как ныне считают многие историки, были вовсе не тюрками (иначе почему бы они бежали из степей от татар (арабо-тюрок), своих сородичей?). Убежав от татар, они осели в северных славянских землях, а к 15в. начали возвращаться обратно в Дикое Поле и Великую степь, известные нам как КАЗАКИ. Болгары (волгари) битые тюрками, убежали на Дунай и известны нам ныне как БОЛГАРЫ.
Ныне академическая наука (изторики) называет САКСИН саками и считает их предками киргизов, дескать, не испарились же они из степей. Болгар волжских (волгарей) считают предками татар, а куда делись сами булгары (волгари) ответить не могут. Ну и возвращающиеся из северных княжеств на свои земли с 15в половцы (казаки), известны науке как бродяги, разбойники и прочий сброд…
Не будем забывать, что все раскопки Казахстана и Средней Азии неизменно свидетельствуют о проживании там в древности белых народов (европейцев) с развитой культурой (одно ювелирное искусство чего стоит!). Ничего подобного никакие кочевники не могли повторить вплоть до 1930-х, когда были насильственно оседланы большевиками.

- А что же было на месте казахской столицы прежде? В самом начале XIX столетия казачий отряд с подполковником Фёдором Шубиным прибыл в урочище Чёрный брод (Караоткель), чтобы в этом самом месте заложить сторожевой городок -укреплённый пункт, форпост. В 1832 году городок-крепость был преобразован во внешний Округ. В конце лета того же года образовался Акмолинский Приказ. В конце 1-й половины XIX века крепость получила название Акмолинская казачья станица (с 1862 г. город). В 1869 году Акмолинск уже уездный центр, который разделялся на 4 части: Крепость, Казачью станицу, Слободку, Город. Чуть позднее эта местность стала центром проведения ярмарок в тех краях.

А что ж Алма-Ата? то бишь Алматы? Кто теперь помнит?
Укрепление "Заилийское" поставили казаки. Название изменено позднее на "Верное" или Верный - столица Семиреченского Казачьего войска c 1867 по 1921 гг., образованного из Сибирских казачьих полков: № 9 и № 10. Они стали нумерными полками Семиреченского казачьего войска: 1 и 2-м.

В 1921 году, 14 марта, декретом ЦИКа Туркестанской АССР было закреплено решение Верненского уездно-городского комитета РКП(б) о переименовании Верного в Алма-Ату.
Все будущие казахские столицы, где бы они ни находились и как бы ни назывались, были основаны, созданы, обжиты и обустроены нашими казаками в российской провинции Туркестан, а не кочевниками-скотоводами.


Наступили причуды и фокусы совецкой власти. На территории б. Российской Империи образовывалось и провозглашалось невероятное количество республик. Много больше сотни. Но памятка эта рассказывает о конкретной территории. Сразу, после того как Красная армия оккупировала объявившую независимость (с ноября 1917 г.), некую территорию Али Букея, начинаются игры большевизанов с политическими картами, как с разноцветными стекляшками и осколками в детском калейдоскопе. 10 июля 1919 года декретом Совета Народных Комиссаров РСФСР был создан Революционный Комитет (ревком) по управлению Киргизским краем.

26 августа 1920 года декретом ВЦИК и Советом Народных Комиссаров вдруг была образована марионеточная Автономная Киргизская Социалистическая Советская Республика (АКССР). Однако на мастичном оттиске печати читалось: "К.С.С.Р.РОС.СОВ.ФЕДЕРАЦИИ". С 22 сентября 1920 года очередным декретом г. Оренбург, столица Оренбургского казачьего войска, с прилегающими районами был включен в состав новообразования, быть точнее подарен или отдан за ненадобностью киргизам. Чтобы лишний раз сделать больно казакам, сказать проще очередной плевок в казачью сторону: мёртвого льва может лягнуть даже ишак.

В апреле 1925 году Киргизскую АССР переименовали в КАЗАКСКУЮ АССР. С изуверским подтекстом: Оренбург бывшая казачья столица, а теперь ещё одного нового территориального образования (Казакстан или Kazakhstan ASKR) тут же передали в РСФСР.
Сначала всех кыргызов большевики стали официально именовать казаками, а остатки собственно казаков, будто по взмаху волшебной красной палочки - стали русскими мужиками. А потом (чего уж там мелочиться!) все казахи (первоначально - кайсаки) оказались уже вовсе не казахи, а казаки. Теперь пишутся так: қазақ или q ɑ z ɑ q (произносится - кхазакх).

Я беру, повторюсь, отдельно взятый регион - бывший Туркестан, иначе, если всё рассказать, то нашему читателю совсем нехорошо станет. Кстати, название Туркестан (Туркестанское генерал-губернаторство, потом Туркестанская АССР) только подтверждают, что на Русь в 13в пришли не монголы, а именно арабо-тюрки Османской (турецкой) империи. До них там были Согд, Бактрия, Саксиния.

Замечание автора к тексту пьесы:
Уральск столица Уральского казачьего войска, был основан казаками и русскими в 1584 г. (бывш. Яицкий городок). До января 1775 года имел название "город Яик". Нынче Уральск есть уже город Орал центр Западного Казахстана.
До 1753 года Гурьев городок состоял в ведении Астраханской губернии, а в том году он перешёл в состав Оренбургской, но в ведомство Уральских казаков. Управление в Гурьев городке состояло в зависимости Наказного Атамана Уральского казачьего Войска и Уральской Войсковой Канцелярии. Нет теперь нашего Гурьева есть казахский город Атырау.
Семипалатинск, (Семипалатинская крепость поставленная казаками в 1718 году) Сибирского казачьего войска и Семиреченского, переименован казахами в город Семей
Усть-Каменогорск. Крепость Усть-Каменогорская сибирских казаков побывала станицей, а затем и уездным городом. С 1868 года получил статус города. В наши дни называется Өскемен.
Можно продолжать бесконечно. Территории всех казачьих Войск перекроили-переделали. Возьмёшь иную нашу федеративную газету и воскликнешь через пару минут: Господи! А может это мы уже здесь эмигранты?.

К 1925-му году, после, которого уж по счёту, размежевания Средней Азии, столицу из Оренбурга большевики перебросили на Сыр-Дарью в г. Перовск (до 1853 г. Ак-Мечеть), но теперь назвали Кзыл-Орда (Красная столица, 1925 г.) или по-современному Кызылорда. Но некоторые большевицкие управленческие организации довольно долго оставались в Оренбурге. Не успев переехать в Кзыл-Орду, им было предписано следовать в новую, третью столицу Алма-Ату (1927 г.)!

20 декабря 1928 года ЦИК Автономной Казакской CCР принял постановление о переводе письменности новояза "казакского языка" с арабской графики на латинизированный алфавит. А, Семиреченская и Сыр-Дарьинская области, бывшей Автономной Туркестанской ССР (территорию наново перекроили) были переданы в состав Автономной Киргизской ССР. Ещё в августе 1928 г. были ликвидированы все губернии Казакской АССР, а ее территория была районирована на 13 округов и районы. Оренбургская область была возвращена в непосредственное подчинение РСФСР.
Нужно заметить себе, что совецкие области значительно отличались территориально от русских губерний (см. об этом: постановление президиума ВЦИК от 14 января 1929 г. о полной ликвидации губерний). И земли наши не раз ещё кроились и перекраивались как у плохого, никудышного портного кусок хорошей, доброкачественной материи, превращающийся в лоскутные изделия ширпотреба.

В 1936 году не стало Казакской АССР: автономия преобразована в Казахскую ССР. В совецких официальных документах и средствах массовой информации стало использоваться уже это название. Окинем мысленным взглядом "просторы" наши. Что мы видим? Растащили нашу землицу. Дружная семья народов. Государствоподобные образования (республики, коммуны, эмирства и даже одна держава) коих было в начале прошлого века больше сотни! Более того - не брал только ленивый. "Не зевай Ванька, на то и ярмарка!"

Грусно и больно всё это. Хотелось завершить памятку на мажорной ноте, с бодрой, радостной звуковой окраской, да вдруг позабыл нотную грамоту, да как говорится "сломалось перо", да высохла чернильная речь моя, да вдруг бумага оказалась не писчая. Но проявилось в сознании стихосложение Максимилиана Волошина:
С Россией кончено. Напоследях
Её мы прогалдели, проболтали,
Пролузгали, пропили, проплевали,
Замызгали на грязных площадях,
Распродали на улицах: не надо ль
Кому земли, республик да свобод,
Гражданских прав. И родину народ
Сам выволок на улицу, как падаль!

От такой чехарды со столицами, новосозданными государственными образованиями, территориями и проч., - ни казакам в частности, ни России в целом ничего хорошего нету.
Напротив всё ещё впереди.

Русская земля Казахстана: Рудный Алтай Россия, Казахстан, История, Политика, Спутник и погром, Длиннопост

В российских средствах массовой информации казахстанское государство принято преподносить образцом межнационального согласия, где всем народам живётся хорошо, а страна стремительно развивается. В честь юбилея президента Назарбаева Владимир Путин вручил ему орден Александра Невского. На федеральных каналах России показывались многочисленные сюжеты об успехах Казахстана под предводительством справедливого и мудрого «главного архитектора евразийской интеграции». Но никто не хочет даже вспоминать о проблемах русских в республике: сколько их уехало за время правления Нурсултана Абишевича, и как они до сих пор подвергаются политике выдавливания.

Для людей, хоть немного интересующихся историей, не секрет, что почти треть территории современного Казахстана находится на исторических русских землях. Между тем многие исследователи и местные жители уверены, что негласная политика дискриминации русскоязычных продолжается и сегодня, а за последние годы политика эта даже усилилась.

Русская земля Казахстана: Рудный Алтай Россия, Казахстан, История, Политика, Спутник и погром, Длиннопост

Сепаратизм или самоопределение

Подлили масло в огонь события в Крыму и Новороссии: политические элиты Казахстана увидели возможность аналогичного сценария для Южной Сибири, земель Яицкого казачьего войска, Семиречья и Рудного Алтая. Удивили в этом плане некоторые российские чиновники, которые попытались заявить об интересах РФ в регионе. Например, председатель Верховного совета Хакасии Владимир Штыгашев обозначил Восточно-Казахстанскую область как Рудный Алтай и высказал мнение, что некоторые регионы, которые раньше являлись частью России, были переданы Казахстану в качестве «разменной монеты» и теоретически могут быть возвращены назад через процедуры референдумов. После чего казахский МИД даже вызвал к себе российского посла для разъяснений, во всех крупных городах севера страны прошли учения силовых структур, а наказание за сепаратизм увеличили.

Русская земля Казахстана: Рудный Алтай Россия, Казахстан, История, Политика, Спутник и погром, Длиннопост

В Казахстане вообще опасаются распространения подобного рода информации и усиления этнического самосознания неказахского населения. Заблокированы многочисленные интернет-ресурсы, писавшие правду о казахской истории, современном положении дел в стране, российские сайты националистической и патриотической направленности. Для устрашения показательно осудили ополченцев, которые ездили защищать Донбасс. Всё это делается для предотвращения самой возможности сепаратизма в северных регионах страны. Самым опасным в этом плане считается Восточно-Казахстанская область. Процент русских и русскоязычных там до сих пор очень высок и их отношение к происходящему в государстве весьма критическое: обращают внимание на вытеснение русских, казахский национализм, ущемление русского языка в официальной сфере, шокирующую интерпретацию истории. Кроме прочего, в последнее время замечают некоторый национальный подъём у русских Казахстана, что не очень нравится официальной Астане.

Историческое право

Рудный Алтай — русский регион. История края тесно связана с историей российского государства. В 1718 году была основана крепость Семипалатная (будущий город Семипалатинск), а в 1720-м заложен первый камень будущей столицы региона — город Усть-Каменогорск. Это произошло во время экспедиции И.М. Лихарева, которую снарядили по личному приказу императора Петра I. Из-за быстрого развития горной промышленности и начала работы местных рудников крепость стала центром металлургии. Она быстро развивается и вскоре становится обычным русским городом с большинством русского населения (сибирские казаки, переселенцы из Центральной России, малороссы, старообрядцы, каторжники…). В 1854 году вышло Положение Императора «Об управлении Семипалатинской области». По этому документу казахам-кочевникам категорически запрещалось переходить на землю крестьянских поселений. В то же время власти продуманно относились к будущему региона и сопротивлялись экспансии казахов (тогда их называли «киргизы») на эти территории, строили оборонительные линии и не пускали «киргизов» кочевать на русских землях. Мудрая государственная программа Российской Империи по переселению крестьян в Сибирь ещё больше увеличило число русских колонистов в крае.

Русская земля Казахстана: Рудный Алтай Россия, Казахстан, История, Политика, Спутник и погром, Длиннопост

Усть-Каменогорск во времена Российской Империи

После революции большевики отдали Рудный Алтай Казахстану, чтобы усилить республику промышленным регионом и рабочим классом. Декретом ВЦИК 1920 года было решено образовать Автономную Киргизскую Советскую Социалистическую Республику в составе РСФСР. В эту автономию советские власти включили Семипалатинскую губернию, куда входил и Усть-Каменогорский уезд. Местные русские жители сначала особенно не переживали, так как это была всего лишь автономия в составе РСФСР, но через некоторое время её выделили в полноправную Казахскую ССР. Так как границы были проведены без учёта этнического и экономического фактора, передача русского Рудного Алтая под управление казахам, которые только недавно перешли к оседлому и цивилизованному образу жизни, негативно встретили даже многие местные большевики. Они просили вернуть их под прямую власть Москвы, но не находили понимания. Коммунисты на этих землях решили построить ещё и Семипалатинский ядерный полигон, один из крупнейших в Советском Союзе — это заставило многих жителей покинуть родные места.

После войны коммунисты начали завозить в регион депортированных чеченцев и представителей других высланных народов, чтобы ещё больше увеличить его многонациональность. В 1951 году в Усть-Каменогорске и других близлежащих городах произошёл чеченский погром. Поводом к нему послужили многочисленные преступления, след которых местные связывали с кавказскими гостями. Через некоторое время в бытовой ссоре русский убил чеченца, за что родственники последнего стали избивать русских-прохожих: горожан и рабочих. Большая вооруженная толпа местных жителей собралась в городе и пошла на бараки, где обитали чеченцы. В итоге кавказцев загнали в холодную реку, где утонуло 40 человек. Всего беспорядки продолжались около трёх дней. Подавили бунт солдаты, которых доставили из близлежащей армейской части. После тех событий более 50 местных жителей получили длительные тюремные сроки.

В 1989 году Восточно-Казахстанским областным советом народных депутатов был поднят вопрос об образовании в регионе национально-культурной автономии, но положительного решения по нему так и не приняли. В скором времени стали закрываться заводы, росла безработица, начались межэтнические столкновения. Принятый в 1989 году закон «О языках» официально определил статус казахского и русского. Государственным языком Казахской ССР стал казахский, а русский — только языком межнационального общения. Хотя среди местных казахов есть огромное число людей, для которых русский язык тоже является родным (т.н. «шала-казахи»). Всё это можно сравнить с нынешней ситуацией на Украине.

Обретение независимости

После развала Советского Союза и дарования Казахстану независимости население Восточно-Казахстанской области, как и в других областях, населённых русскими, начало объединяться в различные организации с целью отстаивания своих прав. Стали часто собираться многочисленные митинги и манифестации с требованиями — как экономического характера, так и воссоединения русских земель Казахстана с собственно Россией. Умеренные активисты предлагали создать автономную республику Рудный Алтай в составе Казахстана. Но казахские власти на эти справедливые требования отреагировали преследованиями прорусских активистов. В 1997 году Восточно-Казахстанская область казахскими властями вообще объединяется с Семипалатинской. В ней процент казахского населения был выше, в результате процент русских в объединённом регионе уменьшился. Границы областей были переделаны таким образом, чтобы казахи составляли этническое большинство.

Русская земля Казахстана: Рудный Алтай Россия, Казахстан, История, Политика, Спутник и погром, Длиннопост

В Усть-Каменогорске власти установили на горе огромную надпись «Казахстан» с государственным флагом

Из-за перегибов в национальной политике в 1999 году в Казахстане чуть было не произошло русское восстание, которое зрело долгие годы. Казахские СМИ раструбили тогда, что сотрудники Комитета национальной безопасности арестовали в Усть-Каменогорске два десятка молодых людей, которые якобы планировали захват администрации и создание республики под названием «Русская земля». Сами активисты утверждали, что все обвинения были специально сфабрикованы, а задержание — спланированная бутафорская провокация казахских властей, чтобы после неё ещё сильнее затянуть гайки по отношению к русским области и всей республики (это в итоге и произошло).

В 2007 году русский город Семипалатинск, входящий в Восточно-Казахстанскую область, преступно переименовали в «Семей». После чего русские общественники региона написали письмо президенту России, где пожаловались на повальную казахизацию и дискриминацию по национальному признаку, переименование русских названий улиц, целых городов, абсолютно казахский состав представителей власти и т.д. Реакции из Москвы на эти действия, к сожалению, так не последовало. А между тем центральные власти уже планируют переименовать Усть-Каменогорск на казахский манер: в Оскемен или Кунаев. «Друг России» Назарбаев в 2014 году предложил вообще переименовать всю страну: государство может быть переименовано в «Казах ели» («Страна казахов»). Кроме того, президент предложил перевести казахский алфавит с кириллицы на латиницу к 2025 году.

Что в итоге?

Земля Рудного Алтая исторически является русским регионом. Коммунисты подарили эти земли казахам, как когда-то Крым и Донбасс — Украине, и теперь русское население постепенно выдавливают с родной земли. В современном Казахстане с момента обретения независимости продолжается рукотворный процесс замещения русского населения на казахское, что особенно видно на примере Восточно-Казахстанской области (в 1989 году русских — 51%, в 2010-м — 40%). Это происходит главным образом из-за того, что русские не имеют в государстве ни административно-территориальной, ни даже национально-культурной автономии.

Русская земля Казахстана: Рудный Алтай Россия, Казахстан, История, Политика, Спутник и погром, Длиннопост

Примерная территория русской автономной области в составе федеративного Казахстана

Если Россия хоть немного обеспокоена судьбой русских Казахстана, то она должна сделать всё, чтобы добиться создания в стране русских автономий; в том числе и в Восточно-Казахстанской области. Потребовать от казахских властей перестать проводить политику ассимиляции русскоязычных. Это абсолютно нормальная практика в международных отношениях. Венгрия, например, неоднократно заявляла, что будет блокировать членство Украины в ЕС, если та не создаст в Закарпатской области страны специальный национальный район для венгров. …Румыния заблокирует путь в Европейский союз для Сербии, если та не перестанет дискриминировать местных румын и влахов. Реализация этого плана снизит выезд русских из страны, что выгодно для экономического развития самого казахского государства. События на Украине показали, что невозможность для многочисленной этнической общности иметь свои автономные образования может привести к очень трагическим последствиям. Только федерализация Казахстана может обеспечить действительно демократические права для всего населения республики и даст возможность государству нормально развиваться даже после Назарбаева.

НУР-СУЛТАН, 5 фев — Sputnik. Предки современных казахов входили в три исторически сложившихся родоплеменных объединения – Старший, Средний и Младший жузы.По мнению историков, происхождение жузов могло быть связано с географическим фактором. Например, Старший жуз традиционно занимал территорию юго-восточного Казахстана или Семиречья. В современных границах – это Алматинская, Жамбылская и Туркестанская области. Есть также роды, которые не входили ни в один из жузов (торе, ходжа, толенгит) – о них мы подробнее расскажем в последующих публикациях.Sputnik Казахстан предлагает ознакомиться с историей Старшего жуза и узнать, какие роды в него входят.Где обитали племена Старшего жузаКак сообщает книга "История Казахстана: народы и культуры" (издана в 2000 году), казахи Старшего жуза традиционно занимали территорию юго-восточного Казахстана. Это Семиречье, в частности, бассейн реки Или и ее многочисленных притоков, предгорья Джунгарского и Заилийского Алатау, Киргизского хребта и Каратау, междуречья Чу и Таласа, а также районы верхнего и среднего течения Сырдарьи.Зимние пастбища располагались в основном в равнинной части региона. Летние пастбища - в горных и высокогорных районах Джунгарского Алатау и западных отрогов Тянь-Шаня, а также по речным долинам.Кто входил в состав Старшего жузаСогласно шежире (генеалогической родословной, устно передаваемой из поколения в поколение), казахи Старшего жуза подразделялись на следующие группы: жалайыр, ошакты, дулат, канлы, сарыуйсунь, шапырашты, шанышкылы, сиргели, ысты, албан и суан. Примерная численность казахов Старшего жуза на рубеже XIX—XX веков составляла около 700 тыс. человек.По информации историка Нурбулата Масанова, на момент переписи 1989 года численность казахов Старшего жуза в границах современного Казахстана составляла 2 млн человек, а с учетом казахов Китая и Средней Азии – 2,5 млн. Такой значительный прирост численности казахов Старшего жуза историк объяснил тем, что они меньше всех пострадали от голода 1930-х годов.Самым многочисленным племенем в составе Старшего жуза были дулаты. Численность дулатов в XIX — начале XX веков составляла около 250 тыс. человек. Они подразделялись на четыре крупные родовые группы: ботпай, шымыр, сейкым и жаныс. Уран (боевой клич) дулатов — бахтияр.Другое племя – суаны, их численность в начале XX века составляла около 30 тыс. человек. Уран суанов — райымбек, байсуан.На рубеже XIX—XX веков численность албанов достигала примерно 100 тыс. человек. Уран албанов — райымбек.Численность сарыуйсуней едва превышала 10 тыс. человек на рубеже XIX—XX вв. Боевой клич – байток.Еще одним племенем Старшего жуза были шапырашты, их численность в начале XX в. составляла 50—60 тыс. человек. Уран шапырашты — карасай.Численность сиргели на рубеже XIX—XX веков едва ли превышала 40 тыс. человек. Их уран — тоганас (туганаз).В этот же период численность ысты едва ли превышала 40—50 тыс. человек. Уран — жауатар.Жалаиров на рубеже XIX—XX вв. насчитывалось примерно 100—110 тыс. человек. Их уран — бахтияр, кобылан, борибай.Во второй половине XIX века численность кочевого племени ошакты не превышала 20 тыс. человек.Небольшие группы канлы имелись и в других районах Семиречья и Южного Казахстана, проживая по соседству с кочевниками из родовой группы шанышкылы. Совместная численность канлы и шанышкылы на рубеже XIX—XX веков составляла около 50 тыс. человек. Уран канлы — байтерек, айрылмас. Уран шанышкылы — айрылмас.История казахов Старшего жузаПо информации издания, "История Казахстана: народы и культуры", первые упоминания о жузе появляются в исторических источниках в начале XVII века. В середине XIX века казахи Старшего жуза вошли в состав Российской империи. Сначала на этой территории в 1848 году появилось управление, которым руководил так называемый "пристав при киргизах Большой орды".В 1856 году на территории Старшего жуза был создан Алатавский округ. В 1854 году часть казахов Старшего жуза, проживавшая в северном Семиречье, вошла в состав особого Копальского военного округа.Реформами 1867, 1886 и 1891 годов казахи Старшего жуза образовали в составе Российской империи:- Копальский, Верненский и Джаркентский уезды Семиреченской области;- Чимкентский и Аулиеатинский уезды Сырдарьинской области.Современные политики из Старшего жузаНемало представителей советской и современной политики Казахстана являются выходцами из Старшего жуза.К примеру, первый секретарь ЦК Компартии Казахстана Динмухамед Кунаев был выходцем роды ысты. Первый президент Нурсултан Назарбаев происходит из рода шапырашты.Из Старшего жуза происходил покойный аким Алматы, депутат Заманбек Нуркадилов. Другой казахстанский депутат, экс-министр печати и информации Куаныш Султанов, а также бывший министр сельского хозяйства, экс-глава Администрации президента Ахметжан Есимов тоже являются выходцами Старшего жуза.По информации из открытых источников, нынешний президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев происходит из рода жалайыр Старшего жуза.

Как Российская империя управляла Казахской степью

Проблема развития системы управления в Казахстане в составе Российской империи является актуальной в отечественной исторической науке. Актуальность данной проблемы обусловлена возрастающим интересом к изучению традиционных институтов власти. Реформы второй половины XIX века подвергли трансформации механизмы управления кочевыми общинами. Реализация этих процессов и их результаты составляют многозначную научную проблему. Например, проблема исторической оценки влияния российских административных реформ. С одной стороны, в прежней советской историографии все реформы характеризовались как прогрессивные. С другой стороны, с обретением независимости в исторических публикациях казахстанских историков оценка стало диаметрально противоположной: все колониальные реформы Российской империи в отношении окраин были направлены на усиление власти метрополии, а привлечением представителей родовой знати российская администрация стремилась усилить контроль над территорией казахских родов, любых выступления против реформ, изъятия земель, ограничения перекочевок жестоко подавлялись казачьими войсками. В этой связи, историческая наука нуждается, насколько это возможно, в качественно иной оценке событий прошлого.

В значительной степени имперский характер Российского государства в плане организации системы территориального управления проявлялся в особом отношении к созданию управленческих структур во вновь присоединяемых землях и определению их места в общей структуре управления Российской империи. Включение в состав Российской империи территорий с иноязычным населением каждый раз ставило перед властью проблему включения его в общую правовую и административную систему. Учитывая разнообразие присоединенных территорий по этническому, конфессиональному составу, уровню исторического развития, наличию элементов государственности, характеру присоединения и отношению местного населения, для них устанавливались совершенно разные организационно-правовые формы зависимости от Российской империи.

Казахские ханы начали процесс присоединения к Российской империи в 30-х гг. XVIII века (посольства Абулхаир-хана и присяга хана, султанов и старшин переводчику Коллегии иностранных дел М. Тевкелеву). Первое время имперское правительство избегало сколько-нибудь значимых административных преобразований в новых владениях, управляя регионом через российских пограничных начальников.

Первые попытки институционального вмешательства в административную систему Казахской степи были связаны с введением в действие «Устава о сибирских киргизах» в 1822 года и «Устава об оренбургских киргизах» 1824 года, что привело к ликвидации ханской власти на землях Среднего и Младшего жузов.

В 1865 году для изучения эффективности системы управления в Оренбургском и Западно-Сибирском ведомствах и рассмотрения возможных вариантов для их преобразований была создана правительственная комиссия в составе действительного тайного советника Ф. Гирса, полковника Г.Ф. Генса, депутата от Оренбургского края по особым поручениям полковника К.К. Гутковского, депутата от Западной Сибири капитана А. Проценко.

Реформы 1867-1868 годов изменили принципы управления и территориально-административное деление Казахстана, максимально приблизив к формам имперского правления.

Указом от 11 июля 1867 года на новоприобретенных Российской империей территориях было учреждено Туркестанское генерал-губернаторство, состоящее из Сырдарьинской и Семиреченской областей. Управление областью возлагалось на военных губернаторов, а во главе генерал-губернаторства и Туркестанского военного округа стоял генерал-губернатор со званием командующего войсками в округе.

Семиреченскую область составили 5, а Сырдарьинскую 8 уездов. Управление в уездах сосредоточилось в руках уездного начальника, который обладал административной и полицейской властью. Уездные начальники назначались императором по представлению генерал-губернатора. Местное управление среди кочевого населения отличалось от оседлого. У кочевников каждый уезд делился на волости, управляемые волостными управителями, волости – на аулы, под управлением аульных старшин. Отличие местного управления было в том, что эти должности занимались путем выборов, проводимых в два этапа. Для выборов аульных старшин в каждом ауле от 10 кибиток представляли одного выборного или «десятника». Для выборов волостного управителя от 50 кибиток избирали также одного выборного или «пятидесятника». Выборы аульных старшин проходили на аульных сходах, волостных – на волостных съездах посредством баллотировки шарами. Получивший большинство избирательных шаров считался избранным на три года, а следующий за ним по числу шаров – кандидатом. Волостные управители, избираемые из местного населения, были наделены полицейской и распорядительной властью и отвечали за сохранение спокойствия и порядка в волости. Таким образом, на верхние ступени административного устройства Туркестанского генерал-губернаторства назначались лица из русского чиновничества, а на нижние ступени избирались представители местного населения.

21 октября 1868 года вышел «Указ о преобразовании управления казахами Оренбургского и Сибирского ведомств», и одновременно с указом было принято «Временное положение об управлении в Уральской, Тургайской, Акмолинской и Семипалатинской областях» по которому в управление Оренбургского генерал-губернатора вошли Уральская и Тургайская области, а Акмолинская и Семипалатинская области – генерал-губернатору Западной Сибири. Областное управление состояло из военного губернатора и областного правления. «Временные положения» вводились до принятия нового административно-политического кодекса.

Новый документ «Положение об управлении Туркестанским краем» был утвержден только в 1886 году. Необходимо отметить, что особенностью данного положения является то, что в нем были закреплены статьи о функциях, правах и обязанностях высших чиновников колониального аппарата.

25 марта 1891 года последовало «Положение об управлении Акмолинской, Семипалатинской, Семиреченской, Уральской и Тургайской областями» или «Степное положение». Эти положения были продолжением и дополнением указов 60-х годов. Утверждение нового «Положения» 1891 года во многом повторяло реформу 1886 года о Туркестанском генерал-губернаторстве. Территория Казахстана вошла теперь в состав 2 генерал-губернаторств: Туркестанского, с центром в Ташкенте и Степного, с центром в Омске. Вся власть, как и прежде, сосредотачивалась в руках генерал-губернатора.

В состав Туркестанского генерал-губернаторства вошли Ферганская, Самаркандская, Сырдарьинская области, в состав Степного – Акмолинская, Семипалатинская, Уральская, Тургайская, Семиреченская (последняя с 1897 года вошла в состав Туркестанского генерал-губернаторства). В областных центрах были созданы полицейские управления.

Области, как и раньше, делились на уезды. В уездных городах были введены полицейские приставства. Уездные начальники получили право контроля над постановлениями аульных и сельских съездов, право задерживать любого казаха на срок до 7 суток, право проводить политический сыск во вверенных землях. Был введен институт приставов.

Что касается нововведений в налоговой системе, они выразились в повышении кибиточной подати до 4 рублей, увеличении земельных сборов. Управление сельского русского населения производилось согласно статьям общих губернских учреждений империи. Управление нерусским кочевым и оседлым населением, как и прежде, производилось волостными управителями и аульными старшинами, избираемыми на 3 года. В «Положении» 1891 года особо обращалось внимание на деятельность всех волостных и аульных чиновников из представителей местного населения. В случае антизаконной деятельности чиновников нижнего звена, их могли устранять от должности, не утверждать результаты проведенных выборов и назначать новые выборы. При этом шло постепенное расширение колониального аппарата за счет увеличения количества полицейских урядников, приставов, военных команд.

Военный губернатор Тургайской области А.К. Гейнс в 1898 г. писал: «Основою русской администрации в степи должны быть уездные начальники, а не волостные управители, как это практикуется теперь». Уездные начальники не могли контролировать ситуацию во вверенных им уездах, во время выборов волостных правителей они занимали субъективную позицию, что вызывало жалобы и замечания населения именно на уездных начальников. Это говорит о том, что контроль администрацией нижних структур власти имел ограниченный характер.

Таким образом, в результате административно-территориальных реформ второй половины XIX века в Казахстане была создана новая система управления. Традиционные казахские институты власти (ханы, султаны) потеряли прежний статус, но сохранили возможность дальнейшего развития в качестве чиновников Российского государства. Вследствие необходимости укрепления власти, на основные управленческие должности назначались российские чиновники. Из местного населения на службу стали приниматься не только султаны-чингизиды, получившие российское образование, но и выходцы из «кара суйек», бии, имевшие влияние в народе.

1. Аполлова Н.Г. Экономические и политические связи Казахстана с Россией в ХVIII – начале XIX в. – Москва, 1960. – 456 с.; Зиманов С.З. Общественный строй казахов первой половины XIX в. – Алма-Ата, 1960. – 296 с.; Толыбеков С.Е. Общественный строй казахов в ХVII – XIX в. – Алма-Ата, 1959. – 448 с.

2. Козыбаев М.К. История и современность. – Алматы: Ғылым,1991.- 254 с.; Касымбаев Ж.К. Государственные деятели казахских ханств (ХVIII в.) – Алматы, 1999. – 288 с.; Султанов Т.И. Поднятые на белой кошме. Потомки Чингиз-хана. Алматы, 2001. – 275 с.; Ирмуханов Б. Государственность и государство казахов // Казахстанская правда. 1996. 10 июля и др.

3. Материалы по истории политического строя Казахстана. – Алма-Ата, 1960. – т.1. С. 93-103.

4. Васильев Д.В. Реформы управления казахами Западносибирского ведомства в первой половине XIX в. // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2015. № 3 (7). С. 10–15.

5. Материалы по истории политического строя Казахстана.- Алма-Ата, 1960.-Т.1.- С.281.

6. Джампеисова Ж. Казахское общество и право в пореформенной степи. - Астана, 2006. - С.200.

Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал Qazaqstan tarihy обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». mail@e-history.kz 8 (7172) 57 60 13 (вн - 1163)

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: