В теории государства и права выделяют следующие виды монархической формы правления

Обновлено: 02.05.2024

Категория «форма государственного правления» дает ответ на вопрос, кто руководит в государстве. Или иными слова, кто реализует в нём высшую (т.е. верховную) власть.

Для характеристики сущности формы правления нужно рассмотреть следующие аспекты:

– строение высших органов государственной власти (т.е. их состав, компетенцию и принципы взаимодействия);

– особенности взаимоотношений между верховными государственными органами и иными органами государства, а также населением;

– порядок и механизм образования государственных органов;

– степень и масштаб участия населения в формировании властных органов.

В литературе принято выделять две главные формы государственного правления: монархию и республику.

Монархия означает единовластие, единодержавие. Монархия представляет собой форму правления, при которой вся высшая власть пожизненно принадлежит только одному человеку – монарху (королю, царю, султану и т.д.). Он наследует её в качестве члена правящей династии. Монарх выступает единоличным главой государства. При этом он не обязан отчитываться перед населением за свои властные действия и поступки.

К типичным чертам монархии (монархической формы государственного управления) относят:

– наличие единоличного носителя высшей государственной власти;

– династический механизм наследование верховной власти;

– пожизненная принадлежность властных полномочий монарху;

– власть монарха не выступает производной от власти народа, она даруется монарху высшими силами и поэтому не подлежит сомнению;

– формальное отсутствие юридической ответственности монарха за собственные действия как руководителя государства.

Наиболее важным фактором, определяющим сущность и форму правления, является тип общества. Монархия сформировалась при рабовладельческом обществе. В условиях феодализма она приобрела свойство основной формы государственного правления. При государствах буржуазного типа были сохранены только формальные черты монархического управления.

В зависимости от полноты власти монарха выделяют следующие виды монархии: абсолютная (неограниченная) и конституционная (ограниченная).

При абсолютной монархии король по закону наделен всей полнотой верховной государственной власти, т.е. законодательной, исполнительной и судебной. В таких государствах отсутствует парламент как законодательный орган, который избирает население. Также отсутствуют конституционные акты, которыми как-либо ограничивается монарх. Для абсолютной монархии характерен авторитарный режим правления.

Конституционная монархия – это форма правления, при которой наличие и деятельность представительного властного органа ограничивает полномочия монарха, что находит отражение в конституции. Конституционная монархия появилась во времена буржуазного общества. Как правило, государства подобной формы правления действуют в демократическом режиме.

Конституционная монархия бывает дуалистической и парламентарной.

В условиях дуалистической монархии порядок организации верховных органов государственной власти имеет двойственный характер. Так, монарх концентрирует у себя исполнительную власть, формирует ответственное перед ним правительство. При этом законодательной властью наделен парламент, однако монарх вправе накладывать абсолютное вето на принимаемые парламентом законы.

Парламентарная монархия характеризуется следующими чертами:

– власть монарха ограничивается во всех областях государственной власти и отсутствует какой-либо дуализм;

– исполнительная власть реализуется правительством, которое согласно конституции несёт ответственность перед парламентом;

– правительство формируют представители партии, которая победила на свободных выборах;

– главой государства считается руководитель партии, которая имеет наибольшее количество мест в парламенте;

– парламент разрабатывает и принимает законы, при этом их подписание монархом является лишь формальным актом.

Следует отметить, что в современном мире наиболее распространенной формой правления является республиканская, а не монархическая.

Таким образом, монархия как форма государственного правления имеет свои отличительные черты, которые несут положительные и отрицательные последствия. Сущность монархии проявляется в концентрации власти в руках одного правителя. Однако степень этой концентрации существенно отличается в зависимости от реализуемой на практике формы монархии.

Форма государства – способ организации политической власти, охватывающий форму правления, форму государственного устройства и политический режим.

Форма государства - сложное общественное явление, и раскрывается через характеристику структурных элементов формы государства. Форма существующих государств, особенно современных, имеет общие признаки, что позволяет дать определение каждому элементу формы государства.

Согласно третьей точке зрения, форма государства состоит из 3-х элементов, а именно:

1. Формы правления – это сумма способов организации государственной власти (структура, порядок образования высших органов государства, способы осуществления власти);

2. Формы государственного устройства – это сумма способов устройства государственной власти, характеризующих связь между центральной и региональной властью;

3. Политического режима – это сумма способов осуществления государственной власти, закрепляющих объём предоставляемых гражданам свобод для их участия в политической, экономической социальной, культурной деятельности государства.

Форма государства зависит от конкретных исторических условий его возникновения и развития, решающее влияние на неё оказывают сущность, исторический тип государства. На форму государства влияют национальный состав, исторические традиции, территориальные размеры страны и др. факторы.

Существует два подхода к форме государства:

· Элементный подход. Форма государства - это единство трёх её основных элементов: формы правления, формы государственного устройства, политический режим. Этот подход весьма удобен, так как он отличается чёткостью, удобен для анализа и запоминания. Однако он не даёт синтезированного представления о форме государства в целом.

· Системный подход. Форма государства - это такая структура, которая включает не только организационные элементы, но и связи между ними, а также элементы функциональные (методы деятельности).

Общепризнанная классификация форм государства отсутствует. В последние годы в отечественной литературе предложена новая классификация форм государства, опирающаяся на признаки собственно формы:

1) Единовластная форма государства - главным для такой формы является принцип единовластия. Полнота государственной власти может находиться в руках одного человека (монарх), либо в руках определённой группы (партия, военно-революционный совет и т.д.). Разделение властей, как и местное самоуправление, фактически не существует. Права граждан не признаются и всячески нарушаются, существует обязательная идеология или государственная религия. Давление на органы государственной власти со стороны различных "заинтересованных групп" отсутствует. Выделяют следующие подвиды единовластной формы государства:

а) теократическая - форма правления, при которой власть в государстве находится в руках церкви и духовенства (Саудовская Аравия);

б) экстремистская (фашистская);

в) милитаристская (правление военного центра);

г) монократическая в условиях тоталитарного социализма.

2) Поликратическая (многовластная) форма государства - все признаки монократической формы, только с обратным знаком, то есть главным является принцип многовластия, принцип разделения властей и местное самоуправление не только существуют, но и реально действуют и так далее. Выделяют следующие подвиды поликратической формы государства:

а) традиционная (США, Англия);

б) постсоциалистическая (большинство стран бывшего соцлагеря).

3) Сегментарная (смешанная) форма государства - это промежуточная форма между поликратической и монократической. Решающая роль принадлежит исполнительной власти, местное управление носит слаборазвитый характер, права граждан не полностью отражены в законодательстве, давление на органы государственной власти носит частичный характер. Примером сегментарной формы могут послужить такие государства, как Египет, Иордания, Марокко.

Форма государства зависит от конкретно-исторических условий его возникновения и развития. Решающее влияние на нее оказывают сущность, исторический тип государства. Так, феодальному типу государства соответствовала, как правило, монархическая форма правления, а буржуазному — республиканская. Форма государства во многом зависит от соотношения политических сил в стране, особенно в период его возникновения.

На форму государства влияют национальный состав, исторические традиции, территориальные размеры страны и др. факторы

Монархия – форма правления, где высшая государственная власть принадлежит единоличному главе государства – монарху (королю, царю, императору, шаху и т.д.), который занимает престол по наследству и не несет ответственности перед населением. Монархии бывают двух видов.

При неограниченной (абсолютной) монархии монарх является единственным высшим органом государства. Он осуществляет законодательную функцию (воля монарха – источник права и закон; по Воинскому уставу Петра I государь – «самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен»), руководит органами исполнительной власти, контролирует правосудие. Абсолютная монархия характерна для последнего этапа развития феодального государства, когда после окончательного преодоления феодальной раздробленности завершается процесс образования централизованных государств. В настоящее время к абсолютным относятся некоторые монархии Среднего Востока (Саудовская Аравия).

При ограниченной монархии высшая государственная власть рассредоточена между монархом и другим органом или органами (Земский собор в Российской Империи). К ограниченным относятся сословно-представительная монархия (Россия) и современная конституционная монархия (Великобритания, Швеция), в которой власть монарха ограничена конституцией, парламентом, правительством и независимым судом.

Монархия – это форма правления, при которой верховная государственная власть полностью или частично принадлежит одному лицу, занимающему свою должность по законам престолонаследия.

· Единоличный глава государства - монарх (царь, король, император, эмир, шейх, султан и др. );

· Бессрочный (пожизненный) характер власти. Монарх ни прямо, ни косвенно не избирается населением.

· Передача верховной власти по наследству по законам престолонаследия. При этом воля народа (избирателей) не учитывается. Таким образом, источником монархической власти выступает не народовластие, а традиция, подчас религиозно освященная.

· Юридическая неприкосновенность, неподсудность монарха. Монарх не несет ответственности за свои политические действия.

· Монарх олицетворяет единство нации, историческую преемственность традиций и поколений, представляет государство на международной арене.

· Религиозная, божественная основа монархической власти. Монархические ритуалы, как правило, сопровождаются церковными действиями.

На сегодняшний день в обществе присутствуют следующие виды монархий:

Абсолютная монархия (самодержавие). Верховная власть в государстве всецело и без каких-либо ограничений принадлежит монарху. Какие-либо законодательные акты и органы, ограничивающие монархическую власть, отсутствуют. В настоящее время к самодержавному типу государства может быть отнесен Бруней.

Конституционная монархия бывает двух видов: дуалистическая и парламентская. При дуалистической монархии верховная государственная власть разделена между монархом и парламентом, монарх является главой исполнительной власти. В этой сфере он независим и назначает правительство, ответственное перед ним. Парламенту принадлежат полномочия в сфере законотворчества и одобрения бюджета. Монарх обладает правом вето и может по своему усмотрению распустить парламент. Сегодня подобная форма существует в Иордании, Кувейте, Марокко;

При парламентской монархии власть монарха носит представительный характер, она реально ограничена конституцией и высшим представительным органом (парламентом). Монарх - лишь номинальный глава государства, символ нации. Формально именно монарх назначает главу правительства и министров, подписывает законы, но реальная государственная власть сосредоточена у парламента и правительства. Правящая элита формируется населением в ходе выборов и далее по партийным спискам. Правительство несет политическую ответственность перед парламентом, а не перед монархом. Все акты монарха вступают в силу только после согласования с соответствующими министрами. Яркие примеры парламентской монархии - Испания, Япония, Великобритания, Швеция, Дания, Норвегия.

Под формой правления подразумевают организацию верховной государственной власти, в особенности высших и центральных её органов, структуру, компетенцию, порядок образования этих органов, длительность их полномочий, взаимоотношения с населением, степень участия последнего в их формировании.

Критериями разграничения форм правления являются:

- порядок замещения должности главы государства;

- объем полномочий главы государства;

- распределение полномочий между главой государства и представительным органом (парламентом);

- ответственность высших государственных органов.

Формы государственного правления делятся на монархии и республики.

Республика и монархия являются древнейшими институтами, которые существовали еще на заре цивилизации и продолжают существовать поныне. Первоначально (Древний мир, Средние века) большее распространение получили монархии. Республики (например, Рим, древнегреческие полисы, Венеция и др.) были скорее исключением из правил.

В настоящее время и монархии, и республики имеют свои разновидности.

Монархия – это такая форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству.

Монархия отличается следующими признаками:

- главой государства является монарх;

- власть монарха передается по наследству;

- деятельность монарха не ограничена определенным сроком, монарх исполняет свои обязанности пожизненно;

- монарх не избирается народом;

- отсутствие юридической ответственности монарха;

- монарх не может быть принудительно смещен с должности.

Монархия может быть абсолютной и ограниченной (конституционной, парламентской, дуалистической).

Абсолютная монархия – это такая форма правления, при которой верховная власть по закону всецело принадлежит одному лицу – царю, королю, императору т.п. В абсолютных монархиях, как правило, отсутствует высший законодательный и представительный орган (парламент). Монарх неподконтролен обществу и неподсуден, им осуществляются все назначения и принимаются государственные решения. Нередко монарх является главой судебной власти и церкви.

Конституционная (парламентарная) монархия представляет собой такую форму правления, при которой власть монарха ограничена представительным органом, и это конституционно закреплено (Великобритания, Дания, Испания, Норвегия, Швеция, Япония и др.). Хотя ряд современных государств с монархической формой правления приняли конституции и сформировали парламенты (Бахрейн, Катар и др.), по существу они продолжают оставаться абсолютными, поскольку конституции данных стран устанавливают, что вся власть исходит от монарха, а парламенты имеют чисто консультативные прерогативы.

Парламентарной монархия характеризуется следующими признаками:

- наряду с монархом имеются высшие органы государственной власти – парламент правительство и др.;

- парламент избирается народом;

- правительство формируется и несет ответственность перед парламентом;

- имеет место разделение властей;

- монарх принимает участие в политической жизни, однако его властные функции минимальны и носят церемониальный характер (принятие отставки правительства, представление государства за рубежом, вручение государственных наград и т.д.);

- лишь в некоторых парламентарных монархиях монарх имеет реальные рычаги управления государством (распускает парламент, является главой судебной власти, главой церкви – Великобритания), однако на практике многие реальные рычаги власти практически не применяются.

Конституционная монархия – результат многовековой борьбы народов за ограничение абсолютной власти монархов. Данная форма монархии, с одной стороны, наиболее приемлема для современного демократического государства, поскольку в конституционной монархии развит парламентаризм, соблюдаются права и свободы человека, регулярно, по результатам выборов, меняется правительство.

С другой стороны, монарх, приготовленный для выполнения своей роли с детства, придает дополнительный авторитет государственной власти, символизирует преемственность и поколений и эпох, препятствует радикализму, выступает арбитром в случаях возникновения разногласий в обществе (не дает обществу расколоться), не дает резко развернуть политический курс, выступает высшей инстанцией, которая в любой момент может повлиять на ситуацию в стране.

Таким образом, конституционная монархия по своей сути очень близка к республике, воплотила в себе многие лучшие республиканские черты. В то же время институт монархии избавляет эти государства от многих крайностей, присущих республикам, кризисов, снижает остроту борьбы за власть (поскольку ни одна партия, ни одна личность не может захватить власть, весь авторитет, стать выше монарха), придает данным странам дополнительную устойчивость и стабильность.

В настоящее время конституционными монархиями являются наиболее развитые и стабильные государства как в Европе (почти половина западноевропейских стран – членов Европейского Союза), так и на других континентах: Великобритания, Норвегия, Швеция, Испания, Голландия, Канада, Бельгия, Австралия, Дания, Япония и др.

Дуалистическая монархия носит двойственный характер. Власть разделена между правительством, формируемым монархом, и парламентом.

Можно выделить следующие признаки дуалистической монархии:

- наличие наряду с монархом иных высших органов государственной власти – парламента и правительства;

- назначение членов парламента (либо одной из его палат) монархом (в отличие от парламентарной монархии, где парламент избирается народом);

- назначение членов правительства монархом и ответственность правительства лично перед монархом;

- монарх выполняет функции реального главы государства.

Примеры дуалистической монархии сегодня: Непал, Кувейт, Иордания, Таиланд.

Особой разновидностью монархий являются выборные монархии, в которых существуют монархическая форма правления, но сам монарх избирается.

В настоящее время к таким государствам относятся 2 государства:

- Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) – федерация 7 княжеств. Эмир федерации, официально именуемы президентом, избирается на 5-летний срок семью эмирами входящих в состав ОАЭ эмиратов из их числа;

- Малайзия – федерация 9 султанатов (княжеств) и 4 республики. Верховный правитель избирается султанами 9 входящих в федерацию султанатов на 5-летний срок.

Наиболее распространенной в современном мире формой правления является республика (в переводе с латинского res publica – общенародное дело).

Монархия - форма правления, при которой верховная власть полностью или частично принадлежит представителю правящей династии – монарху (королю, царю, шаху и т.п.). Монарх наследует государственную власть в определенном порядке, выступает единоличным главой государства.

Признаки монархической формы правления:

- существование единоличного носителя верховной государственной власти;

- династическое наследование верховной власти;

- пожизненная принадлежность власти монарху: законы монархии не предусматривают отстранения монарха от власти;

- отсутствие юридической ответственности монарха за свои действия (например, по Воинскому уставу Петра I государь – «самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен»).

Монархия – весьма гибкая и жизнеспособная форма правления. Она возникла в условиях рабовладельческого общества. При феодализме стала основной формой государственного правления. Монархическая форма правления и не утратила своего значения и существует в ряде современных буржуазных государств (Англия, Испания и др.).

Виды монархии.С точки зрения полноты власти монарха выделяют две разновидности монархий: абсолютную и конституционную.

Абсолютная (неограниченная) монархия форма правления единодержавного характера: монарх единолично издает законы, руководит правительством, контролирует правосудие (Россия XVII – XVIII вв., абсолютные монархии эпохи феодализма, в современный период - Бруней). Основным признаком абсолютной монархии является неограниченная и не перед кем неподотчетная власть монарха. В таком государстве нет парламента – законодательного органа, избираемого населением; нет конституционных актов, ограничивающих власть монарха.

В настоящее время абсолютная монархия – редкая форма правления. Признается, что по всем показателям она существует в Омане, Брунее. Здесь нет представительного органа, король одновременно является верховным судьей.

Абсолютной монархии присущ авторитарный режим. Разновидность абсолютной монархии – теократическая монархия, т.е. форма правления, при которой глава государства одновременно представляет светскую и религиозную власть (Саудовская Аравия).

Конституционная (ограниченная) монархия - форма правления, при которой власть монарха ограничена выборным органом – парламентом – и особым правовым актом – конституцией. Здесь имеет место распределение полномочий верховной власти между единоличным органом - монархом и коллективным органом – парламентом. Конституционная монархия в настоящее время существует, например, в Великобритании, Дании, Бельгии, Испании, Японии и других странах.

Конституционная монархия может быть дуалистической и парламентарной. В дуалистической монархии организация высших органов государственной власти носит двойственный характер: монарх сосредоточивает в своих руках исполнительную власть, формирует правительство, ответственное перед ним, а законодательная власть принадлежит парламенту. При этом монарх обладает правом налагать абсолютное вето на законы, принятые парламентом.

Дуалистическая монархия возникает в большинстве случаев на стыке двух исторических эпох – феодальной и буржуазной. В настоящее время таковыми признаются Марокко, Иордания, Кувейт и некоторые другие государства.

Для парламентарной монархии характерны следующие черты:

- власть монарха ограничена во всех сферах государственной власти, отсутствует какой бы то ни было ее дуализм;

- исполнительная власть осуществляется правительством, которое в соответствии с конституцией ответственно перед парламентом, а не монархом;

- правительство формируется из представителей партии, победившей на выборах;

- главой правительства становится лидер партии, обладающей наибольшим числом депутатских мест в парламенте;

- законы принимает парламент, а подписание их монархом представляет формальный акт.

За монархом традиционно сохраняются определенные полномочия. Он выполняет главным образом представительные функции, символизирует единство нации. В отдельных государствах он назначает главу правительства. Должность монарха существует в силу национальной приверженности к монархической форме правления, признании монархии наиболее целесообразной формой государственной власти.

Сохранение этой разновидности монархии обусловлено культурно-историческим наследием страны, данью традициям, доверием к монарху, особенностями национального мышления (менталитета). Большинство современных монархий отличаются этими особенностями, например, Великобритания, Бельгия, Испания, Япония и др.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: