Отделение школы от церкви это правовое государство

Обновлено: 28.03.2024

«ОБ ОТДЕЛЕНИИ ЦЕРКВИ ОТ ГОСУДАРСТВА И ШКОЛЫ ОТ ЦЕРКВИ» декрет СНК РСФСР. изданный 23 января (5 февраля) 1918. Декрет подвел своеобразный итог первых законодат. актов Сов. республики, закрепивших завоевания социалистич. демократии, широкие права и свободы всех граждан нашей страны. Сов. гос-во этим декретом эмансипировалось от церкви, на деле осуществило равенство всех религий; запретило в пределах республики издавать к.-л. местные законы или постановления, к-рыс бы стесняли или ограничивали свободу совести или устанавливали какие бы то ни было преимущества или привилегии на основе вероисповедной принадлежности граждан; сформулировало подлинно социалистич. правовую норму, согласно к-рой каждый гражданин получил свободу исповедовать любую религию или не исповедовать никакой; отменило всякие праволише-ния, связанные с исповеданием какой бы то ни было веры или неисповеданием никакой веры, устранило из всех офиц. актов всякое указание на религ. принадлежность и непринадлежность граждан; обеспечило свободное исполнение религ. обрядов постольку, поскольку они не нарушают обществ, порядка и не сопровождаются посягательством на права граждан Сов. республики. Признавая право каждого гражданина исповедовать любую религию, декрет в то же время установил, что «никто не может, ссылаясь на свои религиозные воззрения, уклоняться от исполнения своих гражданских обязанностей» (ст. 6). Все граждане имеют как равные права, так и равные обязанности. Все орг-ции религ. превращены в частные общества верующих, содержащиеся на средства самих верующих, но не гос-ва. Запрещались принудит, взыскания сборов и обложений в пользу церк. и религ. об-в. Важнейшим положением декрета является отделение школы от церкви, запрещающее вмешательство церкви в воспитание молодежи, принудит, приобщение учащихся к религии. Воспитание детей стало исключит. правом семьи, школы, гос-ва. В интересах трудящихся и самих верующих решен и вопрос об имущсствах церк. и религ. об-в. Декрет предусматривал предоставление верующим материальных гарантий для удовлетворения их религ. потребностей. В ст. 13 говорится, что здания и предметы, предназначенные для богослужебных целей, отдаются по особым постановлениям местной или центр, гос. власти в бесплатное пользование соответствующим ре-лиг. обществам. Декрет об отделении церкви от гос-ва и школы от церкви был и остается осн. законодат. актом, определяющим положение церкви в СССР. Все др. законы о культах развивают положения этого документа; они получили свое отражение и в Конституции СССР (ст. 52).

Атеистический словарь.— М.: Политиздат . Под общ. ред. М. П. Новикова . 1986 .

Полезное

Смотреть что такое "«ОБ ОТДЕЛЕНИИ ЦЕРКВИ ОТ ГОСУДАРСТВА И ШКОЛЫ ОТ ЦЕРКВИ»" в других словарях:

Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви — Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви нормативно правовой акт, принятый Советом Народных Комиссаров РСФСР 20 января (2 февраля) 1918 года, имевший конституционное, основополагающее значение в религиозной сфере.… … Википедия

Школы — Школьник в школьной форме (Пакистан) Медресе в Серекунде (Гамбия) Файл:Iran s school.jpg Иранская школа Школа (от греч … Википедия

История Русской церкви — Колыбель русского монашества Киево Печерская лавра История Русской Церкви история православной церкви на территории исторической Руси. Современная как церковная, так и светская … Википедия

История Русской Церкви — Колыбель русского монашества Киево Печерская Лавра История Русской Церкви история Православной Церкви на территории исторической России. Современная как церковная, так и светская историография Русской Церкви в качестве начальной точки имеет… … Википедия

Поместный собор Православной Российской Церкви (1917—1918) — Заседание поместного собора Поместный собор Православной Российской Церкви (1917 1918), Всероссийский Поместный Собор первый с конца XVII века Поместный собор … Википедия

Отделение церкви от государства — Отделение церкви от государства одна из форм политического устройства государства, не возлагает на религиозные объединения выполнение функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и… … Википедия

Священный Синод Русской православной церкви — Священный синод Русской православной церкви[1] (греч. Σύνοδος «собрание», «собор») согласно действующему уставу РПЦ[2], высший «орган управления Русской православной церкви в период между Архиерейскими соборами». В синодальный период … Википедия

Священный синод Русской православной церкви — Священный синод Русской православной церкви[1] (греч. Σύνοδος «собрание», «собор») согласно действующему уставу РПЦ[2], высший «орган управления Русской православной церкви в период между Архиерейскими соборами». В синодальный период … Википедия

Приходские церкви Санкт-Петербурга — По архивным данным, на начало 1917 года в Петрограде действовало до 500 православных храмов различных типов. Примерно половина из них приходилась на домовые церкви, около 35–40 располагалось при кладбищах, около 40 имело статус подворий… … Википедия

Сегодня часто говорят о том, что Церковь вмешивается в дела государства, что Церковь и государство срослись. Так ли это на самом деле? Какое правовое наполнение имеет положение об отделении Церкви от государства? Нарушает ли принцип светскости сотрудничество государства и Церкви в определенных областях? Каков опыт иных стран в выстраивании отношений между церквями и государством? Об этом рассуждает профессор Сретенской духовной семинарии Михаил Олегович Шахов.


Порознь, но в соработничестве

С точки зрения права, утверждение о том, что сегодня мы наблюдаем сращивание Церкви и государства, абсолютно неверно. Русскую Православную Церковь нельзя считать государственной. В тех странах, где Церковь государственная, правовые отношения между этими двумя институциями иные, чем те, которые установились в Российской Федерации сегодня. Примером того, что такое государственная Церковь, отчасти может служить Синодальный период в истории Русской Церкви (1700–1917), когда структура, управляющая Церковью – Святейший Правительствующий Синод, – была частью государственного бюрократического аппарата («ведомством православного исповедания»), а во главе Церкви стоял государственный чиновник – обер-прокурор.

Нетрудно заметить, что сегодня церковно-государственные отношения совершенно иные. Они определяются Конституцией РФ и действующим законом о свободе совести.

Статья 14 Конституции РФ декларирует отделение религиозных объединений от государства. Это значит, что вопросы вероучения, богослужения, внутреннего управления в Церкви, в частности рукоположения священников и архиереев, перемещение с прихода на приход, с кафедры на кафедру, лежат вне компетенции государства. Государство их регулированием не занимается, в дела Церкви не вмешивается – и не имеет права вмешиваться.

Очень важный момент: в Российской Федерации нет обязательного религиозного воспитания в системе государственного образования. При этом напомню, что школьный предмет «Основы религиозных культур и светской этики», на который в полемическом запале иногда указывают, – это курс, включающий шесть модулей, из которых, во-первых, только четыре дают сведения о конкретной религии, а во-вторых, за родителями закреплено право выбрать для преподавания своим детям один из модулей, в том числе и модуль «Основы светской этики». Учитывая такой формат этого школьного предмета, очень большой натяжкой видится толкование его как формы обязательного государственного религиозного воспитания. Такового в нашей стране нет.

Как нет и других составляющих системы государственной церковности:

– государственного бюджетного финансирования деятельности Церкви, в том числе выплаты заработной платы священнослужителям из бюджетных средств;

– прямого представительства Церкви в Федеральном Собрании. В странах, где произошло или сохраняется сращивание государства и Церкви, в той или иной форме есть прямое, закрепленное, как правило, законом, право Церкви делегировать своих представителей в законодательные органы власти, в иные государственные органы власти и управления.

Церковь в России не является частью государственного механизма и не наделена какими-либо властными функциями

Да, при обсуждении каких-либо законодательных инноваций, при принятии важных решений государственные органы прислушиваются к мнению Церкви, учитывают его; на стадии обсуждения какого-либо закона к Церкви могут обратиться за консультациями. Но Церковь не является частью государственного механизма и не наделена какими-то властными функциями.

Те, кто говорит о нарушении принципа отделения Церкви от государства, о сращивании Церкви и государства, указывают на определенные явления, которые, тем не менее, лежат в конституционных рамках и не противоречат принципу независимого существования Церкви и государства. Есть государственная материальная поддержка Церкви в сфере сохранения культурного наследия (реставрация храмов и монастырей, которые признаны объектами культурного наследия). Есть государственная поддержка социально значимой деятельности Церкви в области образования, просветительства, социального служения. Но эта форма сотрудничества и соработничества государства с Церковью признана во всем мире, в том числе и в тех странах, в которых, как и в нашем государстве, осуществлен принцип отделения Церкви от государства, разграничения их властных полномочий и сферы компетенции.

Патриарх Кирилл освящает надвратную икону на Спасской башне Московского Кремля 28 августа 2010 г.

Патриарх Кирилл освящает надвратную икону на Спасской башне Московского Кремля 28 августа 2010 г.

В вероисповедной политике нашего государства есть определенные приоритеты: учитывается, что роль Православия в истории нашей страны, в развитии ее культуры огромна, она несоизмерима с той ролью, которую играли иные вероисповедания; что православных среди населения нашей страны большинство. И конечно, формат диалога государства с Православной Церковью не может быть абсолютно таким же, как формат диалога между государством и какими-то религиозными новообразованиями, имеющими законное право на существование – но вовсе не на такое приоритетное внимание и заботу государства, как те религии, которые составляют основную часть исторического и культурного наследия народов нашей страны.

В Европе только два государства в Конституции определяют себя как светские: Франция и Турция

Хотелось бы несколько слов сказать по поводу термина «светское государство», используемого в статье 14 Конституции РФ. Этим термином любят манипулировать те, кто недружественно относится к соработничеству Церкви и государства, упирая на то, что вышеупомянутая статья гласит: «Российская Федерация – светское государство». Термин этот, кстати, в нашей Конституции 1993 года появился впервые в истории России. Никогда раньше, даже при советской власти, не декларировалось, что у нас светское государство. Более того, в Европе еще только два государства в Конституции определяют себя как светские: Турция и Франция.

Размытость понятия “светское государство” приводит к манипулированию им

Проблема в том, что светский характер государства конституционно закреплен, но не разъяснен. Что и позволяет представителям антиклерикальных кругов тут и там усматривать нарушения принципа светскости государства, потому что очень легко обвинять в нарушении того, что не имеет конкретных границ.

Я вообще сомневаюсь в абсолютной необходимости декларировать конституционно принцип светскости. Мною была опубликована статья, где я предлагал поразмыслить об этом.

Напротив, принцип отделения Церкви от государства, по моему мнению, должен быть сохранен в российской Конституции. Государство не должно вмешиваться в жизнь Церкви, Церковь должна оставаться внутренне свободной. И в этом смысле принцип отделения – это скорее благо, чем зло для Церкви. Хотя в России принцип отделения неизбежно вызывает ассоциации с Лениным, с его декретом об отделении Церкви от государства и с последующим антирелигиозным погромом. Но в современных условиях этот принцип имеет совершенно иное содержание, он соблюдается, и нет оснований говорить о его нарушении, о каком-то антиконституционном сращивании Церкви и государства.

А как в других странах?

Сравнение – лучший способ понимания каких-либо дефиниций. И потому, чтобы разобраться, что же такое государственная Церковь и что такое светское государство, обратимся к примеру других стран.

Выше я упомянул, что во Франции, как и в России, конституционно закреплен светский характер государства. При этом сегодня во Франции всё больше говорят о светскости «понимающей» или «дружественной» по отношению к религиям, а не о светскости антиклерикальной.

 Нотр-Дам де Пари (Собор Парижской Богоматери), южный фасад

Нотр-Дам де Пари (Собор Парижской Богоматери), южный фасад

Замечу, что Франция – страна с очень противоречивым наследием в области государственно-конфессиональных отношений. С одной стороны, на протяжении многих веков эта страна традиционно католическая. Во времена средневековья она даже именовалась старшей дочерью Католической церкви, будучи одним из оплотов католицизма. Но с другой стороны, Франция – это свободомыслие, Просвещение, масонство, антиклерикализм, революция с ее антикатолическим погромом, атеизм и т.д.

Во Франции католические соборы, храмы, часовни – собственность местных властей (коммун) или государства

Положение о светском характере Французской республики в конституцию этой страны было внесено после Второй мировой войны. Но ранее, в 1905 году, был принят закон об отделении церквей от государства (кстати, он послужил примером нашим большевикам 13 лет спустя; правда, антиклерикальные идеи этого французского закона они углубили и развили). Закон 1905 года привел к конфликту с Католической церковью. В результате его последующего урегулирования получилось так, что примерно 40 тысяч католических соборов, храмов, часовен, построенных до 1905 года, оказались в собственности местных властей (коммун) или государства. При этом нельзя считать, как полагают некоторые, что эти храмы были национализированы. Национализация свершилась еще во время революции. Но до отделения католические приходы и епархии были на положении государственных религиозных организаций (с учетом условий заключенного Наполеоном I Конкордата с Папой), а после принятия Закона 1905 года Католическая церковь отказалась создать негосударственные религиозные объединения и принять в их собственность церковные здания. Они оказались на попечении государства, но юридический статус их иной, чем тот, какой возникает при национализации. Местные власти несут на себе бремя расходов по охране, ремонту, реставрации, содержанию этих 40 тысяч объектов, начиная от Нотр-Дам-де-Пари и кончая какими-нибудь небольшими часовнями в провинции. Католическая церковь, кстати, этой ситуацией весьма удовлетворена и отнюдь не горит желанием изменить положение.

Франция, несмотря на свою светскость, содержит военных капелланов в армии

Франция, несмотря на свою светскость, содержит военных капелланов в армии, обеспечивая тем самым свободу вероисповедания для военнослужащих. В государственных школах не преподают Закон Божий, но там есть курс основ знаний о религии. При этом не надо забывать, что во Франции существует очень мощная система негосударственных католических школ. Они дают образование очень высокого уровня и потому весьма популярны. Так что далеко не все французские дети получают светское религиозно нейтральное воспитание.

Совершенно другая система в Великобритании, где есть государственная церковь. Но особенность Великобритании в том, что это страна, состоящая из нескольких частей: собственно Англии, Уэльса, Шотландии и Северной Ирландии, и Англиканская церковь – государственная в этой стране только в Англии в узком смысле слова. Она имеет государственный статус, англиканские епископы занимают по должности места в Палате лордов. У Англиканской церкви есть право регистрации браков, которая имеет юридическую силу. Церковное право церкви Англии входит в государственную правовую систему. Но в то же время мало кто знает, что государственная церковь Англии не является бюджетно финансируемой, то есть, несмотря на свой государственный статус, она содержится в основном на пожертвования своих прихожан, своих верующих, а не на средства бюджета.

Лорды-епископы в палате лордов

Лорды-епископы в палате лордов

В других частях Соединенного Королевства Англиканская церковь не является государственной. В Шотландии формальный статус государственной имеет Пресвитерианская церковь, но фактически она обладает большой автономией и мало зависима от государства.

Что касается образования, то для Великобритании характерна сильная доля негосударственного образования, в том числе религиозных школ, по преимуществу англиканских, хотя и католических немало. Так что в этой стране значительная часть детей получает образование и воспитание именно в негосударственном секторе, сопряженное с добровольным религиозным образованием.

Несколько слов о Федеративной Республике Германии. В соответствии с конституционными положениями этой страны, здесь нет государственной церкви. Наиболее крупными являются две «Большие церкви» – Евангелическо-лютеранская и Римско-католическая. Германская система отличается тем, что церкви, которые «по своему устройству и числу членов дают гарантию длительного существования», могут претендовать на получение статуса так называемых публично-правовых корпораций. Этот статус не имеет прямого аналога в российском законодательстве. Чтобы понять, что это такое, поясню на следующем примере: публично-правовой корпорацией является Коллегия адвокатов, она дает разрешения заниматься адвокатской практикой тем, кто является ее членом, и, соответственно, лишает этого права тех, кого исключает из своих рядов; при этом решения Коллегии имеют юридическое значение не только для ее участников, но и принимаются во внимание органами государственной власти. Для церквей в Германии статус публично-правовой корпорации означает возможность собирать церковный налог. В Германии граждане, которые являются членами церквей, имеющих статус публично-правовой корпорации, помимо подоходного налога, через государственную систему уплачивают церковный налог. Правда, в связи с этим уже многие годы имеется следующая устойчивая тенденция: немцы, не желающие платить церковный налог, подают заявление о выходе из Лютеранской или Католической церкви.

В Германии сотрудничество в социальной сфере является одним из ключевых моментов в государственно-конфессиональных отношениях

Германскую систему иногда называют кооперационной, так как сотрудничество в социальной сфере является одним из ключевых моментов в государственно-конфессиональных отношениях. Церкви, имеющие статус публично-правовых корпораций, активно занимаются социальным служением. Тут и церковные больницы, медицина, работа с престарелыми, бездомными, сиротами и так далее. И в значительной мере эта социальная деятельность церквей получает сильную государственную поддержку и финансирование.

Статусом публично-правовых корпораций в разных землях Германии обладают более 100 различных конфессий и религиозных организаций

Добавлю еще одну важную подробность. Авторы различных проектов по введению в России статуса традиционных религий или привилегированного положения наиболее укорененных религий часто ссылаются, например, на Германию, говоря, что в этой стране статус публично-правовых корпораций дан только традиционным для населения страны Лютеранской и Католической церквям. Но на самом деле в Германии статусом публично-правовых корпораций в разных землях обладают более 100 различных религиозных организаций самых разных конфессий, включая те, которые у нас были бы названы нетрадиционными. Германский опыт не столь однозначен, чтобы быть скопированным и перенесенным на российскую почву. Такие религиозные объединения, как мормоны или «Свидетели Иеговы», иногда небезуспешно добиваются в отдельных землях ФРГ получения статуса публично-правовых корпораций. Повторюсь еще раз: свыше 100 различных религиозных организаций разных конфессий имеют такой статус.

Что касается образования, то школа в Германии в основном государственная, и там преподается изучение религии без какого-либо конфессионального воспитания.

В Италии имеет место определенная иерархия в правовом положении церквей

Можно ли учесть этот опыт нам? Давайте посмотрим, к чему такая система привела. В группу 11 конфессий, заключивших договор с итальянским государством и стоящих по правовому положению близко к положению Католической церкви, входят вальденсы, адвентисты седьмого дня, пятидесятники, иудеи, баптисты, лютеране, далее следует Итальянская митрополия Константинопольского Патриархата, мормоны, Новоапостольская церковь, буддисты и индуисты. Как видим, в статус привилегированных в Италии попадают и те, кого мы обычно именуем «новыми религиозными движениями».

Сходную картину можно наблюдать и в Испании, где тоже есть иерархия конфессий. На первом месте стоит Католическая церковь, которая, однако, не является государственной. Ее статус определен условиями Конкордата. Далее следуют три конфессии, признанные укорененными в Испании и заключившие договоры с государством о своем правовом положении: Федерация евангелических общин, Федерация иудейских общин и Исламская комиссия. Кроме трех конфессий, уже заключивших договоры с государством, получившими «явное укоренение» признаны: мормоны (2003), «Свидетели Иеговы» (2006), буддисты (2007), православные (2010).

Флаги Элладской Православной Церкви и Греции

Флаги Элладской Православной Церкви и Греции

Стран, где религия имеет статус государственной, становится всё меньше

Стран, где религия имеет статус государственной, становится всё меньше. Такими пока остаются Дания, Греция, в Конституции которой сказано, что господствующей религией в этой стране является Восточно-Православная Церковь Христова. Близкий к государственному статус имеют Лютеранская церковь и Православная Церковь в Финляндии.

Можно ли усмотреть какую-либо тенденцию в том, как в европейских странах сегодня изменяются отношения между церквями и государством? Да, прослеживается определенная линия. В тех странах, где ранее существовало привилегированное положение либо Римско-католической церкви, либо одной из протестантских церквей, происходит постепенный отказ от статуса государственной церкви и всё больше и больше нивелируются права доминирующей церкви – церкви большинства населения – и церквей религиозных меньшинств. Характерный пример – Швеция, где Церковь Швеции в 2000 году была лишена статуса государственной. Те государственные функции, которые ранее на нее возлагались, в том числе в части ведения регистрации актов гражданского состояния и соответствующих архивов, были переадресованы государству.

Эту тенденцию можно увидеть и в том, как изменялись в XX веке церковно-государственные отношения в Италии, современную систему которой я характеризовал выше. По конкордату 1929 года католицизм признавался единственной религией итальянского государства. В новом конкордате 1984 года от этого положения отказались, равно как и в таких католических странах, как Испания и Португалия, где предшествующие конкордаты закрепляли уникальное, особое положение Католической церкви.

Так что общая тенденция такова: отказ от особого статуса государственной церкви и от наделения ее какими-то особыми полномочиями, которые существенно отличали бы ее положение от положения других конфессий, религиозных меньшинств.

1. В виду отделения школы от церкви преподавание каких бы то ни было религиозных вероучений ни в коем случав не может быть допущено в государственных, общественных и частных учебных заведениях, за исключением специальных богословских.

(Инструкция НКЮ 18 г., § 33).

2. Все кредиты на преподавание религии в школах должны быть немедленно закрыты и преподаватели религиозных вероучений лишены всякого рода довольствия. Ни одно государственное и иное публично-правовое общественное установление не в праве производить преподавателям религии каких-либо денежных сумм как за настоящее, так и за истекшее с января месяца 1918 года время.

3. Здания духовных учебных заведений всех вероисповеданий, а также церковно-приходских школ, как народное достояние, переходят в распоряжение местных Совдепов или Народного Комиссариата Просвещения.

Примечание. В арендное или иное пользование эти здания могут быть Совдепами предоставлены для специальных учебных заведений всех вероисповеданий лишь на общих для всех граждан основаниях и с ведома Наркомпроса.

4. Преподавание малолетним и несовершеннолетним религиозных вероучений в государственных или частных учебных заведениях и школах карается – принудительными работами на срок до одного года.

(Ст. 121 Уголовн. кодекса).

5. В развитие декрета п. 9. Об отделении церкви от государства и п. 33 Инструкции к нему Наркомпрос постановляет:

а) Воспретить лицам, принадлежащим к духовенству всех его родов, всех вероисповеданий, занимать какие бы то ни было должности во всех школах.

б) Лица принадлежащие ранее к составу духовенства, по оставлении сана могут занимать таковые должности лишь с особого каждый раз разрешения Наркомпроса.

в) Виновные в нарушении сего воспрещения подлежат суду Ревтрибунала.

(Цирк. НКП от З марта 1919 г. Р. и Ц. № 2, стр. 40).

подготовки священнослужителей, но при условии ограничения программы таких курсов специально богословскими предметами. Для лиц старше 18 лет допускаются также отдельные лекции, беседы и чтения по вопросам вероучения, поскольку таковые не имеют характера систематического школьного преподавания.

(Пост. ВЦИК 13/VI – 1921 г., Р. и Ц. 1922 г., стр. 53).

7. Административный отдел Н. К. В. Д. при сем препровождает для сведения и руководства постановление Народного Комиссариата от 23-го апреля 1921 года. (Цирк. 30/VIII 1921 г. № 332).

(Протокол 17/144 Засед. Кол. Н. Е. П.).

1. О преподавании так называемого закона божия детям до 18 лет.

(21/I – 1922 года, № 38. Р. и Ц. 1922, стр. 44).

(26 апреля 1919 г, № 537. Р. и Ц. № 3, стр. 68).

10. Всероссийская беспартийная татарская конференция Крыма ходатайствовала об отмене запрета преподавания, в качестве необязательного предмета, вероучения в помещении школы, по окончании обычных занятий. Президиум В. Ц. И. К. передал вопрос об удовлетворении этого ходатайства соответственным комиссариатам (Наркомюсту и Наркомпросу).

5-й Отдел Н. К. Ю. высказался против допущения «закона божьего» в числе преподаваемых в школах предметов. Предполагая, что мнение разделяется и Наркомпросом, 5-й Отдел Н. К. Ю. просил прислать его свое заключение (14 сентября 1921 г. № 612). Наркомпрос сообщил, что считает преподавание «закона божьего» в школьных помещениях абсолютно недопустимым (17/IX 1921 г. № 6282).

11. Гражданин села Тумы Г. В. Серавкин обратился в Комиссариат «духовных дел» с запросом: «можем ли мы, старообрядцы, открыть свою общинную школу, в которой преподавать учение согласно старообрядческих воззрений, предметы: закон божий, арифметику, географию, чистописание и правописание, содержа учителя за свой счет и считая, что настоящий тип школы плох и преподавание в них ведется очень слабо и не соответствует духу старообрядческих воззрений; кроме того, в этих школах открываются вечера, танцы маскарады, пляска, гармонь; видя все это, юный мальчик воспринимает этот развращающий пример, а мальчик за 4 года революции, ходя в школу, мало что заучил полезного».

5-ый Отдел Н. К. Ю. сообщил просителю, что школа желаемого для него типа с преподаванием в ней так наз. «закона божьего» открыта быть не может, так как преподавание всех вероучений в школах запрещено законом.

Что же касается его жалобы на плохую постановку в Советской школе села Тума, то с подобным заявлением следует обращаться в местный отдел Наробраза, который и примет соответствующие меры для исправления замеченных недостатков (II/IV – 1922 г. № 166).

12. Приходский совет Петрозаводского кафедрального собора возбудил хадатайство о разрешении преподавания религиозных учений детям до 18 лет частным образом – в храмах и на дому. Отдел Юстиции Карельской Трудовой Коммуны, ссылаясь на заключение Коллегии Единой Трудовой Школы при Наркомпросе о том, что преподавание всех вероучений в частных домах или церквах никоим образом не разрешается до 18 лет, сообщил Карельскому Обисполкому, что групповое обучение детей дошкольного возраста т. н. закону божьему равносильно восстановлению упраздненных декретом духовных учебных заведений. Указание членов междуприходского совещания приходских советов церквей г. Петрозаводска в своем заявлении на то, что свое высокое назначение человек может выполнить, только получив в основу своей жизни евангелие, совершенно неосновательно, ибо не религия заставляет быть добрым гражданином и нравственным человеком трудящегося, а его борьба за устройство общественной жизни, на основании правильно понятых им классовых интересов и правильно понятых законов природы.

Если бы родители, желающие обучать детей закону божию, сослались в данном случае на свои родительские права, то й такая ссылка их но могла бы служить основанием к обязательному разрешению им Советской властью преподавания детям закона божия, ибо при социалистическом строе все общество заинтересовано в том, чтобы юное поколение получало надлежащее научное воспитание и образование.

Согласно ст. 153 кодекса законов об актах гражданского состояния (Собр. Узак. 1918 г., № 76 – 77, ст. 818), родительские права осуществляются исключительно в интересах детей.

Бесспорно, что преподавание детям закона божьего влечет за собою затемнение их детских умов и, таким образом, Советская власть, на обязанности коей лежит воспитание и образование детей, вправе и должна оградить их от наполнения детских голов религиозными предрассудками, к чему стремится духовенство путем преподавания «закона божия». Карельский Обисполком ходатайство приходского совета отклонил, что было обжаловано в 5-й Отдел Наркомюста.

13. Вследствие запроса Юрисконсультского Бюро Наркомпроса, № 336 Отдел культов сообщил, что вопрос о порядке открытия и организации богословских курсов законодательными органами не рассматривался.

Единственное упоминание о богословских курсах встречается в Декрете ВЦИК-а ют 13 июня 1921 г. в прим. ст. 3. «Для лиц старше 18 лет могут быть устраиваемы специальные богословские курсы с целью подготовки священнослужителей, но при условии ограничения программы таких курсов специально богословскими предметами». Кроме того, по запросу НКВД в 1919 г. было Отделом культов НКЮ разъяснено, что как группам верующих, так равно «епархиальному совету», как организациям религиозным, не имеющим прав юридического лица, не может быть дано разрешения на открытие какой либо школы для преподавания, так наз., закона божия. (Революция и церковь 1920 г., № 3, стр. 69).

Правила об, учреждении богословских или религиозных курсов распространяются на все существующие в РСФСР культы и религиозные общества.

(2 мая 1923 г., № 280).

Источник: Церковь и государство по законодательству Р.С.Ф.С.Р. : Сборник узаконений и распоряжений с разъяснениями V Отд. НКЮ / П. В. Гидулянов, консультант V Отд. Нар. ком. юст. ; Под ред. П. А. Красикова. - Москва : Юрид. изд-во Наркомюста, 1923. - 100 с.

Декре́т об отделе́нии це́ркви от госуда́рства и шко́лы от це́ркви — нормативно-правовой акт , принятый Советом Народных Комиссаров 20 января ( 2 февраля ) 1918 года , имевший конституционное, основополагающее значение в религиозной сфере. Устанавливал

Содержание

Содержание Декрета

  1. Провозглашение светского характера советского государства — церковь отделяется от государства.
  2. Запрет любого ограничения свободы совести, или установления каких бы то ни было преимуществ или привилегий на основании вероисповедной принадлежности граждан.
  3. Право каждого исповедовать любую религию или не исповедовать никакой.
  4. Запрет указания религиозной принадлежности граждан в официальных документах.
  5. Запрет религиозных обрядов и церемоний при совершении государственных или иных публично-правовых общественных действий.
  6. Акты гражданского состояния должны вестись исключительно гражданской властью, отделами записи браков и рождений.
  7. Школа как государственное образовательное учреждение отделяется от церкви — запрет преподавания религии. Граждане должны обучать и обучаться религии только частным образом.
  8. Запрет принудительных взысканий, сборов и обложений в пользу церковных и религиозных обществ, а также запрет мер принуждения или наказания со стороны этих обществ над их сочленами.
  9. Запрет права собственности у церковных и религиозных обществ. Недопущение для них прав юридического лица.
  10. Все имущества, существующих в России, церковных и религиозных обществ объявлены народным достоянием.

Значение и действие Декрета

Декрет был принят подписан председателем Совета Народных Комиссаров В. И. Ульяновым (Лениным), а также Народными Комиссарами: религии не могло отдаваться предпочтение, указание на вероисповедание или отсутствие такового не могло давать привилегий или преимуществ при занятии государственных должностей. социалистического лагеря.

Отмена права собственности у церкви и религиозных обществ привела к национализации и секуляризации земель и имуществ, ранее принадлежавших Русской Православной Церкви .

Запись актов гражданского состояния (сведения о рождении, смерти, браке) стала вестись исключительно государственными органами ( 1919 года планировал выпуск нового ежемесячного журнала «Революция и церковь». В нём планировалось размещать обзор распоряжений и разъяснений касательно отделения церкви от государства и школ от церкви [1] . Распространялся труд [2] .

Декретом начинался Свод Законов РСФСР (изданный в 1980-х годах в 8 томах). Поскольку этот Декрет формально никогда не отменялся и не вступал в противоречие с другими нормативно-правовыми актами России, его можно назвать, по сути, старейшим из действующих Конституции России 1993 года .

Примечания

  1. ↑ Рабочий Пороховик. В деревне // Грядущая культура. – 1919. - Февраль–март. - С. 31.
  2. ↑Баланцев А.В. Процесс отделения школы от церкви: Начальный этап.

Литература

  • Доброновская, А. П. Отделение церкви от государства в Енисейской губернии (1920—1922 гг.) // Сибирь в XVII—XX веках: Проблемы политической и социальной истории: Бахрушинские чтения 1999—2000 гг. : межвуз. сб. науч. тр. / под ред. В. И. Шишкина. — Новосибирск: Новосиб. гос. ун-т, 2002.
  • Рассыльников, И. А. Принцип «отделения школы от церкви» как необходимый признак светского государства и его значение в условиях правовой реформы // Правовые реформы в России. — Ростов-на-Дону: Изд-во СКАГС, 2004. — С. 124—129.

См. также

Эта страница использует содержимое раздела Википедии на русском языке. Оригинальная статья находится по адресу: Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви. Список первоначальных авторов статьи можно посмотреть в истории правок. Эта статья так же, как и статья, размещённая в Википедии, доступна на условиях CC-BY-SA .

Декре́т об отделе́нии це́ркви от госуда́рства и шко́лы от це́ркви — нормативно-правовой акт, принятый Советом Народных Комиссаров РСФСР 20 января (2 февраля) 1918 года, имевший конституционное, основополагающее значение в религиозной сфере. Устанавливал светский характер государственной власти, свободу совести и вероисповедания.

Содержание

Содержание декрета

  1. Провозглашение светского характера советского государства — церковь отделяется от государства.
  2. Запрет любого ограничения свободы совести, или установления каких бы то ни было преимуществ или привилегий на основании вероисповедной принадлежности граждан.
  3. Право каждого исповедовать любую религию или не исповедовать никакой.
  4. Запрет указания религиозной принадлежности граждан в официальных документах.
  5. Запрет религиозных обрядов и церемоний при совершении государственных или иных публично-правовых общественных действий.
  6. Акты гражданского состояния должны вестись исключительно гражданской властью, отделами записи браков и рождений.
  7. Школа как государственное образовательное учреждение отделяется от церкви — запрет преподавания религии. Граждане должны обучать и обучаться религии только частным образом.
  8. Запрет принудительных взысканий, сборов и обложений в пользу церковных и религиозных обществ, а также запрет мер принуждения или наказания со стороны этих обществ над их сочленами.
  9. Запрет права собственности у церковных и религиозных обществ. Недопущение для них прав юридического лица.
  10. Все имущества, существующих в России, церковных и религиозных обществ объявлены народным достоянием.

Значение и действие декрета

Декрет был подписан председателем Совета Народных Комиссаров В. И. Ульяновым (Лениным), а также Народными Комиссарами: Подвойским, Алгасовым, Трутовским, Шлихтером, Прошьяном, Менжинским, Шляпниковым, Петровским и управляющим делами Совета Народных Комиссаров Вл. Бонч-Бруевичем.

Данный декрет чётко определил отношение новой власти к церкви и религиозным обществам. Устанавливался принцип светскости при осуществлении государственной власти. Никакой религии не могло отдаваться предпочтение, указание на вероисповедание или отсутствие такового не могло давать привилегий или преимуществ при занятии государственных должностей. Атеизм был приравнен в правах к исповеданию религии. В образовательном процессе преподавание религиозных предметов (Закона Божьего) в государственных общеобразовательных учебных заведениях не допускалось. Эти формулировки надолго стали основой светской политики СССР и стран социалистического лагеря.

Отмена права собственности у церкви и религиозных обществ привела к национализации и секуляризации земель и имуществ, ранее принадлежавших Русской православной церкви.

Запись актов гражданского состояния (сведения о рождении, смерти, браке) стала вестись исключительно государственными органами (ЗАГСами).

VIII Отдел Народного комиссариата Юстиции с января 1919 года планировал выпуск нового ежемесячного журнала «Революция и церковь». В нём планировалось размещать обзор распоряжений и разъяснений касательно отделения церкви от государства и школ от церкви [1] . Распространялся труд Бухарина «Церковь и школа в Советской республике» [2] .

Декретом начинался Свод Законов РСФСР (изданный в 1980-х годах в 8 томах). Декрет был признан утратившим силу постановлением Верховного Совета РСФСР от 25 октября 1990 г. «О порядке введения в действие Закона РСФСР „О свободе вероисповеданий“».

Примечания

  1. ↑ Рабочий Пороховик. В деревне // Грядущая культура. — 1919. — Февраль-март. — С. 31.
  2. ↑Баланцев А. В. Процесс отделения школы от церкви: Начальный этап.

Литература

  • Доброновская А. П. Отделение церкви от государства в Енисейской губернии (1920—1922 гг.) // Сибирь в XVII—XX веках: Проблемы политической и социальной истории: Бахрушинские чтения 1999—2000 гг. : межвуз. сб. науч. тр. / под ред. В. И. Шишкина. — Новосибирск: Новосиб. гос. ун-т, 2002.
  • Рассыльников И. А. Принцип «отделения школы от церкви» как необходимый признак светского государства и его значение в условиях правовой реформы // Правовые реформы в России. — Ростов-на-Дону: Изд-во СКАГС, 2004. — С. 124—129.

См. также

  • Декреты Советской власти
  • Законодательство о религии
  • Религия в России
  • Октябрьская революция 1917
  • Россия после 1917 года

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви" в других словарях:

«ОБ ОТДЕЛЕНИИ ЦЕРКВИ ОТ ГОСУДАРСТВА И ШКОЛЫ ОТ ЦЕРКВИ» — декрет СНК РСФСР. изданный 23 января (5 февраля) 1918. Декрет подвел своеобразный итог первых законодат. актов Сов. республики, закрепивших завоевания социалистич. демократии, широкие права и свободы всех граждан нашей страны. Сов. гос во этим… … Атеистический словарь

Отделение церкви от государства — Отделение церкви от государства одна из форм политического устройства государства, не возлагает на религиозные объединения выполнение функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и… … Википедия

Декрет — (лат. decretum постановление от decernere постановить) правовой акт, постановление органа власти или должностного лица. В обиходе декретом называется отпуск по беременности и родам (эллипсис от декретный отпуск). Это значение слова не… … Википедия

Декрет (правовой акт) — Декрет (лат. decretum постановление от decernere постановить) правовой акт, постановление органа власти или должностного лица. В обиходе декретом называется отпуск по беременности и родам (эллипсис от декретный отпуск). Это значение слова не… … Википедия

История Русской церкви — Колыбель русского монашества Киево Печерская лавра История Русской Церкви история православной церкви на территории исторической Руси. Современная как церковная, так и светская … Википедия

Поместный собор Православной Российской Церкви (1917—1918) — Заседание поместного собора Поместный собор Православной Российской Церкви (1917 1918), Всероссийский Поместный Собор первый с конца XVII века Поместный собор … Википедия

История Русской Церкви — Колыбель русского монашества Киево Печерская Лавра История Русской Церкви история Православной Церкви на территории исторической России. Современная как церковная, так и светская историография Русской Церкви в качестве начальной точки имеет… … Википедия

Священный синод Русской православной церкви — Священный синод Русской православной церкви[1] (греч. Σύνοδος «собрание», «собор») согласно действующему уставу РПЦ[2], высший «орган управления Русской православной церкви в период между Архиерейскими соборами». В синодальный период … Википедия

Священный Синод Русской православной церкви — Священный синод Русской православной церкви[1] (греч. Σύνοδος «собрание», «собор») согласно действующему уставу РПЦ[2], высший «орган управления Русской православной церкви в период между Архиерейскими соборами». В синодальный период … Википедия

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: