В связи с сокращением должностей государственной гражданской службы в управлении по налогам и сборам

Обновлено: 26.04.2024

рассмотрела в открытом судебном заседании 19 декабря 2016 г. гражданское дело по иску Гришановой Е.В. к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кемеровской области о признании незаконным отказа во включении в стаж для определения выслуги лет для назначения пенсии периодов работы по экономическим специальностям, обязании произвести перерасчет выслуги лет для назначения пенсии

по кассационной жалобе представителя Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кемеровской области Черновой Е.Г. на решение Центрального районного суда г. Кемерово от 18 января 2016 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 12 апреля 2016 г., которыми исковые требования удовлетворены.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Вавилычевой Т.Ю., выслушав объяснения представителей Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кемеровской области Марьяна Г.В., Черновой Е.Г., поддержавших доводы кассационной жалобы, представителя Гришановой Е.В. - адвоката Ильину М.И., возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы,

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

Гришанова Е.В. обратилась в суд с иском к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кемеровской области (далее - ГУ МВД России по Кемеровской области) о признании незаконным отказа во включении в стаж для определения выслуги лет для назначения пенсии периодов работы по экономическим специальностям, обязании произвести перерасчет выслуги лет для назначения пенсии.

В обоснование заявленных требований Гришанова Е.В. указала, что она проходила службу в Управлении Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации по Кемеровской области в период с 25 августа 1997 г. по 30 июня 2003 г.

На основании приказа от 21 июля 2003 г. N 865 л/с с 1 июля 2003 г. она принята на службу в ГУВД по Кемеровской области, занимает должность начальника отделения по документированию преступлений на потребительском рынке отдела документальных исследований Управления экономической безопасности и противодействия коррупции ГУ МВД России по Кемеровской области.

27 апреля 2015 г. Гришанова Е.В. обратилась к начальнику ГУ МВД России по Кемеровской области с рапортом о включении в стаж, дающий право на пенсию по выслуге лет, периодов ее работы по экономическим специальностям: с 20 ноября 1990 г. по 18 сентября 1993 г. - экономистом, финансистом-экономистом производственно-экономического отдела, начальником планово-экономического отдела производственного жилищно-ремонтно-эксплуатационного треста Артемовского горисполкома, с 3 апреля 1995 г. по 18 августа 1997 г. - экономистом финансовой группы главной бухгалтерии Кемеровского механического завода, в чем ей было отказано.

Представитель ответчика в суде исковые требования не признал.

Решением Центрального районного суда г. Кемерово Кемеровской области от 18 января 2016 г., исковые требования удовлетворены. На ГУ МВД России по Кемеровской области возложена обязанность произвести перерасчет выслуги лет, включив в нее следующие периоды работы Гришановой Е.В. на экономических должностях: с 20 ноября 1990 г. по 18 сентября 1993 г. (2 года 9 месяцев 29 дней) - экономистом, финансистом-экономистом производственно-экономического отдела, начальником планово-экономического отдела производственного жилищно-ремонтно-эксплуатационного треста Артемовского горисполкома, с 3 апреля 1995 г. по 18 августа 1997 г. (2 года 4 месяца 16 дней) - экономистом финансовой группы главной бухгалтерии Кемеровского механического завода, всего - 5 лет 2 месяца 15 дней.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 12 апреля 2016 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В поданной в Верховный Суд Российской Федерации кассационной жалобе представителя ГУ МВД России по Кемеровской области Черновой Е.Г. ставится вопрос о передаче жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации для отмены судебных постановлений, как незаконных.

По результатам изучения доводов кассационной жалобы судьей Верховного Суда Российской Федерации Вавилычевой Т.Ю. 30 августа 2016 г. дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и ее же определением от 21 ноября 2016 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, письменных возражений на нее Гришаевой Е.В., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению, поскольку имеются основания для отмены в кассационном порядке судебных постановлений.

Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела имеются такого характера существенные нарушения норм материального права, допущенные судами первой и апелляционной инстанций, и они выразились в следующем.

Судом установлено и усматривается из материалов дела, что в период с 25 августа 1997 г. по 30 июня 2003 г. Гришанова Е.В. проходила службу в Управлении Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации по Кемеровской области.

На основании приказа от 21 июля 2003 г. N 865 л/с с 1 июля 2003 г. Гришанова Е.В. принята на службу в ГУВД по Кемеровской области, занимала должность начальника отделения по документированию преступлений на потребительском рынке отдела документальных исследований Управления экономической безопасности и противодействия коррупции ГУ МВД России по Кемеровской области.

27 апреля 2015 г. Гришанова Е.В. обратилась к начальнику ГУ МВД России по Кемеровской области с рапортом о включении в стаж, дающий ей право на пенсию по выслуге лет, периодов ее работы по экономическим специальностям: с 20 ноября 1990 г. по 18 сентября 1993 г. в должностях экономиста, финансиста - экономиста производственно-экономического отдела, начальником планово-экономического отдела производственного жилищно-ремонтно-эксплуатационного треста Артемовского горисполкома; с 3 апреля 1995 г. по 18 августа 1997 г. в должности экономиста финансовой группы главной бухгалтерии Кемеровского механического завода.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что приведенные выводы судов первой и апелляционной инстанций являются ошибочными, основанными на неправильном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.

Согласно подпункту "а" пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 11 марта 2003 г. N 306 "Вопросы совершенствования государственного управления в Российской Федерации" Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации упразднена с 1 июля 2003 г. Пунктом 5 этого Указа руководителям соответствующих федеральных органов исполнительной власти поручалось обеспечить переход согласно законодательству Российской Федерации лиц, уволенных со службы в федеральных органах налоговой полиции, на службу в органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и в органы внутренних дел Российской Федерации.

Частью 3 статьи 50 Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 20 мая 1993 г. N 4991-I, предусмотрено, что лицам, имеющим специальные звания налоговой полиции, включается в выслугу лет помимо времени, предшествовавшего военной службе, время предшествовавшей службы в органах внутренних дел на должностях рядового и начальствующего состава, время работы на предприятиях, в учреждениях и организациях в порядке, предусмотренном законодательством для сотрудников Государственной налоговой службы Российской Федерации, а также засчитывается время учебы в высших и средних специальных учебных заведениях из расчета два месяца учебы за один месяц службы.

Из приведенной нормы следует, что включение в выслугу лет сотруднику налоговой полиции времени работы на предприятиях, в учреждениях и организациях осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством для сотрудников Государственной налоговой службы Российской Федерации, то есть данная норма носит отсылочный характер. Такого порядка исчисления выслуги лет для сотрудников Государственной налоговой службы Российской Федерации утверждено не было.

В соответствии с подпунктом "е" пункта 2.6 Инструкции от 21 мая 1996 г. N 169 сотрудникам органов налоговой полиции, увольняемым со службы, в выслугу лет для назначения пенсии включалось время работы до поступления на службу в органы и учреждения налоговой полиции: в судах, органах прокуратуры, других правоохранительных органах, органах юстиции и органах Государственной налоговой службы Российской Федерации на должностях, по которым предусмотрено присвоение классных чинов (званий); в Министерстве финансов Российской Федерации и бывшего СССР, региональных и местных органах этого Министерства на должностях экономистов, бухгалтеров, ревизоров, других специалистов и их руководителей; в Главном управлении налоговых расследований при Государственной налоговой службе Российской Федерации и подразделениях налоговых расследований при государственных налоговых инспекциях после 17 декабря 1992 г., если работнику в период этой работы выплачивался оклад по специальному званию.

Таким образом, сотрудникам органов налоговой полиции, увольняемым со службы, в выслугу лет для назначения пенсии включалось время работы до поступления на службу в органы и учреждения налоговой полиции только в органах государственной власти и управления на должностях по финансово-экономическим, бухгалтерским и юридическим специальностям.

Время работы сотрудника налоговой полиции до поступления на службу в органы и учреждения налоговой полиции на должностях по экономическим специальностям на предприятиях, в коммерческих организациях и объединениях в Инструкции от 21 мая 1996 г. N 169 не названо в качестве периодов, подлежащих включению в выслугу лет для назначения пенсии.

Судебными инстанциями при разрешении спора положения указанной инструкции учтены не были.

Однако сами положения постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 к спорным отношениям судами применены не были.

Между тем в пунктах 1 и 2 постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 перечислены периоды, засчитывающиеся в выслугу лет для назначения пенсии после увольнения со службы в том числе сотрудникам органов внутренних дел. При этом названными пунктами не предусмотрено включение в выслугу лет для назначения пенсии лицам, на которых распространено действие этого постановления, периодов работы на экономических должностях на предприятиях, в коммерческих организациях и объединениях до поступления на службу.

Таким образом, из системного толкования приведенных положений нормативных правовых актов следует, что время работы сотрудника налоговой полиции до поступления на службу в органы налоговой полиции в должностях по экономическим специальности на предприятиях, в коммерческих организациях и объединениях в выслугу лет для назначения пенсии не включается.

В связи с этим вывод судебных инстанций о том, что частью 3 статьи 50 Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации предусмотрен дополнительный порядок исчисления выслуги лет для лиц, имеющих специальное звание налоговой полиции, а потому имеются основания для включения в выслугу лет для назначения пенсии периодов работы Гришановой Е.В. с 20 ноября 1990 г. по 18 сентября 1993 г. в должности экономиста, финансиста-экономиста производственно-экономического отдела, начальника планово-экономического отдела производственного жилищно-ремонтного эксплуатационного треста Артемовского горисполкома, с 3 апреля 1995 г. по 18 августа 1997 г. в должности экономиста финансовой группы главной бухгалтерии Кемеровского механического завода, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации признает ошибочным, поскольку он основан на неправильном толковании данной нормы, носящей отсылочный характер, и сделан без учета других нормативных правовых актов, регулирующих спорные отношения.

Судебная коллегия также считает неправомерной ссылку суда первой инстанции на пункт 6 Указа Президента Российской Федерации от 15 мая 1996 г. N 718 (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2000 г. N 1358), согласно которому при исчислении стажа работы, дающего право на установление надбавки за выслугу лет работникам налоговых органов, учитываются периоды работы на должностях по финансово-экономическим, бухгалтерским и юридическим специальностям, поскольку данная норма касается исчисления стажа работы, дающего право на надбавку за выслугу лет работникам налоговых органов, а не исчисления выслуги лет для назначения пенсии.

Учитывая изложенное, обжалуемые судебные постановления нельзя признать законными, они приняты с существенными нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены указанных судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами права, толкование которых дается в настоящем определении, и установленными по делу обстоятельствами.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

Подборка наиболее важных документов по запросу Предложение должности госслужащему при сокращении (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика: Предложение должности госслужащему при сокращении

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2020 год: Статья 31 "Отношения, связанные с гражданской службой, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа" Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" "Доводы кассационной жалобы М.С. о не предложении должностей начальников десяти управлений по основным направлениям деятельности Россотрудничества, включая должность начальника Управления страновых программ, которые являлись вакантными с ДД.ММ.ГГГГ, то есть с даты издания руководителем Россотрудничества приказа от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении нового штатного расписания центрального аппарата Россотрудничества, были предметом обсуждения суда апелляционной инстанции и отклонены как несостоятельные, поскольку новое штатное расписание центрального аппарата Россотрудничества вводилось в действие с ДД.ММ.ГГГГ. По смыслу положений части 5 статьи 31 Федерального закона N 79-ФЗ у представителя нанимателя не имелось обязанности предлагать государственному гражданскому служащему, должность которого подлежит сокращению, должности гражданской службы, имеющиеся в новом штатном расписании центрального аппарата Россотрудничества, введенном в действие с ДД.ММ.ГГГГ, то есть уже после увольнения М.С., состоявшегося ДД.ММ.ГГГГ."

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 31 "Отношения, связанные с гражданской службой, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа" Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" "Таким образом, судебные инстанции правомерно исходили из документального подтверждения факта сокращения должностей УФССП России по Самарской области, соблюдения ответчиком процедуры предложения истцу вакантных должностей и требования о предупреждении государственного гражданского служащего о предстоящем увольнении в связи с сокращением должности гражданской службы не менее чем за два месяца до увольнения, с приказом об увольнении истец ознакомлен, трудовая книжка выдана, произведены все выплаты в соответствии требованиями Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации"."

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Предложение должности госслужащему при сокращении

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Конституционный Суд Российской Федерации: 30 лет на защите прав граждан. На примерах практики
("Официальный сайт КС РФ", 2022) Трудовой кодекс Российской Федерации содержит ряд гарантий, предоставляемых работающим женщинам, имеющим детей, в частности часть четвертая его статьи 261 обеспечивает одиноким матерям, воспитывающим ребенка в возрасте до 14 лет, защиту от увольнения по инициативе работодателя по основаниям, не связанным с виновным поведением. Нет препятствий и для предоставления данной гарантии и женщинам, проходящим государственную гражданскую службу. Однако гражданка В.Ю. Боровик не получила такой защиты: будучи одинокой матерью с малолетним ребенком, она была уволена в рамках проводимых мероприятий по сокращению должностей государственной гражданской службы, однако предусмотренное для таких случаев основание увольнения - отказ государственного гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с сокращением должностей гражданской службы, а также при непредоставлении ему в этих случаях иной должности гражданской службы - формально не было отнесено законодателем к основаниям увольнения по инициативе представителя нанимателя. Это и явилось препятствием для удовлетворения судом ее требования о признании увольнения незаконным и восстановлении на службе.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Готовое решение: Как расторгнуть служебный контракт (уволить госслужащего)
(КонсультантПлюс, 2022) по инициативе представителя нанимателя, например при сокращении должностей, - подготовьте и вручите уведомление об увольнении и получите от госслужащего письменный отказ от предложенных вакантных должностей в этом же и в других госорганах (при наличии таких вакансий) (ч. 2, 5 и 6 ст. 31 Закона о государственной гражданской службе).

Нормативные акты: Предложение должности госслужащему при сокращении

"Обзор практики Конституционного Суда Российской Федерации за второй и третий кварталы 2012 года" Заявитель оспорил законоположения, определяющие, что в случае отказа государственного гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности государственной гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации, предложенных при сокращении должностей государственной гражданской службы, государственный гражданский служащий освобождается от замещаемой должности и увольняется с государственной гражданской службы; в этом случае служебный контракт с ним прекращается в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 33 данного Федерального закона. Были оспорены также нормативные положения, содержащие основания и порядок расторжения служебного контракта с государственным гражданским служащим по инициативе представителя нанимателя, а также предусматривающие такое общее основание прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности государственной гражданской службы и увольнения, как отказ государственного гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности государственной гражданской службы либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы, а также непредоставление ему в этих случаях иной должности государственной гражданской службы.

"Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2008 года"
(утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 05.12.2008)
(Извлечение)
(ред. от 17.07.2019) Отношения, связанные с гражданской службой, при реорганизации или ликвидации государственного органа либо сокращении должностей гражданской службы регламентированы ст. 31 указанного Федерального закона. Согласно п. 4 данной статьи в случае отказа государственного гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности государственной гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации при сокращении должностей гражданской службы либо при ликвидации государственного органа гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 33 названного Федерального закона (отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации в связи с сокращением должностей гражданской службы, а также при непредоставлении ему в этих случаях иной должности гражданской службы).

Статья 31. Отношения, связанные с гражданской службой, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа

(в ред. Федерального закона от 05.04.2013 N 57-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. При сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа государственно-служебные отношения с гражданским служащим продолжаются в случае предоставления гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, с его письменного согласия иной должности гражданской службы в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, либо в другом государственном органе с учетом:

1) уровня его квалификации, специальности, направления подготовки, продолжительности стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки;

(п. 1 в ред. Федерального закона от 30.06.2016 N 224-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) уровня его профессионального образования, продолжительности стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки при условии получения им дополнительного профессионального образования, соответствующего области и виду профессиональной служебной деятельности по предоставляемой должности гражданской службы.

(п. 2 в ред. Федерального закона от 30.06.2016 N 224-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. О предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы или упразднением государственного органа гражданский служащий, замещающий сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, предупреждается представителем нанимателя персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.

3. В течение срока, указанного в части 2 настоящей статьи, в государственном органе может проводиться внеочередная аттестация гражданских служащих в соответствии со статьей 48 настоящего Федерального закона. По результатам внеочередной аттестации гражданским служащим, имеющим преимущественное право на замещение должности гражданской службы, могут быть предоставлены для замещения иные должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе.

4. Преимущественное право на замещение должности гражданской службы предоставляется гражданскому служащему, который имеет более высокую квалификацию, специальность, направление подготовки, соответствующие области и виду его профессиональной служебной деятельности, большую продолжительность стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки и более высокие результаты профессиональной служебной деятельности.

(часть 4 в ред. Федерального закона от 30.06.2016 N 224-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, или государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, обязан в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, все имеющиеся соответственно в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, его специальности, направления подготовки, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей в указанных государственных органах может предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 30.06.2016 N 224-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. В случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы. В этом случае служебный контракт прекращается при сокращении должностей гражданской службы в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона и при упразднении государственного органа в соответствии с пунктом 8.3 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона.

7. Представитель нанимателя с письменного согласия гражданского служащего вправе расторгнуть с ним служебный контракт до истечения срока, указанного в части 2 настоящей статьи, выплатив ему дополнительную компенсацию в размере сохраняемого денежного содержания, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении.

Подборка наиболее важных документов по запросу Сокращение должностей государственной службы (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Формы документов: Сокращение должностей государственной службы

Судебная практика: Сокращение должностей государственной службы

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Сокращение должностей государственной службы

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Конституционный Суд Российской Федерации: 30 лет на защите прав граждан. На примерах практики
("Официальный сайт КС РФ", 2022) Трудовой кодекс Российской Федерации содержит ряд гарантий, предоставляемых работающим женщинам, имеющим детей, в частности часть четвертая его статьи 261 обеспечивает одиноким матерям, воспитывающим ребенка в возрасте до 14 лет, защиту от увольнения по инициативе работодателя по основаниям, не связанным с виновным поведением. Нет препятствий и для предоставления данной гарантии и женщинам, проходящим государственную гражданскую службу. Однако гражданка В.Ю. Боровик не получила такой защиты: будучи одинокой матерью с малолетним ребенком, она была уволена в рамках проводимых мероприятий по сокращению должностей государственной гражданской службы, однако предусмотренное для таких случаев основание увольнения - отказ государственного гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с сокращением должностей гражданской службы, а также при непредоставлении ему в этих случаях иной должности гражданской службы - формально не было отнесено законодателем к основаниям увольнения по инициативе представителя нанимателя. Это и явилось препятствием для удовлетворения судом ее требования о признании увольнения незаконным и восстановлении на службе.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Анализ кадрового состава государственных гражданских служащих Республики Коми (2009 - 2019 гг.)
(Патова Е.М.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2020, N 7) Реализация Указа Главы Республики Коми от 10 мая 2011 г. N 64 "Об оптимизации численности государственных гражданских служащих Республики Коми и работников государственных органов Республики Коми" привела к планомерному сокращению численности должностей государственной гражданской службы в 2011 - 2013 гг.

Нормативные акты: Сокращение должностей государственной службы

Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ
(ред. от 30.12.2021)
"О государственной гражданской службе Российской Федерации" Статья 31. Отношения, связанные с гражданской службой, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа

Федеральный конституционный закон от 05.02.2014 N 3-ФКЗ
(ред. от 16.04.2022)
"О Верховном Суде Российской Федерации" 6. Федеральным государственным гражданским служащим аппарата Верховного Суда Российской Федерации и аппарата Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, действовавших на день вступления в силу Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации", продолжающим осуществлять свои полномочия до дня вступления в силу настоящего Федерального конституционного закона и не назначенным на должности федеральной государственной гражданской службы в аппарате Верховного Суда Российской Федерации, образованного в соответствии с Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации", и Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации, предоставляются гарантии и компенсации, предусмотренные законодательством Российской Федерации при сокращении должностей федеральной государственной гражданской службы или упразднении государственного органа.

Задача 1
По решению представителя нанимателя был объявлен конкурс на замещение вакантной должности гражданской службы - начальника управления Правительства Свердловской области. Петрова, занимающего выборную муниципальную должность, не допустили к участию в конкурсе. Он обратился в комиссию государственного органа по рассмотрению индивидуальных служебных споров, указав, что отказывается от выборной муниципальной должности. Комиссия по служебным спорам не приняла его заявления, сославшись на то, что рассмотрение данного спора ей не подведомственно.

Содержание

Задача 1 3
Задача 2 5
Задача 3 8
Нормативно правовые акты 11
Список используемых источников 12

Прикрепленные файлы: 1 файл

муницип.doc

    1. Задача 1 3
    2. Задача 2 5
    3. Задача 3 8
    4. Нормативно правовые акты 11
    5. Список используемых источников 12

По решению представителя нанимателя был объявлен конкурс на замещение вакантной должности гражданской службы - начальника управления Правительства Свердловской области. Петрова, занимающего выборную муниципальную должность, не допустили к участию в конкурсе. Он обратился в комиссию государственного органа по рассмотрению индивидуальных служебных споров, указав, что отказывается от выборной муниципальной должности. Комиссия по служебным спорам не приняла его заявления, сославшись на то, что рассмотрение данного спора ей не подведомственно.

Решением конкурсной комиссии объявленный конкурс был признан не состоявшимся, так как остался один претендент на участие в конкурсе. Дайте правовую оценку действиям соответствующих субъектов. Какова подведомственность комиссии по служебным спорам?

Определение индивидуального трудового спора дано в статье 381 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которой, индивидуальный спор есть неурегулированное разногласие между работодателем и работником по вопросам применения законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению трудовых споров.

Трудовой кодекс Российской Федерации установил, что «если работник самостоятельно или с участием своего представителя не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с работодателем», то индивидуальный трудовой спор рассматривается комиссией по трудовым спорам.

Поступившее в комиссию по служебным спорам письменное заявление гражданского служащего либо гражданина, поступающего на гражданскую службу или ранее состоявшего на гражданской службе, подлежит обязательной регистрации указанной комиссией в день его подачи.

Комиссия по служебным спорам обязана рассмотреть служебный спор в течение десяти календарных дней со дня подачи письменного заявления. Порядок рассмотрения служебного спора комиссией по служебным спорам, а также порядок принятия решения комиссией и его исполнения регулируются федеральным законом.

Непосредственно в судах рассматриваются служебные споры по письменным заявлениям гражданского служащего или гражданина, ранее состоявшего на гражданской службе:

• о восстановлении в ранее замещаемой должности гражданской службы независимо от оснований прекращения или расторжения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы, увольнения с гражданской службы;

• об изменении даты освобождения от замещаемой должности гражданской службы без согласия гражданского служащего;

• об оплате за время вынужденного прогула либо о выплате разницы в денежном содержании за время исполнения должностных обязанностей по нижеоплачиваемой должности гражданской службы.

Из выше сказанного следует, что заявление отказа от выборной должности должен рассматривать суд.

Также согласно пп. б п. 2 ч.1 ст.17 ФЗ "О государственной гражданской службе в РФ" Петрову запрещается замещать должность гражданской службы, т. к. он занимает выборную муниципальную должность ( в органе местного самоуправления). Из сказанного следует, что Петрова правомерно не допустили к участию в конкурсе.

Согласно ст. 20 Положения от 01 февраля 2005 года № 112 «О конкурсе на замещение вакантной должности Государственной Гражданской Службы РФ» заседание комиссии проводится при наличии двух кандидатов на замещение должности, в нашем случае остался один кандидат, следовательно комиссия приняла правомерное решение признать конкурс недействительным.

В связи с сокращением должностей государственной гражданской службы в Управлении по налогам и сборам по Н-ской области была проведена внеочередная аттестация. Аттестационная комиссия приняла решение, что инспектор налоговой службы Терехов не соответствует замещаемой должности государственной гражданской службы, и рекомендовала предложить ему должность, не связанную с проведением контрольных проверок организаций. Приказом руководителя Управления его уволили в связи с несоответствием замещаемой должности гражданской службы. Терехов не согласился с решением руководителя Управления и подал в суд, мотивируя свои требования тем, что ему не предлагалась другая должность гражданской службы, а увольнение гражданского служащего с гражданской службы по результатам аттестации возможно только при отказе служащего от предложенной для замещения иной должности.

Представитель Управления в суде пояснил, что вакантные должности гражданской службы не были предложены, так как на их замещение были объявлены конкурсы. Подготовьте мотивированное решение суда.

В соответствии с Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» условия и порядок проведения аттестации государственных служащих устанавливаются Федеральным законом и законами субъектов.

Аттестация федеральных государственных служащих проводится в соответствии с Положением о проведении аттестации федеральных государственных служащих, утвержденным Указом Президента Российской Федерации.

Для проведения аттестации создаются специальные аттестационные

комиссии. Численный и персональный состав аттестационной комиссии, сроки и порядок ее работы утверждаются руководителем государственного органа, принимающего решение о назначении на должность или об освобождении от должности.

По результатам аттестации комиссии принимается одно из следующих решений:

• соответствует замещаемой должности гражданской службы;

• соответствует замещаемой должности гражданской службы и рекомендуется к включению в установленном порядке в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;

• соответствует замещаемой должности при условии успешного прохождения профессиональной переподготовки или повышения квалификации;

• не соответствует замещаемой должности.

Оценка деятельности государственного служащего, прошедшего аттестацию, и рекомендации аттестационной комиссии заносится в аттестационный лист.

По результатам аттестации комиссия вынесла решение: инспектор налоговой службы Терехов не соответствует замещаемой должности государственной гражданской службы, и рекомендовала предложить ему должность, не связанную с проведением контрольных проверок организаций.

Приказом руководителя Управления Терехова уволили, согласно обзору судебной практики по спорам, вытекающим из служебных отношений на Федеральной Государственной гражданской службе уволить или нет государственного служащего решает руководитель, т.е. он может предоставить ему должность соответствующую уровню квалификации либо не предоставляет.

Закон прямо не закрепляет обязанность представителя нанимателя предоставить гражданскому служащему, замещавшему сокращаемую должность, иную должность гражданской службы. Исходя из буквального понимания норм закона представитель нанимателя может (но не обязан) предоставить гражданскому служащему с учетом уровня его квалификации, профессионального образования и стажа работы (службы) иную должность.

Так как среди оснований расторжения трудового договора по инициативе работодателя предусматривает увольнение работника в случае его несоответствия занимаемой должности или выполняемой работе. Такое несоответствие может быть следствием двух причин: состояния здоровья или недостаточной квалификации.

До принятия ТК эти причины всегда имелись в виду, но они не были выделены отдельно друг от друга в самостоятельные подпункты. В настоящее время состояние здоровья и недостаточная квалификация сформулированы в качестве подп. "а" и "б" п. 3 ст. 81 ТК, которые обязательно должны применяться при решении вопроса об увольнении вследствие несоответствия занимаемой должности или выполняемой работе.
По основанию, а именно вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации, представителем нанимателя может быть расторгнут служебный контракт, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы (ст. 37 ФЗ о государственной службе).

Исходя из пп. "б" п. 3 ст. 81 ТК, увольнение по причине недостаточной квалификации допустимо только при условии, что такая причина подтверждена результатами аттестации. Таким образом, проведение аттестации для решения вопроса об увольнении в связи с недостаточной квалификацией является для работодателя обязательным. В Постановлении Пленума ВС РФ от 17.03.2004 указано, что работодатель не вправе расторгнуть трудовой договор с работником по причине недостаточной квалификации, если в отношении этого работника аттестация не проводилась либо аттестационная комиссия пришла к выводу о соответствии работника занимаемой должности.
Порядок проведения аттестации гражданских служащих предусмотрен ст. 48 ФЗ о государственной службе.

Принципиальное значение для судебной практики имеет суждение ВС РФ о том, что решение аттестационной комиссии не является единственным доказательством оценки деловых качеств работника. Выводы аттестационной комиссии о деловых качествах работника подлежат оценке в совокупности с другими доказательствами по делу.
Следовательно, суды, рассматривая дела, связанные с расторжением трудового договора по причине недостаточной квалификации, должны учитывать решение аттестационной комиссии, которое является необходимым условием применения подп. "б" п. 3 ст. 81 ТК, а также иные доказательства оценки деловых качеств работника.

Согласно ч. 3 ст. 81 ТК Терехов подлежит увольнению в связи с несоответствием замещаемой должности ( что и сделал руководитель).

Гражданский служащий Суслов за совершение должностного преступления приговором суда, вступившим в законную силу, был осуждён к наказанию в виде штрафа. Руководитель государственного органа поручил начальнику кадровой службы подготовить документы о расторжении с Сусловым служебного контракта, освобождении от должности и увольнении с гражданской службы. Вы являетесь начальником кадровой службы. По какому основанию может быть расторгнут служебный контракт, и в каком порядке может быть уволен Суслов с гражданской службы?

К должностным преступлениям относятся: злоупотребление должностными полномочиями, превышение должностных полномочий, дача взятки, получение взятки, служебный подлог, халатность и др.

Основания для прекращения служебного контракта с гражданским служащим указаны в главе 6 ст. 33 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»: общие основания прекращения служебного контракта; прекращение служебного контракта по инициативе гражданского служащего; прекращение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя; отношения, связанные с гражданской службой, при реорганизации или ликвидации государственного органа либо сокращении должностей гражданской службы; приостановление и прекращение служебного контракта по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон.

Прекращение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя:

В целом основания расторжения служебного контракта по инициативе представителя нанимателя в зависимости от вины гражданского служащего традиционно подразделяются на две группы.

В первую группу входят основания расторжения трудового договора при отсутствии вины гражданского служащего. К ним следует отнести расторжение служебного контракта вследствие несоответствия гражданского служащего замещаемой должности, а также увольнение гражданского служащего в связи с прекращением допуска к государственной тайне, если исполнение должностных обязанностей требует такого допуска.

Все иные основания расторжения служебного контракта фактически являются виновными, т.е. связаны с совершением виновного деяния самим гражданским служащим.

Другим основанием для расторжения служебного контракта по инициативе представителя нанимателя является неоднократное неисполнение гражданским служащим без уважительных причин должностных обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание. Увольнение гражданского служащего по этому основанию является дисциплинарным взысканием, поэтому в данном случае должен соблюдаться порядок наложения дисциплинарного взыскания, установленный действующим законодательством. Правила наложения дисциплинарных взысканий установлены ст. 58 закона, которая в целом воспроизводит соответствующие нормы ст. 193 Трудового кодекса РФ.

Дисциплинарное взыскание в виде увольнения с гражданской службы может применяться и в случае однократного грубого нарушения должностных обязанностей. Перечень грубых нарушений служебной дисциплины, которые являются основанием для увольнения, приводится в п. 3 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной службе Российской Федерации». Этот перечень по смыслу закона является исчерпывающим и расширительному толкованию не полежит. Указанные основания в целом повторяют аналогичную норму п. 6 ст. 81 ТК РФ.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: