В советском уголовном праве за антигосударственные преступления была определена какая мера наказания

Обновлено: 25.04.2024

После революции в начале октября 1917 г. новые руководители бывшей Российской Империи объявили, что они отказываются от применения царских законов, в том числе и уголовных. Однако в первые годы Советской власти зачастую применялись законы, которые были приняты при старом строе. Как видим, отменялись не все старые законы, а исключительно те, которые не противоречили свежим. И наконец, примечанием к ст. 22 "Положения о народном суде РСФСР", изданного 30 ноября 1918 года, были запрещены ссылки в вердиктах и решениях на законы свергнутых правительств. С данного времени ссылки на старые законы действительно прекратились. Впрочем, не многие старое было забыто. А именно, новый законодатель применял в борьбе с преступлениями некоторые виды санкций, которые были в царском уголовном законодательстве. И в первую очередь данное относится к смертной казни. Смертная казнь считается наиболее старейшим институтом уголовного права. Ее приняли на вооружение все страны мира, почти все страны применяют смертную казнь и сегодня. Не является исключением и Россия. Список преступлений, за которые она применялась, достаточно широк.

Исследование уголовного законодательства Российского государства продемонстрировало, что санкцию в виде смертной казни в последующем стало предусматриваться за меньшее количество правонарушений. Особенно это было видно в Уложениях о санкциях уголовных и исправительных 1845, 1885 гг. и в Уголовном Уложении 1903 г. Но это невозможно было сказать, изучая судебную практику.[1]

Так, к примеру, М.Н. Гернет писал, что в 1906 г. было казнено 574 человека, в 1907 г. - ИЗО; 1908 г. - 1340; 1909 г. - 717 человек. Сразу же после свершения Октябрьской революции смертная казнь в России была отменена. В Декрете "Об отмене смертной казни" II Всероссийского Съезда Советов 26 октября 1917 г. 25 декабря 1918 г. было принято постановление Совета рабочей и крестьянской обороны "О дезертирстве". В п. 6 данного постановления рассказывалось: "Установить наказуемость: 1) пойманных дезертиров в пределах от денежных вычетов (в утроенном размере причитавшегося им за время отсутствия из части содержания до расстрела включительно . ". 12 апреля 1919 г. Декретом ВЦИК было утверждено "Положение о революционных трибуналах". В п. 1 говорилось: "Революционные трибуналы учреждаются со специальной целью рассмотрения дел о контрреволюционных и всяких других действиях, идущих против всех завоеваний Октябрьской революции и направленных к ослаблению силы и авторитета советской власти. Согласно с этим трибуналам предоставляется ничем не ограниченное право в определении меры репрессии". Руководствуясь данным Декретом, трибуналы обширно использовали наказание в виде смертной казни.

Согласно постановлению Совета рабочей и крестьянской обороны от 3 июня 1919 г. "О мерах к искоренению дезертирства" советские должностные лица, виновные в укрывательстве мобилизованных и дезертиров, как изменники рабоче-крестьянскому делу, подлежали самым тяжким санкциям, вплоть до расстрела (п. 9).

Нельзя не отметить постановление Совета рабочей и крестьянской обороны от 10 октября 1919 г. "Об ответственности за злоумышленное разрушение жд. сооружений".

Постановлением ВЦИК и СНК от 17 января 1920 г. смертная казнь была отменена. Но Декретом ВЦИК от 8 апреля 1920 грам. трибуналам было предоставлено право к дезертирам применение санкции в виде смертной казни.

Изучая уголовное законодательство России и, в частности, институт наказания в виде смертной казни, нельзя забывать о том историческом периоде, когда она применялась или отменялась. Это был период гражданской войны. Хотя даже в то время руководители государства считали данное наказание временной и исключительной мерой. К примеру, Ф.Э. Дзержинский трижды вносил предложения об отмене смертной казни.[2]

Смертную казнь при советской власти и в настоящее время считали и считают временной мерой наказания.

Согласно УК РСФСР 1922 г. смертная казнь применялась за так называемые контрреволюционные преступления и некоторые преступления против порядка управления.

Несложно обнаружить, собственно как по Уголовному Уложению 1903 г., так и по УК РСФСР 1922 г., уголовный закон охранял незыблемость государственного строя.

1. Смертная казнь по УК РСФСР 1922 г. предусматривалась за шпионаж (ст. 66). Постановлением ЦИК СССР от 8 июня 1934 г. был введен состав измены Родине в "Положение о преступлениях государственной: "Измена Родине, другими словами деяния, совершенные гражданами Союза ССР в ущерб военной силе Союза ССР, его государственной независимости или неприкосновенности его территории, как то: шпионаж, выдача военной или государственной тайны, переход на сторону врага, бегство или перелет за границу".[4]

Смертная казнь по УК РСФСР 1922 г. была предусмотрена за должностные правонарушения.

Смертная казнь по УК РСФСР 1922 г. назначалась за получение взятки, совершенной при отягчающих обстоятельствах. Декретом ВЦИК и СНК 9 октября 1922 года была введена смертная казнь и за дачу взятки (ст.144 а). "После двухсотлетнего перерыва, впервые с Петровских времен, государственная власть стала за взятку убивать. В 1922 году за взяточничество был расстрелян 61 человек, в 1923 году - 91, в 1924 - 46.[5]

В заключение можно сказать: сравнительный анализ законодательства указывает, что количество преступлений, за которые предусматривались санкции в виде смертной, казни было больше по УК РСФСР 1922 г. Но практически в дореволюционный период, то есть с 1903 по 1907 г., смертная казнь применялась чаще. Это потому, что она предусматривалась еще и по военно-уголовным законам, причем как к военным, так и к гражданским лицам.

а) экономические принципы нэпа не соответствовали принципам директивного государственного управления, прочно утвердившимся к концу 1920-х годов.

б) нэп не оправдал себя экономически

в) к изменению курса вынудила международная обстановка

К сплошной коллективизации перешли:

Для какой категории населения СССР были введены паспорта в начале 1930-х годов?

а) только для жителей городов

б) только для рабочих крупных промышленных предприятий

в) только для колхозников

2.4. Примерный перечень вопросов
к итоговой аттестации (экзамену)

1. Предмет истории отечественного государства и права. Периодизация курса.

2. Основные пути возникновения государственности на территории России. Теории происхождения Древнерусского государства.

3. Общественный строй Древней Руси. Правовое положение населения по Русской Правде.

4. Государственный строй Древней Руси.

5. Источники права Древнерусского государства. Редакции Русской Правды, их структура и содержание.

6. Вещное право в Древней Руси. Развитие права собственности на землю: от Русской Правды к Псковской судной грамоте (ПСГ)

7. Обязательственное право по Русской Правде, система договоров.

8. Основные черты уголовного права по Русской Правде.

9. Суд и процесс по Русской Правде.

10. Общественно-государственный строй Новгородской и Псковской феодальных республик (XI–XV века).

11. Правовое положение зависимого населения по Псковской судной грамоте.

12. Гражданское право по Псковской судной грамоте.

13. Уголовное право по Псковской судной грамоте.

14. Суд и процесс по Псковской судной грамоте.

15. Предпосылки образования Русского централизованного государства.

16. Государственное устройство Московской Руси.

17. Отношения государственной власти Московской Руси с Церковью.

18. Местное управление в Московском государстве.

19. Источники русского феодального права XIV–XVI веков. Судебники 1497 и 1550 годов.

20. Правовое положение населения по Судебнику 1497 года.

21. Гражданское право по Судебнику 1497 года.

22. Уголовное право по Судебнику 1497 года.

23. Суд и процесс по Судебнику 1497 года.

24. Институты власти в период сословно-представительской монархии. Реформы Ивана IV.

25. Соборное уложение 1649 года. Источники, состав, структура.

26. Правовое положение служилого сословия в Московской Руси.

27. Правовое положение крестьян в Московском государстве. Оформление крепостного права.

28. Правовое положение посадских людей по Соборному уложению 1649 года.

29. Правовой режим вотчины и поместья.

30. Уголовное право по Соборному уложению 1649 года.

31. Суд и процесс по Соборному уложению 1649 года.

32. Развитие и становление абсолютизма, его юридическое оформление.

33. Общественный строй Российской империи. Сословные реформы Петра I.

34. Государственные реформы Петра I.

35. Артикул воинский. Уголовное право по Воинскому артикулу.

36. Основные черты гражданского права в первой половине XVIII века.

37. Суд и процесс в первой половине XVIII века. Краткое изображение процессов и судебных тяжб.

38. Реформы Екатерины II в области управления и судопроизводства. Устав благочиния 1792 г.

39. Формирование сословного строя России во второй половине XVIII века. Жалованные грамоты дворянству и городам 1785 года.

40. Изменения в государственном и общественном устройстве Российской империи в первой половине XIX века.

41. Систематизация российского законодательства в первой половине XIX века.

42. Полное собрание законов Российской империи.

43. Гражданское право по Своду законов Российской империи.

44. Уголовное право по Своду законов Российской империи. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года.

45. Крестьянская реформа 1861 года.

46. Земская и городская реформы 1864 года.

47. Судоустройство по судебным уставам от 20 ноября 1864 года.

48. Мировая юстиция по судебным уставам 1864 года.

49. Суд присяжных в Российской империи.

50. Введение института присяжных поверенных по судебной реформе 1864 года. Реорганизация прокуратуры.

51. Уголовный процесс в России по Уставу уголовного судопроизводства 1864 года.

52. Гражданский процесс по Уставу гражданского судопроизводства 1864 года.

53. Общественный строй в России в начале XX века. Столыпинская аграрная реформа.

54. Становление конституционализма в России. Основные государственные законы 1906 года.

55. Государство и право Российской империи в годы Первой мировой войны (1914 г. – февраль 1917 года).

56. Развитие государства и права в период буржуазно-демократических преобразований (февраль – октябрь 1917 года).

57. Слом старой и создание новой, советской, государственности в 1917–1918 годах.

58. Разрушение старого права и создание основ советского права.

59. Возникновение советского гражданского и хозяйственного права. Возникновение и развитие советского земельного права (1917–1920 гг.)

60. Возникновение и развитие советского семейного права (1917–1920 гг.)

61. Становление и развитие трудового законодательства (1917–1920 гг.)

62. Конституция РСФСР 1918 года. Органы власти и управления.

63. Создание основ судопроизводства. Декреты о суде № 1, № 2, № 3.

64. Политика военного коммунизма. Развитие государственного механизма в годы Гражданской войны.

65. Кодификация советского законодательства в 1922–1923 годах.

66. Создание уголовного кодекса РСФСР 1922 года.

67. Судебная реформа 1922 года.

68. Гражданский кодекс 1922 года.

69. КЗоТ 1922 года и дальнейшее развитие трудового законодательства.

70. Развитие семейно-брачного права в Советской России. Кодекс о браке, семье и опеке 1926 года.

71. Уголовно-процессуальный и гражданско-процессуальный кодексы 1923 года.

72. Образование СССР. Конституция СССР 1924 года.

73. Изменения в государственном механизме в 30-е годы, приспособление его к проведению сталинской репрессивной политики.

74. Изменения в трудовом и уголовном законодательстве в 30-е годы.

75. «Большой террор» 1937–1938 гг.

76. Конституция СССР 1936 года.

77. Государство и право в период Великой Отечественной войны.

78. Изменения в государственном механизме и праве в 1945–1965 годы.

79. Кодификация советского законодательства в 60-е – 80-е годы. Конституция СССР 1977 г.

80. Советское государство и право на пороге кризиса (1975–1991 годы).

81. Сущность «перестройки».

82. Разрушение СССР и создание РФ. Обновление конституционного законодательства.

83. Формирование государственного единства в Российской Федерации

Форма итогового контроля


СИСТЕМА НАКАЗАНИЙ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В первые годы существования Советского государства инсти­тут уголовного наказания отличался крайней противоречивостью. Это объяснялось прежде всего тем, что советская власть практи­чески полностью отвергла имперское законодательство, а также чрезвычайно сложным внутриполитическим положением, когда законность заменялась целесообразностью, направленной на удержание и укрепление советской власти. Потребовалось опре­деленное время для того, чтобы законодатель смог сделать пер­вое обобщение развития уголовно-правовых норм - это произой­дет с принятием Руководящих начал по уголовному праву РСФСР в декабре 1919 г. До этого вопросы уголовного права и, соответственно, наказания содержались в многочисленных, раз­розненных, зачастую противоречащих друг другу нормативно-­правовых и правоприменительных актах как высших органов со­ветской власти, так и органов управления[1].

В первые годы после революции (1917-1921 годы) закладыва­лись основы советской государственности, при этом ломались и уничтожались остатки старой дореволюционной уголовной сис­темы, принимались первые советские уголовные законы, направ­ленные против врагов социалистического государства. В этот пе­риод отсутствовала четкая система наказаний, виды наказаний появлялись бессистемно в различных нормативных актах, посвя­щенных регулированию различных сфер деятельности.

В ноябре 1917 г. формулируется новый вид наказания - «объяв­ление вне закона». Такая санкция была применена СНК к «вождям контрреволюционного заговора» в соответствии с обращением СНК «О борьбе с контрреволюционным восстанием Каледина, Корнило­ва, Дутова, поддерживаемым Центральной радой»[2] ,[3] .

Впервые достаточно подробный перечень наказаний появляет­ся в Инструкции НКЮ от 19 декабря 1917 г. «О революционном трибунале, его составе, делах, подлежащих его ведению, нала­гаемых им наказаниях и о порядке ведения его заседаний»[4], ко­торый включал в себя:

1) денежный штраф;

2) лишение свободы;

3) удаление из столиц, отдельных местностей или пределов Российской Республики;

4) объявление общественного порицания;

5) объявление виновного врагом народа;

6) лишение виновного всех или некоторых политических прав;

7) секвестр или конфискация (частичная или общая) имущест­ва виновного;

8) присуждение к обязательным общественным работам.

Однако данный перечень наказаний не являлся исчерпываю­щим и их количество увеличивалось в связи с принятием после­дующих законодательных актов. Так, декретом ВЦИК (от 13 ап­реля 1918 г. «О сроке службы в Рабоче-Крестьянской армии»[5] за самовольное оставление рядов армии до истечения указанного срока применялось такое наказание, как «лишение прав гражда­нина Советской республики».

Таким образом, обнаруживается, что в первые годы советской власти отсутствовал единый кодифицированный акт уголовного права, нормы, регулирующие вопросы преступности и наказуе­мости, содержались в различных нормативных актах без всякой системы, в хаотичном порядке. Каждый последующий акт принимался без учета предыдущего, что приводило к возникновению все новых и новых видов наказаний, отсутствовал единый исчер­пывающий перечень наказаний, отсутствовали и четкие границы (пределы, сроки) того или иного вида наказания.

Система наказаний в советском уголовном праве впервые бы­ла разработана в «Руководящих началах по уголовному праву РСФСР» в 1919 году. В разделе VI этого документа содержался перечень уголовных наказаний, которые могли применяться к виновным в совершении преступлений. Перечень наказаний яв­лялся примерным, и суды были наделены правом по своему ус­мотрению назначать и иные наказания, не предусмотренные Ру­ководящими началами.

Все наказания, предусмотренные УК РСФСР 1922 года, располагались от наиболее тяжких к наименее тяжким. В соответст­вии со ст. 32 УК РСФСР 1922 года система наказаний включала в себя следующие их виды:

а) изгнание из пределов РСФСР на срок или бессрочно;

б) лишение свободы со строгой изоляцией или без таковой;

в) принудительные работы без содержания под стражей;

г) условное осуждение;

д) конфискация имущества - полная или частичная;

ж) поражение прав;

з) увольнение от должности;

и) общественное порицание;

к) возложение обязанности загладить вред.

В качестве исключительной меры мог применяться расстрел, - но это касалось тех дел, которые находились в производстве революционных трибуналов.

Следующий этап развития уголовного законодательства свя­зан с образованием Союза Советских Социалистических респуб­лик. В 1924 году была принята общесоюзная Конституция и пер­вый общесоюзный Закон - «Основные начала уголовного законо­дательства Союза ССР и союзных республик». В Основных нача­лах законодатель отказался от термина «наказание» и заменил его термином «меры социальной защиты», что было обусловлено общей политикой государства отмежеваться от методов и средств борьбы с преступностью, которые использовались в царской Рос­сии и других капиталистических государствах, соответственно, отказываясь от апробированных методов и средств, законодатель стремился отказаться и от использования общепринятых терми­нов. Так, наряду с отказом от термина «наказание» советское го­сударство пыталось «избавиться» и от таких терминов, как «ад­вокат», «прокурор» и др.

Однако подобный искусственный уход от понятия «наказа­ние» не был одобрен ни практикой, ни теорией, поэтому уже в 1934 году законодатель, судебная практика и юридическая наука решительно отвергли термин «меры социальной защиты» и вновь вернулись к термину «уголовное наказание»[6].

Все меры социальной защиты Основные начала подразделяют на три вида:

- меры судебно-исправительного характера;

- меры ме­дицинского характера;

- меры медицинско-биологического харак­тера.

Статья 13 Основных начал перечисляла следующие виды мер судебно-исправительного характера:

а) объявление врагом трудящихся с лишением гражданства Союза ССР и изгнанием из пределов Союза ССР навсегда;

б) лишение свободы в исправительно-трудовых лагерях в от­даленных местностях Союза ССР;

в) лишение свободы в общих местах заключения;

г) принудительные работы без лишения свободы;

д) поражение прав;

е) удаление из пределов Союза ССР на срок;

ж) удаление из пределов союзной республики или из пределов отдельной местности е поселением в тех или иных местностях или без такового с запрещением проживания в тех или иных ме­стностях или без такового запрещения;

з) увольнение от должности;

и) запрещение занимать ту или иную должность либо зани­маться той или иной деятельностью или промыслом;

к) общественное порицание;

л) конфискация имущества;

Союзным республикам предоставлялось право устанавливать и иные меры наказания в соответствии с общими принципами уголовного законодательства СССР. Основные начала также ус­танавливали, что временно в качестве высшей меры социальной защиты, впредь до полной ее отмены, ЦИК СССР для борьбы с наиболее тяжкими видами преступлений, угрожающими основам советской власти и советского строя, допускается применение расстрела. В дальнейшем перечень мер, предусмотренных Ос­новными началами, подвергался неоднократным изменениям и дополнениям[7].

Сравнивая систему мер социальной защиты судебно-исправи­тельного характера, закрепленную в Основных началах уголовно­го законодательства, и систему наказаний по УК РСФСР 1922 года, обнаруживается, что она была несколько изменена. Так, из­гнание из пределов РСФСР было заменено объявлением врагом трудящихся с лишением гражданства СССР и изгнанием навсегда из пределов СССР. Изгнание на срок было заменено удалением из пределов союзной республики или из пределов отдельной ме­стности с поселением в тех или иных местностях или без таково­го с запрещением проживания в тех или иных местностях или без такового запрещения. Условное осуждение было исключено из системы наказания и стало рассматриваться как форма условного освобождения от наказания.

Смертная казнь, так же, как и в УК РСФСР 1922 года, не была включена в общий перечень наказаний. В ст. 13 Основных начал указывалось на временный и исключительный характер смертной казни: «Временно в качестве высшей меры социальной защиты, впредь до полной ее отмены Центральным Исполнительным Ко­митетом Союза ССР, для борьбы с наиболее тяжкими видами преступления, угрожающими основам Советской власти и Совет­ского строя, допускается расстрел»[8].

В 1926 году был принят новый Уголовный кодекс РСФСР, ко­торый внес некоторые изменения в существовавшую ранее сис­тему наказаний. Как уже указывалось выше, с 1922 по 1926 г.г. шел процесс смягчения мер наказания, что не могло не отразить­ся и на системе наказаний УК РСФСР 1926 года. Уголовный ко­декс 1926 года предусматривал значительно более мягкие меры, чем Уголовный кодекс 1922 года[9].

В соответствии со ст. 20 УК РСФСР 1926 года система наказа­ний (мер социальной защиты судебно-исправительного характе­ра) включала в себя:

а) объявление врагом трудящихся с лишением гражданства Союза ССР и обязательным изгнанием из его пределов;

б) лишение свободы со строгой изоляцией;

в) лишение свободы без строгой изоляции;

г) принудительные работы без лишения свободы;

д) поражение политических и отдельных гражданских прав;

е) удаление из пределов Союза ССР на срок;

ж) удаление из пределов РСФСР или отдельной местности с обязательным поселением в иных местностях или без этого, или с запрещением проживания в отдельных местностях или без этого;

з) увольнение от должности с запрещением занятия той или другой должности или без этого;

и) запрещение занятия той или иной деятельностью или про­мыслом;

к) общественное порицание;

л) конфискация имущества, полная или частичная;

м) денежный штраф;

о) возложение обязанности загладить причиненный вред.

То есть система наказаний УК РСФСР 1926 года практически полностью дублировала систему наказаний Основ 1924 года, за некоторым уточнением отдельных видов наказаний, кроме того, УК РСФСР 1926 года содержал такой вид наказания, не извест­ный Основам 1924 года, как возложение обязанности загладить причиненный вред.

Таким образом, мы видим, что, несмотря на слом всей право­вой системы, существовавшей до Октябрьской революции, совет­ское государство достаточно быстро восполнило правовой ваку­ум посредством принятия новых кодифицированных актов, в том числе и уголовных. Результатом этого явилась достаточно разра­ботанная, предусматривающая значительное количество новых видов наказаний система наказаний, широко применявшихся к лицам, совершившим те или иные преступления.

Система наказаний УК РСФСР 1960 года не предусматривала таких наказаний, как лишение родительских прав (прав на воспи­тание своих детей), а также высылку из страны и лишение рос­сийского гражданства.

Статья 21 УК РСФСР закрепляла следующие виды наказаний:

1) лишение свободы;

2) исправительные работы без лишения свободы;

3) лишение права занимать определенные должности или за­ниматься определенной деятельностью;

5) увольнение от должности;

6) возложение обязанности загладить причиненный вред;

7) общественное порицание;

8) конфискация имущества;

9) лишение воинского или специального звания[10].

Так же, как и в Основах 1958 года, устанавливалось, что к военнослужащим срочной службы могло применяться наказание в виде направления в дисциплинарный батальон. Виды наказаний, включая общественное порицание, были расположены по степени их тяжести - от наиболее к наименее тяжкому.

Вне системы наказаний (ст. 23 УК РСФСР) была выделена смертная казнь, которая, как исключительная мера наказания, могла применяться только к лицам, совершившим особо тяжкие преступления.

Все наказания, предусмотренные исследуемым уголовным за­коном, классифицировались по определенным признакам. Непо­средственно в УК РСФСР 1960 года, в зависимости от порядка на­значения, выделялись три группы наказаний: 1) основные (лише­ние свободы, исправительные работы без лишения свободы, обще­ственное порицание и направление в дисциплинарный батальон); 2) дополнительные (конфискация имущества и лишение воинского или специального звания); 3) наказания, которые могут назначать­ся как в качестве основных, так и дополнительных (лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, штраф, увольнение от должности, возложение обя­занности загладить причиненный вред).

Подводя итог анализу системы наказаний по законодательству советского периода, необходимо отметить, что, несмотря на то, что Советское государство полностью отказалось от опыта зако­нодательного регулирования царской России, тем не менее, уже в первые годы советской власти предпринимались достаточно ус­пешные попытки построения системы наказаний. По сравнению с ситуацией, сложившейся на Руси, во времена советского государства система наказаний приобретает более упорядоченный характер, в систему наказаний не включаются телесные и члено­вредительные наказания. Несмотря на достаточно широкое при­менение смертной казни в первые годы советской власти и в пе­риод сталинских репрессий, тем не менее, смертная казнь исклю­чена из системы наказаний и рассматривалась как временный и исключительный вид наказания, который мог применяться толь­ко в крайних случаях. И хотя смертная казнь все же применялась, исчезли ее квалифицированные виды, широко применявшиеся в России и поражавшие своей жестокостью.

Таким образом, нельзя недооценивать те положительные тен­денции в области развития уголовного права в советский период, направленные на постоянное реформирование системы наказаний. Нельзя недооценивать вклад советского законодательства в разви­тие системы наказаний, так как именно в этот период окончатель­но оформилось понятие системы наказаний, основные принципы ее построения, цели наказаний, которые были восприняты законо­дателем при построении современной системы наказаний.

[1] Упоров И. Развитие уголовного наказания в первые годы советской власти // Уголовное право. 2000. № 4. С. 36.

[2] СУ РСФСР. 1917. № 4.

[3] Упоров И. Развитие уголовного наказания в первые годы советской власти // Уголовное право. 2000. № 4. С. 37.

[4] СУ РСФСР. 1917. № 12.

[5] СУ РСФСР. 1918. № 33.

[6] СЗ СССР. 1935. № 19. Ст. 155.

[7] Шаргородский М.Д. Наказание по советскому уголовному праву. М., 1958. С. 59.

[8] СЗ СССР. 1935. № 19. Ст. 155.

[9] Эстрин А.Я. Развитие советской уголовной политики и советское законодательство. М., 1933. С. 167.

В целях ограждения рабоче-крестьянского государства и революционного правопорядка от его нарушителей и общественно опасных элементов и установления твердых основ революционного правосознания Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет

1. Ввести в действие Уголовный кодекс на всей территории PСФСР с 1-го июня 1922 года.

2. С момента вступления его в силу отпадает действие всех иных норм, устанавливающих до момента его введения основания и размер уголовных наказаний.

3. Уголовный кодекс применяется по отношению ко всем преступным деяниям, не рассмотренным в судебном порядке до введения его в действие.

4. Изменения или дополнения сего Кодекса, вызываемые местными бытовыми условиями, вводятся в жизнь лишь постановлениями отдельных Центральных Исполнительных Комитетов по утверждении Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом.

5. Президиуму Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета поручается ввести в действие настоящий Кодекс на территории союзных Советских Республик в надлежащем порядке.

Председатель Всероссийского
Центрального Исполнительного
Комитета
М.Калинин

Народный Комиссар Юстиции
Д. Курский

Секретарь Всероссийского
Центрального Исполнительного
Комитета
А.Енукидзе

УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РСФСР

____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 1927 года
в связи с принятием Уголовного Кодекса РСФСР 1926 года
____________________________________________________________________

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

I. Пределы действия Уголовного кодекса.

1. Действие Уголовного кодекса распространяется на все преступления, совершенные в пределах РСФСР, как ее гражданами, так и иностранцами, если последние по своему дипломатическому положению не пользуются правом экстерриториальности.

2. Действие сего Кодекса распространяется на граждан РСФСР и в том случае, когда преступные деяния совершены ими за пределами Республики.

3. Действие сего Кодекса распространяется также на пребывающих в РСФСР иностранцев, совершивших вне пределов Республики преступления против основ государственного строя и военной мощи РСФСР.

4. Изъятия из действия ст.ст. 2 п.3 Уголовного кодекса могут иметь место лишь в порядке особых договоров, заключенных РСФСР с отдельными государствами.

II. Общие начала применения наказания

5. Уголовный кодекс РСФСР имеет своей задачей правовую защиту государства трудящихся от преступлений и от общественно опасных элементов и осуществляет эту защиту путем применения к нарушителям революционного правопорядка наказания или других мер социальный защиты.

6. Преступлением признается всякое общественно опасное действие или бездействие, угрожающее основам советского строя и правопорядку, установленному рабоче-крестьянской властью на переходный к коммунистическому строю период времени.

7. Опасность лица обнаруживается совершением действий, вредных для общества, или деятельностью, свидетельствующей о серьезной угрозе общественному правопорядку.

8. Наказание и другие меры социальной защиты применяются с целью: а) общего предупреждения новых нарушений как со стороны нарушителя, так и со стороны других неустойчивых элементов общества; б) приспособления нарушителя к условиям общежития путем исправительно-трудового воздействия; в) лишение преступника возможности совершения дальнейших преступлений.

9. Назначение наказания производится судебными органами по их социалистическому правосознанию с соблюдением руководящих начал и статей настоящего Кодекса.

10. В случае отсутствия в Уголовном кодексе прямых указаний на отдельные виды преступлений, наказания или меры социальной защиты применяются согласно статей Уголовного Кодекса, предусматривающих наиболее сходные по важности и роду преступления, с соблюдением правил общей части сего Кодекса.

11. Наказанию подлежат лишь те, которые:

а) действовали умышленно, т.е. предвидели последствия своего деяния и их желали или же сознательно допускали их наступление;

б) действовали неосторожно, т.е. легкомысленно надеялись предотвратить последствия своих действий или же не предвидели их, хотя и должны были их предвидеть.

12. Приготовлением к преступлению считается приискание, приобретение или приспособление орудий, средств и создание условий или совершения преступлений.

Приготовление к преступлению карается лишь в том случае, если оно само по себе является наказуемым действием.

13. Покушением на преступление считается действие, направленное на совершение преступления, когда совершающий таковое не выполнил всего того, что было необходимо для приведения его намерения в исполнение, или когда, несмотря на выполнение им всего, что он считал необходимым, преступный результат не наступил по причинам, от него не зависящим.

14. Покушение на какое-либо преступление карается как совершенное преступление, причем отсутствие или незначительность вредных последствий покушения могут быть приняты во внимание судом при определении меры наказания; покушение же, не доведенное до конца по собственному побуждению покушавшегося, карается как то преступление, которое фактически им совершено.

15. За преступление наказываются как исполнители, так и подстрекатели и пособники. Мера наказания каждому из этих соучастников преступления определяется как степенью участия, так и степенью опасности преступника и совершенного им преступления.

16. Исполнителями считаются те, кто принимает непосредственное участие в выполнении преступного действия, в чем бы оно ни заключалось.

Подстрекателями считаются лица, склонившие к совершению преступления.

Пособниками считаются те, кто содействует выполнению преступления советами, указаниями, устранением препятствий, сокрытием преступника или следов преступления.

17. Наказанию не подлежат лица, совершившие преступление в состоянии хронической душевной болезни или временного расстройства душевной деятельности, или вообще, в таком состоянии, когда совершившие его не могли давать себе отчета в своих действиях, а равно и те, кто хотя и действовал в состоянии душевного равновесия, но к моменту вынесения или приведения приговора в исполнение страдает душевной болезнью. К таковым лицам могут применяться лишь меры социальной защиты, указанные в ст. 46 Уголовного кодекса.

Действие настоящей статьи не распространяется на лиц, которые привели себя в состояние опьянения для совершения преступления.

18. Наказание не применяется к малолетним до 14 лет, а также всем несовершеннолетним от 14 до 16 лет, в отрешении которых признано возможным ограничиться мерами медико-педагогического воздействия.

19. Не подлежит наказанию уголовно наказуемое деяние, совершенное при необходимой обороне против незаконного посягательства на личность или права обороняющегося или других лиц, если при этом не допущено превышения пределов необходимой обороны.

20. Не подлежит наказанию уголовно наказуемое деяние, совершенное для спасения жизни, здоровья, или иного личного или имущественного блага своего или другого лица от опасности, которая была неотвратима при данных обстоятельствах другими средствами, если причиненный при этом вред является менее важным по сравнению с охраненным благом.

21. Наказание не применяется, когда со времени совершения преступления, за которое Уголовным Кодексом, как высшее наказание, определено лишение свободы на срок выше одного года, прошло не менее пяти лет или когда со времени совершения менее тяжелого преступления прошло три года, - при условии: 1) ecли за все это время не было никакого производства или следствия по данному делу и 2) если совершивший преступление, покрываемое давностью, не совершил за указанный в настоящей статье срок какого-либо другого преступления.

22. Давностные сроки, установленные ст. 21, удваиваются, если привлеченный к следствию или суду скрылся или иным способом уклонился от таковых.

23. Уголовный кодекс применяется по отношению ко всем деяниям, не рассмотренным судом до введения его в действие.

III. Определение меры наказания

24. При определении меры наказания учитывается степень и характер опасности, как самого преступника, так и совершенного им преступления.

Для установления этого изучается обстановка совершенного преступления, выясняется личность преступника, поскольку таковая выявилась в учиненном им преступлении и его мотивах и поскольку возможно уяснить ее на основании его образа жизни и прошлого, а также устанавливается, насколько само преступление в данных условиях времени и места нарушает основы общественной безопасности.

25. Поэтому для определения меры наказания различается: а) совершено ли преступление в интересах восстановления власти буржуазии, или в интересах чисто личных совершившего преступление; б) направлено ли преступление против государства или отдельной личности; в) совершено ли преступление в состоянии голода и нужды или нет; г) совершено ли преступление из низменных, корыстных побуждений или без таковых; д) совершено ли преступление с полным сознанием причиняемого вреда или по невежеству и несознательности; е) совершено ли преступление профессиональным преступником или рецидивистом, или оно совершено в первый раз; ж) совершено ли преступление группой (шайкой, бандой), или одним лицом; з) совершено ли преступление посредством насилия или без такового; и) обнаружено ли совершающим преступление заранее обдуманное намерение, жестокость, хитрость, или преступление совершено в состоянии запальчивости, и по неосторожности, легкомыслию, или под влиянием угроз и принуждения другого лица.

26. Являясь мерой оборонительной, наказание должно быть целесообразно и в то же время совершенно лишено признаков мучительства и не должно причинять преступнику бесполезных и лишних страданий.

27. Устанавливая меру наказания, Уголовный кодекс различает две категории преступления: а) направленные против установленных рабоче-крестьянской властью основ нового правопорядка или признаваемые ею наиболее опасными, по которым определенный Кодексом низший предел наказания не подлежит понижению судом и б) все остальные преступления, по которым установлен высший предел определяемого суду наказания.

28. В том случае, когда по исключительным обстоятельствам дела суд приходит к убеждению в необходимости определить меру наказания ниже низшего предела наказания, указанного в соответствующей данному преступлению статье Уголовного Кодекса, или перейти к другому менee тяжкому роду наказания, в этой статье не обозначенному, суд может допустить такое отступление, не иначе, однако, как точно изложив в приговоре мотивы, его к тому вынудившие.

29. Когда в совершенном обвиняемом деянии содержатся признаки преступлений, предусмотренных разными статьями Кодекса, суд определяют наказание по статье, устанавливающей наибольшую наказуемость.

30. В случае совершения подсудимым до вынесения приговора двух или более преступных деяний, суд, определив наказание за каждое преступление отдельно, приговаривает виновного к тягчайшему из всех назначенных ему наказаний, причем последнее может быть повышено до высшего предела наказания, установленного статьей, по коей наказание было определено.

31. При назначении судом наказания зачитывается в срок лишения свободы время отбытого до суда предварительного заключения.

IV. Роды и виды наказаний и других мер социальной защиты

32. Наказания, налагаемые по Уголовному кодексу, суть:

а) изгнание из пределов РСФСР на срок или бессрочно;

б) лишение свободы со строгой изоляцией или без таковой;

в) принудительные работы без содержания под стражей;

г) условное осуждение;

д) конфискация имущества - полная или частичная;

ж) поражение прав;

з) увольнение от должности;

и) общественное порицание;

к) возложение обязанности загладить вред.

33. По делам, находящимся в производстве революционных трибуналов, впредь до отмены Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом, в случаях, когда статьями настоящего Кодекса определена высшая мера наказания, с качестве таковой применяется расстрел.

34. Лишение свободы назначается на срок от шести месяцев до десяти лет и отбывается в местах лишения свободы (исправительно-трудовых домах, трудовых сельскохозяйственных и ремесленных колониях, переходных исправительных домах), в зависимости от тех мер исправительного воздействия, которые являются для исправления преступника необходимыми. В приговоре суда должно быть указано, на какой срок осужденный приговаривается к лишению свободы и требуется ли строгая изоляция. Лишение свободы обязательно соединяется с работами, которые по возможности должны сообразоваться с специальными знаниями или склонностями заключенного.

35. Принудительные работы без содержания под стражей назначаются на срок от семи дней до одного года. Принудительные работы разделяются на:

а) работы по специальности, при которых осужденный продолжает работать по своей профессии с понижением по тарифному разряду, с обязательными сверхурочными работами и с переводом в другое учреждение или предприятие, или в другую местность;

б) работы неквалифицированного физического труда.

В приговоре суда должно быть указано, к какой из указанных форм принудительных работ приговаривается осужденный и на какой срок.

36. Когда преступление, по которому определено наказание в виде лишения свободы, совершено осужденным впервые, при тяжелом стечении обстоятельств в его жизни, и когда степень опасности осужденного для общежития не требует обязательной изоляции его и даже назначения ему принудительных работ, суд может применить к нему условное осуждение, т.е. постановить о неприведении обвинительного приговора в части, касающейся лишения свободы, в исполнение при условии несовершения осужденным тождественного или однородного с совершенным преступления.

Присоединенное в приговоре к лишению свободы дополнительное наказание в виде денежного или имущественного взыскания приводится в исполнение на общих основаниях, независимо от того, что основное наказание этим приговором назначено условно.

Передача, похищение или собирание с целью передачи экономических сведений, не составляющих по своему содержанию специально охраняемой государственной тайны, но не подлежащих оглашению по прямому запрещению закона или распоряжению руководителей ведомств, учреждений и предприятий, за вознаграждение или безвозмездно, организациям и лицам, указанным выше, влекут за собою лишение свободы на срок до трех лет.

Как видим, ничего экстраординарного здесь нет - нормальная статья, предусматривающая меры наказания за антигосударственную деятельность. Жесткая? Да, однако если кто думает, что мягкими мерами можно было привести в нормальный вид те первобытные джунгли, которые после Гражданской войны представляла собой Советская Россия. Ситуация в стране, знаете ли, тоже была мрачная - не до гуманности.

И еще один очень важный нюанс. Вы уже заметили, что здесь нет мер наказания, а есть меры социальной защиты - то есть власть не наказывает преступников, она заботится в первую очередь о том, как защитить общество от подобного рода преступлений. Это очень ярко выражено в 20-х годах, и лишь постепенно советская юстиция все же приходит к понятию «преступления и наказания». Хотя все равно законодательство Страны Советов и тогда остается активно антигуманистическим.

Не спешите приходить в ужас, давайте сначала разберемся, что такое гуманизм. Это философское течение, которым нас одарила Франция перед тем, как в ней на практике восторжествовали лозунги свободы, равенства и братства (я имею в виду Французскую революцию). За два с половиной века практического применения гуманизм оформился и несколько видоизменился. Мы отлично знаем его нынешнюю формулу в применении к практической жизни: все во имя человека, все во благо человека. Современный гуманизм танцует от личности и ее прав, лукаво не замечая, что общество тоже имеет некие права, из которых вытекает тот факт, что личность имеет не только права, но и обязанности. (Словосочетание «права человека» каждый из нас слышал много сотен раз. А кто-нибудь когда-нибудь слышал об «обязанностях человека»? То-то же. ) На поверку гуманизм, примененный к реальному обществу, оборачивается приоритетом частного над общим. Вот ты, вот твои права, а все остальное - постольку, поскольку оно тебе, любимому, жить не мешает.

Отличный, великолепный принцип построения государства! Для врагов. Сначала внушить им эти золотые принципы, потом дать время их усвоить, хорошенько загнить - а затем брать тепленькими. Так и нас, кстати, взяли в конце 80-х.

Забавно, что общества, где много кричат о гуманизме, в практической жизни им не страдают. Это так, цветные стекляшки для дикарей. Так вот: сталинский режим тоже не страдал гуманизмом. В нем был установлен жесточайший приоритет общего над частным. И не усвоив этого, мы вообще не поймем то время. А также не поймем, почему Сталин сумел, как сказал Черчилль, «взять Россию с сохой и оставить ее с атомной бомбой».

Само собой, установить такие приоритеты было трудно. Это и вообще нелегко, поскольку человек - животное эгоистичное, а тем более в то время, после всех этих войн и революций «во имя трудового народа». И при первом же требовании чем-то поступиться (а поступаться приходилось многим) тут же поднимался крик: «За что боролись!» И хорошо, если только крик, а не стрельба. Страну пришлось «нормализовывать» долго и жестоко. Выбор был невелик: если бы этого не сделал Сталин, то Россию «нормализовал» бы Гитлер, которому вообще-то было нужно всего 10 миллионов русских, а остальные пусть дохнут. Это к вопросу о гуманизме.

Кроме «роковой» статьи, широко применяли еще принятые в 1934 году новые правила борьбы с террористами. Появились они как ответ на убийство Кирова. Читая их, видишь, что это убийство правительство восприняло не как обычный теракт, а как объявление войны, и отреагировало соответственно.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: