В каком порядке осуществляется осмотр местности и помещения в судебном заседании

Обновлено: 26.04.2024

1. Осмотр места происшествия, местности, жилища, иного помещения, предметов и документов производится в целях обнаружения следов преступления, выяснения других обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела.

2. Осмотр места происшествия, документов и предметов может быть произведен до возбуждения уголовного дела.

Комментарий к Статье 176 Уголовно-процессуального кодекса

1. В ч. 1 ст. 176 УПК РФ не содержится определения осмотра. Указывается только на основные цели этого следственного действия: обнаружение следов преступления, выяснение других обстоятельств, имеющих значение для дела. Этот перечень целей осмотра может быть расширен и детализирован. Так, к целям осмотра относятся также предварительное исследование обнаруженных объектов, их фиксация. К другим обстоятельствам, имеющим значение для дела, но не указанным в данной норме закона, относится собирание сведений об обстоятельствах, облегчивших или затруднивших совершение преступления, о личности преступника и др.

2. Кроме указанных в ч. 1 ст. 176 УПК РФ объектов, осмотру могут подвергаться и другие объекты: похищенные домашние животные и птицы; участвовавшие в ДТП транспортные средства; производственные агрегаты и механизмы, при эксплуатации которых были нарушены правила техники безопасности, что повлекло за собой увечья людей; труп и пр. Если труп входит в число объектов, подлежащих осмотру на месте происшествия, то его осмотр представляет собой составную часть осмотра места происшествия.

3. В связи с изложенным осмотр возможно определить как следственное действие, заключающееся в непосредственном восприятии и исследовании объектов, имеющих значение для уголовного дела, в обнаружении предметов, документов, веществ и других следов, которые имеют или могут иметь доказательственное значение.

4. Различают следующие виды осмотра: осмотр места происшествия; осмотр предметов; осмотр документов; осмотр участков местности; осмотр жилища, иного помещения.

5. Осмотр места происшествия является, как правило, первоначальным и неотложным следственным действием, значение которого трудно переоценить. Он является средством собирания таких фактических данных о характере произошедшего события и его участниках, которые при проведении других следственных действий не могут быть получены.

6. Осмотр места происшествия, документов и предметов может быть произведен до возбуждения уголовного дела.

7. Осмотр имеет определенные отличия от других следственных действий: обыска, следственного эксперимента, проверки показаний на месте. Обыск, в отличие от осмотра, - это принудительное обследование участков местности или помещений, осуществляемое в целях отыскания и изъятия скрываемых объектов, имеющих значение для дела, которые находятся в пользовании или владении определенных лиц в каком-либо месте. Осмотр отличается от проверки показаний на месте, несмотря на то что при проверке показаний на месте следователь осматривает участок местности или помещение, указанное лицом, чьи показания проверяются. В ходе данного следственного действия лицо, чьи показания проверяются, показывает маршрут движения к месту события, указывает это место, демонстрирует определенные действия, реконструируется при необходимости обстановка. Однако осмотр в данном случае не исчерпывает содержания проверки показаний на месте.

8. Осмотр следует отличать также от следственного эксперимента, сутью которого является проведение опытных действий в целях проверки показаний, следственных версий и получения новых доказательств. При осмотре опытные действия не проводятся. При осмотре следователь воспринимает и исследует объекты в том виде, в каком он их застает. При эксперименте, в отличие от осмотра, воспринимаются и оцениваются только результаты опытных действий.

9. Следственный осмотр может быть первоначальным, дополнительным и повторным. Повторный осмотр объекта производится, например, в случаях ненадлежащего качества ранее произведенного осмотра этого объекта либо проведения первоначального осмотра в неблагоприятных метеорологических и других условиях. В случае неполноты осмотра объекта производится дополнительный его осмотр, в ходе которого обращается внимание на стороны объекта, не подвергавшиеся ранее исследованию.

В судебном заседании по делу Антропова, обвинявшегося в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.105 УК, возникла необходимость произвести осмотр местности, в частности - участка леса, где было совершено данное преступление.

С учетом трудностей, связанных с транспортировкой суда, обвинителя, подсудимого, защитника, потерпевшего и его представителя, а также свидетелей, суд принял решение самостоятельно произвести осмотр местности в выездном заседании, а результаты его огласить в зале суда.

Анна добрый день!

Осмотр местности регламентирован ст. 287 УПК РФ.

В данной статье указывается, что при необходимости в ходе судебного следствия производится осмотр местности и помещения, на котором совершено противоправное деяния.

Норма данной статьи регламентирует, что осмотр местности производиться судом только в присутствии и при непосредственном участии сторон судебного разбирательства, при необходимости к осмотру местности привлекается эксперт или специалист.

Осмотр местности судом производиться с соблюдением большинства правил следственного осмотра регламентированного ст. 176-177 УПК РФ, но есть и отдельные особенности, так судебный осмотр происходит без участия понятых, но при осуществлении данного действия обязательно присутствие участников судебного разбирательства.

Ход проведения и все результаты судебного осмотра фиксируются в протоколе судебного заседания. В ходе осмотра местности помимо самого факта осмотра местности проходит параллельный допрос лиц участвующих в деле.

По прибытию к месту осмотра судья объявляет о продолжении судебного заседания, соответственно судебное разбирательство не прерывается. После возобновления судебного заседания суд начинает осмотр местности. В ходе осуществления осмотра местности суд имеет право задавать вопросы лицам, участвующим в производстве по данному уголовному делу, а так же специалисту или эксперту.

Данное судебное действие, как и большинство судебных разбирательств, происходит в открытой форме, соответственно в ходе проведения следственного осмотра могут присутствовать все желающие лица, начиная с шестнадцатилетнего возраста.

Соответственно, данное решение суда неправомерно, так как противоречит ст. 287 УПК РФ и суд не может принять решение и самостоятельно произвести осмотр местности в выездном заседании.

Позавчера в моей квартире проводилось ОРМ "Обследование жилища..".

при проведении данного мероприятия, сотрудники проводили фактически полноценный обыск. Поясните, кто именно должен доставать, вскрывать, открывать различные предметы, ящики коробки и прочее? Я лично по их требованию или непосредственно сами сотрудники полиции своими руками? Могу ли я лично проводить видеосъемку и обращать внимание привлекаемых лиц (по-сути, "понятых") на очевидные нарушения со стороны сотрудников полиции?

Если я не даю согласие на проведение гласного ОРМ ("Обследование.."), возможно ли его проведение против моей воли и как это зафиксировать перед началом проведения документально?

Федеральный закон от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее — ФЗ об ОРД) в п. 8 ч. 1 ст. 6 предусматривает проведение оперативными подразделениями оперативно-розыскных органов оперативно-розыскного мероприятия «Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств», заключающегося в непосредственном или опосредованном (с использованием технических средств) непроцессуальном осмотре и изучении указанных объектов в целях обнаружения следов преступной деятельности, орудий совершения преступления, похищенного имущества, разыскиваемых лиц, а также получения иной информации, необходимой для решения задач оперативно-розыскной деятельности

Во время проведения обследования Вы вправе проводить видеозапись, оставлять замечания в протоколе либо требовать внесения в протокол замечаний, должны обращать внимание понятых иных присутствующих лиц на нарушения сотрудников полиции.

Статья 29 УПК РФ. Полномочия суда

2. Только суд, в том числе в ходе досудебного производства, правомочен принимать решения:

4) о производстве осмотра жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц;
5) о производстве обыска и (или) выемки в жилище;

Квартира является жилищем. Было ли такое разрешение суда на производство осмотра? Если нет и вы не давали согласие на проведение осмотра, то все действия проведенные в вашей квартире незаконны.

Осмотр и обыск разные следственные действия и отличаются они тем, что осмотр это визуальное наблюдение за объектом и фиксирование в соответствующем протоколе.

При осмотре не может сотрудник полиции открывать, вскрывать, что либо без разрешения владельца квартиры.

Поясните, кто именно должен доставать, вскрывать, открывать различные предметы, ящики коробки и прочее? Я лично по их требованию или непосредственно сами сотрудники полиции своими руками?
Андрей Сергеевич

Такие требования сотрудников полиции незаконны, как выше было сказано, осмотр это не обыск. Вас могут попросить, а вы можете отказать.

Могу ли я лично проводить видеосъемку и обращать внимание привлекаемых лиц (по-сути, «понятых») на очевидные нарушения со стороны сотрудников полиции?
Андрей Сергеевич

Можете проводить видео съемку, также можете указать это и замечания к протоколу осмотра в письменно виде, когда будете подписывать его.

Если я не даю согласие на проведение гласного ОРМ («Обследование..»), возможно ли его проведение против моей воли и как это зафиксировать перед началом проведения документально?
Андрей Сергеевич

Выразить свое отношение, указать нарушения допущенные при осмотре нужно в протоколе осмотра. Иного законом не предусмотрено.

Кроме того, вам обязаны выдать копию данного документа, а также постановления на основании которого производился осмотр. Если возможности для копирования нет на месте осмотра данные документы обязаны выдать вам в течении 5 суток.

Более подробно получить информацию о законности проведения осмотра можно после изучения указанных выше документов, возможно беседы с понятыми.

«В Консультанте и на других сайта, я так и не нашел инструкции или иного нормативного акт регламентирующего порядок проведения обследования»

Я Вам изложил те же принципы, которыми руководствуются при проведении оперативно-розыскного мероприятия, предусмотренного ст.6 ФЗ «Об ОРД»

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ от 1 апреля 2014 г. N 199 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ
О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ СОТРУДНИКАМИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ
ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГЛАСНОГО ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОГО
МЕРОПРИЯТИЯ ОБСЛЕДОВАНИЕ ПОМЕЩЕНИЙ, ЗДАНИЙ, СООРУЖЕНИЙ,
УЧАСТКОВ МЕСТНОСТИ И ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ И ПЕРЕЧНЯ
ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ, УПОЛНОМОЧЕННЫХ ИЗДАВАТЬ РАСПОРЯЖЕНИЯ
О ПРОВЕДЕНИИ ГЛАСНОГО ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
ОБСЛЕДОВАНИЕ ПОМЕЩЕНИЙ, ЗДАНИЙ
, СООРУЖЕНИЙ, УЧАСТКОВ
МЕСТНОСТИ И ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Весь текст большой, но если прочитаете поймете, что существенного различия между осмотром, как процессуальным действием и обследованием жилища нет.

I. Общие положения

1. Настоящая Инструкция определяет порядок проведения сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств . Действие настоящей Инструкции не распространяется на обследование жилых помещений.
— Далее — «обследование».

2. Проведение обследования с учетом территориальной компетенции (обслуживаемой территории) назначает должностное лицо органа внутренних дел, указанное в Перечне должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации, уполномоченных издавать распоряжения о проведении гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств путем издания (подписания) распоряжения о проведении гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств (приложение N 1) .
— Далее — «руководитель».
Далее — «распоряжение».

II. Подготовка к проведению обследования

4. В рапорте должны быть изложены:
4.1. Сведения о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
4.2. Полученная в результате проведения предшествовавших оперативно-розыскных мероприятий информация, относящаяся к объекту обследования.
4.3. Соответствующее основание для проведения оперативно-розыскного мероприятия из числа указанных в статье 7 Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» .
— Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 33, ст. 3349; 1997, N 29, ст. 3502; 1998, N 30, ст. 3613; 1999, N 2, ст. 233; 2000, N 1, ст. 8; 2001, N 13, ст. 1140; 2003, N 2, ст. 167, N 27, ст. 2700; 2004, N 27, ст. 2711, N 35, ст. 3607; 2005, N 49, ст. 5128; 2007, N 31, ст. 4008, ст. 4011; 2008, N 18, ст. 1941, N 52, ст. 6227, ст. 6235, ст. 6248; 2011, N 1, ст. 16, N 48, ст. 6730, N 50, ст. 7366; 2012, N 29, ст. 3994, N 49, ст. 6752; 2013, N 14, ст. 1661, N 26, ст. 3207, N 44, ст. 5641, N 51, ст. 6689.

4.4. Сведения, указывающие на возможность получения достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела посредством проведения обследования.
4.5. Дата, время и место предлагаемого проведения обследования.
4.6. Сведения о лицах, которых предлагается привлечь к проведению обследования.
4.7. Информация о наличии в месте проведения обследования предметов, документов и материалов , содержащих сведения, составляющие охраняемую федеральным законом тайну.
— Далее — «предметы и документы».

5. Подписанное распоряжение регистрируется в журнале учета распоряжений о проведении гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств (приложение N 2). Распоряжение, подготовленное сотрудником структурного подразделения Регионального управления собственной безопасности Главного управления собственной безопасности Министерства внутренних дел Российской Федерации и подписанное в порядке, определенном пунктом 7 настоящей Инструкции, регистрируется в соответствующем структурном подразделении Регионального управления собственной безопасности ГУСБ МВД России по месту дислокации.
(в ред. Приказа МВД России от 17.03.2015 N 341)
— Далее — «ГУСБ МВД России».

III. Общие условия проведения обследования

9. Проведение обследования в ночное время допускается лишь в случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к сокрытию фактов преступной деятельности, а также при наличии данных о событиях и действиях (бездействии), создающих угрозу экономической или экологической безопасности Российской Федерации.
10. Перед началом обследования представителю юридического лица либо физическому лицу предъявляется для ознакомления распоряжение о проведении обследования, копия которого вручается ему под роспись.
11. В случае применения в ходе обследования технических средств участвующие в обследовании лица предупреждаются об этом до начала его проведения.

IV. Основания и порядок изъятия предметов и документов

12. При проведении обследования подлежат изъятию обнаруженные документы, имеющие признаки подделки, а также вещи, изъятые из гражданского оборота или ограниченно оборотоспособные, находящиеся у лиц без специального разрешения .
— Пункт 37 части 1 статьи 12 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции». Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 7, ст. 900.

13. При проведении обследования могут быть изъяты предметы и документы в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 15 Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» .
— Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 33, ст. 3349; 2013, N 51, ст. 6689.

14. Для удостоверения факта, содержания, хода проведения и результатов изъятия к участию в изъятии привлекаются с их согласия не менее двух дееспособных граждан, достигших возраста восемнадцати лет, не заинтересованных в результатах изъятия, не состоящих с лицами, проводящими изъятие, в родстве или свойстве, не подчиненных и не подконтрольных указанным лицам, а также не являющихся работниками органов исполнительной власти, наделенными в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности и (или) предварительного расследования.
15. При изъятии документов сотрудником, осуществляющим изъятие, с них изготавливаются копии, которые им заверяются и передаются лицу, у которого они были изъяты, о чем делается запись в протоколе изъятия, составляемом в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации .
— Далее — «протокол».

16. Сотрудник, осуществляющий изъятие, обеспечивает условия копирования документов и (или) информации, содержащейся на изымаемых электронных носителях информации, исключающие возможность их утраты или изменения.
17. Не допускается копирование документов и (или) информации, содержащейся на изымаемых электронных носителях информации, если это может воспрепятствовать осуществлению оперативно-розыскной деятельности .
— Абзац третий пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».

18. В случае, если по истечении пяти дней после изъятия документов заверенные копии документов не были переданы лицу, у которого изъяты документы, заверенные копии документов в течение трех дней должны быть направлены по почте заказным почтовым отправлением, о чем делается запись в протоколе с указанием номера почтового отправления.
19. Копии документов направляются по адресу места нахождения юридического лица или адресу места жительства физического лица, указанному в протоколе.
20. При изъятии электронных носителей информации сотрудником, осуществляющим изъятие, организуется изготовление их копий, которые заверяются им, и (или) по ходатайству законного владельца изъятых электронных носителей информации или обладателя содержащейся на них информации информация, содержащаяся на изъятых электронных носителях, копируется сотрудником, осуществляющим изъятие (либо специалистом, привлеченным к участию в проведении обследования), на другие электронные носители информации, предоставленные ему законным владельцем изъятых электронных носителей информации или обладателем содержащейся на них информации.
21. Электронные носители информации, содержащие копию изъятой информации, передаются лицу, у которого они были изъяты, или законному владельцу изъятых электронных носителей информации или обладателю содержащейся на них информации, о чем делается запись в протоколе.
22. В случае, если на месте проведения обследования невозможно изготовить копии документов и (или) скопировать информацию с электронных носителей информации или передать их одновременно с изъятием документов и (или) электронных носителей информации, сотрудник, осуществляющий изъятие, передает заверенные копии документов и (или) электронные носители информации, содержащие копии изъятой информации, лицу, у которого были изъяты эти документы, и (или) законному владельцу изъятых электронных носителей информации или обладателю содержащейся на них информации в течение пяти рабочих дней после изъятия, о чем делается запись в протоколе.
23. Результаты изъятия предметов и документов, а также обнаруженных документов, имеющих признаки подделки, вещей, изъятых из гражданского оборота или ограниченно оборотоспособных, находящихся у лиц без специального разрешения, оформляются протоколом.
24. Протокол может быть написан от руки или изготовлен с помощью технических средств.
25. В протоколе указываются:
25.1. Место и дата проведения обследования, в ходе которого проводилось изъятие, время его начала и окончания с точностью до минуты.
25.2. Должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол.
25.3. Фамилия, имя и отчество каждого лица, участвовавшего в обследовании, а в необходимых случаях его адрес и другие данные о его личности.
25.4. Перечень изъятых предметов и документов, а также обнаруженных документов, имеющих признаки подделки, вещей, изъятых из гражданского оборота или ограниченно оборотоспособных, находящихся у лиц без специального разрешения, с указанием их количества и индивидуальных признаков.
25.5. Сведения о технических средствах, использованных при проведении обследования, объекты, к которым эти средства были применены, общее время аудио-, видеозаписи.
26. Протокол предъявляется для ознакомления всем лицам, участвовавшим в обследовании. При этом указанным лицам разъясняется их право делать подлежащие внесению в протокол замечания о его дополнении и уточнении, в том числе и собственноручно.
27. Все внесенные замечания о дополнении и уточнении протокола удостоверяются подписями этих лиц.
28. Протокол подписывается лицом, составившим его, и лицами, участвовавшими в обследовании.
29. Если лицо, участвующее в обследовании, отказалось подписать протокол, сотрудник, проводивший обследование, вносит в него соответствующую запись, которая удостоверяется его подписью, а также подписями лиц, приглашенных для удостоверения факта, содержания, хода проведения и результатов обследования.
30. Лицу, отказавшемуся подписать протокол, должна быть предоставлена возможность дать объяснение причин отказа, которое подлежит обязательному занесению в протокол, в том числе по его желанию собственноручно.
31. После подписания протокола изготавливается его копия, которая передается юридическому лицу либо физическому лицу, указанному в протоколе, о чем в нем делается запись. При невозможности изготовления копии протокол составляется в двух экземплярах.
32. В случае отказа от получения, а также при невозможности вручить копию протокола по иным обстоятельствам об этом делаются отметки в протоколе и в его копии (втором экземпляре), удостоверенные подписью сотрудника, проводившего обследование, а также подписями лиц, приглашенных для удостоверения факта, содержания, хода проведения и результатов обследования.
33. Копия протокола (второй экземпляр) направляется юридическому лицу либо физическому лицу, указанному в протоколе, по почте заказным письмом не позднее рабочего дня, следующего за днем окончания обследования.

V. Ведомственный контроль за соблюдением законности при проведении обследования

34. О результатах проведенного обследования сотрудник докладывает рапортом руководителю.
35. В рапорте описываются действия в том порядке, в каком они производились в ходе проведения обследования.
36. В случае изъятия в ходе проведения обследования предметов и документов, а также документов, имеющих признаки подделки, вещей, изъятых из гражданского оборота или ограниченно оборотоспособных, находящихся у лиц без специального разрешения, к рапорту прилагается соответствующий протокол.
37. В случае использования в ходе проведения обследования аудио- и видеозаписи материальные носители, содержащие результаты аудио- и видеозаписи, прилагаются к рапорту.
38. На основе представленных документов, содержащих результаты обследования, руководитель принимает необходимые решения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
39. Изъятые в ходе обследования предметы и документы, подлежащие последующему использованию в уголовном судопроизводстве, учитываются и хранятся в порядке, предусмотренном для учета и хранения вещественных доказательств.
40. Изъятые электронные носители информации хранятся в опечатанном виде в условиях, исключающих возможность ознакомления посторонних лиц с содержащейся на них информацией и обеспечивающих их сохранность и сохранность указанной информации, а после их исследования, если это возможно без ущерба для выполнения задач оперативно-розыскной деятельности, возвращаются их законному владельцу.

1. Осмотр местности и помещения проводится судом с участием сторон, а при необходимости и с участием свидетелей, лиц, в отношении которых уголовные дела выделены в отдельное производство в связи с заключением с ними досудебного соглашения о сотрудничестве, эксперта и специалиста. Осмотр помещения проводится на основании определения или постановления суда.

2. По прибытии на место осмотра председательствующий объявляет о продолжении судебного заседания и суд приступает к осмотру, при этом подсудимому, потерпевшему, свидетелям, лицам, в отношении которых уголовные дела выделены в отдельное производство в связи с заключением с ними досудебного соглашения о сотрудничестве, эксперту и специалисту могут быть заданы вопросы в связи с осмотром.

Комментарий к ст. 287 УПК РФ

1. Осмотр местности и помещения производится судом с соблюдением большинства правил следственного осмотра (см. комментарий к ст. ст. 176 - 177). В судебном осмотре, однако, не участвуют понятые, но зато присутствуют участники данного судебного разбирательства. Ход и результаты судебного осмотра фиксируются в протоколе судебного заседания. Особенностью судебного осмотра является то, что он сочетает черты собственно осмотра и допроса подсудимого, потерпевшего, свидетелей, эксперта и специалиста, которым могут быть заданы вопросы в связи с осмотром.

3. Согласно ч. 2 комментируемой статьи осмотр местности или помещения есть продолжение судебного заседания. Но в соответствии с ч. 1 ст. 241 судебное заседание при разбирательстве уголовных дел должно происходить открыто, т.е. в присутствии публики. Поэтому все желающие лица, начиная с 16-летнего возраста, вправе присутствовать и при проведении осмотра местности и помещения настолько, насколько это технически осуществимо и не создает существенных помех для проведения самого осмотра.

Под ред. А.В. Смирнова "КОММЕНТАРИЙ К УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (ПОСТАТЕЙНЫЙ), 5-е издание

Судебная практика по статье 287 УПК РФ:

Результатам проведенного в выездном судебном заседании осмотра местности и следственного эксперимента с участием свидетеля С судом дана оценка в приговоре. Эти действия были проведены судом в соответствии с положениями ст. 287 , 288, 181 УПК РФ, разница в высоте снежного покрова при проведении осмотра и эксперимента 21.02.2011 и в день убийства Д 10.03.1999 на результаты не повлияла.

1. Осмотр места происшествия, местности, жилища, иного помещения, предметов и документов производится в целях обнаружения следов преступления, выяснения других обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела.

2. Осмотр места происшествия, документов и предметов может быть произведен до возбуждения уголовного дела.

Комментарий к ст. 176 УПК РФ

1. Основанием осмотра являются сведения о том, что в результате обозрения доступного для следователя объекта можно получить имеющую значение для дела информацию. Доступность объекта сводит принуждение при осмотре к минимуму (оцепление, запрет дорожного движение в месте осмотра). Это позволяет проводить осмотр на основе любых данных, даже когда источник осведомленности неизвестен. Поэтому для производства осмотра не требуется вынесение постановления. Исключение составляет принудительный осмотр жилища против воли проживающих в нем лиц (см. коммент. к ч. 5 ст. 177).

2. Осмотр следует отличать от сходного с ним следственного действия - обыска. Об этом см. коммент. к ст. 182.

3. Часть вторая комментируемой статьи указывает особенности осмотра места происшествия. Местом происшествия считается то место, где произошло интересующее следствие событие, например оставлены какие-либо следы преступления. В этом значении (по объекту осмотра) местом происшествия может быть любая местность, жилище, иное помещение, что на практике может вызывать вопросы: например, если жилище является местом происшествия, а проживающие в нем лица возражают против осмотра, то можно ли осмотр жилища произвести до возбуждения дела как осмотр места происшествия? Представляется, что осмотр места происшествия как разновидность этого следственного действия выделяется не только и не столько по объекту осмотра, сколько по другому критерию - его неотложности. Главное для осмотра места происшествия - наличие неотложной ситуации, угрозы утраты следов преступления и т.д. (о понятии неотложной ситуации см. коммент. к ст. 157, ч. 5 ст. 165). В судебном следствии также может быть проведен осмотр местности и помещения (ст. 287 УПК), которые вполне могут являться и местом совершения преступления, местом обнаружения следов и которые во время предварительного расследования могли осматриваться как место происшествия. Один и тот же объект (например, квартира убитого) во время предварительного расследования может являться местом происшествия, а во время судебного следствия перестает считаться таковым и рассматривается просто как помещение. Таким образом, в судебном следствии никогда не может быть осмотра места происшествия, потому что всегда отсутствует неотложная ситуация. Во-вторых, место происшествия должно быть доступно (общее правило). Поэтому осмотр места происшествия не сопряжен с процессуальным принуждением.

Таким образом, осмотр места происшествия определяется необходимостью неотложного исследования доступного объекта. Из этого вытекают важные практические следствия:

1) до возбуждения уголовного дела можно проводить только осмотр места происшествия (места, где имеются следы преступления). В том числе под осмотр места происшествия подпадает осмотр местности, помещений и жилища, предметов и документов, трупа (если нет необходимости в принудительной эксгумации), животных;

2) осмотр местности, жилища и иных помещений не является осмотром места происшествия, и его нельзя проводить до возбуждения дела, если с его помощью устанавливаются не следы преступления, а иные подлежащие доказыванию обстоятельства. Например, осмотр места жительства несовершеннолетнего обвиняемого для выяснения его условий жизни и воспитания; осмотр места, описанного обвиняемым, где он якобы находился в момент совершения преступления, для проверки его алиби;

3) повторного осмотра места происшествия быть не должно. После первого осмотра обычно утрачивается неотложность ситуации, поэтому последующие осмотры являются уже осмотром местности, помещения (а не осмотром места происшествия);

4) жилище, иное помещение, охраняемый участок местности, которые по объекту являются местом происшествия (в них находятся следы преступления), при возражении или сопротивлении заинтересованных лиц не могут быть осмотрены до возбуждения дела, так как осмотр места происшествия непринудителен. При возражениях проживающих лиц осмотр жилища проводится по правилам ч. 5 ст. 177 УПК. При сопротивлении владельцев иного помещения или участка местности (железные двери, охрана, мощное ограждение) может быть проведен принудительный обыск (а затем при необходимости фиксации внешней обстановки - осмотр). Чтобы обосновать применение процессуального принуждения, надо хотя бы располагать достаточными данными о наличии признаков преступления, которые и составляют основание для возбуждения дела (ч. 2 ст. 140 УПК).

Под ред. А.В. Смирнова "КОММЕНТАРИЙ К УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (ПОСТАТЕЙНЫЙ), 5-е издание

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: