Форма правления политические режимы государственная нотариальное проведение

Обновлено: 25.04.2024

Политический режим (от лат. regimen — управление) — способ организации политической системы, который отражает отношения власти и общества, уровень политической свободы и характер политической жизни в стране. Системы. (КАК осуществляется власть).

Признаки политического режима:
  • способ осуществления государственной власти;
  • реализация принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную;
  • система методов осуществления политической власти (разрешительные — запретительные, убеждение — принуждение, экономические — внеэкономические);
  • характер отношения населения к политическому участию: активное, индифферентное, пассивное;
  • состояние прав и свобод в обществе;
  • способы урегулирования социальных и политических конфликтов;
  • наличие политических партий в обществе, их внутреннее устройство и принципы взаимоотношений с государством;
  • существование оппозиции, ее статус, взаимоотношения с государственной властью;
  • политический и юридический статус и роль армии в обществе;
  • политический и юридический статус средств массовой информации,
  • наличие или отсутствие цензуры, степень гласности в обществе.
Формы политического режима:

— авторитарный,

— тоталитарный.

Демократический режим.

Демократический режим ( от греч. demokratia — народовластие) основан на признании народа основным источником власти, на принципах равенства и свободы.

Признаки демократического режима.

  • Суверенитет народа, признание его источником высшей государственной власти.
  • Проведение свободных альтернативных выборов.
  • Разделение властей — власть разделяется на законодательную, исполнительную и судебную ветви, независимые друг от друга.
  • Отсутствие монополии на власть любой политической структуры, наличие легальной оппозиции. Решения принимаются большинством, но при условии уважения меньшинства и его права критиковать курс действующего правительства.
  • Верховенство закона.
  • Политический и идеологический плюрализм, наличие реально существующей многопартийной системы.
  • Равноправие — все имеют равные гражданские и политические права и свободы, а также гарантии их защиты.
  • Согласие — политические и другие социальные отношения направлены на поиск компромисса, а не на насильственное решение проблемы; все конфликты решаются правовым путем.

Авторитарный режим.

Авторитарный режим (от греч. autocritas — власть) возникает, когда власть сосредоточивается в руках отдельного человека или группы людей.

Признаки авторитарного режима.

  • Автократизм (самовластие) или небольшое число носителей власти. Ими могут быть один человек (монарх, тиран) или группа лиц (военная хунта, олигархическая группа и т.д.).
  • Неограниченность власти, её неподконтрольность гражданам.
  • Опора на силу. Авторитарный режим обладает достаточной силой, чтобы в случае необходимости по своему усмотрению использовать силу и принудить граждан к повиновению.
  • Монополизация власти и политики, отсутствие политической оппозиции. Возможно существование ограниченного числа партий, профсоюзов и других организаций, но лишь при условии их подконтрольности властям.
  • Отказ от тотального контроля над обществом, прежде всего, экономики, духовной жизни, однако определённый контроль ведётся.
  • В качестве методов государственного управления доминируют командные, административные, в то же время отсутствует террор, практически не применяются массовые репрессии.
  • Конституция и демократические права могут существовать на бумаге, но при этом будут нарушаться в реальности. Например, выборы проводятся под контролем правительства и носят недемократический характер.
  • Экономика при авторитаризме может быть и плановой, и рыночной, и смешанной. Обширный госсектор способен уживаться с рыночной экономикой.

Тоталитарный режим.

Тоталитаризм – политический режим, который характеризуется абсолютным контролем государства над всеми областями общественной жизни, полным подчинением человека политической власти.

Признаки тоталитарного режима.

  • Сосредоточение власти в руках одного человека или небольшой группы лиц.
  • Отчуждение народа от власти, полный контроль власти над обществом, включая личную жизнь человека.
  • Наличие в государстве одной правящей партии, которая является ядром государственной власти.
  • Отсутствие оппозиции.
  • Господство одной идеологии и нетерпимость к идеологическому плюрализму.
  • «Культ личности» в обществе, его государственное обеспечение.
  • Функционирование административно-командной системы в государстве.
  • Бесправие граждан, жесткая регламентация их деятельности.
  • Система физического и психологического террора.
Отличие тоталитарного режима от авторитарного.

При тоталитаризме режиме власть стремится к полному, тотальному контролю за всеми сферами жизни общества. Тоталитарный режим контролирует политику, экономику, социальную сферу, культуру и идеологию, вторгается в частную жизнь граждан.

Авторитарный режим — мягче. В первую очередь авторитарные правители контролируют политическую сферу, стремятся не допустить к власти других людей. При этом экономика, культура, частная жизнь могут контролироваться слабо.

Политический режим— система методов осуществления государственной власти, степень реализации демократических прав и свобод личности, отно­шение власти к правовым основам собственной деятельности, соотношение официальных конституционных и правовых форм с реальной политической жизнью. Существуют два главных типа политических режимов — демокра­тические и недемократические, каждый из который подразделяется на не­сколько видов. К демократическим режимам следует отнести такие формы правления, главную роль в которых играет парламент — коллективный за­конодательный орган. Поэтому вторым названием для демократических ре­жимов выступает термин «парламентский режим». Республика — яркий при­мер. К недемократическим режимам надо относить такие формы правления. основную роль в которых играет правитель, власть которого ничем и никем не ограничивается. В связи с этим другим наименованием для них служит

термин «авторитарные» (единоличные) формы правления. К историческим формам авторитаризма относятся азиатские деспотии, тиранические и абсо­лютистские формы правления древности, Средневековья и Нового времени, военно-полицейские и фашистские режимы, различные варианты тоталита­ризма. Монархия, хотя и форма единоличного правления, занимает проме­жуточное положение, поскольку очень часто власть монарха ограничивалась парламентом.


Парламентский режим основан на одном из древнейших политических институтов — парламенте. Вся политическая, социальная и экономическая жизнь в обществе при таком режиме исходит от парламента, получает закон­ную силу через парламент и контролируется парламентом. Как правило, пар­ламент избирается населением по уста­новленной конституцией системе и выполняет законодательные функции. В Англии он так и называется — парла­мент, в США — конгресс, в Швеции — риксдаг, в Норвегии — стортинг, в Рос­сии сегодня — Федеральное собрание, а прежде — Государственная дума. Впервые был образован в Англии в XIII в. как орган сословного предста­вительства. Поскольку слово «парламент» происходит от французского гла­гола «говорить», то понятно, для чего народ избирает лучших людей страны и называет их парламентом. Действительно, их основная обязанность — го­ворить, причем говорить на определенные темы, по строго заведенному рег­ламенту и на высоком профессиональном уровне. Удается это не каждому. Но и не от каждого требуется. Больше всех с речами в парламенте выступа­ют лидеры партий и фракций, а рядовые избранники народа — депутаты — участвуют в заседаниях парламента постоянных комиссий, например, в Рос­сии Комиссии по правам человека или в Комитете по экономическим воп­росам, и голосуют. Это главное орудие парламента — голосование по конк­ретным вопросам. Если законопроект набрал большинство, он становится законом. Каждая партия стремится провести выгодные ей или нужные, опять же по ее мнению, обществу законы.

Авторитарный режим по своему названию имеет много общего с автори­тетом. Но так обстоит дело только на первый взгляд. Источником власти при диктатуре и тирании выступает не воля народа, а воля одиночки у власти. Настоящий авторитет правителя предполагает уважение подчиненных, но диктатор не нуждается ни в каком уважении снизу. Он утверждает свою власть силой. Сила — подлинный источник авторитарных режимов. Всем единоличным, или авторитарным, режимам присущи некоторые общие чер­ты. Прежде всего отсутствие политической оппозиции и свободы, разветв­ленный полицейский аппарат и сильная армия, используемые для решения внутригосударственных проблем. Конституция, парламент и правительство и правящая политическая партия подчинены первому лицу в государстве и выражают его волю. Именно оно становится источником принимаемых в обществе законов. Для того чтобы ученому, политику или артисту сделать карьеру, нужно состоять в правящей партии. Газеты, радио и телевидение превращаются в канал пропаганды идей этой партии, а школы и универси­теты — в средство политической социализации в духе правящей идеологии.

Произведения искусства и науки проходят жесткую политическую цензуру, религия оказывается под диктатом правящей партии, которая полностью контролирует и экономику.

Эти характеристики вполне приложимы к диктатуре. Под диктатурой (от лат. dictatura — неограниченная власть) понимается осуществление власти в


государстве недемократическими ме­тодами. Диктатура — крайняя форма авторитарного политического режима. Если при демократии верховный закон государства принимается по воле и для защиты интересов народа, то при дик­татуре — без согласия народа и неред­ко против его интересов. Массовые репрессии, которые практиковались и практикуются при диктатурах, доказы­вают, что власть здесь направлена про­тив интересов народа.

Форма правления — 1) форма орга­низации государственного управления, комплексный конституционно-пра­вовой институт; 2) структура и правовое положение высших органов госу­дарственной власти (глава государства, парламент, правительство), установ­ленный порядок взаимоотношений между ними; 3) организация власти, характеризуемая ее формальным источником. Главным, определяющим при­знаком формы правления является правовой статус главы государства: вы­борный и сменяемый — в республике, наследственный — в монархическом государстве. Для современных государств характерны две формы — монар­хия и республика. Монархия может быть абсолютная и конституционная; республиканская форма — президентская и парламентская. Форма правле­ния непосредственно зависит от политического режима как системы мето­дов и способов осуществления государственной власти.

В монархии формальным источником власти является одно лицо — ко­роль, царь, фараон и т.п., в республике по закону источником власти явля­ется большинство.

До сих пор в науке не утихают споры, как надо правильно классифициро­вать формы правления. Предлагают самые разные варианты, но все сходятся в том, что самой лучшей является типология Аристотеля. Он выделял три ос­новных вида формы правления — монархию, аристократию, демократию (пра­вильные формы) и три их неправильные формы — тиранию, олигархию и ох­лократию. С того времени ничего принципиально нового научная мысль не придумала, она лишь перекраивала то, что было создано прежде. Почему про­гресс науки вдруг остановился? Возможно, что причиной служит закономер­ность истории: она повторяется в главных чертах, воспроизводя на каждом новом витке старое, но в измененной в соответствии с новыми условиями форме. Человечество подолгу примеряло к себе ту или иную форму правления, что-то меняя в ней и совершенствуя либо отвергая сразу неудачный проект. Политическое творчество продолжается всегда долго и мучительно.

В течение последних 5 тыс. лет человечество непрерывно совершенство­вало свое государственное творчество, пробуя разные варианты и по крупи­цам отбирая лучшее. Часто лучшим оказывалось давно забытое старое: изоб-

ретенную в V в. до н.э. античную демократию человечество забыло на 2500 лет. И только в XX в. в США вернулись к основным ее институтам, восста­новили ее главные принципы, и старая модель успешно заработала. Но это была уже совсем иная модель, с новыми людьми, новым народом, новым правительством и парламентом, новой атрибутикой власти и пр. Прежними остались принципы и дух демократии, понимаемой как безусловный диктат воли просвещенного народа.

Слово «демократия» образовано из двух греческих слов: «демос» — народ и «кратос» — сила, правление. Демократия обозначает такое устройство, при котором все граждане управляют своим собственным распорядком жизни, определяют и влияют на общественную жизнь. Говорят и о том, что при де­мократии народ суверенен, т.е. независим от властей в выборе способа жиз­ни. Суверенитет означает, что законным источником власти выступает имен­но народ. Демократия основана на признании народа в качестве источника власти. Главные принципы демократии — власть большинства, равноправие граждан, защищенность их прав и свобод, верховенство закона, разделение властей, выборность главы государства, представительных органов. При де­мократии люди свободны в принятии решения, что для них хорошо, а что плохо. Поэтому если подобное право узурпирует политическая партия или правительство, решающее, какой экономический уклад, какое политическое устройство, какой распорядок жизни лучше всего подходит народу, такое об­щество нельзя считать демократическим. К сожалению, в России и при царс­ком режиме, и при советской власти, и при новом демократическом правле­нии постсоветских времен народ не распоряжался своей судьбой. Следователь­но, говорить о демократическом устройстве нашего общества еще рано.

Демократическое правительство — совокупность избранных народом высших руководителей, которые для лучшего отправления государственных дел нанимают штат чиновников. Таким образом, народ не только выбирает, но и оплачивает свое руководство. Стало быть, демократия означает свободу не только в выборе политического режима, но и в определении размеров налога, который взимается с граждан. Через налоги граждане оплачивают услуги аппарата управления, поэтому только они вправе определять, справ­ляется со своей задачей этот аппарат или нет. Если в какой-то стране про­стые люди никак не влияют на то, куда направляются их налоги, не могут сократить государственный аппарат, то говорить о демократии нельзя.

Под республикой (от лат. respublica, букв. — общественное дело) понима­ется форма правления, при которой глава государства (например, президент) избирается населением или специальной избирательной коллегией. Законо­дательная власть принадлежит выборному представительному органу (пар­ламенту). В республике сочетаются элементы демократии, аристократии и монархии. В самом деле, страной правит один человек (монархическое на­чало), но его власть ограничивается законодательным органом — парламен­том, представляющим собой группу лучших и благородных граждан (арис­тократия), которых выбирает все или большинство народа (демократия). Подавляющая часть современных государств являются республиками. В рес­публиках источником власти выступает народное большинство, а высшие органы государства избираются гражданами. Классическим примером рес­публиканского устройства государства является Древний Рим. Именно он послужил образцом для последующих форм правления подобного типа в

Европе. Римляне довели до совершенства систему правового порядка, кото­рый поныне служит эталоном и вдохновляет современных юристов. Римс­кую республику возглавляли высшие магистраты — два равноправных кон­сула, избиравшиеся на один год, и сенат (от лат. senex — старец, совет ста­рейшин) из 300, а затем 600 человек — представителей аристократических родов (патрициев). Сенат подготавливал проекты законов, утверждал зако­ны и результаты выборов, контролировал деятельность магистратов, объяв­лял войны и чрезвычайное положение, заключал мир. В случае чрезвычай­ных ситуаций сенат назначал диктатора.

В современном мире существуют три основные разновидности республи­ки: парламентская, президентская и смешанная (полупрезидентская).

Отличительными чертами парламентской республики являются образова­ние правительства на парламентской основе (обычно парламентским боль­шинством) и его формальная ответственность перед парламентом. В нашей стране правительство формирует Президент РФ, а Государственная Дума соглашается или не соглашается с предложением Президента. Если тот на­стойчив, то сможет провести почти любую кандидатуру. Если парламент заупрямится, Президент может пригрозить его роспуском. Этого боятся обычно все депутаты", кто знает, изберут его еще раз или нет. Значит, у нас республика не парламентская.


Согласно официальным документам, нынешняя Россия — демократическое федеративное государство с республиканской формой правления. Глава госу­дарства — президент, избираемый гражданами на 4 года на основе всеобще -го равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Прези­дент является также верховным главно­командующим Вооруженными Силами. Законодательный орган РФ (парла­мент) — Федеральное собрание, которое состоит из двух палат: Государственной Думы и Совета Федерации. Исполни­тельную власть осуществляет правител ь-ство во главе с председателем (премьер-министром), назначаемым Президен­том с согласия Государственной Думы.

Отличительный признак президентской республики состоит в том, что пре­зидент одновременно выступает и главой государства, и главой правительства. Он руководит внутренней и внешней политикой и является верховным главно­командующим вооруженных сил. Президент чаще всего избирается непосред­ственно народом. Он сам (в США с одобрения сената) назначает членов каби­нета министров, которые ответственны перед ним, а не перед парламентом.

По этим признакам у нас в стране — президентская республика. Кстати ска­зать, и в СССР был тот же тип правления. Действительно, Генеральный секре­тарь ЦК КПСС выступал главой государства и верховным главнокомандующим Вооруженных Сил, в отдельные периоды — и главой правительства. Но чаше всего пост главы правительства занимал другой человек, именовавшийся Председате­лем Президиума Верховного Совета СССР. Однако без санкции Генерального секретаря ЦК КПСС он не принимал сколько-нибудь важных решений. Реаль­ным правителем страны являлся все-таки генеральный секретарь ЦК КПСС,

Форма правления - организация верховной государственной власти и порядок ее образования:

1. Монархия как форма правления отличается следующими признаками:

1) существование единоличного носителя верховной власти, - монарха (фараона, короля, царя, императора, великого князя, шаха, эмира и т.п.), который, как правило, пользуется этой властью пожизненно;

2) наследственным порядком преемственности верховной власти, регулируемым законом о престолонаследии или обычаем;

3) тем, что монарх представляет государство по собственному праву, которое не производно от власти народа (чаще всего подчеркивается божественное происхождение монарха, благодаря чему царь становится помазанником Божьим, иногда получает корону из рук Папы Римского и т.п.);

4) отсутствием юридической ответственности монарха как главы государства.

2. Парламентская республика - разновидность современной формы государственного правления, при которой верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту.

В такой республике правительство формируется парламентским путем из числа депутатов, принадлежащих к тем партиям, которые располагают большинством голосов в парламенте. Правительство несет коллективную ответственность перед парламентом о своей деятельности. Оно остается до тех пор у власти, пока в парламенте они обладают большинством. В случае утраты доверия большинство членов парламента правительство либо уходит в отставку, либо через главу государства добивается роспуска парламента и назначения досрочных парламентских выборов.

3. Президентская республика - одна из разновидностей современной формы государственного правления, которая наряду с парламентаризмом соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства.

Наиболее характерные черты президентской республики:

- внепарламентский метод избрания президента и формирования правительства;

- ответственность правительства перед президентом, а не перед парламентом;

- более широкие, чем в парламентарной республике, полномочия главы государства.

По историческим периодам своего существования республики классифицируются на античные; средневековые; буржуазные.

Республиканская форма правления появляется там, где речь идет о политическом объединении свободных граждан, являющихся самостоятельными субъектами хозяйственной и общественной жизни.

Форма правления тоталитарного государства обычно является извращенной формой республики и отличается следующими признаками:

1) наличием правящей партии, составляющей ядро политической системы и играющей руководящую роль в управлении всеми государственными и общественными делами страны;

2) совпадением вождя партии и главы государства в одном лице, стремящихся к пожизненному сохранению своих политических постов

3) наделением главы государства диктаторскими полномочиями;

4) формальным характером партийных и государственных выборов;

5) повышенной ролью партийной и государственной бюрократии, решающей все конкретные дела общественной и государственной жизни;

6) отсутствием юридической ответственности главы государства и партии.

Тоталитаризм предполагает функционирование соответствующего политического режима.

Форма государственного устройства - это национальное и административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер, взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государственного управления, власти. В отличии от форм правления организация государства рассматривается с точки зрения распределения государственной власти и государственного суверенитета в центре и на местах, их разделение между составными частями государства.

Форма государственного устройства показывает:

- из каких частей состоит внутренняя структура государства;

- каково правовое положение этих частей и каковы взаимоотношения этих органов;

- как строятся отношения между центральными и местными государственными органами;

- в какой государственной форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на этой территории.

По форме государственного устройства все государства можно подразделить на три основные группы:

- унитарное (Унитарное государство - это единое цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственной независимости не обладают. К унитарным государствам относятся такие государства, как Франция, Турция, Япония, Финляндия);

- федеративное (Федерация - представляет собой добровольное объединение ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство. Федеративное государственное устройство неоднородно. В различных странах оно имеет свои уникальные особенности, которые определяются историческими условиями образования конкретной федерации и прежде всего национальным составом населения страны, своеобразием быта и культуры народов, входящих в союзное государство);

- конфедеративное (Конфедерация - это временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов. При конфедеративном устройстве государства - члены конфедерации - сохраняют свои суверенные права, как во внутренних, так и во внешних делах).

Политический режим демократического типа имеет своей социально - экономической предпосылкой существование суверенных индивидуальных субъектов, являющихся собственниками экономических условий своей жизни и строящих отношения друг с другом на основе обмена и договора. Главное в политическом режиме - порядок и условия формирования государственной власти. Условия демократии обеспечивают в этом процессе решающую роль народа.

Демократический режим делает возможной последовательно определяющую связь населения с партиями, партий через периодически проводящиеся выборы с представительной властью, представительной власти с властью исполнительной. Такой порядок считается главным достоинством демократического политического режима, т.к. обеспечивает систематическую смену правителей мирным, ненасильственным путем.

Политический режим - представляет собой совокупность способов и методов осуществления власти государством. Некоторые исследователи придерживаются мнения, что "политический режим" это слишком широкое понятие для данного явления и предпочитают использовать несколько иное - "государственный (государственно-правовой режим)". В отличии от понятий формы правления и формы государственного устройства, которые относятся к организационной стороне формы государства, термин государственный режим характеризует её функциональную сторону - формы и методы осуществления государственной (а не иной) власти. Выделяют следующие разновидности политических режимов:

Демократический - присущ, прежде всего, странам с социально ориентированной экономикой, где существует сильный "средний класс". Государственная власть осуществляется с учётом конституционных положение о разделении властей, системы сдержек и противовесов и т.д. Методы принуждения строго ограничены законом, массовое или социальное насилие исключается. Государственная власть применяет различные методы прямых и обратных связей с населением. Демократический государственный режим существует в США, Великобритании, Франции, Японии, Канаде, Австралии, ряде стран Европы.

Авторитарный - при таком режиме преобладают методы принуждения, но при этом сохраняются некоторые черты либерализма. Выборы в различные органы государственной власти, это лишь пустая формальность. Существует "искажённый" принцип разделения властей, и как результат этого искажения, явное доминирование исполнительной власти. Переизбрание главы государства (если это президент) не ограничено.

Тоталитарный - режим целиком основан на методах физического, психического, идеологического принуждения. Существуют слитные партийно-государственные органы. Законом устанавливаются различные градации прав граждан. Местное самоуправление и разделение властей отсутствует.

Переходный - в некоторых странах существуют промежуточные, полудемократические режимы (Турция), в других - режимы переходные от тоталитаризма к авторитаризму (страны Африки), от тоталитаризма и авторитаризма к демократии (постсоциалистические государства Азии).

Форма государства – способ организации и осуществления государственной власти. Это сложное общественное явление, которое включает в себя три взаимосвязанных элемента: форму правления, форму государственного устройства, форму государственного режима.

Форма государственного правления представляет собой структуру, порядок образования и взаимодействия высших органов государственной власти. Формы государственного правления подразделяются на монархические и республиканские.

Виды форм правления:

Монархия (греч. – единовластие) – это такая форма государственного правления, при которой высшая власть в государстве принадлежит (полностью или частично), как правило, одному лицу – монарху, и передается по наследству.

Сегодня есть очень редкие исключения, например, в Объединённых Арабских Эмиратах монархическая власть осуществляется коллегиально.

Признаки монархии:

1) власть главы государства существует исторически и не делегируется ему народом;

2) власть осуществляется бессрочно и передаётся по наследству;

3) монарх осуществляет единоличное правление;

4) монарх формально независим в своей деятельности, т. е. неответственен;

5) создан особый порядок утверждения и принятия власти монархом;

В настоящее время в мире существует около 30 монархий.

Виды монархий:

1) Абсолютная монархия это форма государственного правления, при которой все три ветви власти принадлежат монарху, власть монарханичем не ограничена: он издаёт законы, назначает высших чиновников, собирает и расходует казну без всякого контроля со стороны кого бы то ни было. Например, Российская Империя времен Петра I, французская монархия Людовика XIV. ( Катар, Кувейт, Саудовская Аравия, Оман).

2) Ограниченная монархия. Власть монарха ограничена выборным органом – парламентом – либо особым правовым актом – конституцией. В большинстве ограниченных монархий налицо сочетание обоих способов ограничения власти монарха – конституции и парламента. Но, например, Великобритания имеет парламент и не имеет конституции как единый писанный правовой акт. Поэтому монархии, ограниченные таким способом, принято именовать парламентарными.

2.1. Конституционная монархия – власть монарха ограниченна конституцией:

2.2. Парламентарная (парламентская) монархия – власть монарха ограниченна парламентом на основе конституции во всех сферах государственной власти (Великобритания, Бельгия, Дания, Испания, Малайзия, Нидерланды, Норвегия, Таиланд, Швеция, Япония.), король «царствует, но не правит». Его наличие обуславливается стечением исторических обстоятельств, силой традиций, особенностями политического устройства и т.д.

Признаки парламентарной монархии:

1) • Правительство формируется из представителей определенной партии, получившей большинство голосов на выборах в парламент.

2) • Лидер партии, обладающей наибольшим числом депутатских мест в парламенте, становится главой государства

3) • Законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом.

4) • В законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха фактически отсутствует, является символической. Монарх лишь формально утверждает состав правительства, сформированного ставленником партии, победившей на парламентских выборах. Ни парламент, ни правительство не подчинены монарху и не несут перед ним политической ответственности. Например, в Великобритании, Дании, Нидерландах и др.

3) Дуалистическая (двойственная) монархиявозникает в переходные периоды, когда класс феодалов уже не в состоянии безраздельно господствовать, а буржуазия еще не в силах взять всю полноту политической власти в свои руки. Например, Марокко, Иордания, в Германии (1871-1918) и др. Их отличие от парламентарных состоит в сосредоточии в руках монарха больших полномочий в сфере государственной власти. Монарх формирует правительство которое ответственно перед ним. Монарху принадлежит вся полнота исполнительной власти, значительная часть законодательной власти, выражающаяся в праве абсолютного вето на законы, принятые парламентом. Монарх в дуалистических монархиях обладает неограниченным правом издания указов, подменяющих собой законы.

Признаки дуалистической монархии:

1) Наличие двухпалатной структуры парламента. Нижняя палата формируется выборным путём и представляет интересы буржуазии, а верхняя - назначается монархом;

2) Правительство при дуалистической монархии подчинено монарху, который по своему усмотрению назначает и отстраняет от должности членов правительства;

3) Монарх обладает правом вето на принимаемые парламентом законы.

4) Теократические монархии.В некоторых монархических государствах (например. Саудовской Аравии) их глава возглавляет не только светское, но и религиозное управление страной.

Ограниченные монархии являются формой правления, близкой к республиканской.

Республика (лат. – общественное дело) – форма государственного правления, при которой верховная власть в стране принадлежит избранным на определённый срок представительным органам государственной власти - парламенту, президенту; наряду с ними существует независимое правосудие и самоуправление.

Типичным для современных республик главой государства является единоличный президент. Это должностное лицо возглавляет государство в 150 странах мира (из приблизительно 200), остальные имеют ту или иную монархическую форму правления. Однако его правовой статус, полнота полномочий и их характер зависят от разновидности республиканского устройства.

Признаки республики:

1) Власть главы государства и высших государственных органов делегируется им народом.

2) полномочия главы государства ограничены определённым сроком;

3) граждане имеют возможность участвовать в управлении делами государства.

4) Разделение властей (на законодательную, исполнительную, судебную).

5) Определенная процедура принятия высшими органами власти своих решений.

6) Высокий авторитет судебной власти.

Современные республики делятся на президентские, парламентарные, смешанны, (полупрезидентские) и социалистические.

1. Президентская республика – жесткое разделение законодательной и исполнительной власти, характеризуется тем, что высшим должностным лицом в стране является президент, обладающий полномочиями главы государства и главы правительства, и, действующий наряду с парламентом. Президент глава государства, глава исполнительной власти. Президент не несет ответственности перед парламентом и обладает правом “вето” на законы принятые парламентом. Президент избирается путем прямых всеобщих выборов. Президент избирает правительство ответственное перед ним. Парламент может преодолеть “вето” президента повторным голосованием не менее 2/3 от конституционного состава парламента. Президент может ввести военное положение.

Признаки президентской республики:

1) Президент самостоятельно формирует (назначает, перемещает и отстраняет от должности) членов правительства, которые несет перед ним политическую ответственность. Во всей своей деятельности оно подконтрольно только президенту. Отсутствует должность премьер-министра. Работа правительства при этой форме правления носит характер совещательного органа при президенте.

2) Внепарламентский способ избрания президента. Президент избирается не парламентом, а в результате референдума или коллегиями выборщиков (прямые или косвенные выборы).

3) Президент имеет право вето на законы, принимаемые парламентом. Независимость президента от парламента позволяет ему тормозить законодательную деятельность парламент, налагая на принятые им законы отлагательное (суспензивное) вето, для преодоления которого требуется квалифицированное большинство парламента (две третьих).

4) Президент является главнокомандующим вооруженными силами страны. Классическим примером такой республики являются США. Президентская республика характеризуется наличием «сильного» президента, являющегося главой исполнительной власти.

5) Все решения президент принимает самостоятельно. Парламент может воспрепятствовать назначению президентом должностных лиц и ратифицирует международные договоры. Судебная власть следит за соблюдением законов обеими ветвями власти. США, Бразилия, Аргентина, Мексика.

2. Парламентарная республика(фр. раг1е – говорить) – глава государства Президент, но исполнительная власть содержится в руках правительства во главе с премьер-министром. Правительство формируется партией (или коалицией партий) обладающей большинством мест в парламенте и несет ответственность перед ним (Правительство перед парламентом) Президент выполняет представительскую функцию.

Признаки парламентарной республики:

1) Верховенство власти парламента.

2) Правительство формируется лидером партии, победившей на парламентских выборах.

3) Члены правительства ответственны перед парламентом за свою деятельность.

4) Правительство находится у власти до тех пор, пока пользуется поддержкой большинства парламентариев.

5) Парламент может вынести вотум недоверия правительству в целом или одному из его членов после чего правительство обязано уйти в отставку.

В настоящее время парламентские республики существуют в Италии, Германии, Австрии и т.д. В парламентарной республике президент является таким главой государства, которому министры не подчинены и перед ним не ответственны.Таким образом, в парламентарной республике президент лишь по конституции - хотя не всегда обладает исполнительной властью. Это «слабый» президент. Свои полномочия он выполняет по совету и с согласия правительства. Акты президента действуют при условии, если они подписаны премьер-министром или министром.

3. Смешанная (полупрезидентская) республика – сочетает черты парламентарной и президентской республики, а также новых черт. Выборы президента производятся всенародным голосованием (как в президентской республике), но президент не возглавляет правительство (как в парламентарной республике). Правительство назначается президентом, но назначение премьер-министра требует согласия парламента. Правительство несет ответственность перед президентом, но и парламент вправе выразить ему недоверие, что влечет отставку правительства. Для смешанной республики характерно выведение поста президента за триаду законодательной, исполнительной и судебной власти: президент имеет самостоятельный статус. Главной чертой президентской власти в данной разновидности республик является стремление поставить президента над ветвями власти, над институтами государства, но не в качестве лица, сосредоточивающего в своих руках полномочия других ветвей власти, а в качестве арбитра в отношениях с ними (Беларусь, Украина, Перу, Россия, Франция).

Признаки смешанной республики:

1) Отсутствие прямой юридической связи между президентом и правительством - президент в формально-правовом смысле отделен от руководства исполнительной властью, которое конституцией возложено на правительство.

2) Возможность роспуска парламента по инициативе президента в случае непреодолимого конфликта между органами исполнительной власти и парламентом одного уровня. В настоящее время существуют в Украине, России, Франции.

4. Социалистическая республика возникла в ряде стран в результате социалистической революции. Ведущая роль принадлежит представительным органам, которые составляют основы аппарата государственной власти. Высшие и местные органы объединяются в единую представительную систему, основанную на принципе демократического централизма. Отсутствует разделение законодательной и исполнительной власти. Отличительная особенность – правящая, как правило, коммунистическая партия подменяет собой государственную власть. Господствует плановое ведение хозяйства, основанное на государственной форме собственности. Известны три разновидности социалистических республик: Парижская коммуна. Советская республика, народно-демократическая республика.

Форма государственного устройства – это способ территориально-политического устройства государства, который отражает характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государственной власти. По форме государственного устройства все государства делятся на простые (унитарные) и сложные (федеративные и конфедеративные).

Унитарное государство– это единое цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц (областей, провинций, губерний), которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственного суверенитета не обладают.

Признаки унитарного государства:

1) единая система высших органов государства (единый центр и единая система органов власти и управления);

2) единая система права, система законодательства, одна конституция, единое гражданство

3) единая денежная система;

4) единые вооруженные силы.

В настоящее время большинство государств мира унитарные государства (Болгария, Венгрия, Греция, Польша). Во многих унитарных государствах (Испания, Украина, Финляндия) имеются автономные образования.

Унитарное государство может быть многонациональным (Франция, Китай, и т.д.) и однонациональным (Япония, Египет и т.д.).

Разновидности унитарных государств:

- централизованные. Региональные органы этих государств формируются путем назначения сверху(Нидерланды, Казахстан, Франция);

- децентрализованные. Региональные органы образуются независимо от центра, как правило, при помощи выборов (Великобритания, Новая Зеландия, Италия).

Федерация– добровольное объединение нескольких ранее самостоятельных государственных образований (субъектов федерации) в одно союзное государство.

Признаки федерации:

1) Территория федерации состоит из территорий её субъектов;

2) Верховная законодательная, исполнительная и судебная власти принадлежат федеральным государственным органам;

3) Компетенция между субъектами федерации и самой федерацией разграничивается Конституцией федерации;

4) Субъекты федерации кроме того имеют свои конституции, свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы;

5) Высший законодательный орган федерации имеет двухпалатную структуру (палата, представляющая интересы субъектов федерации и палата, представляющая интересы населения всей страны).

– наличие нескольких правовых систем, из которых одна (система федерального права) обладает верховенством по отношению к праву субъекта федерации;

– наличие двух уровней государственной власти. Федеральная власть (власть государства в целом) обладает всей полнотой внешнего суверенитета и значительной частью внутреннего суверенитета. Власть субъекта федерации обладает внутренним суверенитетом.

Разновидности федераций:

- территориальные(США, Германия, Бразилия);

- национальные(Бельгия, Индия);

- смешанные(Россия).

В настоящее время в мире существует 24 федеративных государства, большинство из которых – крупные и средние по территории и численности населения (Индия, Мексика, Нигерия, Россия, США, Германия).

Исторически известна еще одна форма государственного устройства - конфедерация (например, США в начальный период своего существования, Германский союз в 1815-1866 гг.). В настоящее время чертами конфедерации обладает Европейский Союз. В 2003 г. было создано конфедеративное государство Сербии и Черно­гории.

Конфедерация– это временный союз государств, созданный для достижения конкретной цели (например, завоевание независимости). Конфедерация не имеет своих общих законодательных, исполнительных и судебных органов, сохраняется гражданство тех государств, которые сходятся во временном союзе. В данном случае государства объединяют лишь отдельные направления своей деятельности (оборону, внешнюю политику, внешнюю торговлю). Развитие конфедерации подчинено «железному историческому закону»: она либо распадается на отдельные государства, либо эволюционирует в федерацию. Например, Северная Америка до образования федерации – конец XVIII века.

Форма государственного (политического) режима – совокупность средств и методов осуществления государственной власти. Выражает степень политической свободы личности и характер ее взаимоотношений с властью.

Виды политических режимов:

1. Демократический режим, т.е. народовластие – предполагает соблюдение основных прав и свобод граждан, учет интересов всех групп населения, формирование органов власти путём свободных всеобщих выборов, разделение властей (Франция ,Германия, Англия). У власти стоит народ, который выражает свою волю путем референдума или через избранных депутатов.

а) Либеральный демократический режим – для данного режима характерна излишняя снисходительность к народу и власти во всех её проявлениях.

б) Радикальный демократический режим – данный режим характеризуется решительными переменами во всех аспектах жизни общества и государства.

в) Консервативный демократический режим – специфика режима заключается в неукоснительном соблюдении правил которые сложились исторически.

2. Антидемократический режим – государственная власть осуществляется путем ограничения и нарушения основных прав и свобод человека. Отсутствием легальных возможностей для свободного волеизъявления. Сосредоточением не контролируемой населением власти в руках правящей верхушки (олигархии) или одного лица.

Тоталитарный (диктаторский) режим – отвергает демократические принципы и основывается на подавлении личности, установление диктатуры одного класса, группы, партии; запрет на существование оппозиции, принципиальное отвержение разделения властей, вождизм, вмешательство государства во все сферы общественной жизни; цензура; милитаризация общества и т.д. (Куба).

Авторитарный – ограничение объёма политических прав и свобод, сильная централизация государственной власти, фактическое отсутствие разделение властей, недемократический характер выборов, строжайшая дисциплина на основе принуждения(Россия).

Деспотия – наличие самодержавной неограниченной власти (Вавилон, Др.Сирия).

Тирания – единоличное правление лица, насильственно захватившего власть. (Ливия)

5) Фашизм – открытая диктатура наиболее радикальных сил:

Такие термины как «территория», «население», «власть» являются содержательными характеристиками государства, отражающими то общее, что свойственно для всех стран. Но государства значительно различаются между собой, если рассматривать их внутреннюю организацию, выражающуюся в «форме государства».

Форма государства – это способ организации политической власти, которая охватывает форму правления, форму гос. устройства, а также политический режим.

Если понятие «сущность государства» отвечает на вопрос, в чем состоит основополагающее, закономерное, определяющее в стране, тогда термин «форма государства» объясняет вопросы о том, кто и каким образом правит в обществе, как организованы и функционируют государственные властные структуры, каким способом объединено население на территории страны, как народ связан через разные территориально-политические образования с государством в общем, как реализуется политическая власть, при помощи каких способов и приемов.

Форма государства во многом влияет на политическую жизнь общества, стабильность государственных институтов.

Под формой государства понимается его строение, которое зависит от социально-экономических факторов, а также природных и климатических условий, национально-исторических и религиозных особенностей, культурного уровня развития общества и др.

В качестве элементов формы государства выступает форма правления, форма гос. устройства, политический/государственный режим.

Формы правления

Форма правления представляет собой организацию высших государственных органов, порядок организации и взаимоотношения, степень участия подданных в их образовании.

В зависимости от формы правления государства бывают:

В монархии функции главы государства выполняет монарх, царь, король, император, шах, султан и т.д., они приобретаются по наследству и исполняются единолично и на протяжении всей жизни.

В первых (неограниченных) монархиях единственный носитель суверенитета страны – это монарх. Неограниченными выступали деспотические монархии рабовладельческих стран Древнего Востока, а еще абсолютные (или самодержавные) монархии, характерные для последнего периода эпохи феодализма.

В ограниченных же монархиях совместно с монархом носители суверенности страны – это также и иные высшие гос. органы, которые ограничивают власть главы государства. К ограниченным можно отнести сословно-представительные монархии, существовавшие в эпоху феодализма. Сегодня таковыми конституционными монархиями выступает Англия, Бельгия, Швеция, Япония и др.

Республика представляет собой такую форму правления, при которой глава страны – это избранный на установленный период времени единоличный либо коллективный орган.

Глава государства в республике становится ответственным перед избравшим его органом либо населением.

По своему типу республики могут быть:

Однако эти названия условные. На самом деле в первой и во второй форме существует как парламент, так и президент. Но реальные функции в данных формах неодинаковые. В парламентских республиках (к примеру, в Германии, Италии и пр.) президент, как правило, исполняет символические функции. В парламентских республиках исполнительную власть выполняет не президент, а правительство во главе с премьер-министром (канцлер, председатель совета министров и т.д.). Состав правительства формируется на основании парламентского большинства. Исполнительная власть осуществляется кабинетом, ответственным перед парламентом. Парламент, в свою очередь, вправе принять вотум недоверия правительству (это означает, что оно уходит в отставку). При данной форме правления функция президента во многом схожа с положением монарха в парламентской монархии (король царствует, но не управляет страной).

Другое дело президентская республика, при которой, наоборот, президент выступает одновременно главой государства и правительства (Соединенные Штаты Америки).

Различают также промежуточный, компромиссный вариант между парламентской и президентской республиками (так называемая полупрезидентская республика), к примеру, во Франции. Совместно с правительством, который возглавляет премьер и отвечает перед парламентом, во Франции существует также президент с некоторыми прерогативами, которые отличают его от президента в обыкновенной парламентской республике.

Формы государственного устройства

Под формой государственного устройства подразумевается внутренняя структура государства, его территориально-политическое деление, обусловливающее конкретные взаимоотношения органов всей страны с органами составных частей.

По форме гос. устройства государства бывают:

  1. унитарными;
  2. федеративными;
  3. конфедеративными.

Унитарное государство является простым цельным, единым государством, части которого – это административно-территориальные единицы, не обладающие признаками государственного суверенитета.

Для унитарного государства характерна единая система высших органов, а также единая система законодательства. В настоящий момент унитарными государствами является Англия, Франция, Бельгия, Швеция и другие страны.

Под федеративным государством понимается сложное союзное государство, чьи части выступают отдельным государством либо гос. образованиями, обладающими в какой-то степени гос. суверенитетом, признаками государственности.

В федеративном государстве совместно с высшими органами федерации и федеральным законодательством функционируют высшие органы и законодательство частей, членов (субъектов) федерации.

Современными федерациями являются Соединенные Штаты Америки, Российская Федерация, Индия и другие страны.

Конфедерация представляет собой союз государств, который образуется для конкретных (обычно временных политических, военных) целей.

Конфедерация выступает объединением 2-х либо более государств, при котором союзные органы только координируют деятельность стран-членов конфедерации и исключительно по тем вопросам, для решения которых они объединились.

Главной ее особенностью является отсутствие единого для объединившихся стран центрального гос. аппарата, который бы направлял по единому пути все законодательство и управление стран, а также в том, что каждая страна (участник конфедерации) сохраняет за собой возможность заключать дипломатические, торговые и военные соглашения с зарубежными странами.

Государственно-правовой режим

Под государственно-правовым режимом подразумевается совокупность средств и способов реализации политической власти, через которые выражается ее содержание и характер.

Примерами государственно-правовых режимов является деспотия, аристократия, фашизм, демократия. Все государственно правовые режимы в той или иной вариации распадается на 2 крупные группы: демократические и авторитарные.

Государственно-правовой режим выступает важнейшим элементом формы государства. Любые изменения, которые происходят в сущности страны данного типа, в первую очередь, отражаются на его режиме, а он оказывает влияние на формы правления и гос. устройства.

Под демократическим государственно-правовым режимом подразумевается гос. власть, базирующаяся на принципе подчинения меньшинства большинству, при которой решения принимает большинство с одновременным уважением прав меньшинства.

Под авторитарным государственно-правовым режимом подразумевается осуществление гос. власти в противоречии с демократическими нормами и институтами, осуществление правителем власти по собственному произволу, при этом мнение большинства не учитывается.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: