В каком году понятие государственная безопасность было законодательно закреплено в ссср

Обновлено: 07.05.2024

До Октября вопрос о том, какие органы - чрезвычайные или обычные - будут вести борьбу с контрреволюцией, не ставился. . В декрете о создании центральных органов управления не значится такого специального органа, хотя, вероятно, предполагалось, что функции охраны общественного порядка будет отчасти выполнять НКВД, главной задачей которого было руководство строительством советского аппарата на местах. Сразу же после победы Октября функции борьбы с контрреволюцией выполнял такой чрезвычайный орган, как петроградский военревком.

Образованный согласно декрету II Всероссийского съезда Советов Наркомат внутренних дел РСФСР стал центральным органом охраны общественного порядка и внутреннего административного управления. Полномочия НКВД РСФСР были чрезвычайно широки. Две главные задачи стояли перед наркоматом: организация советского строительства на местах и охрана революционного порядка. НКВД разрабатывал положения и инструкции по вопросам советского строительства, устанавливал типовую структуру Советов и их органов, наблюдал за правильностью проведения на местах съездов Советов и перевыборов в Советы, разбирал конфликты между Советами, собирал и отрабатывал статистические данные об их деятельности. Как орган охраны общественного порядка НКВД руководил рабоче-крестьянской милицией, специальной милицией, уголовным розыском, войсками внутренней охраны, постановки дела записи актов гражданского состояния.

Кроме того, наркомат и его местные органы управляли коммунальным хозяйством, занимались вопросами, связанными с устройством пленных и беженцев.

В ведение НКВД было передано и исправительно-трудовое дело. В апреле 1919 г. в составе НКВД было создано Центральное управление лагерями принудительных работ. С 1922 г. наряду с лагерями оно стало заведовать и другими местами заключения, находившимися до этого в ведении органов юстиции.

В 1918 г. - 1920 гг. большое внимание уделялось работе милиции. Милиция подразделялась на городскую, уездную, промышленную, железнодорожную, водную и розыскную. Во главе этой системы стояло Главное управление милицииНКВД РСФСР.

В связи с окончанием гражданской войны и изменением обстановки в стране органы охраны государственной безопасности и общественного порядка были реорганизованы.

В феврале 1922 г. ВЧК как выполнившая свои задачи была упразднена. Часть ее функций передавалась судебным органам, часть - образованному в составе НКВД Государственному политическому управлению (ГПУ); аппарат ГПУ был значительно сокращен. На ГПУ возлагалось подавление открытых контрреволюционных выступлений, борьба с бандитизмом, шпионажем и контрабандой, охрана границ, железнодорожных и водных путей. В Красной Армии и на транспорте были созданы особые отделы в непосредственном ведении ГПУ находились особые части войск. Местными органами ГПУ являлись политотделы при ЦИК автономных республик и исполкомах губернских Советов.

В мае 1922 г. третья сессия ВЦИК приняла положение о прокурорском надзоре, согласно которому ГПУ становилось органом дознания и предварительного следствия. Арест мог производится только с санкции прокурора.

Руководство охраной государственной безопасности страны было отнесено к ведению. Союза ССР, а руководство охраной общественного порядка - к исключительному ведению союзных республик. Поэтому в 1922 - 1923 гг. существовавшие в республиках наркоматы внутренних дел претерпели крупную реорганизацию.

После создания СССР функции НКВД РСФСР были как бы разделены на две части, и те, что касались государственной безопасности, изъяты из ведения НКВД РСФСР. В июле 1923 г. образовался общефедеральный орган - Объединенное государственное политическое управление (ОГПУ) при СНК СССР, положение о котором было утверждено Президиумом ЦИК СССР 15 ноября 1923 г. ОГПУ создавалось на правах общесоюзного наркомата, имело в союзных республиках своих уполномоченных, а в армии - особые отделы. Председатель ОГПУ назначался Президиумом ЦИК СССР и входил с правом совещательного голоса в состав СНК СССР. ОГПУ были подчинены пограничные войска. Оно вело оперативную разведывательную работу. В 1929 г. в ведение ОГПУ была передана часть исправительно-трудовых лагерей, началось привлечение заключенных к строительству ряда предприятий, железнодорожных и водных магистралей (каналов беломоро-балтийского, Волго-Москва и др.). Надзор за законностью действий ОГПУ СССР возлагался на Прокурора Верховного суда СССР, а с 1933 г. - на Прокурора СССР. Во главе ОГПУ СССР долгие годы был Ф.Э. Дзержинский, после его смерти, с 1926 г., - В.Р. Менжинский, затем - Г.Г. Ягода.

С середины 20-х годов злоупотребления политической властью проявлялись во всех сферах, но в первую очередь - в уголовной юстиции и деятельности правоохранительных органов. В обществе искусственно нагнеталось ощущение зловещей угрозы, нависшей над завоеваниями революции. Эта угроза персонифицировала сначала в кулаках, затем во “врагах народа”. Их действиям приписывался всеобъемлющий, всепроникающий характер. Из этого выводилась необходимость чрезвычайного законодательства, что неизбежно вело к гипертрофии функций карательных органов.

В 1927 г. ЦИК СССР предоставил ОГПУ СССР право рассматривать во внесудебном порядке дела о диверсиях, поджогах, порче оборудования высшей меры наказания.

Что касается наркоматов внутренних дел республик, то после создания СССР они по прежнему подчинялись республиканским правительствам. Постепенно функции их сужались, в печати даже обсуждался вопрос о возможности их полной ликвидации. В некоторых республиках НКВД были упразднены: например, НКВД УзССР был упразднен уже в 1928 г. В декабре 1930 г. был упразднен НКВД РСФСР, часть его функций передавалась другим наркоматам: например, места заключения - в ведение Наркомата юстиции, а для руководства органами милиции в РСФСР, как и в других союзных республиках, первоначально были созданы самостоятельные Главные управления рабоче-крестьянской милиции при СНК республики. Однако 27 декабря 1932 например. было издано постановление ЦИК и СНК СССР об установлении в стране паспортной системы и обязательной прописки.

В этот же день было издано постановление об образовании Главного управления рабоче-крестьянской милиции при ОГПУ СССРи положение о нем, которое обязывало милицию всемерно содействовать внедрению паспортного режима.

Функции ОГПУ СССР расширились, оно не только обеспечивало государственную безопасность, но и охраняло общественный порядок, государственную и общественную собственность, вело паспортизацию населения.

В начале 30-х годов в системе административно-политических органов была проведена реформа, направленная на централизацию управления. увеличение численности карательных органов. Милиция, ранее находившаяся в двойном подчинении - НКВД союзных республик и местным Советам, была выведена из-под контроля местных властей и подчинена непосредственно ОГПУ СССР. В ведение ОГПУ СССР перешла система исправительно-трудовых учреждений. 7 апреля 1930 г. было принято новое положение об исправительно-трудовых лагерях, которые становились основным местом лишения свободы (до 1930 г. - исправительно-трудовые колонии НКВД республик, затем - наркомюстов республик).

10 июля 1934 г. было принято решение об образовании наркомата внутренних дел СССР как централизованного органа управления государственной безопасностью и общественным порядком. НКВД СССР был союзно-республиканским ведомством, в связи с чем одноименные наркоматы были созданы и в союзных республиках (кроме РСФСР).

Первоначально функции НКВД СССР были ограничены и заключались в руководстве обеспечением государственной безопасности, охраной социалистической собственности и регистрацией гражданских состояний. Но за два года существования НКВД они весьма заметно расширились.

В НКВД в полном составе вошло ОГПУ СССР, после чего оно было преобразовано в Главное управление государственной безопасности (ГУГБ).

Помимо этого в наркомате были образованы Главное управление рабоче-крестьянской милиции (ГУРКМ), главное управление пограничной и внутренней охраны, Главное управление исправительно-трудовых лагерей и трудовых поселений, Главное управление пожарной охраны, отдел ЗАГС и т.п. Вместо упразднявшей судебной коллегии ОГПУ было создано Особое совещание при наркоме, в состав которого входили кроме наркома его заместители, уполномоченный по РСФСР, начальник ГУРКМ, нарком внутренних дел республики, на территории которой возникло дело, и Прокурор СССР. Полномочия совещания ограничивались правом применения во внесудебном порядке заключение в ИТЛ на срок до 5 лет, ссылку под надзор на 5 лет и высылку за пределы СССР.

В феврале 1941 г. НКВД СССР разделился на Наркомат внутренних дел СССРиНаркомат государственной безопасности СССР (оба - союзно-республиканские). В июле 1941 г. наркоматы снова объединились в Наркомат государственной безопасности СССР(оба - союзно-республиканские). В июле 1941 г. наркоматы снова объединились в Наркомат внутренних дел СССР. В апреле 1943 г. он вновь разделился на НКВД СССР и НГКБ СССР.

В годы войны репрессивный карательный механизм продолжил работать: выселялись на спецпоселения народы Северного Кавказа (чеченцы, ингуши, карачаевцы, балкарцы), Крыма, немцы Поволжья. В 1945 - 1949 гг. из Прибалтики выселялись литовцы, латыши, эстонцы. Всего на 1 января 1953 г. числилось 2753356 спецпоселенцев. Для "проверки” военнослужащих, находившихся в плену или окружении, были созданы спецлагеря НКВД. Эту проверку вели отделы контрразведки “СМЕРШ”. Всего через спецлагеря прошло 354592 чел. (в том числе 50441 офицеров).

В начале марта 1953 г. при общей реорганизации министерств МВД СССР и МИГ СССР объединились в Министерство внутренних дел СССР. В июне 1953 г. был арестован Л.П. Берия (арест носил примитивный характер).

13 марта 1954 г. из МВД СССР выделился Комитет государственной безопасностипри СМ СССР (союзно-республиканский), одновременно образовались одноименные комитеты в союзных республиках.

В ведении МВД СССР оставалась только охрана общественного порядка (административный надзор, руководство милицией и пожарной охраной, ЗАГС, архивное дело и т.п.). В связи с мероприятиями по расширению прав союзных республик 13 января 1960 г. МВД СССР было ликвидировано. Большинство его функций (руководство милицией и пожарной охраной, ЗАГС и др.) отошло в МВД союзных республик, на которые возлагалось обеспечение охраны общественного порядка. 22 февраля 1962 г. они были переименованы в министерства охраны общественного порядка. Новое название подчеркнуло, в каком направлении должна строится их деятельность.

Однако ликвидация МВД СССР не оправдала себя. Упразднение союзного органа управления охраной общественного порядка усложнило координацию работы республиканских органов по борьбе с преступностью, привело к разнобою в нормативном регулировании некоторых вопросов службы охраны порядка, затруднило обмен опытом, использование новейших достижений науки и техники и т.п. Поэтому в интересах обеспечения единого оперативного управления охраной порядка и борьбой с преступностью 26 июля 1966 г. было образовано союзно-республиканское Министерство охраны общественного порядка СССР, переименованное 25 ноября 1968 г. в Министерство внутренних дел СССР.

В 70-80-е годы ослабился правопорядок, участились проявления произвола и беззакония. Институты власти не всегда обеспечивали осуществления единого режима законности, равенства всех граждан перед законом. Правоохранительные органы не только попали в зависимость от местных руководителей, но и сами оказались подвержены коррупции и разложению. Кроме того, часть работников правоохранительных органов вступила в связь с преступным миром. Взяточничество, злоупотребления служебным положением проникли даже в высшее звено руководства МВД СССР. Не помогло в этом отношении и создание в 1983 г. в системе МВД политорганов, хотя в 1983-1985 гг. за нарушения законности и дисциплины и по служебному несоответствию из органов была уволена 161 тыс. сотрудников. С каждым годом росла преступность. Только за 1973-1983 гг. общее число преступлений выросло вдвое.

Центральным органом в области охраны государственной безопасности являлся союзно-республиканский Комитет государственной безопасности при СМ СССР. 5 июля 1978 г. он был преобразован в Комитет государственной безопасности СССР.

В 60-80е годы органы государственной безопасности имели огромное влияние, являлись органами поистине всеобъемлющего контроля, надзиравшими за деятельностью всего государственного аппарата, творческих союзов, церкви, вузов, милиции и даже армии. КГБ стал выполнять не свойственные ему функции, порой создавая на пустом месте громкие “процессы”, ведя борьбу с интеллигенцией теми же средствами и методами, что и борьбу со шпионами, приравнивая, таким образом, советских граждан к действительным врагам Советского государства.

начавшаяся в 1985 г. перестройка потребовала от органов госбезопасности принципиального обновления работы, критического осмысления прошлого опыта. В связи с этим КГБ СССР вместе с Прокуратурой СССР и Верховным судом СССР участвовал в реабилитации необоснованно репрессивных граждан. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 января 1989 г. “О дополнительных мерах по восстановлению справедливости в отношении жертв репрессий, имевших место в период 30-40-х и начала 50-х годов” все граждане (за исключением изменников Родины и карателей, нацистских преступников, участников бандитских формирований, фальсификаторов уголовных дел), привлекавшиеся к уголовной ответственности внесудебными органами, были реабилитированы. Вместе с министерствами и ведомствами КГБ привело рассекречивание многих материалов, доступ к которым был в свое время по разным причинам ограничен. В 1989 г. в составе КГБ СССР было создано новое подразделение - Управление по защите советского конституционного строя, упразднено образованное в 1967 г. Пятое управление, в задачи которого входила борьба с идеологическими диверсиями. Вновь созданное управление, в задачи которого призвано было противодействовать посягательствам зарубежных спецслужб на конституционные основы СССР, предупреждать и пресекать деятельность лиц, пытающихся насильственным путем свергнуть или изменить государственный строй СССР, участвовать в предотвращении массовых беспорядков, пресекать террористические и иные проявления насильственного характера, в том числе направленные на разжигание межнациональной розни, бороться с организованной преступностью.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ – в СССР система мероприятий, направленных на охрану политической и экономической основ Советского социалистического государства и его государственных границ.

В своём Обращении к избирателям 6 декабря 1937 г. ЦК партии указывал, что если внутренние враги советского народа малочисленны и бессильны, то поддерживающие их внешние враги представляют серьёзную опасность для свободы и независимости нашей Родины. Чтобы обезопасить нашу Родину от этой опасности, нужно иметь, во-первых, хорошо организованные карательные органы, способные обезвредить шпионов, вредителей, диверсантов и других врагов советского народа; нужно иметь, во-вторых, хорошо организованную и технически оснащённую Красную Армию, способную охранить советские границы от нападений извне; нужно иметь, наконец, хорошо продуманную и последовательно проводимую политику мира, способную разоблачать захватническую политику воинствующих кругов капиталистических стран.

Охрана Г. б. является одной из важнейших задач с самого начала существования Советского социалистического государства. Если в первой глазной фазе развития нашего государства основной функцией было подавление свергнутых классов внутри страны, то во второй фазе отпала, отмерла функция военного подавления внутри страны, так как эксплуатация уничтожена, эксплуататоров нет больше и подавлять некого.

Вместо функции подавления появилась у государства функция охраны социалистической собственности от воров и расхитителей народного добра. Сохранилась полностью функция военной защиты страны от нападений извне, стало быть, сохранились также Советская армия, Военно-Морской флот, равно как карательные органы и разведка, необходимые для вылавливания и наказания шпионов, убийц, вредителей, засылаемых в нашу страну иностранной разведкой. Во второй фазе развития социалистического государства армия, карательные органы и разведка своим остриём обращены уже не во внутрь страны, а во вне её, против внешних врагов.

Охрана Г. б. отнесена по Конституции СССР к ведению Союза ССР в лице его высших органов власти и органов гос. управления (п. «и» ст. 14). Законодательная власть СССР в области охраны Г. б. принадлежит исключительно Верховному Совету СССР. Президиуму Верховного Совета СССР предоставлено право объявления в отдельных местностях или по всей территории страны военного положения в интересах обороны СССР или обеспечения общественного порядка и Г. б. (п. «т» ст. 49 Конституции СССР). Специальными органами, охраняющими Г. б., являются Министерства внутренних дел СССР, союзных и автономных республик и их местные органы внутренних дел. Одним из важнейших условий в охране Г. б. является постоянная бдительность.

Бдительность советского народа является мощным оружием в борьбе с агентами, засылаемыми в Советский Союз разведками империалистических государств. Тесно сплочённый вокруг Коммунистической партии и Советского правительства советский народ ликвидирует любое посягательство на государственную безопасность нашей Родины, какие бы формы маскировки оно ни принимало.

Преступления против Г. б. – тягчайшие уголовно-наказуемые деяния.

Юридический словарь. — М.: Госюриздат . Главный редактор С.Н. Братусь и др. . 1953 .

Полезное

Смотреть что такое "ГОСУДАРСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ" в других словарях:

Государственная безопасность — Государственная безопасность, одна из составляющих национальной безопасности, понятие, характеризующее уровень защищенности государства от внешних и внутренних угроз. Отождествление государственной безопасности с национальной безопасностью… … Википедия

Государственная безопасность — см. Безопасность … Энциклопедия права

ГОСУДАРСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ — понятие, во многом совпадающее с понятием безопасность , данным в Законе РФ О безопасности от 5 марта 1992 г. По этому Закону безопасность состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних… … Энциклопедический словарь конституционного права

Государственная безопасность — см. Безопасность … Большой юридический словарь

Государственная безопасность — охрана государственной безопасности, совокупность мер по защите существующего государственного и общественного строя, территориальной неприкосновенности и независимости государства от подрывной деятельности разведывательных и иных… … Большая советская энциклопедия

Государственная безопасность — состояние прочности, незыблемости и нерушимости общественного и государственного строя СССР в условиях существования как внутренних (в переходный период), так и внешних классово враждебных сил; способность Советского государства противостоять… … Контрразведывательный словарь

Государственная безопасность — составная часть национальной безопасности, состояние защищенности основ конституционного строя, политического, экономического, оборонного, научно технического и информационного потенциалов государства от внешних угроз, исходящих от иностранных… … Пограничный словарь

ГОСУДАРСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ — (state security) положение, которого добиваются , чтобы государству не угрожала опасность; действующие в этих целях специальные органы … Власть. Политика. Государственная служба. Словарь

Государственная безопасность — ГОСУДÁРСТВЕННАЯ БЕЗОПÁСНОСТЬ. Незыблемость и прочность социалистич. строя в годы войны обеспечивалась всеми органами гос. власти и управления в соответствии с их компетенцией. Непосредств. политич. охрана Г. б. являлась функцией органов Г. б.… … Великая Отечественная война 1941-1945: энциклопедия

БЕЗОПАСНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННАЯ — важнейшая составляющая национальной безопасности, связанная с защитой государственного суверенитета и территориальной целостности, основ конституционного строя, правовой системы и системы управления. В правовом государстве понятия… … Война и мир в терминах и определениях

6 (19) декабря 1917 года Совет народных комиссаров (Совнарком, СНК) рассмотрел вопрос о возможности антибольшевистской забастовки служащих правительственных учреждений во всероссийском масштабе. Было принято решение создать чрезвычайную комиссию для выяснения возможности борьбы с такой забастовкой «самыми энергичными революционными мерами». На пост председателя комиссии была предложена кандидатура Феликса Дзержинского.

7 (20) декабря 1917 Дзержинский на заседании Совнаркома сделал доклад о задачах и правах комиссии. В своей деятельности она, по мнению Дзержинского, должна была обращать внимание прежде всего на печать, «контрреволюционные партии» и саботаж. Её надлежало наделить довольно широкими правами: производить аресты и конфискации, выселять преступные элементы, лишать продовольственных карточек, публиковать списки врагов народа. Совнарком во главе с Лениным, заслушав Дзержинского, с его предложениями по наделению нового органа чрезвычайными полномочиями согласился. [1]

Таким образом, 7 (20) декабря 1917 постановлением СНК РСФСР была образована Всероссийская чрезвычайная комиссия при СНК по борьбе с контрреволюцией и саботажем (ВЧК). С 22 декабря 1917 по март 1918 г. ВЧК располагалась в Петрограде на Гороховой ул., д.2 (ныне Музей политической полиции России).

С июля по август 1918 обязанности председателя ВЧК временно исполнял Я. Х. Петерс, 22 августа 1918 г. Ф. Э. Дзержинский вернулся к руководству ВЧК.

С августа 1918 года года ВЧК именовалась Всероссийской чрезвычайной комиссией при СНК по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и преступлениями по должности [1] .

Были созданы областные (губернские) чрезвычайные комиссии, особые отделы по борьбе с контрреволюцией и шпионажем в Красной Армии, железнодорожные отделы ЧК и т. д. Органы ВЧК осуществляли Красный террор.

20 декабря 1920 года был организован Иностранный отдел (ИНО) ВЧК при НКВД РСФСР. Его возглавил Яков Христофорович Давыдов (Давтян).[2]

ГПУ при НКВД РСФСР (1922—1923)

6 февраля 1922 года ВЦИК РСФСР принял постановление об упразднении ВЧК и образовании Государственного политического управления (ГПУ) при Народном комиссариате внутренних дел (НКВД) РСФСР. Войска ВЧК преобразованы в войска ГПУ. Таким образом, управление органами милиции и госбезопасности было передно одному ведомству.

Термин «ГПУ» по отношению к советским органам госбезопасности использовался в зарубежной и эмигрантской печати (в том числе пропагандистского характера) даже после переименования ГПУ в ОГПУ и дальнейшего вхождения ОГПУ в состав НКВД. В 1940 году в нацистской Германии был снят фильм «ГПУ», где этот термин расшифровывался как «Гибель, Паника, Ужас» (Grauen, Panik, Untergang).

ОГПУ (1923—1934)



Работники ОГПУ извлекают из ямы спрятанное зерно (1932 год, фотография из государственного музея политической истории России)



После образования СССР Президиум ЦИК СССР 15 ноября 1923 года принял постановление о создании Объединённого государственного политического управления (ОГПУ) при СНК СССР и утверждает «Положение об ОГПУ СССР и его органах». До этого ГПУ союзных республик (там, где они были созданы) существовали как самостоятельные структуры, при наличии единой союзной исполнительной власти. Наркоматы внутренних дел союзных республик освобождались от функций обеспечения государственной безопасности.

9 мая 1924 года Президиум ЦИК Союза ССР принимает постановление о расширении прав ОГПУ в целях борьбы с бандитизмом, которым предусматривалось подчинение в оперативном отношении ОГПУ СССР и его подразделениям на местах органов милиции и уголовного розыска.

Этим постановлением, кроме значительного расширения полномочий органов ОГПУ в сфере внесудебных репрессий, подчинялись ОГПУ и его местным органам в оперативном отношении местные органы милиции и уголовного розыска. Так начался процесс слияния органов государственной безопасности и органов внутренних дел.

15 декабря 1930 года в связи с ликвидацией наркоматов внутренних дел союзных и автономных республик. ЦИК и СНК СССР приняли постановление «О руководстве органами ОГПУ деятельностью милиции и уголовного розыска», на основе которого ОГПУ и его местные органы получили право назначать, перемещать и увольнять работников милиции и уголовного розыска, а также использовать в своих целях их гласный состав и негласную агентурную сеть.

С начала 1930-х годов органы ОГПУ начали проведение массовых политических репрессий.

Председателем ГПУ и ОГПУ до конца своей жизни (20 июля 1926) оставался Ф. Э. Дзержинский, которого сменил В. Р. Менжинский, возглавлявший ОГПУ до своей смерти 10 мая 1934. Затем ОГПУ до его реформирования фактически возглавлял заместитель председателя Г. Г. Ягода.

НКВД — НКГБ (1934—1943)

10 июля 1934 года ЦИК СССР принял постановление «Об образовании общесоюзного Народного комиссариата внутренних дел СССР», в состав которого вошло ОГПУ СССР, преобразованное в Главное управление государственной безопасности (ГУГБ) НКВД СССР.

Органы НКВД СССР осуществляли Большой террор, жертвами которого стали сотни тысяч людей.

С 1934 по 1936 гг. НКВД руководил Г. Г. Ягода. С 1936 по 1938 НКВД возглавлял Н. И. Ежов, с ноября 1938 до декабря 1945 г. руководителем НКВД был Л. П. Берия.

3 февраля 1941 года НКВД СССР был разделен на два самостоятельных органа: НКВД СССР и Народный комиссариат государственной безопасности (НКГБ) СССР. В июле 1941 года НКГБ СССР и НКВД СССР вновь были слиты в единый наркомат — НКВД СССР. Наркомом государственной безопасности был бывший руководитель ГУГБ В. Н. Меркулов.

НКГБ — МГБ (1943—1954)

В апреле 1943 года из НКВД вновь был выделен НКГБ СССР. Скорее всего был создан 19 апреля 1943 года ГУКР «СМЕРШ»

15 марта 1946 года НКГБ СССР был переименован в Министерство государственной безопасности (МГБ) СССР.

В 1947 году создан Комитет информации (КИ) при Совете Министров СССР, в феврале 1949 года преобразованный в КИ при Министерстве иностранных дел СССР.

Затем разведку вновь вернули в систему органов госбезопасности — в январе 1952 года организовано Первое Главное управление (ПГУ) МГБ СССР.[3]

7 марта 1953 года было принято решение об объединении Министерства внутренних дел (МВД) СССР и МГБ СССР в единое МВД СССР.

КГБ СССР (1954—1991)

13 марта 1954 года создан Комитет государственной безопасности (КГБ) при Совете Министров СССР (с 5 июля 1978 года — КГБ СССР).

Только за три года с 1953 г. по 1955 г. общая штатная численность органов госбезопасности была сокращена на 52 % [2] .

По итогам посещения СССР в 1973 году принцем Филиппом, посол Джон Киллик писал о впечатлении британской стороны о работе КГБ: «На нас не могли не произвести впечатления широкие возможности и полномочия, которыми они пользуются, равно как и та уверенность, с которой они работают, и презрение к простым смертным» [3] .

Разделение КГБ (август 1991 — январь 1992)

22 октября 1991 года постановлением Государственного Совета СССР № ГС-8 Комитет государственной безопасности СССР был разделён на Межреспубликанскую службу безопасности (МСБ), Центральную службу разведки СССР (ЦСР) и Комитет по охране государственной границы СССР. Чуть ранее (в августе-сентябре) из него также были выделены подразделения правительственной связи (создан Комитет правительственной связи СССР) и правительственной охраны. 3 декабря 1991 года Президент СССР М. С. Горбачёв подписал Закон «О реорганизации органов государственной безопасности», таким образом окончательно закрепив ликвидацию КГБ.

19 декабря 1991 года Президент РСФСР Б. Н. Ельцин подписал ряд указов, в соответствии с которыми Межреспубликанская служба безопасности упразднялась, а её материально-техническая база передавалась создаваемому Министерству безопасности и внутренних дел РСФСР. Однако из-за протеста Верховного Совета РСФСР новое министерство так и не было создано. 24 января 1992 года МСБ была упразднена повторно, её инфраструктура была передана создаваемому Министерству безопасности Российской Федерации (МБР).

24 декабря 1991 года на базе комитетов правительственной связи СССР и РСФСР создано Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте РСФСР (ФАПСИ).

26 декабря 1991 года на базе Центральной службы разведки СССР была создана Служба внешней разведки Российской Федерации.

Комитет по охране государственной границы СССР просуществовал до октября 1992 года, однако пограничными войсками руководил только до июня 1992 года. 12 июня 1992 года указом Президента № 620 были созданы Пограничные войска Российской Федерации (в составе Министерства безопасности Российской Федерации).

Органы правительственной охраны после ряда реорганизаций к январю 1992 года были объединены под руководством Главного управления охраны Российской Федерации и Службы безопасности Президента Российской Федерации.

Создание российских органов госбезопасности (май 1991 — январь 1992)

6 мая 1991 года Председатель Верховного Совета РСФСР Б. Н. Ельцин и председатель КГБ СССР В. А. Крючков подписали протокол об образовании, в соответствии с решением Съезда народных депутатов РСФСР отдельного Комитета государственной безопасности РСФСР (КГБ РСФСР), имевшего статус республиканского государственного комитета. До осени 1991 года штат комитета составлял несколько человек, однако по мере ликвидации КГБ СССР его полномочия и численность начали расти.

26 ноября 1991 года Президент РСФСР Б. Н. Ельцин подписал указ о преобразовании КГБ РСФСР в Агентство федеральной безопасности РСФСР (АФБ РСФСР).

19 декабря 1991 года Президент РСФСР Б. Н. Ельцин подписал Указ «Об образовании Министерства безопасности и внутренних дел РСФСР» (МБВД). При этом упразднялись Министерство внутренних дел СССР, Министерство внутренних дел РСФСР, Агентство федеральной безопасности РСФСР и Межреспубликанская служба безопасности. 14 января 1992 года Конституционный суд РФ признал этот указ не соответствующим Конституции РСФСР, и 15 января 1992 года Б. Н. Ельцин его отменил. Соответственно, оказались восстановленными Агентство федеральной безопасности Российской Федерации и Министерство внутренних дел Российской Федерации.

МБР (1992—1993)

24 января 1992 года Президент РФ Б. Н. Ельцин подписал указ об образовании Министерства безопасности Российской Федерации (МБР) на базе Агентства федеральной безопасности Российской Федерации.

ФСК и ФСБ (с 1993)

21 декабря 1993 года Борис Ельцин подписал Указ об упразднении МБ РФ и о создании Федеральной службы контрразведки Российской Федерации (ФСК России). ФСК была создана на базе МБР, за исключением следственного аппарата и пограничных войск, выделенных в Федеральную пограничную службу Российской Федерации — главное командование пограничных войск Российской Федерации (создана 30 декабря 1993 года, с 30 декабря 1994 — Федеральная пограничная служба Российской Федерации).

3 апреля 1995 года Борис Ельцин подписал Федеральный закон «Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации», на основании которого ФСК была переименована в Федеральную службу безопасности РФ (ФСБ России). Закон вступил в силу 12 апреля 1995 года. Указом Президента РФ № 633 от 23 июня 1995 г. соответствующие изменения внесены в структуру федеральных органов исполнительной власти, и переименование было закреплено окончательно.

11 марта 2003 года в ведение ФСБ России были переданы упраздняемые Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации и Федеральная пограничная служба Российской Федерации.

Государственная и общественная безопасность

42. Стратегическими целями государственной и общественной безопасности являются защита конституционного строя, суверенитета, государственной и территориальной целостности Российской Федерации, основных прав и свобод человека и гражданина, сохранение гражданского мира, политической и социальной стабильности в обществе, защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

43. Основными угрозами государственной и общественной безопасности являются:

разведывательная и иная деятельность специальных служб и организаций иностранных государств, отдельных лиц, наносящая ущерб национальным интересам;

деятельность террористических и экстремистских организаций, направленная на насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации, дестабилизацию работы органов государственной власти, уничтожение или нарушение функционирования военных и промышленных объектов, объектов жизнеобеспечения населения, транспортной инфраструктуры, устрашение населения, в том числе путем завладения оружием массового уничтожения, радиоактивными, отравляющими, токсичными, химически и биологически опасными веществами, совершения актов ядерного терроризма, нарушения безопасности и устойчивости функционирования критической информационной инфраструктуры Российской Федерации;

деятельность радикальных общественных объединений и группировок, использующих националистическую и религиозно-экстремистскую идеологию, иностранных и международных неправительственных организаций, финансовых и экономических структур, а также частных лиц, направленная на нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации, дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в стране, включая инспирирование "цветных революций", разрушение традиционных российских духовно-нравственных ценностей;

деятельность преступных организаций и группировок, в том числе транснациональных, связанная с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, организацией незаконной миграции и торговлей людьми;

деятельность, связанная с использованием информационных и коммуникационных технологий для распространения и пропаганды идеологии фашизма, экстремизма, терроризма и сепаратизма, нанесения ущерба гражданскому миру, политической и социальной стабильности в обществе;

преступные посягательства, направленные против личности, собственности, государственной власти, общественной и экономической безопасности;

стихийные бедствия, аварии и катастрофы, в том числе связанные с глобальным изменением климата, ухудшением технического состояния объектов инфраструктуры и возникновением пожаров.

44. Главными направлениями обеспечения государственной и общественной безопасности являются усиление роли государства в качестве гаранта безопасности личности и прав собственности, совершенствование правового регулирования предупреждения преступности (в том числе в информационной сфере), коррупции, терроризма и экстремизма, распространения наркотиков и борьбы с такими явлениями, развитие взаимодействия органов обеспечения государственной безопасности и правопорядка с гражданским обществом, повышение доверия граждан к правоохранительной и судебной системам Российской Федерации, эффективности защиты прав и законных интересов российских граждан за рубежом, расширение международного сотрудничества в области государственной и общественной безопасности.

45. Обеспечение государственной и общественной безопасности осуществляется путем повышения эффективности деятельности правоохранительных органов и специальных служб, органов государственного контроля (надзора), совершенствования единой государственной системы профилактики преступности, в первую очередь среди несовершеннолетних, и иных правонарушений (включая мониторинг и оценку эффективности правоприменительной практики), разработки и использования специальных мер, направленных на снижение уровня криминализации общественных отношений.

46. Особое внимание уделяется искоренению причин и условий, порождающих коррупцию, которая является препятствием устойчивому развитию Российской Федерации и реализации стратегических национальных приоритетов. В этих целях реализуются Национальная стратегия противодействия коррупции и национальные планы противодействия коррупции, в обществе формируется атмосфера неприемлемости данного явления, повышается уровень ответственности за коррупционные преступления, совершенствуется правоприменительная практика в указанной области.

47. В целях обеспечения государственной и общественной безопасности:

совершенствуются структура и деятельность федеральных органов исполнительной власти, развивается система выявления, предупреждения и пресечения разведывательной и иной деструктивной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, наносящей ущерб национальным интересам, актов терроризма, проявлений религиозного радикализма, национализма, сепаратизма, иных форм экстремизма, организованной преступности и других преступных посягательств на конституционный строй Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина, государственную и частную собственность, общественный порядок и общественную безопасность;

создаются механизмы предупреждения и нейтрализации социальных и межнациональных конфликтов, а также противодействия участию российских граждан в деятельности преступных и террористических группировок за рубежом;

укрепляется режим безопасного функционирования, повышается уровень антитеррористической защищенности организаций оборонно-промышленного, ядерного, химического, топливно-энергетического комплексов страны, объектов жизнеобеспечения населения, транспортной инфраструктуры, других критически важных и потенциально опасных объектов;

совершенствуется система выявления и анализа угроз в информационной сфере, противодействия им;

принимаются меры для повышения защищенности граждан и общества от деструктивного информационного воздействия со стороны экстремистских и террористических организаций, иностранных специальных служб и пропагандистских структур;

осуществляется комплексное развитие правоохранительных органов и специальных служб, укрепляются социальные гарантии их сотрудникам, совершенствуется научно-техническая поддержка правоохранительной деятельности, принимаются на вооружение перспективные специальные средства и техника, развивается система профессиональной подготовки специалистов в области обеспечения государственной и общественной безопасности;

повышается социальная ответственность органов обеспечения государственной и общественной безопасности.

48. Обеспечение национальной безопасности в пограничном пространстве осуществляется путем развертывания на государственной границе Российской Федерации высокотехнологичных и многофункциональных пограничных комплексов и систем, повышения эффективности пограничной деятельности, совершенствования межведомственного взаимодействия и межгосударственного пограничного сотрудничества, активизации процесса международно-правового оформления государственной границы и социально-экономического развития приграничных территорий Российской Федерации.

49. Обеспечение национальной безопасности в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в области пожарной безопасности осуществляется путем совершенствования и развития единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, ее территориальных и функциональных подсистем, взаимодействия с аналогичными иностранными системами, повышения эффективности реализации полномочий органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности жизнедеятельности населения, обновления парка технологического оборудования и технологий производства на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения населения, развития системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, внедрения современных технических средств информирования и оповещения населения, поддержания на должном уровне современной технической оснащенности и готовности пожарно-спасательных сил, развития системы принятия превентивных мер по снижению риска возникновения чрезвычайных ситуаций и пожаров на основе совершенствования надзорной деятельности, проведения профилактических мероприятий, а также путем формирования культуры безопасности жизнедеятельности населения.

6 (19) декабря 1917 года Совет народных комиссаров (Совнарком, СНК) рассмотрел вопрос о возможности антибольшевистской забастовки служащих для выяснения возможности борьбы с такой забастовкой «самыми энергичными революционными мерами». На пост председателя комиссии была предложена кандидатура Феликса Дзержинского.

7 (20) декабря 1917 Дзержинский на заседании Совнаркома сделал доклад о задачах и правах комиссии. В своей деятельности она, по мнению Дзержинского, должна была обращать внимание прежде всего на печать, «контрреволюционные партии» и саботаж. Её надлежало наделить довольно широкими правами: производить аресты и конфискации, выселять и арестовывать преступные элементы, лишать продовольственных карточек, публиковать списки врагов народа, вести активную борьбу с криминалом. Совнарком во главе с Лениным, заслушав Дзержинского, с его предложениями по наделению нового органа чрезвычайными полномочиями согласился. [1]

Таким образом, 7 (20) декабря 1917 постановлением СНК РСФСР была образована Всероссийская чрезвычайная комиссия при СНК по борьбе с контрреволюцией и саботажем (ВЧК). С 22 декабря 1917 по март 1918 г. ВЧК располагалась в Петрограде на Гороховой ул., д.2 (ныне Музей политической полиции России).

С июля по август 1918 обязанности председателя ВЧК временно исполнял Я. Х. Петерс, 22 августа 1918 г. Ф. Э. Дзержинский вернулся к руководству ВЧК.

С августа 1918 года года ВЧК именовалась Всероссийской чрезвычайной комиссией при СНК по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и преступлениями по должности [1] .

Были созданы областные (губернские) чрезвычайные комиссии, особые отделы по борьбе с контрреволюцией и шпионажем в Красной Армии, железнодорожные отделы ЧК и т. д. Органы ВЧК осуществляли Красный террор.

20 декабря 1920 года был организован Иностранный отдел (ИНО) ВЧК при НКВД РСФСР. Его возглавил Яков Христофорович Давыдов (Давтян).[2]

ГПУ при НКВД РСФСР]

Основная статья: ГПУ НКВД РСФСР

Период с 1921 по 1922 гг. - время реорганизации ВЧК и преобразования в ГПУ связывают с изменившейся обстановкой и переходом к НЭПу. По мнению С.В.Леонова, главным из факторов реорганизации ВЧК в ГПУ был международный - подготовка советского руководства к участию в Генуэзской конференции [2] .

6 февраля 1922 года ВЦИК РСФСР принял постановление об упразднении ВЧК и образовании Государственного политического управления (ГПУ) при Народном комиссариате внутренних дел (НКВД) РСФСР. Войска ВЧК преобразованы в войска ГПУ. Таким образом, управление органами милиции и госбезопасности было передно одному ведомству.

Термин «ГПУ» по отношению к советским органам госбезопасности использовался в зарубежной и эмигрантской печати (в том числе пропагандистского характера) даже после переименования ГПУ в ОГПУ и дальнейшего вхождения ОГПУ в состав НКВД. В 1940 году в нацистской Германии был снят фильм «ГПУ», где этот термин расшифровывался как «Гибель, Паника, Ужас» (Grauen, Panik, Untergang).

Основная статья: ОГПУ при СНК СССР

Работники ОГПУ извлекают из ямы спрятанное зерно (1932 год, фотография из государственного музея политической истории России)

И. В. Сталин в сопровождении сотрудника ОГПУ, конец 1920-х, Москва

После образования СССР Президиум ЦИК СССР 15 ноября 1923 года принял постановление о создании Объединённого государственного политического управления (ОГПУ) при СНК СССР и утверждает «Положение об ОГПУ СССР и его органах». До этого ГПУ союзных республик (там, где они были созданы) существовали как самостоятельные структуры, при наличии единой союзной исполнительной власти. Наркоматы внутренних дел союзных республик освобождались от функций обеспечения государственной безопасности.

9 мая 1924 года Президиум ЦИК Союза ССР принимает постановление о расширении прав ОГПУ в целях борьбы с бандитизмом, которым предусматривалось подчинение в оперативном отношении ОГПУ СССР и его подразделениям на местах органов милиции и уголовного розыска.

Этим постановлением, кроме значительного расширения полномочий органов ОГПУ в сфере внесудебных репрессий, подчинялись ОГПУ и его местным органам в оперативном отношении местные органы милиции и уголовного розыска. Так начался процесс слияния органов государственной безопасности и органов внутренних дел.

15 декабря 1930 года в связи с ликвидацией наркоматов внутренних дел союзных и автономных республик. ЦИК и СНК СССР приняли постановление «О руководстве органами ОГПУ деятельностью милиции и уголовного розыска», на основе которого ОГПУ и его местные органы получили право назначать, перемещать и увольнять работников милиции и уголовного розыска, а также использовать в своих целях их гласный состав и негласную агентурную сеть.

С начала 1930-х годов органы ОГПУ начали проведение массовых политических репрессий.

Председателем ГПУ и ОГПУ до конца своей жизни (20 июля 1926) оставался Ф. Э. Дзержинский, которого сменил В. Р. Менжинский, возглавлявший ОГПУ до своей смерти 10 мая 1934. Затем ОГПУ до его реформирования фактически возглавлял заместитель председателя Г. Г. Ягода.

НКВД — НКГБ (1934—1943

Основная статья: Народный комиссариат внутренних дел СССР

10 июля 1934 года ЦИК СССР принял постановление «Об образовании общесоюзного Народного комиссариата внутренних дел СССР», в состав которого вошло ОГПУ СССР, преобразованное в Главное управление государственной безопасности (ГУГБ) НКВД СССР.

С 1934 по 1936 гг. НКВД руководил Г. Г. Ягода. С 1936 по 1938 НКВД возглавлял Н. И. Ежов, с ноября 1938 до декабря 1945 г. руководителем НКВД был Л. П. Берия.

3 февраля 1941 года НКВД СССР был разделен на два самостоятельных органа: НКВД СССР и Народный комиссариат государственной безопасности (НКГБ) СССР. В июле 1941 года НКГБ СССР и НКВД СССР вновь были слиты в единый наркомат — НКВД СССР. Наркомом государственной безопасности был бывший руководитель ГУГБ В. Н. Меркулов.

НКГБ — МГБ (1943—1954

Основная статья: Министерство государственной безопасности СССР

В апреле 1943 года из НКВД вновь был выделен НКГБ СССР. Скорее всего, 19 апреля 1943 года было создано Главное управление контрразведки «СМЕРШ»

15 марта 1946 года НКГБ СССР было переименовано в Министерство государственной безопасности (МГБ) СССР.

В 1947 году создан Комитет информации (КИ) при Совете Министров СССР, в феврале 1949 года преобразованный в КИ при Министерстве иностранных дел СССР.

Затем разведку вновь вернули в систему органов госбезопасности: в январе 1952 года организовано Первое Главное управление (ПГУ) МГБ СССР [3] .

7 марта 1953 года было принято решение об объединении Министерства внутренних дел (МВД) СССР и МГБ СССР в единое МВД СССР.

КГБ СССР (1954—1991

Основная статья: Комитет государственной безопасности СССР

13 марта 1954 года создан Комитет государственной безопасности (КГБ) при Совете Министров СССР (с 5 июля 1978 года — КГБ СССР).

Только за три года с 1953 г. по 1955 г. общая штатная численность органов госбезопасности была сокращена на 52 % [4] .

Разделение КГБ (август 1991 — январь 1992)[

Основная статья: Межреспубликанская служба безопасности

Основная статья: Центральная служба разведки СССР

Основная статья: Комитет по охране государственной границы СССР

22 октября 1991 года постановлением Государственного Совета СССР № ГС-8 Комитет государственной безопасности СССР был разделён на Межреспубликанскую службу безопасности (МСБ), Центральную службу разведки СССР (ЦСР) и Комитет по охране государственной границы СССР. Чуть ранее (в августе-сентябре) из него также были выделены подразделения правительственной связи (создан Комитет правительственной связи СССР) и правительственной охраны. 3 декабря 1991 года Президент СССР М. С. Горбачёв подписал Закон «О реорганизации органов государственной безопасности», таким образом окончательно закрепив ликвидацию КГБ.

19 декабря 1991 года Президент РСФСР Б. Н. Ельцин подписал ряд указов, в соответствии с которыми Межреспубликанская служба безопасности упразднялась, а её материально-техническая база передавалась создаваемому Министерству безопасности и внутренних дел РСФСР. Однако из-за протеста Верховного Совета РСФСР новое министерство так и не было создано. 24 января 1992 года МСБ была упразднена повторно, её инфраструктура была передана создаваемому Министерству безопасности Российской Федерации (МБР).

24 декабря 1991 года на базе комитетов правительственной связи СССР и РСФСР создано Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте РСФСР (ФАПСИ).

26 декабря 1991 года на базе Центральной службы разведки СССР была создана Служба внешней разведки Российской Федерации.

Комитет по охране государственной границы СССР просуществовал до октября 1992 года, однако пограничными войсками руководил только до июня 1992 года. 12 июня 1992 года указом Президента № 620 были созданы Пограничные войска Российской Федерации (в составе Министерства безопасности Российской Федерации).

Органы правительственной охраны после ряда реорганизаций к январю 1992 года были объединены под руководством Главного управления охраны Российской Федерации и Службы безопасности Президента Российской Федерации.

Создание российских органов госбезопасности (май 1991 — январь 1992)[

Основная статья: Комитет государственной безопасности РСФСР

Основная статья: Агентство федеральной безопасности РСФСР

Основная статья: Министерство безопасности и внутренних дел Российской Федерации

6 мая 1991 года Председатель Верховного Совета РСФСР Б. Н. Ельцин и председатель КГБ СССР В. А. Крючков подписали протокол об образовании, в соответствии с решением Съезда народных депутатов РСФСР отдельного Комитета государственной безопасности РСФСР (КГБ РСФСР), имевшего статус республиканского государственного комитета. До осени 1991 года штат комитета составлял несколько человек, однако по мере ликвидации КГБ СССР его полномочия и численность начали расти.

26 ноября 1991 года Президент РСФСР Б. Н. Ельцин подписал указ о преобразовании КГБ РСФСР в Агентство федеральной безопасности РСФСР (АФБ РСФСР).

19 декабря 1991 года Президент РСФСР Б. Н. Ельцин подписал Указ «Об образовании Министерства безопасности и внутренних дел РСФСР» (МБВД). При этом упразднялись Министерство внутренних дел СССР, Министерство внутренних дел РСФСР, Агентство федеральной безопасности РСФСР и Межреспубликанская служба безопасности. 14 января 1992 года Конституционный суд РФ признал этот указ не соответствующим Конституции РСФСР, и 15 января 1992 года Б. Н. Ельцин его отменил. Соответственно, оказались восстановленными Агентство федеральной безопасности Российской Федерации и Министерство внутренних дел Российской Федерации.

Основная статья: Министерство безопасности Российской Федерации

24 января 1992 года Президент РФ Б. Н. Ельцин подписал указ об образовании Министерства безопасности Российской Федерации (МБР) на базе Агентства федеральной безопасности Российской Федерации.

ФСК и ФСБ (с 1993)[

Основная статья: Федеральная служба контрразведки Российской Федерации

Основная статья: Федеральная служба безопасности Российской Федерации

21 декабря 1993 года Борис Ельцин подписал Указ об упразднении МБ РФ и о создании Федеральной службы контрразведки Российской Федерации (ФСК России). ФСК была создана на базе МБР, за исключением следственного аппарата и пограничных войск, выделенных в Федеральную пограничную службу Российской Федерации — главное командование пограничных войск Российской Федерации (создана 30 декабря 1993 года, с 30 декабря 1994 — Федеральная пограничная служба Российской Федерации).

3 апреля 1995 года Борис Ельцин подписал Федеральный закон «Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации», на основании которого ФСК была переименована в Федеральную службу безопасности РФ (ФСБ России). Закон вступил в силу 12 апреля 1995 года. Указом Президента РФ № 633 от 23 июня 1995 г. соответствующие изменения внесены в структуру федеральных органов исполнительной власти, и переименование было закреплено окончательно.

11 марта 2003 года в ведение ФСБ России были переданы упраздняемые Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации и Федеральная пограничная служба Российской Федерации.

Министе́рство вну́тренних дел СССР — центральный союзно-республиканский орган государственного управления Союза Советских Социалистических Республик по борьбе с преступностью и поддержанию общественного порядка в 1946—1960 и 1968—1991 годах. До распада СССР объединявший 15 республиканских МВД союзных республик. Численность в 1953 году — 1 095 678 человек. [1]

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: