В каком году был учрежден духовный суд мехкеме

Обновлено: 07.05.2024

1:составление карты Кабарды С. Чичаговым.

2:крупное восстание крестьян в Кабарде

3:карательная экспедиция генерала Якоби в Кабарду

4:учреждение родовых судов и расправ

5:учреждение духовного суда "мехкеме" в Кабарде

111. Задание > ТЗ 111 Тема 1-5-0

Хронологическая последовательность событий:

1:карательная экспедиция генерала Глазенапа в Кабарду

2:карательная экспедиция генерала Булгакова в Кабарду

3:учреждение Временного Кабардинского суда

4:поход имама Шамиля в Кабарду

5:массовое выселение адыгов в Османскую империю

112. Задание > ТЗ 112 Тема 1-5-0

Соответствия между историческими деятелями и событиями:

Исламбек Мисостов попытка захвата Кабарды
Арсланбек Кайтукин шариатское движение в Кабарду
Адиль-Гирей Атажукин союз с Крымским ханством
Каплан-Гирей сближение с Россией
Мухаммед Сидаков кабардинская делегация в Петербург
проведение земельной реформы в Кабарде и балкарских обществах

113. Задание > ТЗ 113 Тема 1-5-0

Соответствия между историческими деятелями и событиями

Магомедмирза Анзоров укрепление русского влияния на
шейх Мансур составление кабардинской азбуки
Ш.Б.Ногмов борьба против колониальной политики царизма
А.Бекович-Черкасский поддержка движения Шамиля
Касбулат Муцалович заключение Белградского мира
борьба с крымской экспансией

114. Задание > ТЗ 114 Тема 1-5-0

Соответствия между историческими деятелями и событиями:

Д.Кодзоков историко-этнографический труд "Записки о Черкессии"
С.Хан-Гирей проведение земельной реформы в Кабарде и балкарских обществах
Жабаги Казаноко критика политики царизма в Кабарде
Измаил-бей Атажукин осуждение феодальных междоусобиц в Кабарде
Саадат-Гирей нашествие крымских войск на Кабарду
заключение Адрианопольского мира

115. Задание > ТЗ 115 Тема 1-5-0

Отряд кабардинского князя Касбулата Муцаловича воевал на стороне

116. Задание > ТЗ 116 Тема 1-5-0

Численность дворов в Кабарде в первой половине XVIII века составляла

117. Задание > ТЗ 117 Тема 1-5-0

Скотоводческое хозяйство кабардинцев и балкарцев в XVIII в базировалось на разведении

£ крупного рогатого скота

118. Задание > ТЗ 118 Тема 1-5-0

Основная земледельческая культура кабардинцев в XVIII в.

119. Задание > ТЗ 119 Тема 1-5-0

Кабарда отражала нападения в первой половине XVIII в.

R Крымского ханства

120. Задание > ТЗ 120 Тема 1-5-0

Уорками в феодальной Кабарде называли

£ лично свободных крестьян

121. Задание > ТЗ 121 Тема 1-5-0

Тлхукотлами в феодальной Кабарде называли

R лично свободных крестьян

122. Задание > ТЗ 122 Тема 1-5-0

Азатами в феодальной Кабарде называли

£ пристроенных к дому

123. Задание > ТЗ 123 Тема 1-5-0

Каракишами в феодальной Балкарии называли

R лично свободных крестьян

124. Задание > ТЗ 124 Тема 1-5-0

Событие, характеризующие начало колониальной политики России в Кабарде

£ снование станицы Прохладная

£ возведение крепости Святого Креста

R строительство Моздокской крепости

£ учреждение родовых судов

125. Задание > ТЗ 125 Тема 1-5-0

Население Кабарды в первой четверти XIX в.

£ увеличилось в 2 раза

£ сократилось в 2 раза

R сократилось в 10 раз

126. Задание > ТЗ 126 Тема 1-5-0

Приставское правление в Кабарде было введено

127. Задание > ТЗ 127 Тема 1-5-0

Целью похода генерала Глазенапа в Кабарду было

£ примирение враждующих группировок

R подавление антиколониального движения

£ организация меновой торговли

£ поиск беглых солдат

128. Задание > ТЗ 128 Тема 1-5-0

Генерал Ермолов осуществлял в Кабарде

R колониальную политику

£ деятельность по развитию образования

£ деятельность по развитию торговли

£ деятельность по развитию культуры

129. Задание > ТЗ 129 Тема 1-5-0

Восстание кабардинских крестьян под предводительством М. Дамалея произошло

130. Задание > ТЗ 130 Тема 1-5-0

Завоевание Северного Кавказа царской Россией завершилось

R массовым выселением адыгов в Османскую империю

£ карательной экспедицией генерала Булгакова

£ установлением царского административного управления в Кабарде

131. Задание > ТЗ 131 Тема 1-5-0

Массовое выселение адыгов в Османскую империю является результатом

£ провокационной политики Германии

R провокационной политики Османской империи

R колониальной политики царизма

£ провокационной политики Ирана

132. Задание > ТЗ 132 Тема 1-5-0

Сражение войск генерала Медема с группировкой кабардинских феодалов произошло

133. Задание > ТЗ 133 Тема 1-5-0

Кючук-Кайнарджийский мирный договор был заключен

134. Задание > ТЗ 134 Тема 1-5-0

Кавказское наместничество с центром в Екатеринограде было учреждено

135. Задание > ТЗ 135 Тема 1-5-0

Генерал Якоби совершил карательную экспедицию в Кабарду

136. Задание > ТЗ 136 Тема 1-5-0

Родовые суды и расправы были учреждены в Кабарде

137. Задание > ТЗ 137 Тема 1-5-0

Духовный суд "мехкеме" был учрежден:

138. Задание > ТЗ 138 Тема 1-5-0

Временный Кабардинский суд был учрежден

139. Задание > ТЗ 139 Тема 1-5-0

Генерал Глазенап совершил карательную экспедицию в Кабарду

140. Задание > ТЗ 140 Тема 1-5-0

Генерал Булгаков совершил карательную экспедицию в Кабарду

141. Задание > ТЗ 141 Тема 1-5-0

Генерал Ермолов подавил антиколониальные выступления в Кабарде

142. Задание > ТЗ 142 Тема 1-5-0

Имам Шамиль совершил поход в Кабарду

143. Задание > ТЗ 143 Тема 1-5-0

Массовое выселение адыгов в Османскую империю было осуществлено

£ в 1830 - 1835 гг.

£ в 1849 - 1855 гг.

R в 1858 - 1865 гг.

£ в 1866 - 1867 гг.

144. Задание > ТЗ 144 Тема 1-5-0

Событие, произошедшее в 1763 г.

£ карательная экспедиция Глазенапа

£ учреждение Окружного кабардинского суда

R строительство Моздока

145. Задание > ТЗ 145 Тема 1-5-0

Событие в истории Кавказской войны, которым завершается ее первый период

£ заключение Кючук-Кайнарджийского мира

R учреждение Временного кабардинского суда

£ назначение наместником Кавказа генерала Ермолова

146. Задание > ТЗ 146 Тема 1-5-0

Официально Балкария вошла в состав Российской империи

147. Задание > ТЗ 147 Тема 1-5-0

Имя исторического деятеля, поднявшего антиколониальное движение под знаменем "священной войны" в конце XVIII в. - . .

Правильные варианты ответа: Мансур;

148. Задание > ТЗ 148 Тема 1-5-0

Фамилия российского офицера, сформировавшего кабардинское войско для участия в русско-турецкой войне 1787 - 1791 гг. . .

Правильные варианты ответа: Горич;

149. Задание > ТЗ 149 Тема 1-5-0

Имя исторического деятеля, возглавлявшего антиколониальную борьбу под знаменем ислама на Северо-Восточном Кавказе: - . .

Правильные варианты ответа: Шамиль;


Во второй четверти XIX в. в то время, когда Кабарда была уже окончательно включена в состав Российской империи, на Северо-Западном Кавказе еще продолжалось сопротивление черкесов имперскому натиску. В это время на этой территории во многом под влиянием движения имама Шамиля на Восточном Кавказе были предприняты попытки создания теократических государственных образований. В эти процессы были включены представители практически всех черкесских субэтносов, в том числе и «хаджереты» («беглые» кабардинцы). Одним из проявлений этих процессов было учреждение «мехкеме».

Так, в 1841 г. состоялось всеобщее собрание представителей абадзехов, на котором было принято решение об учреждении у них духовного суда – мехкеме. Одна из статей принятого дефтеря (договора – З.Б.) запрещала всяческие различного рода проявления взаимоотношенией с «неверными», т.е. русскими, и «каждый виновный с этом должен заплатить штраф 30 туманов (300 рублей серебром)»[173]. В другом источнике по этому поводу говориться, что «за убийство простого черкеса – пару волов с арбою и принадлежностью и 25 туманов земли пустопорожней, или крепостного мальчика, не моложе 12 лет»[174]. Принятый абадзехами в 1841 г. в результате указанного собрания дефтерь (договор) может быть охарактеризован появлением в их юридическом быту качественно новых правил поведения, устанавливающих ответственность за неизвестные «до того времени виды преступлений. Например, п. 2 устанавливал, что никто не должен идти к неверным: дружеские отношения с ними строго запрещаются, и поэтому всякий мир, всякое предложение с их стороны должны быть постоянно отвергаемы. Более того, не позволяется покупать что бы то ни было в их укреплениях, которые стоят на нашей земле, и каждый виновный в этом платит штраф 30 туманов (300 рублей серебром)» [175]. В 1845 г. все пять народных судов слились в одно общее мехкеме[176].

При этом следует учитывать, что у черноморских и кубанских черкесов (адыгов) введение ислама «не повлекло за собой преобладание шариата. К нему черкесы прибегали только в редких случаях, и то лишь по маловажным делам»[177]. А.Д. Панеш по этому поводу писал, что «и в первые десятилетия XIX века мусульманская религия не получила широкого распространения, несмотря на активную деятельность мулл-агентов Турции. Абадзехи, шапсуги, натухайцы и убыхи приняли прочно ислам только в 1840 году и только через призму мюридизма»[178]. Ф.И. Леонтович в обобщенном виде отмечал, что «по сведениям, собранным в 1845 году горским управлением об адатах черкесов бывшей черноморской линии все дела разбирались у черкес по адату. Одно духовенство по делам, перед оными возникающими, разбирается шариатом, впрочем, не возбраняется никому из другого сословия горцев разбираться в своем деле сим судом (т.е. шариатом). Совершенно зависит от воли и согласия спорящихся сторон избрать для разбора своего дела суд адат или суд шариат»[179].

В начале апреля 1845 г. на Северо-Западном Кавказе появился второй наиб Шамиля Сулейман-эфенди. Ф.А. Щербина писал, что это был «ученый мусульманин, превосходно знавший Коран и мусульманское право»[180]. Наряду с распространением мюридизма на Северо-Западном Кавказе перед ним была поставлена задача «собрать ополчение из черкесов и послать его в помощь Шамилю»[181].

В это время начальник Центра Кавказской линии также предпринимал определенные меры по предотвращению возможных вторжений на подведомственную ему территорию, т.к. «удержание в спокойствии Кабарды и карачаевцев, где чрез горные проходы лежит путь неприятелю, имело особенную важность по ограниченным средствам, которыми можно было располагать для обороны Центра»[182]. С этой целью генерал-майор усилил Кисловодсую линию, а «защиту пределов мирных обществ против вторжения неприятеля возложил на самих жителей»[183]. В документах отражалось, «чтобы на всякий случай оградить край от вероломства горцев, начальник Центра расположил отряд полковника Евдокимова так, чтобы при первой измене можно было бы захватить стада карачаевцев, внимательным обращением с их старшинами он еще более расположил их умы в нашу пользу»[184]. Все это, по мнению российских чиновников, имело положительный результат и не позволило реализоваться планам Сулеймана-эфенди[185].

В начале 1846 г. по заданию Шамиля агенты развернули широкую пропагандистскую деятельность среди западных черкесов. Имам преследовал цель обеспечить поддержку с их стороны. Например, по призыву натухайского эфенди Хаджука Магомета проходило собрание народа на р. Кудако. А.Д. Панеш отмечал, что «на нем эфенди огласил воззвание Шамиля, в котором имам требовал прекратить «всякие сношения с русскими»[189]. Такие же призывы распространял среди абадзехов Хаджи Тугуз Исмаил.

Важно отметить, что в 1846 г. и «беглые» кабардинцы учредили у себя верховное судилище (мехкеме), состоявшее из председателя и членов из почетных старшин и эфендиев[190].

Таким образом, продолжая антироссийское военное сопротивление, западные черкесы предпринимали определенные попытки по формированию органов власти и судебных учреждений, соблюдая конфессиональные принципы. Полагаем, что такая деятельность западных черкесов можно условно рассматриваться как шариатское движение, т.к. здесь явно прослеживаются объединительные тенденции по конфессиональному принципу.

Особенности шариатского движения в Кабарде в конце XVIII в. – начале XIX в. сложно понять в отрыве от судебных преобразований в регионе и миграционных процессов у кабардинцев – как следствия продвижения России вглубь этнической территории кабардинцев.

А.Х. Мукожев считает, что одним из результатов шариатского движения было учреждение духовных судов «мехкеме» в Кабарде в 1807 г.[102] Однако здесь следует отметить, что шариат применялся в качестве источника права и в учрежденных в 1793 г. в Большой и Малой Кабарде родовых судах и расправах, а также в вышестоящей для них инстанции – Моздокском верхнем пограничном суде. Наиболее обстоятельное исследование деятельности этих судебных учреждений принадлежит А.Х. Абазову[103]. Он отмечал, что «учреждение родовых судов и расправ в Кабарде (1793) проходило в рамках административно-судебной реформы, поэтапно осуществляемой правительством Екатерины II после 1775 г. в регионах, присоединяемых к Российской империи. При этом центральная власть стремилась во многом сохранить права коренных народов, посредством адаптации их важнейших традиционных соционормативных институтов к правовой системе России»[104]. Для учреждения новой системы правосудия на территории Кабарды были присланы Оренбургский муфтий Мамед-Джан-Хусейн и несколько духовных лиц[105].

Моздокский верхний пограничный суд состоял из председательствующего (Моздокского коменданта), двух русских офицеров, шести кабардинских князей и шести дворян, одного армянина, одного грузина, одного мурзы от ногайцев, проживавших в то время в районе Пятигорья, трех переводчиков, секретаря суда, протоколиста, регистратора и архивариуса. Своего представителя в этом суде имело и мусульманское духовенство. В нем предусматривались должности муллы для делопроизводства и помощников муллы – для переписок[106].

Состав же родовых судов и расправ формировался преимущественно из кабардинцев. Следует обратить внимание и на то, что немаловажное значение в вопросах комплектации кадров в этих судах уделялось конфессиональному компоненту[107]. Для ведения делопроизводства в родовых судах предусматривались должности муллы (кадия) и его помощников, а в родовых расправах они избирались еще и в расправные заседатели, т.е. в судьи. А.Х. Абазов предположил, что «скорее всего, на них возлагалась обязанность толкования норм шариата, применявшихся для решения некоторых дел»[108].

Когда же родовые суды и расправы все-таки были учреждены, недовольство кабардинцев выливается в открытый вооруженный протест. Как отмечал В.А. Потто, с введением Родовых судов и расправ «новая юрисдикция, не совсем понятная для горцев, вторгавшаяся в область их вековых народных обычаев, вызвала среди кабардинцев общее неудовольствие»[109]. Оно всячески подогревалось извне. В конце 1793 г. в Кабарду был привезен фирман турецкого султана Селима III, предназначавшийся князю Атажуке Атажукину с призывом кабардинцев вместе с другими мусульманскими народами Кавказа к войне против России[110]. При этом «распространялся слух, что султан требует от России, в отмену договоров, возвращения кабардинцам их прежней независимости, а в случае отказа объявит ей войну»[111].

Об изменениях в судопроизводстве, связанных с учреждением духовных судов, Ш. Ногмов отмечал, что «Адиль-Гирей Хатожукин (Атажукин. – З.Б.) с эфендием Исхаком Абуковым ввел между кабардинским народом шариат, по которому преступники, все без изъятия, по степени важности преступления, подвергались смертной казни и телесному наказанию. Наказания эти определялись: за воровство не более рубля – лишение левой руки; свыше рубля до 100 руб. ассигнованиями – отрубление правой руки и левой ноги; за развратное поведение – смертная казнь. Убийцы предавались также смертной казни. Все претензии, касающиеся до имущества и личных прав каждого, разбирались шариатом, а дела между князьями и узденей с холопами решались по обычаям. Установление этого положения принесло большую пользу народу; каждый боялся совершить что-либо противозаконное»[112].

Полагаем, что переход к «духовному правлению» в Кабарде в начале XIX в. был обусловлен прежде всего тем, что лидеры шариатского движения в Кабарде (князь Адиль-Гирей Атажукин и эфенди Исхак Абуков) взяли курс на восстановление тех порядков и возвращение шариату той роли, которые были в кабардинском обществе до учреждения Родовых судов и расправ в 1793 г.

В целом же, в своей деятельности мехкеме руководствовались, в основном, нормами шариата. Основы судопроизводства были закреплены в документе под названием «Народное условие, сделанное 1807 года, июля 10, после прекращения в Кабарде заразы, в отмену прежних обычаев». Есть мнение, что в разработке этого документа принимал участие А.-Г. Атажукин[113].

Однако, Н.Ф. Грабовский определял сущность духовных судов «мехкемэ» в Кабарде, как учреждений сугубо сословных и созданных исключительно для представителей привилегированных сословий. Он отмечал, что «народ же, к сожалению, не принимал в них участия, не пользовался благодетельным значением их, ограждавшим от произвола жадных мулл, и был вполне предоставлен на волю этих последних, которые до того, вероятно, злоупотребляли своим правом»[114].

Согласно ст. 27 «Народного условия…», мехкеме – это «суд, в котором старший судья – валий; членами два или три князя, прочие ж члены из узденей, очередующихся каждый на три месяца, всех вообще 12 членов, в том числе секретарь и кадий»[115]. Н.Ф. Грабовский отмечал, что в состав мехкеме входили кадий и секретарь, и каждый член духовного суда выбирался сроком на три месяца[116]. В другом документе отмечается, что «мехкеме, состоявшее из духовенства и уорков, при участии валия и кодза, чинило суд и расправу, а также согласием своим узаконивало постановления валия касательно введения новых и отмены старых обычаев»[117].

В историографии проблемы сложилась точка зрения, согласно которой духовные суды у кабардинцев существовали еще до начала российского влияния в регионе. Функционирование духовных судов «мехкеме» в Кабарде до учреждения родовых судов и расправ косвенно подтверждает и ст. 10 «Народного условия…», в которой отмечается, что «прежде было в Кабарде два мехкемэ, то есть «суда»: один в Мисостовой и Атажукиной фамилиях, другой в Бекмурзиной и Кайтукиной, и один другому не препятствовал в разбирательствах, а всякий судил свой народ, исключая просьб, по которым решалось дело по просьбе одного просителя, при неимении ответчика»[118]. Эта статья определяла, что такой порядок территориальной организации «мехкеме» сохранялся и после 1807 г. Было только введено уточнение, что «в случае принадлежности истца к одной мехкемэ, а ответчика к другой, дело разбирать по местонахождению ответчика»[119].

Однако, по мнению А.Х. Мукожева, эти изменения касались не только судебной практики. В 1808 г. генерал-майор Дельпоццо докладывал императору, что И. Абуков «в короткое время успел всю кабардинскую нацию усовершенствовать в магометанском законе. Ныне многие уздени, которые почти 40 лет имеют от роду, учатся татарской грамоте, чтобы разуметь алкуран. Он до того довел, что все переменили обычай в одеянии: вместо прежних коротких черкесок начали носить длинные. Но шапки надели чалмы, отпустили бороду, перестали пить горячее вино, курить и нюхать табак и ничего не есть из скота, не убитого руками мусульманина… Ежели кабардинцы против нас столь непримиримые враги, все сие зависит от внушения им эфендием»[120].

После образования Кабардинского временного суда (1822) сфера применения шариата в системе регулирования общественных отношений была существенно сужена. В «Наставлению Временному суду» в подсудности по шариату были отнесены «дела до веры и совести касающиеся; дела по несогласию между мужем и женой; дела между родителями и детьми; вообще дела, не имеющие улик, ясных доказательств и письменных свидетельств»[121]. В последующем функционирование ислама в Кабарде происходило в рамках и под воздействием российской административно-политической системы.

В конце XVIII – начале XIX в. под влиянием этих процессов начались массовые переселения кабардинцев на территории Кавказа. В результате, помимо проживающих на территории современной Кабардино-Балкарии кабардинцев появились еще моздокские кабардинцы в районе Моздока и «беглые» кабардинцы-«хаджереты» в Закубанье. На формирование этих групп кабардинцев во многом оказал влияние и конфессиональный фактор.

В конце XVIII – первой четверти XIX в. началось переселение в Закубанье значительной части кабардинцев, которые не хотели мириться с новым режимом[122]. Т.Х. Алоев считает, что первый этап миграции кабардинцев (1799–1803) связан с деятельностью лидера шариатского движения князя Адильгиреем Атажукиным. Т.Х. Алоев отмечал, что «характерной чертой миграционных акций в этот период являлось то, что они осуществлялись в относительно мирных условиях и затрагивали сравнительно небольшую часть кабардинского субэтноса»[123]. Западное направление переселенческого движения кабардинцев объясняется их этнической и конфессиональной близостью с населением Западной Черкесии[124].

Другую группу кабардинского народа составляли так называемые моздокские кабардинцы. В конце XVIII – начале XIX в. почти все моздокские кабардинцы исповедовали христианство. Их изучению посвящено немало научных трудов[125]. Моздокские кабардинцы как субэтническая группа кабардинского народа начали формироваться после строительства крепости Моздок в 1763 г. Ее основу составили крестьяне, уходившие от своих владельцев. Помимо смены конфессиональной идентичности большей части моздокских кабардинцев, стал качественно меняться их язык. Эти процессы привели к выделению моздокского диалекта кабардино-черкесского языка, который относится к адыго-абхазской группе кавказских языков[126]. В целом же, c принятием христианства произошла смена их конфессиональной идентичности. А.Х. Абазов отмечает, что «смена конфессиональной идентичности и постоянные контакты с представителями других этносов повлекли за собой появление новых обычаев и обрядов»[127].

Таким образом, шариатское движение, направленное на преобразование всех сторон жизни кабардинского общества в соответствие с правовой доктриной шариата, продлилось более полувека. Во второй половине 80-х гг. XVIII в. до 1799 г. происходило его становление. В 1799–1822 гг. оно приобретает свое оформление в рамках правовых и социальных преобразований. Шариатское движение стало одним из факторов появления «хаджеретов» (беглых кабардинцев) как одной из субэтнических групп кабардинцев на территории Северо-Западного Кавказа.

Еще в 1587 г. в вассальные отношения с Россией вступила Кабарда, состоявшая из нескольких княжеских уделов Большой и Малой Кабарды со сложившейся феодальной структурой. Оказавшись в близком соседстве с Кавказской линией, Кабарда приобрела первостепенное значение как стратегически важный регион в условиях постоянной напряженности в русско-турецких отношениях 207 . Постройка крепости Моздок и появление казачьих поселений вокруг него вызвали сильное недовольство кабардинских князей, использовавших эти земли как пастбища. Местные феодалы не желали допустить расширения российской кордонной линии и появления новых укрепленных пунктов на кабардинской территории. Часть князей вместе с зависимыми крестьянами переселилась за Кубань, в верховья реки Кумы. Зрели сепаратистские настроения, более того, готовилось нападение на Моздок 208 . Провоцирующую роль играла активная протурецкая кампания адептов османских властей. Используя недовольство кабардинских крестьян переселением, командующий войсками на Кавказской линии генерал Н.В. Медем вернул их на прежние земли, "приведя к присяге на подданство российской императрице" 209 . Командующий учредил также должность главного пристава "для наблюдения за кабардинскими князьями" 210 . Новое обострение русско-турецких отношений породило именной указ от 20 августа 1766 г., в котором население Кабарды объявлялось "поселенным войском" 211 . Было сформировано кабардинское ополчение, принимавшее участие в боевых действиях против Турции и шейха Мансура (лидера религиозного движения в Чечне).

Очередной всплеск недовольства кабардинских князей вызвало строительство Кавказской и Усть-Лабинской крепостей и перенесение Кавказской линии к югу, на территорию их зимних пастбищ. Пристав обнаружил неспособность контролировать обстановку и предотвращать конфликты. Первостепенной задачей российского правительства стало ослабление влияния местных феодалов и духовенства. Екатерина II предлагала ввести новое судопроизводство 212 . В 1793 г. в Кабарде открылись суды и расправы для разбора гражданских дел в соответствии с нормами адата (родового права). Родовой суд избирался в составе председателя и семи заседателей, включая кадия (из сословия узденей) и подчинялся Верхнему пограничному суду, который рассматривал уголовные дела.

Это подвело юридическую основу под наказания кабардинцев, нападавших на воинские гарнизоны и казачьи станицы. Введение нового судопроизводства встретило всеобщее недовольство, часто выливавшееся в открытые выступления (в 1794, 1795, 1799, 1804 гг.).

Вступивший на пост Главноуправляющего П.Д. Цицианов, более осведомленный о реалиях Кавказа, чем другие, предложил свою программу усовершенствования системы управления в крае 213 . Место пристава занял "управляющий делами Кабарды" (генерал-майор Дельпоцо), а в 1807 г. было введено судопроизводство по шариату: открывались два духовных суда (мехкеме). Муллы и кадии также получили право судебных разбирательств. Общее управление Кабардой по-прежнему осуществляли военные власти 214 .

В начале 20-х гг. вновь обострились противоречия между Россией и Турцией. В целях укрепления российских позиций на Кавказе А.П. Ермолов принял решение о. строительстве новых крепостей в Кабарде и укреплении безопасности дороги, связывавшей Екатеринодар с Владикавказом. Вступление на территорию Кабарды отряда под командованием Коцарева вызвало в 1832 г. восстание, жестоко подавленное Ермоловым. Он объявил кабардинскую землю собственностью самодержавного правительства и обещал раздавать ее лишь тем лицам, которые преданы России 215 . Прокламацией от 29 августа 1822 г. Ермолов огласил решение об учреждении в крепости Нальчик Временного кабардинского суда 216 . Членов суда назначали российские власти (из представителей князей, узденей и кадия), для ведения документации привлекался российский чиновник. Уголовные преступления согласно указу от 24 июля 1822 г. подлежали рассмотрению в военных судах.

В 1781 г. в состав России вошла значительная часть территории Чечни. Принципы взаимоотношений с местным населением были оформлены специальной грамотой, согласно которой большинство "вайнахских обществ" присягали императрице Екатерине II. Территорию Чечни населяли союзы сельских обществ — мичиковцев, ичкеринцев, ауховцев, качкалыковцев. Административный контроль над чеченскими обществами осуществляли кизлярский комендант и командиры кордонов Кавказской линии. В 1807 г. надзор над чеченцами был препоручен калмыцкому приставу (калмыки населяли районы степного Предкавказья), где уже существовали свои органы административного управления 217 .

Постоянные набеги горцев на Кавказскую губернию привели к посылке карательных отрядов, которые регулярно наводили порядок в Чечне. Сельские старшины чеченцев выступали в роли связующего звена между властями и местным населением. Кавказская администрация стремилась всячески привлечь старшин на свою сторону, используя для этого любые средства.

29 ноября 1811 г. управление чеченцами (а также и кумыками) перешло к кордонным начальникам 218 . Надо сказать, что никаких иных мер, помимо названных, в отношении чеченцев не предпринималось. С назначением Ермолова политика царских властей заметно активизировалась. Генерал перенес линию укреплений с реки Терек на реку Сунжа и начал строительство крепости Грозной и укреплений Преградный стан и Назрановское (в 1818 г.). Тогда же было учреждено и приставство, призванное осуществлять полицейский контроль и наказывать нарушителей порядка. Одной из задач пристава стало наблюдение за выполнением чеченцами воинской повинности; сам пристав подчинялся командующему левым флангом Кавказской линии.

Вскоре кавказские власти разработали проект организации так называемого Чеченского народного суда. Его члены, в отличие от кабардинцев, были выборными (из пяти представителей знати и духовенства). В состав суда вводились российские офицеры в должности председателя и секретаря. Наряду со своими непосредственными функциями суд обязан был собирать сведения о податях и повинностях и выдавать билеты для проезда через Кавказскую линию. В дальнейшем, с началом Кавказской войны, административное строительство в Чечне оказалось парализованным на несколько десятилетий.

В 1744 г. в состав России вошла Осетия. В ее восточной части располагалось Тагаурское общество, в бассейне рек Фиагдона и Урсдона — Куртатинское общество, в бассейне реки Ардон — Алагирское общество, а в западных ущельях — Дигорское общество (в свою очередь, дробившееся на три образования). Значительная часть осетин переселилась на равнинные земли и жила вокруг крепости Моздок. Власти разрешили им пользоваться "казенными вольностями" 219 . Контроль над осетинским населением осуществлял комендант крепости.

Важным этапом в процессе административного подчинения осетин стало строительство крепости Владикавказ, с окончанием которого функции надзора были переданы коменданту новой крепости 220 . Что касается жителей горных районов Осетии, формальный контроль над ними осуществляли командиры небольших укреплений (редутов), расположенных вдоль Военно-Грузинской дороги. Нередко, для привлечения осетинской знати, власти препоручали контроль местным владетелям 221 .

Ермолов учредил в Осетии в 1816 г. волостное управление. Старшины избирались из "уважаемых народом" лиц 222 . По замыслу Ермолова, во главе Осетии должен стоять "военный начальник", который бы мог побуждать осетин к военной службе В 1818 г. на Осетию распространили дорожную и подводную повинности. Кавказские власти проявляли заинтересованность в переселении горных жителей на равнину, чтобы плотно заселять земли мирным населением и снимать таким образом напряженность в ключевых стратегических пунктах (к примеру, вдоль Военно-Грузинской дороги). Из-за нехватки земель приходилось действовать по специально разработанному плану 223 .

В Осетии лишь в 1828 г. власти приступили к разработке основ судопроизводства. В состав суда должны были войти "почтеннейшие владельцы" из осетин и старшины от назрановских ингушей, а возглавлял его владикавказский комендант или назначенный властями российский офицер. Ингуши отказались от участия в работе Владикавказского суда, ссылаясь на различие норм обычного права, и просили учредить для них свой суд под руководством их пристава майора Щелкачева. Просьба была удовлетворена.

В 1830 г. после карательной экспедиции в Осетию и Ингушетию Владикавказский инородческий суд был реорганизован в окружной, а для осетин и ингушей учреждались должности приставов. На место пристава для осетин назначили хорунжего Константинова и определили ему в помощники четырех местных феодалов. Назрановские ингуши по-прежнему находились в ведении своего пристава. Жители Дигорского ущелья относились к Кабарде, а население глубинного Алагирского ущелья подчинялось назначенному властями управляющему. Пристав осуществлял общий надзор над осетинами, помогал в расквартировании войск и следил за сбором податей 224 .

Владикавказскому окружному суду было предписано руководствоваться правилами "Учреждения о губерниях" и рассматривать не только гражданские, но и уголовные дела. Это был первый опыт распространения законов Российской империи на кавказские народы, реализованный Главноуправляющим И.Ф. Паскевичем-Эриванским. Он писал императору в 1830 г.: "Везде учреждения временные; странная смесь российского образа правлений с грузинским и мусульманским; нет единства ни в формах правления, ни в законах, ни в финансовой системе" 225 . Паскевич был противником военного управления и стремился форсировать процесс установления гражданской власти.

Дагестан даже на общем фоне Кавказа поражал своей этнической пестротой. Многочисленные этносы края объединяла конфессиональная принадлежность — все они исповедовали ислам. Мусульманская религия пустила, на наш взгляд, наиболее глубокие и прочные корни именно в этом регионе, ставшем средоточием культовых сооружений и очагом исламского влияния.

К началу XIX в. Дагестан состоял из десяти с лишним крупных владений и нескольких десятков союзов сельских общин. Каждое из его феодальных образований имело свою отдельную предысторию взаимоотношений с Россией. В северо-восточной части Дагестана находились владения Эндереевское, Аксаевское, Костековское. К югу от реки Сулак располагалось шамхальство Тарковское с пятью уделами. Западнее шамхальства находилось Мехтулинское ханство. По соседству с ним — Дербентское ханство, Табасаран (состоявший из майсумства и владения кадия). В Южном Дагестане существовали Кюра-Казикумухское и Аварское ханства, Акуша-Дарго и союзы сельских общин: аварских, даргинских и лезгинских 226 .

Ханы, уцмии, шамхалы, майсумы являлись сюзеренами подвластной им территории и осуществляли свою власть, опираясь на дружины нукеров. Владетели обладали всеми правами судопроизводства и самолично разбирали возникавшие конфликтные ситуации.

Сложная и запутанная структура общественного устройства в Дагестане препятствовала выработке каких-либо общих установлении административного характера и побуждала российское правительство действовать посредством отрывочных частных мер. Первое прямое вмешательство во внутреннюю жизнь дагестанских обществ произошло в 1812 г., когда было учреждено Управление Дербентской и Кубинской провинциями, а сельские союзы Самурской долины поставлены под контроль коменданта, назначаемого военными властями в г. Куба 227 . В 1821 г. шамхальство Тарковское признало верховную власть России, и в Тарках (центре шамхальства) появилась российская крепость с администрацией. Табасаранские правители (они приняли российское подданство в 1791 г.) в 1823 г. подчинились дербентскому коменданту. Мехтулинское ханство присоединилось к империи в 1821 г. и отныне управлялось с участием русского штабного офицера. Кюра-Казикумухское ханство вошло в состав России в 1812 г. и в прежнем виде просуществовало до 60-х гг. Аварский хан принял российское подданство в 1801 г. Однако его ханство постоянно раздирали распри, и в конце концов оно оказалось под властью Шамиля 228 .

Начавшаяся Кавказская война привела к блокированию многих районов Дагестана, что отодвинуло процесс утверждения российской административной системы на несколько десятилетий.

Особенности шариатского движения в Кабарде в конце XVIII в. – начале XIX в. сложно понять в отрыве от судебных преобразований в регионе и миграционных процессов у кабардинцев – как следствия продвижения России вглубь этнической территории кабардинцев.

А.Х. Мукожев считает, что одним из результатов шариатского движения было учреждение духовных судов «мехкеме» в Кабарде в 1807 г.[102] Однако здесь следует отметить, что шариат применялся в качестве источника права и в учрежденных в 1793 г. в Большой и Малой Кабарде родовых судах и расправах, а также в вышестоящей для них инстанции – Моздокском верхнем пограничном суде. Наиболее обстоятельное исследование деятельности этих судебных учреждений принадлежит А.Х. Абазову[103]. Он отмечал, что «учреждение родовых судов и расправ в Кабарде (1793) проходило в рамках административно-судебной реформы, поэтапно осуществляемой правительством Екатерины II после 1775 г. в регионах, присоединяемых к Российской империи. При этом центральная власть стремилась во многом сохранить права коренных народов, посредством адаптации их важнейших традиционных соционормативных институтов к правовой системе России»[104]. Для учреждения новой системы правосудия на территории Кабарды были присланы Оренбургский муфтий Мамед-Джан-Хусейн и несколько духовных лиц[105].

Моздокский верхний пограничный суд состоял из председательствующего (Моздокского коменданта), двух русских офицеров, шести кабардинских князей и шести дворян, одного армянина, одного грузина, одного мурзы от ногайцев, проживавших в то время в районе Пятигорья, трех переводчиков, секретаря суда, протоколиста, регистратора и архивариуса. Своего представителя в этом суде имело и мусульманское духовенство. В нем предусматривались должности муллы для делопроизводства и помощников муллы – для переписок[106].

Состав же родовых судов и расправ формировался преимущественно из кабардинцев. Следует обратить внимание и на то, что немаловажное значение в вопросах комплектации кадров в этих судах уделялось конфессиональному компоненту[107]. Для ведения делопроизводства в родовых судах предусматривались должности муллы (кадия) и его помощников, а в родовых расправах они избирались еще и в расправные заседатели, т.е. в судьи. А.Х. Абазов предположил, что «скорее всего, на них возлагалась обязанность толкования норм шариата, применявшихся для решения некоторых дел»[108].

Когда же родовые суды и расправы все-таки были учреждены, недовольство кабардинцев выливается в открытый вооруженный протест. Как отмечал В.А. Потто, с введением Родовых судов и расправ «новая юрисдикция, не совсем понятная для горцев, вторгавшаяся в область их вековых народных обычаев, вызвала среди кабардинцев общее неудовольствие»[109]. Оно всячески подогревалось извне. В конце 1793 г. в Кабарду был привезен фирман турецкого султана Селима III, предназначавшийся князю Атажуке Атажукину с призывом кабардинцев вместе с другими мусульманскими народами Кавказа к войне против России[110]. При этом «распространялся слух, что султан требует от России, в отмену договоров, возвращения кабардинцам их прежней независимости, а в случае отказа объявит ей войну»[111].

Об изменениях в судопроизводстве, связанных с учреждением духовных судов, Ш. Ногмов отмечал, что «Адиль-Гирей Хатожукин (Атажукин. – З.Б.) с эфендием Исхаком Абуковым ввел между кабардинским народом шариат, по которому преступники, все без изъятия, по степени важности преступления, подвергались смертной казни и телесному наказанию. Наказания эти определялись: за воровство не более рубля – лишение левой руки; свыше рубля до 100 руб. ассигнованиями – отрубление правой руки и левой ноги; за развратное поведение – смертная казнь. Убийцы предавались также смертной казни. Все претензии, касающиеся до имущества и личных прав каждого, разбирались шариатом, а дела между князьями и узденей с холопами решались по обычаям. Установление этого положения принесло большую пользу народу; каждый боялся совершить что-либо противозаконное»[112].

Полагаем, что переход к «духовному правлению» в Кабарде в начале XIX в. был обусловлен прежде всего тем, что лидеры шариатского движения в Кабарде (князь Адиль-Гирей Атажукин и эфенди Исхак Абуков) взяли курс на восстановление тех порядков и возвращение шариату той роли, которые были в кабардинском обществе до учреждения Родовых судов и расправ в 1793 г.

В целом же, в своей деятельности мехкеме руководствовались, в основном, нормами шариата. Основы судопроизводства были закреплены в документе под названием «Народное условие, сделанное 1807 года, июля 10, после прекращения в Кабарде заразы, в отмену прежних обычаев». Есть мнение, что в разработке этого документа принимал участие А.-Г. Атажукин[113].




Однако, Н.Ф. Грабовский определял сущность духовных судов «мехкемэ» в Кабарде, как учреждений сугубо сословных и созданных исключительно для представителей привилегированных сословий. Он отмечал, что «народ же, к сожалению, не принимал в них участия, не пользовался благодетельным значением их, ограждавшим от произвола жадных мулл, и был вполне предоставлен на волю этих последних, которые до того, вероятно, злоупотребляли своим правом»[114].

Согласно ст. 27 «Народного условия…», мехкеме – это «суд, в котором старший судья – валий; членами два или три князя, прочие ж члены из узденей, очередующихся каждый на три месяца, всех вообще 12 членов, в том числе секретарь и кадий»[115]. Н.Ф. Грабовский отмечал, что в состав мехкеме входили кадий и секретарь, и каждый член духовного суда выбирался сроком на три месяца[116]. В другом документе отмечается, что «мехкеме, состоявшее из духовенства и уорков, при участии валия и кодза, чинило суд и расправу, а также согласием своим узаконивало постановления валия касательно введения новых и отмены старых обычаев»[117].

В историографии проблемы сложилась точка зрения, согласно которой духовные суды у кабардинцев существовали еще до начала российского влияния в регионе. Функционирование духовных судов «мехкеме» в Кабарде до учреждения родовых судов и расправ косвенно подтверждает и ст. 10 «Народного условия…», в которой отмечается, что «прежде было в Кабарде два мехкемэ, то есть «суда»: один в Мисостовой и Атажукиной фамилиях, другой в Бекмурзиной и Кайтукиной, и один другому не препятствовал в разбирательствах, а всякий судил свой народ, исключая просьб, по которым решалось дело по просьбе одного просителя, при неимении ответчика»[118]. Эта статья определяла, что такой порядок территориальной организации «мехкеме» сохранялся и после 1807 г. Было только введено уточнение, что «в случае принадлежности истца к одной мехкемэ, а ответчика к другой, дело разбирать по местонахождению ответчика»[119].

Однако, по мнению А.Х. Мукожева, эти изменения касались не только судебной практики. В 1808 г. генерал-майор Дельпоццо докладывал императору, что И. Абуков «в короткое время успел всю кабардинскую нацию усовершенствовать в магометанском законе. Ныне многие уздени, которые почти 40 лет имеют от роду, учатся татарской грамоте, чтобы разуметь алкуран. Он до того довел, что все переменили обычай в одеянии: вместо прежних коротких черкесок начали носить длинные. Но шапки надели чалмы, отпустили бороду, перестали пить горячее вино, курить и нюхать табак и ничего не есть из скота, не убитого руками мусульманина… Ежели кабардинцы против нас столь непримиримые враги, все сие зависит от внушения им эфендием»[120].

После образования Кабардинского временного суда (1822) сфера применения шариата в системе регулирования общественных отношений была существенно сужена. В «Наставлению Временному суду» в подсудности по шариату были отнесены «дела до веры и совести касающиеся; дела по несогласию между мужем и женой; дела между родителями и детьми; вообще дела, не имеющие улик, ясных доказательств и письменных свидетельств»[121]. В последующем функционирование ислама в Кабарде происходило в рамках и под воздействием российской административно-политической системы.

В конце XVIII – начале XIX в. под влиянием этих процессов начались массовые переселения кабардинцев на территории Кавказа. В результате, помимо проживающих на территории современной Кабардино-Балкарии кабардинцев появились еще моздокские кабардинцы в районе Моздока и «беглые» кабардинцы-«хаджереты» в Закубанье. На формирование этих групп кабардинцев во многом оказал влияние и конфессиональный фактор.

В конце XVIII – первой четверти XIX в. началось переселение в Закубанье значительной части кабардинцев, которые не хотели мириться с новым режимом[122]. Т.Х. Алоев считает, что первый этап миграции кабардинцев (1799–1803) связан с деятельностью лидера шариатского движения князя Адильгиреем Атажукиным. Т.Х. Алоев отмечал, что «характерной чертой миграционных акций в этот период являлось то, что они осуществлялись в относительно мирных условиях и затрагивали сравнительно небольшую часть кабардинского субэтноса»[123]. Западное направление переселенческого движения кабардинцев объясняется их этнической и конфессиональной близостью с населением Западной Черкесии[124].

Другую группу кабардинского народа составляли так называемые моздокские кабардинцы. В конце XVIII – начале XIX в. почти все моздокские кабардинцы исповедовали христианство. Их изучению посвящено немало научных трудов[125]. Моздокские кабардинцы как субэтническая группа кабардинского народа начали формироваться после строительства крепости Моздок в 1763 г. Ее основу составили крестьяне, уходившие от своих владельцев. Помимо смены конфессиональной идентичности большей части моздокских кабардинцев, стал качественно меняться их язык. Эти процессы привели к выделению моздокского диалекта кабардино-черкесского языка, который относится к адыго-абхазской группе кавказских языков[126]. В целом же, c принятием христианства произошла смена их конфессиональной идентичности. А.Х. Абазов отмечает, что «смена конфессиональной идентичности и постоянные контакты с представителями других этносов повлекли за собой появление новых обычаев и обрядов»[127].

Таким образом, шариатское движение, направленное на преобразование всех сторон жизни кабардинского общества в соответствие с правовой доктриной шариата, продлилось более полувека. Во второй половине 80-х гг. XVIII в. до 1799 г. происходило его становление. В 1799–1822 гг. оно приобретает свое оформление в рамках правовых и социальных преобразований. Шариатское движение стало одним из факторов появления «хаджеретов» (беглых кабардинцев) как одной из субэтнических групп кабардинцев на территории Северо-Западного Кавказа.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: