Государственная дума рф как финансово правовой орган

Обновлено: 25.04.2024

Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом Российской Федерации.

  1. Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы.
  2. Совет Федерации состоит из сенаторов Российской Федерации.

В Совет Федерации входят:

а) по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти - на срок полномочий соответствующего органа;

б) Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности или досрочно в случае его отставки, - пожизненно. Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности или досрочно в случае его отставки, вправе отказаться от полномочий сенатора Российской Федерации;

в) не более 30 представителей Российской Федерации, назначаемых Президентом Российской Федерации, из которых не более семи могут быть назначены пожизненно.

  1. Общее число сенаторов Российской Федерации определяется исходя из числа представителей от субъектов Российской Федерации, перечисленных в статье 65 Конституции Российской Федерации, и числа лиц, осуществляющих полномочия сенаторов Российской Федерации, указанных в пунктах "б" и "в" части 2 настоящей статьи.
  2. Сенатором Российской Федерации может быть гражданин Российской Федерации, достигший 30 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Сенаторам Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.
  3. Представителями Российской Федерации в Совете Федерации, осуществляющими полномочия сенаторов Российской Федерации пожизненно, могут быть назначены граждане, имеющие выдающиеся заслуги перед страной в сфере государственной и общественной деятельности.
  4. Представители Российской Федерации в Совете Федерации, за исключением представителей Российской Федерации, осуществляющих полномочия сенаторов Российской Федерации пожизненно, назначаются сроком на шесть лет.
  5. Государственная Дума состоит из 450 депутатов.
  1. Государственная Дума избирается сроком на пять лет .
  2. Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливаются федеральными законами.

Редакция части 1 приведена в соответствии с Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. N 6-ФКЗ "Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы", вступившим в силу со дня его официального опубликования 31 декабря 2008 г. (Российская газета, 2008, 31 декабря). Применяется в отношении Государственной Думы, избранной после вступления в силу названного Закона.

  1. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах, постоянно проживающий в Российской Федерации, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Депутатам Государственной Думы в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации .
  2. Одно и то же лицо не может одновременно являться сенатором Российской Федерации и депутатом Государственной Думы. Депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления .
  3. Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе. Депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.
  1. Сенаторы Российской Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей .
  2. Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора Российской Федерации соответствующей палатой Федерального Собрания.
  1. Федеральное Собрание является постоянно действующим органом.
  2. Государственная Дума собирается на первое заседание на тридцатый день после избрания. Президент Российской Федерации может созвать заседание Государственной Думы ранее этого срока.
  3. Первое заседание Государственной Думы открывает старейший по возрасту депутат.
  4. С момента начала работы Государственной Думы нового созыва полномочия Государственной Думы прежнего созыва прекращаются.
  1. Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно.
  2. Заседания Совета Федерации и Государственной Думы являются открытыми. В случаях, предусмотренных регламентом палаты, она вправе проводить закрытые заседания.
  3. Палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента Российской Федерации .
  1. Совет Федерации избирает из своего состава Председателя Совета Федерации и его заместителей. Государственная Дума избирает из своего состава Председателя Государственной Думы и его заместителей.
  2. Председатель Совета Федерации и его заместители, Председатель Государственной Думы и его заместители ведут заседания и ведают внутренним распорядком палаты.
  3. Совет Федерации и Государственная Дума образуют комитеты и комиссии, проводят по вопросам своего ведения парламентские слушания.
  4. Каждая из палат принимает свой регламент и решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности.
  5. Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяются федеральным законом.

а) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;

б) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;

в) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;

г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;

д) назначение выборов Президента Российской Федерации;

е) отрешение Президента Российской Федерации от должности; лишение неприкосновенности Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий ;

ж) назначение на должность по представлению Президента Российской Федерации Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и судей Конституционного Суда Российской Федерации, Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации и судей Верховного Суда Российской Федерации ;

з) проведение консультаций по предложенным Президентом Российской Федерации кандидатурам на должность Генерального прокурора Российской Федерации, заместителей Генерального прокурора Российской Федерации, прокуроров субъектов Российской Федерации, прокуроров военных и других специализированных прокуратур, приравненных к прокурорам субъектов Российской Федерации ;

и) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента Российской Федерации ;

к) проведение консультаций по предложенным Президентом Российской Федерации кандидатурам на должность руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности ;

л) прекращение по представлению Президента Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом полномочий Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и судей Конституционного Суда Российской Федерации, Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации и судей Верховного Суда Российской Федерации, председателей, заместителей председателей и судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий ;

м) заслушивание ежегодных докладов Генерального прокурора Российской Федерации о состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации .

  1. Совет Федерации принимает постановления по вопросам, отнесенным к его ведению Конституцией Российской Федерации.
  2. Постановления Совета Федерации принимаются большинством голосов от общего числа сенаторов Российской Федерации, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации .

а) утверждение по представлению Президента Российской Федерации кандидатуры Председателя Правительства Российской Федерации ;

а.1) утверждение по представлению Председателя Правительства Российской Федерации кандидатур заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров, за исключением федеральных министров, указанных в пункте "д.1" статьи 83 Конституции Российской Федерации ;

б) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;

в) заслушивание ежегодных отчетов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой ;

г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

г.1) заслушивание ежегодных отчетов Центрального банка Российской Федерации ;

д) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента Российской Федерации ;

е) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом. Уполномоченным по правам человека может быть гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий в Российской Федерации, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Уполномоченному по правам человека в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации ;

ж) объявление амнистии;

з) выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации в целях отрешения его от должности или против Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, в целях лишения его неприкосновенности .

  1. Государственная Дума принимает постановления по вопросам, отнесенным к ее ведению Конституцией Российской Федерации.
  2. Постановления Государственной Думы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.

Часть 1 дополнена новым пунктом "в", буквенные обозначения последующих пунктов изменены в соответствии с Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. N 7-ФКЗ "О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации", вступившим в силу со дня его официального опубликования 31 декабря 2008 г. (Российская газета, 2008, 31 декабря).

Совет Федерации, Государственная Дума вправе осуществлять парламентский контроль, в том числе направлять парламентские запросы руководителям государственных органов и органов местного самоуправления по вопросам, входящим в компетенцию этих органов и должностных лиц. Порядок осуществления парламентского контроля определяется федеральными законами и регламентами палат Федерального Собрания.

  1. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, сенаторам Российской Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения .
  2. Законопроекты вносятся в Государственную Думу.
  3. Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации.
  1. Федеральные законы принимаются Государственной Думой.
  2. Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации.
  3. Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации.
  4. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой.
  5. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:

а) федерального бюджета;

б) федеральных налогов и сборов;

в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;

г) ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;

Государственная Дума является одной из двух палат российского парламента – Федерального Собрания. К ее ведению относится принятие федеральных конституционных законов и федеральных законов, контроль деятельности Правительства Российской Федерации, утверждение кандидатуры Председателя Правительства по представлению Президента, утверждение по представлению Председателя Правительства кандидатур заместителей Председателя Правительства и федеральных министров, назначение и освобождение от должности руководителя Центрального банка, заместителя Председателя Счетной палаты, Уполномоченного по правам человека, объявление амнистии, вопросы международного парламентского сотрудничества

Здание Государственной Думы

Списки депутатов

  1. Состав первого созыва 1994–1996
  2. Состав второго созыва 1996–2000
  3. Состав третьего созыва 2000–2003
  4. Состав четвертого созыва 2003–2007
  5. Состав пятого созыва 2007–2011
  6. Состав шестого созыва 2011–2016
  7. Состав седьмого созыва 2016–2021
  8. Состав восьмого созыва 2021

История представительного законодательного органа государственной власти в России началась с учреждения в 1905 году первой Государственной Думы. За время работы четырех Дум Российской империи были приняты законы об образовании, об охране труда на производстве. Депутаты занимались разработкой мер социальной защиты малоимущих и других слоев населения. Были выделены значительные бюджетные ассигнования на перевооружение армии и флота после поражения в русско-японской войне. Особое внимание уделялось народному просвещению и развитию социальной сферы: выделялись средства на строительство школ, больниц, храмов, домов призрения.

В период существования РСФСР и СССР представительные и законодательные функции выполняли в зависимости от исторического периода ВЦИК и различные формы Советов. Сначала – советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, затем высшими органами власти становились Всероссийские и Всесоюзные съезды Советов, Верховные советы РСФСР и СССР, советы народных депутатов СССР. Принцип их формирования и сфера компетенций менялась в соответствии с принимаемыми Конституциями Республики и Союза.

В новейшей истории России Государственная Дума наряду с Советом Федерации является одной из двух палат Федерального Собрания Российской Федерации. Цель современного российского законодательства состоит в выявлении потребностей в регулировании общественных отношений, обеспечивающем научную обоснованность и эффективность законотворческой деятельности в условиях меняющихся реалий и новых вызовов. Федеральные конституционные законы и федеральные законы, принимаемые Государственной Думой, представляют собой основной источник права, обладают высшей юридической силой в Российской Федерации, регулируют наиболее важные общественные отношения и имеют прямое действие.

Представительные органы в лице Федерального Собрания и предст-ных органов субъектов федерации рассматривают и утверждают бюджет, бюджеты республик, входящих в состав РФ.

Федеральное собрание Российской Федерации, состоящее из Совета Федерации и Гос-ной Думы занимается рассмотрением и утверждением федерального бюджета.

Правительство Российской Федерации вносит на рассмотрение и утверждение в Государственную Думу проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период не позднее 1 октября текущего года.

Государственная Дума РФ рассматривает и утверждает федеральный бюджет в трёх чтениях.

В первом чтении Государственная Дума рассматривает вопросы по:

-прогнозу социально-экономического развития РФ;

-основным направлениям бюджетной и налоговой политики;

-основным принципам и расчётным взаимоотношениям федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ;

-проектам программ государственных внешних заимствований РФ;

-общему объёму доходов и расходов федерального бюджета.

- также основные характеристики федерального бюджета(К этим харак­теристикам относятся доходы федерального бюджета по группам, подгруппам и статьям классификации доходов бюджетов Россий­ской Федерации; ; общий объем расходов федерального бюджета в целом.)

В течение 15 дней со дня внесения проекта закона комитеты Государственной Думы готовят и направляют в Комитет по бюд­жету заключения по проекту закона с предложениями о его при­нятии или отклонении

В течение этого же периода субъекты права законодательной инициативы направля­ют в Комитет по бюджету поправки по основным характеристи­кам

Комитет по бюджету готовит свое заключение по проекту закона, а также проект постановления Государственной Думы о принятии проек­та федерального закона о федеральном бюдж. И пред­ставляет их на рассмотрение на пленарном заседании Государст­венной Думы

В случае принятия Государственной Думой указанного законопроекта в первом чтении утверждаются основные характе­ристики федерального бюджета.

В случае отклонения проекта Дума может передать законопроект в согласительную комиссию, состоящую из представителей Государственной Думы, Совета Федерации и Правительства РФ, или вернуть законопроект в Правительство РФ на доработку.

Предусматривается также воз­можность поставить вопрос о доверии Правительству РФ.

согласи­тельную комиссию она в течение 10 дней разрабатывает вариант основных характеристик федерального бюджета, согласовывая указанные характеристики с предложенными изменениями

По итогам рассмотрения проекта закона в первом чтении при­нимается постановление Государственной Думы о принятии про­екта федерального закона о федеральном бюджете на очередной год в первом чтении

Если Дума не принимает решение по основным ха­рактеристикам ф бюджета по итогам согласи­тельной комиссии, проект считается повторно отклоненным в первом чтении.

В этом случае Правительство РФ в течение 20 дней дорабатывает законопроект и вносит проект федерального закона на повторное рассмотрение Государственной Думы в первом чтении.

При повторном внесении указанного законопроекта Государст­венная Дума рассматривает его в первом чтении в течение 10 дней со дня повторного внесения в Государственную Думу.

Повторное отклонение проекта возможно лишь в случае, если Дума ставит вопрос о доверии Правительству. В случае его от­ставки новое Правительство представляет новый вариант проекта закона не позднее чем через 30 дней.

Второе чтение посвящено утверждению перечня доходов и расходов федерального бюджета и утверждению размера федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации.

Государственная Дума при рассмотрении проекта федерально­го закона о федеральном бюджете во втором чтении утверждает расходы федерального бюджета по разделам функциональной классификации в пределах общего объема расходов федерального бюджета, утвержденного в первом чтении, размер Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ. Проект закона рас­сматривается во втором чтении в течение 15 дней со дня его при­нятия в первом чтении.

Субъекты права законодательной инициативы направляют в Комитет по бюджету поправки по расходам федерального бюдже­та по разделам, на основе которых Комитет по бюджету разраба­тывает и вносит на рассмотрение Думы проект постановления о принятии проекта федерального закона о федеральном бюдже­те во втором чтении и о распределении расходов федерального бюджета по разделам функциональной классификации.

Если Государственная Дума отклоняет проект федерального закона о федеральном бюджете во втором чтении, она передает указанный законопроект в согласительную комиссию.

2. Предметом рассмотрения проекта во втором чтении являются текстовые статьи проекта федерального закона о федеральном бюджете, а также приложения к нему, устанавливающие:

§ перечень главных администраторов доходов федерального бюджета;

§ перечень главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета;

§ показатели государственного оборонного заказа на очередной финансовый год и плановый период;

§ бюджетные ассигнования на предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями и государственными (муниципальными) унитарными предприятиями;

§ бюджетные ассигнования на предоставление субсидий государственным, публично-правовым компаниям;

§ субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации, предоставляемых из федерального бюджета в целях софинансирования выполнения полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

§ программа предоставления государственных финансовых и государственных экспортных кредитов;

§ программа государственных внутренних заимствований;

§ программа государственных внешних заимствований;

§ программа государственных гарантий в валюте РФ и в иностранной валюте;

§ приложение по долгосрочным (федеральным) целевым программам с указанием бюджетных ассигнований, направленных на финансовое обеспечение указанных программ;

3. Субъекты права законодательной инициативы направляют поправки по предмету второго чтения в Комитет по бюджету.

((Право законодательной инициативы принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, члСовФед, депуГос Думы, Прав-ствуРФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду РФ и Верховному Суду РФ по вопросам их ведения.

Законопроекты вносятся в Государственную Думу.

Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации.))

В течение 10 дней Комитет по бюджету готовит сводные таблицы поправок по предмету второго чтения и направляет указанные таблицы в профкомитетыи в Правительство Российской Федерации.

4. Рассмотрение поправок по предмету второго чтения проводится в Комитете по бюджету после рассмотрения их в соответствующем профильном комитете.

Профильный комитет( в гос думе их 26- по бюджету и налогам, по энегретике, по трпнспорту и тд) рассматривает направленные ему Комитетом по бюджету таблицы поправок и представляет результаты рассмотрения поправок в Комитет по бюджету, который рассматривает указанные материалы, принимает решение, формирует сводные таблицы поправок, рекомендованных к принятию или отклонению, и выносит их на рассмотрение Государственной Думы.

Порядок взаимодействия комитетов Государственной Думы при рассмотрении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период и порядок согласования разногласий между ними определяются Регламентом Государственной Думы.

Рассмотрение поправок по межбюджетным трансфертам бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджетам государственных внебюджетных фондов Российской Федерации осуществляется Комитетом по бюджету.

Поправки по межбюджетным трансфертам бюджетам субъектов Российской Федерации рассматриваются в Комитете по бюджету только после их предварительного рассмотрения Комитетом Совета Федерации по бюджету.

В 3ем чтении утверждается распределение средств федерального бюджета РФ и бюджетов субъектов РФ.

В третьем чтении, которое длится в течение 15 дней со дня принятия проекта бюджета во втором чтении, Государственная Дума рассматривает и утверждает расходы федерального бюджета по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов федерального бюджета, предусмотренным отдельными приложениями к федеральному закону о федеральном бюджете, принятыми во втором чтении. Утверждаются также ведомственная структура расходов федерального бюджета на очередной финансовый год и ведомственная структура расходов федерального бюджета на первый и второй годы планового периода. Для рассмотрения в третьем чтении законопроект выносится на голосование в целом.

Принятый Государственной Думой Федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год в течение пяти дней со дня принятия передается на рассмотрение Совета Федерации.

Федеральным Собранием РФ также, могут вноситься изменения в Федеральный закон о федеральном бюджете.

Совет Федерации рассматривает в целом Федеральный закон о бюджете на очередной финансовый год в течение 14 дней со дня его представления Государственной Думой. В случае отклонения федерального бюджета Советом Федерации он передается в согласительную комиссию, которая в течение 10 дней выносит на повторное рассмотрение Государственной Думы согласованный Федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Государственная Дума повторно рассматривает федеральный бюджет только в одном чтении. Если Государственная Дума не согласна с решением Совета Федерации, то Федеральный закон о федеральном бюджете считается принятым, если при повторном голосовании в Государственной Думе за него проголосовало не менее 2/3, общего числа депутатов Государственной Думы.

Одобренный Советом Федерации Федеральный закон о бюджете в течение пяти дней со дня одобрения напраачяется Президенту РФ для подписания и обнародования. Если Президент РФ отклоняет федеральный бюджет, то он передается в согласительную комиссию, куда включается также представитель Президента РФ.

Если до 15 декабря текущего года Федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год не принят или по другим причинам не вступил в силу до 1 января, то орган, исполняющий бюджет, правомочен выделять средства, но не более 1/4 ассигнований предыдущего года в расчете на квартал или не более 1/12 — в расчете на месяц.Если закон о бюджете не вступил в силу через три месяца после начала финансового года, то орган, исполняющий бюджет, не имеет права: предоставлять бюджетные средства на инвестиционные цели; выделять бюджетные средства на возвратной основе; предоставлять субвенции негосударственным юридическим лицам; осуществлять заимствования в размере более 1/8 объема заимствований предыдущего финансового года в расчете на квартал; формировать резервные фонды органов исполнительной власти и осуществлять расходы из этих фондов.

Формы финансовой деятельности: понятие, виды, краткая характеристика.

Фин-деят-сть гос-ва и органов местного самоуправления—это организационная деятельность уполномоченных органов и субъектов по образованию, перераспределению и использованию централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях эффективного функционирования государства и муниципальных образований и выполнения ими стоящих перед ними задач

Формы финансовой деятельности государства разнообразны. В каждой из них практически выражаются действия гос. органов (и органов местного самоуправления) по обра­зованию, распределению и использованию финансовых ресурсов на соответствующем уровне.

По своему характеру эти формы могут быть правовыми, кото­рые выражаются в установлении или применении норм права, и неправовыми (деятельность, которая не влечет юридических последствий, хотя и предусмотрена законодательством): инструктирование финансовой службы предпри­ятий, проведение совещаний в аппарате финансовых и налоговых органов, подготовка материалов к финансовому планированию, т.е. все то, что имеет юр. значение.

Осуществляя финансовую деятельность, гос. органы и органы местного самоуправления принимают финансово-правовые акты. Финансово-правовые акты — это принятые в предусмот­ренной форме и имеющие юридические последствия решения го­с. органов и органов местного самоуправления по вопросам финансовой деятельности, входящим в их компетен­цию.

По юр. свойствам финансово-правовые акты под­разделяются на нормативные и индивидуальные. К нормативным относятся акты, которые регулируют группу однородных финансовых отношении и содержат общие правила поведения их участников, т.е. правовые нормы. Общие правила, установ­ленные в нормативных актах, конкретизируются в индивидуальных финансово-правовых актах, каждый из которых предусматривает один конкретный случай, обращен к определенным участ­никам финансовых отношений, ведет к возникновению, изме­нению или прекращению конкретных финансовых правоотно­шений.

По юридической природе финансово-правовые акты делятся на законодательные, к которым относятся законы, принимаемые Государственной Думой РФ, а также законы субъектов РФ по вопросам финансовой деятельности государства, и под­законные, куда входят акты всех других гос. органов, основанные на законе и при­нятые во исполнение закона.

Финн д-стьосуществляют гос органы, орг мест самоупр, друполномочсубъеты. Финн д-сть гос-ва осуущ-ют ограны гос-ва всех трех ветвей власти. Она осущ-ся ими с помощью различныхметодов.

Методыразличаются в зависимости от субъетков с кем уполномоченные органы вступают в отношения, а также от определенных условий собирания и распределенияден средств.

МЕТОДЫ С О Б И Р А Н И Я

--Гос-во в отношении с гос-ными и негос-ными предприятиями, учреждениями, организациями, и гражданами использует в основном-налоговый метод—при котором часть доходов и прибыли этих субъектов в обязательном порядке, в установл сроки и в уст размерах отчисляются в бюджет.

-- др методы собирания ден ср-в гос-вом:

- добровольные взносы денежных ср-в ( вклады населенения в банки, приобретение облигаций)

-пошлины,взимаются за предоставленные услуги(гос-ная, таможенная, судебная)

-Страхованиеимущества, личности, что позволяет привлечь сре-ства и использовать в денежном обороте.

Штрафы, платежи и тд

МЕТОДЫ Р А С П Р ЕДЕЛЕНИЯ

- финансирования,плановая, целевая, безвозмездная, безвозвратная выдача ден ср-в из бюджета;

- кредитование –это также плановая целевая, но возвратная и возмездная выдача ср-в

+ сюда можно отнести и

-Расчетыс держателями облигаций, ценных бумаг

-выплаты страховых возмещений, пенсий, пособий

Государство сталкивается с необходимостью воздействия на различные социально-экономические процессы, на конкретных хозяйствующих субъектов и территориальные образования при помощи регулирования и направления денежных потоков, т. е. путем осуществления финансовой деятельности.

Организационно-правовые особенности финансовой деятельности государства:

1) межотраслевой характер - в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований контролируется деятельность и в других сферах;

2) осуществление финансовой деятельности - происходит в виде деятельности представительных и исполнительных органов власти;

3) сфера финансовой деятельности - относится к ведению федеральных органов власти, органов власти субъектов РФ и местных органов.

Методы финансовой деятельности государства- это способы теоретического исследования и практического выполнения органами государственной власти и государственного управления финансовой деятельности государства. Разнообразие методов осуществления финансовой деятельности зависит от многих факторов: от субъекта правоотношений, условий аккумуляции и использования денежных средств. Как правило, методы осуществления финансовой деятельности делят на три группы:

1)образование (собирание)- денежные средства образуются путем обязательных платежей, а также путем добровольных платежей. К методам собирания следует отнести следующие методы: налоговый метод- с помощью него государство изымает в той или иной форме в обязательном порядке, в установленные сроки и в установленном размере денежные средства для зачисления их в бюджеты определенного уровня; метод добровольных взносовявляется добровольным в отличие от налогового метода и может выражаться, например, в покупке ценных бумаг, пожертвовании, вкладах в банки и т. д.;

2) распределение- при распределении государственных денежных средств применяются два основных метода: финансирование (безвозвратное и безвозмездное предоставление этих средств) и кредитование (выделение средств на началах возмездности и возвратности);

3) использование денежных средств- поступление в процессе финансовой деятельности денежных средств в распоряжение государства, юридических и физических лиц, а также использование их

осуществляется посредством расчетных операций.

При распределении и использовании государственных денежных средств применяются следующие методы: метод финансирования (выражается в безвозмездном и безвозвратном предоставлении денежных средств. Этот метод применяется в отношении государственных организаций); кредитование (означает выделение/предоставление денежных средств на условиях возмездно и возвратности. Применяться такой метод может и в отношении государственных организаций, и в отношении частных организаций).

Финансовая деятельность в РФ осуществляется органами государственной и муниципальной власти, предприятиями, организациями, учреждениями и должностными лицами.

Финансовую деятельность осуществляют органы государства всех 3 ветвей государственной власти законодательной, исполнительной и судебной в пределах своей компетенции.

Президент РФобеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, определяет основные направления внутренней и внешней финансовой политики государства.

Правительство РФосуществляет организацию и исполнение федерального бюджета, организацию разработки программ экономического и социального развития государства.

Федеральные государственные органы и государственные органы власти субъектов Федерации осуществляют функции финансовой деятельности в соответствии с установленным Конституцией РФ разграничением предметов ведения между Федерацией и ее субъектами.

Существует система органов управления, для которых сама финансовая деятельность является основной, определяющей содержание их компетенции. Эта система финансово-кредитных органов, специально созданных для управления финансами и для осуществления контроля в этой сфере как его неотъемлемой функции.

В единую систему органов государственного управления финансами в Российской Федерации входят Министерство финансов РФ, министерства финансов республик, финансовые управления в других субъектах Федерации и органы федерального казначейства. Кроме того, в системе органов местного самоуправления административно-территориальных единиц (районов и городов) образуются финансовые отделы.

В соответствии с Конституцией РФ Государственная дума обсуждает и принимает федеральные законы по вопросам федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования; денежной эмиссии. Федеральные законы, принятые Государственной думой, подлежат обязательному рассмотрению Советом Федерации и Президентом РФ.

Президент Российской Федерации как глава государства обеспечивает в области финансов согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти исходя из положений Конституции и федеральных законов, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, в соответствии с которыми строится финансовая политика.

Президент РФ издает указы и распоряжения по вопросам формирования и исполнения бюджетов, внебюджетных государственных фондов, финансирования государственных расходов федерального уровня, денежно-кредитной политики, организации расчетов, регулирования валютных и других финансовых отношений, организации органов финансово-кредитной системы, через Контрольное управление Президента РФ осуществляет финансовый контроль.

Финансово-бюджетное управление Президента РФ образовано в целях информационно-аналитического обеспечения Президента РФ в области финансово-бюджетных проблем в составе Администрации Президента РФ.

Правительство РФ осуществляет свои полномочия в сфере бюджетной, финансовой кредитной и денежной политики, определенные федеральным конституционным законом «О правительстве Российской Федерации».

В частности, Правительство РФ обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики; разрабатывает и предоставляет Государственной думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение и т. д.

Органы государственного управления РФ и субъектов РФ, выполняя свои основные задачи в определенной сфере деятельности, осуществляют одновременно и финансовую деятельность, которая обеспечивает выполнение ими своих основных задач и функций.

Для осуществления финансовой деятельности в качестве основной функции были созданы специальные органы государственного управления:

- Министерство финансов Российской Федерации;

- Федеральное казначейство Российской Федерации;

- Федеральная налоговая служба РФ;

- Центральный банк Российской Федерации (Банк России).

ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА: ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ, ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ.

Финансовая политика — это особая сфера деятельности государства, направленная на мобилизацию финансовых ресурсов, их рациональное распределение и эффективное использование для осуществления государством его функций.

Цели финансовой политики:

1. Фискальная политика – связанна со сбалансированием доходов и расходов

2. Регулирование налоговых процессов – проводится с помощью экономических инструментов. Регулирование может осуществляться стихийно или сознательно. В настоящее время регулирование является обязательным элементом финансовой политики. В качестве инструментов регулирования выступают налоги, государственный кредит, бюджетное ассигнование и т.д.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.008)

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: