В какие органы можно обратиться за защитой своих трудовых прав кроме суда

Обновлено: 03.05.2024

Государственная инспекция труда существует в каждом субъекте федерации и является территориальным органом Федеральной службы по труду и занятости (Роструда) Министерства труда и социальной защиты РФ, осуществляющим функции по государственному надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства.

Гострудинспекция осуществляет государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также контроль за соблюдением установленного порядка расследования и учёта несчастных случаев на производстве.

Перечень всех ГИТ России можно найти на официальном сайте Роструда . Перечень инспекций можно посмотреть как на карте, так и списком. Или просто путем поиска своего населенного пункта определить "свою" ГИТ в регионе. Удобно:

Каким образом обратиться в ГИТ?

Обращение в ГИТ может быть подано:

Получить оперативную консультацию в сфере труда можно по "горячей линии". В каждой инспекции она своя. Вот, например, как это организованно в г. Москве :

Что должно быть в заявлении, что бы его рассмотрели

Любой работник имеет право обратиться в ГИТ, но не каждый может сделать это правильно. А именно от этого зависит не только эффективность жалобы и скорость ее рассмотрения, но и примут ли ее вообще.

Что должно быть в обращении?

Обращение обязательно должно содержать (статья 7 Федерального закона №59-ФЗ от 02.05.2006):

  • правильное и полное наименование органа, в который направляется обращение/ФИО конкретного инспектора ГИТ,
  • ФИО обращающегося,
  • сведения о месте жительства заявителя,
  • почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ на обращение (для обращений, поданных в электронной форме - адрес электронной почты),
  • конкретные сведения о нарушении требований закона, прав и свобод граждан,
  • личная подпись,
  • дата.

Обращение должно быть понятным: оно должно быть выполнено на русском языке, с разбивкой предложений на абзацы.

Если обращение не будет отвечать всем перечисленным требованиям к содержанию, оно останется без рассмотрения и будет возвращено заявителю.

Согласно статье 358 ТК РФ заявитель может указать в обращении, что просит провести конфиденциальную проверку работодателя . В этом случае инспекторы не будут иметь права разгласить личность работника, по обращению которого пробудет проводиться внеочередная проверка компании-работодателя.

Какие обращения не стоит отправлять в ГИТ

На основании статьи 11 Федерального закона №59-ФЗ от 02.05.2006 анонимные обращения инспекция, как и другие госорганы, не рассматривает.

Не рассматриваются также:

  • обращения, содержащие нецензурные/оскорбительные выражения. За такое обращение можно получить административный штраф ,
  • обращения, содержащие угрозы должностным лицам и членам их семей. В определенных случаях за такое обращение может наступить даже уголовная ответственность ,
  • нечитаемые обращения,
  • обращения, из которых нельзя определить суть обращения.

Зачем обращаться в ГИТ?

Если Вы из тех, кто уверен, что все тщетно, не стоит ничего делать, "все куплено", "госорганы не работаю", "лучше не станет" и все в таком духе, то это, конечно, позиция, которая имеет право на существование. И можно никуда не обращаться.

Но эта статья для тех, кто реально хочет и собирается защитить себя, свои интересы, и желает почерпнуть полезную правовую информацию.

Как юрист-практик, могу сказать, что госорганы работают. Да, неидеально, иногда откровенно плохо, и ГИТ не исключение. Но вот статистика. На примере данных ГИТ г. Москвы за 1 полугодие 2017 года:

Обращение в ГИТ может иметь целью просто восстановить законность . Работник обращается в ГИТ. ГИТ проверяет работодателя, выявляет нарушения, выдает предписания об их устранения, привлекает к административной ответственности работодателя и его должностных лиц.

Другая цель обращения в ГИТ - восстановление нарушенных прав . Предписанием инспектор ГИТ может пресечь нарушение права работника.

Есть и третья цель. Зачастую проверка ГИТ - гарантированный штраф для компании, поскольку только очень крупные компании могут позволить себе проводить кадровый аудит и содержать штат профессиональных кадровиков, большую бухгалтерию, подразделение по охране труда. Угроза обращения в ГИТ может стать существенным фактором при переговорах с работодателем в конфликтной ситуации, поскольку штрафы за нарушение трудового законодательства и законодательства в сфере охраны труда могут исчисляться миллионами рублей.

Еще одна важная причина, по которой следует обращаться в ГИТ

С 2019 года судебная практика сильно поменялась. Суды признают обращения в ГИТ и Прокуратуру уважительной причиной , если при дальнейшем обращении в суд работник пропустил соответствующий срок .

То есть, предположим, Вы жаловались в ГИТ, Прокуратуру. Потом обратились в суд с пропуском срока, установленного законом для подачи иска. И даже если по результатам проверки не выявлено нарушений закона, или если Вам вообще не ответили госорганы, суд может восстановить срок на подачу иска .

Раньше такого в судебной практике никогда не было!

Верховный суд РФ уже рассмотрел целый ряд дел и везде говорил о том, что если работник не бездействовал, а жаловался, то срок на обращение в суд ему надо восстановить . Если кому-то интересно, могу поделиться номерами конкретных дел в комментариях, сможете ознакомиться с позицией Верховного суда.

Про то, какие еще существуют уважительные причины пропуска срока для обращения в суд по трудовому спору читайте в отдельной статье на моем канале .

Читайте мои другие публикации, ставьте лайки, подписывайтесь на канал, делитесь полезной информацией в социальных сетях.

В комментариях Вы можете написать, что ещё Вы хотели бы узнать о регулировании в сфере труда, правах работников и работодателей, правоприменительной практике.Посоветоваться и получить квалифицированную юридическую помощь Вы можете написав мне на email:


Ст. 391 ТК РФ описывает случаи, когда конфликт интересов фирмы и работника может быть разрешен через суд. При этом, поскольку кроме суда существуют и иные инстанции по урегулированию споров компании с сотрудниками, специалистам следует знать, в каких случаях куда обращаться. Самой компании также важно представлять, с какими претензиями к сотруднику она может обратиться в суд и что при этом следует не забыть.

Статья 391 Трудового кодекса РФ с комментариями 2017 года

В ст. 391 ТК РФ приведены субъекты, которые могут обратиться в суд или в комиссию по трудовым спорам (далее — КТС) при возникновении индивидуального спора с компанией-работодателем. В частности, к ним относятся:

  • непосредственно сами специалисты;
  • представители фирмы;
  • профсоюзы;
  • прокурор.

Рассматриваемая статья конкретизирует также перечень жалоб, с которыми необходимо обращаться только в суд, а не в КТС. Так, к примеру, специалист при возникновении индивидуального спора с работодателем может пойти в суд со следующими заявлениями:

  • с требованием восстановить его на своем прежнем месте труда;
  • с просьбой изменить дату и формулировку записи о прекращении трудовых отношений;
  • о переводе на какое-либо иное место труда;
  • о том, чтобы фирма оплатила период, в течение которого специалист вынужден был не по своей воле отсутствовать на рабочем месте;
  • с требованием в адрес фирмы компенсировать ему разницу в заработке, если в течение некоторого времени он выполнял менее оплачиваемую работу, чем обычно, а организация оплатила этот период не по его часовой ставке, а по ставке, соответствующей выполняемой работе;
  • с тем, чтобы привлечь компанию к ответственности, если она нарушила законодательство об охране персональных данных сотрудников.

О том, какие есть виды ответственности за разглашение персональной информации, читайте в статье «Ответственность за разглашение персональных данных по 137 УК РФ».

Представители организации, в свою очередь, могут обратиться сразу в суд, согласно ст. 391 ТК РФ, если из-за каких-либо действий сотрудника фирме был нанесен ущерб.

Помимо изложенного, ст. 391 ТК РФ разрешает обратиться только в суд (а не в КТС) по поводу незаконного, по мнению заявителя, отказа в приеме на работу, по поводу проявления дискриминации в отношении того или иного лица в компании, а также по поводу возникновения спора между сотрудниками религиозных объединений и специалистами, трудящимися по трудовому договору у физлиц, не относящихся к ИП.

Комиссия по трудовым спорам или суд: когда и куда обращаться?

В силу норм ТК РФ существуют два основных института, призванных разрешать конфликты компании со своими специалистами:

При этом обязательного досудебного урегулирования возникающих спорных моментов ТК РФ не предусматривает. Это значит, что специалист, который имеет определенные претензии к действиям своего работодателя, нарушающим его трудовые права, может обратиться в любую из указанных инстанций: в КТС или в суд.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если имели место обстоятельства, перечисленные выше, то за защитой своих интересов следует идти сразу в суд.

Если специалист решил обратиться сначала в КТС, которая вынесла решение, не устроившее работника, то он имеет право в течение 10 дней после получения решения обратиться в суд за обжалованием.

Кроме того, не только работник может обжаловать решение КТС. Аналогичным правом ст. 391 ТК РФ наделяет представителей самой фирмы, а также профсоюзы. При этом основанием для обжалования будет выступать сам факт несогласия заявителя (фирмы, работника, профсоюза) с решением КТС.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Также обжаловать вердикт КТС имеет право и прокурор, но только если он посчитает, что такой вердикт противоречит существующим нормам права.

В какие суды следует обращаться за защитой трудовых прав?

Итак, специалист обладает правом, не обращаясь в КТС, сразу пойти защищать свои права в суде. Поэтому ему следует знать, в какой именно суд следует обращаться.

По данному вопросу в ТК РФ прямого ответа не содержится.

Вместе с тем пленум ВС РФ в постановлении от 17.03.2004 № 2 прописал, что в силу в том числе ст. 391 ТК РФ все заявления о допущенных нарушениях в ходе трудовых правоотношений должны быть рассмотрены судами общей юрисдикции.

С 2008 года мировые судьи более не рассматривают споры, связанные с нарушениями трудовых отношений фирмы и работника, поэтому к мировым судьям обращаться за защитой своих трудовых прав не следует.

В то же время судебная практика исходит из того, что все личные претензии фирмы или работника друг к другу по поводу нарушения трудовых правоотношений должны быть разрешены в районных судах, выступающих в роли первых инстанций (определения Мосгорсуда от 06.12.2012 по делу № 11-29706, от 24.02.2012 по делу № 33-6090).

Поэтому при возникновении личного трудового спора обращаться следует в районные суды, соответствующие месту нахождения ответчика (компании или специалиста). Возможен также вариант подачи иска в районный суд по месту нахождения филиала фирмы, являющейся ответчиком по трудовому спору, либо, если специалист фактически трудится за пределами фирмы, иск можно подать в районный суд по месту фактического исполнения специалистом трудовых обязанностей (но только если указанное место закреплено в трудовом договоре).

Кто может выступать в суде от имени компании?

Для компании в любом случае важно понимать, как надлежащим образом защищать свои интересы в суде. Прежде всего фирма должна решить, кто будет выступать в суде.

По общему правилу, интересы организации представляет руководитель. Именно он имеет право без дополнительных доверенностей осуществлять какие-либо действия от имени фирмы. Однако в подавляющем большинстве случаев у номинального руководителя просто не будет хватать на это времени.

В таком случае руководитель предприятия посредством доверенности должен назначить лицо, которое будет выступать в суде от имени фирмы. Таким представителем может быть любой юрист компании либо иной специалист. Право выбора в данном вопросе остается за руководителем.

Общие требования к составлению доверенности приведены в ст. 185–189 ГК РФ.

О том, документом какого характера является доверенность, читайте в материале «Являются ли бланки доверенностей документами строгой отчетности?».

Как профсоюз может защитить интересы специалистов в суде?

Профсоюз обладает полномочиями обратиться за защитой интересов работников в суд либо сначала в КТС (ст. 23 закона «О профсоюзах» от 12.01.1996 № 10-ФЗ). При этом неважно, обратился ли сам специалист в профсоюз с просьбой выступить в его защиту или нет. Для возникновения повода обратиться в суд или КТС в силу закона № 10-ФЗ достаточно:

  • заявления другого члена профсоюза;
  • собственной инициативы профсоюза, который считает, что права специалиста на предприятии ущемляются.

Если же специалист не является членом профсоюза, ему будет интересна статья «Права работников, не являющихся членами профсоюза».

Что, если за защитой в суд обращается несовершеннолетний работник?

Если случится так, что фирма нарушит права несовершеннолетнего сотрудника, что приведет к возникновению индивидуального спора, то такому специалисту, прежде чем идти в суд, важно понимать, кто именно в силу ТК РФ должен будет представлять его интересы в суде.

Ответ на этот вопрос зависит от возраста конкретного работника.

Так, ст. 37 ГПК РФ говорит, что если специалисту меньше 14 лет, то в суде самостоятельно он выступать не может. В таком случае в суд следует обратиться его законным представителям (это родители, в том числе приемные, опекуны и др.).

Если же работнику больше 14 лет, но совершеннолетия он еще не достиг, то ст. 37 ГПК РФ позволяет такому сотруднику самому лично отстаивать в суде свои интересы. Но даже в этом случае не следует забывать, что у суда остается право привлечь к рассмотрению дела законных представителей специалистов, чей возраст не достиг 18 лет.

Кроме того, для несовершеннолетних специалистов установлен ряд послаблений в режиме работы. Об этом подробнее в статье «Какие льготы предусмотрены для несовершеннолетних работников?».

Какие еще, кроме указанных в ст. 391 ТК РФ, споры фирмы с работником может рассмотреть суд?

Помимо ст. 391 ТК РФ, некоторые другие нормы закрепляют и иные категории возможных индивидуальных споров сотрудника с фирмой, к числу которых относятся:

  • возмещение морального и материального вреда (ст. 237 ТК РФ), в том числе причиненного дискриминационными действиями представителей компании (ст. 3 ТК РФ);
  • требование о переквалификации отношений по гражданско-правовому договору в трудовые (ст. 19.1 ТК РФ);
  • требование об изменении срока заключенного трудового договора с фиксированного на неопределенный (ст. 58 ТК РФ);
  • требование о взыскании вреда, нанесенного компанией имуществу специалиста (ст. 235 ТК РФ).

Аналогично и в ситуации со спорами, где сотрудник выступает ответчиком: некоторые категории споров устанавливаются, помимо ст. 391 ТК РФ, и иными положениями. К примеру, в ст. 137 ТК РФ затрагивается спор о взыскании со специалиста суммы излишне перечисленной зарплаты.

Подробнее о материальной ответственности фирмы и сотрудника см. в статье «Материальная ответственность сторон трудового договора».

Может ли специалист обжаловать в суде отказ в приеме на работу?

Актуальная на практике ситуация: специалисту отказали в приеме на работу, хотя он сам считает, что соответствовал всем базовым требованиям компании. Как следует оспорить такой отказ в суде?

В первую очередь специалисту следует иметь в виду, что ВС РФ официально еще более 10 лет назад подтверждал: компания вправе по своему усмотрению решать, с кем из кандидатов заключать трудовые договоры. При этом фирма должна руководствоваться деловыми качествами и компетенциями кандидатов (п. 10 постановления пленума ВС РФ от 17.03.2004 № 2). Одновременно с этим не допускается отказывать в приеме на работу по каким-либо дискриминационным мотивам (к примеру, беременным женщинам, чтобы впоследствии не платить им декрет, и т. д.).

Таким образом, специалисту, решившему обжаловать отказ компании взять его на работу, важно иметь веские доказательства, что отказ носил дискриминационный характер. Ведь в противном случае фирма сможет сослаться на недостаток компетенции у кандидата, в связи с чем отказ будет признан судом правомерным.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.


Куда обратиться с жалобой на работодателя — частый вопрос, возникающий у сотрудников организаций, в отношении которых допускаются нарушения требований трудового законодательства. Перечень инстанций, уполномоченных контролировать соблюдение норм права, рассмотрим в предложенной статье.

Кому и куда пожаловаться на работодателя: способы, предусмотренные Трудовым кодексом РФ

Вопрос о том, куда можно обратиться с жалобой на работодателя, возникает у работников достаточно часто, и законодательство предусматривает значительное количество надзорных инстанций, которые имеют право проводить проверки соблюдения требований трудового законодательства. Перечень способов, при помощи которых гражданин может защитить свои трудовые права, перечислен в ст. 352 ТК РФ.

  • Самозащита своих прав. Согласно требованиям ст. 379 ТК РФ сотрудник может отказаться от порученной работы (предварительно письменно оповестив об этом администрацию) в случаях, если такая работа представляет угрозу для его жизни (здоровья), не предусмотрена контрактом, или при задержке зарплаты на срок больше чем 15 дней.
  • Защита прав при содействии профсоюза или иного объединения работников. Не стоит забывать, что ст. 370 ТК РФ наделяет профсоюз, его представителей и образуемые им органы широкими правами по контролю за соблюдением администрацией организации требований ТК РФ, локальных актов и коллективного договора.
  • Обращение в органы государственной власти (трудовую и налоговую инспекцию, органы прокуратуры и т. д.).
  • Обращение в судебные инстанции в случаях несогласия с решениями комиссий по трудовым спорам, государственных органов и должностных лиц, а также непосредственно по вопросам, перечисленным в ст. 391 ТК РФ.

Как подать жалобу в профсоюз

В соответствии со ст. 370 ТК РФ профессиональные союзы, а также уполномоченные ими представители (инспекторы) вправе производить проверку условий труда, охраны труда, а также фактов нарушения трудового законодательства со стороны руководства организации.

Важно помнить, что работник может обратиться как в организацию, действующую непосредственно в пределах его компании, так и в территориальное или отраслевое объединение профсоюзных ячеек. Как профсоюзные работники, так и инспекторы, направляемые отраслевыми либо территориальными объединениями, обладают правом беспрепятственного прохода на территорию деятельности компании в целях проведения контроля за соблюдением прав работающих.

По результатам проверок обращений граждан либо контрольных мероприятий профсоюз направляет в администрацию организации требования по устранению выявленных нарушений. Соответственно, администрация обязана принять необходимые меры, а также в недельный срок сообщить о результатах рассмотрения и проделанной работе по ликвидации нарушений.

При этом в случае бездействия руководства компании профсоюзные работники вправе самостоятельно обращаться в государственные органы или суды, а также иными способами защищать членов своих организаций.

Как обратиться в комиссию по рассмотрению трудовых споров

Обращение в комиссию по трудовым спорам (КТС) — еще один способ защитить свои права сотруднику компании. Согласно требованиям ст. 384 ТК РФ такая комиссия может быть образована по инициативе как администрации, так и трудящихся. При этом администрация не вправе уклониться от делегирования в комиссию своих представителей.

КТС образуется на основе равного участия представителей администрации и работающих, которые делегируются общим собранием работников. В ходе работы комиссии избирается ее председатель, заместитель и секретарь. Решения комиссии оформляются письменно в форме протокола.

Согласно ст. 385 ТК РФ комиссия уполномочена рассматривать споры между администрацией и работниками, которые не были разрешены путем самостоятельных переговоров сторон. При этом работник может обратиться в КТС в течение 3 месяцев с момента нарушения его прав.

Поданное заявление должно быть рассмотрено комиссией в течение 10 дней. При этом согласно ст. 387 ТК РФ жалоба рассматривается в присутствии работника. Также комиссия вправе пригласить представителя администрации, свидетелей, экспертов, затребовать необходимые документы и материалы у администрации.

По итогам рассмотрения жалобы комиссия тайным голосованием принимает решение. После принятия решения у сторон спора имеется 10 дней на его обжалование в судебном порядке. Если оно не обжаловано, то должно быть исполнено администрацией в течение 3 дней.

В том случае, если виновная сторона затягивает с исполнением решения, работник согласно ст. 389 ТК РФ может получить специальный документ — удостоверение, которое может быть отнесено судебным исполнителям для принудительного исполнения решения КТС.

Как пожаловаться в трудовую инспекцию на работодателя, можно ли подать жалобу онлайн

Самый частый ответ практиков на вопрос о том, куда можно обратиться с жалобой на работодателя, — в Государственную инспекцию труда. ГИТ в силу положений ст. 354 ТК РФ является единым и специально уполномоченным органом по надзору за соблюдением именно трудового законодательства.

Статья 357 ТК РФ наделяет инспекторов данной службы широкими полномочиями. В частности, инспекторы вправе:

  • посещать организации и ИП в целях проверки соблюдения норм трудового права;
  • истребовать у работодателей все необходимую информацию, проводить расследование несчастных случаев;
  • выносить предписания о необходимости устранения нарушений компаниями, привлекать их и их должностных лиц к административной ответственности;
  • обращаться в судебные органы с требованиями о ликвидации организации при обнаружении нарушений правил охраны труда и т. д.

Основным способом реализации полномочий по надзору за соблюдением администрациями организаций норм трудового права является проведение документарных и выездных проверок конкретных компаний. Одним из оснований для проведения проверки является жалоба в трудовую инспекцию на работодателя.

Порядок подачи и рассмотрения жалоб

Нормы ТК РФ не определяют специальных особенностей подачи обращений в инспекцию. В связи с чем практикам в этом вопросе следует руководствоваться положениями закона «О порядке…» от 2.05.2006 № 59-ФЗ. Согласно ст. 8 закона № 59 жалоба должна быть подана письменно в соответствующее территориальное подразделение инспекции. В течение 3 дней жалоба подлежит обязательной регистрации, после чего гражданину должен быть дан ответ по существу поставленных вопросов в месячный срок.

Второй способ обращения в инспекцию, согласно ст. 13 закона № 59, — в ходе личного приема граждан руководством либо уполномоченными сотрудникам инспекции. График личного приема указывается на сайте подразделения инспекции.

В рамках личного приема устная жалоба регистрируется в карточке регистрации обращений. Соответственно, ответ на жалобу может быть дан по желанию заявителя устно либо письменно. Также в ходе личного приема может быть принято и письменное обращение, которое будет рассматриваться в указанные выше сроки.

Еще один способ обращения в инспекцию — онлайн-жалоба в трудовую инспекцию на работодателя. Данная жалоба подается посредством заполнения электронного формуляра на сайте инспекции. При необходимости приложить какие-либо документы они также направляются в электронной форме.

Ответ на онлайн-обращение может быть получен либо в традиционной письменной форме, либо путем отправки электронного документа на указанный пользователем адрес. Порядок рассмотрения электронных жалоб аналогичен порядку рассмотрения письменных обращений.

Жалоба в прокуратуру

На вопрос о том, куда подать жалобу на работодателя, отвечают также нормы закона «О прокуратуре…» от 17.01.1992 № 2202-I. Проводить проверки соблюдения требований законодательства вправе также прокурорские работники в соответствии со ст. 21 закона № 2202-I. Основанием для проведения проверки в организациях является информация, поступившая в органы прокуратуры (в том числе содержащаяся в жалобах граждан), о нарушениях законодательства о труде.

Статья 22 закона № 2202-I определяет полномочия прокурорского работника при проведении проверки. В частности, прокурор вправе:

  • посещать территорию предприятий и организаций, требовать предъявления необходимых для проведения проверки документов;
  • проводить осмотры, ревизии, привлекать экспертов и специалистов для осуществления данных мероприятий;
  • истребовать объяснения с граждан и руководителей организации, вызывать их для дачи объяснений и т. д.

По результатам проверок организаций при выявлении нарушений прокурор выносит представление, требования которого должны быть исполнены в течение одного месяца. О результатах принятых мер прокурору, согласно ст. 24 закона № 2201-I, должно быть сообщено в письменной форме.

Что касается процедуры подачи жалобы в прокуратуру на работодателя, то она аналогична обращению в трудовую инспекцию и регулируется ст. 8 и 13 закона № 59.

Обращение в суд

Кроме того, в ч. 2 ст. 391 ТК РФ содержится перечень вопросов, которые могут быть разрешены только судом. К ним относятся:

  • споры о восстановлении уволенного сотрудника в прежней должности и переводе на другую должность;
  • об изменении причины увольнения;
  • выплате компенсации при необоснованном увольнении либо разницы в зарплате при переводе;
  • споры с работодателем, который является гражданином и не имеет статуса ИП;
  • нарушения администрацией организации требований законодательства о персональных данных сотрудника.

Сроки и порядок обращения в суд

Согласно требованиям ст. 392 ТК РФ обратиться в суд с жалобой на администрацию организации следует в течение 3 месяцев с момента, когда работник узнал о нарушении своих прав. При этом для разрешения споров об увольнении установлен еще более короткий срок — 1 месяц.

Рассматривать трудовые споры в силу требований ст. 24 ГПК РФ полномочен районный (городской) суд.

Обращение в суд производится при помощи подачи искового заявления. Требования к нему и прилагаемым документам перечислены в ст. 131 и 132 ГПК РФ. Следует также помнить, что в силу положений ст. 393 ТК РФ работнику нет необходимости уплачивать пошлину за обращение в суд, а также прочие судебные расходы.

Как пожаловаться в налоговую на работодателя

В отличие от всех перечисленных выше инстанций, налоговая инспекция обладает специальной компетенцией в отношении организаций и ИП. Согласно п. 1 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 № 506, ФНС наделена полномочиями по контролю за полнотой и правильностью начисления и уплаты налогов, сборов, страховых взносов. Соответственно, ФНС не уполномочена рассматривать собственно трудовые споры.

Поэтому обращаться в ФНС имеет смысл только тогда, когда незаконные действия администрации организации связаны с налоговыми нарушениями, которые могут затрагивать интересы работника в части выплаты НДФЛ или страховых взносов либо касаться иных налогов, не связанных с трудовой деятельностью (налога на прибыль, НДС, акцизов и т. д.).

ВАЖНО! Следует помнить, что основная форма контроля со стороны ФНС — это проведение документарных и выездных проверок, регламентируемых гл. 14 НК РФ. Обращение в налоговую инспекцию осуществляется также в соответствии с требованиями ст. 8 и 13 закона № 59.

Можно ли пожаловаться анонимно

Поскольку подача жалобы может повлечь впоследствии негативное отношение администрации организации к сотруднику, то вопрос о том, куда можно пожаловаться на работодателя анонимно, имеет принципиальное значение для последнего. При решении данного вопроса следует помнить о положениях ст. 7 закона № 59, которая определяет требования к жалобе.

Так, в жалобе требуется указать следующие данные о заявителе:

  • инициалы (Ф. И. О.);
  • адрес для направления ответа;
  • дату подачи жалобы и подпись заявителя.

В случае если в обращении не обозначены сведения о заявителе, то должностное лицо, принявшее жалобу, должно руководствоваться правилами ч. 1 ст. 11 закона № 59. Данные правила, в свою очередь, предписывают не отвечать на анонимное обращение.

Так что ответа на вопрос о том, куда пожаловаться на работодателя анонимно, нет, поскольку госорганы с анонимными обращениями не работают. В то же время на практике вопрос о принятии мер по анонимной жалобе будет решаться в каждом случае индивидуально, исходя из фактических обстоятельств дела.

Итоги

Подводя итоги, отметим, что действующее законодательство достаточно четко отвечает на вопрос о том, кому пожаловаться на работодателя, определяя список инстанций и порядок обращения к ним с жалобами на администрацию организации. Предложенная же читателям статья позволит оперативно определить, куда и каким способом лучше всего обращаться по конкретному вопросу.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Подведомственность и подсудность трудовых дел.

Общие правила разрешения судами трудовых споров

1. В силу пункта 1 части 1 статьи 22 ГПК РФ и статей 382, 391 Трудового кодекса РФ (далее - Кодекс, ТК РФ) дела по спорам, возникшим из трудовых правоотношений, подведомственны судам общей юрисдикции.

Учитывая это, при принятии искового заявления судье необходимо определить, вытекает ли спор из трудовых правоотношений, т.е. из таких отношений, которые основаны на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором (статья 15 ТК РФ), а также подсудно ли дело данному суду.

Абзацы третий - пятый исключены. - Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.09.2010 N 22.

(см. текст в предыдущей редакции)

Если возник спор по поводу неисполнения либо ненадлежащего исполнения условий трудового договора, носящих гражданско-правовой характер (например, о предоставлении жилого помещения, о выплате работнику суммы на приобретение жилого помещения), то, несмотря на то, что эти условия включены в содержание трудового договора, они по своему характеру являются гражданско-правовыми обязательствами работодателя и, следовательно, подсудность такого спора (районному суду или мировому судье) следует определять исходя из общих правил определения подсудности дел, установленных статьями 23 - 24 ГПК РФ.

Дела о признании забастовки незаконной подсудны верховным судам республик, краевым, областным судам, судам городов федерального значения, судам автономной области и автономных округов (часть четвертая статьи 413 ТК РФ).

2. Учитывая, что статья 46 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на судебную защиту и Кодекс не содержит положений об обязательности предварительного внесудебного порядка разрешения трудового спора комиссией по трудовым спорам, лицо, считающее, что его права нарушены, по собственному усмотрению выбирает способ разрешения индивидуального трудового спора и вправе либо первоначально обратиться в комиссию по трудовым спорам (кроме дел, которые рассматриваются непосредственно судом), а в случае несогласия с ее решением - в суд в десятидневный срок со дня вручения ему копии решения комиссии, либо сразу обратиться в суд (статья 382, часть вторая статьи 390, статья 391 ТК РФ).

Если индивидуальный трудовой спор не рассмотрен комиссией по трудовым спорам в десятидневный срок со дня подачи работником заявления, он вправе перенести его рассмотрение в суд (часть вторая статьи 387, часть первая статьи 390 ТК РФ).

3. Заявление работника о восстановлении на работе подается в районный суд в месячный срок со дня вручения ему копии приказа об увольнении или со дня выдачи трудовой книжки, либо со дня, когда работник отказался от получения приказа об увольнении или трудовой книжки, а о разрешении иного индивидуального трудового спора - в трехмесячный срок со дня, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права (часть первая статьи 392 ТК РФ, статья 24 ГПК РФ).

(п. 3 в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.09.2010 N 22)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. По смыслу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.36 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 393 ТК РФ работники при обращении в суд с исками о восстановлении на работе, взыскании заработной платы (денежного содержания) и иными требованиями, вытекающими из трудовых отношений, в том числе по поводу невыполнения либо ненадлежащего выполнения условий трудового договора, носящих гражданско-правовой характер, освобождаются от уплаты судебных расходов.

5. Судья не вправе отказать в принятии искового заявления по мотивам пропуска без уважительных причин срока обращения в суд (части первая и вторая статьи 392 ТК РФ) или срока на обжалование решения комиссии по трудовым спорам (часть вторая статьи 390 ТК РФ), так как Кодекс не предусматривает такой возможности. Не является препятствием к возбуждению трудового дела в суде и решение комиссии по трудовым спорам об отказе в удовлетворении требования работника в связи с пропуском срока на его предъявление.

Исходя из содержания абзаца первого части 6 статьи 152 ГПК РФ, а также части 1 статьи 12 ГПК РФ, согласно которой правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, вопрос о пропуске истцом срока обращения в суд может разрешаться судом при условии, если об этом заявлено ответчиком.

При подготовке дела к судебному разбирательству необходимо иметь в виду, что в соответствии с частью 6 статьи 152 ГПК РФ возражение ответчика относительно пропуска истцом без уважительных причин срока обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора может быть рассмотрено судьей в предварительном судебном заседании. Признав причины пропуска срока уважительными, судья вправе восстановить этот срок (часть третья статьи 390 и часть третья статьи 392 ТК РФ). Установив, что срок обращения в суд пропущен без уважительных причин, судья принимает решение об отказе в иске именно по этому основанию без исследования иных фактических обстоятельств по делу (абзац второй части 6 статьи 152 ГПК РФ).

Если же ответчиком сделано заявление о пропуске истцом срока обращения в суд (части первая и вторая статьи 392 ТК РФ) или срока на обжалование решения комиссии по трудовым спорам (часть вторая статьи 390 ТК РФ) после назначения дела к судебному разбирательству (статья 153 ГПК РФ), оно рассматривается судом в ходе судебного разбирательства.

В качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи).

6. В целях наиболее быстрого разрешения возникшего трудового спора и восстановления нарушенных или оспариваемых прав истца без рассмотрения судом дела по существу судье необходимо принимать меры к примирению сторон (статьи 150, 152, 165, 172 и 173 ГПК РФ).

7. Обратить внимание судов на необходимость строгого соблюдения установленных статьей 154 ГПК РФ сроков рассмотрения трудовых дел. При этом следует иметь в виду, что дела о восстановлении на работе должны быть рассмотрены судом до истечения месяца, а дела по другим трудовым спорам - до истечения двух месяцев со дня поступления заявления в суд. В указанные сроки включается в том числе и время, необходимое для подготовки дела к судебному разбирательству (глава 14 ГПК РФ).

(в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.09.2010 N 22)

(см. текст в предыдущей редакции)

Вместе с тем в силу части 3 статьи 152 ГПК РФ по сложным делам с учетом мнения сторон судья может назначить срок проведения предварительного судебного заседания, выходящий за пределы указанных выше сроков.

8. При разрешении трудовых споров судам следует иметь в виду, что в соответствии со статьей 11 ТК РФ нормы этого Кодекса распространяются на всех работников, находящихся в трудовых отношениях с работодателем, и соответственно подлежат обязательному применению всеми работодателями (юридическими или физическими лицами) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

Трудовой кодекс РФ не распространяется на военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы, членов советов директоров (наблюдательных советов) организаций (за исключением лиц, заключивших с данной организацией трудовой договор), лиц, работающих на основании договоров гражданско-правового характера, других лиц, если это установлено федеральным законом, кроме случаев, когда вышеуказанные лица в установленном Кодексом порядке одновременно не выступают в качестве работодателей или их представителей (часть восьмая статьи 11 ТК РФ).

Если между сторонами заключен договор гражданско-правового характера, однако в ходе судебного разбирательства будет установлено, что этим договором фактически регулируются трудовые отношения между работником и работодателем, к таким отношениям в силу части четвертой статьи 11 ТК РФ должны применяться положения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

9. При рассмотрении трудовых дел суду следует учитывать, что в силу частей 1 и 4 статьи 15, статьи 120 Конституции РФ, статьи 5 ТК РФ, части 1 статьи 11 ГПК РФ суд обязан разрешать дела на основании Конституции РФ, Трудового кодекса РФ, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также на основании общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, являющихся составной частью ее правовой системы.

Если суд при разрешении трудового спора установит, что нормативный правовой акт, подлежащий применению, не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, он принимает решение в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим наибольшую юридическую силу (часть 2 статьи 120 Конституции РФ, часть 2 статьи 11 ГПК РФ, статья 5 ТК РФ). При этом необходимо иметь в виду, что если международным договором Российской Федерации, регулирующим трудовые отношения, установлены иные правила, чем предусмотренные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, то суд применяет правила международного договора (часть 4 статьи 15 Конституции РФ, часть вторая статьи 10 ТК РФ, часть 4 статьи 11 ГПК РФ).

При разрешении трудовых споров судам необходимо учитывать разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, данные в Постановлениях от 31 октября 1995 г. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия" и от 10 октября 2003 г. N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации".

В ГИТ (госинспекция по труду) можно пожаловаться на любое нарушение Трудового кодекса работодателем.

Ставьте нам лайк и подписывайтесь на наш канал - вам не сложно, а мы будем знать, что не зря пишем для вас :)

Основанием для обращения в ГИТ может стать, например:

  • незаконный отказ в приеме на работу ;
  • несвоевременная выплата или вообще невыплата зарплаты;
  • необеспечение средствами индивидуальной защиты, масками, перчатками;
  • незаконное увольнение .

Все эти нарушения влекут ответственность по статье 5.27 и статье 5.27.1 КоАП РФ. Штрафы по ним достаточно серьезные и могут доходить до 300 000 рублей.

Чтобы наказать недобросовестного работодателя, нужно написать жалобу в ГИТ. Специальной формы для жалобы не предусмотрено. Заявление составляют произвольно. Но в жалобе обязательно нужно указать, кто жалуется, на кого и по какому поводу.

Подать анонимную жалобу в ГИТ нельзя. Из жалобы должно быть понятно, кто и по какому поводу жалуется. Анонимки не могут служить основанием для проведения проверки работодателя (ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и ИП. »).

Решение по жалобе принимается в 30-дневный срок. Инспекция назначит проверку работодателя, по итогам которой его могут оштрафовать, если нарушения действительно найдут. Также работодателя обяжут устранить выявленные нарушения.

Жалоба в прокуратуру

Если жалоба в трудовую инспекцию не принесла никакого результата, или действия работодателя граничат с нарушением Уголовного кодекса, то имеет смысл сразу жаловаться в прокуратуру.

Например, в прокуратуру стоит жаловаться в случае невыплаты зарплаты свыше 2 месяцев или частичной невыплаты зарплаты свыше 3 месяцев. Эти нарушения образуют состав преступления по статье 145.1 УК РФ и прокуратура может привлечь работодателя к уголовной ответственности.

Анонимные жалобы прокуратура не рассматривает. В заявление нужно обязательно указать свои ФИО, название организации, на которую вы жалуетесь и подробно рассказать о сути нарушений.

Жалоба рассматривается в течение 30 дней. Прокуратура обязана провести проверку. Если нарушения УК РФ подтвердятся, то в отношении работодателя возбудят уголовное дело.

Если прокуратура не выявит признаков уголовного преступления, но найдет другие нарушения, работодателя привлекут к административной ответственности.

Иск в суд

Если вы хотите не просто наказать работодателя, но и получить денежную компенсацию за нарушение своих прав, нужно обращаться в суд.

В исковом заявлении надо подробно описать все, что, по вашему мнению, нарушил работодатель, а также обосновать размер ваших денежных требований.

Иск можно подать в течение 3 месяцев с момента нарушения. По спорам об увольнении иск подается в течение одного месяца со дня получения копии приказа об увольнении. Если речь идет о невыплате зарплаты, то обратиться в суд можно в течение одного года (ст. 392 ТК РФ).

Госпошлину за подачу иска к работодателю платить не нужно (пп. 1 п. 1 ст. 333.36 НК РФ).

Иск подается в суд по выбору самого сотрудника. Например, по месту его жительства. Работодателям запретили выбирать суды для разрешения споров .

В общем, варианты наказать работодателя, нарушающего ваши права, есть. Осталось решиться и начать их использовать.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: