В государстве б действует система права федеральная и субъектов федерации какие иные признаки

Обновлено: 25.04.2024

1. Наличие в России Государственной Думы, Правительства РФ, Верховного Суда РФ является признаком:
1) верховенства закона
2) разделения властей
3) свободы средств массовой информации
4) политического плюрализма

2. Верно ли, что:
а) к социальным нормам относятся обряды и традиции;
б) социальные нормы всегда контролируются государством?

1) верно только а
2) верно только б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

3. Государственная целостность РФ основана:
1) на стремлении к прогрессивному развитию
2) на верховенстве федеральных законов
3) на праве наций на самоопределение
4) на образовании новых политических партий и движений

4. Верно ли, что:
а) органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти;
б) органы местного самоуправления подконтрольны и подотчетны только местному населению?

1) верно только а
2) верно только б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

5. Законы РФ запрещают:
1) критику Правительства РФ
2) участие в политических диспутах
3) поддержку оппозиционных движений
4) пропаганду политического экстрeмизма

6. Верно ли, что:
а) патриотизм — высшее проявление гражданственности;
б) патриотизм — качество, свойственное каждому гражданину страны?

1) верно только а
2) верно только б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

7. Какая из социальных норм обеспечивается силой государственного принуждения?
1) традиция
2) закон
3) обычай
4) мораль

8. Верно ли, что:
а) роль образования в последнее время неуклонно возрастает;
б) каждый субъект Федерации самостоятельно устанавливает образовательные стандарты?

1) верно только а
2) верно только б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

9. Признаком правонарушения является:
1) нарушение традиций
2) низкая успеваемость
3) причинение вреда
4) участие в политическом митинге

10. Верно ли, что:
а) согласно Конституции РФ владеть собственностью могут только частные лица;
б) в РФ все формы собственности равноправны?

1) верно только а
2) верно только б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

1. В государстве М. действует конституция. Согласно ей законодательная и судебная власть подчинены исполнительной, во главе которой стоит президент. Опорой власти являются вооруженные силы страны, а также церковь. Какой политический режим в этом государстве?

А) демократический; Б) олигархический; В) авторитарный; Г) тоталитарный

2. Необходимым элементом какого политического режима является наличие независимой судебной власти:

А) авторитарного; Б) тоталитарного; В) теократического; Г) демократического

3. В ряде стран Европы короли и королевы, получающие свою власть по наследству, выполняют лишь представительские функции, не оказывая существенного влияния на деятельность законодательной, исполнительной и судебной властей. Какая форма правления установлена в этих странах?

А) абсолютная монархия; Б) конституционная монархия; В) парламентская республика; Г) смешанная респуб.

4. Какой принцип отличает тоталитарный политический режим:

А) наличие единственной общеобязательной идеологии; Б) обязанность граждан подчиняться законам;

В) невмешательство государства в гражданское общество; Г) наличие правоохранительных органов

5.В государстве К. существует двухуровневая система власти, в конституции четко ограничены полномочия центра и регионов. Такие признаки характерны для государства:

А) унитарного; Б) федеративного; В) конфедеративного; Г) республиканского

6. Какой признак отличает демократический политический режим:

А) наличие однопартийной системы; Б) ограничение свободы слова и свободы печати;

В) контроль государства над частной жизнью; Г) подчинение политического меньшинства большинству

7. Государство с единой системой права, гражданством и системой высших органов власти, территориальным делением, не предусматривающим формирование автономий, обозначают понятием:

А) светское государство; Б) социальное государство; В) унитарное; Г) демократическое

8. Что отличает демократический режим:

А) периодические свободные выборы; Б) наличие представительных органов власти;

В) однопартийная система; Г) государственная цензура СМИ

9. Главой государства З. является наследственный правитель, власть которого не имеет ограничений. Он издает законы, руководит правительством, влияет на важнейшие судебные решения. Какая форма правления установлена в стране:

А) парламентская республика; Б) конституционная монархия; В) президентская республика; Г) абсолютная мон.

В1. Установите соответствие между формами территориального устройства и их признаками:

ПРИЗНАКИ ФОРМА УСТРОЙСТВА

А) отсутствует единая налоговая система; 1) унитарное государство

Б) союз государства ориентирован на достижение 2) конфедеративное государство

1. Согласно Конституции РФ наша страна является федеративным государством. Найдите в приведённом ниже списке черты, характеризующие федеративное государство, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) создание условий, обеспечивающих достойную жизнь граждан

2) создание институтов, обеспечивающих демократическое развитие государства

3) обеспечение государственной поддержки семьи

4) включение в состав равноправных субъектов

5) двухпалатная структура законодательного органа власти

2. Что из перечисленного относится к исключительному ведению Российской Федерации? Запишите цифры, под которыми они указаны.

А) установление правовых основ единого рынка

Б) судоустройство; прокуратура

B) обеспечение законности

Г) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей

Д) федеральный бюджет

3. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Конституция РФ заложила фундамент новой общественно-политической системы. В соответствии с ней Российское государство является демократическим, федеративным, правовым.

Декларируется реальное ___________ (А), частная ___________ (Б) находится под защитой государства наряду с государственной, муниципальной и другими видами собственности.Закреплен принцип разделения ___________ (В). Положения статей главы 1 составляют основную характеристику российского __________ (Г). В ней закреплено положение, согласно которому единственным источником власти и носителем суверенитета страны является ___________ (Д) России. Глава 2 Основного закона России закрепляет права и обязанности ___________ (Е) и гражданина. Непосредственно свою власть народ осуществляет с помощью свободного волеизъявления, участвуя в выборах органов власти и в ___________ (Ж)».

4.Установите со­от­вет­ствие между во­про­са­ми и субъ­ек­та­ми вла­сти РФ, к ве­де­нию ко­то­рых они относятся.

СУБЪЕКТЫ ВЛА­СТИ РФ

Б) фе­де­раль­ные на­ло­ги и сборы

В) обо­ро­на и безопасность

Г) раз­гра­ни­че­ние го­су­дар­ствен­ной собственности

Д) адвокатура, нотариат

1) толь­ко фе­де­раль­ный центр

2) фе­де­раль­ный центр и субъ­ек­ты РФ

5. Установите со­от­вет­ствие между пред­ме­та­ми ве­де­ния РФ и сов­мест­но­го ве­де­ния РФ и субъ­ек­тов Фе­де­ра­ции и их кон­крет­ны­ми проявлениями.

УРОВНИ ПРЕД­МЕ­ТОВ ВЕДЕНИЯ

A) природопользование, охра­на окру­жа­ю­щей среды

Б) кадры су­деб­ных и пра­во­охра­ни­тель­ных органов

B) внешняя по­ли­ти­ка и меж­ду­на­род­ные от­но­ше­ния РФ

Г) де­неж­ная эмиссия

Д) осу­ществ­ле­ние мер по борь­бе с катастрофами, сти­хий­ны­ми бедствиями

2) совместное ве­де­ние РФ и субъ­ек­тов Федерации

6. Установите со­от­вет­ствие между пол­но­мо­чи­я­ми и осу­ществ­ля­ю­щи­ми их субъ­ек­та­ми власти: к каж­дой позиции, дан­ной в пер­вом столбце, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.

A) обеспечение эко­ло­ги­че­ской безопасности

Б) финансовое, валютное, та­мо­жен­ное регулирование

B) вопросы войны и мира

Г) внеш­не­эко­но­ми­че­ские от­но­ше­ния РФ

Д) природопользование, охра­на окру­жа­ю­щей среды

1) государственные ор­га­ны РФ

2) государственные ор­га­ны РФ и субъ­ек­тов РФ (совместное ведение)

7. Установите со­от­вет­ствие между полномочиями, ка­са­ю­щи­ми­ся фе­де­ра­тив­но­го устрой­ства РФ, и осу­ществ­ля­ю­щи­ми их субъектами.

A) регулирование и за­щи­та прав и сво­бод че­ло­ве­ка и гражданина

Б) при­ня­тие и из­ме­не­ние фе­де­раль­ных законов

B) выполнение меж­ду­на­род­ных до­го­во­ров Рос­сий­ской Федерации

Г) осу­ществ­ле­ние мер по борь­бе с ка­та­стро­фа­ми

1) Российская Федерация

2) Российская Фе­де­ра­ция и субъ­ек­ты Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции (совместное ведение)

8. Установите со­от­вет­ствие между полномочиями, ка­са­ю­щи­ми­ся фе­де­ра­тив­но­го устрой­ства РФ, и осу­ществ­ля­ю­щи­ми их субъектами.

A) вопросы владения, поль­зо­ва­ния и рас­по­ря­же­ния землей, недрами, вод­ны­ми и дру­ги­ми при­род­ны­ми ресурсами

Б) уста­нов­ле­ние общих прин­ци­пов на­ло­го­об­ло­же­ния и сбо­ров в Рос­сий­ской Федерации

B) установление пра­во­вых основ еди­но­го рынка

Г) уста­нов­ле­ние общих прин­ци­пов ор­га­ни­за­ции си­сте­мы ор­га­нов

Д) опре­де­ле­ние по­ряд­ка про­да­жи и по­куп­ки оружия, боеприпасов, во­ен­ной техники

1) Российская Федерация

2) Российская Фе­де­ра­ция и субъ­ек­ты Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции (совместное ведение)

9. Установите со­от­вет­ствие между полномочиями, ка­са­ю­щи­ми­ся фе­де­ра­тив­но­го устрой­ства РФ, и осу­ществ­ля­ю­щи­ми их субъектами.

A) защита семьи, материнства, от­цов­ства и детства

Б) опре­де­ле­ние ста­ту­са и за­щи­та го­су­дар­ствен­ной границы, тер­ри­то­ри­аль­но­го моря, воз­душ­но­го пространства

B) финансовое, валютное, кредитное, та­мо­жен­ное регулирование

Г) раз­гра­ни­че­ние го­су­дар­ствен­ной собственности

Д) со­ци­аль­ное обеспечение

1) Российская Федерация

2) Российская Фе­де­ра­ция и субъ­ек­ты Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции (совместное ведение)

10. Установите со­от­вет­ствие между пол­но­мо­чи­я­ми фе­де­раль­ной вла­сти и полномочиями, на­хо­дя­щи­ми­ся в сов­мест­ном ве­де­нии фе­де­раль­ной вла­сти и вла­сти субъ­ек­тов Федерации.

A) управление фе­де­раль­ной го­су­дар­ствен­ной собственностью

Б) уста­нов­ле­ние пра­во­вых основ еди­но­го рынка

B) вопросы владения, поль­зо­ва­ния и рас­по­ря­же­ния землей, недрами, вод­ны­ми и дру­ги­ми при­род­ны­ми ресурсами

Г) осу­ществ­ле­ние мер по борь­бе с катастрофами, сти­хий­ны­ми бедствиями, эпидемиями, лик­ви­да­ция их последствий

Д) обо­ро­на и безопасность

1) федеральная власть

2) совместное ве­де­ние

11. Установите соответствие между вопросами и субъектами власти РФ‚ к ведению которых они относятся: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.

СУБЪЕКТЫ ВЛАСТИ РФ

Б) денежная эмиссия

B) оборона и безопасность

Г) разграничение государственной собственности

Д) адвокатура, нотариат и субъекты РФ

1) только федеральный центр

2) федеральный центр и субъекты РФ

12. Установите соответствие между вопросами и субъектами власти РФ‚ к ведению которых они относятся.

СУБЪЕКТЫ ВЛАСТИ РФ

А) установление правовых основ единого рынка

Б) судоустройство; прокуратура

B) обеспечение законности

Г) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей

Д) федеральный бюджет

1) только федеральный

2) федеральный центр и субъекты РФ

13.Установите соответствие между вопросами и субъектами власти РФ‚ к ведению которых они относятся.

СУБЪЕКТЫ ВЛАСТИ РФ

А) обеспечение общественной безопасности

Б) денежная эмиссия

B) амнистия и помилование

Г) федеральная государственная собственность и управление ею

Д) общие вопросы воспитания, образования, науки

1) только федеральный центр

2) федеральный центр и субъекты РФ

14. Установите соответствие между вопросами и субъектами власти РФ‚ к ведению которых они относятся.

СУБЪЕКТЫ ВЛАСТИ РФ

А) общие вопросы воспитания, образования, науки центр

Б) финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование

B) разграничение государственной собственности

Г) обеспечение правопорядка

Д) амнистия и помилование

1) только федеральный центр

2) федеральный центр и субъекты РФ

15. Установите соответствие между вопросами и субъектами власти РФ‚ к ведению которых они относятся.

СУБЪЕКТЫ ВЛАСТИ РФ

А) государственные награды и почётные звания Российской Федерации

Б) координация вопросов здравоохранения

В) охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности

Г) федеральный бюджет

Д) кадры судебных и правоохранительных органов

1) только федеральный центр

2) федеральный центр и субъекты РФ

16. Установите соответствие между вопросами и субъектами власти РФ, к ведению которых они относятся: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СУБЪЕКТЫ ВЛАСТИ РФ

А) охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности

Б) вопросы войны и мира

В) государственные награды и почётные звания РФ

Г) оборона и безопасность

1) только федеральный центр

2) федеральный центр и субъекты РФ

17. Установите соответствие между вопросами и субъектами власти РФ‚ к ведению которых они относятся: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СУБЪЕКТЫ ВЛАСТИ РФ

А) судоустройство, прокуратура

Б) координация вопросов здравоохранения

В) адвокатура, нотариат

Г) государственные награды и почётные звания РФ

Д) защита семьи, материнства, отцовства и детства

1) только федеральный центр

2) федеральный центр и субъекты РФ

18. Установите соответствие между вопросами и субъектами власти РФ, к ведению которых они относятся: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СУБЪЕКТЫ ВЛАСТИ РФ

А) федеральная государственная собственность и управление ею

Б) оборона и безопасность

В) социальная защита, включая социальное обеспечение

Г) кадры судебных и правоохранительных органов

Д) адвокатура, нотариат

1) только федеральный центр

2) федеральный центр и субъекты РФ

19. Установите соответствие между вопросами и субъектами власти РФ, к ведению которых они относятся: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СУБЪЕКТЫ ВЛАСТИ РФ

А) федеральный бюджет

Б) защита семьи, материнства, отцовства и детства

В) судоустройство, прокуратура

Г) охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности

Д) осуществление мер по борьбе с катастрофами

1) только федеральный центр

2) федеральный центр и субъекты РФ

20. Установите соответствие между вопросами и субъектами государственной власти РФ, к ведению которых эти вопросы относятся: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СУБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ВЛАСТИ РФ

А) вопросы владения, пользования и распоряжения землёй, недрами, водными и другими природными ресурсами

Б) федеральные фонды регионального развития

В) осуществление мер по борьбе с катастрофами

Г) судоустройство, прокуратура

Д) федеральная государственная собственность и управление ею

1) только федеральный центр

2) совместно федеральный центр и субъекты РФ

21. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «федерализм»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о принципах федерализма в РФ, и одно предложение, раскрывающее сущность любого из принципов федерализма в Российской Федерации.

22.Выберите верные суждения о федеративном устройстве и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Устойчивый союз отдельных суверенных государств, созданный для осуществления конкретных экономических, политических, военных целей, не обладающий признаками единого государства.

2. В государстве К. существует двухуровневая система власти, в конституции четко ограничены полномочия центра и регионов.

3. На всей территории действует единственная Конституция , единое гражданство, одноканальная система сбора налогов.

4.Верховенство союзного закона, субъекты обладают определенной политической самостоятельностью.

5.Объединение нескольких территориальных образований в одно государство.

23. Выберите верные суждения о принципах федерализма в РФ и запишите цифры, под которыми они указаны.

1.Демократизация управления государством, один из важнейших принципов федерализма в РФ.

2.Равенство и самоопределение народов обеспечивается единой системой власти, единым экономическим пространством и верховенством федерального права.

3.Важнейшим принципом федерализма является верховенство федерального права, при котором федеральные законы обладают верховенством по отношению к законам субъектов РФ.

4.Взаимоотношения между федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов строятся на основе разграничения сфер их деятельности.

5.Один из принципов федерализма предусматривает равные права на национальное развитие, развитие национальной культуры, языка и гарантии прав коренных малочисленных народов.

24.Выберите верные суждения о федеративном устройстве и запишите цифры, под которыми они указаны.

1.Все федеративные государства характеризуются финансовой зависимостью субъектов от федеральной власти то есть, субъекты лишены реальной финансовой власти, права чеканить монету, эмиссии банковских билетов.

2. Все федеративные государства характеризуются такой особенностью как, построение однопалатного парламента .

3. Непризнание за субъектами Федерации суверенитета ,хотя они обладают некоторыми признаками государственного суверенитета.

4.Конституция РФ допускает возможность один путь изменения состава РФ – это добровольное вхождение в РФ иностранного государства.

5. Основными принципами принятия в Российскую Федерацию нового субъекта являются укрепление государственных границ Российской Федерации и добровольность.

25.Выберите верные суждения о федеративном устройстве и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Федеративное устройство России основывается на принципах, закрепленных в Конституции.

2.В совместном ведении федерального центра и субъектов РФ находиться: защита прав и свобод человека и гражданина, судопроизводство, охрана окружающей среды.

3.Внешняя политика, финансовое, таможенное регулирование являются, предметом ведения и полномочий Российской Федерации.

4.Российская Федерация обладает полномочиями в вопросах уголовного, семейного, гражданского, административного права.

5.Правовые акты субъектов РФ должны соответствовать федеральным законам по вопросам совместного ведения.

26.Согласно Конституции РФ наша страна является федеративным государством. Найдите в приведённом списке черты, характеризующие федеративное государство, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1.Включение в состав равноправных субъектов.

2.Создание институтов, обеспечивающих демократическое развитие государства.

Термины «государство» или «право» имеют различное содержание в зависимости от контекста их употребления.

Например, в Конституции России 1993 г. термин «государство» используется в следующих значениях:

  • Конкретная страна: «Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.» (статья 1).
  • Организация политической власти, рассматриваемая как один из субъектов общества и в этом смысле вступающая с другими субъектам общества (например, с гражданами) в определенные отношения: «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.» (статья 19).
  • Определенная часть организации политической власти, которая по отделяется от других частей по признакам территории и компетенции: «Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство.» (статья 5); «Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.» (статья 12).

В Конституции России 1993 г. термин «право» также имеет различное содержание:

  • Возможность определенного поведения или действия (юристы называют это «право в субъективном смысле»): «Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.» (статья 27).
  • Система правовых норм, в том числе по определенному кругу вопросов (юристы называют это «право в объективном смысле»): «В ведении Российской Федерации находятся:…п) федеральное коллизионное право;» (статья 71).
  • Совокупность субъективных прав, связанных с некоторым социальным или экономическим институтом: «Право частной собственности охраняется законом.» (статья 35).

Любопытно, что совпадение слов для понятия права в субъективном и в объективном смыслах характерно именно для русского языка, где в одном лексическом ряду находятся слова «право, правда, правильный, справедливый». Древнейшая кодификация русских правовых норм называлась «Русская Правда». В других языках это не так. Например, в английском языке право в объективном смысле будет «law», а в субъективном — «right».

В то же время, удивительно совпадение корней в совершенно разных языках для значений «возможность правомерного поведения» и «находящийся с правой стороны»: в русском — «право, правый», в английском — «right», во французском — «droit». Интересно, как это можно рационально объяснить?

Для целей теории государства и права — науки, изучающей наиболее общие закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права — эти термины употребляются в значениях: государство — организация политической власти; право — система правовых норм (подробнее см. разделы 1.1.2 и 1.1.3).

Для уяснения содержания понятий государства и права надо рассмотреть их соотношение с более общими понятиями: общество и правила поведения.

1.1.2. Общество и государство. Признаки государства

Общество — это совокупность людей, их взаимоотношений, способов их организации (на данной территории, в данное время, данного типа и пр. — в зависимости от контекста).

Понятие «общество» шире понятия «государство» со многих точек зрения. Существовали догосударственные формы организации человеческого общества, например: первобытное стадо, род, племя.

В современных странах, помимо государственных форм организации общества, существуют многочисленные внегосударственные формы организации (или институты) общества, например: семья, общественные организации, церковь, предприятия.

Приведем несколько примеров, раскрывающих отличие понятия «общество» от более узкого понятия «государство».

Важнейшим общественным явлением, которое существовало и в догосударственных обществах, но особенно существенно для государства, является власть — возможность одних людей подчинять своей воле поведение других людей.

Власть может носить очень личный характер — например, власть родителей над детьми. Власть может иметь более широкий характер — например, власть вождя племени над соплеменниками.

Государственная власть имеет наиболее отвлеченный от личности, как говорят юристы — публичный характер. Например, Президент России может издать указ, обязывающий всех граждан России, достигших 18 лет, служить в армии. При этом никакие личные отношения Президента с этими гражданами не возникают — в указе нет никаких конкретных фамилий призывников; любой другой человек, занимающий должность Президента России, издал бы точно такой же указ.

Другой важнейшей особенностью государства является специальный аппарат управления, отделенный от общества.

Аппарат управления существовал и в догосударственных формах организации общества, однако носил более личный, близкий к членам общества характер. Например, управление вождем племени своими соплеменниками осуществлялось лично, либо через своих ближайших родственников или друзей. Если в результате каких-либо событий (поглощение племени более сильными соседями, гибель вождя) вождем племени становился другой человек, происходила полная замена «аппарата управления» на родственников или друзей нового вождя.

Разумеется, элементы такой ситуации имеют место и в государствах. Однако степень смены аппарата при смене «вождей» гораздо меньше. Например, даже при таких глобальных сменах верховной власти в России, как в результате революции 1917 года или в результате распада СССР в 1991 году, непосредственно сразу сменился относительно небольшой слой высших руководителей — всего порядка нескольких тысяч человек. Однако миллионы чиновников так или иначе продолжали выполнять свои функции. Политика государства при этом радикально менялась, но инструмент ее осуществления — государственный аппарат — продолжал выполнять примерно те же по форме действия, что и раньше: армия воевала, милиция следила за порядком, суды выносили приговоры, фискальные органы собирали налоги и пр. Именно это означает отделение аппарата управления от общества: общество меняется, аппарат остается.

Вышеприведенные примеры иллюстрируют некоторые из признаков государства, то есть черт, отличающих государство от других институтов общества.

Примерный список традиционно выделяемых в научной и учебной литературе наиболее существенных признаков государства выглядит следующим образом:

  • Публичный характер власти.
  • Наличие специального аппарата управления, отделенного от общества.
  • Издание общеобязательных правил поведения — правовых норм (подробнее см. раздел 1.1.3).
  • Осуществление власти в рамках определенной территории.
  • Суверенитет, т.е. полновластие внутри страны и независимость от всякой иной власти внутри страны и на международной арене.
  • Общеобязательные материальные поборы для выполнения своих задач, например: дань, пошлины, налоги.

Отметим, что в конкретном государстве (в смысле — конкретной стране) в конкретный период времени некоторые из вышеприведенных признаков государства могут фактически отсутствовать; либо, наоборот, присутствовать у негосударственных структур.

Например, у Сербии в 1999 году не было фактического суверенитета на территории Косово; в СССР фактически общеобязательные правила поведения могла определять КПСС, формально являвшаяся общественной организацией.

Исходя из существенных признаков государства, можно дать, например, такое определение государства:

Государство — это организация публичной власти на определенной территории, обладающая специальным аппаратом и регулирующая общественные отношения путем издания правовых норм.

1.1.3. Правила поведения и правовые нормы. Признаки права

Перейдем теперь к обсуждению соотношения понятий «правила поведения» и «правовые нормы».

Правило поведения — это способ возможных или необходимых действий в определенной ситуации.

По критерию универсальности применения все правила поведения можно разделить на индивидуальные и общие.

Пример индивидуального правила поведения: родителей Пети Иванова вызвали в школу в связи с плохим поведением Пети. Необходимое действие родителей состоит в том, чтобы явиться в школу.

Пример общего правила поведения: все обязаны платить налоги.

Норма — это общее правило поведения, которое действует в отношении неопределенного круга лиц и неограниченного количества случаев.

Не всякая норма является правовой.

Существовали доправовые нормы, например: биологические, религиозные. В частности, биологические нормы определяют поведение не только людей, но и животных — например, инстинкты самосохранения или размножения.

В современном обществе, помимо правовых норм, люди руководствуются и внеправовыми, например: этическими, корпоративными, партийными. Ни в каком законе не сказано, что беременным женщинам надо уступать место в общественном транспорте, однако такое поведение безусловно признается обществом необходимым.

Приведем несколько примеров, раскрывающих отличие понятия «правовые нормы» от более широкого понятия «общие правила поведения».

Важнейшей особенностью правовых норм является то, что их устанавливает и обеспечивает их исполнение именно государство (в лице своих органов), а не другие институты общества.

Например, в России правовые нормы содержатся в принимаемых Государственной Думой федеральных законах, в издаваемых Президентом России указах, в других актах государственных органов. Попытка нарушить правовые нормы может привести к преследованиям нарушителя со стороны правоохранительных органов государства — в частности, прокуратуры, милиции, суда.

Разумеется, правила поведения могут устанавливаться и другими институтами общества — например, Православная Церковь может определить детали соблюдения Великого поста; однако эти правила не будут правовыми нормами, и нарушителей поста не будут преследовать государственные правоохранительные органы.

Другой особенностью правовых норм является их общеобязательный характер. Под действие правовых норм попадают все лица, находящиеся под юрисдикцией данного государства, вне зависимости от их пола, возраста, места жительства, отношения к религии, места работы и других признаков. Разумеется, есть правовые нормы, адресованные не всем лицам, а только конкретным категориям лиц; но это всегда специально оговаривается в самой правовой норме, либо очевидно из ее содержания.

Например, обязанность уплатить земельный налог возникает у каждого, кто имеет в собственности земельный участок. Избежать уплаты налога, например, договорившись с налоговым инспектором, нельзя — при попытке это сделать государство накажет и налогоплательщика, и инспектора.

Напротив, обязанность платить партийные взносы возникает только у членов данной партии. При этом член партии может не платить членские взносы или даже вообще выйти из партии — государство это не интересует (разумеется, в этом примере речь идет не о тоталитарном государстве, где партия может играть особую роль — см. раздел 1.2.7).

Вышеприведенные примеры иллюстрируют некоторые из признаков права, то есть черт, отличающих правовые нормы от других правил поведения.

Примерный список традиционно выделяемых в научной и учебной литературе наиболее существенных признаков права выглядит следующим образом.

Общеобязательность для всех лиц.

Особый, установленный государством порядок создания правовых норм.

Право охраняется принудительной силой государства.

Право носит формально-определенный и структурированный характер. Исходя из существенных признаков права, можно дать, например, такое определение права (в объективном смысле):

Право — это система общеобязательных правил поведения, установленных и охраняемых государством.

1.1.4. О «сущности» государства и права

Вышеприведенные определения государства и права являются, так сказать, «технологическими», то есть построенными на некоторых формальных признаках, отличающих явления государства и права от других общественных явлений. Такого типа определения адекватны для основных целей классической теории государства и права — построения системы юридических понятий, анализа взаимодействия и развития государственно-правовых явлений.

В то же время государство и право можно рассматривать в рамках других подходов, с другими целями. В частности, государство и право рассматривали философы, историки, политики, психологи, религиозные деятели.

Понятно, что их в меньшей степени интересует чисто юридическая проблематика, а в большей — та, которая им близка в силу их научных, политических или религиозных интересов.

Отсюда, в частности, интерес философов и политиков к «сущности» государства и права — то есть к тому, что, по их мнению, стоит за внешней стороной этих явлений.

Чтобы проиллюстрировать отличие подходов, приведем несколько других определений государства и права из трудов некоторых философов и политиков:

И. Кант: Государство — «Соединение некоего множества людей под господством права». Г. Гегель: Право — «Мир духа, порожденный им самим как некая вторая природа». К. Маркс: Право — «Возведенная в закон воля господствующего класса». В. Ленин: Государство — «Машина для угнетения одного класса другим». М. Вебер: Государство — «Организация внутри общества, владеющая монополией на законное насилие». В. Соловьев: Право — «Некоторый минимум нравственности, равно для всех обязательный».

Совершенно очевидно, что при одном объекте исследований — государстве и праве — у вышеуказанных деятелей был совершенно разный предмет исследований — одних интересовала политическая сторона, других — этическая, третьих — общефилософская.

По этой причине весьма отвлеченными и вообще малопонятными — во всяком случае, для юриста — являются вопросы типа «какова сущность государства и права?» или «кто из философов или политиков верно раскрыл суть государства и права, а кто нет?». Это примерно то же самое, что выяснять, чье понимание понятия «кошка» более верно: хозяина кошки, соседского кота или мыши?

К сожалению, в трудах юристов советского периода (в том числе и действительно выдающихся юристов) всякого рода рассуждениям о «сущности» или о «единственно верном подходе» по понятным причинам отводилось много места. Поэтому при чтении этих трудов надо всегда понимать, где обсуждается чисто юридическая проблематика, а где автор вынужден уходить в политические или философские рассуждения.

В то же время, в силу специфики государства и права, политические и философские воззрения так или иначе влияют на позицию практически любого автора, который берется рассуждать о государстве и праве, отражаясь даже на таких, казалось бы, сугубо технических вопросах, как формальные определения, структура изложения материала, соотношение объема изложения различных вопросов.

документы работа бумаги офис страхование

Нормативный правовой акт (НПА) — это официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение и отмену правовых норм.

В России есть иерархия нормативных правовых актов в зависимости от их юридической силы:

1. Конституция РФ

Это Основной закон государства, особый НПА, имеющий высшую юридическую силу. Нормативные акты, стоящие ниже по иерархии, не могут противоречить Конституции. Кроме того, в 2020 году в Конституцию были внесены поправки, по которым не соответствующие российской Конституции международные договоры РФ не подлежат введению в действие и применению.

2. Международные договоры

Являются частью правовой системы России (ст. 15, п. 4). Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

3. Федеральные конституционные законы и федеральные законы (в том числе кодексы)

По предметам федерального ведения принимаются ФКЗ и ФЗ, имеющие прямое действие на всей территории нашей страны. По предметам совместного ведения РФ и субъектов издаются ФЗ и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов.

Федеральный конституционный закон в иерархии выше, чем ФЗ — федеральные законы не должны противоречить федеральным конституционным законам.

ФКЗ принимаются в соответствии с Конституцией по вопросам, в ней предусмотренным. Например, режим военного положения и изменение статуса субъекта РФ определяются федеральным конституционным законом.

Кодекс — это большой федеральный закон, систематизирующий нормы в какой‑то отрасли. Например, в РФ есть Уголовный, Гражданский, Трудовой, Семейный, Земельный, Таможенный, Налоговый, Лесной, Воздушный и другие кодексы.

Кстати, о том, как инициатива становится законом, вы можете почитать здесь.

4. Федеральные подзаконные правовые акты:

  • Указы и распоряжения Президента РФ. Они обязательные к исполнению на всей территории страны. Противоречить НПА, которые выше в этом списке, Указы и распоряжения не могут.
  • Постановления Правительства России. Также обязательны к исполнению на территории РФ. Подписывает их Председатель Правительства. Они могут быть отменены Президентом, если противоречат вышестоящим в этом списке нормативным правовым актам — Конституции, ФКЗ и ФЗ.
  • Акты федеральных органов исполнительной власти. Это НПА, которые издают министерства, федеральные службы, агентства, ЦБ РФ, ЦИК РФ, Генпрокуратура и другие федеральные органы власти.

5. Конституции (уставы) субъектов Федерации

Наша страна — федеративное государство и состоит из 85 равноправных субъектов. У этих республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных округов и одной автономной области есть свои конституции (уставы). Они должны соответствовать Конституции РФ.

6. Законы субъектов Федерации

Законодательство субъектов также должно соответствовать Основному закону страны, а также не противоречить ФКЗ и ФЗ.

7. Подзаконные правовые акты субъектов Федерации

Это нормативные акты, издаваемые органами власти субъектов Федерации. Как и все остальные НПА, они должны соответствовать Конституции.

На уровне муниципальных образований существуют решения муниципального образования.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: