Река по которой ходят суда вид придаточного

Обновлено: 28.04.2024

2. Развивающая: уметь различать виды СПП, уметь задавать вопросы от главного предложения к придаточному, находить в тексте данные СПП ; отработать связи придаточного с главным, совершенствуя пунктуационные навыки.

3. Воспитательная: вызывать интерес к уроку.

Оборудование: учебник, карточки.

I. Организационный момент.

"Берите полной пригоршней драгоценные кристаллы мудрости, но при этом не забывайте главнейшего – мудрые мысли необходимо не только читать и выписывать, но и претворять их в жизнь практическими делами.” Афоризм.
– Согласны вы с этими словами?
определение темы и цели урока.

II. Актуализация знаний.

1. Повторение. Не с разными частями речи.

Не нарушая режима, не пересечены линией, незаконченная работа, незамерзшая река, не был в школе, прыгнул не высоко, а низко, долго не заживающая рана, дорога не освещена, не просмотрев до конца, нездоровится, ненавидя, не сделав, недоумевая, невзирая, вовсе не интересный фильм.

2. Фронтальный опрос – графический диктант.

Составьте схему и определите вид придаточного (2 учащихся работает у доски)

1.Грош цена человеку, который не может сломить дурной привычки. (Придаточное определительное).

2.Я читала, что бессмертны души. (Придаточное изъяснительное).

3.Дом, в котором я живу, находится возле речки. (Придаточное определительное).

4.Сердце предчувствовало, что случится что-то недоброе. (Придаточное изъяснительное).

5. В росистых лугах течет речонка, что мне так мила.(Придаточное определительное).

-А следующее предложение давайте запишем полностью и, кроме схемы, сделаем его полный синтаксический разбор.

6. Путники шли туда (куда?), откуда слышался шум машин.

-Назовите обстоятельства с их значениями и вопросы, на которые они отвечают. (Обстоятельства места).

-Какие ещё обстоятельства бывают? (времени, цели, причины, сравнения, уступки, условия, следствия).

- А как мы различаем виды обстоятельств? (По вопросам, союзам)

III. Систематизация материала.

- Виды придаточных обстоятельственных мы тоже будем различать по вопросам, а также по союзам и союзным словам, с помощью которых они присоединяются к главному предложению.

Работа с учебником. Чтение правила.

Рассмотрим таблицу стр.145-146.

Придаточные обстоятельственные

Образа действия или степени

Как, сколько, насколько, что, чтобы, будто, как будто, словно и др.

Девочка рассказала так хорошо (как?), что ни у кого не было вопросов.

Где, куда, откуда

Путники шли туда (куда?), откуда слышался шум машин.

Когда ( когда…то), пока, как только, едва, с тех пор как (с тех пор, как), до тех пор пока (до тех пор, пока) и др.

Я вернусь (когда?), когда раскинет ветви по-весеннему наш белый сад.

Если (если…то), когда, раз и др.

Я приду к вам завтра (при каком условии?),если ты не возражаешь.

Потому что, оттого что, благодаря тому что, так как, ибо, вследствие того что и др.

Нужно зажечь лампу (почему?), потому что становится темно.

Чтобы, для того чтобы и др.

Мы пошли через поле (зачем?), чтобы сократить путь.

Как, чем, чем - тем, словно, будто, точно и др.

Перед грозой в лесу стало тихо (как?), будто все умерло.

Хотя, несмотря на то что, пускай, как ни

Как ни торопились мы к станции, все равно опоздали на последний поезд (несмотря на что?).

Она ничего не читала, так что не сдала экзамен.

IV. Закрепление материала.

-Проверим, как вы поняли новую тему при помощи распределительно-цифрового диктанта.

Задание: прослушать предложения и записать в 2 столбика номера предложений:

• в 1-й столбик СПП с придаточными обстоятельственными,

• во 2-й - простые предложения с обстоятельствами.

1.Если отец был рядом, он закидывал голову и хохотал открыто и дурашливо. (С придаточным условным).

2.Наскоро одевшись, он вышел в ночь. (Простое предложение).

3.Когда мы двигались к школе, за спиной все время звучал голос Терёхи. (С придаточным времени).

4.Двое продолжали гулять вопреки дождю. (Простое предл.)

5.Я остановился, чтобы сделать привал и отдохнуть.(С придаточным цели).

6.Переходя улицу, нужно быть очень внимательным.(Простое пр.)

7. Одного за другим уводят коней туда, откуда слышатся людские голоса. (С придаточным места).

8. Он шел, нервно оглядываясь, и думал о своем. (Простое предл.)

9.Я теперь счастливым стал навеки, потому что счастья не ищу. (С придаточным причины).

10.Земля быстро сохнет, благодаря теплой погоде. (Простое предл.)

Ключ: сложноподч. предл. простые предл.

1, 3, 5, 7, 9 2, 4, 6, 8, 10

-Назовите номера сложноподчиненных предложений и номера простых предложений.

-На что ориентировались, выполняя задание? (Вопросы, союзы, союзные слова, количество грамматических основ).

Взаимопроверка. «5» - 10, «4» - 9-6, «3» - 5 -4

2. Дифференцированные задания.

1. с . Определить главное и придаточное предложение. Подчеркнуть грамматическую основу предложения.

1. Обоз весь день простоял у реки и тронулся с места, когда садилось солнце.

2. Мы едем охотиться туда, где много водится зайцев.

3. Морозный воздух так обжигал, что трудно было дышать.

4. Около дома в зелени завелся соловей, который кричит не переставая.

5. Границы, где равнины соприкасаются с горами, обозначены чрезвычайно резко.

6. Если жизнь тебя обманет, не печалься, не сердись.

7. Солома была гнилая и рыхлая, так что волчица едва не провалилась.

8. Плыли мы очень быстро, потому что в этих местах течение Днепра очень сильное.

9. Когда солнце поднимается над лугами, я невольно улыбаюсь от радости.

2. Распределительный диктант. Определить виды придаточных обстоятельственных, составить схемы.

1. Чтобы не заблудиться, я решил вернуться на тропинку.

2. Хотя королек небольшая птичка, но летает он быстро и достаточно высоко.

3. Куда мать, туда и дитя.

4. По синим волнам океана, лишь звезды блеснут в небесах, корабль одинокий несется…

5. Пьер замахал руками и головой, как будто комары или пчелы нападали на него.

6. Раз дождя нет, значит, можно идти дальше.

7. На другой день князь Андрей поехал к Ростовым обедать, так как его звал граф Илья Андреич, и провел у них целый день.

8. Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому как драгоценные камни излучают таинственный блеск

Ключи к диктанту:

1 – с придаточным цели;

5 – образа действия и степени;

3. *Упражнение 169.

3.Расставить знаки препинания. Определить виды придаточных.

1.Куда ни взглянешь всюду холмы. (место)
2.Когда мы достигли вершины горы солнце уже успело подняться. (время)
3.Читатель ошибается если представляет себе тайгу в виде рощи. (условие)
4.Я решил подняться на гору чтобы оттуда рассмотреть окрестности. (цель)
5.Савельич мало-помалу успокоился хотя все еще изредка ворчал про себя. (уступки)
6. Вечером гости уехали потому что в доме негде было поместиться. (причина)
8.Он бежал так как раньше не бегал. (образ действия)
V. Итоги урока.

1.Ямщикам подвязали колокольчики, чтобы звук не привлек внимания сторожей.

2.В небольшой комнате, которую занимал Нехлюдов, стоял старый кожаный диван.

3.Не исполнил он этого намерения только потому, что на набережной было слишком много народа.

4.Хотя королек небольшая птица, но летает он быстро, и достаточно высоко.

5.По синим волнам океана, лишь звезды блеснут в небесах, корабль одинокий несется.

6.Раз дождя нет, значит можно идти дальше.

7.Чтобы не заблудиться, я решил вернуться на тропинку.

8.Кто хочет изучить язык русский вполне, тот должен познакомиться с Крыловым.

9.Все, что делается на свете, прекрасно и умно.

10.Лонсевиль долго не мог припомнить, в каком городе он видел подобное здание.

11.Еще не известно, придет ли вовремя хирург.

12.Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок.

13.Синоптики сообщили, что завтра будет дождь.

14.Подайте мне книгу, что лежит на столе.

15.Он пообещал, что вернется до заката.

16.Он не сообщил, приедет ли сегодня, и мы не были уверены, вернется ли он вообще.

17.Откуда солнышко встает, оттуда и лето красное придет.

18.Куда иголка, туда и нитка.

19.Нет истины, где нет любви.

20.Мы едем охотиться туда, где много водится зайцев.

21.Напишите когда вы приедете.

22.Мы не хотим чтоб кровью и огнём залить весь мир война опять сумела.

23.Я думал о том, что случилось.

24.Мы давно знали откуда появились эти слухи.

25.Уля не сразу сообразила что произошло.

26.Он долго смотрел в ту сторону куда ушёл пароход.

27.Путники увидели море только когда поднялись на вершину горы.

придаточное обстоятельственное цели 1
придаточное определительное 2 8 9 12 14 26
придаточное обстоятельственное причины 3 7
придаточное обстоятельственное уступки 4
придаточное обстоятельственное условия 5 6
придаточное изъяснительное 10 11 13 15 16 21 22 23 24 25
придаточное обстоятельственное места 17 18 19 20
придаточное обстоятельственное времени 27

Придаточное пред­ло­же­ние — это син­так­си­че­ски и по смыс­лу зави­си­мая часть слож­но­под­чи­нен­но­го пред­ло­же­ния, кото­рая при­со­еди­ня­ет­ся к глав­ной части с помо­щью сою­зов или союз­ных слов.

Рассмотрим, какие виды при­да­точ­ных пред­ло­же­ний выде­ля­ют в слож­но­под­чи­нен­ных пред­ло­же­ни­ях. Приведем при­ме­ры с раз­ны­ми вида­ми при­да­точ­ных предложений.

Что такое придаточное предложение?

В слож­но­под­чи­нен­ном пред­ло­же­нии два про­стых пред­ло­же­ния явля­ют­ся нерав­но­прав­ны­ми по отно­ше­нию друг к дру­гу. Одно про­стое пред­ло­же­ние высту­па­ет как глав­ное, а вто­рое зави­сит от него. Зависимое пред­ло­же­ние под­чи­не­но глав­но­му по смыс­лу и син­так­си­че­ски. Подчинительная связь меж­ду ними выра­жа­ет­ся с помо­щью сою­зов или союз­ных слов и интонации.

Пышно рас­цве­ла сирень, аро­мат кото­рой кру­жит голову.

К глав­но­му пред­ло­же­нию (пыш­но рас­цве­ла сирень) при­со­еди­ня­ет­ся с помо­щью союз­но­го сло­ва «кото­рой» зави­си­мая часть, пояс­ня­ю­щая сло­во «сирень» в глав­ной части:

сирень (какая?) аро­мат кото­рой кру­жит голо­ву.

Придаточное пред­ло­же­ние углуб­ля­ет, рас­ши­ря­ет или уточ­ня­ет содер­жа­ние глав­ной части.

Виды придаточных предложений

В зави­си­мо­сти от зна­че­ния и того, что пояс­ня­ет­ся в глав­ной части, раз­ли­ча­ют виды при­да­точ­ных предложений:

  • опре­де­ли­тель­ные
  • изъ­яс­ни­тель­ные
  • обсто­я­тель­ствен­ные

Рассмотрим подроб­нее виды при­да­точ­ных пред­ло­же­ний в СПП. Выясним их зна­че­ние, на какие вопро­сы отве­ча­ют при­да­точ­ные части, какие сою­зы и союз­ные сло­ва харак­тер­ны для них.

Определительное придаточное предложение

Придаточное опре­де­ли­тель­ное пред­ло­же­ние все­гда отно­сит­ся к име­ни суще­стви­тель­но­му (любо­му сло­ву в его роли) в глав­ной части и отве­ча­ет на вопро­сы какой? какая? какое? какие? чей?

Виды придаточных предложений

По син­так­си­че­ской функ­ции оно соот­но­сит­ся со вто­ро­сте­пен­ным чле­ном пред­ло­же­ния опре­де­ле­ни­ем. Поясняемое суще­стви­тель­ное может быть как глав­ным чле­ном пред­ло­же­ния, так и второстепенным.

Деревушку окру­жал густой лес , в кото­ром води­лись лоси.

Мы собра­ли мно­го гри­бов в лесу , к кото­ро­му нас при­ве­ла мало­за­мет­ная тропинка.

Придаточные опре­де­ли­тель­ные пред­ло­же­ния при­со­еди­ня­ют­ся с помо­щью толь­ко союз­ных слов:

В глав­ной части при опре­де­ля­е­мом суще­стви­тель­ном может быть место­име­ние с выде­ли­тель­ным зна­че­ни­ем «тот», «такой», «этот», слу­жа­щее ука­за­тель­ным словом.

Наступил такой жар­кий день, когда хочет­ся без кон­ца купать­ся в про­хлад­ной речке.

Особенностью это­го типа при­да­точ­ных пред­ло­же­ний явля­ет­ся то, что они нико­гда не сто­ят впе­ре­ди глав­ной части, а нахо­дят­ся после неё или в середине.

Изъяснительное придаточное предложение

Придаточное изъ­яс­ни­тель­ное пред­ло­же­ние отно­сит­ся в глав­ной части к сло­вам, кото­рые нуж­да­ют­ся в допол­ни­тель­ном разъ­яс­не­нии. Без тако­го рас­про­стра­не­ния глав­ная часть ока­жет­ся непол­но­цен­ной, непо­нят­ной по содержанию.

В эту мину­ту Ольга поня­ла, что ей сле­ду­ет поторопиться.

Виды придаточных предложений

Придаточное изъ­яс­ни­тель­ное пред­ло­же­ние в глав­ной части при­со­еди­ня­ет­ся, как пра­ви­ло, к ска­зу­е­мо­му, кото­рое выра­же­но сло­ва­ми раз­ных частей речи:

  • гла­го­ла­ми речи, мыс­ли, вос­при­я­тия, чув­ства (гово­рить, ска­зать, объ­явить, видеть, радо­вать­ся, сер­дить­ся, радо­вать­ся, печа­лить­ся и пр.);
  • при­ла­га­тель­ны­ми в крат­кой фор­ме (рад, согла­сен, сер­дит, оби­жен и пр.)
  • сло­ва­ми кате­го­рии состо­я­ния (извест­но, важ­но, хоро­шо, вид­но, непри­ят­но, понят­но и пр.).

Эта при­да­точ­ная часть отве­ча­ет на вопро­сы кос­вен­ных паде­жей, что соот­но­сит её со вто­ро­сте­пен­ным чле­ном пред­ло­же­ния допол­не­ни­ем. К глав­но­му пред­ло­же­нию зави­си­мая часть при­креп­ля­ет­ся с помо­щью под­чи­ни­тель­ных сою­зов (что, ли, что­бы, буд­то, слов­но) и союз­ных слов (кто, что, где, когда, как, сколь­ко, куда, зачем, поче­му).

Настя уве­ре­на (в чём?), что ничто не поме­ша­ет нам встре­тить­ся вечером.

Я рад (чему?), как удач­но всё сложилось.

Удивительно (что?), насколь­ко про­зрач­на вода в этой реч­ной заводи.

Придаточные обсто­я­тель­ствен­ные пред­ло­же­ния по их зна­че­нию и син­так­си­че­ской функ­ции мож­но сопо­ста­вить со вто­ро­сте­пен­ны­ми чле­на­ми пред­ло­же­ния обсто­я­тель­ства­ми. Они име­ют такую же клас­си­фи­ка­цию по зна­че­нию и отве­ча­ют на те же вопросы.

Виды обстоятельственных предложений

Придаточное предложение времени

Придаточное пред­ло­же­ние вре­ме­ни ука­зы­ва­ет на вре­мя совер­ше­ния дей­ствия в глав­ном пред­ло­же­нии и отве­ча­ет на вопро­сы когда? с каких пор? как дол­го? до каких пор?

Этот вид обсто­я­тель­ствен­но­го при­да­точ­но­го пред­ло­же­ния пере­да­ет раз­лич­ные временны́е отно­ше­ния меж­ду дей­стви­я­ми, о кото­рых идет речь: одно­вре­мен­ность или их последовательность.

Виды придаточных предложений

В при­да­точ­ном пред­ло­же­нии вре­ме­ни исполь­зу­ют­ся под­чи­ни­тель­ные сою­зы когда, едва, пока, как толь­ко, в то вре­мя как, перед тем как, преж­де чем, меж тем как, лишь толь­ко, толь­ко что.

Придаточная часть может нахо­дить­ся в любом месте слож­но­го предложения.

Как толь­ко Наташа просну­лась, она с улыб­кой встре­ти­ла новый день.

Днем, когда все разо­шлись по сво­им делам, в доме сто­ит тишина.

Мы поси­дим на бере­гу вече­ром, когда наи­бо­лее кра­сив закат.

В глав­ном пред­ло­же­нии может исполь­зо­вать­ся ука­за­тель­ное сло­во «тогда».

Вечером я вер­нусь тогда, когда закон­чу наме­чен­ную работу.

Придаточное предложение места

Виды придаточных предложений

Придаточное пред­ло­же­ние места ука­зы­ва­ет на про­стран­ство или место, где совер­ша­ет­ся дей­ствие, о кото­ром идет речь в глав­ной части слож­но­под­чи­нен­но­го пред­ло­же­ния. Это зави­си­мое пред­ло­же­ние в глав­ной части пояс­ня­ет сло­во с обсто­я­тель­ствен­ным значением:

  • место­имен­ное наре­чие (вез­де, всю­ду, там, тут, туда, отту­да);
  • наре­чие места (вбли­зи, дале­ко, сле­ва, напра­во, сбо­ку и пр.).

От тако­го сло­ва к при­да­точ­но­му пред­ло­же­нию места поста­вим вопро­сы где? куда? отку­да? Зависимое пред­ло­же­ние при­креп­ля­ет­ся к глав­но­му с помо­щью союз­ных слов «где», «куда», «отку­да».

От дома мы пошли нале­во, куда свер­ну­ла тро­пин­ка, зарос­шая травой.

Пчёлы летят туда, где цве­тет души­стая липа.

Придаточное предложение образа действия

Виды придаточных предложений

Придаточное пред­ло­же­ние обра­за дей­ствия обо­зна­ча­ет, каким спо­со­бом совер­ша­ет­ся дей­ствие в глав­ной части. Оно пояс­ня­ет гла­гол с ука­за­тель­ным сло­вом «так» и отве­ча­ет на вопро­сы как? каким образом?

Это обсто­я­тель­ствен­ное зави­си­мое пред­ло­же­ние при­со­еди­ня­ет­ся к глав­ной части под­чи­ни­тель­ны­ми сою­за­ми «как», «что», «что­бы», «буд­то», «точ­но», «слов­но».

Она так поблед­не­ла, буд­то чего-то очень испугалась.

Ведите себя у нас в гостях так, слов­но вы нахо­ди­тесь у себя дома.

Придаточное предложение меры и степени

Придаточное пред­ло­же­ние меры и сте­пе­ни ука­зы­ва­ет на сте­пень про­яв­ле­ния каче­ства, при­зна­ка дей­ствия, о кото­рых гово­рит­ся в глав­ной части, и отве­ча­ет на вопро­сы в какой мере? в какой степени?

Виды придаточных предложений

Оно рас­по­ла­га­ет­ся все­гда после глав­но­го пред­ло­же­ния и при­со­еди­ня­ет­ся к нему союз­ны­ми сло­ва­ми «как», «сколь­ко», «насколь­ко» и под­чи­ни­тель­ны­ми сою­за­ми «что», «буд­то», «как буд­то», «слов­но», «точ­но». В глав­ной части при­да­точ­ное пред­ло­же­ние меры и сте­пе­ни пояс­ня­ет ска­зу­е­мое или обсто­я­тель­ство, кото­рые часто упо­треб­ля­ют­ся с ука­за­тель­ны­ми сло­ва­ми «такой», «столь­ко», «до такой сте­пе­ни», «настоль­ко», «до того».

Его гла­за настоль­ко гнев­но полых­ну­ли, что девоч­ка испугалась.

Деревня отсю­да до того дале­ко, буд­то нахо­дит­ся на краю света.

Дети до такой сте­пе­ни увле­че­ны сказ­кой, что не слы­шат зова матери.

Придаточное предложение цели

Этот вид при­да­точ­но­го пред­ло­же­ния выра­жа­ет цель или назна­че­ние того, о чем ведет­ся речь в глав­ной части. Придаточное пред­ло­же­ние цели отве­ча­ет на вопро­сы с какой целью? зачем? для чего?

Виды придаточных предложений

К глав­но­му пред­ло­же­нию оно при­со­еди­ня­ет­ся с помо­щью под­чи­ни­тель­ных сою­зов «что­бы», «дабы», «для того что­бы», «с тем что­бы», а так­же частицами-союзами «лишь бы», «толь­ко бы».

Надя при­е­ха­ла в этот город, что­бы посту­пить в кол­ледж искусств.

Придаточное пред­ло­же­ние цели может нахо­дить­ся в любом месте: перед глав­ной частью, в сере­дине и в конце.

С тем что­бы узнать пра­виль­ный адрес одно­курс­ни­ка, я обра­тил­ся в спра­воч­ное бюро.

Агроном пред­ло­жил вне­сти удоб­ре­ния, для того что­бы полу­чить высо­кий уро­жай зер­но­вых, не менее двух раз за сезон.

За сто­лом Зина не при­ни­ма­ла уча­стия в раз­го­во­ре, лишь бы скрыть свою тревогу.

Придаточное предложение причины

Виды придаточных предложений

Придаточное пред­ло­же­ние при­чи­ны содер­жит ука­за­ние на при­чи­ну или обос­но­ва­ние того, о чём сооб­ща­ет­ся в глав­ной части. К это­му зави­си­мо­му пред­ло­же­нию зада­ют­ся вопро­сы поче­му? отче­го? по какой при­чине? из-за чего?

Андрей про­пу­стил тре­ни­ров­ку, (поче­му?) пото­му что нака­нуне простудился.

Придаточные пред­ло­же­ния при­чи­ны при­со­еди­ня­ют­ся к глав­ной части под­чи­ни­тель­ны­ми сою­за­ми «пото­му что», «так как», «посколь­ку», «отто­го что», «в свя­зи с тем что», «из-за того что» и пр.

Оттого что доро­га обле­де­не­ла, авто­бус при­шел с опозданием.

Алексей не при­дет на встре­чу, так как уехал в командировку.

Придаточное предложение условия

Придаточное пред­ло­же­ние усло­вия выра­жа­ет усло­вие того, о чём ведёт­ся речь в глав­ной части. Эта зави­си­мая часть отве­ча­ет на вопрос при каком условии?

Виды придаточных предложений

Придаточное пред­ло­же­ние усло­вия при­креп­ля­ет­ся к глав­ной части посред­ством сою­зов «если», «если…то», «еже­ли», «раз», «когда» (в зна­че­нии «если»), «как» и пр. Оно может нахо­дить­ся на любом месте по отно­ше­нию к глав­но­му предложению.

Когда пой­дешь гулять в парк, позо­ви меня с собой.

Мы встре­тим­ся зав­тра, раз ты сего­дня занят.

Если нач­нут­ся дожди, то тури­сты пере­не­сут палат­ки от реки бли­же к лесу.

Придаточное предложение уступки

Придаточное пред­ло­же­ние уступ­ки содер­жит усло­вие, вопре­ки кото­ро­му совер­ша­ет­ся дей­ствие в глав­ной части. К этой зави­си­мой части слож­но­под­чи­нен­но­го пред­ло­же­ния поста­вим вопро­сы вопре­ки чему? несмот­ря на что?

Девочка была оби­же­на, хотя вся­че­ски ста­ра­лась это скрыть.

Виды придаточных предложений

Придаточные пред­ло­же­ния уступ­ки при­со­еди­ня­ют­ся к глав­ной части с помо­щью под­чи­ни­тель­ных сою­зов «хотя» (хоть), «пус­кай», «пусть», «несмот­ря на то что», «невзи­рая на то что» и союз­ных слов в соче­та­нии с части­цей «ни»: «кто ни», «что ни», «сколь­ко ни», «куда ни», «где ни» и пр.

Пускай льёт дождь, возь­му зонт и пой­ду в парк гулять с собакой.

Сколько ни сетуй на нена­стье, все рав­но ско­ро выгля­нет солн­це и высох­нут лужи.

Как ни кру­ти, а при­дет­ся сдер­жать свое слово.

Придаточное предложение следствия

Придаточное пред­ло­же­ние след­ствия ука­зы­ва­ет на резуль­тат, итог, вывод, выте­ка­ю­щий из содер­жа­ния глав­ной части, и отве­ча­ет на вопро­сы что из это­го сле­ду­ет? что яви­лось следствием?

Виды придаточных предложений

К глав­ной части пред­ло­же­ние след­ствия при­со­еди­ня­ет­ся посред­ством под­чи­ни­тель­ных сою­зов «так что», «в силу чего», «вслед­ствие чего».

Обратим вни­ма­ние, что зави­си­мая часть все­гда зани­ма­ет пост­по­зи­цию по отно­ше­нию к глав­но­му предложению.

Подул силь­ный ветер, вслед­ствие чего на доро­ге сто­ит пыль столбом.

К ночи уда­рил силь­ный мороз, так что зато­пим печь.

Если ука­за­тель­ное наре­чие «так» нахо­дит­ся в глав­ной части и уси­ли­ва­ет зна­че­ние гла­го­ла, то союз «что» при­со­еди­ня­ет при­да­точ­ное пред­ло­же­ние обра­за действия.

На неё он взгля­нул так, что девуш­ка смутилась.

Придаточное предложение сравнения

Виды придаточных предложений

Придаточное пред­ло­же­ние срав­не­ния пояс­ня­ет глав­ную часть путём срав­не­ния пред­ме­тов или явле­ний, в чём-то сход­ных меж­ду собой, на осно­ве ассо­ци­а­тив­ных свя­зей меж­ду ними. Зависимая часть при­со­еди­ня­ет­ся к глав­ной под­чи­ни­тель­ны­ми сою­за­ми «как», «слов­но», «точ­но», «буд­то», как буд­то», «подоб­но тому как», «как если б».

На их фоне она выгля­де­ла в сво­ем про­стень­ком сит­це­вом пла­тьи­це, как серый воро­бы­шек сре­ди пёст­рых птиц с ярким оперением.

Прибрежные ивы скло­ня­ют свои вет­ви над рекой, точ­но девуш­ки моют свои косы.

Характерной осо­бен­но­стью при­да­точ­но­го срав­ни­тель­но­го пред­ло­же­ния явля­ет­ся его непол­но­та. В нем чаще все­го опу­ще­но ска­зу­е­мое, кото­рое под­ра­зу­ме­ва­ет­ся из содер­жа­ния глав­но­го пред­ло­же­ния. Отметим, что в непол­ном пред­ло­же­нии срав­не­ния име­ет­ся допол­не­ние или обсто­я­тель­ство, кото­рое при­над­ле­жит к груп­пе сказуемого.

По реке стре­ми­тель­но нес­лись белые льди­ны, как кораб­ли в бушу­ю­щем море .

Сказуемое мож­но вос­ста­но­вить по смыслу.

По реке стре­ми­тель­но нес­лись белые льди­ны, как кораб­ли плы­вут в бушу­ю­щем море.

Отличаем при­да­точ­ное пред­ло­же­ние срав­не­ния от срав­ни­тель­но­го обо­ро­та, в кото­ром нет грам­ма­ти­че­ской основы.

Луч солн­ца, как золо­тая нить, сия­ет на стекле.

Придаточное присоединительное предложение

Придаточное при­со­еди­ни­тель­ное пред­ло­же­ние содер­жит допол­ни­тель­ные све­де­ния по пово­ду сооб­щен­но­го в глав­ной части. Это может быть пояс­не­ние, оцен­ка, вывод или доба­воч­ные заме­ча­ния. Главная часть явля­ет­ся закон­чен­ной по смыс­лу. В ней нет ника­ких ука­за­ний на то, что пред­ло­же­ние про­дол­жа­ет­ся. К при­да­точ­ной при­со­еди­ни­тель­ной части мож­но задать вопро­сы что мож­но ещё ска­зать? каков вывод из сказанного?

Бобры стро­ят свои хат­ки в несколь­ко эта­жей под водой, о чем мно­гие даже не догадываются.

Пошел мел­кий нуд­ный дождь, поче­му при­шлось вер­нуть­ся в дом.

Придаточная при­со­еди­ни­тель­ная часть при­креп­ля­ет­ся к глав­ной посред­ством союз­ных слов «что», «где», «куда», «отку­да», «зачем», «как», «поче­му». Эти сред­ства свя­зи мож­но заме­нить на сло­ва «и это».

Многие любят гулять у моря, что (и это) очень полез­но для здоровья.

Видеоурок «Виды придаточных в сложноподчиненном предложении»

Придаточное опре­де­ли­тель­ное пред­ло­же­ние — это зави­си­мая часть слож­но­под­чи­нён­но­го пред­ло­же­ния, кото­рая пояс­ня­ет сло­во с пред­мет­ным зна­че­ни­ем в глав­ном пред­ло­же­нии и отве­ча­ет на вопро­сы какой? чей?

Узнаем, что такое опре­де­ли­тель­ное при­да­точ­ное пред­ло­же­ние, какие име­ет грам­ма­ти­че­ские осо­бен­но­сти в соста­ве слож­но­под­чи­нен­но­го пред­ло­же­ния. Приведем при­ме­ры слож­но­под­чи­нен­ных пред­ло­же­ний с при­да­точ­ным опре­де­ли­тель­ным из про­из­ве­де­ний худо­же­ствен­ной литературы.

Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными

Определительное при­да­точ­ное пред­ло­же­ние отно­сит­ся в глав­ном пред­ло­же­нии к суще­стви­тель­но­му, место­име­нию или сло­ву дру­гой части речи в роли суще­стви­тель­но­го, давая ему харак­те­ри­сти­ку или рас­кры­вая более деталь­но его при­знак. Эта зави­си­мая часть слож­но­под­чи­нен­но­го пред­ло­же­ния нахо­дит­ся непо­сред­ствен­но за опре­де­ля­е­мым сло­вом или отде­ля­ет­ся от него несколь­ки­ми словами.

От опре­де­ля­е­мо­го сло­ва в глав­ном пред­ло­же­нии к при­да­точ­но­му опре­де­ли­тель­но­му зада­ют­ся вопро­сы какой? чей?

Мы шли лугом (каким?), кото­рый пест­рел мно­же­ством цветов.

Небо отра­жа­лось в гла­зах (чьих?), что были у неё прон­зи­тель­но синими.

Придаточные определительные предложения. Примеры

Придаточное опре­де­ли­тель­ное при­со­еди­ня­ет­ся к опре­де­ля­е­мо­му сло­ву в глав­ном пред­ло­же­нии с помо­щью толь­ко союз­ных слов — отно­си­тель­ных место­име­ний и наречий:

Это был силь­ный стук, какой заста­вил всех вздрогнуть.

Коридор, что вёл в гости­ную, был застав­лен ста­рой мебелью.

Со сто­ро­ны дома, отку­да послы­шал­ся гром­кий стук захлоп­нув­шей­ся две­ри, нам навстре­чу шёл чело­век в низ­ко надви­ну­той шляпе.

Придаточное опре­де­ли­тель­ное, отно­ся­ще­е­ся к сло­ву с пред­мет­ным зна­че­ни­ем, все­гда нахо­дит­ся после глав­но­го пред­ло­же­ния или внут­ри его и отде­ля­ет­ся запя­той или выде­ля­ет­ся запя­ты­ми с обе­их сторон.

А быва­ют слу­чаи (какие?), когда кни­га, мир­но лежа­щая у вас на пол­ке, посте­пен­но и неза­мет­но теря­ет свое оба­я­ние (С. Маршак).

Дети побе­жа­ли к реке, кото­рая при­вет­ли­во мани­ла их сво­ей про­хла­дой, и с раз­бе­гу бро­си­лись в воду.

Обратим вни­ма­ние, что в каче­стве союз­ных слов в при­да­точ­ной опре­де­ли­тель­ной часто могут высту­пать отно­си­тель­ные место­имен­ные наре­чия «когда», «где», «куда», «отку­да», кото­рые упо­треб­ля­ют­ся в зна­че­нии «кото­рый». Помним, что от суще­стви­тель­но­го (место­име­ния) в глав­ном пред­ло­же­нии, невзи­рая на такое, каза­лось бы «обсто­я­тель­ствен­ное» союз­ное сло­во, к при­да­точ­ной части все рав­но зада­ем вопрос опре­де­ле­ния какой?

Он выхва­тил добы­чу и, при­жи­мая её к гру­ди, побе­жал как раз в ту сто­ро­ну (какую сто­ро­ну?), отку­да ехал док­тор (Ю. Олеша).

Как вид­но из это­го при­ме­ра, суще­стви­тель­ное в глав­ной части, к кото­ро­му отно­сит­ся опре­де­ли­тель­ное при­да­точ­ное, может иметь при себе ука­за­тель­ное сло­во (тот, такой, этот и пр.).

Это был как раз тот пово­рот, за кото­рым сто­ял дом бабушки.

К при­да­точ­ным опре­де­ли­тель­ным отне­сем пред­ло­же­ния, пояс­ня­ю­щие место­име­ния «то», «всё», «тот», «таков» в глав­ном пред­ло­же­нии. Они отве­ча­ют на вопро­сы какой? каков? Их назы­ва­ют местоименно-определительными пред­ло­же­ни­я­ми, например:

Кто с поль­зой оте­че­ству тру­дит­ся, тот с ним лег­ко не раз­лу­чит­ся (И. Крылов).

Видеоурок

Примеры предложений

Андрей под­нял гла­за и уви­дал сто­яв­шую у окна кра­са­ви­цу, какой ещё не виды­вал отро­ду (Н. Гоголь).

Но есть уда­ры, кото­рые боль­нее бьют по само­му серд­цу (И. Тургенев).

Я прав­ду о тебе порас­ска­жу такую, что хуже вся­кой лжи (А. Грибоедов).

Он с боль­шой весе­ло­стью опи­сы­вал мне семей­ство комен­дан­та, его обще­ство и край, куда заве­ла меня судь­ба (А. Пушкин).

Я дру­гой такой стра­ны не знаю, где так воль­но дышит чело­век (В. Лебедев-Кумач).

Мы поспе­шим на бал, куда стрем­глав в ямской каре­те мой Онегин поска­кал (А. Пушкин).

Тяжелые, частые шаги послы­ша­лись в лоз­ня­ке, с той сто­ро­ны, отку­да недав­но при­шли Бусыга с Акимом (А. Куприн).

Это было в том месте, где гово­ри­лось о его дозна­нии (А. Куприн).

Тогда чело­век десять побе­жа­ли в ту сто­ро­ну, где от пло­ща­ди начи­на­лись три узень­кие улоч­ки (Ю. Олеша).

Есть мину­ты в жиз­ни, когда чело­век не может думать о страш­ном и не верит в суще­ство­ва­ние зла (Ю. Казаков).

Не было теперь у реки луга, опу­шен­но­го лоз­ня­ком и раки­та­ми, луга, где на моей памя­ти маль­чиш­ки пас­ли лоша­дей (И. Кузнецов).

Я не слы­ха­ла зво­нов тех, что пла­ва­ли в лазу­ри чистой … (А. Ахматова).

Поле и пройти-то было все­го шесть кило­мет­ров до Судовиков, отку­да лес­ная наез­жен­ная доро­га пря­ми­ком выво­ди­ла на тракт (Л.М. Леонов).

Тест по русскому языку Сложноподчинённое предложение с придаточными определительными и с придаточными изъяснительными 9 класс с ответами. Тест включает 2 варианта, в каждом 3 части. В части А — 5 заданий, в части В — 2 задания, в части С — 1 задание.

Вариант 1

А1. Какое предложение содержит придаточное определительное?

1) Начинало смеркаться, когда я пришёл к комендантскому дому.
2) Она не очень разборчива, ибо с тех пор отвечает на его поклон улыбкой.
3) Я собрал книги, которые отложил раньше, и подошел к библиотекарю.
4) Он спросил, что мы будем делать летом.

А2. Какое предложение содержит местоименно-определительное придаточное?

1) Куда мы направлялись, я не знал.
2) Кто хочет, тот добьётся.
3) День пролетел так быстро, точно часы превратились в се­кунды.
4) Яблоня, под кроной которой мы спрятались, уже отцвела.

А3. Укажите предложение с придаточным изъяснительным.

1) Чтобы понять народ, надо вспомнить его историю.
2) Я долго смотрел на степь, по которой неслась тройка.
3) Он медленно шёл по широкой аллее, что вела от пло­щадки дома в дебри парка.
4) Я сказал мальчикам, что заблудился, и подсел к ним.

А4. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Я по-прежнему такой же нежный (1) и мечтаю только лишь о том (2) чтоб (3) скорее от тоски мятежной (4) воро­титься в низенький наш дом.

1) 1, 2, 3
2) 1, 3
3) 2
4) 2, 4

A5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Перед глазами ребят (1) расстилалась широкая река (2) по обеим берегам (3) которой (4) выросли дома.

1) 1, 2, 3, 4
2) 2, 4
3) 1, 4
4) 2

В1. Сколько грамматических основ в предложении? Запишите ответ цифрой.

Я легко перелез через изгородь и пошёл по аллее, скользя по еловым иглам, которые тут на вершок покрывали землю.

В2. Определите вид придаточного в предложении:

Наступил день, когда мы двинулись в путь.

С1. Напишите, как вы понимаете высказывание Л. Толстого:

«Берегись всего того, что не одобряется твоей совестью».

Вариант 2

А1. Какое предложение содержит придаточное определительное?

1) Ты запой мне ту песню, что прежде напевала нам старая мать.
2) Видно было, как по краю дороги спешили куда-то назад облака и их тени.
3) Он верил, что душа родная соединиться с ним должна.
4) Она не любила, чтобы к ней приходили в старый дом.

А2. Какое предложение содержит местоименно-определительное придаточное?

1) Он спросил, отдохнула ли она после дороги.
2) Теперь особенно было заметно, как он высок ростом, подтянут и широк в плечах.
3) Я догадываюсь, зачем ты хотел сюда приехать.
4) Кто любит, тот должен уметь и подождать.

А3. Укажите предложение с придаточным изъяснительным.

1) Вдруг рванул ветер с такой силой, что чуть не вырвал у Егорушки узелок и рогожку.
2) Пьер чувствовал, как что-то ужасное, безобразное под­нимается в душе его.
3) Он оглянулся и увидел в конце улицы угол дома, где он только что жил минувшим.
4) После чаю молодёжь пошла в диванную, в свой любимый уголок, где проходили все задушевные беседы.

А4. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые в предложении:

Ты прохладой (1) меня не мучай (2) и (3) не спрашивай (4) сколько мне лет.

1) 2, 3
2) 1, 3
3) 2
4) 4

A5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые в предложении:

Вчера (1) я встретил старого знакомого (2) в жизни кото­рого (3) произошло немало интересного.

В1. Определите вид придаточного в предложении:

Счастье достаётся тому, кто много трудится.
(Леонардо да Винчи)

В2. Определите вид придаточного в предложении:

Мы оказались в месте, куда не ступала нога человека.

С1. Напишите, как вы понимаете высказывание Леонардо да Винчи (см. задание В1).

Ответы на тест по русскому языку Сложноподчинённое предложение с придаточными определительными и с придаточными изъяснительными 9 класс
Вариант 1
А1-3
А2-2
А3-4
А4-3
А5-4
В1. 2
В2. определительное
Вариант 2
А1-1
А2-4
А3-2
А4-4
А5-3
В1. местоименно-определительное
В2. определительное

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: