В чем суть и какова цель проводимой реформы судебной системы рф 2020

Обновлено: 04.05.2024

В прошлом году российским судам пришлось существенно скорректировать режим деятельности в связи с пандемией COVID-19. Особенно в период c 19 марта по 11 мая 2020 года: напомним, был приостановлен личный прием граждан, рассматривались дела и материалы безотлагательного характера, дела в порядке приказного и упрощенного производства, дела, все участники которых заявили ходатайства о рассмотрении в их отсутствие, а также дела, не относящиеся к перечисленным категориям, если суды с учетом обстоятельств конкретных дел, мнений участников и действующих на территории соответствующих регионов ограничений приняли решение о необходимости их рассмотрения. Кроме того, судам было рекомендовано при наличии технической возможности проводить заседания с использованием систем видео-конференц-связи или веб-конференций (Постановление Президиума Верховного Суда РФ и Президиума Совета судей РФ от 18 марта 2020 г. № 808, Постановление Президиума Верховного Суда РФ и Президиума Совета судей РФ от 8 апреля 2020 г. № 821). Несмотря на это, за указанный период суды рассмотрели 3,4 млн и материалов, сообщил в ходе состоявшегося вчера в формате веб-конференции совещания судей судов общей юрисдикции и арбитражных судов РФ председатель ВС РФ Вячеслав Лебедев.

Всего же в прошлом году российскими судами было рассмотрено почти 38,5 млн дел – на 3,92 млн больше, чем в 2019 году, и это свидетельствует о том, что непростая эпидемиологическая обстановка не сказалась негативно на эффективности отправления правосудия, – на этом акцентировал внимание открывший совещание судей Президент РФ Владимир Путин.

Активно шла работа и в сфере обеспечения единообразия правоприменения: в 2020 году Пленумом ВС РФ принято 12 постановлений, Президиумом ВС РФ утверждено 16 обзоров судебной практики, в том числе два обзора, посвященных вопросам применения законодательства и мер по противодействию распространению на территории РФ новой коронавирусной инфекции (Обзор № 1, утвержденный 21 апреля 2020 г., и Обзор № 2, утвержденный 30 апреля 2020 г.), – обозначенные в них правовых позиции учтены, по данным ВС РФ, при рассмотрении более 150 тыс. дел и материалов. Крайне важным является, в частности, разъяснение Суда о том, что отсутствие у должника денежных средств, обусловленное введенными ограничительными мерами: запретом определенной деятельности, установлением режима самоизоляции и т. д., может быть признано основанием для его освобождения от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств (ответ на вопрос 7 Обзора № 1), поскольку количество гражданских дел о взыскании кредитной задолженности увеличилось в прошлом году на 1,75 млн – до 9 млн (общее количество рассмотренных судами общей юрисдикции за 2020 год гражданских дел – около 21,6 млн). Выросло за прошлый год и число дел еще одной популярной категории: суды рассмотрели 8,98 млн жилищных споров – почти на 1 млн больше, чем в 2019 году, 97% которых составили дела о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг. Поэтому разъяснение ВС РФ о том, что введенный на период с 6 апреля 2020 до 1 января 2021 года мораторий на начисление неустоек за просрочку оплаты коммунальных услуг – в соответствии с п. 5 Постановления Правительства РФ от 2 апреля 2020 г. № 424 – распространяется и на задолженность, образовавшуюся до 6 апреля (ответ на вопрос 7 Обзора № 2), также было очень своевременным.

Большую часть из рассмотренных в 2020 году арбитражными судами 1,5 млн споров составили споры о неисполнении или ненадлежащем исполнении договорных обязательств, поэтому нельзя не вспомнить позицию ВС РФ о возможности признания – с учетом обстоятельств конкретного дела – запрета на передвижение транспортных средств, ограничения передвижения физических лиц, приостановления деятельности предприятий и учреждений и других установленных органами власти ограничительных мер обстоятельствами непреодолимой силы и освобождения в связи с этим должника от ответственности за нарушение обязательств (ответ на вопрос 7 Обзора № 1).

Число дел о банкротстве ИП и организаций сократилось на 20%: с 34,8 тыс. в 2019 году до 27,7 тыс. в 2020 – это обусловлено действовавшим с 6 апреля прошлого года по 7 января текущего моратория на возбуждение дел о банкротстве отдельных категорий должников по заявлению кредиторов (ст. 9.1 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", Постановление Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. № 428). Разъяснения о применении соответствующих норм содержатся в Постановлении Пленума ВС РФ от 24 декабря 2020 г. № 44, в п. 2 которого, например, указано, что данный мораторий распространяется на все перечисленные в обозначенном постановлении Правительства РФ категории должников вне зависимости от того, обладают они признаками неплатежеспособности или недостаточности имущества или нет.

Прогнозов о том, сколько постановлений Пленума ВС РФ будет принято в этом году, Суд пока не делает, но в планах на ближайшую перспективу, по словам Вячеслава Лебедева, как минимум разъяснение вопросов применения законодательства о досудебном урегулировании споров, о залоге, а также антимонопольного законодательства. Уже в первой половине текущего года планируется принятие постановления Пленума ВС РФ о судебной практике по делам о преступлениях против интересов службы в коммерческих и иных организациях, в том числе о злоупотреблении полномочиями при выполнении государственного оборонного заказа. Также в этом году Пленум ВС РФ намерен принять постановление по вопросам рассмотрения гражданских дел в апелляционной и кассационной инстанциях.

В сфере законодательной деятельности ВС РФ по-прежнему выделяет в качестве одной из самых приоритетных инициативу о введении института уголовного проступка. Напомним, соответствующий законопроект № 612292-7, разработанный в рамках ведущейся на протяжении последних лет работы по гуманизации уголовного законодательства и правоприменительной практики, был внесен ВС РФ в Госдуму еще в декабре 2018 года. Однако проект не был рассмотрен даже в первом чтении, и в октябре прошлого года Суд отозвал его, с тем чтобы внести на рассмотрение нижней палаты парламента новый, предполагающий более широкое применение института уголовного проступка, законопроект (Постановление Пленума ВС РФ от 13 октября 2020 г. № 24 "О внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с введением понятия уголовного проступка"). Согласно новому проекту нормы об уголовном проступке будут распространяться на 112 существующих составов преступлений небольшой и средней тяжести, совершенных впервые и не связанных с применением насилия и противоправной деятельностью организованных групп – первая версия проекта, напомним, предлагала считать уголовным проступком ряд преступлений небольшой тяжести.

Еще одна идея ВС РФ, пока не оформленная в законопроект, касается таких дел частного обвинения, как умышленное причинение легкого вреда здоровью (ч. 1 ст. 115 УК РФ), нанесение не повлекших причинения вреда здоровью побоев лицом, подвергнутым административному наказанию (ст. 116.1 УК РФ), клевета (ст. 128.1 УК РФ). В прошлом году дела о совершении этих преступлений были рассмотрены в отношении 10 тыс. лиц, 39% которых были осуждены, 7% оправданы. В отношении 54% обвиняемых уголовные дела были прекращены. "По этой категории дел не осуществляется дознание, обязанность по сбору доказательств возлагается на потерпевших, которые не наделены публичными полномочиями, в большинстве случаев не являются профессиональными юристами, нередко находятся в зависимом положении от обвиняемого, особенно по делам о домашнем насилии, и исполнение обязанности по сбору доказательств для них является крайне обременительным. В этой связи представляется целесообразным отнести эти категории уголовных дел к делам частно-публичного обвинения, по которым будет проводиться дознание", – сообщил Вячеслав Лебедев.

Поскольку в прошлом году повысилась востребованность элементов так называемого электронного правосудия: по сведениям ВС РФ, число обращений пользователей к ГАС "Правосудие" превысило 3 млрд, в суды подано более 3 млн документов в электронном виде, более 400 тыс. судебных заседаний проведены с использованием видео-конференц-связи (ВКС), следует напомнить о подготовленном Минюстом России (с участием ВС РФ, как подчеркнул Вячеслав Лебедев) законопроекте, предполагающем закрепление в процессуальных кодексах возможности и порядка проведения судебных заседаний с использованием системы веб-конференции, что позволит участвовать в заседаниях дистанционно не из зданий судов, как в случае с ВКС, а из дома, офиса или иного любого удобного места – подключиться к заседанию можно будет с помощью компьютера или смартфона, имеющего доступ к Интернету. Веб-конференции, как портал ГАРАНТ.РУ писал ранее, активно использовались ВС РФ и рядом арбитражных судов и в период жесткого локдауна, и после его отмены – например, заседания Пленума ВС РФ в таком формате проводятся до сих пор, и закрепление положений об использовании системы веб-конференции в процессуальном законодательстве позволит, надо полагать, максимально расширить практику ее применения для проведения судебных заседаний.

Президент России подписал Федеральный конституционный закон от 29.07.2018 № 1-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон „О судебной системе Российской Федерации“ и отдельные федеральные конституционные законы в связи с созданием кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции». Документом внесены существенные изменения в структуру судов общей юрисдикции.

В чём суть нового закона?

Поправками предусмотрено создание структурно самостоятельных пяти апелляционных и девяти кассационных судов общей юрисдикции, а также изменение системы обжалования судебных актов, как не вступивших, так и вступивших в законную силу.

С какой целью приняты поправки?

Необходимость создания в России структурно самостоятельных кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции обусловлена потребностью обеспечения беспристрастности, независимости при рассмотрении жалоб на судебные акты нижестоящих инстанций. В результате нововведения будет исключена ситуация, когда проверка судебного акта осуществляется в том же суде, в котором дело рассматривалось в качестве суда первой инстанции. Так, к примеру, частная жалоба, представление на определение краевого, областного суда, суда города федерального значения, вынесенное им по первой инстанции по гражданскому или административному делу до принятия поправок также подлежало рассмотрению апелляционной инстанцией этого же суда. Изменения позволят усовершенствовать систему судов общей юрисдикции и оптимизировать судебную нагрузку. Стоит отметить, что в системе арбитражных судов уже имеется положительный опыт существования раздельных судов апелляционной и кассационной инстанций.

Какова компетенция новых апелляционных судов?

Апелляционные суды общей юрисдикции во второй инстанции будут рассматривать дела по жалобам и представлениям на не вступившие в силу акты областных и равных им судов, принятые ими в качестве суда первой инстанции, а также дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам в отношении вступивших в силу актов.

При этом за областными и равными им судами останется апелляционное рассмотрение не вступивших в силу решений районных судов, принятых в первой инстанции. То же самое касается рассмотрения дел по новым или вновь открывшимся обстоятельствам в отношении вступивших в силу решений судебных коллегий областных и равных им судов.

Новые апелляционные суды будут вышестоящими судебными инстанциями по отношению к действующим на территории верховным судам республик, областным судам и прочим. Так, например, 1-й апелляционный суд общей юрисдикции (город Москва) будет вышестоящей инстанцией для соответствующих судов Белгородской, Брянской, Владимирской Воронежской, Калининградской, Костромской, Псковской и других областей.

Какие дела будут рассматривать кассационные суды?

Кассационным судам общей юрисдикции переданы кассационные полномочия областных и равных им судов и, таким образом, они будут рассматривать дела по жалобам и представлениям на вступившие в силу судебные акты мировых судей, районных судов, областных и равных им судов, апелляционных судов общей юрисдикции, а также по новым или вновь открывшимся обстоятельствам в отношении вступивших в силу актов.

Эти суды являются вышестоящей судебной инстанцией по отношению к действующим на территории соответствующего судебного кассационного округа федеральным судам общей юрисдикции и мировым судьям.

Каков состав новых судов?

Новые кассационные и апелляционные суды общей юрисдикции будут состоять из президиума и судебных коллегий по гражданским, административным и уголовным делам.

Где расположены новые суды?

Законом определены места их постоянного пребывания. Так, кассационные суды разместят в Саратове, Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре, Пятигорске, Самаре, Челябинске, Кемерово и Владивостоке. Апелляционные суды закрепятся в Москве, Санкт-Петербурге, Сочи, Нижнем Новгороде и Новосибирске.

Для рассмотрения жалобы обязательно приезжать в соседний регион?

Необязательно, помимо основных судов, закон позволяет создать постоянные судебные присутствия по другому адресу вне места постоянного пребывания суда. Это поможет обеспечить доступность правосудия для тех, кто живет в отдаленных районах.

Когда Закон № 1-ФКЗ вступает в силу?

Закон вступил в силу 30 июля 2018 года, за исключением отдельных положений, вступающих в силу в иные сроки.

Когда новые суды начнут работать?

Кассационные и апелляционные суды общей юрисдикции будут считаться образованными со дня назначения на должность не менее половины от установленной численности судей соответствующего суда. Решение о дне начала деятельности этих судов примет Пленум Верховного Суда РФ. Эта информация должна быть опубликована не позднее 01.10.2019.

При этом срок назначения председателей новых апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции установлен до 15 октября 2018 года.

Как будет осуществляться судопроизводство в переходный период?

До начала деятельности новых судов апелляционные и кассационные жалобы и представления будут рассматриваться теми же судами, которыми рассматриваются в настоящее время.

28 ноября 2018 г. был принят Федеральный закон № 451-ФЗ, который вносит ряд крупных поправок в процессуальное законодательство. Изменения настолько значительные, что юристы уже прозвали закон «процессуальной революцией». 5 самых важных аспектов процессуальной реформы рассмотрим в этой статье.

Представительство в арбитражных судах

Принятый закон № 451-ФЗ вносит изменения в Арбитражный процессуальный кодекс, а именно в ч. 3 ст. 59. Согласно новой редакции этой статьи представлять интересы стороны в арбитражном процессе смогут только адвокаты и иные лица, которые имеют высшее юридическое образование или ученую степень по юридической специальности. Также в новой редакции перечислены те, на кого требование о высшем юридическом образовании не распространяется. К ним относятся арбитражные управляющие, патентные поверенные, представители профсоюзов.

Стоит отметить, что перечень не является закрытым. К законным представителям, например, к руководителю организации, требование о наличии юридического образования или ученой степени также предъявляться не будут.

Представительство в судах общей юрисдикции

Аналогичное требование к представителям теперь будет предъявляться и в гражданском процессе (новая редакция ст. 49 ГПК РФ).

Необходимо отметить, что норма о профессиональном представительстве не новшество для России. Ранее такая практика уже была применена в Кодексе административного судопроизводства (КАС), где представителями могут являться только лица, имеющие высшее юридическое образование. Нормы КАС о представительстве также планируют дополнить лицами, имеющими ученую степень по юридической специальности, чтобы расширить круг представителей.

Если ранее в арбитражном суде представителями в большей части и были юристы, то, что касается гражданского процесса, такая норма сделала бы судопроизводство менее доступным для граждан. Поэтому, законодатель, учитывая особенность разбирательств по гражданским делам, предъявляет требование к профессиональному представительству только начиная с кассационной инстанции. Мировых и районных судов нововведения по представительству не коснутся.

Подведомственность = компетенция. Подсудность

Ранее разграничивая полномочия судов и относя дело к тому или иному процессу, мы говорили о подведомственности. Принятый закон № 451-ФЗ исключил из законодательства этот термин, заменив его термином «компетенция». Сама же компетенция судов общей юрисдикции и арбитражных судов осталась неизменной. Изменения претерпел Кодекс административного судопроизводства, который дополнили двумя новыми категориями дел:

  • дела о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети Интернет, информацией, распространение которой в РФ запрещено.
  • дела о признании информационных материалов экстремистскими (п.п. 2.2, 2.3 ч. 3 ст. 1 КАС РФ).

Во-первых, мировые суды теперь смогут рассматривать дела по имущественным спорам в сфере защиты прав потребителей при цене иска до 100 000 рублей.

Во-вторых, наконец-то оптимально решен вопрос с неподсудными делами, по которым суд уже начал производство. Ранее лицо, обратившееся не в тот суд, было вынуждено заново подавать документы в надлежащий суд, теряя при этом время. Теперь при неверной подаче документов в суд, которому дело неподсудно, если суд уже начал производство, он самостоятельно может передать дело по подсудности в соответствующий суд. Такая норма будет закреплена в ст. 39 АПК РФ и в ст. 33 ГПК РФ.

В-третьих, суд общей юрисдикции может теперь уже будучи в процессе переходить из одной процедуры в другую, в случае если такой переход будет необходим. Например, если в ходе дела суд установит, что дело, рассматриваемое в порядке гражданского судопроизводства, должно быть рассмотрено в административном порядке, то суд выносит определение о переходе к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства. Сторонам никаких дополнительных действий предпринимать не придется. Такие изменения будут отражены в новых редакциях ст. 33.1 ГПК РФ и ст. 16.1КАС РФ.

Что касается административного и гражданского судопроизводства, также необходимо отметить, что если в одном заявлении указаны требования, которые относятся к различным видам производства и разделить их не представляется возможным, то по общему правилу дело будет рассматриваться в порядке гражданского судопроизводства. Если разделить требования возможно, то суд будет принимать решение по рассмотрению этих требований в рамках отдельных судопроизводств.

Упрощенное производство. Новые границы

Согласно действующей редакции ст. 227 АПК РФ в порядке упрощенного производства могут быть рассмотрены дела, если цена иска не превышает для юрлиц 500 000 руб., для ИП — 250 000 руб.

Принятый закон № 451-ФЗ устанавливает новые границы для рассмотрения дел в арбитражном процессе в порядке упрощенного производства. Суммы увеличены, теперь для юрлиц это 800 000 руб., а для ИП — 400 000 руб. Кстати, в процессе обсуждения законопроекта суммы хотели увеличить значительней, для гражданского процесса до 500 000 рублей, а для арбитражного — до 1 млн руб. Вместе с тем, для гражданских дел сумма упрощенного производства осталась прежней — 100 000 руб.

Помимо прочего, изменения ограничений по сумам затронули и приказное производство. Теперь и в гражданском процессе, и в арбитражном сумма приказного производства единая — в пределах 500 000 руб.

Новые апелляционные и кассационные суды общей юрисдикции

По опыту системы арбитражных судов, суды общей юрисдикции постигла масштабная реформа, которая влечет за собой создание новых пяти апелляционных и девяти кассационных судов общей юрисдикции. При том, что новые суды разделены на судебные округа, которые не будут территориально совпадать с субъектами РФ. В структуру каждого нового суда будет входить президиум и три коллегии: по гражданским делам, по административным делам и по уголовным делам.

В настоящий момент в одном суде может совмещаться несколько инстанции, что снижает качество и независимость судопроизводства, по мнению законодателей. В виду этого система судов общей юрисдикции изменится, и по своей иерархии будет напоминать систему арбитражах судов.

То есть теперь, если дело начато в мировом суде, апелляция, как и ранее, будет проходить в районном, а вот кассация теперь будет не в президиуме областного суда, а в новом кассационном суде (например, для Ростовской области кассация будет располагаться в городе Краснодаре, четвертый кассационный суд общей юрисдикции). А если, например, дело начато по первой инстанции в областном суде, то апелляция будет не в судебной коллегии Верховного Суда, как ранее, а в новом апелляционном суде (так, для Ростовской области это третий апелляционный суд общей юрисдикции в городе Сочи).

Такое реформирование системы судов общей юрисдикции должно повысить независимость и самостоятельность судебных инстанций, которые осуществляют пересмотр судебных актов.

Создание новых апелляционных и кассационных судов закреплено в Федеральном конституционном законе от 29.07. 2018 № 1-ФКЗ«О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации».

Как быть с жалобами, которые были поданы до начала работы новых апелляционных и кассационных судов? Они будут рассмотрены прежними судами, в которые были поданы соответствующие жалобы (ст. 7 Закона № 1-ФКЗ)

Кроме того, еще одно важное изменение в кассации, о котором стоит упомянуть. С началом работы новых судов, в кассационной инстанции заработает принцип «полной кассации». Что это значит? Ранее, при подаче кассационной жалобы судья единолично рассматривал ее на наличие оснований подачи такой жалобы. И только если основания, по усмотрению судьи, были обоснованы, жалоба передавалась на коллегиальное рассмотрение. То есть судья сам единолично выбирал жалобы. Теперь же судья единолично проверяет жалобу только по формальным основаниям и если формально жалоба подходит, то такую жалобу коллегиально рассмотрят в судебном заседании.

Что еще важно знать в связи с реформой

Ранее планировалась, что принятые нормативно-правовые акты, вносящие изменения в процессуальные кодексы, вступят в силу 1 октября 2019 г. В дальнейшем день вступления в силу изменили и обозначили днем начала работы новых апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции. Однако и этот день пока неизвестен. Пленум Верховного Суда РФ должен установить дату работы новых судов, но не позднее 1 октября 2019 г.

Какие еще изменения принесла процессуальная реформа?

  • исполнительный лист в гражданском и арбитражном процессах будут выдавать теперь только по ходатайству взыскателя;
  • в отношении должников в исполнительных документах должно быть указано больше сведений:
  1. для организации — наименование, адрес места нахождения, ИНН и ОГРН;
  2. для физических лиц — ФИО, адрес, дата и место рождения, место работы и на выбор: СНИЛС, ИНН, паспортные данные, ОГРНИП, реквизиты водительского удостоверения, свидетельство о регистрации транспортного средства;
  • теперь в арбитражном процессе заявление на отвод судьи будет рассматривать сам судья, на которого заявлен отвод. В настоящий момент такое заявление рассматривает председатель состава или председатель арбитражного суда.

Наиболее спорным моментом процессуальной реформы был отказ от мотивировочной части по большинству судебных решений по гражданским делам. Вместе с тем мотивировка осталась неизменной.

Также законодатели хотели изменить порядок извещения сторон по гражданским делам, возложив на стороны ответственность по самостоятельному отслеживанию хода дела, если сторонам уже было ранее направлено определение о принятия искового заявления к производству. Но и это положение в закон не вошло.

Редакция от 08.12.2020

Редакция подготовлена на основе изменений, внесенных Федеральным конституционным законом от 08.12.2020 N 7-ФКЗ, вступающих в силу с 19.12.2020. См. справку к редакции.

Часть 2 статьи 15 - изложена в новой редакции

2. Полномочия судьи 2. Полномочия судьи

прекращаются или прекращаются или

приостанавливаются по решению приостанавливаются по решению

соответствующей квалификационной соответствующей квалификационной

коллегии судей, за исключением коллегии судей, за исключением

случаев прекращения полномочий случаев прекращения полномочий

судьи в связи с истечением их судьи в связи с истечением их

срока или достижения им срока или достижения им

предельного возраста пребывания в предельного возраста пребывания в

должности судьи. Решение должности судьи, а также случаев,

соответствующей квалификационной указанных в части 3 настоящей

коллегии судей о досрочном статьи. Решение соответствующей

прекращении полномочий судей за квалификационной коллегии судей о

совершение ими дисциплинарных досрочном прекращении полномочий

проступков может быть обжаловано в судей за совершение ими

Верховный Суд Российской дисциплинарных проступков может

Федерации. быть обжаловано в Верховный Суд

Дополнение статьи 15 частями 3 - 4. См. текст новой редакции

3. Полномочия Председателя Конституционного Суда Российской

Федерации, заместителя Председателя Конституционного Суда Российской

Федерации и судей Конституционного Суда Российской Федерации,

Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей

Председателя Верховного Суда Российской Федерации и судей Верховного

Суда Российской Федерации, председателей, заместителей председателей и

судей кассационных судов общей юрисдикции, апелляционных судов общей

юрисдикции, военного кассационного суда, военного апелляционного суда,

арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, Суда по

интеллектуальным правам могут быть прекращены Советом Федерации

Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента

Российской Федерации в случае совершения ими поступка, порочащего честь

и достоинство судьи, а также в иных случаях, свидетельствующих о

невозможности осуществления судьей своих полномочий, в том числе:

несоблюдения ограничений, запретов и требований, установленных

Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии

прекращения гражданства Российской Федерации, приобретения

гражданства (подданства) иностранного государства либо получения вида на

жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное

проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного

нарушения судьей, его супругом (супругой) и несовершеннолетними

детьми запрета открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные

денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за

пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться

иностранными финансовыми инструментами;

занятия деятельностью, несовместимой с должностью судьи;

в иных случаях, предусмотренных другими федеральными конституционными

4. Порядок внесения в Совет Федерации Федерального Собрания

Российской Федерации представления Президента Российской Федерации о

прекращении полномочий указанных в части 3 настоящей статьи категорий

судей определяется Президентом Российской Федерации. Представление

Президента Российской Федерации рассматривается Советом Федерации

Федерального Собрания Российской Федерации в четырнадцатидневный срок со

дня получения такого представления.

Часть 1 статьи 18 - изложена в новой редакции

1. Конституционный Суд 1. Конституционный Суд

Российской Федерации является Российской Федерации является

судебным органом конституционного высшим судебным органом

контроля, самостоятельно и конституционного контроля в

независимо осуществляющим судебную Российской Федерации,

власть посредством осуществляющим судебную власть

конституционного судопроизводства. посредством конституционного

Часть 2 статьи 18 - изложена в новой редакции

документы нейтральное закон

Вносятся изменения в ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации», ФКЗ «О военных судах Российской Федерации», ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации», ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации», а также изменения в Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации», ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» и Кодекс административного судопроизводства РФ.

Закрепляется порядок прекращения Советом Федерации по представлению Президента полномочий отдельных категорий судей.

Определяется порядок реализации новых полномочий Президента по внесению в Совет Федерации представлений о прекращении полномочий отдельных категорий судей в соответствии с пунктом «е3» статьи 83 и пунктом «л» части 1 статьи 102 Конституции.

Согласно конституционным положениям, по представлению Президента могут быть прекращены Советом Федерации полномочия судей «высших судов», включая их председателей и заместителей председателей – Конституционного Суда, Верховного Суда; кассационных и апелляционных судов, включая военные, арбитражные и Суда по интеллектуальным правам.

Президент может инициировать данную процедуру в случае совершения судьей поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий, которые предусмотрены федеральными конституционными законами.

В законах закреплен перечень оснований, предоставляющих Президенту право инициировать процедуру прекращения полномочий судей. К таким основаниям, помимо совершения поступка, порочащего честь и достоинство судьи, также отнесены:

  • несоблюдение требований, ограничений и запретов, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»;
  • прекращение гражданства Российской Федерации, приобретение гражданства (подданства) иностранного государства либо получение вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание на территории иностранного государства;
  • нарушение судьей, его супругой (супругом) и несовершеннолетними детьми запрета открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ, владеть или пользоваться иностранными финансовыми инструментами;
  • занятие деятельностью, не совместимой с должностью судьи;
  • иные случаи, предусмотренные федеральными конституционными законами.

Порядок внесения в Совет Федерации представления Президента о прекращении полномочий указанных категорий судей определяется Президентом. Представление главы государства должно быть рассмотрено Советом Федерации в 14-дневный срок со дня его получения.

При этом в отношении вышеуказанных категорий судей, а также в отношении остальных категорий судей действующий порядок прекращения полномочий судей сохраняется (в том числе через соответствующую квалификационную коллегию судей). Стоит обратить внимание, что в отношении судей Конституционного Суда особенности прекращения полномочий предусмотрены ФКЗ «О Конституционном Суде РФ».

Положения Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации», регламентирующие предъявляемые требования к судьям и к кандидатам на должность судьи, приводятся к единообразию в соответствии с Конституцией — в части запрета иметь иностранное гражданство (подданство), вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства.

В целях приведения судебной системы РФ в соответствии со ст. 118 Конституции предлагается исключить положения о конституционных (уставных) судах субъектов Российской Федерации из действующего законодательства.

Такие изменения вносятся в законы: «О судебной системе РФ», «О статусе судей в Российской Федерации», «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» и в Кодекс административного судопроизводства. Одновременно с этим устанавливается срок, не позднее которого конституционные (уставные) суды субъектов РФ должны быть упразднены – 1 января 2023 года.

При этом судьям конституционных (уставных) судов субъектов РФ, прекратившим исполнение своих полномочий — как в соответствии с указанным изменениями, так и ранее — обеспечивается сохранение гарантий, включая материальное и социальное обеспечение, предусмотренных федеральным и региональным законодательством для таких судей в отставке.

Указывается, что в случае необходимости субъекты РФ вправе принять решение о создании конституционных (уставных) советов, действующих при законодательных (представительных) органах государственной власти региона.

«Изменения направлены на реализацию новых положений Конституции и будут способствовать повышению эффективности судебной деятельности, обеспечению большей прозрачности осуществления судопроизводства, а также росту авторитета судебной власти», — сообщил Павел Крашенинников.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: