Государство как субъект международного права рб

Обновлено: 24.04.2024

Вопрос 1. Признаки, пути создания и особенности правосубъектности государств.
Государства – являются первичными субъектами международного публичного права (МПП).

Основные признаки современного государства как субъекта международного права:

1. Суверенитет - верховенство государственной власти на своей территории и независимость в международных отношениях.

2. Территория - часть земного шара в пределах государственных границ, находящаяся под государственной юрисдикцией.

3. Население – граждане и другие лица, находящиеся на территории государства, на которых распространяется его власть и под защитой которого они находятся.

4. Публичная власть – система политических институтов (государственный аппарат), обеспечивающих суверенитет, целостность территории, защиту населения и представляющих государство в международных отношениях.
В международном праве государственный суверенитет неотделим от публичной власти, которая должна быть законной и/или легитимной.

Государства имеют право:

- защищать свою территориальную целостность и неприкосновенность границ.

Государства обязаны:

- воздерживаться от вмешательства во внутренние дела других государств, и от применения силы или угрозы силой в международных отношениях;

- сотрудничать с другими государствами, мирно разрешать международные споры, добросовестно выполнять международные договоры.

Пути создания государств:

1. Исторический – по мере достижения человеческими сообществами необходимого уровня экономического развития. Так возникли первые государства.

2. В результате освобождение от колониальной зависимости.
В 1945-1990 получило независимость 96 государств - бывших колоний. Например, Индия в 1947 получила независимость от Великобритании, Ангола в 1975 - от Португалии.

Например, в 1964 Танганьика и Султанат Занзибар объединились в Объединенную Республику Танзанию. В 1990 Народно Демократическая Республика Йемен и Йеменская Арабская Республика объединились в Республику Йемен, а ФРГ присоединила ГДР.

В 1917 распалась Российская империя, в 1918 - Австро-Венгерская империя, в 1922 - Османская империя. В 1971 Бангладеш отделилась от Пакистана. В 1991-2008 Югославия распалась на Сербию, Хорватию, Боснию и Герцеговину, Словению, Македонию, Черногорию и частично признанную Республику Косово.

В 1991 произошла крупнейшая геополитическая катастрофа ХХ века – распад СССР на 15 государств: РФ, Украину, Белоруссию, Литву, Латвию, Эстонию, Молдавию, Грузию, Армению, Азербайджан, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Туркмению и Киргизию, и на 6 непризнанных или частично признанных государств: Абхазию, Южную Осетию, ПМР, НКР, ЛНР и ДНР.

В 2011 Республика Южный Судна, отделившаяся от Республики Судана, была признана другими государствами и стала членом ООН.

Государства, как правило, обладают общей, т.е. полной и постоянной правосубъектностью, но из каждого правила есть исключения.

1. Государства, имеющие статус постоянного военного нейтралитета,
т.е. добровольно отказавшиеся от участия в международной военной деятельности. Например, Швейцария с 1815, Австрия с 1955, Мальта с 1981, Туркмения с 1995.

2. Государства - члены конфедерации,
поскольку их международная правосубъектность может быть ограничена договором о создании конфедерации. Примеры конфедераций: Речь Посполитая в 1569 —1795, 13 первых штатов США в 1777-1787, Швейцарская Конфедерация в 1291—1848, Босния и Герцеговина с 1995 по настоящее время.

3. Части федеративного государства,
могут обладать ограниченной правосубъектностью в пределах, установленным федеральным законодательством. Например, Штаты в США, Земли в ФРГ, субъекты (республик, края, области и др.) в РФ. Республик в составе СССР имели право вступать в отношения с иностранными государствами, заключать с ними договоры и обмениваться дипломатическими и консульскими представителями, участвовать в деятельности международных организаций. Украинская ССР и Белорусская ССР были самостоятельными членами ООН.

Вопрос 2. Признание и его юридические последствия. Виды признания.

Международное признание - это политико-правовой акт, который устанавливает объем отношений между новыми и уже существующими субъектами международного права.

Юридическое значение признания - с момента признания новый субъект международного права получает реальную возможность участвовать в международном сотрудничестве и приобретать международные права и обязанности.

Институт международного признания - это обособленная группа правовых норм, регулирующих отношения, возникающие между новым и уже существующими субъектами международного права.

Основные теории института признания:

«Конститутивная» - предусматривает, что признание нового государства является условием его правосубъектности, т.е. зависит от решения других государств.

«Декларативная» - предусматривает, что правосубъектность нового государства не зависит от признания, которое только подтверждает свершившийся факт, поскольку правосубъектность возникла ранее в силу самого факта появления государства.

Источники института признания:

В современном международном праве нет норм, устанавливающих форму, сроки и основания признания. Институт признания чрезмерно политизирован, поскольку в основе решения о признании или непризнании лежат экономические, политические и военные интересы государств, что, в принципе, одно и тоже, поскольку «война – это продолжение политики иными средствами», а «политика - это самое концентрированное выражение экономики».

1. Путем совершения конклюдентных действий.
Например, путем установления дипломатических отношений, заключения международного договора и т.п.

2. Специальным заявлением, дипломатической нотой,
приветствуя создание нового государства и выражая ему поддержку и одобрение. Непризнание также может выражаться в официальном правительственном заявлении.

Виды признания (по объему):

1. Де-юре (de jure) - полное официальное признание,
влечет за собой установление всесторонних (прежде всего дипломатических и консульских) отношений между государствами.

2. Де-факто (de fakto) – признание, ограниченное отдельными отношениями
(торговыми, политическими, экономическими) без официального признания и установления дипломатических отношений.

3. Ad hoc - для частного случая,
когда возникает необходимость установления разовых контактов между сторонами, которые категорически не желают признавать друг друга.

Например, в 1973 Парижские соглашения об окончания войны во Вьетнаме подписали представители Демократической Республики Вьетнам, Республики Вьетнам, США и Временного революционного правительства Республики Южный Вьетнам («Вьетконга»), законность существования которого США и Республика Вьетнам до этого не признавали.

В сентябре 2014 представители Украины вынуждены были подписать Минские соглашения о прекращении боевых действий на Донбассе с представителями непризнанных Луганской и Донецкой Народных Республик.

Виды признания (по объекту):

Непризнание правительства может заменятся разрывом дипломатических отношений и ранее заключенных договоров. Например, СССР в 1939-1979 не признавал правительство Испании, а в 1973-1990 - правительство Чили. (Коротко о событиях в Чили, предшествующих разрыву дипломатических отношений, можно прочитать здесь - Другие 9/11 )
3. Признание правительств в эмиграции (изгнании);

Например, во время Второй мировой войны правительства Норвегии, Бельгии, Польши, Чехословакии, Греции, Люксембурга, Нидерландов, Норвегии и Югославии, после оккупации их стран войсками нацистской Германии, эвакуировались в Великобританию и были признаны государствами антигитлеровской коалиции в качестве законных правительств, представляющих народы, борющиеся за освобождение.

4. Признание организации представителем народа, борющегося за свою свободу и независимость.
Например, в годы Второй мировой войны созданный в Лондоне французским генералом Шарлем де Голлем (будущим Президентом Франции) комитет национального освобождения «Сражающаяся Франция», был признан правительствами государств антигитлеровской коалиции органом руководства французов, боровшихся против немецкой оккупации. При этом на части французской территории, не оккупированной гитлеровской Германией, существовало Французское государство, возглавляемое героем Первой мировой войны маршалом Петеном, который провозгласил политику сотрудничества (коллаборации) с нацистами. С легкой руки Петена коллаборационистами во всем мире стали называть тех, кто предал интересы своей страны и своего народа. После освобождения Франции Петен, несмотря на былые заслуги, был приговорен к смертной казни, замененной пожизненным заключением.

Вопрос 3. Правопреемство и его виды. Конвенции.
Международное правопреемство - это переход прав и обязанностей от одного субъекта международного права к другому вследствие возникновения или прекращения существования государства либо изменения его территории.

Институт международного правопреемства – это обособленная группа правовых норм, регулирующих отношения, возникающие при переходе прав и обязанностей от одного субъекта международного права к другому вследствие возникновения или прекращения существования государства либо изменения его территории.

Основные теории правопреемства:

1. "Tabula rasa" (Табула раса, лат. «чистая доска») - предусматривает, что новое государство не связано международными договорами государства-предшественника, за исключением договоров о государственных границах.

2. "Универсального правопреемства" - предусматривает, что международные праве и обязанности переходят от предшественника к преемнику в полном объёме.

Это два полярных подхода. Существует большое количество промежуточных теорий.

В рамках института международного правопреемства также существует теория и практика противоположного явления – правопродолжательства.

Континуитет (правопродолжательство) - непрерывность государства, как субъекта международного права и его международных прав и обязанностей, когда государство берет (переносит) на себя все международные права и обязанности ранее существовавшего государства. Например, Россия является правопродолжателем СССР.

Основные источники института правопреемства:

- Конвенция о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов, 1983г.

- Статьи о гражданстве физических лиц в связи с правопреемством государств, 2000г., одобрены резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН.

- Европейская конвенция о гражданстве, 1997.

Случаи правопреемства:

Социальная революция – это быстрое коренное преобразование общества, направленное на устранение препятствий общественному развитию и установление нового более прогрессивного экономического и политического устройства общества.

Например, буржуазные революции: Английская (1642-1688), Великая французская революция (1789-1799) и др., открывшие путь для развития капитализма и переходу от ручного труда к машинному. Социалистические революции: Октябрьская революция в России (1917), Китайская (1949), Кубинская(1959) и др., пытавшиеся создать общество, основанное на принципах социальной справедливости.

Не путать с переворотом – антиконституционным силовым переходом власти от одной политической группы к другой не затрагивающим основы экономической и политической системы.

Основные объекты правопреемства:

4. Гражданство физических лиц.

Особенности правопреемства гражданства физических лиц:

- лицо, имевшее гражданство государства предшественника, должно иметь право на гражданство одного из новых государств;

- государство обязано без неоправданной задержки принять необходимое законодательство, касающееся гражданства.

Для тех, у кого хватило сил дочитать – видеоклип на самую первую песню группы "Тату"


Посвящена агрессии НАТО против Югославии в 1999, когда Россия не смогла помочь дружественному народу и государству.

К гражданско-правовым отношениям с иностранным элементом с участием государства правила настоящего раздела применяются на общих основаниях, если иное не предусмотрено з/д-ными актами РБ.

Государство, как правило, является субъектом международного публичного права. Вместе с тем в ряде случаев государство может вступать в немежгосударственные имущественные правоотно­шения с юридическими и физическими лицами других государств. Например, государство может заключать сделки имущественного характера с иностранными юридическими лицами, в частности, при строительстве здания для посольства на территории иностранного государства. Оно вправе быть участником гражданско-правовых отношений с иностранным элементом при аренде земельного участка, найме жилого дома и т.д. Кроме того, государство может за границей выступать в качестве наследника выморочного имущества, оставшегося после смерти гражданина. Такого рода отношения регулируются нормами международного частного права.

Государство, являясь субъектом международного частного права, остается суверенным образованием. Суверенитет является неотъемлемым свойством каждого государства, которое имеет право свободно, по собственному усмотрению решать внутренние и внешние дела.

Ни одно государство не может осуществлять свою власть в отношении другого государства. В международном праве это положение выражено известной формулой "равный не имеет власти над равным".

Принцип суверенного равенства государств закреплен в Уставе ООН (ст. 2) и других международных актах. Суть Данного принципа состоит в том, что государства осуществляют права в соответствии со своим суверенитетом. Каждое государство обязано уважать правосубъектность других государств. Все государства юридически равны.

Имущество, принадлежащее суверенному государству, пользуется иммунитетом. В отношении его не могут быть применены какие-либо административные или иные меры со стороны другого государства.

Иммунитет государства вытекает из общепринятых начал международного права, получил закрепление в законодательстве и судебной практике многих стран. Нормы об иммунитете государства содержатся в ряде многосторонних международных договоров (Женевская конвенция 1958 г. об открытом море, Венская конвенция 1961 г. о дипломатических сношениях и др.). Действует Европейская конвенция 1972 “Об иммунитете государств” (вступила в силу с июня 1976 г.). Иммунитет государства не носит императивного характера, государство может от него отказаться. Такой отказ, например, может быть предусмотрен в соответствующем двустороннем договоре. Так, в некоторых торговых соглашениях РБ предусматривается, что внешнеторговые сделки, заключенные на территории иностранного государства торговом представительством РБ, т.е. органов белорусского государства, подлежат юрисдикции иностранного государства и будут разрешаться в соответствии с его правом.

В соответствии с Европейской конвенцией 1972 г. об иммунитете государств иммунитет не признается, если имеется согласие государства на неприменение к нему правил об иммунитете.

В международном частном праве различают следующие виды иммунитета государства: судебный иммунитет и иммунитет государственной собственности.

а) неподсудность одного государства суду другого государства;

б) иммунитет от предварительного обеспечения иска;

в) иммунитет от принудительного исполнения судебного решения.

Неподсудность одного государства суду другого государства означает, что иски к иностранному государству не могут рассматриваться без его согласия в судах другого государства. Ни одно государство не может принудить другое государство быть в его судах ответчиком по делу: "равный над равным не имеет юрисдикции ".

Иммунитет от предварительного обеспечения иска заключается в том, что в порядке обеспечения иска имущество иностранного государства не может быть подвергнуто мерам принудительного характера со стороны другого государства. Меры такого обеспечения возможны лишь в случае прямого выраженного согласия на это со стороны данного иностранного государства.

Наконец, иммунитет от принудительного исполнения судебного решения означает, что нельзя в принудительном порядке исполнять судебное решение, вынесенное против иностранного государства, без его согласия.

Судебный иммунитет не означает, что одно государство не может выступать в суде другого государства в качестве истца (заявителя) по делу. Однако обращение с иском в суд другого государства автоматически не влечет признания подсудности в отношении встречного иска. Если государство-истец не давало такого согласия, то к встречному иску должны применяться общие положения о судебном иммунитете.

На территории РБ иностранное государство пользуется судебным иммунитетом.

Иммунитет государственной собственности заключается в особом режиме такой собственности. Государственная Собственность пользуется неприкосновенностью, она не может быть без согласия государства-собственника подвергнута отчуждению, аресту и другим мерам принудительного характера. Государственную собственность одного государства нельзя насильно удерживать на территории другого государства. Заявление государства о принадлежности ему соответствующей собственности не может быть оспорено в юрисдикционных органах другого государства.

Необходимо признать, что государственные морские торговые суда представляют собой особую категорию государственной собственности. В открытом море они подчиняются закону флага судна, в иностранных внутренних и территориальных водах - юрисдикции прибрежного государства. Эта юрисдикция распространяется на команду такого судна, но она не может осуществляться для ареста или задержки судна в иностранном порту в связи с предъявлением иска в суде или во исполнение судебного решения. Иммунитет государственных морских торговых судов предусмотрен рядом торговых соглашений.

К частным морским торговым судам могут предъявляться иски в судебных органах иностранного государства. Такие суда могут быть задержаны в порядке обеспечения иска, на них может быть обращено взыскание на общих основаниях.

Судебный иммунитет и иммунитет государственной собственности тесно связаны между собой. В основе их лежит суверенитет государства.

В последние годы произошли серьезные изменения в практике применения иммунитета государства. Широкое распространение получила теория так называемого функционального (ограниченного) иммунитета, согласно которой, если государство как частное лицо занимается коммерческой деятельностью, то оно иммунитетом не пользуется. В этих случаях к государству могут быть предъявлены иски в суде и на его собственность распространяются меры принудительного характера.

По заключению Комиссии международного права ООН теория функционального иммунитета находит признание во многих странах. Суды Австрии, Бельгии, Греции, Италии, Канады, ФРГ, Швейцарии и других государств принимают к своему рассмотрению иски, касающиеся коммерческой деятельности иностранного государства, при совершении ими действий частно-правового характера. В судебных решениях указывается, что в этих случаях государство выступает не как суверен, поэтому судебным иммунитетом не пользуется. Теория функционального иммунитета закреплена в ряде многосторонних международных договоров. К их числу относится Брюссельская конвенция 1926 г. для унификации некоторых правил, относящихся к иммунитету государственных торговых судов. В этой конвенции участвует более 20 государств (Бельгия, Голландия, Греция, Дания, Испания, Италия, Норвегия, Польша, Румыния, Франция, ФРГ, Швеция, Япония и др.). К этим м/н договорам принадлежит также Европейская конвенция 1972 г. об иммунитете государств.

Назрела необходимость принятия в РБ законодательного акта, который при определенных условиях ограничивал бы иммунитет иностранного государства. В частности, в этом акте следовало бы закрепить те области деятельности иностранного государства на территории РБ, с которыми закон связывает утрату права на иммунитет.

Субъекты международного права – это участники международных отношений, обладающие международными правами и обязанностями, осуществляющие их на основе международного права и несущие в необходимых случаях международно-правовую ответственность.

Международная правосубъектность – это подчиняемость субъекта непосредственному воздействию международного права, обладание международными правами и обязанностями и способность участвовать в международных правоотношениях.

Субъекты международного права делятся на основные (первичные) и производные (вторичные).

Первичные субъекты никто не создает в качестве таковых. Их появление – объективная реальность. Результат естественно-исторического процесса. К первичным субъектам относятся государства и, в определенных случаях, нации и народы. Они обладают международной правосубъектностью в полном объеме в силу самого факта своего существования.

Производные субъекты создаются первичными. Объем их международной правосубъектности определяется создателями и, как правило, фиксируется в международных договорах. К производным субъектам относятся межправительственные международные организации (ООН, СНГ, НАТО и др.) и государство-подобные образования (Ватикан, Мальтийский орден).

Некоторые ученые относят к субъектам международного права индивидов, так как в последние годы индивиды получили доступ в международные органы по защите прав человека (Комитет по правам человека, Европейский суд по правам человека и др.) в качестве петиционеров, истцов и ответчиков. Другие ученые отрицают наличие у индивидов международной правосубъектности.

Государства стоят среди субъектов международного права на первом месте. Во-первых, государство – это главная политическая организация современного общества. Во-вторых, государства являются основными создателями и гарантами соблюдения норм международного права. В-третьих, над государствами в международных отношениях нет такой власти, которая могла бы диктовать им правила поведения в отношениях друг с другом. В-четвертых, государства юридически не подчинены друг другу.

Неотъемлемым качеством государства как субъекта международного права является суверенитет. Государственный суверенитет – это верховенство государства в пределах своей территории и его независимость в международных отношениях. Суверенитет возникает вместе с государством. Его символы – герб, флаг и гимн, отражающие исторические, географические и национальные особенности (см. ст. 19 Конституции Республики Беларусь). Суверенитет обуславливает равную правосубъектность всех государств независимо от их территории, населения, экономического развития и военной мощи. Государство – единственный субъект международного права, обладающий суверенитетом.

Современное международное право ограничивает государственный суверенитет в некоторых областях.

1) В прошлом важнейшим атрибутом суверенитета государства было право на войну против других государств. Теперь развязывание агрессивной войны – тяжкое международное преступление.

2) Раньше права человека входили исключительно во внутреннюю компетенцию государств. Теперь защита прав и свобод человека находится под контролем международного права.

3) Некоторые атрибуты государственного суверенитета все более передаются государствами международным организациям (Европейский Союз).

Государства как субъекты международного права могут заключать международные договоры, иметь свои официальные представительства в других государствах, участвовать в работе международных конференций и международных организаций. Так, Республика Беларусь имеет дипломатические отношения более чем со 160 государствами; имеет официальные представительства более чем в 40 из них; является одним из учредителей Организации Объединенных Наций и Содружества Независимых Государств; состоит в ряде других международных организаций (Евразийское экономическое сообщество, Организация договора о коллективной безопасности, Международная организация уголовной полиции (Интерпол) и др.); заключает международные договоры по различным вопросам (см. ст. 8 Конституции Республики Беларусь).

Международное право - это система принципов и норм, которая регулирует отношения между субъектами международного права. Это общее определение современного международного права. Если переходить к содержанию международного права в зависимости от вида деятельности, то можно увидеть различное наполнение этого понятия: для студента международное право представляет собой учебную дисциплину со стройной системой изложения и последовательностью материала, для сотрудника правового департамента министерства международное право рассматривается как механизм принятия решений, требующий не только понимания норм международно-правового акта, но и учета конкретных интересов, для научного работника международное право - это комплекс знаний о закономерностях развития и функционирования международного права, в котором с необходимостью присутствуют различные логические операции - идеализация, абстрагирование, сравнение, то есть научный подход имеет свои цели и задачи, для владельцев бизнеса, акционеров и инвесторов международное право представляют собой правила, помогающие планировать ведение коммерческой деятельности и иметь гарантии защиты своих капиталовложений. Таким образом, несмотря на единое понятие, у каждого возникает свой образ международного права в зависимости от той позиции в социальной системе, в которой он находится. Поэтому общее определение международного права подходит как нельзя лучше, потому что в нём выражена сущность этого явления, которая ни у кого не вызывает возражений.Что означают следующие признаки определения международного права "система принципов и норм", "отношения" и "субъекты международного права"? И почему следует говорить о "современном международном праве"?"Система принципов и норм" означает, что международное право имеет определенную структуру и целостность. В основе этой системы лежат основные принципы международного права, которые являются правовым фундаментом всех международных отношений: неприменение силы или угрозы силой, невмешательство в дела, входящие во внутреннюю компетенцию государств, обязанность государств сотрудничать друг с другом, равноправие и самоопределение народов, суверенное равенство государств, добросовестное выполнение обязательств по международному праву, нерушимости государственных границ, территориальной неприкосновенности государств, уважение прав человека и основных свобод. Эти нормы-принципы являются императивными и безусловными к исполнению. Практическая значимость данных принципов заключается в том, что они являются критериями правомерности поведения субъекта международного права на международной арене. Эти принципы закреплены в Уставе ООН, Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН и Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года."Отношения". Предметом международного права выступают международные отношения. Стоит пояснить, что международное право делится на две группы: международное публичное право (собственно, международное право) и международное частное право. Разница между этими группами существенная: по субъектам, по источникам, по порядку разрешения споров и др. В международном публичном праве под "отношениями" понимаются межгосударственные отношения, то есть взаимодействие публичных властей, а международное частное право занимается семейными, трудовыми, коммерческим вопросами. Таким образом, говоря о международном праве стоит иметь ввиду, что речь идет именно о межгосударственных отношениях, то есть таких, где ключевую роль играет государственная власть в различных её проявлениях.И разговоры об умалении или размывании государственного суверенитета беспочвенны. Суверенитет имеет две стороны, внутреннюю, то есть право государства формировать внутренние нормы и правила и внешнюю, а именно - независимость во внешних сношениях. Упоминают и такую фразу "государство лишилось части своего суверенитета". Но если познакомиться с Конституциями государств, то абсурдность этой фразы станет очевидной, поскольку носителем суверенитета является народ. То есть, передавая свой суверенитет, государство передает часть народа. Налицо абсурд. Если уж государство и может что-то делегировать, то полномочия, но в любой момент может их вернуть. Суверенитет - неразделимая категория, на защите которой стоит международное право. К "субъектам международного права" относятся участники межгосударственных отношений. главным из них выступает государство как основной субъект международного права. Следует также включить в состав международные межправительственные организации (форма межгосударственного сотрудничества), нации, борющиеся за свою независимость в соответствии с международным правом и государственно-подобные образования, например, Святой Престол (Ватикан). Разного рода международные организации типа Международного Комитета Красного Креста, Совета по финансовой стабильности, Всемирного антидопиногового агентства не имеют международно-правовой природы и не могут быть юридически равны государствам.Таким образом, цель международного права заключается в нормативном упорядочении взаимодействия государственных властей в рамках их общения на международной арене. Само название международного права говорит о равноправном сотрудничестве и независимости государств. Международное право и есть международный порядок, поскольку имеет конкретные формулировки, в отличие, скажем, от терминов "мировой порядок", "глобальный порядок", "планетарное право", которые являются академизмами и очень субъективны по своему наполнению. Международное право - это мера свободы и ограничения в международных отношениях. И в этом его ценность. Такое понимание позволяет выстраивать большое количество комбинаций внешнеполитических действий, что свидетельствует о практическом значении принципов и норм международного права.Международное право не следует путать с внешней политикой. Последняя является определенной системой поведения для достижения конкретных целей. Международное право выступает по отношению к внешней политике с одной стороны как отправная точка (например, Устав ООН), с другой стороны как цель (создание нового международно-правового акта). Поиск баланса между ними - важная составляющая стратегии и тактики поведения государств на международной арене.Говорят и пишут, что международное право часто нарушается, его никто не соблюдает. В этом есть справедливое замечание. Но лишь отчасти. Международное право в основе своей это согласие, договоренность. Поэтому и механизм исполнения договоренностей также остается на усмотрение участников международных отношений. В этом гибкость международного права, которую неверно принимают за недостаток. Из этого следует, что переносить на международное право концепции внутригосударственного права (уголовного, гражданского и др.) значит глубоко заблуждаться. Международное право имеет свои теории и концепции. Далее. Международное право критикуют за слабый механизм ответственности, мол "можно нарушать столько, сколько захочешь и оставаться безнаказанным". Да, международно-правовые механизмы ответственности не столь оперативны и регламентированы, ведь государства хотят оставить своими руки развязанными в международных делах. А если взять отдельные международно-правовые режимы (космос, торговля, инвестиции), то ответственность носит определенные формы: политическая или материальная. Только исторический опыт показывает, что процедуры привлечения к ответственности есть результат проявления политической воли, а действие международного права вторично как инструмента этой воли. В качестве примера торжества международного правосудия можно назвать Нюрнбергский и Токийский трибуналы.Современное международное право это часть Ялтинско-потсдамской системы международных отношений, созданной в середине двадцатого века. В отличие от классического международного права, современные нормы и принципы ясно и недвусмысленно запрещают использовать силу в качестве механизма принуждения и подавления суверенного государства. В основе этого подхода лежит Устав Организации Объединенных Наций. Мир и безопасность - главные цели международного права. Эти цели и Устав ООН ориентир для внешнеполитического курса.Таким образом международное право это гибкий формальноопределенный, обязательный к исполнению, нормативный механизм формирования контуров многополярного мира, в основе которого лежит согласие всех участников международных отношений, целью которого является, во-первых, стабильность и предсказуемость взаимодействия государств как основных субъектов международного права, во-вторых, формирование международного порядка.

Международное право – это особая правовая система, представляющая собой совокупность принципов и норм, регулирующих отношения между государствами и другими субъектами международного права. (Правовая норма – это правило. Принцип – это наиболее важное, общепризнанное правило, отклонение от которого недопустимо.)


Научная дисциплина «международное право» – это совокупность знаний, теорий и идей о международных отношениях.

Учебная дисциплина «международное право» - это совокупность наиболее общих знаний о международных отношениях и о международном праве.

- добровольно принимаются, исполняются и обеспечиваются (в том числе, путем принуждения) самими субъектами МПП.

Сущность международного права:

Право всегда вторично, поскольку первоначально возникают общественны (в нашем случае, международные) отношения, которые требуют регулирования. При выработке международно-правовых норм преимущество имеют государства, обладающие наибольшим экономическим и военно-политическим потенциалом. Например, Устав ООН был принят в 1945 году странами победителями во Второй мировой войне, а постоянными членами Совета Безопасности ООН, стали пять наиболее могущественных в тот период времени государств: СССР, США, Великобритания, Франция и Китай.

Например, Договор об Антарктике, 1959г., Договор о нераспространении ядерного оружия, 1968г., и многие другие.

3. Юридически закрепляет меры, направленные на достижение международного мира и безопасности, обеспечение прав и свобод человека.

Система международного публичного права – это разделение принципов и норм международного права на обособленные отрасли и институты.

Отрасль международного права – это подсистема международного права, представляющая собой совокупность норм и институтов, регулирующих определенную область международных отношений. Институт международного права – это обособленная группа правовых норм, регулирующих однородные отношения внутри одной отрасли права или на их стыке.

Право вооруженных конфликтов и др.

- институт международно-правовой ответственности и др.

Вопрос 2. Понятие и виды субъектов международного публичного права.

Субъект международного права - это независимый участник международных отношений, способный создавать нормы международного публичного права, и обладающий правами и обязанностями, предусмотренными для него международными договорами.

Основные признаки субъекта международного права:

- может создавать нормы международного права.

В науке МПП существуют теории, согласно которым к субъектам международного права относятся международные неправительственные организации, транснациональные корпорации и физические лица, участвующие в международных отношениях. Однако, классический подход предусматривает, что субъектами МПП являются не просто участники международных отношений, а акторы, которые совершают активные действия, направленные на других участников, путем создания международных правовых норм.

Виды субъектов международного права:

1. Независимые государства - п ервичные субъекты МПП.
2. Международные межправительственные организации - вторичные субъекты, создаются государствами (ООН, ОБСЕ, НАТО, МВФ, ЕС, ОДКБ, ЕАЭС, ШОС, ИКАО, Интерпол и др.).

3. Народы, борющиеся за свою свободу и независимость - могут становиться субъектами МП, в качестве временной формы существования государств, находящихся в процессе формирования и становления.
Основные условия признания субъектом МПП народа, борющегося за свободу и независимость:

- соблюдение норм международного права.
4. Государственно-подобные образования. Например, Ватикан - Святой Престол. Ранее подобный статус имели Западный Берлин (1971-1990), «Вольные города» – Краков (1815–1846), Данциг (1920—19З9), Свободная территория Триест (1947–1954) и др.

Международная правосубъектность — способность субъекта международного права быть участником международных правоотношений и создавать нормы международного публичного права. Содержание правосубъектности выражается и конкретизируется через правоспособность, дееспособность и деликтоспособность.

Международная правоспособность - э то способность субъекта международного права иметь субъективные права и юридические обязанности.

- с момента вступления в силу международного договора о создании межправительственной организации или определяющего статус государственно-подобного образования;

- с момента признания организации, возглавившей национально-освободительное движение народа.

Международная дееспособность – это способность субъекта международного права самостоятельно приобретать, осуществлять и прекращать свои международные права и обязанности.
Международная деликтоспособность – это способностью субъекта международного права нести за свои действия юридическую ответственность, предусмотренную международными договорами.

Виды международной правосубъектности:

Отраслевая - способность быть участниками международных правоотношений в определенной области (политической, экономической, культурной, научно-технической, правовой и др.), характерна для международных организаций.

Специальная (ограниченная) правосубъектность – способность быть участником только определенного круга правоотношений или отказ от участия в отдельных видах международных правоотношений.

Статусом специальной (ограниченной) правосубъектности обладают:

- народы, борющиеся за свободу и независимость

Вопрос 3. Источники международного права

– это совокупность документов, содержащих нормы международного права, или выражение воли субъектов международного права иным способом.

Основные источники:

1. Международные конвенции (договоры, соглашения, пакты, протоколы, уставы, обмен нотами и др., важнейшим из которых является Устав ООН).

- это укоренившееся в международной практике правило правомерного поведения, которое соблюдается фактически (т.е. повторяется постоянно и однообразно в одинаковых случаях) и воспринимается как особая норма международного права. Например, неприкосновенность глав государств.

- наиболее важные юридические правила, присущи всем правовым системам. Например, постулаты римского права.

- основные принципы международного права.

Производные (вторичные) источники:

Например, Международная организация гражданской авиации (ИКАО), Международная морская организация (ИМО), Международный союз электросвязи (МСЭ), Всемирная метеорологическая организация (ВМО) и др. вправе принимать технические правила, регламенты и стандарты, которые становятся обязательными для государств-членов.

Вспомогательные источники:

2. Доктрины наиболее квалифицированных специалистов различных наций.

Вопрос 4. Соотношение международного и внутригосударственного права.

1. Монистические концепции – предполагают наличие единой системы права, включающей международные и внутригосударственные правовые нормы, и предусматривают:

- либо примат (верховенство) международных правовых норм (точка зрения XX-XXI веков).

2. Дуалистические концепции – предполагают наличие самостоятельного международного права и самостоятельного внутреннего права государств, и предусматривают:

В настоящее время приоритет МПП закреплен в законодательстве Франции, Испании, ФРГ, Японии, Италии, Греции, России, США и других стран. Так, ст.6 Конституции США предусматривает, что все договоры, которые заключены или будут заключены Соединенными Штатами, являются высшими законами страны, и судьи каждого штата обязаны к их исполнению, хотя бы в Конституции и законах отдельных штатов встречались противоречащие постановления.

Взаимное влияние международного и внутреннего права обусловлено:

- развитием международного сотрудничества и глобализацией экономики, что привело к необходимости интеграции и унификации внутреннего законодательства.

Механизмы влияния внутригосударственного права на международное:

2. Отражения в международных нормах воли и интересов государств, ранее закрепленных во внутреннем законодательстве.

Например, в ХХ веке на международное право огромное влияние оказало внутреннее право СССР, провозгласившее равенство мужчин и женщин, всеобщее избирательное право, права на труд и на отдых, на социальное обеспечение, на охрану здоровья и на образование, на жилище и т.п., что получило свое развитие во Всеобщей декларации прав человека, 1948г. и в последующих международных конвенциях о правах человека. Реализованное в Конституции СССР право наций на самоопределение было закреплено в Уставе ООН, 1945г.

Механизмы влияния международного права на внутригосударственное право:

1. Имплементация (внедрение) норм международного права во внутреннее законодательство государств. Основные формы имплементации:

- инкорпорация – включение или объявление к исполнению международно-правового акта соответствующим актом национального законодательства;

- трансформация – переработка (переформулирование) международно-правовой нормы в норму внутригосударственного правового акта.
2. Исполнение решений международных органов и судов, влекущих корректировку внутреннего законодательства государств.

(См. Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 года N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации")
3. Учет интересов мирового сообщества в целях поддержания международного мира и безопасности.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: