В чем причины смены тоталитарных государств правовыми

Обновлено: 25.04.2024

Возникновение тоталитарных режимов 20-го века было обусловлено рядом следующих обстоятельств:
1. Нарастание могущества идеологий. Тоталитаризм предполагает установление в качестве обязательной одной, единственной идеологии. В ситуации ожесточенной борьбы политических доктрин в начале 20-го века, победа одной из них увеличивала вероятность установления идеологической монополии.
2. Ломка структуры традиционных и меняющихся обществ. Тоталитаризм возникает на руинах прежнего социального уклада. Новой интегрирующей силой, при этом, становится тотальная идеология. Рухнувшие своды царской России и кайзеровской Германии позволили на выжженной хаосом земле выстроить цитадели устрашающей силы, которых не знала История - советский и нацистский тоталитаризм.
3. Кризис религии, науки. Реконструкция общества (что является целью тоталитаризма) предполагает, прежде всего, реконструкцию сознания человека. Однако рождению новых стереотипов поведения и восприятия должно предшествовать очищение сознания людей от старых ориентаций - от их духовных "точек опоры". Нигилизм, скепсис, атеизм блестяще справились с этой задачей. Феномен вождизма (непреложный атрибут тоталитарного общества) также связан – через усиление эффекта толпы - с утратой традиционной системы самоограничения и самодисциплины.
4. Общая милитаризация международных отношений. После первой мировой войны - казавшейся тогда апофеозом механизированного истребления народов - каждое государство считало необходимым превратить себя в крепость, ощетинившуюся всеми доступными средствами уничтожения. Однако адекватная уровню тогдашних угроз военная мобилизация общества требовала принципиальных изменений в организации производительных сил. Наилучшим образом с этой задачей справились СССР с его тотальной централизацией экономики и нац. Германия с олигархической полувоенной организацией экономической сферы.
Попробуем оценить текущее положение с учетом приведенного перечня обстоятельств:
1.Концу 20-го, началу 21-го веков присуща утрата веры в современные идеологии. Компромиссы между различными доктринами не позволят одной из них превратиться в гегемона общественных отношений. Однако увеличивается линия разлома между различными культурно-религиозными укладами. Очевидно, именно «цивилизационные» блоки раздуют пожар нового мирового противостояния. Возможно, на почве этого будет создан некий гибрид идеологической и теократической диктатуры.
2.То, что современные общества продолжают разлагать свое культурное наследие не вызывает сомнение (во всяком случае, у большинства людей) . Европа обрушивается под тяжестью своего величественного строения, ибо уже не может примирить достижения научного прогресса с небесспорными достижениями гуманизма и терпимости. Протестантская Северная Америка более не способна сдерживать натиск порожденного ею же КУЛЬТУРНОГО ГЕНОЦИДА. Про Россию вообще промолчим… Да, это питательная среда для современного аналога тоталитаризма!
3.Вопреки оценкам Хантингтона, считаю, что религиозный реннесанс сейчас может наблюдаться только в традиционных мусульманских странах. Однако, я не исключаю возникновение «христианской реакции» . И тогда нам предложат не сменить религию на светское учение в форме идеологии, как было в начале 20-го века, а заполнить свое сознание новой радикальной теократической доктриной.
4.Милитаризация общественных отношений пока ещё не достигла своего апогея, но и не отошла на второй план в текущей повестке дня. В этом плане исключение составляют опять же Иран и прочие «столпы» исламистско-националистического уклада. Футурологи также считают, что в современных обществах расширились возможности для тотальной слежки за людьми, благодаря новейшим техническим достижениям. Но, поскольку эти устройства, видимо, сильно засекречены, мне трудно судить об их роли в организации жизни общества, не впадая в конспирологию. )))
Итак, мой прогноз: 70% вероятности возникновения в ближайшие 100 лет аналога тоталита

Не влезло -закончу: 70% вероятности возникновения в ближайшие 100 лет аналога тоталитарных режимов – я бы их назвал мобилизационными режимами религиозно-националистической направленности. А жаль. Хочется мира.

не только возможно, но и НЕИЗБЕЖНО!
тоталитарный режим, конечно несет в себе множество недостатков, но это меньшее из зол, которые может вообразить, и главное воплотить на деле недоразвитое человечество.

В теория систем доказывается, что в в сложной системе в условиях недостатка энергии происходит сдвиг к централизации управления. Так что будущее - за тоталитарными формами управления.

Еще как возможно. Тоталитаризм существовал и будет существовать, пока найдется один человек способный ради власти на все, и ненайдутся люди способные его остановить, это ести смотреть с точки зрения людей, если говорить об обществе, то мне кажется, что только сильное, образованное, гражданское (не смотря на все заезжиность этого термина) общество может быть более или менее защищенно от возникновения тоталитаризма (и то не гарантия)

Тоталитаризм не возникает случайно, даже будучи своеобразной аномалией,
он имеет свои социальные предпосылки и причины. К важнейшим из них
относятся:
1. Само индустриальное общество, усложнение общественных связей и
взаимозависимости;
2. Нарастание рационализма и организованности в жизни общества, новые
возможности для манипулирования общественным сознанием; (радио,
телевидение, средства связи, СМИ и т. д.) ;
3. Появление монополий и их срастания с государством (тоталитаризм -
высшая их ступень, всеобъемлющая монополия) ;
4. Этатизация общества, усиление в общественном сознании культа
Государства (здесь сказалось влияние двух мировых войн, когда резко
усилилось государственное вмешательство в экономику и общественную жизнь) ,
распространение коллективистских взглядов;
5. Массовая эмоциональная уверенность в возможности быстрого улучшения
жизни с помощью планирования и рациональных преобразований
6. Массовая психологическая неудовлетворённость отчуждением личности
при капитализме, её незащищенностью и одиночеством. Тоталитарные движения
дают иллюзию приобщения к "вечным ценностям": классу, нации, государству,
величественной сакральной Власти;
7. Острые социально-экономические кризисы ведут к маргинализации
общества, появлению многочисленных люмпенских и полулюмпенских слоев, особо
восприимчивых к тоталитарной идеологии и склонных к политическому
радикализму;

Возникновение тоталитарных режимов 20-го века было обусловлено рядом следующих обстоятельств: 1. Нарастание могущества идеологий. Тоталитаризм предполагает установление в качестве обязательной одной, единственной идеологии. В ситуации ожесточенной борьбы политических доктрин в начале 20-го века, победа одной из них увеличивала вероятность установления идеологической монополии. 2. Ломка структуры традиционных и меняющихся обществ. Тоталитаризм возникает на руинах прежнего социального уклада. Новой интегрирующей силой, при этом, становится тотальная идеология. Рухнувшие своды царской России и кайзеровской Германии позволили на выжженной хаосом земле выстроить цитадели устрашающей силы, которых не знала История - советский и нацистский тоталитаризм. 3. Кризис религии, науки. Реконструкция общества (что является целью тоталитаризма) предполагает, прежде всего, реконструкцию сознания человека. Однако рождению новых стереотипов поведения и восприятия должно предшествовать очищение сознания людей от старых ориентаций - от их духовных "точек опоры". Нигилизм, скепсис, атеизм блестяще справились с этой задачей. Феномен вождизма (непреложный атрибут тоталитарного общества) также связан – через усиление эффекта толпы - с утратой традиционной системы самоограничения и самодисциплины. 4. Общая милитаризация международных отношений. После первой мировой войны - казавшейся тогда апофеозом механизированного истребления народов - каждое государство считало необходимым превратить себя в крепость, ощетинившуюся всеми доступными средствами уничтожения. Однако адекватная уровню тогдашних угроз военная мобилизация общества требовала принципиальных изменений в организации производительных сил. Наилучшим образом с этой задачей справились СССР с его тотальной централизацией экономики и нац. Германия с олигархической полувоенной организацией экономической сферы. Попробуем оценить текущее положение с учетом приведенного перечня обстоятельств: 1.Концу 20-го, началу 21-го веков присуща утрата веры в современные идеологии. Компромиссы между различными доктринами не позволят одной из них превратиться в гегемона общественных отношений. Однако увеличивается линия разлома между различными культурно-религиозными укладами. Очевидно, именно «цивилизационные» блоки раздуют пожар нового мирового противостояния. Возможно, на почве этого будет создан некий гибрид идеологической и теократической диктатуры. 2.То, что современные общества продолжают разлагать свое культурное наследие не вызывает сомнение (во всяком случае, у большинства людей) . Европа обрушивается под тяжестью своего величественного строения, ибо уже не может примирить достижения научного прогресса с небесспорными достижениями гуманизма и терпимости. Протестантская Северная Америка более не способна сдерживать натиск порожденного ею же КУЛЬТУРНОГО ГЕНОЦИДА. Про Россию вообще промолчим… Да, это питательная среда для современного аналога тоталитаризма! 3.Вопреки оценкам Хантингтона, считаю, что религиозный реннесанс сейчас может наблюдаться только в традиционных мусульманских странах. Однако, я не исключаю возникновение «христианской реакции» . И тогда нам предложат не сменить религию на светское учение в форме идеологии, как было в начале 20-го века, а заполнить свое сознание новой радикальной теократической доктриной. 4.Милитаризация общественных отношений пока ещё не достигла своего апогея, но и не отошла на второй план в текущей повестке дня. В этом плане исключение составляют опять же Иран и прочие «столпы» исламистско-националистического уклада. Футурологи также считают, что в современных обществах расширились возможности для тотальной слежки за людьми, благодаря новейшим техническим достижениям.

Тоталитарные режимы [21.03.14]

Актуальность темы исследования обусловлена значимостью политического режима в жизнедеятельности той или иной страны. Ведь политический режим - характеристика не только государства, но и всей политической системы: отношения между людьми по поводу государственной власти и отношения людей с государственной властью разворачиваются именно в сфере политической системы. Изменение политического режима обычно приводит к резкому изменению внутренней и внешней политики государства.

Исследование политического режима позволяет составить реальное представление о реализации политической власти, степени свобод и правовом положении личности в конкретной стране в определенный исторический период времени. Особую актуальность в данном контексте представляет исследование особенностей тоталитарных режимов, так как, учитывая огромные потери, которое понесло человечество в связи с тоталитаризмом, в настоящее время существует необходимость разработки политико-правовых механизмов, исключающих возможность появления новых тоталитарных режимов. Поэтому феномен тоталитаризма не перестает приковывать к себе внимание зарубежных и отечественных исследователей, оставаясь одним из центральных объектов изучения современной политической науки.

Цель данной работы – рассмотреть тоталитарные режимы.

Поставленная цель конкретизируется при помощи следующих задач:

  1. определить сущность, истоки и условия возникновения тоталитарных режимов;
  2. проанализировать концепцию «тоталитарного синдрома» К. Фридриха и Зб. Бжезинского;
  3. рассмотреть коммунизм как тип тоталитарного политического режима.

1. Сущность, истоки и условия возникновения тоталитарных режимов

Термин «тоталитаризм» (от лат totus – «весь, целый, полный») впервые в политический лексикон ввел итальянский философ Д. Джентиле, который считал, что первостепенной ролью государства в обществе является претворение в жизнь национального предназначения. И поскольку государство реализует в жизнь судьбу нации, оно должно обладать неограниченной властью и быть тоталитарным. В политический лексикон этот термин вошел после речи Б. Муссолини в 1925 г., в которой он использовал само понятие «тоталитарное государство». С этого времени начинается становление тоталитарного строя в Италии, затем в СССР в годы сталинизма и в гитлеровской Гер­мании с 1933 г.

В настоящее время под тоталитаризмом понимают «политический режим, основанный на стремлении руководства страны подчинить уклад жизни людей одной, безраздельно господствующей идее и организовать политическую систему власти так, чтобы она помогала реализации этой идеи».

В каждой из стран, в которых возникал и развивался тотали­тарный режим, он имел свои особенности. Вместе с тем есть общие черты, которые характерны для всех форм тоталитаризма и отражают его сущность:

1. Абсолютное (тотальное) господство над обществом и человеком. Обеспечивается, как правило, сочетанием политического господства с идеологическим порабощением, вся власть сосредоточивается в руках политического лидера харизматического типа, вождя, присоединяющего к своим политическим атрибутам властвования еще суеверное поклонение граждан, что достигается путем сознательного насаждения культа вождя, подавления всякого инакомыслия внутри правящей политической организации.

2. Идеократия в условиях тоталитаризма органически связана с монопольным использованием власть имущими средств массовой информации (СМИ), что позволяет не только господствовать над мыслями граждан, но и обращаться через пропаганду к их чувствам, насаждая угодные власти мифы и мифологию, культы.

3. Проникновение идейно-политического контроля во все сферы жизнедеятельности человека и общества, что неизбежно ведет к стиранию грани между политическим и социальным, к отрицанию водораздела между государственной властью и обществом, к уничтожению всякой автономии индивида и его жизни, что приводит к поглощению гражданского общества государством.

4. Одно из центральных мест отводится системе насилия, механизму репрессий, призванных обеспечивать и поддерживать контроль власть имущих над всем обществом и его гражданами. Страх граждан перед произволом, необоснованными репрессиями - один из важнейших гарантов стабильности тоталитарных систем.

Разумеется, в зависимости от конкретной разновидности тоталитаризма, а также ступеней его развития в той или иной стране, в связи с конкретными условиями жизни названные черты или свойства тоталитаризма реализуются с разной полнотой: одни больше, другие меньше; на одних этапах больше внимания уделяется одним из них, на других – другим.

Изучение общих черт тоталитарных политических режимов делает более доступным понимание условий и путей их возникновения.

Так, практически все исследователи (X. Арендт, К. Фридрих, 3б. Бжезинский, Р. Арон и др.) приходят к выводу, что предпосылки тоталитаризма многообразны и проистекают из разных сфер общественной жизни: хозяйственной, политической, социальной. В их основе - мировоззренческие предпосылки и психологические факторы. И, что особенно важно, в каждой из стран, в которых возник тоталитарный политический режим, наряду с общими предпосылками (характерными для всех тоталитарных стран), имелись и свои, специфические, характерные лишь для данной страны.

Во всем многообразии причин и условий появления тоталитарных политических режимов главную роль, как показывает история, играет глубокая кризисная ситуация, в которой оказывается экономика, да и вся общественная жизнь государства. Так было в Германии накануне прихода к власти Гитлера, в СССР тоталитаризм «стартовал» также в условиях глубокого кризиса.

В числе основных условий возникновения тоталитаризма многие исследователи называют вступление общества в индустриальную стадию, когда резко возросли возможности средств массовой информации, способствующих всеобщей идеологизации общества и установлению всестороннего контроля над личностью. Эта стадия породила монополизацию экономики и одновременно усиление государственной власти, ее регулирующих и контрольных функций. Индустриальная стадия способствовала появлению мировоззренческой предпосылки тоталитаризма, а имен­но формированию коллективистского мировоззрения, сознания, основанного на превосходстве коллективного над индивидуальным.

Важным условием становления тоталитарного режима большинство исследователей считают монопартийность (нацистская партия в Германии, фашистская партия в Италии, коммунистическая партия в Советском Союзе, трудовая партия КНДР и др.). Именно монопартийные государства, по мнению Р. Арона, уже стоят на пороге перехода к тоталитарному режиму, так как только в условиях полипартийности возможно широкое участие общества в политической жизни, монопартийность же приводит к деполитизации общества и в конечном счете к формированию тех «атомизированных масс», которые и составят социальную базу тоталитаризма.

И наконец, важную роль играли политические условия, к которым относятся появление новой массовой партии, резкое усиление роли государства, развитие разного рода тоталитарных движений.

Таким образом, по выражению А.П. Бутенко, тоталитаризм возникает там, где человек и все стороны его жизни и деятельности оказываются под контролем правящей элиты, и где «специфические черты этого политического режима выступают не изолированно, а в органическом единстве как взаимодействующая целостность этих основных черт».

2. Концепция «тоталитарного синдрома» К. Фридриха и Зб. Бжезинского

В 50-е годы ХХ века усилиями таких ученых как К. Фридрих, Зб. Бжезинский, Х. Арендт и др. появилась аналитическая концепция тоталитаризма, обобщающая политическую практику нацистской Германии, фашистской Италии, СССР времен И. Сталина и жестко противопоставляющая ее западной демократии.

Так, К. Фридрих и Зб. Бжезинский в книге «Тоталитарная диктатура и автократия» дали следующую характеристику тоталитарного режима:

1. есть массовая партия, которая осуществляет власть;

2. власть организована недемократическим способом, она выстраивается в жесткую иерархию и замыкается на лидера режима. В нацистской Германии это называлось «фюрер – принципом», который формулировался так: «Приказы - сверху вниз, отчет об исполнении - снизу вверх»;

3. доминирующую роль в политической мобилизации масс играет официальная идеология, являющаяся инструментом навязывания одного и единственного видения мира и приобретающая, в связи с этим, сакральные черты. Тоталитарный режим - обязательно идеологический режим. Причем роль главного идеолога играет сам лидер режима, только ему принадлежит право менять положения «священной идеологии». Весь огромный идеологический и пропагандистский аппарат лишь комментирует, разъясняет и «несет в массы» идеологические постулаты. От населения при этом требуется активное проявление поддержки официальной идеологии и режима, контролируемое властью. Во исполнения этой задачи эти режимы применяют всю мощь современных коммуникационных технологий;

4. беспредельное расширение вмешательства государства в жизнь граждан, включающее всю их деятельность (в том числе экономическую) в объём своего управления и принудительного регулирования. Тоталитарное государство - это всеобъемлющее государство. Оно исходит из того, что самодеятельность граждан не нужна и даже вредна, а свобода граждан опасна и нетерпима;

5. всеобъемлющий террористический полицейский контроль над обществом, призванный пресекать любые проявления даже потенциального инакомыслия и инакодействия,

6. государственный монопольный контроль за СМИ.

К. Фридрих назвал эти характеристики «синдромами тоталитаризма» Только наличие всех этих признаков позволяет, по его мнению, считать ту или иную систему тоталитарной. Четыре признака из шести не могли существовать в промышленно неразвитых обществах, т.е. условия для тоталитарной диктатуры появились в результате промышленных революций. Поэтому К. Фридрих и Зб. Бжезинский определяют тоталитарный режим как «автократию, основанную на современной технологии и массовой легитимизации».

Следует отметить, что «тоталитарный синдром» К. Фридриха и Зб. Бжезинского в последующем подвергался критике за отсутствие системности, хотя другие исследователи повторяли эти признаки в дополненном или уточненном варианте.

Так, И.Н. Рассоха, автор одного из наиболее подробных «реестров» признаков тоталитаризма, дополняет «ядро» «тоталитарного синдрома» К. Фридриха и Зб. Бжезинского такими важными характеристиками как: отсутствие демократических прав и свобод; официальная регламентация всех сторон жизни общества и человека, включая ограничения в одежде, передвижении, проведении досуга и так далее; агрессивный характер внешней политики, сочетающийся с самоизоляцией страны (закрытое общество); милитаризация экономики и всего общества.

3. Коммунизм как тип тоталитарного политического режима

Согласно определению, данному в «Политологическом словаре-справочнике», под коммунизмом (от лат. communis – «общий») понимается «разновидность тоталитарного политического режима».

Коммунистический (левый) тоталитаризм (который в западной социологии, по замечанию Ю.Г. Сумбатяна, называют «сталинским»), впервые возник как политический режим советского типа в 1917 г. и основывался на идеологии марксизма-ленинизма, утверждавшей возможность построения коммунистического бесклассового общества, необходимость отмены частной собственности, введения плановой экономики, установления диктатуры пролетариата и пр.

Также к левой разновидности тоталитаризма – коммунистическому тоталитаризму – принято относить коммунистический режим Северной Кореи, признаваемой идеологическим детищем Советского Союза, правление Мао Цзэдуна в Китае, Кубинскую республику.

При этом по мнению В.А. Ачкасова, В.А. Гуторова, могут быть выделены следующие основные характеристики коммунистических тоталитарных режимов:

  • коренная ломка отношений собственности и тотальное регулирующее вмешательство государство в экономику, перестройка социальной структуры общества;
  • происходящая в связи с этим полная замена старых и радикальная трансформация новых политических элит, поскольку воспроизводство, на новой основе, феномена «власти-собственности» приводит к формированию монолитной элиты коммунистического общества – «номенклатуры», ставшей единственным «распорядителем» всей государственной собственности, не только узурпировавшей власть, но и переродившейся в господствующий класс, который эксплуатирует трудящиеся массы;
  • наличие определенных ценностных, идеологических ориентаций: так, например, большевизм унаследовал от русской интеллигенции убеждение, что «истинная» революционная партия должна бороть за социальную справедливость, против самого иерархического принципа; коммунистическая идеология исповедовала этатизм постольку, поскольку государство рассматривалось как средство разрешения классовых противоречий и построения коммунистического общества .

Советский тоталитаризм прошел известные этапы возникновения, утверждения и развития: период военного коммунизма 1917-1921 гг. (тоталитарно-авторитарный тип политического режима); 1921-1929 гг. (авторитарный режим); 1929- 1956 гг. (тоталитарный режим), 1956-1985 гг. (исчезли признаки классического тоталитаризма, но в основном режим оставался тоталитарным).

Источники тоталитаризма в Советском Союзе, считает Ю.Г. Сумбатян, коренятся в исторических условиях развития нашего государства. Авторитарные тенденции и режимы были характерны для России как для евроазиатской страны на протяжении периода от Ивана Грозного до Николая I. Наряду с историческими условиями сыграли свою роль его географическое расположение и уровень культуры многонациональной империи.

Таким образом, коммунистический тоталитаризм наиболее полно отражает характерные черты тоталитарного политического режима. «Здесь все, включая экономическую жизнь, охвачено тотальным контролем. Частная собственность ликвидируется, а следовательно, уничтожается всякая основа индивидуализма и автономии членов общества». Характерными чертами этого режима являются национализация экономики и ее централизованный плановый характер, идеология, основанная на коллективной цели построения «светлого будущего» - коммунизма, сильная государственная власть, контролирующая все стороны жизни общества.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В наиболее общем виде под тоталитаризмом понимается государственная система, которая характеризуется всеобъемлющим вмешательством политической власти во все стороны жизни общества с полным его подчинением правящей элите и осуществлением тотального контроля. Тоталитаризм возникает там, где человек и все стороны его жизни и деятельности оказываются под контролем правящей элиты, и где специфические черты этого политического режима выступают не изолированно, а в органическом единстве как взаимодействующая целостность этих основных черт (этатизация общества, появление тоталитарных движений и партий нового типа - предельно идеологизированных достаточно массовых организаций с жесткой, полувоенной структурой, претендующих на полное подчинение своих членов новым символам веры и их выразителям - вождям, руководству в целом).

К. Фридрих и Зб. Бжезинский предлагают для определения тоталитаризма следующие шесть признаков, совокупность которых они называют «тоталитарным синдромом»: 1) главенствующая идеология, которая охватывает все стороны общественной жизни; 2) наличие единственной партии, которую возглавляет один лидер; 3) наличие террористического полицейского контроля;4) монополия на средства массовой информации и коммуникации; 5) монополия на вооруженные силы; 6) централизованная плановая экономика.

Наиболее полно отражает характерные черты тоталитарного политического режима коммунистический тоталитаризм, основными характеристиками которого являются: национализация экономики, ее централизованный плановый характер, идеология, основанная на коллективной цели построения «светлого будущего», сильная государственная власть, контролирующая все стороны жизни общества.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Арендт Х. Истоки тоталитаризма. – М.: ЦентрКом, 1996. – 672 с.
  2. Бутенко А.П. Социологические вопросы истории и теории тоталитаризма // Общественные науки и современность. - 1998. – № 6. – С. 26 –37.
  3. Бутенко А.П., Миронов А.В. Сравнительная политология в терминах и понятиях: Учеб. пособие для студентов вузов. – М.: НОУ, 1998. – 411 с.
  4. Грязнова А.Г., Звонова Е.А., Завьялов В.Т. Политология: Учебник. – 3-e изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 396 с.
  5. Лавриненко В.Н., Скрипкина Ж.Б., Юдин В.В. Политология: курс лекций. – М.: Волтерс Клувер, 2010. – 519 с.
  6. Политологический словарь-справочник / Д.Е. Погорелый, К.В. Филиппов, В.Ю. Фесенко. - Ростов н/Д: ООО «Наука-Спектр», 2008. - 320 с.
  7. : Учебник / Под ред. В.А. Ачкасова, В.А. Гуторова. – М.: Высшее образование, 2009. – 692 с.
  8. Политология: Учебник / Под ред. В.К.Батурина. – 4-е изд.; перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ, 2012. – 567 с.
  9. Рассоха И.Н. Тезисы о тоталитаризме // Полис. – 1995. - №2. – С. 147-155.
  10. Солодов К.Е. Тоталитарный режим как политико-правовое явление XX века // Молодой ученый. - 2012. - №9. - С. 212 –215.
  11. Сумбатян Ю.Г. Тоталитаризм как категория политической социологии // Социологические исследования. – 1994. – № 1. – С. 13–16.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Тоталитарный политический режим, переход от тоталитаризма к демократии [14.11.13]

1.Сущность, истоки и исторические условия формирования политического тоталитаризма. Основные признаки тоталитаризма.

Термин «тоталитаризм» происходит от латинского слова «totalis», что означает «весь», «целый», «полный». Тоталитаризм - это полный (тотальный) контроль и жесткая регламентация со стороны государства над всеми сферами жизнедеятельности общества и каждым человеком, опирающиеся на средства прямого вооруженного насилия. При этом власть на всех уровнях формируется закрыто, как правило, одним человеком или узкой группой лиц из правящей элиты. Осуществление политического господства над всеми сферами жизнедеятельности общества возможно лишь в том случае, если власть широко использует развитую карательную систему, политический террор, тотальную идеологическую обработку общественного мнения [1].

Значительно раньше тоталитаризм развивался как направление политической мысли, обосновывающее преимущества этатизма (неограниченной власти государства), автократии (от греческого «самовластный», «имеющий неограниченное право»). В далекой древности идеи тотального подчинения индивида государству были реакцией на развившееся многообразие человеческих потребностей и форм разделения труда. Считалось, что примирить различные интересы и тем самым достичь справедливости можно только с помощью сильного государства, которое будет управлять всеми социальными процессами.

Тоталитарные идеи обнаруживаются в политической философии Платона и Аристотеля, Так, для формирования нравственно совершенного человека, по Платону, необходимо правильно организованное государство, которое способно обеспечить общее благо. Для правильно организованного государства главное состоит не в том, «чтобы лишь кое-кто в нем был счастлив, но так, чтобы оно было счастливо все в целом». Ради блага целого, т. е. справедливости, запрещается или упраздняется все, что нарушает государственное единство:

  • запрещается свободный поиск истины;
  • упраздняется семья, частная собственность, поскольку они разобщают людей;
  • государство жестко регламентирует все стороны жизни, в том числе частную жизнь, включая половую;
  • утверждается унифицированная система воспитания (после рождения дети не остаются с матерями, а поступают в распоряжение специальных воспитателей).

Всякий раз, когда в развитии человеческого общества происходили заметные сдвиги в системе разделения труда и появлялись новые группы потребностей, это приводило к определенной потере управляемости социальными процессами. Заметно усложненное и дифференцированное общество далеко не сразу находило адекватные способы регуляции, что вызывало рост социальной напряженности. Власти на первых порах пытались преодолеть возникающий хаос начального этапа структурных изменений системы простыми решениями, поиском идеи, способной объединить все группы общества. Так происходило теоретическое приращение идей тоталитаризма [2].

Позже, в начале XX в., тоталитарная мысль воплотилась в политическую практику в ряде стран, что позволило систематизировать и выделить признаки тоталитаризма, сформулировать его видовую специфику. Правда, практика социально-экономического и политико-культурного развития тоталитарных систем привела ряд ученых к выводу о том, что тоталитаризм представляет собой не только политический режим, но и определенный тип общественной системы. Однако доминирующей в политической науке является трактовка его как политического режима [3].

Термин «тоталитаризм» появился в 20-х гг. XX столетия в Италии, в политическом словаре социалистов. Его широко использовал Бенито Муссолини(1883—1945) - глава итальянской фашистской партии и итальянского фашистского правительства в 1922-1943 гг., который придавал ему положительный смысл в своей теории «органистского государства» (stato totalitario), олицетворявшего мощь официальной власти и призванного обеспечить высокую степень сплочения государства и общества. Муссолини говорил: «Мы первыми заявили, что чем сложнее становится цивилизация, тем более ограничивается свобода личности. »

Однако самые серьезные теоретические попытки этого политического устройства общества были предприняты уже в послевоенное время и основывались на описании сложившегося в действительности гитлеровского режима в Германии и сталинского в СССР. Так, в 1944 г. Ф. Хайек написал знаменитую «Дорогу к рабству», в 1951 г. вышла книга X. Арендт «Происхождение тоталитаризма», а спустя четыре года американские ученые К. Фридрих и 3. Бжезинский опубликовали свой труд «Тоталитарная диктатура и автократия». В этих работах впервые была сделана попытка систематизировать признаки тоталитарной власти, раскрыть взаимодействие социальных и политических структур в этих обществах, обозначить тенденции и перспективы развития данного типа политики [3].

В частности, Ханна Арендт утверждала, что нацизм и сталинизм — новая современная форма государства. Тоталитаризм стремится к тотальному господству внутри страны и вне ее. В качестве характерных черт тоталитаризма выделяла единую идеологию и террор.Причинами возникновения тоталитаризма она называла империализм, породивший расистские движения и претензию на мировую экспансию, превращение европей­ского общества в общество людей, настолько одиноких и дезориентированных, что их можно было легко мобилизовать с помощью идеологии.

Элементы тоталитарного режима:

1) сильно централизованная, монистическая структура власти, в которой господствующая группа «не несет ответственности ни перед каким выборным органом и не может быть лишена власти институциональными мирными средствами». Структура власти в таких режимах имеет пирамидальную форму, вершину которой венчает лидер (вождь) или группа. Все виды власти (законодательная, исполнительная, судебная) фактически сконцентрированы в руках правящей группы или вождя. Непременным условием функционирования пирамидальной структуры власти является сакрализация вождя;

2) монопольная, детализированная идеология, легитимирующая режим и пронизывающая его неким величием исторической миссии. Значение монопольной идеологии в подобных системах велико, поскольку именно она выступает в качестве механизма, формирующего потребности и мотивации индивидов, интегрирует общество вокруг приоритетных целей. С подчинения общества достижению общей для всех идеи, коллективной цели начинает формироваться тоталитарный режим. Сведение всего многообразия потребностей к достижению единой цели не оставляет места для свободы и автономности отдельной личности;

3) активная мобилизация населения на выполнение политических и социальных задач с помощью целого ряда монополистических институтов, включая единственную, массовую партию, которые практически душат в зародыше любую форму автономной общественной и политической организации [4].

В обобщенном виде можно выделить следующие характерные черты тоталитаризма:

— высокая концентрация власти, ее проникновение во все сферы жизни общества. Власть претендует на роль выразителя высших интересов народа; общество отчуждено от власти, но не осознает этого. В тоталитарном сознании власть и народ предстают как единое, неразделимое целое;

— формирование органов власти осуществляется бюрократическим путем и неподконтрольно обществу. Управление осуществляет господствующий слой — номенклатура;

— существует единственная правящая партия во главе с харизматическим лидером. Ее партийные ячейки пронизывают все производственно-организационные структуры, направляя их деятельность и осуществляя контроль. Попытки создания альтернативных политических и общественных объединений подавляются. Происходит слияние госаппарата с аппаратом правящих партий и общественных организаций;

— демократические права и свободы носят декларативный, формальный характер. Вместе с тем государство выполняет определенные социальные функции, гарантируя право на труд, образование, отдых, медицинское обслуживание и пр.;

— в обществе функционирует только одна идеология, претендующая на монопольное владение истиной. Все иные идейные течения подвергаются преследованию, оппозиционные взгляды проявляются преимущественно в форме диссидентства;

— в тоталитарных идеологиях история предстает преимущественно как закономерное движение к определенной цели (мировое господство, построение коммунизма), во имя которой оправдываются любые средства;

— власть обладает монополией на информацию и полностью контролирует средства массовой информации, которые используются для манипулирования общественным сознанием. Политическая пропаганда служит целям прославления режима, сакрализации верховной власти;

— власть располагает мощным аппаратом социального контроля, принуждения и запугивания населения. Репрессивный аппарат имеет особые полномочия;

— государственные органы жестко контролируют экономику, обладая достаточно высокой способностью мобилизации ресурсов и концентрации усилий для достижения узко ограниченных целей, например военного строительства, освоения космоса;

— политическая социализация имеет целью воспитать «нового человека», преданного режиму, готового на любые жертвы во имя «общего дела». Подавляются проявления индивидуальности, насаждаются представления о государстве как источнике распределения всех благ, поощряются угодничество и доносительство;

— государственное устройство носит унитарный характер. Права национальных меньшинств декларируют

Признаки тоталитаризма:

  1. Официальная тотальная идеология;
  2. Однопартийная система;
  3. Монополия на СМИ (средства массовой информации);
  4. Система террористического полицейского контроля;
  5. Монополия на все виды вооруженной борьбы и организованного насилия;
  6. Контроль над экономикой

Разновидности тоталитаризма [4]:

  1. «правый» (национал-социализм – Германия ; фашизм - Италия)
  2. «левый» (коммунизм – СССР)

Коммунистический тоталитаризм наиболее полно отражает характерные черты режима т.е. частная собственность ликвидируется, а следовательно, уничтожается всякая основа индивидуализма и автономия членов общества.

Фашизм – Германия, Италия. Для итальянского фашизма характерно было стремление к возрождению Великой Римской империи. Режим фашистского типа характеризуется воинственным антидемократизмом, расизмом и шовинизмом. Фашизм основывался на необходимости сильной беспощадной власти, которая держится на всеобщем господстве авторитарной партии, на культе вождя.

Национал-социализм – вобрал в себя черты как фашизма, так и коммунистического тоталитаризма. Он отличается от них по целям и социальным приоритетам. Его целью было господство арийской расы – высшей нацией провозглашалась германская.

Тоталитарные режимы существенно затормозили прогресс экономического и социального развития в странах, где эти режимы были господствующими. Во всем многообразии причин и условий появления тоталитарных политических режимов главную роль, как показывает история, играет глубокая кризисная ситуация, в которой оказывается экономика и вся общественная жизнь государства. В СССР тоталитаризм “стартовал” также в условиях глубокого кризиса. В числе основных условий возникновения тоталитаризма многие исследователи называют вступление общества в индустриальную стадию, когда резко возросли возможности средств массовой информации, способствующих всеобщей идеологизации общества и установлению всестороннего контроля над личностью. Эта стадия породила монополизацию экономики и одновременно усиление государственной власти, ее регулирующих и контрольных функций. Индустриальная стадия способствовала появлению мировоззренческой предпосылки тоталитаризма, а именно, формированию коллективистского мировоззрения, сознания, основанного на превосходстве коллективного над индивидуальным. И, наконец, важную роль играли политические условия, к которым относятся появление новой массовой партии, резкое усиление роли государства, развитие разного рода тоталитарных движений.

2.Проблемы перехода от тоталитаризма к демократии. Концепция политической модернизации.

В ХХ веке, в особенности после окончания второй мировой войны, политическая история многих стран связана с переходом к демократическим режимам от различных форм тоталитаризма и авторитаризма (Греции, Испании, Бразилии, Аргентины и др.). Казалось бы, тема уже далеко не нова, ей посвящено множество научных трудов. Это, например, работы Ф. Хайека “Дорога к рабству” (1944 г.), Х. Арендт “Истоки тоталитаризма” (1951 г.), К. Фридрихса и З. Бжезинского “Тотальная диктатура и демократия”, Р. Арона “Демократия и тоталитаризм” (1958 г.) и многое другое. Практически все исследователи приходят к выводу, что предпосылки тоталитаризма многообразны и проистекают из разных сфер общественной жизни: хозяйственной, политической, социальной. В их основе – мировоззренческие предпосылки и психологические факторы. И что особенно важно, в каждой из стран, в которых возник тоталитарный политический режим, наряду с общими предпосылками (характерными для всех тоталитарных стран), имелись и свои, специфические, характерные лишь для данной страны [3].

Наша страна осуществила переход от тоталитарного режима к демократическому относительно недавно, и процесс этот еще не завершен. Актуальность проблемы генезиса тоталитаризма особенно наглядно проявилась в наши дни в связи с последними событиями в Австрии. В этой благополучной европейской стране в правительство вошла партия ультраправых во главе с Йоргом Хайдером, который открыто признается в своих симпатиях к Гитлеру. Это совершенно новый феномен в европейской действительности - индикатор перемещения электората в лагерь ультраправых сил. В западной прессе стало расхожим приемом сравнение движения ультраправых с приходом к власти нацистов в Германии в 1933 году. Однако такая аналогия неправомерна. И исторические условия совершенно иные, и причина приобщения части населения к крайне правым неадекватна. Там была поверженная Германия, где дурман реваншизма затмил здравомыслие. В нынешней благополучной Европе происходит “разгул демократии”, принимающей порой форму вседозволенности. Это касается буквально всех аспектов западной действительности – эпидемия сектантства (до тысячи всевозможных сект в одной Франции), сексуально-порнографический беспредел (освящаемые церковью и скрепляемые мэрами однополые браки), нашествие наркотиков (открытая продажа “мягких” наркотиков в некоторых странах, попустительство наркомании либеральным законодательством), максималистский индивидуализм, эгоцентризм, достигающие полнейшего абсурда. В атмосфере таких вот “продвинутых” свобод проявляются не только человеческие таланты и добродетели, но и самые низкие инстинкты. Таким образом, движение к ультраправым в Европе является реакцией населения на долгое пребывание у власти в ряде стран Европы социалистов и близких к ним партий. Констатация симптомов “поправения” европейцев приводит к главному вопросу – почему? Есть, по меньшей мере, две взаимосвязанные причины. Первая: программы и обещания левых партий независимо от стран и названий расходятся с их конкретными делами. Это порождает скепсис, разочарование. Люди чувствуют себя просто-напросто обманутыми. Вторая: политически развитое население Европы все отчетливее понимает, что в принципе нет большой разницы между левыми и правыми, когда они дорываются до власти. Короче говоря, приведя социалистов или близких к ним по духу других левых к управлению государством, массы не ощущают разительной перемены в том, как они жили прежде и теперь. К тому же кривая безработицы и при левых идет вверх, а это главный показатель здоровья общества. Добавим к этому постоянно вспыхивающие то в одной, то в другой стране громкие судебные процессы о мошенничестве, хищениях денежных средств, которые по какой-то “странной случайности” фигурируют чаще всего имена левых, что также снижает их общий рейтинг. Экстремистские организации, течения, секты этим ловко пользуются, формируя и эксплуатируя на свой лад изменения в настроениях людей.

Первые концепции политической модернизации появились в 50-60-е годы ХХ в. в США [4]. В то время политическая модернизация понималась преимущественно как заимствование освободившимися от колониальной зависимости странами политического устройства и политической культуры западных стран, прежде всего США. В качестве основных направлений политической модернизации рассматривались: демократизация политической системы по западному образцу (централизованное государство, парламент, многопартийность, всеобщие выборы), активное сотрудничество развивающихся стран с государствами Западной Европы и Северной Америки.

Во второй половине 60-х годов, однако, выявились основные недостатки первых исследований политической модернизации. Более пристальное изучение конкретных политических процессов в развивающихся странах показало, что в ранних концепциях политической модернизации недооценивались внутриполитические факторы борьбы за власть, и абсолютизировалось внешнеполитическое влияние. Попытки преодоления этих недостатков, с одной стороны, и усиление интереса к изучению политического развития европейских стран - с другой, привели к качественно иному пониманию сущности процесса политической модернизации.

В 70-80-е годы концепция политической модернизации превратилась в обоснование общей модели процесса развития цивилизации, суть которой состоит в описании перехода от традиционного общества к рациональному. В этот период активно разрабатывают теорию политической модернизации Г. Алмонд, Д. Аптер, С. Верба, Л. Пай, С. Хантингтон. В рамках современной концепции выделяется два исторических типа модернизации [2].

Первый тип - оригинальная модернизация - был характерен для США и стран Западной Европы, осуществивших переход к рациональному общественному устройству в результате длительного внутреннего развития.

Второй тип - вторичная модернизация - был характерен для стран, отставших в своем развитии и пытавшихся догнать передовые более ускоренным способом за счет использования опыта последних. Обычно к этой группе относили развивающиеся страны, освободившиеся от колониальной зависимости. В настоящее время в центре внимания исследователей находятся политические процессы в странах Восточной Европы, Китае, СНГ. Основное внимание современными исследователями политической модернизации чаще всего сосредоточивается на трудностях политического развития, кризисных явлениях. В результате возникли концепции "частичной модернизации", "тупиковой модернизации", "кризисного синдрома модернизации". Стало общепризнанным, что модернизация может осуществляться только при изменении ценностных ориентаций широких социальных слоев общества.

Под политическая модернизацией в настоящее время понимается возрастание способности политической системы адаптироваться к новым образцам социальных целей и создавать новые виды институтов, обеспечивающих развитие социальной системы. Этот процесс обусловлен как объективными (социально-экономическими и культурными), так и субъективными (способность политического руководства осуществить более или менее эффективное изменение политической системы) факторами.

Выделяют следующие цели политической модернизации: создание новых политических институтов для решения постоянно расширяющегося круга социальных и экономических проблем; изменение политических ориентаций элиты и лидеров на открытую борьбу; формирование рациональной бюрократии.


Тоталитаризм как исторический феномен XX века активно исследуется представителями различных отраслей научного знания и сегодня. Интерес к этой теме остается на высоком уровне по ряду причин. Во-первых, не смотря на обилие работ, нет однозначного мнения относительно комплекса причин возникновения тоталитарных государств. Во-вторых, учитывая огромные потери, которое понесло человечество в связи с тоталитаризмом, существует необходимость разработки политико-правовых механизмов, исключающих возможность появления новых тоталитарных режимов. Поэтому проблема изучения явления тоталитаризма особенно актуальна для юридических специальностей.

Цель данной работы: дать сущностную характеристику тоталитарного государства как политико-правового явления.

Рассмотреть понятийный аппарат тоталитаризма в историческом контексте.

Выявить признаки тоталитарного государства.

Изучить классификацию тоталитарных режимов

Проанализировать причины становления тоталитарных режимов.

Пионером в исследовании тоталитаризма считается австрийский философ и писатель Боркенау Франц, который в своей работе «Тоталитарный враг» (1940) описывал идеологическую сторону фашизма. Говоря об истории исследований данного феномена, упоминают также работы Ф. Хайека «Путь к рабству», К. Поппера «Открытое общество и его враги», Х. Арендт «Истоки тоталитаризма», К. Фридриха и 3. Бжезинского "Тоталитарная диктатура и автократия" (1956), а также более поздние исследования российских ученых: Бутенко А.П., Миронова А.В., Мирского Г.И., Мазурова И. В., Кочесокова Р.Х., Рассохи И.Н.

Анализируя понятийный аппарат тоталитаризма, можно сделать вывод, что во всех случаях под данным феноменом понимается государственная система, которая характеризуется всеобъемлющим вмешательством политической власти во все стороны жизни общества с полным его подчинением правящей элите и осуществлением тотального контроля. Интересен тот факт, что общепринятое в советские времена определение тоталитаризма, совпадает и с более ранними определениями западных ученых, и с более поздними – российских ученых. Однако советское государство в СССР было не принято относить к тоталитарным режимам по вполне понятным причинам. В связи с этим встает проблема выявления характерных черт, на основании которых государство может быть определено как тоталитарное.

Активные исследования феномена тоталитаризма на предмет выявления его характерных признаков приходятся на период после второй мировой войны.

К. Фридрих и З. Бжезинский в вышеупомянутой работе "Тоталитарная диктатура и автократия" предлагают для определения тоталитаризма следующие шесть признаков [11, c .88], совокупность которых они называют «тоталитарным синдромом»: 1) главенствующая идеология, которая охватывает все стороны общественной жизни; 2) наличие единственной партии, которую возглавляет один лидер; 3) наличие террористического полицейского контроля;4) монополия на средства массовой информации и коммуникации; 5) монополия на вооруженные силы; 6) централизованная плановая экономика. При этом авторы отмечают, что плановая экономика может присутствовать и в конституционных системах, а контроль над вооруженными силами имеют все современные государства.

«Тоталитарный синдром» Фридриха и Бжезинского в последующем подвергался критике за отсутствие системности, хотя другие исследователи повторяли эти признаки в дополненном или уточненном варианте.

Один из наиболее подробных «реестров» признаков тоталитаризма, приведенный И.Н. Рассохой [9], содержит десять пунктов, которые в определенной мере обобщают более ранние исследования. Анализируя эти признаки, можно сделать вывод, что и здесь «ядро» «тоталитарного синдрома» К. Фридриха и З.Бжезинского дополнено такими важными характеристиками как отсутствие демократических прав и свобод; официальная регламентация всех сторон жизни общества и человека, включая ограничения в одежде, передвижении, проведении досуга и так далее; агрессивный характер внешней политики, сочетающийся с самоизоляцией страны (закрытое общество); милитаризация экономики и всего общества.

Таким образом, для выявления признаков тоталитарного государства разные авторы, как отечественные, так и зарубежные, определяют характерные черты тоталитарных режимов, как правило, повторяя, уточняя или дополняя друг друга. Особенности проявления того или иного признака зависят от формы тоталитарного режима.

Большинство исследователей сегодня выделяют две разновидности тоталитарного режима: левого толка и правого, в соответствии с известной классификацией политических течений. Имея в наличии все признаки тоталитарного государства, «левые» и «правые» тоталитарные системы по ряду позиций существенно отличаются друг от друга. Эти отличия касаются особенностей механизмов экономического регулирования, идеологических оснований, социальной структуры, на которую опиралась правящая элита.

Правая разновидность тоталитаризма представлена двумя формами - итальянским фашизмом и немецким национал-социализмом, которые называют также крайне правыми или ультрарадикальными. К правым их относят потому, что обычно они сохраняли рыночную экономику, институт частной собственности, применяли механизмы экономического саморегулирования.

К праворадикальным, помимо указанных выше, относят также режимы Франко в Испании (1939-1977), Новое государство Португалии (1926-1974), Железную гвардию Румынии (1927 -1941), ряд других государств.

Левой разновидностью тоталитаризма считается советский коммунистический режим, Северная Корея, которая признается идеологический детищем Советского Союза, правление Мао Цзэдуна в Китае, Кубинская республика. Характерными чертами этого режима являются национализация экономики и ее централизованный плановый характер, идеология, основанная на коллективной цели построения «светлого будущего» - коммунизма, сильная государственная власть, контролирующая все стороны жизни общества.

Различия между германским и советским тоталитаризмом были следствием различий в их социально-экономических и идеологических основах. Правый и левый типы тоталитаризма, несмотря на имеющиеся между ними различия, сходятся по своим базовым характеристикам и представляют собой два самостоятельных типа одного и того же тоталитарного общественно-исторического феномена. Почему возникает тоталитаризм? Ответ на этот вопрос можно найти, рассматривая конкретные исторические условия, в которых возникает данный режим.

По выражению Бутенко А.П. [5], тоталитаризм возникает там, где человек и все стороны его жизни и деятельности оказываются под контролем правящей элиты, и где «специфические черты этого политического режима выступают не изолированно, а в органическом единстве как взаимодействующая целостность этих основных черт».

Важным условием становления тоталитарного режима большинство исследователей считают монопартийность (нацистская партия в Германии, фашистская партия в Италии, коммунистическая партия в Советском Союзе, трудовая партия КНДР и др.). Именно монопартийные государства, по мнению Арона [4, с.224], уже стоят на пороге перехода к тоталитарному режиму, так как только в условиях полипартийности возможно широкое участие общества в политической жизни, монопартийность же приводит к деполитизации общества и в конечном счете к формированию тех «атомизированных масс» [3, с.27], которые и составят социальную базу тоталитаризма.

Возникновению тоталитаризма предшествует кризис в обществе, который поражает все сферы общественной жизни. Ядром перехода к тоталитарной диктатуре становятся тоталитарные партии и их вожди. Этот переход обеспечивается именно единством экономических, социально-политических, психологических предпосылок. Несомненно, частью этого единства являются особенности правовой системы государства.

Правовая система призвана обеспечить стабильность в обществе, поддерживать определенный порядок. В тоталитарном государстве правовая система подчинена мощной государственной машине. Государство стояло над нормами права, исполнительная власть – над законодательной, при практически полном отсутствии независимости судебной власти. Права граждан, как правило, зафиксированные законодательно, носят чисто декларативный характер.

Правовая система в тоталитарном государстве идеологизирована также как и все стороны жизни общества. В советской правовой системе идеологизация находила свое выражение в строго классовом подходе к субъектам права[2,с.126].

Правовая система в тоталитарном политическом режиме опирается не на законотворчество, а на правящую партию и ее вождя. Основой правовой системы нацизма было положение: «Воля вождя – высший закон» или, как говорил Г.Геринг, фюрер – это и есть закон [6]. В нацистской Германии это положение декларировалось под лозунгом соблюдения интересов народа. Закон можно и нужно нарушать, если того требуют интересы народа. Здесь опять проявляется тот характерный признак тоталитаризма, о котором мы уже говорили: соблюдение видимости демократии.

Особенность советской правовой системы можно проиллюстрировать примером из работы Солженицына А.И., когда председатель ревтрибунала г. Рязани (1919 г.) произносит: «Мы руководствуемся не законами, а нашей революционной совестью»[10,с. 118]. В этом состоит главный принцип коммунистического суда.

Особенностью анализируемой системы является наличие законодательных норм, которые не действовали на практике. Например, в Конституции СССР 1936 года декларировались основные демократические права и свободы человека, однако реализация их на практике была по большей части не возможна или формальна (например, свобода слова выражалась в свободе говорить и писать то, что разрешено партией). Юридически устанавливалось наличие двух форм социалистической собственности: государственной и колхозно-кооперативной (групповой), хотя фактически наблюдалось полное огосударствление экономики, прежде всего это касалось средств производства.

Для проведения своей политики в рамках демократической Веймарской конституции Германии нацисты приняли «Закон о защите народа и государства» от 24 марта 1933 г., который создал правовую основу для получения всеобъемлющих полномочий Гитлеру и его партии.

Еще одной особенностью правовой системы тоталитарных государств является давление на судебную практику. Так, высшие нацистские руководители имели право отменять судебное разбирательство и вынесенные судом приговоры, если их они не устраивали. Общеизвестен судебный фарс сталинских «троек».

Общественная структура тоталитарного государства проще чем, например, демократического: стремление к уничтожению инакомыслия приводит к однопартийности и тотальному контролю над всеми сферами общественной жизни. Единственная партия определяет и контролирует все стороны жизни общества. Фактически происходит «сращение» партийного и государственного аппарата и это подкрепляется и поддерживается правовой системой. В 6-й статье Конституции СССР 1977 года сказано, что «вооруженная марксистско-ленинским учением, Коммунистическая партия определяет генеральную перспективу развития общества, линию внутренней и внешней политики СССР, руководит великой созидательной деятельностью советского народа, придает планомерный научно обоснованный характер его борьбе за победу коммунизма»[8]. Те структуры, которые должны быть вне государства, напр. профсоюзы, общественные объединения (в СССР напр. ДОСААФ), движения (комсомол) - они строго следовали линии партии и правительства. Как писал русский философ Иван Ильин: «Тоталитарный режим держится не основными законами, а партийными указами, распоряжениями и инструкциями» [7].

Для тоталитарного общества характерно и определенное правосознание. Так, например, «советское правосознание представляло собой синтез социалистических идей и рудиментарных правовых представлений о праве, законности, правосудии, легитимности государственной власти, справедливом правопорядке, о правовом статусе личности, неприкосновенности собственности, о методах регулирования гражданско-правовых отношений, о преступлениях и наказаниях»[1].

Таким образом, в правовой системе тоталитарного государства особенно ярко проявляется принцип «создания видимости демократии», видимости главенства закона в жизни общества. Сущность тоталитарного режима как политико-правового явления заключается в том, что формально все происходит в соответствии с нормами закона, но и законотворчество, и судебное производство, и деятельность государственных структур были всецело подчинены интересам правящей партии.

Алексеев, С.С. Уроки: Тяжкий путь России к праву./С.С. Алексеев.- М.: Юрист, 1997.- 437с.

Арендт, Х. Истоки тоталитаризма/Х. Арендт. — М.: ЦентрКом, 1996.- 387с.

Арон, Р. «Демократия и тоталитаризм»/Р. Арон. - М.: Текст, 1993- 473с.

Солженицын, А. И. Архипелаг ГУЛАГ, т. 1/ А. И.Солженицын.-М.: Центр "Новый мир", 1990.- 396с.

Основные термины (генерируются автоматически): правовая система, тоталитарное государство, тоталитарный режим, сторона жизни общества, государство, общественная жизнь, правящая элита, режим, тоталитарная диктатура, тоталитарный синдром.

Похожие статьи

Фашистское государство: идеология и практика

Фашисты создали жёсткое тоталитарное государство. Ликвидировались все представительные, парламентские формы государственного устройства, был введён полный государственный контроль над всеми сферами общественной и личной жизни граждан.

Психологический портрет человека времен тоталитаризма

Тоталитаризм как таковой представляет собой совокупность общеуничижительных мер в процессе построения социально-правового общества на базе силового принуждения. Ярким примером тоталитарного общества можно считать СССР в период правления Иосифа.

Социально-политические модели в антиутопиях ХХ века

Океания представляет собой государство с тоталитарным строем, где вся полнота власти находится у партии.

Показывается стремление правящих элит максимально урезать стремление обычного

Правовые и политические основы российско-турецкого сотрудничества.

Формирование тоталитарного политического режима и развитие.

Огосударствление общественной жизни — важнейшая тенденция развития советской политической системы в 1920–1930-е годы, что позволяет характеризовать ее как тоталитарную.

Причины ликвидаций сталинской тоталитарной системой.

советская система, власть, общественно-экономическая система, общество, система, Система власти, тоталитарная власть.

Кризис либеральной демократии — вызов времени или выработка.

Эффективный менеджмент по поддержанию благосостоянию населения должен являться самоцелью любого государственного режима.

Большинство согласится с тем, что все нелиберальное, оно же тоталитарное и негуманное, означает апатичное, безвольное.

Различные стороны «медали» демократии и тоталитаризма

В статье исследуются различные стороны демократического и тоталитарного режима.

Политические режимы выступают в качестве трансформации социальных систем любого общества.

Мемуары Е. К. Лигачева как источник изучения идентичности автора

Впоследствии сам Яковлев, бывший в 70-е гг. ярым коммунистом, признал свои действия антисоветскими, считая их, тем не менее, благом: «Советский тоталитарный режим можно

Перестройка затронула все сферы жизни советского общества, в том числе и экономическую.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: