Условия появления государства и права на руси

Обновлено: 26.04.2024

История государства и права России – наук и историческая и юридическая. Она есть часть истории российского общества и стоит в одном ряду с историей общественной мысли, историей развития производительных сил, историей искусств и т.д. В тоже время она является юр.наукой, ибо объектами изучения являются государство и право.

Предметом науки является изучение возникновения, развития и смены типов и форм государства и права, а так же государственных органов и правовых институтов конкретных государств у народов нашей страны в определенный исторический период.

История ГиП близка к науке ТГП. Обе они изучают возникновение государства и права, основные этапы их развития. Но отличие их в том что, ТГП, вскрывая закономерности различных типов государства и права и соответствующих им правовым систем, абстрагируется от конкретных государств. А история ГиПР изучает не только закономерности, но и особенности конкретных государств и народов России и соответствующих им правовых систем в хронологической последовательности.

В отличие от отраслевых юр.наук история ГиПР изучает развитие государственно-правовых явлений в их целостности, единстве, взаимосвязи и взаимозависимости.

Перед наукой стоит еще одна задача – разоблачение фальсификаторов истории государства и права нашей страны.

Становление древнерусского права

Возникновение государственности у восточных славян

Процессы классообразования у славян проходили на фоне формирования племенных союзов, распада большой семьи и перерастания родовой общины в соседскую. Известную роль играли неразвитые рабовладельческие отношения.

Форму общественных отношений славян в VII—VIII вв. можно определить как военную демократию. Ее признаками являлись: участие всех членов (мужчин) племенного союза в решении важнейших общественных проблем; особая роль народного собрания как высшего органа власти; всеобщее вооружение населения.

Правящий слой формировался из старой родоплеменной аристократии (вождей) и членов общины, разбогатевших на эксплуатации рабов и соседей. Наличие соседской общины и патриархального рабства тормозило процесс социальной развития.

Образование государственности у восточных славян совпало с разложением родоплеменных отношений. Они сменялись территориальными, политическими и военными связями. К VIII в. на территории, населенной славянскими племенами, было образовано 14 племенных союзов, возникших как военные объединения. Организация и сохранение этих образований требовали усиления власти вождя и правящей верхушки. В качестве главной военной силы и одновременно правящей социальной группы во главе таких союзов становились князь и княжеская дружина.

Племенные союзы в военно-политических целях объединяются в еще более крупные формирования — «союзы союзов». Центром одного из них стал Киев. В источниках упоминаются три крупных политических центра, которые могут считаться протогосударственными объединениями: Куяба (Киев), Славия (Новгород), Артания (Рязань). В IX в. большая часть славянских племен сливается в территориальный союз «Русская земля». Центром объединения был Киев.

В 882 г. два крупнейших политических центра древних славян. Киевский и Новгородский, объединились под властью Киева, образовав Древнерусское государство. С конца IX до начала XI в. это государство включало территории других славянских племен — древлян, северян, радимичей, уличей, тиверцев, вятичей. В центре нового государственного образования оказалось племя полян.

Территория Киевского государства сосредоточилась вокруг нескольких политических центров, некогда бывших племенными. Во второй половине XI — начале XII в. в пределах Киевской Руси стали образовываться достаточно устойчивые княжества-полугосударства: Киевская, Черниговская, Переяславская земли.

В IX—XI вв. в формировании древнерусской государственности определенную роль играл «варяжский элемент», вокруг которого в исторической литературе велась длительная полемика между сторонниками и противниками «норманнской теории» происхождения древнерусского государства. В этом процессе, несомненно, сказывалось влияние выходцев из Скандинавии и Балтии.

Новгород был древним племенным центром. Экспансию Новгород осуществлял, распространяя дань и суд на новые территории, но ее быстрый темп привел к большой раздробленности феодальных владений. В борьбе с Новгородом киевский князь Ярослав уступил ему Ладогу и Псков. С XI в. новгородская экспансия приостанавливается встречным движением из Полоцка и Смоленска.

К середине XII в.(Полозов) все территории «полугосударств», составлявших Киевское государство, сливаются воедино. Название «Русская земля», прежде относящееся только к южной Руси, распространяется на всю территорию государства, объединившего более 20 народов и племен.

Косяком древнерусского государства являлись восточнославянские племена. Изначально все славяне были единым народом и проживали в междуречье рек Висла – Одер – Днепр. Анты, венеды, склавины, ас-сакалиба – именно так именовали славян в древности соседние с ними народы, в частности греки, римляне и арабы. Но в V в н.э., в результате Великого переселения народов, славяне начали разделяться и в итоге образовались три их ветви:

  • Западные,
  • Южные
  • Восточные славяне.

Именно восточные славяне составили основу Древнерусского государства, возникшего в середине IX века н.э. Но восточные славяне также не были едины и подразделялись на множество племен: тиверцы, уличи, вятичи, радимичи, поляне, волыняне, древляне, дряговичи, словене ильменские, кривичи и др. Наиболее крупными и значимыми были два племени:

  • Словене ильменские с центром в Новгороде
  • Поляне с центром в Киеве.

Историю восточных славян до возникновения у них государства принято делить на два периода:

На первом этапе славяне жили в основном родовыми общинами, занимались примитивным земледелием и имели слабую социальную дифференциацию.

На втором этапе происходит переход от родовой общины к соседской, усложняется хозяйство, происходит расслоение общества на классы.

Характерной общей чертой обоих этапов является языческая религия славян. Древние славяне верили во многих духов и богов, таких как: Перун, Макошь, Мокошь, Ярило, Даждьбог, Велес, Хорос, Сварог и мн. др. Причем каждое племя почитало этих богов по-своему.

Возникновение государства у восточных славян

Детали данного события вызывают острые дискуссии в современной науке. Поэтому проблема научно-теоретического осмысления возникновения древнерусского государства заслуживает отдельной статьи (здесь вы найдете более подробное описание «норманнской» и «антинорманнской» теории, а также другие интересные факты, связанные с дискуссией по поводу возникновения Древней Руси).

Рюрик правил с 862 по 879 гг. О его деятельности нам известно очень мало, ему подчинялась еще лишь небольшая часть восточнославянских племен.

Следующим после Рюрика правителем стал князь Олег (879-912 гг.). Нельзя точно сказать кем он приходился Рюрику: возможно братом или соратником. Но о деятельности Олега нам известно уже больше. В 882 г. Олег совершил поход на Киев и захватил его, провозгласив «матерью городов русских». Данное событие имело огромное значение, так как были объединены два крупнейших восточнославянских центра – Киев и Новгород. Киев стал столицей Руси.

Кроме того, Олег успешно воевал с Византией, и в 907 и 911 гг. заключил с ней выгодные для Руси торговые соглашения.

Следующим правителем уже именно киевской Руси стал подросший сын Рюрика Игорь (912-945). Так случилось, что все самое важное и интересное, связанное с правлением Игоря – это его смерть. Дело в том, что древнерусские князья регулярно собирали налог с покоренных племен – полюдье . В 945 г. дружинники Игоря убедили его собрать двойной налог с племени древлян, за что Игорь и был убит древлянами во главе с князем Малом в их городе Искоростень.

Первые внутриполитические реформы

После смерти Игоря на престол взошла княгиня Ольга – жена Игоря, правившая с 945 по 964 гг. Перед ней стояло несколько важнейших задач:

  • Отомстить древлянам за их дерзость, вернуть их под контроль Киева,
  • Реформировать налоговую систему Руси,
  • Повысить авторитет Руси на международной арене.

С первой задачей Ольга справилась весьма жестко. Древляне были жестоко наказаны и возвращены под власть Киева. О всех деталях кровожадной мести Ольги можно подробно почитать в главной русской летописи – «Повесть временных лет».

Для того, чтобы подобное больше не повторялось Ольга отменила полюдье и ввела вместо него уроки и погосты . Урок – это строго установленный размер дани. Погост – место сбора дани. Таким образом, налоговая система Руси была в значительной степени упорядочена и усовершенствована.

Для поднятия собственного авторитета и авторитета страны Ольга в 957 году приняла личное крещение и, таким образом, как бы стала равной византийским и европейским правителям, которые уже давно были христианами.

Так, время правление княгини Ольги – это время первых важнейших и ярких внутриполитических реформ. В этот период был сделан большой шаг в развитии государственности Киевской Руси.

После Ольги правил ее сын – Святослав (964-972 гг.). Святослав был очень воинственным князем и практически не занимался внутренней политикой, будучи очень занятым военными походами. Главная заслуга Святослава заключается в том, что он уничтожил Хазарский каганат, доставлявший множество неудобств южным границам Руси. Про Святослава говорили, что он словно «пардус» (леопард). Он спит в походах на земле вместе со своими дружинниками, питается сырым мясом. Также Святослав хотел перенести столицу Руси в Переяславль, но мать не позволила ему.

Завершение формирования основ древнерусской государственности: крещение Руси

После смерти Святослава началась первая на Руси междоусобица, наиболее ярким и сильным князем которой был Ярополк . Междоусобица закончилась в 980 г., когда к власти пришел князь Владимир I Святославович , он же Владимир Святой, Красно Солнышко и т.п. (980 – 1015 гг.).

Свое правление Владимир начал с религиозной реформы: он попытался упорядочить языческие культы, создать единый пантеон богов во главе с Перуном. Но эта затея провалилась. Тогда, с целью укрепления единства страны, Владимир обратился к монотеистическим религиям. Считается, что принять православие по византийскому образцу Владимира вынудила необходимость креститься, чтобы жениться на византийской принцессе Анне, которая не могла выйти замуж за язычника.

Как бы там ни было, но в 988 году произошло крещение всей Руси «огнем и мечом», что имело просто огромные последствия для страны. Благодаря крещению, активными темпами началось развитие культуры, из Византии приглашали мастеров для строительства храмов, началось развитие иконописи, на древнеславянский язык начали переводиться христианские книги, при церквях стаи обучать грамоте, заботиться о нищих и больных. Кроме того, укрепилась личная власть Владимира, укрепилось единство страны, поднялся авторитет Руси на международной арене.

Крещение Руси было, безусловно, самой важной реформой Владимира. Также, стоит отметить, что Владимир построил защитные сооружения на юге страны от новой угрозы – печенегов .

* * *

Так, к конце X века в целом сформировалось древнерусское государство с центром в Киеве. Во главе этого государства стоял князь, опиравшийся в своей власти на дружину. Княжеская дружина делилась на две большие части:

  • Старшая – они же бояре
  • Младшая – отроки.

Власть передавалась по лествичному праву – к старшему в княжеском роду. Но это правило часто не соблюдалось, из-за чего впоследствии стали обостряться междоусобицы.

Источники права. Возникновение Древнерусского государства сопровождалось формированием древнерусского права, исторически первым источником которого были правовые обычаи, представлявшие собой нормы обычаев доклассового общества, санкционированные возникшим государством. Среди них можно встретить кровную месть, принцип талиона и др. Совокупность этих норм в летописных сводах и других источниках права называют «законом русским».

Первыми письменными источниками древнерусского права, дошедшими до нас, были договоры Киевской Руси с Византией 907, 911, 944 и 971 гг., заключавшиеся после военных походов. Они носили международно-правовой характер.

Княжеское законодательство как источник права появилось на Руси в X в. Особое значение имеют Устав о десятинах, судах и людях церковных князя Владимира и Устав о церковных судах князя Ярослава, которые внесли существенные изменения в действовавшее гражданское, семейное и уголовное законодательство. Тем не менее крупнейшим памятником древнерусского права являлась Русская Правда, сохранившая свое значение и в последующие периоды отечественной истории.

Она была впервые обнаружена В.Н. Татищевым в 1738 г. К настоящему времени существует более ста ее списков, которые отличаются друг от друга по объему, структуре и содержанию. Русская Правда подразделяется на три редакции: Краткую, Пространную и Сокращенную. Краткая редакция включает две части: Правда Ярослава (или Древнейшая) и Правда Ярославичей — сыновей Ярослава Мудрого. Правда Ярослава содержит первые 18 статей Краткой редакции и полностью посвящена уголовному праву. Правда Ярославичей включает следующие 20 статей Краткой редакции Русской Правды.

Во второй половине XI в. было положено начало составлению Пространной редакции Русской Правды, которая окончательно оформилась в XII в. Она включает нормы уголовного и наследственного права, определяет правовой статус различных категорий населения.

В XIII-XIV вв. появилась Сокращенная редакция, представлявшая собой часть переработанных статей Пространной редакции Русской Правды, адаптированных для регулирования общественных отношений периода феодальной раздробленности на Руси.

Наряду с Русской Правдой в Киевской Руси действовали нормы Уставов князей Владимира и Ярослава, составившие основу древнерусского церковного законодательства, а также статьи из правовых сборников других славянских народов. На развитие древнерусского права оказывали определенное влияние и Кормчие книги, представлявшие собой византийские сборники церковных и гражданских постановлений. В значительной мере они регулировали отношения в сфере семейного права.

Гражданское право. В Русской Правде и других источниках древнерусского права достаточно четко различаются две основные части гражданского права — право собственности и обязательственное право.

Утверждение феодализма и феодальной собственности на землю обусловило возникновение права собственности. Первоначально феодальная собственность появилась в форме княжеского домена, боярской или монастырской вотчины. В Краткой редакции Русской Правды была закреплена незыблемость феодальной земельной собственности. Кроме собственности на землю, в ней говорится также о праве собственности на другие вещи — коней, тягловый скот, холопов и т.п.

В Русской Правде было представлено также обязательственное право. В ней нашли отражение обязательства из договоров и обязательства из причинения вреда. Последние фактически объединялись с понятием преступления, которое называлось «обидой».

Недобросовестное выполнение норм обязательственного права в Древней Руси могло повлечь обращение взыскания не только на имущество, но и на личность должника, включая и членов его семьи.

Основными видами договоров являлись договоры купли-продажи, мены, займа, поклажи и личного найма. Договоры заключались в устной форме, но обязательно в присутствии свидетелей, которые назывались послухами. В письменной форме составлялись преимущественно договоры, связанные с куплей-продажей земли.

Достаточно широкое распространение в Русской Правде получил договор займа. Объектами займа выступали в то время деньги, хлеб, мед, мех и т.п. В древнерусских источниках встречаются следующие виды займа: обычный заем, совершавшийся между купцами с упрощенным порядком оформления, и заем с самозакладом, который именовали закупничеством. В нормативных актах уже различались взимавшиеся проценты, размер которых зависел от срока займа. Срок взимания процентов не превышал, как правило, двух лет. По договору займа на короткий срок выплачивались более высокие проценты.

Семейное право развивалось в соответствии с каноническими правилами. Первоначально в Древней Руси оно было обусловлено обычаями и связано с языческим культом. Среди форм индивидуального брака в тот период получили распространение похищение невесты, а также покупка. В соответствии сданными «Повести временных лет», мужчины в то время имели двух-трех жен, а великий князь Владимир Святославич до крещения Киевской Руси имел пять жен и несколько сотен наложниц. Это свидетельствует о достаточно широком распространении многоженства в Древней Руси языческого периода.

Однако после введения христианства были установлены новые принципы семейного права — патриархальная семья, основанная на принципах моногамии, затрудненность развода, бесправие внебрачных детей, суровые наказания за внебрачные связи.

Патриархальная семья в соответствии с Уставом князя Ярослава находилась под защитой церкви. Обручение обязательно предшествовало браку и считалось нерасторжимым. Брачный возраст составлял 14-15 лет для мужчин и 12-13 лет для женщин. Для придания законности браку церковь непременно требовала венчания.

Имущественные отношения между супругами не получили достаточного освещения в древнерусских источниках. Тем не менее из них следует, что в то время возникали имущественные споры между супругами. Однако жена имела право передавать свое приданое по наследству, т.е. она сохранила определенную имущественную самостоятельность. Родители и особенно отец имели над детьми практически неограниченную власть.

Наследственное право. Появление частной собственности повлекло за собой возникновение понятия наследства, для которого уже был характерен дифференцированный порядок. Так, у феодалов наследовать могли и дочери, а у смердов они не получали такого права.

При наследовании по закону, преимущество получали сыновья умершего. В то же время дочерям не полагалось ничего. Закон лишь обязывал сыновей выдать сестер замуж. Следует отметить, что младший сын при распределении наследуемого имущества, которое делилось поровну, имел некоторое преимущество, получая при этом двор отца. Наследственными правами не обладали незаконнорожденные дети. Однако в том случае, если их мать являлась рабыней, то они вместе с ней получали свободу.

При наследовании по завещанию наследодатель имел право распоряжаться имуществом по своему усмотрению.

Уголовное право. В Киевской Руси преступление именовалось «обидой», означавшей нанесение какого-либо вреда потерпевшему. В источниках древнерусского права еще не было различая между преступлением и гражданско-правовым нарушением.

В Русской Правде нет указаний на возрастные ограничения уголовной ответственности и понятия невменяемости. Однако в ее нормах уже нашло отражение понятие соучастия. По закону все соучастники преступления должны были отвечать в равной степени.

Хотя в Русской Правде не проводятся различия между умыслом и неосторожностью, тем не менее выделяются два вида умысла — прямой и косвенный. Так, за убийство при сведении счета полагалась высшая мера наказания — поток и разграбление, а за убийство же в драке («сваде») — лишь штраф (вира). В соответствии с нормами Русской Правды, совершивший преступление в состоянии аффекта, освобождался от ответственности. Преступное бездействие, связанное с утайкой находки или длительным невозвращением долга, подлежало также наказанию в соответствии с Русской Правдой.

В Русской Правде обозначены лишь два родовых объекта преступления — личность человека и его имущество. Из этого следуют и два рода преступлений, включавших различные виды преступных деяний. К преступлениям против личности относились: убийство, телесные повреждения, побои и оскорбление действием. Однако в уставах князей Владимира и Ярослава появляется и норма, связанная с оскорблением словом. Объектом такого вида преступлений была, как правило, честь женщины.

Большое внимание в Русской Правде уделяется имущественным преступлениям. Прежде всего это касается татьбы (кражи). Среди наиболее тяжких видов кражи выделялось конокрадство. Кроме того, к тяжким видам имущественных преступлений относилось и уничтожение чужого имущества путем поджога.

Уставы великих князей киевских Владимира и Ярослава включают нормы, касавшиеся преступлений против церкви и в семейной сфере. Их появление было обусловлено необходимостью искоренить языческие пережитки после принятия христианства.

В Русской Правде еще не были представлены государственные и должностные преступления. Однако из летописных сводов известно о выступлениях против князей и княжеской власти, которые могли повлечь за собой непосредственную расправу без суда и следствия. Так, например, поступила княгиня Ольга после убийства древлянами в 945 г. ее мужа князя Игоря.

Таким образом, в процессе расселения славянских племен на территории Восточной Европы, распада общины и других институтов первобытнообщинного строя сложились предпосылки для образования

Древнерусского государства. К ним относятся, прежде всего наличие единой территории, населения и публичной власти. Не следует также забывать, что Киевская Русь, созданная древнерусской народностью, изначально являлась полиэтническим государством, заложившим основу для возникновения и развития в дальнейшем трех крупных славянских народов — русского, украинского и белорусского.

Власть великого князя на первом этапе развития Древнерусского государства еще зависела от решений вечевого собрания. Однако в связи с переходом от численной (десятичной) системы управления к дворцово-вотчинной, власть киевского князя значительно укрепилась, а роль вечевого собрания существенно снизилась. Произошла также социальная дифференциация населения Киевской Руси, получившая закрепление в нормах Русской Правды. Среди источников права важную роль на первом этапе играли обычаи и судебная практика, нашедшие отражение в законодательных актах, в которых еще сохранялось значительное количество архаических элементов. Тем не менее в древнерусском законодательстве на первое место ставились задачи защиты личности и имущества, которые нашли отражение в крупнейшем памятнике Древнерусского государства — Русской Правде.

Возникновение (теория) государственности у восточных славян

Согласно Повести временных лет, некогда все славяне составляли один этнос. Со II по VI века нашей эры происходило Великое переселение народов, в результате которого образовались три ветви славянских племён.

Часть славян ушла на Запад и стала называться венедами (предки поляков, чехов, словаков), часть, получившая название «склавины» (предки болгар, сербов, хорватов) - на Юг, а часть – анты - поселилась на Востоке. Именно анты – восточные славяне – стали предками русского, украинского и белорусского народов.

Анты расположились на территории от Ильменского озера до Причерноморья и от Карпатских гор до Волги.

Расселение восточных славян

До сих пор в исторической науке ведутся дискуссии о том, кто такие восточные славяне и откуда они пришли. Существует множество теорий происхождения восточных славян. В основном, все они делятся на миграционные (восточные славяне являются «пришельцами») и автохтонные (восточные славяне – коренной этнос Восточно-европейской равнины).

Теории происхождения восточных славян:

В центр рассказа Нестор поместил полянский союз племён, который жил в среднем Поднепровье, вокруг Киева. Нестор пишет, что в VI веке здесь княжили три брата: Кий, Щек, Хорев и их сестра Лебедь. Наиболее распространённой и общепринятой является Дунайская (Балканская, Дунайско-балканская) миграционная теория. Именно этой теории придерживался первый русский историк, автор Повести временных лет, монах Киево-Печерской лавры Нестор.

Подчинив северян (центр – Чернигов), поляне создали протогосударство – «союз племенных объединений».

Нестор – прокиевский историк, но говорит и о втором древнерусском центре – на севере. Он сложился вокруг Ильменских словен, проживающих вокруг Новгорода. Словене подчинили самый крупный союз племён – кривичей (центр – Смоленск), которые контролировали торговые пути в верховьях Днепра, Западной Двины и Волги. Кроме того, новгородцам платили дань угро-финские племена.

Всего насчитывают тринадцать восточнославянских союзов племён: белые хорваты, дулебы, поляне, уличи, радимичи, северяне, дреговичи, полочане, словене, кривичи, тиверцы, волыняне, бужане.

Славяне их их соседи в VII - VIII вв.

Однако все эти племена не могли мирно сосуществовать на одной территории, так как каждое из них претендовало на первенство. «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней», - писал Нестор. В 862 году новгородцы решили пригласить для правления трёх братьев из варяжского племени Русь – Рюрика, Синеуса и Трувора. В этом же году Рюрик стал княжить в Новгороде, Синеус - в Белоозере, а Трувор – в Изборске. Сегодня уже хорошо известен факт, что Рюрик пришёл княжить не со своими братьями, а со своим родом («sine hus» - «свой род») и дружиной («thru varing» - «верная дружина»).

Так, по Нестору, возникло государство Новгородская Русь.

Предпосылки возникновения государства

Существовали как внутренние, так и внешнеполитические предпосылки образования Древнерусского государства.

К внутренним относятся:

  1. Экономические предпосылки.
    • В результате развития земледелия произошло разделение труда на производительный и военно-управленческий (князь и его дружина). Большую часть будущего Древнерусского государства занимали расчищенные для пашни места среди леса, которые требовали огромных усилий для обработки. Родовые общины стали трансформироваться в земледельческие. Всё это привело к разному уровню экономического развития племенных союзов.
    • Развитие ремесла и отделение его от земледелия.
    • Развитие торговли. В результате усовершенствования орудий труда и появления новых способов производства члены общин стали заниматься изготовлением и продажей вещей, полезных в хозяйстве.
  2. Духовные предпосылки. Несмотря на неоднородность и постоянные конфликты племенных союзов, все они были объединены общей языческой религией, имели похожие обычаи, традиции и «менталитет».

Внешнеполитические предпосылки также делятся на внутренние и внешние.

Внешней предпосылкой являлась необходимость защиты торговых путей («путь из варяг в греки») от хазар и норманнов. Внешние враги стремились контролировать русские торговые пути, что ускоряло формирование управленческой группировки, которая приобщалась к торговле.

Внутренними внешнеполитическими предпосылками были:

  1. Формирование крупных племенных объединений на Севере (Новгород) и на Юге (Киев) и заключение межплеменных союзов.
  2. Формирование института наследования княжеской власти.

Предпосылки образования Древнерусского государства

  • экономические (развитие земледелия, сельского хозяйства, ремесла, торговли)
  • духовные (общая религия и традиция)
  • внутренние (возникновение крупных племенных объединений)
  • внешние (необходимость защиты от внешних врагов)

Теории образования Древнерусского государства

В XVIII веке в России немецкие учёные А.Л. Шлёцер, Г.Ф. Миллер и И. Байер выдвинули теорию, провозгласившую, что немцы (которыми являлись Рюрик и его приближённые) сыграли ключевую роль в образовании Древнерусского государства. Эта теория впоследствии стала называться Норманской.

Многие русские деятели того времени негативно отнеслись к Норманнской теории и в ответ выдвинули свою – Антинорманскую (Славянскую). Сторонником этой теории стал М.В. Ломоносов. Он заявил, государство не может быть привнесено извне, что славяне сами создали своё государство, которое сложилось, главным образом, в результате зрелости внутренних предпосылок. Кроме того, антинорманнисты считали варягов «родственниками» славян.

Сегодня общепринятым мнением считается, что в образовании Древнерусского государства большую роль сыграли как внутренние предпосылки, так и внешние (Центристская теория Л.А. Кацва и А.Л. Юрганова).

Этапы формирования государства у восточных славян

I. Образование федераций племён на Юге с центром в Киеве и на Севере (Новгород).

II. Молодая языческая Русь (882-988 годы).

III. Киевская Русь под началом единого князя (конец IX века – первая треть XII века). Расцвет христианской культуры.

Древнерусские князья и их политика

Древнерусские князья и их политика

Князь Олег

Князь Олег

Так же успешно князь проводил и внешнюю политику. В течение нескольких веков русские земли страдали от разорительных набегов хазар и были вынуждены платить им дань. Нанеся удар Хазарскому каганату, Олег смог освободить часть русских городов от гнёта кочевников. В 879 году умер Рюрик. Так как его сын Игорь был мал, то князем-регентом избрали родственника Рюрика Олега. В 882 году он захватил Киев, перенёс туда центр из Новгорода, покорил северян, радимичей, дреговичей и древлян. Олег, прозванный за свою умелую политику Вещим, является создателем государства Киевская Русь.

Кроме того, в 907 году Олег организовал поход в Константинополь и заключил с греками договор, согласно которому русским купцам разрешалось в течение шести месяцев находиться на территории Византии, получать продовольствие и материальную помощь от местных властей, а главное – беспошлинно торговать. В 911 году в результате второго успешного похода, князю удалось подписать ещё более выгодный договор.

Как и было сказано ранее, Олег значительно расширил территории Киевской Руси за счёт сосредоточия нескольких племён под единой княжеской властью. Однако на Руси по-прежнему отсутствовал управленческий аппарат. Присоединённые территории требовали сильного руководства, а князь и его дружина – содержания (для ведения войн и организации новых военных походов). С этой целью князь и его приближённые каждый год стали ненормированно собирать дань с зависимых территорий, решать важные вопросы и вершить суд. Это событие стало называться «полюдье», что означало «хождение по людям». Обычно в полюдье ходили с ноября (после сбора урожая) по апрель.

Несмотря на то что во главе государства стоял князь, его власть была сильно ограничена вече – народным собранием. Оно могло изгнать князя с его дружиной, если тот не справлялся со своими обязанностями. На вече решали внешнеполитические вопросы, принимали законы, заключали договоры, объявляли о призвании или изгнании князей.

В 912 году Олег умер. Согласно преданию, однажды волхвы предсказали князю, что тот погибнет от своего коня. Олег приказал увести его, и больше никогда не видел любимца, о котором всё же продолжал заботиться (кормил и поил). Через несколько лет, вернувшись из военного похода, Олег узнал, что его конь умер. Расстроенный, он отправился к лошадиным останкам. Попрощавшись со своим верным другом, он наступил на череп коня, из которого выползла змея и ужалила Олега.

Князь Игорь Рюрикович

Князь Игорь Рюрикович

В 912 году вся полнота власти перешла к сыну Рюрика Игорю. С этого времени некоторые племена начали выступать за отделение от Киевской Руси. Одним из таких плёмён были древляне. Игорь осуществил несколько походов в древлянские земли и жёстко подавил восстание. В качестве компенсации в 945 году Игорь повторно отправился в полюдье и потребовал собрать дань. В ответ на это в Искоростени (центр древлянских земель) вспыхнуло ещё более мощное восстание, в результате которого князь Игорь был убит.

Игорь продолжал политику своего предшественника. Так, за время своего правления ему удалось присоединить уличей и тиверцев и обложить их данью.

Сын Рюрика также организовал несколько военных походов в Византию (в 941 и в 944 годах). Первый поход был неудачным, а в результате второго Киевская Русь и Византия заключили новый, но уже менее выгодный для России договор, по которому русские купцы облагались пошлиной на торговлю, а дружины – обязанностью охранять пограничные с Византией территории.

Княгиня Ольга

Княгиня Ольга

Ольга – жена Игоря Рюриковича. Узнав о смерти мужа, Ольга поклялась отомстить древлянам. Княгиня сожгла их города и обложила древлян ещё большей данью.

После этого события Ольга провела реформу, в результате которой:

  • было отменено полюдье. Теперь племена сами должны были привозить дань к погостам – специально созданным административным центрам;
  • были введены уроки– норма дани;
  • дань стали собирать строго один раз в год – в ноябре;
  • главой города стали назначать доверенное княжеское лицо, ответственное за сбор дани.

Эта мера привела к возникновению на Руси наместнической системы.

Ольга провела первую в нашей истории административную реформу. Её считают устроительницей русского государства.

Княгиня стала первой христианкой в великокняжеской семье. В 955 году она приняла крещение в Киеве в соборной церкви Святого Ильи, а в 957 году крестилась в Константинополе. В дальнейшем Ольга оказала особое влияние на своего внука Владимира и способствовала распространению христианства на Руси.

Пока её сын Святослав был мал, Ольга княжила в Киеве. Когда он принял княжение (в 962 году), Ольга продолжала заниматься внутренней политикой, так как Святослав всё своё княжение провёл в походах.

Святослав Игоревич

Святослав Игоревич

Святослав Игоревич – сын Игоря и Ольги. В основном, занимался внешней политикой и всё правление находился в военных походах.

Основные направления внешней политики:

1. Борьба с хазарами с целью расчистки Волжско-Каспийского торгового пути. Святослав организовал два похода:

  • в 965 году. Святославу удалось захватить город Саркел и присоединить к Руси Белую Вежу.
  • в 966-967 годах. Князь освободил от дани хазарам вятичей, присоединил их к Руси, обложил данью Мурому и Мордву, Волжскую Булгаию и захватил Итиль. В результате второго похода Хазарский каганат был разгромлен.

После этого Святослав отправил на Кавказ, захватил Керченский пролив, присоединив Тмутаракань.

2. Походы в Византию с целью присоединения к России Дуная.

Слух об «Александре Македонском Восточной Европы» дошёл до Византии, которая вела войны с Болгарией. Византийский император Никифор Фока пригласил Святослава на помощь.

Первый поход состоялся в 967-969 годах. Князю удалось захватить некоторые болгарские города, и он решил перенести столицу из Киева в Переяславец (на Дунае), тем самым нарушив военный союз с Византией и способствовав объединению Византии и Болгарии против России. Вместе с тем Святослав Игоревич не закрепил позиций Руси в степи, и вместо хазар степь заняли печенеги. В 969 году печенеги напали на Киев. Ольга вместе с внуками скрылась в церкви. Святослав был вынужден вернуться на Русь и отбить печенегов. После этого он вновь отправился в Византию.

Второй поход пришёлся на 970-971 годы. Новый император Иоанн Цимисхий разбил дружины Святослава, которые были вынуждены отступить и покинуть Болгарию. Святослав и Иоанн заключили договор, по которому провозглашалась неприкосновенность территорий Византии на Балканах и в Крыму, Россия вновь становилась союзником Византии, которая обещала ежегодно выплачивать дань. Иоанн Цимисхий разрешил вернуться Святославу и его дружине на Русь. Однако в 972 году князь попал в засаду печенегов у Днепровских порогов. Святослав был убит. По некоторым данным, засада была тайно организована византийским императором, а после смерти русского князя хан печенегов сделал из его черепа чашу.

Владимир Святославич (Святой, Креститель, Былинный герой, Красное Солнышко)

Владимир Святославич

Владимир – сын Святослава и ключницы Малуши. Княгиня Ольга негативно отнеслась к связи её сына и рабыни. Она выгнала беременную Малушу из Киева, но не отказалась от внука. Когда ему исполнилось три года, она приказала привезти его обратно.

Так как Святослав был мало заинтересован во внутренней политике, то территорию Киевской Руси он поделили между сыновьями: Ярополк стал княжить в Киеве, Олег – в Древлянской земле, а Владимир – в Новгороде. После смерти Святослава Игоревича между братьями началась междуусобная война.

Поводом послужило убийство Олегом одного из близких соратников Ярополка. В ответ на это старший брат отобрал у брата древлянские земли и разгромил войско Олега, погибшего в результате давки на мосту. Получив два княжества, Ярополк стал думать о завоевании Новгорода.

Постепенно к Владимиру стало присоединяться всё больше талантливых и умелых воинов. Обманом Владимир выманил брата из Киева, организовал засаду и убил.

После этого, в 988 году, Владимир принял решение крестить Русь по православному образцу. Став единственным князем всей Киевской Руси, князь приступил к укреплению собственной власти. Это выразилось в поиске единой идеологии, которая могла бы сплотить весь народ. В 980 году Владимир провёл языческую реформу и провозгласил Перуна – покровителя князя и дружины - верховным божеством. Реформа потерпела крах. Дело в том, что у каждого племени был свой бог-покровитель и народ негативно отнёсся к возвышению одних богов и низвержению других.

Принятие христианства

Почему же именно христианство? В Повести временных лет Нестор пишет о нескольких легендах, связанных с крещением Владимира и всей Руси.

Первая – о выборе князем религии. Князь стал приглашать к себе послов, среди которых были иудеи, мусульмане, католики и православные. Согласно Повести временных лет, Владимир спросил иудеев, где находится их Родина. На это они ответили, что бог, наказав их народ, рассеял его по всему миру. Князь сказал, что не желает служить Богу, который лишает Отечества.

Беседовал Владимир и с католиками, но негативно отнёсся к тому, что западная вера требовала безоговорочного подчинения главе церкви.

Привлекательнее Владимиру казалась мусульманская религия, поскольку ислам допускал многожёнство и обещал рай людям. Однако когда Владимир узнал, что мусульманам запрещается пить вино, князь заявил: «Руси веселие есть пити».

Больше всего Владимира поразил византийский монах-филосов, показавший картину Страшного Суда, тем самым рассказав о судьбе грешников и праведников. Икона буквально поразила князя, который был приятно впечатлён.

Но Владимир не торопился принимать решение. Вместо этого князь отправил послов в разные страны, чтобы ещё раз подтвердить своё мнение относительно других религий. Летопись говорит о приятно ошеломлённых послах, наблюдавших богослужение в соборе Святой Софии в Константинополе.

Вторая легенда гласит о чудесном исцелении Владимира от слепоты во время похода в Византию, в Корсунь. Владимир захватил город и ослеп. Тогда христианин из его дружины предложил ему исцеление иконой Корсунской Богоматери.

В 988 году Владимир с дружиной крестился в Корсуни. После этого византийский император согласился выдать за него замуж сестру Анну. В Киев вместе с Анной приехало большое число священников, книжников, зодчих, мастеров фрески, мозаики, иконописи. Русь стала приобщаться к великой культуре православной Византии.

Киев с радостью принял известие о крещении. Причины:

  1. В Киеве уже давно было много христиан. Византийский патриарх Фотий писал, что в 865 году ученики Кирилла и Мефодия крестили славян в Поднепровье (Кирилл был учеником Фотия). В 855 году Кирилл создал славянскую письменность и вместе с учеником явился к славянам. Кирилл перевёл часть Библии на славянский язык. В IX веке Болгария приняла православие. Болгарские книжники перевели на славянский язык греческие книги, в том числе Жития святых.
  2. В 955 году и в 957 году Ольга приняла христианство и начала проводить деятельность по распространению христианства на Руси.

Новгород, напротив, был крещён «огнём и мечом». Северо-восточная Русь утвердилась в христианской вере только в XI-XII веках.


История возникновения государства, объединяющего племена восточных славян, до сих пор вызывает много споров. Существует две теории образования Древнерусского государства: норманнская и антироманнская. О них, а также о причинах возникновения и развития государства на Руси сегодня и пойдет речь.


Две теории

Происхождение Древнерусского государства связывают с 862 годом, когда славяне из-за распрей между племенами пригласили «третью» сторону – скандинавских князей Рюриков для наведения порядка. Однако в исторической науке есть расхождения по поводу происхождения государства на Руси. Существует две основные теории:

  • Норманнская теория (Г. Миллер, Г. Байер, А.Л. Шлецер, Н.М. Карамзин): ссылаясь на летопись «Повесть временных лет», создание которой принадлежит монаху Киево-Печерского монастыря Нестору, ученые пришли к выводу, что государственность на Руси – дело рук норманнов Рюрика и его братьев Синеуса и Трувора;
  • Антинорманнская теория (М.В. Ломоносов, Б.А. Рыбаков): последователи данной концепции не отрицают участия приглашенных варяжских князей в становлении государства, но полагают, что Рюрики пришли не на «пустое» место и данная форма правления уже существовала у древних славян задолго до описываемых событий в летописи.

Ломоносов вел непримиримую борьбу с представителями норманнской теории. Ломоносов нередко ссорился с иностранными коллегами, работавшими в Академии наук. Приводя свои аргументы и доказательства в защиту антинорманнской теории, он подверг критике диссертацию Миллера «О происхождении имени и народа российского», а также труды Байера по русской истории.


Рис. 1. Взимание дани со славянских племен

Причины образования древнерусского государства

Ничего в этом мире не происходит просто так. Чтобы произошло то или иное событие, нужны причины. Существовали предпосылки и для образования государства у славян:

  • Объединение славянских племен для противостояния более могущественным соседям: В начале IX века славянские племена были окружены более сильными государствами. На юге раскинулось большое государство – Хазарский каганат, дань которому были вынуждены платить северяне, поляне и вятичи. На севере – выносливые и воинственные норманны требовали откупа от кривичей, ильменских словене, чуди и меря. Только объединение племен могло изменить существующую несправедливость.
  • Разрушение родового строя и родовых связей: Военные походы, освоение новых земель и торговля привели к тому, что в родовых общинах, основанных на имущественном равенстве и ведении хозяйства сообща, появляются более сильные и богатые семьи – родовая знать;
  • Общественное расслоение: Разрушение родового и общинного строя у славян привело к появлению новых слоёв населения. Так образовался слой родовой знати и дружинников. К первым относились потомки старейшин, которые сумели нажить больше богатства. Ко вторым, дружинникам – молодые воины, которые после военных походов не возвращались к земледелию, а становились профессиональными воинами, защищавшими правителей и общину. Слой простых общинников в знак благодарности за защиту воинам и князьям преподносили дары, которые в дальнейшем превратились в обязательную дань. Кроме того, выделился и слой ремесленников, которые отошли от земледелия и обменивали свои «плоды» труда на продукты. Появились и люди, живущие исключительно за счёт торговли – слой купцов.
  • Развитие городов: В IX веке большую роль в развитии общества играли торговые пути (сухопутные и речные).

Два центра

Все вышеперечисленные основные этапы развития государственности на Руси закономерно привели в первой половине IX века к образованию на карте современной России двух центров – двух ранних древнерусских государств:

  • на севере – Новгородский союз племён;
  • на юге – объединение с центром в Киеве.

К середине IX века князья Киевского союза – Аскольд и Дир добились освобождения своих племен от «подношений» дани Хазарского каганату. Иначе развивались события в Новгороде: в 862 году жители города из-за распрей пригласили княжить и владеть землями норманнского князя Рюрика. Он принял предложение и поселился на славянских землях. После его смерти его приближенный Олег взял правление в свои руки. Именно он в 882 году пошел в поход на Киев. Таким образом, он объединил два центра в одно государство – Русь или Киевская Русь. Эту дату принято считать образованием Древнерусского государства. В 907 и 911 г. Олег совершил успешные походы на Константинополь (Царьград). В результате этих походов он “установил свой щит на воротах Царьграда” и заключил выгодные торговые договоры с греками.При Олеге в состав Древнерусского государства были включены древляне, северяне и радимичи.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: