Кто стал инициатором жесткой борьбы с коррупцией среди государственных чиновников

Обновлено: 24.04.2024

Итоговый тест по истории России XX – начало XXI века.

1. Совещательный орган при императоре в начале XX века

2) Государственный совет

3) Консилия министров

4) Верховный тайный совет

2. Творчество поэтов Н. С. Гумилева, А. А. Ахматовой, О. А. Мандельштама в начале XX века относят к

3. Самое многочисленное сословие Российской империи

3) крестьянство

4. Какое из названных событий произошло раньше других?

1) восстание на броненосце «Князь Потемкин Таврический»

2) восстание на крейсере «Очаков»

3) стачка текстильщиков в Иваново – Вознесенске

4) созыв первой Государственной думы

5. Аграрная реформа П. А. Столыпина предусматривала

1) ликвидацию помещичьего землевладения

2) социализацию земли

3) создание частных крестьянских хозяйств

4) национализацию земли

6. Отметьте знаменитых актеров немого кино начала XX века.

1) А. Голубкина и А. Скрябин

2) Ф. Шаляпин и А. Нежданова

3) В. Холодная и И. Мозжухин

4) В. Комиссаржевская и В. Немирович – Данченко

7. В каком ряду названы поэты – символисты?

1) А. Блок, В. Брюсов

2) В. Хлебников, В. Маяковский

3) Н. Гумилев, О. Мандельштам

4) С. Есенин, Н. Клюев

8. Какое из названных событий произошло 1 августа 1914 года?

1) Брусиловский прорыв

2) назначение верховным главнокомандующим императора Николая Второго

3) Германия объявила войну России

4) в Сербии был убит австрийский наследник

9. Что из названного характеризует политику «военного коммунизма»?

1) введение демократических свобод для всех категорий населения

2) введение натурального обмена при отмене свободной торговли

3) денационализация крупных предприятий

4) разрешение деятельности частных банков

10. Высший орган государственной власти после Октября 1917 года.

1) Учредительное собрание

2) Верховный Совет

3) Совет Народных Комиссаров

4) Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов

11. Продразверстка – это

1) монополия государства на производство и продажу хлеба

2) норма сдачи хлеба государству

3) всеобщая трудовая повинность

4) дневная норма рабочего

12. Насильственное присоединение территории другого государства – это

13. Россия была провозглашена республикой

1) 1 сентября 1917 г.

2) 5 сентября 1917 г.

3) 26 октября 1917 г.

4) 6 января 1918 г.

14. Партия или общественная группа, выступающая против мнения большинства или господствующей точки зрения, выдвигающая иное решение существующих проблем, называется

4) оппозиционной

15. Договор, по которому иностранные фирмы получали возможность заниматься производственной деятельностью на территории России

4) концессия

16. В каком году был создан СССР?

17. Курс на индустриализацию страны был принят

1) в 1921 г. на X съезде партии

2) в 1925 г. на XIV съезде партии

3) в 1928 г. постановлением Совнаркома

4) в 1934 г. на XVII съезде партии

18. Форма производственного объединения, появившаяся в России в начале XX в., а затем и в годы новой экономической политики

19. Что из названного является одним из итогов коллективизации?

1) повышение производительности труда в колхозах

2) разорение крестьянских хозяйств и голод

3) введение частной собственности на землю

4) возрождение общинной системы

20. Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны произошел

21. Контрнаступление советских войск под Москвой началось

1) 30 сентября 1941 г.

2) 5 декабря 1941 г.

3) 15 января 1942 г.

4) 19 ноября 1942 г.

22. Знаменитое танковое сражение в ходе Курской битвы, послужившее началом конрнаступления советских войск, произошло в районе деревни

2) Прохоровка

23. Верховным Главнокомандующим в июне 1941 г. стал

2) С. К. Тимошенко

3) И. В. Сталин

24. Государственный комитет обороны – чрезвычайный высший государственный орган в период Великой Отечественной войны был создан

1) 23 июня 1941 г.

2) 30 июня 1941 г.

3) 6 октября 1941 г.

4) 7 ноября 1941 г.

25. Операция советских войск под кодовым названием «Багратион» была проведена с целью освобождения

1) Белоруссии

2) Правобережной Украины

26. Что из названного является одной из причин поражения Красной Армии в первые месяцы Великой Отечественной войны?

1) малая численность войск, сосредоточенных на границе

2) недоверие высшего руководства донесениям разведки

3) убеждение германских войск в своей непобедимости

4) неспособность государства обеспечить армию новыми видами оружия и военной техники

27. Операция партизан в тылу врага летом 1943 г. носила кодовое название

28. Кто из названных поэтов является автором знаменитого в годы войны стихотворения «Жди меня»?

1) К. Симонов

2) А. Твардовский

29. Что из названного было характерно для экономического развития СССР в послевоенный период?

1) разрешение в особых случаях распускать колхозы

2) увеличение капиталовложений в военную промышленность

3) увеличение масштабов финансовой помощи колхозам

4) внедрение элементов рыночного хозяйства в социалистическую экономику

30. Возвеличивание роли одного человека, приписывание ему определяющего влияния на ход исторического развития называется

1) культом личности

31. Атомная бомба в СССР была испытана

32. В каком году началось освоение целины?

33. В 50 – е гг. XX в. были реабилитированы

1) репрессированные в 30 – е гг. военные

2) репрессированные в 30 – е гг. государственные деятели, имевшие альтернативные взгляды на построение социализма в СССР

3) бывшие военнопленные и заключенные

4) все политические заключенные

34. Карибский кризис, поставивший мир на порог новой войны, разразился

35. Что из названного является чертой экономического курса Н. С. Хрущева?

1) повышение закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию

2) разукрупнение колхозов

3) первостепенное развитие легкой промышленности

4) проведение конверсии

36. Ю. А. Гагарин совершил полет в космос

37. Какое событие из названных произошло в годы «перестройки»?

1) развернулось диссидентское движение

2) отменена 6 – я статья Конституции СССР о руководящей роли КПСС

3) заявление о переходе к строительству коммунизма

4) провозглашена политика «ограниченного суверенитета» по отношению к социалистическим государствам

38. Инициатором жесткой борьбы с коррупцией среди государственных чиновников стал

3) Ю. В. Андропов

39. Какое из названных положение характеризует «новое мышление»?

1) признание мира целостным и неделимым

2) установление «железного занавеса» между социалистическими и капиталистическими странами

3) гонка вооружений

4) соблюдение принципа пролетарского интернационализма

40. Общественно – политическая жизнь в России к 1990 – е гг. характеризовалась

2) многопартийностью

41. Отметьте источник стабилизации экономики в 1999 – 2000 гг.

1) высокие цены на нефть

2) высокие цены на зерно

3) оживление внутреннего производства, связанное с отсутствием конкуренции с западными предприятиями

4) ужесточение дисциплины на предприятиях

42. Расположите в хронологической последовательности следующие события, относящиеся к 1905 г.

А) мирное шествие рабочих к царю с петицией, в которой содержалась информация об их нуждах

Б) восстание матросов на броненосце «Князь Потемкин Таврический»

В) издание Манифеста «Об усовершенствовании государственного порядка», в соответствии с которым в России создавался представительный орган – Государственная дума

Г) стачка рабочих в Иваново – Вознесенске и создание первого в истории России Совета рабочих уполномоченных

43. Укажите два события, произошедшие в годы первой российской революции.

А) восстание на крейсере «Очаков»

Б) Ленский расстрел

В) стачка в Иваново – Вознесенске

Г) убийство Г. Распутина

44. Какие из перечисленных событий относятся к периоду деятельности Государственной Думы в России?

А) отмена подушной подати

Б) создание хуторов и отрубов

В) введение продразверстки

Г) ограничение автономии Финляндии

Д) принятие закона о страховании рабочих

Е) введение 8 – часового рабочего дня для промышленных рабочих.

Укажите правильный ответ.

1) АБЕ 2) БГД 3) АВД 4) БВЕ

45. Установите соответствие между событиями, явлениями внешней политики СССР и фамилиями руководителей государства, с деятельностью которых они связаны. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А) ввод советских войск в Афганистан

Б) первый визит в США

В) прекращение гонки вооружений

Г) включение России в Совет Европы

46. Прочтите отрывок из исторического сочинения и напишите, о каком периоде в истории России идет речь в тексте.

«Теперь Васе знают (…) – это период массовых расстрелов. По данным, которые приводились в 1957 г. на июньском Пленуме ЦК КПСС, только за эти два года было расстреляно более 680 тыс. человек. Неизвестно количество осужденных в ссылке. А ведь эта мера применялась широко, особенно в отношении родственников «врагов народа». При внимательном изучении истории ГУЛАГа речь можно вести не о сотнях, а о миллионах репрессированных за два года «большого террора».

47. Установите соответствие между датами и событиями. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

1) открытие второго фронта

2) Тегеранская конференция

3) начало поставок в СССР по ленд – Лизу

4) Потсдамская конференция

5) принятие СССР в Лигу Наций

48. Прочтите отрывок из труда современного историка и напишите имя государственного деятеля, в годы пребывания, у власти которого произошли описанные изменения в сельском хозяйстве.

«… Питание колхозников улучшилось, стало более калорийным и разнообразным. Повысилась покупательная способность деревни… Наряду со строительством новых домов колхозники перестраивали старые. На смену крышам из щепы и соломы появились крыши, покрытые шифером… в связи с укрупнением колхозов началось сселение мелких деревень на центральные усадьбы, остальные отдаленные деревни стали называться неперспективными… Из таких деревень и уходила колхозная молодежь в город».

49. Расположите в хронологической последовательности следующие события.

А) создание семи федеральных округов

Б) избрание президентом РФ Д. А. Медведева

В) принятие России в Международную организацию стран Азиатско – Тихоокеанского бассейна


Премьер-министр России подозревает за недавними оппозиционными протестами против коррупции чьи-то политические интересы. «Кому это выгодно? Это выгодно тем, кто заказывает подобного рода сюжеты, материалы. Это, как правило, люди, у которых есть вполне конкретные политические цели», — сказал Дмитрий Медведев во время посещения 4 апреля мясоперерабатывающего комбината в Тамбове.

Так премьер прокомментировал обвинения, на которых был построен последний фильм Фонда борьбы с коррупцией (организация включена Минюстом в список иноагентов) оппозиционера Алексея Навального. Антикоррупционные митинги собрали тысячи людей в десятках городов по всей стране 26 марта. В Москве несанкционированная властями города акция завершилась массовыми задержаниями.

Своего политического интереса Навальный, претендующий на участие в президентских выборах 2018 года, не скрывает. Что не отменяет болезненности темы, которую он сделал своим коньком.

С проблемой коррупции во власти борются фактически с первых дней существования новой России, и она по-прежнему представляет собой прекрасную почву для популизма.

Юридическая пробуксовка

25 лет назад, 4 апреля 1992 года, был издан указ президента РФ «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы». Он был первым антикоррупционным нормативно-правовым документом. С этого момента чиновники подверглись запрету на ведение предпринимательской деятельности и должны были предоставлять информацию о доходах, вкладах, ценных бумагах и имеющихся кредитах при назначении на руководящую должность.

Отдельный закон «О борьбе с коррупцией» Государственная дума пыталась принять несколько раз с 1993 по 1998 год. Закон предусматривал создание межведомственной комиссии Совета безопасности по защите прав граждан и общественной безопасности, борьбе с преступностью и коррупцией как специального органа по борьбе с коррупцией. Однако законопроект сначала не был подписан президентом, отправившись на доработку, затем закон с аналогичным названием в 1998 году был отклонен уже самой Думой.

В 1999 году был создан Национальный антикоррупционный комитет (НАК), главной задачей которого стала борьба с коррупцией и оказание воздействия на власть в целях активизации антикоррупционной деятельности. Антикоррупционные принципы были заложены и в закон РФ «О государственной службе Российской Федерации» 2003 года.

В 2006 году Россией была ратифицирована Конвенция ООН по противодействию коррупции, однако с изъятиями, среди которых наиболее заметное — 20-я статья о незаконном обогащении.

Согласно ей чиновник может быть подвержен уголовному преследованию в случае, если рост его активов не имеет очевидного и законного обоснования. По мысли российских законодателей, она нарушала принцип презумпции невиновности, заложенный в Конституции РФ.

24 ноября 2003 года указом президента Владимира Путина был создан Совет при президенте РФ по борьбе с коррупцией, в который вошли представители правительства, Совета Федерации, Государственной думы, а также председатели Конституционного, Верховного и Высшего арбитражного судов РФ. Основной задачей данного совета являлось оказание содействия президенту страны в определении приоритетных направлений государственной политики в сфере борьбы с коррупцией и ее реализации.

Первый пакет законов о противодействии коррупции был принят во время президентства Дмитрия Медведева 25 декабря 2008 года. Законом «О противодействии коррупции» предусматривалось, что чиновник обязан предоставлять информацию о доходах и имуществе себя и своей семьи. Экс-чиновникам разрешалось заниматься предпринимательской деятельностью только при условии согласия комиссии по соблюдению требований служебного поведения государственных гражданских служащих.

В соответствии с законом, чиновник должен информировать правоохранительные органы при любых фактах склонения к коррупционным действиям.

С 2012 года Владимир Путин, вернувшись на президентское кресло, продолжил усилия предшественника в сфере национальных планов по противодействию коррупции.

В 2013 году глава государства заявил: «Мы и дальше будем самым серьезным образом, повторяю еще раз, вне зависимости от должности и партийной принадлежности, с корнем вырывать эту заразу. Пусть все об этом знают».

Были приняты Национальные планы по противодействию коррупции 2012–2013, 2014–2015 и 2016–2017 годов. В конце 2015-го Владимир Путин утвердил стратегию национальной безопасности, в которой было отмечено, что коррупция является препятствием к устойчивому развитию страны и реализации ее стратегических национальных приоритетов. Последний из планов, действующий на текущий период, отличает подготовка правительством и Генеральной прокуратурой методических указаний для чиновников по рассмотрению и выявлению ситуаций, связанных с конфликтом интересов. Помимо этого также предполагается компьютеризация этой работы и использование практики конфискации незаконных доходов.

В дополнение к этим документам в июле 2015 года Владимир Путин издал указ «О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции», содержащий перечень поручений президента по повышению эффективности противодействия коррупции. В соответствии с указом, при главе каждого региона должны быть созданы комиссии по координации работы по противодействию коррупции.

Гражданский контроль

По словам юриста центра антикоррупционной политики партии «Яблоко» Алексея Карнаухова, законодательство в сфере противодействия коррупции в России расширяется, но пока не дает значительных результатов.

По мнению Карнаухова, борьба с коррупцией должна происходить на уровне гражданского общества. «Как у нас получается: чиновники занимаются коррупцией, они же ее предотвращают. Этим должно заниматься гражданское общество, которое пытаются уничтожить и перекрыть кислород», — считает он.

Впрочем, глава Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов не соглашается с коллегой. С его точки зрения, коррупция зародилась в ельцинские времена, и тогда с ней никак не боролись. «Надо понимать, что коррупция началась с формирования новой России, — рассказал он. — Тогда люди думали, как захватить куски собственности, и именно тогда появилась региональная власть, которая была связана с бизнесом».

Эксперт также указывает на активное взаимодействие власти с гражданским обществом. «Коррупция создает угрозу экономической и национальной безопасности страны, и государство это понимает, поэтому мы видим активное взаимодействие власти с профессиональным гражданским обществом».

Говоря о национальном плане по противодействию коррупции 2016–2017 годов, Кабанов утверждает, что план имеет свои новшества. «План был составлен при активном участии независимых гражданских экспертов, поэтому он наполнен конкретными мероприятиями, и теперь по этим задачам приходится отчитываться», — объяснил он.

Пятилетка посадок

Во время третьего срока президентства Путина число громких арестов высокопоставленных чиновников по обвинениям в коррупции выросло.

В 2013 году был задержан мэр Ярославля Евгений Урлашов. По версии следствия, Урлашов и его ближайшие соратники требовали от Сергея Шмелева, директора компании «Радострой», которая выполняла работы по содержанию дорог Ярославля, 18 млн руб. Еще одну взятку в размере 17 млн руб., по мнению следствия, бывший мэр Ярославля получил от генерального директора «Ярдорстроя» с целью передачи компании контрольного пакета акций «Городского дорожного управления».

В 2015 году был арестован Александр Реймер, бывший руководитель Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН), по обвинению в хищении 2,7 млрд руб. путем завышения закупочных цен на приобретение электронных браслетов для контроля арестованных.

В том же году был арестован бывший губернатор Сахалинской области Александр Хорошавин при получении взятки в размере $5,6 млн при заключении государственного контракта на строительство одного из блоков Южно-Сахалинской ТЭЦ. Владимир Путин уволил Хорошавина с поста губернатора в связи с утратой доверия.

В ночь на 1 мая 2016 года мэр Владивостока Игорь Пушкарев, занимавший пост с 2008 года, был задержан по подозрению в злоупотреблении полномочиями и коммерческом подкупе. По данным следствия, в 2009–2014 годах Пушкарев организовывал крупные закупки «Дорогами Владивостока» стройматериалов у компании «Востокцемент», которую контролируют его родственники. Следствие считает, что в результате действий мэра принадлежащее администрации предприятие «Дороги Владивостока» получило 158 млн руб. ущерба.

24 июня 2016 года в одном из столичных ресторанов при получении взятки был задержан губернатор Кировской области Никита Белых. Как утверждало следствие, общая сумма взяток, которые получил Белых лично и при помощи посредников, составила €400 тыс. За эти деньги экс-губернатор обещал двум предприятиям Кировской области покровительство со стороны правительства региона при реализации ими инвестпроектов и ведения предпринимательской деятельности.

В 2016 году министр экономического развития Алексей Улюкаев был задержан якобы при получении взятки в размере $2 млн. Как утверждает следствие, деньги были платой министру за выдачу документов о покупке «Роснефтью» половины «Башнефти». Само задержание было произведено в ходе следственного эксперимента, который подготовили благодаря прослушке телефонных разговоров.

В июле 2016 года сотрудниками ФСБ были задержаны замначальника Главного следственного управления Следственного комитета РФ по Москве Денис Никандров, глава УСБ СК РФ Михаил Максименко и его заместитель Александр Ламонов. В отношении их было предъявлено обвинение в получении взятки по предварительному сговору в размере $1 млн.

Зимой 2014 года руководитель антикоррупционного главка полиции (ГУЭБиПК) Денис Сугробов лишился своей должности и был обвинен в создании на своем рабочем месте организованного преступного сообщества, а также в превышении должностных полномочий и провокации получения взятки. Дело получило особый резонанс, когда в июне того же года заместитель и друг Сугробова Борис Колесников, проходивший по тому же делу, выбросился из окна центрального здания Следственного комитета в Москве.

9 сентября 2016 года был задержан полковник МВД Дмитрий Захарченко по подозрению в получении взятки и злоупотреблении полномочиями. В ходе обысков ФСБ у Захарченко было обнаружено около 9 млн руб.

«Я не брал взятку. Это ничем не подтверждено. Если это взятка, то за что?» — прокомментировал Захарченко во время судебного процесса.

В годовщину первого указа 4 апреля 2017 года под задержание попал глава Удмуртской Республики Александр Соловьев, подозреваемый в получении взятки от подрядчиков по крупному инфраструктурному проекту федерального значения — строительству нескольких мостовых переходов, позволяющих значительно сократить путь от Москвы до Екатеринбурга.

Чиновник

Двадцать лет назад, 4 апреля 1992 года, вышел Указ президента РФ Бориса Ельцина "О борьбе с коррупцией в системе государственной службы".

Двадцать лет назад, 4 апреля 1992 года, вышел Указ президента РФ Бориса Ельцина "О борьбе с коррупцией в системе государственной службы".

Документ стал первым антикоррупционным нормативно-правовым актом нового российского законодательства и послужил отправной точкой отсчета в борьбе с коррупцией в Российской Федерации.

Указ запрещал чиновникам заниматься предпринимательской деятельностью, а также устанавливал для государственных служащих обязательное представление при назначении на руководящую должность декларации о доходах, движимом и недвижимом имуществе, вкладах в банках и ценных бумагах, а также обязательствах финансового характера. Несоблюдение этих требований грозило освобождением от занимаемой должности, предусматривало и более строгую ответственность. Надзор за выполнением Указа возлагался на президентское Контрольное управление.

Нормы этого Указа легли в основу готовившихся в момент его издания законопроектов "О борьбе с коррупцией", "Об основах государственной службы Российской Федерации" (закон был принят в 1995 году, утратил силу в июле 2004 года) и др.

13 июля 1992 года президиум Верховного Совета РФ направил в комитеты Верховного Совета РФ, Верховные Советы республик в составе России, областные Советы народных депутатов, администрацию президента РФ и правительство РФ первый проект закона РФ "О борьбе с коррупцией". Однако этот законопроект успел пройти в Верховном Совете лишь первое чтение, после чего президентом РФ на него было наложено вето.

В 1993-1997 годах Государственная Дума неоднократно пыталась принять закон "О борьбе с коррупцией". Проект закона предусматривал, что борьбу с коррупцией в пределах своих полномочий должны вести органы прокуратуры, внутренних дел, федеральной службы безопасности, таможенной и пограничной службы, налоговой полиции и других правоохранительных органов, в которых учреждаются специализированные подразделения по борьбе с коррупцией. В качестве же специального органа по борьбе с коррупцией была названа Межведомственная комиссия Совета Безопасности Российской Федерации по защите прав граждан и общественной безопасности, борьбе с преступностью и коррупцией. Закон предъявлял к лицам, претендующим на выполнение государственных функций, ряд специальных требований.

В ноябре 1997 года закон "О борьбе с коррупцией" был принят Госдумой, в декабре 1997 года — одобрен Советом Федерации и направлен на подпись к президенту, который вернул его на доработку.

В 1998 году президентом РФ была предпринята попытка провести через Государственную Думу свой вариант законопроекта с аналогичным названием, но Государственная Дума отклонила его.

29 сентября 1999 года был создан Национальный антикоррупционный комитет (НАК), первым председателем которого стал Сергей Степашин. Среди главных задач НАК — защита всех, кто пытается бороться с коррупцией, и оказание воздействия на власть в целях активизации антикоррупционной деятельности.

В ноябре 2001 года законопроект "О противодействии коррупции" был вновь внесен на рассмотрение Госдумы, но был принят только в первом чтении.

Указом президента РФ от 24 ноября 2003 года был создан Совет при президенте Российской Федерации по борьбе с коррупцией. Основной задачей Совета стало оказание содействия президенту РФ в определении приоритетных направлений государственной политики в сфере борьбы с коррупцией и ее реализации.

В состав Совета вошли председатель правительства, председатель Совета Федерации, председатель Государственной Думы, председатели Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Судов.

При Совете были созданы Комиссия по противодействию коррупции и Комиссия по разрешению конфликта интересов.

В 2006 году Россия ратифицировала Конвенцию ООН против коррупции. При этом статья 20 Конвенции ("Незаконное обогащение") не была ратифицирована.

Для подготовки предложений по реализации в законодательстве РФ положений Конвенции ООН против коррупции (2003) и Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию (1999) Указом президента от 3 февраля 2007 года была создана межведомственная рабочая группа. Совет при президенте РФ по борьбе с коррупцией был упразднен.

В период президентства Дмитрия Медведева задача борьбы с коррупцией стала одной из приоритетных для главы государства. Через две недели после инаугурации, 19 мая 2008 года, Дмитрий Медведев подписал указ о создании Совета по противодействию коррупции при президенте РФ и распорядился в течение месяца представить ему антикоррупционный план.

Первый раздел документа был посвящен мерам по законодательному обеспечению противодействия коррупции.

Законом предусматривалась профилактика коррупции, в частности, через развитие института общественного и парламентского контроля над соблюдением антикоррупционного законодательства. Планом предусматривалась такая антикоррупционная мера как "возложение на государственных и муниципальных служащих обязанности уведомлять о ставших им известными в связи с выполнением своих должностных обязанностей случаях коррупционных или иных правонарушений…".

Второй раздел документа был посвящен мерам по совершенствованию государственного управления в целях предупреждения коррупции.

Третий раздел Плана содержал задачи повышения профессионального уровня юридических кадров и правового просвещения граждан.

В последнем разделе Плана был отражен перечень первоочередных указаний органам власти о направлениях борьбы с коррупцией.

25 декабря 2008 года президент России Дмитрий Медведев подписал пакет законов о противодействии коррупции.

Пакет включал четыре закона: базовый закон "О противодействии коррупции", законопроект, вносящий поправки в закон о правительстве РФ, и еще два закона, вносящие изменения и поправки в 25 Федеральных законов.

Законами предусматривалось, что в течение двух лет после ухода с государственной службы экс-чиновник имеет право работать в коммерческих и некоммерческих организациях, с которыми по роду своей деятельности он работал в должности чиновника, только в том случае, если на это дано согласие специальной комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих. Также определялось, что за коррупцию граждане РФ, иностранцы и лица без гражданства несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность.

Устанавливалась также ответственность и юридических лиц за коррупционные правонарушения. Документы определяли, что чиновник обязан сообщать обо всех фактах склонения его к коррупционным действиям.

Чиновников обязали предоставлять работодателю сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера. Также они должны будут предоставить сведения и о доходах, имуществе и обязательствах членов своей семьи — супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Отдельным законом были выделены поправки в закон о правительстве, обязывающие членов правительства сообщать сведения о доходах жены (мужа) и детей до 18 лет.

Ограничения, запреты и обязанности, установленные законом "О противодействии коррупции" были распространены на сотрудников милиции, прокуратуры, органов внутренних дел РФ, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов РФ и военнослужащих.

В Уголовно-процессуальном кодексе РФ упрощался порядок привлечения к уголовной ответственности депутатов, судей и ряда категорий лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам.

Устанавливался предел стоимости подарка, который может быть преподнесен чиновнику посетителями — до трех тысяч рублей, более дорогие подарки будут автоматически считаться собственностью государства.

Также было усилено уголовное наказание за коррупцию.

В апреле 2010 года президент РФ Дмитрий Медведев подписал указ о Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010-2011 годы.

Национальная стратегия противодействия коррупции определила основные направления государственной антикоррупционной политики на среднесрочную перспективу и этапы ее реализации.

Национальный план противодействия коррупции предусматривал развитие нормативно-правовой базы, организацию работы кадровых служб органов власти по профилактике коррупции, совершенствование деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению чиновников, социологические исследования уровня коррупции и эффективности антикоррупционных мер, обучение госслужащих, в должностные обязанности которых входит участие в противодействии коррупции.

Национальный план противодействия коррупции обновляется каждые два года.

В середине марта 2012 года Дмитрий Медведев выступил с предложением, согласно которому российских чиновников, которые не смогут объяснить превышение своих расходов над доходами, вскоре смогут увольнять и лишать имущества.

Также был обнародован национальный план противодействия коррупции на 2012-2013 годы, предполагающий ряд новшеств в этой сфере: создание института лоббизма и единого бюджетного портала, внедрение в антикоррупционных подразделениях госорганов специальных компьютерных программ, обязательные отчеты чиновников о полученных подарках (соответствующий документ должен быть разработан до 1 октября), а также гранты для СМИ и общественных организаций, участвующих в борьбе с коррупцией.

Национальный план противодействия коррупции на 2012-2013 годы содержит не только поручения о разработке госорганами комплексов мер в этой сфере, но и указания о проведении проверок ряда ведомств. В частности, президент поручил прокуратуре провести в третьем квартале 2013 года проверки соблюдения законодательства о противодействии коррупции в ряде ведомств, в том числе в Пенсионном фонде, Фонде соцстрахования и Федеральном фонде обязательного медицинского страхования.

Председатель правительства РФ Владимир Путин. Архив

Победить коррупцию в России можно, если сделать борьбу с коррупцией общенациональным делом, и разделить не только власть и собственность, но исполнительную власть и контроль за ней, считает премьер-министр, кандидат в президенты России Владимир Путин. При этом Путин предостерегает от соблазнов победить коррупцию массовыми репрессиями.

"Борьба с коррупцией должна стать подлинно общенациональным делом, а не предметом политических спекуляций, полем для популизма, политической эксплуатации, кампанейщины и вброса примитивных решений - например, призывов к массовым репрессиям. Те, кто громче всех кричат о засилье коррупции и требуют репрессий, одного не понимают: в условиях коррупции репрессии тоже могут стать предметом коррупции. И ещё каким. Мало никому не покажется", - пишет Путин в статье "Демократия и качество государства", которую публикует в понедельник газета "Коммерсант".

По его словам, борьба с коррупцией, безусловно, предполагает применение репрессивных мер, и есть исторический соблазн победить коррупцию путём репрессий.

"Тем не менее, проблема здесь принципиально глубже. Это проблема прозрачности и подконтрольности обществу институтов государства . и проблема мотивации чиновников - людей на службе государства. И с этим, на наш взгляд, существуют огромные трудности", - говорится в статье.

По мнению Путина, если госслужба рассматривается не как служение, а как кормление, то на место одних разоблаченных воров придут другие.

"Для победы над системной коррупцией нужно разделить не только власть и собственность, но исполнительную власть и контроль за ней. Политическую ответственность за борьбу с коррупцией должны совместно нести и власть, и оппозиция", - уверен премьер.

Путин полагает, что системные решения позволят гораздо эффективнее провести необходимую санацию государственных институтов, чем репрессии.

"Внедрить новые принципы в кадровой политике - в системе отбора чиновников, их ротации, их вознаграждения. В итоге мы должны добиться, чтобы репутационные, финансовые, материальные и другие риски делали бы коррупцию невыгодной", - пишет Путин.

По его словам, нельзя всех чиновников считать коррупционерами - в стране немало честных людей, и в госаппарате, и за его пределами.

"В государственных, муниципальных органах и сегодня работает множество профессионалов, которые всю жизнь живут на одну зарплату. Их оскорбляет, когда журналисты бездумно ставят их на одну доску с коррупционерами. А скольких честных и эффективных людей мы таким образом отталкиваем от работы на государство? Думаю - общество, СМИ обязаны восстановить справедливость в отношении честных государственных работников. Фокус общественного внимания должен сосредоточиться на доказательных обвинениях в коррупции. Это поможет доводить такие дела до конца", - пишет Путин.

По его мнению, борьба с "большой" коррупцией поможет преодолеть коррупцию и в тех сферах, с которыми граждане встречаются в своей повседневной жизни - в полиции, судебной системе, в управлении жилищным фондом и ЖКХ, медицине и образовании.

"Мы будем действовать последовательно, осмысленно и решительно. Устраняя фундаментальные причины коррупции и карая конкретных коррупционеров. Создавая мотивацию для тех людей, которые готовы служить России верой и правдой. Таких людей у нас в стране традиционно много. Они будут востребованы", - говорится в статье.

"Мы справились с олигархией, справимся и с коррупцией", - заключил Путин.


9 декабря 2003 года в городе Мерида (Юкатан, Мексика) была подписана Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции. Документ обязывал подписавшие его государства объявить уголовным преступлением взятки, хищение бюджетных средств и отмывание коррупционных доходов. С тех пор 9 декабря во всем мире отмечается Международный день борьбы с коррупцией. Целью учреждения Международного дня, как указано в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, было углубление понимания проблемы коррупции и роли Конвенции в предупреждении и борьбе с ней.

Коррупция (лат. corrumpere – растлевать, лат. corruptio – подкуп, порча) – термин, обозначающий обычно использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и моральным установкам.

Борьба с коррупцией, о которой так много говорят и пишут, началась не в последние годы. Эта проблема была в центре внимания в течение истории всех государств, в том числе и российского государства. С мздоимством и лихоимством вынуждены были бороться все без исключения правители нашей страны во все периоды его существования. Коррупция существовала в разных формах, и, к сожалению, это позорное явление оказалось слишком живучим. Борьба с ним продолжается и сейчас. Только двум руководителям государства – Ивану IV Грозному и Иосифу Виссарионовичу Сталину – удалось, используя жесткие карательные методы в определенной мере снизить ее уровень. Проявленная тогда массовая жестокость по отношению к своим гражданам (или ранее – подданным), «побочные эффекты» в виде случайных жертв антикоррупционной мясорубки не могут положительно восприниматься в рамках современной эпохи.

История борьбы с коррупцией в России

Принцип «кормления» чиновников, укоренившийся еще со времен Киевской Руси и взращиваемый впоследствии на протяжении многих веков, настолько «засел» в исторической памяти россиян, что представляется крайне маловероятной скорая победа над этим социальным злом в ближайшей временной перспективе.

Обвинения в коррумпированности часто делаются эффективным оружием во внутриполитической борьбе и в интригах между многочисленными «дворцовыми» группировками и кланами. А в антикоррупционных кампаниях, периодически запускаемых в России, прослеживается двойной стандарт: одним прощается то, за что безжалостно карают других. К сожалению, создалась своего рода «каста неприкасаемых», которые воровали и воруют много и с большим наслаждением.

Во второй половине ХХ века коррупция все больше начала становиться международной проблемой. Подкуп корпорациями высших должностных лиц за границей приобрел массовый характер.

Характерным признаком коррупции является конфликт между действиями должностного лица и интересами его работодателя либо конфликт между действиями выборного лица и интересами общества. Многие виды коррупции аналогичны мошенничеству, совершаемому должностным лицом, и относятся к категории преступлений против государственной власти. Коррупции может быть подвержен любой человек, обладающий властью над распределением каких-либо не принадлежащих ему ресурсов по своему усмотрению (чиновник, депутат, судья, сотрудник правоохранительных органов, администратор, преподаватель, врач и т. д.). Главным стимулом к коррупции является возможность получения экономической прибыли, связанной с использованием властных полномочий, а главным сдерживающим фактором – риск разоблачения и наказания.

Федеральный закон от 25 декабря 2008 года №237-ФЗ «О противодействии коррупции» определяет, что коррупцией является злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; либо совершение вышеуказанных деяний от имени или в интересах юридического лица.

Противодействие коррупции этим же законом определена как деятельность федеральных органов государственной власти, органов госвласти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика), по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией), по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Физическое лицо, совершившее коррупционное правонарушение, по решению суда может быть лишено в соответствии с законодательством РФ права занимать определенные должности государственной и муниципальной службы.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: