Срок рассмотрения обращения в суд в электронном виде

Обновлено: 18.04.2024

Постановление Президиума Совета судей РФ от 21 июня 2010 г. N 229
"Об утверждении Положения о порядке рассмотрения судами общей юрисдикции поступающих в электронной форме обращений граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц), общественных объединений, органов государственной власти и (или) органов местного самоуправления"

С изменениями и дополнениями от:

Заслушав и обсудив доклад заместителя начальника Главного управления организационно-правового обеспечения деятельности судов Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации Мичуриной Л.В. об утверждении Положения о порядке рассмотрения судами общей юрисдикции поступающих в электронной форме обращений граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц), общественных объединений, органов государственной власти и (или) органов местного самоуправления (далее - Положение), Президиум Совета судей Российской Федерации отмечает, что Федеральный закон от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), вступающий в силу с 1 июля 2010 г., призван обеспечить право каждого на информацию. Для успешной реализации положений названного Федерального закона, устанавливающего формы и способы получения гражданами, организациями, общественными объединениями и другими (далее - пользователь информацией) информации о деятельности судов, органов судейского сообщества, Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации (далее - Судебный департамент) и его органов необходимо принятие ряда подзаконных актов.

Одним из способов обеспечения доступа к информации является предоставление пользователям информацией по их запросу сведений о деятельности судов (пункт 6 статьи 6 Федерального закона).

Рассмотрение судами общей юрисдикции обращений в электронной форме является одним из видов реализации ряда конституционных положений, а именно:

права на информацию (согласно части 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом);

права каждого на доступ к документам и материалам органов государственной власти, непосредственно затрагивающим его права и свободы (часть 2 статьи 24 Конституции Российской Федерации).

Во исполнение статьи 3 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации", предусматривающей осуществление правового регулирования отношений, связанных с обеспечением доступа к информации о деятельности судов, Судебным департаментом разработано Положение о порядке рассмотрения судами общей юрисдикции поступающих в электронной форме обращений граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц), общественных объединений, органов государственной власти и (или) органов местного самоуправления.

Данное Положение в соответствии с частью 2 статьи 9, частью 1 статьи 10 указанного выше Федерального закона определяет механизм оформления, направления, приема, регистрации, обработки и рассмотрения обращений (запросов) пользователей информацией, поступающих через официальный сайт суда, в том числе содержит требования, предъявляемые к обращению (запросу), поступившему по сети "Интернет" в суд, и к ответу на такой запрос; устанавливает порядок и сроки регистрации, рассмотрения обращений (запросов), их переадресации и тому подобное.

1. Утвердить Положение о порядке рассмотрения судами общей юрисдикции поступающих в электронной форме обращений граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц), общественных объединений, органов государственной власти и (или) органов местного самоуправления.

2. Рекомендовать председателям верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных судов, окружных (флотских) военных и гарнизонных военных судов, мировым судьям при рассмотрении поступающих в суд в электронной форме обращений граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц), общественных объединений, органов государственной власти и (или) органов местного самоуправления руководствоваться настоящим Положением.

Председатель Совета судей

Положение
о порядке рассмотрения судами общей юрисдикции поступающих в электронной форме обращений граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц), общественных объединений, органов государственной власти и (или) органов местного самоуправления

С изменениями и дополнениями от:

ГАРАНТ:

См. справку о порядке рассмотрения обращений граждан в органах государственной власти

1. Общие положения

1.1. Положение о порядке рассмотрения судами общей юрисдикции поступающих в электронной форме обращений граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц), общественных объединений, органов государственной власти и (или) органов местного самоуправления (далее - Положение) разработано в целях определения механизма оформления, направления, приема, регистрации, обработки и рассмотрения электронных документов, поступающих через официальный сайт суда.

Информация об изменениях:

Постановлением Президиума Совета судей РФ от 23 мая 2016 г. N 511 в пункт 1.2 внесены изменения

1.2. Правовое регулирование отношений, связанных с рассмотрением электронных документов, поступающих через официальный сайт суда, осуществляется в соответствии со статьей 33 Конституции Российской Федерации, Федеральным законом от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 262-ФЗ), Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 59-ФЗ), Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Федеральный закон N 152-ФЗ), Законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации" (далее - Закон N 2124-1) и соответствующими инструкциями по судебному делопроизводству, настоящим Положением и другими нормативными правовыми документами, регулирующими данные правовые отношения.

Действие Положения не распространяется на порядок осуществления гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

1.3. Основные понятия, используемые в Положении:

"электронный документ" - обращение (запрос), представленное в форме набора состояний, элементов электронной вычислительной техники, иных электронных средств обработки, хранения и передачи информации, могущее быть преобразованным в форму, пригодную для однозначного восприятия человеком, имеющей атрибуты для идентификации документа (далее - обращение (запрос);

"адресант" - гражданин (физическое лицо), организация (юридическое лицо), общественное объединение, орган государственной власти или орган местного самоуправления, осуществляющий поиск необходимой информации и направивший электронный документ в суд;

"адресат" - федеральный суд общей юрисдикции, о деятельности которого осуществляется поиск информации через специальную интернет-форму;

"ответственное лицо" - работник аппарата суда (в том числе, приемной суда), наделенный полномочиями по приему, регистрации и обработке электронных документов;

"исполнитель" - работник аппарата суда, ответственный за исполнение электронного документа.

1.4. Информация о персональных данных адресанта электронного документа хранится и обрабатывается с соблюдением требований законодательства о персональных данных.

1.5. Обращения подлежат обязательному рассмотрению.

1.6. Официальный сайт суда является дополнительным средством обеспечения права граждан на обращения в суд.

Информация об изменениях:

Постановлением Президиума Совета судей РФ от 23 мая 2016 г. N 511 в пункт 1.7 внесены изменения

1.7. Настоящее Положение подлежит опубликованию на официальном сайте суда и должно содержать интерактивные ссылки на тексты указанных в нем законов и других нормативных правовых актов.

1.8. Контроль исполнения обращений (запросов), поступающих в суд, осуществляется председателем суда или уполномоченным им должностным лицом - постоянно.

2. Порядок оформления и направления обращений (запросов) в суд

Информация об изменениях:

Постановлением Президиума Совета судей РФ от 23 мая 2016 г. N 511 пункт 2.1 изложен в новой редакции

2.1. Для приема электронных документов применяется специализированное программное обеспечение (посредством ГАС "Правосудие" и других информационных систем) в разделе официальных сайтов судов "Обращения граждан" ("Интернет-приемная", "Электронная приемная" и т.п.), предусматривающем заполнение адресантом установленной формы с реквизитами, необходимыми для подготовки и отправки ответа.

Информация об изменениях:

Постановлением Президиума Совета судей РФ от 23 мая 2016 г. N 511 в пункт 2.2 внесены изменения

2.2. Обращение (запрос) адресанта заполняется по форме, размещенной на официальном сайте суда, с учетом требований статьи 18 Федерального закона N 262-ФЗ, статей 7, 8 и 11 Федерального закона N 59-ФЗ.

2.3. Наряду с формой электронного документа на официальном сайте суда размещаются правила заполнения указанной формы.

Информация об изменениях:

Постановлением Президиума Совета судей РФ от 23 мая 2016 г. N 511 пункт 2.4 изложен в новой редакции

2.4. Форма электронного документа содержит следующие реквизиты:

статус адресанта (выбирается из списка: гражданин (физическое лицо), организация (юридическое лицо), общественное объединение, орган государственной власти или орган местного самоуправления, средство массовой информации (редакция);

фамилия, имя, отчество адресанта;

наименование организации, должность (наименование юридического лица, в том числе средства массовой информации, должность руководителя, уполномоченного им лица, главного редактора средства массовой информации и т.д.);

электронный адрес (e-mail) адресанта;

текст обращения или запроса (изложение существа обращения или запроса);

поле "согласен на получение ответа в электронном виде";

поле "согласен на размещение обращения на сайте суда в открытом доступе";

поле "прикрепить файл";

Информация об изменениях:

Постановлением Президиума Совета судей РФ от 23 мая 2016 г. N 511 пункт 2.5 изложен в новой редакции

2.5. Обязательные поля для заполнения адресантом (фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии), текст обращения (запроса), адрес электронной почты, если ответ должен быть направлен в форме электронного документа, и почтовый адрес, если ответ должен быть направлен в письменной форме) отмечаются звездочкой.

Информация об изменениях:

Постановлением Президиума Совета судей РФ от 23 мая 2016 г. N 511 пункт 2.7 изложен в новой редакции

См. текст пункта в предыдущей редакции

от 21 июня 2010 года N 229

(с изменениями на 23 мая 2016 года)

Документ с изменениями, внесенными:

Заслушав и обсудив доклад заместителя начальника Главного управления организационно-правового обеспечения деятельности судов Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации Мичуриной Л.В. об утверждении Положения о порядке рассмотрения судами общей юрисдикции поступающих в электронной форме обращений граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц), общественных объединений, органов государственной власти и (или) органов местного самоуправления (далее - Положение), Президиум Совета судей Российской Федерации отмечает, что Федеральный закон от 22 декабря 2008 года N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), вступающий в силу с 1 июля 2010 года, призван обеспечить право каждого на информацию. Для успешной реализации положений названного Федерального закона, устанавливающего формы и способы получения гражданами, организациями, общественными объединениями и другими (далее - пользователь информацией) информации о деятельности судов, органов судейского сообщества, Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации (далее - Судебный департамент) и его органов необходимо принятие ряда подзаконных актов.

Одним из способов обеспечения доступа к информации является предоставление пользователям информацией по их запросу сведений о деятельности судов (пункт 6 статьи 6 Федерального закона).

Рассмотрение судами общей юрисдикции обращений в электронной форме является одним из видов реализации ряда конституционных положений, а именно:

права на информацию (согласно части 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом);

права каждого на доступ к документам и материалам органов государственной власти, непосредственно затрагивающим его права и свободы (часть 2 статьи 24 Конституции Российской Федерации).

Во исполнение статьи 3 Федерального закона от 22 декабря 2008 года N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации", предусматривающей осуществление правового регулирования отношений, связанных с обеспечением доступа к информации о деятельности судов, Судебным департаментом разработано Положение о порядке рассмотрения судами общей юрисдикции поступающих в электронной форме обращений граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц), общественных объединений, органов государственной власти и (или) органов местного самоуправления.

Данное Положение в соответствии с частью 2 статьи 9, частью 1 статьи 10 указанного выше Федерального закона определяет механизм оформления, направления, приема, регистрации, обработки и рассмотрения обращений (запросов) пользователей информацией, поступающих через официальный сайт суда, в том числе содержит требования, предъявляемые к обращению (запросу), поступившему по сети "Интернет" в суд, и к ответу на такой запрос; устанавливает порядок и сроки регистрации, рассмотрения обращений (запросов), их переадресации и тому подобное.

2. Рекомендовать председателям верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных судов, окружных (флотских) военных и гарнизонных военных судов, мировым судьям при рассмотрении поступающих в суд в электронной форме обращений граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц), общественных объединений, органов государственной власти и (или) органов местного самоуправления руководствоваться настоящим Положением.

Председатель Совета судей
Ю.И.Сидоренко

Положение о порядке рассмотрения судами общей юрисдикции поступающих в электронной форме обращений граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц), общественных объединений, органов государственной власти и (или) органов местного самоуправления

(с изменениями на 23 мая 2016 года)

1. Общие положения

1.1. Положение о порядке рассмотрения судами общей юрисдикции поступающих в электронной форме обращений граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц), общественных объединений, органов государственной власти и (или) органов местного самоуправления (далее - Положение) разработано в целях определения механизма оформления, направления, приема, регистрации, обработки и рассмотрения электронных документов, поступающих через официальный сайт суда.

1.2. Правовое регулирование отношений, связанных с рассмотрением электронных документов, поступающих через официальный сайт суда, осуществляется в соответствии со статьей 33 Конституции Российской Федерации, Федеральным законом от 22 декабря 2008 года N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 262-ФЗ), Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 59-ФЗ), Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Федеральный закон N 152-ФЗ), Законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2124-1 "О средствах массовой информации" (далее - Закон N 2124-1) и соответствующими инструкциями по судебному делопроизводству, настоящим Положением и другими нормативными правовыми документами, регулирующими данные правовые отношения.

Действие Положения не распространяется на порядок осуществления гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

1.3. Основные понятия, используемые в Положении:

"электронный документ" - обращение (запрос), представленное в форме набора состояний, элементов электронной вычислительной техники, иных электронных средств обработки, хранения и передачи информации, могущее быть преобразованным в форму, пригодную для однозначного восприятия человеком, имеющей атрибуты для идентификации документа (далее - обращение (запрос);

"адресант" - гражданин (физическое лицо), организация (юридическое лицо), общественное объединение, орган государственной власти или орган местного самоуправления, осуществляющий поиск необходимой информации и направивший электронный документ в суд;

"адресат" - федеральный суд общей юрисдикции, о деятельности которого осуществляется поиск информации через специальную интернет-форму;

"ответственное лицо" - работник аппарата суда (в том числе, приемной суда), наделенный полномочиями по приему, регистрации и обработке электронных документов;

"исполнитель" - работник аппарата суда, ответственный за исполнение электронного документа.

1.4. Информация о персональных данных адресанта электронного документа хранится и обрабатывается с соблюдением требований законодательства о персональных данных.

1.5. Обращения подлежат обязательному рассмотрению.

1.6. Официальный сайт суда является дополнительным средством обеспечения права граждан на обращения в суд.

1.7. Настоящее Положение подлежит опубликованию на официальном сайте суда и должно содержать интерактивные ссылки на тексты указанных в нем законов и других нормативных правовых актов.

1.8. Контроль исполнения обращений (запросов), поступающих в суд, осуществляется председателем суда или уполномоченным им должностным лицом - постоянно.

2. Порядок оформления и направления обращений (запросов) в суд

2.1. Для приема электронных документов применяется специализированное программное обеспечение (посредством ГАС "Правосудие" и других информационных систем) в разделе официальных сайтов судов "Обращения граждан" ("Интернет-приемная", "Электронная приемная" и т.п.), предусматривающем заполнение адресантом установленной формы с реквизитами, необходимыми для подготовки и отправки ответа.

2.2. Обращение (запрос) адресанта заполняется по форме, размещенной на официальном сайте суда, с учетом требований статьи 18 Федерального закона N 262-ФЗ, статей 7, 8 и 11 Федерального закона N 59-ФЗ.

2.3. Наряду с формой электронного документа на официальном сайте суда размещаются правила заполнения указанной формы.

2.4. Форма электронного документа содержит следующие реквизиты:

адресат (наименование суда);

статус адресанта (выбирается из списка: гражданин (физическое лицо), организация (юридическое лицо), общественное объединение, орган государственной власти или орган местного самоуправления, средство массовой информации (редакция);

фамилия, имя, отчество адресанта;

наименование организации, должность (наименование юридического лица, в том числе средства массовой информации, должность руководителя, уполномоченного им лица, главного редактора средства массовой информации и т.д.);

электронный адрес (e-mail) адресанта;

текст обращения или запроса (изложение существа обращения или запроса);

поле "согласен на получение ответа в электронном виде";

поле "согласен на размещение обращения на сайте суда в открытом доступе";

поле "прикрепить файл";

2.5. Обязательные поля для заполнения адресантом (фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии), текст обращения (запроса), адрес электронной почты, если ответ должен быть направлен в форме электронного документа, и почтовый адрес, если ответ должен быть направлен в письменной форме) отмечаются звездочкой.

3. Порядок регистрации и обработки электронных документов

3.2. Принятое обращение отображается на экране компьютера в виде электронной регистрационной карточки.

3.2.2. В регистрационную карточку обращения (запроса) в соответствующие позиции автоматически переносится содержание полей формы, заполненной адресантом обращения.

3.2.3. Регистрационный номер и дата поступивших в суд электронных документов присваиваются автоматически.

3.2.4. Ответственное лицо, принимающее электронный документ, обязано проверить его на соответствие пунктам 2.4, 2.5 настоящего Положения и передать его председателю суда или уполномоченному им лицу для определения исполнителя.

3.2.5. Передача электронного документа исполнителям осуществляется с использованием специальных программных средств.

1. Общие положения

1.1. Положение о порядке рассмотрения судами общей юрисдикции поступающих в электронной форме обращений граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц), общественных объединений, органов государственной власти и (или) органов местного самоуправления (далее - Положение) разработано в целях определения механизма оформления, направления, приема, регистрации, обработки и рассмотрения электронных документов, поступающих через официальный сайт суда.

1.2. Правовое регулирование отношений, связанных с рассмотрением электронных документов, поступающих через официальный сайт суда, осуществляется в соответствии со статьей 33 Конституции Российской Федерации, Федеральным законом от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 262-ФЗ), Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 59-ФЗ), Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Федеральный закон N 152-ФЗ), Законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации" (далее - Закон N 2124-1) и соответствующими инструкциями по судебному делопроизводству, настоящим Положением и другими нормативными правовыми документами, регулирующими данные правовые отношения.

Действие Положения не распространяется на порядок осуществления гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

(абзац введен Постановлением Президиума Совета Судей РФ от 23.05.2016 N 511)

1.3. Основные понятия, используемые в Положении:

"электронный документ" - обращение (запрос), представленное в форме набора состояний, элементов электронной вычислительной техники, иных электронных средств обработки, хранения и передачи информации, могущее быть преобразованным в форму, пригодную для однозначного восприятия человеком, имеющей атрибуты для идентификации документа (далее - обращение (запрос));

"адресант" - гражданин (физическое лицо), организация (юридическое лицо), общественное объединение, орган государственной власти или орган местного самоуправления, осуществляющий поиск необходимой информации и направивший электронный документ в суд;

"адресат" - федеральный суд общей юрисдикции, о деятельности которого осуществляется поиск информации через специальную интернет-форму;

"ответственное лицо" - работник аппарата суда (в том числе приемной суда), наделенный полномочиями по приему, регистрации и обработке электронных документов;

"исполнитель" - работник аппарата суда, ответственный за исполнение электронного документа.

1.4. Информация о персональных данных адресанта электронного документа хранится и обрабатывается с соблюдением требований законодательства о персональных данных.

1.5. Обращения подлежат обязательному рассмотрению.

1.6. Официальный сайт суда является дополнительным средством обеспечения права граждан на обращения в суд.

1.7. Настоящее Положение подлежит опубликованию на официальном сайте суда и должно содержать интерактивные ссылки на тексты указанных в нем законов и других нормативных правовых актов.

(в ред. Постановления Президиума Совета Судей РФ от 23.05.2016 N 511)

(см. текст в предыдущей редакции)

1.8. Контроль исполнения обращений (запросов), поступающих в суд, осуществляется председателем суда или уполномоченным им должностным лицом - постоянно.

Подача в суды общей юрисдикции и арбитражные суды

документов в электронном виде

3. Как следует из частей 1, 1.1 статьи 3, части 1.1 статьи 35 ГПК РФ, частей 1, 7 статьи 4, части 1 статьи 41 АПК РФ, части 2 статьи 45 КАС РФ, граждане, организации, государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, должностные лица, лица, наделенные государственными или иными публичными полномочиями, вправе направлять обращения в суд в электронном виде (например, исковые заявления, заявления, в том числе заявления о выдаче судебного приказа, административные исковые заявления, ходатайства, жалобы).

По смыслу части 1 статьи 474.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ) участники уголовного судопроизводства вправе направлять в суд в электронном виде ходатайства, заявления, жалобы, представления в ходе досудебного и судебного производства по уголовному делу, в том числе по вопросам, связанным с исполнением судебного акта.

Обращения в электронном виде подаются в суды посредством заполнения формы, размещенной на официальных сайтах судов в сети "Интернет", в соответствии с порядками подачи документов в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, утверждаемыми Верховным Судом Российской Федерации, Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации в пределах своих полномочий.

4. Обращение в суд может быть подписано простой электронной подписью, а в случаях, предусмотренных законодательством, должно быть подписано усиленной квалифицированной электронной подписью (например, заявление о предварительном обеспечении защиты авторских и (или) смежных прав, заявление об обеспечении иска, заявление о применении мер предварительной защиты).

Если обращение в суд в силу закона подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью, то доверенность или иной документ, подтверждающий полномочия представителя на подписание такого обращения в суд, также должны быть подписаны (заверены) усиленной квалифицированной электронной подписью представляемого лица и (или) нотариуса.

В указанном случае нотариальные доверенности в виде электронного образа должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью нотариуса, а в виде электронного документа - представляемого лица и нотариуса.

Если законодательством не установлено требование о подписании обращения в суд усиленной квалифицированной электронной подписью, то при подаче представителем обращения в виде электронного образа документа к обращению прилагаются доверенность или иной документ, подтверждающий полномочия на подписание обращения в суд, в виде электронного образа документа, заверенного простой электронной подписью лица, подающего документы в суд.

5. В рамках уголовного судопроизводства обращение в суд (ходатайство, заявление, в том числе связанное с предъявлением гражданского иска и отказом от него, жалоба, представление) может быть подано в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью участника уголовного судопроизводства, его подающего.

Обращение в суд может быть также подано в виде электронного образа документа, заверенного в целях защиты прав участников уголовного судопроизводства усиленной квалифицированной электронной подписью подающего его участника уголовного судопроизводства.

При отсутствии у участника уголовного судопроизводства усиленной квалифицированной электронной подписи обращение в суд может быть подано на бумажном носителе.

Приложенные к ходатайству, заявлению, жалобе, представлению электронные документы или электронные образы документов, изготовленные иным лицом, органом, организацией, подписываются либо заверяются усиленной квалифицированной электронной подписью соответственно этого лица, органа, организации (часть 1 статьи 474.1 УПК РФ, статья 12.2 Федерального закона от 18 декабря 2001 года N 177-ФЗ "О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации", Порядок подачи в Верховный Суд Российской Федерации документов в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, утвержденный приказом Председателя Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2016 года N 46-П, Порядок подачи в федеральные суды общей юрисдикции документов в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, утвержденный приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 27 декабря 2016 года N 251, Порядок подачи мировым судьям документов в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, утвержденный приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 11 сентября 2017 года N 168).

6. Как следует из части 2 статьи 17 Закона об электронной подписи, квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи может содержать сведения об ограничениях использования квалифицированного сертификата (например, документ, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью, квалифицированный сертификат ключа проверки которой содержит ограничение его использования сферой государственных закупок, будет иметь юридическое значение исключительно в данной сфере).

Квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи, которой подписано обращение в суд, не должен содержать ограничений для ее использования в целях обращения в суд.

Квалифицированный сертификат, содержащий информацию о правомочиях владельца квалифицированного сертификата действовать от имени определенного лица, в том числе о полномочиях на подписание обращения в суд, не заменяет доверенность или иной документ, подтверждающий полномочия представителя.

7. Обращение в суд от имени юридического лица может быть подписано лицом, имеющим право действовать без доверенности, либо представителем личной усиленной квалифицированной электронной подписью физического лица либо подписью физического лица, исполняющего соответствующие должностные обязанности, квалифицированный сертификат которой выдан данному юридическому лицу (часть 3 статьи 14 Закона об электронной подписи).

С учетом этих положений при принятии обращения в суд от имени юридического лица, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, необходимо проверять, указано в квалифицированном сертификате в качестве его владельца только физическое лицо (личная подпись физического лица) либо наряду с физическим лицом указано наименование юридического лица, которому выдан данный сертификат (подпись исполняющего должностные обязанности физического лица).

При этом обращение в суд от имени юридического лица не считается подписанным, если в качестве владельца квалифицированного сертификата не указано физическое лицо (часть 4 статьи 131 ГПК РФ, часть 1 статьи 125 АПК РФ, часть 1 статьи 125 КАС РФ, часть 3 статьи 14 Закона об электронной подписи).

8. В тех случаях, когда физическое лицо обращается в суд от своего имени, его обращение может быть подписано личной усиленной квалифицированной электронной подписью данного физического лица либо усиленной квалифицированной электронной подписью, выданной данному физическому лицу как лицу, исполняющему должностные обязанности (часть 1.1 статьи 3, часть 1.1 статьи 35 ГПК РФ, часть 7 статьи 4, часть 1 статьи 41 АПК РФ, часть 2 статьи 45 КАС РФ, часть 3 статьи 14 Закона об электронной подписи).

9. Документы, прилагаемые к обращению, подаваемому в суд в электронном виде, и подтверждающие соблюдение предусмотренных законом процессуальных условий подачи обращения (например, документ об уплате государственной пошлины, в том числе формируемый посредством платежных онлайн-систем, банкоматов, мобильных приложений и платежных устройств, доверенность, ордер адвоката, документ об образовании представителя по административному делу), представляются в виде электронных образов документов, заверенных простой электронной подписью или усиленной квалифицированной электронной подписью лица, подающего документы, либо в виде электронных документов.

В случае подачи указанных документов в виде электронных образов суд после принятия обращения к производству вправе потребовать представления подлинников данных документов либо их копий, заверенных в порядке, предусмотренном для заверения соответствующих письменных доказательств (часть 2 статьи 71 ГПК РФ, часть 8 статьи 75 АПК РФ, часть 2 статьи 70 КАС РФ). При непредставлении подлинников или копий таких документов в указанный судом разумный срок исковое заявление, заявление, административное исковое заявление, жалоба (представление) могут быть оставлены без рассмотрения (пункт 5 части 1 статьи 196 КАС РФ, часть 4 статьи 1 ГПК РФ, часть 5 статьи 3 АПК РФ).

10. Если исковое заявление, заявление, административное исковое заявление, жалоба или представление и приложенные к ним документы поданы в суд в электронном виде и судьей вынесено определение (постановление) об отказе в принятии или о возвращении такого обращения, то поданные в электронном виде документы не прилагаются к копии соответствующего определения (постановления) (статьи 134, 135 ГПК РФ, статьи 127.1, 129 АПК РФ, статьи 128, 129 КАС РФ, часть 4 статьи 389.6, статьи 401.5, 412.4 УПК РФ).

С 01.10.2019 ст. 132 ГПК изложена в новой редакции, согласно которой вместо копий к исковому заявлению прилагаются уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие направление копий искового заявления и приложений к нему.

12. В случае если при рассмотрении дела в порядке, предусмотренном законодательством о гражданском судопроизводстве, исковое заявление, жалоба (представление) и приложенные к ним документы поданы в суд в электронном виде, то при подготовке дела к судебному разбирательству суд предлагает истцу или его представителю в установленный судом срок передать ответчикам и третьим лицам копии искового заявления, жалобы (представления) и приложенные к ним документы (часть 4 статьи 1, абзац второй статьи 132 и пункт 1 части 1 статьи 149 ГПК РФ).

13. По смыслу части 4 статьи 1, части 3 статьи 108 ГПК РФ, части 5 статьи 3, части 6 статьи 114 АПК РФ, части 4 статьи 2, части 4 статьи 93 КАС РФ, статей 128, 129 УПК РФ при решении вопроса об истечении срока подачи обращения в суд (срока исковой давности) следует исходить из того, что обращение подано в суд на дату, указанную в уведомлении о поступлении документов в соответствующую информационную систему.

Порядок подачи документов в Верховный Суд Российской Федерации, арбитражные суды и суды общей юрисдикции изменился в 2017 году. Граждане и юридические лица могут подавать обращения (исковые заявления, ходатайства, жалобы и другие документы) в виде электронных документов и электронных образов (скан-копий) (Федеральный закон от 23 июня 2016 г. № 220-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части применения электронных документов в деятельности органов судебной власти"). Их подписывают усиленной квалифицированной электронной подписью. Получить такую подпись можно в удостоверяющем центре, аккредитованном Минкомсвязи России. Электронная подпись также понадобится для подтверждения личности при регистрации в системах "Мой Арбитр" и на портале ГАС "Правосудие".

Порядок подачи документов в электронном виде отличается в зависимости от вида судопроизводства. Рассмотрим, как подать документы в суд таким образом и при этом правильно использовать усиленную квалифицированную электронную подпись.

Требования к электронным документам

Интернет-сервисы "Мой Арбитр" и ГАС "Правосудие" позволяют направлять в суд электронные документы и электронные образы (скан-копии) бумажных документов.

Электронный документ создают в форматах PDF, RTF, DOC, DOCX, XLS, XLSX, ODT – если он содержит текст и в форматах PDF, JPEG (JPG), PNG, TIFF – если он графический.

Согласно п. 2.3.5 Порядка подачи в ВС РФ документов в электронном виде, в том числе в форме электронного документа (утв. приказом Председателя ВС РФ от 29 ноября 2016 г. № 46-П, далее – Порядок), п. 2.3.5 Порядка подачи в федеральные суды общей юрисдикции документов в электронном виде, в том числе в форме электронного документа (утв. приказом Судебного департамента при ВС РФ от 27 декабря 2016 г. № 251), п. 2.3.5 Порядка подачи в арбитражные суды Российской Федерации документов в электронном виде, в том числе в форме электронного документа (утв. приказом Судебного департамента при ВC РФ от 28 декабря 2016 г. № 252) электронный документ должен быть подписан усиленной квалифицированной электронной подписью. Ее можно получить только в удостоверяющем центре, аккредитованном Минкомсвязи России.

Поставить усиленную квалифицированную электронную подпись на электронном документе вправе только лицо, указанное в тексте документа.

Электронный образ (скан-копию) создают путем сканирования бумажной версии документа. Электронный образ заверяют простой электронной подписью или усиленной квалифицированной электронной подписью (п. 2.2.5 Порядка, п. 2.2.5 Порядка подачи в федеральные суды общей юрисдикции документов в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, п. 2.2.5 Порядка подачи в арбитражные суды Российской Федерации документов в электронном виде, в том числе в форме электронного документа.

Подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью электронный документ и электронный образ по юридической силе равнозначны бумажному документу.

ВАЖНО!

Требования к документам, направляемым в электронном виде в ВС РФ, арбитражные суды и суды общей юрисдикции

Электронный образ документа:

  • сканирование бумажного документа выполняется в масштабе 1:1 в черно-белом либо сером цвете (качество 200-300 точек на дюйм), обеспечивающем сохранение всех реквизитов и аутентичных признаков подлинности (графической подписи лица, печати и углового штампа бланка (при наличии);
  • сканирование в режиме полной цветопередачи выполняется при наличии в документе цветных графических изображений либо цветного текста, когда это имеет значение для рассмотрения дела;
  • файл электронного образа документа должен быть в формате PDF с возможностью копирования текста;
  • размер файла не должен превышать 30 Мб;
  • наименование файла должно позволять идентифицировать документ и количество листов в документе (например: Доверенность 34 от 05082016 1л.pdf).

Электронный документ:

  • создается сразу в электронной форме;
  • файл обращения в суд создается в формате PDF с возможностью копирования текста.
  • файлы документов, прилагаемых к обращению в суд, могут быть представлены в форматах PDF, RTF, DOC, DOCX, XLS, XLSX, ODT – для документов с текстовым содержанием, PDF, JPEG (JPG), PNG, TIFF – для документов с графическим содержанием;
  • размер файла не должен превышать 30 Мб;
  • наименование файла должно позволять идентифицировать документ и количество листов в документе (например: Доверенность 34 от 05082016 1л.pdf);
  • используется отсоединенная электронная подпись (содержится в отдельном файле);
  • должен быть подписан лицом, которое указано в тексте электронного документа как подписант.


Подаем документы в ВС РФ

Согласно Порядку обращение в суд и прилагаемые к нему документы могут быть поданы в виде электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, либо в виде электронных образов документов, заверенных простой электронной подписью или усиленной квалифицированной электронной подписью.

При этом законодательно закреплены случаи, когда усиленную квалифицированную электронную подпись обязательно ставят и на электронных образах:

  • заявления об обеспечении иска (ч. 4 ст. 131 Гражданского процессуального кодекса);
  • искового заявления, содержащего ходатайство об обеспечении иска (ч. 1 ст. 139 ГПК РФ);
  • ходатайства о приостановлении исполнения решения суда (ст. 381 ГПК РФ);
  • заявления об обеспечении доказательств (ст. 72 Арбитражного процессуального кодекса);
  • заявления об обеспечении иска (ст. 92 АПК РФ);
  • заявления об обеспечении имущественных интересов (ст. 99 АПК РФ);
  • заявления об обеспечении исполнения судебного акта (ст. 100 АПК РФ);
  • ходатайства о приостановлении исполнения решения государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица (ст. 199 АПК РФ);
  • ходатайства о приостановлении исполнения судебных актов (ст. 265.1, 283 АПК РФ);
  • искового заявления, заявления, апелляционной жалобы, кассационной жалобы, содержащих ходатайство о принятии обеспечительных мер (ст. 125, ст. 260, ст. 265.1, ст. 277, ст. 283 АПК РФ);
  • заявления о применении мер предварительной защиты по административному иску (ч. 9 ст. 125 Кодекса административного судопроизводства);
  • административного искового заявления, содержащего ходатайство о применении мер предварительной защиты по административному иску (ч. 1.1 ст. 86 КАС РФ);

Кроме того, на электронном образе обращения в суд в рамках уголовного судопроизводства также ставят усиленную квалифицированную электронную подпись (п. 3.5.1 Порядка).

Отметим, что к обращению в суд, подаваемому представителем, должна быть приложена доверенность в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью представляемого лица, либо в виде электронного образа документа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью представляемого лица, либо электронного образа, заверенного простой электронной подписью или усиленной квалифицированной электронной подписью лица, подающего документы.

Порядок подачи документов. Физическое лицо, которое подает документы, должно создать в системе личный кабинет. Он формируется автоматически.

Представители физических и юридических лиц также могут создать личный кабинет и подавать документы в отношении одного и более представляемых.

Подтвердить личность можно в МФЦ. Там предоставят логин и пароль для входа в систему.

Также личность подтверждают с помощью квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи, полученного в любом аккредитованном Минкомсвязи России удостоверяющем центре.

Вид учетной записи напрямую влияет на возможность подачи документов в ВС РФ и другие суды. Упрощенная и стандартная учетные записи позволяют подать в суд только электронные образы документов.

Подтвержденная учетная запись помимо скан-копий позволяет подавать электронные документы.

Это интересно!

Согласно п. 4 Постановления Пленума ВС РФ от 26 декабря 2017 г. № 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов" обращение в суд может быть подписано простой электронной подписью, а в случаях, предусмотренных законодательством, должно быть подписано усиленной квалифицированной электронной подписью (например, заявление о предварительном обеспечении защиты авторских и (или) смежных прав, заявление об обеспечении иска, заявление о применении мер предварительной защиты).

Подаем документы в арбитражный суд

Регистрацию можно пройти либо в самой системе путем создания упрощенной учетной записи либо через ЕСИА (см. выше).

Обращение и прилагаемые к нему документы могут быть поданы в арбитражный суд в виде электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, либо в виде электронных образов документов, заверенных простой электронной подписью или усиленной квалифицированной электронной подписью.

При этом в случаях, когда этого требует АПК РФ скан-образы подписывают только усиленную квалифицированную электронную подпись. Такие случаи перечислены в предыдущем разделе.

Рассмотрим, как подать документ через систему "Мой арбитр". После входа в личный кабинет нужно выбрать вид обращения, например "Иск (заявление)" в разделе "Заявления и жалобы", указать наименование арбитражного суда, в который подается заявление, и выбрать суд из предложенного перечня.

Затем устанавливают процессуальное положение (истец, ответчик и т.п.) и заполняют предложенную системой форму, в которой проставляют наименование организации или ФИО физлица, адрес места работы, регистрации по месту жительства или местонахождения, категорию организации; ИНН, ОГРН, адрес и т.д.

Далее прикрепляют отсканированные документы: сначала заявление (ходатайство, жалобу), а затем приложения (при их наличии).

После отправки документов пользователь получит в личном кабинете и на указанный при регистрации адрес электронной почты уведомление об их поступлении в информационную систему, содержащее дату и время поступления. Его можно использовать как подтверждение соблюдения процессуальных сроков.

Работники суда проверят документы на предмет установления, адресованы ли они суду, доступны ли для прочтения, оформлены ли в соответствии с Порядком. После проверки работники суда отправят пользователю системы уведомление об их получении либо уведомление о том, что документы не могут быть признаны поступившими в суд.

Обратите внимание, что порядками подачи документов в ВС РФ и в арбитражные суды установлен открытый перечень причин, по которым документы не могут считаться поступившими в суд.

Также отметим, что суд вправе предложить заявителю представить оригиналы поданных документов (п. 2 постановления Пленума ВАС РФ от 17 февраля 2011 г. № 12), в том числе, направленных в качестве доказательств (ч. 3 ст. 75 АПК РФ).

Подаем документы в суд общей юрисдикции

Если документы подает представитель, то личный кабинет создается на его имя. Он может подать в суд документы в отношении одного и более представляемых физических и (или) юридических лиц.

Доступ к личному кабинету возможен посредством идентификации и аутентификации в ЕСИА либо с использованием имеющейся у физлица усиленной квалифицированной электронной подписью, полученной аккредитованном Минкомсвязью УЦ.

Для подачи документов заполняют специальную форму на официальном сайте суда. Нужно выбрать вид судопроизводства и указать свои данные (в том числе номер телефона, адрес электронной почты и т.д.).

Документы подают в форме электронного документа или электронного образа документа. Требования к ним аналогичны рассмотренным выше.

Порядок использования усиленной квалифицированной электронной подписи аналогичен порядкам, рассмотренным выше.

При этом усиленную квалифицированную электронную подпись также обязательно подписывают скан-копию обращения в суд в рамках уголовного судопроизводства (п. 3.4.1 Порядка подачи в федеральные суды общей юрисдикции документов в электронном виде, в том числе в форме электронного документа.

Порядок подачи документов. Для подачи документов нужно найти и открыть официальный сайт суда и выбрать пункт меню "Подача процессуальных документов в электронном виде".

После нажатия на данный пункт пользователь попадает на страницу интернет-портала ГАС "Правосудие". Нужно перейти в раздел "Обращения" или нажать кнопку "Новое обращение".

Далее выполняют вход в систему. Войти можно двумя способами:

  • при помощи учетной записи в ЕСИА;
  • либо посредством усиленной квалифицированной электронной подписи.

Затем выбирают вид обращения, например "Административное исковое заявление", формируют заявление (заполняют реквизиты заявителя, прикрепляют документы) и нажимают на кнопку "Сформировать заявление".

Пользователь получит уведомление о поступлении документов в систему. Работники суда, как и в случае описанном в предыдущем разделе, проверят документы и после проверки отправляют уведомление об их получении либо уведомление о том, что документы не могут быть признаны поступившими в суд.

Обратите внимание, что аналогичный порядок предусмотрен для подачи документов в мировые суды (Порядок подачи мировым судьям документов в электронном виде, в том числе в форме электронного документа).

В заключение отметим, что описанные в статье способы подачи документов не распространяются на документы, содержащие государственную тайну, и на подачу запросов, предложений, заявлений или жалоб в соответствии с положениями федерального законодательства (Федеральный закон от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации", Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации").

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: