Условия исполнения зарубежных следственных и судебных поручений упк

Обновлено: 06.05.2024

Полномочия следователя представляют собой систему его процессуальных прав и обязанностей, необходимых и достаточных для установления наличия или отсутствия обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу, и последующей передачи уголовного дела в суд для рассмотрения по существу или прекращения уголовного дела.

Полномочия следователя общим образом определяются в ст. 38 УПК РФ и конкретизируются в уголовно - процессуальном законодательстве применительно к производству конкретных следственных и иных процессуальных действий и принятию решений по вопросам, возникающим в ходе предварительного следствия.

В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 38 УПК РФ следователь уполномочен самостоятельно направлять ход расследования, принимать решения о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда требуется получение судебного решения или согласия руководителя следственного органа.

Следователь процессуально самостоятелен при принятии решений о направлении уголовного дела, а также при определении очередности и тактики производства следственных действий.

Вместе с тем прокурор, осуществляя свои надзорные полномочия, вправе требовать от следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия (п. 3 ч. 2ст. 37 УПК РФ).

Ряд полномочий следователя носит властный характер. В частности, следователь вправе требовать от граждан, предприятий, учреждений и организаций, а также должностных лиц выполнения или невыполнения определенных действий (например, не покидать без разрешения следователя место постоянного или временного проживания, представлять необходимые предметы документы.

Установив в ходе досудебного производства по уголовному делу обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, следователь вправе внести соответствующим организации или должностному лицу представление о принятии мер устранению указанных обстоятельств или других нарушений закона. Данное представление подлежит рассмотрению с обязательным уведомлением о принятых мерах не позднее одного месяца со дня его вынесения ( ч. 2 ст. 158 УПК).

Властный характер полномочий следователя обнаруживается в его взаимоотношениях с органами дознания. В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ следователь уполномочен давать органу дознания обязательные для исполнения письменные поручения о произведении оперативно - розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении.

В случае незаконного или необоснованного уголовного преследования следователь принимает надлежащие меры по реабилитации лица.

Не позднее одного месяца со дня поступления требования о возмещении имущественного вреда следователь, определяет его размер и выносит постановление о производстве выплат в возмещение этого вреда. Указанные выплаты производятся с учетом уровня инфляции (ч. 4 ст. 135 УПК РФ).

Прокуратура
Калужской области

Прокуратура Калужской области

23 ноября 2014, 18:12

Полномочия следователя (ст. 38 УПК РФ)

Полномочия следователя представляют собой систему его процессуальных прав и обязанностей, необходимых и достаточных для установления наличия или отсутствия обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу, и последующей передачи уголовного дела в суд для рассмотрения по существу или прекращения уголовного дела.

Полномочия следователя общим образом определяются в ст. 38 УПК РФ и конкретизируются в уголовно - процессуальном законодательстве применительно к производству конкретных следственных и иных процессуальных действий и принятию решений по вопросам, возникающим в ходе предварительного следствия.

В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 38 УПК РФ следователь уполномочен самостоятельно направлять ход расследования, принимать решения о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда требуется получение судебного решения или согласия руководителя следственного органа.

Следователь процессуально самостоятелен при принятии решений о направлении уголовного дела, а также при определении очередности и тактики производства следственных действий.

Вместе с тем прокурор, осуществляя свои надзорные полномочия, вправе требовать от следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия (п. 3 ч. 2ст. 37 УПК РФ).

Ряд полномочий следователя носит властный характер. В частности, следователь вправе требовать от граждан, предприятий, учреждений и организаций, а также должностных лиц выполнения или невыполнения определенных действий (например, не покидать без разрешения следователя место постоянного или временного проживания, представлять необходимые предметы документы.

Установив в ходе досудебного производства по уголовному делу обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, следователь вправе внести соответствующим организации или должностному лицу представление о принятии мер устранению указанных обстоятельств или других нарушений закона. Данное представление подлежит рассмотрению с обязательным уведомлением о принятых мерах не позднее одного месяца со дня его вынесения ( ч. 2 ст. 158 УПК).

Властный характер полномочий следователя обнаруживается в его взаимоотношениях с органами дознания. В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ следователь уполномочен давать органу дознания обязательные для исполнения письменные поручения о произведении оперативно - розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении.

В случае незаконного или необоснованного уголовного преследования следователь принимает надлежащие меры по реабилитации лица.

Не позднее одного месяца со дня поступления требования о возмещении имущественного вреда следователь, определяет его размер и выносит постановление о производстве выплат в возмещение этого вреда. Указанные выплаты производятся с учетом уровня инфляции (ч. 4 ст. 135 УПК РФ).

УПК РФ Статья 457. Исполнение в Российской Федерации запроса о правовой помощи

1. Суд, прокурор, следователь, руководитель следственного органа исполняют переданные им в установленном порядке запросы о производстве процессуальных действий, поступившие от соответствующих компетентных органов и должностных лиц иностранных государств, в соответствии с международными договорами Российской Федерации, международными соглашениями или на основе принципа взаимности. Принцип взаимности подтверждается письменным обязательством иностранного государства оказать Российской Федерации правовую помощь в производстве отдельных процессуальных действий, полученным Верховным Судом Российской Федерации, Следственным комитетом Российской Федерации, Министерством иностранных дел Российской Федерации, Министерством юстиции Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации или Генеральной прокуратурой Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

2. При исполнении запроса применяются нормы настоящего Кодекса, однако могут быть применены процессуальные нормы законодательства иностранного государства в соответствии с международными договорами Российской Федерации, международными соглашениями или на основе принципа взаимности, если это не противоречит законодательству и международным обязательствам Российской Федерации.

3. При исполнении запроса могут присутствовать представители иностранного государства, если это предусмотрено международными договорами Российской Федерации или письменным обязательством о взаимодействии на основе принципа взаимности.

4. Если запрос не может быть исполнен, то полученные документы возвращаются с указанием причин, воспрепятствовавших его исполнению, через орган, его получивший, либо по дипломатическим каналам в тот компетентный орган иностранного государства, от которого исходил запрос. Запрос возвращается без исполнения, если он противоречит законодательству Российской Федерации либо его исполнение может нанести ущерб ее суверенитету или безопасности.

Основные положения о порядке взаимодействия судов, прокуроров, следователей и органов дознания с соответствующими компетентными органами и должностными лицами иностранных государств и международными организациями

Статья 453 УПК РФ. Направление запроса о правовой помощи

1. При необходимости производства на территории иностранного государства допроса, осмотра, выемки, обыска, судебной экспертизы или иных процессуальных действий, предусмотренных настоящим Кодексом, суд, прокурор, следователь, руководитель следственного органа, дознаватель вносит запрос об их производстве компетентным органом или должностным лицом иностранного государства в соответствии с международным договором Российской Федерации, международным соглашением или на основе принципа взаимности.

2. Принцип взаимности подтверждается письменным обязательством Верховного Суда Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации, Министерства иностранных дел Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации или Генеральной прокуратуры Российской Федерации оказать от имени Российской Федерации правовую помощь иностранному государству в производстве отдельных процессуальных действий.

3. Запрос о производстве процессуальных действий направляется через:

1) Верховный Суд Российской Федерации - по вопросам судебной деятельности Верховного Суда Российской Федерации;

2) Министерство юстиции Российской Федерации - по вопросам, связанным с судебной деятельностью всех судов, за исключением Верховного Суда Российской Федерации;

3) Следственный комитет Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Федеральную службу безопасности Российской Федерации - по уголовным делам, находящимся в их производстве;

4) Генеральную прокуратуру Российской Федерации - в остальных случаях.

4. Запрос и прилагаемые к нему документы переводятся на официальный язык того иностранного государства, в которое они направляются.

Статья 454 УПК РФ. Содержание и форма запроса

Запрос о производстве процессуальных действий составляется в письменном виде, подписывается должностным лицом, его направляющим, удостоверяется гербовой печатью соответствующего органа и должен содержать:

1) наименование органа, от которого исходит запрос;

2) наименование и место нахождения органа, в который направляется запрос;

3) наименование уголовного дела и характер запроса;

4) данные о лицах, в отношении которых направляется запрос, включая данные о дате и месте их рождения, гражданстве, роде занятий, месте жительства или месте пребывания, а для юридических лиц - их наименование и место нахождения;

5) изложение подлежащих выяснению обстоятельств, а также перечень запрашиваемых документов, вещественных и других доказательств;

6) сведения о фактических обстоятельствах совершенного преступления, его квалификация, текст соответствующей статьи Уголовного кодекса Российской Федерации, а при необходимости также сведения о размере вреда, причиненного данным преступлением.

Статья 455 УПК РФ. Юридическая сила доказательств, полученных на территории иностранного государства

Доказательства, полученные на территории иностранного государства его должностными лицами в ходе исполнения ими поручений об оказании правовой помощи по уголовным делам или направленные в Российскую Федерацию в приложении к поручению об осуществлении уголовного преследования в соответствии с международными договорами Российской Федерации, международными соглашениями или на основе принципа взаимности, заверенные и переданные в установленном порядке, пользуются такой же юридической силой, как если бы они были получены на территории Российской Федерации в полном соответствии с требованиями настоящего Кодекса.

Статья 456 УПК РФ. Вызов свидетеля, потерпевшего, эксперта, гражданского истца, гражданского ответчика, их представителей, находящихся за пределами территории Российской Федерации

1. Свидетель, потерпевший, эксперт, гражданский истец, гражданский ответчик, их представители, находящиеся за пределами территории Российской Федерации, могут быть с их согласия вызваны должностным лицом, в производстве которого находится уголовное дело, для производства процессуальных действий на территории Российской Федерации.

2. Запрос о вызове направляется в порядке, установленном частью третьей статьи 453 настоящего Кодекса.

3. Процессуальные действия с участием явившихся по вызову лиц, указанных в части первой настоящей статьи, производятся в порядке, установленном настоящим Кодексом.

4. Явившиеся по вызову лица, указанные в части первой настоящей статьи, не могут быть на территории Российской Федерации привлечены в качестве обвиняемых, взяты под стражу или подвергнуты другим ограничениям личной свободы за деяния или на основании приговоров, которые имели место до пересечения указанными лицами Государственной границы Российской Федерации. Действие иммунитета прекращается, если явившееся по вызову лицо, имея возможность покинуть территорию Российской Федерации до истечения непрерывного срока в 15 суток с момента, когда его присутствие более не требуется должностному лицу, вызвавшему его, продолжает оставаться на этой территории или после отъезда возвращается в Российскую Федерацию.

5. Лицо, находящееся под стражей на территории иностранного государства, вызывается в порядке, установленном настоящей статьей, при условии, что это лицо временно передается на территорию Российской Федерации компетентным органом или должностным лицом иностранного государства для совершения действий, указанных в запросе о вызове. Такое лицо продолжает оставаться под стражей на все время пребывания его на территории Российской Федерации, причем основанием содержания его под стражей служит соответствующее решение компетентного органа иностранного государства. Это лицо должно быть возвращено на территорию соответствующего иностранного государства в сроки, указанные в ответе на запрос. Условия передачи или отказа в ней определяются международными договорами Российской Федерации или письменными обязательствами на основе принципа взаимности.

Статья 457 УПК РФ. Исполнение в Российской Федерации запроса о правовой помощи

1. Суд, прокурор, следователь, руководитель следственного органа исполняют переданные им в установленном порядке запросы о производстве процессуальных действий, поступившие от соответствующих компетентных органов и должностных лиц иностранных государств, в соответствии с международными договорами Российской Федерации, международными соглашениями или на основе принципа взаимности. Принцип взаимности подтверждается письменным обязательством иностранного государства оказать Российской Федерации правовую помощь в производстве отдельных процессуальных действий, полученным Верховным Судом Российской Федерации, Следственным комитетом Российской Федерации, Министерством иностранных дел Российской Федерации, Министерством юстиции Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации или Генеральной прокуратурой Российской Федерации.

2. При исполнении запроса применяются нормы настоящего Кодекса, однако могут быть применены процессуальные нормы законодательства иностранного государства в соответствии с международными договорами Российской Федерации, международными соглашениями или на основе принципа взаимности, если это не противоречит законодательству и международным обязательствам Российской Федерации.

3. При исполнении запроса могут присутствовать представители иностранного государства, если это предусмотрено международными договорами Российской Федерации или письменным обязательством о взаимодействии на основе принципа взаимности.

4. Если запрос не может быть исполнен, то полученные документы возвращаются с указанием причин, воспрепятствовавших его исполнению, через орган, его получивший, либо по дипломатическим каналам в тот компетентный орган иностранного государства, от которого исходил запрос. Запрос возвращается без исполнения, если он противоречит законодательству Российской Федерации либо его исполнение может нанести ущерб ее суверенитету или безопасности.

Статья 458 УПК РФ. Направление материалов уголовного дела для осуществления уголовного преследования

В случае совершения преступления на территории Российской Федерации иностранным гражданином, впоследствии оказавшимся за ее пределами, и невозможности производства процессуальных действий с его участием на территории Российской Федерации все материалы возбужденного и расследуемого уголовного дела передаются в Генеральную прокуратуру Российской Федерации, которая решает вопрос об их направлении в компетентные органы иностранного государства для осуществления уголовного преследования.

Статья 459 УПК РФ. Исполнение запросов об осуществлении уголовного преследования или о возбуждении уголовного дела на территории Российской Федерации

1. Запрос компетентного органа иностранного государства об осуществлении уголовного преследования в отношении гражданина Российской Федерации, совершившего преступление на территории иностранного государства и возвратившегося в Российскую Федерацию, рассматривается Генеральной прокуратурой Российской Федерации. Предварительное расследование и судебное разбирательство в таких случаях производятся в порядке, установленном настоящим Кодексом.

2. В случае совершения на территории иностранного государства преступления лицом, имеющим российское гражданство, возвратившимся в Российскую Федерацию до возбуждения в отношении его уголовного преследования по месту совершения преступления, уголовное дело при наличии оснований, предусмотренных статьей 12 Уголовного кодекса Российской Федерации, может быть возбуждено и расследовано по материалам, представленным соответствующим компетентным органом иностранного государства в Генеральную прокуратуру Российской Федерации, в соответствии с настоящим Кодексом.

Процессуальная деятельность судебных органов ограничена пределами государственной территории. Однако очень часто возникает необходимость осуществления подобной деятельности за рубежом: свидетели по делу, вещественные доказательства, документы находятся за границей. Очень часто по гражданскому делу, которое слушается в одном государстве, требуется вручить повестку о времени и месте судебного заседания или какой-то другой документ лицу, находящемуся в другом государстве.

Все эти процессуальные действия могут быть совершены, как правило, только в порядке судебных поручений. В подобных случаях необходимо получить согласие иностранного государства на производство на его территории процессуальных действий от имени другого государства. Судебное поручение представляет собой обращение суда одного государства к суду другого государства с просьбой о производстве каких-либо процессуальных действий на территории этого государства.

Государство, руководствуясь своей доброй волей, может при наличии соответствующего обращения оказать помощь в исполнении на своей территории процессуальных действий другого государства.

Выполнение таких поручений основано на международных договорах и национальном законодательстве. В доктрине международного права господствует мнение, что при отсутствии соответствующего международного договора принятие одним государством судебного поручения от другого государства не является обязанностью в юридическом смысле слова. Однако необоснованный отказ в выполнении иностранного судебного поручения представляет собой нарушение принципа международной вежливости и в этом плане может расцениваться как недружественный акт.

Можно перечислить наиболее часто встречающиеся случаи, когда судам одного государства приходится обращаться за содействием к судебным органам другого государства:

Вручение документов по просьбе суда лицам, находящимся за границей. Необходимо не просто передать документы, а вручить их официальным образом, засвидетельствовать их получение определенным лицом и его ознакомление с их содержанием.

Выполнение отдельных процессуальных действий — допрос свидетелей, экспертов и т.п., проживающих за границей. Допрос производится через судебные органы того государства, в котором проживают свидетели или эксперты.

Судебное поручение - это вид правовой помощи, обязанность оказания которой фиксируется в международных соглашениях и национальных законах. Правовая помощь в современных международных отношениях представляет собой совершение отдельных процессуальных действий, предусмотренных законодательством запрашивающей стороны: составление, засвидетельствование, пересылка, вручение документов; предоставление вещественных доказательств; допрос свидетелей, экспертов и иных лиц для целей судопроизводства. В настоящее время имеет место тенденция расширения сферы правовой помощи — сюда относится и содействие в получении информации о действующем праве.

Порядок обращения судов одного государства в суды других государств:

Непосредственные сношения судов.

Дипломатический и консульский путь — обращение в министерства иностранных дел, посольства и консульства.

Использование специально назначенных уполномоченных.

Передача поручений через центральные органы юстиции. Процедура выполнения поручения иностранного суда регулируется законом государства места исполнения поручения.

В континентальном праве установлен общий порядок: судебные поручения передаются дипломатическим путем, если иное не предусмотрено международным договором. Судебная практика — правовая помощь оказывается на условиях взаимности. При исполнении поручения используется гражданское процессуальное право государства места исполнения поручения.

Не выполняются поручения, направленные на совершение процессуальных действий, запрещенных законом государства, исполняющего поручение. Порядок и условия выполнения поручений установлены в основном не в законе, а в правилах и инструкциях министерств юстиции (Франция).

В отношении формы исполнения поручений в международной практике принято более лояльное отношение к иностранным судебным поручениям: если иностранный суд просит о выполнении поручения по специальной форме, которая не является обычной в стране места исполнения поручения, но не противоречит ни ее законам, ни публичному порядку, то, как правило, просьба относительно такой специальной формы удовлетворяется.

Вопросы оказания правовой помощи регулирует ГПК ФРГ. В законодательстве Германии правовая помощь определяется таким образом — это любая помощь властей по гражданским делам, оказываемая с целью содействия за границей процессу, происходящему в ФРГ, либо содействия на территории ФРГ процессу, проходящему за границей.

В Италии в понятие «правовая помощь» включается не только исполнение иностранных судебных поручений, но и принудительное исполнение иностранных судебных решений.

Французское законодательство не применяет понятие «правовая помощь» только к вручению документов и исполнению судебных поручений. Под правовой помощью понимаются все виды международного сотрудничества в области гражданского процесса: выдача экзекватуры, освобождение иностранцев от судебных расходов и судебного залога, доказывание иностранного права, вручение документов, исполнение судебных поручений.

В Польше и Чехии под правовой помощью понимается вручение судебных документов и выполнение отдельных процессуальных действий для собирания доказательств. В соответствии с ГПК Польши польские суды оказывают правовую помощь по поручениям судов и других органов иностранных государств. Суды выполняют поручения иностранных органов, если соблюдается взаимность, исполнение не угрожает публичному порядку государства места исполнения поручения и производство требуемого действия входит в компетенцию учреждений юстиции данного государства. Как правило, учреждения юстиции сносятся с органами иностранных государств через министерство юстиции своей страны.

Поручения исполняются на основе норм процессуального права государства места исполнения поручения, однако по просьбе иностранных компетентных органов допускается применение иностранного процессуального права, если это не противоречит публичному порядку государства места исполнения. Польское законодательство требует, чтобы исполняемое действие не было запрещено польским законом. Закон Чехии допускает по просьбе иностранного суда допрос сторон, свидетелей и экспертов под присягой.

В англо-американском праве отсутствует общее понятие правовой помощи, аналогичное понятию, употребляемому в континентальной Европе. Англо-американские суды широко практикуют допрос находящихся за границей свидетелей при помощи института специально уполномоченных судом комиссионеров. При допросе участвуют (и ведут прямой и перекрестный допрос) представители сторон.

Запись допроса, согласованная между представителями, передается в суд, назначивший комиссионера. Такой порядок получения доказательств возможен только при отсутствии возражений со стороны государства, на чьей территории проводится допрос. Отсутствие таких возражений расценивается как пассивное оказание правовой помощи.

Поручения могут передаваться как через Государственный департамент (США), так и непосредственно судами. Районные суды исполняют поручения, касающиеся допроса свидетелей или истребования документов, и могут истребовать запрашиваемые иностранным судом документы независимо от того, будет ли решение соответствующего иностранного суда признано и исполнено на территории США. Процессуальные действия производятся в соответствии с Федеральными правилами гражданского процесса, за исключением случаев, когда к процедуре, принятой в иностранном суде, применяется особый порядок.

Различия в национальных системах получения доказательств за границей порождают серьезные проблемы. Основная проблема заключается в том, что для англо-американских судов доказательства, полученные в соответствии с континентальным процессуальным правом, могут не иметь юридической силы. С другой стороны, для европейских судов действия комиссионеров могут представляться нарушением их государственного суверенитета.

В законодательстве РФ общий порядок исполнения иностранных судебных поручений установлен в ст. 407 ГПК и ст. 256 АПК РФ. При отсутствии международного договора правовая помощь может оказываться в порядке и на условиях международной вежливости. Для исполнения иностранных судебных поручений на территории РФ не требуется взаимности.

Дипломатический путь является основным способом передачи судебных поручений. Общее правило — процедура выполнения поручения иностранного суда на территории РФ регулируется исключительно российским процессуальным правом. Современная тенденция — по просьбе иностранного государства возможно исполнение поручения с применением его процессуального права, если это установлено международным договором РФ.

Порядок применения иностранных процессуальных норм в общем схож с порядком применения норм иностранного материального права. Суд устанавливает содержание норм иностранного процессуального права в соответствии с их официальным толкованием, практикой применения и доктриной данного иностранного государства; иностранная процессуальная норма применяется и толкуется так, как это имеет место в ее родном государстве.

Однако можно отметить и существенное различие — коллизионная норма отсылает не к отдельному изолированному материально-правовому предписанию, а к иностранной правовой системе в целом. В случае выполнения иностранного судебного поручения речь идет именно о применении отдельных иностранных процессуальных норм в рамках международного договора и обращения иностранного учреждения юстиции.

Установить содержание отдельной иностранной процессуальной нормы проще, чем содержание норм иностранного материального права в принципе. Обращение но поводу применения иностранных процессуальных норм исходит непосредственно от органов, которые заинтересованы в правильном применении своего права (в правильном применении иностранного материального права заинтересованы суд и другие участники процесса, который имеет место в другом государстве). В соответствующей просьбе компетентные органы имеют возможность сразу же обеспечить предоставление необходимой информации о содержании, толковании и применении отдельной нормы своего процессуального права.

Практика РФ (и бывшего СССР) показывает, что российские суды при допросе свидетелей на территории РФ по просьбе судебных органов США и Великобритании не отказываются пользоваться исходящими от этих органов вопросниками, составленными по обычной для общего права форме прямого и перекрестного допроса.

Поручения российских государственных судов направляются за границу при необходимости получения доказательств на территории иностранного государства или для вручения проживающим за границей лицам судебных документов. Закон не устанавливает случаи, когда направление поручений обязательно, поэтому данный вопрос решается самими судами в зависимости от конкретных обстоятельств дела.

Порядок сношений российских судов с иностранными официальными органами определен в законодательстве и международных договорах РФ. Как правило, поручения российских судов, адресованные иностранным судебным органам, направляются в Министерство юстиции РФ; министерство в зависимости от наличия международного договора (и его предписаний) или его отсутствия либо само пересылает поручение за границу, либо передает его за границу через МИД РФ.

Этот вопрос решается судом; суд может (но не должен) использовать иностранные процессуальные формы при непременном условии, что использование иностранного процессуального права не нарушает публичный порядок РФ. Основания отказа в оказании правовой помощи: исполнение поручения может нанести ущерб суверенитету РФ или угрожает безопасности РФ; исполнение поручения не входит в компетенцию суда.

В арбитражно-процессуальном законодательстве закреплено еще одно основание отказа — иностранное поручение не может быть выполнено, если не установлена подлинность документа, содержащего поручение о выполнении отдельных процессуальных действий.

Для исполнения иностранного судебного поручения необходима его передача в установленном порядке; исполнение поручения не должно угрожать суверенитету РФ и ее публичному порядку; исполнение должно входить в компетенцию суда, т.е. выполнение запрашиваемых процессуальных действий должно быть подведомственно судебным органам. Поручение выполняется судом, в районе действия которого требуется выполнение процессуальных действий и под юрисдикцию которого подпадают лица, которым необходимо вручить документы.

Перечень отдельных процессуальных действий, установленный в ст. 407 ГПК РФ и ст. 256 АПК РФ, не является исчерпывающим. По просьбе иностранных учреждений юстиции российские государственные судебные органы совершают и другие процессуальные действия, направленные на собирание доказательств. Вручение документов (по отношению к исполнению процессуальных действий) не является самостоятельным видом правовой помощи.

Отказ в исполнении иностранного судебного поручения, противоречащего суверенитету и безопасности РФ (нарушающего основополагающие принципы российского права), представляет собой оговорку о публичном порядке в процессуальном смысле. Поручение не может быть исполнено, если такое исполнение (а не само поручение) противоречит публичному порядку РФ. В данном случае речь не идет об ограничении применения норм иностранного закона, как это имеет место при применении оговорки о публичном порядке в материальном смысле.

Отказ в исполнении иностранного судебного поручения по причине некомпетентности судебного органа не является частью оговорки о публичном порядке. Такой отказ представляет собой производное от процессуального права, пределы вторжения в которое ограничено во всех правовых системах.

63. Признание и исполнение иностранных судебных поручений.

Решения национальных судебных органов имеют территориальную силу. Судебное решение представляет собой часть правопорядка того государства, в пределах юрисдикции которого оно вынесено. Допустимо признание и приведение в исполнение решений национальных судов в других государствах в случаях, предусмотренных законодательством этих государств или международными соглашениями.

Иностранное судебное решение само по себе не имеет за границей правовой силы, оно получает ее лишь постольку, поскольку процессуальное законодательство другого государства допускает признание и исполнение иностранного судебного решения. Юридические последствия признания иностранного судебного решения — признанное за рубежом судебное решение получает такую же юридическую силу, что и решения местных судов (т.е. приобретает свойства неопровержимости, исключительности, исполнимости, обязательности для должностных лиц и органов данного государства). Признанное иностранное судебное решение служит подтверждением гражданских и иных прав и обязанностей в такой же степени, что и решения местных судов.

Судебные решения (в зависимости от категории дел) могут предполагать только их признание (расторжение брака, признание умершим). Признание иностранного судебного решения является необходимой предпосылкой (условием) его принудительного исполнения.

Принудительное исполнение возможно только в силу соответствующего распоряжения компетентных властей того государства, где исполнение испрашивается. Законодательство предусматривает специальную процедуру по разрешению исполнения. Общее правило для всех государств — принцип взаимности является условием принудительного исполнения.

Основные системы принудительного исполнения иностранных судебных решений:

Для исполнения требуется проверка правильности решения иностранного суда с точки зрения формы, установление его соответствия публичному порядку государства места исполнения (Италия).

Необходима выдача экзекватуры; возможна проверка решения по существу, если оно вынесено против местного гражданина (большинство европейских и латиноамериканских государств, Япония).

Иностранное судебное решение служит основой для нового суммарного судебного разбирательства. Иностранное судебное решение создает презумпцию для того, в чью пользу оно вынесено. Эта презумпция может быть опровергнута при помощи возражений. Иностранное судебное решение порождает перераспределение бремени доказывания (Англия, США).

Система экзекватуры — это принятие судебного постановления, которое санкционирует исполнение иностранного судебного решения, придает ему принудительную силу. Судебное решение признается или исполняется как таковое.

Варианты системы экзекватуры:

Допустимость ревизии дела по существу — суд, разрешающий исполнение, подвергает иностранное решение полной ревизии с точки зрения правильности разрешения дела по существу (Бельгия, Франция).

Возможность только ограниченного контроля со стороны суда, разрешающего исполнение, — суд не проверяет правильность разрешения дела по существу, но вправе произвести полную ревизию в исключительных случаях по требованию должника (ФРГ, Япония, Англия, Италия).

Экзекватура выдается только при условии взаимности (ФРГ, Англия, Япония).

Для выдачи экзекватуры взаимность не требуется (Италия, Аргентина).

Основные условия выдачи экзекватуры — решение не должно противоречить публичному порядку государства места исполнения решения; должник надлежащим образом был извещен о времени и месте судебного разбирательства. Основания отказа в выдаче экзекватуры исчерпывающим образом перечислены в законодательстве.

Экзекватура представляет собой специальное судебное постановление, санкционирующее исполнение иностранного судебного решения, придающее ему принудительную силу и выдаваемое только для исполнения решения (ФРГ, Швейцария,

Япония, Франция) или и для его признания (Италия). С выдачей экзекватуры решение подлежит исполнению, как если бы оно было принято в государстве суда, выдавшего экзекватуру; получает юридическую силу, равную силе внутреннего судебного решения, и может быть исполнено в том же порядке, что и внутреннее судебное решение.

Подавляющим большинством Международных договоров установлено, что при исполнении поручения об оказании правовой помощи запрашиваемое учреждение применяет законодательство своей страны. По просьбе запрашивающего учреждения оно может применить и процессуальные нормы запрашивающей стороны, если только они не противоречат законодательству запрашиваемой стороны.

Здесь следует отметить, что ст.1 ч.2 ГПК РФ предусмотрено: «Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила гражданского судопроизводства, чем те, которые предусмотрены законом, применяются правила международного договора».

При исполнении поручений иностранных судов (органов) в случае, если точный адрес указанного в поручении лица неизвестен или неточен необходимо принять меры для установления адреса. Для этого следует направлять запросы в территориальные органы УФМС России (отделы адресно-справочной работы УФМС России субъекта России) в отношении физических лиц, в территориальные органы УФНС России субъекта России в отношении юридических лиц. Возможны и другие методы установления адреса лица.

Ошибочно считать, что суды не занимаются установлением адреса, такое мнение противоречит части 2 статьи 1, части З статьи 407 ГПК РФ.

В соответствии с частью 2 статьи 407 ГПК РФ поручение иностранного суда (органа) о совершении отдельных процессуальных действий не подлежит исполнению, если:

1) исполнение поручения может нанести ущерб суверенитету Российской Федерации или угрожает безопасности Российской Федерации;

2) исполнение поручения не входит в компетенцию суда.

Учитывая требования этой правовой нормы, а также условия международных договоров, российские суды не могут отказываться от исполнения поручения иностранного государства по причине того, что адрес лица, указанного в поручении, неточен или неизвестен. В противном случае, отказ в исполнении поручения может рассматриваться как грубое нарушение правовых норм международного и российского законодательства.

Вручение документов осуществляется, если вручаемые документы составлены на русском языке либо снабжены заверенным переводом. В случае отсутствия перевода на русский язык документы вручаются получателю, если он согласен добровольно их принять.

Вручение документов удостоверяется в соответствии с требованиями Международных договоров. При вручении документов адресату, рекомендуем использовать бланк подтверждения о вручении документов, разработанный с учетом требований Международных договоров, однако данный бланк не применяется к Конвенции о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским и торговым делам 1965 года.

Также иностранными судами (органами) часто предоставляются собственные бланки подтверждений о вручении документов (оборотная расписка, доставница и т.д.), которые также используются для удостоверения вручения документов.

В случае невозможности исполнения поручения ввиду неявки в суд лица, указанного в поручении, в случае, если есть его расписка в получении судебной повестки или повестка возвращена почтовым отделением связи за истечением срока хранения, то необходимо в бланке подтверждения о вручении документа, в соответствующей графе указать: «На вызовы в суд не явился. ».

Необходимо помнить, что любые бланки, документы, составляемые российским судом, должны быть удостоверены гербовой печатью и подписью судьи.

При исполнении поручения о производстве отдельных процессуальных действий, предпринимаются те же меры, что и при исполнении поручения о вручении документов.

В соответствии со статьей 63 ГПК РФ допрос свидетелей и сторон по делу производится судом согласно перечню вопросов, прилагаемых к поручению; протокол допроса удостоверяется судьей и скрепляется гербовой печатью.

Также статьей 457 УПК РФ предусмотрено исполнение в Российской Федерации запроса о правовой помощи по уголовным делам.

В любом случае, по исполнению поручений иностранных государств должны быть составлены следующие документы: заполненный бланк «Подтверждение о вручении документов» и/или протокол судебного заседания, судебные повестки с отметкой почты, расписки и иные процессуальные документы. Все судебные документы должны быть скреплены гербовой печатью и подписью судьи.

Указанные документы возвращаются в территориальный орган Минюста России, откуда и поступили на исполнение.

ВНИМАНИЕ! Вышеизложенный порядок направления и исполнения поручений не распространяется на условия Конвенция о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским или торговым делам 1965 года!

Гаагская Конвенция о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским и торговым делам от 15 ноября 1965 г. (далее – Конвенция 1965 г.) решает вопросы, связанные только с доведением до сведения адресата судебных и внесудебных документов, подлежащих вручению за границей.

Стоит отметить, что сотрудничество в рамках Конвенции 1965 г. возможно между государствами, которые выразили согласие на обязательность ее применения.

В Бюллетене международных договоров №3/2005 опубликованы заявления Российской Федерации к Конвенции 1965 г. и ее официальный перевод на русский язык.

Указанные заявления переданы в дипломатическом порядке депозитарию Конвенции - Министерству иностранных дел Королевства Нидерландов во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 24 августа 2004 г. №1101 «О центральном органе Российской Федерации по Конвенции о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским или торговым делам».

Согласно положениям ст. 3 Конвенции 1965 г. суды Российской Федерации должны направлять запросы о вручении документов по делам, находящимся в их производстве, непосредственно в центральный орган запрашиваемого государства - участника Конвенции 1965 г., минуя МИД России и Минюст России.

Местонахождение центральных органов и особые условия обращения в каждое государство отражены в заявлениях этих государств к указанной Конвенции. Так, например в ФРГ отсутствует единый центральный орган, а есть свой в каждой федеральной земле, куда и следует направлять запрос в зависимости от местопребывания адресата.

В ст. 3, 7 Конвенции 1965 г. установлены строгие правила составления документов в соответствии с образцами (бланками строго обязательной формы на трех языках, Приложение №5,№6,№7) , прилагаемыми к Конвенции 1965 г. Эти бланки следует заполнять на языке запрашиваемого государства. Если государство не заявило требования о заполнении бланков на национальном языке, то возможно использование английского или французского языков. Точное следование прилагаемым образцам, бланкам или формам, содержащимся в самой Конвенции 1965 г., обязательно.

Запрос и подлежащие вручению документы направляются в двух экземплярах. Следует учесть, что центральный орган запрашиваемого государства требует перевода подлежащих вручению документов на официальный язык этого государства. В связи с этим необходимо прилагать к запросу надлежащим образом заверенный перевод указанных документов.

Вручение документов получателю на территории иностранного государства компетентными органами, осуществляется бесплатно. О любых фактах предъявления иностранными органами финансовых требований в связи с исполнением поручений российских судов в рамках Конвенции 1965 г. необходимо немедленно информировать Минюст России и МИД России.

Целесообразно указать на то обстоятельство, что большинство стран-участников Конвенции 1965 г. также являются и участниками Конвенции по вопросам гражданского процесса 1954 г. (далее - Конвенция 1954 г.). В данном случае, последняя заменяется Конвенцией 1965 г. только в части вручения документов (статьи 1-7 Конвенции 1965 г.), но при этом сохраняется действие ее статей 17-33. Кроме того, до настоящего времени ряд стран-участниц Конвенции 1954 г. не стали участниками Конвенции 1965 г. Это - Австрия, Армения, Венгрия, Ливан, Марокко, Суринам, Узбекистан, государства на территории бывшей Югославии (Босния и Герцеговина, Македония, Сербия и Черногория, Словения, Хорватия). В связи с этим, в отношениях с ними следует продолжать применять статьи 1-7 Конвенции по вопросам гражданского процесса 1954 г. или другие двусторонние международные правовые акты, регулирующие данные вопросы.

Порядок оформления поручений о вручении документов в соответствии с Конвенцией о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским или торговым делам 1965 г.

Бланк «Запрос о вручении за границей судебных и внесудебных документов» следует заполнять так:

- в графе «наименование и адрес заявителя»- указывается наименование и адрес российского суда;

- в графе «адрес запрашиваемого органа»- указывается наименование и адрес центрального органа иностранного государства;

- в графе «имя (наименование) и адрес» - указывается имя и точный адрес получателя, далее п. а) необходимо выделить, так как направлять запросы о вручении документов следует в рамках пункта а) статьи 5 Конвенции 1965 г., то есть в порядке, предусмотренном законодательством запрашиваемого государства.

п. b) и п. c) необходимо зачеркнуть;

- в графе «перечень документов»- указывается наименование документов, которые направляются для вручения (например: исковое заявление, извещение о дате судебного заседания и т.д.)

-в графе «совершено в» - указывается наименование суда, дата заполнения бланка, ставится подпись судьи и гербовая печать суда.

Бланк «Основное содержание подлежащего вручению документа» заполняется следующим образом:

- в графе «Наименование и адрес запрашивающего органа»- указывается наименование и адрес российского суда;

-в графе «Стороны»- указываются имена истца и ответчика (например: истец-Иванов Иван Иванович, ответчик-Жан Поль Рено);

-в графе «Характер и назначение документа»-указывается краткое содержание дела (например, исковое заявление о разводе);

-в графе «Характер и предмет судебного разбирательства. »- указывается более подробно, чем в предыдущей графе содержание дела.

-в графе «Дата и место явки в суд» - указывается дата судебного заседания и адрес суда. (Эта графа заполняется в случае направления получателю извещения о дате судебного заседания, в противном случае данную графу необходимо зачеркнуть);

- графы «Суд, вынесший решение» и «Дата вынесения решения» заполняются в том случае, если российский суд вынес по данному делу решение, в противном случае данные графы необходимо зачеркнуть;

- в графе «Предельный срок, указанный в документе»- указывается резервная дата судебного заседания, в противном случае данная графа зачеркивается;

-графа «ВНЕСУДЕБНЫЙ ДОКУМЕНТ»-зачеркивается.

Бланк скрепляется гербовой печатью суда и подписью судьи.

Стоит обратить внимание, что при направлении запроса бланк «СВИДЕТЕЛЬСТВО» (Оборотная сторона запроса) необходимо распечатать на оборотной стороне бланка «Основное содержание подлежащего вручению документа» или скрепить их вместе должным образом. В данном случае (ПРИ НАПРАВЛЕНИИ НА ТЕРРИТОРИЮ ИНОСТРАННОГО ГОСУДАРСТВА) бланк «СВИДЕТЕЛЬСТВО» не заполняется.

Порядок исполнения поручений в соответствии с Конвенцией о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским или торговым делам 1965 года

В соответствии со ст. 2 Конвенции 1965 г. Министерство юстиции Российской Федерации назначено центральным органом, получающим и организующим исполнение запросов компетентных органов иностранных государств о вручении документов на территории Российской Федерации.

На российские суды, осуществляющие вручение документов в рамках Конвенции 1965 г., возлагается обязанность составлять подтверждения о вручении документов в форме Свидетельства согласно прилагаемому к Конвенции 1965 г. образцу.

В случае вручения получателю документов в Свидетельстве заполняются следующие строки:

  • - п.1) - указывается только дата получения получателем документов и адрес места вручения (адрес суда), п.п.а) необходимо выделить;
  • - в графе «Возвращаемые документы» - указывается количество листов возвращаемого второго комплекта документов;
  • - в графе «Документы, подтверждающие вручение» - сообщается о приложенной расписке получателя о получении документов или ставится прочерк;
  • - в графе «Совершено в» - указывается наименование суда, дата составления самого Свидетельства, ставится подпись судьи и гербовая печать суда;
  • - остальные пункты необходимо зачеркнуть.

В случае невручения документов, в свидетельстве следует заполнить следующие строки:

  • - п.2) - указываются причины невручения;
  • - в графе «Возвращаемые документы» - указывается количество листов, возвращаемого полного комплекта документов;
  • - в графе «Совершено в» - указывается наименование суда, дата составления самого Свидетельства, ставится подпись судьи и гербовая печать суда;
  • - остальные пункты необходимо зачеркнуть.

В любом случае, после исполнения или неисполнения поручения бланки Свидетельства составляются в двух экземплярах и вместе со вторым или полным пакетом документов возвращаются в территориальный орган Минюста России, от которого поступило данное поручение для направления запрашивающей стороне.

Сотрудничество в области правовой помощи между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки в рамках Конвенции о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским или торговым делам 1965 года

В настоящее время сотрудничество в области правовой помощи между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки (далее – США) приостановлены в связи с введением США платного порядка вручения документов в рамках Конвенции о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским или торговым делам 1965 года (далее – Конвенция 1965 года).

В заявлении Российской Федерации по Конвенции указывается: «Российская Федерация исходит из того, что в соответствии со ст. 12 Конвенции 1965 года вручение судебных документов, поступающих из Договаривающегося Государства, не может служить поводом для взимания или возмещения сборов или расходов в связи с услугами, предоставленными запрашиваемым государством. Взыскание любым государством-участником подобных сборов (за исключением оговоренных в пунктах а) и б) части второй ст. 12 Конвенции 1965 года) будет рассматриваться Российской Федерацией как отказ от применения Конвенции в отношении Российской Федерации и, соответственно Российская Федерация не будет применять Конвенцию в отношении такого государства–участника».

В сложившихся условиях теоретически сохраняется возможность направления судебных и внесудебных документов напрямую ответчику по средствам заказного письма, что, согласно информации, предоставленной Государственным департаментом США, не противоречит американскому законодательству.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: