Какими социально правовыми признаками должно обладать социальное государство

Обновлено: 28.03.2024

Социальное государство — это более высокая ступень государственности. Если исходить из термина, то его можно определить как государство, служащее интересам общества. Пожалуй, на сегодняшний день Скандинавские страны более чем другие воплощают на практике модель государства, о котором идет речь.

Признаки социального государства. Первое, что приходит на ум рядовому гражданину при упоминании термина «социальное государство», так это социальная защита неблагополучных категорий граждан (пенсионеров, инвалидов и т. д.). Не будем этого отрицать, но все же возразим, что мощная социальная защита возможна лишь тогда, когда имеется для этого необходимый материальный потенциал. Вот почему в ряду признаков социального государства на первое место следует поставить те из них, которые касаются граждан, создающих богатства общества, а именно трудоспособных.

Достойный уровень заработной платы трудоспособных граждан. Именно их трудом содержится государство и общество в целом, поскольку они являются основными налогоплательщиками. Одним словом, чтобы хорошо работать, надо иметь достаточные для этого, прежде всего материальные, стимулы.

Высокий уровень удовлетворения людьми своих потребностей. Многие еще помнят советские времена, когда в карманах у людей были деньги, но на них практически ничего нельзя было купить — пустые полки магазинов, кругом очереди, порой даже за хлебом.

Если речь идет о физиологических потребностях, то должно быть хорошее питание (сбалансированное, качественное, достаточное по количеству). Все мы нуждаемся и в психологическом комфорте, а следовательно, хорошем времяпрепровождении как в период отпуска, так и в период между работой. Немаловажно для каждого и социальное общение. Есть у нас и политические потребности, а отсюда вытекает наличие у нас возможностей доводить до сведения власти свои интересы, чаяния и желания. Нельзя сбрасывать со счета потребности духовные, которые способна реализовать развитая сеть культурных учреждений.

Мощная социальная защита нетрудоспособных слоев населения. Имеются в виду пенсионеры, инвалиды, дети, учащиеся, безработные, переселенцы, беженцы и т. д. Они должны получать пенсии и пособия в таком размере, чтобы не чувствовать себя ущербными членами общества и иметь возможность на достойном уровне удовлетворять свои потребности. При этом следует учитывать, что, например, пенсионеры в прошлом были активными членами общества и сполна вложили свой труд в его процветание.

Хорошая система образования, здравоохранения и других социальных услуг. Образование — важный фактор продвижения личности вперед, здравоохранение — залог ее комфортного существования, удобство дорожного и транспортного обслуживания повышает динамизм личности. Это известно всем. Однако следует обратить внимание и на то, что деятельность в области государственного управления также относится к социальным услугам. Эффективный государственный менеджмент, т. е. осуществляемый в интересах людей, — важная характеристика социального государства.

Минимизация социальных различий. В обществе существуют различные страты, в пределах которых имеются также различия возрастные, половые, профессиональные и др. И тем не менее по социальному положению, т. е. значимости для общества, а отсюда и по положению имущественному, все же резких различий не должно быть. Понятно, что напряженность работы, допустим, министра гораздо выше, чем у большинства работников. Но как бы чувствовал себя тот же министр, если бы в подъезде, где он проживает, никто не убирал? Считается допустимым, если доход высшего и низшего слоев общества различается примерно в шесть раз, но никак не в десятки раз, как это пока имеет место в России.

Реализация социальной справедливости. Социальную справедливость в упрощенном варианте можно определить, как соответствие того, что человек дает обществу, тому, что он от него получает. Много копий сломано на этот счет. Однако большинство согласятся с тем, что вряд ли справедливо, когда значительные богатства, накопленные многолетним трудом всего российского народа, вдруг в одночасье оказались в руках расторопных дельцов — олигархов. Или разница в заработной плате рядового рабочего и директора предприятия в сто и более раз, что совсем не свидетельствует о социальной справедливости.

Мирное разрешение социальных конфликтов. Конечно, желательно до конфликтов все же не допускать, И тем не менее совсем избегать их не удается. Например, большое число фермеров США и Европы в течение многих лет выращивали продукцию для России (зерно, кур, цветы и др.). Однако Россия в последнее время по многим позициям отказывается от экспорта. Фермеры зарубежных стран проявляют недовольство и склонны бастовать. Правительства этих стран вынуждены рассматривать вопрос о выделении им субсидий, что, понятно, сразу может отразиться на других слоях населения. Однако это все же лучший вариант разрешения социального конфликта, нежели битье витрин или блокирование железных или автомобильных дорог возмущенными фермерами.

Воплощение в жизнь нравственных предписаний общества. Благотворительность, милосердие, альтруизм и другие явления бескорыстной помощи людей друг другу становятся нормой жизни, а не экзотическим явлением, не говоря уже о неукоснительном и привычном соблюдении всеми норм морали в своем поведении.

Социальное государство — это государство благосостоятельных людей, в котором формальное равенство граждан постепенно становится равенством фактическим.

Социальное государство (государство всеобщего благосостояния, государство всеобщего благоденствия) — политическая система, в которой каждому гражданину гарантирован достойный уровень жизни и широкий набор социальных благ: занятость, жильё, медицинская помощь, образование, пенсия и т. д.

Признаки социального государства.

Становление социального государства - это процесс не только экономический и политический, но и процесс нравственный, требующий «человеческого» измерения.

1. Демократическая организация государственной власти.

2. Высокий нравственный уровень граждан и прежде всего - должностных лиц государства.

3. Мощный экономический потенциал, позволяющий осуществлять меры по перераспределению доходов, не ущемляя существенно положения собственников.

4. Социально ориентированная структура экономики, что проявляется в существовании различных форм собственности со значительной долей собственности государства в нужных областях хозяйства.

5. Правовое развитие государства, наличие у него качеств правового государства.

6. Существование гражданского общества, в руках которого государство выступает инструментом проведения социально ориентированной политики.

7. Ярко выраженная социальная направленность политики государства, что проявляется в разработке разнообразных социальных программ и приоритетности их реализации.

8. Наличие у государства таких целей, как установление всеобщего блага, утверждение в обществе социальной справедливости, обеспечение каждому гражданину:

а) достойных условий существования;

б) социальной защищенности;

в) равных стартовых возможностей для самореализации личности.

9. Наличие развитого социального законодательства (законодательства о социальной защите населения, например Кодекса социальных законов, как это имеет место в ФРГ).

10. Закрепление формулы «социальное государство» в конституции страны.

Функции социального государства.

Говоря о функциях социального государства, следует иметь в виду следующие обстоятельства:

а) ему присущи все традиционные функции, обусловленные его природой государства как такового;

б) на содержание всех функций социального государства налагает отпечаток его общее социальное назначение, то есть традиционные функции как бы преломляются через призму целей и задач социального государства, и в этом плане можно вести речь о наличии у него общей социальной функции (общем социальном назначении);

в) в рамках общей социальной функции можно выделить специфические направления деятельности социального государства - специфические функции.

К последним, в частности, относятся:

1. Поддержка социально незащищенных категорий населения;

2. Охрана труда и здоровья людей;

3. Поддержка семьи, материнства, отцовства и детства;

4. Сглаживание социального неравенства путем перераспределения доходов между различными социальными слоями через налогообложение, государственный бюджет, специальные социальные программы;

5. Поощрение благотворительной деятельности (в частности, путем предоставления налоговых льгот предпринимательским структурам, осуществляющим благотворительную деятельность);

6. Финансирование и поддержка фундаментальных научных исследований и культурных программ;

7. Борьба с безработицей, обеспечение трудовой занятости населения, выплата пособий по безработице;

8. Поиск баланса между свободной рыночной экономикой и мерой воздействия государства на ее развитие с целью обеспечения достойной жизни всех граждан;

9. Участие в реализации межгосударственных экологических, культурных и социальных программ, решение общечеловеческих проблем;

10. Забота о сохранении мира в обществе.

Типы социального государства:

- первичное социальное государство;

- государство социальных услуг;

- государство социального благоденствия;

Периодизация развития социального государства:

- первый этап (с 70-х годов ХIХ в. до 30-х годов ХХ в.) - социалистический;

- второй этап (с 30-х годов ХХ в. до конца 40-х годов) - правового социального государства;

- третий этап (с конца 40-х годов по 60-е годы ХХ в.) - государство социальных услуг;

- четвертый этап (с конца 50-х годов до середины 80-х) - государство всеобщего благоденствия;

- пятый этап (с начала 80-х годов по середину 90-х) - деструкции и кризиса государства всеобщего благоденствия;

- шестой этап (с середины 90-х годов ХХ в. по настоящее время) - либеральное социальное государство.

Первый тип социального государства - первичное социальное государство был связан с появлением у государства функций социального обеспечения, социальной защиты, государственного здравоохранения и образования на основе распространенности данных функций на всех, их правовой основы, наличия социального бюджета и специализированных социальных структур. Этот тип соотносится с первым ("социалистическим") и вторым ("правовым") этапами развития социального государства. Это первая форма социального государства, в котором наличие правовых основ, социального бюджета и специализированных социальных структур порождает специфические функции, не свойственные иным государствам.

На третьем этапе развития, обозначенном как государство социальных услуг, происходит переход государства к активной социальной политике, выражающейся в появлении таких функций, как предоставление социальных услуг и обеспечение занятости.

Для второго типа государства – государство социальных услуг свойственно уже не только удовлетворение индивидуальных социальных потребностей в социальной защите, минимизации социальных рисков и прочее, но и активная социальная политика создания социально комфортной жизненной среды, удовлетворения социальных потребностей, не регулируемых рынком, создание полезностей для всего государства.

Государство становится субъектом удовлетворения социальных потребностей человека, государством, которое служит обществу и отдельному человеку. К государству социальных услуг сегодня относятся многие страны Европы и Америки и некоторые страны Азии и Африки. Для них характерны наличие всего комплекса функций первичного социального государства, предоставление государством социальных услуг, усилия по обеспечению полной занятости и активная (предупреждающая) социальная политика.

Третий тип – государство всеобщего благоденствия.

Принятие государством на себя ответственности за уровень благосостояния всех граждан, стремление достичь равенства в высоком уровне жизни обусловливают появление у государства таких функций, как государственное регулирование и необходимое пополнение из бюджета страховых фондов, оказание социальной помощи при страховых случаях, защита от не страховых рисков, тотальное перераспределение доходов, стимулирование социальной ориентации экономики.

Последний выделенный этап развития социального государства был обозначен как этап либерального социального государства, и переход к этому этапу был обусловлен неэффективностью механизмов социального страхования и как следствие разрушением принципа солидарности, техническим прогрессом и противоречиями между рыночным и государственным регулированием экономики. Главной особенностью данного этапа является появление у социального государства функции проведения социальной политики.

Четвертый Тип социального государства, формирующегося на данном уровне, содержит все признаки такого государства и может быть обозначен как собственно социальное государство. Только в таком государстве совпадают социальные цели и механизмы их достижения, получают развитие основные принципы социального государства, реализуются его основные функции, снимаются вынужденные противоречия, существующие в прежних, переходных видах.

Со второй половины XX в. в концептуально-понятийный аппарат государствоведения и юриспруденции вошли и прочно в нем закрепились положения о современном государстве не только как о республиканском (монархическом), унитарном (федеративном), либеральном (авторитарном), правовом, светском и т.д., но также как о социальном. Хорошо известно, что формула "социальное государство" присутствует в ряде принятых в последние десятилетия конституций и активно пользуются в политическом и юридическом обиходе.

Посредством данной формулы те, кто обращается к ней, маркируют деятельность государства по перераспределению имеющейся в обществе совокупности материальных и иных благ в соответствии с принципами "социальной справедливости". Дух этих принципов рассудочен, суров и непреклонен. Он требует обеспечить каждому "достойный уровень жизни", исключить или минимизировать "неоправданные социальные различия" между людьми, выравнивать "неодинаковые стартовые жизненные возможности" индивидов, помогать всем страждущим, нуждающимся и т. п.

Права человека - исторически подвижная категория, постоянно видоизменяющаяся вместе с эволюцией общества и государства. Ранее права человека понимались прежде всего как автономия личности, как ее свобода от государственного вмешательства. Сейчас акценты сместились в сторону положительных услуг государства в адрес конкретной личности. В русле подобных концептуальных положений вызывает, мягко говоря, некоторое недоумение идея «минимизации» государства в области экономики и социальной политики, имеющая не так уж и мало сторонников. Причем происходит это на фоне постоянного недоедания, бездомности, апартеида, геноцида и расовой дискриминации сотен миллионов людей. В этой связи важно не забывать о том, что возможности общества как саморегулирующейся системы довольно ве­лики, но не безграничны. Без государства, без его участия многие социальные проблемы останутся неразрешенными.

Современные государства стремятся быть не только правовыми, но и социальными одновременно, что нередко получает свое конституционное закрепление. Европейская социальная хартия (1961 г.), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.) и другие международно-правовые документы содержат, правда, в несколько декларативной форме, требования к государствам в области экономической и социальной политики.

Природа социально-экономических прав («прав второго поколения») является предметом дискуссий, поскольку многие юристы отрицают за ними свойство субъективных прав на том простом основании, что они не всегда могут быть обжалованы и защищены в суде (право на труд, на безопасную экологию и т.п.). Их способ защиты не совпадает с механизмом отстаивания личных и политических прав, но не перестает от этого быть значимым для каждого отдельного человека.

Рыночная экономика порождает неравенство экономическое и социальное, а порой и юридическое, что может привести к значительной социальной напряженности. Изначально рынок не предполагал никаких социальных гарантий, особенно на первых этапах. Только потом, под воздействием субъективных и, видимо, большей частью объективных факторов произошло то, что в последнее время стали называть «социализацией капитализма».

Государство должно гарантировать каждому человеку приемлемые стандарты жизни, предполагающие определенный уровень жилья, работы, питания, образования, социального страхования, медицины, культурного уровня и т.п.

Современное правовое социальное государство является совершенно новым этапом развития государственности. В последнее время в литературе все чаще стали встречаться утверждения о том, что социальное государство является своеобразной антитезой государству либеральному. Нельзя сказать, что они являются бесспорными, однако имеют под собой некоторую основу. Правовое государство эпохи «классического либерализма» было основано на идеологии крайнего индивидуализма, негативном понимании свободы, невмешательства в экономику и имело вид своеобразного «ночного сторожа», единственной функцией которого являлась охрана правопорядка. Постепенная социализация государства привела к тому, что оно получило название «государство всеобщего благоденствия».

Социальное государство должно тесно взаимодействовать с индивидом на основе программной цели - обеспечения достойных условий жизни. Государство обязано создавать все возможности для саморазвития личности, при этом исключать факторы, питающие социальное иждивенчество. Не только государство должно отвечать перед гражданином за его уровень жизни, но и гражданин на основе гарантированной свободы и отношений собственности обязан отвечать за свое материальное обеспечение. Если в обществе созданы все условия для того, чтобы заработать, а гражданин их не использует, говорить об ответственности государства в данном случае не имеет смысла.

Социальное государство - это государство, в котором каждый гражданин имеет гарантию достойного уровня жизни и широкого спектра социальных благ, таких как постоянная занятость, достойное жилье, квалифицированное медицинское обслуживание, высокий уровень образования, разнообразные услуги в сфере социального обслуживания различных категорий населения.

Возникновение и становление социального государства, как формы существования граждан и общества в целом, является долгим и сложным процессом.

На современном этапе развития общества сложились три основных его уровня:

  1. Научный уровень – на котором социальное государство изучается и рассматривается как идея, и анализируется с точки зрения различных концепций.
  2. Нормативный уровень - на котором данный тип государства рассматривается как конституционный принцип , который закреплен в Основных законах все возрастающего числа стран.
  3. Эмпирический уровень – на котором реализуется реальная практика деятельности государственных структур, направленная на решение существующих социальных проблем общества и составляющих его социальных групп.

Социальное государство – это современная система организации общества, для которой характерна высокоразвитая социально-ориентированная экономика, позволяющая формировать такие фактические и юридические условия, при которых членам данного государства обеспечены - высокое качество жизни, условия для свободного развития человека как личности и гражданина, социальная поддержка тех групп населения, которые оказались в трудной жизненной ситуации.

Осуществление реализации социальной и правовой специфики социального государства происходит в проведении такой социальной политики, которая направлена на формирование социальной справедливости, разумное и справедливое решение возникающих в обществе противоречий, обеспечении для граждан общества равных возможностей в процессе формирования материального благополучия и духовного развития.

При этом необходимо отметить тот факт, что государство не пытается взять все функции по развитию личности во всем ее многообразии на себя, а создает условия, мотивирующие личность к постоянному саморазвитию и самосовершенствованию

Готовые работы на аналогичную тему

Признаки социального государства

Основными признаками социального государства являются:

  1. Организация государственной власти по принципу демократии.
  2. Воспитание высокого нравственного уровня граждан. При этом должностные лица социального государства должны выступать примером и образцом для граждан.
  3. Формирование мощного экономического потенциала государства, который позволяет реализовывать адекватные меры по перераспределению доходов граждан, при этом исключая ущемление положения крупных собственников.
  4. Организация социально – ориентированной структуры экономики, специфика которой заключается в существовании различных форм собственности со значительной долей собственности государства в нужных областях хозяйства.
  5. Обязательное наличие у социального государства качеств правового государства, которое предусматривает подчинение нормам права, которые направлены на защиту достоинства, свободы и прав человека.
  6. Формирование осознанного гражданского общества, которое выстраивает свою деятельность таким образом, что государство является основным инструментом для проведения социально ориентированной политики.
  7. Политика социального государства имеет ярко выраженный характер социальной направленности, что находи свое отражение в разработке различных социальных программ и проектов и их обязательной реализации на практике.
  8. Основной целью существования социального государства является установление всеобщего социального блага, формирование в обществе социальной справедливости и обеспечение равных прав для каждого из членов общества.
  9. Развитая система законодательной власти в области социальной помощи и поддержки граждан.
  10. Закрепление формулы «социальное государство» в конституции страны.

Основные функции социального государства

Как любая развивающаяся политическая система социальное государство имеет свои функции. При этом стоит отметить, что социальному государству свойственны все традиционные функции, которые обусловлены его основой государства как такового.

При этом существует ряд специфических направлений деятельности социального государства, которые связаны с тем, что его социальное назначение накладывает отпечаток на традиционные функции государства.

Социальным называют правовое демократическое государство, которое провозглашает высшей ценностью человека и его личность и создает максимально подходящие условия для его достойной жизни и самореализации. Человек в социальном государстве имеет все возможности для свободного развития, для реализации своего профессионального и творческого потенциала.

Многие европейские государства, которые, согласно Конституции, являются социальными, выстраивая социально-экономическую политику, опираются на ряд важнейших принципов и обладают следующими признаками:

  1. наличие экономической свободы человеческой личности. Человек имеет право свободно и самостоятельно выбирать любой вид деятельности в сфере наемного труда и предпринимательства;
  2. доверие к тому, что рынок играет регулирующую роль в современном обществе. Также человек обладает всеми правами на регулирование рынка с использованием экономических устойчивых методов;
  3. развитие и экономическая эффективность рыночного хозяйства, его актуализация в процессе продвижения и внедрения технологических объектов.

Еще один немаловажный признак – это социальная справедливость и социальная солидарность общества, которые должны обеспечиваться путем налогового перераспределения доходов от богатых к бедным. К сожалению, сегодня этому признаку соответствуют далеко не все государства, а лишь малая их часть. Отсюда и вывод о том, что не каждое современное государство может считаться в полной мере социальным, если благополучие и развитие личности в нем не стоит на первом месте. Также не во всех странах обеспечивается гендерное равенство мужчин и женщин. Многие государства с высоким уровнем жизни (например, ОАЭ) все еще сохраняют традиционные устои, хотя в последние годы женщины обрели намного больше прав и свобод: право на вождение автомобиля, постепенное снятие ограничений в получении образования и собственного дохода. Можно сказать, что такой прорыв к социальности отразился на культурных установках человечества.

Поскольку человеческая личность выходит в социальном обществе на первый план, то индивид имеет право принимать участие в общественных делах и наряду с властными органами участвовать в решении значимых вопросов. Работники вправе вносить свою лепту в управление производством, в развитие системы социального партнерства. Однако и по сей день даже в социально направленном обществе существуют свои ограничения, которые предполагают разделение общества на категории и страты. Но в социальных продвинутых сообществах это деление используется не для того, чтобы продвинуть одних и вытеснить других, а для дифференцирования и структурирования общества, чтобы каждый человек выполнял свои функции. Поэтому государство и общество сравнивают в некотором роде с производственным предприятием - чтобы они благополучно реализовывались, такое разделение просто необходимо, но оно регулируемо, поэтому каждый человек, даже далекий от управления, имеет право высказать свою точку зрения, отстоять свою позицию и продвинуться вперед.

Готовые работы на аналогичную тему

Принципы социального государства

Социальное государство, являясь развивающейся системой, имеет свои принципы. Они поддерживаются и популяризируются, поскольку благодаря им появляется больше возможностей для развития государства, развитие каждого отдельного человека.

Среди приоритетных принципов социального государства можно выделить следующие:

  1. поддержка социально незащищенных категорий населения;
  2. охрана здоровья и труда;
  3. поддержка института семьи, материнства и отцовства;
  4. сглаживание социального неравенства путем перераспределения доходов между различными категориями населения;
  5. поощрение благотворительной деятельности;
  6. финансирование и поддержка фундаментальных научных открытий.

Поддержка социально уязвимых категорий населения позволяет уменьшать протестные настроения граждан и создавать наиболее благоприятную и безопасную обстановку. Нельзя удовлетворить желания и потребности абсолютно каждого человека, но можно проработать проблемные точки чтобы повысить уровень удовлетворенности в среде. Такпринцип сглаживания социального неравенства, который уже упоминался и ранее, является одним из основополагающих. Общие доходы могут и должны перераспределяться между разными социальными категориями несколькими путями: налогообложение, государственный бюджет, специальные социальные программы по поддержке населения и финансированию отдельных категорий граждан.

Государство активно борется с безработицей, обеспечивает трудовую занятость населения, трудится над выплатой пособий по безработице. Это позволяет оттянуть момент всеобщего негодования и дает шанс каждому человеку на то, чтобы изменить свою жизнь к лучшему и улучшить материальное и социальное положение. Также государство находится в активном поиске баланса между свободной рыночной экономикой и мерой воздействия государства на ее развитие с целью обеспечения достойной жизни всех граждан. Эти меры – не пустой звук. Можно понаблюдать за становлением и развитием очень многих современных государств и отметить постепенную реализацию указанных принципов на практике.

Также государство принимает активное участие в реализации межгосударственных экологических и культурных программ, программ социального значения, в решении общечеловеческих вопросов. Это предполагает устранение тех барьеров и граней, которые есть между обществом и государством, когда каждый борется только за свое благополучие, забывая о самом главном – о гражданах, на которых строится государство. Поэтому социальное государство кажется идеальным в своем роде, но вот в реальности организовать его непросто.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: