Умк может быть расформирована судом если

Обновлено: 28.04.2024

вправе задавать другим участникам заседания избирательной комиссии, комиссии референдума вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу;

вправе знакомиться с любыми документами и материалами (в том числе со списками избирателей, участников референдума, избирательными бюллетенями, бюллетенями для голосования на референдуме), включая документы и материалы, находящиеся на машиночитаемых носителях, соответствующей и нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума и получать копии этих документов и материалов (за исключением списков избирателей, участников референдума, избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме), требовать заверения этих копий;

вправе обжаловать действия (бездействие) избирательной комиссии, комиссии референдума в соответствующую вышестоящую комиссию или в суд.

19. Полномочия членов избирательной комиссии с правом совещательного голоса в случаях, если кандидаты, их назначившие, списки кандидатов, выдвинутые избирательными объединениями, избирательными блоками, их назначившими, были избраны (приняли участие в распределении мандатов), продолжаются до окончания регистрации кандидатов (списков кандидатов) на следующих выборах в тот же орган или на ту же должность; полномочия остальных членов избирательной комиссии, членов комиссии референдума с правом совещательного голоса прекращаются соответственно через 30 дней после официального опубликования результатов выборов по всем голосованиям, проводимым на соответствующей территории в рамках данной избирательной кампании, или через 10 дней после официального опубликования результатов референдума.

20. Член избирательной комиссии, комиссии референдума с правом совещательного голоса в период, на который распространяются его полномочия, обладает установленными настоящей статьей правами, связанными с подготовкой и проведением всех выборов и референдумов, в проведении которых принимает участие данная избирательная комиссия, комиссия референдума.

21. Полномочия члена избирательной комиссии, комиссии референдума с правом совещательного голоса могут быть прекращены по решению лица или органа, назначивших данного члена избирательной комиссии, комиссии референдума, и переданы другому лицу.

Статья 25. Расформирование избирательной комиссии, комиссии референдума

1. В случае нарушения избирательной комиссией субъекта Российской Федерации, окружной, территориальной, участковой избирательной комиссией, комиссией референдума избирательных прав граждан, права граждан на участие в референдуме, повлекшего признание Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, избирательной комиссией субъекта Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом (в том числе на основании судебного решения), федеральными конституционными законами, иными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, недействительными итогов голосования на соответствующей территории либо результатов выборов, референдума, указанная избирательная комиссия, комиссия референдума может быть расформирована судом соответственно подсудности, установленной пунктом 2 статьи 63 настоящего Федерального закона.

2. С заявлением в суд о расформировании избирательной комиссии субъекта Российской Федерации вправе обратиться группа численностью не менее одной трети от общего числа членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации или депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, либо не менее одной трети от общего числа депутатов законодательного (представительного) органа данного субъекта Российской Федерации, либо группа депутатов любой из избираемых палат указанного органа численностью не менее одной трети от общего числа депутатов этой палаты, а также Центральная избирательная комиссия Российской Федерации.

3. С заявлением в суд о расформировании окружной, территориальной, участковой избирательной комиссии вправе обратиться либо группа депутатов численностью не менее одной трети от общего числа депутатов законодательного (представительного) органа соответствующего субъекта Российской Федерации, либо группа депутатов любой из избираемых палат указанного органа численностью не менее одной трети от общего числа депутатов этой палаты, либо группа депутатов соответствующего представительного органа местного самоуправления численностью не менее одной трети от общего числа депутатов этого органа, а также Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательная комиссия субъекта Российской Федерации.

4. Заявление о расформировании комиссии принимается к рассмотрению немедленно и решение по нему выносится не позднее чем через 14 дней. Дело о расформировании избирательной комиссии, комиссии референдума рассматривается судом коллегиально.

5. Органы государственной власти либо орган местного самоуправления, в полномочия которых входит формирование избирательной комиссии, комиссии референдума, обязаны сформировать соответствующую избирательную комиссию, комиссию референдума не позднее чем через 14 дней после вступления в силу решения суда о расформировании избирательной комиссии, комиссии референдума.

6. Расформирование избирательной комиссии не влечет прекращение полномочий членов соответствующей избирательной комиссии с правом совещательного голоса.

Статья 26. Гласность в деятельности избирательных комиссий, комиссий референдума

2. Решения избирательных комиссий, комиссий референдума публикуются в средствах массовой информации, указанных в пункте 1 статьи 39 настоящего Федерального закона, за счет средств текущего бюджетного финансирования указанных средств массовой информации и передаются в иные средства массовой информации в сроки, установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

4. В помещение участковой избирательной комиссии, комиссии референдума, сформированной на избирательном участке, участке референдума, образованном в воинской части, закрытом административно-территориальном образовании, больнице, санатории, доме отдыха, следственном изоляторе и изоляторе временного содержания, а также в помещение для голосования на этом избирательном участке, участке референдума должен быть обеспечен доступ всем членам избирательной комиссии, комиссии референдума, наблюдателям, иным лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи.

5. Наблюдатели, представители средств массовой информации, иностранные (международные) наблюдатели вправе присутствовать в иных избирательных комиссиях, комиссиях референдума при установлении ими итогов голосования, определении результатов выборов, составлении соответствующих протоколов об итогах голосования, результатах выборов, а также при повторном подсчете голосов избирателей, участников референдума.

7. Законом субъекта Российской Федерации, регулирующим порядок проведения выборов в органы местного самоуправления, может быть предусмотрено направление наблюдателей от группы избирателей. В этом случае наблюдатель от группы избирателей должен представить по прибытии в участковую либо территориальную избирательную комиссию подписной лист (листы) с подписями граждан Российской Федерации, имеющих право на голосование на соответствующем участке, территории, в количестве, установленном законом субъекта Российской Федерации, но не более 50 подписей. Наблюдатель от группы избирателей несет ответственность за правильность сведений, указанных в подписном листе (листах).

8. Указанные в пунктах 6 и 7 настоящей статьи документы могут быть предъявлены в участковую избирательную комиссию, комиссию референдума в период, указанный в пункте 3 настоящей статьи, в территориальную и иную избирательную комиссию, комиссию референдума - с начала работы по составлению протокола об итогах голосования на соответствующей территории до окончания указанной работы.

б) находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка, участка референдума в день голосования в любое время в период, указанный в пункте 3 настоящей статьи;

г) наблюдать за подсчетом числа граждан, внесенных в списки избирателей, участников референдума, избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме, выданных избирателям, участникам референдума, погашенных избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме; наблюдать за подсчетом голосов избирателей, участников референдума на избирательном участке, участке референдума на расстоянии и в условиях, обеспечивающих им обозримость содержания бюллетеней для голосования; знакомиться с любым заполненным или незаполненным избирательным бюллетенем, бюллетенем для голосования на референдуме при подсчете голосов избирателей, участников референдума; наблюдать за составлением избирательной комиссией, комиссией референдума протокола об итогах голосования и иных документов в период, указанный в пункте 3 настоящей статьи;

д) обращаться к председателю участковой избирательной комиссии, комиссии референдума, а в случае его отсутствия - к лицу, его замещающему, с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования;

е) знакомиться с протоколом участковой избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, а также с протоколами иных избирательных комиссий, комиссий референдума об итогах голосования и результатах выборов, изготавливать либо получать от соответствующей избирательной комиссии, комиссии референдума копии указанных протоколов и приложенных к ним документов, а также иных документов, поступивших в соответствующие избирательные комиссии, комиссии референдума, либо составленных указанными комиссиями в период, указанный в пункте 3 настоящей статьи, в том числе списка лиц, присутствовавших при голосовании. По требованию наблюдателя избирательная комиссия, комиссия референдума обязана выдать или заверить указанные копии;

ж) обжаловать в порядке, установленном статьей 63 настоящего Федерального закона, действия (бездействие) участковой избирательной комиссии, иной избирательной комиссии в вышестоящую избирательную комиссию, комиссию субъекта Российской Федерации, Центральную избирательную комиссию Российской Федерации или в суд, а действия (бездействие) комиссии референдума - в территориальную комиссию референдума, избирательную комиссию субъекта Российской Федерации, Центральную избирательную комиссию Российской Федерации или в суд;

з) присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей, участников референдума в соответствующих комиссиях.

а) выдавать избирателям, участникам референдума избирательные бюллетени, бюллетени для голосования на референдуме;

б) расписываться за избирателя, участника референдума по его просьбе в получении избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме;

в) заполнять за избирателя, участника референдума по его просьбе избирательные бюллетени, бюллетени для голосования на референдуме;

д) принимать непосредственное участие в проводимом членами избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса подсчете избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме;

11. Представители средств массовой информации вправе знакомиться с протоколом участковой избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, а также с протоколами иных избирательных комиссий об итогах голосования или результатах выборов, референдума, изготавливать либо получать от соответствующей избирательной комиссии, комиссии референдума копии указанных протоколов и приложенных к ним документов. По требованию представителя средства массовой информации избирательная комиссия, комиссия референдума обязана заверить копию протокола об итогах голосования или результатах выборов, референдума.

12. Заверение копий протоколов и иных документов избирательных комиссий, комиссий референдума производится председателем или секретарем избирательной комиссии, комиссии референдума. При этом в заверяемом документе указанные лица делают запись "копия верна", расписываются и проставляют печать соответствующей избирательной комиссии, комиссии референдума.

13. Иностранные (международные) наблюдатели получают разрешение на въезд в Российскую Федерацию в порядке, установленном федеральным законом, и при наличии приглашения органов государственной власти, избирательных комиссий, комиссий референдума аккредитуются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. Деятельность иностранных (международных) наблюдателей регулируется федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Статья 27. Организация деятельности избирательных комиссий, комиссий референдума

2. Избирательная комиссия, комиссия референдума правомочна приступить к работе, если ее состав сформирован не менее чем на две трети от установленного состава.

3. Председатель, заместитель председателя и секретарь избирательной комиссии, комиссии референдума избираются тайным голосованием на первом ее заседании из числа членов избирательной комиссии, комиссии референдума.

4. Заседания избирательной комиссии, комиссии референдума созываются председателем или по его поручению заместителем председателя избирательной комиссии, комиссии референдума, а также по требованию не менее одной трети членов избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса.

5. Член избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса обязан присутствовать на всех заседаниях избирательной комиссии, комиссии референдума.

6. Заседание избирательной комиссии, комиссии референдума является правомочным, если в нем приняло участие большинство от установленного числа членов избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса. Заседание Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, избирательной комиссии субъекта Российской Федерации является правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей членов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, избирательной комиссии субъекта Российской Федерации с правом решающего голоса соответственно.

Статья 25. Расформирование избирательной комиссии, комиссии референдума

1. В случае нарушения избирательной комиссией субъекта Российской Федерации, окружной, территориальной, участковой избирательной комиссией, комиссией референдума избирательных прав граждан, права граждан на участие в референдуме, повлекшего признание Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, избирательной комиссией субъекта Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом (в том числе на основании судебного решения), федеральными конституционными законами, иными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, недействительными итогов голосования на соответствующей территории либо результатов выборов, референдума, указанная избирательная комиссия, комиссия референдума может быть расформирована судом соответственно подсудности, установленной пунктом 2 статьи 63 настоящего Федерального закона.

2. С заявлением в суд о расформировании избирательной комиссии субъекта Российской Федерации вправе обратиться группа численностью не менее одной трети от общего числа членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации или депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, либо не менее одной трети от общего числа депутатов законодательного (представительного) органа данного субъекта Российской Федерации, либо группа депутатов любой из избираемых палат указанного органа численностью не менее одной трети от общего числа депутатов этой палаты, а также Центральная избирательная комиссия Российской Федерации.

3. С заявлением в суд о расформировании окружной, территориальной, участковой избирательной комиссии вправе обратиться либо группа депутатов численностью не менее одной трети от общего числа депутатов законодательного (представительного) органа соответствующего субъекта Российской Федерации, либо группа депутатов любой из избираемых палат указанного органа численностью не менее одной трети от общего числа депутатов этой палаты, либо группа депутатов соответствующего представительного органа местного самоуправления численностью не менее одной трети от общего числа депутатов этого органа, а также Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательная комиссия субъекта Российской Федерации.

4. Заявление о расформировании комиссии принимается к рассмотрению немедленно и решение по нему выносится не позднее чем через 14 дней. Дело о расформировании избирательной комиссии, комиссии референдума рассматривается судом коллегиально.

5. Органы государственной власти либо орган местного самоуправления, в полномочия которых входит формирование избирательной комиссии, комиссии референдума, обязаны сформировать соответствующую избирательную комиссию, комиссию референдума не позднее чем через 14 дней после вступления в силу решения суда о расформировании избирательной комиссии, комиссии референдума.

6. Расформирование избирательной комиссии не влечет прекращение полномочий членов соответствующей избирательной комиссии с правом совещательного голоса.

Статья 31. Расформирование комиссии

1. Комиссия может быть расформирована судом соответственно подсудности, установленной Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, в случаях:

(в ред. Федерального закона от 14.03.2022 N 60-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

а) нарушения комиссией избирательных прав граждан, права граждан на участие в референдуме, повлекшего за собой признание Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, избирательной комиссией субъекта Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, иным законом (в том числе на основании решения суда), недействительными итогов голосования на соответствующей территории либо результатов выборов, референдума;

б) неисполнения комиссией решения суда или вышестоящей комиссии, решений Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, принятых в соответствии с пунктом 7 статьи 75 настоящего Федерального закона;

(в ред. Федеральных законов от 21.07.2005 N 93-ФЗ, от 14.03.2022 N 60-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

в) невыполнения комиссией обязанности по назначению выборов, повлекшего за собой назначение выборов временной избирательной комиссией в порядке, установленном пунктом 9 статьи 10 настоящего Федерального закона.

(пп. "в" введен Федеральным законом от 21.07.2005 N 93-ФЗ)

2. С заявлением в суд о расформировании Центральной избирательной комиссии Российской Федерации вправе обратиться группа численностью не менее одной трети от общего числа сенаторов Российской Федерации или депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 05.04.2021 N 89-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. С заявлением в суд о расформировании избирательной комиссии субъекта Российской Федерации вправе обратиться группа численностью не менее одной трети от общего числа сенаторов Российской Федерации или депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, либо группа депутатов численностью не менее одной трети от общего числа депутатов законодательного органа данного субъекта Российской Федерации, а также Центральная избирательная комиссия Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 21.07.2005 N 93-ФЗ, от 05.04.2021 N 89-ФЗ, от 14.03.2022 N 60-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

С 01.01.2023 в п. 4 ст. 31 вносятся изменения (ФЗ от 14.03.2022 N 60-ФЗ). См. будущую редакцию.

4. С заявлением в суд о расформировании окружной избирательной комиссии по выборам в законодательный орган субъекта Российской Федерации вправе обратиться группа депутатов численностью не менее одной трети от общего числа депутатов законодательного органа этого субъекта Российской Федерации, а также Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательная комиссия субъекта Российской Федерации. С заявлением в суд о расформировании избирательной комиссии муниципального образования, окружной избирательной комиссии по выборам в представительный орган муниципального образования, территориальной, участковой комиссии вправе обратиться группа депутатов численностью не менее одной трети от общего числа депутатов соответствующего законодательного органа субъекта Российской Федерации либо группа депутатов соответствующего представительного органа муниципального образования численностью не менее одной трети от общего числа депутатов этого органа, либо Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, либо избирательная комиссия субъекта Российской Федерации, а с заявлением о расформировании избирательной комиссии поселения также соответствующая избирательная комиссия муниципального района.

(в ред. Федеральных законов от 21.07.2005 N 93-ФЗ, от 14.03.2022 N 60-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Положения ст. 31 (в ред. ФЗ от 31.07.2020 N 267-ФЗ) применяются к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, референдумов, назначенных после 31.07.2020.

5. Заявление в суд о расформировании комиссии, организующей выборы, референдум, может быть подано в период после окончания избирательной кампании, кампании референдума, но не позднее чем через три месяца со дня окончания избирательной кампании, кампании референдума. Заявление в суд о расформировании иной комиссии может быть подано не позднее чем за 30 дней до дня (первого дня) голосования либо после окончания избирательной кампании, кампании референдума, но не позднее чем через три месяца со дня появления оснований для расформирования комиссии. При проведении повторного голосования заявление в суд о расформировании участковой комиссии может быть также подано в период после установления итогов голосования на данном участке, но не позднее чем за семь дней до дня (первого дня) повторного голосования.

(в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 267-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Заявление о расформировании комиссии принимается к рассмотрению немедленно, и решение по нему выносится не позднее чем через 14 дней, а в период избирательной кампании, кампании референдума - не позднее чем через три дня со дня подачи заявления. Дело о расформировании комиссии рассматривается судом коллегиально.

7. В случае принятия судом решения о расформировании Центральной избирательной комиссии Российской Федерации указанная комиссия формируется в соответствии со статьей 21 настоящего Федерального закона.

8. В случае принятия судом решения о расформировании избирательной комиссии субъекта Российской Федерации в период избирательной кампании, кампании референдума Центральная избирательная комиссия Российской Федерации формирует с соблюдением требований пункта 1 статьи 29 настоящего Федерального закона временную избирательную комиссию субъекта Российской Федерации в новом составе. По окончании периода избирательной кампании, кампании референдума избирательная комиссия субъекта Российской Федерации формируется органами государственной власти субъекта Российской Федерации с соблюдением требований, установленных статьями 22 и 23 настоящего Федерального закона.

9. Утратил силу. - Федеральный закон от 14.03.2022 N 60-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

10. В случае принятия судом решения о расформировании иных, кроме указанных в пункте 8 настоящей статьи, комиссий данные комиссии формируются в новом составе вышестоящими комиссиями в период избирательной кампании, кампании референдума с соблюдением требований пункта 1 статьи 29 настоящего Федерального закона, а по окончании периода избирательной кампании, кампании референдума - с соблюдением требований, установленных статьями 22, 25, 26, 27 настоящего Федерального закона.

(в ред. Федеральных законов от 02.10.2012 N 157-ФЗ, от 14.03.2022 N 60-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

11. Временная комиссия должна быть сформирована не позднее чем через три дня после вступления в силу решения суда о расформировании комиссии. Вне периода избирательной кампании, кампании референдума новая комиссия должна быть сформирована не позднее чем через один месяц со дня вступления в силу решения суда о расформировании комиссии (со дня окончания избирательной кампании, кампании референдума). При этом первое заседание указанных комиссий созывается органом, их сформировавшим. Полномочия временной комиссии начинаются со дня ее первого заседания и прекращаются в срок, установленный сформировавшей ее комиссией.

(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

12. Расформирование комиссии не влечет за собой прекращение полномочий членов соответствующей комиссии с правом совещательного голоса.

Статья 31. Расформирование комиссии

1. Комиссия может быть расформирована судом соответственно подсудности, установленной пунктом 2 статьи 75 настоящего Федерального закона, в случаях:

а) нарушения комиссией избирательных прав граждан, права граждан на участие в референдуме, повлекшего за собой признание Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, избирательной комиссией субъекта Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, иным законом (в том числе на основании решения суда), недействительными итогов голосования на соответствующей территории либо результатов выборов, референдума;

б) неисполнения комиссией решения суда или вышестоящей комиссии, решений Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, избирательной комиссии муниципального района, принятых в соответствии с пунктом 7 статьи 75 настоящего Федерального закона;

в) невыполнения комиссией обязанности по назначению выборов, повлекшего за собой назначение выборов временной избирательной комиссией в порядке, установленном пунктом 9 статьи 10 настоящего Федерального закона.

2. С заявлением в суд о расформировании Центральной избирательной комиссии Российской Федерации вправе обратиться группа численностью не менее одной трети от общего числа членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации или депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

3. С заявлением в суд о расформировании избирательной комиссии субъекта Российской Федерации вправе обратиться группа численностью не менее одной трети от общего числа членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации или депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, либо группа депутатов численностью не менее одной трети от общего числа депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти данного субъекта Российской Федерации, либо группа депутатов любой из избираемых палат указанного органа численностью не менее одной трети от общего числа депутатов этой палаты, а также Центральная избирательная комиссия Российской Федерации.

4. С заявлением в суд о расформировании окружной избирательной комиссии по выборам в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе обратиться группа депутатов численностью не менее одной трети от общего числа депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти этого субъекта Российской Федерации либо группа депутатов любой из избираемых палат указанного органа численностью не менее одной трети от общего числа депутатов этой палаты, а также Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательная комиссия субъекта Российской Федерации. С заявлением в суд о расформировании избирательной комиссии муниципального образования, окружной избирательной комиссии по выборам в представительный орган муниципального образования, территориальной, участковой комиссии вправе обратиться группа депутатов численностью не менее одной трети от общего числа депутатов соответствующего законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, либо группа депутатов любой из избираемых палат указанного органа численностью не менее одной трети от общего числа депутатов этой палаты, либо группа депутатов соответствующего представительного органа муниципального образования численностью не менее одной трети от общего числа депутатов этого органа, либо Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, либо избирательная комиссия субъекта Российской Федерации, а с заявлением о расформировании избирательной комиссии поселения также соответствующая избирательная комиссия муниципального района.

5. Заявление в суд о расформировании комиссии, организующей выборы, референдум, может быть подано в период после окончания избирательной кампании, кампании референдума, но не позднее чем через три месяца со дня окончания избирательной кампании, кампании референдума. Заявление в суд о расформировании иной комиссии может быть подано не позднее чем за 30 дней до дня голосования либо после окончания избирательной кампании, кампании референдума, но не позднее чем через три месяца со дня появления оснований для расформирования комиссии. При проведении повторного голосования заявление в суд о расформировании участковой комиссии может быть также подано в период после установления итогов голосования на данном участке, но не позднее чем за семь дней до дня повторного голосования.

6. Заявление о расформировании комиссии принимается к рассмотрению немедленно, и решение по нему выносится не позднее чем через 14 дней, а в период избирательной кампании, кампании референдума – не позднее чем через три дня со дня подачи заявления. Дело о расформировании комиссии рассматривается судом коллегиально.

7. В случае принятия судом решения о расформировании Центральной избирательной комиссии Российской Федерации указанная комиссия формируется в соответствии со статьей 21 настоящего Федерального закона.

8. В случае принятия судом решения о расформировании избирательной комиссии субъекта Российской Федерации в период избирательной кампании, кампании референдума Центральная избирательная комиссия Российской Федерации формирует с соблюдением требований пункта 1 статьи 29 настоящего Федерального закона временную избирательную комиссию субъекта Российской Федерации в новом составе. По окончании периода избирательной кампании, кампании референдума избирательная комиссия субъекта Российской Федерации формируется органами государственной власти субъекта Российской Федерации с соблюдением требований, установленных статьями 22 и 23 настоящего Федерального закона.

9. В случае принятия судом решения о расформировании избирательной комиссии муниципального образования в период избирательной кампании, кампании референдума избирательная комиссия субъекта Российской Федерации формирует с соблюдением требований пункта 1 статьи 29 настоящего Федерального закона соответствующую временную комиссию в новом составе. По окончании избирательной кампании, кампании референдума избирательная комиссия муниципального образования формируется представительным органом муниципального образования с соблюдением требований, предусмотренных статьями 22 и 24 настоящего Федерального закона.

10. В случае принятия судом решения о расформировании иных, кроме указанных в пунктах 8 и 9 настоящей статьи, комиссий данные комиссии формируются в новом составе вышестоящими комиссиями в период избирательной кампании, кампании референдума с соблюдением требований пункта 1 статьи 29 настоящего Федерального закона, а по окончании периода избирательной кампании, кампании референдума – с соблюдением требований, установленных статьями 22, 25, 26 настоящего Федерального закона.

11. Временная комиссия должна быть сформирована не позднее чем через три дня после вступления в силу решения суда о расформировании комиссии. Вне периода избирательной кампании, кампании референдума новая комиссия должна быть сформирована не позднее чем через один месяц со дня вступления в силу решения суда о расформировании комиссии (со дня окончания избирательной кампании, кампании референдума). При этом первое заседание указанных комиссий созывается органом, их сформировавшим. Полномочия временной комиссии начинаются со дня ее первого заседания и прекращаются в срок, установленный сформировавшей ее комиссией.

12. Расформирование комиссии не влечет за собой прекращение полномочий членов соответствующей комиссии с правом совещательного голоса.

Расформирование избирательных комиссий, комиссий референдума является одним из видов юридической ответственности. Институт расформирования комиссий направлен на повышение ответственности комиссий как коллегиальных органов за существенные нарушения в их деятельности, при этом с целью недопущения произвольного усмотрения в применении этой санкции устанавливается особый порядок ее применения. Законодательно определены виды комиссий, которые могут быть расформированы, поводы и общие основания для расформирования комиссий, субъекты права, по инициативе которых может быть начата процедура расформирования комиссий, органы, которые вправе принять решения о расформировании комиссий, и последствия принятия таких решений. Расформирование комиссии влечет прекращение полномочий ее членов с правом решающего голоса, тогда как полномочия членов с правом совещательного голоса не прекращаются. Неизменным остается орган, имеющий право принимать решение о расформировании комиссии, – суд. Дела о расформировании рассматриваются в соответствии с правилами подсудности, предусмотренными статьей 24, пунктом 5 части 1 статьи 26, пунктом 7 части 1 статьи 27 ГПК РФ (в редакции Федерального закона от 21 июля 2005 года № 93-ФЗ).

Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 93-ФЗ расширен перечень оснований для расформирования комиссий. Так, комиссия может быть расформирована не только в случае допущенных ею нарушений избирательных прав и права на участие в референдуме граждан, которые повлекли за собой признание недействительными итогов голосования на соответствующей территории либо результатов выборов, референдума, неисполнения ею решения суда или вышестоящей комиссии, а также решений ЦИК России, ИКСРФ или ИКМО муниципального района, которые были приняты ими по результатам рассмотрения жалоб на решения или действия (бездействие) соответственно ИКСРФ или ИКМО, но и в случае невыполнения комиссией обязанности по назначению выборов, однако не в любом случае, а только в том, когда выборы впоследствии были назначены временной избирательной комиссией в порядке, установленном пунктом 9 статьи 10 комментируемого Федерального закона.

Расформирована может быть любая комиссия, в том числе ЦИК России. Учитывая положения пункта 2 статьи 75 комментируемого Федерального закона, неисполнение решения только Верховного Суда Российской Федерации может служить основанием для расформирования ЦИК России.

Комментируемая статья содержит перечень субъектов, которые вправе обратиться в суд с заявлением о расформировании комиссий. Так, группы представителей федеральных органов государственной власти – обеих палат Федерального Собрания Российской Федерации – вправе обращаться в соответствующий суд с заявлением о расформировании ЦИК России, ИКСРФ. Группы депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации вправе обращаться с заявлениями о расформировании любых комиссий, за исключением ЦИК России. Группы депутатов представительного органа муниципального образования, а также ИКСРФ вправе обратиться с заявлением о расформировании ИКМО, ОИК по выборам в представительный орган муниципального образования, ТИК, УИК.

ЦИК России вправе обратиться в суд с заявлением о расформировании комиссии любого уровня 1 .

Поскольку деятельность избирательных комиссий осуществляется коллегиально, решение ЦИК России, ИКСРФ или ИКМО муниципального района об обращении в суд должно быть принято коллегиально большинством голосов от числа присутствующих на заседании комиссии 1 .

Расформирование комиссии, организующей выборы, референдум (содержание данного понятия см. в подпункте 24 статьи 2) возможно только по окончании избирательной кампании, кампании референдума, т.е. после дня представления указанной комиссией отчета о расходовании средств соответствующего бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов, референдума (подпункты 19 и 34 статьи 2 комментируемого Федерального закона). Расформирование комиссии, не являющейся организующей выборы, референдум, возможно и в ходе избирательной кампании. Таким образом, например, ИКСРФ может быть расформирована по основаниям, предусмотренным пунктом 1 комментируемой статьи, в ходе избирательной кампании при проведении федеральных или муниципальных выборов. Однако в случае совмещения федеральных и региональных выборов ИКСРФ одновременно является комиссией, организующей региональные выборы, и, таким образом, в период такой избирательной кампании она не может быть расформирована.

Для рассмотрения судом заявления о расформировании комиссии, поданного в период избирательной кампании, кампании референдума, установлен сокращенный срок – не позднее чем через три дня со дня подачи заявления. С целью недопущения срыва выборов комментируемый Федеральный закон устанавливает сроки для подачи заявлений о расформировании комиссий.

Комиссия считается расформированной со дня вступления в силу решения суда, т.е. согласно подпункту «е» пункта 8 статьи 29 комментируемого Федерального закона с этого дня прекращаются полномочия членов расформированной комиссии с правом решающего голоса. До этого момента она должна выполнять все предусмотренные законом действия. В связи с тем, что в период избирательной кампании комиссия должна выполнять возложенные на нее законом действия, даже трехдневный перерыв в ее работе недопустим, и в этом случае до начала работы сформированной временной комиссии ее полномочия могут выполняться вышестоящей комиссией. Так, например, при расформировании ОИК в период приема от кандидатов документов для регистрации указанные документы могут быть поданы в вышестоящую комиссию.

В случае расформирования комиссии в период избирательной кампании вышестоящая комиссия формирует временную избирательную комиссию (ВИК). Сформирована она должна быть не позднее чем через три дня после вступления в силу решения суда о расформировании комиссии. При ее формировании соблюдаются требования, установленные пунктом 1 статьи 29 комментируемого Федерального закона. В частности, в состав ВИК не могут входить лица, утратившие свои полномочия членов комиссий с правом решающего голоса в результате расформирования комиссии, за исключением лиц, в отношении которых судом было установлено отсутствие вины за допущенные комиссией нарушения (подпункт «м» пункта 1 статьи 29 комментируемого Федерального закона в редакции Федерального закона от 21 июля 2005 года № 93-ФЗ). При формировании ВИК могут не соблюдаться требования, установленные статьями 22–26 комментируемого Федерального закона, в том числе о формировании комиссии на основе предложений политических партий (см. пункты 1 и 2 статьи 22). Однако, если предложения будут внесены, они могут учитываться при формировании состава временной комиссии. Председатель, заместитель председателя и секретарь ВИК назначаются или избираются в порядке, установленном статьи 28 комментируемого Федерального закона для соответствующей комиссии. Полномочия ВИК начинаются со дня ее первого заседания и прекращаются в срок, установленный сформировавшей ее комиссией.

ИКСРФ, ИКМО, ТИК, расформированные во время избирательной кампании, по окончании периода избирательной кампании образуются сроком на четыре года. С учетом положения пункта 2 статьи 25 комментируемого Федерального закона после окончания полномочий временной ОИК, формирование ОИК в новом составе не требуется. Также не требуется и формирования УИК. Поскольку ЦИК России может быть расформирована только по окончании периода избирательной кампании, она образуется в соответствии со статьей 21 комментируемого Федерального закона.

Комиссия, действующая на постоянной основе, по окончании избирательной кампании, кампании референдума создается взамен расформированной комиссии не позднее чем через один месяц со дня вступления в силу решения суда с соблюдением порядка формирования комиссий, установленного комментируемым Федеральным законом, что представляет собой исключение из положений пункта 8 статьи 22 комментируемого Федерального закона. Период, в который органы, формирующие такие комиссии, принимают предложения по составу комиссий, должен быть определен исходя из возможности реализации субъектами права внесения предложений по кандидатурам, об этом периоде указанные субъекты должны быть оповещены.

а) нарушения комиссией избирательных прав граждан, повлекшего за собой признание ЦИК России, Избирательной комиссией области в порядке, установленном Федеральным законом об основных гарантиях избирательных прав (в том числе на основании решения суда), недействительными итогов голосования на соответствующем избирательном участке;

С заявлением в суд о расформировании УИК вправе обратиться группа депутатов численностью не менее одной трети от общего числа депутатов Законодательного Собрания Иркутской области либо группа депутатов соответствующего представительного органа муниципального образования численностью не менее одной трети от общего числа депутатов этого органа.

Заявление о расформировании комиссии принимается к рассмотрению немедленно, и решение по нему выносится не позднее чем через 14 дней, а в период избирательной кампании – не позднее чем через три дня со дня подачи заявления. Дело о расформировании УИК рассматривается судом коллегиально.

В случае принятия судом решения о расформировании УИК комиссия формируется в новом составе ТИК в период избирательной кампании с соблюдением требований пункта 1 статьи 29 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав.

Расформирование комиссии не влечет за собой прекращение полномочий членов соответствующей УИК с правом совещательного голоса.

Решения УИК об освобождении от должности заместителя председателя, секретаря УИК принимаются на заседании УИК тайным голосованием большинством голосов от установленного числа членов УИК с правом решающего голоса (за исключением случая освобождения от должности по личному заявлению).

Председатель УИК освобождается от должности непосредственно вышестоящей ТИК на заседании ТИК большинством голосов от установленного числа членов ТИК с правом решающего голоса.

Субъектами административной ответственности за нарушение действующего законодательства о выборах в соответствии с КоАП РФ являются физические лица: граждане или должностные лица; юридические лица.

В статье 28.3 КоАП РФ определен круг должностных лиц, которые могут возбуждать дела об административных правонарушениях в сфере законодательства о выборах.

Прокурором может быть возбуждено производство по любой статье КоАП РФ в соответствии со статьей 28.4 (часть 1) при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

Инициировать в случае необходимости возбуждение дела об административном правонарушении может любой гражданин через должностное лицо, уполномоченное КоАП РФ, или путем непосредственного обращения к прокурору.

В соответствии с пунктом 5 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.3–5.5, 5.8–5.10, 5.12, 5.15, 5.17–5.20, 5.47, 5.50, 5.51, 5.56, вправе составлять члены избирательных комиссий с правом решающего голоса, уполномоченные избирательными комиссиями.

При реализации указанного права избирательной комиссии следует учитывать подготовленность члена избирательной комиссии с правом решающего голоса к совершению требуемых процессуальных действий, а также компетенцию и полномочия вышестоящих избирательных комиссий, установленные Федеральным законом об основных гарантиях избирательных прав.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 28.3. КоАП РФ из вышеуказанного перечня статей протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.10, 5.12, 5.15, 5.47, вправе составлять также должностные лица органов внутренних дел (полиции).

В главе 5 КоАП РФ в статьях 5.1–5.56 приведены административные правонарушения, посягающие на права граждан.

За нарушения избирательного законодательства, обладающие наибольшей общественной опасностью, установлена уголовная ответственность. Субъектами уголовной ответственности за нарушение действующего законодательства о выборах в соответствии с УК РФ являются физические лица.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: