Виды судебной экологической экспертизы

Обновлено: 24.04.2024

В последнее время во всем цивилизованном мире все больше внимания уделяется вопросам эффективности экологического контроля и управления, где важное место занимает соблюдение природоохранных норм и правил на всех стадиях реализации того или иного проекта. Не вызывает сомнений, что основные принципы деятельности, базовые технические и технологические решения нужно выбирать и принимать еще на стадии подготовки предпроектной и проектной документации. Именно на этой стадии важно оценить будущее воздействие намечаемой деятельности на окружающую природную среду и заложить условия максимального снижения отрицательных аспектов этого воздействия.

Для реализации этой идеи в конце 1995 г. в Российской Федерации вступил в силу закон "Об экологической экспертизе", где определяется, что экологическая экспертиза -это установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы.

Основные принципы проведения экологической экспертизы:

  • - презумпция потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;
  • - обязательность проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы;
  • - комплексность оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду;
  • - независимость экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий;
  • - научная обоснованность, объективность и законность заключений экологической экспертизы;
  • - гласность, участие общественных организаций (объединений), учет общественного мнения;
  • - ответственность участников экологической экспертизы за ее качество.

В настоящее время в России государственная экологическая экспертиза проводится на федеральном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации. Специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы является Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды и его территориальные органы, имеющие исключительное право на проведение государственной экологической экспертизы.

По инициативе граждан и общественных организаций (объединений), а также органов местного самоуправления может проводиться общественная экологическая экспертиза. Возможность проведения такой экспертизы должна быть зафиксирована в Уставе инициатора экспертизы.

Цели экологической экспертизы:

  • - определение соответствия намечаемой деятельности требованиям, установленным нормативными правовыми актами РФ и субъектов РФ по вопросам охраны окружающей природной среды;
  • - определение полноты выявления масштабов прогнозируемого воздействия на окружающую среду в результате осуществления намечаемой деятельности;
  • - определение экологической обоснованности и допустимости реализации намечаемой деятельности;
  • - обеспечение достаточности предусмотренных мер экологической безопасности и сохранению природного потенциала.

Объекты экологической экспертизы . К объектам обязательной экологической экспертизы федерального уровня относятся:

  • - проекты правовых актов Российской Федерации нормативного и ненормативного характера, реализация которых может привести к негативным для окружающей среды последствиям;
  • - проекты комплексных и целевых федеральных социально-экономических, научно-технических и иных программ, при реализации которых может быть оказано воздействие на окружающую природную среду;
  • - проекты генеральных планов развития территорий, проекты создания свободных экономических зон и территорий с особым режимом природопользования и ведения хозяйственной деятельности;
  • - проекты схем развития отраслей народного хозяйства Российской Федерации, в т.ч. промышленности;
  • - проекты межгосударственных инвестиционных программ, в которых участвует Россия, и федеральных инвестиционных программ;
  • - обоснования лицензий на осуществление деятельности, способной оказать воздействие на окружающую природную среду;
  • - технико-экономические обоснования и проекты строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения, консервации и ликвидации организаций и иных объектов хозяйственной деятельности, независимо от их сметной стоимости, ведомственной принадлежности и форм собственности;
  • - документация, обосновывающая соглашения о разделе продукции и концессионные договоры, а также другие договоры, предусматривающие использование природных ресурсов и (или) отходов производства; проекты международных договоров и др.

Порядок и процедура проведения экологической экспертизы. После представления материалов на государственную экологическую экспертизу при соответствии этих материалов требованиям ст.14 Федерального закона "Об экологической экспертизе" и "Положения о порядке проведения государственной экологической экспертизы", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 1996 г. N 698, заказчику экологической экспертизы предоставляется смета расходов и выставляется счет на оплату всех работ, связанных с проведением государственной экологической экспертизы. Расчет стоимости экспертизы включает в себя оплату работы внештатных экспертов и командировочные расходы (в случае необходимости выезда на место реализации намечаемой деятельности).

Начало срока проведения государственной экологической экспертизы устанавливается не позднее чем через 30 дней после получения документа, подтверждающего ее оплату. Срок проведения определяется в зависимости от сложности объекта, экологической опасности намечаемой деятельности, природных особенностей территории, экологической ситуации в районе намечаемой хозяйственной и иной деятельности. Продолжительность проведения экспертизы для сложных объектов не должна превышать 6 месяцев.

Для проведения государственной экологической экспертизы создается экспертная комиссия, руководитель и члены которой являются высококвалифицированными специалистами по предоставленным на рассмотрение вопросам, относящимся к компетенции государственных природоохранных органов. Эксперты государственной экологической экспертизы не могут быть представителями заказчика или разработчика рассматриваемых материалов, а также гражданами, состоящими в трудовых или иных договорных отношениях с заказчиком или разработчиком.

В случаях, когда при проведении государственной экологической экспертизы федерального уровня затрагиваются интересы субъектов РФ, в состав экспертной комиссии включаются эксперты по представлениям соответствующих территориальных органов Госкомэкологии России. Общественные организации (объединения), осуществляющие общественную экспертизу, также имеют право участвовать в качестве наблюдателей через своих представителей в заседаниях экспертных комиссий государственной экологической экспертизы и участвовать в обсуждении.

В процессе работы экспертной комиссии проводится организационное заседание, на котором заслушивается доклад разработчиков представленных на экспертизу материалов, определяются основные направления работы экспертов и экспертных групп, утверждается календарный план работы экспертной комиссии. В дальнейшем, на основании работы с представленными на экспертизу материалами, подготавливаются индивидуальные экспертные заключения, которые обсуждаются экспертами на заседаниях групп, после чего формируются в групповые заключения. Руководитель экспертной комиссии и ее ответственный секретарь, как правило, - штатный сотрудник Госкомэкологии России, на основании групповых заключений готовят проект сводного заключения. Все заседания экспертной комиссии оформляются протоколами, которые подписываются руководителем и ответственным секретарем. При необходимости в ходе работы экспертной комиссии организуется выезд группы на место предполагаемой реализации объекта экспертизы.

Результатом работы экспертной комиссии государственной экологической экспертизы является сводное заключение, содержащее следующие основные разделы: перечень и краткое содержание представленных на экспертизу материалов, замечания и предложения, основанные на анализе и экспертной оценке представленных материалов, а также выводы и рекомендации экспертной комиссии о допустимости (недопустимости) воздействия на окружающую природную среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности и о возможности реализации объекта экспертизы.

Заключение государственной экологической экспертизы может быть положительным или отрицательным. Положительное заключение - одно из обязательных условий финансирования и реализации объекта экспертизы. Оно имеет юридическую силу в течение срока, определенного специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы.

Заключение государственной экологической экспертизы должно быть одобрено квалифицированным большинством (не менее двух третей) списочного состава экспертной комиссии и подписано всеми ее членами. В случае несогласия отдельных экспертов с выводами сводного заключения готовят "особое мнение", которое в виде краткой записки прикладывается к сводному заключению и является его неотъемлемой частью.

Заключение приобретает статус Заключения государственной экологической экспертизы только после его утверждения специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы. Заключение утрачивает юридическую силу при внесении изменений в проектную и иную документацию после получения положительного решения, а также при реализации объекта экспертизы с отклонениями от документации, прошедшей экспертизу. Заключение государственной экологической экспертизы может быть оспорено только в судебном порядке в соответствии с законодательством РФ.

В заключение нужно отметить, что оценка риска возникновения неблагоприятных экологических последствий от реализации намечаемой деятельности, поиск компромиссных решений на стадии, когда объект еще не реализован, гораздо более эффективны, чем действия в неблагоприятных ситуациях, уже сложившихся из-за неправильно принятых решений. Поэтому реализация в нашей стране закона "Об экологической экспертизе" является важным шагом к улучшению экологической обстановки в России.
Л.Б.Шагарова,
ведущий специалист Госкомэкологии России .

ГОСТ Р 58081-2018

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Термины и определения

Forensic ecological examination. Terms and definitions

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Федеральным бюджетным учреждением Российский федеральный центр судебной экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 134 "Судебная экспертиза"

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Март 2020 г.

Введение

Установленные в настоящем стандарте термины расположены в систематизированном порядке, отражающем систему понятий судебно-экологической экспертизы.

Для каждого понятия установлен один стандартизованный термин.

Термины-синонимы приведены в качестве справочных данных и не являются стандартизованными.

Помета, указывающая на область применения многозначного термина, приведена в круглых скобках светлым шрифтом после термина. Помета не является частью термина.

Приведенные определения можно, при необходимости, изменять, вводя в них производные признаки, раскрывая значения используемых в них терминов, указывая объекты, входящие в объем определяемого понятия. Изменения не должны нарушать объем и содержание понятий, определенных в настоящем стандарте.

В стандарте приведены иноязычные эквиваленты стандартизованных терминов на английском языке.

Стандартизованные термины набраны полужирным шрифтом, синонимы - курсивом.

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает термины и определения понятий, применяемые в судебно-экологической экспертизе.

Термины, устанавливаемые настоящим стандартом, рекомендуются для применения во всех видах документации и литературы в области судебно-экологической экспертизы, входящих в сферу действия работ по стандартизации и (или) использующих результаты этих работ.

Требования стандарта распространяются на деятельность государственных и негосударственных судебных экспертов.

2 Термины и определения

1 антропогенное загрязнение ландшафта: Увеличение концентрации вредных веществ или количества энергии, превышающих фоновые или допустимые пределы норм, а также внесение чуждых ландшафту веществ, организмов и источников энергии под влиянием деятельности человека, связанных с рассматриваемым событием.

anthropogenic pollution of the landscape

2 антропогенно-измененный ландшафт: Территориальный комплекс, состоящий из взаимодействующих природных и антропогенных компонентов.

3 антропогенный источник загрязнения: Субъект, осуществляющий хозяйственную и иную деятельность, связанную с поступлением вредных веществ в окружающую среду.

anthropogenic source of pollution

биологическое сообщество (биоценоз): Совокупность живых организмов, взаимодействующих между собой в течение длительного времени и локализованных в определенном месте.

biological community (biocenosis)

Примечание - К живым организмам относятся: растения, животные, микроорганизмы.

5 вредное вещество: Вещество, которое при поступлении в окружающую среду способно нанести вред объектам окружающей среды и ухудшить их экологическое состояние.

6 городская почва (урбанозем): Искусственное образование, возникшее в результате антропогенной деятельности на урбанизированных территориях и утратившее значительную часть свойств и функций естественных природных почв.

7 длительность естественного периода восстановления: Промежуток времени, необходимый для восстановления нарушенных функций объектов окружающей среды, связанных с обстоятельствами рассматриваемого события.

duration of natural recovery

8 естественный биоценоз: Естественно сложившаяся совокупность растений и животных, населяющих относительно однородное пространство.

9 захламление земель: Размещение в неустановленных местах предметов хозяйственной деятельности, твердых производственных и коммунальных отходов.

cluttering of lands

10 искусственный биоценоз: Созданная в результате деятельности человека совокупность растений и животных, населяющих относительно однородное пространство.

11 консервация пробы воды: Добавление химического вещества и (или) изменение физических условий для уменьшения возможных искажений определяемых характеристик в период между временем отбора пробы воды и временем ее лабораторного исследования.

preservation of a water sample

12 контрольная проба (судебно-экологическая экспертиза): Определенная часть объекта окружающей среды, отобранная на контрольном участке в целях дальнейшего исследования в лабораторных условиях.

control sample (forensic ecological examination)

13 контрольный участок (судебно-экологическая экспертиза): Территория, на которой имеются объекты окружающей среды, аналогичные представленным на экспертизу, но не подвергшиеся воздействию, связанному с обстоятельствами рассматриваемого события.

control area (forensic ecological examination)

14 локализация (судебно-экологическая экспертиза): Выделение лицом, осуществляющим осмотр места происшествия или выполняющим судебную экспертизу, пространственных границ территории, связанной с обстоятельствами рассматриваемого события.

localization (forensic ecological examination)

15 механическое загрязнение (судебно-экологическая экспертиза): Привнесение в экосистему различных чуждых ей предметов, отходов, наносов абиотических, нарушающих ее естественное функционирование.

mechanical pollution (forensic ecological examination)

16 механическое нарушение почвенного покрова: Негативное изменение исходного строения почв в результате антропогенного воздействия.

Примечание - Может включать снятие и (или) перемешивание почвенных горизонтов, их частей; деформирование, переотложение, перемещение почвы.

mechanical disturbance of soil cover

17 негативное антропогенное воздействие: Влияние деятельности человека, которое существенно затрудняет выполнение экологических функций природными объектами.

negative anthropogenic impact

18 последствия экологических нарушений: Негативные изменения объектов окружающей среды, связанные с обстоятельствами рассматриваемого события.

consequences of environmental impact

почва: Самостоятельное естественно-историческое органоминеральное природное тело, возникшее на поверхности земли в результате длительного воздействия биотических, абиотических и антропогенных факторов, состоящее из твердых минеральных и органических частиц, воды и воздуха и имеющее специфические генетико-морфологические признаки, свойства, создающие для роста и развития растений соответствующие условия.

20 проба (судебно-экологическая экспертиза): Определенная часть объекта окружающей среды, отобранная на территории, связанной с обстоятельствами рассматриваемого события, в целях дальнейшего исследования в лабораторных условиях.

sample (forensic ecological examination)

рекультивация земель: Комплекс работ, направленных на восстановление продуктивности и народнохозяйственной ценности нарушенных земель, а также на улучшение условий окружающей среды в соответствии с интересами общества.

land recultivation (recultivation of land)

22 судебно-экологическая экспертиза: Процессуальное действие лиц, обладающих специальными знаниями, которые дают заключение, отражающее ход и результаты исследования антропогенного воздействия на объекты окружающей среды.

Примечание - К специальным знаниям при производстве судебно-экологической экспертизы относятся знания в области экологии, смежных естественных, технических, экономических наук.

forensic ecological examination

23 угроза причинения экологического вреда: Вероятность наступления негативных изменений объектов окружающей среды, которые не могут быть непосредственно установлены в ходе производства судебно-экологической экспертизы.

threat of environmental damage

24 ущерб, нанесенный объекту окружающей среды: Фактические экологические, экономические, социальные потери, возникшие в результате хозяйственной и иной деятельности человека.

Подборка наиболее важных документов по запросу Виды экологической экспертизы (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика: Виды экологической экспертизы

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2020 год: Статья 11 "Объекты государственной экологической экспертизы федерального уровня" Федерального закона "Об экологической экспертизе" "Помимо иных нарушений природоохранного законодательства, ДВМУ Росприроднадзора выявило, что ООО НПП "Владпортбункер" осуществляет деятельность по хранению и перевалке нефтепродуктов в отсутствие положительного заключения государственной экологической экспертизы на виды осуществляемой деятельности во внутренних морских водах и в территориальном море. Данное обстоятельство Управление квалифицировало как нарушение требований статьи 34 Закона N 155-ФЗ, пункта 7 статьи 11 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" (далее - Закон N 174-ФЗ)."

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2019 год: Статья 18 "Порядок переоформления лицензии" Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"
(ООО "Журнал "Налоги и финансовое право") Суд признал отказ в переоформлении лицензии законным, поскольку в нарушение ч. 9 ст. 18 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ лицензиатом не были представлены сведения о наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы в отношении техники, используемой для осуществления лицензируемого вида деятельности.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Виды экологической экспертизы

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Экологическая безопасность
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022) В Российской Федерации существует два вида экологической экспертизы:

Нормативные акты: Виды экологической экспертизы

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Федеральный закон от 31.07.1998 N 155-ФЗ
(ред. от 14.03.2022)
"О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" 2. Государственной экологической экспертизе подлежат все виды документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность во внутренних морских водах и в территориальном море.

Экологические правонарушения в Российской Федерации можно отнести к самым распространенным, латентность которых в данном случае может достигать от 95 до 99%. Одна из форм того, как может обеспечиваться экологическая безопасность населения, охрана природы и рациональное использование ресурсов – это привлечение к юридической ответственности в случае экологического правонарушения. Для данной цели определяются факторы противоправности деяний посредством обращения к законодательным и подзаконным актам.

Эколого-правовую ответственность предусматривают Конституция Российской Федерации, Земельный кодекс РФ от 25.10.2001 № 136-ФЗ, Водный кодекс РФ от 03.06.2006 № 74-ФЗ, Лесной кодекс РФ от 04.12.2006 № 200-ФЗ, Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», другие нормативно-правовые акты.

Судебно-экспертные исследования

Во время того, как проходит досудебное и судебное производство относительно гражданских и административных дел в этой категории, необходимо использовать специальные знания в таких областях, как биология, экология, почвоведение и смежные естественные науки. То, что сейчас возросло внимание к такой области, как охрана окружающей среды может объясняться тем, что необходим экспертный анализ определенных объектов живой и неживой природы, а также экологической обстановки в целом.

Для того, чтобы установить причинную связь экологического правонарушения с отрицательными последствиями, которые наступили в результате него, необходимо провести соответствующую судебную экспертизу.

То, что возрастает роль судебно-экспертных исследований для установления фактического обстоятельства нарушения экологического законодательства может обусловливать необходимость проведения судебно-экологических экспертиз как самостоятельного направления судебно-экспертной деятельности.

Понятие, предмет, объект и задачи судебно-экологической экспертизы

Судебно-экологическая экспертиза является практической деятельностью, которая состоит в том, чтобы исследовать антропогенное воздействие относительно конкретных (локальных) объектов в окружающей среде, приводимая в действие в процессе таких судопроизводств, как уголовное, гражданское и административное.

Предметом судебно-экологических экспертиз является установление обстоятельств, которые подлежат доказыванию и могут свидетельствовать о возможности негативного антропогенного воздействия на окружающую среду.

Общими задачами судебно-экологических экспертиз считаются:

  • определение вида и местоположения источников антропогенного воздействия;
  • получение характеристики антропогенного воздействия на природу в пространстве и времени;
  • установление механизм антропогенного воздействия;
  • определение масштабов, а также выявление условий и обстоятельств, которые способствуют усилению антропогенного воздействия;
  • установление обстоятельств, связанных с возможностью нарушения законодательства по охране окружающей среды, условий использования потенциально опасного объекта и действия (бездействие) в лице специально уполномоченных лиц в области охраны природы и пользования ею, способствовавших тому, что был причинен вред здоровью людей (смерти) или тому, что наступили другие тяжкие последствия.
  • локальные земельные участки, на которых обнаружили признаки антропогенного воздействия;
  • пробы, взятые из атмосферного воздуха, воды, почвы, отобранные в пределах антропогенно-измененного объекта природы;
  • механизм, оборудование или узел, деталь с местности, где происходили рассматриваемые события;
  • другие виды источников информации относительного антропогенного воздействия на природу.

Специфическими материалами, которые могут предоставляться экспертам для проведения судебно-экологических экспертиз, могут являться сведения относительно конкретного локального земельного участка, включая также исследования по последствиям негативных антропогенных воздействий. Таковыми могут являться: размеры локальных земельных участков, их границы, отличительные черты, которые выделяют конкретный участок, характеристика растительности и почвы, информация относительно погодных условий в тот момент, когда было совершено правонарушение и в тот момент, когда отбирались образцы (пробы), их количество, каким способом они отбирались и в течении какого периода времени.

Сведения, включенные в вводную часть заключения эксперта о том, что на месте, где было совершено экологическое правонарушение, почвенный покров не был подвергнут дополнительным нарушениям во время того, как устранялись последствия негативных воздействий, изъятие проб произошло через несколько часов после того, как был установлен факт правонарушения, при этом не могли наблюдаться изменения в погодных условиях (осадки, ветер и другие), после могут использоваться экспертами во время анализа полученных результатов исследования экологического состояния объектов природы.

В распоряжении экспертов должна находиться схема того, как были изъяты образцы (пробы), указаны номера данных проб, с каких точек они были изъяты и расстояние между ними, также необходимо, чтобы были указаны координаты со спутниково-навигационных систем, включая протоколы осмотра местности, где произошло экологическое правонарушение.

В некоторых случаях проведение судебно-экологической экспертизы может быть осуществлено только на основании информации, которая была предоставлена изначально, справочного материала и результатов опубликованных научных работ. Для того, чтобы наглядно показать данную ситуацию, можем привести пример.

Во время того, как строилась высоковольтная линия, рабочие нарушили участки, которые относились к землям сельскохозяйственного назначения. Для того, чтобы рекультивировать нарушенные земли, предприятие, которое руководило проведением строительно-монтажных работ, разработало перечень мероприятий. Для того, чтобы установить фактические обстоятельства, связанные с оцениванием на соответствие таких мероприятий агротехническим и экологическим требования, необходимо было использовать специальные знания в почвоведении и смежных естественных науках.

Во время разрешения арбитражного спора назначили судебно-экологическую экспертизу в Приволжском региональном центре суд. экспертиз Министерства юстиции Российской Федерации. Для того, чтобы разрешить определенные вопросы, был приглашен эксперт, который рассмотрел представленную информацию относительно соответствия действий относительно биологической рекультивации нарушенных земель по агротехническим и экологическим требования, включая продолжительность периода на восстановление сельскохозяйственных производств на нарушенной территории.

Для экспертного исследования были представлены такие сведения:

  • технологическая карта работ;
  • расчеты того, как использовалась техника во время строительно-монтажных работ;
  • расчеты убытка во время отвода земельных участков для того, чтобы провести вышеуказанные работы;
  • расчеты цены на биологическую рекультивацию на нарушенных землях.

Как результат исследования, эксперт установил несоответствие действий, предлагаемых для проведения биологической рекультивации земли сельскохозяйственного назначения, которая была нарушена в результате проведения строительно-монтажных работы, агротехническим и экологическим требованиям. На основании того, что экспертом использовались специальные знания, он смог представить список мероприятий, необходимых для выполнения в целях биологической рекультивации на нарушенных землях.

Учитывая особенности списка сельскохозяйственных культур, которые подвергаются возделыванию, а также хозяйственного использования нарушенных участков и времени, необходимого для выполнения работы относительно биологической рекультивации во время проведения экспертных исследований эксперты провели расчет длительности периода, необходимого для того, чтобы восстановить нарушенное сельскохозяйственное производство.

Становление судебно-экологической экспертизы

На основании приказа Министерства Юстиции Российской Федерации от 12 сентября 2005 года под номером 169, судебно-экологическая экспертиза определена в качестве самостоятельного рода судебной экспертизы, разделенной на несколько видов:

  • исследования касательно экологического состояния объектов почвенно-геологического происхождения;
  • исследования касательно того, в каком состоянии находятся естественные и искусственные биоценозы;
  • исследования касательно радиационной обстановки;

На основании Приказа Министерства Юстиции Российской Федерации от 12 марта 2007 года под номером 48 список судебно-экологических экспертиз расширили на несколько новых видов:

  • исследование того, в каком экологическом состоянии находятся объекты городской среды;
  • исследование того, в каком экологическом состоянии находятся водные объекты.

На основе каждого из указанных видов предусматривается создание соответствующих экспертных специальностей.

Экология - понятие собирательное. Соответственно, охрана окружающей среды - комплексная по своему характеру проблема, которая имеет экономический, технологический, социальный, биологический, медицинский, административный и хозяйственный аспекты. При этом эта проблема опирается на правовые нормы, регулирующие указанные области отношений.

экология

Одно из прикладных направлений экологии - экологическая экспертиза, связанная с антропогенным влиянием. Экологическая экспертиза призвана решать вопросы, касающиеся установления последствий:

  • загрязнений водоемов, воздуха и почвы неочищенными и необезвреженными сточными водами, отбросами промышленных и коммунальных предприятий сверх предельно допустимых концентраций (ПДК), в том числе радиоактивных загрязнений;
  • непосредственного воздействия на среду обитания путем неправильной распашки земель;
  • сокращения ареалов или даже уничтожения определенных видов животных или растений;
  • неправильного орошения или осушения и т.д., а также выявления механизма загрязнения, нарушений правил охраны окружающей среды, ущерба, причиненного природной среде, возможностей предотвращения загрязнений.

экология 2

Цель судебно-экологической экспертизы - установления источника, механизма, характеристики и масштабов негативного антропогенного воздействия на окружающую среду.

Задачи экологической экспертизы как класса судебных экспертиз:

  • определение вида и местоположения источника негативного антропогенного воздействия;
  • характеристика (свойства) негативного антропогенного воздействия на окружающую среду во времени и пространстве;
  • установление механизма негативного антропогенного воздействия;
  • определение масштабов, а также выявление условий и обстоятельств, способствующих усилению негативного антропогенного воздействия;
  • установление обстоятельств, связанных с нарушением природоохранного законодательства, условий эксплуатации потенциально опасных объектов и действий (бездействия) специально уполномоченных лиц в области охраны окружающей среды и природопользования, которые способствовали причинению вреда здоровью человека (смерти человека) или иных тяжких последствий.

Объекты экологической экспертизы:

  • локальный земельный участок, где обнаружены признаки негативного антропогенного воздействия;
  • пробы атмосферного воздуха, воды, почвы, отобранные в пределах антропогенно нарушенного участка;
  • образцы флоры и фауны, в том числе и на микроуровне, подвергшиеся антропогенному воздействию;
  • механизмы, оборудование или узлы, детали с места происшествия (в прилагаемых к нему схемах и иллюстрациях, в протоколах следственных экспериментов);
  • сведения из технической документации и актов проверки экологического состояния объектов, другие источники информации о негативном антропогенном воздействии.

Вопросы, которые ставятся перед экологической экспертизой:

  • Где находится источник негативного антропогенного воздействия (например, потенциально опасный объект, в результате деятельности которого оно произошло)?
  • Является ли конкретный участок местности (потенциально опасный объект) местом возникновения негативного антропогенного воздействия?
  • Сколько имелось источников негативного антропогенного воздействия (например, в случае наличия на месте происшествия нескольких потенциально опасных объектов), каковы их взаимосвязь и последовательность негативного воздействия на окружающую среду?
  • Каковы пути распространения веществ, опасных для здоровья людей и (или) ухудшающих состояние окружающей среды?
  • Какие условия способствовали увеличению масштабов негативного антропогенного воздействия?
  • Чем объясняются отмеченные вследствие негативного антропогенного воздействия явления (например, интенсивное поступление в атмосферу дыма и пыли)?
  • В течение какого периода отмечаются отрицательные последствия негативного антропогенного воздействия на окружающую среду?
  • В течение какого периода возможно конкретное негативное антропогенное воздействие?
  • Какова непосредственная техническая причина возникновения негативного антропогенного воздействия?
  • Имеются ли на объектах, представленных на экспертизу, признаки аварийных процессов? Каковы причины их возникновения?
  • Каков механизм возникновения и развития аварийного режима на данном потенциально опасном объекте?
  • Соответствует ли устройство очистных и иных природоохранных сооружений экологическим требованиям, в том числе указанным в заключении государственной экологической экспертизы?
  • Имеются ли на объектах, представленных на экспертизу, следы загрязняющих и иных веществ, отрицательно влияющих на экологическое состояние окружающей среды? Если да, то каких?
  • Имеются ли на окружающих предметах, в том числе зафиксированных на фотоснимках (видеоматериалах), следы загрязняющих и иных веществ, отрицательно влияющих на экологическое состояние окружающей среды?
  • Относятся ли вещества и материалы (указать, какие) к группе потенциально опасных для окружающей среды? Возможно ли самопроизвольное распространение этих веществ в определенных (указать, каких) условиях?
  • Имеются ли на данном объекте несоответствия экологическим требованиям, находящиеся в причинно-следственной связи с возникновением негативного антропогенного воздействия или способствовавшие быстрому распространению загрязняющих и иных веществ, отрицательно влияющих на экологическое состояние окружающей среды; если да, то в чем они состоят?
  • Подлежал ли потенциально опасный объект (субъект негативного антропогенного воздействия) оборудованию системами оповещения и управления эвакуацией людей, а также системами защиты от аварий, влияющих на окружающую среду?
  • Выполнили ли данные автоматические системы защиты от аварий, влияющих на окружающую среду, при негативном антропогенном воздействии свою задачу (сработали ли они)?
  • Находится ли отсутствие систем защиты от аварий, влияющих на окружающую среду, на потенциально опасном объекте в причинно-следственной связи с получением травм или гибелью человека (людей) при негативном антропогенном воздействии?
  • Находится ли отсутствие систем оповещения и управления эвакуацией людей на потенциально опасном объекте в причинно- следственной связи с получением травм или гибелью человека (людей) в результате негативного антропогенного воздействия?

Виды экологической экспертизы:

  • Судебная экспертиза экологического состояния почвенно-геологических объектов. Это комплекс действий, производимых в установленной законом форме специалистами в области почвоведения, экологии и смежных естественных наук, которые дают заключение по вопросам, связанным с исследованием негативного антропогенного воздействия на почвенно-геологические объекты ;
  • Судебная экспертиза экологического состояния биогеоценозов. Это комплекс действий, производимых в установленной законом форме специалистами в области биологии и экологии, которые дают заключение по вопросам, связанным с исследованием негативного антропогенного воздействия на биоценозы. Предмет этой судебной экспертизы - фактические обстоятельства, устанавливаемые на основе специальных естественнонаучных знаний в области лесопользования и охраны растительных объектов, а также исследований материалов дел по фактам негативного антропогенного воздействия на биоценозы ;
  • Судебная экспертиза экологического состояния водных объектов;
  • Судебная экспертиза экологического состояния атмосферного воздуха;
  • Судебная экспертиза радиационной обстановки. Э то комплекс действий, производимых в установленной законом форме специалистами в области радиоэкологии, которые дают заключение по вопросам, связанным с негативным воздействием радиации на окружающую среду. Ее предмет - фактические данные, устанавливаемые на основе специальных естественнонаучных знаний в области радиоэкологии, а также исследований материалов дел по фактам негативного радиационного воздействия. Данный новый формирующийся класс экспертиз выполняется в РФЦСЭ Минюста России и в негосударственных экспертных учреждениях ;
  • Судебная экспертиза воздействия хозяйствующего субъекта на окружающую среду и др.

Большое количество экологических исследований производится вне связи с задачами судопроизводства. Например, в настоящее время ни новая застройка, ни расширительная реконструкция существующей не разрешается городскими властями без представления акта экспертизы о наличии насаждений. Такую экспертизу на коммерческой основе осуществляет, как правило, та же самая инстанция, которая разрешает или запрещает строительство.

Часто экологические исследования производятся для обоснования искового заявления в суд. Например, в негосударственное судебно-экспертное учреждение обратились жильцы дома, в котором находился травматологический пункт с работающей рентгеновской установкой, что запрещено Санитарными нормами и правилами (СНиП). Жильцы были уверены, что предельно допустимые дозы (ПДД) рентгеновского излучения сильно превышены, и просили произвести дозиметрический контроль и дать заключение об экологической обстановке в доме.

Ранее в суде не приняли исковое заявление, поскольку сотрудники травмпункта якобы уже произвели замеры фонового излучения и все было в порядке. Однако жильцы сочли проверку необъективной. Эксперт-эколог провел дозиметрию и обнаружил в большинстве помещений значительное превышение ПДД рентгеновского излучения, причем в некоторые помещения администрация эксперта не допустила, опасаясь, видимо, еще больших значений. Результаты экспертизы позволили жильцам обосновать свои требования о закрытии рентгеновского кабинета, и экологическая обстановка в доме нормализовалась.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: