Уголовная ответственность государственных служащих рк

Обновлено: 25.04.2024

1. Дисциплинарный проступок государственного служащего (далее – проступок) – противоправное, виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение государственным служащим возложенных на него обязанностей, превышение должностных полномочий, нарушение служебной дисциплины и служебной этики, а равно несоблюдение установленных законами Республики Казахстан ограничений, связанных с пребыванием на государственной службе.

2. Дисциплинарными проступками также признаются увольнение по собственному желанию лиц, совершивших дисциплинарный проступок, влекущий увольнение по отрицательным мотивам, неправомерное назначение лиц на административные государственные должности и (или) освобождение лиц с административных государственных должностей, неправомерное наложение дисциплинарных взысканий на административных государственных служащих, разглашение содержания тестовых заданий и иных конкурсных вопросов, умышленное непринятие мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей по предупреждению совершения коррупционных правонарушений подчиненными государственными служащими.

3. За совершение дисциплинарного проступка на государственных служащих налагаются следующие виды взысканий:

3) строгий выговор;

4) предупреждение о неполном служебном соответствии;

4-1) понижение в государственной должности, за исключением административных государственных служащих, осуществляющих свою деятельность на избранной основе;

5) увольнение с занимаемой государственной должности.

Законами Республики Казахстан могут устанавливаться иные виды взысканий.

4. Дисциплинарное взыскание в виде понижения в государственной должности налагается при наличии любой вакантной нижестоящей государственной должности, за исключением временно вакантной государственной должности, и соответствии государственного служащего квалификационным требованиям, установленным к данной государственной должности. Понижение в государственной должности осуществляется без проведения конкурсных процедур.

Дисциплинарное взыскание в виде предупреждения о неполном служебном соответствии налагается при отсутствии возможности наложения дисциплинарного взыскания в виде понижения в государственной должности.

Дисциплинарное взыскание в виде увольнения с занимаемой государственной должности налагается по основаниям, предусмотренным настоящим Законом, законодательством Республики Казахстан.

5. Совершение государственным служащим какого-либо дисциплинарного проступка, указанного в подпунктах 1), 6), 7), 8), 10), 11), 12) и 15) пункта 1 статьи 50 настоящего Закона, если он не содержит признаков уголовно наказуемого деяния либо административного правонарушения, влечет понижение в государственной должности, а в случае отсутствия вакантной нижестоящей государственной должности - наложение в установленном законом порядке дисциплинарного взыскания в виде предупреждения о неполном служебном соответствии.

Повторное совершение любого из указанных дисциплинарных проступков в течение года после наложения дисциплинарного взыскания за первый дисциплинарный проступок влечет увольнение с занимаемой государственной должности.

6. Совершение государственным служащим какого-либо дисциплинарного проступка, указанного в подпунктах 2), 3), 4) и 5) пункта 1 статьи 50 настоящего Закона, если он не содержит признаков уголовно наказуемого деяния либо административного правонарушения, влечет наложение в установленном законом порядке дисциплинарного взыскания в виде предупреждения о неполном служебном соответствии либо увольнение.

Повторное совершение любого из указанных дисциплинарных проступков в течение года после наложения дисциплинарного взыскания за первый дисциплинарный проступок влечет увольнение с занимаемой государственной должности.

7. Совершение государственным служащим какого-либо дисциплинарного проступка, указанного в пунктах 9), 13), 14), 16), 17), 18) и 19) пункта 1 и пункта 2 статьи 50 настоящего Закона, если он не содержит признаков уголовно наказуемого деяния либо административного правонарушения, влечет увольнение с занимаемой государственной должности.

8. Дисциплинарное взыскание:

1) налагается должностными лицами (органом), имеющими такое право в соответствии с должностными полномочиями;

2) не может быть наложено повторно за один и тот же проступок при условии законности наложения первого дисциплинарного взыскания и соответствия дисциплинарного взыскания тяжести проступка;

3) налагается в порядке, определяемом законодательством Республики Казахстан.

9. В областях, городах республиканского значения, столице, районах, городах допускается создание единой дисциплинарной комиссии для исполнительных органов, финансируемых из бюджетов соответствующих административно-территориальных единиц. Единая дисциплинарная комиссия областных, городов республиканского значения, столицы, районных, городских исполнительных органов, финансируемых из местных бюджетов, создается по решению должностного лица (органа), имеющего право назначения руководителей данных исполнительных органов.

Для районных, городских территориальных подразделений центрального государственного органа и его ведомства допускается создание единой дисциплинарной комиссии в межрегиональном или областном территориальном подразделении центрального государственного органа и его ведомства. Единая дисциплинарная комиссия районных, городских территориальных подразделений создается по решению руководителя межрегионального или областного территориального подразделения центрального государственного органа и его ведомства или вышестоящего органа.

По решению руководителя центрального государственного органа допускается создание единой дисциплинарной комиссии для центрального государственного органа, его ведомств и территориальных подразделений либо по решению руководителя ведомства центрального государственного органа допускается создание единой дисциплинарной комиссии для ведомства центрального государственного органа и его территориальных подразделений.

10. Порядок наложения дисциплинарного взыскания определяется Президентом Республики Казахстан.

Сноска. Статья 44 с изменениями, внесенными законами РК от 26.11.2019 № 273-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 24.05.2021 № 42-VII (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Закон Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года № 416-V ЗРК.

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

Статья 2. Законодательство Республики Казахстан в сфере государственной службы

Статья 3. Действие настоящего Закона

Статья 4. Основные принципы государственной службы

Статья 6. Служба управления персоналом (кадровая служба)

Статья 7. Классификация государственных должностей государственных служащих

Глава 2. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ

Статья 8. Статус государственных служащих и их правовые гарантии

Статья 9. Основные права государственных служащих

Статья 10. Основные обязанности государственных служащих

Статья 11. Основные функции политических государственных служащих, являющихся руководителями государственных органов, и акимов областей, городов республиканского значения и столицы

Статья 12. Полномочия ответственных секретарей, руководителей аппаратов центральных государственных органов и аппаратов акимов областей, городов республиканского значения и столицы

Статья 13. Ограничения, связанные с пребыванием на государственной службе

Глава 3. ПОСТУПЛЕНИЕ НА ГОСУДАРСТВЕННУЮ СЛУЖБУ

Статья 14. Поступление на политическую государственную службу

Статья 15. Поступление на административную государственную службу

Статья 16. Условия поступления на государственную службу

Статья 18. Ограничения, принимаемые при поступлении на государственную службу

Статья 20. Испытательный срок при поступлении на государственную службу

Статья 21. Принятие присяги государственными служащими

Глава 4. ОСОБЕННОСТИ ПОСТУПЛЕНИЯ НА АДМИНИСТРАТИВНУЮ ГОСУДАРСТВЕННУЮ СЛУЖБУ КОРПУСА "А" И ЕЕ ПРОХОЖДЕНИЯ

Статья 22 . Исключена Законом РК от 03.07.2020 № 357-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Статья 23. Занятие административной государственной должности корпуса "А"

Статья 24. Трудовые договоры с административными государственными служащими корпуса "А"

Статья 24-1 . Исключена Законом РК от 26.11.2019 № 273-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования)

Статья 25. Преобразование государственной должности в административную государственную должность корпуса "А"

Статья 25-1. Преобразование административных государственных должностей корпуса "А"

Глава 5. ОСОБЕННОСТИ ЗАНЯТИЯ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДОЛЖНОСТИ КОРПУСА "Б"

Статья 26. Отбор на государственные должности корпуса "Б" граждан, впервые поступающих или вновь поступающих на государственную службу

Статья 27. Конкурс на занятие административной государственной должности корпуса "Б"

Статья 30. Назначение на государственную должность

Глава 6. ПРОХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

Статья 33. Оценка деятельности государственных служащих

Статья 34. Обучение государственных служащих

Статья 36. Стажировка государственных служащих

Статья 37. Продвижение по государственной службе

Статья 38. Временное возложение обязанностей

Статья 39. Прикомандирование государственных служащих к государственным органам, загранучреждениям Республики Казахстан и иным организациям

Статья 40. Призыв государственных служащих на воинскую службу

Статья 41. Ротация государственных служащих

Статья 42. Прием на работу граждан в период создания государственного органа

Глава 7. СЛУЖЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

Статья 43. Ответственность государственных служащих

Статья 44. Дисциплинарные проступки и взыскания

Статья 45. Сроки наложения дисциплинарных взысканий

Статья 46. Гарантии прав государственных служащих при привлечении их к дисциплинарной ответственности

Статья 47. Материальная ответственность государственных служащих за причинение ущерба

Статья 48. Временное отстранение государственного служащего от исполнения должностных полномочий

Глава 8. СЛУЖЕБНАЯ ЭТИКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ

Статья 49. Требования к государственным служащим по соблюдению служебной этики

Статья 50. Дисциплинарные проступки, дискредитирующие государственную службу

Статья 52. Антикоррупционное поведение государственных служащих

Глава 9. СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ, ЧЛЕНОВ ИХ СЕМЕЙ

Статья 53. Оплата труда государственных служащих

Статья 54. Отпуска государственных служащих

Статья 55. Пенсионное и социальное обеспечение государственных служащих

Статья 56. Меры социальной защиты государственных служащих

Статья 57. Гарантии и компенсации государственным служащим при командировках

Статья 58. Гарантии и компенсации персонала дипломатической службы

Глава 10. ПРЕКРАЩЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ СЛУЖАЩИМИ

Статья 59. Прекращение государственной службы политическими государственными служащими

Статья 60. Отставка и увольнение политических государственных служащих

Статья 61. Прекращение государственной службы административными государственными служащими

Статья 62. Восстановление на государственной службе

Статья 64. Привлечение иностранных работников в государственные органы

Статья 65. Международное сотрудничество в сфере государственной службы

Статья 66. Иные вопросы прохождения государственной службы

Глава 12. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 67. Финансовое и материально-техническое обеспечение государственной службы

Одной из важнейших задач развития государства является создание высокопрофессиональной государственной службы и эффективной структуры управления. Главой государства поставлен целый ряд задач по недопущению в государственных органах коррупционных правонарушений и преступлений, сообщает Vko . kgd . gov . kz .

Новым этапом модернизации антикоррупционной политики стало принятие нового Закона «О противодействии коррупции». Его отличительная черта - это внедрение конкретных механизмов предупреждения коррупции с вовлечением в данный процесс всего общества. На законодательном уровне дано новое определение «коррупции», которое предусматривает получение или извлечение не только имущественных, но и неимущественных благ и преимуществ, в том числе в пользу третьих лиц. Ответственность субъектов коррупции будет рассматриваться только через призму уголовного и административного законодательства.

Ранее, в соответствии с утратившим силу Законом «О борьбе с коррупцией» проступки, квалифицировавшиеся как правонарушения, создающие условия для коррупции, переведены в разряд проступков, дискредитирующих государственную службу. Санкции за совершение указанных проступков сохранились, и они теперь отражены в статье 44 Закона «О государственной службе Республики Казахстан».

В частности, согласно статье 50 указанного Закона, госслужащий может быть уволен с занимаемой должности за совершение следующих проступков:

1) за передачу государственных финансовых и материальных ресурсов в избирательные фонды отдельных кандидатов;

2) делегирование полномочий на государственное регулирование предпринимательской деятельности физическим или юридическим лицам, осуществляющим такую деятельность, а также на контроль и надзор за нею;

3) передачу государственных контрольных и надзорных функций организациям, не имеющим статуса государственного органа;

4) принятие за исполнение своих государственных или приравненных к ним функций любого вознаграждения в виде денег, услуг и иных форм от организаций, в которых лицо не выполняет соответствующие функции, а также от физических лиц, если иное не предусмотрено законодательством Республики Казахстан;

5) принятие подарков или услуг в связи с исполнением своих государственных или приравненных к ним функций от государственных служащих и иных лиц, зависимых от них по службе, за общее покровительство или попустительство по службе.

6) принятие приглашений во внутригосударственные и зарубежные туристические, лечебно-оздоровительные и иные поездки за счет физических и юридических лиц как иностранных, так и Республики Казахстан, за исключением поездок:

по приглашению супруга (супруги), родственников за их счет;

по приглашению иных физических лиц (с согласия вышестоящего должностного лица или органа), если отношения с ними не затрагивают вопросов служебной деятельности приглашаемых;

осуществляемых в соответствии с международными договорами Республики Казахстан или на взаимной договоренности между государственными органами Республики Казахстан и государственными органами иностранных государств за счет средств соответствующих государственных органов и (или) международных организаций;

осуществляемых с согласия вышестоящего должностного лица либо органа для участия в научных, спортивных, творческих, профессиональных, гуманитарных мероприятиях за счет средств организаций, в том числе поездок, осуществляемых в рамках уставной деятельности таких организаций;

7) использование не предусмотренных законодательством Республики Казахстан преимуществ в получении кредитов, ссуд, приобретении ценных бумаг, недвижимости и иного имущества.

Также, за повторное совершение любого из нижеуказанных дисциплинарных проступков в течение года после наложения дисциплинарного взыскания за первый дисциплинарный проступок, влечет увольнение с занимаемой государственной должности. В частности за:

1) неправомерное вмешательство в деятельность других государственных органов, организаций;

2) использование в личных или групповых интересах информации, полученной при выполнении государственных функций, если таковая не подлежит официальному распространению;

3) необоснованный отказ в информации физическим и юридическим лицам, предоставление которой предусмотрено законодательством Республики Казахстан, либо ее задержка, передача недостоверной или неполной информации;

4) требование от физических или юридических лиц информации, предоставление которой этими лицами не предусмотрено законодательством Республики Казахстан;

5) дарение подарков и оказание неслужебных услуг официальным лицам для получения с использованием должностных полномочий указанных лиц имущественной выгоды, блага либо преимущества;

6) явное воспрепятствование физическим или юридическим лицам в реализации их прав, свобод и законных интересов;

7) грубые нарушения требований к организации и проведению проверок в отношении субъектов предпринимательства, установленных в подпунктах 1), 2), 3), 4) и 7)статьи 151, подпунктах 2), 6) и 8)пункта 2 статьи 156 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан;

8) участие в азартных играх денежного или иного имущественного характера с вышестоящими или нижестоящими либо находящимися с ними в иной зависимости по службе или работе должностными лицами;

9) использование своих должностных полномочий при решении вопросов, связанных с удовлетворением своих материальных интересов либо близких родственников и свойственников;

10) предоставление не предусмотренных законом преимуществ (протекционизм, семейственность) при поступлении и продвижении по государственной службе;

11) оказание неправомерного предпочтения физическим и (или) юридическим лицам при подготовке и принятии решений;

12) оказание кому бы то ни было любого не предусмотренного законодательством Республики Казахстан содействия в осуществлении предпринимательской и иной связанной с извлечением дохода деятельности.

Таким образом, в случае увольнения госслужащего с занимаемой должности за дисциплинарный проступок, дискредитирующий государственную службу, то впоследствии это лицо (гражданин) не допускается на государственную службу.

Вышеуказанные меры направлены, прежде всего, на повышение ответственности госслужащих, укрепления дисциплины, а также на превенцию коррупции.

1. За невыполнение или ненадлежащее выполнение своих служебных обязанностей государственные служащие несут гражданско-правовую, дисциплинарную, административную, уголовную ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан.

При сомнениях в правомерности полученного для исполнения распоряжения государственный служащий должен незамедлительно сообщить об этом в письменной форме своему непосредственному руководителю и руководителю, отдавшему распоряжение. В случае, если вышестоящий по государственной должности руководитель письменно подтверждает данное распоряжение, государственный служащий обязан его исполнить, если выполнение его не влечет действий, которые относятся к уголовно наказуемым деяниям. Ответственность за последствия исполнения государственным служащим неправомерного распоряжения несет подтвердивший это распоряжение руководитель.

2. Должностным лицам запрещается отдавать приказы и указания, не имеющие отношения к исполнению должностных полномочий и (или) направленные на нарушение законодательства Республики Казахстан.

3. Государственные служащие имеют право на обжалование принимаемых в отношении них решений и действий (бездействия) государственного органа в порядке, установленном законами Республики Казахстан.

4. Государственные служащие, занимающие должности первых руководителей государственных органов, руководителей самостоятельных структурных подразделений центральных и местных государственных органов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом, несут в соответствии с законами Республики Казахстан дисциплинарную ответственность за совершение непосредственно подчиненными им государственными служащими коррупционных преступлений при совокупности следующих условий:

1) установлена связь между коррупционным преступлением, совершенным подчиненным, и виной в неисполнении или ненадлежащем исполнении должностных обязанностей по предупреждению совершения коррупционных правонарушений;

2) в отношении подчиненного имеется вступивший в законную силу судебный акт о привлечении к уголовной ответственности за коррупционное преступление либо уголовное дело за совершение коррупционного преступления прекращено органом уголовного преследования или судом на основании пунктов 3), 4), 9), 10), 11) и 12) части первой статьи 35 или статьи 36 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан.

Сноска. Статья 43 с изменениями, внесенными законами РК от 26.11.2019 № 273-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 29.06.2020 № 351-VI (вводится в действие с 01.07.2021).


Сәлеметсіздер ме. Алматы қаласында ТОО инвестиция деп бірнеше адамды алдап келісімшарт арқылы салғызып алған ақшаны қайтармай жүрсе. басшысы басқа елге кетіп қалған болса. Бұл істі 190 алаяктык деп тауып қылмыстық іс арқылы жүргізуге болады ма? Қылмыстық іс болып қозғалуы үшін қандай негіз керек?


Взыскание долгов с физических и юридических лиц.


2009 году июнье получил звание подполковника пожарной охране каком возрасте выходит на пенсию?


Адвокат коллегии адвокатов г.Нур-Султан Айдана Кусатаева

гражданские, уголовные, административные дела


Здравствуйте , я Рахматуллин Камиль . В 98 году суд вынес решение капитализции платежей по профзаболеванию сроком на один год на основании справки МСЭК, вопреки ст77 закона о банкротстве -до 70 летнего возраста но не менее чем за 10 лет . Предприятие обанкротилось в 2002 году .По нормативным документам мне положено возмещение в размере среднего заработка . За 25 лет я неоднократно прошел все возможные суды . Ничего не добился Суда нет ! Есть чиновник и его бредовые высказывания обретают силу закона через суд . Если я обращусь в Конституционный Суд который должен приступить к работе в РК.

,Могу ли я рассчитывать на возмещение вреда за все прошедшие годы, поскольку знаю на 100 %что решением суда нарушено моё Конституционное право на социальную защиту . Я обратится в суд в 98году , получил неправосудное решение , которое все эти дублировалось многими судами . Знаю что согласно ст 187 ГК РК возмещение за три года предшествующих заявлению о возмещении .

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: