Учет баз стоянок маломерных судов

Обновлено: 26.04.2024

24 августа 2005 года,

регистрационный N 6938

Приложение
к приказу

ПРАВИЛА
технического надзора за маломерными судами, поднадзорными
Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской
Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям
и ликвидации последствий стихийных бедствий, базами (сооружениями)
для их стоянок, пляжами и другими местами массового отдыха
на водоемах, переправами и наплавными мостами

(с изменениями на 5 апреля 2010 года)

I. Общие положения

1.1. Правила технического надзора за маломерными судами, поднадзорными Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, базами (сооружениями) для их стоянок, пляжами и другими местами массового отдыха на водоемах, переправами и наплавными мостами (далее - Правила) разработаны в соответствии с Положением о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2004 года N 835 и устанавливают единый на территории Российской Федерации порядок технического надзора за маломерными судами, поднадзорными Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - ГИМС МЧС России), базами (сооружениями) для их стоянок, пляжами и другими местами массового отдыха на водоемах, переправами и наплавными мостами.

1.2. Технический надзор осуществляется должностными лицами Управления ГИМС МЧС России, территориальных органов ГИМС в составе главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации, а также соответствующих подразделений и организаций МЧС России (далее - подразделения ГИМС МЧС России) в порядке, определяемом МЧС России.

1.3. Учет результатов технического надзора за маломерными судами, базами (сооружениями) для их стоянок, пляжами и другими местами массового отдыха на водоемах (далее - пляжи), переправами и наплавными мостами, а также формы бланков технической документации устанавливаются настоящими Правилами и иными нормативными актами МЧС России.

II. Технический надзор за маломерными судами

2.1. Технический надзор осуществляется за принадлежащими физическим и юридическим лицам маломерными судами (абзац дополнен с 8 сентября 2007 года приказом МЧС России от 19 июня 2007 года N 340 - см. предыдущую редакцию):

самоходными судами внутреннего плавания и иными плавучими объектами вместимостью менее 80 тонн с главными двигателями мощностью менее 55 киловатт или с подвесными моторами независимо от мощности, водными мотоциклами (гидроциклами) и несамоходными судами вместимостью менее 80 тонн (кроме пассажирских, наливных, военных, прогулочных парусных и спортивных парусных судов, судов смешанного (река-море) плавания, а также принадлежащих физическим лицам гребных лодок грузоподъемностью менее 100 килограммов, байдарок - менее 150 килограммов и надувных безмоторных судов - менее 225 килограммов), используемых во внутренних водах (абзац дополнен с 27 сентября 2009 года приказом МЧС России от 27 июля 2009 года N 437 - см. предыдущую редакцию);

прогулочными судами пассажировместимостью не более 12 человек независимо от мощности главных двигателей и вместимости, иными судами и плавучими средствами пассажировместимостью не более 12 человек с главными двигателями мощностью менее 55 киловатт или подвесными моторами независимо от мощности, водными мотоциклами (гидроциклами) и несамоходными судами вместимостью менее 80 тонн (кроме пассажирских, грузопассажирских, нефтеналивных, буксирных, военных и спортивных парусных судов), используемыми в целях мореплавания (абзац дополнен с 27 сентября 2009 года приказом МЧС России от 27 июля 2009 года N 437 - см. предыдущую редакцию).

2.2. Технический надзор за маломерными судами включает в себя осуществление контроля за их техническим состоянием в процессе их пользования, в том числе проверок маломерных судов на соответствие техническим нормативам выбросов в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ, а также проведение первичных и ежегодных технических освидетельствований и осмотров. По результатам первичных и ежегодных технических освидетельствований и осмотров осуществляется классификация маломерных судов (пункт дополнен с 8 сентября 2007 года приказом МЧС России от 19 июня 2007 года N 340 - см. предыдущую редакцию).

2.3. Первичное техническое освидетельствование проводится перед государственной регистрацией маломерного судна. При первичном техническом освидетельствовании проверяется техническая документация на судно, устанавливаются вместимость судна, обязательные условия, нормы и технические требования по его грузоподъемности и пассажировместимости, допустимой мощности и количеству двигателей (подвесных моторов), допустимой площади парусов, району плавания (удалению от берега), минимальной высоте надводного борта, высоте волны, при которой судно может плавать, оснащению спасательными и противопожарными средствами, сигнальными огнями, навигационным и другим оборудованием.

Для маломерных судов индивидуальной постройки, а также судов промышленной постройки, технические характеристики которых не соответствуют характеристикам, указанным в техническом формуляре (паспорте), дополнительно проводятся испытания мореходных качеств (плавучести, остойчивости и непотопляемости). Результаты освидетельствования оформляются актом технического освидетельствования с заключением о годности маломерного судна к плаванию (приложение N 1).

Указанные в акте первичного технического освидетельствования условия и нормы вносятся в судовой билет маломерного судна. В судовом билете специальным штампом делается отметка о техническом освидетельствовании, заверяемая подписью должностного лица, проводившего освидетельствование, и выдается технический талон на годность к плаванию (далее - технический талон) установленного образца.

На используемые в целях мореплавания прогулочные суда, которым установлены морские районы плавания 0, I, II или III категории сложности, по результатам первичного технического освидетельствования вместе с судовым билетом оформляется свидетельство о годности морского прогулочного судна к плаванию.

2.4. Ежегодное техническое освидетельствование проводится до начала пользования маломерного судна в текущем году, как правило, до открытия навигации. При ежегодном техническом освидетельствовании проверяется наличие технической документации, неизменность основных элементов судна, его техническое состояние, наличие оборудования и оснащения в соответствии с установленными нормами, уточняются условия пользования.

Маломерные суда, прошедшие первичное техническое освидетельствование (абзац в редакции, введенной в действие с 27 сентября 2009 года приказом МЧС России от 27 июля 2009 года N 437, - см. предыдущую редакцию):

при первой государственной регистрации до 31 декабря года, следующего за годом постройки, представляются на ежегодное техническое освидетельствование через 3 года (абзац дополнительно включен с 27 сентября 2009 года приказом МЧС России от 27 июля 2009 года N 437);

в текущем году, на ежегодное техническое освидетельствование в этом году не представляются (абзац дополнительно включен с 27 сентября 2009 года приказом МЧС России от 27 июля 2009 года N 437).

2.5. Техническое освидетельствование проводится по месту регистрации маломерного судна на пункте технического осмотра соответствующего подразделения ГИМС МЧС России или непосредственно по месту базирования (стоянки) маломерного судна с предъявлением судового билета.

Место, время, организация работы пунктов технического осмотра и графики проведения ежегодного технического освидетельствования маломерных судов доводятся до сведения судовладельцев и владельцев баз (сооружений) для стоянок этих судов.

2.6. Техническое освидетельствование маломерного судна проводится, как правило, на плаву. Государственный инспектор по маломерным судам (далее именуется - государственный инспектор) вправе потребовать в необходимых случаях от судовладельца создания дополнительных условий при освидетельствовании - создание крена, дифферента или подъема судна на берег.

2.7. Оценка технического состояния маломерного судна устанавливается отдельно по корпусу и надстройкам; устройствам, оборудованию и снабжению; противопожарной защите; механической установке и электрооборудованию, а для маломерных судов индивидуальной постройки дополнительно - по мореходным качествам в соответствии с техническими требованиями к маломерным судам (абзац дополнен с 8 сентября 2007 года приказом МЧС России от 19 июня 2007 года N 340 - см. предыдущую редакцию).

Для определения годности маломерного судна к плаванию в соответствии с техническими требованиями предусматриваются три оценки его технического состояния: "годное", "ограниченно годное", "запрещенное к пользованию". Оценка технического состояния маломерного судна в целом устанавливается по низшей оценке одного из элементов, перечисленных в абзаце первом настоящего пункта.

2.8. При получении маломерным судном оценки "годное" судовладельцу выдается технический талон, а в судовом билете делается отметка о техническом освидетельствовании.

2.9. Маломерные суда, получившие оценку технического состояния "ограниченно годное", могут быть допущены к плаванию с ограничениями, обеспечивающими безопасность плавания:

по волновому режиму;

по району плавания и удалению от берега;

по допустимой мощности двигателя;

по грузоподъемности и пассажировместимости;

по площади парусов.

При получении маломерным судном оценки "ограниченно годное" составляется акт технического освидетельствования, в котором указываются установленные ограничения.

Установленные в акте ограничения вносятся в судовой билет, а для используемых в целях мореплавания прогулочных судов, которым установлены морские районы плавания 0, I, II и III категорий сложности, эти сведения вносятся и в свидетельство о годности морского прогулочного судна к плаванию, после чего делается отметка о техническом освидетельствовании в судовом билете и выдается технический талон.

2.10. На маломерное судно, получившее оценку "запрещенное к пользованию", составляется акт технического освидетельствования в двух экземплярах с заключением о запрещении пользования этого судна, один экземпляр акта передается судовладельцу. После устранения указанных в акте замечаний маломерное судно может быть предъявлено к повторному техническому освидетельствованию.

2.11. Технические осмотры проводятся после ремонта, переоборудования и аварии маломерных судов, а также по просьбе судовладельца.

Результаты осмотра оформляются в двух экземплярах на бланке акта технического освидетельствования, который заполняется в части, касающейся результатов осмотра. Один экземпляр акта передается судовладельцу.

2.12. Пользование маломерными судами запрещается при наличии следующих технических неисправностей:

2.12.1. По корпусу:

имеются свищи, пробоины набора и обшивки;

отсутствуют или разгерметизированы предусмотренные конструкцией судна гермоотсеки и воздушные ящики.

2.12.2. По рулевому устройству:

не обеспечивается полный угол перекладки руля (35 градусов на борт), затруднено вращение рулевого штурвала;

повреждены перо руля или детали рулевого привода (направляющие блоки, опорные подшипники, натяжные талрепы, штуртросовая передача), имеются разрывы каболок штуртроса;

отсутствуют предусмотренные конструкцией детали крепления рулевого привода (гайки, шплинты, контргайки и т.п.).

2.12.3. По двигателю, подвесному мотору:

топливо подтекает из бензобаков, топливного шланга, системы питания;

имеется значительная вибрация;

отсутствует или неисправен глушитель;

повреждена система дистанционного управления двигателем;

не обеспечивается легкое включение (выключение) реверс-редуктора, рукоятка реверса не фиксируется в положениях "вперед", "назад", "нейтрально" (возможно его самопроизвольное включение и выключение), неисправна блокировка запуска двигателя (мотора) при включенном реверсе, где это предусмотрено конструкцией.

2.12.4. Отличительные огни не соответствуют установленным требованиям.

2.12.5. Комплектация и оборудование судна не соответствуют нормам, указанным в судовом билете.

О запрещении пользования судна делается запись в судовом билете в разделе "Особые отметки и дополнительные сведения".

III. Технический надзор за базами (сооружениями)
для стоянок маломерных судов

3.1. Технический надзор за базами (сооружениями) для стоянок маломерных судов (далее - базы) включает проведение ежегодных технических освидетельствований и осуществление контроля в период их пользования за выполнением требований по обеспечению безопасности людей на базах (сооружениях) для стоянок маломерных судов и правил охраны жизни людей на водных объектах, утверждаемых в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2006 года N 769 "О порядке утверждения правил охраны жизни людей на водных объектах" (пункт в редакции, введенной в действие с 8 сентября 2007 года приказом МЧС России от 19 июня 2007 года N 340, - см. предыдущую редакцию).

3.2. Учет баз ведется в соответствующих подразделениях ГИМС МЧС России.

3.3. Ежегодные технические освидетельствования баз проводятся, как правило, до начала навигации с целью проверки их готовности к пользованию и обеспечению безопасности стоянок маломерных судов.

В соответствии с пунктом 7 Положения о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2004 г. N 835 1 , приказываю:

1. Утвердить прилагаемые Правила пользования базами (сооружениями) для стоянок маломерных судов в Российской Федерации (далее - Правила).

2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 г., за исключением главы III Правил, вступающей в силу с 1 июля 2021 г.

3. Глава V Правил утрачивает силу с 1 июля 2021 г.

1 Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 52, ст. 5499; 2013, N 30, ст. 4123.

Регистрационный N 60325

Утверждены
приказом МЧС России
от 20.07.2020 N 540

Правила
пользования базами (сооружениями) для стоянок маломерных судов в Российской Федерации

С изменениями и дополнениями от:

I. Общие положения

1.1. Настоящие Правила устанавливают единый порядок пользования базами (сооружениями) для стоянок маломерных судов в Российской Федерации и являются обязательными для физических и юридических лиц.

1.2. Под базой (сооружением) для стоянок маломерных судов (далее - база-стоянка) понимается комплекс инженерных сооружений, предназначенных для стоянки и обслуживания маломерных судов 1 .

К базам-стоянкам следует относить расположенные на берегу и (или) акватории водного объекта:

специально организованные береговые и (или) плавучие сооружения, предназначенные для причаливания, швартовки маломерных судов, погрузки (выгрузки) грузов, посадки (высадки) людей, стоянки и (или) хранения маломерных судов;

комплексы технологически связанных между собой зданий, сооружений и оборудования, предназначенных для доставки, эксплуатации, стоянки, обслуживания и (или) хранения маломерных судов;

объекты поисково-спасательных формирований (водно-спасательные станции), имеющих на оснащении маломерные суда.

Не является базой-стоянкой организованное судовладельцем (пользователем) - физическим лицом место стоянки, размещенное в границах принадлежащего ему приусадебного земельного участка, используемое для швартовки, погрузки (выгрузки) грузов, посадки (высадки) людей, самостоятельного обслуживания, стоянки и хранения принадлежащего ему индивидуального маломерного судна.

1.3. Учет баз-стоянок и надзор за ними осуществляется территориальными органами Государственной инспекции по маломерным судам, входящими в состав территориальных органов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - подразделения ГИМС МЧС России).

1.4. Контроль за выполнением требований настоящих Правил осуществляют подразделения ГИМС МЧС России.

1.5. Организация и размещение баз-стоянок осуществляется с соблюдением требований водного, земельного, градостроительного законодательства Российской Федерации, а также нормативных правовых и правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

1.6. Судовладельцы (пользователи) маломерных судов обязаны соблюдать настоящие Правила, режимы пользования базами-стоянками, установленные их собственниками или лицами, уполномоченными собственниками (далее - руководители), выполнять требования должностных лиц баз-стоянок по обеспечению безопасности при выходе судов в плавание.

1.7. Лица, нарушившие настоящие Правила, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

II. Требования по обеспечению безопасности на базах-стоянках

2.1. Использование баз-стоянок, расположенных:

2.2. Строительство на территории базы-стоянки служебных помещений, причальных и гидротехнических сооружений, а также дорог и подъездных путей для подъезда пожарных автомашин к местам забора воды, стоянке судов и объектам на берегу должно быть обеспечено на основе проектной документации.

Предусмотренные проектом сооружения, обеспечивающие охрану водных объектов от загрязнения, засорения, истощения их вод, а также сохранение среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира, должны находиться в исправном состоянии.

2.3. Территория базы-стоянки, к которой относится земельный участок в установленных границах с прилегающей акваторией водного объекта, в том числе искусственно созданный земельный участок, предназначенный для доставки, обслуживания, хранения судов, должна быть ограждена в соответствии с проектной документацией.

2.4. На базах-стоянках при размещении более 20 моторных маломерных судов должны быть предусмотрены:

места для заправки судов моторным топливом, позволяющие обеспечивать соблюдение требований по охране окружающей среды и пожарной безопасности;

оборудование по локализации аварийных разливов нефтепродуктов на закрепленной акватории (боновые заграждения, сорбенты или скиммеры, сорбционные емкости).

2.5. На территории базы-стоянки должны быть оборудованы:

площадка с контейнерами для бытовых отходов и емкости для сбора отработанных горюче-смазочных материалов;

стенд с наглядными материалами по обеспечению безопасности и профилактике травматизма людей на водных объектах (выписки из законодательных и нормативных правовых актов, расписания действий при пожаре на базе и спасании судов и людей, терпящих бедствие на акватории базы, телефоны пожарно-спасательных подразделений, подразделений ГИМС МЧС России, скорой медицинской помощи и полиции, приемы оказания помощи судам и людям, терпящим бедствие на воде).

2.6. Техническое оснащение и оборудование баз-стоянок должно обеспечивать:

пожарную безопасность на территории базы-стоянки;

безопасность посадки людей на суда и высадки с судов, а также их передвижения по причальным сооружениям;

информирование судовладельцев (пользователей) маломерных судов о гидрометеорологической и навигационной обстановке;

радиосвязь с приписанными к базе-стоянке маломерными судами, на которых предусмотрены и установлены радиостанции;

охрану водных объектов от загрязнения, засорения, истощения, а также сохранение среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира;

осуществление выпускного режима за маломерными судами при их выходе в плавание и возвращении на базу-стоянку;

постоянную связь с пожарными и аварийно-спасательными подразделениями, медицинскими учреждениями, подразделениями органов внутренних дел и подразделениями ГИМС МЧС России.

2.7. На выступающих в сторону судового хода (фарватера) причальных и иных сооружениях должны выставляться на высоте не менее 2 метров от настила белые огни, видимые по горизонту на 360 градусов на расстоянии не менее 4 километров. Эти огни устанавливаются на торце каждого пирса, а на причале - на расстоянии друг от друга не более чем через 50 метров и должны гореть от захода до восхода солнца.

2.8. Затопленные в половодье (паводок) защитные устройства баз-стоянок, а также иные препятствия, представляющие угрозу безопасности плавания судов, должны ограждаться соответствующими знаками судоходной (навигационной) обстановки.

2.9. Водное пространство в пределах естественных, искусственных или условных границ, предназначенное для подхода (выхода), причаливания, швартовки маломерных судов, погрузки (выгрузки) грузов, посадки (высадки) людей, стоянки и (или) хранения маломерных судов и размещения причальных сооружений (далее - акватория базы-стоянки), и подходы к причальным сооружениям по их ширине и глубинам должны обеспечивать безопасность маневрирования приписанных к данной базе-стоянке судов с максимальными размерами и осадкой.

2.10. Причальные сооружения, используемые для швартовки и стоянки судов, должны иметь:

закрепленные швартовые устройства (кнехты, битенги, утки, рымы, швартовые тумбы), обеспечивающие крепление и удержание судов при максимально неблагоприятных гидрометеоусловиях для данного района;

привальные брусья, кранцы и прочие приспособления, исключающие повреждение корпусов судов при их швартовке и стоянке;

на нерабочей стороне - леерное ограждение высотой не менее 90 сантиметров при расстоянии между стойками не более 1,5 метра и между леерами - не более 45 сантиметров;

спасательный леер (по наружному периметру), закрепленный на расстоянии 10 - 15 сантиметров от уровня воды с интервалом между точками крепления не более 1,5 метра;

комплект из огнетушителя, ящика с песком и лопатой, кошмы и спасательного круга (конца Александрова) на каждые 50 метров причальной линии, но не менее одного комплекта на причал или пирс.

Средства пожаротушения не требуется устанавливать на причалах для гребных и парусных (безмоторных) маломерных судов.

2.11. Руководителем базы-стоянки создается комиссия, председателем которой он является. Председатель комиссии назначает ее членов.

Ежегодно до начала навигации комиссия с оформлением акта устанавливает максимальную нагрузку для сплошного настила на причалах, пирсах, трапах, сходнях и мостках в условиях повседневной эксплуатации. Акт, подписанный членами комиссии и утвержденный ее председателем, хранится у владельца базы-стоянки в течение 1 года.

Значение максимальной нагрузки, указанной в акте, наносится несмываемой контрастной краской в видимой части причального или переходного сооружения в местах входа на них с берега либо высадки с судов.

2.12. Минимальная длина причального фронта по периметру причалов и пирсов должна обеспечивать швартовку и стоянку всех приписанных к данной базе-стоянке судов в случае их постоянного нахождения на плаву в период навигации.

2.13. Расстояние между судами при стоянке у причального сооружения и способы их крепления должны обеспечивать сохранение их целостности при максимально неблагоприятных гидрометеоусловиях для данного района.

2.14. Плавучие причальные сооружения (понтоны, швартовые бочки) должны быть закреплены к берегу или стоять на своих штатных местах с использованием мертвых якорей.

2.15. Исправность оборудования базы-стоянки должна обеспечиваться в период времени, когда на территории базы-стоянки осуществляется спуск (подъем) судов, их выход, причаливание и (или) стоянка на акватории базы-стоянки (далее - эксплуатация базы-стоянки).

2.16. На акватории базы-стоянки запрещается:

прыгать в воду с судов и причальных сооружений, купаться вне отведенных для этого мест;

создавать при движении судна волнение, которое может вызвать повреждение других судов, плавучих средств, гидротехнических и причальных сооружений.

ГАРАНТ:

Глава III вступает в силу с 1 июля 2021 г.

III. Организация учета соответствия баз-стоянок обязательным требованиям по обеспечению охраны жизни людей на водных объектах

3.1. Ежегодно перед началом эксплуатации базы-стоянки ее руководитель направляет в подразделение ГИМС МЧС России заявление-декларацию соответствия базы-стоянки требованиям Правил пользования базами (сооружениями) для стоянок маломерных судов в Российской Федерации (далее - заявление-декларация), рекомендуемый образец которого приведен в приложении N 1 к настоящим Правилам (далее - рекомендуемый образец).

Заявление-декларация направляется руководителем базы-стоянки в подразделение ГИМС МЧС России по месту ее нахождения не менее чем за 30 дней до планируемой даты начала эксплуатации базы-стоянки, указанной в заявлении-декларации.

К заявлению-декларации прикладываются выдержки из проектной (эксплуатационной) документации, подтверждающие достоверность сведений, указанных в заявлении-декларации.

3.2. Подача заявления-декларации осуществляется одним из следующих способов:

на бумажном носителе:

в электронном виде:

с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)";

с помощью информационных ресурсов МЧС России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

3.3. Должностные лица подразделения ГИМС МЧС России в течение 5 рабочих дней проверяют соответствие заполнения поступившего заявления-декларации рекомендуемому образцу, а также представленные документы. В случае соответствия заполнения заявления-декларации установленным требованиям должностные лица ГИМС МЧС России осуществляют его регистрацию путем присвоения регистрационного номера.

Структура регистрационного номера состоит из двух частей. Первая часть номера состоит из кода субъекта Российской Федерации, в котором осуществлена регистрация заявления-декларации. Вторая часть номера состоит из четырехзначного порядкового номера.

3.4. При соответствии заявления-декларации установленным требованиям в адрес руководителя базы-стоянки должностным лицом ГИМС МЧС России в течение 5 рабочих дней направляется уведомление о регистрации заявления-декларации с информацией о присвоенном регистрационном номере.

Уведомление направляется способом, указанным в заявлении-декларации.

3.5. В случае направления неполной и (или) недостоверной информации, содержащейся в заявлении-декларации, руководитель базы-стоянки информируется о необходимости направления в подразделение ГИМС МЧС России уточняющих сведений.

3.7. В случае смены руководителя базы-стоянки заявление-декларация подлежит повторному направлению в срок не позднее 3 рабочих дней после оформления перехода полномочий нового руководителя.

3.8. Эксплуатация базы-стоянки допускается при соблюдении требований настоящих Правил.

IV. Требования по организации выпускного режима и учета приписного флота на базе-стоянке

4.1. Маломерные суда, которые осуществляют стоянку на базе-стоянке (приписаны к базе-стоянке), должны быть внесены в журнал учета приписного флота базы-стоянки с указанием идентификационного номера, типа и названия (при наличии) судна, серии и номера судового билета, фамилии, имени, отчества (при наличии) судовладельца (пользователя), его адреса места жительства и телефонов, типа судовой радиостанции и радиочастоты (при наличии).

Суда, прибывшие на базу-стоянку для временного базирования, также заносятся в соответствующий раздел журнала учета приписного флота базы-стоянки, при этом дополнительно указываются время прибытия судна, планируемое и фактическое время убытия.

4.2. В целях обеспечения безопасности плавания маломерных судов на базе-стоянке при их выходе в плавание и возвращении на базу-стоянку осуществляется комплекс организационных и технических мероприятий (далее - выпускной режим).

Руководитель базы-стоянки обеспечивает организацию выпускного режима или назначает лиц, ответственных за его обеспечение.

Лица, ответственные за обеспечение выпускного режима, осуществляют:

ведение журнала учета приписного флота базы-стоянки;

ведение журнала учета выхода (возвращения) судов;

информирование судовладельцев (пользователей) о гидрометеорологической и навигационной обстановке.

4.3. При выходе маломерного судна в плавание и при его возвращении на базу-стоянку в журнале учета выхода (возвращения) судов должна быть произведена порядковая запись: идентификационный номер судна, фамилия, имя, отчество (при наличии) судоводителя (пользователя), дата и время выхода судна, фактическое время возвращения на базу-стоянку.

4.4. Выход маломерного судна в плавание запрещается в случаях:

отсутствия у судоводителя (пользователя) удостоверения на право управления маломерным судном, судового билета маломерного судна или его копии, заверенной в установленном порядке, а равно документов, подтверждающих право владения, пользования или распоряжения управляемым им судном в отсутствие владельца;

отсутствия на судне идентификационных номеров или их несоответствия записи в судовом билете;

отсутствия подтверждения прохождения судном освидетельствования;

наличия неисправностей, с которыми запрещается пользование маломерным судном;

нарушения установленных норм пассажировместимости и грузоподъемности;

отсутствия на судне спасательных, противопожарных и осушительных средств в соответствии с нормами, установленными техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности маломерных судов" (ТР ТС 026/2012) 5 ;

если прогнозируемая или фактическая гидрометеорологическая обстановка на водоеме представляет опасность для плавания судна данного типа;

нахождения судоводителя или лица, управляющего маломерным судном, в состоянии опьянения;

отсутствия на маломерных судах индивидуальных спасательных средств по количеству лиц, находящихся на борту судна.

Абзацы второй - четвертый настоящего пункта применяются только в отношении маломерных судов, подлежащих государственной регистрации.

В случае установления факта выхода в плавание маломерного судна с указанными выше нарушениями лица, ответственные за обеспечение выпускного режима, обязаны незамедлительно сообщить об этом в подразделение ГИМС МЧС России.

4.5. О судах, прибывших на базу-стоянку в аварийном состоянии, сообщается в подразделение ГИМС МЧС России с внесением соответствующих записей в журнал учета выхода (возвращения) судов.

V. Переходные положения

Утратила силу с 1 июля 2021 г. - Приказ МЧС России от 20 июля 2020 г. N 540

Информация об изменениях:

1 Статья 3 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 11, ст. 1001; 2019, N 31, ст. 4453).

2 Статья 14 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 46, ст. 5557; 2018, N 53, ст. 8451).

3 Пункт 3 статьи 34 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 11, ст. 1001; 2018, N 1, ст. 34).

4 Пункт 2 статьи 17 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 11, ст. 1001; 2018, N 1, ст. 34).

6 Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 31 (часть I), ст. 5007.

7 Пункт 5 Положения о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2004 г. N 835 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 52, ст. 5499; 2013, N 30, ст. 4123).

8 Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 23, ст. 2381; 2013, N 43, ст. 5452.

Приложение N 1
к Правилам пользования базами
(сооружениями)
для стоянок маломерных судов
в Российской Федерации

Заявление-декларация
соответствия базы-стоянки требованиям Правил пользования базами (сооружениями) для стоянок маломерных судов в Российской Федерации

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Проект Приказа МЧС России "Об утверждении Порядка пользования базами (сооружениями) для стоянок маломерных судов в Российской Федерации" (подготовлен МЧС России 25.10.2019)


Обзор документа

Проект Приказа МЧС России "Об утверждении Порядка пользования базами (сооружениями) для стоянок маломерных судов в Российской Федерации" (подготовлен МЧС России 25.10.2019)

Досье на проект

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2004 г. N 835 "Об утверждении Положения о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 52, ст. 5499; 2009, N 13, ст. 1550; 2013, N 30, ст. 4123) приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок пользования базами (сооружениями) для стоянок маломерных судов в Российской Федерации.

2. Исключить главу IV. "Организация выпуска маломерных судов с баз (сооружений) для их стоянок" из Правил пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 29.06.2005 N 502.

Министр Е.Н. Зиничев

Утверждено
Приказом МЧС России
от______20___ г. N ______

ПОРЯДОК
ПОЛЬЗОВАНИЯ БАЗАМИ (СООРУЖЕНИЯМИ) ДЛЯ СТОЯНОК МАЛОМЕРНЫХ СУДОВ В РОСИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Общие положения

1.1. Настоящий Порядок устанавливает единые требования пользования базами (сооружениями) для стоянок маломерных судов в Российской Федерации и является обязательным для физических и юридических лиц.

1.2. Лица, нарушившие настоящие Порядок, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

1.3. Под базой (сооружением) для стоянок маломерных судов (далее - база-стоянка) в настоящем Порядке понимается комплекс инженерных сооружений, предназначенных для стоянки и обслуживания маломерных судов.

К базам-стоянкам следует относить, расположенные на берегу и (или) акватории водного объекта:

- специально организованные береговые и (или) плавучие сооружения, предназначенные для швартовки маломерных судов, погрузки (выгрузки) грузов, посадки (высадки) людей и (или) хранения маломерных судов;

- комплекс технологически связанных между собой зданий, сооружений, и оборудования, расположенных на берегу и акватории водного объекта и предназначенных для эксплуатации, стоянки, обслуживания и хранения маломерных судов;

- объекты поисково-спасательных формирований (водно-спасательные станции), имеющих на оснащении маломерные суда.

Примечание: Не является базой-стоянкой организованное судовладельцем (пользователем) - физическим лицом место стоянки, размещенное на принадлежащем ему приусадебном земельном участке, используемое для швартовки, погрузки (выгрузки) грузов, посадки (высадки людей), самостоятельного обслуживания и хранения, принадлежащего ему индивидуального маломерного судна.

1.4. Для целей настоящих Правил используются следующие понятия:

1.4.1. Акватория базы-стоянки - водное пространство в пределах естественных, искусственных или условных границ, предназначенное для подхода (выхода), причаливания, швартовки судов и размещения причальных сооружений.

1.4.2. Выпускной режим - комплекс организационных и технических мероприятий, проводимых руководителями (владельцами) и должностными лицами баз-стоянок, направленных на обеспечение безопасности плавания маломерных судов при их выходе в плавание.

1.4.3. Причальное сооружение - устройство или сооружение, в том числе плавучее, предназначенное для безопасного подхода, стоянки и обслуживания судов, выгрузки грузов, посадки и высадки людей.

1.4.4. Судовладелец (пользователь) - юридическое или физическое лицо, эксплуатирующее судно от своего имени, независимо от того, является ли оно собственником судна или использует его на ином законном основании.

1.4.5. Территория базы-стоянки - земельный участок с прилегающей акваторией базы в установленных границах, в том числе искусственно созданный земельный участок, предназначенный для доставки, обслуживания, хранения судов.

1.4.6. Эксплуатация базы-стоянки - период времени в который на её территории осуществляется спуск (подъем) судов, их выход и причаливание и (или) стоянка на акватории базы-стоянки.

1.5. Учет баз и надзор за ними осуществляется территориальными подразделениями Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по субъекту Российской Федерации (далее - подразделения ГИМС МЧС России).

1.6. К эксплуатации допускаются базы-стоянки прошедшие ежегодное освидетельствование и имеющие положительное заключение, выдаваемое подразделением ГИМС МЧС России в установленном порядке.

1.7. Контроль за выполнением требований настоящего Порядка осуществляют подразделения ГИМС МЧС России, а также другие надзорные органы в пределах своих полномочий.

1.8. Организация и размещение баз-стоянок осуществляется в соответствии с требованиями водного, земельного, градостроительного законодательства, а также нормативными и правовыми актами утверждаемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

1.9. Судовладельцы (пользователи) обязаны соблюдать настоящий Порядок, правила пользования базами-стоянками, установленные руководителями (владельцами) баз-стоянок, выполнять требования должностных лиц баз-стоянок по обеспечению безопасности и соблюдению выпускного режима.

2. Требования по обеспечению безопасности на базах-стоянках

2.1. На территории базы-стоянки должно быть обеспечено строительство на проектной основе служебных помещений, причальных и других сооружений, а также дорог и подъездных путей для подъезда пожарных автомашин к местам забора воды, стоянке судов и объектам на берегу.

2.2. Предусмотренные проектом сооружения, обеспечивающие охрану водных объектов от загрязнения, засорения, истощения их вод, а также сохранение среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира должны находиться в исправном состоянии.

2.3. Территория базы-стоянки должна быть ограждена в соответствии с проектной документацией.

2.4. На базах-стоянки для стоянки моторных маломерных судов должны быть предусмотрены:

- места заправки судов моторным топливом с соблюдением требований по охране окружающей среды и пожарной безопасности;

- оборудование по локализации аварийных разливов нефтепродуктов на закрепленной акватории.

2.5. На территории базы-стоянки должны быть оборудованы:

- площадки с контейнерами для бытовых отходов и емкости для сбора отработанных горючих и смазочных материалов;

- стенды с наглядными материалами по обеспечению безопасности и профилактике травматизма людей на водных объектах (выписки из законодательных и нормативных правовых актов; расписания действий при пожаре на базе и спасании судов и людей, терпящих бедствие на акватории базы; телефоны пожарно-спасательных подразделений, ГИМС МЧС России, скорой медицинской помощи и полиции; приемы оказания помощи судам и людям, терпящим бедствие на воде и др.).

2.6. Техническое оснащение и оборудование баз-стоянок должно обеспечивать:

- экологическую безопасность на территории базы-стоянки: соблюдение природоохранных требований при осуществлении действий по заправке моторных судов топливом и выполнении судовладельцами (пользователями) профилактических, ремонтных, судоподъемных и иных работ, связанных с эксплуатацией объектов базы-стоянки и маломерных судов;

- пожарную безопасность на территории базы-стоянки;

- безопасность посадки и высадки людей с судов, а также их передвижения по причальным сооружениям;

- информирование судоводителей о гидрометеорологической и навигационной обстановке;

- радиосвязь с приписанными к базе-стоянке маломерными судами, на которых предусмотрены и установлены радиостанции;

- охрану водных объектов от загрязнения, засорения, истощения, а также сохранение среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира;

- осуществление выпускного режима за маломерными судами при их выходе в плавание, транспортировке (вывозе) за пределы базы-стоянки и их прибытии;

- постоянную связь с аварийно-спасательными подразделениями, медицинскими учреждениями, подразделениями органов внутренних дел и подразделениями ГИМС МЧС России.

2.7. На выступающих в сторону судового хода (фарватера) причальных и иных сооружениях должны выставляться на высоте не менее 2 метров от настила белые огни, видимые по горизонту на 360 градусов на расстоянии не менее 4 километров. Эти огни устанавливаются на торце каждого пирса, а на причале - на расстоянии друг от друга не более чем через 50 метров и должны гореть от захода до восхода солнца.

2.8. Затопленные в половодье (паводок) защитные устройства баз-стоянок, а также иные препятствия, представляющие угрозу безопасности плавания судов, должны ограждаться соответствующими знаками судоходной (навигационной) обстановки.

2.9. Акватория базы-стоянки и подходы к причальным сооружениям по ширине подходов и глубинам должны обеспечивать безопасность маневрирования приписанных к данной базе-стоянке судов с максимальными размерами и осадкой.

2.10. Причальные сооружения, используемые для швартовки и стоянки судов, должны иметь:

- прочно закрепленные швартовые устройства (кнехты, битенги, утки, рымы и др.) для надежного крепления судов при максимально неблагоприятных гидрометеоусловиях для данного района;

- привальные брусья, кранцы и прочие приспособления, исключающие повреждение корпусов судов при их швартовке и стоянке;

- на нерабочей стороне надежное леерное ограждение высотой не менее 90 сантиметров при расстоянии между стойками не более 1,5 метра и между леерами - не более 45 сантиметров;

- спасательный леер (по наружному периметру), закрепленный на расстоянии 10-15 сантиметров от уровня воды с интервалом между точками крепления не более 1,5 метра;

- комплект из огнетушителя, ящика с песком и лопатой, кошмы и спасательного круга (конца Александрова) на каждые 50 метров причальной линии, но не менее одного комплекта на причал или пирс.

Примечание: средства пожаротушения не требуется устанавливать на причалах для гребных и парусных (безмоторных).

2.11. Сплошной настил на причалах, пирсах, трапах, сходнях и мостках должен быть рассчитан на максимальную нагрузку в условиях повседневной эксплуатации и ежегодно, до начала навигации, испытываться комиссией, создаваемой руководителем (владельцем) базы. Акт с результатами испытаний, подписанный членами комиссии и утвержденный ее председателем, представляется при освидетельствовании базы.

2.12. Минимальная длина причального фронта по периметру причалов и пирсов должна обеспечивать швартовку и безопасную стоянку всех приписанных к данной базе-стоянке судов в случае их постоянного нахождения на плаву в период навигации.

2.13. Расстояние между судами при стоянке у причального сооружения должно быть не менее 0,5 метра для гребных и не менее 1 метра для моторных и парусных судов.

2.14. Плавучие причальные сооружения (понтоны, швартовые бочки) должны быть надежно закреплены к берегу или стоять на своих штатных местах с использованием мертвых якорей.

2.15. Исправность оборудования базы-стоянке должна обеспечиваться в течение всего периода эксплуатации базы.

2.16. На акватории базы-стоянки запрещается:

- прыгать в воду с судов и причальных сооружений, купаться вне отведенных для этого мест;

- превышать установленные скорости движения судна;

- при движении судна создавать опасное волнение, которое может негативно повлиять на людей, другие плавательные средства, гидротехнические и причальные сооружения.

3. Требования по организации выпускного режима и порядок пользования базами

3.1. Маломерные суда, которые осуществляют стоянку на базе-стоянке (приписаны к базе-стоянке), должны быть внесены в журнал учета приписного флота базы-стоянки с указанием идентификационного номера, типа и названия (если имеется) судна, серии и номера судового билета, фамилии, имени, отчества судовладельца (пользователя), его адреса места жительства и телефонов, типа судовой радиостанции и радиочастоты.

Суда, прибывшие на базу-стоянку для временного базирования, также заносятся в соответствующий раздел этого журнала, при этом дополнительно указываются время прибытия судна, планируемое и фактическое время убытия.

3.2. На базе-стоянке устанавливается режим, предусматривающий контроль за выходом в плавание и возвращением на базу-стоянку маломерных судов, их исправностью, наличием у судоводителей обязательных судовых и судоводительских документов, наличием на судне необходимых спасательных средств, за соблюдением норм пассажировместимости и грузоподъемности, а также оповещение судоводителей о прогнозе погоды.

Руководитель (владелец) базы-стоянки обеспечивает организацию выпускного режима или назначает лиц ответственных за обеспечение выпускного режима.

3.3. При выходе маломерного судна в плавание и при его возвращении на базу-стоянку в журнале учета выхода (прихода) судов должна быть произведена порядковая запись: идентификационный номер судна, фамилия, имя, отчество судоводителя, дата и время выхода судна, цель и маршрут плавания, пункт назначения, фактическое время возвращения на базу-стоянку.

3.4. Выпуск маломерного судна в плавание не допускается в случаях:

- отсутствия у судоводителя удостоверения на право управления маломерным судном, судового билета маломерного судна или его копии, заверенной в установленном порядке, а равно документов, подтверждающих право владения, пользования или распоряжения управляемым им судном в отсутствие владельца;

- отсутствия на судне идентификационных номеров или их несоответствия записи в судовом билете;

- отсутствия подтверждения прохождения судном освидетельствования;

- обнаружения неисправностей, с которыми запрещается пользование маломерным судном;

- нарушения установленных норм пассажировместимости и грузоподъемности;

- отсутствия на судне предписанных спасательных, противопожарных и водоотливных средств;

- если прогнозируемая и фактическая гидрометеорологическая обстановка на водоеме представляет опасность для плавания судна данного типа;

- нахождения судоводителя в состоянии опьянения.

Запрещается выпуск в плавание маломерных судов, не подлежащих государственной регистрации, не оснащенных спасательным кругом (концом Александрова) и индивидуальными спасательными средствами по количеству лиц, находящихся на борту.

В случае самовольного выхода в плавание маломерного судна с указанными выше нарушениями лица, ответственные за обеспечение выпускного режима, обязаны незамедлительно сообщить об этом в подразделение ГИМС МЧС России.

3.5. О судах, прибывших на базу-стоянку в аварийном состоянии, сообщается в подразделение ГИМС МЧС России с внесением соответствующих записей в журнал учета выхода (прихода) судов.

Обзор документа

МЧС России утвердит единый порядок пользования базами, сооружениями для стоянок маломерных судов. Учет баз и надзор за ними будут вести территориальные подразделения ГИМС МЧС. Определены требования к обеспечению безопасности на базах.

Маломерные суда, которые стоят на базе, должны будут вноситься в журнал учета приписного флота с указанием информации о них и о судовладельцах. На базе-стоянке будет устанавливаться режим контроля за выходом в плавание и возвращением судов, их исправностью, наличием обязательных документов и необходимых спасательных средств, за соблюдением норм пассажировместимости и грузоподъемности, а также оповещение судоводителей о прогнозе погоды. Определены случаи, когда суда не допускаются к выходу в плавание.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

от 20 июля 2020 года N 540

(с изменениями на 20 июля 2020 года)

Документ с изменениями, внесенными:

пунктом 3 настоящего документа (изменения вступили в силу с 1 июля 2021 года).

Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 52, ст.5499; 2013, N 30, ст.4123.

2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 г., за исключением главы III Правил, вступающей в силу с 1 июля 2021 г.

3. Глава V Правил утрачивает силу с 1 июля 2021 г.

в Министерстве юстиции

9 октября 2020 года,

регистрационный N 60325

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом МЧС России
от 20 июля 2020 года N 540

Правила пользования базами (сооружениями) для стоянок маломерных судов в Российской Федерации

(с изменениями на 20 июля 2020 года)

I. Общие положения

1.1. Настоящие Правила устанавливают единый порядок пользования базами (сооружениями) для стоянок маломерных судов в Российской Федерации и являются обязательными для физических и юридических лиц.

1.2. Под базой (сооружением) для стоянок маломерных судов (далее - база-стоянка) понимается комплекс инженерных сооружений, предназначенных для стоянки и обслуживания маломерных судов.

Статья 3 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 11, ст.1001; 2019, N 31, ст.4453).

К базам-стоянкам следует относить расположенные на берегу и (или) акватории водного объекта:

специально организованные береговые и (или) плавучие сооружения, предназначенные для причаливания, швартовки маломерных судов, погрузки (выгрузки) грузов, посадки (высадки) людей, стоянки и (или) хранения маломерных судов;

комплексы технологически связанных между собой зданий, сооружений и оборудования, предназначенных для доставки, эксплуатации, стоянки, обслуживания и (или) хранения маломерных судов;

объекты поисково-спасательных формирований (водно-спасательные станции), имеющих на оснащении маломерные суда.

Не является базой-стоянкой организованное судовладельцем (пользователем) - физическим лицом место стоянки, размещенное в границах принадлежащего ему приусадебного земельного участка, используемое для швартовки, погрузки (выгрузки) грузов, посадки (высадки) людей, самостоятельного обслуживания, стоянки и хранения принадлежащего ему индивидуального маломерного судна.

1.3. Учет баз-стоянок и надзор за ними осуществляется территориальными органами Государственной инспекции по маломерным судам, входящими в состав территориальных органов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - подразделения ГИМС МЧС России).

1.4. Контроль за выполнением требований настоящих Правил осуществляют подразделения ГИМС МЧС России.

1.5. Организация и размещение баз-стоянок осуществляется с соблюдением требований водного, земельного, градостроительного законодательства Российской Федерации, а также нормативных правовых и правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

1.6. Судовладельцы (пользователи) маломерных судов обязаны соблюдать настоящие Правила, режимы пользования базами-стоянками, установленные их собственниками или лицами, уполномоченными собственниками (далее - руководители), выполнять требования должностных лиц баз-стоянок по обеспечению безопасности при выходе судов в плавание.

1.7. Лица, нарушившие настоящие Правила, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

II. Требования по обеспечению безопасности на базах-стоянках

2.1. Использование баз-стоянок, расположенных:

Пункт 3 статьи 34 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 11, ст.1001; 2018, N 1, ст.34).

2.2. Строительство на территории базы-стоянки служебных помещений, причальных и гидротехнических сооружений, а также дорог и подъездных путей для подъезда пожарных автомашин к местам забора воды, стоянке судов и объектам на берегу должно быть обеспечено на основе проектной документации.

Предусмотренные проектом сооружения, обеспечивающие охрану водных объектов от загрязнения, засорения, истощения их вод, а также сохранение среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира, должны находиться в исправном состоянии.

2.3. Территория базы-стоянки, к которой относится земельный участок в установленных границах с прилегающей акваторией водного объекта, в том числе искусственно созданный земельный участок, предназначенный для доставки, обслуживания, хранения судов, должна быть ограждена в соответствии с проектной документацией.

2.4. На базах-стоянках при размещении более 20 моторных маломерных судов должны быть предусмотрены:

места для заправки судов моторным топливом, позволяющие обеспечивать соблюдение требований по охране окружающей среды и пожарной безопасности;

оборудование по локализации аварийных разливов нефтепродуктов на закрепленной акватории (боновые заграждения, сорбенты или скиммеры, сорбционные емкости).

2.5. На территории базы-стоянки должны быть оборудованы:

площадка с контейнерами для бытовых отходов и емкости для сбора отработанных горюче-смазочных материалов;

стенд с наглядными материалами по обеспечению безопасности и профилактике травматизма людей на водных объектах (выписки из законодательных и нормативных правовых актов, расписания действий при пожаре на базе и спасании судов и людей, терпящих бедствие на акватории базы, телефоны пожарно-спасательных подразделений, подразделений ГИМС МЧС России, скорой медицинской помощи и полиции, приемы оказания помощи судам и людям, терпящим бедствие на воде).

2.6. Техническое оснащение и оборудование баз-стоянок должно обеспечивать:

пожарную безопасность на территории базы-стоянки;

безопасность посадки людей на суда и высадки с судов, а также их передвижения по причальным сооружениям;

информирование судовладельцев (пользователей) маломерных судов о гидрометеорологической и навигационной обстановке;

радиосвязь с приписанными к базе-стоянке маломерными судами, на которых предусмотрены и установлены радиостанции;

охрану водных объектов от загрязнения, засорения, истощения, а также сохранение среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира;

осуществление выпускного режима за маломерными судами при их выходе в плавание и возвращении на базу-стоянку;

постоянную связь с пожарными и аварийно-спасательными подразделениями, медицинскими учреждениями, подразделениями органов внутренних дел и подразделениями ГИМС МЧС России.

2.7. На выступающих в сторону судового хода (фарватера) причальных и иных сооружениях должны выставляться на высоте не менее 2 метров от настила белые огни, видимые по горизонту на 360 градусов на расстоянии не менее 4 километров. Эти огни устанавливаются на торце каждого пирса, а на причале - на расстоянии друг от друга не более чем через 50 метров и должны гореть от захода до восхода солнца.

2.8. Затопленные в половодье (паводок) защитные устройства баз-стоянок, а также иные препятствия, представляющие угрозу безопасности плавания судов, должны ограждаться соответствующими знаками судоходной (навигационной) обстановки.

2.9. Водное пространство в пределах естественных, искусственных или условных границ, предназначенное для подхода (выхода), причаливания, швартовки маломерных судов, погрузки (выгрузки) грузов, посадки (высадки) людей, стоянки и (или) хранения маломерных судов и размещения причальных сооружений (далее - акватория базы-стоянки), и подходы к причальным сооружениям по их ширине и глубинам должны обеспечивать безопасность маневрирования приписанных к данной базе-стоянке судов с максимальными размерами и осадкой.

2.10. Причальные сооружения, используемые для швартовки и стоянки судов, должны иметь:

закрепленные швартовые устройства (кнехты, битенги, утки, рымы, швартовые тумбы), обеспечивающие крепление и удержание судов при максимально неблагоприятных гидрометеоусловиях для данного района;

привальные брусья, кранцы и прочие приспособления, исключающие повреждение корпусов судов при их швартовке и стоянке;

на нерабочей стороне - леерное ограждение высотой не менее 90 сантиметров при расстоянии между стойками не более 1,5 метра и между леерами - не более 45 сантиметров;

спасательный леер (по наружному периметру), закрепленный на расстоянии 10-15 сантиметров от уровня воды с интервалом между точками крепления не более 1,5 метра;

комплект из огнетушителя, ящика с песком и лопатой, кошмы и спасательного круга (конца Александрова) на каждые 50 метров причальной линии, но не менее одного комплекта на причал или пирс.

Средства пожаротушения не требуется устанавливать на причалах для гребных и парусных (безмоторных) маломерных судов.

2.11. Руководителем базы-стоянки создается комиссия, председателем которой он является. Председатель комиссии назначает ее членов.

Ежегодно до начала навигации комиссия с оформлением акта устанавливает максимальную нагрузку для сплошного настила на причалах, пирсах, трапах, сходнях и мостках в условиях повседневной эксплуатации. Акт, подписанный членами комиссии и утвержденный ее председателем, хранится у владельца базы-стоянки в течение 1 года.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: