Три вида речей совещательные судебные и торжественные

Обновлено: 03.05.2024

30. Ораторское искусство античности и пражурналистские формы.
Ораторское искусство зародилось в Древней Греции в пятом веке до Р.Х. и стало таким же почитаемым, как герои¬ческий эпос и классическая драма. В греческом пантеоне богов была даже богиня красноречия Пейто. Обучение ритори¬ке, ораторскому мастерству являлось высшей ступенью ан¬тичного образования. Аристотель в труде "Риторика" делит речи на три вида: совещательные (или политические), судеб¬ные и торжественные (эпидиктические). Совещательные речи касались вопросов мира и войны, финансов, торговли, зако-нодательства. Цель судебных речей была обвинить или оправдать. Торжественные речи сводились к похвале или пори¬цанию.
Особым видом красноречия являются судебные речи. В афинском суде, состоявшем из пятисот человек, не было института прокуроров и адвокатов: истец сам обвинял соперника, равно как и обвиняемый защищал себя сам. Всего суд присяжных, собиравшийся для решения наиболее важных и спорных вопросов, насчитывал шесть тысяч человек. Такое количество судей полагалось во избежание их подкупа заинтересованными лицами. Но далеко не каждый умел грамотно составить судеб¬ную речь, и тогда приходил на помощь логограф, который за определенную плату составлял клиенту речь, а также обучал ораторским приемам и особенностям ее исполнения. Эту речь клиент заучивал наизусть и от первого лица произносил в суде.
Древнейшим оратором и крупнейшим для своей эпохи теоретиком и учителем красноречия был Горгий (485-380 гг. до Р.Х.). Он приехал из Сицилии в Афины в 58 лет (этот воз¬раст считался глубокой старостью) и всех поразил чистотой и красотой речи. За Олимпийскую речь он удостоился золо¬той статуи в Олимпии. До нас дошли только две речи Горгия, написанные на сюжеты мифов о "Троянской войне", -"Похвала Елене" и "Оправдание Паламеда". На примере первой речи, вошедшей в сборник "Ораторы Греции", кото¬рая была для Горгия школьным, риторическим упражнени¬ем, можно проследить как способы убеждения невиновности Елены, так и риторические фигуры, изобретенные Горгием и получившие название горгиевы (или горгианские) фигуры: антитезу, равночленность и созвучие окончаний.
Наибольшую известность в судебных речах снискал оратор Лисий (459-380 гг. до Р.Х.). Из 425 его речей до нас дошло сорок две. Лисий преуспевал в бизнесе. Стать орато¬ром ему помогли жизненные невзгоды. Первую речь Лисий произнес в 55 лет. Она называлась "Против Эратосфена, бывшего члена коллегии Тридцати", была направлена про¬тив виновника гибели брата Лисия и оказалась единственной речью, которую оратор произнес лично. Все остальные речи он писал для других. Лисий сознательно избегает вычурно¬сти Горгия, несколько изменяет классическую композицию речи (например, эпилог у Лисия сдержанный, тогда как по канонам здесь должен содержаться высший пафос негодова¬ния). Речи Лисия просты и безыскусны. Особенно ярко это видно в "Защитительной речи по делу об убийстве Эратосфе¬на", где дан великолепный образ обманутого, наивного "ма-ленького" человека, в то же время законопослушного афиня¬нина, для которого последняя надежда - справедливое реше¬ние судей.
Одним из самых известных представителей жанра торжественного красноречия был Исократ (436-338 гг. до Р.Х.). Из всех античных ораторов именно его можно назвать первым публицистом. Исократ никогда не выступал устно, став зачинателем письменного красноречия. Своим творче¬ством он предвосхитил такие жанры, как, скажем, трактат, статья, эссе, памфлет, воззвание, письмо. В дошедших до нас двадцати одной речи и девяти письмах Исократ разрабаты¬вает и пропагандирует политическую программу спасения Эллады: объединение сил греков для борьбы против персов. Особенно ярко выражена эта программа в речи "Панегирик". Любопытно, что "Панегирик" - фиктивная речь, не предна-значенная для реального произнесения, а лишь имитирую¬щая выступление оратора. В других речах (например, "Ареопагитик", "Против софистов") Исократ стремится доказать, что лучшая форма правления - единоличная власть, идеаль¬ная тирания. Он также выводит качества, необходимые для государственного мужа, среди которых - вести родословную от потомков Зевса. Исократ создал школу красноречия, которая, по сути, являлась прообразом первого в мире университета. Там изу¬чались не только предметы, непосредственно нужные буду¬щему оратору, но и почти все гуманитарные и многие точ¬ные, естественные науки. Курс обучения длился три-четыре года и стоил тысячу драхм (1 драхма равняется 4,366 грам¬мам серебра), что было доступно только юношам из богатых аристократических семей и делало практически невозмож¬ным получение универсального образования политическими оппонентами Исократа, как правило весьма небогатыми сторонниками афинской демократии.
Среди ораторов, приверженных афинской демокра¬тии, наибольшую известность получил Демосфен (384-322 гг. до Р.Х.). Обделенный от природы ораторскими навыками, он долго и мучительно изживал физические недостатки, на¬пряженно учился и в итоге снискал всеобщую славу. Оратор, дипломат, публицист, Демосфен яростно защищал демокра¬тию и слыл самым непримиримым антимонархистом. Из шестидесяти одной дошедшей до нас речи самые известные, безусловно, "Филиппики" - цикл политических речей, про¬изнесенных против македонского царя Филиппа. Из внутриполитических речей особый интерес пред¬ставляет полемика Демосфена со своим политическим оппо¬нентом оратором Эсхином (390-314 гг. до Р.Х.). В речи "О предательском посольстве ", которая представляет собой син¬тез судебного и политического красноречия, Демосфен, стремясь разоблачить про македонскую партию в Афинах, требует казнить Эсхина. Исключительно любопытно, что все обвинения Демосфена носят моральный характер, так как фактов у него нет. Вместо них оратор то и дело бранит со¬перника, использует выгодные ему прорицания богов, кля¬нется и божится. Эсхин в ответной одноименной речи отходит от привычной риторической схемы и выигрывает процесс небольшим количеством голосов. С новой силой полемика Демосфена и Эсхина вспых¬нула из-за награждения Демосфена золотым венком. Эсхин в обвинительной речи "Против Ктесифонта о венке" говорит о вопиющих, по его мнению, нарушениях процедуры награ¬ждения и стремится убедить судей, что Демосфен как человек и политик не достоин такой награды. Демосфен ответную оправдательную речь "За Ктесифонта о венке" начал с по¬следнего пункта обвинения, то есть принялся восхвалять себя. В речи он допускает и сознательное переиначивание, и прямую подтасовку фактов, отвечает на брань Эсхина такою же бранью и в итоге уверенно выигрывает процесс

Ораторское искусство зародилось в Древней Греции в 5 в до Р.Х. и стало таким же почитаемым, как героический эпос и классическая драма. В греческом пантеоне богов была даже богиня красноречия Пейто. Обучение риторике, ораторскому мастерству являлось высшей ступенью античного образования. Аристотель в труде "Риторика" делит речи на три вида: совещательные (или политические), судебные и торжественные (эпидиктические). Совещательные речи касались вопросов мира и войны, финансов, торговли, законодательства. Цель судебных речей была обвинить или оправдать. Торжественные речи сводились к похвале или порицанию.

Особым видом красноречия являются судебные речи. В афинском суде, состоявшем из пятисот человек, не было института прокуроров и адвокатов: истец сам обвинял соперника, равно как и обвиняемый защищал себя сам. Всего суд присяжных, собиравшийся для решения наиболее важных и спорных вопросов, насчитывал шесть тысяч человек. Такое количество судей полагалось во избежание их подкупа заинтересованными лицами.

Но далеко не каждый умел грамотно составить судебную речь, и тогда приходил на помощь логограф, который за определенную плату составлял клиенту речь, а также обучал ораторским приемам и особенностям ее исполнения. Эту речь клиент заучивал наизусть и от первого лица произносил в суде.

Ораторское мастерство Горгия. «Похвала Елене».

Древнейшим оратором и крупнейшим для своей эпохи теоретиком и учителем красноречия был Горгий (485-380 гг. до Р.Х.). Он приехал из Сицилии в Афины в 58 лет (этот воз­раст считался глубокой старостью) и всех поразил чистотой и красотой речи 9лучше самих греков говорил на греческом). За Олимпийскую речь он удостоился золо­той статуи в Олимпии. До нас дошли только две речи Горгия, написанные на сюжеты мифов о "Троянской войне", -"Похвала Елене" и "Оправдание Паламеда". На примере первой речи, вошедшей в сборник "Ораторы Греции", кото­рая была для Горгия школьным, риторическим упражнени­ем, можно проследить как способы убеждения невиновности Елены, так и риторические фигуры, изобретенные Горгием и получившие название горгиевы (или горгианские) фигуры: антитезу, равночленность и созвучие окончаний.

РИТОРИКА(греч. rhetorike «ораторское искусство»), научная дисциплина, изучающая закономерности порождения, передачи и восприятия хорошей речи и качественного текста.

В момент своего возникновения в древности риторика понималась только в прямом значении термина – как искусство оратора, искусство устного публичного выступления. Широкое осмысление предмета риторики является достоянием более позднего времени. Ныне при необходимости отличить технику устного публичного выступления от риторики в широком смысле, для обозначения первой используется термин оратория.

Предмет и задачи риторики.

Различия в определении предмета и задач риторики на протяжении ее истории сводились, по сути, к различиям в понимании того, какую именно речь следует считать хорошей и качественной. Сложились два основных направления. Первое направление, идущее от Аристотеля, связывало риторику с логикой и предлагало считать хорошей речью убедительную, эффективную речь. При этом эффективность тоже сводилась к убедительности, к способности речи завоевать признание (согласие, симпатию, сочувствие) слушателей, заставить их действовать определенным образом. Аристотель определял риторику как «способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета». Второе направление также возникло в Древней Греции. К числу его основателей относят И Cократа и некоторых других риторов. Представители этого направления были склонны считать хорошей богато украшенную, пышную, построенную по канонам эстетики речь. Убедительность продолжала иметь значение, но была не единственным и не главным критерием оценки речи. Следуя Ф. ван Эемерену, направление в риторике, берущее начало от Аристотеля можно назвать «логическим», а от Исократа – «литературным».

Подразделения риторики.

Традиционно различаются общая и частная риторика. Общая риторика представляет собой науку об универсальных принципах и правилах построения хорошей речи, не зависящих от конкретной сферы речевой коммуникации. Частная риторика рассматривает особенности отдельных видов речевой коммуникации в связи с условиями коммуникации, функциями речи и сферами деятельности человека. В современной риторике термин «общая риторика» имеет также второе значение – одно из направлений новой риторики. Начало использованию этого термина положил выход в свет книги Дюбуа Ж. и др. Общая риторика. Иногда «общая риторика» используется как синоним «неориторики».

В античных учебниках риторики различались три функциональных типа речи: совещательная (склоняющая или отклоняющая), судебная (обвинительная или защитительная) и торжественная, церемониальная или показательная (хвалебная или порицающая) речь. Совещательная речь использовалась в политическом красноречии. Она должна была исходить из ценностных категорий полезного и вредного. Судебная речь основывалась на категориях справедливого и несправедливого, а церемониальная – на категориях хорошего и дурного. В Средневековье преобладающим видом красноречия было церковное красноречие, исходившее из категорий угодного и неугодного Богу.

В новое время статус различных сфер социальной коммуникации относительно уравнялся. К традиционным видам красноречия – политическому, судебному, торжественному и богословскому добавились новые – академическое, деловое и публицистическое красноречие.

Ныне можно различать столько же частных риторик, сколько существует сфер коммуникации, функциональных разновидностей языка, а в ряде случаев – и более мелких функциональных подразделений (например, риторика телевизионного выступления является подразделом публицистической риторики).

Наибольшее воздействие на общественное сознание в каждую эпоху оказывают доминирующие виды речевой коммуникации. Поэтому и изучающие их риторические дисциплины привлекают наибольший интерес. В настоящее время это риторика средств массовой информации, политическая и деловая (коммерческая) риторика.

Среди других подразделений риторики – деление на теоретическую, прикладную и тематическую риторику. Теоретическая риторика занимается научным исследованием правил построения качественной речи, а прикладная использует найденные правила и закономерности, а также лучшие образцы наиболее успешных речей, в практике обучения словесности. Теоретическая и прикладная риторика тождественны научной и учебной риторике. Тематическая риторика рассматривает объединение различных видов словесности вокруг одной важной темы, например, выборов президента. Она получила распространение в США.

В Древней Греции журналистика в нашем привычном понимании еще не существовала. В V–IV веках до Р.Х. здесь получил широкое развитие такой жанр протожурналистики, как ораторское искусство — искусство публичного выступления с целью убеждения.

«Ораторская речь — вид монологической речи, употребительной в ситуации, когда говорящий обращается к многочисленной аудитории с целью убеждения или внушения. Ораторская речь характеризуется традиционными особенностями композиции, стиля, соотношением языковых и неязыковых (паралингвистических) средств общения. Традиции современной ораторской речи восходят к ораторскому искусству Древней Греции и Рима (Демосфен, Цицерон). Особенности ораторской речи изучались ранее риторикой.
Выделяют академическое (научное), политическое, судебное, церковное (особенно проповедь) и другие виды красноречия».

Тогда же начинается постепенное формирование журналистских и публицистических жанров, происходит зарождение публицистики.

Древняя Греция — Эллада — представляла собой независимые города-государства (полисы). У каждого полиса были свои законы, своя власть, своя монета, иногда — колонии. Объединяло полисы общее культурное пространство, древнегреческий язык и языческая религия. Крупнейшим и самым развитым в культурном, духовном и экономическом отношении полисом были Афины. Поэтому, говоря о древнегреческом ораторском искусстве, мы будем иметь в виду именно афинскую риторику.

Риторика — наука, изучающая ораторское искусство и свойства ораторской речи. Риторами называли учителей красноречия, хотя в широком смысле слова ритор — это вообще оратор.

Афинский суд. Типы и особенности речей
Ораторское искусство в Афинах было таким же почитаемым, как героический эпос Гомера и классическая драма Эсхила и Софокла. Обучение риторике, ораторскому мастерству являлось высшей ступенью античного образования.

Уже на закате классической эпохи великий древнегреческий ученый, философ и ритор Аристотель (384–322 гг. до Р.Х.) в труде «Риторика» разделил речи на три вида: совещательные (или политические), судебные и торжественные (эпидиктические).

Совещательные речи касались вопросов мира и войны, финансов, торговли, законодательства. Цель судебных речей была обвинить или оправдать. Торжественные речи сводились к похвале или порицанию.

Однако эти три вида речей не развивались независимо друг от друга. Часто в речах можно было выделить элементы как, скажем, торжественного, так и политического красноречия.

Самая ранняя из этих трех видов речей — торжественная. Она зародилась, по-видимому, из практики тостов, которые возглашали афиняне на домашних симпозиумах. Слово «симпозиум» в переводе с греческого языка означает «дружеская пирушка, пиршество».

Отец-основатель афинской демократии архонт Солон (ок. 640 — ок. 559 гг. до Р.Х.) провел демократические реформы. Так, он создал суд присяжных. Речи, которые афиняне произносили на суде в свою защиту или против своих соперников — судебные речи, — получили в Афинах наибольшее распространение.

Афиняне часто и по разным поводам обращались в суд. Можно сказать, что суд был непременным атрибутом жизни общества того времени. Он состоял из присяжных, которые выбирались жребием среди афинских граждан сроком на один год, причем повторное избрание не допускалось. Поскольку суды заседали в среднем от 175 до 225 дней в году. Государство платило каждому судье жалованье, равное или чуть большее прожиточного минимума. Возрастной ценз для избрания судьей составлял тридцать лет.
Подобный ценз распространялся также на некоторые другие занятия (например, учительство) и существовал не только в Афинах, но и впоследствии в Риме, а также в Иудее. Именно по этой причине Иисус Христос начал проповедовать, достигнув тридцатилетнего возраста.
Естественно, никаких учебных заведений соответствующего профиля не существовало. Поэтому судьи оставались непрофессиональными, и решения, которые они принимали, носили чисто субъективный характер. К тому же в Древних Афинах не было четкой системы законодательства, как, например, впоследствии у римлян (что получило название «римское право»). Решения принимались, как правило, по прецедентному принципу. Количество судей, голосовавших за или против того или иного вопроса, зависело от степени серьезности рассматриваемого дела и колебалось от 201 до 6001 человека, но всегда оставалось нечетным. Голосование против всех или
воздержание при голосовании в античном суде не допускалось.

В афинском суде не существовало института прокуроров и адвокатов. Истец сам обвинял соперника, равно как и обвиняемый защищал себя сам. Каждый из них обязан был самостоятельно составить в соответствии с регламентом судебную речь. По окончании выступлений сторон судьи голосовали сразу, без дискуссий.




Конечно, далеко не каждый афинянин мог самостоятельно грамотно и убедительно составить судебную речь. Тогда на помощь приходил логограф (от древнегреч. — изготовитель речей для других). За определенную плату логограф составлял клиенту речь, которую тот заучивал наизусть и от первого лица произносил в суде. Во вступлении говорящий обращался к высокому собранию с комплиментами, кратко излагал суть дела и выражал надежду на объективное рассмотрение своего вопроса. В основной части речи оратор, во-первых, излагал собственное видение проблемы, а во-вторых, отвечал на критику оппонентов (или предвосхищал ее). К речи могли быть добавлены свидетельские показания, фрагменты ранее принятых законов, которые зачитывались перед судьями. Эпилог (заключительная часть) заключал в себе высший эмоциональный накал и тем самым должен был произвести на судей наиболее сильное впечатление. Ведь чтобы речь
быстрее и доходчивее доходила до каждого судьи, одних классических аргументов было мало. Тогда в ход вступали аргументы индивидуальные, подтверждающие, как правило, добродетельную жизнь истца или ответчика, его невиновность перед судом.

Для победы в суде недостаточно было набрать простого большинства голосов: такая победа считалась неубедительной. Требовалось заручиться поддержкой, по крайней мере, двух третей судей. Если судящийся набирал при голосовании менее десяти процентов голосов, то это считалось абсолютным поражением. Проигравший присуждался к уплате штрафа в зависимости от степени вины и должен был оплатить судебные издержки. Помимо штрафа, в арсенале суда существовали такие наказания, как конфискация имущества, полное или частичное лишение гражданских прав, смертная казнь. Самые крайние наказания — изгнание из Афин (остракизм) или смертная казнь — применялись очень редко.




Три элемента, из которых слагается речь. – Три рода слушателей. – Три рода риторических речей. – Предмет речей совещательных, судебных, эпидиктических. – Время, которое имеет в виду каждый из трех родов речи. – Цель каждого рода речи. – Необходимость знать посылки каждого рода речи.

Есть три вида риторики, потому что есть столько же родов слушателей. Речь слагается из трех элементов: из самого оратора, из предмета, о котором он говорит, и из лица, к которому он обращается; оно-то и есть конечная цель всего (я разумею слушателя). Слушатель бывает или простым зрителем, или судьей, и притом судьей или того, что уже совершилось, или же того, что должно совершиться. Примером человека, рассуждающего о том, что должно быть, может служить член народного собрания, а рассуждающего о том, что уже было, – член судилища; человек, обращающий внимание [только] на дарование [оратора], есть простой зритель. Таким образом, естественными являются три рода риторических речей: совещательные, судебные и эпидиктические. Дело речей совещательных – склонять или отклонять, потому что как люди, которым приходится совещаться в частной жизни, так и ораторы, произносящие речи публично, делают одно из двух [или склоняют, или отклоняют].

Что касается судебных речей, то дело их – обвинять или оправдывать, потому что тяжущиеся всегда делают непременно одно что-нибудь из двух [или обвиняют, или оправдываются].

Дело эпидиктической речи – хвалить или порицать. Что касается времени, которое имеет в виду каждый из указанных родов речи, то человек, совещаясь, имеет в виду будущее: отклоняя от чего-нибудь или склоняя к чему-нибудь, он дает советы относительно будущего. Человек тяжущийся имеет дело с прошедшим временем, потому что всегда по поводу событий, уже совершившихся, один обвиняет, а другой защищается. Для эпидиктического оратора наиболее важным представляется настоящее время, потому что всякий произносит похвалу или хулу по поводу чего-нибудь существующего; впрочем, ораторы часто сверх того пользуются и другими временами, вспоминая прошедшее или строя предположения относительно будущего. У каждого из этих родов речей различная цель, и так как есть три рода речей, то существуют и три различные цели: у человека, дающего совет, цель – польза и вред (один дает совет, побуждая к лучшему, другой отговаривает, отклоняя от худшего); остальные соображения, как то: справедливое и несправедливое, прекрасное и постыдное, – здесь на втором плане.

Для тяжущихся целью служит справедливое и несправедливое, но и они присоединяют к этому другие соображения.

Для людей, произносящих хвалу или хулу, целью служит прекрасное и постыдное; но сюда также привносятся прочие соображения.

Доказательством того, что для каждого рода речей существует именно названная нами цель, служит то обстоятельство, что относительно остальных пунктов в некоторых случаях и не спорят; например, тяжущийся иногда не оспаривает того, что такой-то факт имел действительно место, или что этот факт действительно причинил вред, но он никогда не согласится, что совершил несправедливое дело, потому что в таком случае [то есть в случае его сознания] не нужно было бы никакого суда.

Подобно этому и ораторы, подающие советы, в остальном часто делают уступки, но никогда не сознаются, что советуют бесполезное или отклоняют от полезного; например, они часто не обращают никакого внимания на то, что несправедливо порабощать себе соседей или таких людей, которые не сделали нам ничего дурного. Точно так же и ораторы, произносящие хвалу или хулу, не смотрят на то, сделал ли этот человек что-нибудь полезное или вредное, но даже часто ставят ему в заслугу, что, презрев свою собственную пользу, он совершил что-нибудь прекрасное; например, восхваляют Ахилла за то, что он оказал помощь своему другу Патроклу, зная, что ему самому суждено при этом умереть, между тем как у него была полная возможность жить. Для него подобная смерть представляется чем-то более прекрасным, а жизнь чем-то полезным.

Из сказанного очевидно, что прежде всего необходимо знать посылки каждого из указанных родов речей в отдельности, потому что доказательства, вероятности и признаки – посылки риторики. Ведь, вообще говоря, силлогизм составляется из посылок, а энтимема есть силлогизм, составленный из названных нами посылок. Так как не могло совершиться в прошедшем и не может совершиться в будущем что-нибудь невозможное, а [всегда совершается лишь] возможное, и так как не могло совершиться в прошедшем что-нибудь не бывшее, точно так же, как не может быть в будущем совершено что-нибудь такое, чего не будет, то необходимо оратору, как подающему советы, так и произносящему судебные или эпидиктические речи, иметь наготове посылки о возможном и невозможном, о том, было ли что-нибудь, или не было, будет или не будет.

Кроме того, так как все ораторы, как произносящие хвалу или хулу, так и уговаривающие или отговаривающие, а также и обвиняющие или оправдывающиеся, не только стремятся доказать что-нибудь, но и стараются показать великость или ничтожество добра или зла, прекрасного или постыдного, справедливого или несправедливого, рассматривая при этом предметы безотносительно сами по себе, или сопоставляя их один с другим, – ввиду всего этого очевидно, что нужно иметь наготове посылки как общего, так и частного характера относительно великости и ничтожества и относительно большего и меньшего, например, относительно того, что можно назвать большим или меньшим благом, или большим или меньшим преступлением, или более или менее справедливым деянием; точно так же и относительно остальных предметов.

Итак, мы сказали, относительно чего необходимо иметь наготове посылки. После этого следует разобрать [предмет] каждого из указанных [родов речи] в отдельности: чего касаются совещательные, эпидиктические и, в-третьих, судебные речи.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: