Трасологический метод в судебной медицине

Обновлено: 07.05.2024

Трасология (от франц. trace — след и греч. logos — слово, учение; букв.: учение о следах) — это отрасль криминалистической техники, которая изучает закономерности образования следов-отображений и разрабатывает средства, приемы и методы их обнаружения, фиксации, изъятия и исследования в целях использования для раскрытия и расследования преступлений.

Впервые термин “трасология“ употребил М.Н. Гернет в заголовке одного из разделов библиографического указателя, изданного в Минске в 1936 году.

С точки зрения криминалистики и общей парадигмы современной науки любое действие оставляет после себя определенные следы. Исследованием материальных следов преступления занимается криминалистическая трасология.

Предмет трасологии — это закономерности возникновения, обнаружения, исследования и использования следов-отображений.

При разработке научных методов исследования и практических рекомендаций трасология отталкивается от положений теории криминалистической идентификации, теории познания и отражения, от криминалистического учения о признаках объектов. К ним относятся признаваемые представителями всех школ и мировоззрений постулаты о взаимной связи, взаимодействии явлений, событий в мире, взаимном отражении действующих друг на друга объектов.

Научные основы трасологии

Научную основу трасологии составляют положения диалектической теории, в соответствии с которой возникающие следы-отображения носят необходимый и повторяющийся, следовательно, закономерный характер.

Выделяют следующие научные основы криминалистической трасологии:

  • Индивидуальность объектов материального мира

Всякий предмет материального мира индивидуален по своему внешнему строению, т.е. тождествен лишь самому себе. У однородных предметов могут совпадать структура, содержание, что делает их похожими, но каждый из них имеет и свои особенности строения, присущие только ему индивидуальные признаки. Под признаком понимается выражение свойств предмета, его примета, способная характеризовать объект определенным образом. К ним в трасологии относят детали (особенности) рельефа поверхности или узора (рисунка) следа. Деталями рельефа в следе разруба будут бороздки и валики (трассы), оставленные неровностями лезвия топора; в следе пальца отобразятся детали папиллярного узора, в следе протектора колеса автомашины — частные признаки дефекта (изношенность резины, трещины, порезы).

  • Способность трасологических объектов к отображению

В результате взаимодействия двух объектов внешнее строение одного из них отображается достаточно точно на другом в виде следов. Полнота и адекватность передачи в следах деталей строения зависит от условий следообразования, главные из которых — физические свойства материалов взаимодействующих объектов.

При возникновении следов-отображений взаимодействуют не менее чем два объекта. Тот объект, внешнее строение которого отобразилось в следе, называют следообразующим, объект, на котором возник след, следовоспринимающим. Участки взаимного соприкосновения объектов при следообразовании называют контактными поверхностями. При этом взаимодействие двух объектов зависит от особенностей их внешнего и внутреннего строения, способа и интенсивности контактного взаимодействия.

  • Устойчивость объектов материального мира

Устойчивость — это способность предмета в пределах идентификационного периода относительно во времени и пространстве сохранять свои свойства и признаки неизменными. Поскольку все объекты материального мира изменяются, устойчивость следует понимать как относительное свойство, когда наступившие изменения являются такими, при которых предмет еще остается самим собой. В силу этого требования объектами трасологических исследований не может быть, например, водная поверхность. При этом, относительной устойчивостью должны обладать как следовоспринимающий, так и следообразующий объекты.

Значение трасологии в следственной и экспертной практике

В следственной практике трасология используется в целях обнаружения, фиксации и изъятия материальных следов. В экспертной практике существует категория трасологических экспертиз, занимающихся исследованием материальных следов.

Трасологическая экспертиза – это процессуальное мероприятие, целью которого является изучение следов в разных ситуациях. Преимущественно ее проводят при дорожно-транспортных происшествиях (ДТП). Позволяет установить механизм образования следов, причинно-следственную связь, другие объективные обстоятельства.

Особенности трасологической экспертизы

Особенности трасологической экспертизы

Отождествлять трасологическую экспертизу исключительно с исследованиями при ДТП – означает существенно сузить ее понятие. Даже в этом случае проводимые работы будут только одним из видов автотехнических экспертиз. В этом случае исследования сопряжены с применением знаний из других сфер, например, автотехники.

Многим знакомы эпизоды из приключенческих фильмов, когда следопыты или пограничники изучают оставленный след. Кстати, в последнем случае военнослужащие:

  1. По характерным признакам следа устанавливают реальное направление и тип движения, количество следуемых лиц, их рост, вес, другие особенности, включая всевозможные ухищрения;
  2. Фиксируют след, принимают меры к сохранению отпечатка в интересах судопроизводства.

То есть, на месте пограничники проводят трасологическое исследование, а в последствии предъявляют органам дознания и правосудию вещественные доказательства. Например, след фиксируется с помощью гипса, фотодокументируется, тщательно описывается в процессуальных актах.

Все то же самое, только другими методами, применяется, если требуется трасологическая экспертиза при ДТП:

  1. Установление возможного нарушителя, характера движения транспортного средства;
  2. Документирование, фиксация выявленных следов в интересах административного или уголовного производства.

Виды трасологических экспертиз

Виды трасологических экспертиз

Кроме того, различают следующие виды трасологических экспертиз:

  • дактилоскопическая;
  • перчаток и их следов;
  • следов обуви, зубов, губ и других частей головы человека;
  • механический повреждений на одежде;
  • орудий, инструментов и оставленных ими следов;
  • закрывающих, предохраняющих механизмов, узлов и петель, пломб;
  • шин транспортных средств, следов ноги человека.

То есть, трасологическая экспертиза изучает следы, которые оставлены на любой поверхности живыми организмами, включая человека, или инструментами, техническими приспособлениями. Как правило, проводится комплексно с другими видами исследований в интересах досудебного или судебного разбирательства.

В каких случаях проводится трасологическая экспертиза?

В каких случаях проводится трасологическая экспертиза?

К трасологической экспертизе прибегают, если требуется:

  1. Определить источник какого-либо повреждения;
  2. Установить виновное лицо.

Например, при ДТП нередко возникает спор как с другим участником происшествия, так и со страховой компанией, которая отказывается компенсировать затраты на ремонт. И участник, и страховщик высказывают сомнения относительно источника повреждения, по-своему определяют виновного человека. Сотрудники ГИБДД также могут неверно определить виновное лицо, а также другие важные обстоятельства ДТП.

Аргумент в этом случае – заключение трасологической экспертизы. Ее выводы имеют важное значение как в спорах со страховой, так и с другими участниками ДТП.

Вопросы, решаемые трасологической экспертизой в случае аварии:

  1. Каким транспортным средством (или чем-то другим) причинен ущерб его тип;
  2. Детали механических устройств, который контактировали во время столкновения;
  3. Автомобиль, его тип, марка, который оставил следы и осколки на дороге;
  4. Механика аварии и возникновения повреждений;
  5. Направление движения и скорость транспортных средств перед ДТП;
  6. Место участка дороги, на котором произошел момент столкновения.

Для справки! Эксперт не отвечает на вопрос о том, кто виноват. Это решает суд на основе тех данных, включая и заключение эксперта, которым располагает следствие.

Список вопросов не полный. При проведении иных видов трасологической экспертизы, не связанной с ДТП, стороны будут интересовать другие вопросы. Но их направленность очень схожа с указанными выше.

Как проводится трасологическая экспертиза?

Как проводится трасологическая экспертиза?

Методика трасологической экспертизы основана на исследовании отдельных фрагментов (например, ДТП) и их признаков. Порядок проведения следующий:

  1. Начальный этап, на котором предварительно изучаются обстоятельства происшествия и фрагменты;
  2. Первый этап – основное и детальное изучение фрагментов и обстоятельств;
  3. Второй этап – оценка данных, формирование промежуточных и окончательного вывода;
  4. Оформление заключения эксперта.

Экспертиза может проводится на любом этапе рассмотрения происшествия. Обязательно соблюдается необходимая процедура – подача заявки, оповещение всех заинтересованных лиц, согласование даты проведения.

На предварительном этапе выполняются фотоснимки, изучаются и фиксируются выявленные повреждения. Для транспортных средств нередко требуется частичная разборка, чтобы получить доступ к другим деталям, выявить скрытые дефекты.

Для справки! В ходе экспертизы используются и современные технологии, включая компьютерное диагностирование. Могут прибегать и к моделированию с помощью компьютерной техники и специального программного обеспечения.

При формировании заключения к нему обязательно прикладываются все сделанные фотографии, схемы и другие первичные документы. Обязательно указываются все использованные измерительные приборы, номера их сертификатов.

Предметом судебно-трасологической экспертизы является изучение следов в целях установления оставившего их объекта и определения механизма (условий) образования следов.

По предмету и используемым специальным методикам различают 4 вида трасологических экспертиз: гомеоскопические (следы человека), механоскопические, транспортные и следов животных. Все виды трасологических экспертиз в свою очередь подразделяются на подвиды в зависимости от особенностей следообразующих объектов: гомеоскопические – экспертизы следов рук, ног, зубов, обуви, одежды и следов крови человека; механоскопические – экспертизы следов орудий и механизмов, запирающих и предохранительных устройств; транспортные – экспертизы следов автомототранспорта, водного и железнодорожного транспорта; экспертизы следов животных – экспертизы следов зубов и следов ног (лап, подков), экспертиза тавра (клейма).

Подготовка и аттестация экспертов в СЭУ Минюста России осуществляется по двум экспертным специальностям: 6.1 «Исследование следов человека» и 6.2. «Исследование следов орудий, инструментов, механизмов, транспортных средств

Задачи конкретного экспертного трасологического исследования определяются заданием следователя (суда) и подразделяются на две большие группы: идентификационные и диагностические. Идентификационные задачи в зависимости от вида трасологических экспертиз подразделяются на задачи установления тождества и груп­повой принадлежности людей, орудий, механизмов или животных, оставивших следы, а также на задачи установления тождества целого по морфологическим особенностям и признакам взаимодействия, отобразившихся в его частях. Решение диагностических задач направлено на обнаружение и фиксацию следов, определение их пригодности для идентификации, установление времени и механизма воздействия, которое привело к появлению следов (направление излома, взаимное размещение и место столкновения транспортных средств (ТС), способ вскрытия пломбы и т.п.), установление последовательности возникновения следов, свойств и состояния исследуемых объектов (исправность замка, диагностика холодного оружия и т.д.).

В последние годы появились возможности решения новых задач – ситуалогических реконструктивных и по установлению факта контактного взаимодействия (ФКВ). Установление ФКВ представляет собой интегративную задачу. Решая ее, эксперт устанавливает, что след оставлен определенным объектом, а также в момент, когда образующий и воспринимающий объекты контактировали, т.е. соприкасались. Это обстоятельство имеет большое значение: вещество следа таково, что может попасть на объект-следоноситель не только при непосредственном соприкосновении (в момент соприкосновения), но и через другие объекты, например в случае наслоения волокон одежды, крови и горюче-смазочного вещества. Экспертная задача о контактном взаимодействии решается, как правило, комплексной экспертизой, выполняемой трасологами совместно со специалистами в области материаловедения и судебными медиками.

Нередко экспертам необходимо установить механизм происшествия, например механизм взлома преграды и действий преступника на месте происшествия. Задачи такого рода относятся к разряду интегративных. Для решения их эксперты используют ситуационный анализ, который позволяет исследовать не только следы, имеющиеся на месте происшествия, но и особенности его вещной обстановки в целом, физическое состояние участвовавших в нем людей, их действия и другие ситуалогические факторы. Исследование проводится, как правило, на месте происшествия комиссией экспертов-трасологов, медиков, баллистов, материаловедов и др.

Успешное решение задач, поставленных перед экспертом следователем (судом), зависит от правильности и полноты подготовки материалов, направляемых для исследования, от их надлежащего изъятия, упаковки и транспортировки, обеспечивающих сохранение их свойств.

Виды и подвиды трасологической экспертизы

  • имеются ли на представленных объектах следы рук;
  • какой рукой (правой или левой) и какими пальцами оставлены следы;
  • что можно сказать о строении кисти человек;
  • принадлежат ли следы одному человеку или нескольким;
  • как давно оставлены следы;
  • каков пол и возраст человека оставившего следы и т.п.
  • определение вида и размера обуви;
  • вида и особенностей чулок, (носков), отобразившихся в следах;
  • размера и особенностей босой ноги, оставившей след;
  • физические свойства человека, оставившего след (пол, рост, особенность походки и др.);
  • в каком направлении и каким образом (шагом, бегом) передвигался человек на месте происшествия;
  • каков механизм образования следов и др.
  • зубами верхней или нижней челюсти оставлены следы;
  • какими конкретно зубами оставлены следы;
  • каковы особенности, строения зубного аппарата человека, оставившего следы;
  • оставлены ли следы зубными протезами;
  • каков механизм образования следов и др.
  • пригодны ли следы для идентификации;
  • каков механизм образования следов;
  • каковы особенности губ человека, отобразившиеся в следе и др.
  • имеются ли на представленном объекте следы кожи человека, (лба, носа, губ и т.д.);
  • пригодны ли они для идентификации;
  • каким участком кожи головы человека они оставлены;
  • каков механизм образования следов;
  • имеются ли в следах признаки, свидетельствующие о поле и возрасте человека, оставившего следы и др.
  • имеются ли следы орудий и инструментов;
  • каково направление движения орудия (инструмента);
  • с какой стороны (снаружи или изнутри) была взломана преграда;
  • каково взаимное положение объектов в момент следообразования;
  • какова последовательность образования следов;
  • каков механизм образования следов в целом и т.д.
  • имеются ли на объекте повреждения;
  • каков механизм образования повреждений;
  • каким предметом (объектом) они образованы;
  • не образованы ли они ножом (топором, отверткой, шилом и т.п.), и если да, то каковы характеристики этого орудия и т.д.
  • имеются ли на объекте узлы и петли;
  • каков механизм их завязывания;
  • необходимы ли для завязывания узлов профессиональные и специальные навыки;
  • является ли человек, завязавший узлы, правшой или левшой и т.д.
  • исправен ли замок;
  • пригоден ли замок для отпирания и запирания;
  • имеются ли на замке признаки, свидетельствующие о его взломе (попытке взлома);
  • не отпирался ли замок с помощью отмычек и т.д.

Возможности трасологической экспертизы

Достижения науки и техники и разработка новых методов и технических средств, применяемых в криминалистике, предопределили современные возможности трасологических экспертиз.

Так, обнаружение и фиксация невидимых следов папиллярных узоров стали эффективнее после разработки и применения следующих методов:

  • оптического (люминесцентного);
  • метода термовакуумного напыления (TBH);
  • выявление следов с помощью клея "Циакрин ЭО", позволяющего выявлять "старые" следы (многомесячной давности).

Возможности компьютерной техники позволили разработать ряд программных комплексов, с помощью которых сокращается время проведения экспертного исследования в целом и в частности процесса идентификации (отождествления) при проведении дактилоскопических экспертиз и экспертиз следов орудий и инструментов.

Разработка и изготовление новых видов запирающих, предохранительных и контрольных устройств, сведения о которых имеются в справочно-информационном фонде РФЦСЭ при Минюсте России, позволяют на высоком научном уровне решать диагностические задачи, затрагивающие проблемы исправности замков, возможности отпирания их посторонними предметами, вскрытия пломб и повторного их навешивания и т.п.

Комплексный подход, осуществляемый трасологами совместно со специалистами в других областях, знаний (судебные медики, материаловеды, химики, биологи) позволяет решать такие задачи, как идентификация орудия, образовавшего разного рода следы и повреждения (механоскопические экспертизы).

Отдельно хотелось бы отметить так называемую ситуалогическую экспертизу, использующую анализ ситуации (систему следов и иных объектов, составляющих обстановку места происшествия, влияющую на механизм отдельных следовых взаимодействий) на месте происшествия в целях установления механизма происшествия в целом, а также решения диагностических задач. Задачи такого рода относятся к разряду интегративных, а экспертное исследование проводится, как правило, на месте происшествия комиссией экспертов (трасологов, медиков, баллистов материаловедов и др.).

Особое место в производстве трасологических экспертиз занимают микротрасологические исследования, объектами которых являются микроследы, микрочастицы и микроследы на микрочастицах. Наряду с традиционными техническими средствами (микроскопы, профилографы-профилометры) при проведении такого рода исследований используются голография, вычислительная техника сканирующие микроскопы (большая глубина резкости которых позволяет выделить не только микропризнаки, но и ультрамикропризнаки в углублениях дна следа), растровые электронные микроскопы.

Процесс идентификации криминалисты делят на стадии раздельного следования, сравнительного анализа и оценки результатов сравнения. Однако учитывая специфику судебно-медицинских исследований, целесообразно. Не меняя сущности указанного алгоритма, процесс судебно-медицинской трасологической идентификации разбить на большее количество этапов:
• ознакомление с поступившими на экспертизу материалами, предварительный осмотр, регистрация и изучение объектов исследования;
• раздельное исследование подлинных (исследуемых) повреждений н. идентифицирующих объектов;
• сравнительное исследование подлинных повреждений (идентифицирующих объектов);
• исследование предполагаемого орудия травмы и получение экспериментальных повреждений (образцов);
• раздельное исследование экспериментальных повреждений (образцов);
• сравнительное исследование экспериментальных повреждений (образцов);
• сравнительное исследование подлинных и экспериментальных повреждений;
• оценка полученных результатов сравнения и формирование выводов
• составление заключения.

библиографическое описание:
Алгоритм трасологической идентификации / Томилин В.В. — .

код для вставки на форум:

Первый этап. В ходе ознакомления с поступившими на экспертизу материалами, предварительного осмотра, регистрации и изучения объектов исследования эксперт должен сначала знакомиться с содержанием поступивших письменных материалов, проверить сохранность упаковки с вещественными доказательствами и соответствие содержимого упаковки указан ному в сопроводительных документах и его сохранность (в том числе степень выраженности гнилостных изменений).
Тщательная регистрация объектов как часть трасологической экспертизы определена нормативными актами, регламентирующими порядок производства экспертиз вещественных доказательств. Она имеет большое значение для последующих идентификационных исследований и не может быть подменена ссылками на перечень вещественных доказательств и образцов в постановлении следователя или на протокол осмотра вещественных доказательств, даже если он составлен с участием специалиста в области судебной медицины. Особенно это важно при изучении вещественных доказательств по делам о причинении телесных повреждений группе лиц, когда приходится решать вопросы о количестве орудий преступлений и происхождении каждого из следов от конкретного оружия.
Предварительный осмотр начинают с изучения общего вида предметов— носителей следов и основных их внешних параметров, назначения, материалов, из которых они выполнены; оценивают состояние объектов для выявления возможных признаков изменения их первоначального вида за счет гниения, порчи насекомыми (жуки, черви, моль), плесени и предпринимают меры для профилактики этих процессов и фиксации признаков. Осматривают поверхности всех предметов для выявления следов-повреждений, их локализации, направления, вида, признаков, отображающих характер воздействия и основной механизм образования повреждений. Очень важно при этом выявить повреждения разных объектов, возникших от одного и того же воздействия (например, проникающие через несколько слоев одежды повреждения тела и т.д.), что поможет определить рациональную очередность раздельного исследования следов и установить динамику следообразования для правильной оценки идентификационных признаков. Затем таким же образом проводят осмотр предполагаемых следообразующих предметов, на которых выявляют возможные следообразующие поверхности, соответствующие следам по основным свойствам.
Кроме того, именно на этом этапе необходимо своевременно выявить на объектах, зафиксировать, изъять для других исследований (микрологических, серологических, генетических) следы-наложения, микрочастицы, перенесенные со следообразующего объекта на следовоспринимающий и, наоборот, свидетельствующие об их контактном взаимодействии и являющиеся существенным (иногда решающим) доводом при комплексном доказательстве тождества. Поэтому дальнейшие трасологические исследования эксперт может выполнять только после того, как он выяснит, проводить ли микрологические, судебно-биологические, генетические экспертизы и гистологические исследования присланных объектов.
В тех случаях, когда поврежденный предмет представлен значительно разрушенным, разделенным на несколько частей (при многооскольчатых переломах костей, расчленениях, отделениях частей одежды), путем сравнительного анатомического исследования следует определить место костных фрагментов и отломков в скелете и по линиям разделения смонтировать из фрагментов препарат кости либо найти смежные края повреждений разделенных предметов одежды (или других поврежденных предметов). Это диктуется необходимостью выявления следов контактного взаимодействия, определения их локализации на исследуемых предметах для последующего их детального изучения.
На этом же этапе экспертизы проводят классификацию объектов идентификации, определяют полноту представленных материалов. По количеству, виду и характеру следов предполагаемых орудий планируют объем, порядок и методы предстоящих исследований. При необходимости запрашивают дополнительные материалы и сведения у лица назначившего экспертизу.
После предварительного осмотра и изучения вещественные доказательства целесообразно сфотографировать. Данные предварительного исследования объектов должны помочь выполнить задачу следующего этапа экспертизы.

Второй этап. При раздельном исследовании идентифицирующих объектов изучают свойства каждого следа всеми доступными методами и средствами, выявляют общие и частные признаки, выясняют степень пригодности объектов для группового или индивидуального отождествления. При раздельном исследовании объектов требуется детальное изучение повреждений (следов). Цель его — накопление данных, необходимых для сравнения.
Если следы повреждения имеются одновременно на одежде и теле, то в первую очередь нужно исследовать свойства повреждений наружных слоев одежды, затем внутренних и лишь после этого последовательно изучать повреждения мягких покровов тела, костей, внутренних органов, те, соблюдая последовательность повреждения.
В каждом отдельном следе сначала одинаково подробно изучают его общие признаки независимо от того, отображают они следообразующий предмет или механизм образования (фиксируют вид следа, определяют общие параметры — форму, величину, характер рельефа поверхности и т.д.), затем исследуют отдельные детали следа.
Анализируя совокупность морфологических признаков следа в целом и различных его отдельных частей, выявляют места опосредованного воздействия (разрывы, локально и конструкционные переломы), а также следы непосредственного контакта с орудием (например, на материалах одежды — участки стертости, деформации или ровного рассечения структурных элементов текстиля; на препаратах кожи — участки осаднения и размозжения или ровного рассечения; на костях — завальцованность краев перелома, террасовидную деформацию, вколачивание волос, трассы). Обобщая эти данные, определяют механизм образования следа (точку приложения травмирующей силы, направление, глубину проникновения или протяженность зоны трения), а также общие и частные признаки следообразующей поверхности (форму размеры, рельеф поверхности и краев).
Оценивая совокупность выявленных в следе признаков следообразующей поверхности, решают вопрос о степени уникальности отобразившихся признаков, те, пригодности следа к определенному уровню идентификации — установлению широкой или узкой группы объектов либо отождествлению единичного экземпляра орудия.
Третий этап. Проводят сравнительное исследование идентифицирующих объектов. Обязательность такого исследования диктуется необходимостью определить устойчивость и повторяемость каждого из выявленных признаков в различных следах, решить вопрос, одним или большим числом орудий наносились повреждения. Для этого сравнивают:
- отобразившиеся в следах общие признаки следообразующих объектов (форму, размеры, разрушающую способность, превалирующий механизм действия на повреждаемые объекты — рубящее, режущее и т.д.);
- отобразившиеся в следах детали (частные признаки) следообразующих объектов.
Необходимость такого сравнения следов обусловлена тем, что один и тот же предмет, действующий всякий раз с неодинаковой силой, различными своими частями и под разными углами к следовоспринимающей поверхности оставляет всегда повреждения, различающиеся по форме, размерам, глубине, характеру, направлению микрорельефа и т.д. В этих повреждениях могут отображаться не только разные общие и частные признаки объекта: один и тот же идентификационный признак объекта отображается в различных следах неодинаково. Поэтому при сравнении отображений предмета необходимо выявить те признаки, которые суммарно характеризуют его внешнее строение в целом, а также определить закономерности отображения (устойчивой повторяемости) признаков в разных следах. Чем в большем числе следов отобразился предмет, тем с большими подробностями они его характеризуют. Например, при одной Г-образной ране на голове можно говорить о действии плоской поверхности ограниченной двумя ребрами; сопоставление ее с П-образной раной добавляет информацию о предмете (плоская прямоугольная поверхность, ограниченная с трех сторон, шириной, допустим, 35 мм). Сравнение же этих данных с параметрами другого следа (раны и вдавленного перелома черепа), в котором отобразилось действие двугранного тупого угла длиной 50 мм, позволит высказать предположение о возможном нанесении всех повреждений одним предметом с плоской прямоугольной травмирующей поверхностью размером 35х50 мм, например обухом топора. При нескольких рубленых повреждениях сравнение их макропризнаков и микрорельефов по общей выраженности трасс, взаиморасположению отдельных элементов поможет на этом этапе изучения установить, что следы образовались от действия разными участками лезвия одного и того же топора (средней, пяточной или носковой частью), либо по длине разрубов и характеру трасс исключить до одного рубящего орудия.


Четвертый этап. На этом этапе изучают предполагаемое орудие травмы и получают материал (образцы) для отождествления.
Орудия представленные для исследования, как и следы, тщательно осматривают. Основная часть осмотра — выяснение, какие стороны, свойства и дефекты орудий могли выявиться в следах, а также установление того, не имеется ли на их поверхности каких-либо частиц, образовавшихся в результате обратного воздействия тела и одежды человека на орудие. Обнаруженные при этом частицы и другие наложения фотографируют, затем изымают с поверхности. Нахождение веществ перенесенных с поврежденной части тела человека на орудие, является одним из ценных идентификационных признаков.
Изучение предполагаемого орудия, как правило, сопровождается проведением экспериментов в целях установления механизма образования следов, а также получения экспериментальных следов-образцов, необходимых для сравнения с исследуемыми. При проведении экспериментов необходимо соблюдать определенные правила.
Пятый этап. Раздельное исследование экспериментальных повреждений направлено на выяснение особенностей в отображении общих и частных признаков объекта в следах при различных условиях и механизме следообразования.
В отличие от исследуемых (подлинных) повреждений при изучении экспериментальных повреждений эксперту заведомо известно, при каких условиях, под каким углом, с какой силой и каким участком следообразующей поверхности наносился каждый след. Поэтому его задачей является точно зафиксировать, как морфологически проявляются в каждом экспериментальном повреждении общие свойства проверяемого орудия: насколько точно и всесторонне при конкретных условиях эксперимента след передает форму и размеры предмета, его мелкие детали; насколько обширны и как влияют на точность отображения идентификационных признаков опосредованные повреждения, по механизму образования связанные с наиболее общими, групповыми, признаками орудия, но не отображающие его конкретные, узкогрупповые и индивидуальные свойства. Например, при раздельном исследовании экспериментальных повреждений, нанесенных тупым орудием, проверяют адекватность отображения формы следообразующей поверхности в контурах следа и рельефе его дна в зоне контакта. Исследуют участки следа с неточным отображением параметров орудия и находят объяснение этому (в результате растяжения и разрыва, выкрашивания, отщепления, надлома и т.д.). В каждом экспериментальном следе таким образом разграничивают признаки, целиком зависящих от условий и механизма образования следа, от признаков, непосредственно отображающих строение определенной части самого предмета.
По каждому экспериментальному следу определяют пригодность его как образца для идентификации определенного уровня: если в нем отобразилась необходимая совокупность общих и частных признаков проверяемо го предмета, то экспериментальный след признается средством, пригодным для отождествления единичного конкретного орудия; при отсутствии в следе отображений требуемой совокупности свойств делается вывод о при годности следа для идентификации по групповым признакам.
Шестой этап. Сравнительное исследование экспериментальных повреждений (образцов) между собой проводят с целью выявления закономерностей в отображении свойств предполагаемого орудия в различных следах.

похожие статьи

Классификация медико-криминалистических ситуационных экспертиз / Нагорнов М.Н., Леонова Е.Н., Ломакин Ю.В., Светлаков А.В., Емелин В.В., Кочоян А.Л. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 2019. — №3. — С. 4-8.

Практическое применение источника экспертного света «Светоч-Х» в работе медико-криминалистического отделения / Девятериков А.А., Куличкова Д.В., Шаповалова Е.С. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2019. — №18. — С. 70-73.

Предметом судебно-трасодогической экспертизы является установление фактических данных при изучении различных следов в целях определения механизма их образования и определения оставившего их объекта.

Виды трасологической экспертизы по объектам исследования и используемым специальным методикам делятся на: следы человека (гомеоскопия); следы орудий и механизмов, запирающих и предохранительных устройств (механоскопия); следы транспортных средств (транспортная трасология); следы животных. Каждый из видов подразделяется на подвиды в зависимости от особенностей следообразующих объектов и методов, посредством которых производится обнаружение, фиксация, изъятие и исследование их следов.

Экспертиза следов человека включает исследование: следов рук (дактилоскопия); следов зубов и губ; следов ног и обуви; следов ногтей и их частей; следов иных частей тела - участков кожи, не имеющих папиллярных узоров (лоб, нос, щеки, ушные раковины и др.); следов одежды; перчаток и их следов.

Экспертиза орудий, инструментов и механизмов охватывает исследование: следов орудий и механизмов; следов взлома; замков, пломб, запирающих устройств и следов на них; предметов одежды, следов и повреждений на ней; узлов, ручных швов; изделий массового производства; установление целого по частям.

В трансиортно-трасологическую экспертизу входит исследование: следов ходовой части транспортного средства; следов выступающей части транспортного средства; отделившихся частей (деталей) транспортного средства.

Экспертиза следов животных включает исследование: следов ног, подков, лап; следов зубов, когтей животных; клейма (тавра).

Задачи трасологической экспертизы могут быть классифицированы по разным основаниям.

Общей экспертной задачей является разработка методов, технических средств и приемов, направленных на исследование свойств и состояний объекта в целях решения идентификационных и диагностических задач.

Частной задачей является задача конкретного трасологического исследования, определенная заданием следователя (суда). Эти задачи в судебной экспертизе принято строго дифференцировать на идентификационные и диагностические.

Идентификационные задачи, в зависимости от вида трасологических экспертиз, подразделяются на установление тождества и групповой принадлежности людей, орудий, механизмов и животных, оставивших следы, а также установление тождества целого по его частям.

Диагностические задачи направлены на обнаружение и фиксацию следов; определение их пригодности для идентификации; установление времени и механизма воздействия, которое привело к появлению следов (направление взлома, взаимное размещение и место столкновения транспортных средств, способ вскрытия пломбы и т.п.); установление последовательности возникновения следов, свойств исследуемых объектов (например, исправность замка и т.д.). Такая дифференциация задач представляется убедительной, если иметь в виду основные задачи экспертизы. Если же исследовать систему подзадач, решаемых в процессе идентификации, то окажется, что среди них много таких, которые направлены на исследование природы свойств, их качественных и количественных показателей, т.е. подзадач, цели и методы решения которых являются чисто диагностическими.

В рамках трасологической диагностики в последние годы, за счет разработанных новых технических средств и методов исследования, появились возможности решения таких задач, как установление факта контактного взаимодействия, реконструктивных, классификационных и ситуалогических.

Установление факта контактного взаимодействия представляет собой интеграционную задачу. Решая ее, эксперт устанавливает, что след оставлен определенным объектом (предметом), а также и тот момент, когда образующий и воспринимающий объекты соприкасались, т.е. контактировали. Большое значение имеет и такая ситуация, когда вещество следа может попасть на объект - следоносителя не только при непосредственном соприкосновении, но и через другие объекты, как это бывает, например, в случае наслоения волокон одежды, крови и горюче-смазочного вещества. Экспертная задача о контактном взаимодействии решается, как правило, комплексной экспертизой, выполняемой трасологом совместно со специалистами в области материаловедения и судебными медиками.

Решая реконструктивную задачу, осуществляется восстановление (реставрация) свойств объекта, которые он утратил в связи с событием происшествия, например свойства сгоревшего изделия по сохранившимся частям или его микрочастицам, найденным на месте происшествия. В решении таких задач большое значение имеют данные об изделиях массового производства (пуговицы, пряжки и другая фурнитура).

Ситуалогические задачи решаются в результате комплексного изучения вещной обстановки места происшествия. В исследовании ситуации наряду со следами и иными объектами, составляющими вещную обстановку места происшествия, эксперты используют результаты анализа всех факторов, влияющих на механизм события происшествия (метеорологические условия, освещение, время суток, физическое состояние участников происшествия и др.).

В ряде случаев классификационные задачи рассматривают как особую разновидность задач, лежащих между идентификационными и диагностическими, либо как идентификационные (разновидность так называемой "группофикации"), либо их относят только к диагностическим. В действительности классификационные задачи (подзадачи) имеются и среди диагностических, и среди идентификационных экспертных задач. Классификация является инструментом экспертной задачи, а не целью экспертного исследования. Выделение классификационных задач носит, в большей мере, условный характер.

В идентификации как процессе исследования решение классификационной задачи в одном случае является этапом исследования, когда проверяемый объект относят к определенному, заранее установленному классу объектов (например, устанавливают, что след ноги оставлен обувью, относящейся к классу спортивной обуви). В другом случае при отсутствии проверяемого объекта можно лишь судить об априорно определенной классификационной группе (установление пола, приблизительного роста человека).

При диагностическом исследовании решением классификационной задачи будет установление того или иного обстоятельства в случае, когда наукой заранее определены классы и состояния внутри этих классов определенных объектов, состояние исследуемого объекта соответствует одному из них. Таким образом, деление задач на идентификационные, диагностические и классификационные имеет смысл только при классификации общих экспертных задач. В структуре же общих задач встречаются подзадачи любого типа, а это свидетельствует о том, что решение всех экспертных задач имеет общие методические основы и осуществляется в целом одинаковыми методами.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: