Термин появившийся в древней греции означающий порядок права правосудия справедливость это

Обновлено: 27.04.2024

61. Средневековый патристик Аврелий Августин рассматривал вопросы государства и права в трактате
• «О граде Божьем»

62. Сущность права неразрывно связана с (со):
• смыслом права

63. Термин «философия права» появился в конце XVIII в. благодаря немецкому юристу
• Г. Гуго

64. Термин, появившийся в Древней Греции и означавший действительный порядок вещей, естественную сущность личности или вещи, — это:
• фисис

65. Термин, появившийся в Древней Греции и означавший порядок, право, правосудие, справедливость, — это:
• дике

66. Термин, появившийся в Древней Греции и означавший то, что предписано и установлено:
• темис

67. У И. Канта мы находим концепцию права как концепцию
• гармонизации добровольных действий

68. Утвердив положение, что лучшим является такое государственное устройство, в котором законодательная, исполнительная и судебная власти функционируют независимо друг от друга, Ш.Л. Монтескье определил принцип
• разделения властей

69. Философия права выступает всеобщим алгоритмом исследования правовой реальности, вооружает конкретные юридические науки системой научных методов. В этом случае она выполняет ____________________ функцию.
• методологическую

70. Философия права занимается:
• поисками истины о праве

71. Философия права и юридическая теория качественно различаются по пониманию
• сущности права

72. Философия права формируется в качестве
• дедуктивного знания о праве, выводимого из общих знаний о мироздании

73. Философско-правовая аксиология есть учение о (об):
• смысле права как ценности

74. Философско-правовая гносеология есть учение о (об):
• природе, методах и логике познания и толкования правовой реальности

75. Философско-правовая онтология есть учение о (об):
• основных принципах, формах, способах существования и развития правовой реальности


Сайты партнеры:

Не торопитесь уходить!

Помните, что лучшим стимулом для развития сайта, является ваша активность на нем.

Проведите на ресурсе больше времени, попробуйте найти для себя еще что-то интересное в разных каталогах, дайте ссылку на сайт знакомым, напишите на форуме в разделе замечания и предложения что бы вы хотели увидеть нового и необходимые Вам материалы будут добавлены быстрее.

Для быстрого поиска по странице используйте комбинацию клавиш Ctrl+F и в появившемся окне напечатайте слово запроса (или первые буквы)

Философия права

Австрийский правовед Г. Кельзен разработал:
нормативную теорию права

Б.Н. Чичерин отстаивал независимость права, несводимость его к:
нравственности

В истории философии права наиболее распространенной является традиция брать в качестве основного признака права:
принуждение

В концепции Г.В.Ф. Гегеля естественное право заменяется идеей:
свободы

В Новое время на развитие философско-правовых учений оказал влияние:
рационализм

В отличие от философии права, для юридической науки право — это, в первую очередь, .
нормативная система, воплощенная в законе

В отличие от философии права, социология права изучает:
функционирование права в социальном контексте, в сочетании с другими способами социальной регуляции

В работе «О сущности правосознания» И.А. Ильин сформулировал:
три аксиомы правосознания

В своем окончательном развитии термин «номос» приобрел значение:
установленного общественного порядка, включающего права и обязанности личности

В славяно-византийской философско-правовой традиции мы находим обоснование принципа:
симфонии светской и духовной власти

В философии права М.М. Сперанского нравственно-религиозное и политико-правовое начала синтезировались в мировоззрении:
социального христианства

В эпоху Средневековья единственным источником нравственного, мерой и нормой всего справедливого считалась:
божья воля

В.С. Соловьев выступил защитником правовой идеи с целью обнаружить:
силу права против права силы

Видный русский юрист А.П. Куницын рассматривал право как часть
нравственной философии

Впервые ввел понятие суверенитета возрожденческий философ и политический деятель
Жан Боден

Впервые наука права выделилась в самостоятельную отрасль знания в Древнем
Риме

Впервые термин «номос» мы находит у:
Гесиода

Государство рассматривается как орудие Бога, а откровение становится источником и мерилом справедливого в философско-правовой мысли
Средневековья

Границами права являются границы .
свободы

Для философии права значимость права заключается в его:
значении для существования и развития человека

Для философии права источником права является:
субъект

Древнегреческий философ, который истинное счастье человека видел в государстве, поэтому главной задачей гражданина считал достижение власти и влияния в государстве, — это:
Платон

Древнегреческий философ, который считал, что государство есть наивысшая форма общежития, своей целью оно должно иметь совершеннейшее благо; государство есть произведение природы, а человек от природы — существо государственное, — это:
Аристотель

Защитить личность от бездушного правового формализма, от опасности утери правовых гарантий ее существования и произвола исполнительной власти, облекаемого в юридические нормы, пытается:
экзистенциалистская философия права

Значительный вклад в развитие естественного права внес французский философ-просветитель, политический деятель и правовед
Ш.Л. Монтескье

Идеалом западничества было:
гражданское общество политически и экономически свободных личностей, равных перед законом

Идеология «русского византизма» XVI века, вобравшая дух московской централизации, — это:
иосифлянство

Киевский митрополит Иларион изложил свои представления о праве и законе в трактате
«Слово о законе и благодати»

Концепт согласительной формы перехода от «естественного состояния» к цивилизованной государственности называется:
общественным договором

Концепцию английского мыслителя Герберта Харта можно отнести к:
лингвистическому юридическому позитивизму

Концепцию естественного права с исторически меняющимся содержанием развил неокантианец
Р. Штаммлер

Крупнейший представитель патристики, который создает учение, в котором право и нравственность выводятся из разума, закон естественный различается с положительным законом, — это:
Фома Аквинский

Л.И. Петражицкий создал:
психологическую теорию права

Метафизическая традиция определения сущности права исходит из того, что право
не зависит от человека и человечества, имеет объективный статус и обнаруживается людьми

На римских юристов глубокое влияние оказало учение об общем, естественном законе, выработанное:
стоиками

Направление философско-правовой мысли, для которого главным и единственным предметом познания служат феномены положительного права, называется:
юридическим позитивизмом

Независимость государства во внешних и верховенство во внутренних делах называется:
суверенитетом

Немецкий правовед Георг Еллинек разработал учение о:
трех статусах

Немецкий юрист, рассматривающий право в категориях общественных целей, — это:
Р. Иеринг

Одна из ведущих парадигм философско-правового и юридического мышления, опирающаяся на идею единых нормативно-ценностных принципов, господствующих в природе, космосе, обществе и способных быть мерилом справедливости законоположений, устанавливаемых государством, — это:
естественное право

Основателем исторической школы права является немецкий профессор права
Г. Гуго

Основоположником юридического позитивизма был английский правовед
Дж. Остин

П.И. Новгородцев был одним из теоретиков
неолиберализма

Позитивистская традиция определения сущности права заключается в следующем
право есть продукт истории и культуры и не открывается, а создается людьми с учетом конкретных особенностей места и времени

Позиция абсолютизации роли государства в решении всех вопросов общественной жизни называется:
этатизмом

Политология права есть отрасль политологии, которая рассматривает право как:
фактор политической жизни

Понимание государства и права как надстроечных явлений, классовых по своему характеру, принадлежит:
К. Марксу

Понимание истории как проявления воли внешних по отношению к историческому процессу сил, провидения, Бога обозначается термином
провиденциализм

Представитель философии права русского Просвещения Я.П. Козельский придерживался:
теории естественного права и договорного происхождения государства

Принцип, согласно которому реальностью, определяющей все сущее, является не природа, а Бог, — это:
теоцентризм

Рациональная методологическая модель высокой степени общности, предписывающая разрабатывать конкретные проблемы правовой философии в русле определенных мировоззренческих и познавательных принципов и обладающая императивной силой для многих поколений исследователей, называется:
философско-правовой парадигмой

Религиозное движение XVI века, выступающее против монастырской собственности и ратовавшее за религиозное и духовное обновление, — это:
нестяжательство

Религиозное учение о сотворение мира Богом из ничего называется:
Креационизмом

Римская мысль в области права придала новый смысл понятиям(-ю):
объективной рациональности и естественного закона

Самым фундаментальным принципом образа жизни западного мира является:
номос

Славянофилы на основе соборности создали философию права, которая синтезирует принципы
обычного права с православной этикой

Совокупность философских, политических и правовых идей, направленных на защиту личности, ее прав и свобод от диктата государственной власти, обозначается термином:
«либерализм»

Современная философия является философией права и морали, считают современные западные философы
Ж. Деррида, Ю. Хабермас, Р. Рорти

Содержание фундаментальных проблем философии права имеет в своей основе
философские знания

Способность субъекта правосознания к философскому самоанализу, исследованию своих отношений с социально-правовой реальностью называется:
философско-правовой рефлексий

Средневековый патристик Аврелий Августин рассматривал вопросы государства и права в трактате
«О граде Божьем»

Сущность права неразрывно связана с (со):
смыслом права

Термин «философия права» появился в конце XVIII в. благодаря немецкому юристу
Г. Гуго

Термин, появившийся в Древней Греции и означавший действительный порядок вещей, естественную сущность личности или вещи, — это:
фисис

Термин, появившийся в Древней Греции и означавший порядок, право, правосудие, справедливость, — это:
дике

Термин, появившийся в Древней Греции и означавший то, что предписано и установлено:
темис

У И. Канта мы находим концепцию права как концепцию
гармонизации добровольных действий

Утвердив положение, что лучшим является такое государственное устройство, в котором законодательная, исполнительная и судебная власти функционируют независимо друг от друга, Ш.Л. Монтескье определил принцип
разделения властей

Философия права выступает всеобщим алгоритмом исследования правовой реальности, вооружает конкретные юридические науки системой научных методов. В этом случае она выполняет ____________________ функцию.
методологическую

Философия права занимается:
поисками истины о праве

Философия права и юридическая теория качественно различаются по пониманию
сущности права

Философия права формируется в качестве
дедуктивного знания о праве, выводимого из общих знаний о мироздании

Философско-правовая аксиология есть учение о (об):
смысле права как ценности

Философско-правовая гносеология есть учение о (об):
природе, методах и логике познания и толкования правовой реальности

Философско-правовая онтология есть учение о (об):
основных принципах, формах, способах существования и развития правовой реальности

Формула абсолютного долженствования, разработанная И. Кантом в его труде «Критика практического разума», — это:
категорический императив

Функция философии права, которая нацеливает человека на критическое осознание правовой реальности, на формирование понимания, что оправданное ограничение свободы есть благо для человека, называется:
воспитательной

Функция философии права, которая позволяет ей выработать наиболее общие представления о правовой реальности и месте в ней человека, называется:
мировоззренческой

Функция философии права, связанная с оценочным исследованием сущего и должного, правомерного и неправомерного, законного и незаконного, называется:
аксиологической

Характерной чертой эпохи Возрождения является:
апология единства и всевластия монархизма и разрыв с теологией

Центральной идеей концепции Леона Дюги является:
солидаризм


Автор рассмотрел правовые идеи античной философии. Выявлено значение справедливости права для развития общества и государства. Проанализировано значение справедливости права для успешного развития жизни общества.

Ключевые слова: справедливость права, человек, общество, государство, философия, полис, право, закон, справедливость, гражданин.

В современных условиях, характеризующихся усложнением всех общественных, межличностных, этнических, семейных, конфессиональных и иных отношений, особое значение приобретает справедливость права, которое выступает фундирующим основанием позитивного развития как общества в целом, так и каждого отдельного человека.

На протяжении многих веков справедливость права интерпретировалась различными философскими школами и направлениями в качестве непреходящей ценности, сплачивающей людей различных социальных, профессиональных и других групп, равно как и социума в целом, обеспечивая тем самым высокую меру сплоченности людей, характеризующихся разнообразными, иногда трудносовместимыми, а случается, и диаметрально противоположными взглядами, представлениями, вкусами, пристрастиями, интересами. Справедливость права, осознанная и принятая множеством людей в качестве ценности, объединяет усилия множества разнородных коллективов, направляя их к достижению единой цели, желанной для всех членов общества. В современном обществе справедливость права является неотъемлемой составной частью духовной культуры общества, некоей всепроникающей субстанцией, пронизывающей как намерения, так и действия всех социальных структур и институтов, а также отдельных людей независимо от социального и финансового положения, уровня доходов, профессиональных предпочтений, политических ориентаций, культурных традиций.

Вся история развития философии и всей совокупности гуманитарного знания свидетельствует о том, что в различных социальных условиях наиболее интеллектуальные люди своего времени стремились найти такие способы правового обеспечения развития общества и повседневной жизни людей, которые отвечали бы самым высоким критериям справедливости, способной как нельзя лучше сплотить людей, укрепить узы социального доверия и эффективного взаимодействия, взаимовыручки и взаимопомощи. Справедливость права выступает цементирующим материалом, обеспечивая решение самых сложных проблем, способствуя успешному развитию всех сторон общественной жизни, что, в свою очередь, улучшает повседневную жизнь каждого человека.

Индивидуальный и коллективный разум всегда стремился отыскать различные варианты и возможности укрепления и совершенствования правовых основ стабильности и перспективного развития общественных отношений. Справедливость права достигается наличием в обществе правовых законов, распространяющихся на всех граждан. Правовые законы в любом обществе являются справедливыми по своей сути. Правовые законы, воплощающие в себе справедливость права, регулируют состояние и развитие всех общественных отношений, всю совокупность социальных взаимодействий в бесчленной вариативности, разнообразных проявлениях и последствиях.

Справедливость права направлена на достижение гармоничного взаимодействия и развития, оптимального сочетания общественных и личных интересов, дает возможность избежать социальных конфликтов и внутригрупповых раздоров. Именно в силу общественной и личной значимости справедливости права философия с самого своего возникновения до наших дней озабочена постижением истины о праве.

В античной философии возникла мысль о равной для всех справедливости, соблюдение которой требует наличия единой законодательной власти. Утвердилось мнение о том, что ценность справедливости заключается в воздаянии другому равным. В древнегреческой мысли впервые появилась сформулированная Фалесом в ее непреходящем значении мысль: «Не делай сам того, что ты порицаешь в других». Социальная практика выдвинула проблему оптимального, разумного и эффективного сочетания права и силы. Для соблюдения прав и свобод каждого гражданина, его законных интересов, соответствующих или хотя бы не противоречащих общественным интересам и общественному благу. Поскольку все граждане равны перед законом, справедливость права выражается в том, что закон как общезначимый способ регулирования всей совокупности общественных и личных взаимодействий защищает права и законные интересы любого члена общества.

Согласно Пифагору, справедливость права способствует упорядоченному течению государственной жизни, наилучшей организации повседневной жизни в ее размеренности и спокойствии.

Со времен Демокрита принято различать право естественное и право волеустановленное, которое позже стали называть позитивным правом. Естественное право всегда справедливо по самой своей природе. Право волеустановленное, позитивное, разрабатывается и принимается к исполнению людьми, поэтому оно может быть справедливым, в той или иной степени. Критерий справедливости полисных законов древнегреческая философия усматривала в их соответствии естественному праву. Справедливость как нельзя лучше соответствует общему благу людей, не соответствующее природе или противоречащее ей, не может считаться справедливым.

Согласно Протагору законы создаются наиболее интеллектуальными членами общества, умудренными жизненным опытом. Поскольку жизнь общества непрерывно изменяется во всех ее аспектах — экономическом, политическом, духовном и т. д., люди корректируют свои представления о справедливости права, однако люди всегда привержены справедливости и стремятся достичь ее всеми возможными и доступными им способами. Неизменная жажда справедливости отличает всю историю развития человечества. Сама природа человека, видимо, имманентно включает в себя неудержимую тягу людей к справедливости. Стремление к справедливости побуждает людей к изменению представлений о ней в соответствии с изменяющимися условиями жизни. Представления людей о том, что есть справедливость, воплощаются в принимаемых ими законах. В силу этого обстоятельства Горгий именовал писанные законы «стражами справедливости». Люди уверены в том, что волеустановленные законы как нельзя лучше выражают присущее природе человека чувство равенства.

Господство позитивного права свидетельствует о том, что в масштабе социума граждане поддерживают существующий порядок такой организации общественной жизни, которая обеспечивает каждому уверенность в защите и соблюдении личных прав и интересов государством, которое выступает в качестве гаранта справедливости права. Однако, античная мысль понимала при этом, что само наличие позитивного права, направленного на соблюдение справедливости в многообразных отношениях между гражданами, а также во взаимодействиях между гражданами и различными общественными структурами, включая само государство, не в состоянии сделать граждан добрыми и справедливыми. Одним из первых на это обстоятельство указал софист Лекофрон.

При этом очевидно, что справедливость права выступает необходимым условием поддержания и укрепления социальной сплоченности общества, формированием отношения взаимопомощи, взаимовыручки и социальной поддержке всеми гражданами позитивных начинаний власти, а также друг друга в самых разнообразных жизненных ситуациях. Именно поэтому, вся история философской мысли отмечена неустанным поиском оптимального соотношения справедливого по своей природе права и закона, истока и смысла общественных требований, предписываемых гражданам, их обоснованности и справедливости. Античная мысль, начиная с Сократа, увязывала такого рода поиски прежде всего с развитием знания, божественного по своей природе, однако, вполне доступного людям, желающих приобщиться к нему. Степень справедливости полисных законов и само состояние законности в обществе Сократ прямо связывал с достигнутым уровнем глубины, обстоятельности и обширности знания, выступающего необходимым условием оптимального соотношения справедливости права и волеустановленных законов. «Господство справедливых законов создает возможность свободы» [3, c.57] как «прекрасного и величественного достояния как для человека, так и целого государства» [2, c. 139] Все добродетели античная мысль связывала с наличием знания, и поскольку справедливость уже тогда считалась важнейшей добродетелью, то соблюдение справедливости также возможно только посредством знания. Естественное право, т. е. по сути своей неписанные божественные законы и волеустановленные законы имеют общую основу, в качестве которой выступает справедливость права, поэтому справедливо то, что законно, а законно то, что справедливо. Неукоснительное соблюдение справедливых законов порождает и укрепляет состояние свободы как общества в целом, так и всех проживающих в нем. Платон называл законы определениями разума, достоянием человека и общества, поскольку именно они способны удовлетворить стремление людей к справедливости пронизывающее всю совокупность общественных отношений и личных взаимодействий. Справедливость права и писанных законов предполагает наличие иерархии, необходимой для разумного соподчинения частей ради достижения общего блага. Справедливость права и писанных законов направлена на то, чтобы каждый имел то, что ему принадлежит и исполнял свои обязанности. Важно, чтобы общество никому не позволяло захватывать чужого и не допускало, чтобы человек лишался своего. Справедливость вообще и справедливость права в частности предполагает надлежащую меру, определенное равенство. Получившая широкое признание мысль Сократа о тождестве законности и справедливости послужило источником многих идей. В частности, Платон обосновал мысль о том, что разумное устройство общества является результатом справедливости права и философской мудрости. «Каждому гражданину государства справедливость отводит особое занятие и особое положение. Господство справедливости сплачивает разнообразные и даже разнородные части государства в целое, запечатлённое единством и гармонией» [1, c. 176].

Справедливость права распространяется на само государство посредством правовых законов. Правовые законы как результат разумной и духовной деятельности людей способствует совершенствованию общественных отношений, а также процветанию всех граждан, укрепляют чувства безопасности и благополучия. Проблема взаимосвязи этики, политики и права Аристотель решал, исходя из признания тождества законного и справедливого.

Аристотель считал справедливость величайшим благом. Оно доступно каждому человеку, к ней стремящемуся. Стремление человека к справедливости приводит к тому, что она становится неотъемлемым качеством души и характера. Справедливость есть не только величайшее благо, но величайшая добродетель. Она проявляется во всех поведенческих актах общественного и личного взаимодействия людей, в их отношениях к обществу, государству, друг другу. Справедливость всегда выражает законное и равное в социальных и личных отношениях. Тождественная законности справедливость распространяется только на свободных, и, следовательно, равных друг другу людей. Только для свободных людей существует определяющие их отношения закон.

В отличие от позитивного права естественное право имеет место повсюду, где живут люди. Оно не зависит от отношения к нему людей, общественных структур или каких-либо табу. Волеустановленное право, как результат договорных отношений между людьми неодинаков для различных стан и народов. Главное состоит в том, чтобы нормы позитивного права соответствовали и не противоречили праву естественному. Позитивное право античная мысль часто именует правом условным, подчеркивая тем самым законы и всеобщие соглашения выступают надежной гарантией социальной сплочённости всех проживающих в обществе людей, дружелюбные отношения являются величайшим благом и величайшей ценностью для любого государства, поэтому политическое искусство законодателя выражается в его способности утвердить и обеспечить справедливость права.

Согласно Эпикуру, договорные соглашения людей стремятся к достижению справедливости и права во всех сферах и проявлениях человеческой деятельности. Для гарантированной защиты своих прав и интересов, для достижения общественной и личной пользы люди создают законность и правопорядок. При этом люди руководствуются достигнутым в обществе пониманием справедливости для того, чтобы гарантировать максимально возможную безопасность, уважение, защиту и соблюдение своих законных прав и интересов. Само наличие справедливых законов не освобождает человека от ответственности за свободно избранный им образ жизни, стиль поведения, манеру общения, отношения ко всему происходящему с ним самим и с тем, что его окружает. В жизни каждого человека есть не только требования необходимости, но и возможность разумного и полезного пользования присущей человеку свободой. По мысли Эпикура, человек свободен, если довольствуется тем, что он имеет, и в каждый момент жизненной ситуации понимает, что именно зависит от него самого, а что превосходит пределы его возможности и от него совершенно не зависит. Достижение взаимной безопасности людей является важнейшей задачей любого государства. Справедливость права является необходимым условие этой задачи. Именно справедливость права позволяет договориться о достижении полезного, позволяет не терпеть вреда и не причинять вреда другим. Знания как добродетель и мудрость жизненного опыта, способствуют успешному поиску оптимальных вариантов решения общественных и личных проблем на основе взаимопонимания и социальной сплоченности. Историческая изменчивость представления о справедливости оставляет неизменным само стремление людей к справедливости как наилучшему способу осуществления пользы всех и каждого на основе взаимного согласия людей. Противоречащий пользе людей закон не является справедливым. Справедливость полностью соответствует естественному праву. Представления о справедливости изменяются в связи с изменением пре5дставлений людей о том, что именно составляет пользу взаимного общения. Изменения представлений о том, что есть справедливость влечет изменение законов.

Исполнение закона тесно связано со сформулированным Зеноном понятием долга. Долг есть то, что подобает. Согласно античной мысли общественное устройство подчинено естественным законам мироздания. Гармоничность мироздания является основой справедливости в обществе и частной жизни людей. Универсальность и всеобщность справедливости воплощается в естественном праве. Волеустановленное право должно соответствовать естественному праву, наиболее полно воплощающем в себе справедливость. Естественное право олицетворяет собой незыблемый порядок мироздания. И государство и право подчинены справедливости, согласованной с существующим порядком вещей, с разумными началами общественного и личного жизнеустройства. Позитивное право должно соответствовать естественному праву, что дает возможность каждому человеку быть активным и добропорядочным гражданином государства.

Древнеримская мысль в унисон с мыслью древнегреческой отстаивала справедливость прав, которое понималось как искусство оптимального сочетания добра и эквивалента. В понимании древних римлян эквивалент есть равная справедливость или справедливое равенство. Справедливость права включает неизменную и постоянную волю обеспечивать каждому его право, воздавая то, что ему принадлежит. Справедливость права включает в себя императив честной жизни, предостерегает от причинения вреда другим. Закон есть общий правопорядок государства и в этом смысле обязателен и неукоснителен для самого государства. Справедливость права, распространяемая на всех членов общества, защищает их интересы и обеспечивает исполнение долга, «определяет важнейшую социальную ценность свободы» [3, c. 62], предостерегает от нарушения закона. Важнейшим достижением римского права стало признание неприкосновенности государственной и частной собственности, понимание того, что общей собственностью пользуются все, а частной только те, кому она принадлежит. Таким образом сегодня можно с уверенностью сказать, что многие правовые идеи, сформулированные философской мыслью античности, сохраняют свое значение в современном мире, важнейшим достижением которого является правовое государство.

1. Асмус В. Ф. История античной философии. М.: Высшая школа, 1965. — 320 с.

2. Ксенофонт. Воспоминания о Сократе. М.: Наука, 1993–384 с.

3. Черногорцева Г. В. Справедливость как основа социального партнерства // Вестник РУДН, серия Философия. 2013 — C. 55–62.

Основные термины (генерируются автоматически): справедливость, античная мысль, гражданин, отношение, том, мысль, общество, античная философия, жизненный опыт, общественная жизнь.


Дискуссия относительно понятия правосудия продолжается уже довольно долго. Сущностные признаки правосудия и его структурно-функциональные характеристики всегда интересовали философов права, юристов и политологов. Изначально, тема суда и правосудия в философии была связана с осмыслением специфики человеческого бытия в рамках общества. Опыт исследования правосудия и его предпосылок обнаруживается еще в античных трудах Платона и Аристотеля. Так, например, среди многочисленных высказываний известных античных ученых о судебной власти довольно интересны Диалоги Платона: «Чужеземец: давай же рассмотрим и уменье судей, справедливо творящих суд… Итак, способно ли оно на что-нибудь большее, чем, приняв во внимание все взаимные обязательства, утвержденные в качестве законных царем-законодателем, судить, рассматривая, какие из них выполняются справедливо, а какие — несправедливо? Собственная же его добродетель проявляется в том, что ни ради даров, ни из страха или из сострадания, а также из вражды или дружбы оно не склоняется к нарушению распоряжений законодателя при разборе взаимных обвинений тяжущихся сторон. Сократ младший: да, не иначе: деятельность этой способности заключена примерно в названных тобой границах. Чужеземец: итак, мы нашли, что сила судей — не царственная, сила эта — хранительница законов и служанка царской силы». [1]. Вопрос суда и правосудия поднимался древними философами в связи с поиском совершенной модели общественного устройства. Так, Платон различал законодательство, управление и правосудие как формы государственной деятельности. Аристотель, в свою очередь, так, же указывал на законодательный орган, административную магистратуру и судебные органы. Так или иначе, они говорили об идеальном государственном устройстве, а тема суда и правосудия в их философии, изначально была связана с осмыслением специфики человеческого бытия в рамках общества. Значительное развитие тема правосудия получает в рамках христианского интеллектуализма. Здесь появляются новые понятия, свидетельствующие об осмыслении правосудия с точки зрения божественного и человеческого, сакрального и профанного.

Значительный вклад в философское понимание сущности правосудия и его места в человеческой истории внесли труды И. Канта и Г. Гегеля, которые дают понимание правосудия через выявление онтологических координат права на суд в системе общественного взаимодействия. В «Феноменологии духа» Г. Гегель поясняет природу правосудия, связывая ее с проблемой отношения отдельного человека к обществу в целом. По мысли философа, право на суд коренится в противоречии самого процесса становления институтов публичной власти. «Знание закона сердца как закона всех сердец, знание сознания самости как признанного всеобщего порядка — это добродетель, которая наслаждается плодами того, что принесено ею в жертву» [2]. И субъект, и объект правосудия — это не кусочки целого, а это само целое, имеющее в них моменты своего действительного становления, и правосудие уравновешивает эти моменты.

В осмыслении понимания правосудия в работах философов новейшего времени А. Камю и Ф. Кафка эволюция либеральной идеологии, кризис традиционной для европейской культуры системы ценностей и рационалистического обоснования мировоззрения привели к утрате возможности автономного обоснования права на суд в современном обществе.

М.Фуко также внес вклад в разработку исторических предпосылок эволюции правосудия. По его мнению, правосудие, как определенная практика, — есть часть идеологии и средство установления «тотального господства дискурса власти».

Русская религиозно-метафизическая и социальная мысль сыграла огромную роль в преодолении «юридизма» и формализма, присущих западному правовому сознанию и внесла огромный вклад в понимание сущности правосудия [3]. Образ суда, правосудия, наказания занимает одно из центральных мест в творчестве Ф. М. Достоевского, который поставил вопрос о «земном» и «вечном» измерениях суда, о коллизиях социального «правосудия» в его отношении к человеческой душе и телу. Образ правосудия у него — это подлинная метафизика человеческого существования в условиях социального и духовного отчуждения.

Концептуальные предпосылки современного понимания правосудия, его места и роли в социуме во многом были заложены в Новое время в контексте рационального обоснования «естественных прав», теории «общественного договора» и разделения властей. Это прослеживается в трудах Т.Гоббса, Дж. Локка, Б.Спинозы, Ж.-Ж. Руссо.

Однако, правосудие представляет собой проблему не только в аспекте отношений между ветвями власти, но основополагающую проблему — с позиции осуществления основных прав и свобод человека, гражданина, личности. В развитом гражданском обществе, с одной стороны, судебная власть выполняет роль арбитра в спорах между законодателями и администрацией, а с другой стороны, политическое действие признается справедливым, если оно использует методы правосудия. В современном гражданском обществе именно судебная власть, суд и правосудие предстают в единстве своих социально-политических и духовно-культурных ипостасей, выступая в качестве главных гарантий правового государства. Значение правосудия сегодня проявляется в судебных процессах, которые озвучивают проблемы общества и выявляют возможные пути их решения [4]. В судебном решении окончательное суждение, как установление гармонии, баланса нормы и ценности, означает наделение тех или иных социальных явлений конкретной значимостью с точки зрения возможности получения позитивного результата во взаимодействии людей друг с другом. Этот баланс нормы и ценности свидетельствует о специфическом характере обоснования права на суд в данной культурно — исторической среде [5]. В практике правосудия, при установлении баланса нормы и ценности проявляются понятия справедливости и законности, формальной и неформальной легитимности.

Таким образом, в философском образе суда следует различать, как минимум, две составляющие: 1) представление о суде в контексте фундаментальных метафизических и онтологических построений, вычерчивающих определенное положение человека в мировой иерархии, что больше относится к христианскому интеллектуализму; 2) образ суда в рамках развития теории разделения властей [6]. Как философская категория, правосудие, являясь сферой духовной деятельности людей, формируется как внутреннее идеальное стремление к совершенствованию общественных отношений и в этом стремлении направляемо идеалом, представлением о том, как может и должно быть. Исходя из этих установок, мы утверждаем идеальную сущность правосудия. Такая постановка вопроса позволяет воспринять правосудие не как инструмент для реализации политической программы преобразования общества, а как объективно сформировавшуюся социальную потребность обоснования права на суд, как на исполнение ритуала (акта, действа), направленного на приобретение законной силы случая применения права при разрешении каких-либо споров с целью обеспечения справедливости.

Определяя понятие правосудия как юридической категории можно отметить некую его абстрактность. Это объясняется тем, что правосудие одновременно является совокупностью определенных принципов, связанных с реализацией основных прав человека на современном этапе. [7] Из этимологического анализа рассматриваемого термина следует, что он состоит из двух слов: «право» и «судие», что также означает судить по праву, т. е. по справедливости. В связи с изложенным, конечно же, трудно не согласиться с мнением, согласно которому правосудие в его подлинном смысле имеет место тогда, когда суд правильно выяснил все существенные для данного дела обстоятельства и безошибочно применил закон, приняв на этой основе справедливое решение.

При определении рассматриваемой категории нужно обратить внимание и на то, что правосудием является «обобщенный образ» любого разбирательства дела органом судебной власти в пределах своей компетенции. Итак, правосудие, как юридическая категория включает в себя систему политико-правовых отношений, норм, идей, взглядов и понятий, реализуемых в процессуальных формах деятельности его субъектов по расследованию преступлений, разрешению конституционных, гражданских, административных и уголовных дел, исполнению наказания в целях достижения социальной справедливости, охраны законных прав, свобод и интересов личности, общества и государства, обеспечения законности, борьбы с преступностью, ее ограничения, нейтрализации. Правосудие как вид государственной деятельности, призванной обеспечить справедливость в отношении тех, чьи права и интересы оно затрагивает, базируется на правовых и нравственных началах. Законность и нравственность в правосудии, в деятельности правоохранительных органов находятся в неразрывном единстве. Правосудие, не связанное законом, не отвечающее требованиям права, вообще немыслимо. Правосудие — суд по праву, по справедливости. Но сам закон должен отвечать требованиям нравственности, а его применение судом не должно противоречить нравственным нормам. Формальное применение закона вопреки требованиям справедливости извращает саму идею правосудия.

Правосудие одно из направлений государственной деятельности, именуемой правоохранительной. Оно также относится к числу важнейших полномочий судебной власти. И в системе правоохранительной деятельности, и в составе полномочий судебной власти оно занимает центральное место. Его роль и значение обусловлены рядом факторов. К ним можно отнести, прежде всего, то обстоятельство, что отправление правосудия тесно связано с принятием решений по кардинальным вопросам реализации социально-экономических, политических и личных прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов государственных и иных организаций. Именно правосудию принадлежит решающее слово при признании конкретного лица виновным в совершении преступления и назначении ему меры наказания либо иного определенного в законе воздействия. Такое же слово принадлежит ему и при определении юридических последствий по спорам, связанным с реализацией, скажем, трудовых, семейных, авторских, изобретательских, жилищных, других имущественных или неимущественных прав граждан. Правосудие также является способом разрешения споров (имущественных и некоторых других), возникающих в сфере экономической деятельности между государственными и негосударственными организациями, лицами, занимающимися предпринимательством.

Судебные решения, принимаемые в процессе или по итогам отправления правосудия (приговоры по уголовным делам, решения по гражданским делам и т. д.) и нередко именуемые в юридической литературе актами правосудия, в соответствии с законодательством наделяются особыми свойствами. Одно из них — общеобязательность. Она означает, в частности, что вступившие в законную силу приговор, определение или постановление, вынесенные судом при рассмотрении уголовного дела, являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

Неисполнение судебного решения или воспрепятствование исполнению может повлечь применение различного рода санкции в отношении тех, кто повинен в этом.

Сущность правосудия, его роль и значение вместе с тем проявляются не только и не столько в том, что оно, будучи ведущим и весьма ответственным направлением (функцией) правоохранительной деятельности, венчается принятием общеобязательных решений по кардинальным вопросам. Ему присущ ряд других специфических признаков.

В первую очередь, это то, что этот вид государственной деятельности может осуществляться только конкретными способами, а не произвольно, по усмотрению каких-то должностных лиц или органов. И эти способы закон фиксирует вполне определенно.

Еще одним отличительным признаком правосудия является то, что данный вид государственной деятельности должен и может осуществляться только с соблюдением особого порядка (процедуры), который детально регламентируется законом. Процессуальные законы регулируют практически все наиболее существенные вопросы, которые могут возникнуть при подготовке и проведении судебного заседания (порядок формирования законного состава, круг лиц, которые могут и должны участвовать в заседании, их права и обязанности, условия и последовательность выполнения конкретных действий, правила собирания, фиксации и исследования доказательств и т. п.). Все они, в конечном счете, направлены на установление истины и принятие законного, обоснованного и справедливого решения по существу.

Также к исключительному признаку правосудия относится то, что оно может осуществляться только особым органом— судом (судьей). Никакой другой орган или другое должностное лицо не вправе выполнять эту деятельность.

Специфика полномочий судебной власти требует, чтобы осуществляющий ее орган строился и имел возможность действовать так, как этого требуют интересы законности и справедливости. Отсюда особенности порядка образования судов, их взаимоотношений с государственными учреждениями, реализующими другие ветви власти — законодательную и исполнительную. Отсюда также стремление установить особый порядок (процедуру) судебной деятельности, а равно стремление всемерно повышать авторитет судов, забота о том, чтобы они прочно занимали свое место на вершине пирамиды правоохранительных органов.

С учетом отмеченных отличительных признаков правосудия его, как юридическую категорию, можно было бы определить как осуществляемую судами правоохранительную деятельность по установлению справедливости в порядке конституционного, административного, гражданского и уголовного судопроизводства, путем рассмотрения и разрешения дел при неуклонном соблюдении требований закона и установленного им порядка, обеспечивающую законность, обоснованность, справедливость и общеобязательность судебных решений, конечным итогом которой выступает защита нарушенных прав, свобод и законных интересов субъектов правоотношений.

1. Азаркин Н. М. Учение Монтескье о разделении властей// Правоведение. 1982. № 1.

2. Гегель Г. В. Ф. Феноменология духа. СПб., 2002 С. 245.

3. Власова Г. Б. Легитимация институтов публичной власти в политико-правовом и социокультурном измерениях (на примере эволюции правосудия) / Южный федеральный университет. Ростов-на-Дону,2009. С.21.

4. Власова Г. Б. Развитие институтов правосудия в условиях современных глобализационных процессов. Ростов-на-Дону, 2008. С. 7.

5. Власова Г. Б. Легитимация институтов публичной власти в политико-правовом и социокультурном измерениях (на примере эволюции правосудия) / Южный федеральный университет. Ростов-на-Дону, 2009. С. 57.

6. Власова Г. Б. Социокультурная легитимация институциональных форм правосудия. Ростов-на-Дону, 2007. С. 47.

7. Титова А. В. Правосудие: право на ошибку // Российский судья. 2007. N 10.

Основные термины (генерируются автоматически): правосудие, судебная власть, суд, государственная деятельность, орган, правоохранительная деятельность, особый порядок, справедливое решение, судебное решение, христианский интеллектуализм.


В статье рассматриваются некоторые концепции понимания справедливости как социально-культурного явления. Автор приводит в пример воззрения различных философов, оказавших влияние на развитие идеи справедливости как явления, свойственного человеческому обществу. В работе изложены взгляды философов Античности, Средневековья, Нового времени. Автор отразил преемственность положений идей справедливости, а также рассмотрел некоторые отличия в них.

Ключевые слова: справедливость, благо, бог, идеал, наказание, разум, церковь, право, человек, гармония, интерес, принцип.

Идея справедливости, несомненно, является одной из основных направляющих развития современных общественных отношений. Тем не менее понятие и смысл справедливости как принципа существования стабильного человеческого общества подвержен переосмыслению в связи с современными тенденциями экономики, политики, права и других не менее важных отраслей жизни людей. Разумеется, это явление вполне обоснованно и понятно, ведь ещё древнегреческий философ Гераклит Эфесский сказал: «Всё течёт. Всё изменяется».

Зарождение идеи справедливости в контексте её присутствия в областях социальных ценностей, права и других аспектах человеческого существования, восходит к эпохе древних цивилизаций. Профессор В. Ф. Титов отмечает, что история человечества убедительно свидетельствует о том, что со времени появления цивилизации идея социальной справедливости постоянно находилась в центре внимания великих умов прошлых эпох [1].

К примеру, Гераклит рассматривает категорию справедливости как борьбу, и эта борьба всеобща и космична, а следовательно, справедливость есть гармония (единство или согласованность, основанная на равенстве) борющихся противоположностей [2].

Конфуций предполагал, что справедливость должна рассматриваться в двух аспектах: в этическом и политическом. В этическом плане справедливость рассматривается Конфуцием как основу нравственного совершенствования, которая присуща «благородным мужам». А если она свойственна высшим кругам общества, то и всё общество начнёт обладать этим свойством. С политической точки зрения справедливость требует соответствия истине, уравнивания людей, но в то же время, отсутствия равноправия между ними [3].

Софисты, в свою очередь, расходились в своих мнениях, касающихся справедливости. По мнению В. А. Канке Протагор ссылался на общее мнение граждан, выраженное законом, Фразимах определял справедливое как выгодное сильнейшему, а Антифонт видел критерий истины в естественных, природных началах человека [4].

Платон в своих философских изысканиях пришёл к выводу, что справедливость есть ни что иное как требование, чтобы каждый свободный гражданин занимался тем, что определено ему природой. В идеальном государстве по мнению Платона справедливость является «главной доблестью» [5].

Аристотель называл справедливость «главной общественной добродетелью», отмечал, что она является регулятором общественных отношений, без которого в обществе наступит хаос. Аристотель выделил два типа справедливости: уравнивающую (рестрибутивная) и распределяющую (дистрибутивная). Первый тип предполагает уравнивание предметов обмена, а второй — распределение чего-либо между равными членами полиса согласно установленной иерархии [5].

Распределяющий тип справедливости выражается в учёте степени вины или заслуг и определении соответствующего наказания или поощрения. Это справедливость публичного права. Уравнивающая же справедливость, это критерий для позитивного права, то есть это справедливость частного права, спора и действий, требующих координации [6].

При обеих видах справедливости, так или иначе, достигается некая степень равновесия интересов как индивидов, взаимодействующих между собой, так и общества в целом.

Можно отметить, что справедливость для философов древности является высшим благом, к которому должно стремиться всё разумное общество, а также регулятором общественных отношений, которой обязан создать в обществе гармонию и некое равновесие между противоборствующими сторонами, имеющими свои взгляды на то или иное событие.

Концепции мыслителей древности оказали плодотворное влияние на развитие философского понимания мира. Впоследствии их концепции будут приняты философами Нового времени. Однако, во времена Средневековья к воззрениям античного мира о справедливости почти не возвращались.

После падения Античности наступила эпоха Средневековья, во время которой все явления, происходящие в обществе, напрямую трактовались не иначе как божественная воля. Сугубо теологическое существование средневековой Европы оказало влияние и на философию, соответственно воззрения о справедливости коренным образом изменились. Справедливость стала рассматриваться как божественное предначертание.

Так Августин Блаженный называет бога источником блага, и поэтому, справедливость — это не благо, а наоборот, благо есть справедливость, то есть добрая воля Бога. Бог — носитель истинного знания, воплощение справедливости, а заповеди божьи — суть идеал [7]. Данные воззрения не обошли стороной и правовую действительность того времени. Большинство норм права рассматривались не иначе как веления бога, отражённые в законе. Человек, преступивший закон, оказывается тем, кто отрицает благо само по себе, а следовательно, отвергает от себя бога и, в том числе, справедливость. При этом, преступник, в некотором роде, оказывается вне юрисдикции бога и соответственно мирское наказание будет жестоким, так как богу жестокость не свойственна. Для поддержания и преумножения общего блага, частью которого является справедливость, необходимо неукоснительно соблюдать все заповеди, данные богом.

Фома Аквинский указывал, что справедливость есть отражение божественности и мудрости в человеческом разуме. Соответственно, Фома Аквинский предположил, что фактический справедливость недостижима человеческим обществом в принципе, ибо единственный способ познания справедливости — правильное толкование Священного писания и учения церкви, скрывающего в себе ответы на все вопросы бытия [7].

Изложенные воззрения деятелей Средневековья доказывают, что все сферы человеческого существования были подвержены большому и длительному давлению со стороны церкви. Это, в свою очередь, негативно сказывалось на развитии философских знаний о справедливости в контексте её божественного происхождения и недостижимости человеческим обществом. Учение церкви отнюдь не является главнейшим источником познания и понимания мира, так как все явления не могут быть связаны с одним лишь божественным знамением. Несостоятельность церковного учения опровергается множеством научных изысканий, в том числе и в философии. Полагаем, что справедливость является следствием развития человеческих взаимоотношений, внутри которых и развивались различные аспекты гармоничного существования (равенства, свободы, взаимного уважения к оппонентам).

Тем не менее, следует согласиться с тем, что Фома Аквинский заложил некое новое переосмысление справедливости в качестве мудрого начала человеческого разума.

Со сменой эпох произошла и смена воззрений, касающихся справедливости. Новое время ознаменовало собой переход от феодализма и теологии к буржуазии и отказу от монополии церкви во всех общественных отношениях. Соответственно, воззрения о справедливости коренным образом поменяли своё направление. В. В. Булгаков и Д. В. Булгакова назвали эти новые воззрение «юридическим» [8].

К началу XVII века в европейской науке наблюдается отторжение схоластических методов познания и переход к научному способу изучения различных явлений. Основоположником данного метода можно считать Фрэнсиса Бэкона, английского юриста, философа и политика.

Научный метод познания также оказал влияние на переосмысление понятия справедливости. Фрэнсис Бэкон утверждал, что справедливость есть то, что объединяет людей и создаёт основания права. Справедливость должна основываться на признании суверенности каждой отдельной личности [8].

Заметим, что в данном случае наблюдается некое возвращение философии Нового времени к истокам, то есть к мыслителям Древности. Вновь справедливость связывается с взаимоотношением людей и является предтечей правовых норм. Фрэнсис Бэкон указал, что справедливость является одним из оснований человеческих взаимоотношений, а также осуществляет функции по созданию правового порядка в обществе. Следовательно, правовые нормы всегда должны основываться на принципе справедливости и отвечать правам и свободам человека и гражданина. Признание суверенитета каждого индивида соответственно влечёт за собой применение нормы под стать тем обстоятельствам, которые сложились в данный момент. К примеру, суд обязан учитывать материальное положение стороны по делу при вынесении решения не в её пользу.

Концепция Бэкона о естественной справедливости была развита Томасом Гоббсом. В своих трудах так же, как и Ф. Бэкон, Т. Гоббс обращается к воззрениям философов Древней Греции, а именно к концепции Аристотеля о всеобщей удовлетворённости (гармонии интересов). Создав конструкцию общественного договора, Гоббс утверждал, что государство и справедливость смогли возникнуть из преодоления людьми естественного состояния, из соглашения, к которому приходят люди относительно общественного блага и совмещения противоречащих интересов [8].

Справедливость в трактовке Джона Локка имеет под собой двойной базис. Первое основание — это человеческая природа, то есть стремление человека к собственности, реализации права на труд, защита личной неприкосновенности. Вторым основанием является установление соответствующих законов для защиты этих интересов и стремлений [8].

Продолжая развивать теорию общественного договора, предложенную Т. Гоббсом, французский мыслитель, деятель эпохи Просвещения Жан-Жак Руссо полагал, что существует некая абсолютная справедливость, которая порождается человеческим разумом и выражается в законах [8]. Следовательно, закон является непосредственным выразителем воли людей, заключивших между собой некий общественный договор, в котором были предусмотрены все важнейшие интересы индивидов. Таким образом, справедлив всякий закон, который осуществляет защиту общественных интересов, учитывая при этом все сложившиеся обстоятельства, к примеру, в конкретном уголовном деле (обстоятельства совершения преступления, личность преступника и др.).

В дальнейшем Иммануил Кант и Георг Гегель, несмотря на существенные различия в их философских теориях, утверждали, что справедливость во всяком случае связана с проблемами свободы индивидов. Полная реализация естественных прав личности возможна лишь только при полной реализации априорных принципов справедливости. В этой связи закон должен быть полностью ориентирован на соблюдение прав и свобод человека в первую очередь, а уж затем на интересы государства.

Изложенные позиции позволяют говорить, что идея справедливости рассматривается как благо для общества и каждого индивида в отдельности, несмотря на различия в соответствии с конкретной исторической эпохой. Тем не менее, взаимосвязь справедливости и права получила своё второе рождение только в конце XVI века. С этого момента понятие справедливости в праве стало предметом множества дискуссий как в философских кругах, так и в кругах правоведов. Однако, по мнению В. В. Булгакова и Д. В. Булгаковой справедливость и право, как взаимодействующие элементы претворились в неотъемлемый элемент общественной жизни различных государств лишь в современное время [8]. И действительно, в конце XIX — первой половине XX века в мире господствовала концепция позитивизма, которая не предполагала наличия принципа справедливости в праве в полном объёме. Именно поэтому во второй половине XX века стали разрабатываться новые подходы к пониманию идей справедливости, в частности во взаимодействии с правом.

Основные термины (генерируются автоматически): справедливость, благо, человеческий разум, человеческое общество, идея справедливости, коренной образ, общественный договор, полная реализация, свобода человека, учение церкви.

Ключевые слова

В статье рассматриваются некоторые концепции понимания справедливости как социально-культурного явления. Автор приводит в пример воззрения различных философов, оказавших влияние на развитие идеи справедливости как явления, свойственного человеческому обществу. В работе изложены взгляды философов Античности, Средневековья, Нового времени. Автор отразил преемственность положений идей справедливости, а также рассмотрел некоторые отличия в них

В статье рассматриваются некоторые концепции понимания справедливости как социально-культурного явления. Автор приводит в пример воззрения различных философов, оказавших влияние на развитие идеи справедливости как явления, свойственного человеческому обществу. В работе изложены взгляды философов Античности, Средневековья, Нового времени. Автор отразил преемственность положений идей справедливости, а также рассмотрел некоторые отличия в них.

Похожие статьи

Справедливость права в античной философии | Молодой ученый

Выявлено значение справедливости права для развития общества и государства.

Ключевые слова: справедливость права, человек, общество, государство, философия, полис, право

Индивидуальный и коллективный разум всегда стремился отыскать различные варианты и.

Категория «справедливость» в отечественной.

Категория «справедливости» всегда представляла и будет представлять собой

Эта справедливость является необходимой составляющей бытия человека вне зависимости его

Социалистическая идея, как идея социального равенства и справедливости, в народе не.

Правовые идеи в философии нового времени | Статья в журнале.

новое время, философско-правовые идеи, человек, общество, справедливость права, свобода, естественное право, Государство

Таким образом, человек, вступая в правовое общество, имеет свободу и равные права наряду с остальными членов этого общества, а.

Понятие свободы в философии Э. Фромма и Ф.Ницше как.

В статье освещено понимания Э. Фроммом и Ф. Ницше проблемы проявления человеческой сущности, отчуждения человека в обществе и определены пути ее преодоления. Рассмотрены типы свободы и механизмы бегства от свободы.

Справедливость как основной принцип в общественно-правовых.

Концепции справедливости содержат в себе образ самосовершенствующегося гражданина

Справедливость как свойство личности выступает в тех случаях, когда ее правильно

Разум – это способность материальной системы осознавать своё существование в окружающей среде и.

Право как выразитель идеи справедливости | Статья в журнале.

Именно образ человека во многом определяет выбор концепции справедливости. Существовало огромное количество мнений о том как стоит понимать справедливость вообще и в его соотношении с правом. Но в любом случае общая характеристика предельно ясна.

Значение справедливости в жизни великого полководца Амира.

Справедливость не в силе, а сила в справедливости. Справедливость, проявляясь в сфере межличностных отношений, способствует утверждению истинно человеческих отношений между людьми, делает нравственную жизнь человека более гармоничной.

Особенности проявления и становления феномена общего дела.

Далее с развитием человеческого сообщества стихийно начинают формироваться и

В эволюции общественного бытия первобытных людей доминировала потребность

Таким образом, уже на уровне первобытного строя система общего дела выработала способность.

Ценностный анализ интегральности справедливости и равенства.

творчество человеческого разума, справедливость — голос разума, природы откровение разума божественного» [7].

Все вышеприведенные компоненты справедливости в праве указывают об охваченности права справедливостью в виде идей, идеалов, целей, принципов.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: