Понятие возникновение и сущность коррупции как системной проблемы в государственном управлении

Обновлено: 25.04.2024

На сегодняшний день тема коррупции в России в условиях современных рыночных отношений и построения правового государства, несомненно, является актуальной. И это не удивительно, ведь масштабы этого явления достаточно велики. Различные источники определяют ежегодный объем взяток госчиновникам в пределах $15 млрд. Коррупция подрывает доверие населения к власти, ее органам и представителям.

Россия на данный момент уверенно выбивается в мировые лидеры по коррупции. Коррупция пронизывает все слои общества, чем наносит невосполнимый вред стране. Это явление появилось не вчера и представляет собой серьезную опасность.

Влияние коррупции столь велико, что она снижает эффективность рыночной экономики, разрушает существующие демократические институты, подрывает доверие людей к правительству, усугубляет политическое и экономическое неравенство, порождает организованную преступность, ставит под угрозу национальную безопасность страны. Масштабы коррупции в России так велики, что власти грозит полная утрата контроля над жизнедеятельностью государства. Коррупцию, однако, можно уменьшить путем принятия комплексных мер по борьбе с ней.

Коррупция проникла сегодня во все сферы государственного управления. Опасным последствием распространения коррупции стало не только разложение государственного аппарата, дискредитация власти, но и развращение общества в целом.

Для более полного уяснения смысла государственной коррупции необходимо сформулировать определение данного понятия. Федеральный закон «О противодействии коррупции» определяет коррупцию как злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, также совершение вышеуказанных деяний от имени или в интересах юридического лица.

Вместе с тем, исследователи различают политическую и экономическую коррупцию, деловую и бытовую, низовую и «элитную», национальную и международную и т.д. В настоящей лекции мы остановимся подробно на коррупции, которая существует в государственном аппарате, так как ее проявление в данной области наиболее губительно для граждан, общества, государства, поскольку подрывает авторитет государственной власти, тем самым, уменьшает доверие граждан к государству.

Как мы знаем, государственная служба подразделяется на государственную, гражданскую службу и государственную правоохранительную службу. Все они охвачены коррупцией, который носит название государственная коррупция.

Ноздрачёв А.Ф. дает определение государственной коррупции, в которой всегда одной из сторон служит лицо, находящееся на государственной службе или выполняющее некоторые властные полномочия в результате делегирования ему власти от избирателей или каким-либо иным образом.

Талапина Э.В. понимает под государственной коррупцией коррупцию в государственных органах власти, т.е. получение государственными служащими вознаграждения от третьих лиц за совершение определенных действий. Таким образом, субъект государственной коррупции - государственный служащий.

Государственная коррупция представляет собой взяточничество и любое другое поведение лиц, которым поручено выполнение определенных обязанностей в государственном секторе и которое ведет к нарушению обязанностей, возложенных на них по статусу государственного должностного лица и имеет целью получение любых незаконных выгод для себя и других.

Обобщая приведенные доводы авторов относительно данного понятия, можно сделать вывод, что государственная коррупция представляет общественно-опасное явление, в котором одной из сторон выступает лицо, находящееся на государственной или муниципальной службе, или выполняющее некоторые властные полномочия, выражающееся в умышленном использовании указанными лицами своего служебного с положения в корыстных целях для личного обогащения или в групповых интересах.

Законодательство о государственной службе содержит практически весь комплекс правовых средств противодействия коррупции. В нём чётко определены права, обязанности, а также ответственность государственного служащего только за должностной проступок в дисциплинарном порядке. Тем не менее, действующее законодательство, предусмотрев уголовную ответственность за коррупционные преступления, не содержит норм об административной ответственности за коррупционные правонарушения.

Одним из эффективных способов противодействия государственной коррупции может являться создание в прокуратурах специализированных групп по надзору за исполнением законодательства о государственной и муниципальной службе и о противодействии коррупции.

Любая форма коррупции предполагает наличие человека, имеющего возможность распоряжаться не принадлежащими ему ресурсами, принимая или не принимая те или иные решения. В случае если этим человеком является государственный служащий, мы имеем дело с государственной коррупцией; если это сотрудник коммерческой или общественной организации, речь может идти о коррупции в негосударственном секторе экономики.

Государственная коррупция существует постольку, поскольку у чиновника имеется возможность распоряжаться не принадлежащими ему ресурсами за счет принятия (или непринятия) тех или иных решений. К таким ресурсам относятся: бюджетные средства, государственная или муниципальная собственность, государственные заказы или льготы и т.п. Но если отобрать у чиновника распределительные функции, то весь чиновничий аппарат потеряет смысл существования. Государственные служащие выступают в роли субъектов коррупционной деятельности, ибо только они обладают властными полномочиями для принятия решений и осуществления действий, ведущих к возникновению коррупционных отношений.

Формы коррупции в системе государственной службы весьма разнообразны. Они могут проявляться в виде:

- вознаграждения за получение выгодных контрактов в форме оплаты якобы консультационных услуг, установления непомерно высоких гонораров за публикации или лекции;

- служебного мошенничества и других формах хищения;

- получения «комиссионных» за размещение государственных заказов;

- оказания государственным служащим разного рода услуг и иных «знаков внимания»;

- поездок в заграничные командировки, на отдых и лечение за счет заинтересованных в решении вопросов партнеров;

- латентного вымогательства взяток, в том числе незаконных вознаграждений, за ускоренное решение вопросов, выдачу документов;

- вымогательства взяток у водителей сотрудниками органов, обеспечивающих безопасность дорожного движения;

- устройства на работу родственников, друзей, знакомых;

- получения руководителями от подчиненных доли взяток и др.

Возможность возникновения коррупции напрямую связана с непрозрачностью процесса, что в бюджетном процессе прямо ведет к произволу чиновников: выбор организации, исполняющей различные расходные статьи бюджета, находится в руках чиновников, велико искушение получить «откат», вот вам и коррупция.

В наибольшей степени коррумпированность проявляется в деятельности органов исполнительной и судебной власти, которые непосредственно связаны с распоряжением финансовыми и материальными ресурсами (при низкой зарплате), разрешением жизненно важных споров.

Это обстоятельство предопределяет специальную направленность исследований ученых, анализирующих коррупцию в России, прежде всего с позиций уголовного права. Обратили внимание на указанную проблему и специалисты в области административного и муниципального права, поскольку именно эти отрасли формируют правовую базу статуса государственных и муниципальных должностных лиц.

Между тем проблема коррумпированности публичной власти носит комплексный характер, так как коррупция пронизывает все сферы публичной власти, приобретает самые изощренные формы.


Данная статья посвящена исследованию коррупции в органах государственной власти Российской Федерации, а также выявлению обстоятельств, влияющих на непосредственное состояние коррупции в стране.

Ключевые слова: коррупция, правонарушение, органы государственной власти, должностное лицо, антикоррупционная политика, служебные полномочия.

Проблема коррумпированности в различных направлениях деятельности всегда являлась наиболее острой в современном российском обществе, а коррупция органов государственной власти носит систематический характер и является одной из основных угроз государственной и общественной безопасности.

В условиях, когда коррупция прорастает в органах государственной власти, говорить о развитии экономики и всего общества довольно сложно. Когда коррупция является одним из элементов функционирования публичной власти, в том числе во взаимоотношениях с гражданами, вызывая негативные последствия на качество государственного управления, доверие общества к власти и надежда на справедливость дезинтегрируется.

Одной из основных угроз порождения и распространения коррупции является обладание должностным лицом дискреционной властью, которая дает полномочия действовать по своему усмотрению.

Разработка эффективных механизмов выявления, предупреждения, пресечения, раскрытия и расследования коррупционных преступлений, минимизации и ликвидации их последствий является важнейшим направлением деятельности нашего государства. Хотя выявление и устранение причин коррупционных преступлений является на сегодняшний день не менее важной проблемой и задачей по искоренению коррупционной составляющей в деятельности, как хозяйствующих субъектах, так органов государственной власти.

Чтобы приступить к исследованию коррупции в органах государственной власти и причин ее возникновения, определим само понятие «коррупция». Термин «коррупция» не употреблялся в российском законодательстве вплоть до начала 20 века. Однако интерпретация понятий коррупции и взяточничества в русском языке в 13–14 веках существовала в терминах «лихоимство» и «мздоимство».

Общепринятое понимание коррумпированных действий — это использование должностным лицом своих служебных полномочий и официально-властных возможностей в личных целях и для получения личной выгоды, противоречащих действующему законодательству и канонам морали.

Официальное определение коррупции детально раскрыто в Федеральном законе от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», которое трактуется путем перечисления конкретных преступных деяний, ответственность за которые предусмотрена статьями 201, 204, 285, 290, 291 Уголовного кодекса Российской Федерации [2], а также как иное незаконное использование лицом своего должностного положения в целях получения выгоды, либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими лицами, вопреки законным интересам общества и государства. [3].

Из определения понятия коррупции видно, что коррупционная составляющая может существовать не только в секторе государственного управления. Однако все же большую угрозу несет в себе коррупция именно в действиях органов государственной власти, поскольку, являясь субъектами по реализации нужд своего населения, они наделены государственно-властными полномочиями по управлению обществом в целом [8, с. 680].

Современная коррупция, прежде всего, проявляется как универсальное социально-правовое явление. Виды коррупции в государственных органах многообразны и многолики. Коррупция может проявляться как в нарушении норм профессиональной этики должностного лица, которые способствуют формированию негативного общественного мнения о государственной службе (приобретение предметов роскоши, криминальное прошлое служащего и др.), так и в виде правонарушения (преступления, административного или дисциплинарного проступка и др.) [10, с. 20].

Наиболее распространенными формами коррупции в органах государственной власти можно назвать: вознаграждения за получение выгодных контрактов, получение денежных средств за размещение государственных заказов, оплаты поездки в заграничную командировку, на отдых за счет средств заинтересованного в решении вопроса лица, скрытого вымогательства взяток, в том числе незаконного вознаграждения за оперативное решение служебного вопроса, выдачу документов и др.

Таким образом, некоторые представители органов государственной власти могут использовать свое служебное положение для решения проблем, либо предоставления преимущественного положения определенным лицам, а взамен получать финансовую выгоду в той или иной форме [11, с. 37].

Наличие властных полномочий и возможность распоряжаться государственными и общественными ресурсами, такими как бюджетные средства, государственная собственность, государственные заказы или льготы, приводит государственных служащих к искушению использовать их для собственной выгоды и в своих интересах [5, с. 22].

Если рассмотреть коррупционную составляющую с позиции правовой особенности деятельности аппарата управления государственных органов, то в большей степени она связана со знанием и умением воспользоваться несовершенствами определенных норм законодательных актов в политических, корыстных, личных и иных целях.

В связи с чем, одной из причин возникновения коррупционных составляющих в действиях должных лиц органов власти является нечеткие формулировки законодательства, несогласованность и неясность норм действующих законов, коллизии норм права, позволяющие государственным служащим трактовать их в свою пользу в корыстных целях и косвенно стимулирующие к противоправным коррупционным деяниям.

Ко всему прочему, недостаточность и отсутствие четких процессуальных норм в регламентации деятельности должностных лиц приводит не только к совершению коррупционных преступлений, но и к невозможности дать правоприменителем уголовно-правовую оценку конкретного деяния.

Хотелось бы отметить, что кадровая коррупция в системе государственного управления также приносит значительный вред как обществу в целом, так и отдельным его составляющим [7, с. 53]. Примером такой коррупции является неофициальный конкурс на замещение государственных должностей, который проводится исходя из корыстных интересов соискателя и заинтересованного в получении этой должности лица, а не из уровня профессионализма и профессиональных характеристик претендента на замещение должности государственного служащего.

Одними из основных задач кадровой политики, осуществляющей эффективное функционирование органов государственной власти, должны являться: активное привлечение на государственную службу высококвалифицированных специалистов, создание условий для повышения уровня их правосознания, антикоррупционное просвещение и разъяснение антикоррупционных стандартов и др.

Таким образом, продуманная, взвешенная и грамотная кадровая политика может способствовать повышению эффективности противодействия коррупции и предотвращению возникновения коррупционных составляющих служащими при исполнении служебных полномочий.

Об этом также говорит Магомедов К. О. в своей статье, где, проведя анализ эффективности противодействия коррупции в государственных органах власти, с использованием данных репрезентативных социологических исследований, проведенных в 2012–2013 гг., приходит к выводу, что «наибольший эффект в борьбе с коррупцией может дать взвешенная и современная по социально-технологическому оснащению кадровая политика, а также мотивация государственных гражданских служащих на антикоррупционное поведение» [6, с. 209].

Безусловно, правовую основу противодействия коррупции в Российской Федерации составляет высший нормативно правовой акт — Конституция РФ, согласно которой органы государственной власти обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы, а народ, осуществляет свою власть через органы государственной власти [1]. В связи с чем, для профилактики и противодействия коррупции необходимо создать такие механизмы, которые позволят гражданам и общественным объединениям проводить антикоррупционный мониторинг, получить открытый и быстрый доступ к актуальной информации о деятельности органов государственной власти и должностных лиц, осуществлять общественный контроль.

Стоит отметить, что на сегодняшний день на федеральном уровне насчитывается около 30 нормативно-правовых актов, направленных на борьбу с коррупцией. Из основных, можно назвать Федеральный закон от 25.12. 2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральный закон от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативно-правовых актов и проектов нормативно-правовых актов», Указ Президента РФ от 19.05. 2008 № 815 «О мерах по противодействию коррупции», Указ Президента РФ от 29.06.2018 № 378 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2018–2020 годы» и иные. Так, в Национальном плане противодействия коррупции на 2018–2020 годы [4], уточняется программа действий как органов государственной власти, так общественных объединений и граждан по борьбе с коррупционными преступлениями. В настоящем плане, одной из мероприятий, направленных на формирование антикоррупционного поведения государственных и муниципальных служащих, популяризацию в обществе антикоррупционных стандартов и развитие общественного правосознания, является совершенствование взаимодействия органов государственной власти, осуществляющих противодействие коррупции, с субъектами общественного контроля.

И несмотря на эти, законодательно закрепленные, антикоррупционные механизмы, на сегодняшний день практически отсутствует в открытом доступе объективные показатели коррупционной ситуации в стране, в том числе отсутствуют конкретные показатели коррупционных преступлений, совершенных именно органами государственной власти, из общего числа коррумпированных деяний. В связи с чем, считаю необходимым создать новые механизмы взаимодействия между обществом и публичной властью, повысить значимость общественной антикоррупционной деятельности, с возможностью влияния на власть общественных объединений и граждан, а также создать прозрачную, открытую и централизованную систему государственного мониторинга коррупционной ситуации.

Подведя итог, можно отметить, что для достижения положительных результатов в области противодействия коррупции в системе органов государственной власти антикоррупционная политика должна содержать в себе комплекс мероприятий как по пресечению коррупционных преступлений, так и их профилактику, путем минимизации прецедентов, связанных с коррупционными деяниями чиновников.

Стоит полагать, что основная проблема антикоррупционной политики состоит в том, что органы, которые призваны искоренять причины и условия, порождающие коррупцию, предотвращать и пресекать правонарушения коррупционной направленности, зачастую сами становятся фигурантами данных противоправных деяний, в том числе в условиях отсутствия конкретизации в понимании роли органов государственной власти в противодействии коррупции.

Можно отметить лишь одно, нынешняя антикоррупционная политика нуждается в совершенствовании как законодательства в целом, так и механизмов государственного управления.

Основные термины (генерируются автоматически): государственная власть, коррупция, орган, государственное управление, должностное лицо, преступление, Российская Федерация, антикоррупционная политика, противодействие коррупции, антикоррупционное поведение.


В статье рассмотрены понятие и сущность коррупции, исторические корни коррупционных преступлений, эволюция коррупции в России.

Ключевые слова: российское законодательство, коррупция, коррупционные преступления, взяточничество, хищение бюджетных средств

Коррупция — явление, которое неизменно сопровождает институты государственной власти еще со времен появления первых государств. Возникновение и увеличение «спроса» и «предложения» на рынке коррупционных услуг в качестве предпосылок имели наличие в системе государственных институтов лиц, наделенных правом принятия решений, властными полномочиями, в том числе относительно распределения и перераспределения финансовых и материальных ресурсов. На сегодняшний день проблема коррупции стоит особенно остро. В последнее время на фоне сложной общественно-политической и социально-экономической обстановки постоянно констатируются факты коррупционных правонарушений. Как следствие, борьба с коррупцией как историческим наследием в ее самых негативных проявлениях, является актуальнейшей проблемой современности не только для нашей страны, но и для всего мирового сообщества в целом.

В большинстве случаев термин коррупция применяется в отношении бюрократического аппарата и используется для обозначения взяточничества и хищения чиновниками бюджетных средств. Однако, понятие коррупции гораздо шире. Возникновение и существование коррупции, безусловно, связано с возможностью отдельных должностных лиц принимать решения и распоряжаться ресурсами от имени государства, поскольку данное условие порождает возможность использования своего положения в корыстных целях. Однако не всегда злоупотребление государственным чиновником своим должностным положением предполагает вступление им в какие-либо материальные отношения. Кроме того, нельзя утверждать, что субъектом коррупционных преступлений может быть только государственный чиновник. Как правило, таковыми могут оказаться и иные лица, не являющиеся государственными должностными лицами (например, так называемые «независимые» эксперты). Достаточно емкое представление о коррупции дают нам труды Никколо Макиавелли. При этом важно заметить, что многие его высказывания относительно коррупции не потеряли своей актуальности и сегодня. К примеру, он коррупцию сравнил с чахоткой, которую сначала трудно распознать, но легче лечить, а если она запущена, то «хотя ее легко распознать, но излечить трудно».[3, с.4]

Будучи сложным социальным явлением, термин коррупция до сих пор не имеет всеобъемлющего общепризнанного канонического определения. Более того, существует предположение, что единого определения данному понятию дать невозможно. Вместе с тем существует немало определений данного понятия. Вероятно, наиболее лаконичное и точное из них: “злоупотребление публичной властью ради частной выгоды” (Joseph Senturia).

В справочниках ООН под коррупцией понимается «злоупотребление государственной властью для получения личной выгоды». Однако в данном определении есть некоторая неточность. На сегодняшний день коррупция не ограничивается рамками отдельных государств и давно уже носит надгосударственный и наднациональный характер.

Определение понятия коррупция представлено и в Федеральном Законе № 273-ФЗ от 25.12.2008г. «О противодействии коррупции». В соответствии с п.1 ст.1 вышеупомянутого Закона коррупция:

а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;

б) совершение деяний, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица. [1]

На наш взгляд, наиболее точно понятие коррупции характеризует ее определение как противоречащее законодательным и моральным установкам использование должностным лицом своих полномочий и предоставленных ему прав, а также обусловленных официальным статусом авторитета, возможностей, связей в целях личной выгоды.

Для более полного раскрытия сущности коррупции как социально-правового явления, следует обратить особое внимание на исторические корни тех противоправных деяний, которые признаются коррупционными.

Коррупционные преступления известны еще с глубокой древности. Подтверждением тому служат сочинения по искусству государственного управления в религиозных и юридических трудах древних цивилизаций Египта, Вавилона, Индии и Китая. Первые упоминания о коррупции в государственной службе относятся к XXIV в. до н. э. и были обнаружены в источниках Древнего Вавилона. Применительно к политике термин «коррупция», предполагается, первым применил Аристотель, определявший тиранию как коррупционированную форму монархии. [3,с.4]

Наиболее вероятно, что исторические корни коррупции связаны с древним обычаем подносить подарки вождям либо жрецам, дабы получить их расположение. Еще в первобытно-общинном строе такие подношения признавались нормой.

Появление коррупции в нашей стране относят к IX-Х вв. Именно в этот период происходит зарождение и становление государственности на Руси, а одновременно с ней возникает «легальная» коррупция через институт «кормления» направляемых князем наместников в провинциях. В русских летописях этого периода можно найти упоминания о мздоимстве. Однако особого размаха взяточничество на Руси достигло в период монголо-татарского ига. В тот период русские князья получали ярлык на правление от хана Золотой Орды и в целях получения его благосклонности приезжали с дарами. Дальнейшее развитие коррупционных отношений на Руси связывают с традицией «почести», т. е. подношения чиновникам за выполненную ими работу в знак уважения. В период становления Московского царства коррупция в системе государственного управления получает широкое распространение. Ввиду финансовых трудностей большинство чиновников в тот период не получали жалования и существовали за счет местного населения. Таким образом, через так называемую систему «кормления от дел» коррупция была включена непосредственно в государственный механизм и была частью государственной системы. Но уже в XVI века «система кормлений» была упразднена, а за взяточничество и иные злоупотребления по службе вводилась смертная казнь. Однако все попытки ограничения коррупции в Русском государстве не увенчались успехом, и к окончанию XVII века коррупция уже становится отличительной чертой государственной системы.

Преодолению коррупционных преступлений особое внимание уделялось и во внутренней политике Петра I. Однако даже радикальные реформы, проведенные Петром I, не позволили побороть коррупционные правонарушения. В дальнейшем российские императоры продолжали борьбу с различными проявлениями коррупции. Но, несмотря на все усилия, происходит расширение круга коррупционных преступлений. Коррупция продолжала процветать на всех уровнях власти в течение всего периода существования Российской империи и, в конечном счете, стала одной из причин ее крушения в 1917 году. Однако смена формы правления и установление коммунистического режима также не способствовало решению проблемы коррупции, которую советская власть унаследовала от царского чиновничества. Громоздкий аппарат управления, тоталитарный политический режим, огромное количество запретов и ограничений, существовавшие в СССР, создавали благоприятные условия для коррупционных преступлений.

Резкое возрастание коррупционных правонарушений происходит в перестроечный период, когда у чиновников появились широкие возможности для различного рода должностных злоупотреблений, и в первую очередь — расхищения бюджетных средств и общенародной собственности. На современном этапе развития России коррупция также остается одной из «кровоточащих ран» нашего государства. Борьба с коррупцией является одним из приоритетных направлений правовой реформы в России, где это явление приняло устрашающие общегосударственные масштабы. [5, с.60] Согласно данным, полученным центром антикоррупционных исследований и инициатив «TransparencyInternational- Russia», Россия по итогам 2015 года получила 119 место в Индексе восприятия коррупции. Несмотря на то, что в сравнении с 2014 годом наша страна поднялась на 17 позиций, она продолжает оставаться в последней трети рейтинга.

Проявление последствий коррупции имеет место во всех сферах государственной и общественной жизни. На современном этапе проблема коррупции выходит за рамки отдельных государств, и признается мировым сообществом одной из глобальных проблем современности. Более того, в условиях глобализации эта проблема приобретает новое качество, выражающееся в ее транснациональных формах и системности. Осознание данной проблемы стимулирует не только Россию, но и мировое сообщество в целом к поиску средств по ее сдерживанию. В Концепции национальной безопасности Российской Федерации коррупция названа одной из угроз национальной безопасности, а консолидация усилий, направленных на борьбу с коррупцией, рассматривается как одна из мер обеспечения национальной безопасности. [4, с.22]

Вместе с тем вопрос об эффективных правовых, организационных, технических методах и формах предупреждения и борьбы с коррупцией, как в рамках отдельных государств, так и в мире в целом по-прежнему остается открытым и актуальным на сегодняшний день. Самым сложным в борьбе с коррупцией является тот факт, что ее проявления настолько многогранны, что при любом законодательно закрепленном определении коррупции, часть этих проявлений останется за пределами действия закона. Именно поэтому так важно осознать, что до тех пор, пока «будет рука твоя распростерта к принятию»[2, с.29], не будет процветающего государства, сильной власти и благоденствующих граждан.

  1. Федеральный закон от 25.12.2008г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» СПС «Консультант Плюс»
  2. Крюкова Н. И. Сущность коррупции, ее причины и влияние на правопорядок// Государственная власть и местное самоуправление. № 2. 2013. С.29
  3. Манько А. В. Коррупция в России. Особенности национальной болезни. — М.: Аграф,2012.- 256с.
  4. Муртазалиев А. М. Проблемы противодействия коррупции и концептуальные подходы к их решению // Юридический вестник ДГУ. 2014. № 4. С.22.
  5. Рамазанова Э. Т. Совершенствование законодательной техники как фактор противодействия коррупции // Юридический вестник ДГУ. 2014. № 1. С.60–61.

Основные термины (генерируются автоматически): коррупция, Россия, мировое сообщество, национальная безопасность, Русь, государственная власть, государственная система, государственное управление, государственный чиновник, должностное положение.


По утверждению автора статьи, предупреждать и пресекать коррупцию, в том числе и в сфере государственного управления, невозможно, если не будет использован системный подход. Положительным результатом в данном направлении может стать участие разных институтов российского гражданского общества в проводимых антикоррупционных мероприятиях. Высказанное предложение позволило автору предложить на нормативном уровне закрепить разные формы взаимодействия органов, цель которых противодействовать коррупции, с институтами гражданского общества.

Ключевые слова: антикоррупционная работа, государственное управление, общество, коррупция, недоверие, причины, предложения.

According to the author of the article, it is impossible to prevent and prevent corruption, including in the field of public administration, if a systematic approach is not used. A positive result in this direction can be the participation of various institutions of Russian civil society in the ongoing anti-corruption activities. This proposal allowed the author to propose at the regulatory level to fix different forms of interaction between the bodies whose purpose is to counteract corruption with civil society institutions.

Keywords: anti-corruption work, public administration, society, corruption, distrust, reasons, proposals.

В настоящее время, в числе огромного количества проблем, переживаемых нашей страной, одной из главных является коррупция, которая может быть представлена «паразитом», имеющим множество форм и обличий, заразившим, практически, все сферы жизнедеятельности общества — государственное управление не является исключением. По справедливому замечанию российского президента В. В. Путина: «Больших изменений к лучшему мы пока не видим. Связано это, конечно, и с коррупцией на всевозможных уровнях, с низкой организацией этой работы и отсутствием должного контроля в этой сфере…» [3].

Тема коррупции волнует многих исследователей. Она становилась объектом изучения многих авторов, в числе которых, В. А. Васенин, С. А. Воронцов, С. Г. Зырянов, Е. К. Кузовлева, П. Ю. Кузнецова, Д. А. Мельцова, Т. Н. Михеева, Э. А. Прохоров, А. В. Понеделков, А. Ю. Рыманов, Е. А. Свининых, Н. М. Тюкалова, Д. П. Феклистова, О. Н. Ходасевич, Е. Ю. Шаламова, А. В. Шевцов, С. М. Яруллин и др. Высоко оценивая значимость имеющихся в науке исследований, в контексте затронутой тематики, нельзя не отметить, что многие вопросы до настоящего времени продолжают оставаться не решенными, затрудняющими борьбу с таким негативным явлением, как коррупция.

Коррупция в сфере государственного управления не только угроза верховенству закона, но и демократическим свободам и правам человека, а также социальной справедливости. Она подменяет публичные правовые действия и решения коррупционными отношениями, основу которых составляет преобладание частных интересов над общественными.

Коррупция затрудняет развитие государства и общества. Борьба с ней должна проводиться по всем направлениям: от совершенствования законодательства до воспитания в российских гражданах нетерпимости к любым, в том числе бытовым, проявлениям данного социального зла.

Бесспорно, искоренить коррупцию возможно только в идеалистическом обществе, но предупреждать ее не только можно, но и нужно, а для этого необходимо оперировать терминологическим аппаратом и знать причины этого негативного явления.

Коррупция, являясь негативным феноменом, имеет множество определений, как в правовых документах, так и юридической науке. В представленной статье мы не будем затрагивать весь терминологический аппарат, а под коррупцией предлагаем понимать сложное, многоаспектное понятие, вобравшее в себя противоправные формы человеческого поведения: дача или получение взятки, коммерческий подкуп, использование (злоупотребление) должностного положения вопреки законным интересам общества и государства, с целью получить для себя (для третьих лиц) выгоды как имущественного, так и материального характера.

Исследователи, работающие над обозначенной проблемой, в числе причин проявления коррупции, в сфере государственного управления, указывают на неэффективность кадрового отбора, не качественную проверку моральных качеств и принципов кандидатов, занимающих государственные должности, низкий уровень служебной дисциплины и др. Не меньший соблазн создает отсутствие руководящего контроля за деятельностью лиц, находящихся в подчинении [1]. Обращаем внимание на то обстоятельство, что нами не указывается в числе причин коррупции низкая оплата труда сотрудников государственного управления, поскольку не так давно денежное содержание лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы было повышено на 3 % [4]. Данная мера направлена, в числе прочего, на снижение коррупционной деятельности в сфере государственного управления.

Несмотря на причины, которые оказывают негативное воздействие на уровень и масштаб коррупции в государственном управлении, согласимся с М. Ю. Аграфоновым и А. А. Тирских, что все факторы нужно рассматривать индивидуально, применительно к каждой отдельной личности. Не нужно игнорировать наличие правового нигилизма и факт весьма низкого уровня доверия общества к государственному управлению, а также имеющие место провокационные отношения со стороны граждан, готовых давать взятки [2].

Коррупцию, поразившую практически все сферы деятельности, в числе которых и государственное управление, следует относить к системной проблеме, требующей если не экстренного решения, то хотя бы минимизирования. Если данную проблему не решать, то нет смысла в рассуждениях о последующим развитии всего общества, всей страны. Бороться с коррупцией нужно комплексно, уделяя внимание этой проблеме, не только на федеральном и региональном уровнях, но и на местах, привлекая к ней общественность [5]. Важным направлением в борьбе с этим негативным явлением, которое следует совершенствовать, считаем антикоррупционное образование. Антикоррупционное мировоззрение нужно развивать, начиная с учебной скамьи. Только уровень самосознания и правовой культуры позволит будущим и действующим государственным служащим «уберечься» от соблазнов взяток, подкупов и других преступлений коррупционной направленности.

Нельзя отрицать, что антикоррупционная работа в нашей стране проводится повсеместно с постоянным совершенствованием, однако останавливаться в данном направлении нельзя. С целью минимизировать проявления коррупции в государственном управлении нужно уделять внимание мерам предупредительного и воспитательного характера, сотрудничеству со средствами массовой информации.

Решение исследуемой проблемы видится в следующем:

– необходимо повышать профессиональные и личные качества служащих государственного управления, уделяя особое внимание антикоррупционному мировоззрению;

– формированию положительного имиджа госслужащих будет способствовать работа со СМИ в части широкого освещения положительных результатов в их деятельности.

Эффективно предупреждать и пресекать коррупцию, в том числе и в сфере государственного управления, невозможно, если не будет использован системный подход. Положительным результатом в данном направлении может стать участие разных институтов российского гражданского общества в проводимых антикоррупционных мероприятиях. Данный факт свидетельствует о потребности на нормативном уровне закрепить разные формы взаимодействия органов, цель которых противодействовать коррупции, с институтами гражданского общества. Данная деятельность, бесспорно, должна стимулироваться, к примеру, выплатами единовременного денежного вознаграждения, поощрениями нематериального характера.

1. Адамова Т. И. Формы проявления коррупции в современном российском обществе // Отечественная юриспруденция. 2016. № 3 (5). С. 13.

Основные термины (генерируются автоматически): государственное управление, коррупция, негативное явление, антикоррупционная работа, антикоррупционное мировоззрение, гражданское общество, нормативный уровень, положительный результат, российское гражданское общество, системный подход.

Коррупция – это негативное социальное явление, опосредующее широкое распространение в системе публичного управления присвоения должностными лицами государственного управления, государственными служащими общественных материальных благ и преимуществ за счет реализации собственных полномочий в противоречии с задачами публичного управления, с нарушением требований закона в личных или групповых интересах.

Сущность коррупции как социального явления

Важно подчеркнуть, что в современном мировом сообществе коррупция выступает одной из острейших проблем. Это обусловлено теми негативными последствиями, которые коррупция несет для нормального функционирования государства и общества, а именно:

  • коррупция отвлекает ресурсы общества от решения функций и задач публичного управления;
  • коррупция приводит к тому, что общественные ресурсы расходуются в противозаконных, преступных личных или групповых целях должностных лиц публичного управления и государственных служащих, использующих свои полномочия в противоречии с законом, функциями и задачами публичного управления, в том числе возложенными на конкретный орган;
  • коррупция разрушает доверие населения к государственной системе, к государственным органам, должностным лицам и служащим, что приводит к возрастанию теневой экономики, отказу от использования правовых и государственных институтов, криминализации многих сфер общественных отношений и пр.

При этом важно рассматривать коррупцию не только как индивидуальное или групповое преступное поведение, но и как опасное социальное явление. Коррупция как социальный феномен характеризуется длительностью существования. Это привело к тому, что сформировались устойчивые социальные модели коррупционного поведения, вовлечения служащих и должностных лиц в преступные сообщества, в использование ими криминальных инструментов в своей служебной деятельности.

Готовые работы на аналогичную тему

Указанное актуализирует использование для противодействия коррупции не только специальных государственно-правовых инструментов, направленных на противодействие коррупции, внутри государственного механизма, но и социальных инструментов, например, формирование в обществе неприятия любых элементов коррупционного поведения.

Причинами коррупции выступают противоречия между социальными задачами, возложенными на систему государственного управления, и личными корыстными противозаконным интересами служащих и должностных лиц государственного механизма. Коррупция распространяется как модель поведения, опосредующая присвоение служащими и должностными лицами государственного механизма финансовых ресурсов, преимуществ и льгот, которыми они наделены в виду своей властной деятельности, для удовлетворения собственных потребностей в нарушение требований закона.

Причины коррупции как социального явления

Причинами распространения коррупции как социального явления в современных государствах выступают следующие обстоятельства:

  1. Низкий уровень социальных гарантий, недостаточное финансовое обеспечение деятельности должностных лиц, государственных служащих в системе публичного управления по сравнению с частным сектором и нормальными запросами индивида. Для извлечения дополнительной финансовой выгоды должностные лица и служащие прибегают к нарушениям закона, превышению должностных полномочий, получению взятки и пр.
  2. Неэффективность функционирования специальных институтов противодействия коррупции. Законодательная система инструментов и методов противодействия коррупции эффективна только в том случае, когда она реализована на практике. Иными словами, институты противодействия коррупции, например, институт конфликта интересов на государственной службе, должны стать необходимым элементом организации и функционирования государственного управления на всех уровнях во всех отраслях.
  3. Отсутствие эффективных инструментов и институтов общественного контроля над деятельностью государственных служащих и должностных лиц государственного управления, над принятием и реализацией управленческих решений в системе государственной власти. Для противодействия коррупции большое значение имеет реализация принципов открытости и прозрачности функционирования системы государственного управления. Информация относительно деятельности должностных лиц, государственных служащих, реализации управленческих решений должна оперативно отражаться на официальных порталах государственных органов. Должны быть организованы каналы удаленного взаимодействия с населением для предоставления возможности заинтересованным субъектам запрашивать информацию и предоставлять обратную связь относительно эффективности функционирования системы государственного управления, в частности при предоставлении гражданам и организациям государственных услуг. Кроме того, должны быть организованы «горячие линии» по противодействию коррупции, гарантирующие конфиденциальность обращения.
  4. Низкий уровень правосознания, правовой культуры населения, отношение к коррупции и коррупционной модели поведения как к обычному элементу системы государственного управления, восприятие коррупционного поведения обществам как социально допустимого. Противодействие коррупции эффективно там, где коррупционное поведение воспринимается негативно как внутри системы государственного управления, так и в обществе в целом.

Важно подчеркнуть, что длительное распространение коррупционных моделей поведения в системе государственного управления и в обществе приводит к правовому нигилизму, утрате гражданином, объединением граждан, государственными служащими и должностными лицами понимания долга перед государством и обществом. В связи с этим морально-нравственные основы функционирования государства и общества утрачивают свое значение, коррупционное поведение превращается в норму.

Поэтому необходимым элементом противодействия коррупции необходимо считать правовое просвещение. Система государственного управления активно, в том числе с использованием информационных технологий и сети Интернет, должна представлять гражданам полную, достоверную и актуальную информацию относительно управленческих процессов, информацию относительно возможностей и инструментов реализации прав гражданина и организации, в том числе по противодействию коррупции и пр.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: