Технология восстановительного правосудия это

Обновлено: 01.05.2024

Аннотация. В статье проведен анализ судебной практики в Российской Федерации, который показал, что в большинстве судов общей юрисдикции субъектов РФ предусмотрена специализация в работе судей по рассмотрению дел о преступлениях, совершенных несовершеннолетними, причем такая специализация в ряде регионов существует длительное время (с середины 90-х начала 2000-х г.г.). Раскрыты технологии восстановительного правосудия и медиации, применяемые в сфере дружественного к ребенку правосудия. Судебная практика в 69 субъектах РФ, в том числе и в Челябинской области, показала, что после прохождения подростками после совершения преступления через процедуру медиации (восстановительное правосудие) рецидива преступлений не было.

Проведенный анализ судебной практики в Российской Федерации и других странах показал, что в большинстве судов общей юрисдикции субъектов РФ предусмотрена специализация в работе судей по рассмотрению дел о преступлениях, совершенных несовершеннолетними, причем такая специализация в существует длительное время (с середины 90-х начала 2000-х г.г.). Эти же судьи, зачастую, рассматривают и уголовные дела, по которым несовершеннолетние явились жертвами противоправных действий.

Например, в Липецкой области в каждом районном (городском) суде предусмотрена специализация в работе судей по рассмотрению дел с участием несовершеннолетних. При этом в некоторых судах области такая специализация действует на протяжении длительного времени (например, в Октябрьском районном суде г. Липецка специализация введена с 1996 года, в Лебедянском районном суде с 2004 года), но в обязательном порядке и во всех судах области специализацию судей при рассмотрении уголовных и гражданских дел с участием несовершеннолетних стали применять с 2008 года, после введения в судопроизводство ювенальных технологий, направленных на профилактику преступности несовершеннолетних, защиту прав несовершеннолетних и их семей.

В Липецком областном суде в судебной коллегии по гражданским делам создан состав по рассмотрению дел с применением ювенальных технологий (в составе 3 судей); в судебной коллегии по уголовным делам предусмотрена специализация судей по рассмотрению уголовных дел в отношении несовершеннолетних, применению ювенальных технологий и восстановительного правосудия (в составе 3 судей).

Помощники судей, рассматривающих дела с участием несовершеннолетних, наделены функциями социального работника. При этом ряд помощников имеют два высших образования – юридическое и педагогическое (либо психологическое).

И судьи, и помощники, занимающиеся делами несовершеннолетних, регулярно проходят обучение на курсах дополнительного профессионального образования по вопросам детской психологии, педагогики, социологии, виктимологии.

Категории дел, выделенные для рассмотрения специализированными судьями (специализированными судебными составами) во всех судах Липецкой области: уголовные дела о преступлениях, совершенных несовершеннолетними, гражданские дела, связанные с воспитанием детей и возникающие из семейных отношений: о лишении родительских прав; об ограничении в родительских правах; о восстановлении в родительских правах; об определении места жительства ребёнка; об определении порядка общения с ребёнком.

Под «технологиями восстановительного правосудия», применяемыми в сфере дружественного к ребенку правосудия, судьи понимают особую организацию правосудия в отношении несовершеннолетних, основанную на всестороннем знании возрастных особенностей несовершеннолетних, применение специальных восстановительных программ (методов, способов), устраняющих дальнейшее противоправное поведение несовершеннолетнего. Восстановительное правосудие это новый взгляд на то, как обществу необходимо отвечать на преступление: преступление должно повлечь обязательства по заглаживанию вреда. Государство и социальное окружение потерпевшей стороны и лица, совершившего преступление должны создавать для этого необходимые условия. Ядром программ восстановительного правосудия являются встречи жертвы и обидчика, предполагающие их добровольное участие 5.

Под «медиацией», применяемой в сфере дружественного ребенку правосудия, судьи понимают процесс, в рамках которого участники с помощью беспристрастной третьей стороны (медиатора) разрешают конфликт. Медиатор создает условия для восстановления способности людей понимать друг друга и договариваться о приемлемых для них вариантах разрешения проблем, возникших в результате конфликта или совершения криминальных действий. Медиация ориентирована на процесс коммуникации, она направлена на налаживание взаимопонимания, обретение способности к диалогу и способности решить ситуацию. Любые виды программ восстановительного правосудия с несовершеннолетним нарушителем (медиация, семейные конференции) проходят с участием членов его семьи (законных представителей и других значимых взрослых) и специалистов. Медиация в восстановительном подходе - очень сложная процедура, требующая очень многих подготовительных встреч медиатора с подростком и его ближайшим окружением, прежде чем состоится встреча сторон.

«Программы восстановительного правосудия» - это практическая форма реализации восстановительного подхода, использование специфических форм организации процесса, работа по конкретному индивидуальному случаю, это комплекс мероприятий, позволяющих правонарушителю и пострадавшим при их добровольной встрече достичь соглашения по вопросам заглаживания причиненного вреда, а также в оказании помощи несовершеннолетнему осознать противоправность своего поступка.

Действия участников технологий восстановительного правосудия (суда, органов опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, подразделений по делам несовершеннолетних, образовательных и иных учреждений) направлены на оказание воспитательного воздействия на несовершеннолетних, оказавшихся в конфликте с законом, предупреждение совершения ими повторных правонарушений и преступлений.

В некоторых субъектах РФтехнологии восстановительного правосудия применяются с 2008 года мировыми судьями и судьями районных (городских) судов при рассмотрении уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних и определенных категорий гражданских дел, где затрагиваются права и интересы несовершеннолетних.

В Калининском районном суде г. Челябинска создан Координационный совет по развитию дружественного к ребёнку правосудия, где обсуждаются вопросы их применения. В состав Координационного совета входят представители судебных органов, администрации г. Челябинска, прокуратуры, правоохранительных органов, служб и органов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, Уполномоченный по правам ребёнка в Челябинской области.

В соответствии с решением координационного Совета по развитию ювенальных технологий предусмотрено непрерывное социальное сопровождение каждого несовершеннолетнего, привлекаемого к уголовной ответственности, начиная со стадии привлечения к уголовной ответственности, и до совершеннолетия правонарушителя.

В настоящее время работа с несовершеннолетними, совершившими преступления планируется следующим образом: сотрудники подразделения по делам несовершеннолетних территориального органа внутренних дел собирают сведения о личности правонарушителя; организуют его психолого-педагогическое обследование с привлечением психолога-педагога. На основе полученных сведений составляется карта социального сопровождения несовершеннолетнего, которая впоследствии передается в суд, а после рассмотрения дела – в орган, исполняющий наказание, либо в орган профилактики (как правило, это комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, либо подразделение по делам несовершеннолетних территориального органа внутренних дел), если дело прекращено по нереабилитирующим основаниям.

При поступлении уголовного дела в суд помощник судьи с функциями социального работника формирует личное дело на несовершеннолетнего, встречается с подростком и его родителями. Целями встречи является как получение дополнительных сведений о личности подростка, так и достижение примирения между ним и потерпевшим. В ходе беседы также выясняется, необходима ли какая-либо помощь семье подростка и ему самому. При необходимости помощник судьи либо судья направляют письма в соответствующие организации с просьбой об оказании помощи (в устройстве несовершеннолетнего либо его родителя на работу; в организации досуга несовершеннолетнего; в оформлении пособия, оказании психологической, материальной помощи и т.п.).

При рассмотрении уголовных дел с участием несовершеннолетних суды, при наличии предусмотренных законом оснований, в обязательном порядке рассматривают возможность прекращения уголовного дела в связи с примирением с потерпевшим, либо в связи с назначением принудительных мер воспитательного воздействия.

По данным статистики, за примирением с потерпевшим прекращается около половины рассматриваемых в Челябинской области уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних.

После вынесения приговора (либо постановления о прекращении дела по нереабилитирующим основаниям) несовершеннолетние направляются на индивидуально-психологические коррекционные занятия в службу коррекции и реабилитации.

На подразделения по делам несовершеннолетних территориальных органов внутренних дел и комиссии по делам несовершеннолетних соответствующих муниципальных образований суды возлагают обязанность по организации индивидуально-профилактической работы с несовершеннолетними, с представлением в суд ежемесячных отчетов о проделанной работе.

Непрерывное социальное сопровождение несовершеннолетнего правонарушителя осуществляется независимо от того, вынесен ли в отношении подростка обвинительный приговор, либо дело было прекращено по нереабилитирующим основаниям (например, в связи с применением принудительных мер воспитательного воздействия; в связи с прекращением за примирением с потерпевшим).

После рассмотрения дела судом подросток состоит на внутрисудебном учете до достижения совершеннолетия, с ним проводится индивидуальная профилактическая работа.

Судебная практика в 69 субъектах РФ, в том числе и в Челябинской области, показала, что после прохождения подростками после совершения преступления через процедуру медиации (восстановительное правосудие) рецидива преступлений не было.

С 2008 года, т.е. с момента проведения активных мероприятий, направленных на профилактику преступности несовершеннолетних, к началу 2015 года в 2.5 раза сократилось количество несовершеннолетних участников преступлений; в 6.6 раз сократилось количество преступлений, совершенных повторно ранее судимыми подростками; в 3 раза сократилось количество преступлений в отношении несовершеннолетних потерпевших. Количество несовершеннолетних, в отношении которых рассматривались уголовные дела, сократилось в 3.6 раза.

В два раза реже суды стали применять к несовершеннолетним наказание в виде реального лишения свободы. Так, если в 2007 году наказание в виде лишения свободы было назначено в отношении 12.6% несовершеннолетних (от общего числа лиц, в отношении которых были рассмотрены уголовные дела), то в 2014 году данный вид наказания назначен в отношении 6.3% несовершеннолетних.

1. Валынкина И.А. Судебная медиация: перспективы и проблемы реализации // В сборнике: Правовые проблемы укрепления российской государственности Редакторы: В.М. Лебедев, Г.Л. Осокина, С.К. Соломин, В.С. Аракчеев /ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ». Томск, 2014. С. 104-106.

2. Игбаева Г.Р., Шакирова З.Р. Досудебные неюрисдикционные процедуры урегулирования споров и медиация // Евразийский юридический журнал. 2015. № 1 (80). С. 185-186.

3. Исаенкова О.В. Медиация в проекте концепции кодекса гражданского судопроизводства // Российский журнал правовых исследований. 2014. № 4 (1). С. 97-100.

4. Ковалева Е.А., Живов Т.А. Медиация и суд: соотношение судебной защиты прав и реализация их в процедуре медиации // Научный поиск. 2015. № 1.5. С. 60-63.

5. Кури Х., Ильченко О.Ю. Медиация и восстановительное правосудие как современные тенденции уголовного процесса: российский и зарубежный опыт // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. 2015. Т. 9. № 1. С. 120-129.

6. Лотарева Ю.Б., Туз Е.С. Медиация как способ разрешения спора в досудебном порядке // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2013. № 3 (3). С. 279-282.

7. Нифонтова А.В. Внедрение посредничества с помощью судебной медиации // В сборнике: Социально-политические и экономико-правовые проблемы общества: история и современность Материалы XVII Международной научно-практической конференции магистрантов и студентов. 2014. С. 104-107.

8. Эрвасти К. Судебная медиация в законодательстве и на практике // Российский ежегодник гражданского и арбитражного процесса. 2013. № 10-11. С. 487-492.


Корпоративное, гражданское право, экспертиза и составление договоров,оформление недвижимости, оформление перепланировок, арбитражное и гражданское судопроизводство, защита интеллектуальной собственности

Концепция восстановительного правосудия - понятие и принципы будут рассмотрены в данной статье. Разберемся, в чем заключается эта мера примирения при разрешении уголовных дел, существует ли она в России и как реализуется.

Концепция восстановительного правосудия - понятие и принципы

Восстановительное правосудие

Восстановительное правосудие — это новый подход к разрешению конфликта уголовного характера между преступником и потерпевшим. Существующая в России и других странах карательная система является неэффективной: она негативно отражается на сторонах конфликта и фактически не позволяет восстановить справедливость.

Восстановительное правосудие вместо порицания и изоляции виновного от социума предлагает его реабилитацию, вместо претерпевания пострадавшим дополнительных нравственных страданий в процессе уголовного разбирательства и фактической невозможности возмещения ущерба — полноценную компенсацию последнему морального и материального вреда.

Суть заключается в том, что жертва, преступник и иные заинтересованные лица:

  • встречаются, анализируют конфликт (преступление),
  • разрабатывают пути его разрешения,
  • фиксируют договоренности документально.

Происходит все это при участии третьей (незаинтересованной) стороны — посредника. Заключенный договор включает конкретные действия сторон, направленные на возмещение нанесенного ущерба и восстановление испорченной репутации.

Многие страны уже используют этот механизм для разрешения криминальной обстановки, например Канада, Австралия, США, Европа и т. д.

Экономическим и Социальным Советом ООН была принята общая Декларация «Основные принципы использования программ восстановительного правосудия в уголовных делах».

ВАЖНО! В России этот новый подход еще развивается и распространяется лишь на несовершеннолетних.

Так, согласно Национальной стратегии действий в интересах детей, утвержденной Указом Президента Российской Федерации № 761 (далее — Стратегия), одной из мер, направленных на преобразование российских законодательных норм, является создание специальной программы восстановительного правосудия в отношении лиц, совершивших преступление, однако не достигших возраста наступления ответственности.

Принципы восстановительного правосудия

К принципам восстановительного правосудия относятся:

  • добровольность участия в процедуре и при заключении договора

(при применении программ восстановительного правосудия стороны вправе отказаться от участия в процедуре примирения в любой момент — как до ее начала, так и в процессе проведения);

(соглашение, принятое участниками по результатам примирительной процедуры, должно быть выгодно всем, основано на понимании справедливости заглаживания вины выбранным способом);

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

(освобождение жертвы от тяжести последствий преступления: восстановление морального состояния и разрешение других ее проблем);

(деятельность виновного лица по принятию обязательств по заглаживанию вреда, причиненного жертве, и их фактическое осуществление);

(вся полнота власти и воздействия на процесс достижения решения по конфликту и суть этого решения лежит на участниках примирительной процедуры);

  • стабилизация отношений, в т.ч. с участием общества

(заключается в привлечении ближайшего окружения и представителей местного сообщества для восстановления потерпевшего, поддержки виновного в возмещении вреда и изменении своего поведения).

Положительные стороны восстановительного правосудия: при применении стороны являются союзниками

Восстановительное правосудие имеет следующие несомненные положительные стороны, признанные мировым сообществом:

  • конфликтная ситуация решается непосредственно ее участниками;
  • достигнутые договоренности удовлетворяют всех участников конфликта;
  • вместо противников стороны становятся союзниками в совместной деятельности по урегулированию сложившейся ситуации;
  • укрепляет дух сопереживания между людьми, гуманное отношение друг к другу и содействует практике мирного разрешения споров;
  • обеспечивает наиболее быстрое и реальное заглаживание морального и материального вреда, причиненного преступным деянием;
  • отчасти разгружает госорганы от работы по урегулированию незначительных уголовных конфликтов;
  • способствует социализации виновного лица;
  • улучшает криминальную обстановку.

Программы восстановительного правосудия

Реализация восстановительного правосудия осуществляется путем применения особых программ, основой которых являются встречи преступника и потерпевшего. На практике термин «программа» по отношению к рассматриваемому механизму используется в следующих значениях:

1. Типологическая единица работы по восстановительному правосудию.

К ним относятся: программа примирения жертв и правонарушителей, семейная конференция, «круги правосудия» и т. п., особенность которых состоит в привлечении определенного вида окружения участников конфликта.

2. Сама восстановительная работа по разрешению конкретного конфликта.

Встречи потерпевшего и виновного, основанные на следующих приоритетах:

  • удовлетворение требований потерпевшего: возмещение вреда, восстановление чувства безопасности, возможность высказаться, задать вопросы и получить ответы;
  • осознание ответственности за совершенное противоправное деяние виновным: обсуждение и принятие решения по форме и способу возмещения ущерба;
  • привлечение общества к процессу восстановления справедливости: оказание поддержки участникам конфликта в целях осознания преступником последствий правонарушения и достижения морального восстановления жертвы.

Встречи заключаются в установлении диалога, основанного на сострадании, сопереживании и поддержке.

В Европе и Америке наиболее распространены встречи «лицом к лицу». В России используется программа «примирение жертв и правонарушителей» или «встреча жертвы и правонарушителя по заглаживанию вреда».

В мировой практике программы восстановительного правосудия чаще всего применяются параллельно с обычной системой наказаний государственного уровня. Поэтому они не подменяют официальное правосудие, а восполняет его пробелы.

Какие мероприятия относятся к программам восстановительного правосудия

К программам восстановительного правосудия в мировом сообществе относятся:

  • Программа примирения жертв и правонарушителей или «медиация жертв и правонарушителей» — самая популярная программа. Суть — преступление налагает на правонарушителя обязательство загладить вред. Подчеркивается роль жертвы как реального «потребителя услуг по заглаживанию вреда».
  • «Семейные конференции». Суть — участниками являются представители ближайшего окружения сторон, социальные работники, адвокаты, полицейские.
  • «Круги правосудия». Суть — основаны на традициях индейцев, участниками являются общины. Проводятся в Северной Америке.

Особенность двух последних программ состоит в привлечении представителей местных сообществ и социального окружения сторон (родственники, члены местного сообщества).

  • Восстановительные программы по особо тяжким преступлениям. Суть — ориентация на исцеление потерпевшего, а не на последствия юридического характера. Используются в Бельгии.

Восстановительная медиация

Важным элементом механизма программ восстановительного правосудия является медиация.

ВАЖНО! Медиация в рамках закона «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» от 27.07.2010 № 193-ФЗ в урегулировании уголовных конфликтов не применяется. Они могут разрешаться с использованием медиативного метода с учетом специфики такого рода дел.

Предметом медиации по уголовным делам является восстановление вреда, а не спор о виновности. Медиативный метод применяется, только если виновный признал вину.

Организует и проводит примирительные встречи специалист, именуемый медиатором. Он не является судьей, а выступает в роли ведущего, организатора. Он не разрешает конфликт, а принимает меры, используя различные техники (активное слушание, перефразирование и т. д.) для создания условий, при которых стороны сами примут выгодное для них решение.

Посредник определяет правила проведения примирительной процедуры, позволяющие оптимизировать этот процесс: не допускать оскорблений, слушать противника, вести конструктивный диалог; а также оказывает содействие сторонам в преодолении негативных эмоций для достижения взаимовыгодных договоренностей.

Однако исход примирительной процедуры всегда определяется сторонами.

Принципы восстановительной медиации, дополняющие обозначенные выше принципы восстановительного правосудия:

  • информированность участников (о самой процедуре, ее последствиях);
  • нейтральность посредника;
  • конфиденциальность процесса примирения;
  • ответственность сторон за исход процедуры;
  • ответственность медиатора за соблюдение правил.

Как определяется область реализации восстановительного правосудия

Область реализации восстановительного правосудия определяют два фактора:

Восстановительные программы направлены в первую очередь на молодых нарушителей — от того, как общество и государство среагируют на их проступок, зависит большая часть их дальнейшей жизни.

Восстановительное правосудие ориентировано на такие категории преступлений, при которых остро стоит вопрос о возмещении вреда потерпевшему (хулиганство, кража и т. п.).

Концепция восстановительного правосудия в России

В России во исполнение вышеуказанной Стратегии распоряжением Правительства РФ от 30.07.2014 № 1430-р утверждена Концепция развития до 2017 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность (далее — Концепция). Фактически этот документ представляет собой госзаказ на формирование и практическое введение медиации и восстановительного подхода в России.

Концепция разработана на основе применения новых для России медиативно-восстановительных способов и механизмов, которые обеспечивают социализацию виновного лица. Производится это путем техник, направленных на предоставление возможности быть нужным сообществу, которое не ассоциирует лицо с совершенным им проступком.

Концепцией предусмотрена организация механизма защиты и помощи детям различных возрастов и категорий, в т. ч. находящимся в опасности, трудной ситуации. Предлагается:

  • создание сети служб медиации и сети служб школьной медиации;
  • развитие взаимодействия с обществом, средствами массовой информации;
  • развитие соответствующих ресурсов в интернете;
  • организация подготовки работников в области медиации и восстановительного правосудия;
  • разработка законодательства в надлежащих сферах;
  • развитие взаимодействия с иностранными организациями в области восстановительного правосудия.

Восстановительное правосудие по указанной Концепции уже активно развивается, в школах созданы соответствующие службы медиации, запущены проекты по обучению и реализации рассматриваемой процедуры в регионах (например, в Архангельской, Мурманской областях), созданы программы сотрудничества с иностранными партнерами (например, между Министерством юстиции и общественной безопасности Норвегии и Министерством юстиции РФ) и т. д.

Особенности медиации по уголовным делам

При проведении восстановительных процедур примирения по уголовным делам следует учитывать следующие особенности:

  • процедура проводится при признании вины и фактических обстоятельств преступления сторонами;
  • участие в процедуре не должно использоваться в качестве доказательства при рассмотрении и принятии решения по уголовному делу госорганами;
  • предполагается равноправие сторон при проведении процедуры, однако медиатор не должен допускать явного несоответствия требований жертвы к виновному тяжести совершенного противоправного деяния;
  • на проведение процедуры приглашается не только лицо, официально признанное потерпевшим, но и другие лица, фактически пострадавшие от преступления;
  • соглашение, достигнутое по результатам договоренности, приобщается к материалам уголовного дела, и суд вправе прекратить дело за примирением сторон.

Если нарушителем выступает несовершеннолетнее лицо, дополнительно включаются следующие особенности:

  • медиатор работает совместно с социальными специалистами и психологами;
  • для проведения процедур привлекаются законные представители;
  • в договоренности может быть включено использование принудительных мер воспитательного воздействия;
  • возмещение вреда осуществляется не самими правонарушителями, а их родителями, опекунами или иными законными представителями.

Таким образом, восстановительное правосудие противостоит подходу, ориентированному на наказание виновного лица, и заключается в согласовании между потерпевшим и подсудимым договоренностей по разрешению конфликтной ситуации (по заглаживанию причиненного вреда и восстановлению полноценной личности в социуме).

Реализуется восстановительное правосудие с помощью различных программ, основанных на своеобразных методах примирения. Рассматриваемый механизм основан на медиативном подходе, т. е. при проведении процедур примирения используются элементы медиации с учетом особенностей характера уголовных дел.

В России восстановительное правосудие только развивается. Уже появился ряд служб, направленных на обучение и внедрение этого подхода, приняты соответствующие законодательные акты и т. п.

При проведении медиативных процедур в целях разрешения конфликтов уголовного характера следует учитывать их особенности, обозначенные в настоящей статье.

от 30 июля 2014 года N 1430-р

(с изменениями на 1 сентября 2018 года)

Документ с изменениями, внесенными:

2. Рекомендовать федеральным органам исполнительной власти при осуществлении своей деятельности руководствоваться положениями Концепции, утвержденной настоящим распоряжением.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев

УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 30 июля 2014 года N 1430-р

Концепция развития до 2020 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в Российской Федерации *

(с изменениями на 1 сентября 2018 года)

I. Общие положения

Концепция развития до 2020 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в Российской Федерации (далее - Концепция), разработана с целью реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы и пунктов 59, 61, 62, 64 и 65 плана первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2012 года N 1916-р (далее - план).

Концепция определяет основные цели, задачи и направления действий по созданию сети служб медиации, организации их работы, подготовке кадров, внедрению с их помощью медиативной и восстановительной практики в работу с детьми и подростками, вовлечению всех государственных и общественных институтов, участвующих в воспитании и формировании личности - от семьи до высшей школы, включая органы и организации, привлекаемые в случаях, когда имеет место правонарушение, а также меры, направленные на повышение эффективности государственного управления в сфере обеспечения защиты прав и интересов детей.

Концепция направлена на внедрение инновационных для Российской Федерации медиативно-восстановительных способов и механизмов предупреждения и разрешения конфликтов с участием детей и подростков, реагирования на правонарушения, в том числе в отношении детей, совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность.

обеспечивают реальную социализацию правонарушителя за счет активной коррекционной работы, направленной на предоставление ему возможности оставаться полезным членом общества, которое не отождествляет его с совершенным им проступком;

позволяют вести эффективную профилактическую работу по предупреждению асоциальных проявлений, правонарушений в детско-юношеской среде в целом;

оказывают действенную помощь семье как важнейшему институту, определяющему развитие личности;

содействуют образовательной системе в создании безопасного пространства, необходимого для формирования физически и психологически здоровой личности.

Развитие сети служб медиации направлено на:

создание системы профилактики и коррекции правонарушений среди детей и подростков, оказание помощи семье;

формирование безопасной социальной среды для защиты и обеспечения прав и интересов детей;

гуманизацию и гармонизацию общественных отношений, в первую очередь с участием детей и подростков;

улучшение межведомственного взаимодействия всех органов и организаций, участвующих в работе с детьми и подростками.

Концепция разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации с учетом российского и международного опыта развития медиации и восстановительного правосудия.

Конвенция ООН о правах ребенка, гаагские конвенции о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей (от 1980 года), о юрисдикции, применимом праве, признании, принудительном исполнении и сотрудничестве в отношении ответственности родителей и мерах по защите детей (от 1996 года), а также ожидаемое присоединение России к Конвенции о международном порядке взыскания алиментов на детей и других форм содержания семьи (от 2007 года) накладывают на Российскую Федерацию международные обязательства по внедрению новых норм и стандартов работы в этой сфере, новых принципов, технологий и подходов, в том числе медиативного и восстановительного.

Для достижения цели и решения задач Концепции и Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы потребуется внесение изменений в законодательство Российской Федерации, в том числе в уголовное законодательство, которое в настоящее время затрудняет применение медиативного инструментария и реализацию принципов восстановительного правосудия.

Концепция является основой для разработки федеральных, региональных государственных и местных (муниципальных) программ, стратегий и планов, направленных на:

защиту прав и интересов детей и подростков, профилактику правонарушений, помощь детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, неблагополучным и оказавшимся в сложной ситуации семьям;

формирование механизмов восстановления прав потерпевших от противоправных действий несовершеннолетних, не достигших возраста привлечения к уголовной ответственности;

содействие позитивной социализации и ресоциализации несовершеннолетних, отбывающих или отбывших наказание в местах лишения и ограничения свободы, исправительных учреждениях, а также тех, кто не достиг возраста привлечения к уголовной ответственности, предотвращение повторных правонарушений.

II. Основные понятия

В Концепции используются следующие понятия:

"восстановительное правосудие" - новый подход к отправлению правосудия, направленный прежде всего не на наказание виновного путем изоляции его от общества, а на восстановление материального, эмоционально-психологического (морального) и иного ущерба, нанесенного жертве, сообществу и обществу, на осознание и заглаживание вины, восстановление отношений, содействие реабилитации и ресоциализации правонарушителя;

"восстановительный подход" - использование в практической деятельности, в частности в профилактической и коррекционной работе с детьми и подростками, в том числе при разрешении споров и конфликтов и после совершения правонарушений, умений и навыков, направленных на всестороннее восстановление отношений, доверия, материального и морального ущерба и др.;

"медиация" - способ разрешения споров мирным путем на основе выработки сторонами спора взаимоприемлемого решения при содействии нейтрального и независимого лица - медиатора;

"медиативный подход" - подход, основанный на принципах медиации, предполагающий владение навыками позитивного осознанного общения, создающими основу для предотвращения и (или) эффективного разрешения споров и конфликтов в повседневных условиях без проведения медиации как полноценной процедуры;

"сертификация" - деятельность по подтверждению соответствия организаций, выполняющих роль служб медиации, установленным требованиям.

III. Современное состояние вопроса. Обоснование соответствия решаемой проблемы приоритетным задачам социально-экономического развития страны

Забота государства о детях является безусловным приоритетом социально-экономического развития Российской Федерации. Достигнутые в этом направлении результаты, особенно в последние годы, очевидны. Для защиты прав и интересов детей, оказания им помощи в трудных ситуациях, лучшей социализации детей и подростков государством создано большое количество органов и организаций, работающих с детьми. К их числу относятся:

центры социальной помощи семье и детям;

центры психолого-педагогической помощи населению;

центры экстренной психологической помощи по телефону;

социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних;

социальные приюты для детей;

центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей;

реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями;

центры социального обслуживания населения;

комплексные центры социального обслуживания населения;

центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел;

специальные учебно-воспитательные образовательные организации для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением;

другие организации (учреждения) социального обслуживания семьи и детей.

Однако стандарты и эффективность работы указанных организаций не отвечают потребностям современного общества, новым проблемам и вызовам. Очевидна и проблема несогласованности действий и многочисленности служб, отвечающих за работу с детьми. Создание на различных уровнях межведомственных комиссий для координации их деятельности принципиально не меняет ситуацию.

Продолжают развиваться неблагоприятные тенденции общественной жизни. Усиливается социальное расслоение людей и семей, слабо работают "социальные лифты", размывается система нравственных ценностей и ориентиров, рынок успешно заменяет ее чисто потребительскими ценностями, деградирует культура. Культ насилия, агрессивность, конфликтность, отсутствие чуткости, сострадания, глубинные деформации человеческого общения (например, замена на общение исключительно в социальных сетях) и многое другое являются приметами современного общества, оказывающими крайне негативное влияние прежде всего на детей и подростков. Все это никак не способствует формированию благоприятной, гуманной и безопасной среды для их развития и социализации. Кроме того, в школах непрерывно усложняются программы, растет нагрузка, а с ней и стрессы.

В связи с усиливающимися миграционными процессами обостряются межнациональные проблемы, возникает необходимость в формировании навыка существования в многоликом пространстве разнообразных культур. В результате действия всех этих неблагоприятных факторов растут или остаются стабильно высокими показатели детской и подростковой преступности, правонарушений, самоубийств, асоциальные проявления (например, детская наркомания, детский алкоголизм, безнадзорность).

Так, в 2012 году в Российской Федерации вынесено более 40 тысяч постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении несовершеннолетних в связи с недостижением ими возраста уголовной ответственности. Внушительная цифра позволяет констатировать достаточно большое количество преступлений, совершаемых малолетними преступниками.

В то же время правосудие в отношении детей остается по своей сути карательным, зачастую усугубляя положение детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. При этом уголовно-исполнительная система, несмотря на имеющийся прогресс в понимании необходимости ее гуманизации, особенно по отношению к детям, сохранила многие черты старой, еще советской пенитенциарной системы.

Состояние и тенденции преступности несовершеннолетних - один из важнейших индикаторов развития общества. Нравственная картина общества определяется его отношением к детям, а борьба с преступностью не становится эффективнее при ориентации законодательства на карательные процедуры. Согласно статье 19 Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года и ратифицированной в 1990 году Российской Федерацией, объектом особого внимания государства должны стать права и законные интересы несовершеннолетних, попавших в сферу уголовного судопроизводства.

Медиация и восстановительный подход, являясь реальным инструментарием для решения задачи профилактики и коррекции в работе с детьми и подростками, делают лишь первые шаги.

Восстановительное правосудие предполагает активное вовлечение всех сторон, чьи интересы были затронуты событием и (или) асоциальными или противоправными действиями, в процесс заглаживания вины посредством применения медиации и восстановительной практики.

Восстановительный подход предполагает отделение самого правонарушителя от проступка им совершенного, недопущение изменения социального статуса правонарушителя ("навешивания ярлыков"), минимизацию последствий правонарушения и наказания, способных негативно повлиять на дальнейшую жизнь ребенка, формирование у правонарушителя понимания совершенного поступка как проступка, осознания необходимости отвечать за свои поступки и их последствия.

Медиатор не наделен правом и полномочиями принятия решения по спору, а лишь содействует сторонам в поиске решения, основанного на договоренностях, отражающих интересы и потребности сторон спора. Медиация сохраняет за сторонами спора всю полноту власти и влияния на процесс выработки и принятия решения по спору, а также на содержание этого решения. Медиация альтернативна судебному разбирательству, в котором решение принимает судья, а не стороны спора. Медиация как процедура по самой своей природе является восстановительным механизмом, поскольку ее базовыми принципами являются равноправие и взаимоуважение сторон, конструктивное поведение в условиях конфликта, ненасильственное реагирование на ситуации напряжения и эскалации конфликта.

Медиативный подход может использовать любой человек, прошедший соответствующее обучение, в том числе для разрешения или предотвращения спора, в котором он сам выступает стороной. Медиативный подход эффективен и необходим в качестве дополнительной компетенции, применяемой в повседневной профессиональной деятельности, в первую очередь представителям социально ориентированных профессий.

Продвижение идей восстановительного правосудия и восстановительного подхода в работе с детьми и подростками идет в настоящее время стихийно и фрагментарно. Чаще всего такие усилия предпринимаются отдельными негосударственными организациями. В некоторых регионах существуют региональные программы. Однако недостаточная координация деятельности различных органов и организаций, работающих с детьми, отсутствие необходимой подготовки кадров (обученности их современным технологиям работы с детьми) позволяют говорить пока лишь об отдельных успехах.

Непросто обстоит дело и с интеграцией медиации в нынешнюю систему правосудия. В условиях, когда количество обращений в суд превышает 25 млн. в год, именно судебная система может и должна стать основным элементом, содействующим формированию культуры мирного разрешения споров. Это является также чрезвычайно важным и для самой судебной системы, страдающей от перегруженности делами, снижение вследствие этого качества правосудия, снижение уровня доверия общества к судебной власти. При этом, чтобы квалифицированно направлять на процедуру медиации или применять медиативные навыки с целью содействия примирению сторон в суде, судьи должны пройти подготовку, которая даст им не только знания, умения и навыки медиации, но и поможет преодолеть подчас очень сильные психологические барьеры по отношению к нетрадиционным и непривычным формам работы. Так, если в целом мировым соглашением или иными формами примирения заканчивается менее 3 процентов судебных споров, то у судей, владеющих медиативным подходом, этот показатель достигает 33 процентов.

В целом по числу споров, разрешаемых с помощью внесудебной и досудебной медиации, статистики не ведется, но очевидно, что это количество постепенно растет, оставаясь при этом незначительной величиной относительно числа споров, переполняющих судебную систему.

В то же время идет активная интеграция Российской Федерации в развивающееся мировое сообщество и международное правовое поле с соответствующим переходом на международные нормы и стандарты, методы и технологии работы с детьми и подростками, в том числе с вступившими в конфликт с законом.

В последние годы значительно повысилось внимание гражданского общества к проблемам создания благоприятной, гуманной и безопасной среды для развития и социализации детей и подростков. Различные неправительственные организации предлагают самые разнообразные меры - от полезных и важных до опасных.

Более того, значение задачи внедрения медиации и восстановительного правосудия в защиту прав детей выходит далеко за пределы первичного контура "ребенок - семья - школа (специальное учреждение)". Если гуманный инструментарий решения трудных ситуаций будет успешно внедрен в сферу защиты прав и интересов детей, он будет быстрее распространен и на все общество.

Специалист школьной службы примирения может столкнуться с ситуацией, когда учащийся его образовательной организации совершит общественно-опасное деяние, попадающее под статью Уголовного кодекса. (кража, грабеж, вымогательство и пр. ). В случае не достижения возраста уголовной ответственности, поступок учащегося будет рассматриваться не в суде. а в Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДНиЗП).

В обоих случаях по такого типа ситуациям возможно проведение программы по заглаживанию вреда (восстановительной медиации). Это не отменяет официальное рассмотрение дела в суде или КДНиЗП, но может учитываться этими органами при вынесении решения по данному делу (например, уголовное дело может быть прекращено на основании статьи 76 УК РФ «за примирением сторон»).

Кроме того, восстановительная медиация базируется на концепции восстановительного правосудия, поэтому специалистам службы примирения важно знать эту концепцию.

1. Что происходит с жертвами преступления?

Большинство из нас убеждены в том, что мир (или по крайней мере, та его часть, где мы живем) представляет собой упорядоченное, предсказуемое, доступное для понимания пространство. Далеко не все происходит так, как хотелось бы, но, по крайней мере, мы можем найти ответы, объясняющие большую часть происходящих событий. Обычно мы знаем, чего следует ожидать. Разве могли бы мы жить без некоторой уверенности в надежности?

Лишенный личной независимости, невольно оказавшийся во власти преступника, пострадавший испытывает глубокое унижение, оскорблено его человеческое достоинство. Преступление разрушает чувство автономии: посторонний присвоил себе право распоряжаться нашей жизнью, собственностью, личным пространством. Такая ситуация оставляет жертв преступления с ощущением уязвимости, беспомощности, утери контроля над собственной жизнью, затрагивает чувство собственного достоинства. Здесь снова может воспроизвестись механизм самообвинения: ведь если мы обнаружим причину преступления в собственных поступках, то сможем изменить линию поведения и восстановить возможность управлять своей жизнью.

Из книги: Лорейн Стутсман Амстутс и Ховард Зер «Конференция жертвы и правонарушителя»:

Жертвы заслуживают, чтобы правосудие обеспечило им:

  • Безопасное пространство
  • Возмещение ущерба
  • Ответы на вопросы
  • Возможность рассказать правду, дать показания
  • Обрести уверенность в себе

Жертвы добиваются

  • Подтверждения личной ценности
  • Восстановления своих прав
  • Возвращения понимания
  • Создания новой истории

2. Что правоохранительная система делает с правонарушителями?

«Не так страшна преступность, как наши способы борьбы с ней»

Криминолог Нильс Кристи

«Мы хотим, чтобы у них было чувство собственного достоинства…

Поэтому мы разрушаем их достоинство.

Мы хотим, чтобы они отвечали за свои поступки…

Поэтому мы лишаем их ответственности за все.

Мы хотим, чтобы они были частью общества…

Поэтому мы изолируем их от общества.

Мы хотим, чтобы их жизнь была позитивной и конструктивной…

Поэтому мы унижаем их и делаем их бесполезными.

Мы хотим доверять им…

Поэтому мы помещаем их туда, где нет доверия.

Мы хотим, чтобы они не были жестокими…

Поэтому мы отправляем их туда, где жестокость окружает их.

Мы хотим, чтобы они были добрыми и любящими людьми…

Поэтому мы подвергаем их ненависти и жестокости.

Мы не хотим, чтобы они были “крутыми”…

Поэтому мы отправляем их туда, где “крутых” уважают.

Мы не хотим, чтобы они были в обществе неудачников…

Поэтому мы собираем всех неудачников под одной крышей.

Мы хотим, чтобы они не эксплуатировали нас…

Поэтому мы помещаем их туда, где они эксплуатируют друг друга.

Мы хотим, чтобы они сами контролировали свою жизнь, решали свои проблемы и перестали паразитировать…

Поэтому мы делаем их зависимыми от нас.»

3. Принципы урегулирования конфликта и реагирования на правонарушения в восстановительном подходе

• Восстановление у участников конфликта/правонарушения способности осознать свою ситуацию и ситуацию второй стороны, переосмысливать ее, прекращение вражды между участниками конфликта/правонарушения.

• Ответственность нарушителя перед жертвой (если в ситуации был правонарушитель), состоящая в заглаживании причиненного вреда силами самого нарушителя (насколько это возможно и как это реализовать, обсуждается на восстановительной программе). Исцеление жертвы (если в ситуации была жертва) в процессе заглаживания нарушителем причиненного жертве вреда и ответа на волнующие жертву вопросы со стороны обидчика и его родных.

• Принятие самими участниками конфликтной ситуации (если стороны конфликта «равны») на себя ответственности по ее урегулированию, исключающее насилие или дальнейшее причинение вреда.

• Планирование сторонами конфликта будущего, позволяющего избежать повторения подобных ситуаций в дальнейшем, формирование более ответственного поведения.

• Прояснение участниками ситуации ценностных установок (ориентиров), помогающих конструктивно переосмыслить произошедшее с помощью близких людей и ведущего восстановительных программ. Поддержка позитивных изменений и самоконтроля выполнения договора участниками конфликта, а также поддержка со стороны их родных и близких.

4. Принципы проведения восстановительных программ

Добровольность участия сторон
Стороны участвуют во встрече добровольно, принуждение в какой-либо форме сторон к участию недопустимо. Стороны вправе отказаться от участия в восстановительной программе как до ее начала, так и в ходе самой программы.

Информированность сторон
Ведущий программ восстановительного разрешения конфликтов и криминальных ситуаций обязан предоставить сторонам всю необходимую информацию о сути восстановительной программы, ее процессе и возможных последствиях.

Нейтральность ведущего программ восстановительного разрешения конфликтов и криминальных ситуаций
Ведущий программ восстановительного разрешения конфликтов и криминальных ситуаций в равной степени поддерживает стороны и их стремление в разрешении конфликта. Если ведущий чувствует, что не может сохранять нейтральность, он должен передать дело другому ведущему (медиатору) или прекратить медиацию. Ведущий не может принимать от какой-либо из сторон вознаграждения, которые могут вызвать подозрения в поддержке одной из сторон. Ведущий нейтрален к сторонам, но не нейтрален к факту причинения вреда, то есть контролирует, что на встрече стороны должны обсудить заглаживание обидчиком причиненного вреда.

Конфиденциальность в программах восстановительного разрешения конфликтов и криминальных ситуаций
Программа восстановительного разрешения конфликтов и криминальных ситуаций носит конфиденциальный характер. Ведущий программ или служба примирения обеспечивает конфиденциальность происходящего на медиации.
Исключение составляет информация, связанная с возможной угрозой жизни либо возможности совершения преступления: ведущий заранее ставит участников в известность, что при наличии данной информации она будет передана администрации.
Ведущий программы передает информацию о результатах медиации в структуру, направившую дело на медиацию (как правило, это подписанный сторонами договор, в котором зафиксированы результаты, которые стороны согласны передать в вышестоящие организации). Ведущий может вести записи и составлять отчеты для обсуждения в кругу ведущих, медиаторов и кураторов служб примирения. При публикации имена участников должны быть изменены.

Ответственность сторон и ведущего
Ведущий программ восстановительного разрешения конфликтов и криминальных ситуаций отвечает за безопасность участников на совместной встрече в программе восстановительного разрешения конфликтов и криминальных ситуаций, а также за соблюдение принципов и стандартов восстановительной медиации. Ответственность за результат программ восстановительного разрешения конфликтов и криминальных ситуаций несут участвующие в ней стороны конфликта. Ведущий не может рекомендовать сторонам принять то или иное решение по существу конфликта.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: