Таможенное оформление судна при отходе

Обновлено: 29.04.2024

В целях обеспечения единого подхода к применению положений главы 22 Таможенного кодекса Российской Федерации при производстве таможенного оформления и осуществлении таможенного контроля морских (речных) судов, временно вывезенных с таможенной территории России в качестве транспортных средств, разъясняем следующее.
Как следует из пункта 2 ст. 276 ТК России, в случае, если временно вывезенное судно подвергалось за пределами таможенной территории России операциям по переработке, отличным от перечисленных в пункте 1 данной статьи операций, то при обратном ввозе судна на таможенную территорию России в отношении него применяется частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов применительно к порядку, предусмотренному ст. 207 ТК России в отношении взимания таможенных пошлин и налогов при ввозе продуктов переработки в соответствии с таможенным режимом переработки вне таможенной территории.
Следовательно, одна из задач, стоящих перед таможенными органами в процессе таможенного контроля за временно вывезенными судами, заключается в выявлении случаев проведения за пределами таможенной территории России операций с судами, отличных от перечисленных в п. 1 ст. 276, и взимании в каждом таком случае таможенных пошлин и налогов в установленном порядке.
Порядок проведения технического обслуживания и ремонта технических изделий, в т.ч. морских и речных судов, регламентируется изготовителями в эксплуатационной документации (инструкциях по техническому обслуживанию и ремонту). В технической документации допускается использование только стандартизованных терминов, относящихся к техническому обслуживанию и ремонту изделий, которые установлены ГОСТами.
В то же время операции, перечисленные в п. 1 ст. 276 ТК России, не поименованы в соответствии с ГОСТами, поэтому в случае установления таможенными органами фактов совершения операций с временно вывезенными судами представляется затруднительным сделать вывод о том, относятся ли такие операции к тем, что перечислены в названной статье ТК России.
В связи с изложенным представляется целесообразным определить, какие же поименованные в ГОСТах операции по техническому обслуживанию и ремонту подпадают под описание операций, содержащееся в п. 1 ст. 276 ТК России.
В названной статье ТК России перечислены операции следующих видов:
1) операции по ремонту, техническому обслуживанию и другие подобные операции, необходимые для обеспечения сохранности и эксплуатации транспортного средства, а также поддержания его в состоянии, в котором оно находилось на день помещения под таможенный режим временного вывоза;
2) операции по ремонту, осуществляемые бесплатно в силу закона или договора;
3) операции по ремонту, включая капитальный ремонт, осуществляемые для восстановления судна после его повреждения вследствие аварии или действия непреодолимой силы, которые имели место за пределами таможенной территории России.
Под ремонтом судна в соответствии с ГОСТом 24166-80 "Ремонт судов.
Термины и определения" понимается комплекс мероприятий по восстановлению исправного или работоспособного состояния судна на определенный интервал времени.
Исправное и работоспособное состояния являются видами технического состояния судна. Техническое состояние судна - это совокупность изменяющихся свойств судна, установленная в нормативно-технической документации и определяемая значениями технико-эксплуатационных характеристик в данный момент времени.
Ремонт судна связан с восстановлением плавучести, ходкости, управляемости, остойчивости, прочности и других свойств судна.
Прежде всего, необходимо остановиться на таких определенных ГОСТом 24166-80 видах ремонта судна, как текущий ремонт, средний ремонт и капитальный ремонт.
Под текущим ремонтом судна понимается ремонт судна, выполняемый для поддержания его технико-эксплуатационных характеристик в заданных пределах с заменой и (или) восстановлением отдельных быстроизнашивающихся элементов.
Под средним ремонтом судна понимается ремонт судна, выполняемый для восстановления его технико-эксплуатационных характеристик до заданных значений с заменой и (или) восстановлением элементов ограниченной номенклатуры.
Капитальный ремонт судна - ремонт судна, выполняемый для восстановления его технико-эксплуатационных характеристик до значений, близких к построечным, с заменой и (или) восстановлением любых элементов судна, включая базовые.
Из данных видов ремонта к операциям первого вида, перечисленным в п. 1 ст. 276 ТК России, можно отнести текущий ремонт и средний ремонт.
Относительно капитального ремонта необходимо отметить следующее. В пункте 1 ст. 276 ТК России в качестве одного из признаков операций первого вида указано, что данные операции необходимы для поддержания судна в состоянии, в котором оно находилось на день помещения под таможенный режим временного вывоза. Следовательно, если до помещения под таможенный режим временного вывоза судно уже находилось в эксплуатации и его технико-эксплуатационные характеристики отличались от построечных, то в случае проведения капитального ремонта судно приобретет характеристики, близкие к построечным, т.е. не совпадающие с теми, которые оно имело на день помещения под указанный таможенный режим. Исходя из указанного критерия, капитальный ремонт не может быть отнесен к операциям первого вида, указанным в п. 1 ст. 276 ТК России.
Исходя из ГОСТа 18322-78 "Система технического обслуживания и ремонта техники. Термины и определения", под техническим обслуживанием судна следует понимать комплекс операций или операцию по поддержанию работоспособности или исправности судна.
Содержание и периодичность операций, которые подлежат выполнению при проведении технического обслуживания судна, регламентируются заводом-изготовителем в эксплуатационной документации.
Так, например, инструкцией по техническому обслуживанию судового дизельного двигателя ДКРН-4 российского производства регламентированы ежедневное, ежемесячное, ежегодное техническое обслуживание, техническое обслуживание N 1, 2, 3, 4, 5, ТО-1, ТО-2 и т.д. Техническое обслуживание судового дизеля включает контроль технического состояния, очистку от загрязнений, регулирование зазоров в сопрягаемых деталях, их замену в целях предупреждения недопустимых износов и поломок, устранение возникающих повреждений и их последствий. Все эти операции являются обязательными.
Таким образом, в период нахождения временно вывезенного судна за пределами таможенной территории России в обязательном порядке должно проводиться техническое обслуживание того или иного вида.
Следовательно, любые регламентированные эксплуатационной документацией операции по техническому обслуживанию судна могут быть отнесены к операциям первого вида, указанным в п. 1 ст. 276 ТК России.
Описанию операций второго вида, содержащемуся в п. 1 ст. 276 ТК России, соответствует установленный ГОСТом 24166-80 термин "гарантийный ремонт", под которым понимается ремонт судна, выполняемый силами и средствами строителя судна или исполнителя ремонта (имеется в виду предшествующий ремонт судна) в течение гарантийного срока для восстановления технико-эксплуатационных характеристик судна до значений, установленных в нормативно-технической документации на постройку судна или ремонт, при условии выполнения экипажем судна правил технической эксплуатации.
Таким образом, в случае проведения гарантийного ремонта в отношении временно вывезенного судна при его обратном ввозе на таможенную территорию России таможенные пошлины и налоги не взимаются.
Описанию операций третьего вида, содержащемуся в п. 1 ст. 276 ТК России, соответствуют установленные ГОСТом 24166-80 термины "аварийный ремонт судна" и "восстановительный ремонт судна".
Под аварийным ремонтом судна понимается неплановый ремонт судна, выполняемый для устранения причин и последствий повреждений, вызванных аварийным случаем.
Восстановительный ремонт судна - неплановый ремонт судна, выполняемый для устранения последствий повреждений, вызванных несчастным случаем.
Кроме того, исходя из ГОСТа 24166-80 и ГОСТа 18322-78, к операциям данного вида может быть отнесен неплановый ремонт судна (в т.ч. неплановый текущий, неплановый средний и неплановый капитальный ремонт, если они являются аварийными или восстановительными).
Таким образом, при проведении указанных операций в отношении временно вывезенного судна при его обратном ввозе на таможенную территорию России таможенные пошлины и налоги не взимаются.
ГОСТом 24166-80 определены также такие связанные с ремонтом операции, как модернизация судна и переоборудование судна.
Под модернизацией судна понимается совокупность операций по изменению конструкции судна или элементов судна с целью улучшения технико-эксплуатационных характеристик, включая характеристики условий труда и быта экипажа.
Под переоборудованием понимается совокупность операций по изменению конструкции судна (элемента судна) с целью изменения его функционального назначения.
Как видно из определений данных терминов, цель проведения как модернизации, так и переоборудования судна отлична от целей операций, перечисленных в п. 1 ст. 276 ТК России. Следовательно, модернизация и переоборудование судна не могут быть отнесены ни к одному из видов операций, перечисленных в п. 1 ст. 276 ТК России.
Таким образом, в случае выполнения указанных операций в отношении временно вывезенного судна при его обратном ввозе на таможенную территорию России подлежат уплате таможенные платежи в соответствии с порядком, изложенным в п. 2 ст. 276 ТК России.
В завершение необходимо отметить, что, как следует из имеющихся в ГОСТ 24166-80 пояснений к терминам, проведение модернизации допускается при среднем ремонте судна. Поэтому в случае, если помимо прочих операций процессе среднего ремонта временно вывезенного судна проводилась модернизация, то при возврате судна на таможенную территорию России подлежат уплате таможенные пошлины и налоги, определенные в установленном порядке исходя из стоимости модернизации судна.

Первый заместитель начальника
Северо-Западного таможенного управления,
генерал-лейтенант таможенной службы
П.В.Корчажкин

Не менее, чем за 6 часов до отхода судна, младший помощник должен сдать на КПП погранвойск две “чистые” судовые роли и одну роль со штампом портнадзора, паспорта моряков, разложенные согласно судовой роли, на одной роли делается пометка (паспорта в количестве ….. штук) сданы на КПП и попросить пограничника расписаться в получении паспортов. Вновь прибывшего члена экипажа, который отсутствует в судовой роли (“опоздавшего”), можно оформить дополнительной ролью, но следует помнить, что КПП принимает только одну дополнительную роль.

Необходимо заранее, до начала оформления, узнать на КПП, нет ли замечаний относительно судовых ролей или паспортов моряка и, если есть, немедленно их устранить. Погранвласти обычно сами приносят паспорта и сданные судовые роли на судно для оформления отхода.

Младшему помощнику капитана следует обратить особое внимание на срок действия паспорта моряка, правильность прописки его владельца по судну, а также на то, капитан какого порта выдавал паспорт (РХ или МФ).

Оформление на борту судна

Для оформления отхода судна на борт прибывает комиссия в следующем составе: пограничники, таможенники и представитель агентирующей фирмы (агент).

Таможенным властям предъявляются:

две “чистые” судовые роли;

два экземпляра Генеральной декларации (General declaration);

два экземпляра Грузовой декларации (Cargo declaration);

один экземпляр Port Clearance;

Манифест или поручения на груз;

правильно заполненные индивидуальные таможенные декларации членов экипажа, разложенные согласно судовой роли.

После оформления необходимо убедиться в наличии на каждой декларации штампов таможни, причем против наименований предметов из золота, драгоценных камней или количества инвалюты дополнительно ставится штамп.

Пограничникам предъявляют Акт о досмотре судна силами экипажа в 2-х экземплярах. В судовом журнале должна быть сделана запись о начале и окончании досмотра (обычно за полчаса до прибытия пограничников на борт судна).

По окончании оформления отхода на судне у младшего помощника должны остаться:

судовая роль со штампом портнадзора;

судовая роль со штампом КПП погранвойск;

Port Clearance со штампом таможни;

Генеральная декларация со штампом таможни;

Грузовая декларация со штампом таможни;

Манифест или поручения на груз;

индивидуальные таможенные декларации членов экипажа.

Эти документы должны быть предъявлены впоследствии при оформлении прихода в российский порт.

По окончании оформления на борту судна младший помощник обязан передать через агента или выслать “чистую” судовую роль в судоходную компанию на имя начальника службы кадров.

Особенности оформления отхода судна в каботажный рейс

Оформление судна в каботажный рейс происходит только в карантинной службе и портнадзоре.

При следовании судна в каботажный рейс после заграничного, перед оформлением в портнадзоре необходимо предварительно в таможне сделать отметку на судовой роли со штампом карантинного отдела о том, что таможенные власти не имеют претензий к выгруженному грузу, судну и экипажу.

Оформление прихода судна в российском порту

Информация о подходе

Информация о подходе судна к порту назначения передается капитаном российского судна диспетчеру порта, капитану порта и в другие адреса, установленные местными правилами; капитаном иностранного судна в агентство, занимающееся агентированием.

Информация о подходе сообщается за 48 часов, вторично – за 24 часа и уточняется за 4 часа до подхода. При длительности перехода менее 48 часов в пределах 2 часов после выхода судна из порта отхода.

Капитан судна сообщает следующие данные :

название судна, его флаг, наименование владельца;

последний порт захода;

наибольшую длину судна;

осадку судна носом и кормой;

название груза, его особые свойства, название фумиганта (если груз подвергался фумигации на судне), количество (массу) груза, размещение груза на судне: на палубе, твиндеке, по трюмам (при наличии сквозных трюмов по каждому люку) длину одного места длинномерных и массу тяжеловесных (свыше 3 тонн) грузов.

В море информация дается на 12.00 Владивостокского времени и должна поступать адресату не позднее 14 часов Владивостокского времени; предваряется латинскими буквами NR (NOON REPORT).

Включает в себя:

ветер в баллах / море в баллах

пройдено миль / часов за сутки

остатки: мазут /дизтопливо / вода

осталось пройти миль до порта / порт

дата / время ЕТА

На приход капитан дает информацию, предваряя ее буквами AR (ARRIVAL REPORT), которая включает в себя:

дата прихода / судно

время прихода / порт

пройдено миль / часов

на приход: мазут /дизтопливо / вода

дата отхода / время ETA

Время указывается владивостокское с точностью до 5 минут. Если фрахтователь требует давать более подробную информацию, то ее следует давать с разрешения Департамента флота.

Для танкера при следовании под погрузку:

массу балласта и время дебалластировки у причала, название предыдущего перевезенного груза;

количество заказываемого топлива, пресной воды и т.п.;

потребность в выполнении вспомогательных технических и ремонтных операций.

Капитан судна также подает заявку на:

баржу для сдачи льяльных, балластных, хозяйственно-фекальных сточных вод и контейнеры под мусор;

буксирные суда и буксирные услуги;

ледокольное обеспечение (если необходимо);

На отход из порта капитан дает информацию от момента высадки лоцмана или отшвартовки и дополнительно отсылает документы или информацию согласно “Дополнению” к настоящему положению.

Информация предваряется буквами DR (DEPARTURE REPORT). Включает в себя:

дата отхода / судно

время отхода / порт

на отход: мазут /дизтопливо / вода в тоннах

нужно пройти миль / до порта

наименование груза, количество на борту в тоннах

дата / время ЕТА

Оформление прихода судна

Первыми на борт судна поднимаются карантинные власти, пограничники, таможенники, представитель агентирующей фирмы.

Для оформления прихода необходимо подготовить следующие документы:

1. “чистые” судовые роли – не менее 15 экз.;

  1. паспорта моряков, разложенные согласно судовой роли;
  2. отходную судовую роль со штампом КПП погранвойск;
  3. акт о досмотре судна экипажем – 2 экз.;
  4. выписку из судового журнала с указанием даты и времени проведения досмотра судна экипажем перед прибытием в отечественный порт (соответствующая запись должна быть и в судовом журнале);
  5. генеральную декларацию на приход – 4 экз.;
  6. отходную Генеральную декларацию со штампом таможни;
  7. манифест и поручения на груз;
  8. грузовую декларацию – 2 экз.;
  9. индивидуальные таможенные декларации на отход и на приход, разложенные согласно судовой роли.

Если во время рейса на судно прибыли пассажиры, необходимо приготовить список пассажиров и выписку из судового журнала с указанием распоряжения, согласно которому пассажиры были приняты на борт судна.

При списании членов экипажа или пассажиров в иностранном порту делается выписка из судовой роли с указанием Ф.И.О., должности, порта списания и судна или порта, где оставлен член экипажа или пассажир; на обратной стороне судовой роли со штампом КПП делается соответствующая запись от руки. Фамилии списанных членов экипажа в этой роли не вычеркиваются.

По окончании оформления прихода на борту судна младший помощник оформляет приход в инспекции портнадзора, для чего необходимо представить дежурному инспектору портнадзора следующие документы (можно через агента либо лоцмана):

Показания капитана о приходе;

отходную судовую роль со штампом портнадзора;

“чистую” судовую роль.

Приход судна должен быть оформлен в течение 6 часов с момента “открытия границы” (оформления прихода судна властями).

При возвращении судна из каботажного рейса оформление прихода производится только в инспекции портнадзора.

Оформление прихода и отхода судна в заграничных портах

Документы для оформления прихода в иностранном порту заблаговременно готовятся в рейсе. Информация о том, какие документы и в каком количестве необходимо подготовить для оформления в данном порту, содержится в:

Guide to Port Entry;

справочнике “Порты мира”.

Как правило, во всех странах на приход требуется:

судовая роль на английском языке (не менее 5-ти экз);

List of Ships Store;

Maritime Declaration of Health;

Port Clearance из последнего порта захода;

паспорта моряков, разложенные согласно судовой роли;

Crews Effect Declaration;

список портов захода судна за последние два месяца с указанием дат.

При списании члена экипажа в иностранном порту готовятся: выписка из судовой роли (на русском языке), отношение с просьбой принять члена экипажа на другое судно, выписка из судовой роли (на английском языке). Недостающие бланки документов можно заказать через капитана судна у представителя агентирующей фирмы.

Младший помощник капитана готовит все судовые документы для оформления отхода/прихода судна. Несвоевременно поданные или неправильно оформленные документы ведут за собой незапланированный простой судна в порту со всеми вытекающими отсюда последствиями. Оформление выхода судна из порта осуществляет инспекция государственного портового надзора (портнадзор). Оформление производится при наличии действительных судовых документов, выданных Регистром или другим классификационным обществом, подтверждающих удовлетворительное техническое и мореходное состояние судна, а также при отсутствии препятствий со стороны пожарной охраны и санитарно-карантинного отдела.

Какие именно судовые документы должны быть на борту каждого морского судна, формы этих документов, их содержание, порядок заполнения и выдачи определяется законодательством страны флага судна и условиями целого ряда международных конвенций, резолюций, договоров и соглашений.

Занимаясь оформлением отхода судна, младший помощник капитана должен знать, постоянно следить за сроком действия судовых документов и вовремя сообщать капитану об истечении срока их действия.

Оформление отхода судна в заграничный рейс производится последовательно в четыре этапа:

в санитарно-карантинном отделе; в портнадзоре;

на контрольно-пропускном пункте (КПП) погранвойск;

на борту судна. Для оформления отхода судна в заграничный рейс младший помощник готовит не менее 10 экземпляров судовой роли, заверяет их подписью капитана и судовой печатью. Такая роль называется "чистой". Судовые роли печатать на очень тонкой бумаге (папиросной) запрещается.

Оформление в карантинной службе

Три экземпляра судовой роли вручаются судовому врачу или лицу, ответственному за судовую медицинскую службу, санитарные книжки членов экипажа, санитарный журнал судна, которые оформляют отход в санитарно-карантинном отделе. Судовые роли заверяются капитаном судна, судовой печатью и подписью. В санитарном судовом журнале хранятся: свидетельство о дератизации, санитарное свидетельство. Врач возвращает младшему помощнику два экземпляра роли со штампом карантинного отдела. При отсутствии врача младший помощник сам оформляет отход в карантинной службе, для чего предъявляет медицинские паспорта членов экипажа, судовые роли и Свидетельство о дератизации.

Оформление в инспекции портового надзора

Не позднее, чем за 6 часов до отхода судна, документально отход оформляется в инспекции портового надзора, для чего готовятся следующие документы:

Последний акт проверки судна в порту Владивосток или в последнем российском порту захода инспектором портнадзора. Если были замечания - предъявить документы, подтверждающие их выполнение с подписью капитана судна в п. 19 акта проверки. Акт составляется в портнадзоре в обмен на второй экземпляр;

Заявление на отход, должным образом оформленное и заверенное подписью капитана и печатью судна; Все судовые документы (непросроченные, т.е. действительные до прихода в первый порт);Один экземпляр "чистой" судовой роли и судовую роль со штампом санитарно-карантинного отдела.

Свидетельства радиолокационного наблюдателя (для судоводителей) согласно Резолюции 18 Международной конвенции о подготовке и дипломирование моряков 1978 года, срок действия которых не просрочен (выдается на 5 лет);

Свидетельства САРП (для судоводителей) согласно Резолюции 20 Международной конвенции о подготовке и дипломирование моряков 1978 года (выдается на 5 лет);

Дипломы всего комсостава, соответствующие занимаемым должностям согласно судовой роли. На судах, оборудованных радиоустановкой ГМССБ - дипломы радиооператоров ГМССБ с Подтверждениями (капитан и все вахтенные помощники);

Сертификаты всего экипажа о прохождении курсов по борьбе за живучесть судна в учебно-тренировочном центре;

Свидетельства квалифицированного матроса no количеству спасательных средств;

Акт по обеспечению судов;

Свидетельство пожарной охраны для выхода судна в море;

Расчет остойчивости судна;

Сертификат на сыпучий груз с указанием влажности и угла естественного откоса (если таковой груз имеется);

Акт приема работ по креплению груза или Сертификат о безопасной укладке и креплении груза: с вводом в действие 01 августа 1996 года "Правил безопасности морской перевозки генеральных грузов. Общие требования и положения" (РД 31.11.21.16-96) при оформлении отхода судна необходимо предъявлять Капитану порта один из этих документов (в прил. 7 приводятся международные проформы ИМО);

Дежурный капитан портнадзора проверяет все представленные документы и, если претензий нет, ставит штамп на "чистой" судовой роли, указывая время и номер отхода, и вместе с судовыми документами и дипломами возвращает младшему помощнику. Роль со штампом карантинной службы, расчет остойчивости, акты и справки остаются в портнадзоре.

Разрешение на выход судна в рейс действительно в течение 24 часов со времени, указанного в штампе портнадзора. Если судно задержалось в порту сверх установленного времени, капитан заблаговременно сообщает в инспекцию портнадзора и заново оформляет отход или получает подтверждение отхода, если нет изменений в состоянии судна.

Оформление на КПП погранвойск

Не менее, чем за 6 часов до отхода судна, младший помощник должен сдать на КПП погранвойск две "чистые" судовые роли и одну роль со штампом портнадзора, паспорта моряков, разложенные согласно судовой роли, на одной роли делается пометка (паспорта в количестве . штук) сданы на КПП и попросить пограничника расписаться в получении паспортов. Вновь прибывшего члена экипажа, который отсутствует в судовой роли ("опоздавшего"), можно оформить дополнительной ролью, но следует помнить, что КПП принимает только одну дополнительную роль.

Необходимо заранее, до начала оформления, узнать на КПП, нет ли замечаний относительно судовых ролей или паспортов моряка и, если есть, немедленно их устранить. Погранвласти обычно сами приносят паспорта и сданные судовые роли на судно для оформления отхода.

Младшему помощнику капитана следует обратить особое внимание на срок действия паспорта моряка, правильность прописки его владельца по судну, а также на то, капитан какого порта выдавал паспорт (РХ или МФ).

Оформление на борту судна

Для оформления отхода судна на борт прибывает комиссия в следующем составе: пограничники, таможенники и представитель агентирующей фирмы (агент).

Таможенным властям предъявляются:

две "чистые" судовые роли;

два экземпляра Генеральной декларации (General declaration);

два экземпляра Грузовой декларации (Cargo declaration);

один экземпляр Port Clearance (приложение 8);

Манифест или поручения на груз;

правильно заполненные индивидуальные таможенные декларации членов экипажа, разложенные согласно судовой роли.

После оформления необходимо убедиться в наличии на каждой декларации штампов таможни, причем против наименований предметов из золота, драгоценных камней или количества инвалюты дополнительно ставится штамп.

Пограничникам предъявляют Акт о досмотре судна силами экипажа в 2-х экземплярах. В судовом журнале должна быть сделана запись о начале и окончании досмотра (обычно за полчаса до прибытия пограничников на борт судна).

По окончании оформления отхода на судне у младшего помощника должны остаться:

судовая роль со штампом портнадзора;

судовая роль со штампом КПП погранвойск; Port Clearance со штампом таможни; Генеральная декларация со штампом таможни;

для чего необходимо представить дежурному инспектору портнадзора следующие документы (можно через агента либо лоцмана):

Показания капитана о приходной и отходной судовой роли со штампом портнадзора; "чистую" судовую роль.

Приход судна должен быть оформлен в течение 6 часов с момента "открытия границы" (оформления прихода судна властями).

При возвращении судна из каботажного рейса оформление прихода производится только в инспекции портнадзора;

Роль звуковой информации, воспринимаемой извне на ходовом мостике, особенно велика при плавании в условиях ограниченной видимости. Для обеспечения безопасности плавания немаловажное значение имеют условия слышимости звуковых сигналов на постах судовых наблюдателей. В рулевой рубке шумы создаются всевозможными приборами, воздействием ветра на части судна, волнением моря и другими факторами. На верхнем мостике и на крыльях мостика большое влияние оказывают шумовые помехи от выхлопных газов двигателей, шумов, возникающих от работы вентиляторов машинного отделения, собственных сигналов судовым свистком, предписанных МППСС-72, и шумов от воздействия моря и ветра на корпус судна, его надстройку и оснастку.

Рулевая и штурманская рубки обладают значительным звукопоглощением внешних акустических шумов, но так же поглощаются и полезные звуковые сигналы, услышать которые из этих помещений крайне трудно.

В рубке значительные шумы во время работы создают сельсины репитеров гирокомпаса, эхолот и особенно его самописец. Велики помехи от фона переговоров по УКВ радиотелефонным станциям, которые при входе в порт и выходе из него, при прохождении узкостей, на промысле постоянно включены на прием.

Наименьший уровень шумовых помех отмечен в рулевой рубке у открытой двери или открытого лобового иллюминатора.

Уровень шума на баке превышает уровень на мостике и в рубке. Шумовые помехи при движении судна создаются разбивающимися о форштевень волнами, набегающим потоком воздуха. Кроме того, на палубу бака выходят трубы якорных клюзов, представляющие собой хорошие акустические резонаторы. В результате на баке вероятность обнаружения звуковых сигналов меньше, чем на крыльях мостика.

Распространение звука на море зависит от многих факторов: расстояния от судна до берега, характера береговой черты, плотности тумана, разности температур воздуха и воды и т.п. В тумане могут появляться зоны, в которых звуковые сигналы распространяются плохо (глушатся).Слышимость сигналов зависит от силы и направления ветра, от разности высот источника звука и местонахождения его приемника и т.д. По ветру звук распространяется дальше, чем против ветра; направленный против ветра звук распространяется вверх и бывает не слышен, если наблюдатель находится ниже линии его распространения. Тон звука сигнала также может оказать влияние на звуковое восприятие.

Доклады наблюдателя об обнаруженных звуковых сигналах могут быть такими: «Слышу два продолжительных звука справа впереди траверза»; «Слышу удары в колокол прямо по носу» и т.п.

Важнейшим средством наблюдения является радиолокатор. Международная конвенция о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 года предписывает:

«…Вахтенный помощник должен всегда использовать радиолокатор при ухудшении видимости или в ожидании ухудшения видимости и при плавании в районах интенсивного судоходства, учитывая возможности и ограничения радиолокатора».

Радиолокационное наблюдение должно осуществляться также при плавании вблизи зоны ограниченной видимости, чтобы своевременно обнаруживать суда и другие навигационные опасности, находящиеся в этой зоне.

Радиолокационное наблюдение обязательно организуется при поиске судов, терпящих бедствие, и их спасательных средств.

В соответствии с требованиями Наставления по организации штурманской службы на морских судах флота рыбной промышленности, радиолокационное наблюдение включает в себя:

обязательный просмотр теневых секторов и периодическое наблюдение на шкалах ближнего и дальнего обзора;

учет влияния на РЛС состояния моря и метеорологических факторов, а также и других помех, не позволяющих обнаружить суда на достаточном расстоянии;

глазомерную оценку радиолокационной ситуации и отбор объектов для радиолокационной прокладки;

радиолокационную прокладку (вручную или с помощью автоматизированных средств) с определением элементов сближения и движения опасных объектов и выполнение расчетов маневра расхождения; контроль за изменением радиолокационной ситуации во время маневра до полного расхождения судов на безопасное расстояние.

Международные правила предупреждения столкновений судов в море особо подчеркивают необходимость анализа обработанной радиолокационной информации, т.е. полученных количественных данных о направлениях линий относительного движения, относительной скорости, дистанции кратчайшего сближения, времени до момента кратчайшего сближения, курсов и скоростей других судов для адекватной интерпретации результатов наблюдений.

Наблюдатель должен ясно представлять эксплуатационные характеристики, возможности и ограничения радиолокационной аппаратуры, в частности, знать ее разрешающую способность по дальности и по направлению, предельную погрешность измерения расстояния и направления на различных шкалах дальности, вероятную дальность обнаружения объектов и влияние на нее метеорологических условий. Радиолокационному наблюдению за объектами могут мешать теневые секторы антенны судовой РЛС, засветка центра экрана и другие помехи. Для просмотра зон, попадающих в теневые секторы, следует кратковременно изменять курс на достаточную величину. В двухдиапазонных станций в условиях помех от осадков целесообразно использовать диапазон 10 см.

Международная конвенция ПДМНВ-78 требует:

«…Вахтенный помощник должен обеспечивать, чтобы используемые шкалы дальности радиолокатора переключались достаточно часто для возможно более раннего обнаружения эхо-сигналов…»

На судах, где установлены две радиолокационные станции, при работе одной из них вторая должна находиться в режиме подготовки, чтобы обеспечить немедленный переход к ее использованию в случае необходимости.

В сложных условиях плавания для графической прокладки и обработки радиолокационной информации следует привлекать подвахтенного помощника капитана; в таких случаях необходимо четко разграничить обязанности судоводителей на мостике.

Радионаблюдение должно непрерывно вестись на каждом судне, находящемся в море:

на канале 70 УКВ ЦИВ;

На частоте бедствия и обеспечения безопасности ЦИВ 2187,5 кГц, если судно оборудовано ПВ радиоустановкой для морских районов А1, А2 или А1, А2, А3;

на частотах бедствия и обеспечения безопасности ЦИВ 2187,5 кГц и 8414,5 кГц, а также, в зависимости от времени суток и географического положения судна, на одной из частот бедствия и обеспечения безопасности ЦИВ: 4207,5 кГц, 6312 кГц, 125777 кГц или 16804,5 кГц, если судно оборудовано ПВ/КВ радиоустановкой;

за оповещениями о бедствии в направлении берег-судно через ИСЗ, если судно оборудовано судовой земной станцией ИНМАРСАТ.

На каждом судне, находящемся в море, должно вестись радионаблюдение за передачами информации по безопасноти на море (навигационные и метеорологические предупреждения, метеорологические прогнозы и др.) на соответствующей частоте или частотах, на которых такая информация передается, для района, в котором находится судно.

Информация может быть предназначена для всех судов или судов, находящихся в определенном районе либо входящим в определенную группу («Всем судам» – «All vessels»; «Судам, находящимся на подходе к южному фарватеру» – «Vessels on approach to South Channel» и т.п.). Всем судам предназначена информация, предваряемая сигналом бедствия («Mayday» – «Мэдэ»), срочности («Pan-Pan» – «Пан-Пан») или безопасности («Seсurite» – «Секюритэ»). В ряде районов предписывается дежурство на определенном канале УКВ. Так, всем судам, следующим проливом Ла-Манш, рекомендуется принимать информацию, передаваемую радиостанциями системы судовых донесений Великобритании и Франции, и нести дежурство на УКВ. Суда, плавающие в системах разделения движения в районе острова Уэсан, в районе скал Каскетс, в проливе Па-де-Кале и прилегающих к ним зонах прибрежного плавания, должны нести непрерывное дежурство на УКВ, канал 16, и на канале 11 на судах, где возможен двухканальный прием. В соответствии с требованиями ГМССБ – глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности, в непосредственной близости от места, откуда обычно осуществляется управление судном, должна быть обеспечена звуковая или световая сигнализация о приеме вызова сигналов бедствия, срочности и безопасности, которые передаются УКВ и ПВ/КВ судовыми станциями в режиме ЦИВ – цифрового избирательного вызова.

Гидроакустическое наблюдение за глубиной под килем осуществляется с помощью навигационного эхолота, который рассматривается в Международной конвенции ПДМНВ-78 как важное навигационное средство.

Эхолот включается на подходе к району со стесненными условиями плавания; его показания сравниваются с глубинами на морской навигационной карте. Наблюдение за характером изменения глубины удобно осуществлять с помощью самописца эхолота. Для индикации достижения заданного оператором значения опасной глубины применяется звуковая и световая сигнализация.

Рекомендуемая литература

1. КТМ – Кодекс торгового мореплавания.

2. Щеголев В. И. Что нужно знать капитану при посещении судна инструктором государства порта. – СПб., ЗАО ЦНИИМФ, 1996. – 124 с.

3. Рекомендации по организации штурманской службы на морских судах Украины (РШСУ-98) – Одесса, ЮжНИИМФ, 1990. – 111 с.

4. Наставление по швартовным и грузовым операциям в море судов флота рыбной промышленности Ленинград: Транспорт, 1984. – 72 с.

При таможенных процедурах с речными и морскими судами требуется проведение их таможенной очистки. Соответствующую помощь оказывает таможенный представитель RTL. Мы присутствуем в портах Юга, Дальнего Востока, Северо-Западной части России и обладаем опытом оформления плавательных средств любого класса. Наши специалисты знают, какую документацию нужно подготовить, как рассчитать размер налогов и пошлин, где быстрее и дешевле провести процедуру таможенного оформления судна. Это позволит использовать катер на законном основании без угрозы конфискации и наложения штрафа.

Процесс оформления кораблей

Таможенная очистка судна может оформляться как в порту, так и в другом таможенном пункте при возможности его доставки по суше. Последний вариант актуален для маломерных лодок и других плавательных средств при перевозке автотранспортом. При профессиональном отношении к делу срок таможенного оформления судна составляет 1 день. При этом необходимо предварительно собрать комплект документов, среди которых:

  • таможенная декларация, заполненная в соответствии с выбранной таможенной процедурой;
  • технический паспорт, сертификаты и другие документы с подтверждением характеристик судна;
  • договор купли-продажи;
  • документы владельца;
  • документы о техническом состоянии водного транспорта;
  • транспортные документы;
  • регистрационные документы.

Комплект документации для таможенного оформления судов зависит от их назначения (пассажирское, промысловое, обслуживающее, наливное, грузовое и пр.), габаритов и технических характеристик. Также следует учитывать вид таможенной процедуры, страну происхождения плавательного средства, состояние (новое или б/у), наличие в международных каталогах статуса владельца (физическое и юридическое лицо). В RTL можно заказать услугу таможенной очистки при экспорте, импорте, временном вывозе или ввозе речных или морских судов с учетом всех нюансов выбранной процедуры. Наши специалисты возьмут на себя осмотр, транспортировку, таможенное оформление, доставку яхты в порт приписки или по указанному адресу.

Преимущества услуги по таможенной очистке яхт и других судов

Основной плюс работы по договору с таможенным брокером — гарантия оформления кораблей, катеров и других плавсредств «под ключ» с минимальными сроками доставки. Наши брокеры знают все нюансы процесса и помогут найти наиболее выгодный по цене вариант. К другим плюсам сотрудничества относятся:

49. Информация о заходе судна в морской порт должна содержать следующие сведения:

  • номер, присвоенный Международной морской организацией (далее — ИМО номер судна);
  • название судна на русском языке и буквами латинского алфавита;
  • позывной сигнал судна;
  • государственная принадлежность (флаг) судна и порт регистрации судна;
  • идентификационный номер морской подвижной службы, присвоенный судовой радиостанции;
  • наименование, ИМО номер судовладельца (при наличии);
  • наименование и ИМО номер оператора судна (при наличии);
  • класс судна и наименование российской организации, уполномоченной на классификацию и освидетельствование судов, или иностранного классификационного общества, выдавшего классификационное свидетельство (далее — классификационное общество судна);
  • основные характеристики судна (тип, год постройки, валовая вместимость, дедвейт, длина наибольшая, ширина наибольшая, надводный габарит, высота борта, осадка наибольшая, осадка носом, осадка кормой, район Глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности (далее — ГМССБ), ограничения по району плавания);
  • тип и количество груза на судне (для каждого типа груза);
  • информация о бункерном топливе на момент выхода из предыдущего порта;
  • информация о балласте (количество и район приема балласта);
  • для танкера при следовании под погрузку — наименование предыдущего перевезенного груза и информация о наличии или отсутствии дегазированных танков;
  • дата, номер и место выдачи разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов (для рыболовных судов);
  • информация о наличии разрешения Росморречфлота на перевозку и буксировку в каботаже, а также на осуществление иных видов деятельности в области торгового мореплавания судами, плавающими под флагом иностранного государства (для судов, плавающих под иностранным флагом)
  • судовая роль (фамилия, имя, отчество (если применимо) или имена, гражданство, должность на судне, дата и место рождения, вид и номер документа, удостоверяющего личность, квалификация по диплому и номер диплома
  • список пассажиров на борту (фамилия, имя, отчество (при наличии); дата рождения, вид и данные документа, удостоверяющего личность, по которому приобретался проездной документ (билет), пункт отправления, пункт назначения, вид маршрута следования (беспересадочный, транзитный), дата поездки, пол, гражданство;
  • ожидаемые дата и время захода судна в морской порт;
  • ожидаемые дата и время выхода судна из морского порта;
  • наименование последнего порта выхода судна (района промысла, района погрузки/выгрузки), дата и время выхода из последнего порта;
  • наименование следующего порта захода судна (района промысла, района погрузки/выгрузки);
  • планируемые операции в морском порту (тип, наименование и количество выгружаемого и загружаемого груза, количество и наименование требуемого пополнения судовых запасов, количество и наименование требующих сдачи отходов (отдельно — планируемых к сдаче на приемное сооружение), планируемая смена членов экипажа судна);
  • наименование морского терминала и/или номер причала планируемой швартовки, рейд или район якорной стоянки (в случае грузовых операций или бункеровки на рейде);
  • сведения о Международном свидетельстве об охране судна или Временном международном свидетельстве об охране судна (наименование выдавшего органа, дата выдачи и срок действия) и об уровне охраны судна в соответствии с Международным кодексом по охране судов и портовых средств;
  • требуемое обеспечение безопасного плавания и стоянки судна в морском порту (буксирное, лоцманское, ледокольное обеспечение);
  • при необходимости ледокольного обеспечения: водоизмещение судна, тип и мощность главного двигателя, ледовый класс, материал гребного винта, наличие на судне топлива, воды, продовольствия и их суточный расход;
  • информация о санитарно-эпидемиологической обстановке на борту судна;
  • информация о неисправности судовых устройств (механизмов) при наличии, а также о несоответствиях судна требованиям международных договоров Российской Федерации в области охраны человеческой жизни на море, безопасности мореплавания, защиты морской среды от загрязнения с судов, транспортной безопасности;
  • при планируемой выгрузке нефти и/или нефтепродуктов — информация о получателе (получателях) нефти и/или нефтепродуктов в соответствии с коносаментом;
  • при наличии на судне опасных грузов (для каждого наименования опасного груза):
  • наименование и номер ООН опасного груза и его количество;
  • класс ИМО опасного груза, группа упаковки (если применимо к перевозимому грузу);
  • месторасположение опасного груза на судне;
  • в отношении опасных грузов, перевозимых в таре, — масса брутто груза;
  • в отношении опасных грузов, перевозимых навалом, — группа груза, сведения об удельном погрузочном объеме груза, угол откоса и транспортабельная влажность груза (если применимо к перевозимому грузу);
  • в отношении опасных грузов, перевозимых наливом, — наименование груза, сведения о температуре вспышки и плотности груза;
  • информация о грузе, подверженном разжижению.

50. Информация о заходе судна в морской порт в соответствии с пунктом 49 настоящих Общих правил вносится капитаном судна (судовладельцем) либо морским агентом в информационную систему государственного портового контроля (далее — ИСГПК) не позднее 72 часов и не ранее 120 часов до планируемого времени захода судна в морской порт.

В случае если переход судна из последнего морского порта (из района промысла, района погрузки/выгрузки) составляет менее 72 часов, информация о заходе судна в морской порт вносится в ИСГПК перед выходом судна из последнего морского порта (отхода из района промысла, района погрузки/выгрузки).

51. Информация о заходе судна в морской порт подтверждается капитаном судна (судовладельцем) либо морским агентом в ИСГПК в период между 48 и 24 часами до ожидаемого захода судна в морской порт.

Для рыболовных судов, занятых прибрежным рыболовством, информация о заходе судна в морской порт подтверждается не позднее четырех часов до захода судна в морской порт.

53. Капитан морского порта в течение часа подтверждает в ИСГПК получение информации о заходе судна в морской порт путем направления в ИСГПК информации, предусмотренной пунктами 50 и 51 настоящих Общих правил.

При получении информации в соответствии с пунктами 50 — 52 настоящих Общих правил о заходе в морской порт судов с ядерными установками или радиационными источниками ИГСПК направляет в подразделение войск национальной гвардии Российской Федерации следующую информацию:

— название судна на русском языке;

— позывной сигнал судна;

— основные характеристики судна (длина наибольшая, ширина наибольшая, осадка носом и кормой);

— количество пассажиров на борту;

— количество членов экипажа судна;

— ожидаемые дата и время захода в морской порт;

— ожидаемые дата и время выхода судна из морского порта;

— планируемое место его якорной стоянки и (или) швартовки.

54. Капитан судна (судовладелец) либо морской агент не позднее четырех часов после первой постановки судна на якорь в акватории морского порта или окончания первой швартовки судна в морском порту вносит в ИСГПК заявление о приходе судна в морской порт с указанием в нем сведений, предусмотренных пунктом 49 настоящих Общих правил, а также даты и времени фактического захода судна в морской порт, местонахождения судна в морском порту (место якорной стоянки, наименование причала), количества бункерного топлива на борту (тяжелого, легкого и газомоторного раздельно).

Оформление прихода судна может осуществляться как на борту судна, так и без такового на основании представленных документов в ИСГПК. Капитан морского порта имеет право в случае сомнений в подлинности копий запросить оригиналы документов.

Результаты оформления прихода судна в морской порт вносятся капитаном морского порта в ИСГПК не позднее часа с момента окончания оформления прихода судна в морской порт.

56. Для оформления судна на выход из морского порта капитан судна (судовладелец) либо морской агент не позднее четырех часов до предполагаемого времени выхода судна из морского порта, но не ранее окончания оформления прихода судна в морской порт вносит в ИСГПК заявление о выходе судна из морского порта.

В заявлении о выходе судна из морского порта указываются следующие сведения:

— ИМО номер судна;

— название судна на русском языке и буквами латинского алфавита;

— позывной сигнал судна;

— государственная принадлежность (флаг) судна;

— наименование, ИМО номер судовладельца (при наличии);

— наименование и ИМО номер оператора судна (при наличии);

— класс судна и наименование классификационного общества судна;

— основные характеристики судна (тип, год постройки, валовая вместимость, дедвейт, длина наибольшая, ширина наибольшая, высота борта, надводный габарит, осадка наибольшая, осадка носом, осадка кормой, район ГМССБ, ограничения по району плавания);

— тип и количество груза на судне (для каждого типа груза);

— информация о балласте (количество и район приема балласта);

— судовая роль (фамилия, имя, отчество (если применимо) или имена, гражданство, должность на судне, дата и место рождения, вид и номер документа, удостоверяющего личность, квалификация по диплому и номер диплома);

— список пассажиров на борту (фамилия, имя, отчество (при наличии); дата рождения, вид и данные документа, удостоверяющего личность, по которому приобретался проездной документ (билет), пункт отправления, пункт назначения, вид маршрута следования (беспересадочный, транзитный), дата поездки, пол, гражданство;

— количества бункерного топлива на борту (тяжелого, легкого и газомоторного раздельно);

— ожидаемые дата и время выхода судна из морского порта;

— наименование следующего порта захода судна (района промысла);

— ожидаемые дата и время захода судна в следующий морской порт (прибытия в район промысла);

— информация о наличии разрешения Росморречфлота на перевозку и буксировку в каботаже, а также на осуществление иных видов деятельности в области торгового мореплавания судами, плавающими под флагом иностранного государства (для судов, плавающих под иностранным флагом);

— информация о наличии разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов, в том числе дата, номер и место выдачи указанного разрешения (для рыболовных судов);

— наименование морского терминала и/или номер причала, рейд или район якорной стоянки планируемого отхода судна;

— выполненные операции в морском порту (тип и количество выгруженного и погруженного груза, количество и наименование сданных отходов, смена членов экипажа судна, количество полученного бункерного топлива);

— информация о фактическом получателе (получателях) нефти и/или нефтепродуктов с указанием количества полученных с судна нефти и/или нефтепродуктов в отношении каждого получателя, подписанное каждым получателем нефти и/или нефтепродуктов, и информация о согласии получателя (получателей) на предоставление данных о получателе в Международный фонд компенсации ущерба от загрязнения нефтью (при осуществленной выгрузке нефти и/или нефтепродуктов);

— количество посаженных и/или высаженных пассажиров;

— сведения о Международном свидетельстве об охране судна или Временном международном свидетельстве об охране судна (наименование выдавшего органа, дата выдачи и срок действия) и об уровне охраны судна в соответствии с Кодексом ОСПС;

— требуемое обеспечение для выхода судна из морского порта (буксирное, лоцманское, ледокольное обеспечение);

— при необходимости ледокольного обеспечения: водоизмещение судна, тип и мощность главного двигателя, ледовый класс, материал гребного винта, наличие на судне топлива, воды, продовольствия и их суточный расход;

— информация о санитарно-эпидемиологической обстановке на борту судна;

— информация о неисправности судовых устройств (механизмов) при наличии, а также о несоответствиях судна международным договорам Российской Федерации в области охраны человеческой жизни на море, безопасности мореплавания, защиты морской среды от загрязнения с судов и транспортной безопасности;

— при наличии на судне опасных грузов (для каждого наименования опасного груза):

— наименование и номер ООН опасного груза и его количество;

— класс ИМО опасного груза, группа упаковки (если применимо к перевозимому грузу);

— месторасположение опасного груза на судне;

— в отношении опасных грузов, перевозимых в таре, — масса брутто груза;

— в отношении опасных грузов, перевозимых навалом, — группа груза, сведения об удельном погрузочном объеме груза;

— информация о грузе, подверженном разжижению;

— информация о подтверждении разжижаемости груза, выданная признанной организацией;

— подтверждение проверенной массы брутто для каждого контейнера;

— в отношении опасных грузов, перевозимых наливом, — наименование груза, сведения о температуре вспышки и плотности груза.

Капитан морского порта по согласованию с органами пограничного и таможенного контроля осуществляет оформление судна на выход из морского порта. При оформлении судна на выход из морского порта капитан судна (судовладелец) либо морской агент обязан предоставить документы, указанные в приложении №2 к настоящим Общим правилам.

57. Капитан морского порта при оформлении судна на выход из морского порта осуществляет проверку документов, указанных в приложении №2 к настоящим Общим правилам, и выполнения требований по укомплектованию экипажей судов, установленных КТМ, правилом 14 (2) главы 5 Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года с поправками.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: