Священники были обязаны докладывать государству о злых умыслах прихожан нарушая тайну исповеди

Обновлено: 05.05.2024

Тест по истории России Церковная реформа. Положение традиционных конфессий 8 класс с ответами. В тесте представлены 2 варианта, в каждом варианте по 10 заданий.

Вариант 1

1. Как развивались события в управлении церковью после смерти в 1700 г. патриарха Адриана?

1) Петр I назначил нового патриарха
2) Петр I провел Земский собор, на котором был избран новый патриарх
3) Папа римский назначил нового патриарха
4) Петр I учредил должность местоблюстителя патриаршего престола

2. Как называлась должность главы Святейшего Синода?

1) генерал-прокурор
2) обер-прокурор
3) старший прокурор
4) адмирал

3. Как изменилось отношение к тайне исповеди в годы правления Петра I?

1) священники были обязаны докладывать государству о злых умыслах прихожан, нарушая тайну исповеди
2) священники были обязаны свято хранить тайну исповеди
3) прихожане должны были исповедоваться в государственных канцеляриях
4) священники налагали штрафы за тяжкие грехи, о которых узнавали на исповеди

4. Как изменилось положение монастырей при Петре I?

1) в монастырях стали селить отставных военных, нищих, людей, получивших ранение на войне
2) монастыри получили самостоятельность
3) монастыри получили финансовую государственную поддержку и независимость
4) монастыри перешли под управление Папы римского

5. В каком году в России было официально отменено патриаршество и создан Священный Синод?

1) 1700 г.
2) 1710 г.
3) 1721 г.
4) 1730 г.

6. Как называлось произведение Феофана Прокоповича, которое официально определяло положение церкви в государстве в годы правления Петра I?

1) «Духовный закон»
2) «Духовный регламент»
3) «Основной закон»
4) Конституция

7. Кто входил в «ученую дружину» Феофана Прокоповича?

1) Г. Потемкин
2) А. Чарторыйский
3) В. Татищев
4) В. Ключевский

8. Каким было отношение Петра I к старообрядцам?

1) для них были предусмотрены особые налоги, но при этом государь проявлял к старообрядцам определенную терпимость
2) Петр I категорически не принимал раскольников и ссылал их в отдаленные районы государства
3) Петр ввел тройное налогообложение для старообрядцев и особую систему штрафов
4) старообрядцам были предоставлены такие же права, как и другим православным

9. При каком условии Синод разрешал браки иноверцев с православными?

1) иноверцы обязаны были принять православие
2) иноверцы должны были молиться в православных храмах
3) родившихся в браке детей надо было крестить в православной вере
4) иноверцы были обязаны отдать имущество в пользу Православной церкви

10. Как можно в целом охарактеризовать политику государства в отношении церкви в годы правления Петра I?

1) государство стремилось поставить церковь под свой контроль
2) государство провозглашало независимость церкви
3) государство полностью подчинялось церкви
4) государство признавало равенство с церковью в вопросах власти и управления

Вариант 2

1. После смерти патриарха Адриана в 1700 г. «местоблюстителем патриаршего престола» был назначен

1) Андрей Боголюбский
2) Стефан Яворский
3) Игнатий Гриневицкий
4) Богдан Хмельницкий

2. Как изменилось распределение церковных доходов в правление Петра I?

1) доходы церкви увеличились
2) доходы церкви не изменились
3) часть церковных доходов была перераспределена на военные нужды
4) часть государственных доходов была перераспределена в пользу церкви и монастырей

3. В каком году был создан Святейший Синод?

1) 1700 г.
2) 1710 г.
3) 1714 г.
4) 1721 г.

4. Как назывался закон, который определял положение церкви в государстве со времени правления Петра I?

1) «Главный магистрат»
2) «Духовный регламент»
3) «Духовный собор»
4) Табель о рангах

5. Какое положение из перечисленных иллюстрирует взгляды Феофана Прокоповича, первого вице-президента Синода?

1) церковь должна занимать главенствующее место в системе государственной иерархии
2) церковная и светская власть должны быть равны
3) церковная власть должна подчиняться светской
4) государству следует отказаться от церкви

6. Какое произведение для обучения детей было напечатано в типографии Александро-Невского монастыря, открытого по инициативе Феофана Прокоповича?

1) «Апостол»
2) «Поучение детям»
3) «Отрок»
4) «Первое учение отрокам»

7. Как звали нижегородского священника, который активно дискутировал со старообрядцами в годы правления Петра I и обратил в официальную веру около 27 тысяч старообрядцев?

1) Питирим
2) Глеб
3) Иоанн
4) Василий

8. Какой первый каменный католический храм был построен в Москве в 1706 г.?

1) храм апостолов Петра и Павла
2) храм Петра и Февроньи
3) храм Бориса и Глеба
4) храм иезуитов

9. Что характеризовало государственную политику России в отношении вероисповедания на присоединённых землях Лифляндии и Эстляндии в годы правления Петра I?

1) дворяне и горожане обязаны были принять православие
2) жители данных земель должны были отречься от своей веры
3) для жителей данных земель была организована особая церковь
4) жители данных территорий сохраняли лютеранское вероисповедание

10. Что относится к общей характеристике положения церкви в годы правления Петра I?

1) церковь перешла под контроль государства
2) церковь стала полностью самостоятельной
3) церковь полностью одобряла реформы Петра I
4) церковь благословила проведение протестантских и католических служб на территории России

Сегодня тайна исповеди в России строго охраняется законом. Однако в царские времена священники были обязаны докладывать властям о содержании исповеди. Все началось с Петра I, а закончилось только в XIX веке.

Церковные реформы

Одним из самых известных реформаторов в российской истории считается Петр I. Реформы императора, как известно, не обошли стороной и церковь, которая до того сохраняла еще некоторую автономию. Однако, по словам Леонида Ляшенко и других авторов учебника «История России», Петр не желал мириться с особым положением церкви в государстве. После смерти в 1700 году патриарха Адриана царь не допустил выборов нового церковного главы. Через несколько месяцев был восстановлен Монастырский приказ, установивший контроль государства за землями и доходами монастырей.

Упразднил Петр и патриаршество, в результате чего управление РПЦ было передано Святейшему Синоду. Святейший Синод состоял исключительно из тех духовных лиц, которых выбрал сам Петр Великий. Члены Синода получали казенное жалование и обязаны были выполнять все царские повеления. Точнее, от имени правителя Синодом управлял обер-прокурор, которого также назначал Петр.

Фактически Синод стал еще одной коллегией, в ведении которой были «духовные дела», а его члены стали чиновниками, только одетыми не в мундир, а в рясу. Так император стал главой и Русской Православной Церкви.

Исповедь под контролем государства

Будучи главой Русской Православной Церкви, Петр I стремился использовать ее в государственных интересах. Поэтому неудивительно, что император не оставил без внимания и исповедь, во время которой верующие делились со священниками самым сокровенным. Так, согласно именным указам Петра от 8 февраля 1716 года и 17 февраля 1718 года священнослужителей обязывали ежегодно составлять полный список исповедавшихся, не посетивших исповедь и «записных раскольников». Копию этого списка надлежало представлять в консисторию, а также в судебные органы. Указ от 16 февраля 1722 года дополнительно разъяснял, как именно следует вести такие списки.

Не зря значение законодательной регламентации порядка исповеди среди мероприятий петровской церковной реформы неоднократно становилось предметом внимания исследователей. Например, изучению современных историков до сих пор подвергается указ Петра I «Об объявлении священникам открытых им на исповеди преднамеренных злодейств» 1722 года. Объявление это было разослано во все епархии. В качестве причины появления подобного распоряжения правитель написал: «. понеже известно ныне в Синоде учинилось, что некоторые злодеи, исповедовася духовным своим отцам грехов своих, объявляют на исповеди и злодейственное свое намерение не с раскаянием. но с непременном злого того действия желанием. ».

Указ в действии

Не забыл Петр I упомянуть в тексте объявления и о «раскольнике» Григории Талицком, заявлявшем о том, что император является антихристом. Талицкий делился со своим духовником Лукой размышлениями о последних временах. Разговоры со священником, который о содержании исповеди не сообщил «куда следует», Григорий якобы принял за одобрение. В результате были казнены оба: и поп Лука, и Талицкий. Петр также напомнил в документе и о своем сыне Алексее, осужденном как изменник. Поэтому император требовал от священников сообщать не только о воровстве, но и об измене, о бунте «на Государя, ли на Государство», о злых умышлениях «на честь или здравие Государево и на фамилию Его Величества».

Как бы то ни было, Петр всеми силами пытался привести веские основания для издания указа о нарушении тайны исповеди. Примечательно, что, как утверждает автор труда «История появления и рецепция указа 1722 года «Об объявлении священникам открытых им на исповеди преднамеренных злодейств»» Г. В. Бежанидзе, в 1725 году объявление было изъято, так как в тот момент Петр I уже скончался, а на престоле находился сын казненного царевича Алексея Петр II. Тем не менее в 1830 году при публикации полного собрания законов объявление вошло в корпус собрания. Однако священники продолжали отстаивать право прихожан на тайну исповеди. Такая позиция нашла свое отражение в светском законодательстве, когда после судебной реформы 1864 года служителям церкви запретили свидетельствовать в суде по поводу признаний, сделанных на исповеди.

Отец Илья служил верой и правдой уже много лет в Храме святого благоверного великого князя Александра Невского . Приход был большой, активный, популярный среди жителей города и даже области. Отец Илья старался вести хозяйство свое рачительно и с душой. За это его прихожане любили и уважали. Многие приходили за житейским советом.

Исповедовались тоже многие. В основном грехи были такого порядка: зависть, ложь, измены (прелюбодеяния), мелкое воровство, грешные мысли.

Батюшка любил молиться за своих прихожан. На его глазах выступали слезы, а вся его паства представлялась ему его детьми. И он как отец всех их жалел, любил и готов был прижать каждого к груди своей.

В общем, нёс свой крест батюшка достойно.

Но один случай перевернул всю его дальнейшую жизнь.

В храм зашел мужчина высокого роста и крупного сложения. Видно было, что он кого-то ищет. Отец Илья подошел к нему и выяснилось, что мужчина очень хочет исповедаться и как можно скорее.

- В чем срочность? – спросил батюшка.

- Передумаю вдруг, – ответил мужчина и засмеялся неприятным, лающим смехом.

Исповедь состоялась. Мужчина ушел. А батюшка все ходил и ходил, и места себе не находил. Он не спал всю ночь и принял решение после долгой молитвы на коленях.

… - Ну и я ее это, ножом пырнул в самый живот. Даже почувствовал, как нож там внутри по ним ходит. Врачи на УЗИ сказали, что двойня будет. Она зацепилась за меня, медленно так падала… Кровь из нее быстро утекла. Я ее в приготовленный мешок положил и там закопал. Земля мягкая была, хорошо копать было. Так их и похоронил. Сюда-то я пришел, потому что знаю, у вас тайна исповеди. Вы никому не скажете. Вы мне, это, грех-то отпустите. А то снятся они мне часто, спать не могу. Кричу сильно. Моя сожительница-то пугается, будит меня, а я трясусь… Надоело мне это. Так чё делать-то надо? Говорите. Я все сделаю…

Утром батюшка пришел в местный отдел полиции и написал заявление о преступлении. Он хорошо запомнил этого мужчину, по его рассказу составили фоторобот и через несколько дней мужчина был арестован. Он дал признательные показания. Указал место преступления. Там действительно был найден труп женщины с признаками беременности.

Отец Илья снял с себя сан и стал вести обычную гражданскую жизнь. Никто из его прихожан так и не узнал, что он нарушил тайну исповеди. Но Иван Николаевич считает, что поступил правильно.

Через некоторое время стало известно, что преступника убили в тюрьме сами заключенные, которые по тюремным понятиям должны самосудом наказывать того, кто убил женщину, детей или старика.

Комментарий юриста: Что касается тайны исповеди – священнослужители религиозных организации не подлежат допросу в качестве свидетелей об обстоятельствах, ставших им известных из исповеди. НО! Существует Постановление Конституционного суда РФ от 29.06.2004 г. №13-П: лица, обладающие свидетельским иммунитетом, включая священнослужителей вправе использовать сведения, полученные в ходе выполнения своей профессиональной деятельности.

Т.е. отец Илья был вправе прибегнуть к раскрытию тайны исповеди (только касаемо уголовного преступления) и исключительно для защиты интересов определенного круга лиц.

До начала правления на Руси Петра I церковь соблюдала тайну исповеди. После выхода Духовного Регламента в 1721 году, основной для которого стал протестантский взгляд на верховенство светской власти в духовной жизни, священнослужителей привлеки для полицейского надзора над народом. Согласно документу авторства Феофана Прокоповича священнослужитель обязан донести на человека, если он совершал или намеревается совершить государственную измену, поднять бунт, покусится на жизнь Государя или его семьи.

Под разглашение также попало желание «грешника» ввести народ в заблуждение через потасовку фактов или разглашение о ложном чуде. Не смотря на приказ Петра I практика доносов среди священников не прижилась.

В современной России право конфиденциальности исповеди гарантируется Федеральными законами, уголовно-процессуальным и гражданско-процессуальным кодексом. Тайна исповеди зачищена законом, а священники не подлежат допросу и не могут привлекаться к ответственности за отказ давать показания на исповедующегося человека.

В 9 разделе социальной концепции Русской Православной Церкви говорится, что «Даже в целях помощи правоохранительным органам священнослужитель не может нарушать тайну исповеди». Однако есть исключение. «Священник может нарушить правило, если кающийся поделился информацией о преступлении против человечества путём совершения террористического акта или исполнения преступного приказа в ходе военных действий».

Священнослужитель должен попытаться повлиять на человека. Если его попытка не увенчается успехом, то заботясь о сохранении тайны имени исповедующегося, он обязан предупредить тех, чьим жизням угрожает опасность. В особенно сложных ситуациях следует обратиться за помощью к архиерею епархии.

После большого количества скандалов связанных с педофилией в 2010 году католическая церковь опубликовала епископскую директиву. Согласно документу священнослужитель может обратиться в полицию, если грешник исповедался в совершении сексуального насилия над ребенком. Однако делать это можно только с разрешения жертвы или ее представителя.

Тест по истории Церковная реформа, Положение традиционных конфессий для учащихся 8 класса с ответами. Тест включает в себя 2 варианта, в каждом варианте по 10 заданий.

1 вариант

1. Как развивались события в управлении церковью после смерти в 1700 г. патриарха Адриана?

1) Пётр I назначил нового патриарха
2) Пётр I провел Земский собор, на котором был избран но­вый патриарх
3) Папа римский назначил нового патриарха
4) Пётр I учредил должность местоблюстителя патриар­шего престола

2. Как называлась должность главы Святейшего Синода?

1) генерал-прокурор
2) обер-прокурор
3) старший прокурор
4) адмирал

3. Как изменилось отношение к тайне исповеди в годы правления Петра I?

1) священники были обязаны докладывать государству о злых умыслах прихожан, нарушая тайну исповеди
2) священники были обязаны свято хранить тайну испо­веди
3) прихожане должны были исповедоваться в государ­ственных канцеляриях
4) священники налагали штрафы за тяжкие грехи, о кото­рых узнавали на исповеди

4. Как изменилось положение монастырей при Петре I?

1) в монастырях стали селить отставных военных, нищих, людей, получивших ранение на войне
2) монастыри получили самостоятельность
3) монастыри получили финансовую государственную под­держку и независимость
4) монастыри перешли под управление Папы римского

5. В каком году в России было официально отменено патриар­шество и создан Священный Синод?

1) 1700 г.
2) 1710 г.
3) 1721 г.
4) 1730 г.

6. Как называлось произведение Феофана Прокоповича, которое официально определяло положение церкви в государ­стве в годы правления Петра I?

1) Духовный закон
2) Духовный регламент
3) Основной закон
4) Конституция

7. Кто входил в «учёную дружину» Феофана Прокоповича?

1) Г. Потёмкин
2) А. Чарторыйский
3) В. Татищев
4) В. Ключевский

8. Каким было отношение Петра I к старообрядцам?

1) для них были предусмотрены особые налоги, но при этом государь проявлял к старообрядцам определённую тер­пимость
2) Пётр I категорически не принимал раскольников и ссы­лал их в отдалённые районы государства
3) Пётр ввёл тройное налогообложение для старообрядцев и особую систему штрафов
4) старообрядцам были предоставлены такие же права, как и другим православным

9. При каком условии Синод разрешал браки иноверцев с православными?

1) иноверцы обязаны были принять православие
2) иноверцы должны были молиться в православных хра­мах
3) родившихся в браке детей надо было крестить в право­славной вере
4) иноверцы были обязаны отдать имущество в пользу Православной церкви

10. Как можно в целом охарактеризовать политику государ­ства в отношении церкви в годы правления Петра I?

1) государство стремилось поставить церковь под свой контроль
2) государство провозглашало независимость церкви
3) государство полностью подчинялось церкви
4) государство признавало равенство с церковью в вопросах власти и управления

2 вариант

1. После смерти патриарха Адриана в 1700 г. «местоблюстите­лем патриаршего престола» был назначен

1) Андрей Боголюбский
2) Стефан Яворский
3) Игнатий Гриневицкий
4) Богдан Хмельницкий

2. Как изменилось распределение церковных доходов в правление Петра I?

1) доходы церкви увеличились
2) доходы церкви не изменились
3) часть церковных доходов была перераспределена на во­енные нужды
4) часть государственных доходов была перераспределена в пользу церкви и монастырей

3. В каком году был создан Святейший Синод?

1) 1700 г.
2) 1710 г.
3) 1714 г.
4) 1721 г.

4. Как назывался закон, который определял положение церк­ви в государстве со времени правления Петра I?

1) Главный магистрат
2) Духовный регламент
3) Духовный собор
4) Табель о рангах

5. Какое положение из перечисленных иллюстрирует взгляды Феофана Прокоповича, первого вице-президента Синода?

1) церковь должна занимать главенствующее место в системе государственной иерархии
2) церковная и светская власть должны быть равны
3) церковная власть должна подчиняться светской
4) государству следует отказаться от церкви

6. Какое произведение для обучения детей было напечатано в типографии Александро-Невского монастыря, открытого по инициативе Феофана Прокоповича?

1) Апостол
2) Поучение детям
3) Отрок
4) Первое учение отрокам

7. Как звали нижегородского священника, который активно дискутировал со старообрядцами в годы правления Петра I и обратил в официальную веру около 27 тысяч старообряд­цев?

1) Питирим
2) Глеб
3) Иоанн
4) Василий

8. Какой первый каменный католический храм был построен в Москве в 1706 г.?

1) храм апостолов Петра и Павла
2) храм Петра и Февроньи
3) храм Бориса и Глеба
4) храм иезуитов

9. Что характеризовало государственную политику России в отношении вероисповедания на присоединённых землях Лифляндии и Эстляндии в годы правления Петра I?

1) дворяне и горожане обязаны были принять православие
2) жители данных земель должны были отречься от своей веры
3) для жителей данных земель была организована особая церковь
4) жители данных территорий сохраняли лютеранское ве­роисповедание

10. Что относится к общей характеристике положения церкви в годы правления Петра I?

1) церковь перешла под контроль государства
2) церковь стала полностью самостоятельной
3) церковь полностью одобряла реформы Петра I
4) церковь благословила проведение протестантских и ка­толических служб на территории России

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: