Существование высших судебных органов в провинциях парламентов в какой стране

Обновлено: 02.05.2024

во Франции 13-18 вв. - высш. судебно-адм. учреждения. Парижский П. выделился при Людовике IX (1226-70) из королевского совета как суд. палата. С кон. 13 - нач. 14 вв. Парижский П. состоял из мн. палат: большой (Grande chambre), неск. следственных палат (Chambres des enquêtes) и неск. палат прошений (Chambres des reqêtes), в сер. 15 в. была создана уголовная палата (Tournelle); во гл. каждой палаты стоял президент, во гл. всего П. - первый президент. По мере присоединения провинций к королевскому домену учреждались провинц. П. (в 1443 - в Тулузе, в 1461 - в Гренобле, в 1462 - в Бордо, в 1477 - в Дижоне, в 1499 - в Руане и др.; последний в 1775 - в Нанси) - всего 13 пров. П., к-рые стали высш. судами в провинциях. Парижский П. являлся высш. апелляц. инстанцией в стране. П. обладали важными адм. и политич. функциями: они регистрировали королевские указы (без чего последние не имели силы закона) и осуществляли право ремонстрации. Влияние заседавших в Парижском П. по праву рождения крупных сеньоров и прелатов было постепенно ликвидировано, гл. роль стали играть постоянные чиновники - легисты. С 16 в. продажность и наследственность почти всех парл. должностей были узаконены; с 17 в. за это с чиновников взимался особый ежегодный побор. Владельцы парл. должностей (чьи предки были выходцами из буржуазии) составили в 17-18 вв. богатое и влиятельное "дворянство мантии". В 16 - нач. 17 вв. П. способствовали укреплению франц. абсолютизма, поддерживая королевскую власть в ее борьбе с сепаратистскими тенденциями феод. знати. В то же время П. стремились до известной степени подчинить своему контролю королевскую власть; поэтому в 17-18 вв. абсолютизм сократил функции П. В 18 в. П. превратились в замкнутые реакц. учреждения, тормозившие реформы пр-ва. В 1790 в ходе бурж. революции П. были упразднены.

Лит.: Maugis E., Histoire du parlement de Paris. v. 1-3, P., 1913-16; Olivier-Martin F. J. M., Histoire du droit français. (P.), 1951; Lidderd'а le D. W. S., Le Parlement français, P., 1954.

Советская историческая энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . Под ред. Е. М. Жукова . 1973—1982 .

Полезное

Смотреть что такое "ПАРЛАМЕНТЫ" в других словарях:

ПАРЛАМЕНТЫ — Высшие суды во Франции с XI века, которые, в конце XVIII в., потеряли всякое значение, когда реформы национального собрания пересоздали всю судебную систему Франции. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910 … Словарь иностранных слов русского языка

Парламенты Иерусалимского королевства — Парламенты Иерусалимского королевства. Отличительной чертой конституции франкских государств на Востоке были широкие гарантии прав и преимуществ баронов против усиления центральной власти. Во всех важнейших случаях король или его заместитель,… … Википедия

Парламенты стран мира — Законодательная власть Законодательная власть Законодательная власть по странам Парламент Член парламента Парламентская группа Парламенты стран мира Лидер парламентской группы Конгресс Конгрессмен Однопалатный / Многопалатный парламент… … Википедия

Парламенты во Франции — См. также: Парламент (значения) Жан Фуке. Заседание Парижского парламента с участием короля Карла VII … Википедия

Парламенты субъектов Российской Федерации — Региональные парламенты России законодательные (представительные) органы власти в субъектах Российской Федерации (республиках, краях, областях, автономных округах и городах Москве и Санкт Петербурге), имеющие различные названия, часто обобщённо… … Википедия

Парламенты Иерусалимского королевства — Отличительной чертой конституции франкских государств на Востоке были широкие гарантии прав и преимуществ баронов против усиления центральной власти. Во всех важнейших случаях король или его заместитель, bailo (bainlus regni), обязан был… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Парламенты во Франции — (les Parlements, Parlamenta) так назывались во Франции высшие суды, пользовавшиеся очень важными политическими правами. Первым по времени происхождения и по значению был парижский П. Он образовался постепенно из королевской курии (curia regis), в … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Требования к регистрации партий на выборах в парламенты разных стран — Правовое закрепление определенных критериев участия в выборах депутатов национального парламента для партий, в нем не представленных, имеет место в избирательном законодательстве целого ряда развитых демократий. Испания В соответствии с принятыми … Энциклопедия ньюсмейкеров

Региональные парламенты России — Федеративное устройство России включает в себя 83 региональных парламента. Полужирным выделены парламенты, избираемые исключительно по пропорциональной системе. Партий в каждом парламенте Мест Большинство ЕР КПРФ СР ЛДПР ПР ПД… … Википедия

Случаи перехода бывших глав регионов РФ в местные парламенты — Роман Абрамович добровольно ушел в отставку с поста главы региона 3 июля. В четверг стало известно о том, что он будет участвовать в выборах в окружную Думу Чукотки. В России руководители российских регионов, лишившиеся своих постов,… … Энциклопедия ньюсмейкеров

До середины XIII в. юстиция оставалась во Франции почти полностью в пределах местных кутюмов. И суд вершили главным образом на уровне вассалов. (Бомануар в своем сборнике «Кутюмы Бовези» даже особо оговорил, что «сеньор не судит в своем суде, судят только его люди»). Высшей инстанцией был королевский двор, однако для того, чтобы получить право защищать там свое дело, надо было или принадлежать к высшим вассалам короны, или получить особую привилегию на это. Формирование единой общегосударственной юстиции началось с реформ Людовика IX в середине XIII в. (см. § 28.1). Самым важным средством укрепления централизованной юстиции, подчиненной единой государственной воле короны, стал парламент.

Обособление судебных функций королевского двора (курии) стало заметным с усилением централизаторских тенденций в политике королей в 1250-е годы. С 1254 г. в королевской курии стали вести регулярную запись состоявшихся решений королевского суда, оформилось собственное делопроизводство. Наконец, с 1260 г. заседания королевской курии, посвященные судебным делам, стали проходить отдельно от тех, где рассматривались финансовые вопросы; со временем среди членов курии и королевских советников сложилась специализация. Так произошло образование особого королевского суда — парламента (от франц. parler — говорить). Его официальным местопребыванием стал Париж. Первоначально значение парламента было неотделимо от значения королевского двора (во второй половине XIII в. он и назывался Cour de parlement). Как часть курии, парламент сохранял свой феодальный характер: в его составе доминировали светские и духовные вассалы короля, главным образом постоянно пребывавшие при дворе. На протяжении XIV в. феодальный элемент в составе и делах парламента значительно сократился, членами его стали особые советники, которых избирал король. В 1319 г. было запрещено участвовать в работе парламента прелатам. По королевскому ордонансу (указу) 1345 г. установилась стабильная организация парламента: его стали составлять только советники из духовных или светских лиц, назначавшиеся королем. Появилась особая должность выборного президента парламента (1366). По ордонансам 1389 и 1401 гг. выборный порядок был распространен на всех советников. Право окончательного одобрения кандидатур оставалось за канцлером. В начале XV в. на место выборности в организацию парламента пришел порядок кооптации (самопополнения). Члены парламента сами определяли 2–3 кандидатов на вакантную должность, а окончательное утверждение принадлежало королю.

Такой принцип организации парламентского суда до известной степени обособил его от королевской власти, а парламентские советники превратились чуть ли не в особое сословие. Король перестал лично присутствовать на заседаниях парламента. Его интересы при рассмотрении правовых вопросов или судебных дел представляли королевские прокурор и адвокат. Но возможность личного присутствия короля по-прежнему признавалась, а в случае обвинений против пэров Франции оно считалось парламентом необходимым.

Возрастание роли парламента как центрального органа королевской юстиции усложнило его внутреннюю организацию. С XV в. парламент стабильно подразделялся на несколько палат: 1) Великая, где разбирались только жалобы на решения местных и низших судов (ее составляли до 40 советников во главе с президентом); 2) Следственная, где расследовались и решались особо крупные или по тем или иным соображениям важные дела королевской юрисдикции (в ней было до 30 членов); следственных палат могло быть и несколько — до 5; 3) Кассационная, где пересматривались решения низших королевских судов;их также позднее могло быть несколько, и в каждой было по 10–15 советников. В 1453 г. окончательно оформилась еще одна, особая 4) Палата башенки (Tournelle) — в ней расследовались и решались особые уголовные и уголовно-политические дела. Исключительного значения дела или политико-юридические вопросы рассматривались в общем собрании парламента.

Парижский парламент рассматривался как основной суд королевства. Наряду с ним уже в XIII в. было признано сходное значение и за аналогичными учреждениями, традиционно существовавшими в провинциях. Каждое из таких носило свое традиционное наименование (в Нормандии — Палата Шахматной доски, в Лангедоке — парламент, и др.). На протяжении XV в. провинциальные учреждения преобразовались в местные парламенты. Второй (после Парижского) сложился в Тулузе (1443), затем в Гренобле (1451), Бордо (1462), Руане (1515) и т. д. — всего до 20-ти. По своей организации они походили на Парижский. Но только первый располагал Великой палатой с особыми полномочиями высшего королевского суда и даже до некоторой степени судебно-политическими полномочиями.

Компетенция парламента была неопределенной и, по сути, всеобщей, распространявшейся на все королевство. Создание провинциальных парламентов ограничило территориально компетенцию Парижского, однако исключительные права последнего остались несомненными. В качестве суда первой инстанции парламент судил королевских вассалов, а затем знать, обладавшую судебными привилегиями. Он был апелляционной инстанцией на решения судов бальи и сенешальств. Парламент располагал и собственным правом возбудить дело. В период сословной монархии это полномочие никак не ограничивалось, в период абсолютной — королевский двор (правительство) мог отозвать любое дело на «собственный суд» короля (как правило, это происходило в случае нежелательных для короны процессов). Со временем парламент стал играть и политическую роль. Реализуя особое право издания приказов во исполнение королевских повелений о возбуждении дел, парламент столкнулся с необходимостью контролировать ход издания королевских ордонансов (указов общего значения). Из этой стороны деятельности парламента к XV в. сложилось его право-обязанность регистрировать новоиздающиеся королевские ордонансы, а в случае выявленных несоответствий предыдущим и ранним — представлять королю возражения — ремонстрации на ордонансы. Со временем эта сторона деятельности парламента приобрела активно политическое значение, сделав парламент орудием оппозиции короне, а не только собственно правового контроля.

Парламенты, помимо прочего, осуществляли постоянный судебный контроль за низовыми судами — прево, байлями, вигье, и за окружными — бальи и сенешалами. Сеньориальная юстиция до XVI в. оставалась вне такого контроля. Однако наиболее важные дела, т. н. королевские случаи (касавшиеся личности короля, прав короны, преступлений на больших дорогах, специально отмеченные ордонансамитяжкие преступления), перешедшие в свое время в компетенцию бальи, объективно попали под юрисдикцию парламентов.

В XVI в. парламенты расследовали основную массу преступлений по стране. Они далеко не были чистым орудием централизованной репрессии: обвинительные приговоры составляли всего до 22 % выдвинутых обвинений. Правда, значительное число обвиненных отпускалось «оставленными в подозрении». Самыми массовыми видами преступлений в парламентской практике были кражи (до 28 % приговоров) и убийства (до 32 %). В Париже уровень убийств был выше других городов Франции. Самыми типичными наказаниями были смертная казнь (до 30 % приговоров) и битье кнутом (47 %). К середине XVI в. жестокость репрессии несколько сократилась, и на более видное место вышли осуждение на каторжные работы (галеры), штрафы. Наказания древнего права (протыкание богохульникам языка раскаленным шилом или казнь проституток путем зашивания в мешок, который затем бросали в воду) почти вышли из применения, хотя единичные примеры в практике остались.

Закон, юстиция, престолонаследие

Закон, юстиция, престолонаследие Допетровская Россия отнюдь не представляла собой некую «черную дыру» в области законодательства. Наоборот, за последние шестьсот лет сложились правовые традиции и законоустановления, пусть и уступавшие западноевропейским, но не

Закон, юстиция, престолонаследие

Закон, юстиция, престолонаследие Допетровская Россия отнюдь не представляла собой некую «черную дыру» в области законодательства. Наоборот, за последние шестьсот лет сложились правовые традиции и законоустановления, пусть и уступавшие западноевропейским, но не

Закон, юстиция, престолонаследие

Закон, юстиция, престолонаследие Допетровская Россия отнюдь не представляла собой некую «черную дыру» в области законодательства. Наоборот, за последние шестьсот лет сложились правовые традиции и законоустановления, пусть и уступавшие западноевропейским, но

ГЛАВА ТРЕТЬЯ Короли Салического дома: Конрад II, Генрих III, Генрих IV. — Королевская и княжеская власть. Королевская и папская власть. Григорий VII

ГЛАВА ТРЕТЬЯ Короли Салического дома: Конрад II, Генрих III, Генрих IV. — Королевская и княжеская власть. Королевская и папская власть. Григорий VII Результаты властвования Саксонской династииСтолетие, в течение которого Саксонская династия правила Германией, было

Глава тридцать четвертая Государи, парламенты и державы

Глава тридцать четвертая Государи, парламенты и державы 1. Государи и внешняя политика. 2. Голландская республика. 3. Английская республика. 4. Распад и смута в Германии. 5. Блеск и слава великой монархии в Европе. 6. Музыка в XVII и XVIII столетиях. 7. Живопись XVII и XVIII

Юстиция Союзников

Юстиция Союзников Несмотря на то что подобные жесткие меры должны были поставить крест на подпольной деятельности нацистов, Союзное командование, чтобы вконец подорвать возможное сопротивление, решилось на принятие еще более жестких, почти драконовских мер. В приказе

ДОЛГИЙ И КОРОТКИЙ ПАРЛАМЕНТЫ. НАЧАЛО АНГЛИЙСКОЙ БУРЖУАЗНОЙ РЕВОЛЮЦИИ

ДОЛГИЙ И КОРОТКИЙ ПАРЛАМЕНТЫ. НАЧАЛО АНГЛИЙСКОЙ БУРЖУАЗНОЙ РЕВОЛЮЦИИ Яков І Карл ІАнглийская буржуазная революция стала одной из наиболее значительных вех в истории человечества. Она ознаменовала собой начало новой эпохи — капиталистической. Точнее, новая эпоха,

Приложение II. Английские Парламенты 1399–1487 гг.

Приложение II. Английские Парламенты 1399–1487 гг.

Юстиция в Третьем рейхе

Юстиция в Третьем рейхе Юридическая система Третьего рейха полностью отвечала личным представлениям фюрера о юстиции. Гитлер испытывал презрительное отношение к традиционной юридической системе буржуазного парламентаризма, о чем неустанно повторял в первые годы

Уголовная юстиция в империи

Уголовная юстиция в империи Номинально суд постоянных комиссий продолжал существовать до начала III в. Но уже в период принципата он начал вытесняться новым порядком судопроизводства. При императоре Августе окончательно исчезло право апелляций к народному собранию:

Церковная юстиция

Церковная юстиция Юрисдикция церкви в отношении своих сочленов и тем более в отношении мирян вовсе не вытекала из Писания и богословских догматов. Ее возникновение было историческим. Связано оно было, во-первых, со стремлением государственной власти опереться на

Парламенты

Парламенты Парижский парламент, остепенившийся и частично купленный, у которого нельзя было отобрать право регистрации, пытался вмешиваться в содержание королевских эдиктов и деклараций; в финансовом плане он по закону сохранял за собой право контролировать так


Парижский парламент — высший судебный орган во Франции старого порядка. С XV века — наиболее значимый среди провинциальных парламентов, создававшихся по его образу и подобию в различных регионах страны.

Парламент вырос из королевского совета (лат. curia regis). При первых Капетингах это было неформальное собрание вассалов и прелатов короля, на которых разбирались текущие политические и правовые вопросы. В XII веке состав суда пополняют профессиональные юристы (consiliarii); монарх всё чаще делегирует свои судебные полономочия этому органу. На сессиях, или словопрениях (фр. curis regio in parlemento), также разбирались жалобы на действия бальи — королевских представителей на местах.

Следы своего прежнего значения как части королевского совета парижский парламент сохранил до самой революции, положившей конец его существованию. В Большой палате члены парламента принимали присягу от герцогов, пэров, бальи, сенешалов и др. Происхождением парламента из королевской курии объясняется и право его вносить в свои книги (фактически обнародовать, enregistrer) новые королевские указы. При этом парламент часто обращал внимание короля на замеченные в указах недостатки и погрешности, делал королю представления по поводу новых указов, указывал на несогласие их с законным порядком, на могущие произойти вредные последствия их и т. д. Такие представления назывались «remontrances».

У королевской власти не всегда была возможность влиять на состав парламента, так как места выставлялись на свободную продажу. В XVII веке возобладало положение, что член парламента мог передать своё место сыну, уплачивая ежегодно одну шестидесятую долю его цены. Такая автономия позволяла членам парламента рассматривать себя как особую корпорацию, верхушку третьего сословия, призванную к участию в законодательной и правительственной деятельности. С течением времени парламент стал выводить отсюда свое право контролировать деятельность правительства, одобрять его предписания или отвергать их.

Королевская власть видела в таких притязаниях покушение на ее верховные права. На практике, однако, она часто мирилась с вмешательством парламента в дела управления. В случае упорного отказа со стороны парламента внести в свои книги (реестры) новое распоряжение, правительство стало прибегать (с сер. XVI века) к так наз. lit de justice: король лично прибывал на заседание парламента и прямо предписывал принять известные меры.

При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Парижский парламент" в других словарях:

Парижский парламент — высший королевский апелляционный суд в средневековой Франции с правом ремонстрации … Словарь терминов (глоссарий) по истории государства и права зарубежных стран

Парламент — (лат. parlamentum; англ. Parliament; фр. Parlement; нем. Parlament) первоначально (в Зап. Европе в XII XIII вв.) торжественные собрания, имевшие разные составы и значение (напр., совещательные собрания знатных людей); затем термин «П.» постепенно … Энциклопедия права

Парижский университет в Средние века — Основная статья: Парижский университет У этого термина существуют и другие значения, см. Сорбонна (значения). Парижский университет был одним из самых значительных и старейших университетов в Средние века. Образовавшись в середине XII века, он… … Википедия

парламент — (англ. parliament от фр. раr1ег говорить) родовое название высшего представительного и законодательного органа в демократических государствах. Собственно П. этот орган именуется в Великобритании, Франции, Италии, Канаде, Бельгии и др.; в США и… … Большой юридический словарь

Парламент — (от фр. parler говорить, совещаться). 1) Сословно представителъное учреждение. Возникновение англ. п. относится к 1265 г., когда Симон де Монфор впервые созвал собрание крупнейших прелатов и баронов, пригласив также по два рыцаря от каждого… … Средневековый мир в терминах, именах и названиях

Парламент — 1. В Западной Европе XII XIII вв. торжественное собрание, созываемое королем. 2. Парламенты во Франции – судебно административные органы в XIII – XVIII вв. Парижский П. – особая судебная палата, выделившаяся из Королевской курии в первой половине … Словарь терминов (глоссарий) по истории государства и права зарубежных стран

Франция — (France) Французская Республика, физико географическая характеристика Франции, история Французской республики Символика Франции, государственно политическое устройство Франции, вооружённые силы и полиция Франции, деятельность Франции в НАТО,… … Энциклопедия инвестора

Франция* — (France, Frankreich). Расположение, границы, пространство. С севера Ф. омывает Немецкое море и Ла Манш, с запада Атлантический океан, с юго востока Средиземное море; на северо востоке она граничит с Бельгией, Люксембургом и Германией, на востоке… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Франция — I (France, Frankreich). Расположение, границы, пространство. С севера Ф. омывает Немецкое море и Ла Манш, с запада Атлантический океан, с юго востока Средиземное море; на северо востоке она граничит с Бельгией, Люксембургом и Германией, на… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

ГАЛЛИКАНИЗМ — [от лат. gallicus, букв. галльский], совокупность церковных, политических и правовых доктрин в XIII XIX вв., обосновывавших особое положение франц. католич. Церкви по отношению к папству. Под Г. подразумевается также особый уклад, обычаи,… … Православная энциклопедия

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: