Судья это образ правосудия

Обновлено: 25.04.2024

Судья, статус судьи, долг судьи. профессиональная обязанность судьи, несменяемость судей, неприкосновенность судей, квалификационная аттестация судьи. дисциплинарная ответственность судьи, отставка судьи.

ЛЕКЦИЯ 6. ПРАВОВОЙ И СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС СУДЬИ, НАРОДНЫХ И ПРИСЯЖНЫХ ЗАСЕДАТЕЛЕЙ

Основные понятия:

Судья – носитель судебной власти, главное действующее лицо любой судебной системы. Именно он единолично или в составе судей коллегиально принимает окончательные решения по юридическим делам, отнесенным к судебной юрисдикции.

Важно также отметить, что судья – это ответственное должностное лицо, которое в конституционном порядке наделено правами по отправлению правосудия и исполнению других своих служебных обязанностей на профессиональной основе. Тем самым будет подчеркнуто его отличие от временных судей – представителей общественности, народа, которые осуществляют правосудие на непрофессиональной основе в качестве народных или присяжных заседателей.

Поскольку судья облечен высокой и почетной обязанностью от имени государства разрешать правовые споры и конфликты, судья – не рядовой чиновник, а судебный деятель, служитель правосудия, носитель судебной власти. Отсюда особое внимание уделяется определению его правового и социального статуса.

Под статусом судьи подразумевается его правовое и социальное положение, его права, обязанности, ответственность, материальное и социальное обеспечение, правовая и социальная защита.

В советский период многие десятилетия правовой статус судьи определялся в самых общих чертах, что отражало непрестижное, приниженное положение суда и соответственно судьи в государстве и обществе, превращение суда в рядовое государственное учреждение, а судьи в обычного заурядного государственного служащего.

Теперь главное претворить закрепленные правоположения о статусе судей в жизнь. На это обратил внимание в своей резолюции и первый съезд судей нашей республики.

Следует отметить, что в России, на Украине и в некоторых других странах СНГ приняты отдельные законы о статусе судей. В Беларуси – комплексный Закон о судоустройстве и статусе судей.

Летом 1998 г. Советом Европы в г. Страсбурге единогласно принята Европейская Хартия о статусе судей, предназначенная для судей, юристов, политических деятелей, заинтересованных в развитии институтов правового государства и демократии. Она устанавливает европейские стандарты статуса судей, на которые следует ориентироваться европейским государствам.

Требования, предъявляемые к кандидатам в судьи.

Отбор кандидатов на судебные должности

Многие десятилетия требования к кандидатам в судьи существенно занижались, что отрицательно сказывалось на качестве судебного рассмотрения дел, авторитете суда. Но это была объективная необходимость, отражавшая ту кадровую политику, которая проводилась в те годы. Как известно, старые дореволюционные кадры юристов, как правило, не допускались к судебной деятельности. В связи с чем ощущался острый дефицит специалистов с юридическим образованием. К осуществлению правосудия, как и к другим видам государственной работы, привлекались представители рабоче-крестьянских масс, нередко с начальным образованием.

Поэтому действовавшие тогда нормативно-правовые акты о судебной организации устанавливали минимальные требования к кандидатам в судьи: наличие избирательного права и опыта работы в партийных и советских организациях. В 1949 г. возраст для судей был установлен 23 года, а позже с1958 г. – 25 лет. Такое положение с требованиями к кандидатам в судьи сохранялось до конца 80-х годов. Они были повышены Законом СССР “О статусе судей в СССР” 1989 г.. В частности, в соответствии со ст. 8 этого закона в качестве обязательного требования впервые за годы советского государства устанавливалось требование наличия высшего юридического образования и сдача квалификационного экзамена.

Следующий шаг в повышении требований к кандидатам в судьи был сделан Законом о судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь. Согласно ст. 62 этого закона судьей может быть гражданин Республики Беларусь, достигший возраста 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, не совершивший порочащих его поступков, имеющий стаж работы по юридической специальности не менее двух лет или прошедший в установленном порядке стажировку на протяжении двух лет и сдавший квалификационный экзамен.

Кроме того, кандидаты на должность: судьи областного, Минского городского судов, Белорусского военного суда должны иметь стаж работы в качестве судьи не менее трех лет; судьи Верховного Суда Республики Беларусь должны иметь стаж работы в качестве судьи не менее пяти лет.

Судьей по административным делам и исполнительным производствам может быть гражданин Республики Беларусь, достигший возраста 23 лет, имеющий высшее юридическое образование и не совершивший порочащих его поступков.

Таким образом, действующий закон о судоустройстве не только сформулировал общие требования к кандидатам в судьи, но и дифференцировал их применительно к судьям различных категорий, т.е. установил повышенные требования к кандидатам на судебные должности в вышестоящие суды и пониженные к кандидатам на должность судей по административным делам и исполнительным производствам.

Законом от 9 июля 1998 № 184-3 внесены изменения и дополнения в ст.62 Закона о судоустройстве и статусе судей в части, касающейся требований к кандидатам на должности судей судебной коллегии по патентным делам Верховного Суда Республики Беларусь. В частности, установлено, что судьями указанной Судебной коллегии могут быть лица, имеющие как высшее юридическое, так и высшее техническое или естественнонаучное образование. Кроме того, на них не распространяется требование, касающееся стажа работы по юридической специальности или прохождения стажировки и сдачи квалификационного экзамена. При этом судьи данной судебной коллегии, не имеющие высшего юридического образования, должны иметь стаж работы в области патентоведения не менее трех лет.

Требования к кандидатам в судьи хозяйственного суда в принципе такие же, как и к кандидатам в судьи общих судов. “Судьей хозяйственного суда, – гласит ст. 6 Закона Республики Беларусь о хозяйственных судах от 9 декабря 1998 г., – может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 25-летнего возраста, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической специальности не менее двух лет или прошедший в установленном порядке стажировку на протяжении двух лет, не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей хозяйственных судов”. При этом судьей Высшего Хозяйственного Суда может быть гражданин Республики Беларусь, имеющий стаж работы по юридической специальности не менее пяти лет. (Судьи Верховного Суда, как ранее указывалось, должны иметь стаж судебной работы не менее пяти лет). Это позволяет привлекать на работу в Высший Хозяйственный Суд высококвалифицированных специалистов из разных сфер юридической деятельности, имеющих практический опыт в области экономических отношений.

Высокие требования предъявляются к кандидатам на должность судей Конституционного Суда Республики Беларусь. Статья 116 Конституции нашей страны устанавливает, что на эту должность могут быть назначены (избраны) высококвалифицированных специалисты в области права, имеющие, как правило, ученую степень. Для этой категории судей определен повышенный предельный возраст – 70 лет. Для судей остальных судов предполагается общепенсионный предельный возраст, хотя по нашему мнению, было бы более правильно решать этот вопрос индивидуально, как это было предусмотрено Судебными Уставами 1864 г., установившими такой возраст только для присяжных заседателей.

В ст. 10 Основных принципов, касающихся независимости судебных органов, принятых ООН в 1985 г., указывается на то, что “Лица, отобранные на судебные должности, должны иметь высокие моральные качества и способности, а также соответственную подготовку и квалификацию в области права”. Как видим, моральные качества претендента на должность судьи ставятся на первое место. И это правильно. Чтобы судить других, нужно самому быть нравственно безупречным, как того требуют высокая ответственность и высокое положение судьи.

В действующем белорусском судоустройственном законодательстве кандидат в судьи должен быть “не совершившим порочащих его поступков” (ст. 62 Закона о судоустройстве и статусе судей).

Такая же редакция этой нормы и в РФ. Однако, следует отдать предпочтение формулировке закона, где говорится о безупречной репутации кандидата в судьи или о его безукоризненном гражданском и нравственном поведении (Казахстан, Италия).

Подбор, подготовку кандидатов в судьи, повышение их квалификации осуществляют органы юстиции с участием соответствующих судов (ст.15 Закона о судоустройстве и статусе судей).

В Законе о хозяйственных судах 1998 г. в ст. 7 указывается, что отбор кандидатов на должность судьи хозяйственного суда осуществляется на конкурсной основе. Каждый гражданин Республики Беларусь, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической специальности и достигший 25-летнего возраста, в соответствии со ст. 6 названного Закона имеет право быть допущенным к сдаче квалификационного экзамена на указанную должность. Квалификационный экзамен принимает действующая при Высшем Хозяйственном Суде экзаменационная комиссия, персональный состав которой утверждается квалификационной коллегией судей хозяйственных судов.

Результаты этого экзамена действительны в течение года с момента его сдачи и на протяжении всего времени работы в должности судьи хозяйственного суда. Сдавший квалификационный экзамен и отвечающий требованиям на должность судьи хозяйственного суда вправе обратиться в квалификационную коллегию судей хозяйственных судов с заявлением о рекомендации на эту должность, которая и решает этот вопрос. При отказе в такой рекомендации повторное обращение в квалификационную коллегию, допускается не ранее чем через год со дня дачи заключения.

Квалификационная коллегия судей хозяйственных судов представляет Председателю Высшего Хозяйственного Суда заключение на каждого из рекомендуемых кандидатов. В случае несогласия с заключением коллегии судей Председатель данного суда возвращает его для повторного рассмотрения. Повторное заключение квалификационной коллегии на рекомендуемого кандидата является окончательным.

Наделение судей полномочиями осуществляется в порядке, установленном Основным законом государства (см. Гл. II § 3; гл. Ш § 12).

Впервые избранные или назначенные на должность судьи приносят присягу, текст которой установлен ст. 66 Закона о судоустройстве и статусе судей. Порядок принесения присяги судьями определяется законодательством Республики Беларусь. Она приносится в торжественной обстановке в присутствии судей, соответствующего суда или на конференции судей и представителей власти перед государственным флагом Республики Беларусь. Ее текст следующего содержания; “Торжественно присягаю добросовестно исполнять свои обязанности, осуществлять правосудие, подчиняясь только закону, быть беспристрастным и справедливым, как велят мне долг судьи и моя совесть”.


Судья — это должностное лицо, обладающее различными привилегиями и наделенное полномочиями, являющееся носителем судебной власти осуществляющее правосудие и выносящее решение по судебному делу.

Ключевые слова: личность, статус судьи, суд.

Правовой статус судьи традиционно рассматривается как комплексный нормативный институт, включающий релевантные законодательные принципы и предписания. Установив в ст.119 Конституции РФ [1] и ст. 12 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» единство статуса всех судей Российской Федерации, законодатель предусмотрел различие между ними только в полномочиях и компетенции, тем самым подчеркивая, что требования к претендентам на должность судьи являются неделимыми как для мирового судьи, так и для судей высших судебных органов России.

Конституция РФ и федеральные законы содержат формальные требования к кандидату на должность судьи, касающиеся гражданства, возраста, образовательного ценза и стажа работы. При этом конкретное определение правового статуса судьи в законе отсутствует, в него входят различные элементы. Так, в соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» [2] все судьи обладают единым статусом. Особенности правового положения некоторых категорий судей, включая судей военных судов, определяются федеральными законами, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, также законами субъектов РФ. Из этого можно сделать вывод о том, что правовой статус судьи находится в зависимости от того места, которое он занимает в иерархии судебной власти.

Как отмечает М. И. Курбанов: «В юридической энциклопедии под «правовым статусом» понимается совокупность общих прав, определяющих правоспособность, и основных прав и обязанностей, неотделимых от лиц, органов, организаций, юридических лиц» [3].

Г. Б. Власова, Б. Л. Ханинова по этому поводу отмечают: «Судья — гражданин с особым правовым статусом и носитель судебной власти от лица суда, входящего в судебную систему Российской Федерации. Он публично руководит поведением людей, непосредственно применяя при этом определенные санкции к тем, кто нарушает правовые нормы, и в виде справедливых решений и оценок, изложенных в судебных актах, поощряет законопослушных граждан» [4].

А. И. Тиганов указывает: «…под правовым статусом следует понимать юридически закрепленное положение личности в обществе, определяемое упорядоченной совокупностью предоставляемых прав, возлагаемых обязанностей и юридической ответственностью, наступающей за невыполнение или ненадлежащее выполнение этих обязанностей» [5].

Следует сделать вывод о том, что в настоящее время, большинство ученых, рассматривая правовой статус судей, выделяют в нем установление на законодательном уровне его прав и обязанностей, полномочий, как центральной составляющей. Указанные компоненты позволяют занимать судьям особое место в системе государственного устройства. Определение содержания правового статуса судьи через призму указанных категорий, связано, в частности, с прямым толкованием Закона о статусе судей. Так, исходя из ст. 3 указанного Закона, к судье предъявляются определенные требования (соблюдение Конституции РФ и законов), определяются те действия, которые судья совершать не вправе (запрет на замещение иных государственных и муниципальных должностей, участие в политических партиях и пр.).

Проблемой определения правового статуса судей является баланс между независимостью судьи и ответственностью последнего. Фактор независимости судьи — важнейшая составляющая его правового статуса. Судья, при отправлении правосудия, не подчиняется никому, кроме Закона. Каждое процессуальное решение должно быть основано на букве и духе действующего законодательства, а также быть надлежаще обоснованным и мотивированным, строго соответствовать установленным процедурам судопроизводства. Вместе с тем конституционный концепт независимости нельзя абсолютизировать и отождествлять со вседозволенностью. Нарушение, допущенное судьей, можно в установленном порядке обжаловать, оно может повлечь за собой наложение юридических санкций и даже — прекращение полномочий судьи.

Помимо собственно юридических видов ответственности, специфика статуса представителей судебной власти заключается в возможности привлечения к морально-нравственной ответственности, возникающей при нарушении требований судейской этики, сформированных отчасти международно-правовыми стандартами, отчасти Законом, отчасти локальными актами самого судейского сообщества (например, Кодекс судейской этики). И неслужебная, и служебная деятельность судей связана с соблюдением специальных правил морально-нравственного характера. Именно нравственный облик судейского корпуса во многом определяет качество национальных судебных систем и действенность правосудия в государстве.

Специфика правового статуса судьи состоит в том, что он регламентирован не только сугубо юридическими нормами, но и морально-этическими правилами поведения. В этом контексте острая проблема заключена в необходимости сформировать эффективный организационно-этический механизм ответственности судей за ненадлежащее соблюдение или прямые нарушения Кодекса судейской этики. В силу своей оценочности и неопределенности, морально-этические элементы правового статуса требуют серьезной нормативной проработки и доктринальной концептуализации.

Затруднения вызывает также дисциплинарная ответственность судей, которая выступает междисциплинарным комплексным правовым институтом, урегулированным различными отраслями права (административного, трудового, уголовно-исполнительного) [6]. К сожалению, ни Основной Закон, ни ФКЗ о судебной системе не содержат специальной регламентации оснований дисциплинарной ответственности судей, несмотря на ее повышенное значение в статусе последних. Закон лишь предусматривает возможности прекратить или приостановить полномочия судьи по основаниям и в порядке, установленном нормами федерального законодательства. С этим связаны высокая фрагментация (пробельность), многочисленные зоны неопределенности, нестабильность дисциплинарных практик в сфере реализации дисциплинарной ответственности судей. В частности, оценочные формулировки Закона — «умаление авторитета судебной власти» и «причинение ущерба репутации судьи», которые законодатель использует при описании концепта дисциплинарного проступка судьи, характеризуются значительной неопределенностью и полностью отдаются на откуп дискретному усмотрению квалификационной коллегии судей. Кроме того, легализовав новый вид дисциплинарной санкции для судей — замечание, Закон не конкретизирует критерии ее наложения. Предлагаю также сделать открытым в перечень обстоятельств, подлежащий учету при наложении дисциплинарных взысканий и закрепленный в п. 2 ст. 12.1 Закона о статусе судей; во всяком случае целесообразно существенно расширить этот перечень, дополнив его такими обстоятельствами, как уровень судебной нагрузки конкретного судьи, процент его судебных актов, отмененных вышестоящими судебными инстанциями, другими показателями.

Следующим актуальным вопросом, который постоянно отмечают и ученые, и специалисты, является сохраняющаяся зависимость рядового судьи от председателя суда. Несмотря на то, что последний формально не имеет статусных прерогатив и привилегий, и с точки зрения буквы Закона не вправе влиять на процесс принятия судейских решений, на практике нередко рядовые судьи (особенно мировые судьи) вынуждены соизмерять свои решения с его мнением, что грубейшим образом нарушает принцип судейской независимости, выступающий краеугольным камнем конституционного статуса судьи. Решением здесь может быть внесение в Закон о статусе судей прямого запрета судебным руководителям вмешиваться в процесс судебного разбирательства и каким бы то ни было образом влиять на судей при вынесении последними решений; причем этот нормативный запрет следует подкрепить конкретными дисциплинарными санкциями.

Итак, вопросы правового статуса судей в своей основе имеют как объективные, так и субъективные предпосылки. В целом специфика рассматриваемого института судебной системы детерминируется особенностью национальных социальной-правовых взаимодействий, уровнями правовой и политической культуры чиновников, бизнеса, населения, а также конкретно-историческим этапом генезиса государства.

Основные термины (генерируются автоматически): правовой статус судьи, судебная власть, судья, Российская Федерация, статус судей, судебная система, дисциплинарная ответственность судей, правовой статус, правовой статус судей, судейская этика.


Дискуссия относительно понятия правосудия продолжается уже довольно долго. Сущностные признаки правосудия и его структурно-функциональные характеристики всегда интересовали философов права, юристов и политологов. Изначально, тема суда и правосудия в философии была связана с осмыслением специфики человеческого бытия в рамках общества. Опыт исследования правосудия и его предпосылок обнаруживается еще в античных трудах Платона и Аристотеля. Так, например, среди многочисленных высказываний известных античных ученых о судебной власти довольно интересны Диалоги Платона: «Чужеземец: давай же рассмотрим и уменье судей, справедливо творящих суд… Итак, способно ли оно на что-нибудь большее, чем, приняв во внимание все взаимные обязательства, утвержденные в качестве законных царем-законодателем, судить, рассматривая, какие из них выполняются справедливо, а какие — несправедливо? Собственная же его добродетель проявляется в том, что ни ради даров, ни из страха или из сострадания, а также из вражды или дружбы оно не склоняется к нарушению распоряжений законодателя при разборе взаимных обвинений тяжущихся сторон. Сократ младший: да, не иначе: деятельность этой способности заключена примерно в названных тобой границах. Чужеземец: итак, мы нашли, что сила судей — не царственная, сила эта — хранительница законов и служанка царской силы». [1]. Вопрос суда и правосудия поднимался древними философами в связи с поиском совершенной модели общественного устройства. Так, Платон различал законодательство, управление и правосудие как формы государственной деятельности. Аристотель, в свою очередь, так, же указывал на законодательный орган, административную магистратуру и судебные органы. Так или иначе, они говорили об идеальном государственном устройстве, а тема суда и правосудия в их философии, изначально была связана с осмыслением специфики человеческого бытия в рамках общества. Значительное развитие тема правосудия получает в рамках христианского интеллектуализма. Здесь появляются новые понятия, свидетельствующие об осмыслении правосудия с точки зрения божественного и человеческого, сакрального и профанного.

Значительный вклад в философское понимание сущности правосудия и его места в человеческой истории внесли труды И. Канта и Г. Гегеля, которые дают понимание правосудия через выявление онтологических координат права на суд в системе общественного взаимодействия. В «Феноменологии духа» Г. Гегель поясняет природу правосудия, связывая ее с проблемой отношения отдельного человека к обществу в целом. По мысли философа, право на суд коренится в противоречии самого процесса становления институтов публичной власти. «Знание закона сердца как закона всех сердец, знание сознания самости как признанного всеобщего порядка — это добродетель, которая наслаждается плодами того, что принесено ею в жертву» [2]. И субъект, и объект правосудия — это не кусочки целого, а это само целое, имеющее в них моменты своего действительного становления, и правосудие уравновешивает эти моменты.

В осмыслении понимания правосудия в работах философов новейшего времени А. Камю и Ф. Кафка эволюция либеральной идеологии, кризис традиционной для европейской культуры системы ценностей и рационалистического обоснования мировоззрения привели к утрате возможности автономного обоснования права на суд в современном обществе.

М.Фуко также внес вклад в разработку исторических предпосылок эволюции правосудия. По его мнению, правосудие, как определенная практика, — есть часть идеологии и средство установления «тотального господства дискурса власти».

Русская религиозно-метафизическая и социальная мысль сыграла огромную роль в преодолении «юридизма» и формализма, присущих западному правовому сознанию и внесла огромный вклад в понимание сущности правосудия [3]. Образ суда, правосудия, наказания занимает одно из центральных мест в творчестве Ф. М. Достоевского, который поставил вопрос о «земном» и «вечном» измерениях суда, о коллизиях социального «правосудия» в его отношении к человеческой душе и телу. Образ правосудия у него — это подлинная метафизика человеческого существования в условиях социального и духовного отчуждения.

Концептуальные предпосылки современного понимания правосудия, его места и роли в социуме во многом были заложены в Новое время в контексте рационального обоснования «естественных прав», теории «общественного договора» и разделения властей. Это прослеживается в трудах Т.Гоббса, Дж. Локка, Б.Спинозы, Ж.-Ж. Руссо.

Однако, правосудие представляет собой проблему не только в аспекте отношений между ветвями власти, но основополагающую проблему — с позиции осуществления основных прав и свобод человека, гражданина, личности. В развитом гражданском обществе, с одной стороны, судебная власть выполняет роль арбитра в спорах между законодателями и администрацией, а с другой стороны, политическое действие признается справедливым, если оно использует методы правосудия. В современном гражданском обществе именно судебная власть, суд и правосудие предстают в единстве своих социально-политических и духовно-культурных ипостасей, выступая в качестве главных гарантий правового государства. Значение правосудия сегодня проявляется в судебных процессах, которые озвучивают проблемы общества и выявляют возможные пути их решения [4]. В судебном решении окончательное суждение, как установление гармонии, баланса нормы и ценности, означает наделение тех или иных социальных явлений конкретной значимостью с точки зрения возможности получения позитивного результата во взаимодействии людей друг с другом. Этот баланс нормы и ценности свидетельствует о специфическом характере обоснования права на суд в данной культурно — исторической среде [5]. В практике правосудия, при установлении баланса нормы и ценности проявляются понятия справедливости и законности, формальной и неформальной легитимности.

Таким образом, в философском образе суда следует различать, как минимум, две составляющие: 1) представление о суде в контексте фундаментальных метафизических и онтологических построений, вычерчивающих определенное положение человека в мировой иерархии, что больше относится к христианскому интеллектуализму; 2) образ суда в рамках развития теории разделения властей [6]. Как философская категория, правосудие, являясь сферой духовной деятельности людей, формируется как внутреннее идеальное стремление к совершенствованию общественных отношений и в этом стремлении направляемо идеалом, представлением о том, как может и должно быть. Исходя из этих установок, мы утверждаем идеальную сущность правосудия. Такая постановка вопроса позволяет воспринять правосудие не как инструмент для реализации политической программы преобразования общества, а как объективно сформировавшуюся социальную потребность обоснования права на суд, как на исполнение ритуала (акта, действа), направленного на приобретение законной силы случая применения права при разрешении каких-либо споров с целью обеспечения справедливости.

Определяя понятие правосудия как юридической категории можно отметить некую его абстрактность. Это объясняется тем, что правосудие одновременно является совокупностью определенных принципов, связанных с реализацией основных прав человека на современном этапе. [7] Из этимологического анализа рассматриваемого термина следует, что он состоит из двух слов: «право» и «судие», что также означает судить по праву, т. е. по справедливости. В связи с изложенным, конечно же, трудно не согласиться с мнением, согласно которому правосудие в его подлинном смысле имеет место тогда, когда суд правильно выяснил все существенные для данного дела обстоятельства и безошибочно применил закон, приняв на этой основе справедливое решение.

При определении рассматриваемой категории нужно обратить внимание и на то, что правосудием является «обобщенный образ» любого разбирательства дела органом судебной власти в пределах своей компетенции. Итак, правосудие, как юридическая категория включает в себя систему политико-правовых отношений, норм, идей, взглядов и понятий, реализуемых в процессуальных формах деятельности его субъектов по расследованию преступлений, разрешению конституционных, гражданских, административных и уголовных дел, исполнению наказания в целях достижения социальной справедливости, охраны законных прав, свобод и интересов личности, общества и государства, обеспечения законности, борьбы с преступностью, ее ограничения, нейтрализации. Правосудие как вид государственной деятельности, призванной обеспечить справедливость в отношении тех, чьи права и интересы оно затрагивает, базируется на правовых и нравственных началах. Законность и нравственность в правосудии, в деятельности правоохранительных органов находятся в неразрывном единстве. Правосудие, не связанное законом, не отвечающее требованиям права, вообще немыслимо. Правосудие — суд по праву, по справедливости. Но сам закон должен отвечать требованиям нравственности, а его применение судом не должно противоречить нравственным нормам. Формальное применение закона вопреки требованиям справедливости извращает саму идею правосудия.

Правосудие одно из направлений государственной деятельности, именуемой правоохранительной. Оно также относится к числу важнейших полномочий судебной власти. И в системе правоохранительной деятельности, и в составе полномочий судебной власти оно занимает центральное место. Его роль и значение обусловлены рядом факторов. К ним можно отнести, прежде всего, то обстоятельство, что отправление правосудия тесно связано с принятием решений по кардинальным вопросам реализации социально-экономических, политических и личных прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов государственных и иных организаций. Именно правосудию принадлежит решающее слово при признании конкретного лица виновным в совершении преступления и назначении ему меры наказания либо иного определенного в законе воздействия. Такое же слово принадлежит ему и при определении юридических последствий по спорам, связанным с реализацией, скажем, трудовых, семейных, авторских, изобретательских, жилищных, других имущественных или неимущественных прав граждан. Правосудие также является способом разрешения споров (имущественных и некоторых других), возникающих в сфере экономической деятельности между государственными и негосударственными организациями, лицами, занимающимися предпринимательством.

Судебные решения, принимаемые в процессе или по итогам отправления правосудия (приговоры по уголовным делам, решения по гражданским делам и т. д.) и нередко именуемые в юридической литературе актами правосудия, в соответствии с законодательством наделяются особыми свойствами. Одно из них — общеобязательность. Она означает, в частности, что вступившие в законную силу приговор, определение или постановление, вынесенные судом при рассмотрении уголовного дела, являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

Неисполнение судебного решения или воспрепятствование исполнению может повлечь применение различного рода санкции в отношении тех, кто повинен в этом.

Сущность правосудия, его роль и значение вместе с тем проявляются не только и не столько в том, что оно, будучи ведущим и весьма ответственным направлением (функцией) правоохранительной деятельности, венчается принятием общеобязательных решений по кардинальным вопросам. Ему присущ ряд других специфических признаков.

В первую очередь, это то, что этот вид государственной деятельности может осуществляться только конкретными способами, а не произвольно, по усмотрению каких-то должностных лиц или органов. И эти способы закон фиксирует вполне определенно.

Еще одним отличительным признаком правосудия является то, что данный вид государственной деятельности должен и может осуществляться только с соблюдением особого порядка (процедуры), который детально регламентируется законом. Процессуальные законы регулируют практически все наиболее существенные вопросы, которые могут возникнуть при подготовке и проведении судебного заседания (порядок формирования законного состава, круг лиц, которые могут и должны участвовать в заседании, их права и обязанности, условия и последовательность выполнения конкретных действий, правила собирания, фиксации и исследования доказательств и т. п.). Все они, в конечном счете, направлены на установление истины и принятие законного, обоснованного и справедливого решения по существу.

Также к исключительному признаку правосудия относится то, что оно может осуществляться только особым органом— судом (судьей). Никакой другой орган или другое должностное лицо не вправе выполнять эту деятельность.

Специфика полномочий судебной власти требует, чтобы осуществляющий ее орган строился и имел возможность действовать так, как этого требуют интересы законности и справедливости. Отсюда особенности порядка образования судов, их взаимоотношений с государственными учреждениями, реализующими другие ветви власти — законодательную и исполнительную. Отсюда также стремление установить особый порядок (процедуру) судебной деятельности, а равно стремление всемерно повышать авторитет судов, забота о том, чтобы они прочно занимали свое место на вершине пирамиды правоохранительных органов.

С учетом отмеченных отличительных признаков правосудия его, как юридическую категорию, можно было бы определить как осуществляемую судами правоохранительную деятельность по установлению справедливости в порядке конституционного, административного, гражданского и уголовного судопроизводства, путем рассмотрения и разрешения дел при неуклонном соблюдении требований закона и установленного им порядка, обеспечивающую законность, обоснованность, справедливость и общеобязательность судебных решений, конечным итогом которой выступает защита нарушенных прав, свобод и законных интересов субъектов правоотношений.

1. Азаркин Н. М. Учение Монтескье о разделении властей// Правоведение. 1982. № 1.

2. Гегель Г. В. Ф. Феноменология духа. СПб., 2002 С. 245.

3. Власова Г. Б. Легитимация институтов публичной власти в политико-правовом и социокультурном измерениях (на примере эволюции правосудия) / Южный федеральный университет. Ростов-на-Дону,2009. С.21.

4. Власова Г. Б. Развитие институтов правосудия в условиях современных глобализационных процессов. Ростов-на-Дону, 2008. С. 7.

5. Власова Г. Б. Легитимация институтов публичной власти в политико-правовом и социокультурном измерениях (на примере эволюции правосудия) / Южный федеральный университет. Ростов-на-Дону, 2009. С. 57.

6. Власова Г. Б. Социокультурная легитимация институциональных форм правосудия. Ростов-на-Дону, 2007. С. 47.

7. Титова А. В. Правосудие: право на ошибку // Российский судья. 2007. N 10.

Основные термины (генерируются автоматически): правосудие, судебная власть, суд, государственная деятельность, орган, правоохранительная деятельность, особый порядок, справедливое решение, судебное решение, христианский интеллектуализм.


В статье рассматривается такая категория, как правовой статус судьи. Анализируются гарантии и ограничения, связанные с деятельностью по отправлению правосудия. Проведенный анализ позволил разработать некоторые рекомендации по внесению изменений в действующее законодательство.

Ключевые слова: статус судьи, гарантии, правосудие, федеральный судья, мировой судья.

Происхождение термина «статус» связано с таким латинским словом, как «status», который буквально переводится как «положение» или «состояние».

Из общей теории государства и права известно, что правовой статус представляет собой совокупность прав и обязанностей субъектов, определяющая их положение в социуме и в государстве.

Судьи являются специальными субъектами, наделенными судебной власти, реализующими ее. Высокое положение в обществе, обуславливаемое тем, что судьи являются государственными деятелями, призванными разрешать имеющиеся юридические споры, привлекать людей к ответственности, назначать наказания, влечет за собой необходимость установления особых гарантий, с одной стороны, а с другой, — ограничений деятельности судей, не позволяющей им чинить произвол.

Актуальность вопросов, связанных со статусом судей, обусловлена широким кругом полномочий, которыми наделены судьи и их колоссальной ролью в жизни общества и функционирования государственной судебной системы. Многие жизненные ситуации приводят к необходимости обращения граждан и организаций в суды различных инстанций и компетенций, где центральную роль играет личность судьи. Именно поэтому правовой статус судьи предполагает наделение его особым комплексом прав и обязанностей, вытекающих из специфики его деятельности.

Судьи являются носителями судебной власти. Судьи — это лица, которые по закону уполномочены отправлять правосудие, а также заниматься выполнением своих судейских обязанностей на профессиональной основе.

Состав судей всех федеральных судов и судов субъектов Российской Федерации в совокупности образует судейский корпус.

Все судьи имеют единый статус и отличаются только своими полномочиями (компетенцией) [1].

Единство статуса предполагает равенство всех судей, входящих в судейское сообщество, защиту прав всех судей на равной основе, наложение одинаковых обязанностей и ограничений.

Правовой статус судьи основывается на двух главных принципах, которые напрямую влияют на эффективность правосудия: это независимость и несменяемость.

Статья 120 Конституции Российской Федерации установлена: судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону [2].

Независимость судей как общеправовой феномен рассматривается в юридической литературе в нескольких аспектах, в частности: конституционный принцип правосудия, судебной системы или отправления судопроизводства; один из элементов или принцип, лежащий в основе правового статуса судей; обеспечение права граждан на судебную защиту; средство обеспечения справедливого и беспристрастного правосудия; гарантия прав и свобод граждан [3, с. 34].

И. Б. Михайловская в своем научном исследовании тщательно анализирует вопросы, связанные с принципом независимости судей при отправлении ими правосудия, а также условия, обусловливающие претворение данного принципа в жизнь. Ученый дает следующее определение независимости: это внутреннее психологическое состояние, отражающее систему ценностей, которые разделяет конкретный человек. Данное понятие, по ее мнению, находится за пределами правового опосредования [4, с. 32].

Независимость в отправлении правосудия обеспечивается рядом гарантий. Среди них — установленный законом порядок отправления правосудия, запрет любого вмешательства в деятельность судьи, право на отставку и т. д.

Основной, определяющий правовой статус судьи при отправлении правосудия, являются его процессуальные права и обязанности, установленные федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации», Уголовно-процессуальным кодексом, Арбитражным процессуальным кодексом, Гражданским процессуальным кодексом, Кодексом административного судопроизводства, Кодексом об административных правонарушениях. В этих основополагающих правовых актах детально регламентируется процессуальная форма осуществления конституционных, гражданских, уголовных, арбитражных и административных процедур. В частности, процессуальное законодательство устанавливает, что никто не может находиться в совещательной комнате, где обсуждается и выносится решение суда по гражданскому или уголовному делу, за исключением судей, уполномоченных рассматривать дело (статья 298 УПК РФ, ст. 192 ГПК). Нарушение тайны совещательной комнаты является безусловным основанием для отмены решения в последующих инстанциях.

Кроме того, закон устанавливает порядок совещания судей (статьи 299, 301 У ПК РФ), который, как и тайна совещательной комнаты, направлен на обеспечение независимости судей, в том числе и друг от друга (включая присяжных заседателей от старшины). В частности: а) судьи (и присяжные заседатели) не могут воздерживаться от голосования; б) председательствующий судья (а на заседании присяжных — старшина) голосует последним; в) судья, несогласный с приговором, имеет право выразить в письменной форме свое особое мнение. Особое мнение должно быть приложено к приговору и не подлежит оглашению в зале суда (статья 301 УПК РФ). Очевидно, это гарантирует свободу выражения каждого из судей (и присяжных заседателей) своего мнения.

Достижение истинной независимости судей является проблемой, коренящейся в создании самого суда как формы осуществления государственной власти. Именно на независимости каждой из ветвей власти, в том числе и судебной, строится знаменитая теория разделения властей, разработанная великими представителями эпохи Просвещения.

Также, еще в начале прошлого столетия выдающийся российский юрист А. Ф. Кони писал, что высокие требования, предъявляемые к судьям, должны распространяться не только на сферу их знаний и умений, но также относиться и к характеру судей. При этом А. Ф. Кони утверждает, что от судей невозможно требовать героизма, поэтому должны быть созданы внешние условия, создающие невозможность развития в судьях таких качеств как вынужденная угодливость и малодушие [5, с. 17].

Интересно отметить, что в отличие от других отраслей процессуального права (статья 5 АПК РФ, статья 8 ГПК РФ) принцип независимости судей не имеет формального текстуального отражения в Уголовно-процессуальном кодексе. Кроме того, ранее действовавший УПК РСФСР в статье 16 предусматривал закрепление этого принципа. Представляется, что это правовой пробел в законодательстве и это несоответствие должно быть устранено путем дополнения главы 2 УПК РФ статьей соответствующего содержания. Внесение такого изменения в законодательство позволит соблюсти соответствие между фактическим положением вещей в уголовном процессе, в котором, безусловно, соблюдается принцип независимости судей и законодательным отражением данного принципа в уголовно-процессуальном кодексе.

Теперь поговорим о втором основополагающем для статуса судей принципе — несменяемости.

Конституционная значимость этого принципа впервые была отражена в Конституции РСФСР в 1992 году, когда в Основной закон были внесены изменения, благодаря которым статья 164 обрела следующий вид: полномочия судей в Российской Федерации не ограничиваются конкретным определенным сроком, поскольку иное не установлено Конституцией и законами Российской Федерации. Судьи несменяемы. Народные заседатели всех судов избираются на пятилетний срок [6].

В настоящее время принцип несменяемости судей Российской Федерации закреплен в статье 121 Конституции Российской Федерации, а также в конкретизирующем ее нормы федеральном законодательстве. Суть этого принципа не раскрывается в самой Конституции, так как предполагается, что этот термин имеет устойчивое правовое восприятие.

Согласно требованиям закона судьи несменяемы. Полномочия судьи могут быть отменены или приостановлены только в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом. Из приведенной выше формулировки следует, что принцип несменяемости судей, характеризуемый законодателем как один из важных конституционных принципов, определяющих судебный статус, означает, прежде всего, невозможность в отсутствие согласия судьи, произвольного изменения его статута в течение срока его полномочий, установленного законом. Судья при отсутствии его свободного волеизъявления не может быть переведен в другой суд или назначен на другую должность, а основания и порядок приостановления и прекращения полномочий судьи должны быть установлены законом.

Полномочия судьи федерального суда не ограничиваются конкретным сроком. По общему правилу, возрастное ограничение для судьи составляет 70 лет, это предельный возраст, по достижении которого полномочия судьи прекращаются. Для судей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации законы соответствующих субъектов Российской Федерации могут устанавливать иной возрастной ценз на срок полномочий судей этих судов.

Особые правила законодательно установлены в отношении мировых судей.

Таким образом, мировой судья впервые назначается (избирается) на должность на срок, установленный законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации, но не более, чем на пятилетний срок. При повторных и последующих назначениях (избраниях) на должность мирового судьи он назначается (избирается) на срок, установленный законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации, но не менее, чем на пятилетний срок. Если в течение установленного срока мировой судья достигнет предельного возраста, он назначается (избирается) на должность судьи на срок до достижения предельного возраста.

Исходя из единства статута судей, представляется, что процедура назначения и срок полномочий судей должны быть единообразными. Закрепляя правило о несменяемости судей, законодатель не объясняет, что привело к необходимости ограничивать продолжительность полномочий мировых судей. Требования к кандидатам на должности судей федеральных судов аналогичны требованиям к кандидатам на должности мировых судей, а также аналогичные требования, предъявляемые к федеральным и мировым судьям.

Представляется, что существующая ситуация требует внимания к своей специфике, а также внесения соответствующих изменений в действующее российское законодательство, закрепляющее основы судейского статуса.

В современных реалиях очень важно, чтобы правовой статус судьи был четко сформулирован и закреплен. Это является основополагающим компонентом построения правового государства и установлением режима законности в Российской Федерации.

  1. Закон РФ от 26.06.1992 N 3132–1 (ред. от 02.08.2019) «О статусе судей в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 25.10.2019) //«Российская газета», N 170, 29.07.1992.
  2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // в Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
  3. Клеандров М. И. Статус судьи: правовой и смежные компоненты. М., 2008.
  4. Михайловская И. Б. Суды и судьи: независимость и управляемость. М., 2008.
  5. Кони А. Ф. Уголовный процесс: нравственные начала. М., 2006.
  6. Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного закона) Российской Федерации -России: Закон Российской Федерации от 09.121992 № 4061–1 // Ведомости СНД и ВС Российской Федерации. 1993. № 2. Ст. 55.

Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, судья, мировой судья, правовой статус судьи, РФ, отправление правосудия, предельный возраст, пятилетний срок, совещательная комната, уголовно-процессуальный кодекс.

Откуда произошло слово «судья»?

На латыни данный термин звучит Judex, образован от слов ius (справедливость) и dex (десять), если переводить дословно, то получится справедливый десятикратно т.е тот, кто в 10 раз справедливее обычного человека. Таким образом, устанавливается особый и самый важный признак судьи как такового, а именно наличие очень тонкого чувства справедливости. Справедливость, как понятие, несет в себе принцип должного воздаяния деяниям человека и соразмерности преступлений и наказаний.

Какие функции у судей?

Во всех странах судья признается лицом, возлагающим на себя ответственность за решение конфликтов и имеющим исключительные полномочия на осуществление правосудия. В основном можно выделить две категории судей: судьи в странах с английским правом (США, Австралия) и судьи в странах с так называемым континентальным правом (Германия, Россия). Коренное различие состоит в требованиях, предъявляемых к судьям, и их полномочиях.

Например, в странах с континентальным правом судьи обязаны иметь юридическое образование и специальную подготовку в судебных органах, а также следовать букве закона и не превышать пределы применения закона, в странах с английским правом юридическое образование не является обязательным. Для того чтобы быть арбитром в простых категориях гражданских дел, достаточно быть уважаемым обществом человеком и иметь необходимый опыт в качестве одной из сторон, также они уполномочены следовать именно смыслу закона и осуществлять иные функции, классически не относящиеся к полномочиям судьи, а именно законотворческие, либо функции судебных приставов.

Какими личными качествами должен обладать судья?

Для адекватной оценки чужих поступков судья и сам должен быть человеком высоких моральных принципов. Независимость, беспристрастность и чувство справедливости — вот те качества, которые наиболее важны для специалиста, в обязанности которого входит разрешение споров. Решения судьи не являются его личными властными решениями, судья должен претворять в реальную жизнь принцип справедливости.

У судей иногда возникает конфликт интересов между моральными принципами и профессиональными, однако настоящий специалист должен всегда принимать собственные решения, какие бы колебания и терзания его не мучили. Одна из самых сложных задач в работе судей и состоит в том, чтобы примирить закон и правду, однако в реальности такое случается не всегда. Работа судей состоит в том, чтобы принимать правильные, законные решения руководствуясь юридическим и житейским опытом.

Какие требования предъявляются к судьям в России?

Порядок назначения на должность судьи РФ и те требования, которые предъявляются к судьям, прописаны в Законе "О статусе судей в Российской Федерации". Согласно данному закону судьей может стать гражданин Российской Федерации, который, во-первых, имеет высшее юридическое образование. Во-вторых, достиг определенного возраста: 25 лет для должности мирового судьи, судьи районного суда или арбитражного суда областного уровня; 30 лет для судей областных судов; 35 лет для судей Верховного Суда, и, наконец, 40 лет для судей Конституционного Суда. Ограничение по возрасту установлено для того чтобы человек накопил достаточно житейского опыта.

Так же установлены требования к юридическому стажу: для судей мировых и районных судей - не менее пяти лет. Стоит отметить, что данный срок начинает течь с момента получения диплома о высшем юридическом образовании. Именно с этого момента и исчисляется стаж работы по юридической специальности. Даже если человек работал во время учебы, то стаж все равно начнет засчитываться с момента получения диплома. Для того чтобы стать судьей областного уровня, требуется иметь семилетний юридический стаж.

Какие ограничения есть у судей?

В кодексе судейской этики закреплены основные ограничения, устанавливаемые в отношении судей, а именно:

Во внесудебной деятельности и во внеслужебных отношениях судья должен избегать всего того, что могло бы умалить авторитет судебной власти, вызвать сомнения в ее беспристрастности и справедливости. Как мы видим, судья обязан защищать не только свою честь как человека, но и авторитет всей судебной власти, поскольку является ее представителем. Судья может заниматься различными видами внесудебной деятельности, включая научную, образовательную, творческую, общественную, благотворительную и иные виды, если это не причиняет ущерб интересам правосудия.

Судье не следует заниматься теми видами внесудебной деятельности и участвовать в тех публичных мероприятиях, которые создают препятствия судье для исполнения им своих профессиональных обязанностей, оказывают негативное влияние на независимость и беспристрастность судьи, приводят к частым заявлениям об отводе или самоотводе судьи. Данный пункт особо интересен тем, что он прямо не устанавливает запрет на занятие этими видами деятельности, а устанавливает деяния, совершение которых, в единичном случае не влечет последствий, но имеет значение при повторении.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: