Требования к поведению выработанные обществом и закрепленные в правовых актах государства это

Обновлено: 24.04.2024

5. Верны ли суждения о человеке как результате биологической и социокультурной эволюции?

А.Человек становится человеком не столько по рождению , сколько в ходе социализации, т.е. в процессе освоения способов деятельности, культуры, правил и норм, выработанных обществом.

Б.Человек от природы наделен инстинктами, обеспечивающими выживание.

1. верно только А

2. верно только Б

3. верны оба суждения

4. оба суждения неверны

6.Состояние неудовлетворенности, нужды , которое человек стремится преодолеть, -это

7.Потребность в утолении голода и жажды является

8.Желание общаться с другими людьми- это потребность

9. Потребность в самовыражении, творчестве - это потребность

10.То, на что направлена деятельность , - это

11.Тот, кто осуществляет деятельность, -это

12.Формирование в сознании человека идеального образа того результата, которого он стремится достичь в результате деятельности, - это

13. Для какой деятельности характерно воплощение результата в изменении социальных условий жизнедеятельности человека?

1. для материально - производственной

2. для социально- преобразовательной

3. для духовно- практической

4. для духовно - теоретической

14. Для какой деятельности характерно воплощение результата в конкретных предметах?

1. для материально - производственной

2. для социально- преобразовательной

3. для духовно- практической

4. для духовно - теоретической

15.Умственная деятельность , заключающаяся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними, называется

16.Что является объективной материальной формой мышления?

17. Что из перечисленного является чувственной основой мышления?

18. Что является основным условием возникновения и развития мышления?

1. учет условий действия

4. практическая деятельность

19.Мысленное разложение целого на части - это

20.Объединение частей, свойств, действий, отношений в одно целое - это

21.Убеждение, что человек не властен изменить свою жизнь , присуще

22.Убеждение, что ничего хорошего человеку ожидать не приходится , присуще

23.Убеждения, что разум человека не может постичь истину, определить смысл своего пребывания на земле, что все наши познания относительны и во всем нужно сомневаться, присущи

24.Убеждение, что наш мир - лучше из миров, присуще

25. Какую жизненную позицию занимают нонконформисты?

1. достаточно быть просто наблюдателем

2. следует влиять на развитие ситуации

3. всегда приспосабливаться к другим людям и обстоятельствам

4. иметь собственные убеждения и не бояться их отстаивать

26.Умение поступиться некоторыми своими интересами ради решения общих проблем, отказаться от некоторых своих целей ради общего согласия называется

27.Веры ли суждения о самореализации?

А. Самореализация - это выявление и развитие индивидом личных способностей во всех сферах деятельности.

Б. Самореализация - это самоосуществление, т.е психический рост и созревание , пробуждение и проявление скрытых возможностей человека.

1. верно только А

2. верно только Б

3. верны оба суждения

4. оба суждения неверны

28.Веры ли суждения о саморазвитии?

А. Саморазвитие - это сознательная деятельность человека , направленная на возможно более полную реализацию себя как личности?

Б. Саморазвитие предполагает наличие ясно осознанных целей деятельности , идеалов и личностных установок.

1. верно только А

2. верно только Б

3. верны оба суждения

4. оба суждения неверны

1. Человек — это
1) отдельный, единичный представитель человеческого рода безотносительно к его реальным особенностям
2) единение телесного и духовного начал
3) неповторимое своеобразное сочетание природных задатков поведения, образа жизни, отличающее каждого из нас
4) человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств.
2. Индивид — это
1) отдельный, единичный представитель человеческого рода безотносительно к его реальным особенностям
2) единение телесного и духовного начал
3) неповторимое своеобразное сочетание природных задатков поведения, образа жизни, отличающее каждого из нас
4) человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств
3. Индивидуальность — это
1) отдельный, единичный представитель человеческого рода безотносительно к его реальным особенностям
2) единение телесного и духовного начал
3) неповторимое своеобразное сочетание природных задатков поведения, образа жизни, отличающее каждого из нас
4) человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств.
4. Отдельный, единичный представитель человеческого рода безотносительно к
его реальным особенностям — это
1) человек
2) индивид
3) индивидуальность
4) личность
5. Неповторимое своеобразное сочетание природных задатков поведения, образа
жизни, отличающее каждого из нас, — это
1) человек
2) индивид
3) индивидуальность
4) личность

6. Верны ли следующие суждения о мировоззрении?
А) Мировоззрение — это устоявшаяся система взглядов на мир, на себя и
своё место в этом мире. Б) Мировоззрение — это процесс формирования личности.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
7. К числу основных элементов духовного мира можно отнести:
А) Духовные потребности, знание о природе, обществе, человеке. Б) Убеждения, ценности, способности, цели, которые человек ставит перед собой.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
8. Какое мировоззрение отрицает всё не признанное наукой?
1) научное
2) паранаучное
3) религиозное
4) атеистическое
9. Какое мировоззрение предполагает существование иного мира — духовного?
1) научное
2) паранаучное
3) религиозное
4) атеистическое
10. Кто из философов считал, что «сознательное стремится к моральному, а бессознательное — к аморальному»?
Э. Гартман
3. Фрейд
Б. Марков
Дж. Уиггинс
11. Процесс самопознания начинается с
1) самооценки
2) самоузнавания
3) самоисповеди
это
4) общения
12. Осмысление самого себя
1) самопознание
2) самоисповедь
3) творчество
4) общение

13. Способ, позволяющий дать оценку собственным действиям, поступкам и их результатам, — это
1) самопознание
2) самоисповедь
3) творчество
4) общение
14. Эмоциональное отношение человека к своему образу, к собственным качествам называется
1) самоузнаванием
2) самооценкой
3) самоисповедью
4) самоутверждением
15. Внешнее проявление деятельности человека, его отношение к обществу, другим людям, рассматриваемое с точки зрения нравственности и права, — это
1) самопознание
2) поведение
3) инстинкт
4) эмоция
16. Верны ли следующие суждения об инстинктах?
А) Инстинктами обладает не только человек, но и любой обитатель живого мира.
Б) Нашим поведением управляют прежде всего врождённые инстинкты.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
17. Отрицательные эмоции — это
1) радость, удовольствие
2) голод, страх
3) любовь, дружба
4) печаль, разочарование
18. Положительные эмоции — это
1) радость, удовольствие
2) голод, страх
3) любовь, дружба
4) печаль, разочарование
19. Печаль и радость, раздражение и удовольствие — это
1) инстинкты
2) эмоции
3) чувства
4) поступки
20. К какому виду чувств принадлежит ответственное отношение к труду и учебе?
к практическим
к эстетическим
к интеллектуальным
к нравственным

21. К какому виду чувств относится понимание прекрасного?
1) к практическим
2) к эстетическим
3) к интеллектуальным
4) к нравственным
22. Кто из мыслителей понимал свободу как «право делать то, что разрешено, а не запрещено законом»?
1) Платон
2) Цицерон
3) Ш. Монтескье
4) Ж.-Ж. Руссо
23. Самостоятельность личности, выраженная в её способности и возможности делать собственный выбор и действовать в соответствии со своими интересами и целями — это
1) свобода
2) волюнтаризм
3) фатализм
4) ответственность
24. Абсолютизация свободы воли, доведение её до произвола ничем не ограниченной личности, игнорирование объективных условий и закономерностей, — это
1) свобода
2) волюнтаризм
3) фатализм
4) ответственность
25. Ограничителем свободы в обществе выступает:
1) поведение
2) обязанности
3) чувства
4) эмоции
26. Требования к поведению, выработанные обществом и закреплённые в правовых актах государства, — это
1) фатализм
2) права
3) обязанности
4) ответственность
27. Соблюдение правил дорожного движения — это
1) патриотизм
2) свобода
3) обязанность
4) волюнтаризм
1. В чём принципиальное отличие человека от животных?
1) в зависимости от природных условий
2) в подчинении физическим и биологическим условиям выживания
3) в стремлении к исполнению духовных идеалов добра, справедливости, красоты
4) в стремлении реализовать свои влечения и инстинкты
2. Верны ли следующие суждения о человеке?
А) Человек принципиально отличается от животных своей разумностью, позволяющей сдерживать и контролировать телесные влечения и инстинкты.
Б) Если человеческий детёныш формируется вне общества, к примеру среди зверей, он уподобляется зверю.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
3. Потребность максимально обезопасить свою жизнь — это потребность
физиологическая
экзистенциальная
социальная
духовная
4. Потребность в достижении успехов и уходе от неудач, во взаимодействии и взаимоподдержке — это потребность
1) физиологическая
2) экзистенциальная
3) социальная
4) духовная
5. Потребность иметь жильё, предметы домашнего обихода, относится к потребностям
1) материальным
2) экзистенциальным
3) социальным
4) духовным
6. Потребность в ежегодных заграничных путешествиях относится к потребностям
1) повседневным
2) экзистенциальным
3) физиологическим
4) особенным
7. Особенности человека, позволяющие ему наиболее успешно заниматься какой-либо деятельностью, — это
1) потребности
2) мотивы
3) убеждения

4) способности
8. Совокупность умственных способностей человека и умелое их применение в разных ситуациях называют
1) талантом
2) интеллектом
3) задатками
4) интересами
9. На уроке химии учитель показывает опыт. Субъектами этой деятельности являются
1) столы в аудитории, где проводятся занятия
2) учитель и лаборант
3) приборы для проведения опыта
4) ученики
10. К какому виду деятельности следует отнести создание при районных администрациях центров по обслуживанию одиноких людей преклонного возраста?
1) к хозяйственной
2) к политической
3) к социальной
4) к культурной
11. Что является критерием истинности мышления?
1) обдумывание
2) планирование
3) практическая деятельность
4) наблюдение
12. Мысленное выделение из целого его сторон, действий, отношений — это
1) анализ
2) синтез
3) абстрагирование
4) обобщение
13. Синтез — это
установление сходства и различия предметов и явлений
объединение частей, свойств, действий, отношений в одно целое
мысленное разложение целого на части
возвращение мысли от общего и абстрактного к конкретному с целью раскрытия содержания.
14. Абстрагирование — это
1) установление сходства и различия предметов и явлений
2) объединение частей, свойств, действий, отношений в одно целое
3) процесс мысленного отвлечения от некоторых признаков, сторон конкретного с целью лучшего его познания
4) возвращение мысли от общего и абстрактного к конкретному с целью раскрытия содержания.
15. Вывод из нескольких суждений, дающий новое знание о предметах и явлениях объективного мира, называется
1) суждением
2) рассуждением
3) дедукцией
4) умозаключением
16. Отражение существенных признаков предмета — это
1) понятие
2) понимание
3) суждение
4) умозаключение
17. Какое качество мыслительной деятельности проявляется в умении строго логически рассуждать, убедительно доказывать истинность или ложность какого-либо вывода?
1) последовательность ума
2) гибкость ума
3) самостоятельность ума
4) инертность ума
18. Какая жизненная позиция характерна для конформистов?
1) достаточно быть просто наблюдателем
2) следует влиять на развитие ситуации
3) всегда приспосабливаться к другим людям и обстоятельствам
4) иметь собственные убеждения и не бояться их отстаивать
19. Личность — это
1) отдельный, единичный представитель человеческого рода безотносительно к его реальным особенностям
2) единение телесного и духовного начал
3) неповторимое своеобразное сочетание природных задатков поведения, образа жизни, отличающее каждого из нас
4) человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств
20. Существо, обладающее речью, мышлением, сознанием и нравственными качествами, — это
1) человек
2) индивид
3) индивидуальность
4) личность
21. Положение личности в обществе, связанное с определённой совокупностью прав и обязанностей, называется
1) девиацией
2) социализацией
3) социальным статусом
4) социальной ролью

22. При биологическом подходе изучение личности основывается на
1) изучении признаков, отражающих внутреннюю структуру её свойств
2) изучении ее с точки зрения раннего приобретения опыта, генетических предпосылок и эволюционного развития
3) изучении социального окружения индивида и его воздействия на развитие личности
4) изучении процессов восприятия, научения и высшей нервной деятельности
23. Верны ли следующие определения духовного мира человека?
А) Духовный мир — это сознательная деятельность человека, направленная
на возможно более полную реализацию себя как личности. Б) Духовный мир — сложная система отношений человека к окружающему миру, внутренних оценок, интересов, склонностей и предпочтений.
верно только А
верно только Б
верны оба суждения
оба суждения неверны
24. Научное мировоззрение
1) предполагает существование иного мира — духовного
2) опирается на веру в сверхъестественное, основывает свои действия и поступки на одной из священных книг
3) признает решающее значение научных знаний в понимании мира
4) отрицает существование высших, не природных сил
25. Какое мировоззрение отстаивает резкие, кардинальные преобразования общества?
1) гуманистическое
2) человеконенавистническое
3) революционное
4) консервативное
26. Процесс осмысления человеком собственных возможностей, потребностей, своего места в обществе — это
1) самопознание
2) самоисповедь
3) творчество
4) общение
27. Сознательные действия, направленные на достижение определённых целей, — это
1) инстинкты
2) эмоции
3) чувства
4) поступки
28. К какому виду чувств относятся зависть, ревность, ненависть?
1) к практическим
2) к эстетическим
3) к интеллектуальным
4) к нравственным
29. Контроль над деятельностью человека с позиций выполнения им принятых норм и правил — это
1) свобода
2) волюнтаризм
3) фатализм
4) ответственность
30. Верны ли следующие суждения о свободе?
А) Свобода — это самостоятельность личности, выражающаяся в её способности и возможности делать собственный выбор и действовать в соответствии со своими интересами и целями.
Б) Свобода каждого члена общества ограничена уровнем развития и характером того общества, в котором он живет.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
1. Особая деятельность, в результате которой люди приобретают знания о различных объектах,- это

2. Позиция философа, которая отрицает возможность достоверного познания окружающего мира, называется

3. Позиция философа, который утверждает, что в мире все относительно, называется

6. Утверждение о том, что одно сознание свободы, без возможности её практического воплощения в деятельности является лишь иллюзией реальной свободы, характерно для представителей:
а) объективного идеализма
б) субъективного идеализма +
в) экзистенциализма

7. Какое название носит мировоззрение, рассматривающее каждое событие и каждый человеческий поступок как неотвратимую реализацию изначального предопределения, исключающего свободный выбор и случайность:
а) объективизм
б) идеализм
в) фатализм +

8. От времён Сократа и до нашего времени спорный в философии вопрос о том, обладают ли люди реальным контролем над своими решениями и поступками, представляет собой вопрос о свободе:
а) воли +
б) совести
в) слова

9. Точка зрения, утверждающая, что люди ничего не делают по собственной воле, а в зависимости от предвидения Божьего, принадлежит:
а) Кингу
б) Идену
в) Лютеру +

10. Антонимом «свободы» является:
а) независимость
б) необходимость +
в) безысходность

11. Слова «Свобода есть осознанная необходимость» принадлежат:
а) Гегелю +
б) Локку
в) Руссо

12. Этот термин не характеризуют понятие «свобода»:
а) осознанная необходимость
б) государство +
в) воля

13. Этот термин характеризует понятие “свобода”:
а) независимость +
б) зависимость
в) тирания

14. Этот термин характеризует понятие “свобода”:
а) осознанная необходимость +
б) диктатура
в) государство

15. Этот термин характеризует понятие “свобода”:
а) воля +
б) неволя
в) страна

16. Этот термин характеризует понятие “свобода”:
а) безответственность
б) ответственность +
в) держава

17. Способность человека действовать в соответствии со своими интересами, целями, осуществлять намеченный выбор в рамках конкретных условий, ответственности и сознательности:
а) желание
б) принуждение
в) свобода +

18. Абсолютно свободным человек:
а) может, но не хочет
б) быть не может +
в) может

19. Этот термин не характеризуют понятие «свобода»:
а) познание
б) ответственность
в) произвол +

20. Кто из перечисленных ниже философов размышлял о свободе как о осознанной необходимости:
а) Аристотель
б) Маркс +
в) Буридан

21. Для какой христианской конфессии была важна доктрина о предопределении:
а) протестантизм +
б) католицизм
в) православие

22. Насколько, по исследованиям психологов, человек склонен к принятию ответственности за свои поступки:
а) человек принимает ответственность за свои поступки только в случаях крайней необходимости
б) человек, как правило, склонен принимать ответственность за свои действия +
в) большинство людей не склонны принимать ответственность за свои действия, для этого необходим контроль со стороны немногих более ответственных

23. Ограничителями свободы в обществе выступает(ют):
а) чувства
б) поведение
в) обязанности +

24. Кто из мыслителей понимал свободу как «право делать всё то, что закон не запрещает»:
а) Руссо
б) Монтескьё +
в) Платон

25. Требования к поведению, выработанные обществом и закреплённые в правовых актах государства:
а) права
б) ответственность
в) обязанности +

26. Кто из философов был автором категорического императива: поступай так, чтобы максима твоей воли могла бы быть всеобщим законом:
а) Гегель
б) Кант +
в) Ницше

27. Как называется философский подход, в котором утверждается, что у человека нет свободы выбора:
а) детерминизм +
б) функционализм
в) эскапизм

28. Как свобода связана с деиндивидуализацией:
а) в случаях деиндивидуализации человек действует как во благо общества, так и исходя из собственных побуждений, а значит свободен
б) в случаях деиндивидуализации человек может потерять чувство ответственности за свои поступки +
в) деиндивидуализация является необходимым условием свободы

29. По мере развития человеческой свободы направленность ответственности смещается с коллектива на самого человека, так ли это:
а) да +
б) нет
в) отчасти

30. По мере развития человеческой свободы направленность ответственности смещается с человека на коллектив, так ли это:
а) да
б) нет +
в) отчасти

Выбранное мною высказывание затрагивает проблему сущности человеческой свободы. В современных условиях, в эпоху развития демократии проблема свободы личности становится все глобальнее. Она решается на уровне международных организаций в виде законодательных актов о правах и свободах личности, которые в настоящее время становятся в основу любой политики и тщательно охраняются. Свобода личности выступает сегодня важнейшей ценностью любого цивилизованного общества.

Альбер Камю, французский писатель и философ, полагал, что свобода – это в первую очередь не привилегии, а обязанности. Камю пишет о том, что свобода вовсе не предполагает вседозволенность, а наоборот, влечет за собой ответственность за свои поступки. Свобода всегда чем-то ограничена, и чем свободнее человек, тем больше на нем лежит обязательств и тем больше правил он должен соблюдать.

С мнение автора высказывания невозможно не согласиться. Я считаю, что действительно, понятие свободы не стоит отождествлять с понятием воли или вседозволенности. Свобода есть самостоятельное распоряжение человека собственной судьбой, выбор своего жизненного пути. Она предполагает возможность действовать в соответствии со своими интересами и представлениями. Свобода – это постоянный выбор. Но она должна иметь пределы. В противном случае свобода будет превращаться в произвол, своеволие и анархию, в самодурство и насилие над другими людьми. Границами свободы человека являются интересы другого человека, существующие законы, сила общественного мнения. Все это называется ответственностью. Также ограничителями человека в обществе являются обязанности – требования поведения, выработанные обществом и закрепленные в правовых актах государства. Все перечисленное довольно трудно назвать привилегиями. Выражаясь словами А. Камю, свобода – это обязанности.

В эпоху рабовладельчества одни люди являлись собственностью других, и некоторых из них это устраивало, они просто не знали как это – быть свободными. Свободы боялись, так как боялись ответственности за свои поступки, необходимости делать выбор. Поэтому многие предпочитали оставаться рабами . Человек в 18 лет, становится полностью дееспособным — казалось бы, вот она свобода. Но за каждый свой шаг мы несем ответственность. На нас кладется обязанность — соблюдать все законы, защищать Отечество, а значит, мы получаем не - привилегию, а обязанность.

Таким образом, мы понимаем, что Альбер Камю был абсолютно прав в своих взглядах. Свобода – это не значит делать все, что захочется. Это значит сознательно следовать правилам, принятых в обществе.

Одни поступки людей регулируются только нормами морали, другие - только законом. Конечно же, первых больше, чем вторых. Древнеримский философ Сенека по этому поводу утверждал: «Стыд запрещает порою то, чего не запрещают законы». Однако, есть жизненные ситуации, которые оцениваются как правом, так и моралью.

Марат солгал своему другу Николаю, нарушив норму морали, в этом случае он заслуживает только общественного осуждения, порицания, государство в этот процесс не вмешивается. Но если Марат не выполнил условий договора купли-продажи аудиокассеты (получил деньги, но кассету не передал), то он уже нарушил требования Гражданского кодекса, общеобязательного дли всех участников гражданского оборота в стране, а это влечет применение гражданско-правовой ответственности. Правда, и в этом случае Марат достоин морального осуждения за противозаконные действия.

Нормы права в основном построены на морали и выражают народную мудрость, требования наиболее целесообразного поведения в трудовой деятельности, в быту, определяют способы борьбы со злом, несправедливостью, преступностью и т. д. В демократическом государстве все правовые правила поведения имеют в своей основе моральную основу. Все, что запрещено законом, запрещено и моралью. Хулиганство, воровство, наркомания запрещены законом. И мы не одобряем людей, которые их совершают. Наша мораль тоже несовместима с такими поступками.

Право не только покоится на нормах морали, по само воспитывает, учит справедливости, необходимости соблюдать чужие права и свободы. С этой точки зрения не совсем права русская пословица «Где закон, там и обида». Для лица, нарушившего закон, наступают определенные негативные последствия, «обида». Но эти последствия наступают за действия, которые, в свою очередь, грубо нарушили интересы других граждан, общества, государства. Поэтому это справедливая мера - не нарушай закон и тебе не будут причинены никакие "обиды». Человек с высокими нравственными качествами никогда не нарушит закона.

О праве и морали в нашем обществе мы пока говорили как о нормативных регуляторах, не показывая различий. Да, право и мораль в нашем обществе действительно построены на единых основах, выражают общечеловеческие ценности и идеалы. Но нельзя забывать, что право и мораль - это разные нормативные регуляторы. Они имеют свои особенности, свою область воздействия. В чем-то это воздействие совпадает, а в чем-то нет.

Кроме того, нормы морали по своей природе расплывчаты, Неконкретны. Даже члены одной семьи оценивают одни и те же поступки по-разному.

Право отличается четкостью, определенностью. Нормы права регулируют не чувства и настроения людей, а их поведение, действия. Чтобы уяснить себе различия между нормами права и нормами морали, внимательно изучите эту схему.

Различия между нормами права и нормами морали
Критерии
сопоставления
Правовые нормы Нормы морали
Сфера
регулирования
Наиболее важные общественные
отношения, затрагивающие существенные
интересы людей и общества
Все общественные и личные отношения типа:
человек - человек, человек - коллектив,
человек - общество, человек - государство
Форма
существования
Закреплен в законах Существуют, сложившись постепенно
в общественном сознании
Ответственность
в случае нарушения
Возможность государственного
принуждения
Моральное осуждение обществом,
коллективом или отдельными лицами
Когда становятся
обязательными
регуляторами
поведения человека
После их установления или
утверждения государством
После их внедрения в индивидуальное
сознание личности
Перепективы
развития
В будущем обществе нормы права сольются с нормами морали в единые нормы поведения людей

Лучшие адвокаты нашего бюро "Сайфутдинов и партнеры" оказывают юридические услуги на всей территории Республики Татарстан.


Напоминаем, что адвокаты нашего бюро проводят бесплатную юридическую консультацию по уголовным, семейным, гражданским делам, жилищным и другим вопросам каждую пятницу с 9 до 12 часов в нашем офисе по адресу: Набережные Челны, проспект Мира, дом 22, офис 255 (7/02, подъезд 8)

С древности, как возникло право, до настоящего времени спорят юристы, философы, другие ученые: «Что такое право? Какими признаками обладает Ваше право?» Единого мнения нет. Тем не менее можно выделить основные признаки права, описать формы проявления правового начала, исследовать его функции и роль.

Право - система возведенных, в закон общеобязательных правил поведения субъектов права, выражающих волю политически господствующих социальных групп или всего общества, обеспеченных силой государственного принуждения, сознательностью граждан и направленных на регулирование правоотношений. Это - одна из нормативных систем, регулирующая отношения в обществе, действия и поведение людей, функционирование объединений и государственных органов. Право закрепляется в официальных документах государства. Направлено на обеспечение устойчивости, организованности, оптимальных условий функционирования общества.

Общество, для того чтобы нормально развиваться, должно быть организованным. Нужно, чтобы поведение отдельных людей, их групп и коллективов каким-то образом направлялось, ставилось в известные рамки, так или иначе поощрялось или, наоборот, ограничивалось. Такое упорядочение поведения осуществляется при помощи общих правил - норм. Норма (от латинского слова norma) - образец, правило поведения. Она установлена людьми и обращена к людям. Этот образец поведения распространяется на неопределенный круг случаев и позволяет установить в жизни людей общий для всех порядок. Различаются правовые, моральные, политические, экономические, корпоративные (это нормы общественных организаций) нормы, а также нормы обычаев, традиций. Главное место среди них занимают нормы права и морали. Рассмотрим их более подробно.

Государство и право возникли одновременно, это два взаимосвязанных социальных явления. Государство без права представляло бы собой корабль, на котором каждый делает то, что ему заблагорассудится: один крутит штурвал, второй поднимает паруса, а третий опускает якорь. Никто при этом не смотрит на карту и компас. Что стало бы с таким кораблем, вы прекрасно понимаете. Главное предназначение права - воздействие на общество, его совершенствование и развитие. Именно поэтому право является фактором общественного прогресса.

По мнению историков, первые правовые акты появились в IV - III вв. до н. э. За долгую историю своего существования право меняло внешнее выражение, форму. Право Древней Греции и, особенно Древнего Рима, считается классическим, то есть образцовым, достойным подражания. Законы устанавливались, исходя из представлений о необходимости соблюдения определенной меры, общественных норм поведения. Большое влияние на развитие последующей мировой юридической мысли оказало римское право. В буржуазную эпоху в жизнь вошли юридические аксиомы: нельзя применять не предусмотренные законом наказания, осуждать дважды за одно и то же преступление, судить за действия, не предусмотренные уголовным законом, лишать человека правовой защиты и др.

Рассмотрим как формировалось право. Было два пути. Первый путь, когда первобытные обычаи перерастали в нормы права, государство делало их общеобязательными для исполнения. Французский писатель Жозеф Жубер (1754 - 1824) очень метко подметил: «Лучшие законы рождаются из обычаев». Правила поведения, заключенные в обычаях, проходили как бы проверку временем, изменялись в соответствии с потребностями жизни и были готовой правовой нормой. Второй путь, когда оно устанавливалось государством в виде принятия нормативно-правовых актов, т.е. установления норм, правил поведения, которых до этого в обществе не было. Таковы почти все законы Петра I.

Почему право называется «правом»? Прежде всего потому, что право неотделимо от важнейшего морального принципа - справедливости (например, слова «право», «правое», «справедливое»). Но не только поэтому. Главное в том, что право всегда действует через права, то есть через предоставляемые отдельным людям и целым коллективам, организациям юридические возможности. Право определяет, является ли их поведение правомерным либо неправомерным, незаконным, и потому наказуемым.

Нередко в одинаковом значении используются слова «право» и «закон». Право исходит от государства в форме закона. Именно в нем содержатся нормы - правила поведения. Законами называются такие правовые акты, которые принимаются высшими органами государственной власти и являются главными, ведущими. А среди них высшей юридической силой обладает Конституция (Основной Закон). На ее основе и в соответствии с ней издаются все остальные законы. Наряду с законами существуют и другие правовые акты, хотя и подчиненные законам, но также содержащие определенные правила поведения: постановления, инструкции, правила, приказы и т. п. Эти нормы соединены друг с другом смысловыми узами, являются звеньями одной цепи законодательства. Вместе с законами они составляют источники права - документы, в которых содержатся правовые нормы.

Право используется в трех значениях. Первое - совокупность норм, которые регулируют наиболее важные отношения в обществе и за нарушение которых взыскивает государство. Другое значение - личная возможность. Эта возможность гарантируется законом. Речь идет о таких правах человека, как право на свободу совести, религии, на труд, образование, социальное обеспечение и т. д. И наконец, мы часто используем слово «право» в неюридическом значении. Это тоже личная возможность, но не зафиксированная в законах. Мы говорим: «Я имею право на внимание, на свою точку зрения». И эти права достойны такого же уважения, как и обеспеченные поддержкой закона. Для нас важно первое значение, оно и поможет ним сформулировать понятие права.

Сущность права выражается в том, что оно выступает и качестве регулятора общественных отношений. Регулировать отношения - значит направлять поведение людей, вводить его в определенные рамки, предупреждать совершения действий, опасных для общества. В этом ценность права для общества. Можно выделить два основных направления правового воздействия. Во-первых, это регулятивная функция, т.е. устанавливающая правила поведения в целях стабилизации и развития отношений, соответствующих интересам людей, общества и государства. Во-вторых, охранительная функция, т.е. охраняющая общественно полезные и пресекающая общественно опасные, вредные для людей, общества и государства отношения.

На схеме изображено, какие же признаки определяют понятие «право». Рассмотрим их.

Признаки права:

  • общеобязательность
  • формальная определенность
  • обеспеченность исполнения принудительной силой государства
  • многократность применения норм
  • справедливость содержания норм

В отличие от морали и других неправовых социальных норм правовые нормы являются обязательными для всего населения, проживающего на территории данного государства. Например, Уголовный кодекс Российской Федерации принят Государственной Думой 24 мая 1996 года и одобрен Советом Федерации 5 июня 1996 года, а Президентом Российской Федерации 13 июня 1996 года введен в действие с 1 января 1997 года. С этого времени он приобрел силу закона, то есть распространил свое действие на всю территорию Российской Федерации, стал общеобязательным для всех.

Нормы права необходимо исполнять всем. В этом деле не должно быть преимуществ ни у кого. Не существует исключений, связанных с должностью, национальностью, образованием и т. д. Таким путем достигаются единые, устойчивые руководящие начала в общественной жизни.

Даже если общество разделено на сословия, правовые нормы в равной мере затрагивают интересы и тех, кто «наверху», и тех, кто «внизу». Родовитый дворянин А.В. Сухово-Кобылин (1817 - 1903), например, по недоказанному обвинению в причастности к убийству много лет пребывал в цепких лапах неправедного правосудия, что дало ему материал для сатирических пьес «Свадьба Кречинского», «Дело», «Смерть Тарелкина».

В нетоталитарных государствах право всегда оказывается на стороне истины. Это свидетельствует о его самоценности. Хорошо известен результат слушания в царском суде дела Веры Засулич, стрелявшей в петербургского градоначальника Трепова. Суд присяжных оправдал ее.

В правовых нормах точно, в деталях отражаются требования, предъявляемые к поведению людей. Правовые нормы являются границами дозволенного, предписанного, либо запрещенного поведения. Словом, правовые нормы не просто идеи, мысли, а строго формально изложенные в правовых актах предписания. Такая формальная определенность позволяет понимать правила поведения однозначно и применять их на всей территории однообразно, она препятствует распространению насилия и произвола.

Правовые нормы не всегда исполняются добровольно, тогда их применение обеспечивается принудительной силой государства - виновные привлекаются к юридической ответственности. Юридическая ответственность осуществляется в зависимости от конкретной ситуации компетентными государственными органами (судом, прокуратурой, органами следствия и дознания и т. д.). Существование и действие правовых норм связаны с деятельностью государственных органов. Без принудительной силы право стало бы набором никому не нужных правил.

Правовые нормы рассчитаны на неограниченное количество случаев применения. Правило поведения действует до тех пор, пока оно не отменено.

Нормы права - это не застывшие раз и навсегда догмы, они постоянно совершенствуются в соответствии с особенностями эпохи, как правило, становятся гуманнее, демократичнее. Право, выражая общую и индивидуальную волю граждан, утверждает в обществе принцип справедливости. Древнеримский оратор Цицерон говорил: «Законы должны искоренять пороки и насаждать добродетели».

Сделаем краткие выводы. Государство и право появились в результате развития человеческого общества и должны служить его интересам.

Государство стало особой политической организацией, осуществляющей управление обществом, его охрану и обеспечивающей его экономическое и социальное развитие. Для этого у государства имеется аппарат принуждения и управления. Своим велениям оно придает обязательную силу для населения всей страны. Велика роль государства в защите прав человека, управлении экономикой, борьбе с преступностью, развитии науки, культуры, образования.

Право - многогранное явление, призванное регулировать общественные отношения. Право - средство (инструмент) для разрешения практически значимых задач общества, для удовлетворения Вашего права. Одновременно с этим право несет идею справедливости и гуманизма.

Государство и право должны уважать и охранять права личности.

Лучшие адвокаты нашего бюро "Сайфутдинов и партнеры" оказывают юридические услуги на всей территории Республики Татарстан.


Напоминаем, что адвокаты нашего бюро проводят бесплатную юридическую консультацию по уголовным, семейным, гражданским делам, жилищным и другим вопросам каждую пятницу с 9 до 12 часов в нашем офисе по адресу: Набережные Челны, проспект Мира, дом 22, офис 255 (7/02, подъезд 8)

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: