Суды рк исполняют поручения иностранных судов кроме случаев когда

Обновлено: 28.04.2024

1. В случае, если акты, указанные в части первой статьи 501 настоящего Кодекса, не исполнены добровольно в установленные в них сроки, сторона судебного, арбитражного разбирательства, в пользу которой вынесены данные акты, вправе обратиться с заявлением об их принудительном исполнении в суд по месту рассмотрения спора либо по месту жительства должника или по месту нахождения органа юридического лица, если место жительства или место нахождения неизвестно, то по месту нахождения имущества должника.

2. К заявлениям о выдаче исполнительного листа прилагаются должным образом заверенные подлинные акты, указанные в части первой статьи 501 настоящего Кодекса, или должным образом заверенные их копии, а также при наличии – подлинное арбитражное соглашение или должным образом заверенная его копия. Если указанные акты или арбитражные соглашения изложены на иностранном языке, сторона должна представить должным образом заверенный их перевод на казахский или русский языки.

3. Заявления о выдаче исполнительного листа могут быть поданы не позднее трех лет со дня окончания срока для добровольного исполнения актов, указанных в части первой статьи 501 настоящего Кодекса.

4. Заявление о выдаче исполнительного листа, которое было подано с пропуском установленного срока либо к которому не были приложены необходимые документы, возвращается судом без рассмотрения, о чем выносится определение, на которое может быть подана частная жалоба, принесено ходатайство прокурором в порядке, установленном настоящим Кодексом.

5. Суд вправе восстановить срок на подачу заявления о выдаче исполнительного листа, если найдет причины пропуска указанного срока уважительными.

6. Заявление о выдаче исполнительного листа рассматривается судьей единолично в течение пятнадцати рабочих дней со дня поступления заявления в суд.

7. О поступивших заявлениях взыскателя о принудительном исполнении актов, указанных в части первой статьи 501 настоящего Кодекса, а также о месте и времени их рассмотрения в судебном заседании суд уведомляет должника. Взыскатель также уведомляется о месте и времени рассмотрения его заявления. Неявка должника или взыскателя в судебное заседание не является препятствием к рассмотрению заявления, если от должника не поступило ходатайство об отложении рассмотрения заявления с указанием уважительных причин невозможности явиться в судебное заседание.

8. Суд при рассмотрении заявлений о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение актов, указанных в части первой статьи 501 настоящего Кодекса, не вправе пересматривать их по существу.

9. По результатам рассмотрения заявления судом выносится определение о выдаче исполнительного листа либо об отказе в его выдаче.

Определение суда о выдаче исполнительного листа подлежит немедленному исполнению.

Сноска. Статья 503 с изменением, внесенным Законом РК от 11.07.2017 № 91-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

1. Суды Республики Казахстан исполняют переданные им в порядке, предусмотренном законом или международным договором Республики Казахстан, поручения иностранных судов о производстве отдельных процессуальных действий (вручение извещений и других документов, получение объяснений сторон, свидетелей, производство экспертизы и осмотра на месте и др.), за исключением случаев, когда:

1) исполнение поручения противоречило бы суверенитету Республики Казахстан или угрожало бы безопасности Республики Казахстан;

2) исполнение поручения не входит в компетенцию суда.

2. Исполнение поручений иностранных судов о выполнении отдельных процессуальных действий производится в порядке, установленном законом, если иное не предусмотрено международным договором Республики Казахстан.

3. Суды Республики Казахстан могут обращаться к иностранным судам с поручениями об исполнении отдельных процессуальных действий.

4. Порядок сношений судов Республики Казахстан с иностранными судами определяется законом и международными договорами Республики Казахстан.

Статья 424. Признание документов, выданных органами иностранных государств

Документы, выданные, составленные или удостоверенные по установленной форме компетентными органами иностранных государств, совершенные вне пределов Республики Казахстан по законам иностранных государств в отношении граждан и организаций Республики Казахстан или иностранных лиц, принимаются судами Республики Казахстан при наличии консульской легализации, если иное не предусмотрено законом или международным договором Республики Казахстан.

Статья 425. Признание и исполнение решений иностранных судов и арбитражей

1. Решения иностранных судов и арбитражей признаются и исполняются в Республике Казахстан, если это предусмотрено законом или международным договором Республики Казахстан на началах взаимности.

2. Условия и порядок признания и исполнения решений иностранных судов и арбитражей определяются законом, если международным договором Республики Казахстан не установлено иное.

3. Решение иностранного суда или арбитража может быть предъявлено к принудительному исполнению в течение трех лет с момента вступления решения в законную силу. Пропущенный по уважительной причине срок может быть восстановлен судом Республики Казахстан в порядке, предусмотренном статьей 128настоящего Кодекса.

Иностранные лица имеют право обращаться в суды РК для защиты своих нарушенных или оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов. При этом, они пользуются процессуальными правами и выполняют процессуальные обязанности наравне с гражданами и организациями РК.

Суды РК рассматривают дела с участием иностранных лиц, если ответчик находится на территории РК, то есть в случаях, когда:

· орган управления, филиал или представительство иностранного лица находится на территории РК;

· ответчик имеет имущество на территории РК;

· по делу о возмещении вреда, причиненного увечьем, иным повреждением здоровья или смертью кормильца, вред причинен на территории РК или истец имеет место жительства в РК;

· по делу о возмещении вреда, причиненного имуществу, действие или иное обстоятельство, послужившее основанием для предъявления требования о возмещении вреда, имело место на территории РК;

· иск вытекает из договора, по которому полное или частичное исполнение должно иметь место или имело место на территории Республики Казахстан;

· иск вытекает из неосновательного обогащения, имевшего место на территории РК;

· по делу о защите чести, достоинства и деловой репутации в РК;

· дела, связанные с правом на недвижимое имущество, находящееся в РК;

· дела по искам к перевозчикам, вытекающим из договоров перевозки;

· другие дела, в соответствии с их компетенцией.

При наличии письменного соглашения сторон о решении споров в иностранных судах, суд по ходатайству ответчика оставляет заявление без рассмотрения, если такое ходатайство заявлено до начала рассмотрения дела по существу.

Суд РК оставляет заявление без рассмотрения, а производство по делу прекращает:

  • если по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям судом иностранного государства, с которым РК имеет международный договор, предусматривающий взаимное признание и исполнение судебных решений, уже вынесено решение.
  • если в суде иностранного государства имеется возбужденное ранее дело по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям, решение по которому подлежит признанию в РК согласно законодательству РК.

Суды РК могут обращаться к иностранным судам с поручениями об исполнении отдельных процессуальных действий.

Суды Республики Казахстан исполняют переданные им в порядке, предусмотренном законом или международным договором, поручения иностранных судов о производстве отдельных процессуальных действий (вручение извещений и других документов, получение объяснений сторон, свидетелей, производство экспертизы и осмотра на месте и др., за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

2. Исполнение решений иностранных судов на территории РК.

Учитывая то, что Казахстан присоединился к ряду международных конвенций по исполнении решений иностранных арбитражных судов (Указ Президента РК от 4 октября 1995 г. N 2485 "О присоединении Республики Казахстан к Конвенции о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений 1958 года"), решения иностранных судов и арбитражей признаются и исполняются в РК, если это предусмотрено международным договором РК на началах взаимности.

Решение иностранного суда или арбитража может быть предъявлено к принудительному исполнению в течение трех лет с момента вступления решения в законную силу.

Документы, выданные, составленные или удостоверенные по установленной форме компетентными органами иностранных государств, совершенные вне пределов РК по законам иностранных государств в отношении граждан и организаций РК или иностранных лиц, принимаются судами РК при наличии консульской легализации, если иное не предусмотрено законом или международным договором РК. В этом случае также необходимо учитывать Закон РК от 30 декабря 1999 г. N 11-II "О присоединении Республики Казахстан к Конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов".

Процессуальная деятельность судебных органов ограничена пределами государственной территории. Однако очень часто возникает необходимость осуществления подобной деятельности за рубежом: свидетели по делу, вещественные доказательства, документы находятся за границей. Очень часто по гражданскому делу, которое слушается в одном государстве, требуется вручить повестку о времени и месте судебного заседания или какой-то другой документ лицу, находящемуся в другом государстве.

Все эти процессуальные действия могут быть совершены, как правило, только в порядке судебных поручений. В подобных случаях необходимо получить согласие иностранного государства на производство на его территории процессуальных действий от имени другого государства. Судебное поручение представляет собой обращение суда одного государства к суду другого государства с просьбой о производстве каких-либо процессуальных действий на территории этого государства.

Государство, руководствуясь своей доброй волей, может при наличии соответствующего обращения оказать помощь в исполнении на своей территории процессуальных действий другого государства.

Выполнение таких поручений основано на международных договорах и национальном законодательстве. В доктрине международного права господствует мнение, что при отсутствии соответствующего международного договора принятие одним государством судебного поручения от другого государства не является обязанностью в юридическом смысле слова. Однако необоснованный отказ в выполнении иностранного судебного поручения представляет собой нарушение принципа международной вежливости и в этом плане может расцениваться как недружественный акт.

Можно перечислить наиболее часто встречающиеся случаи, когда судам одного государства приходится обращаться за содействием к судебным органам другого государства:

Вручение документов по просьбе суда лицам, находящимся за границей. Необходимо не просто передать документы, а вручить их официальным образом, засвидетельствовать их получение определенным лицом и его ознакомление с их содержанием.

Выполнение отдельных процессуальных действий — допрос свидетелей, экспертов и т.п., проживающих за границей. Допрос производится через судебные органы того государства, в котором проживают свидетели или эксперты.

Судебное поручение - это вид правовой помощи, обязанность оказания которой фиксируется в международных соглашениях и национальных законах. Правовая помощь в современных международных отношениях представляет собой совершение отдельных процессуальных действий, предусмотренных законодательством запрашивающей стороны: составление, засвидетельствование, пересылка, вручение документов; предоставление вещественных доказательств; допрос свидетелей, экспертов и иных лиц для целей судопроизводства. В настоящее время имеет место тенденция расширения сферы правовой помощи — сюда относится и содействие в получении информации о действующем праве.

Порядок обращения судов одного государства в суды других государств:

Непосредственные сношения судов.

Дипломатический и консульский путь — обращение в министерства иностранных дел, посольства и консульства.

Использование специально назначенных уполномоченных.

Передача поручений через центральные органы юстиции. Процедура выполнения поручения иностранного суда регулируется законом государства места исполнения поручения.

В континентальном праве установлен общий порядок: судебные поручения передаются дипломатическим путем, если иное не предусмотрено международным договором. Судебная практика — правовая помощь оказывается на условиях взаимности. При исполнении поручения используется гражданское процессуальное право государства места исполнения поручения.

Не выполняются поручения, направленные на совершение процессуальных действий, запрещенных законом государства, исполняющего поручение. Порядок и условия выполнения поручений установлены в основном не в законе, а в правилах и инструкциях министерств юстиции (Франция).

В отношении формы исполнения поручений в международной практике принято более лояльное отношение к иностранным судебным поручениям: если иностранный суд просит о выполнении поручения по специальной форме, которая не является обычной в стране места исполнения поручения, но не противоречит ни ее законам, ни публичному порядку, то, как правило, просьба относительно такой специальной формы удовлетворяется.

Вопросы оказания правовой помощи регулирует ГПК ФРГ. В законодательстве Германии правовая помощь определяется таким образом — это любая помощь властей по гражданским делам, оказываемая с целью содействия за границей процессу, происходящему в ФРГ, либо содействия на территории ФРГ процессу, проходящему за границей.

В Италии в понятие «правовая помощь» включается не только исполнение иностранных судебных поручений, но и принудительное исполнение иностранных судебных решений.

Французское законодательство не применяет понятие «правовая помощь» только к вручению документов и исполнению судебных поручений. Под правовой помощью понимаются все виды международного сотрудничества в области гражданского процесса: выдача экзекватуры, освобождение иностранцев от судебных расходов и судебного залога, доказывание иностранного права, вручение документов, исполнение судебных поручений.

В Польше и Чехии под правовой помощью понимается вручение судебных документов и выполнение отдельных процессуальных действий для собирания доказательств. В соответствии с ГПК Польши польские суды оказывают правовую помощь по поручениям судов и других органов иностранных государств. Суды выполняют поручения иностранных органов, если соблюдается взаимность, исполнение не угрожает публичному порядку государства места исполнения поручения и производство требуемого действия входит в компетенцию учреждений юстиции данного государства. Как правило, учреждения юстиции сносятся с органами иностранных государств через министерство юстиции своей страны.

Поручения исполняются на основе норм процессуального права государства места исполнения поручения, однако по просьбе иностранных компетентных органов допускается применение иностранного процессуального права, если это не противоречит публичному порядку государства места исполнения. Польское законодательство требует, чтобы исполняемое действие не было запрещено польским законом. Закон Чехии допускает по просьбе иностранного суда допрос сторон, свидетелей и экспертов под присягой.

В англо-американском праве отсутствует общее понятие правовой помощи, аналогичное понятию, употребляемому в континентальной Европе. Англо-американские суды широко практикуют допрос находящихся за границей свидетелей при помощи института специально уполномоченных судом комиссионеров. При допросе участвуют (и ведут прямой и перекрестный допрос) представители сторон.

Запись допроса, согласованная между представителями, передается в суд, назначивший комиссионера. Такой порядок получения доказательств возможен только при отсутствии возражений со стороны государства, на чьей территории проводится допрос. Отсутствие таких возражений расценивается как пассивное оказание правовой помощи.

Поручения могут передаваться как через Государственный департамент (США), так и непосредственно судами. Районные суды исполняют поручения, касающиеся допроса свидетелей или истребования документов, и могут истребовать запрашиваемые иностранным судом документы независимо от того, будет ли решение соответствующего иностранного суда признано и исполнено на территории США. Процессуальные действия производятся в соответствии с Федеральными правилами гражданского процесса, за исключением случаев, когда к процедуре, принятой в иностранном суде, применяется особый порядок.

Различия в национальных системах получения доказательств за границей порождают серьезные проблемы. Основная проблема заключается в том, что для англо-американских судов доказательства, полученные в соответствии с континентальным процессуальным правом, могут не иметь юридической силы. С другой стороны, для европейских судов действия комиссионеров могут представляться нарушением их государственного суверенитета.

В законодательстве РФ общий порядок исполнения иностранных судебных поручений установлен в ст. 407 ГПК и ст. 256 АПК РФ. При отсутствии международного договора правовая помощь может оказываться в порядке и на условиях международной вежливости. Для исполнения иностранных судебных поручений на территории РФ не требуется взаимности.

Дипломатический путь является основным способом передачи судебных поручений. Общее правило — процедура выполнения поручения иностранного суда на территории РФ регулируется исключительно российским процессуальным правом. Современная тенденция — по просьбе иностранного государства возможно исполнение поручения с применением его процессуального права, если это установлено международным договором РФ.

Порядок применения иностранных процессуальных норм в общем схож с порядком применения норм иностранного материального права. Суд устанавливает содержание норм иностранного процессуального права в соответствии с их официальным толкованием, практикой применения и доктриной данного иностранного государства; иностранная процессуальная норма применяется и толкуется так, как это имеет место в ее родном государстве.

Однако можно отметить и существенное различие — коллизионная норма отсылает не к отдельному изолированному материально-правовому предписанию, а к иностранной правовой системе в целом. В случае выполнения иностранного судебного поручения речь идет именно о применении отдельных иностранных процессуальных норм в рамках международного договора и обращения иностранного учреждения юстиции.

Установить содержание отдельной иностранной процессуальной нормы проще, чем содержание норм иностранного материального права в принципе. Обращение но поводу применения иностранных процессуальных норм исходит непосредственно от органов, которые заинтересованы в правильном применении своего права (в правильном применении иностранного материального права заинтересованы суд и другие участники процесса, который имеет место в другом государстве). В соответствующей просьбе компетентные органы имеют возможность сразу же обеспечить предоставление необходимой информации о содержании, толковании и применении отдельной нормы своего процессуального права.

Практика РФ (и бывшего СССР) показывает, что российские суды при допросе свидетелей на территории РФ по просьбе судебных органов США и Великобритании не отказываются пользоваться исходящими от этих органов вопросниками, составленными по обычной для общего права форме прямого и перекрестного допроса.

Поручения российских государственных судов направляются за границу при необходимости получения доказательств на территории иностранного государства или для вручения проживающим за границей лицам судебных документов. Закон не устанавливает случаи, когда направление поручений обязательно, поэтому данный вопрос решается самими судами в зависимости от конкретных обстоятельств дела.

Порядок сношений российских судов с иностранными официальными органами определен в законодательстве и международных договорах РФ. Как правило, поручения российских судов, адресованные иностранным судебным органам, направляются в Министерство юстиции РФ; министерство в зависимости от наличия международного договора (и его предписаний) или его отсутствия либо само пересылает поручение за границу, либо передает его за границу через МИД РФ.

Этот вопрос решается судом; суд может (но не должен) использовать иностранные процессуальные формы при непременном условии, что использование иностранного процессуального права не нарушает публичный порядок РФ. Основания отказа в оказании правовой помощи: исполнение поручения может нанести ущерб суверенитету РФ или угрожает безопасности РФ; исполнение поручения не входит в компетенцию суда.

В арбитражно-процессуальном законодательстве закреплено еще одно основание отказа — иностранное поручение не может быть выполнено, если не установлена подлинность документа, содержащего поручение о выполнении отдельных процессуальных действий.

Для исполнения иностранного судебного поручения необходима его передача в установленном порядке; исполнение поручения не должно угрожать суверенитету РФ и ее публичному порядку; исполнение должно входить в компетенцию суда, т.е. выполнение запрашиваемых процессуальных действий должно быть подведомственно судебным органам. Поручение выполняется судом, в районе действия которого требуется выполнение процессуальных действий и под юрисдикцию которого подпадают лица, которым необходимо вручить документы.

Перечень отдельных процессуальных действий, установленный в ст. 407 ГПК РФ и ст. 256 АПК РФ, не является исчерпывающим. По просьбе иностранных учреждений юстиции российские государственные судебные органы совершают и другие процессуальные действия, направленные на собирание доказательств. Вручение документов (по отношению к исполнению процессуальных действий) не является самостоятельным видом правовой помощи.

Отказ в исполнении иностранного судебного поручения, противоречащего суверенитету и безопасности РФ (нарушающего основополагающие принципы российского права), представляет собой оговорку о публичном порядке в процессуальном смысле. Поручение не может быть исполнено, если такое исполнение (а не само поручение) противоречит публичному порядку РФ. В данном случае речь не идет об ограничении применения норм иностранного закона, как это имеет место при применении оговорки о публичном порядке в материальном смысле.

Отказ в исполнении иностранного судебного поручения по причине некомпетентности судебного органа не является частью оговорки о публичном порядке. Такой отказ представляет собой производное от процессуального права, пределы вторжения в которое ограничено во всех правовых системах.

63. Признание и исполнение иностранных судебных поручений.

Решения национальных судебных органов имеют территориальную силу. Судебное решение представляет собой часть правопорядка того государства, в пределах юрисдикции которого оно вынесено. Допустимо признание и приведение в исполнение решений национальных судов в других государствах в случаях, предусмотренных законодательством этих государств или международными соглашениями.

Иностранное судебное решение само по себе не имеет за границей правовой силы, оно получает ее лишь постольку, поскольку процессуальное законодательство другого государства допускает признание и исполнение иностранного судебного решения. Юридические последствия признания иностранного судебного решения — признанное за рубежом судебное решение получает такую же юридическую силу, что и решения местных судов (т.е. приобретает свойства неопровержимости, исключительности, исполнимости, обязательности для должностных лиц и органов данного государства). Признанное иностранное судебное решение служит подтверждением гражданских и иных прав и обязанностей в такой же степени, что и решения местных судов.

Судебные решения (в зависимости от категории дел) могут предполагать только их признание (расторжение брака, признание умершим). Признание иностранного судебного решения является необходимой предпосылкой (условием) его принудительного исполнения.

Принудительное исполнение возможно только в силу соответствующего распоряжения компетентных властей того государства, где исполнение испрашивается. Законодательство предусматривает специальную процедуру по разрешению исполнения. Общее правило для всех государств — принцип взаимности является условием принудительного исполнения.

Основные системы принудительного исполнения иностранных судебных решений:

Для исполнения требуется проверка правильности решения иностранного суда с точки зрения формы, установление его соответствия публичному порядку государства места исполнения (Италия).

Необходима выдача экзекватуры; возможна проверка решения по существу, если оно вынесено против местного гражданина (большинство европейских и латиноамериканских государств, Япония).

Иностранное судебное решение служит основой для нового суммарного судебного разбирательства. Иностранное судебное решение создает презумпцию для того, в чью пользу оно вынесено. Эта презумпция может быть опровергнута при помощи возражений. Иностранное судебное решение порождает перераспределение бремени доказывания (Англия, США).

Система экзекватуры — это принятие судебного постановления, которое санкционирует исполнение иностранного судебного решения, придает ему принудительную силу. Судебное решение признается или исполняется как таковое.

Варианты системы экзекватуры:

Допустимость ревизии дела по существу — суд, разрешающий исполнение, подвергает иностранное решение полной ревизии с точки зрения правильности разрешения дела по существу (Бельгия, Франция).

Возможность только ограниченного контроля со стороны суда, разрешающего исполнение, — суд не проверяет правильность разрешения дела по существу, но вправе произвести полную ревизию в исключительных случаях по требованию должника (ФРГ, Япония, Англия, Италия).

Экзекватура выдается только при условии взаимности (ФРГ, Англия, Япония).

Для выдачи экзекватуры взаимность не требуется (Италия, Аргентина).

Основные условия выдачи экзекватуры — решение не должно противоречить публичному порядку государства места исполнения решения; должник надлежащим образом был извещен о времени и месте судебного разбирательства. Основания отказа в выдаче экзекватуры исчерпывающим образом перечислены в законодательстве.

Экзекватура представляет собой специальное судебное постановление, санкционирующее исполнение иностранного судебного решения, придающее ему принудительную силу и выдаваемое только для исполнения решения (ФРГ, Швейцария,

Япония, Франция) или и для его признания (Италия). С выдачей экзекватуры решение подлежит исполнению, как если бы оно было принято в государстве суда, выдавшего экзекватуру; получает юридическую силу, равную силе внутреннего судебного решения, и может быть исполнено в том же порядке, что и внутреннее судебное решение.

1. Суды Республики Казахстан оказывают правовую помощь в объеме, который предусматривается законодательством и (или) международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан.

Оказание правовой помощи включает вручение и пересылку извещений, других документов, а также выполнение иных процессуальных действий, в частности, заслушивание сторон, свидетелей, проведение экспертизы, осмотра на месте, другие процессуальные действия, выполнение которых в рамках оказания правовой помощи предусмотрено законодательством или международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, либо на основе взаимности.

2. Суды Республики Казахстан исполняют переданные им в порядке, предусмотренном законом или международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, либо на основе взаимности поручения иностранных судов о производстве отдельных процессуальных действий, за исключением случаев, когда:

1) исполнение поручения может нанести ущерб суверенитету Республики Казахстан или угрожает безопасности Республики Казахстан;

2) исполнение поручения не входит в компетенцию суда;

3) в иных случаях, предусмотренных международными договорами Республики Казахстан.

3. Исполнение поручений иностранных судов о выполнении отдельных процессуальных действий производится в порядке, установленном настоящим Кодексом, если иное не предусмотрено международными договорами Республики Казахстан.

4. Суды Республики Казахстан могут обращаться к иностранным судам с поручениями об исполнении отдельных процессуальных действий.

5. Порядок сношений судов Республики Казахстан с иностранными судами определяется законом и международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан, либо на основе взаимности.

6. Инструкция, детализирующая применение законодательства об оказании судами Республики Казахстан правовой помощи и обращения за правовой помощью к судам иностранных государств, утверждается органом, осуществляющим организационное и материально-техническое обеспечение деятельности судов.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: