Судебный порядок защиты прав субъектов финансовых правоотношений

Обновлено: 25.04.2024

Исследование административного порядка защиты прав и законных интересов субъектов финансовых правоотношений. Судебная защита прав исполнительных органов власти и органов местного самоуправления по законодательству Латвии. Особенности возмещения ущерба.

Рубрика Государство и право
Вид лекция
Язык русский
Дата добавления 08.04.2016
Размер файла 13,3 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Тема 1.8 Защита прав и законных интересов субъектов финансовых правоотношений

1. Порядок защиты прав и законных интересов субъектов финансовых правоотношений в административном порядке

2. Порядок защиты прав и законных интересов субъектов финансовых правоотношений в судебном порядке

1. Порядок защиты прав и законных интересов субъектов финансовых правоотношений в административном порядке.

Административный порядок защиты действует главным образом в случае применения мер государственного принуждения, связанного с защитой прав в области финансовых отношений, к государственным и муниципальным органам, предприятиям, организациям, учреждениям. Широкая сфера его применения в этом случае вызвана необходимостью оперативных действий в области финансов. Однако он по прежнему предусмотрен и в случаях защиты прав граждан в этих отношениях при возможности их обращения в суд.

В различных финансовых отношениях административный порядок защиты прав имеет свои особенности, но везде он проявляется в форме властных велений при внесении решения соответствующими государственными органами (помимо судебного разбирательства). Например, при защите прав государства на получение налоговых платежей - бесспорный порядок взыскания их с предприятий, организаций, учреждений по распоряжению органов государственной налоговой службы при не внесении платежей в срок; тот же порядок взыскания платежей, не внесенных в государственные внебюджетные фонды, и целевых субвенций, выделяемых в нижестоящие бюджеты или внебюджетные фонды вышестоящими органами при нарушении условий использования на основании решений этих органов и т.д.

В денежно-кредитной сфере Банк Латвии в целях защиты интересов клиентов в одностороннем порядке вправе повысить нормы обязательных резервов коммерческих банков, депонируемых в нем. В свою очередь, субъекты, к которым применены меры, вытекающие из рассмотренного порядка, в целях защиты своих прав и законных интересов вправе, во-первых, обжаловать действия соответствующих государственных органов также в административном порядке по подчиненности и, во-вторых, обратиться в суд или арбитраж. Оба порядка защиты прав указанных субъектов в области финансовых отношений могут быть использованы и в других случаях их нарушения.

защита финансовый правоотношение ущерб

2. Порядок защиты прав и законных интересов субъектов финансовых правоотношений в судебном порядке

В финансовом законодательстве последнее время особое внимание уделяется праву на судебную защиту. Так по законодательству Латвии представительным и исполнительным органам власти и органам местного самоуправления гарантируется судебная защита этих прав - они могут обратиться в районные и окружные суда. Закреплено также право Банка Латвии обращаться в суды с исками о признании недействительными актов государственной власти и органов местных самоуправлений.

В финансовых правоотношениях государства с участием граждан также действует административный и судебный порядки защиты прав и законных интересов обеих сторон. При этом усилена ориентация на использование судебного порядка который имеет конституционную основу. По Конституции Латвии, в разделе о правах и свободах человека и гражданина каждому гарантирована судебная защита прав и свобод. Решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты, каждый гражданин вправе в соответствии с международными договорами обращаться в международные органы по защите прав.

На основании законодательства Латвии можно обжаловать решения суда. К таким действиям (решениям) отнесены единоличные и коллегиальные действия (решения). Помимо всего вышесказанного в законодательных актах, регулирующих финансовую деятельность государства, могут особо закрепляться полномочия граждан по обжалованию в суд принятых в данной сфере решений государственных органов. Однако граждане по своему выбору могут обратиться за защитой их прав не в суд, а к вышестоящему органу или должностному лицу, то есть использовать административный порядок защиты.

Судебный порядок применяется и при защите финансовых интересов и прав гражданства во взаимоотношениях с гражданами (взыскание с них налогов, финансовых санкций и т.д.).

Важной стороной защиты прав в финансовых отношениях с государством является установление в законодательстве гарантий возмещения ущерба гражданам и юридическим лицам, причиненного незаконными действиями государственных органов и их должностных лиц. Так, суммы налогов и других обязательных платежей, неправильно взысканные государственными налоговыми инспекциями, подлежат возврату, а причиненный налогоплательщикам вследствие ненадлежащего осуществления обязанностей ущерб - возмещению. Эта норма имеет конституционную основу.

Подобные документы

Общее понятие соблюдения и защиты прав и законных интересов субъектов финансовых правоотношений. Административный, судебный порядки защиты субъектов финансовых правоотношений. Особенности защиты прав субъектов налоговых, бюджетных и валютных отношений.

контрольная работа [52,9 K], добавлен 02.03.2011

Правовые основы защиты предпринимательства. Механизмы защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности. Гражданско-правовая и нотариальная защита. Рассмотрение хозяйственных споров общими, хозяйственными и третейскими судами.

реферат [25,7 K], добавлен 15.04.2009

Определение и классификация субъектов коммерческой деятельности как лиц, имеющих права и исполняющих обязанности, возникающие из торговых отношений. Анализ способов и механизмов осуществления прав и законных интересов субъектов коммерческой деятельности.

контрольная работа [23,5 K], добавлен 17.02.2011

Защита прав, свобод и законных интересов граждан. Процессуальные особенности рассмотрения дел, возникающих из публичных правоотношений. Производство по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, должностных лиц.

курсовая работа [1,2 M], добавлен 20.12.2015

Изучение форм и способов защиты нарушенных прав и законных интересов предпринимателей. Анализ внесудебных и судебных форм защиты. Предложения по совершенствованию правового регулирования отношений, возникающих в области защиты прав предпринимателей.

дипломная работа [111,7 K], добавлен 25.05.2010

Основание открытия конкурсного производства и его правовые последствия. Оценка имущества несостоятельного должника. Условия договора продажи прав его требования. Защита прав и законных интересов кредиторов по неденежным обязательствам и конкурсной массы.

контрольная работа [20,4 K], добавлен 16.02.2016

Проблемы защиты прав налогоплательщиков. Способы правовой защиты. Защита прав в арбитражном суде. Административный порядок защиты. Защита прав налогоплательщиков в Конституционном Суде Российской Федерации. Возможность апелляций по результатам проверок.

Административный и судебный порядок защиты финансовых прав

Исполнение правил, которые закрепляются в финансовых правовых нормах, значит и соблюдение субъектных прав финансовых правовых отношений. С этой целью широким образом может быть применена методика убеждения в разнообразных формах, а именно посредством проведением разъяснительной работы.

В итоге требования финансовых правовых норм исполняются доминирующей субъектной частью на добровольной основе. В случаях нарушений установленных в сфере образования, распределения и применения местных и государственных фондов денежных средств правил может быть приведена в действие методика принуждения государственного характера в разнообразных его проявлениях, то есть:

  • применение санкций;
  • превенции;
  • восстановительных мер.

Важным является то, чтобы в соотношении данных методик первоочередностью обладала методика убеждения. Данная последовательность является свойственной высокой степени правосознания, к которой в сфере финансов при условии перехода к рыночным отношениям необходимыми являются повышенные требования.

Меры принуждения государственного характера - неотъемлемый элемент механизма правового урегулирования отношений в финансовой сфере, как и любых иных общественных отношений.

Применение таких мер является необходимым и в случаях образования потребностей при защите субъектных прав и законных интересов финансовых правовых отношений. Это относимо ко всем видам субъектов:

  • государство;
  • его территориальные подразделения;
  • органы государственной власти и МСУ;
  • предприятия, организации, учреждения;
  • граждане.

При помощи данных мер должно обеспечиваться выполнение юридических обязанностей перечисленных субъектов и в случаях необходимости — восстановление прав, которые были нарушены.

Защита прав и законных интересов субъектов, которые принимают участие в финансовых правовых отношениях, может быть произведена в административном либо судебном порядке, что в настоящий момент является общим юридическим правилом. Содержание их в области финансово-правовых отношений обладает своими особенностями.

Готовые работы на аналогичную тему

Важно отметить, что до 90-х годов преобладал административный порядок защиты субъектных прав в финансовом праве.

Судебный порядок может применяться в основном в защите государственных интересов с целью взыскания с граждан налогов, которые не были внесены в установленный срок. Гражданин же собственные права могут защитить в административном порядке.

Российское По данной теме мы уже выполнили реферат Российское гражданство подробнее законодательство 90-х годов расширяло сферу действия судебного порядка применимо ко всем финансово-правовым субъектам. Притом в финансовых отношениях существуют оба перечисленных порядка защиты прав, а разрешение дел путем административного порядка при не удовлетворяющем исходе не отвергает возможностей обращения в суд общей компетенции либо арбитражный суд.

Административный порядок главным образом действует в случаях применения государством мер принуждения в этой области к государственным органам и МСУ, а так же организациям, предприятиям, учреждениям. Широчайшая область его применения в данном случае обусловлена появлением необходимости в оперативных действиях в финансовой области. Но сейчас так и применяется и в случаях защиты гражданских прав в таких отношениях при возможности их обращений в судебные органы.

В разнообразных финансовых отношениях административный порядок защиты прав обладает собственными особенностями, но он является в образе властных велений при вынесении решения соответственными уполномоченными органами государства, помимо судебного разбирательства.

В финансовом законодательстве 1990-х годов особое внимание было уделено праву на судебную защиту. В соответствии с Законом РФ «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов» от 15.04.1993 года представительным и исполнительным властным органам субъектов Федерации По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Федерация подробнее и органам МСУ гарантирована судебная защита данных прав — они могут обращаться в арбитражный суд. Закрепляются права Центрального банка РФ По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Центральный банк России подробнее на обращение в суд с исками о признании недействительными актов федеральных государственных органов власти, государственных органов власти на уровне субъектов РФ и МСУ. Общие положения, касающиеся подведомственности при судебном рассмотрении дел по спорам, которые возникают в области управления, что относится и к финансовой государственной деятельности, определяются Федеральным конституционным законом «Об арбитражных судах в Российской Федерации» По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Конституционный статус судьи в Российской Федерации (на материалах постановлений Конституционного Суда РФ от 7 подробнее и Арбитражным процессуальным кодексом По данной теме мы уже выполнили дипломную работу Арбитражные процессуальные правоотношения. подробнее , согласно статье 3.

В финансовых правовых отношениях государства при участии граждан также действуют судебный и административный порядок защиты прав и законных интересов двух сторон. Притом усиливается ориентир на применение судебного порядка, обладающего конституционной основой. Во 2 главе Конституции РФ о По данной теме мы уже выполнили курсовую работу КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО подробнее правах и свободах человека и гражданина любому гарантируется судебная защита его прав и свобод, согласно 46 статье. Решения и действия либо бездействие государственных органов власти, органов МСУ и должностных лиц могут обжаловаться в суде.

Межгосударственный порядок защиты финансовых прав

Если исчерпанными являются все существующие внутригосударственные средства правовой защиты, любой гражданин обладает правом в соответствии с международными договорами РФ обратиться в межгосударственные органы по защите прав. Вступление РФ в Совет Европы расширяет подобные возможности граждан РФ.

Порядок обжалования в суд регулируется Законом РФ «Об обжаловании По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Банкротство граждан по законодательству РФ подробнее в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан». К таким решениям (действиям) отнесены коллегиальные и единоличные решения (действия).

Кроме данных общих положений в актах законодательства, которые регулируют финансовую государственную деятельность, могут особенно укрепляться гражданские правомочия по обжалованию в судебные органы принятых в этой области решений органов государства.

Субъекты финансовых правоотношений не свободны в своих действиях, они обязаны строго соблюдать действующее законодательство, выполнять соответствующие инструкции и другие нормативные акты. Отклонения от требований, предусмотренных финансовым правом, нарушения установленных норм, неправильное их толкование порождают разногласия, которые ведут к возникновению финансовых споров.

Судебная защита интересов субъектов финансового права является одним из важных направлений становления России как демократического государства, поскольку предоставляет возможность гражданам и юридическим лицам отстаивать свои интересы, которые могут быть нарушены неправомерными действиями должностных лиц органов государственной или муниципальной власти.

Понятие финансово-правового спора

Финансово-правовой спор – это самостоятельный вид спора, возникающий между частными и публичными субъектами права в сфере финансовых отношений.

Ему присущи следующие черты:

  1. финансово-правовой спор представляет собой процессуальную категорию;
  2. сущность финансово-правового спора заключается в разногласиях между субъектами отношений, одним из которых всегда выступает орган государственной или муниципальной власти;
  3. возникший до судебного рассмотрения финансово-правовой конфликт не имеет юридического значения спора, поскольку с такими разногласиями закон не связывает никаких правовых последствий;
  4. финансово-правовой спор возникает с момента обращения заинтересованного лица с иском об устранении юридического конфликта в соответствующий суд;
  5. финансово-правовой спор возможен лишь при наличии правовой свободы, исключающей любое принуждение.

Основными причинами возникновения финансово-правовых споров являются:

  1. нарушение финансового законодательства органами государственной или муниципальной власти, вызванные пренебрежительным отношением должностных лиц различного уровня к соблюдению прав граждан;
  2. неисполнение или недобросовестное исполнение финансового законодательства гражданами или юридическими лицами (неуплата налога, нецелевое использование выделенных денежных средств и т.п.);
  3. различное толкование действующего финансового законодательства органами власти и гражданином;
  4. наличие пробелов в финансовом законодательстве;
  5. добросовестное заблуждение относительно содержания или объема прав гражданина, предъявление к органам власти необоснованных требований.

Готовые работы на аналогичную тему

По своей сути, финансово-правовой спор представляет собой разногласия, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти и местного самоуправления по вопросам применения законов, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы финансового права.

Подведомственность финансово-правовых споров

При толковании и применении норм, определяющих компетенцию судов общей юрисдикции и арбитражных судов, зачастую возникают серьезные проблемы, которые порождают споры о подведомственности конкретного дела. Поэтому на практике возникают ситуации, когда и суды общей юрисдикции, и арбитражные суды признают те или иные дела не относящимися к их компетенции. В результате, заинтересованные лица не могут реализовать свое конституционное право на судебную защиту.

Гражданский процессуальный кодекс РФ По данной теме мы уже выполнили реферат Гражданский кодекс РФ подробнее и Арбитражный процессуальный кодекс РФ По данной теме мы уже выполнили контрольную работу Арбитражное процессуальное право РФ подробнее устанавливают, что если в ходе разбирательства дела будет выявлена его неподведомственность данному суду, то производство прекращается. И истец бывает вынужден начинать процесс защиты своих прав заново: опять составлять и подавать исковое заявление, уплачивать государственную пошлину, представлять доказательства и т д.

Особенности структуры судебной системы Российской Федерации По данной теме мы уже выполнили реферат Государственность России. подробнее порождают ряд общих проблем. Наиболее серьезными из них являются:

  1. отсутствие механизма, позволяющего определить, действует ли данный судебный орган в пределах своей компетенции;
  2. отсутствие процессуального порядка передачи дел между судами различных подсистем в случае, если истец ошибся и обратился не в тот орган;
  3. критерии подсудности дел специализированными судами в действующем законодательстве определены зачастую нечетко или неполно, они нуждаются в совершенствовании и уточнении.

Рассмотрение финансово-правовых споров в судах

Судебная форма отстаивания законных интересов граждан в финансовой сфере характеризуется следующими преимуществами:

  1. защиту осуществляет специальный орган, созданный для рассмотрения споров о праве;
  2. заявленные требования разрешаются на основе норм финансового права;
  3. обстоятельства дела исследуются в порядке, который гарантирует законность и обоснованность разрешения спора;
  4. в разбирательстве дела активно участвуют стороны спора и другие заинтересованные лица.

Судам общей юрисдикции в настоящее время подведомственны следующие виды финансово-правовых разногласий:

  1. споры, связанные с нарушением органами государственной или муниципальной власти прав граждан в сфере социального обеспечения;
  2. иски о взыскании с граждан недоимки по налогам и государственному обязательному страхованию, таможенных и иных платежей;
  3. иски о взыскании ущерба с нарушителя за незаконную добычу объектов животного мира;
  4. иски органов государственной или муниципальной власти о принудительном изъятии (выкупе) земельных участков;
  5. иски о взыскании вреда, наступившего вследствие неправомерных действий органов дознания, предварительного следствия и суда;
  6. споры, связанные с реабилитацией жертв политических репрессий;
  7. иски граждан о взыскании с органов социального обеспечения различных пособий.

Приведенный перечень видов финансово-правовых споров не является исчерпывающим, так как суды общей юрисдикции не имеют строго определенной предметной компетенции.

Порядок судебного рассмотрения финансово-правовых споров

Разрешение финансово-правого спора судом общей юрисдикции осуществляется в последовательном порядке, определенном нормами Гражданского процессуального кодекса РФ По данной теме мы уже выполнили реферат Принципы гражданского процессуального права подробнее . Для данного процесса характерны следующие стадии:

  1. возбуждение производства по делу, которое происходит в случае, если истец обращается в суд с заявлением, оформленным в соответствии с установленными требованиями;
  2. подготовка дела к судебному разбирательству, в ходе которого уточняются заявленные требования, стороны собирают необходимые доказательства, к процессу привлекаются заинтересованные лица и эксперты;
  3. судебное разбирательство, когда судья единолично рассматривает материалы дела, выслушивает вызванных лиц и разрешает спор по существу.

При рассмотрении споров о взыскании с граждан налогов в судах часто возникает вопрос: какая из сторон должна доказывать правомерность своих действий или бездействия? Пункт 6 статьи 108 Налогового кодекса РФ устанавливает, что привлекаемое к ответственности лицо не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Это должны делать налоговые органы.

Но в ряде случаев обязанность доказывания лежит на налогоплательщике. Например, если речь идет о праве пользования льготами, снижении налогооблагаемой базы. Именно налогоплательщик обязан доказывать обстоятельства, так или иначе уменьшающие его налоговое бремя.

Нужны еще материалы по теме статьи?

Воспользуйся новым поиском!

Найди больше статей и в один клик создай свой список литературы по ГОСТу

Автор этой статьи Дата написания статьи: 08.02.2017

Екатерина Геннадьевна Дроздова

Эксперт по предмету «Право и юриспруденция»

Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.

Понятие защиты прав субъектов в области финансового права

Говоря о защите прав субъектов финансового права, стоит отметить, что она подразумевает: четкие правила, которые устанавливаются в финансовом законодательстве; контролирование деятельности данных правил, а также поэтапное и эффективное разрешение конфликтных ситуаций.

Защита прав субъектов финансового права – это ряд закрепленных в законе материально-правовых и процессуальных мер, имеющих принудительный характер и гарантирующих восстановление нарушенных или оспариваемых финансовых прав.

Нормы, в которых закреплены правила о защите прав субъектов финансового права, содержатся в финансовом, административном, гражданском, уголовном законодательстве.

Все субъекты финансовых правоотношений наделены правами на защиту своих прав и интересов. Финансовое законодательство, которое действует на сегодняшний день, определило такие права субъектов в сфере защиты. При этом в качестве субъектов, которые имеют права на защиту, следует рассматривать: государство, органы государственной власти, местное самоуправление, а также предприятия, организации, учреждения и граждан.

Способы защиты прав субъектов в сфере финансов

Посредством анализа нормативно-правовой базы финансового законодательства, можно определить следующие виды защиты прав субъектов финансовых правоотношений:

  • судебный;
  • президентский;
  • административный;
  • прокурорский;
  • самозащита.

Судебный способ лежит в основе положений Федеральных конституционных законов По данной теме мы уже выполнили курсовую работу правовая природа исполнительной власти России подробнее , описывающих деятельность Конституционного суда РФ По данной теме мы уже выполнили реферат Конституционный суд РФ подробнее , а также всей судебной системы страны в целом, и положений Арбитражного процессуального, Бюджетного и Налогового кодексов РФ. Большая часть финансовых правоотношений регулируется правом на обжалование в суд своих нарушенных прав. При этом стоит учесть тот факт, что юридические лица имеет такое право только лишь тогда, когда их финансовые правоотношения были оформлены договором. Рассматриваются такие дела арбитражными судами, привилегией которых являются экономические споры. Последнее время ассоциируется с возрастанием роли Конституционного суда России По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Конституционный суд Российской Федерации подробнее при решении вопросов о защите прав субъектов финансового права.

Готовые работы на аналогичную тему

Президентский способ характеризуется тем, что Президент РФ обладает особым (специальным) статусом. Данный способ можно назвать властно-публичным, что связано с реализацией Президентом РФ своих властных полномочий. Определяя основные направления как внешней, так и внутренней деятельности страны, Президент занимает одно из главных положений и в финансовой сфере. Так, особую роль приобретает Бюджетное послание Президента в Федеральное Собрание По данной теме мы уже выполнили реферат Федеральное собрание подробнее , ведь с этого момента происходит составление проекта федерального бюджета. Кроме того, можно обратиться к Президенту с вопросом об обжаловании действий или бездействия органов контроля в финансовой области.

Административный способ заключается в предоставлении возможности обращения за защитой прав в вышестоящий орган власти. Данный способ считается упрощенным в сравнении с судебным, так как предусматривает, как правило, месячный срок рассмотрения жалобы, а также сведенный к минимуму действий процесс производства и вынесения решения.

Прокурорский способ, как это явно вытекает из названия, связан с деятельностью органов прокуратуры РФ. В финансовой сфере прокуратура выполняет свои прямые обязанности, связанные с надзором на исполнением финансового законодательства. При этом данные органы имеют право на проведение различных проверок в случае поступления жалоб, заявлений, а также в случае наличия иных сведений о различных финансовых нарушениях.

Самозащита нарушенных или оспариваемых финансовых прав наибольшее распространение получила в налоговом праве. Данный способ был разрешен государством с целью предотвращения финансово-правовых конфликтов.

Административный порядок защиты прав субъектов финансово-правовых отношений в сфере валютных и бюджетных правоотношений. Классификация финансового контроля по формам, видам, методам. Принципы и правила составления консолидированного бюджета области.

Рубрика Государство и право
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 12.10.2013
Размер файла 121,5 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Задание №1. В чем выражается административный порядок защиты прав субъектов финансово-правовых отношений? Приведите примеры применения указанного порядка в сфере валютных и бюджетных правоотношений

Защита прав и законных интересов субъектов, участвующих в финансовых правоотношениях, производится в административном или судебном порядке. В финансовых отношениях действуют оба названных порядка защиты прав, а разрешение дела в административном порядке при не удовлетворяющем исходе не исключает возможности обращаться в суд общей компетенции или арбитражный суд.

Административный порядок действует в основном при применении мер государственного принуждения к органам государства и местного самоуправления, предприятиям, организациям, учреждениям. Учитывая подчиненность всех государственных и муниципальных органов власти и подведомственных им учреждений, административный порядок позволяет быстро решать возникающие вопросы. Кроме того, он используется и при применении мер государственного принуждения к коммерческим предприятия и гражданам. Административный порядок защиты прав субъектов финансовых правоотношений применяется не только при защите прав государства, но и при защите прав других субъектов. Так предприятия и граждане могут обращаться в вышестоящие органы власти за защитой своих прав. В различных финансовых отношениях административный порядок защиты прав имеет свои особенности, но везде он проявляется в форме властных велений при вынесении решения соответствующими уполномоченными государственными органами.

В качестве примера можно привести бесспорный порядок взыскания бюджетных средств в случае нецелевого их использования органами Федерального казначейства Министерства финансов. Субъекты, к которым применены меры административного характера в целях защиты своих прав и законных интересов вправе обжаловать действия соответствующих государственных органов также в административном порядке по подчиненности или обратиться в суд или арбитражный суд. Оба порядка защиты прав субъектов могут быть использованы и в других случаях их нарушения.

Задание №2. Составьте схему классификации финансового контроля по формам, видам, методам

Задание №3

Департамент финансов администрации области составил консолидированный бюджет области, а также разработал и утвердил для муниципальных бюджетов:

-закрепляемые и регулируемые источники доходов;

-нормативы финансовых расходов на образование, здравоохранение и коммунальное хозяйство;

-предельный объем дефицита муниципального бюджета;

-суммы субвенций для каждого бюджета на планируемый год.

Определите правомерность действий финансового органа области.

К бюджетным полномочиям субъектов Российской Федерации относятся:

-установление порядка составления и рассмотрения проектов бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, утверждения и исполнения бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, осуществления контроля за их исполнением и утверждения отчета об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;

-составление и рассмотрение проектов бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, утверждение и исполнение бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, осуществление контроля за их исполнением, составление и утверждение отчетов об исполнении бюджета субъекта Российской

Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, составление отчетов об исполнении консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации;

-установление порядка представления в исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации утвержденных местных бюджетов, отчетов об исполнении местных бюджетов и иной бюджетной отчетности, установленной федеральными органами государственной власти;

-установление и исполнение расходных обязательств субъекта Российской Федерации;

-определение порядка установления и исполнения расходных обязательств муниципальных образований, подлежащих исполнению за счет субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации;

-установление нормативов отчислений доходов в местные бюджеты от федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, и (или) региональных налогов, подлежащих зачислению в соответствии с настоящим Кодексом и законодательством о налогах и сборах в бюджеты субъектов Российской Федерации;

Иные бюджетные полномочия, отнесенные настоящим Кодексом к бюджетным полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Следовательно, Департамент финансов администрации области не имеет право регулировать такие вопросы, как:

1. предельный объем дефицита муниципального бюджета;

2. процент отчислений от налога на прибыль и акцизов, собираемых на территории муниципального образования;

финансовый правовой бюджетный валютный

Задание №4

При создании АКБ «Денис» на основании лицензии Центрального Банка ему был определен уставный капитал и норматив обязательных резервов, депонируемых в Банке России. Банк выполнил резервное требование не полностью, сославшись на то, что для некоторых банков данные нормативы ниже. Банк России в бесспорном порядке взыскал с АКБ «Денис» недовнесенные средства, а также наложил на него штрафные санкции в размере 2% оплаченного уставного капитала. Дайте юридический анализ сложившейся ситуации.

Уставной капитал определяется в зависимости от величины вкладов ее участников, согласно ст. 11 ФЗ «О банках и банковской деятельности».

Ссылаясь на п. 1.2 Положения «Об обязательных резервах кредитной организации», депонирование обязательных резервов в Банке России осуществляют все кредитные организации. Обязанность по выполнению обязательных резервов возникают со дня получения лицензии на осуществление банковских операций. На обязательные резервы, депонированные кредитными организациями в Банке России, проценты не начисляются.

Претензии АКБ «Денис» на то, что у других кредитных организаций нормативы были меньше, также можно опровергнуть ссылаясь на вышеуказанное Положение, а именно п.1.4, где сказано, что сумма обязательных резервов, подлежащая депонированию в Банке России, рассчитывается путем применения нормативов обязательных резервов, депонируемых в Банке России, к средней хронологической величине резервных обязательств за отчетный период и исключения величины наличных денежных средств с применением коэффициента усреднения.

Проанализировав вышесказанное, ссылаясь на статью 38 ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации», можно отметить, что при нарушении нормативов обязательных резервов Банк России имеет право списать в бесспорном порядке с корреспондентского счета кредитной организации, открытого в Банке России сумму недовнесенных средств, а также взыскать с кредитной организации в судебном порядке штраф в размере установленном Банком России, после у кредитной организации отзывают лицензию.

Делая выводы, я могу предположить, что Высший Арбитражный Суд РФ откажет в удовлетворении иска АКБ «Денис».

Задание №5

Завод по контракту поставляет готовую продукцию иностранному партнеру. Завод несет все расходы по транспортировке готовой продукции до пункта поставки, а оплачивает транспортировку до пункта поставки иностранный партнер (с последующей компенсацией). Можно ли иностранному партнеру возместить свои расходы на перевозку путем удержания части валютной выручки, причитающейся заводу?

Подпункт 4 пункта 2 ст. 19 Федерального Закона "О валютном регулировании и валютном контроле" от 10.12.2003. № 173 ФЗ разрешает зачет встречных требований резидентам при сделках с нерезидентами лишь транспортным организациям и организациям осуществляющими рыбный промысел за пределами таможенной территории Российской Федерации, а также резидентами и нерезидентами, оказывающими за пределами таможенной территории Российской Федерации услуги указанным резидентам по заключенным с ними агентским договорам (соглашениям).

Завод в данную категорию резидентов не входит, следовательно, иностранный партер не может возместить свои расходы на перевозку путём удержания части валютной выручки, причитающейся заводу.

Подобные документы

Понятие и структура финансово-правовых норм, их виды. Финансовые правоотношения: понятие, особенности и классификация. Содержание финансового правоотношения как способа реализации финансового права. Защита прав субъектов финансовых правоотношений.

курсовая работа [33,1 K], добавлен 20.12.2011

Общее понятие соблюдения и защиты прав и законных интересов субъектов финансовых правоотношений. Административный, судебный порядки защиты субъектов финансовых правоотношений. Особенности защиты прав субъектов налоговых, бюджетных и валютных отношений.

контрольная работа [52,9 K], добавлен 02.03.2011

Классификация финансово-правовых норм. Финансовые правоотношения. Юридические факты в финансовом праве. Классификация финансовых правоотношений. Субъекты финансового права. Защита прав субъектов финансовых правоотношений. Норма финансового права.

реферат [34,0 K], добавлен 02.06.2008

Понятие и основное содержание административно-правовых отношений. Подходы и методика защиты прав соответствующих субъектов, их нормативно-правовое обоснование и отражение в современном законодательстве. принципы и реализации и анализ судебной практики.

курсовая работа [44,3 K], добавлен 11.08.2014

Финансовое право РФ как отражение экономических и политических условий страны. Особенности финансово-правовых норм, их отличие от норм гражданского, административного и уголовного права. Субъекты финансовых отношений: налоговых, валютных и бюджетных.

контрольная работа [34,9 K], добавлен 30.09.2011

Понятие и структура бюджетных правоотношений, их особенности в Российской Федерации. Характеристика бюджетных правонарушений. Бюджетные правоотношения как базовый критерий выделения бюджетно-правовой ответственности. Нормы бюджетного законодательства.

курсовая работа [35,9 K], добавлен 10.09.2009

Развитие рыночных отношений и финансово-правовых механизмов управления обществом. Конституционное нормы, на которых базируется финансовое право. Порядок защиты прав и законных интересов участников финансовых правоотношений в российском законодательстве.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: