Процедура суда над главой государства

Обновлено: 22.04.2024

  1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.
  2. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства .
  3. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Судебную систему Российской Федерации составляют Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, федеральные суды общей юрисдикции, арбитражные суды, мировые судьи субъектов Российской Федерации. Создание чрезвычайных судов не допускается .

Судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет, постоянно проживающие в Российской Федерации, не имеющие гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Судьям судов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации.

  1. Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.
  2. Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом.
  1. Судьи несменяемы.
  2. Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом.
  1. Судьи неприкосновенны.
  2. Судья не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом федеральным законом.
  1. Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом.
  2. Заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом.
  3. Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
  4. В случаях, предусмотренных федеральным законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей.

Финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом.

Об осуществлении полномочий и назначении новых судей Конституционного суда РФ в связи с вступлением в силу ст. 1 Закона РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 N 1-ФКЗ см. ст. 3 указанного Закона.

  1. Конституционный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом конституционного контроля в Российской Федерации, осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 11 судей, включая Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и его заместителя .
  2. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой сенаторов Российской Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации :

а) федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации ;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации ;

в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации ;

г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации .

  1. Конституционный Суд Российской Федерации разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации.

  1. Конституционный Суд Российской Федерации в порядке, установленном федеральным конституционным законом, проверяет :

а) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан - конституционность законов и иных нормативных актов, указанных в пунктах "а" и "б" части 2 настоящей статьи, примененных в конкретном деле, если исчерпаны все другие внутригосударственные средства судебной защиты ;

б) по запросам судов - конституционность законов и иных нормативных актов, указанных в пунктах "а" и "б" части 2 настоящей статьи, подлежащих применению в конкретном деле .

  1. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации дает толкование Конституции Российской Федерации.

5.1. Конституционный Суд Российской Федерации:

а) по запросу Президента Российской Федерации проверяет конституционность проектов законов Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации, проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также принятых в порядке, предусмотренном частями 2 и 3 статьи 107 и частью 2 статьи 108 Конституции Российской Федерации, законов до их подписания Президентом Российской Федерации;

б) в порядке, установленном федеральным конституционным законом, разрешает вопрос о возможности исполнения решений межгосударственных органов, принятых на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, а также о возможности исполнения решения иностранного или международного (межгосударственного) суда, иностранного или международного третейского суда (арбитража), налагающего обязанности на Российскую Федерацию, в случае если это решение противоречит основам публичного правопорядка Российской Федерации;

в) по запросу Президента Российской Федерации в порядке, установленном федеральным конституционным законом, проверяет конституционность законов субъекта Российской Федерации до их обнародования высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) .

  1. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению. Акты или их отдельные положения, признанные конституционными в истолковании, данном Конституционным Судом Российской Федерации, не подлежат применению в ином истолковании .
  2. Конституционный Суд Российской Федерации по запросу Совета Федерации дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации либо Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления .
  3. Конституционный Суд Российской Федерации осуществляет иные полномочия, установленные федеральным конституционным законом .

Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции и арбитражным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом и осуществляющим судебную власть посредством гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства. Верховный Суд Российской Федерации осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции и арбитражных судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Исключена поправкой к Конституции Российской Федерации (Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации") .

5 ноября сенатор Андрей Клишас и депутат Павел Крашенинников внесли в Госдуму поправки в закон «О гарантиях президенту, прекратившему исполнение своих полномочий», существенно усиливающие гарантии защиты от преследования бывших руководителей государства. Сейчас экс-президент России не может быть привлечен к уголовной и административной ответственности, а также задержан, арестован, подвергнут допросу или обыску за деяния, которые совершил в период президентских полномочий. Согласно поправкам, оговорка о том, что неприкосновенность распространяется только на период президентства, будет снята. Иммунитет будет действовать и в отношении деяний, которые могли быть совершены и за рамками осуществления президентских полномочий, уточняет Клишас.

Юридический щит

Неприкосновенности экс-президент, конечно, может быть лишен. Но авторы поправок предложили сложную процедуру: для этого требуется решение Совета Федерации, которое может быть принято только в случае выдвижения Госдумой обвинения «в госизмене или совершении иного тяжкого преступления», подтвержденного заключением Верховного суда (ВС) о наличии в действиях экс-президента признаков преступления, а также заключением Конституционного суда (КС) о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения. «Депутаты [группа от 150 человек] смогут инициировать обвинение в случае какого-то резонансного поступка, тогда в Госдуме создается соответствующая комиссия, которая проверяет эти данные. После чего Госдума направляет в ВС документы с собранными данными, затем ВС выносит свое заключение о наличии в действиях экс-президента признаков преступления. А КС проверяет порядок выдвижения обвинения», – пояснил Крашенинников. Окончательные решения в палатах – об обвинении и о снятии неприкосновенности – принимаются двумя третями голосов. Старший партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Константин Добрынин говорит, что «теперь фактически лишение неприкосновенности бывшего президента приравнивается по своей процедурной сложности к процедуре импичмента главы государства».

Где экс-президентам жить хорошо

В США и большинстве стран Европы экс-главы государств не обладают иммунитетом.
В Руанде экс-президент «не может быть привлечен к ответственности за госизмену или серьезное и преднамеренное нарушение конституции, если во время его правления против него не было выдвинуто обвинений».
В Италии экс-президент становится пожизненным сенатором, иммунитет может снять сенат.
В Туркмении экс-президента нельзя судить «за деяния, совершенные в период исполнения им полномочий президента».
Источник: «ТАСС-досье»

Согласно действующему сейчас закону инициатором снятия неприкосновенности должна быть не Госдума, а глава Следственного комитета (СК). Теперь из закона могут убрать не только упоминание СК, но и прямое указание на то, что процедура лишения неприкосновенности может быть запущена в связи с преступлением, совершенным экс-президентом во время работы главой государства: «Председатель СК в случае возбуждения уголовного дела в связи с совершением им [экс-президентом] тяжкого преступления в период исполнения полномочий направляет представление в Госдуму [которая дает согласие на лишение неприкосновенности и направляет его в СФ]». Это не означает, что преследовать экс-президента за дела, совершенные во время президентства, будет нельзя, говорит Крашенинников: «Неприкосновенность может быть снята с экс-президента за деяния, совершенные им во время президентства, но только по той процедуре, которую предусматривает законопроект». «То, что выглядит по форме как реализация конституционных принципов и механизмов гарантий главы государства, скорее напоминает абсолютизацию президентской власти и ее невероятное усиление», – говорит Добрынин.

Один из опрошенных «Ведомостями» юристов отметил, что в перечне оснований для снятия неприкосновенности отсутствуют особо тяжкие преступления (предусмотрены Уголовным кодексом). По словам адвоката Дмитрия Аграновского, он никогда не встречал ситуаций, когда бы понятие «тяжкого» преступления включало в себя и «особо тяжкие»: «Я бы это добавил, может, это просто какое-то техническое упущение. Юристы же формалисты – как написано, так и читают».

Штрафы можно не платить

До отставки первого президента РФ Бориса Ельцина не был прописан специальный механизм ­гарантий экс-президентам, напоминает депутат Госдумы Борис Надеждин: путинский указ от 31 декабря 1999 г., а затем сменивший его закон входили в так называемый пакет договоренностей между Ельциным и преемником. Против закона в 2001 г. выступали коммунисты, они вспоминали основания для провалившегося импичмента Ельцину (чеченская война и др.), отмечает он, но в законе «сознательно написали, что гарантии неприкосновенности касаются только деятельности в качестве президента». Новая редакция освободит экс-президента от всякой ответственности как обычного человека и после отставки, говорит Надеждин: «Вряд ли можно предположить, что он [бывший президент] будет таскать молоко из магазинов. Но штрафы за превышение скорости может спокойно не платить».

По словам Крашенинникова, проект направлен на сохранение стабильности – чтобы лица, которые занимали главный пост в стране, понимали, что их не будут преследовать по политическим мотивам, а только в случае совершения тяжких преступлений. При этом сама процедура снятия неприкосновенности с экс-президента становится такой же, как и в отношении президента, указывает он. Депутат КПРФ Юрий Синельщиков считает, что поправки внесены из-за роста протестных настроений: «На будущее надо предотвратить возможность привлечения экс-президента к ответственности. Вдруг оппозиция придет к власти? Из-за этого такие законы и принимаются». В итоге этот законопроект делает экс-президента таким же неприкосновенным, как и действующего, говорит он.

В большинстве стран судей назначает глава государства. Однако это конституционное положение может применяться совершенно по-разному. Обычно глава государства полагает, что судейское сообщество само способно отобрать лучших. Тем более если отбор происходит через систему специальной подготовки судей, которая длится 2–5 лет, а судьи назначаются по результатам сложных проверок и экзаменов (см. «Как учить хороших судей», «Ведомости» от 21.12.2017). Уважая принцип автономии судебной системы, глава государства выполняет символическую функцию, наделяя кандидата высоким статусом судьи, но содержательно в процесс отбора не вмешивается.

Российская ситуация сильно отличается. Верная еще советским принципам госуправления, нынешняя система во главу угла ставит вопрос кадрового отбора. Мы уже рассказывали про систему первичного отбора и рекомендации судей со стороны судейского сообщества – квалификационные коллегии судей при судах субъектов Федерации (см. описание их работы «Кому доверить выбор судей», «Ведомости» от 22.03.2018). Они отсеивают около 40% кандидатов. Этот фильтр успешно проходят преимущественно бывшие сотрудники судебно-правоохранительной системы, заручившиеся поддержкой председателей судов.

Но решающий отбор происходит на уровне президента, в закрытом режиме. Производит его Комиссия по предварительному рассмотрению кандидатур на должность федеральных судей при президенте (ККП). Решения этого с виду технического органа ставят в зависимость будущих судей от исполнительной власти, особенно представителей правоохранительных органов. По различным данным, ККП отсеивает от 25 до 35% кандидатов, как при первом назначении, так и при повторном. Для кандидата в судьи это значит, что противоречия или конфликты с представителями правоохранительных органов могут вызвать проблемы при прохождении ККП.

Президент и его администрация постепенно взяли на себя основную содержательную работу по отбору судейских кадров, во многом положившись на рекомендации правоохранительных органов. Судьи проходят этот отбор многократно: как при первом назначении, так и при любых перемещениях внутри судебной системы из одного суда в другой, в том числе при назначении на должность председателя суда. Ежегодно президент издает около 2500 указов о назначении судей, чуть более половины из которых – новые назначения, а остальные – повторные. На деле рассмотрение кандидатур делегировано ККП. Именно в ее составе и особенностях работы заключается основной механизм превентивного контроля за судебной системой.

ККП была создана указом президента Бориса Ельцина 7 февраля 1994 г. Поскольку право назначать судей на должность перешло от советов народных депутатов к президенту, то требовался технический орган, который бы давал предварительную рекомендацию. В первых составах ККП наибольший вес имела судебная власть. Из 10 человек первого состава четверо представляли судебную систему (председатели трех высших судов и председатель совета судей), а также министр юстиции. Кроме них в ККП входили также представитель администрации президента, уполномоченный по правам человека, зампредседателя Госдумы и два представителя региональной власти – глава Иркутской области и президент Кабардино-Балкарии. До 1999 г. численность и принципы комплектования практически не менялись, добавился только один представитель юридической науки.

Первое серьезное изменение в составе ККП случилось в 1999 г. на фоне общей политики укрепления исполнительной власти. Численность ККП выросла до 22 человек, прежде всего за счет включения шести новых сотрудников администрации президента. Тогда же в состав ККП впервые был включен представитель правоохранительных органов – заместитель генпрокурора. Но добавились также ученые-юристы и глава вновь образованного Судебного департамента.

Принципиальное изменение и состава, и модели работы ККП произошло в 2001 г. в контексте реформы судебной системы и централизации исполнительной власти. Из ККП убрали «лишних людей» вроде представителей региональной власти или уполномоченного по правам человека и ввели еще четырех представителей силовых структур: замдиректора ФСБ, замначальника налоговой полиции (также из ФСБ), замминистра внутренних дел и первого заместителя генпрокурора. С этого момента численность ККП составляла около 20 человек, а рост доли правоохранителей происходил за счет замещения научного сообщества и представителей иных госорганов.

Присутствие представителей силовых структур в ККП обосновывается борьбой с коррупцией среди судей и отслеживанием конфликтов интересов. Иными словами, нужно анализировать декларации о доходах и иметь оперативную информацию о членах их семей, а также о личном поведении. Ситуации, когда у потенциального судьи супруг – адвокат, или прокурор, или даже предприниматель, ведут к отказу в рекомендации, как и любые ошибки в декларациях. Но в действительности в ККП поступает вся оперативная информация на судей, которую собирают спецслужбы в регионах, а комиссия уже вольна учитывать ее по усмотрению – никакого конечного списка оснований для отказа в рекомендации нет.

18 лет работы этой системы отбора оставляет в судебной системе все меньше кадров, готовых занять независимую позицию или игнорирующих указания правоохранительных органов. Возможно, ККП действительно борется с коррупцией и опасными связями. Но основным результатом ее работы стало повышение карьерных рисков для судей, полагающих, что у них есть хоть какая-то независимость. Сегодня состав ККП уменьшился до 15 человек, но старое квотирование осталось. Начать изменения надо с того, чтобы вывести из ККП всех представителей правоохранительных органов.

Создание самостоятельной судебной системы, в которой независимость была бы востребована судьями, предполагает полное изменение системы отбора и подготовки. В новой системе место рекомендации ККП должны занять результаты экзаменов в специализированных центрах подготовки судей. Президенту достаточно наделять их высоким статусом федерального судьи лишь при первом назначении, а проверки на предмет недостойных биографических эпизодов можно вести в процессе обучения и работы. Это длинный путь, но его не избежать.

Авторы благодарят Руслана Кучакова за помощь в работе над статьей.

Авторы – ректор Европейского университета в Санкт-Петербурге, научный сотрудник Института проблем правоприменения при Европейском университете в Санкт-Петербурге

АКИpress представляет читателям обзор президентов, которым были предъявлены обвинения различной степени.

Прокуратура Бразилии накануне предъявила обвинение бывшему президенту страны Луису Инасиу Лула да Силва по делу об отмывании денег. В свете данного факта АКИpress решил вспомнить, президентам каких стран были предъявлены обвинения.

Экс-президент Кыргызстана Курманбек Бакиев

Экс-президент Кыргызстана Курманбек Бакиев пришел к власти в результате «тюльпановой революции» против правления Аскара Акаева.

Бакиев

К.Бакиев был президентом Кыргызстана с 2005 по 2010 годы

В 2010 году произошли массовые выступления оппозиции с требованиями отставки Бакиева. Столкновения оппозиционеров с милицией 7 апреля 2010 года переросли в революцию, в ходе которой сторонники оппозиции захватили столицу Бишкек и основные административные здания. Бакиев бежал из столицы в Жалал-Абадскую область.

16 апреля 2010 года, находясь в Казахстане, К.Бакиев подписал заявление о своей отставке с поста президента Кыргызстана. C 19 апреля он находится в Беларуси, где президент Александр Лукашенко предоставил ему политическое убежище.

Бывший президент Кыргызстана Курманбек Бакиев, бывший глава СГО Жаныш Бакиев и бывший премьер-министр Данияр Усенов получили пожизненные сроки заключения по делу по событиям 7 апреля 2010 года. Приговор 25 июля 2014 года зачитал судья Дамир Онолбеков.

По мнению судьи, их вина полностью доказана. Так, суд посчитал виновным троих подсудимых в массовом расстреле демонстрантов на площади у Белого дома. Все трое осуждены заочно, так как находятся за пределами Кыргызстана.

Бакиев

Кроме того, 4 апреля того же года Первомайский районный суд города Бишкек вынес обвинительные приговоры бывшему президенту Кыргызстана Курманбеку Бакиеву и членам его семьи – брату Жанышу Бакиева, сыновьям Марату и Максиму Бакиевым по делу о заказном убийстве британского бизнесмена Шона Дейли (Ш.Дейли остался жив). Решение вынесено председательствующим судьей К.Архаровой.

Так, Курманбек Бакиев приговорен к 25 годам лишения свободы с конфискацией имущества с отбыванием наказания в исправительной колонии усиленного режима (путем сложения ранее назначенного наказания по приговору Военного суда Бишкекского гарнизона от 11 февраля 2013 года).

Жаныш Бакиев приговорен к пожизненному лишению свободы с конфискацией имущества с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима (путем сложения ранее назначенного наказания по приговору Военного суда Бишкекского гарнизона от 11 февраля 2013 года).

Бакиев Марат Курманбекович приговорен к 20 годам лишения свободы с конфискацией имущества с отбыванием наказания в исправительной колонии усиленного режима.

Бакиев Максим Курманбекович приговорен к пожизненному лишению свободы с конфискацией имущества с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима.

Беглому экс-президенту, кроме этого, были предъявлены другие обвинения.

Экс-президент Югославии Слободан Милошевич

В мае 1999 года Гаагский трибунал для бывшей Югославии выдвинул обвинения против бывшего президента Югославии Слободана Милошевича в совершении военных преступлений в Косово в 1999 году.

Милошевич и четыре высших югославских руководителя обвинялись по пяти пунктам, квалифицированным как преступления против человечности ‑ убийства, преследования по политическим, расовым и религиозным мотивам, депортации ‑ и по одному пункту, квалифицированному как нарушение законов и обычаев войны. Согласно обвинительному заключению, обвиняемые несут ответственность за изгнание из Косово около 750 тыс. этнических албанцев, что составляет почти одну треть всего албанского населения края.

Милошевич

Экс-президент Сербии с 1989 по 1997 годы и экс-президент Югославии с 1997 по 2000 годы

1 апреля 2001 года Милошевич был арестован в соответствии с югославским законодательством по обвинению в совершении уголовных преступлений (злоупотребление служебным положением и объединение в группы для совершения уголовных преступлений).

28 июня 2001 года бывший президент Югославии Слободан Милошевич был предан Гаагскому Международному трибуналу по бывшей Югославии (МТБЮ) и переведен в тюрьму ООН в Гааге. 3 июля 2001 года состоялась его первая встреча с судьями МТБЮ. От услуг адвокатов экс‑президент отказался, заявив, что Гаагский суд незаконен и он его не признает.

В связи с ухудшением состояния здоровья процесс над Слободаном Милошевичем прерывался 22 раза. 11 марта 2006 года Слободан Милошевич был обнаружен мертвым в своей камере в тюрьме Гаагского трибунала. Он скончался от сердечного приступа. Спустя 3 дня, 14 марта 2006 года, Международный уголовный трибунал для бывшей Югославии закрыл дело Слободана Милошевича.

Экс-президент Ирака Саддам Хусейн

Правительство Саддама Хусейна пало 17 апреля 2003 года. Американцы и их союзники по коалиции установили контроль над всей страной к 1 мая 2003 года. Около полугода Саддаму Хусейну удавалось скрываться от американцев, однако, в декабре 2003 года он был пойман недалеко от своего родного города Тикрита. После этого бывший иракский лидер был вывезен с территории Ирака и помещен на американской военной базе в Катаре.

Саддам

Саддам Хусейн был президентом Ирака с 1979 по 2003 годы

17 июля особый трибунал Ирака вынес Саддаму первые обвинения в преступлениях. Хусейна обвинили в убийстве 148 мусульман-шиитов из деревни Дуджайл в 1982 году. Как утверждало обвинение, казни крестьян были проведены в отместку за неудачное покушение на президента, которое произошло, когда его кортеж проезжал через деревню. Кроме того, экс-диктатора обвинили еще по 12 пунктам, каждый из которых подпадал под статью «преступления против человечности».

28 февраля на суде по делу Саддама Хусейна его ближайших приближенных прокурор продемонстрировал документ, который стал «одним из наиболее существенных доказательств вины бывшего президента Ирака». Джафар аль-Мусауи, представляющий сторону обвинения, показал людям, собравшимся в зале суда, приказ о казни 148 шиитов, которые попали под подозрение в организации покушения на Саддама.

25 июля Саддам был доставлен в суд. По словам экс-президента Ирака, его туда привезли «насильно». Он отказался от помощи адвокатов, которые были назначены судом, назвав их «врагами народа», получающими инструкции от «канадских и американских шпионов». Суд решил предоставить Саддаму Хусейну новых защитников.

27 июля состоялось последнее судебное заседание. Главный прокурор на этом процессе потребовал приговорить Саддама Хусейна к смертной казни. 5 ноября суд признал Хусейна виновным и приговорил его к смертной казни через повешение.

Экс-президент Кот-д'Ивуара Лоран Гбагбо

В Международном уголовном суде в Гааге 28 января 2016 года начался суд над бывшим президентом Кот-д'Ивуара Лораном Гбагбо и его помощником Шарлем Бле Гуде. Оба обвиняемых отказали признавать свою вину в организации «общего плана, которые привел к масштабным убийствам, изнасилованиям, преследованиям и другим бесчеловечным актам».

Гбабго

Лорен Гбабго был президентом Кот-д'Ивуара с 2000 по 2011 годы

Вооруженный конфликт в Кот-д'Ивуаре, унесший жизни около 3 тыс. человек, возник в конце 2010 года на фоне неопределенной ситуации с результатами второго тура президентских выборов.

ЦИК тогда назвал новым президентом бывшего премьер-министра страны Алассана Уаттару, однако, Конституционный совет объявил победителем действовавшего президента Гбагбо, аннулировав при этом результаты голосования в семи регионах на севере, поддержавших Уаттару. Оба они приняли присягу, за Уаттару вступилось мировое сообщество, которое помогло ему свергнуть Гбагбо и прийти к власти.

Лоран Гбагбо и Шарль Бле Гуде являются наиболее высокопоставленными политиками из когда-либо представавших перед Международным уголовным судом с момента его создания в 2002 году. Они обвиняются в преступлениях против человечности, которые были совершены в период с 16 декабря 2010 года по 12 апреля 2011 года и заключались, в частности, в обстреле густонаселенных районов городов Абобо и Йопоугон. Бывший президент Кот-д'Ивуара был передан МУС 30 ноября 2011 года, его помощник - 22 марта 2014 года.

Экс-президент Франции Жак Ширак

В декабре 2011 года экс-президент Франции Жак Ширак получил два года условно за присвоение денежных средств из общественных фондов во время работы в мэрии Парижа.

Парижский суд признал бывшего президента Франции Жака Ширака виновным по двум пунктам обвинения в коррупции.

Жак Ширак

Жак Ширак занимал пост президента Франции с 1995 по 1997 годы

Экс-глава государства присваивал денежные средства из публичных трастовых фондов и злоупотреблял должностными полномочиями в период работы мэром Парижа с 1977 по 1995 год.

Помимо этого, Шираку вменяли создание фиктивных рабочих мест в мэрии Парижа с 1990 по 1995 годы. За подобные правонарушения по французским законам полагается тюремное заключение сроком до 10 лет, а также штраф в размере 150 тыс. евро. Тем не менее 79-летний политик получил условный срок в два года.

Экс-президент Либерии Чарльз Тэйлор

Специальный трибунал по Сьерра-Леоне в нидерландском Лейдсендаме 30 мая 2012 года приговорил бывшего президента Либерии Чарльза Тэйлора к 50 годам тюрьмы.

Месяцем ранее суд признал его виновным в военных преступлениях и преступлениях против человечности.

Чарльз Тэйлор

Чарльз Тейлор был президентом Либерии с 1997 по 2003 годы

В обвинительном заключении утверждается, что на посту президента Либерии Тэйлор в ходе продолжавшейся с 1991 по 2002 годы гражданской войны в соседней Сьерра-Леоне вооружал и поддерживал боевиков, терроризировавших население этой страны и стремившихся взять под контроль месторождения алмазов. Конфликт привел к гибели более 120 тысяч человек.

Президент Судана Омар аль-Башир

В 2015 году Международный уголовный суд (МУС) потребовал от правительства ЮАР арестовать и выдать Омара аль-Башира, обвиняемого в преступлениях против человечности и геноциде.

Омар аль-Башир

Омар Аль-Башир является президентом Судана с 1993 года

Аль-Башир является единственным действующим главой государства в Африке, экстрадиции которого добивается суд в Гааге. Несмотря на выданные международные ордера на арест, президент Судана ранее уже посещал страны, являющиеся членами МУС, но арестован не был.

Как говорится в официальном заявлении представителей суда, у суда есть веские основания утверждать, что Омар аль-Башир виновен в геноциде в отношении трех этнических меньшинств: фур, масалит и загава. С целью массового истребления представителей этих народностей убивали, наносили им тяжелые телесные и моральные травмы и создавали для них условия жизни, рассчитанные на их физическое уничтожение.

Экс-президент Туниса Зин аль-Абидин бен Али

Президент Туниса в 1987-2011 годах Зин аль-Абидин бен Али был свергнут в результате так называемой «жасминовой революции».

После массовых беспорядков, унесших жизни более 80 человек, бен Али бежал из Туниса с семьей в Саудовскую Аравию, где получил политическое убежище.

Тунис

Президент Туниса Зин аль-Абидин бен Али в 1987-2011 годах

Суд Туниса 20 июня 2011 года заочно приговорил бен Али и его супругу Лейлу Трабелси к 35 годам тюремного заключения каждого. Помимо лишения свободы суд обязал супругов выплатить штраф в размере 91 миллиона тунисских долларов (65,5 миллиона долларов США).

Всего бен Али было предъявлено свыше 90 обвинений.

4 июля 2011 года тунисский суд приговорил бывшего президента Туниса к 15,5 годам заключения и штрафу в 54 тысячи евро за хранение оружия и наркотиков. А 30 ноября того же года судьи постановили приговорить экс-главу государства к еще пяти годам лишения свободы за причастность к пыткам в 1991 году 17 офицеров вооруженных сил.

13 июня 2012 года бен Али заочно приговорен Военным трибуналом Туниса к пожизненному тюремному заключению по обвинению в убийстве более 300 человек во время разгона демонстраций начала 2011 года.

А 19 июля 2012 года трибунал во второй раз заочно приговорил бен Али к пожизненному заключению по обвинению в причастности к убийству 43 демонстрантов в дни «жасминовой революции».

Экс-президент Перу Альберто Фухимори

Экс-президент Перу Альберто Фухимори в 1992 инициировал «самопереворот», который являлся свержением собственного правительства с целью расширить президентские полномочия.

Распустив Конгресс, в ноябре 1992 Фухимори провел новые выборы, добившись большинства для созданной перед выборами собственной партии.

Перу

Альберто Фухимори был президентом Перу с 1990 по 2000 годы

В апреле 2009 года Фухимори был признан виновным в нарушении прав человека и приговорен к 25 годам лишения свободы. Это первый случай в Латинской Америке, когда демократически избранный глава государства был осужден в связи с подобными обвинениями. В частности, суд счел доказанной причастность Фухимори к убийствам 15 человек в округе Барриос-Альтос в ноябре 1991 года, а также к похищению и убийству 9 студентов и преподавателя Университета Ла-Кантута (Лима) в июле 1992 года. Помимо этого экс-президент был осужден по ряду дел, связанных с коррупцией и растратой госсредств.

Экс-президент Бразилии Дилма Русеф.

Дилма Руссефф.

От тюрьмы — на тот свет

В Бразилии продолжает расследоваться коррупционный скандал, начавшийся как «дело Petrobras»: крупнейшей в Латинской Америке нефтегазовой и энергетической компании. Она платила огромные взятки и откаты главам государств, политикам и чиновникам не только в Бразилии, но и в других странах. 14 марта были выдвинуты новые обвинения против 83 человек, включая действующих депутатов и министров. Два бывших президента — Луис Инасиу Лула да Силва и Дилма Русеф — тоже оказались в чёрном списке. Последняя в августе 2016 г. была отправлена в отставку в результате импичмента. Прежним руководителям страны светят серьёзные сроки заключения.

В Аргентине сейчас идёт судебный процесс над бывшим президентом Кристиной Фернандес де Киршнер (2007-2015). Её обвиняют в преступном сговоре с целью хищения бюджетных средств, причастности к махинациям в Центральном банке Аргентины, незаконном обогащении и коррупции.

В Южной Корее проводится расследование в отношении бывшего президента республики Пак Кын Хе (2013-2017). В прошлом декабре ей — как и ранее её бразильской коллеге Русеф — объявили импичмент, окончательно это решение вступило в силу 10 марта 2017 г. Отстранение от должности Пак Кын Хе стало следствием коррупционного скандала в окружении президента, теперь прокуроры изучают её личную вовлечённость в злоупотребления. К слову, в недавней истории Кореи два других президента также преследовались за коррупцию: Ро Дэ У (после ухода с поста получил 22 года тюрьмы) и Но Му Хён (после обвинений в получении взятки на 6 млн долл. покончил жизнь самоубийством, прыгнув с обрыва).


50 лет лишения свободы

Месяц назад суд в Перу выдал ордер на арест бывшего президента Алехандро Толедо (2001-2006), который сейчас находится в Париже и отрицает свою причастность к махинациям строительной компании Odebreсht: одного из подрядчиков уже упомянутой Petrobras. К слову, в 2000 г. в коррупции был обвинён действующий на тот момент президент Перу Альберто Фухимори. Сбежавший в Японию, родом из которой были его родители, политик подал в отставку, отправив соответствующую бумагу по факсу. Но парламент страны отказался такую отставку принять. Фухимори по запросу Перу удалось задержать во время его поездки в Чили в 2005 г., позже — добиться выдачи и приговорить к 7,5 годам лишения свободы за взяточничество. Считается, что за время президентства он присвоил около 200 млн долларов, хотя не все эпизоды удалось доказать. Позже к сроку за коррупцию добавились 25 лет тюрьмы за создание «эскадронов смерти» и приказ на осуществление операции, жертвой которой стали 25 человек. Кроме того, были доказаны обвинения в пытках и других нарушениях прав человека.

За причастность к убийствам, пыткам, изнасилованиям и другим преступлениям против мирного населения африканской Сьерра-Леоне в 2011 г. международный суд приговорил бывшего президента Либерии Чарльза Тейлора (1997-2003) к 50 годам лишения свободы. В Сьерра-Леоне с 1992 по 2001 шла гражданская война, в ходе которой погибло около 120 тыс. человек. В преступлениях против человечности обвинялся и действующий президент Кении Ухуру Кениата. Правда, они были совершены во время событий политического кризиса 2007-2008 гг. в этой стране, когда он ещё не был главой государства. В 2014 г. международный уголовный суд обвинения с Кениаты снял.


Кто в бегах, а кто и на нарах

В 2014 г. прокуратура Грузии предъявила бывшему президенту Михаилу Саакашвили (2004-2013) заочные обвинения, в том числе за растрату бюджетных средств на личные нужды и превышение полномочий во время разгона протестов в ноябре 2007 г. Генпрокуратура Украины отказала в выдаче Саакашвили, назначенного к тому моменту главой администрации Одесской области. В самой Украине сейчас проводят заочное разбирательство в отношении 4 президента страны Виктора Януковича (2010-2014).

Через неприятный судебный процесс в 2011 г. пришлось пройти экс-президенту Франции Жаку Шираку (1995-2007). Один из патриархов европейской политики был приговорён к 2 годам условного лишения свободы по делу о создании фиктивных рабочих мест ещё в то время, когда он занимал пост мэра Парижа. Ширака признали в злоупотреблении доверием и полномочиями, растрате общественных средств.

Через ещё более позорное разбирательство пришлось в том же 2011 г. пройти Моше Кацаву, бывшему президенту Израиля (2000-2007). Окружной суд Тель-Авива приговорил политика к реальному лишению свободы на 7 лет по обвинению в непристойном поведении, сексуальных домогательствах и изнасиловании своей подчинённой, а также попытках воспрепятствовать правосудию.


Петли судьбы

Результатом революции в Египте стал судебный процесс против президента Хосни Мубарака (1981-2011). Поначалу его приговорили к пожизненному заключению за приказ стрелять по демонстрантам, потом отменили приговор, позже судили за коррупцию, в итоге в 2015 г. вынесли обвинительный приговор, но зачли время, которое он уже провёл за решёткой, и выпустили на свободу. Сменивший Мубарака президент Мухаммед Мурси (2012-2013) тоже попал под суд, после того как потерял власть во время очередных народных волнений. Его обвинили в побеге из тюрьмы, беспорядках, которые привели к свержению власти Мубарака, и даже шпионаже в пользу Катара. Вынесенный Мурси смертный приговор был заменён на пожизненное заключение.

А вот Саддаму Хусейну, президенту Ирака (1979-2003), свергнутому в результате военного вторжения США, не повезло: его смертный приговор, вынесенный в 2006 г. был приведён в исполнение. Хусейна признали виновным в массовом убийстве в 1982 г. жителей одной из иракских деревень, где на его кортеж до этого было совершено вооружённое нападение. Некогда всесильный диктатор был повешен 30 декабря 2006 г.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: