Конституционно правовое закрепление российской федерации как правового государства

Обновлено: 25.04.2024

Как и формула о России как правовом государстве, данное конституционное положение сегодня больше отражает стремление, цель, задачу стать таким государством, нежели уже достигнутую реальность. И тем не менее формулирование в Конституции РФ такого стремления, таких целей и задач имеет большое значение. Положения Конституции РФ направлены на то, чтобы политика государства обеспечивала создание максимально возможных на данном этапе развития страны благоприятных условий и возможностей обеспечения достойной жизни и свободы человека, в том числе и путем регулирования им социально-экономических сфер, а также защиты и поддержки малоимущих и слабо социально защищенных слоев населения. Статья 7 Конституции РФ гласит, что РФ — «социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». В этой формуле обращает на себя внимание прежде всего указание на органическую взаимосвязь социального характера государства с его демократическим и правовым характером. В принципе и тоталитарное государство может обеспечить на какое-то время достаточно высокий материальный уровень жизни, но от этого оно не будет действительно социальным, ибо в последнем достойный уровень материальной обеспеченности населения не может достигаться за счет ограничения или подавления его свободы.

Социальный характер РФ находит свое выражение и в том, что, согласно ч. 2 ст. 7 Конституции РФ, государство обязуется обеспечить: охрану труда и здоровья людей; установление гарантированного МРОТ; государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан; развитие системы социальных служб; установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты. Кроме того, такой характер российской государственности более широко и подробно раскрывается в ряде других статей Конституции РФ, характеризующих социальные права и свободы граждан и их гарантии (ст. 37—43 – свобода и поощрение труда, защита материнства, право на жилище, гарантии соц. Обеспечения, право на охрану здоровья и мед. Помощь, благоприятную экологию и др). Конституционные положения о социальной политике РФ конкретизируются и развиваются в целой серии специальных ФЗ законов, например, «Об основах социального обслуживания населения в РФ» от 10 декабря 1995 г., «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24 ноября 1995 г.,* «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 2 августа 1995 г. И др

Российская Федерация – демократическое государство. Конституционное закрепление Российской Федерации как демократического государства. Народовластие как основа демократического характера государства. Соотношение понятий «народ» и «нация». Народный суверенитет как основа формирования государственности Российской Федерации. Конституционно-правовое значение понятия многонационального народа Российской Федерации как носителя суверенитета и единственного источника власти. Содержание понятия «суверенитет народа».

Россия – республиканское государство. Становление и развитие республиканской формы правления в России. Особенности республики Советов, ее отличие от парламентарной республики. Характерные черты Российской Федерации как смешанной республики.

Россия – федеративное государство. Конституционное закрепление России как федеративного государства. Особенности российской модели федерализма, отличающие ее от других федераций. Субъекты в составе Российской Федерации и их виды. Принципы федеративного устройства Российской Федерации, обусловленные ее демократической сущностью.

Конституционные характеристики Российского государства:

Российская Федерация – правовое государство. Конституционное закрепление Российской Федерации как правового государства. Признание Российской Федерацией общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации составной частью своей правовой системы. Условия, необходимые для реального воплощения в Российской Федерации принципов правового государства.

Суверенитет Российской Федерации: понятие, конституционная форма закрепления. Декларация о государственном суверенитете РСФСР, ее содержание и значение в становлении подлинно суверенного статуса России. Политические, экономические и юридические гарантии суверенитета Российской Федерации. Защита государственного суверенитета Российской Федерации.

Россия – социальное государство. Конституционное закрепление Российской Федерации как социального государства. Основные направления социальной политики Российской Федерации.

Россия – светское государство. Конституционное закрепление Российской Федерации как светского государства. Понятие светского государства. Взаимоотношения государства и религиозных объединений. Правовой статус религиозных объединений.

Основы общественного строя России:

Политические основы общества.Принцип идеологического и политического многообразия и его роль в демократическом государстве. Идеологические концепции как духовное выражение определенных социальных интересов. Многообразие типов идеологии в условиях демократического общества. Монополизация идеологии в условиях тоталитаризма. Закрепление в Конституции Российской Федерации принципа идеологического многообразия как одной из основ конституционного строя страны. Сущность идеологического многообразия и его значение для демократического развития России.

Местное самоуправление и его роль в обеспечении демократизма Российской Федерации.

Экономические основы общества.Закрепление в Конституции Российской Федерации социальной рыночной экономики, свободы экономической деятельности. Признание и равная защита различных форм собственности. Конституционное регулирование собственности на землю и другие природные ресурсы. Значение признания частной собственности как основы формирования гражданского общества.

Основы безопасности государства.Конституционные основы режима военного и чрезвычайного положения в Российской Федерации: нормативная основа, понятие, территория, обстоятельства и порядок введения (отмены). Ограничительные мероприятия в отношении прав и свобод. Обязанности граждан. Особый режим государственных органов.

Основы конституционно-правового статуса личности:

Понятие основ правового статуса личности, их закрепление в Конституции Российской Федерации. Основы правового статуса личности как конституционно-правовой институт, его значение в определении правового статуса граждан Российской Федерации и место в системе конституционного права Российской Федерации.

Принципы правового статуса человека и гражданина, их общая характеристика.

Закрепление в Конституции Российской Федерации нового типа взаимоотношений государства и личности.

Международные акты о правах человека и гражданина, их влияние на развитие концепции прав человека в конституционном законодательстве России. Поколения прав человека, современные тенденции их развития. Развитие концепции прав человека в конституционном законодательстве России.

В соответствии с Конституцией (ст. 1) РФ является правовым государством.

Сущность идеи правового государства – его последовательный демократизм, утверждение суверенитета народа как источника власти, подчинение государства обществу.

Правовое государство характеризуется прежде всего тем, что оно само ограничивает себя действующими в нем правовыми нормами, которым обязаны подчиняться все без исключения гос. органы, должностные лица, общественные объединения и граждане. Его важнейшим принципом является верховенство права.

Верховенство права означает верховенство закона. Главные, основополагающие общественные отношения регулируются законами. Через верховенство закона в общественной жизни, во всех ее сферах воплощаются высшие правовые начала, дух права, обеспечиваются реальность и незыблемость прав и свобод граждан, их надежный правовой статус, юридическая защищенность. Сюда же относится и его всеобщность.

Верховенство закона означает утверждение его господства, т.е. такого положения закона, когда выраженные в нем начала и устои общества оставались бы непоколебимыми, а все субъекты общественной жизни без исключения подчинялись бы его нормам. «Органы государственной власти, органы МС, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы», –ст. 15 Конституции РФ.

Почему верховенство именно закона? Являясь высшей формой выражения государственной воли народа, законы обладают наибольшей юридической силой по отношению ко всем иным НА государства и составляют основу всей системы права. Законом вводятся в жизнь нормы, выражающие народовластие. Закон является также гарантом демократии. Он призван обеспечивать действенные средства и механизмы, стоящие на страже осуществления демократических принципов, форм и институтов.

Только посредством закона, совершенного законодательного регулирования может быть обеспечен высокий юридический статус личности, при котором человек является не «винтиком» государственной системы, а личностью, гражданином, обладающим реальными, юридически гарантированными правами.

Правовое государство – это прежде всего конституционное государство, которое и является практическим воплощением идеи правового государства. Основные принципы конституционного строя, важнейшие направления развития общества, его главные идеи закрепляются не иначе, как на высшем законодательном – конституционном – уровне. Конституция является центром правовой системы. На ее базе создается механизм законности в правовом государстве: «Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ» (ст. 15).

Правовое государство по самой своей сути требует наличия Конституции, оформленной в виде нормативного документа и обязывающей государственную власть действовать на основе установленного порядка. РФ признает составной частью своей правовой системы общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ. Поэтому если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Серьезным препятствием на пути утверждения верховенства закона являются издержки ведомственного, регионального и местного нормотворчества, которое зачастую противоречит закону и нередко лишает граждан тех прав, которые им предоставляются законом. Однако, обход закона под предлогом общественной «целесообразности» недопустим даже в том случае, когда закон действительно плох или, например, устарел. Закон может отменить или изменить только уполномоченный на то государственный орган. До тех пор государственные органы, организации и лица обязаны действовать на основе данного закона и в его рамках. Тот, кто пренебрегает законом, едва ли свободен от пренебрежения к людям, их судьбам, правам и интересам.

Важнейшей предпосылкой формирования правового государства является наличие целостной системы законодательства, охватывающей все сферы жизни общества. Отсюда требуется прежде всего динамичное правовое регулирование общественных отношений посредством научно обоснованных правовых норм, отвечающих объективным потребностям всестороннего прогресса общества.

Согласно Конституции России (ст. 19), в Российской Федерации все равны перед законом и судом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии и др. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Мужчина и женщина имеют равные права.

Функционирование правового государства исключает сохранение и воспроизводство в будущем всех форм правового неравенства, предполагает последовательное внедрение в жизнь принципов социальной справедливости.

Социальная справедливость – это обеспечение прав человека. В распределительных отношениях она означает соответствие между действием гражданина, его трудовым вкладом и их оценкой обществом. В отношениях, связанных с принуждением, с ответственностью, справедливость есть соответствие между мерой нарушения и мерой наказания.

Не верно рассматривать права и свободы как своеобразный дар государства гражданам, за который они ему должны быть благодарны. В правовом государстве ответственность не может быть односторонней. Для правового государства характерны такие регулируемые законом взаимоотношения с гражданами, при которых государство, его органы, учреждения и должностные лица служат всему обществу, а не какой-либо его части, ответственны перед человеком и гражданином, рассматривают человека, его жизнь и здоровье, личную неприкосновенность и безопасность, другие права и свободы, честь и достоинство в качестве высшей ценности. А граждане в свою очередь несут ответственность перед государством и обеспечивают защиту его интересов.

Однако смысл существования правового государства не сводится к защите человека от государственных притязаний. Правовое государство в равной мере ограничивает и обеспечивает государственную деятельность, чтобы таким образом гарантировать права и свободы человека, справедливость и правовую защищенность

Для такого рода взаимоотношений требуются прежде всего знание и понимание гражданами своих прав и обязанностей. Поэтому все законы должны быть опубликованы. «Законы подлежат официальному опубликованию, – указывается в Конституции РФ (ст. 15). – Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения».

РФ, провозглашенная Конституцией правовым государством, на деле таким государством пока не является. Но это цель, идеал, к которому Россия стремится

Конституционное закрепление Российской Федерации как демократического, правового государства, не означает, что в нашей стране уже создано такое государство. Как отмечается большинством ученых, конституционное положение о правовом государстве рассматривается как цель, с достижением которой связано нынешнее и последующее развитие России. По мнению проф. М.И. Байтина,[225] проблема здесь не только и даже не столько юридическая, хотя создание совершенной законодательной системы, способной «связать» государство, формирующееся сейчас, - задача первостепенной важности. Данный процесс должен быть органически пережит обществом, которое само должно созреть для этого экономически, политически, духовно, юридически.

Трансформация идеи правового государства в Российской Федерации должна учитывать современные реалии: невысокий уровень политической и парламентской культуры, правовой нигилизм, слабость демократических традиций и навыков, чиновничье аппаратное засилье и т.д.

Необходим анализ теоретических, политико-правовых проблем с целью поиска ответа на вопрос, каким должно быть правовое государство и повседневная конкретная деятельность государства и гражданского общества по его реальному созданию. При этом акцент необходимо перенести на практическое осуществление принципов, лежащих в основе его формирования и функционирования.

Большинство авторов при исследовании этой темы ограничиваются перечислением причин трудностей формирования правового государства в современной России. Вместе с тем, существуют препятствия при реализации практически всех принципов правового государства.

Господство права и как формы его выражения – правовогозакона. Практика правотворческого процесса свидетельствует о возможном нарушении этого принципа в угоду политической целесообразности. Значительная часть федеральных законов фактически «растворяется» в других подзаконных, а точнее ведомственных актах. Так, например, принимаемые Правительством РФ и МВД акты о процедурах регистрации по месту жительства и месту пребывания прямо противоречат Конституции РФ, Закону РФ 1993г. «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», на что неоднократно указывалось Конституционным Судом РФ.

В то же время было бы упрощением полагать, что в условиях правового государства можно обойтись без подзаконных, ведомственных актов. Они нужны при реализации конституционных прав на отдых, труд, охрану здоровья, материального обеспечения по возрасту. Ибо возникающие здесь общественные отношения сложны и многогранны, для чего требуют своего упорядочения системой взаимосвязанных с законом подзаконных актов.

Особую тревогу вызывает реализация принципа разделения властей. Согласно которому в правовом государстве должны существовать относительно независимые друг от друга власти: законодательная, исполнительная, судебная. Суть состоит в том, что бы избежать сосредоточения власти в руках одного лица, и тем самым предотвратить ее использование одной группой лиц. Ученые отмечают о чрезмерных функциях, которыми наделен Президент РФ. Не являясь по Конституции РФ главой исполнительной власти, Президент фактически осуществляет исполнительную власть не только своим нормотворчеством, но организационной деятельностью – назначает федеральных министров, руководит их работой и т.д. В то же время, в отличие от парламентских республик, не являясь лидером партии парламентского большинства, им сформировано большинство в Государственной Думе РФ. Законодательная власть, не имея в своем составе весомой оппозиции, не прислушивается даже к рациональным замечаниям с ее стороны, что приводит к принятию законов ухудшающих права значительной части населения Российской Федерации.

Законодательная (представительная) власть, являясь выразителем интересов гражданского общества, в то же время не имеет права парламентского контроля за деятельностью исполнительной власти. Представленный законопроект по парламентскому контролю, не полноценный и не дает возможность его осуществления за Президентом РФ и Правительством РФ.

Назначение федеральных судей Президентом РФ (фактически главой исполнительной власти), процедура назначения судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ не свидетельствует в пользу разделения властей. При этом нужно иметь в виду, что ровно половина членов Совета Федерации назначаются главами органов исполнительной власти субъектов РФ, которые, в свою очередь, с 2005г. назначаются Президентом РФ.

В уточнении нуждаются полномочия Конституционного Суда РФ, который при проверке конституционности ряда правовых актов, своими постановлениями устанавливает новые нормы, то есть выполняет функции законодательного органа. Роль Конституционного Суда состоит в толковании Конституции, а не в восполнении пробелов законодательства и создании новых норм. Попытки расширить полномочия Конституционного Суда, наделить его по существу законодательными функциями[226] настораживают и напоминают о критическом отношении к этому институту Т. Джефферсона. В утверждении, что судьи являются окончательными арбитрами во всех конституционных вопросах, он видел «крайне опасную доктрину», которая может привести к установлению олигархического деспотизма. Он подчеркивал, что судьи должны быть независимы от исполнительной власти, но не от воли народа. А воля народа в подлинно демократическом государстве воплощается в конституции и законах[227].

Реализация принципа гарантированности и незыблемости прав и свобод человека пока не стала главенствующей в деятельности государственных органов, о чем свидетельствует практика обращений наших граждан в Европейский Суд по правам человека. По итогам 2006г. количество обращений от граждан России, составило около 18500, 20,8% от всех исков[228], и по этому показателю Россия занимает первое место, причем значительное количество решений по рассматриваемым делам, выносится в пользу обратившихся. В силу экономических, политических и социальных причин, роста цен и инфляции, усиления бюрократизма и коррупции гарантии прав и свобод граждан России в значительной степени ослабли. Отнюдь не случайно на эти уродливые явления стали обращать внимание и представители государственной власти[229].

При таком положении дел, когда у государства в лице различных его органов и у множества чиновников (за 15 лет их количество возросло в 2 раза и оставило 1,5 млн чел., а с завершением реформы местного самоуправления их количество увеличится до 3 млн чел.)[230] преобладают привилегии и права, а у рядовых членов общества – преимущественно обязанности, не может быть и речи о реализации принципа взаимной ответственности государства и личности, государства и общества.

Принцип демократизма и реального осуществления народовластия, не получает надлежащего развития. Об этом свидетельствуют многие принимаемые в последние годы законы. Является дискуссионным с точки зрения борьбы с терроризмом право Президента РФ назначать глав субъектов РФ, вместо существовавшей ранее системы выборов.

Как ограничение демократических принципов следует рассматривать назначаемость половины членов Совета Федерации Федерального Собрания РФ. Отсутствие конституционного закрепления порядка формирования этой палаты нашего парламента, привело к тому, что законом определена сомнительная, с точки зрения демократических начал, процедура. Возникает ситуация, когда интересы субъекта РФ выражают не его жители, а лица с позиции главы соответствующего субъекта РФ, который в свою очередь так же назначаем.

Изменение законодательства о референдуме[231] усложнило процедуры его инициирования, фактически без санкции Президента РФ его организация не возможна. В этот же период проведено ужесточение механизма организации публичных мероприятий в виде митингов, демонстраций, шествий и пикетирований, которые стали в большинстве носить разрешительный, а не уведомительный характер.

Создание в 2005г. «Общественной палаты», формируемой фактически опять же Президентом РФ, свидетельствует о том, что наш парламент – Федеральное Собрание РФ, который по определению есть представительный орган всего гражданского общества, таковым не является. Поэтому создание этой палаты есть стремление показать, что государство пытается наладить диалог с ним, через создаваемые им самим структуры.

Правовое государство немыслимо без законности. Однако в течение ряда лет наблюдаются многочисленные расхождения отдельных предписаний Конституций, уставов и законов субъектов РФ с нормами, закрепленными в Конституциях и законах РФ, в том числе по принципиальным вопросам федерального устройства государства, обеспечения в нем единого конституционно-правового пространства. Важным шагом на этом пути стали постановления Конституционного Суда РФ по делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай[232] и Определения Конституционного Суда РФ о проверке соответствия Конституции РФ отдельных положений Конституций Республики Адыгея, Республики Башкортостан, Республики Ингушетия, Республики Коми, Республики Северная Осетия – Алания и Республики Татарстан[233]. В этих актах признаны неконституционными положения о суверенитете республик, об их статусе как субъектов международного права, об их праве заключать договоры международно-правового характера, а также о регулировании отношений собственности на природные ресурсы, находящиеся на их территории, без учета полномочий Федерации в этой сфере.

Этот принцип предполагает неукоснительное соблюдение нормы, закрепленной в ст. 19 Конституции РФ, согласно которой «все равны перед законом и судом» (принцип формального равенства). В этой связи нуждается в пересмотре законодательство, закрепляющее статус «неприкасаемых» за депутатами и Президентом РФ, сложившего с себя полномочия. Согласно международной практике неприкосновенность предоставляется депутатам лишь в связи с выполнением ими своих депутатских обязанностей, для обеспечения полной свободы парламентской деятельности.

Реализация принципа законности не мыслима без борьбы с преступностью. Рост числа террористических актов, коррупции в государственных органах, особенно в правоохранительных, казнокрадство, заказных убийств вызывают недовольство россиян неспособностью государства защитить их от преступных посягательств. В то же время появились высказывания, что причины сложившегося положения в чрезмерной демократии, «разнузданности» СМИ, о целесообразности введения чрезвычайных мер. На самом деле причина кроется по меткому замечанию М.Е. Салтыкова-Щедрина, в том, что «строгость законов российских смягчается необязательностью их исполнения».

Таким образом, формирование правового государства в России идет скачкообразно.

Предстоит долгий, кропотливый труд всех структур гражданского общества, государства по формированию правового государства. При этом важно иметь в виду, что главное в этой заманчивой идее – подчинение государства (политической власти) служению обществу, личности, защите их прав и свобод. Для этого требуется твердая политическая воля государственных органов, совершенствование законодательства, объединение усилий всех компонентов политической системы общества, юридической науки и практики.

Сущность идеи правового государства – его последовательный демократизм, утверждение суверенитета народа как источника власти, подчинение государства обществу.

Правовое государство характеризуется прежде всего тем, что оно само ограничивает себя действующими в нем правовыми нормами, которым обязаны подчиняться все без исключения гос. органы, должностные лица, общественные объединения и граждане. Его важнейшим принципом является верховенство права.

Верховенство права означает верховенство закона. Главные, основополагающие общественные отношения регулируются законами. Через верховенство закона в общественной жизни, во всех ее сферах воплощаются высшие правовые начала, дух права, обеспечиваются реальность и незыблемость прав и свобод граждан, их надежный правовой статус, юридическая защищенность. Сюда же относится и его всеобщность.

Верховенство закона означает утверждение его господства, т.е. такого положения закона, когда выраженные в нем начала и устои общества оставались бы непоколебимыми, а все субъекты общественной жизни без исключения подчинялись бы его нормам. «Органы государственной власти, органы МС, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы», –ст. 15 Конституции РФ.

Почему верховенство именно закона? Являясь высшей формой выражения государственной воли народа, законы обладают наибольшей юридической силой по отношению ко всем иным НА государства и составляют основу всей системы права. Законом вводятся в жизнь нормы, выражающие народовластие. Закон является также гарантом демократии. Он призван обеспечивать действенные средства и механизмы, стоящие на страже осуществления демократических принципов, форм и институтов.

Только посредством закона, совершенного законодательного регулирования может быть обеспечен высокий юридический статус личности, при котором человек является не «винтиком» государственной системы, а личностью, гражданином, обладающим реальными, юридически гарантированными правами.

Правовое государство – это прежде всего конституционное государство, которое и является практическим воплощением идеи правового государства. Основные принципы конституционного строя, важнейшие направления развития общества, его главные идеи закрепляются не иначе, как на высшем законодательном – конституционном – уровне. Конституция является центром правовой системы. На ее базе создается механизм законности в правовом государстве: «Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ» (ст. 15).

Правовое государство по самой своей сути требует наличия Конституции, оформленной в виде нормативного документа и обязывающей государственную власть действовать на основе установленного порядка. РФ признает составной частью своей правовой системы общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ. Поэтому если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Серьезным препятствием на пути утверждения верховенства закона являются издержки ведомственного, регионального и местного нормотворчества, которое зачастую противоречит закону и нередко лишает граждан тех прав, которые им предоставляются законом. Однако, обход закона под предлогом общественной «целесообразности» недопустим даже в том случае, когда закон действительно плох или, например, устарел. Закон может отменить или изменить только уполномоченный на то государственный орган. До тех пор государственные органы, организации и лица обязаны действовать на основе данного закона и в его рамках. Тот, кто пренебрегает законом, едва ли свободен от пренебрежения к людям, их судьбам, правам и интересам.

Важнейшей предпосылкой формирования правового государства является наличие целостной системы законодательства, охватывающей все сферы жизни общества. Отсюда требуется прежде всего динамичное правовое регулирование общественных отношений посредством научно обоснованных правовых норм, отвечающих объективным потребностям всестороннего прогресса общества.

Согласно Конституции России (ст. 19), в Российской Федерации все равны перед законом и судом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии и др. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Мужчина и женщина имеют равные права.

Функционирование правового государства исключает сохранение и воспроизводство в будущем всех форм правового неравенства, предполагает последовательное внедрение в жизнь принципов социальной справедливости.

Социальная справедливость – это обеспечение прав человека. В распределительных отношениях она означает соответствие между действием гражданина, его трудовым вкладом и их оценкой обществом. В отношениях, связанных с принуждением, с ответственностью, справедливость есть соответствие между мерой нарушения и мерой наказания.

Не верно рассматривать права и свободы как своеобразный дар государства гражданам, за который они ему должны быть благодарны. В правовом государстве ответственность не может быть односторонней. Для правового государства характерны такие регулируемые законом взаимоотношения с гражданами, при которых государство, его органы, учреждения и должностные лица служат всему обществу, а не какой-либо его части, ответственны перед человеком и гражданином, рассматривают человека, его жизнь и здоровье, личную неприкосновенность и безопасность, другие права и свободы, честь и достоинство в качестве высшей ценности. А граждане в свою очередь несут ответственность перед государством и обеспечивают защиту его интересов.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Однако смысл существования правового государства не сводится к защите человека от государственных притязаний. Правовое государство в равной мере ограничивает и обеспечивает государственную деятельность, чтобы таким образом гарантировать права и свободы человека, справедливость и правовую защищенность

Для такого рода взаимоотношений требуются прежде всего знание и понимание гражданами своих прав и обязанностей. Поэтому все законы должны быть опубликованы. «Законы подлежат официальному опубликованию, – указывается в Конституции РФ (ст. 15). – Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения».

РФ, провозглашенная Конституцией правовым государством, на деле таким государством пока не является. Но это цель, идеал, к которому Россия стремится.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: