Судебный порядок рассмотрения земельных споров рб

Обновлено: 27.04.2024

2.Разрешение земельных споров в административном порядке.

3. Разрешение земельных споров в судебном порядке.

4. Разрешение земельных споров третейскими судами.

Земельные споры в Российской Федерации являются неотъемлемым элементом земельных отношений. Право на защиту земельных прав законодательно закреплено в ст. 35 Конституции РФ. Разрешение земельных споров - это один из способов защиты прав и законных интересов субъектов земельных правоотношений. ст. 36 Конституции РФ устанавливает, что владение, пользование и распоряжение землей осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. В соответствии со ст. 304 и 305 ГК РФ все пользователи земельными участками могут требовать устранения нарушений их прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением права владения. Указом Президента РФ от 27 октября 1993 г. "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России" (п. 4) государство гарантирует неприкосновенность и защиту частной собственности на землю, а также защиту прав собственников земли при совершении ими сделок с землей.

Следует отметить, что действующее законодательство не содержит определения земельного спора. Понятие земельного спора можно рассматривать с разных позиций, при этом различают материально-правовое содержание спора (акцент на материально-правовой сущности спора, отношения, по поводу которых возник спор, т.е. сущность самого спора) и его процессуальную форму (основание возбуждения и порядок разрешения земельного спора, поскольку спор - это особая разновидность процессуального правоотношения).

Земельный спор - это правоотношение, регулируемое и разрешаемое на основании норм земельного, гражданского, гражданского процессуального и арбитражного процессуального права, возникающее между индивидами или группами лиц, органами государственной власти и местного самоуправления по поводу нарушения или оспаривания их субъективных прав на землю и законных интересов или обязанностей, содержанием которого являются притязания сторон относительно этих субъективных прав, интересов или обязанностей в области земельных правоотношений.

Поскольку земельный спор является общественным отношением, то он имеет особую структуру. Приведем его элементы.

1. Стороны - от их количества зависит, является ли спор двусторонним или многосторонним.

2. Предмет спора - субъективные права на землю и законные земельные интересы граждан и юридических лиц. Необходимо разделять два понятия - право и законный интерес. Первое предполагает действительное, существующее право, реализовать которое субъект может немедленно. Интерес - это стремление получить определенную пользу. Для земельного спора характерно, что одна сторона в споре объективно обладает правами на спорный земельный участок, а другая - объективно таких прав не имеет. Также может иметь место как заблуждение одной из сторон по поводу ее права на спорный земельный участок, так и прямое нарушение субъективного права.

3. Объект спора - прямо или косвенно это всегда земля, земельный участок или его часть (вспомним объекты земельных отношений, ст. 6 ЗК РФ), а также доли в правах на земельные участки (например, их определение необходимо при разделе имущества между супругами и выделе доли из общей совместной собственности или общей совместной собственности, например сельскохозяйственной организации).

4. Содержание спора, т.е. субъективные права и корреспондирующие им обязанности. Развитие земельного спора имеет несколько стадий, от возникновения конфликтной ситуации до вынесения решения компетентными органами. Главное - с момента подачи заявления в органы разногласия выступают уже в форме процессуального спора. Стороны могут ликвидировать возникший конфликт путем согласованных действий, без подачи иска в суд, правонарушитель может добровольно устранить последствия своего противоправного поведения, а потерпевший - примириться с нарушением своих интересов. Но факт существования самого спора отрицать нельзя, хотя стороны и не оформляли его процессуально.

Классификация земельных споров может быть осуществлена по различным основаниям: возникновение, объект, субъект спора и т.д.

В зависимости от основания возникновения прав на земельные участки, споры можно классифицировать на споры:

1) о праве собственности на земельный участок, в том числе:

- о признании права на земельный участок (ст. 59 ЗК РФ);

- об отводе земельного участка;

- об изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд;

2) о праве владения, в том числе:

- о пожизненном наследуемом владении;

- об истребовании земельного участка или его части из чужого незаконного владения - виндикационный иск.

3) о праве пользования, в том числе:

- о праве постоянного бессрочного пользования;

- об устранении препятствий и помех в пользовании земельным участком, при нарушении отдельных правомочий субъекта - негаторный иск и др.;

- иные земельные права, не связанные с возникновением прав на земельные участки;

6) о возмещении затрат по освоению земельных участков;

7) о возмещении убытков, причиненных в ходе осуществления земельных правоотношений (ст. 62), в том числе:

- при изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд,

- при ином правомерном использовании;

- при неправомерном использовании, в том числе восстановление положения, нарушенного правонарушением (ст. 60 ЗК РФ), и др.;

8) жалобы на действие, бездействие госорганов и органов местного самоуправления, признание недействительным акта органов исполнительной власти и местного самоуправления, не соответствующего закону и нарушающего земельные права и интересы гражданина или юридического лица (ст. 61 ЗК РФ), и иные.

Еще одним основанием классификации целесообразно назвать классификацию по субъекту спора. Значение классификации по данному признаку заключается в определении подведомственности и подсудности земельных споров в зависимости от того, кто является субъектами данных споров, а следовательно, установление порядка разрешения конкретных споров.

С этой точки зрения следует выделить споры, в которых обеими сторонами выступают госорганы или органы местного самоуправления, второй вариант - когда они являются только одной из сторон, третий - споры, возникающие между землепользователями.

Классифицировать земельные споры можно также по признаку принадлежности объекта спора к определенной категории земельного фонда.

По объекту земельные споры можно разделить на споры о земле как о природном объекте и природном ресурсе (такие споры чаще всего возникают при нарушении режимов использования и охраны земли) и споры о земле как об объекте недвижимого имущества (споры, связанные с куплей-продажей, меной, дарением, залогом, завещанием, арендой и другими гражданско-правовыми сделками).

Также в юридической литературе одним из правовых критериев классификации земельных споров выделяют порядок разрешения земельных споров.

Помимо споров искового производства, в судах подлежат рассмотрению жалобы на постановления о наложении административных штрафов за земельные правонарушения, предусмотренные ст. 8.6 - 8.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях (порча земель, использование земель не по целевому назначению, невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв).Кроме гражданских дел, рассматриваются и административные дела, например административные правонарушения по ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

В настоящее время все больше земельных споров рассматривается в судах. Однако, любое лицо, права которого нарушены, имеет возможность защитить свои права и законные интересы через административные органы. Под административными органами понимают органы государственной власти органы местного самоуправления либо должностные лица. Участники земельных правоотношений вправе подать жалобу на действия или решения государственных органов (органов местного самоуправления) либо их должностных лиц вышестоящему в порядке подчиненности должностному лицу либо в вышестоящий орган. Поданная жалоба подлежит регистрации и обязательному рассмотрению. По результатам рассмотрения жалобы могут быть приняты следующие меры:

- отмена индивидуального правового акта (в случае принятия его с нарушением требований законодательства, превышением компетенции принявшего его лица);

- принятие нового индивидуального правого акта либо совершение действий в рамках, установленных законодательством;

- привлечение к дисциплинарной ответственности должностного лица допустившего соответствующее нарушение;

- отказ в удовлетворении жалобы.

Лицо, подавшее жалобу, информируется о результатах ее рассмотрения письменно.

Основными нормативными правовыми актами, регламентирующими административный порядок разрешения земельных споров являются ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», Кодекс РФ об административных правонарушениях.

Закрепление рассмотрения земельных споров в судебном порядке наметилось со времени принятия Конституции РФ 1993 г., но окончательно эта норма была зафиксирована в п. 1 ст. 64 ЗК РФ, что явилось новым этапом в развитии земельного законодательства. Судебными органами, осуществляющими правосудие, являются:

1. Суды общей юрисдикции (рассматривают гражданские дела, если одной из сторон в споре является гражданин, а также уголовные дела);

2. Арбитражные суды (рассматривают экономические споры, сторонами которых являются юридические лица либо граждане, имеющие статус индивидуальных предпринимателей).

Таким образом, основным критерием разграничения компетенции между арбитражными судами и судами общей юрисдикции является характер спорных отношений и их субъектный состав.

Процессуальный порядок разрешения споров установлен: в судах общей юрисдикции - Гражданским процессуальным кодексом РФ; в арбитражных судах – Арбитражным процессуальным кодексом РФ.

Обращение участников земельных правоотношений в судебные органы оформляется в следующих формах:

1. Жалоба. Жалоба подается на действия, бездействия, решения, индивидуальные правовые акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, в результате которых нарушены права и свободы гражданина, юридического лица, созданы препятствия к осуществлению их прав и свобод, незаконно возложена обязанность или лицо незаконно привлечено к ответственности. Лицо, подавшее жалобу, именуется заявитель. Юридическое лицо подает жалобу в суд по месту нахождения госоргана, органа местного самоуправления, гражданин вправе по своему выбору подать жалобу в суд либо по месту нахождения госоргана, органа местного самоуправления либо по месту своего жительства. Жалоба должна быть подана в суд в трехмесячный срок (10 дней –в ОЮ) когда лицу стало известно о нарушении его прав, пропущенный по уважительной причине срок подачи жалобы может быть восстановлен судом.

2. Исковое заявление. В порядке искового производства разрешаются дела о признании прав на земельный участок, восстановлении положения, существовавшего до нарушения прав на земельный участок, возмещении убытков и некоторые иные. Организации и граждане, предъявившие иск, именуются истцами. Лица, к которым предъявлен иск, именуются ответчики. По общему правилу исковые требования могут быть заявлены в суд в течение трех лет со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (исковая давность). Законом может быть установлен иной срок исковой давности (например, по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, в том числе землям, срок исковой давности составляет 20 лет).

Все стороны в судебном разбирательстве пользуются равными процессуальными правами (за исключение госорганов, на которые возлагается обязанность доказывания по делу).

По результатам рассмотрения жалобы, искового заявления суд выносит решение. Установив обоснованность жалобы, искового заявления, суд признает обжалуемое действие (решение) незаконным, обязывает удовлетворить требование обратившего лица, отменяет примененные к нему меры ответственности, признает право собственности на земельный участок и т.д. В противном случае суд отказывает в удовлетворении жалобы, исковых требований. Судебное решение может быть обжаловано в вышестоящую судебную инстанцию. Решение суда, вступившее в законную силу, обязательно для всех органов публичной власти, организаций, учреждений и граждан и подлежит исполнению.

Пункт 2 ст. 64 Земельного кодекса РФ впервые закрепляет в федеральном законе право участников земельного спора передать его на разрешение в третейский суд. Принят и действует Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 102-ФЗ "О третейских судах в Российской Федерации", подробно регламентирующий процедуру третейского судопроизводства.

Третейский суд – суд, избранный по соглашению сторон для разрешения конкретного, уже возникшего спора гражданско-правового характера с обязательством подчиниться решению этого суда. Сущность третейского суда заключатся в том, что обе стороны добровольно доверяют разрешение спора и вынесение решения третьим лицам (отсюда и название третейский суд).

Третейские суды могут быть созданными для разрешения одного конкретного спора либо постоянно действующие третейские суды. Постоянно действующие третейские суды рассматривают экономические споры между организациями. В настоящее время при Торгово-промышленной палате РФ имеются 3 постоянно действующих третейских суда: Международный коммерческий арбитражный суд (МКАС), Морская арбитражная комиссия (МАК), Третейский суд для разрешения экономических споров. Помимо названных постоянно действующие суды образованы при Ассоциации российских банков, Союзе юристов, Межбанковской валютной бирже. Уже имеется определенный опыт работы третейских судов по разрешению споров в аграрной сфере, в том числе земельных: с 2000 г. по март 2003 г. был осуществлен проект "Третейские суды в аграрной сфере (ТРАС): распространение и институциональное укрепление ТРАС в России и других странах СНГ". За время реализации проекта создано и функционирует 38 третейских судов в 11 регионах Российской Федерации: в Омской, Кировской, Нижегородской, Орловской, Волгоградской, Вологодской, Ивановской, Ленинградской областях, в республиках Калмыкия, Марий Эл и Чувашия.

Третейское судопроизводство имеет свою специфику по земельным спорам: около 50% всех дел заканчиваются заключением мирового соглашения.

В соответствии с законодательством в третейский суд может по соглашению сторон передаваться любой спор, вытекающий из гражданских правоотношений, если иное не установлено законом. Данное соглашение должно быть оформлено в письменном виде (третейское соглашение). Третейское соглашение в отношении спора, который находится на разрешении в суде общей юрисдикции или арбитражном суде, может быть заключено до принятия решения по спору компетентным судом.

Третейские суды не могут быть образованы при органах государственной власти и органах местного самоуправления.

По результатам рассмотрения дела в третейском суде принимается решение, которое объявляется сторонам в заседании суда. Если в третейском соглашении не предусмотрено, что решение третейского суда является окончательным, то решение третейского суда может быть оспорено участвующей в деле стороной путем подачи заявления об отмене решения в компетентный суд в течение трех месяцев со дня получения стороной, подавшей заявление, решения третейского суда.

1. Обратить внимание судов, что споры, возникающие в сфере земельных отношений, подлежат разрешению с учетом положений Кодекса Республики Беларусь о земле, Закона Республики Беларусь от 22 июля 2002 г. "О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним", актов Президента Республики Беларусь (в частности, указов от 27 декабря 2007 г. N 667 "Об изъятии и предоставлении земельных участков", от 2 февраля 2009 г. N 58 "О некоторых мерах по защите имущественных прав при изъятии земельных участков для государственных нужд", от 23 сентября 2011 г. N 431 "О некоторых мерах по совершенствованию отношений в области изъятия, предоставления и использования земельных участков" ), а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов.

Нормы гражданского и другого законодательства, регулирующие земельные правоотношения, применяются к этим отношениям, если иное не предусмотрено законодательством об охране и использовании земель.

Вступает в силу с 1 января 2012 г.

2. Судам надлежит иметь в виду, что в соответствии с ч. 2 ст. 92 Кодекса Республики Беларусь о земле к исключительной компетенции судов относятся земельные споры, связанные с правом частной собственности на земельные участки, с наследованием земельных участков, споры между лицами, имеющими капитальные строения (здания, сооружения) в общей собственности, и споры, связанные с возмещением убытков.

Подведомственность земельного спора областному, Минскому городскому, городскому (города областного подчинения), районному, сельскому, поселковому исполнительным комитетам (ч. 1 ст. 92 Кодекса Республики Беларусь о земле) не лишает гражданина права на обращение в суд.

3. Разъяснить судам, что в порядке искового производства подлежат рассмотрению в судах требования о признании недействительными сделок с земельными участками, о признании недействительной государственной регистрации создания, изменения, прекращения существования земельного участка, возникновения, перехода, прекращения прав на земельные участки, о праве на земельный участок в связи с продажей его с торгов, споры, возникающие из договора аренды земельного участка, о земельном сервитуте, о взыскании затрат на осуществление возврата самовольно занятого участка, о возмещении убытков землепользователям-гражданам при изъятии земельных участков, иные споры о праве, возникающие из земельных отношений.

4. Жалобы граждан на действия (бездействие) государственных органов, иных организаций и должностных лиц, к компетенции которых относится принятие решений в области охраны и использования земель, включая административные процедуры, перечисленные в главе 22 перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 г. N 200 "Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан", подлежат рассмотрению в соответствии с правилами, установленными в § 6 главы 29 ГПК Республики Беларусь.

Решения государственных органов, осуществляющих государственное регулирование и управление в области охраны и использования земель в соответствии с их компетенцией, предусмотренной Кодексом Республики Беларусь о земле и другими актами законодательства, а также иные действия (бездействие) этих органов могут быть обжалованы в вышестоящие государственные органы и (или) в суд. Решения государственных органов, осуществляющих государственный контроль за охраной и использованием земель, могут быть обжалованы в порядке, установленном законодательными актами (ч. 3 ст. 71 Кодекса Республики Беларусь о земле).

При принятии и рассмотрении жалоб судам следует выяснять, соблюден ли в необходимых случаях обязательный предварительный внесудебный порядок обжалования и не пропущен ли заявителем срок на обращение в суд.

5. Обратить внимание судов на необходимость проведения тщательной подготовки дел о земельных спорах к судебному разбирательству. При совершении действий, предусмотренных ст. 262 ГПК, судьям следует учитывать особенности дел данной категории, в каждом конкретном случае уточнять предмет и основание иска, а по делам об обжаловании действий (бездействия) государственных органов, иных организаций и должностных лиц - сущность обжалуемых действий (бездействия), принимать меры к получению доказательств, обсуждать вопросы о необходимости проведения предварительного судебного заседания, осмотра на месте, производства экспертизы.

Для правильного разрешения земельного спора суду следует проверять, имеются ли документы, удостоверяющие право на земельный участок, исследовать землеустроительное дело, содержащее сведения о границах и площади земельного участка.

6. Судам следует иметь в виду, что экспертиза по делам, связанным с разрешением земельных споров, назначается в случаях, когда для выяснения обстоятельств, имеющих значение для разрешения дела, требуются специальные познания в землеустройстве, строительстве и других областях.

Заключение экспертизы признается полным и объективным при наличии в нем обоснованных выводов по всем поставленным на разрешение эксперта вопросам, относящимся к его компетенции.

Выводы эксперта о вариантах определения порядка пользования земельным участком подлежат тщательной проверке судом с учетом доводов сторон и других доказательств по делу. Если в заключении эксперта предложено несколько возможных вариантов определения порядка пользования земельным участком, раздела земельного участка, суд с учетом доводов и возражений сторон оценивает их и выбирает вариант наиболее приемлемый с учетом интересов каждого землепользователя. Выводы суда по этому вопросу должны быть мотивированными, основанными на всестороннем, полном и объективном рассмотрении всех обстоятельств дела в их совокупности и сопоставлении со всеми имеющимися вариантами.

В случае недостаточной ясности или неполноты заключения эксперта суд может назначить дополнительную экспертизу, поручив ее тому же или другому эксперту. При несогласии с заключением эксперта суд вправе назначить повторную экспертизу, поручив ее другому эксперту.

Отказ сторон от оплаты за проведение экспертизы является основанием для оставления заявленных требований без рассмотрения (п. 11 ч. 1 ст. 165 ГПК).

7. Право на земельный участок возникает у гражданина, юридического лица, индивидуального предпринимателя с момента государственной регистрации, кроме случаев, установленных законодательством (ч. 2 ст. 21 Кодекса Республики Беларусь о земле).

Документы, удостоверяющие право на земельные участки, выданные в соответствии с законодательством об охране и использовании земель, в том числе до 1 февраля 2006 г., являются действительными и имеют одинаковую юридическую силу со свидетельством (удостоверением) о государственной регистрации (ч. 3 ст. 21 Кодекса Республики Беларусь о земле).

При рассмотрении споров о праве на земельный участок судам следует проверять, произведена ли в установленном законом порядке государственная регистрация права на спорный земельный участок за конкретным лицом. При непредставлении таких сведений суд выясняет правовой статус (вид вещного права) на земельный участок путем получения сведений из Единого государственного регистра недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним.

8. Обратить внимание судов, что в соответствии с ч. 1 ст. 10 Кодекса Республики Беларусь о земле раздел земельного участка с образованием новых земельных участков возможен при условии, если это не приведет к нарушению градостроительных регламентов, природоохранных требований, противопожарных, санитарных, строительных и иных норм и правил.

При выборе конкретного варианта раздела суду необходимо выяснять у соответствующих служб возможность соблюдения данных условий. При этом каждый из образованных в результате раздела земельных участков должен соответствовать целевому назначению спорного земельного участка до его раздела.

Раздел земельного участка, предоставленного для строительства и обслуживания одноквартирного жилого дома, может иметь место в случае раздела этого дома с образованием двух или более объектов права собственности.

Создание образованных в результате раздела земельных участков, возникновение прав и ограничений на них подлежат государственной регистрации.

9. Разъяснить судам, что, в отличие от раздела земельного участка, при определении порядка пользования земельным участком общее право на земельный участок не прекращается, а поэтому установленный судом порядок пользования государственной регистрации не подлежит.

Требование об установлении порядка пользования земельным участком может быть заявлено независимо от вещного права на земельный участок (права собственности, пожизненного наследуемого владения, аренды, временного пользования).

Отсутствие правоудостоверяющих документов на земельный участок не препятствует возбуждению дела и не исключает возможности разрешения спора.

При смене собственников дома установленный порядок пользования земельным участком по их требованию может быть изменен.

10. Порядок пользования неделимым земельным участком, на котором расположены капитальные строения (здания, сооружения), находящиеся в общей долевой собственности граждан, осуществляется пропорционально их долям в праве собственности на эти строения (здания, сооружения) (ч. 9 ст. 69 Кодекса Республики Беларусь о земле). С учетом принципа единства судьбы земельного участка и расположенного на нем строения выделенная собственнику строения часть земельного участка, как правило, должна прилегать к его части дома.

Общий двор в пользование собственников строений выделяется лишь в том случае, если возможность устройства отдельных проходов (проездов) к принадлежащим каждому из собственников строениям исключается. Если в результате определения порядка пользования земельным участком надворные постройки, сооружения и насаждения, принадлежащие одному собственнику строения, окажутся на той части земельного участка, которая определена в пользование другому собственнику, суду необходимо обсудить вопрос о возможности переноса надворных построек, сооружений, насаждений. Если технически такой перенос осуществить невозможно, суду следует обсудить возможность их сноса либо выплаты денежной компенсации собственнику сносимого строения.

Определение порядка пользования земельным участком допускается и при невозможности раздела находящегося на нем жилого дома.

Порядок пользования земельным участком определяется, как правило, с учетом заключения судебно-землеустроительной экспертизы.

11. Изменение долей в праве собственности на дом в результате реконструкции (возведения пристройки, надстройки, перестройки и т.п.) одним из собственников дома не является основанием для изменения размеров их долей в праве на земельный участок.

12. По делам об устранении препятствий в пользовании земельным участком судам следует проверять правомерность пользования земельным участком лицом, обратившимся с иском о защите своих прав. С этой целью необходимо исследовать правоудостоверяющие документы, подтверждающие факт предоставления земельного участка истцу, государственную регистрацию права на земельный участок, его кадастровый номер, вещное право на земельный участок и его площадь, границы со смежными землепользователями, схемы связи с объектами и контурами точек поворота границ земельного участка и выяснить, имеются ли нарушения прав землепользователя, в чем конкретно они состоят и каким образом возможно их устранение.

Если право на земельный участок не подтверждено, суд вправе предложить истцу оформить право на земельный участок в установленном законом порядке с определением границ земельного участка, приостановив производство по делу, а после получения необходимых документов проверить обоснованность заявленных требований по существу.

13. В соответствии с положениями ст.ст. 19, 45 Кодекса Республики Беларусь о земле землепользователь, то есть любое лицо, которому земельный участок предоставлен в установленном порядке, независимо от вещного права на земельный участок, вправе требовать от землепользователя соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от землепользователя иного земельного участка установления земельного сервитута. Обременение сервитутом возможно в отношении участков, находящихся в частной собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном или временном пользовании, аренде, субаренде.

Землепользователи при недостижении соглашения о земельном сервитуте имеют право в судебном порядке требовать как установления, так и прекращения земельного сервитута.

При рассмотрении таких споров судам следует проверять, соответствуют ли требования об установлении (сохранении) сервитута его целям (обеспечение прохода, проезда, прокладка и эксплуатация линий электропередачи, связи, трубопроводов, обеспечение водоснабжения, а также иных хозяйственных нужд), выяснять у землепользователя земельного участка, в отношении которого заявлены требования об установлении земельного сервитута, требует ли он оплату за сервитут и возмещения убытков.

Если по делу будет установлено, что интересы истца могут быть обеспечены иным способом и объективной необходимости для установления земельного сервитута не имеется, суд отказывает в иске.

Размер платы за пользование земельным сервитутом устанавливается судом в зависимости от вещного права на земельный участок, обременяемый сервитутом, срока действия сервитута и других заслуживающих внимания обстоятельств.

14. Разъяснить судам, что граждане Республики Беларусь, у которых отсутствует документ о предоставлении земельного участка либо документ, удостоверяющий право на земельный участок, или которые используют земельный участок, граница и (или) размер которого не совпадают с границей и (или) размером, указанными в документе о предоставлении земельного участка либо документе, удостоверяющем право на земельный участок, но которые добросовестно, открыто и непрерывно осуществляют владение земельным участком как своим собственным в течение не менее пятнадцати лет, вправе приобрести этот земельный участок в частную собственность, получить его в пожизненное наследуемое владение, аренду (ст. 44 Кодекса Республики Беларусь о земле) по решению соответствующего исполнительного и распорядительного органа. Решение исполнительного и распорядительного органа по данному вопросу может быть обжаловано в суд.

Добросовестность (отсутствие противоправности в завладении земельным участком), открытость (очевидность факта владения земельным участком для окружающих) и непрерывность владения земельным участком подтверждаются сведениями, внесенными в земельно-кадастровую документацию, либо строительным паспортом, и (или) паспортом домовладения, и (или) документами об уплате земельного налога.

Исходя из положений ч. 3 ст. 98 Кодекса Республики Беларусь о земле при исчислении срока владения земельным участком учитывается и период, когда добросовестное и открытое владение земельным участком началось до 1 января 2009 г. и продолжилось после вступления в силу Кодекса Республики Беларусь о земле 2008 г.

Если земельный участок был выделен во временное пользование (ст. 16 Кодекса Республики Беларусь о земле), то право на его приобретение, несмотря на истечение срока, установленного ст. 44 Кодекса Республики Беларусь о земле, не возникает.

Самовольно занятый земельный участок возвращается по принадлежности независимо от срока владения им.

15. Судам надлежит иметь в виду, что основаниями предъявления требований о признании недействительной государственной регистрации создания, изменения, прекращения, возникновения, перехода прав на земельный участок являются, в частности, нарушение порядка установления и закрепления границ земельного участка на местности, ошибки в исчислении площади земельного участка и установлении (проведении) границ, обозначенных в правоудостоверяющих документах (кроме ошибок технического характера), либо нарушения прав других землепользователей в результате отвода земельного участка.

Суду неподведомственны споры об установлении границ земельных участков, если при предоставлении этих земельных участков их границы на местности не устанавливались.

16. Обратить внимание судов, что изъятие земельных участков по решению суда допускается в случаях, предусмотренных ч. 2 ст. 60 Кодекса Республики Беларусь о земле. Принятие решения об изъятии земельного участка влечет прекращение права частной собственности на земельный участок.

Кроме случаев, указанных в ст. 60 Кодекса Республики Беларусь о земле, прекращение права частной собственности на земельный участок по постановлению суда допускается по основаниям, указанным в иных законодательных актах (в частности, в п. 8 Указа Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2007 г. N 667 "Об изъятии и предоставлении земельных участков" предусмотрено, что прекращение права частной собственности на земельный участок по решению суда может иметь место при невыполнении хотя бы одного из условий отвода).

При удовлетворении судом требований об изъятии земельного участка и прекращении прав на него решение вопроса о дальнейшем использовании земельного участка относится к компетенции государственных органов, осуществляющих государственное регулирование и управление в области охраны и использования земель. Определять целевое назначение земельного участка суд не вправе.

17. Судам надлежит иметь в виду, что земельные участки как недвижимое имущество относятся к объектам гражданских прав, поэтому сделки с земельными участками могут признаваться судом недействительными не только в случаях нарушения норм законодательства об охране и использовании земель, регулирующих порядок осуществления таких сделок, но и по другим основаниям, влекущим недействительность сделок (§ 2 главы 9 ГК).

18. Обратить внимание судов, что в резолютивной части решения по земельному спору должны быть полно и понятно сформулированы выводы суда по каждому заявленному требованию. При этом необходимо указывать вид вещного права на земельный участок, его размеры, кадастровый номер и местонахождение.

По делам об устранении препятствий в пользовании земельным участком в резолютивной части решения должны содержаться сведения о том, кто, какие действия и в чью пользу должен совершить.

При установлении земельного сервитута указывается, какой вид сервитута устанавливается (постоянный, срочный), в отношении какого земельного участка, границы земельного сервитута, цели его установления, условия и размер оплаты.

Резолютивная часть решения по жалобе гражданина на действия (бездействие) государственных органов, осуществляющих государственное регулирование и управление в области использования и охраны земель, и их должностных лиц в случае удовлетворения жалобы должна содержать указание, какие действия (бездействие) и какого государственного органа (должностного лица) признаются неправомерными и какие действия следует совершить для восстановления нарушенного права.

19. Если при рассмотрении земельных споров будут установлены недостатки в деятельности должностных лиц или государственных органов, допустивших нарушения законодательства об охране и использовании земель, судам следует выяснять причины и условия, способствующие совершению данных нарушений, и в соответствии со ст. 325 ГПК реагировать на них вынесением частных определений.

20. Областным, Минскому городскому судам периодически изучать и обобщать практику рассмотрения судами земельных споров, своевременно устранять выявленные недостатки, принимать меры по правильному и единообразному формированию практики применения законодательства об охране и использовании земель.

Земельные споры рассматриваются областными, Минским городским, городскими (городов областного подчинения), районными, сельскими, поселковыми исполнительными комитетами по заявлению одной из заинтересованных сторон.

Земельный спор рассматривается в присутствии заинтересованных сторон (их представителей), а также лиц, в интересах которых установлены ограничения (обременения) прав на земельный участок, в том числе земельный сервитут, и иных заинтересованных лиц. Заинтересованные стороны и лица должны быть уведомлены о времени и месте рассмотрения земельного спора не позднее чем за три дня до его рассмотрения.

Земельный спор должен быть рассмотрен не позднее одного месяца со дня поступления заявления, а спор, не требующий дополнительного изучения и проверки, – не позднее пятнадцати дней. При необходимости проведения специальной проверки, запроса дополнительных материалов областной, Минский городской, городской (города областного подчинения), районный, сельский, поселковый исполнительный комитет, в который поступило заявление, может продлить указанный срок, но не более чем на один месяц, одновременно уведомив об этом заявителя.

В случае неявки одной из сторон, если от нее не поступило заявления о рассмотрении земельного спора в ее отсутствие, рассмотрение земельного спора откладывается, а течение срока его рассмотрения приостанавливается. Неявка стороны без уважительных причин по повторному вызову не является препятствием для рассмотрения земельного спора.

Необходимые для рассмотрения земельного спора материалы подготавливаются областным, Минским городским, городским (города областного подчинения), районным, сельским, поселковым исполнительным комитетом.

Для подготовки материалов по рассмотрению земельного спора областной, Минский городской, городской (города областного подчинения), районный, сельский, поселковый исполнительный комитет может образовывать комиссию в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь.

Областной, Минский городской, городской (города областного подчинения), районный, сельский, поселковый исполнительный комитет, рассматривающий земельный спор, принимает решение, предусматривающее порядок его исполнения и меры по обеспечению восстановления нарушенных прав землепользователей, которое не позднее пяти рабочих дней направляется каждой из сторон, участвовавших в земельном споре.

Судебная защита является одной из форм защиты нарушенного или оспариваемого права. Конституция Республики Беларусь (статья 22) предоставляет право каждому без всякой дискриминации на равную защиту своих прав и законных интересов. В суде могут быть обжалованы любые решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного управления и самоуправления, общественных объединений и должностных лиц. Право на судебную защиту закреплено и в статье 10 Гражданского кодекса Республики Беларусь. Возможность обращения в суд за защитой своих прав является важнейшей гарантией защиты прав человека в целом и его земельных прав в частности. Согласно конституционному, гражданскому и земельному законодательству, каждому гарантируется защита его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом в определенные законом сроки. С целью защиты прав, свобод, чести и достоинства граждане в соответствии с законом вправе взыскать в судебном порядке, как имущественный вред, так и материальное возмещение морального вреда. Защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляют суд, хозяйственный суд, третейский суд в соответствии с подведомственностью. В разъяснении Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 25 сентября 1997 г. № 11 «О некоторых вопросах применения земельного законодательства» (с изменениями и дополнениями от 25 марта 1999 г.) определено, что дела по спорам по поводу земельных правоотношений подведомственны общим судам, если хотя бы одной из сторон в споре является гражданин и земельный спор не связан с осуществлением им предпринимательской деятельности. Неподведомственны общим судам земельные споры, обеими сторонами в которых являются юридические лица, в том числе крестьянские (фермерские) хозяйства, предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, а также жалобы названных лиц на решения исполнительных и распорядительных органов по вопросам владения (пользования) землей.

Как установлено статьей 92 Кодекса о земле (часть вторая), все споры, связанные с правом частной собственности на земельные участки, с наследованием земельных участков, споры между лицами, имеющими капитальные строения (здания, сооружения) в общей собственности, и споры, связанных с возмещением убытков, разрешаются исключительно судами.

Возмещение убытков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, а также ограничением прав землепользователей, землевладельцев, собственников земельных участков, в том числе арендаторов, или ухудшением качества земель в результате влияния, вызванного деятельностью юридических и физических лиц, производится указанными лицами в соответствии с Положением о порядке определения размера убытков, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26 марта 2008 г. № 462.

Порядок определения и размеры подлежащих возмещению потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства, указанных в статье 76 Кодекса о земле (потери сельскохозяйственного и (или) лесохозяйственного производства, связанные с изъятием земельных участков из сельскохозяйственных земель, земель лесного фонда для использования их в целях, не связанных с ведением сельского и (или) лесного хозяйства и др.), устанавливаются в соответствии с Положением о порядке возмещения потерь сельскохозяйственного производства и Положением о порядке возмещения потерь лесохозяйственного производства.

При рассмотрении земельных споров в судах применяются все наиболее общие процессуальные правила, как и по иным спорам. Подача обращений в суд, связанных с земельными спорами, должна соответствовать установленной законом процедуре. К примеру, постановление суда о принудительном изъятии земельного участка за нарушение законодательства об охране и использовании земель, как правило, принимается на основании материалов, свидетельствующих, что после получения письменного предписания от государственного органа (должностного лица), осуществляющего государственный контроль за использованием и охраной земель, собственник земельного участка не принял мер к устранению в установленный срок допущенных нарушений законодательства об охране и использовании земель.

Порядок искового производства закреплен в Гражданском процессуальном кодексе (ГПК) Республики Беларусь от 11 января 1999 г. (с последующими изменениями и дополнениями)* и включает в себя несколько стадий. Процессуальные факты выступают в форме процессуальных действий и процессуальных событий. Юридически заинтересованные в исходе дела лица и иные участники гражданского судопроизводства осуществляют принадлежащие им права, исполняют обязанности посредством совершения процессуальных действий. Процессуальными фактами также являются наступление или истечение сроков и другие процессуальные события. Об основных процессуальных фактах составляются процессуальные и судебные документы. В форму процессуальных документов в любом случае облекаются те заявления и ходатайства сторон, других юридически заинтересованных в исходе дела лиц, которые предназначены для передачи суду. Судебными документами являются судебные постановления и протоколы, составляемые соответственно судом или секретарем судебного заседания, а также документы, составляемые в исполнительном и приказном производстве.

Каждый процессуальный документ должен содержать:

1) наименование суда, в который он подается;

2) наименование и место жительства (место нахождения) подателя документа, а также его представителя, если процессуальный документ подается представителем;

3) наименование и место жительства (место нахождения) имеющих непосредственный интерес в исходе дела лиц;

4) наименование документа (исковое заявление, жалоба, возражение против иска и т. д.);

5) сущность заявленного требования или ходатайства, а также их обоснование;

6) перечень приложений;

7) подпись подателя документа или его представителя и дату подачи.

В случаях, предусмотренных ГПК и иными актами законодательства, процессуальные документы должны содержать и другие обязательные реквизиты, а также приложения к процессуальным документам. Процессуальный документ подается в суд с копиями по числу имеющих непосредственный интерес в исходе дела лиц. Судья может в зависимости от сложности и характера дела потребовать от подателя процессуального документа также копии прилагаемых к нему документов для передачи другим имеющим непосредственный интерес в исходе дела лицам.

Ответ: Земельные споры обычно связаны с установлением границ земельных участков. Это споры между субъектами земельных отношений в связи с действительным или предполагаемым нарушением их земельных прав и законных интересов. В процессе рассмотрения земельного спора ведется доказывание своих прав на землю с соблюдением установленной законом процессуальной процедурой и равноправия перед законом всех участников земельных отношений.

Законодательство выделяет преимущественно два вида земельных споров:

- споры между участниками земельных отношений по поводу владения и пользования землей;

- имущественные споры, связанные с земельными отношениями.

Имущественные споры, связанные с земельными отношениями, разрешаются только в судебном порядке. К ним относятся земельные споры, связанные с правом частной собственности на земельные участки, с наследованием земельных участков, споры между лицами, имеющими капитальные строения (здания, сооружения) в общей собственности, и споры, связанные с возмещением убытков. В судебном порядке в соответствии со статьей 45 Кодекса Республики Беларусь о земле (далее - Кодекс о земле) по иску заинтересованного лица рассматриваются споры по установлению земельного сервитута. Земельный сервитут – это право ограниченного пользования чужим земельным участком в определенных пределах (например, право прохода, проезда через соседний участок земли).

Все иные земельные споры, кроме тех, о которых сказано выше, разрешаются местными исполнительными комитетами в соответствии с их компетенцией и (или) судом.

Наиболее часто рассматриваемые земельные споры связаны с прохождением границы земельных участков. В данном случае местный исполнительный комитет рассматривает такой спор, принимает решение об утверждении границы. В случае несогласия с принятым решением оно может быть обжаловано в вышестоящем государственном органе или суде. Решения принимаются на основании имеющихся документов на земельный участок, капитальные строения с учетом фактического использования, расположения построек и их обслуживание.

При возникновении земельных споров на территории города они рассматриваются райисполкомом, на территории сельских населенных пунктов рассматривает сельский исполнительный комитет. Споры рассматриваются по заявлению одной из сторон.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: