Судебный федерализм в рф понятие сущность проблемы соотношение с принципом единства судебной системы

Обновлено: 28.04.2024

принцип устройства судебной власти в федеративном государстве, связанный с приспособлением институтов судебной власти к федеративному характеру отношений между федеральным центром и составными частями федерации. С.ф. сочетается с принципом единства судебной власти, который является основой построения системы судебных органов как в федеративном, так и в унитарном государстве. С.ф. привносит существенное своеобразие в построение судебной системы. Если в унитарном государстве единство судебной власти построено на принципе централизма (на основе создания одноуровневой иерархичной структуры судебных органов), то в федеративном судебная власть организуется на основе сочетания централизации и децентрализации. При этом централизация судебной системы обусловлена необходимостью соблюдения принципов государственного суверенитета, верховенства общенациональной конституции и федеральных законов. Децентрализация же призвана отобразить устройство государственной власти, всей системы органов государства с точки зрения принципов федерализма. Действующая судебная система России в основном соответствует принципу федерализма. Однако не все субъекты РФ при построении собственных государственно-правовых систем исходили из признания закрепленного в Конституции РФ положения о том, что правосудие в РФ осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. *О судебной системе Российской Федерации*, что действующие в РФ суды (кроме конституционных или уставных и мировых судей субъектов РФ) относятся к федеральным судам и установление их полномочий, порядка образования является прерогативой федеральной власти, что судьи федеральных судов назначаются на должность Президентом РФ. В конституциях Башкортостана, Бурятии, Ингушетии, Татарстана, Тывы, Саха (Якутии) и некоторых других республик остаются неизменными положения о порядке формирования (избрания) судов общей юрисдикции и арбитражных судов высших органов государственной власти этих республик, установления их компетенции. В противоречии с федеральным правом расширяется система судебных органов. В частности, согласно ст. 142 Конституции Татарстана, законодательством республики может быть предусмотрено создание составов судов, специализированных для рассмотрения отдельных категорий дел (о несовершеннолетних, семейных и др.), подведомственных судам общей юрисдикции. В последнее время в субъектах РФ проводится значительная работа по приведению собственных правовых систем в соответствие с принципом верховенства федерального права. (В.Ч.)

Принцип федерализма определяет организацию и деятельность судов в Российской Федерации. Этот принцип выражает как целостное государственное устройство Российской Федерации, так и непосредственную структуру органов государственной власти.

Структура органов судебной власти в России сформирована в организационном плане соответственно федеративному государственному устройству. В Российской Федерации действуют федеральные суды, к которым относятся: Конституционный Суд РФ; Верховный Суд РФ; верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные, военные и специализированные суды, образующие систему федеральных судов общей юрисдикции; Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

К судам субъектов РФ относятся конституционные (уставные) суды субъектов РФ, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции РФ (ст. 4 ФКЗ от 31 декабря 1996г. «О судебной системе Российской Федерации»).

Принцип федерализма реализуется в возможностях субъектов РФ совместными усилиями и действиями решать с Федерацией вопросы в сфере судебной власти. К совместному ведению, например, отнесены вопросы комплектования кадров судебных органов.

Принцип федерализма предполагает:

- двухуровневую систему органов судебной власти с определяющими гарантиями федерального обеспечения;

- обязательное соблюдение всеми судьями единых правил судопроизводства;

- применение Конституции РФ, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ, федеральных законов, а также конституций (уставов) и других законов субъектов РФ;

- приоритет федерального законодательства в регулировании вопросов ведения Федераций и совместного ведения Федерации и её субъектов;

- обязательность исполнения судебных решений, вступивших в законную силу, на всей территории РФ;

- возможность осуществления нормоконтроля в отношении законов субъектов РФ федеральными органами судебной власти.

Принцип федерализма нельзя рассматривать в отрыве от такой характеристики судебной власти Российской Федерации как её единство. Федерализм и единство дополняют друг друга и являют собой комплексность подхода к формированию структуры и полномочий судебной власти. Единство проистекает из единого источника власти (ст. 3 Конституции РФ) и выражается в единых целях, направленности, едином механизме властвования, когда даже система разделения властей действует в Российской Федерации в рамках единого, суверенного и целостного государства. Судебная власть действует также в системе разделения властей и специализации различных судебных учреждений по предмету деятельности в правовом пространстве всей целостной судебной системы РФ.

Принцип единства судебной власти означает такую её организацию и деятельность, которая позволяет говорить о наличии в государстве такого целостного единства механизма, который выполняет обобществлённую функцию правосудия, судебного контроля и устанавливает целостное правовое влияние на весь комплекс общественных отношений, регулируемых правом, покрывает своим действием всё правовое пространство России, обеспечивает единство правового пространства и реализацию идей стабильности и определённости права как социального регулятора в обществе[88].

СУДЕБНЫЙ ФЕДЕРАЛИЗМ - принцип устройства судебной власти в федеративном государстве, связанный с приспособлением институтов судебной власти к федеративному характеру отношений между федеральным центром и составными частями федерации. С.ф. сочетается с принципом единства судебной власти, который является основой построения системы судебных органов как в федеративном, так и в унитарном государстве. С.ф. привносит существенное своеобразие в построение судебной системы. Если в унитарном государстве единство судебной власти построено на принципе централизма (на основе создания одноуровневой иерархичной структуры судебных органов), то в федеративном судебная власть организуется на основе сочетания централизации и децентрализации. При этом централизация судебной системы обусловлена необходимостью соблюдения принципов государственного суверенитета, верховенства общенациональной конституции и федеральных законов. Децентрализация же призвана отобразить устройство государственной власти, всей системы органов государства с точки зрения принципов федерализма.

Действующая судебная система России в основном соответствует принципу федерализма. Однако не все субъекты РФ при построении собственных государственно-правовых систем исходили из признания закрепленного в Конституции РФ положения о том, что правосудие в РФ осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. "О судебной системе Российской Федерации", что действующие в РФ суды (кроме конституционных или уставных и мировых судей субъектов РФ) относятся к федеральным судам и установление их полномочий, порядка образования является прерогативой федеральной власти, что судьи федеральных судов назначаются на должность Президентом РФ. В конституциях Башкортостана, Бурятии, Ингушетии, Татарстана, Тывы, Саха (Якутии) и некоторых других республик остаются неизменными положения о порядке формирования (избрания) судов общей юрисдикции и арбитражных судов высших органов государственной власти этих республик, установления их компетенции. В противоречии с федеральным правом расширяется система судебных органов. В частности, согласно ст. 142 Конституции Татарстана, законодательством республики может быть предусмотрено создание составов судов, специализированных для рассмотрения отдельных категорий дел (о несовершеннолетних, семейных и др.), подведомственных судам общей юрисдикции. В последнее время в субъектах РФ проводится значительная работа по приведению собственных правовых систем в соответствие с принципом верховенства федерального права.

Энциклопедический словарь «Конституционное право России». — М.: Юридическая литература . В. И. Червонюк, И. В. Калинский, Г. И. Иванец . 2002 .

Полезное

Смотреть что такое "СУДЕБНЫЙ ФЕДЕРАЛИЗМ" в других словарях:

Канадский федерализм — Канадский федерализм одна из трёх основ канадского конституционного правопорядка наряду с ответственным правительством и Канадской хартией прав и свобод. В Канаде существует две различных ступени политической власти: центральный… … Википедия

Конституция США — Конституция США … Википедия

Конституция Соединенных Штатов Америки — Первая страница оригинального текста Конституции Конституция США (англ. United States Constitution) основной закон США, имеющий высшую юридическую силу. Конституция США была принята 17 сентября 1787 года на Конституционном Конвенте в Филадельфии… … Википедия

Конституция Соединённых Штатов Америки — Первая страница оригинального текста Конституции Конституция США (англ. United States Constitution) основной закон США, имеющий высшую юридическую силу. Конституция США была принята 17 сентября 1787 года на Конституционном Конвенте в Филадельфии… … Википедия

Конституция Канады — Канада Эта статья посвящена политике Кан … Википедия

Государственный орган — (State authority) Государственный орган это подразделение аппарата государственной власти, предназначенное для управлениями делами в стране Признаки государственных органов, виды государственных органов, органы государственной власти России,… … Энциклопедия инвестора

Австралия, Австралийский Союз — Государственное устройство Правовая система Общая характеристика Гражданское и смежные с ним отрасли права Уголовное право Судебная система. Органы контроля Литература Государство на материке Австралия, острове Тасмания и прилегающих островах.… … Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник

Канадская конфедерация — Геополитическая карта Канады Канадская конфедерация (англ. Canadian Confederation … Википедия

Мексика, Мексиканские Соединенные Штаты — Государственное устройство Правовая система Общая характеристика Гражданское и смежные с ним отрасли права Уголовное право и процесс Судебная система. Органы контроля Литература Государство на юге Северной Америки. Территория 1958,2 тыс. кв. км.… … Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник

КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМ — 1) форма правления, политическая система, опирающаяся на конституцию, конституционные методы правления; 2) политико правовая теория, обосновывающая необходимость установления конституционного строя; учение о конституции как основном инструменте… … Энциклопедический словарь экономики и права

ПРИНЦИПЫ ФЕДЕРАЛИЗМА И ЕДИНСТВА СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - тема научной статьи по государству и праву, юридическим наукам из журнала Право и государство: теория и практика

Текст научной статьи на тему «ПРИНЦИПЫ ФЕДЕРАЛИЗМА И ЕДИНСТВА СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ПРИНЦИПЫ ФЕДЕРАЛИЗМА И ЕДИНСТВА СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Важнейшим принципом российской государственности, лежащим в основе организации и деятельности судебной власти, является принцип федерализма. Россия провозглашена федеративным государством, основанным, в том числе, на принципах территориальной целостности, единства системы государственной власти, единства правовой системы, равноправия и самоопределения народов РФ.1

Принцип федерализма определяет характер организации и деятельности судов в Российской Федерации как в сложном, составном государстве, разделение власти в котором проводится и по вертикали - на федеральную и государственную власть субъектов РФ. Этот принцип отражает государственное устройство Российской Федерации в целом и структуру органов государственной власти, в частности. Федеративное устройство государства предполагает осуществление федеральной государственной власти и государственной власти в субъектах РФ посредством создания системы органов власти.

Структура всех органов государственной власти, в том числе и судебной, организационно сформирована в России сообразно федеративному государственному устройству, в основе которого лежит такой признак федеративного государства, как единство системы государственной власти2.

Принцип единства судебной системы, как институциональной основы судебной власти, вытекает из смысла ст. 71, 118, 128 Конституции РФ. Судоустройство отнесено к ведению Российской Федерации (п. «о» ст. 71), при этом

1 Конюхова И.А. Современный российский федерализм и мировой опыт: итоги становления и перспективы развития. М., 2004. С. 337, 359, 389.

судебная система устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральными конституционными законами (ч. 3 ст. 118).

Данное положение развивается в ч. 3 ст. 128 Конституции РФ, согласно которой полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного суда, Верховного суда, Высшего арбитражного суда Российской Федерации и иных федеральных судов устанавливаются федеральными конституционными законами. Наряду с закреплением принципа федерального законодательного регулирования судебной системы, единство судебных органов обеспечивается через централизованный механизм назначения судей. Судьи Конституционного суда, Верховного суда, Высшего арбитражного суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации, а судьи иных федеральных судов - в порядке, установленном федеральным законом.

Специфика российской судебной системы состоит в том, что арбитражные суды и суды общей юрисдикции представляют собой систему федеральных судов. В соответствии со ст. 4 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации», не предусмотрено образование арбитражных судов субъектов Российской Федерации, а суды общей юрисдикции субъектов Федерации ограничены институтом мировых судей.

В целом организация судебной власти в Российской Федерации может быть названа централизованной. Проявление этого принципа, как отмечает И.А. Конюхова, выражается также в использовании мер централизованного государственного, в том числе судебного, и иного правового контроля, в применении федеральными органами государственной власти в предусмот-

ренных законом случаях мер государственно-правового воздействия на государственные органы субъектов Российской Федерации, в осуществлении нормативно-методического регулирования и других установленных федеральным законом форм централизованного воздействия1.

В содержании принципа федерализма и единства судебной власти важно учитывать основные принципы российского федерализма в целом, такие как единство системы государственной власти и единство правовой системы.2 Российская модель судебной власти в аспекте названных принципов в полной мере соответствует представлению о централизованной системе в федеративном государстве. Мы согласны с мнением авторов, которые отмечают, что «российская судебная система, выступающая в качестве организационной формы судебной власти, в настоящий момент может быть охарактеризована как централизованная, с практически полным отсутствием элементов децентрализации».3 Правда, авторы данной работы считают это существенным недостатком российской государственности и говорят о необходимости принятия закона, который «предусматривал бы существование и федеральных судов, и судов субъектов», отмечая, что провозглашение мировых судей судами субъектов не соответствует их фактическому статусу.4 Приверженцами данной позиции выступают Е.Б. Абросимова, С.Г. Павликов, А.В. Цихоцкий и А.К. Черненко5 и другие современные ученые и практики. Имеются также и более жесткие мнения о том, что закон РФ о судебной системе нарушает принцип федерализма, поэтому «представители республик считают, что все нижестоящие (имеется в виду ниже Верховного суда РФ) в республике - это их суды, а не федеральные»6.

1 Конюхова И.А. Указ. соч. С. 348.

2 Там же. С. 337, 359.

3 Конституционное право субъектов Российской Федерации / Отв. ред. В .А. Кряжков. М., 2003. С. 464.

4 Там же. С. 464-465, 473-474.

6 Выступление В.В. Ераксина, Ю.В. Кореневского на заседании

«круглого стола» «Верховный суд Российской Федерации и про-

В современный период развития судебной власти на основе конституционных принципов, в том числе единства и федерализма, в противодействие принятой модели предпринимались активные действия. Так, некоторые субъекты Федерации предпринимали попытки самостоятельно изменить структуру судебной системы. В конституциях (уставах) ряда субъектов Федерации содержались противоречащие федеральным нормам положения о структуре, формировании и компетенции судебных органов. В частности, в конституциях Башкортостана, Бурятии, Ингушетии, Татарстана, Тывы, Саха (Якутии) и некоторых других республик существовали положения о порядке формирования (избрания) судов общей юрисдикции и арбитражных судов высшими органами государственной власти данных республик, устанавливалась их компетенция. Нередко, даже неправомерно, вводились дополнительные элементы в систему судебных органов. Так, согласно ст. 142 Конституции Республики Татарстан, в ранее действовавшей редакции устанавливалось, что законодательством данной Республики может быть предусмотрено создание составов судов, специализированных для рассмотрения отдельных категорий дел (о несовершеннолетних, семейных и др.), подведомственных судам общей юрисдикции7.

Однако процесс укрепления российской государственности, прежде всего, приведение законодательства, в том числе уставного, в соответствие с общими принципами государственного устройства Российской Федерации, привнес и в этот вопрос элементы конституционности. Многие из вышеназванных положений в нормативных актах субъектов были отменены и изменены.

В процесс утверждения принципов федерализма и единства судебной власти, в том числе посредством утверждения этих идей в ее институциональном элементе, заметный вклад внес Конституционный суд РФ. В своем Постановлении от 1 февраля 1996 г. по делу о проверке конституционности ряда положений Уста-

ва - Основного закона Читинской области, он указал на то, что Конституция Российской Федерации устанавливает единую систему, и в ней не предусмотрены в качестве самостоятельных судебные системы субъектов Российской Феде-рации1.

Позднее он рассмотрел еще ряд дел данной тематики и подтвердил свою правовую позицию. Так, в 1998 г. была предпринята серьезная попытка властей ряда субъектов изменить положение дел в этом направлении. Высшие должностные лица 16 республик в составе Российской Федерации направили в Конституционный суд РФ запрос о проверке конституционности положений ч. 1-4 ст. 4, ч. 6 ст. 13, ч. 3 ст. 20 и ч. 3 ст. 21 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации». В своем запросе они высказали мнение о том, что положения оспариваемых статей препятствуют субъектам Российской Федерации самостоятельно образовывать собственные суды для осуществления судебной власти и этим нарушают принцип разделения властей на уровне субъектов Федерации.

Конституционный суд Российской Федерации отказал в принятии данных обращений и в своем определении подтвердил и развил высказанную ранее правовую позицию2. Так, он указал на то, что непосредственно конституционные нормы не только относят к ведению Российской Федерации определение действующей в ней судебной системы, но и предписывают обязательность регулирования ее организации федеральным конституционным законом (п. «о» ст. 71, ч. 3 ст. 118, ч. 3 ст. 128 Конституции РФ). Это подтверждает то, что вопрос о разграничении компетенции в области установления судебной системы однозначно решен самой Конституцией Российской Федерации. При этом, не предполагается какое-либо делегирование полномочий Российской Федерации и ее субъекта-

1 Конституционный суд Российской Федерации. Постановления. Определения. 1992-1996 гг. М., 1997. С. 124-134.

ми на основании договоров, поскольку на федеральном законодателе лежит обязанность самостоятельно определить перечень всех действующих судов, систему процессуальных инстанций и их компетенцию.

В этот же период времени предпринимались попытки другого рода для изменения судебной систе

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

ПРИНЦИПЫ ФЕДЕРАЛИЗМА И ЕДИНСТВА СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - тема научной статьи по государству и праву, юридическим наукам из журнала Право и государство: теория и практика

Текст научной статьи на тему «ПРИНЦИПЫ ФЕДЕРАЛИЗМА И ЕДИНСТВА СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ПРИНЦИПЫ ФЕДЕРАЛИЗМА И ЕДИНСТВА СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Важнейшим принципом российской государственности, лежащим в основе организации и деятельности судебной власти, является принцип федерализма. Россия провозглашена федеративным государством, основанным, в том числе, на принципах территориальной целостности, единства системы государственной власти, единства правовой системы, равноправия и самоопределения народов РФ.1

Принцип федерализма определяет характер организации и деятельности судов в Российской Федерации как в сложном, составном государстве, разделение власти в котором проводится и по вертикали - на федеральную и государственную власть субъектов РФ. Этот принцип отражает государственное устройство Российской Федерации в целом и структуру органов государственной власти, в частности. Федеративное устройство государства предполагает осуществление федеральной государственной власти и государственной власти в субъектах РФ посредством создания системы органов власти.

Структура всех органов государственной власти, в том числе и судебной, организационно сформирована в России сообразно федеративному государственному устройству, в основе которого лежит такой признак федеративного государства, как единство системы государственной власти2.

Принцип единства судебной системы, как институциональной основы судебной власти, вытекает из смысла ст. 71, 118, 128 Конституции РФ. Судоустройство отнесено к ведению Российской Федерации (п. «о» ст. 71), при этом

1 Конюхова И.А. Современный российский федерализм и мировой опыт: итоги становления и перспективы развития. М., 2004. С. 337, 359, 389.

судебная система устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральными конституционными законами (ч. 3 ст. 118).

Данное положение развивается в ч. 3 ст. 128 Конституции РФ, согласно которой полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного суда, Верховного суда, Высшего арбитражного суда Российской Федерации и иных федеральных судов устанавливаются федеральными конституционными законами. Наряду с закреплением принципа федерального законодательного регулирования судебной системы, единство судебных органов обеспечивается через централизованный механизм назначения судей. Судьи Конституционного суда, Верховного суда, Высшего арбитражного суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации, а судьи иных федеральных судов - в порядке, установленном федеральным законом.

Специфика российской судебной системы состоит в том, что арбитражные суды и суды общей юрисдикции представляют собой систему федеральных судов. В соответствии со ст. 4 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации», не предусмотрено образование арбитражных судов субъектов Российской Федерации, а суды общей юрисдикции субъектов Федерации ограничены институтом мировых судей.

В целом организация судебной власти в Российской Федерации может быть названа централизованной. Проявление этого принципа, как отмечает И.А. Конюхова, выражается также в использовании мер централизованного государственного, в том числе судебного, и иного правового контроля, в применении федеральными органами государственной власти в предусмот-

ренных законом случаях мер государственно-правового воздействия на государственные органы субъектов Российской Федерации, в осуществлении нормативно-методического регулирования и других установленных федеральным законом форм централизованного воздействия1.

В содержании принципа федерализма и единства судебной власти важно учитывать основные принципы российского федерализма в целом, такие как единство системы государственной власти и единство правовой системы.2 Российская модель судебной власти в аспекте названных принципов в полной мере соответствует представлению о централизованной системе в федеративном государстве. Мы согласны с мнением авторов, которые отмечают, что «российская судебная система, выступающая в качестве организационной формы судебной власти, в настоящий момент может быть охарактеризована как централизованная, с практически полным отсутствием элементов децентрализации».3 Правда, авторы данной работы считают это существенным недостатком российской государственности и говорят о необходимости принятия закона, который «предусматривал бы существование и федеральных судов, и судов субъектов», отмечая, что провозглашение мировых судей судами субъектов не соответствует их фактическому статусу.4 Приверженцами данной позиции выступают Е.Б. Абросимова, С.Г. Павликов, А.В. Цихоцкий и А.К. Черненко5 и другие современные ученые и практики. Имеются также и более жесткие мнения о том, что закон РФ о судебной системе нарушает принцип федерализма, поэтому «представители республик считают, что все нижестоящие (имеется в виду ниже Верховного суда РФ) в республике - это их суды, а не федеральные»6.

1 Конюхова И.А. Указ. соч. С. 348.

2 Там же. С. 337, 359.

3 Конституционное право субъектов Российской Федерации / Отв. ред. В .А. Кряжков. М., 2003. С. 464.

4 Там же. С. 464-465, 473-474.

6 Выступление В.В. Ераксина, Ю.В. Кореневского на заседании

«круглого стола» «Верховный суд Российской Федерации и про-

В современный период развития судебной власти на основе конституционных принципов, в том числе единства и федерализма, в противодействие принятой модели предпринимались активные действия. Так, некоторые субъекты Федерации предпринимали попытки самостоятельно изменить структуру судебной системы. В конституциях (уставах) ряда субъектов Федерации содержались противоречащие федеральным нормам положения о структуре, формировании и компетенции судебных органов. В частности, в конституциях Башкортостана, Бурятии, Ингушетии, Татарстана, Тывы, Саха (Якутии) и некоторых других республик существовали положения о порядке формирования (избрания) судов общей юрисдикции и арбитражных судов высшими органами государственной власти данных республик, устанавливалась их компетенция. Нередко, даже неправомерно, вводились дополнительные элементы в систему судебных органов. Так, согласно ст. 142 Конституции Республики Татарстан, в ранее действовавшей редакции устанавливалось, что законодательством данной Республики может быть предусмотрено создание составов судов, специализированных для рассмотрения отдельных категорий дел (о несовершеннолетних, семейных и др.), подведомственных судам общей юрисдикции7.

Однако процесс укрепления российской государственности, прежде всего, приведение законодательства, в том числе уставного, в соответствие с общими принципами государственного устройства Российской Федерации, привнес и в этот вопрос элементы конституционности. Многие из вышеназванных положений в нормативных актах субъектов были отменены и изменены.

В процесс утверждения принципов федерализма и единства судебной власти, в том числе посредством утверждения этих идей в ее институциональном элементе, заметный вклад внес Конституционный суд РФ. В своем Постановлении от 1 февраля 1996 г. по делу о проверке конституционности ряда положений Уста-

ва - Основного закона Читинской области, он указал на то, что Конституция Российской Федерации устанавливает единую систему, и в ней не предусмотрены в качестве самостоятельных судебные системы субъектов Российской Феде-рации1.

Позднее он рассмотрел еще ряд дел данной тематики и подтвердил свою правовую позицию. Так, в 1998 г. была предпринята серьезная попытка властей ряда субъектов изменить положение дел в этом направлении. Высшие должностные лица 16 республик в составе Российской Федерации направили в Конституционный суд РФ запрос о проверке конституционности положений ч. 1-4 ст. 4, ч. 6 ст. 13, ч. 3 ст. 20 и ч. 3 ст. 21 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации». В своем запросе они высказали мнение о том, что положения оспариваемых статей препятствуют субъектам Российской Федерации самостоятельно образовывать собственные суды для осуществления судебной власти и этим нарушают принцип разделения властей на уровне субъектов Федерации.

Конституционный суд Российской Федерации отказал в принятии данных обращений и в своем определении подтвердил и развил высказанную ранее правовую позицию2. Так, он указал на то, что непосредственно конституционные нормы не только относят к ведению Российской Федерации определение действующей в ней судебной системы, но и предписывают обязательность регулирования ее организации федеральным конституционным законом (п. «о» ст. 71, ч. 3 ст. 118, ч. 3 ст. 128 Конституции РФ). Это подтверждает то, что вопрос о разграничении компетенции в области установления судебной системы однозначно решен самой Конституцией Российской Федерации. При этом, не предполагается какое-либо делегирование полномочий Российской Федерации и ее субъекта-

1 Конституционный суд Российской Федерации. Постановления. Определения. 1992-1996 гг. М., 1997. С. 124-134.

ми на основании договоров, поскольку на федеральном законодателе лежит обязанность самостоятельно определить перечень всех действующих судов, систему процессуальных инстанций и их компетенцию.

В этот же период времени предпринимались попытки другого рода для изменения судебной систе

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: