Судебная защита прав граждан на получение социальных услуг

Обновлено: 26.04.2024

Кудряшова Елена Александровна
Российский государственный социальный университет
магистрант 2 курса кафедры государственно-правовых дисциплин


Аннотация
В статье проанализированы проблемы, связанные с судебной защитой права на социальное обеспечение. Объектом исследования является правовая природа конституционного права на социальное обеспечение и механизма его защиты гражданами РФ. Рассмотрено развитие отдельных элементов этого механизма, его влияние на улучшение качества жизни граждан и построение социального государства.

Конституция Российской Федерации [1], как основополагающий системный нормативный правовой акт, признает человека, его права и свободы высшей ценностью, а их соблюдение и защиту – обязанностью государства. Одной из основ конституционного строя является принцип социального государства, нашедший воплощение в ч. 1 ст. 7 Конституции РФ. Указанный принцип провозглашает политику государства, направленную на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Одним из основных прав, гарантируемых социальным государством, является право на социальное обеспечение. Конституция РФ признает право каждого гражданина на социальное обеспечение и одновременно возлагает на государство обязанность создавать все необходимые условия для беспрепятственного осуществления этого права. В соответствии со статьей 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия определяются законом.

Указанное конституционное право имеет фундаментальную правовую природу, является неотчуждаемым и принадлежащим каждому человеку от рождения. Закрепление конституционного права на социальное обеспечение обязывает государственную власть осуществлять государственную социальную политику, направленную на обеспечение конституционных прав человека, на удовлетворение его потребностей и обеспечение социальной безопасности человека.

Конституция РФ, а также иные нормативные правовые акты закрепили широкий ряд гарантий права на социальное обеспечение. Одной из основных гарантий надлежащей реализации права на социальное обеспечение является возможность защиты своего права. Так, Конституция РФ предоставляет каждому человеку возможность защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом, и гарантирует своим гражданам государственную защиту их прав и свобод как в судебном, так и в административном порядке – в соответствии с ч.1 ст. 46 Конституции РФ «каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод».

Защита нарушенного права может быть осуществлена как посредством обращения в органы государственной власти, так и в судебные органы, в том числе в международные в тех случаях, когда уже были исчерпаны внутригосударственные средства правовой защиты [2, с. 5]. В соответствии с действующим отечественным законодательством допустимы не только индивидуальные, но и коллективные формы защиты, в частности, граждане могут участвовать в собраниях, митингах и т.п., прибегать к такому средству защиты, как забастовки.

Однако наиболее распространенной используемой в нашем государстве формой защиты права на социальное обеспечение следует признать судебную защиту права. Именно суд вправе обязать государство и его органы исполнить свои обязательства перед гражданином и возместить причиненный ему ущерб – полномочия суда превращают его в мощную стабилизирующую силу, способную защищать права и свободы граждан, оберегать общество от разрушительных социальных конфликтов.

Споры, связанные с защитой права на социальное обеспечение, находят свое разрешение как в судах общей юрисдикции, так и в конституционных (уставных) судах субъектов РФ, а также высшим органом конституционного контроля – Конституционным Судом РФ [3].

Сегодня практика Конституционного Суда РФ показывает большое количество дел, касающихся применения конституционных норм в сфере социальных прав и свобод человека в России. Об этом свидетельствуют ежеквартальные обзоры практики данного органа, утверждаемые его решениями, а также правовые позиции Суда, сформулированные в отношении правовых норм различной отраслевой принадлежности, закрепляющих социальные права человека.

Содействие Конституционного Суда РФ реализации социальной политики государства обусловлено главным образом необходимостью исправления дефектов действующего социального законодательства и, тем самым, обеспечения конституционной защиты основных социальных прав и свобод человека и гражданина. В решениях Конституционного Суда находят разрешения многие вопросы судебной практики и практики защиты права на социальное обеспечение вообще – причем важен не только сделанный судом окончательный вывод, а обоснование такого вывода, поскольку в процессе обоснования Суд делает обобщения, оказывающие влияние как на разрешение других дел (в своем роде судебный прецедент), и на развитие социального законодательства [4, с.45]. Решения Конституционного Суда РФ не только способствуют устранению противоречий в правовой системе государства, последовательному развитию социального законодательства, но также устанавливают ориентиры для реформирования социального законодательства.

Немаловажную роль в судебной защите социальных прав играют конституционные (уставные) суды субъектов РФ в тех регионах, где их формирование предусмотрено законодательством. Суды субъектов РФ в результате анализа правового регулирования, связанного с обеспечением социальной защиты граждан в субъектах РФ, разрешают дела о проверке соответствия отдельных законов субъектов РФ Конституции РФ, формулируют правовые позиции, которые имеют существенное значение для проведения единой социальной политики на территории субъекта РФ и соблюдения конституционных принципов равенства и справедливости.

Наиболее часто по вопросам защиты права на социальное обеспечение граждане обращаются в суды общей юрисдикции. При этом обращение в суд не поставлено в зависимость от того, использовал ли гражданин какой-либо иной способ защиты своего права. Защита социальных прав граждан осуществляется как на основе обращений в суд самих граждан, так и по заявлениям прокуроров. При этом анализ практики рассмотрения гражданских дел по заявлениям прокуроров, предъявленным в защиту социальных прав граждан, свидетельствует об устойчивой тенденции к их увеличению [5, с. 4].

Преимущественно заявления прокуроров в суды касаются защиты трудовых прав граждан о взыскании заработной платы; прав несовершеннолетних; возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью; нарушений пенсионных и иных социальных прав; а также оспаривания нормативных правовых актов, нарушающих социальные права граждан [6, с.68]. Увеличение количества обращений прокуроров, направленных на защиту прав и законных интересов граждан, стало следствием социальной направленности работы органов прокуратуры и активизации надзора за соблюдением конституционных прав граждан.

Типичными нарушениями действующего законодательства являются такие основания для обращения прокуроров в суд с заявлениями в защиту прав граждан, как: несвоевременная выплата заработной платы; несоблюдение работодателями сроков расчета при увольнении работников; невыплата выходного пособия при ликвидации предприятий либо сокращении штатной численности работников; непредоставление льгот отдельным категориям граждан; отказ учреждений Пенсионного фонда РФ в оплате пенсионерам проезда к месту отдыха и обратно; нарушения гарантий, касающихся социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; невыплата стипендий учащимся.

Практика судебной защиты основных социальных прав человека и гражданина свидетельствует, что, осуществляя непосредственное обращение к смыслу и роли конституционных норм, суды в большей степени обеспечивают надлежащий уровень защиты указанных прав [7, с. 131]. Это определяется тем, что такой подход требует учитывать не только сами конституционные нормы, закрепляющие социальные права человека, но и те конституционные принципы, в рамках которых действует государство, решая вопрос о провозглашении и реализации соответствующих прав. Безусловно, нельзя не отметить исключительное влияние решений Конституционного Суда РФ как на законотворческую, так и на правоприменительную практику по вопросам социальной защиты человека и гражданина. Вместе с тем усиление внимания судов общей юрисдикции к обусловленности основных социальных прав положениями Конституции РФ повышает качество и эффективность проводимой судебной защиты. Именно поэтому целесообразно расширять практику прямого использования норм Конституции РФ в рассмотрении и разрешении дел при проведении судебной защиты основных социальных прав.

Конституция РФ в ч. 2 ст. 7 указывает на различного рода гарантии, предоставляемые гражданам, обобщая их все единым понятием «социальная защита». Одним из направлений, одновременно являющимся и механизмом социальной защиты, и правом на судебную защиту права на социальное обеспечение является формирование и развитие в нашем государстве института квалифицированной юридической помощи, в том числе бесплатной юридической помощи. Развитие указанного института связывается с принятием и вступлением в силу Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» [8], который заложил фундамент для формирования негосударственной системы оказания адвокатами бесплатной помощи через негосударственные центры, учреждаемые адвокатскими палатами и адвокатскими образованиями. Развитие бесплатной юридической помощи в России показывает рост количества видов бесплатной помощи малоимущим гражданам, а также количества субъектов, которым она оказывается – помимо сферы социального обеспечения она оказывается и в сфере здравоохранения, по сделкам с недвижимым имуществом, по защите жилищных, трудовых и семейных прав, по защите прав потребителей.

Государственные органы субъектов РФ вправе расширять круг лиц, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи, и перечень оснований ее оказания, а также принимать решения о предоставлении в экстренных случаях помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Право субъектов РФ устанавливать дополнительные гарантии получения бесплатной юридической помощи еще раз подчеркивает социальную направленность государства, и поддержание гарантий права на социальное обеспечение. Данное направление развития государственной системы по расширению круга граждан, имеющих право на бесплатную юридическую помощь видится не только перспективным, но и необходимым в целях осуществления государством функций социального государства.

Таким образом, создание и функционирование социально ориентированного, справедливого государства, сохранение его внутренней устойчивости невозможно без сбалансированной политико-правовой системы, проведения конструктивной, основанной на праве социальной политики, содержательное наполнение которой обеспечивается, в частности, конституционным правом на социальное обеспечение, и именно поэтому так важно наличие надежного и эффективного механизма его реализации.

Социальная защита, право на социальное обеспечение являются основными элементами основы конституционного строя, характеризующей Российскую Федерацию как социальное государство. Социальная защита выражена в комплексе конституционных прав и свобод человека и гражданина, направленных на обеспечение достойного уровня жизни и свободное развитие человека.

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
  2. Андриченко Л.В. Проблемы судебной защиты социальных прав граждан Российской Федерации // Журнал российского права. 2016. N 9. С. 5 – 17.
  3. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 25 июля 1994 г. N 13 ст. 1447.
  4. Нуртдинова А.Ф. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации как основа развития социального законодательства // Конституции, закон и социальная сфера общества. М., 2009.
  5. Паламарчук А.В. Деятельность органов прокуратуры по надзору за соблюдением социальных прав граждан // Законность. 2012. N 9. С. 3 – 6.
  6. Турыгин Ю.Н. Об организации работы органов прокуратуры Ставропольского края по защите социальных прав граждан // Прокурор. 2012. N 2. С. 67 – 71.
  7. Байматов П.Н. О некоторых элементах конституционно-правового механизма реализации права граждан РФ на социальное обеспечение // Российский юридический журнал. 2014. N 6. С. 129 – 138.
  8. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 28 ноября 2011 г. N 48 ст. 6725.


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Подборка наиболее важных документов по запросу Защита права на социальное обеспечение (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика: Защита права на социальное обеспечение

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 2 "Задачи гражданского судопроизводства" ГПК РФ "Судам апелляционной инстанции необходимо исходить из того, что под интересами законности с учетом положений статьи 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации следует понимать необходимость проверки правильности применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов участников гражданских, трудовых (служебных) и иных правоотношений, а также в целях защиты семьи, материнства, отцовства, детства; социальной защиты; обеспечения права на жилище; охраны здоровья; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; защиты права на образование и других прав и свобод человека и гражданина; в целях защиты прав и законных интересов неопределенного круга лиц и публичных интересов и в иных случаях необходимости сохранения правопорядка."

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2020 год: Статья 2 "Задачи гражданского судопроизводства" ГПК РФ "Судам апелляционной инстанции необходимо исходить из того, что под интересами законности с учетом положений статьи 2 ГПК РФ следует понимать необходимость проверки правильности применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов участников гражданских, трудовых (служебных) и иных правоотношений, а также в целях защиты семьи, материнства, отцовства, детства; социальной защиты; обеспечения права на жилище; охраны здоровья; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; защиты права на образование и других прав и свобод человека и гражданина; в целях защиты прав и законных интересов неопределенного круга лиц и публичных интересов и в иных случаях необходимости охранения правопорядка (абзац третий пункта 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции")."

Подборка наиболее важных документов по запросу Судебная практика по социальному обеспечению (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика: Судебная практика по социальному обеспечению

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2020 год: Статья 3.8 "Лишение специального права" КоАП РФ "Следовательно, анализ части 3 статьи 3.8 названного кодекса с учетом разъяснений, содержащихся в абзаце 3 пункта 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 июня 2019 года N 20 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", позволяет сделать вывод о том, что положение части 3 статьи 3.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях действует для инвалидов, имеющих определенные медицинские показания, исключительно для использования в реабилитационных целях и являющихся для них единственно доступным техническим средством передвижения. Данное право подтверждается соответствующими медицинскими документами и решением органа социального обеспечения."

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Судебная практика по социальному обеспечению

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Отдельные аспекты судебной защиты права на социальное обеспечение в условиях цифровизации
(Гусев А.Ю., Сулейманова Ф.О.)
("Российская юстиция", 2019, N 9) Ключевые слова: цифровизация, судебная практика, права граждан, социальное обеспечение, защита прав и законных интересов группы лиц.

Нормативные акты: Судебная практика по социальному обеспечению

"Обзор практики межгосударственных органов по защите прав и основных свобод человека N 11 (2021)"
(подготовлен Верховным Судом РФ) Для сведения: в 2019 году в Верховном Суде Российской Федерации было подготовлено Обобщение правовых позиций межгосударственных органов по защите прав и свобод человека и специальных докладчиков (рабочих групп), действующих в рамках Совета ООН по правам человека, по вопросу защиты права лица на труд и на социальное обеспечение.

Конституция РФ в ст. 39 закрепляет за каждым гражданином право на социальное обеспечение в старости, при временной нетрудоспособности, инвалидности, безработице, в случае рождения и воспитания детей, государство обязано создавать условия для беспрепятственного осуществления права.

Право на социальное обеспечение признается в России, а международном уровне. Однако международное признание права на социальное обеспечение, к сожалению, не дает гарантии на соблюдение его без нарушений. Нередко право выступает объектом нарушений со стороны органов, должны обеспечивать его исполнение.

Согласно ч. 1 ст. 46 Конституции РФ, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Судебная защита является наиболее эффективной формой защиты нарушенных или оспариваемых прав граждан на социальное обеспечение. Неукоснительное соблюдение материальных и процессуальных норм является важнейшим фактором судебной защиты прав граждан на социальное обеспечение, гарантирующем законность и обоснованность судебных решений.

Именно суд может обязать государство и его органы исполнить свои социальные обязательства перед гражданином и возместить причиненный ему ущерб. Суды не восстанавливают нарушенные права, но и выявляют причины нарушений, проводят профилактическую работу по их недопущению в дальнейшем.

В нашей стране судебная защита права гражданина на социальное обеспечение появилась сравнительно недавно. Для разрешения споров, возникших

по вопросам пенсионного обеспечения, данное правомочие было введено Законом РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в РФ». В настоящее время в суд могут обжаловаться решения и действия (бездействие) госорганов, их должностных лиц.

Ответчиками по данным делам выступают уполномоченные органы, обязанные назначить или предоставить обеспечение и не выполнившие либо выполнившие

ненадлежащим образом обязанность - управления. Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования, отделы социальной защиты населения.

Конституционный Суд РФ содействует реализации социальной политики государства путем исправления недостатков действующего социального законодательства, тем самым обеспечивая конституционную защиту социальных

прав гражданина. Конституционного Суда РФ оказывают влияние на разрешение других дел и способствуют совершенствованию социального законодательства в направлении обеспечения прав и интересов граждан.

Для защиты нарушенного права на социальное обеспечение граждане обращаются в суды общей юрисдикции. Также данная защита осуществляется по заявлениям прокуроров. Прокурорский надзор в сфере является особо востребованным, поскольку социально незащищенные слои населения не всегда имеют возможность самостоятельно отстаивать свои права интересы.

Анализ практики защиты судами права на социальное

обеспечение позволяет сделать вывод, что, непосредственное

применение Конституции РФ судами в большей степени обеспечивают надлежащий уровень защиты этого права.

Для современного законодательства, регулирующего отношения по социальному обеспечению граждан, характерны нестабильность, несоблюдение принципа юридического равенства, сложность для восприятия, излишняя казуистичность, отсылочный характер норм права, несогласованность между положений законов.
В условиях, когда социальное законодательство содержит большое количество противоречий и трудно для понимания, особую важность в деле осуществления социальных прав приобретает именно судебная власть. В смысле суды при разрешении споров фактически восполняют пробелы, имеющиеся в законодательстве, формируют единообразную правоприменительную практику.
Кроме того, осуществляя мониторинг правового регулирования отношений в области социального обеспечения, судебная практика позволяет выявлять регулярные нарушения прав граждан уполномоченными органами, в чью компетенцию входит решение вопросов по социальному обеспечению. Пенсия и пособие часто являются у российских граждан единственным источником дохода, подобные нарушения носят массовый характер.
Однако некоторые судебные постановления Верховного Суда РФ по вопросам социального обеспечения отличаются противоречивостью.
Полагаем, данная позиция не учитывает, что содержание правоотношений по социальному обеспечению включает право гражданина требовать предоставить путевку, соответствует обязанность определенного органа, при
наличии оснований, принять решение о предоставлении санаторно-курортного лечения. При этом постановка на учет сама по себе не означает реализацию предусмотренного законом права, должно быть предоставлено нуждающемуся лицу по закону в течение календарного года.

Если гражданин в порядке, установленном законом, подал заявление о предоставлении путевки, подтвердив свое право на ее получение, но в течение года не был обеспечен путевкой, то услуга не является оказанной. Инвалид сохраняет за собой право на ее получение с учетом содержания и сроков реализации индивидуальной программы реабилитации.

Отложение срока предоставления путевки на другой год с учетом действующего финансирования является невыполнением ФСС возложенной на него по закону обязанности.

Таким образом, в целях недопущения неоднозначного и толкования судами норм и противоречивости судебной практики, влекущих практические проблемы в реализации прав граждан на социальное обеспечение, следует обеспечить единообразное применение судами законодательства.

Несмотря на то, что судебный прецедент в российской правовой системе не является источником права, решения вышестоящих судебных органов являются ориентирами для нижестоящих судов по аналогичным делам.

Следует упомянуть проблему, в связи гражданам на протяжении длительного времени приходится обращаться в суд с исками к органам пенсионного обеспечения, отказавшим в предоставлении социального обеспечения, о включении в страховой стаж, для получения пенсии, времени нахождения работников в учебных отпусках, на курсах повышения квалификации.
Суды подобные требования, как правило, удовлетворяют, однако органы Пенсионного фонда РФ до сих пор продолжают отказывать заявителям во включении периодов в специальный страховой стаж и предоставлении пенсионного обеспечения. В связи с этим граждане, чтобы подтвердить свое право на социальное обеспечение, вынуждены тратить в суде большое количество времени, сил и средств.
Данная ситуация является явно ненормальной и обусловливает необходимость корректировки нормативного регулирования. Суды общей юрисдикции обладают правомочием направлять уполномоченным органам, предоставляющим социальное обеспечение, частные определения о нарушении прав граждан и требований закона. Регулярное внесение определений судами, полагаем, будет иметь профилактическое значение с целью недопущения подобных нарушений со стороны соответствующих органов.

Современные законы России не содержат четкого указания о распространении норм Гражданского процессуального кодекса РФ на процесс рассмотрения исков в случае нарушения прав граждан на социальное обеспечение. В п.п. 1 ч. 1 ст. 22 ГПК РФ необходимо добавить норму о том, что суды рассматривают дела о защите нарушенных прав и интересов граждан по вопросам их социального обеспечения.

Итак, судебная практика способствует устранению пробелов и коллизий в законодательстве, конкретизирует многие термины, вырабатывает правовые позиции, которые могут быть учтены при совершенствовании законодательства.

Для реализации закрепленных в законе социальных прав граждан надежный и эффективный государственно-правовой механизм защиты нарушенных прав, в котором ключевая роль принадлежит судебной власти.

Вопрос? В какой суд подать ИСК физическому лицу (Административный или Гражданский) на Управление социальной защиты населения г. Москвы на практике судов Москва в свете Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 (ред. от 17.12.2020)

(Желательно мнение юриста, судившимся с УСЗН уже после декабря 2020)

ФАБУЛА. Управление социальной защиты населения Москвы прекратила начислять «Региональная социальная доплата к пенсии неработающему пенсионеру в Москве». Досудебная Претензия уже направлена в Управление социальной защиты населения САО Москвы

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 (ред. от 17.12.2020) "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации"

1. . По смыслу части 4 статьи 1 КАС РФ и части 1 статьи 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), а также с учетом того, что гражданские права и обязанности возникают, в частности, из актов государственных органов и органов местного самоуправления (статья 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), споры о признании таких актов недействительными (незаконными), если их исполнение привело к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном КАС РФ.

Например, не подлежат рассмотрению по правилам КАС РФ служебные споры, в том числе дела, связанные с доступом и прохождением различных видов государственной службы, муниципальной службы, а также дела, связанные с назначением и выплатой пенсий, реализацией гражданами социальных прав, дела, связанные с предоставлением жилья по договору социального найма, договору найма жилищного фонда социального использования, договору найма специализированного жилищного фонда.

Ответы на вопрос:

Игорь! Судя по вопросу у Вас имущественный спор. А это значит, что для его разрешения нужно подавать исковое заявление в суд в порядке, предусмотренном статьями 131-132 ГПК РФ, т.е. это спор, подсудный суду общей юрисдикции. По КАС РФ имущественные споры не рассматриваются. Готовьте обычный иск, подавайте по месту нахождения ответчика.

Решается вопрос о праве - праве получать деньги - иск подаётся по правилам ГПК РФ - исковое заявление по правилам ст. 131, ст. 132 ГПК РФ.

Тут не обязательно судиться с УСЗН, достаточно быть юристом.

Обоснованием того, что Ваш вопрос подлежит рассмотрению в порядке, предусмотренном ГПК РФ является положения п. 1 приведенного Вами Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 (далее - Постановление № 36).

То, что Вы обратили внимание на его редакцию от 17.12.2020 в свете того, что предполагаете, что после этой даты могла измениться практика судов по определению правил судопроизводства по ГПК РФ или КАС РФ не имеет особого значения, так как:

1. п. 1 Постановления № 36 изменениями от 17.12.2020 не редактировался, его положения были такими же и до 17.12.2020, следовательно, судебная практика, которая была до этой даты после этой даты не менялась;

2. некая гарантированность для истцов (административных истцов) в вопросе

исключения негативных последствий от правильности определения порядка судопроизводства полагаю появилась после вынесения Верховным судом РФ Кассационного определения от 26 января 2018 г. N 81-КГ 17-27, в котором, в частности указано:

Таким образом, вид применимого судопроизводства (административное или гражданское) определяет суд. Следовательно, исходя из смысла приведенных правовых норм суд в случае прекращения производства по административному делу, принятому им ошибочно к рассмотрению в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, должен передать дело для рассмотрения в порядке гражданского судопроизводства, если не имеется иных препятствий для рассмотрения дела в том же суде в ином судебном порядке.

Из вышеуказанного определения следует, что если истец подаст исковое заявления в порядке, предусмотренном КАС РФ, а окажется, что оно подлежит рассмотрению в порядке ГПК РФ, то суд должен сам перейти на рассмотрение дела по правилам ГПК РФ, а не возвращать иск истцу.

В известном мне судебном деле было подано исковое заявление к Министерству социального развития Московской области о признании незаконным бездействие, выразившееся в отказе оформления выплат вдове инвалида - участника ликвидации последствий аварии, в порядке КАС РФ. Суд по своей инициативе рассмотрел иск в порядке ГПК РФ (см. Решение Балашихинского городского суда Московской области от 07.07.2020 по делу № 2-3140/2020) .

Данное дело прошло три судебной инстанции и вопрос о порядке судопроизводства больше не ставился (см. например, апелляционное определение Московского областного суда по делу № 33-24971/2020 от 16.11.2020.

Игорь, доброго утра.

Давайте разберемся с вашим вопросом:

Иск судя из вопроса вам следует подавать в порядке ГПК РФ.

Правовое основание - ст. 131-132 ГПК РФ.

Учитывая ваше уточнения, отвечу, что судебная практика вам не поможет.

Так как не будет преюдициального значения между судебной практикой и вашим конкретным делом. Так как обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Решения судов учитываются при рассмотрении дел в англосаксонском праве, но не в РФ.

Так что практика вам не в помощь. А только ГПК.

Надеюсь мой ответ вам полезен!

В свете Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 (ред. от 17.12.2020) вам нужно обратиться в общий суд юрисдикции с исковым заявлением по ГПК.

По существу вопроса

Дела по спорам, связанным с предоставлением мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, разрешаются судами в порядке искового производства. Подсудность таких споров определяется по общим правилам, установленным статьями 24, 28 и 29 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации

Игорь, добрый день!

Постараюсь по понятнее.

Вам надлежит подавать исковое заявление по общим правилам гражданско-процессуального законодательства - ГПК РФ, исходя из положений статьи 1 ГПК РФ.

У Вас имущественный спор, а не спор по оспариванию действий/бездействия Органа, потому исковое заявление должно быть направлено по месту нахождения ответчика, исковое же заявление должно соответствовать требованиям статей 131-132 ГПК РФ.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: