Судебная власть понятие особенности значение рк

Обновлено: 28.04.2024

В настоящее время судебная власть — одна из трех независимых ветвей власти, которая осуществляется от имени Республики Казахстан и имеет своим назначением защиту прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, обеспечение исполнения Конституции, законов, иных нормативных правовых актов, международных договоров республики. Судебная власть как вид государственной деятельности принадлежит специальным органам государства — судам, входящим в судебную систему Казахстана.

Основными признаками судебной власти являются:

- Судебная власть принадлежит только судам. Это означает, что субъектом, осуществляющим судебную власть, является не любой государственный орган, а лишь суд, который обладает присущими только ему возможностями и способами воздействия на поведение людей. Помимо судей, постоянно действующих на профессиональной основе, судебную власть в Казахстане могут осуществлять с 1 января 2007 года и присяжные заседатели, привлекаемые к уголовному судопроизводству в установленном законом Порядке;

- Судебная власть осуществляется путем судопроизводства на основе и строго в соответствии с процессуальным законом, где подробно регламентируются правила действий суда и принятия им решений при рассмотрении конкретных дел. Запрещено издание законодательных актов, предусматривающих передачу исключительных полномочий суда другим органам;

Суд как государственный орган имеет властные полномочия. Это означает, что все требования и распоряжения суда обязательны для всех без исключения государственных органов, организаций, должностных лиц и граждан на всей территории Республики.

Вступившие в законную силу приговор, решение или постановление суда обязательны для всех как в отношении указанных в них предписаний, так и установленных судом обстоятельств и их правовой оценки. Никто не вправе произвольно искажать решение суда, порочить его и препятствовать исполнению.

Неотъемлемыми признаками судебной власти в государстве, придерживающемся курса демократизации общественной жизни, являются ее независимость и самостоятельность.

Независимость означает, что суды при отправлении правосудия подчиняются только Конституции и закону, не зависят от органов законодательной и исполнительной власти, от иных органов, организаций, партий, движений, должностных лиц, от мнений и позиций сторон в судебном процессе, от выводов органов предварительного следствия и прокурора, от вышестоящих судов.

Самостоятельность судебной власти выражается в том, что суд не делит свои полномочия с какими-либо другими Органами, а решения суда не требуют чьих-либо санкций или утверждения.

Образование специальных и чрезвычайных судов под любым названием не допускается.

Также в Республике Казахстан могут создаваться специализированные суды (военные, финансовые, экономические, административные, по делам несовершеннолетних и другие). Специализированные суды образуются Президентом Республики Казахстан со статусом областного или районного суда. Все суды имеют печать с изображением Государственного герба Республик Казахстан и свое наименование.

Верховный Суд является высшим судебным органом по гражданским, уголовным и иным делам, подсудным местным и другим судам, осуществляет надзор а также функции кассационной инстанции по отношению к ним и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Верховный Суд состоит из Председателя и судей. Общее число судей Верховного Суда устанавливается Президентом Республики Казахстан по представлению Председателя Верховного Суда. В Верховном Суде создаются судебные коллегии и могут создаваться специализированные составы.

Статус судьи. Судьи всех судов Республики Казахстан обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями. Судья является должностным лицом государства, наделенным в установленном Конституцией Республики Казахстан и настоящим Конституционным законом порядке полномочиями по осуществлению правосудия, выполняющим свои обязанности на постоянной основе и являющимся носителем судебной власти.

Судья не может быть задержан, подвергнут содержанию под стражей, домашнему аресту, приводу, мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, привлечен к уголовной ответственности без согласия Президента Республики Казахстан, основанного на заключении Высшего Судебного Совета, а в случае, предусмотренном подпунктом 3) статьи 55 Конституции, без согласия Сената Парламента Республики Казахстан, кроме случаев задержания на месте преступления либо совершения тяжкого или особо тяжкого преступления.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Судебная власть Республики Казахстан–одна из ветвей единой государственной власти. Судебная власть, так же, как и законодательная и исполнительная ветви власти, олицетворяет государственную власть и взаимодействует с законодательной и исполнительной ветвями власти с использованием системы сдержек и противовесов.

Тем не менее, судебная власть представляет собой самостоятельную сферу публичной власти, осуществляемая в форме правосудия только судом. В соответствии с пунктом 2 статьи 75 Конституции Республики Казахстан 1995 года судебная власть осуществляется посредством гражданского, уголовного и иных установленных законом форм судопроизводства. В сфере уголовного судопроизводства Конституция Республики допускает участие присяжных заседателей в случаях, установленных законом.

Как видно, указанные в Конституции Республики Казахстан формы судопроизводства не являются исчерпывающими и допускают осуществление правосудия в иных формах, но на уровне закрепления закона. Закон может установить, например, административную форму судопроизводства.

Судебная власть распространяется на все дела и споры, возникающие на основе Конституции, законов, иных нормативных правовых актов, международных договоров Республики (п.2 ст.76 Конституции). Данный конституционный постулат не является абсолютным. Например, в соответствии с Постановлением Конституционного Совета Республики Казахстан от 29 марта 1999 года № 7/2 следует иметь в виду, что не могут быть предметом рассмотрения в суде действия Президента Республики Казахстан. Кроме того, на основе норм Конституции Республики может осуществляться роспуск Парламента или Мажилиса Парламента Президентом Республики, прекращение полномочий Правительства по инициативе Президента Республики и другие правовые отношения, которые не могут быть предметом судебного разбирательства. Например, нельзя обжаловать в суд принятое на основе норм Конституции решение Президента Республики Казахстан в форме указа о роспуске Парламента или Мажилиса Парламента либо его решение о прекращении полномочий Правительства. Поэтому для судебной власти Республики Казахстан не свойственно разрешение споров, конфликтов между ветвями государственной власти. При этом система сдержек и противовесов судебной ветви власти в отношениях с другими ветвями власти может, например, выражаться в даче заключения Верховным Судом заключения об обоснованности обвинения Президента Республики в совершении им государственной измены при исполнении своих обязанностей (п.2 ст.47 Конституции).

Как было указано выше, правосудие в Республике Казахстан осуществляется только судом. Это означает, что термин «правосудие» относится к деятельности только государственных судов, которые осуществляют правосудие от имени государства, т.е. от имени Республики Казахстан. Разрешение правовых споров в судах, которые не входят в судебную систему Республики Казахстан, например, в третейских судах, не будет подпадать под понятие «правосудие», так как эти суды не могут осуществлять правосудие от имени государства и соответственно, их деятельность носит негосударственный характер, хотя и могут влечь определенные правовые последствия.

Поэтому в соответствии с пунктом 1 статьи 76 Конституции Республики Казахстан судебная власть осуществляется от имени Республики Казахстан и имеет своим назначением защиту прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, обеспечение исполнения Конституции, законов, иных нормативных правовых актов, международных договоров Республики. При этом правосудие осуществляется в соответствующих процессуальных формах с применением как материально-правовых, так и процессуально-правовых норм.

При этом следует отметить, что в соответствии с Постановлением Конституционного Совета РК от 15 февраля 2002 года, № 1 обращение в третейский суд не является для граждан и юридических лиц реализацией их конституционного права на судебную защиту прав и свобод; рассмотрение споров третейскими судами не подпадает по понятие «правосудие», которое в Республике осуществляется только государственным судом; заключение сторонами гражданско-правового договора о передаче спора на разрешение третейского суда не исключает в последующем возможности рассмотрения данного спора судами судебной системы Республики в порядке, установленном действующим законодательством[170].

Сущность судебной власти производна от сущности самого государства. Сущность государства выражается прежде всего в том, чьи интересы оно выражает: интересы всех социальных слоев населения страны, всего общества, или интересы экономически господствующего класса, в том числе и интересы чиновничье-бюрократического аппарата, прежде всего его верхушки. Государство активно воздействует на общественные отношения, в том числе и через механизм судебной власти. При этом функция судебной власти в правовом государстве заключается, прежде всего, в обеспечении господства права, выраженного в конституции, законах, иных нормативных правовых актах, международных договорах.

Тем не менее, само законодательство (т.е. позитивное право), на основе которого осуществляется правосудие, является прямым отражением политики государства в различных сферах: экономической, социальной, налоговой, таможенной и др. В Республике Казахстан основные направления внутренней и внешней политики государства в соответствии с пунктом 1 статьи 40 Конституции Республики определяет Президент Республики Казахстан. Соответственно, не только законодательство как один из инструментов политики государства и как прямое отражение его политики, но и судебные решения, приговоры и иные его постановления должны обеспечивать проведение в жизнь внутренней и внешней политики государства, определяемые Президентом Республики через применение законов государства. Судебная практика в целом должна вписываться в политику государства, определяемые Президентом Республики, направленная не только на защиту прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, но и на эффективность, например, экономических реформ. И здесь на судебную деятельность, на правосудие может сказываться политический фактор.

При этом в литературе правильно отмечается, что в связи с функцией судебной власти встает вопрос о влиянии политического фактора на ее деятельность[171]. Если суд подчинен «телефонному праву» (неважно, чьим указаниям он внимает – партийного лидера, президента страны или пахана преступного сообщества) либо если судебные решения могут безнаказанно игнорироваться, в такой стране нет конституционного строя, а конституция, если и есть, то не стоит той бумаги, на которой напечатана[172].

Поэтому в условиях правового государства суд, иные правоприменительные органы должны в своей деятельности в первую очередь руководствоваться принципами права безо всяких оговорок, безо всякой политической целесообразности обеспечивать режим правозаконности, исходя только из действия права. Недаром латинское изречение гласит: «Pereat mundus et fiat justitia!» - «Правосудие должно совершиться, хотя бы погиб мир»[173]!

Как известно, государственная власть в Республике Казахстан едина, осуществляется на основе Конституции и законов в соот­ветствии с принципом ее разделения на законодательную, испол­нительную и судебную ветви и взаимодействия между собой с ис­пользованием системы сдержек и противовесов. Она едина, пре­жде всего, по своему источнику Единство и неделимость народа как источника государственной власти не позволяет рассматривать указанные ветви власти как действующие параллельно и абсолют­но независимо друг от друга.

Еще сто лет тому назад Г. Ф. Шершеневич заметил, что это не три самостоятельные ветви власти, а «только три формы проявле­ния единой, неделимой государственной власти»[15]. В этих условиях законодательная, исполнительная и судебная власть могут рассма­триваться как формы проявления этой единой, неделимой государ­ственной власти.

Принцип разделения властей означает, что все три ветви само­стоятельны в сфере реализации полномочий, у каждой из них свой круг ответственности и свои возможности в системе сдержек и противовесов. В период советского режима вообще не было са­мого термина «судебная власть» ни в политическом, ни в законо­дательном и ни в научном лексиконе. Указанное понятие относи­тельно новое и стало предметом исследования в основном с начала 90-х годов.

В настоящее время судебная власть — одна из трех независи­мых ветвей власти, которая осуществляется от имени Республи­ки Казахстан и имеет своим назначением защиту прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, обеспечение испол­нения Конституции, законов, иных нормативных правовых актов, международных договоров республики. Судебная власть как вид государственной деятельности принадлежит специальным орга­нам государства — судам, входящим в судебную систему Казах­стана.

По мнению К. А. Мами, судебная власть — это самостоятель­ная и независимая ветвь единой государственной власти, установ­ленная Конституцией, реализуемая от имени государства специ­альными государственными органами — судами, учреждаемыми в предусмотренном Конституцией порядке, наделенными законом компетенцией по разрешению правовых споров и дел; выполне­нию других возложенных на них задач в целях защиты прав, сво­бод и законных интересов человека и гражданина, государства и организаций, действующими в особых процессуальных формах и обладающими правом издавать решения обязательного характера на всей территории государства, обеспечиваемые его принудитель­ной силой[16].

К. X. Халиков полагает, что судебная власть — это особая дея­тельность государства по защите прав, свобод и законных инте­ресов граждан, прав и законных интересов всех органов, органи­заций, по обеспечению исполнения Конституции, законов, иных нормативных правовых актов, международных договоров на осно­ве принципов демократии, социальной справедливости, гуманизма и законности[17].

Есть более краткое определение, что под судебной властью не­обходимо понимать функции, полномочия управомоченных на их осуществление специальных государственных органов[18]. К исклю­чительной функции, составляющей содержание судебной власти, Основной Закон (ч. 1 ст. 77 Конституции РК) относит правосудие.

В целях усиления гарантий по защите прав и свобод человека и гражданина и упрощения судебных процедур 17 ноября 2008 года принят Конституционный закон «О внесений изменений и допол­нений в Конституционный закон «О судебной системе и статусе судей», направленный на приведение названного закона в соответ­ствие с обновленной Конституцией. Конституционный закон пред­усматривает создание трехзвенной системы судов в республике. В соответствии с мировыми стандартами — все дела, без исключе­ния, как гражданские, так и уголовные, будут рассматриваться в судах первой инстанции — районных, городских.

Областной суд будет выступать в качестве апелляционной и кас­сационной инстанций. В отличие от действовавшей ранее апелля­ции областной суд теперь наделяется полными правами суда пер­вой инстанции — полностью исследовать все обстоятельства дела и выносить решение или приговор. Апелляционная инстанция не будет отправлять дело в суд первой инстанции для нового рассмо­трения, поскольку наделена правами суда первой инстанции. В связи с тем что граждане имеют право на пересмотр дела выше­стоящим судом в коллегиальном составе, за апелляцией вводится в действие судебная инстанция, называемая «кассационной», где проверяются решение или приговор, вынесенные как судом пер­вой инстанции, так и апелляционной.

Верховный суд рассматривает дела в надзорном порядке и дол­жен отменять, изменять и принимать новое решение только в слу­чаях существенного нарушения норм материального либо процес­суального права.

Суды как орган судебной власти являются субъектами право­применительной и правоохранительной деятельности.

Основными признаками судебной власти являются:

Судебная власть — одна из трех ветвей власти и осуществля­ется только государственными органами, которые выражают госу­дарственную волю;

Судебная власть принадлежит только судам. Это означает, что субъектом, осуществляющим судебную власть, является не любой государственный орган, а лишь суд, который обладает присущими только ему возможностями и способами воздействия на поведение людей, а через это — и на процессы, происходящие в обществе. Помимо судей, постоянно действующих на профессиональной основе, судебную власть в Казахстане могут осуществлять с 1 января 2007 года и присяжные заседатели, привлекаемые к уголовно­му судопроизводству в установленном законом Порядке;

Судебная власть осуществляется путем судопроизводства на основе и строго в соответствии с процессуальным законом, где подробно регламентируются правила действий суда и принятия им решений при рассмотрении конкретных дел. Запрещено издание законодательных актов, предусматривающих передачу исключи­тельных полномочий суда другим органам;

Суд как государственный орган имеет властные полномочия. Это означает, что все требования и распоряжения суда обязательны для всех без исключения государственных органов, организаций, должностных лиц и граждан на всей территории Республики.

Вступившие в законную силу приговор, решение или поста­новление суда обязательны для всех как в отношении указанных в них предписаний, так и установленных судом обстоятельств и их правовой оценки. Никто не вправе произвольно искажать решение суда, порочить его и препятствовать исполнению. Выражение не­согласия с судебным решением и его обжалование (опротестова­ние) в вышестоящий суд должны производиться в установленном законом порядке.

В случае невыполнения судебного решения органы, их испол­няющие, вправе применить принудительные меры для их реализа­ции. Злостное неисполнение вступившего в законную силу судеб­ного постановления, а равно воспрепятствование его исполнению гражданами, представителями власти и служащими влечет уго­ловную ответственность.

Неотъемлемыми признаками судебной власти в государстве, придерживающемся курса демократизации общественной жиз­ни, являются ее независимость, самостоятельность и обособлен­ность.

Независимость означает, что суды при отправлении правосу­дия подчиняются только Конституции и закону, не зависят от ор­ганов законодательной и исполнительной власти, от иных органов, организаций, партий, движений, должностных лиц, от мнений и позиций сторон в судебном процессе, от выводов органов предва­рительного следствия и прокурора, от вышестоящих судов.

Самостоятельность судебной власти выражается в том, что суд не делит свои полномочия с какими-либо другими Органами, а решения суда не требуют чьих-либо санкций или утверждения. Самостоятельность и независимость судебной власти нужны не для того, чтобы она стала неконтролируемой и неуправляемой, а для обеспечения реальной возможности пресечь произвол других властей и защитить права и свободы как отдельных граждан, так и их объединений и общества в целом.

Обособленность судебной власти тесно связана с ее незави­симостью и самостоятельностью. Судебная система не входит в какую-либо другую государственную структуру и действует обо­собленно в своей специфической сфере. Ее взаимодействие с дру­гими ветвями государственной власти осуществляется в пределах законов, гарантирующих независимость судей.

Таким образом, судебную власть можно определить как неза­висимую ветвь единой государственной власти, установленную Конституцией, реализуемую от имени государства специально уполномоченными органами (суд, судья), наделенными законом компетенцией по рассмотрению и разрешению правовых споров и дел, выполнению других возложенных задач с соблюдением про­цессуальных норм и обладающими правом издавать решения обя­зательного характера на всей территории Республики.

Основные международные стандарты и требования по обеспе­чению независимости судебной власти закреплены в целом ряде документов ООН. Среди них — Всеобщая декларация прав чело­века (1948 г.), Международный пакт об экономических, социаль­ных и культурных правах. Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.), Основные принципы независимо­сти судебных органов, принятые по профилактике преступности и обращению с правонарушителями (1985 г.) и другие. Кроме того, требуют учета международные инструменты, не имеющие обяза­тельную силу для Республики. Это — Рекомендация Комитета Ми­нистров Совета Европы о независимости, эффективности и роли судей или «Всеобщая хартия судей», принятая в 1999 г. в Тайва­не Международной ассоциацией судей и «Хартия судей Европы», принятая в 1993 г. Европейской ассоциацией судей и др.

2.Разделение функций как основа системы правоохранительных органов.

3.Осуществление правосудия –как основная функция судов РК.

4.Правовойстатус адвокатуры, нотариата,МВД, Конституционный Совет РК

Ключевые слова:суд,закон,прокуратура,гражданство,Конституционный Совет,апелляция

1.Судебная власть: понятие, сущность, место в системе разделения властей. В сфере правоохранительной деятельности важное место занима­ют суды. При отправлении правосудия или принимая решение, выно­ся приговор, суд осуществляет применение права, реализует свои властные полномочия, вторгается в сферу прав и обязанностей граж­данина или юридических лиц.

Судебная власть — это применяемые в сфере уголовного, граж­данского и иных установленных законом формах судопроизводства властные полномочия суда, направленные на рассмотрение и разре­шение всех дел и споров о нарушенном праве. Судебная власть в Рес­публике Казахстан принадлежит только судам в лице постоянных судей, а также присяжных заседателей, привлекаемых к уголовному судопроизводству в случаях и порядке, предусмотренных законом. Правосудие в РК осуществляется только судом. Судебная власть осу­ществляется от имени Республики Казахстан и имеет своим назначе­нием защиту прав, свобод и законных интересов граждан и организа­ций, обеспечение исполнения Конституции, законов, иных норма­тивных правовых актов, международных договоров Республики. Су­дебная власть осуществляется посредством гражданского, уголовно­го и иных установленных законом форм судопроизводства. Судьи при отправлении правосудия независимы и подчиняются только Консти­туции и закону. Не допускается принятие законов или иных норма­тивных правовых актов, умаляющих статус и независимость судей. Какое-либо вмешательство в деятельность суда по отправлению пра­восудия недопустимо и влечет ответственность по закону. По конк­ретным делам судьи не подотчетны.

Конституционные нормы конкретизированы в Конституционном законе «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» от 25 декабря 2000 г.

2.Разделение функций как основа системы правоохранительных органов.В соответствии с принципом разделения властей, назначение судебной власти – защита прав, свобод и законных интересов граждан, государственных органов, организаций, обеспечение исполнения Конституции, законов, иных нормативно-правовых актов, международных договоров Республики Казахстан.

Специфические признаки судебной власти состоят в том, что она осуществляется только специальными государственными органами – судами, посредством рассмотрения в судебных заседаниях гражданских, уголовных и иных дел в установленном законом процессуальном порядке.

Носителем судебной власти выступают суды (судьи). Суды осуществляют власть от имени Республики независимо от чьей - либо воли. Судебная власть РК распространяется на все дела и споры, возникающие на основе Конституции, законов и международных договоров РК.

Судебные решения носят общеобязательный характер на территории РК. Никакой иной орган власти или управления или организация не вправе осуществлять полномочия, отнесенные Конституцией и законами к компетенции суда. Закон также не допускает возможности учреждения специальных и чрезвычайных судов.

Основной функцией судов является функция правосудия. Правосудие – вид государственной деятельности, осуществляемый судом по рассмотрению и разрешению гражданских и уголовных дел в порядке, обеспечивающим законность, обоснованность, справедливость и общеобязательность судебных решений.

Конституция устанавливает принципы правосудия, которыми должен руководствоваться судья при применении закона:

1.Лицо считается невиновным в совершении преступления, пока его виновность не будет признана вступившим в законную силу приговором суда (презумпция невиновности). Это означает, что лицо, привлеченное к уголовной ответственности, не считается преступником до тех пор, пока не вступит в законную силу решение суда.

2.Никто не может быть подвергнут повторно уголовной или административной ответственности за одно и то же правонарушение.

3.Никому не может быть без его согласия изменена подсудность, предусмотренная для него законом;

4.В суде каждый имеет право быть выслушанным;

5.Закон обратной силы не имеет. Обратной силы не имеют законы:

а)устанавливающие или усиливающие ответственность;

б)возлагающие новые обязанности на граждан;

в)ухудшающие положение граждан. Если после совершения человеком правонарушения закон отменяется или смягчается ответственность за это правонарушение, то применяется новый закон.

6.Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность;

7.Никто не обязан давать показания против самого себя, супруга (супруги) и близких родственников, круг которых определяется законом. К близким родственникам относятся родители, дети, усыновители, усыновленные, полнородные и неполнородные братья и сестры, дедушка, бабушка и внуки. Священнослужители не обязаны свидетельствовать против доверившихся им на исповеди;

8.Любые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого;

9.Не имеют юридической силы доказательства, полученные незаконным способом. Никто не может быть осужден лишь на основе его собственного признания;

10.Применение уголовного закона по аналогии не допускается, т.е. не могут квалифицироваться как преступление действия человека внешне схожие с ним, но не предусмотренные (описанные) уголовным законом.

Судебная система. Конституция Республики Казахстан учреждает единую судебную систему государства. Систему судов в Республике Казахстан составляют Верховный Суд Республики и местные суды.

К местным судам относятся областные и приравненные к ним суды (Алматинский городской суд, Военный суд войск Республики Казахстан), районные (городские), военные суды, учрежденные законом.

Конституция Республики Казахстан запрещает учреждение специальных и чрезвычайных судов под каким бы то ни было названием. Районный (городской) суд образуется Президентом республики по представлению уполномоченного органа, согласованному с Председателем Верховного суда.

Районный (городской) суд состоит из председателя и постоянных судей. Общее число судей для районных (городских) судов устанавливает Президент. Районный (городской) суд:

1) рассматривает по первой инстанции все дела, за исключением дел, отнесенных законом к ведению других судов;

2)ведет и анализирует судебную статистику;

3)осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законом.

Председатель районного суда наделен определенными полномочиями. Он рассматривает дела по первой инстанции, принимает граждан, организует работу по изучению судебной практики и т. д.

Областные и приравненные к ним суды образуются, реорганизуются и упраздняются Президентом республики по каждой области. Общее число судей для каждого областного суда также устанавливает Президент. Областной суд состоит из председателя, председателей коллегий и постоянных судей. Органами областного суда являются: коллегия по гражданским делам; коллегия по уголовным делам; надзорная коллегия и пленарное заседание суда.

Областной суд наделен следующими полномочиями:

1)рассматривает в пределах своих полномочий дела в качестве суда первой инстанции, в апелляционном (кассационном), надзорном порядке и по вновь открывшимся обстоятельствам;

2)осуществляет надзор за деятельностью администратора судов области;

3)ведет и анализирует судебную статистику, изучает и обобщает судебную практику и т. д.

Коллегии областного суда рассматривают в пределах своих полномочий дела в качестве судов первой инстанции, в апелляционном (кассационном) порядке и по вновь открывшимся обстоятельствам.

На территории Республики Казахстан образуются Военный суд Республики Казахстан, военные суды объединений (армий, соединений, гарнизонов). Общее число военных судей устанавливается Президентом. Военный суд объединения образуется в составе председателя суда и судей военного суда. Военный суд объединения рассматривает дела, отнесенные законом к его ведению, анализирует судебную статистику.

Верховный Суд Республики Казахстан венчает всю судебную систему. Верховный Суд является высшим судебным органом по гражданским, хозяйственным, уголовным и иным делам, подсудным нижестоящим судам. Верховный Суд наделен следующими полномочиями:

- рассматривает судебные дела, отнесенные к его подсудности;

- рассматривает в надзорном порядке и по вновь открывшимся обстоятельствам все дела, рассмотренные нижестоящими судами;

-изучает и обобщает практику применения законов, других нормативных правовых актов;

- издает нормативные постановления, дающие разъяснения судам по вопросам судебной практики;

- разрабатывает предложения по совершенствованию законов, других нормативных правовых актов и т. д.

Общее число судей Верховного Суда устанавливается Президентом.

Органами Верховного Суда являются: Надзорная коллегия, Пленум, Коллегия по гражданским делам, Коллегия по уголовным делам.

Коллегии Верховного Суда рассматривают судебные дела по первой инстанции, в апелляционном (кассационном), а также в надзорном порядке и по вновь открывшимся обстоятельствам. Коллегии вносят Председателю Верховного Суда предложения и материалы для дачи Пленарным заседанием Верховного Суда разъяснений по вопросам судебной практики.

3.Осуществление правосудия –как основная функция судов РК.Статус судей. Судья является носителем судебной власти в республике. Он в конституционном порядке наделен полномочиями осуществлять правосудие на профессиональной основе.

Судьями могут быть:

- достигшие двадцати пяти лет;

- имеющие высшее юридическое образование;

- стаж работы по юридической профессии не менее двух лет;

- сдавшие квалификационный экзамен.

- успешно прошедшие стажировку в суде и получившие положительный отзыв пленарного заседания суда;

- имеющие безупречную репутацию.

В отношении кандидатов в судьи областного и Верховного Суда закон дополнительно устанавливает стаж работы по юридической специальности не менее пяти лет, из них, как правило, не менее двух лет судьей.

Все судьи обладают равным статусом, правовым положением. В зависимости от того, в каком звене судебной системы работают судьи, они различаются между собой только компетенцией. Судьи в Республике Казахстан независимы и несменяемы.

Конституция Республики Казахстан гарантирует неприкосновенность судей.

Судья не может быть:

- арестован, подвергнут приводу, мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке;

- привлечен у уголовной ответственности без согласия Президента, основанного на заключении Высшего судебного совета или Сената (кроме случаев задержания на месте преступления или совершения тяжких преступлений). Уголовное дело в отношении судьи может быть возбуждено только Генеральным прокурором Республики.

Должность судьи не совместима:

- с депутатским мандатом;

- с занятием иной оплачиваемой должности;

- осуществлением предпринимательской деятельности, вхождением в состав руководящего органа или наблюдательного совета коммерческой организации.

Судьи не должны состоять в политических партиях, профессиональных союзах, выступать в поддержку или против какой-либо политической партии. Судьи могут заниматься преподавательской, научной или иной творческой деятельностью.

Полномочия судьи приостанавливаются, если:

- дано согласие на заключение судьи под стражу или привлечение его к уголовной ответственности;

- судья был признан безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу;

- при переходе на другую работу.

Судья освобождается от должности в следующих случаях:

- по собственному желанию;

- по состоянию здоровья, препятствующему участию в судопроизводстве, в соответствии с медицинским заключением;

- вступления в законную силу решения суда о признании судьи недееспособным или ограниченно дееспособным, либо применения к нему принудительных мер медицинского характера;

- если в отношении судьи вступил в законную силу обвинительный приговор суда;

- при утрате судьей гражданства Республики Казахстан;

- назначения, избрания судьи на другую должность и его перехода на другую работу;

- упразднения суда или истечения срока полномочий;

- при признании судьи решением суда, вступившим в законную силу, недееспособным либо умершим.

Нормативные акты Верховного суда. Пленум Верховного Суда рассматривает материалы изучения и обобщения практики применения законов, других нормативных правовых актов судами. Пленум Верховного Суда принимает постановления нормативные и ненормативные. Согласно Конституции РК, нормативные постановления Верховного Суда республики относятся к источникам права Республики Казахстан.

Нормативные постановления Пленума Верховного Суда являются специфическими актами. Содержащиеся в них правовые нормы не являются первичными, но в них даются разъяснения норм законов и иных нормативных правовых актов, применяемых судами. Весьма важным является конституционное полномочие Верховного Суда — давать заключение об обоснованности предъявленного Президенту обвинения в совершении государственной измены. Перечень законов и других нормативных правовых актов, которые служат источником принятия нормативных постановлений Верховного Суда, ограничен этой сферой. Верховный Суд выступает субъектом, официально толкующим правовые нормы законов, других нормативных правовых актов, Такое толкование носит официальный и обязательный характер для судов.

Конституционный Совет - это самостоятельный и независимый от государственных органов, организаций, должностных лиц и граждан государственный орган, обеспечивающий верховенство Конституции на всей территории Республики, подчиняющийся при осуществлении своих полномочий только Конституции Республики и Указу Президента «О Конституционном Совете».

Конституционный Совет состоит из семи членов, в том числе Председателя. Кроме этого, пожизненными членами Конституционного Совета являются по праву экс-Президенты Республики.

Председатель Конституционного Совета назначается на должность и освобождается Президентом Республики. Два члена Конституционного Совета назначаются на должность и освобождаются Президентом, два — Председателем Сената, два — Председателем Мажилиса Парламента. Срок полномочий членов Конституционного Совета — шесть лет. Половина членов Конституционного Совета обновляется каждые три года.

Различие судебных зданий и всех государственных органов Республики Казахстан различаются по символам государственной власти.

На зданиях и в залах судебных заседаний устанавливается Государственный флаг Республики Казахстан и помещается изображение Государственного герба Республики Казахстан. Для судей Республики Казахстан предусмотрена специальная форма одежда «Мантия» в которых они осуществляют правосудие.

Судебная власть - это один из видов государственной власти.

Конституционный закон РК от 25.12.2000 г. «О судебной системе и статусе судей РК», которым обеспечиваются конституционные нормы (раздел 7 ст.ст.75 - 84 КРК), указывает (ст.1), что судебная власть в РК принадлежит только судам в лице постоянных судей, а также присяжных заседателей, привлекаемых к уголовному судопроизводству в случаях и порядке, предусмотренных законом. Правосудие в РК осуществляется только судом. Запрещается издание законодательных актов, предусматривающих передачу исключительных полномочий суда другим органам. Никакие иные органы и лица не вправе присваивать себе полномочия судьи или функции судебной власти.

Обращения, заявления и жалобы, подлежащие рассмотрению в порядке судопроизводства, не могут быть рассмотрены или взяты на контроль никакими другими органами, должностными или иными лицами.

Судебная власть осуществляется от имени РК и имеет своим назначением защиту прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, обеспечение исполнения Конституции РК, законов, иных нормативно-правовых актов, международных договоров республики.

Каждому гарантируется судебная защита от любых неправомерных решений и действий государственных органов, организаций, должностных или иных лиц, ущемляющих или ограничивающих права, свободы и законные интересы, предусмотренные Конституцией и законами республики.

Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела, с соблюдением всех требований закона и справедливости компетентным, независимым и беспристрастным судом.

Судебная власть осуществляется посредством гражданского, уголовного и иных установленных законом форм судопроизводства. Судьи при отправлении правосудия независимы и подчиняются только Конституции и Закону.

По действующей Конституции РК судебная система подвергалась значительному реформированию, нет теперь ни Конституционного суда, ни Высшего Арбитражного суда. Судами республики являются Верховный Суд и местные суды республики (областные, городские, районные).

Таким образом, судебная власть есть предоставленные специальным органам государства - судам - полномочия по разрешению отнесенных к их компетенции вопросов, возникающих при применении права, и реализация этих полномочий путем гражданского, уголовного, административного судопроизводства с соблюдением процессуальных форм, создающих гарантии законности и справедливости принимаемых судами решений.

На практике не исключается арбитражное судопроизводство, но оно рассматривается как разновидность гражданского. Так, конституционный закон РК от 25.12.2000 г., с принятием которого утратил силу Указ Президента, имеющий силу закона «О судах и статусе судей в РК» от 20.12.1995 г, закрепил дальнейшее совершенствование судебно-правовой реформы в стране. Основная цель при этом:

- расширение полномочий Председателя Верховного Суда;

- повышение правового статуса судей и их социального обеспечения.

Этим же законом предусмотрено образование в областных судах и Верховном Суде надзорных коллегий и пленарных заседаний вместо президиумов Верховного Суда.

Данное нововведение осуществлено в целях приведения в соответствии с нормой Конституции РК, которой не установлены такие органы, как президиумы.

Указом Президента РК от 17.08.2010 г. № 1039 «О мерах по повышению эффективности правоохранительной деятельности и судебной системы в РК» упразднен Комитет по судебному администрированию при Верховном Суде РК с передачей функций и полномочий по: исполнению исполнительных документов, а также функций по организационному, материально - техническому обеспечению и иному обеспечению деятельности областных, районных и приравненных к ним судов, организационному и методическому руководству деятельностью судебных приставов вновь образованному Департаменту по обеспечению деятельности судов при Верховном Суде.

Словом, правосудие в судах будет осуществляться только указанными в Конституции судебными органами - коллегиями. Пленарные заседания судов не наделяются правом отправления правосудия, они решают общие организационные вопросы в деятельности суда.

Для унификации судопроизводства в законе также закреплено объединение хозяйственных и гражданских коллегий в судах республики. Упраздняется военная коллегия в Верховном Суде.

Кроме того, усилены гарантии независимости судей.

Так, если ранее правом возбуждения дисциплинарных дел в отношении судьи обладали судебные органы и органы Министерства юстиции, то в новой редакции это право принадлежит только Председателю Верховного Суда (в отношении всех судей республики) и председателю областного суда (в отношении судей данной области).

На обеспечение прозрачности и гласности процедуры назначения на должность судьи направлены нормы, предусматривающие осуществление отбора кандидатов на должности судей районных и областных судов на конкурсной основе, соответственно, и высшим судебным советом.

Представление кандидатур на вакантные должности председателей коллегии и судей Верховного Суда, председателей коллегии местных судов, а также внесение представлений по прекращению полномочий судей республики отнесены к исключительной компетенции Председателя Верховного Суда.

Для улучшения качественного состава судебного корпуса устанавливаются новые дополнительные требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи, - обязательное прохождение стажировки лиц, успешно сдавших квалификационный экзамен.

В законе существенно расширены полномочия дисциплинарно - квалификационных коллегий, которые будут рассматривать не только дисциплинарные дела, но и вопросы прекращения полномочий судей в случае невыполнения ими требований, предъявляемых к судье, в том числе и за нарушения норм судебной этики. Это свидетельствует об ужесточении требования к судьям.

Итак, первичная фильтрация кандидатов в судьи, оценка их деловых, профессиональных и личностных качеств - такова система отбора и определения кандидатов для назначения судьей.

Высший эшелон судебной власти (Председатель Верховного суда, его заместители, председатели коллегии Верховного суда и судьи Верховного суда избираются Сенатом Парламента РК, по представлению Президента РК, основанному на рекомендации Высшего судебного Совета (ст. 82 КРК), а нижестоящие судьи назначаются главой государства, по представлению Председателя Верховного Суда, основанному на рекомендации Высшего судебного совета.

В тоже время в Конституции РК подчеркивается (ст. 79) постоянство работы судей, независимость которых защищается Конституцией РК и законом.

Судьями могут быть граждане республики, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее 2 лет и сдавшие квалификационный экзамен, успешно прошедший стажировку. Законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов республики.

Должность судьи несовместима с депутатским мандатом, с занятием иной оплачиваемой должности, кроме преподавательской, научной или иной творческой деятельности, осуществлением предпринимательской деятельности, вхождением в состав руководящего органа или наблюдательного совета коммерческой организации.

Высший судебный совет возглавляется Председателем и состоит из Председателя Конституционного совета, Председателя Верховного Суда, Генерального Прокурора, Министра юстиции, депутатов Сената, судей и других лиц, назначаемых Президентом Республики.

Статус, порядок формирования и организация работы Высшего судебного совета определяется Основным Законом государства (ст.82).

Принципы правосудия, установленные Конституцией РК (ст.77), являются общими и едиными для всех судов и судей республики. Обращает внимание п.3 «презумпция невиновности».

1. лицо считается невиновным в совершении преступления, пока его виновность не будет признана вступившим в законную силу приговором суда;

2. никто не может быть подвергнут повторно уголовной или административной ответственности за одно и то же правонарушение;

3. никому не может быть без его согласия изменена подсудность, предусмотренная для него законом;

4. в суде каждый имеет право быть выслушанным;

5. законы, устанавливающие им усиливающие ответственность, возлагающие новые обязанности на граждан или ухудшающие его их положение, обратной силы не имеет. Если после совершения правонарушения ответственность за него законом отменена или смягчена, применяется новый закон;

6. обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность;

7. никто не обязан давать показания против самого себя, супруга (супруги) и близких родственников, круг которых определяется законом, священнослужители не обязаны свидетельствовать против доверившихся им на исповедь;

8. любые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого;

9. не имеют юридической силы доказательства, полученные незаконным способом, никто не может быть осужден лишь на основе его собственного признания;

10. применение уголовного закона по аналогии не допускается. Есть и отраслевые принципы, вытекающие из конституционных, т.е. по вопросам отправления правосудия по конкретным делам судьи не подотчетны; судья при отправлении правосудия независим и подчиняется только Конституции и законам РК; какое-либо вмешательство в деятельность суда по отправлению правосудия недопустимо и влечет ответственность по закону (ст.78 РК).

Установлена уголовная ответственность за незаконное вмешательство в расследование или рассмотрение дел, а также за угрозу по отношению к лицу, производившего дознание, следователю, прокурору, судье.

Суды не вправе применять законы и иные правовые акты, ущемляющие закрепленные Конституцией права и свободы человека и гражданина.

Если суд усмотрит, что закон или иной нормативный правовой акт, подлежащий применению, ущемляет закрепленные Конституцией права и свободы человека и гражданина, он обязан приостановить производство по делу и обратиться в Конституционный Совет с представлением о признании этого акта неконституционным (ст. 78).

Из числа конституционных принципов подлежит отнести к области правосудия и право человека и гражданина на пользование квалификационной юридической помощью.

В соответствии со ст.16 п.3 Основного Закона РК каждый задержанный, арестованный, обвиняемый в совершении преступлений имеет право пользоваться помощью адвоката с момента, соответственно, задержания, ареста или предъявления обвинения.

Наряду с конституционными принципами, так называемой «презумпцией невиновности», есть и отраслевые принципы правосудия:

Один из важнейших принципов, характерных для реально демократического государства - равенство граждан перед законом и судом.

Равенство перед законом - это одинаковое применение положений, закрепленных законодательством, ко всем гражданам.

Равенство перед судом означает наделение всех граждан, предстающих перед судом, в том числе или ином качестве, равными процессуальными правами и обязанностями, независимо от происхождения, социального, должностного и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности.

Состязательность как принцип правосудия означает такое построение этого вида государственной деятельности, которое обеспечивает при рассмотрении гражданских и уголовных дел в судебных заседаниях равные возможности участвующих лиц по отстаиванию своих прав и законных интересов. Другими словами, правосудие является состязательным тогда, когда стороны могут активно и на равных доказывать свою правоту, излагать свои доводы, давать свое толкование фактов, событий и доказательств.

Гласность рассмотрения дел - это открытое судебное разбирательство во всех судах и провозглашение решений, приговоров и постановлений публично.

Решая при осуществлении правосудия вопрос о пределах действия того или иного принципа правосудия, необходимо опираться, во - первых, на предписания ст. 4 КРК, содержащей категорические правила о том, что:

а. Конституция РК имеет высшую юридическую силу;

б. Ее нормы имеют прямое действие на всей территории РК;

в. законы и другие нормативные правовые акты, принимаемые в РК, не должны противоречить ее Основному Закону, т.е. Конституции РК.

А во - вторых, вопрос о действии принципов правосудия не может быть решен без учета провозгласившей Конституцией РК признания составной частью действующего права в РК, ее правовой системы общепризнанные принципы и нормы международного права и международных договоров, имеющих приоритет перед законами и применяются непосредственно. При этом если международным договором РК установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

И последнее, специфика реализации принципов в различных стадиях уголовного процесса не означает их разобщенности. Напротив, принципы взаимно связаны.

Например, принцип гласности и состязательности, направленные на установление объективной истины в гражданском процессе, не могли бы быть реализованы, если бы гражданский процесс не был построен одновременно на таких демократических началах, как равенство граждан перед законом и судом, обеспечение пользования родным языком при осуществлении правосудия и в ходе судопроизводства.

Таким образом, исходя из выше изложенного, следует вывод о том, что судебная власть - это самостоятельный вид государственной власти, принадлежащий только судам, она исключительна, независима, самостоятельна и обособлена.

Процессуальный порядок деятельности, осуществление полномочий путем судопроизводства, подзаконность - являются важнейшими признаками судебной власти.

Суд - специально образованный орган государственной власти, его деятельность основана на законе и состоит, в определенном смысле, в оценке той или иной жизненной ситуации с позиции права, закона.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: